Задачи медицинской психологии: Цели и задачи медицинской психологии

Содержание

Задачи медицинской психологии. Медицинская психология. Полный курс

Задачи медицинской психологии

Основной задачей медицинской психологии является изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения. Этими этапами могут быть осознание самого факта каких-либо неполадок в организме, требующих медицинского вмешательства, момент принятия решения обращения к врачу, реакция пациента на факт осознания того, что он болен и нуждается в посторонней помощи, отношение к объему назначенного лечения и обследования, а также возможного прогноза относительно жизни, здоровья и трудоспособности, прогнозирование своей дальнейшей значимости в семье, на работе и в обществе в целом, внутренняя адаптация психики заболевшего к описанным проблемам. Все возникающие смежные проблемы взаимодействия пациента и медицинского персонала рассматриваются и оцениваются в свете основной задачи – оказания максимально возможной и эффективной помощи больному. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методы психологии в медицинском аспекте. Деятельность медицинской психологии находит отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения: амбулаторно-поликлиническом, госпитальном, санаторно-курортном, аптечном, на разных этапах подготовки медицинских кадров, научно-исследовательской работе, в области организации здравоохранения и некоторых других аспектах. Медицинская психология развивается в тесном взаимодействии с психотерапией, психиатрией, неврологией, нейрохирургией, сурдопсихологией, олигофренопедагогикой, трудотерапией и др.

Таким образом, медицинскую психологию, подобно всей психологии в целом, можно разделить на общую и частную. Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача. Вопросом частной медицинской психологии является разработка различных методов лечения в конкретном применении к тем или иным областям медицины. Общая и частная медицинская психология тесно переплетаются с философскими, биологическими, социологическими и многими другими дисциплинами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

5.2. Задачи медицинской психологии

Медицинская
психология как прикладная наука имеет
следую­щие задачи:

изучение психических
факторов, влияющих на развитие бо­лезней,
их профилактику и лечение; изучение
влияния тех или иных болезней на психику;
изучение различных проявлений психики
в их динамике; изучение нарушений
развития психики; изучение характера
отношений больного человека с меди­цинским
персоналом и окружающей его микросредой;
разработка принципов и методов
психологического иссле­дования в
клинике;

создание
и изучение психологических методов
воздействия на психику человека в
лечебных и профилактических целях
(Блейхер,
Крук, Боков,
1996,
с. 6).

В
медицинской сфере часто встречается
термин клиничес­кая психология.
Нередко понятия медицинская психология
и клиническая психология используются
как синонимы. А.Е. Личко и Н.Я. Иванов
(1992) указывают на тождество понятий
«меди-j
цинская психология» и «клиническая
психология». Об этом же писал ранее М.С.
Роговин (1969) и позднее Ю.Ф. Поляков (1996)
(цит. по Мягков,
Боков,
1999,
с. 24—25). Однако пред-

128

ставление
многих авторов в отечественной психологии
(В. Ива­нов, В.М. Блейхер, В.М. Банщиков)
сводится к пониманию кли­нической
психологии как области медицинской
психологии, имеющей прикладной характер
и ориентированной на потребнос­ти
клиники — психиатрической, соматической
и неврологичес­кой (Современная
психология,
1999,
с. 606—607). Клиническая
психология направлена на решение задач
клинической практики (пси­хиатрической,
неврологической, соматической).

К
разделам клинической психологии
относятся патопсихоло­гия,
нейропсихология, соматопсихология.

В
патопсихологии
изучаются
болезненные изменения в психи­ке,
закономерности нарушения психической
деятельности и свойств личности при
психических заболеваниях. Ценность
патопсихоло­гии в медицинской практике
заключается в разработке и приме­нении
методик диагностики психических
нарушений у больных людей. Патопсихолог,
по мнению известного российского
специа­листа в области медицинской
психологии Блюмы Вульфовны Зейгарник,
должен быть прежде всего психологом,
вместе с тем хорошо осведомленным в
теоретических основах и практических
запросах психиатрической клиники
(Зейгарник,
1999,
с. 4). Прикладное зна­чение патопсихологии
особенно высоко в психиатрии.
Патопсихо­логия необходима для
установления степени и определения
структуры интеллектуального дефекта,
для проведения эксперти­зы, а также
при оценке эффективности лечения. В
патопсихологии изучаются нарушения
сознания и личности, нарушения восприя­тия,
памяти, мышления (Современная
психология,
1999,
с. 607— 610).

Патопсихологию
как область научных и практических
психо­логических знаний не следует
путать с психопатологией. Психопа­тология
— это учение о патологии психики, ее
болезненных изменениях. Психопатология
является разделом психиатрии (то есть
медицины) и занимается клиническим
описанием признаков пси­хических
заболеваний (при этом используются
такие медицинские понятия, как этиология,
патогенез, симптом, синдром). Она изу­чает
закономерности развития психической
болезни.

До
настоящего времени остается дискуссионным
вопрос о раз­граничении предмета
патопсихологии и психопатологии. Обе
на­уки изучают расстройства психики,
но пользуются при этом разными методами.
Патопсихология изучает психические
расстройства методами психологии
(патопсихологический эксперимент,
те­стирование), а психопатология в
основном прибегает к методу
клинико-описательному (Блейхер,
Крук, Боков,
1996,
с. 9; Совре­менная
психология,
1999,
с. 607). Наиболее авторитетные специали­сты
в области патопсихологии в нашей стране
— Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.М.
Блейхер, И.В. Крук.

В.М. Блейхер и И.В.
Крук (1986) выделяют следующие задачи,
стоящие перед практической патопсихологией:

1) получение данных
для диагностики;

2) исследование
динамики психических нарушений в связи
с проводимой терапией — оценка
эффективности проведения лечебного
процесса;

3) участие в
экспертной работе — военной,
медико-социальной, судебной,
психолого-медико-педагогической
эксперти­зах;

4) участие в
реабилитационной работе;

5) исследование
недостаточно изученных психических
заболеваний, а также структуры психических
нарушений при некото­рых неврологических
и соматических заболеваниях;

6)
участие в психотерапии (цит. по Мягков,
Боков,
1999,
с. 21—23). Психические нарушения человека
нередко бывают связаны с нарушениями
деятельности мозга в результате травмы.
Поэтому в качестве раздела медицинской
психологии часто называют нейро­психологию,
которая
исследует зависимость психических
явлений от физиологических процессов,
протекающих в мозге. Нейропси­хология
изучает мозговые механизмы высших
психических функ­ций, изменения
психики больных при локальных поражениях
головного мозга. В нейропсихологии
исследуются нарушения вос­приятия
(агнозия), нарушения произвольных
целенаправленных движений и действий
(апраксия), расстройства различных форм
речевой деятельности (афазия), нарушения
памяти (амнезия), на­рушения внимания,
мышления, эмоций. Новые приемы для
ран­ней и точной диагностики локальных
поражений мозга, созданные в нейропсихологии,
позволяют разрабатывать и применять
научно обоснованные методы восстановления
психических функций. Ос­новоположником
нейропсихологии в России был А.Р. Лурия.
В последние десятилетия в области
нейропсихологии активно ра­ботают
также Е.Д. Хомская и Л.С. Цветкова.

Важнейшее
направление работы медицинских психологов
ра­бота
с соматическими больными.
Взаимосвязь
психических функцийчеловека
и соматических заболеваний известна
давно. Появление тер­мина
«психосоматический» относится к 1818 г.
(Хайнрот). В 1825 г. Якоби использовал
родственное понятие «соматопсихика».
Зарож­дение психосоматической медицины
связывают с психоаналити­ческими
работами 3. Фрейда (цит. по Современная
психология,
1999,
с. 615).

В настоящее время
доказано, что в происхождении таких
забо­леваний, как бронхиальная астма,
язвенная болезнь желудка, ги­пертония
важная роль принадлежит психическому
фактору. Известно, что сильные душевные
волнения, длительные стрессо­вые
переживания могут отрицательно повлиять
на организм и выз­вать соматические
заболевания. Эта связь психического
фактора с возникновением и развитием
соматических и нервно-психических
заболеваний получила выражение в
названии «психогенные забо­левания».
С другой стороны, некоторые нервно-психические
нару­шения, личностные особенности
человека возникают в связи с соматическими
заболеваниями. Такие изменения в психике
паци­ента принято называть соматогениями.
Так, при сердечно-сосуди­стой патологии
больные испытывают тревогу, страх,
особенно во второй половине дня. При
желудочно-кишечных заболеваниях
па­циенты подавлены, раздражительны,
проявляют ипохондрию (по­вышенные
опасения за свое здоровье). При туберкулезе
характерны частые проявления эйфории
(беспричинное состояние чрезмер­ной
веселости, характеризующееся благодушием,
радостью, бес­печностью, безмятежностью).

Поэтому важнейшей
заботой медицинского психолога должно
быть уделено пациентам, часто и хронически
болеющим. Они очень ранимы, отличаются
раздражительностью, вспыльчивостью,
обид­чивостью, слезливостью.

В
качестве раздела медицинской психологии
порой рассматри­вают психофармакологию,
изучающую
влияние лекарственных ве­ществ на
психическую деятельность человека,
психические изменения, наступающие под
воздействием этих веществ. Для это­го
оказывается недостаточно клинических
наблюдений, необхо­димо
экспериментально-психологическое
исследование, имеющее огромное
практическое значение.

Задачи медицинской психологии

   Основной
задачей медицинской психологии является
изучение психики и особенностей поведения
больного и окружающих его близких,
родственников и медицинского персонала
на разных этапах их общения. Этими
этапами могут быть осознание самого
факта каких-либо неполадок в организме,
требующих медицинского вмешательства,
момент принятия решения обращения к
врачу, реакция пациента на факт осознания
того, что он болен и нуждается в посторонней
помощи, отношение к объему назначенного
лечения и обследования, а также возможного
прогноза относительно жизни, здоровья
и трудоспособности, прогнозирование
своей дальнейшей значимости в семье,
на работе и в обществе в целом, внутренняя
адаптация психики заболевшего к описанным
проблемам. Все возникающие смежные
проблемы взаимодействия пациента и
медицинского персонала рассматриваются
и оцениваются в свете основной задачи
– оказания максимально возможной и
эффективной помощи больному. При этом
она изучает проблемы медицины в
психологическом аспекте и методы
психологии в медицинском аспекте.
Деятельность медицинской психологии
находит отражение в деятельности
различных звеньев системы здравоохранения:
амбулаторно-поликлиническом, госпитальном,
санаторно-курортном, аптечном, на разных
этапах подготовки медицинских кадров,
научно-исследовательской работе, в
области организации здравоохранения
и некоторых других аспектах. Медицинская
психология развивается в тесном
взаимодействии с психотерапией,
психиатрией, неврологией, нейрохирургией,
сурдопсихологией, олигофренопедагогикой,
трудотерапией и др.
   Таким
образом, медицинскую психологию, подобно
всей психологии в целом, можно разделить
на общую и частную. Задачей общей
медицинской психологии является изучение
взаимоотношений личности больного и
врача. Вопросом частной медицинской
психологии является разработка различных
методов лечения в конкретном применении
к тем или иным областям медицины. Общая
и частная медицинская психология тесно
переплетаются с философскими,
биологическими, социологическими и
многими другими дисциплинами.

Тема 2 Психологические составляющие взаимоотношений между врачом и больным

   Фундаментом
лечебной среды любого учреждения
являются отношения: врач и больной,
сестра и больной и врач-сестра-больной.
   Для
формирования таких взаимоотношений
прежде всего должно наступить осознание
потребности в получении медицинской
помощи, обращения к врачу. Признаки
заболевания могут нарастать постепенно
или наступить внезапно. При быстро или
стремительно ухудшающемся состоянии
вопрос о необходимости медицинской
помощи решается быстро, в противном
случае больной может долго думать и
колебаться, стоит ли обращаться в
медицинское учреждение или он справится
сам, а может, тревожащие симптомы исчезнут
без лечения и вообще они не являются
признаком какого-либо заболевания.
Больной обращается за советами к
родственникам, друзьям, знакомым. Часть
советов использует на практике и получает
самые неожиданные, в лучшем случае не
вредящие его здоровью результаты.
Продолжительность такого самостоятельного
этапа лечения зависит от уровня культуры,
образованности, тяжести состояния,
предыдущего опыта общения с медициной
в целом, интенсивности реакции отрицания
болезни, степени занятости, материальных
возможностей и других аспектов жизни.
В результате стадия заболевания, на
которой больной попадает к врачу, может
быть от первоначальной до тяжелой,
терминальной, когда возможности медицины
заключаются только в констатации факта
и назначении симптоматического лечения.
В зависимости от стадии и характера
заболевания первый контакт может быть
с врачом общей практики или участковым
врачом, врачом-специалистом узкого
профиля, врачом приемного покоя или
сразу врачом скорой медицинской помощи.
Вне зависимости от того, к какому врачу
и в какой стадии заболевания попал
пациент, работа врача будет складываться
из трех основных этапов, которые
различаются только по продолжительности
и степени интенсивности в каждом
конкретном случае.
   1. Сбор
анамнеза, начинающийся с фиксирования
жалоб пациента. Больного мучают тысячи
вопросов: что с ним? болен ли он вообще?
если болен, то излечимо ли заболевание?
что будет с ним дальше? какие действия
предпримет врач? можно ли вообще доверять
этому врачу? Невозможно предусмотреть
все вопросы и сомнения, которые могут
терзать пациента. Врач должен дать
возможность пациенту подробно изложить
все его жалобы, сомнения и задать вопросы.
Подробно излагая свои переживания,
больной может и сам суметь оценить
степень значимости каждой конкретной
из них, если не был в состоянии сделать
этого до визита к врачу. Выступая в роли
внимательного слушателя, врач одновременно
решает несколько задач: начинает путь
формирования доверительных отношений
с больным, дает пациенту возможность
выговориться, облегчить душу. Анализируя
сказанное, грамотный врач сразу исключает
истинные симптомы и жалобы от мнимых,
нафантазированных, избавляет себя от
необходимости корректного формулирования
вопросов, так как уже получил на них
ответы. В противном случае, не дав
больному возможности высказаться в
должном объеме, врач рискует потерять
контакт с больным сразу и даже получить
необоснованную жалобу от больного
только лишь потому, что его не выслушали,
хотя врачу уже было достаточно сказанного
для постановки диагноза и дальнейших
действий. В процессе сбора анамнеза
врачу необходимо не только выслушать
больного, но и понять его, выразить свое
сопереживание, дополнить его рассказ
уместными репликами, сочувственными
жестами, внимательно наблюдая за
действиями и реакцией пациента на них,
позволяющими судить об отношении
больного к себе, своим жалобам, адекватности
их оценки самим больным. Закончив свой
рассказ перед внимательным слушателем,
больной уже чувствует облегчение. Это
как раз тот случай, о котором известный
венгерский врач Баллинт сказал: «Врач
и сам лекарство». Далее наступает очередь
врача задавать вопросы. Имеют большое
значение корректность постановки
вопроса, тон, каким он был задан, степень
культуры речи. Вопросы должны
демонстрировать доброжелательность
врача, способность и желание сопереживания
и помощи, ни в коем случае не содержать
даже скрытого намека на насмешку,
высокомерие или недостаточный
интеллектуальный уровень пациента. В
большинстве случаев грамотный врач уже
в процессе сбора анамнеза может установить
предварительный диагноз. Однако
сложившееся представление врача
(трогенное представление) может не
соответствовать представлению пациента
(аутогенному представлению) о своем
состоянии, возможном заболевании. В
истинном диагнозе должно найти отражение
то и другое представление. Долг врача
в этой ситуации – провести с больным
разъяснительную работу, обосновать
происхождение его жалоб и своего мнения
об этих жалобах и предполагаемом
диагнозе. Разговор с больным врач должен
вести на доступном ему языке, не
использовать терминов и оборотов речи,
понятных только медикам, не высказывать
категоричных суждений, особенно если
они противоположны мнению пациента.
   2.
Следующим этапом является назначение
обследований. Помимо медицинских
показаний, следует учитывать настрой
больного на проведение обследований в
целом и отношение к конкретным методам
в частности. Если есть необходимость в
проведении платных обследований, доктор
должен тактично поинтересоваться
материальными возможностями пациента,
причем акцент должен быть сделан не на
финансовые возможности пациента в
целом, а желание и возможность потратить
какую-либо сумму на проведение медицинских
исследований. Врач должен создать у
пациента мотивацию к проведению
обследований. Каждое из назначенных
исследований должно быть обосновано
доктором как проводимое исключительно
в целях быстрейшей и максимально точной
постановки диагноза. Если состояние
больного требует проведения каких-либо
сложных или неэстетичных, болезненных
манипуляций в целях обследования, врач
должен подробнее разъяснить характер
проведения и необходимость использования
именно таких методов.
   3.
Завершающим этапом являются назначение
лечения острого процесса и разъяснение
дальнейшего отношения к своему
заболеванию. К этому этапу общения между
врачом и больным уже сложились какие-то
отношения, в большинстве случаев трудно
поддающиеся дальнейшей коррекции. Одним
из вариантов таких отношений могут быть
беспредельная вера в лечащего врача,
наделение его сверхъестественными
способностями. От таких отношений
недалеко до предрассудков, с одной
стороны, а с другой – боязни причинения
вреда, так как врач знает все, а больной
– ничего. При таком варианте взаимоотношений
грамотный врач старается закрепить
веру больного в себя, но и избавить
больного от надежды на чудо. Отношения
больного и врача могут складываться
совершенно иначе. Пациент может быть
настроен воинственно, настойчиво и
решительно. Этот настрой не всегда
демонстрирует враждебное отношение
лично к доктору, такое поведение может
быть лишь выходом общего
эмоционально-психологического состояния
пациента, напряженности его нервной
системы. Построение взаимоотношений с
такими больными требует от врача высокой
морально-психологической устойчивости,
умения дифференцировать отношения
пациента к врачу от его эмоционального
состояния в целом. Наряду с вышеописанными
отношениями существует отношения
взаимного сотрудничества, к которым
должны стремиться все врачи и пациенты,
так как в этом случае можно ожидать
максимального эффекта от лечения.
   Есть
и различные патологические формы
взаимоотношений врача и больного. Одним
из вариантов являются невыполнимые
претензии пациентов, требование от
врача выполнения функций, не входящих
в круг его обязанностей. Такие больные
часто меняют врачей, но не находят
желаемых результатов. Противоположной
патологической формой взаимоотношений
является болезненная привязанность
пациента к единственному доктору, вера
в то, что ему может помочь только этот
врач. Взаимоотношения пациента и доктора
не являются раз и навсегда установившимися,
они подвергаются изменениям в процессе
взаимодействия. На них могут влиять
более внимательное отношение доктора,
эффективность проведенного лечения,
точность и быстрота поставленного
диагноза, и наоборот, изначально хорошие
отношения способствуют большей
эффективности лечения. Условия, в которых
ведется лечебная деятельность, не могут
не оказывать своего специфического
влияния. Естественно, различными будут
отношения на амбулаторном этапе лечения
и госпитальном. На амбулаторном этапе
врач имеет возможность наблюдать
больного в течение многих лет, все лучше
узнавая его как личность, зная условия
жизни больного, семейные и социальные
проблемы, кризисные моменты его жизни.
Исходя из этого, участковый врач,
длительное время наблюдающий данную
семью, быстрее разберется в источниках
и предрасполагающих факторах заболевания.
Венгерский врач Баллинт так охарактеризовал
роль участкового врача в обществе:
«Участковый врач может стать истинным
представителем медицинской науки,
стремящейся лечить не болезни, а больного
человека, в центре внимания которой
патология личности как единого целого,
и таким путем он станет продолжателем
благородного дела «домашних» врачей,
врачей семьи». Лечебная деятельность,
осуществляемая в условиях стационарного
учреждения, предусматривает более
короткий, но интенсивный период общения,
за который состояние больного меняется
стремительнее. Разумеется, характер
взаимоотношений будет определяться и
профилем госпитального отделения: один
вариант – терапевтическое отделение,
другой – гинекологическое и совсем
иной – психиатрическое.
   Помимо
взаимоотношений между врачом и больным
следует помнить, что врач является
образцом и примером для среднего
медицинского персонала. Характер
взаимоотношений врача с больными
воздействует и на медицинских сестер.
Грамотный доктор, осознающий это, имеет
в своем арсенале важнейшее средство
психологического воздействия на них.

Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии

Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии

Предмет изучения медицинской психологии

Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую, изучающую отдельные психические процессы, и частную (специальную), включающую такие отрасли, как педагогическая, юридическая, медицинская и многие другие. Медицина, как и многие другие науки, стремительно развивается, в работе врачей и медицинских сестер появляется большое количество новейшей аппаратуры, разнообразных контролирующих средств, позволяющих усовершенствовать качество лечебно-диагностического процесса. Не всегда больные бывают подготовленными к воздействию на них разнообразных устройств, особенностям новых методов лечения. В связи с прогрессом медицинской науки появился новый термин – «психология обращения с больными». Предметом и целью психологии обращения с больными является умение рассмотреть судьбу больного в окружающей его лечебной среде. В начале своего заболевания человек борется со своим недомоганием самостоятельно. Через какой-то промежуток времени, когда его собственные силы исчерпаны, к процессу борьбы прибегают медицинские работники. В центре внимания психологии обращения с больным находится вопрос взаимодействия больного со средой лечебного учреждения, формирования отношений между больным и врачом, сестрой и больным и тройственного союза: врач-сестра-больной. В вопросах медицинского взаимодействия иногда складывается такое понимание процесса: врач лечит больного, а сестра ухаживает за ним. Однако это не совсем правильное понимание вопроса: распределение работы между врачом и сестрой во многом зависит от местных условий и характера лечебного учреждения. Кроме того, психологическое воздействие на больного сестра оказывает не в меньшей степени, чем врач, так как продолжительность ее общения с больным нередко бывает больше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Предмет и задачи медицинской психологии

Предмет
и задачи медицинской психологии.
Предпосылки развития медицинской
психологии. Формирование медицинской
психологии как самостоятельной
дисциплины. Вклад И.М. Балинского,
И.М.Сеченова, С.П.Боткина, Н.И.Павлова,
В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова в развитие
медицинской психологии. Развитие
медицинской психологии в странах Европы
и Америки. Вклад З.Фрейда, А.Адлера,
К.Г.Юнга, Э.Кречмера в развитие медицинской
психологии. Современное состояние
медицинской психологии. Основные разделы
медицинской психологии. Документы,
регламентирующие деятельность
медицинского психолога. Направления
дальнейшего развития медицинской
психологии.

Медицинская
психология – обширная область знаний,
расположенная на стыке медицины и
психологии. В.Д.Менделевич дает следующее
определение медицинской психологии:
медицинская психология – это «наука,
изучающая психологические особенности
людей, страдающих различными заболеваниями,
методы и способы диагностики психических
отклонений, дифференциации психологических
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические,
психокоррекционные и психотерапевтические
способы помощи пациентам, а также
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических влияний» [5. C.
3].

Задачи «медицинской
психологии» вытекают из ее определения:


изучение психологических особенностей
людей, страдающих различными заболеваниями;


диагностика психологических особенностей
людей, страдающих различными заболеваниями;

— дифференциальная
диагностика психологических синдромов;

— психопрофилактика
возникновения различных заболеваний;

— психокоррекция
и психотерапия при различных заболеваниях


изучение психологии взаимоотношений
пациента и медицинского работника;


изучение теоретических аспектов
психосоматических и соматопсихических
влияний;

— создание на базе
такого изучения научно обоснованных
рекомендаций по их улучшению, и другие.

В
своем развитии медицинская психология
прошла длительный путь. Два направления
– изучение психических явлений и
изучение организма как развивались
самостоятельно, так и складывались в
единую науку. Факты взаимосвязи психики
и сомы накапливались в течение веков.
Предпосылки развития медицинской
психологии складывались из фактов
взаимосвязи психики и сомы. Видные
философы, врачи и ученые древности
задумывались о таком взаимоотношении.
Г.К Ушаков приводит данные о том, что в
египетском папирусе, который ученые
относят к 20 веку до нашей эры, описывается
клиника истерии. [10]. Врач древности
Гиппократ, живший еще до нашей эры,
связывал темперамент человека с
циркулированием у него в организме
различных жидкостей – желчи, слизи и
крови. Л.О. Бадалян пишет, что «в средние
века Д.М.Морганьи и Т.Валлизий смогли
связать определенные неврологические
нарушения с соответствующими структурами
мозга». [Бадалян, Л.О. Невропатология.
/Л.О. Бадалян. — М.: Просвещение. 1987. – 317
с. – стр. 6.].

Материалистические
основы медицинской психологии заложил
И.М.Сеченов. [Сеченов И.М. Избранные
произведения. М.: Издательство Академии
наук СССР, 1952.]. Он доказал, что в основе
поведения человека лежат рефлексы.
И.П.Павлов выделил понятие – условные
рефлексы. Но условный рефлекс И.П.Павлов
считал не только физиологическим, так
и психическим явлением. [Павлов И.П.
Психопатология и психиатрия. М.:
Издательство академии медицинских
наук. 1949. – 236 с.]. М.Г.Ярошевский отмечает,
что «варьируя на протяжении 35 лет
бессчетное число раз вместе с
многочисленными учениками условия
образования, преобразования, сочетания
рефлексов, И.П.Павлов открыл законы
высшей нервной деятельности». [Ярошевский
М.Г.. Краткий курс истории психологии.
М.: Международная педагогическая
академия. 1995. – 144 с. – стр. 110.].

Современником
И.П.Павлова был великий русский ученый
В.М. Бехтерев.
Еще более ста лет назад В.М.Бехтерев
писал: « …тесная зависимость жизненных
проявлений всех органов нашего тела от
органа психики не подлежит сомнению».
[Бехтерев В.М. Избранные труды по
психологии личности. Т.1. Психика и жизнь.
СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1999. – 256 с. – стр.108.]. В своих
трудах В.М.Бехтерев опирался на две
установки – установку на комплексность
исследования человека, для чего он
объединил в созданном им институте
мозга специалистов разных научных
направлений, занимающихся изучением
человека, и установку на изучение
целостного человека в его развитии.
[Ярошевский М.Г.. Краткий курс истории
психологии. М.: Международная педагогическая
академия. 1995. – 144 с.]. Свою основную
научную концепцию В.М.Бехтерев назвал
сначала объективной психологией, а
затем рефлексологией. Установку на
целостность организма поддерживал и
С.П.Боткин.

Основатель
московской школы психиатрии С.С.Корсаков
выделяет психическое лечение в
самостоятельный раздел. С.С.Корсаков,
создавший школу московской психиатрии,
впервые в России применил метод
ненасильственного лечения психических
больных, изменил методы ухода за
психически больными людьми. Изменение
методов ухода предполагало дружелюбное
отношение к больным, заботу обо всех
мелочах их быта. [Морозов Г.В. Деонтология
в психиатрии. В сб. Деонтология в медицине.
Т.2.Под ред. Б.В.Петровского. М.: Медицина,
1988. – 416 с. – стр. 145 – 162.]. «С.С.Корсаков
возвел сумасшедшего в ранг больного».
[И.Я.Завилянский, Л.И.Завилянская.
Деонтология в психиатрии. Киев.: Здоров,
я. 1979. – 128 с. – стр. 5]. С.С.Корсаков также
внес большой вклад в изучение нервно –
психических расстройств у детей. (Бадалян
Л.О. Невропатология. М.: Просвещение.
1987. – 317 с. – стр. 10.).

Один
из основателей петербургской школы
психиатрии И.М.Балинский является
автором одного из «наиболее ранних
изложений допускаемых некоторыми ошибок
в процессе воспитания и как ошибки,
допущенные в процессе воспитания, влияют
на формирование патологических качеств
личности». [Бадалян Л.О. Невропатология.
М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 12.].

Были
и другие выдающиеся ученые, развивавшие
медицинскую психологию во все времена.
В Европе важный вклад в развитие
медицинской психологии внесли не только
отдельные личности, но и школы, создавшие
и продолжающие создавать целые направления
медицинской психологии.

Так
А.Р.Лурия стоял у истоков нейропсихологии.
З.Фрейд является основоположником
психоаналитического направления
психосоматики, а также такого направления
психотерапии, которое получило название
классический психоанализ. В дальнейшем
психоанализ развивался в школах его
учеников. У К.Г.Юнга – это направление
развилось в аналитическую психологию,
у А.Адлера – в индивидуальную психологию.

Э.Кречмер,
является автором одного из первых
учебников по медицинской психологии.
Он работал в направлении, которое
называется конституционализм, и которое
в настоящее время не получает дальнейшего
развития.

Канадский
физиолог Г.Селье, автор учения о стрессе,
является основоположником одного из
направлений, которое рассматривает
появление психосоматических заболеваний
с точки зрения последствий воздействия
стресса на организм.

Основными
разделами медицинской психологии
К.К.Платонов считал следующие:

патопсихология,

нейропсихология,

психогигиена,

психотерапия,

психофармакология,

профессиология
медицинской психологии,

экстремальная
психология,

трудотерапия,

психология
медицинского труда. [К.К.Платонов.
Личность как объект медицинской
психологии. В сб. Этико – психологические
проблемы медицины. Под ред. Г.И.Царегородцева.
М.: Медицина. 1978. – 376 с. – стр. 7 – 42.].

В
настоящее время к этому списку добавляется
еще и соматопсихология. Некоторые
отрасли медицинской психологии в
настоящее время достигли такого уровня
развития, что выделяются в отдельные
дисциплины.

Профессия
медицинского психолога не только диктует
определенные требования к личности, а
также высокий уровень квалификации, но
и считает само собой разумеющимися
постоянный личностный и профессиональный
рост. Как в психологии, так и в медицине,
работа обязывает к соблюдению правил
этики и деонтологии, одним из которых
является соблюдение профессиональной
тайны. Деятельность медицинского
психолога регламентирована нормативными
документами, в которых указано, кто
имеет право работать медицинским
психологом, его права и обязанности.
Нормативными документами регламентированы
требования к нагрузке, продолжительности
рабочего дня и недели, требования к
рабочему месту медицинского психолога,
к той документации, которую он ведет, а
также регламентированы другие особенности
профессиональной деятельности в
медицинской психологии.

Задачи медицинской психологии

Основной задачей медицинской психологии является изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения. Этими этапами могут быть осознание самого факта каких-либо неполадок в организме, требующих медицинского вмешательства, момент принятия решения обращения к врачу, реакция пациента на факт осознания того, что он болен и нуждается в посторонней помощи, отношение к объему назначенного лечения и обследования, а также возможного прогноза относительно жизни, здоровья и трудоспособности, прогнозирование своей дальнейшей значимости в семье, на работе и в обществе в целом, внутренняя адаптация психики заболевшего к описанным проблемам. Все возникающие смежные проблемы взаимодействия пациента и медицинского персонала рассматриваются и оцениваются в свете основной задачи – оказания максимально возможной и эффективной помощи больному.

При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методы психологии в медицинском аспекте. Деятельность медицинской психологии находит отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения: амбулаторно-поликлиническом, госпитальном, санаторно-курортном, аптечном, на разных этапах подготовки медицинских кадров, научно-исследовательской работе, в области организации здравоохранения и некоторых других аспектах. Медицинская психология развивается в тесном взаимодействии с психотерапией, психиатрией, неврологией, нейрохирургией, сурдопсихологией, олигофренопедагогикой, трудотерапией и др.

Таким образом, медицинскую психологию, подобно всей психологии в целом, можно разделить на общую и частную.

  • Задачей общей медицинской психологии является изучение взаимоотношений личности больного и врача.
  • Вопросом частной медицинской психологии является разработка различных методов лечения в конкретном применении к тем или иным областям медицины.

Общая и частная медицинская психология тесно переплетаются с философскими, биологическими, социологическими и многими другими дисциплинами.

Задачи по медицинской психологии

Решение этико-психологических задач по медицинской психологии

Ситуационная задача № 1

У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12 недель; беременность была желанной. При проведении необходимых анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не обладала достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала, что сказать родственникам.

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Важно, чтобы в этот момент медсестра правильно установила с пациенткой взаимодействие, т.к. устанавливаемые взаимоотношения помогут пациентке справиться с чувствами бессилия и отчаяния, а также выполнить все лечебные рекомендации.

В данной ситуации молодой женщине требуется профессиональная помощь и поддержка со стороны медицинской сестры, т.к. сестринский уход способен оказать существенное положительное влияние на состояние пациента. Медсестра должна помочь пациентке справиться с новой информацией и негативными эмоциями.

Таким образом, медицинская сестра ставит перед собой следующие задачи:

  1. Помочь пациентке в получении более полной информации о диагнозе и лечении;

  2. Помочь пациентке справиться с переживаниями и адаптироваться к жизни с ВИЧ и беременности.

Основное содержание помощи – консультирование, поддержка, уход.

Ситуационная задача № 2

Пациент находился на обследовании в пульмонологическом отделении, его направили на бронхоскопию. Он обратился к дежурной медсестре с просьбой объяснить, почему его направили на данный вид исследования. Медсестра в грубой форме ответила: «Не надоедайте! У вас рак». Утром пациента обнаружили мертвым. Вскрытие показало, что он отравился.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?

Анализ ситуации

Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его потребность в информации. Адекватным сестринским вмешательством в данном случае было бы информирование пациента о процедуре бронхоскопии, проводимой с помощью специального инструмента бронхоскопа, похожего на трубку, который направляется в дыхательные пути с целью взятия на анализ и тщательного исследования образца тканей и установления точного диагноза, если пациент чем-то болен.

Вопрос о раскрытии информации особенно остро стоит перед медицинскими сестрами, поскольку в большинстве случаев медсестрам официально запрещено рассказывать пациенту то, что еще не было сказано врачом, т.к. сообщение пациенту диагноза является прерогативой врачебного персонала. Поэтому, каждый раз принимая решение о том, что сказать пациенту, медицинская сестра обязана проанализировать профессиональные и правовые последствия своих слов с точки зрения своих должностных обязанностей и полномочий.

При общении с больным медицинская сестра, помимо соблюдения этических норм, должна обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Медицинская сестра должна строго соблюдать врачебную тайну.

Ситуационная задача № 3

В кабинете онколога при очередной диспансеризации между больной А. и врачом произошел такой диалог:

— Сколько вам лет?

— Пятьдесят.

— Есть ли у вас опухоли?

— Вроде бы, нет.

— Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?

Анализ ситуации

При общении с пациентом врач должен соблюдать этические нормы, должен обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев достаточно внушаемы. Цель общения врача и пациента: предоставление пациенту фактической достоверной информации и уменьшение у пациента чувства тревоги и обеспокоенности.

Ситуационная задача № 4

Ребенок (5 лет) боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде инструментов. Медсестра прикрикивает на него и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной — вот посмотри, как она жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму отправят домой».

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?

Анализ ситуации

Отношение к детям должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, нельзя кричать на детей, противопоказаны наказания и отчитывания.

Медсестра должна быть тонким психологом, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, уметь выслушать ребенка, поддержать его в трудных ситуациях, стремиться понять его переживания.

Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры, ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка.

Необходимо всегда помнить, что настроение медсестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, уместная требовательность медсестры оказывают благоприятное воздействие на пациентов. Основа отношения медсестры к больным детям – любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь ребенку.

Ситуационная задача № 5

Офтальмологическая клиника. После первичного обследования пациенту предлагают расширить зрачок. У пациента возникают вопросы: зачем это необходимо? почему врач не сделает им инъекцию или не припишет лекарства для глаз? (хотя они могут и не задать их вслух, но их выражение лица демонстрирует замешательство).

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Опытные, посвятившие себя работе, медсестры не только выполняют порученную им работу, но и осведомлены и чувствительны к нуждам пациентов. Некоторые пациенты могут не задавать вопросов, но замешательство явно читается на их лицах. Если пациент высказал вслух действительное беспокойство, медсестра должна выслушать внимательно и вежливо ответить на его вопросы. Важно говорить понимающим тоном.

Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его потребность в информации. В этой ситуации медсестра должна в очень вежливой форме объяснить пациенту необходимость этой процедуры, а именно расширения зрачка, чтобы врач смог лучше осмотреть глазное дно. Она так же должна объяснить, что капли могут раздражать глаз.

Ситуационная задача № 6

Поликлиника. Больная В. у участкового терапевта жалуется на боли в сердце. Врывается коллега и хвастается купленными сапожками. Врач активно обсуждает обувь. Пациент притих.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?

Анализ ситуации

Внимательное слушание способствует установление психологического контакта, снижает у пациента напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медработник должен слушать внимательно, глядя на собеседника, его поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. В процессе выслушивания медработник получает для себя самую необходимую информацию о больном. Во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность.

Ситуационная задача № 7

Офтальмологическая клиника. Пациент направлен на операцию. В предоперационной подготовке пациент сказал: «Что-то беспокоит меня по поводу операции, и я боюсь».

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Пациенты, поступающие в стационар в день запланированной операции, встревожены больше обычного. Они боятся предстоящей операции, как таковой, боятся возможных болевых ощущений, осложнений, ухудшений в общем самочувствии после операции. Медсестра должна утолить страх пациента и помочь почувствовать себя более комфортно в сложившейся ситуации. В ее силах свести к минимуму отрицательные эмоции пациента в связи с этими переживаниями и уменьшить чувства тревоги и обеспокоенности. Очень важно для медперсонала быть чувствительным к потребностям пациента и оказать помощь.

Ситуационная задача № 8

На приеме молодая женщина постеснялась сказать врачу-мужчине о регулярных запорах или об отсутствии стула в течение нескольких дней. В итоге, вместо амбулаторного лечения, она попала на стол к хирургу.

Проанализируй ситуацию.

Анализ ситуации

Пациент стесняется говорить о проблемах, которые ему кажутся «неприличными». Вся беда в том, что пациенты воспринимают врача как конкретных мужчину или женщину, и не понимают, что во время работы врач – существо бесполое. И пациент для медработника – человек, нуждающийся в помощи, независимо от половой принадлежности.

Если пациент не сообщает врачу или ложно информирует о своем самоощущении, он берет на себя ответственность за формирование заблуждения об эффективности врачебных мероприятий. А это ведет к ошибочным действиям врача и негативным последствиям.

Ситуационная задача № 9

Поликлиника. Из кабинета вышла медсестра. Пациент возмущенно: «Я сижу здесь 2 часа и жду пока доктор меня примет, в то время как другие пациенты, которые пришли позже уже были приглашены».

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Каждый день встречаются ситуации, в которых понимающая улыбка, приятные манеры могут помочь. Хорошее общение заключается более в слушании, чем в говорении. Будьте добры по отношению к пациенту и улыбайтесь ему. Вступление в этот диалог может привести к негативному разговору о медперсонале. Ответ медсестры должен быть очень вежливым. Она должна объяснить, почему другой пациент был приглашен раньше. Объяснить детали на родном языке пациента. Говорить четко и понятно, в мягком и спокойном темпе. Медсестра должна оставаться спокойной во время разговора. Важно так же говорить понимающим тоном. Лучший подход — это выслушать жалобы, объяснить причину и извиниться за задержку.

Ситуационная задача № 10

Бригада скорой помощи на вызове. Молодой мужчина с острым инфарктом, и счет идет уже на минуты, Родные уже в панике и начинают отвечать на вопросы, пояснять, где и что у него болит, объяснять, как нужно лечить их родственника, а добрая тетушка сетует на то, что «это он съел что-то на работе» и требует промыть ему желудок.

Проанализируй ситуацию. Что в этой ситуации должны сделать медработники?

Анализ ситуации

Очень часто родственники больного, к которому приехала бригада скорой помощи, ведут себя неадекватно. Медработники должны попросить не мешать, на что, конечно, родные часто обижаются, но тут уже не до эмоций. Если родные очень настойчивы, попросить их выйти из комнаты. Пациент и его здоровье важнее — это азбука для любого врача. Главное не срываться, сохранять выдержку, ведь спокойный и понимающий тон действует безотказно.

Предмет и задачи медицинской психологии

Предмет и задачи

Медицинская психология

— фак. п.

Группа 2 Стоматологическая медицина

Медицинская психология

мая 2020

(Team Leverage Edu, 2019)

Содержание

Содержание

  • Содержание
  • I. Психология
  • Основные задачи психологии
  • Уровни объяснения в психологии
  • II.Медицинская психология
  • III. Психология в стоматологии
  • Страх перед зубами

Уровни объяснения в психологии

По словам доктора Эрика Хааса из Университета Райса, существует три уровня

объяснение, используемое в психологии: нижний, средний и высший уровни. Нижние этажи

более тесно связаны с биологическими факторами, такими как гены, нейротрансмиттеры,

и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям

и характеристики отдельных людей, и высшие уровни объяснения

относятся к социальным группам, организациям и культурам (OpenStax et al., 2015).

Рисунок 1. Уровни объяснения в психологии. Общественный колледж Хьюстона и
Стангор, К., (2013)

II. Медицинская психология

Медицинская психология — это раздел психологии, изучающий психологию

пациента, роль психических факторов в возникновении и развитии

болезнь, психология взаимоотношений врача, персонала и пациента, а также

как использование психологического подхода в медицинской практике (Витенко и др., 2010).

Американская психологическая ассоциация (APA) определяет медицинскую психологию как
«та отрасль психологии, которая объединяет соматические и психотерапевтические методы в
лечение психических заболеваний и эмоционального, когнитивного, поведенческого и психоактивного употребления
расстройства ».

Общая медицинская психология изучает психологические особенности

Пациент, и психология взаимоотношений врача, больница

сотрудников и его пациенты (Витенко и др., 2010).

Прикладная медицинская психология, напротив, изучает психологию психиатрии

пациентов, психология пациентов до и после операции; психология

больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и др.

III. Психология в стоматологической медицине

Психология становится все более важным компонентом стоматологии

образование и исследования. Успех стоматологической практики зависит не только от

применяемая техника или технические навыки стоматологов; но также на

пациентов, их отношение и поведение, а также взаимодействие между стоматологами

специалистов и пациентов.Установив хорошее общение с пациентами,

дантист может обеспечить поддержку, внимание и моральную поддержку, которые

увеличивает шансы на то, что пациенты последуют их советам (Srivastava &

Анурадха, 2013).

По данным Американской стоматологической ассоциации (ADA), клиническая психология в

стоматология должна стремиться к:

a) Уменьшение стресса, связанного с лечением зубов,
б) Содействовать получению необходимой стоматологической помощи,
в) способствовать здоровью полости рта,
г) Оценивает потребность в косметической стоматологической помощи.

Источники

Аппукуттан, Д. (2016). Стратегии ведения пациентов с стоматологической тревожностью и стоматологической фобией:
литературный обзор. Клиническая, косметическая и исследовательская стоматология, 35. https://doi.org/10.2147/
ccide.s

Хьюстонский муниципальный колледж и Стангор, К. (2013). Введение в психологию. Полученное из
https://learning.hccs.edu/faculty/robert.morecook/free-psychology-2301-textbook-dsm-5-
версия-2013 / бесплатное введение-учебник-психологии ред.-2013-DSM-5-версия / просмотр

Лемма, Г., Центр Картера и Инициатива по обучению в области общественного здравоохранения Эфиопии. (2005). Общее
Психология. Получено с https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/health/ephti/.
library / lecture_notes / health_science_students / ln_psych_hss_final.pdf

Льюис, Д. (21 февраля 2016 г.). 1.1 Введение в психологию [Видео файл]. YouTube. Получено
с https://youtu.be/Z5vQFycU-do

OpenStax (Университет Райса), CNX Psychology, и Хаас, Э. (2015). Введение в психологию.
Получено с https: // legacy.cnx.org/content/col11795/1.1/

Касем Абдулла, М. (2017). Клиническая психология для стоматолога. Психология и бихевиоризм
Международный журнал, 7 (5), 001–002. https://doi.org/10.19080/pbsij.2017.07.

Silk, E. (2012, 15 мая). Введение в лекцию 1 по психологии [Видео файл]. YouTube. Полученное из
https://youtu.be/0L-ohwfHdE

Тодорова, К. (2020, 1 апреля). Психология и медицинская психология: подходы и методы
для оценочной психодиагностики [Слайды]. Получено с https: // elearn.mu-varna.bg/
webapps / blackboard / content / listContent.jsp?
course_id = _2211_1 & content_id = _51415_1 & mode = сброс

Шривастава А. и Анурадха П. (2013). Психология в стоматологии — «Новая область
стоматология в Индии ». Глобальный журнал медицины и общественного здравоохранения, 2 (5), 1–4. Получено с http: //
gjmedph.com/uploads/R1-Vo2No5.pdf

Библиотеки Университета Миннесоты. (2015). Введение в психологию. Получено с https: //
open.umn.edu/opentextbooks/textbooks/introduction-to-psychology

Витенко, И.С., Исаков Р.И., Рудь В.О., Скрыпников А.М. (2010). Медицинская психология.
Получено с http://elib.umsa.edu.ua/jspui/bitstream/umsa/7656/1/
медицина% 20психология% 20 учебник.PDF

.

Рдонецкий национальный медицинский университет им. М. Горького медицинская психология

РДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.Горького

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Методические указания для самоподготовки

(для студентов-медиков)

MEDICAL

Донецк. Методические указания по самоподготовке (для студентов-медиков)

Абрамов В.А., Ряполова Т.Л., Голоденко О.М., Васильева Г.Ю.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Методические указания для самоподготовки (для студентов-медиков). — Донецк: 2010. — 32 с.

Предназначен для реализации программно-целевого подхода к управлению качеством подготовки специалистов по медицинской психологии, общей психопатологии и частной психиатрии.

Сформулированы цели каждого занятия, как определены профессиональные навыки. Приведены целевые задания (обучающие задания), позволяющие студенту определить степень усвоения темы.

Психология — это наука о происхождении, развитии и проявлениях психики.

Менталитет — продукт развития живого вещества, субъективный образ объективного мира, служащий для ориентации в окружающем мире и управления поведением. Психика — это наиболее совершенная форма внутренней, субъективной, идеальной деятельности. Структура современной психологии определяется тесно связанными формами проявления психики, возникающими в процессе активного отражения объективного мира, психических процессов, психических свойств и состояний.Психические процессы — это формы субъективного отражения объективной реальности, которые помогают осуществлять познание мира, овладевать знаниями, привычками и навыками. Некоторые важные процессы: когнитивные (ощущения, воображение) и эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля).

Психология подразделяется на общую, индивидуальную и социальную. В общей психологии представлены методы, позволяющие замечать небольшие изменения психического состояния пациентов, шаг за шагом наблюдать за течением болезни, отмечая положительное и отрицательное влияние методов лечения.Общая психология подразделяется на возрастную, медицинскую, инженерную, космическую, военную и другие.

Медицинская психология — это область психологии, изучающая закономерности развития и функционирования психики в условиях начала и длительности заболевания, лечения пациентов и использования психологических факторов в процессе лечебной, профилактической и гигиенической деятельности медицинский персонал.

Место медицинской психологии в клинической медицине определяется объектом исследования этих наук, т.е.грамм. больным человеком, изменившим психику при каком-либо заболевании. Основные точки соприкосновения этих наук — психологические особенности в поведении врача, коррекция психики при лечении пациента и психотерапевтическое воздействие. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство, гинекология, педиатрия, гигиена и другие). У него есть определенные методы, поэтому он играет важную роль в обучении врачей любой специальности.

Метод — способ организации деятельности, направленной на достижение цели. человек систематизированы по сравнительно возрастным особенностям психики. Различают следующие аспекты психогигиены: психогигиена детства, игровая деятельность, образование, обучение, сексуальное желание, молодость, работа, семья, сексуальная жизнь, брак.

Психопрофилактика — комплекс мероприятий по профилактике психических расстройств и заболеваний (начальная психопрофилактика), а также рецидивов психических заболеваний (вторичная психопрофилактика).

Помимо перечисленных, особенно важное место в психопрофилактике занимает создание правильного режима питания и времени отдыха, благоприятной психологической атмосферы дома, в лечебном учреждении и на работе, психотерапевтическая подготовка всего медицинского персонала и соответствующий подход к пациентам.

Общая цель : изучить предмет и задачи медицинской психологии, понять значение медицинской психологии в деятельности врача и ее связь с другими разделами клинической медицины; обсудить вопросы и задачи психогигиены, валеологии, психопрофилактики, направления социально — трудовой реабилитации.

Обязательные навыки для развития Предыдущие основы знаний
1.Определить место психологии среди других психологических дисциплин. 1. Определить анатомический субстрат высших психических функций (отдел нормальной анатомии).
2. Определить предмет и задачи медицинской психологии. 2. Определить основные психофизиологические концепции (кафедра нормальной физиологии).
3. Определить показания к основным методам исследования в медицинской психологии.
6. Овладеть и уметь применять на практике методы первичной, вторичной, третичной психопрофилактики и реабилитации 5. Уметь применять профилактические меры в повседневной деятельности (отдел гигиены, отдел эпидемиологии)
7. Умеет анализировать основные современные методы психотерапии (психодинамическое, когнитивно-поведенческое и экзистенциально-гуманистическое направления) 6. Умеет использовать основные теории личности в процессе работы с пациентами (кафедра философии)
8.Овладеть методами рациональной психотерапии, предлагая в состоянии бодрствования, саморелаксацию

7. Выявление жалоб, сбор анамнестической информации, построение беседы с пациентом в соответствии с принципами врачебной этики и деонтологии (отделение PHO (г. Организация защиты здоровья) с циклом истории медицины)

9. Умеет определять показания к другим методам психотерапии (индивидуально-групповой, психодинамической, гештальт-терапии, НЛП, арт-терапии) 8.Умеет определять особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (отделение медицины катастроф)
10. Овладеть навыками психологической помощи при кризисных состояниях
11. Уметь оказывать психологическую помощь. помощь в экстремальных ситуациях

.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького медицинская психология

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Горького

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Методические указания для самоподготовки

(для студентов-стоматологов)

MEDICAL

Донецк — МЕДИЦИНСКИЙ Методические указания по самоподготовке (для студентов стоматологов)

Абрамов В.А., Ряполова Т.Л., Голоденко О.М.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Методические указания для самоподготовки (для студентов стоматологов). — Донецк: 2010. — 32 с.

Предназначен для реализации программно-целевого подхода к управлению качеством подготовки специалистов по медицинской психологии и психиатрии.

Сформулированы цели каждого занятия, как определены профессиональные навыки. Приведены целевые задания (обучающие задания), позволяющие студенту определить степень усвоения темы.

Психология — это наука о происхождении, развитии и проявлениях психики.

Менталитет — продукт развития живого вещества, субъективный образ объективного мира, служащий для ориентации в окружающем мире и управления поведением. Психика — это наиболее совершенная форма внутренней, субъективной, идеальной деятельности. Структура современной психологии определяется тесно связанными формами проявления психики, возникающими в процессе активного отражения объективного мира, психических процессов, психических свойств и состояний.Психические процессы — это формы субъективного отражения объективной реальности, которые помогают осуществлять познание мира, овладевать знаниями, привычками и навыками. Некоторые важные процессы: когнитивные (ощущения, воображение) и эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля).

Психология подразделяется на общую, индивидуальную и социальную. В общей психологии представлены методы, позволяющие замечать небольшие изменения психического состояния пациентов, шаг за шагом наблюдать за течением болезни, отмечая положительное и отрицательное влияние методов лечения.Общая психология подразделяется на возрастную, медицинскую, инженерную, космическую, военную и другие.

Медицинская психология — это область психологии, изучающая закономерности развития и функционирования психики в условиях начала и длительности заболевания, лечения пациентов и использования психологических факторов в процессе лечебной, профилактической и гигиенической деятельности медицинский персонал.

Место медицинской психологии в клинической медицине определяется объектом исследования этих наук, т.е.грамм. больным человеком, изменившим психику при каком-либо заболевании. Основные точки соприкосновения этих наук — психологические особенности в поведении врача, коррекция психики при лечении пациента и психотерапевтическое воздействие. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство, гинекология, педиатрия, гигиена и другие). У него есть определенные методы, поэтому он играет важную роль в обучении врачей любой специальности.

Метод — способ организации деятельности, направленной на достижение цели. человек систематизированы по сравнительно возрастным особенностям психики. Различают следующие аспекты психогигиены: психогигиена детства, игровая деятельность, образование, обучение, сексуальное желание, молодость, работа, семья, сексуальная жизнь, брак.

Психопрофилактика — комплекс мероприятий по профилактике психических расстройств и заболеваний (начальная психопрофилактика), а также рецидивов психических заболеваний (вторичная психопрофилактика).

Помимо перечисленных, особенно важное место в психопрофилактике занимает создание правильного режима питания и времени отдыха, благоприятной психологической атмосферы дома, в лечебном учреждении и на работе, психотерапевтическая подготовка всего медицинского персонала и соответствующий подход к пациентам.

Общая цель : изучить предмет и задачи медицинской психологии, понять значение медицинской психологии в деятельности врача и ее связь с другими разделами клинической медицины; обсудить вопросы и задачи психогигиены, валеологии, психопрофилактики, направления социально — трудовой реабилитации.

Обязательные навыки для развития Предыдущие основы знаний
1.Определить место психологии среди других психологических дисциплин. 1. Определить анатомический субстрат высших психических функций (отдел нормальной анатомии).
2. Определить предмет и задачи медицинской психологии. 2. Определить основные психофизиологические концепции (кафедра нормальной физиологии).
3. Определить показания к основным методам исследования в медицинской психологии.
6. Овладеть и уметь применять на практике методы первичной, вторичной, третичной психопрофилактики и реабилитации 5. Уметь применять профилактические меры в повседневной деятельности (отдел гигиены, отдел эпидемиологии)
7. Умеет анализировать основные современные методы психотерапии (направления психодинамики, когнитивно-поведенческого и экзистенциального гуманизма) 6. Умеет использовать основные теории личности в процессе работы с пациентами (кафедра философии)
8.Овладеть методами рациональной психотерапии, предлагая в состоянии бодрствования, саморелаксацию

7. Выявление жалоб, сбор анамнестической информации, построение беседы с пациентом в соответствии с принципами врачебной этики и деонтологии (отделение PHO (г. Организация защиты здоровья) с циклом истории медицины)

9. Умеет определять показания к другим методам психотерапии (индивидуально-групповой, психодинамической, гештальт-терапии, НЛП, арт-терапии) 8.Умеет определять особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (отделение медицины катастроф)
10. Овладеть навыками психологической помощи при кризисных состояниях
11. Уметь оказывать психологическую помощь. помощь в экстремальных ситуациях

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *