Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников и школьников младших классов. Блог Лого-Эксперт
- Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
Игра “Отгадайте, кого я называю?”
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).
Игра “Перевёртыши”.
Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.
Игра “Цепочка”.
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).
Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.
Игра «Имя сказочного персонажа»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.
Оборудование: карточки с набором слов.
Имя сказочного персонажа
Какие причины заболевания дисграфии — диагностика и лечение
Проблемы с процессом письма, известные, как дисграфия у детей или взрослых, характеризуются специфичными ошибками. Данные проявления безошибочно свидетельствуют о нарушениях деятельности отделов мозга и связей между ними. Узкопрофильным специалистам-медикам этого вполне достаточно для постановки диагноза, а как определить дисграфию самостоятельно, будет рассказано в настоящей статье.
Виды дисграфии
Любые сложности, вплоть до полной неспособности, в выработке навыков написания букв и слов при отсутствии проблем с интеллектуальным развитием относятся к проявлениям дисграфии. Иногда данное заболевание сопровождается трудностями в нормальном общении (дислексией), но может существовать и как самостоятельное явление.
В современных реалиях 50 школьников из 100, в той или иной степени, сталкиваются со специфичными реакциями на стандартное обучение чтению и письму. Иногда эти неприятности сопровождают пациентов и в старших классах.
Важно. Специалисты выделяют ряд критериев, которые могут стать причинами последующего развития дисграфии. Их наличие позволяет практически со 100 % уверенностью прогнозировать возникновение заболевания.
Толчком для возникновения дисграфии у младших школьников могут быть следующие моменты:
- леворукость;
- проблемы с правильным воспроизведением звуков;
- для общения в кругу семьи используется более одного языка;
- рассеянное внимание, трудности с памятью;
- недостаточно сформированы зрительные представления о предметах и окружающем мире.
В силу специфики проявлений дисграфию обобщенно подразделяют на акустическую, оптическую, артикулярную, аграмматическую, анализа и синтеза. Случаются и смешанные виды. Основной признак недуга – возникновение достаточно характерных, легко опознаваемых ошибок в письменном тексте. К ним относятся невообразимые перемещения отдельных слов, слогов, букв, а также их пропуски. Пациент не видит разницы между буквами, имеющими схожее звучание, путает символы, которые визуально выглядят одинаково. Бывает, что школьники неправильно, с явными нарушениями грамматики, строят речь и фразы, таким же образом перенося ошибки на бумагу.
Комбинированная, ариткулярно-акустическая форма основывается на искаженном восприятии речи на слух и дефектах дикции (в дальнейшем ребенок, по аналогии со своим произношением, повторяет данные ошибки при письме).
Важно. Для данной разновидности характерно именно сочетание проблем с правильной речью (воспроизведением фонем) и в работе слухового аппарата (анализе речи). Дополнительно может накладываться недоформированность «правильных» слуховых образов звуков.
На практике это выглядит следующим образом: звонкие и глухие, свистящие и шипящие практически не различаются (живот – зивот, рыба – лыба, мишка – миска, мусор – мусол). Данные проявления могут показаться типичными трудностями с произношением, которые легко устранимы после нескольких сеансов терапии у логопеда, на самом деле корень проблемы находится глубже, в искаженном восприятии символов, фонем.
Поэтому дефекты в написании слов остаются даже после того, как артикуляция полностью поставлена и лечение кажется законченным. Налицо сбой при «проговаривании» звуков и слов про себя – синтезе фонем из существующей «базы данных». А для понимания вопроса дисграфия и дислексия, что это такое, следует знать, как именно происходит процесс письма в отделах головного мозга.
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как смена звуков в устной речи устранена. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию.
При проблемах исключительно с акустическим восприятием пациенты путают близкие по звучанию фонемы, особенно употребление мягких знаков. Наиболее характерные примеры: «буро» вместо «бюро», «тесма», а не «тесьма». Характерным признаком такой формы дисграфии является абсолютно нормальное произношение звуков.
При наличии у больного еще одной комбинированной разновидности (сбое в цепочке анализа-синтеза) возникают трудности при попытке разобрать предложение на отдельные словоформы, а также фонетическом анализе (тем более синтезе). На письме все слепливается в кучу, приставки отделяются от коренной части, а предлоги, наоборот, сливаются со словами. Характерный образец такого случая – ПАРЕКЕ П ЛЫВУТ КАРБЛИ (по реке плывут корабли). Или – УМАЕЙ БАШКИ ВДИРЕВНЕ ЕСТЬ САБАКА ШАРИК ИКОТ БАРСИК (у моей бабушки в деревне есть собака Шарик и кот Барсик).
Важно. При дисграфиях в значительной степени страдает структура слова, это обусловлено несформированностью (практически отсутствием) языкового анализа (включая разбор на фонемы).
Далее ребенок «проглатывает» гласные и согласные (ИДТ – ИДТИ, РЧКА – РЕЧКА, ДЕРИ – ДВЕРИ, ЗАОК – ЗАМОК), буквы произвольно меняются местами (ТЕПЛИ – ПЕТЛИ, БУКЛА – БУЛКА) или дописываются лишние (ЛЕСО – ЛЕС). Это же происходит и со слогами: перестановки, добавление или пропуск (ПАХОД – ПАРОХОД).
Аграмматический вид, прежде всего, выражается в неправильных, с точки зрения логики и языка, связях на уровне предложений. Пациенту непонятна разница между падежами, родами, он путает приставки, суффиксы, «придумывает» новые, никому неизвестные слова. Например: НА ДВОРА (На дворе) ХОДЯТА КУРЫ (ходят куры). Я УВИДЕЛИ (Я увидел) СЕМЬ СОБАКОВ (семь собак).
Оптическая дисграфия связана с нарушениями в зрительном восприятии предметов, окружающего мира. Проявляется она в неспособности различать символы, имеющие схожее написание, зеркальном отображении букв. Особенно это касается знаков, образованных из нескольких элементов (т, ш, м), но может относиться и к любым другим.
Проблемы с изображением символов в обратном порядке (справа-налево, а не слева-направо) могут диагностироваться у левшей, переученных писать правой рукой, из-за нарушения связей между отделами мозга.
Основные симптомы дисграфии
Симтоматика устанавливается в ходе тестирования по следующим признакам:
- проблемы с восприятием речи на слух;
- любые трудности при письме;
- специфичные ошибки в словах, коротких предложениях;
- невозможность распознать разницу между похожими буквами, зеркально расположенными символами, слабая ориентация в цветах и пространственном расположении предметов (при попытке объяснить все это вслух).
Важно. Одним из основных видов проверки остается диктант: он позволяет выявить и распознать типичные ошибки, характерные для дисграфии.
Диагностика
Чаще всего обследование на предмет выявления возможного заболевания проводит комиссия в составе невролога (невропатолога), офтальмолога (окулиста), ЛОРа, а также логопеда. Признаками болезни являются специфичные перестановки, замены, обрывы или дописывания букв, слогов, практически никоим образом не зависящие от уровня грамотности. Речь идет об искаженном восприятии фонем и сбое на уровне их анализа в мозговых центрах.
При этом единичные ошибки не могут быть классифицированы, как критерии оценки заболевания. Изменение наклона букв, их разная высота, подмена заглавных символов строчными (и наоборот) относятся к характерным проявлениям отклонений, но окончательный диагноз можно будет поставить только после того, как ребенок в достаточной степени выучится писать. Это примерно возраст 8-9 лет.
Вообще пациенты с синдромом дисграфии пишут очень медленно, почерк у них трудно определить визуально. При смешанной форме (нарушение артикуляции и плохое слуховое восприятие) ситуация буквально выглядит так: что говорю (слышу), то и пишу, то есть огрехи устной речи автоматически переносятся в письменную.
Случаются и другие проявления: замены схожих на слух фонем (свистящих, шипящих, твердых, мягких, глухих и звонких) или путаница с падежами, окончаниями, приставками и суффиксами. Педагоги утверждают, что нарушенный языковый анализ с неправильным синтезом (неспособность правильно различить слоги в слове и слова в предложениях) – типичная проблема большинства школьников.
Кроме указанных, в диагностике дисграфии могут проявляться абсолютно несвязанные с речью симптомы: плохая память, забывчивость, легкая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, вялость при выполнении заданий либо же повышенная активность и возбудимость.
Последствия дисграфии
Невыявленное вовремя заболевание, в силу своей нейрологической природы, грозит развитием серьезных проблем со здоровьем: ребенок не сможет нормально читать, писать, адекватно воспринимать информацию, ему будет крайне сложно освоить школьную программу по родному языку, литературе и чтению.
Любая деятельность, связанная с письмом, восприятием символов и текстов, будет вгонять пациента в ступор. Далее, неспособность к нормальной реакции на порядок символов приведет к ошибкам в математике, где особенно важна точность расположения цифр, правильность вычисления.
Такому ребенку почти невозможно объяснить разницу в терминологии «больше на…» и «больше в…», довольно часто используемой в арифметических примерах. Это, в свою очередь, повлечет за собой отставание в усвоении предметов, информационный голод, неуспеваемость.
Усугубляют ситуацию нестабильная психика таких больных: мнительность, быстрая возбудимость, тревожность, высокая утомляемость, занижение своих способностей. По статистике, до 80 % будущих хулиганов и правонарушителей страдали дисграфией той или иной степени тяжести.
Виды лечения заболевания
Пациенты с проявлениями недуга однозначно должны пройти курс реабилитации, коррекции дисграфии, направленный на формирование правильного восприятия и выработку навыков письма. Механическое исправление допущенных ошибок ни к чему не приведет: проблема никуда не исчезнет, поскольку мозг будет все так же искаженно анализировать и синтезировать символы, слоги, части речи. Кроме распространенных логопедических методов существуют более современные, комплексные циклы для реабилитации больных дисграфией.
Конкретные упражнения выбираются с учетом специфики проявлений заболевания. В общем, логопедическая коррекция должна быть направлена на формирование правильного произношения, восприятия фонем, а также знаний о существовании отдельных звуков с разными характеристиками (гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих, мягких, твердых, шипящих, свистящих).
Немаловажно пополнить словарный запас ребенка, научить его произношению, грамматике, падежам и правильному построению предложений. Устная речь должна сопровождаться практикой с письмом, рисованием, что способствует развитию мелкой моторики, закреплению навыков в мускулатуре и управляющих центрах. Возможно также применение медикаментов для восстановления мозгового кровообращения, его стимуляции. Иногда для лечения дисграфии назначаются лечебный массаж и физиопроцедуры.
Профилактические меры
Природа заболевания не позволяет выработать однозначные рецепты для предотвращения его последствий. Сложный характер деятельности мозговых центров, тонкая организация связей между ними делают их весьма чувствительными к последствиям травм головы, ушибам, сотрясениям.
Дисграфия у взрослых (особенно развившаяся на почве кровоизлияний) чаще всего имеет необратимый характер, для детей диагноз более благоприятный: в большинстве случаев маленьких пациентов удается успешно реабилитировать и вернуть к полноценной жизни.
Обязательно следует продолжать общение, не заменять его суррогатами – телевизором или чтением прессы. Для больного дисграфией очень важно чувствовать свою полноценность, социальную значимость в обществе.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
Консультация по логопедии (подготовительная группа): «ДИСГРАФИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
«ДИСГРАФИЯ:
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ»
Подготовила:
Учитель-логопед Луцева О.Н.
Шебекино 2019
Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.
В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.
Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.
Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).
Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.
В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие.
Причины дисграфии
Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:
- Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
- Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
- Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.
Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.
Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.
Виды дисграфии
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:
- Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
- Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
- Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
- Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
- Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
Симптомы дисграфии
Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки челочек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.
Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:
- При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
- При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
- При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
- При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
- При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.
Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.
Диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.
Диагностика дисграфии
Для диагностики дисграфии консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.
Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.
В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.
Коррекция и лечение дисграфии
В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.
Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, учитель-логопед разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.
В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.
Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.
Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.
Профилактика дисграфии
Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.
Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.
Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии
Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:
- Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
- Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
- Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
- Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
- Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
- Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
- Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
Использованная литература:
- https://4brain.ru/blog/дисграфия-причины-симптомы-лечение/
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Издательство «Просвещение» — 1972, 206 с.
определение, причины, симптомы и лечение
«Тишина царит в дремущем лесу,
Тёрны тущи затья нули сонсе,
Птитцы хлопщут целы день.
Рутцей мельте рецки»«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.
Что такое дисграфия
Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.
В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфйические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.
История дисграфии
В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.
Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.
Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).
Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.
В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.
Причины дисграфии
Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:
Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.
Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.
Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.
Если, посмотреть нашу реформу образования и сравнить её с причинами, можно понять почему мы наблюдаем рост этой проблемы.
Виды дисграфии
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:
Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
Симптомы дисграфии
Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки челочек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.
Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:
При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.
Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.
При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.
Диагностика дисграфии
Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.
Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.
В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.
Коррекция и лечение дисграфии
В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.
Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.
В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.
Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.
Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.
На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).
Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами.
В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.
]]>]]>
Профилактика дисграфии
Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя ]]>упражнения на развитие внимательности]]>, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.
Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно ]]>расширять словарный запас]]> ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.
Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии
]]>]]>
Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:
- Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
- Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
- Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
- Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
- Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
- Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
- Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
И еще несколько советов по проведению занятий:
- Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
- Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
- В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
- Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
- В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
- Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
- Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
- Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
- Никогда не ругайте ребенка за ошибки
- Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи
Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению.
А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!
Мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе:
Дисграфия: симптомы, причины, лечение | Симптомы дисграфии
В терминах дисграфии , используется в детстве или как проблема как в каллиграфии, так и в орфографии (дезтография).
Обучение чтению будет включать в себя широкий спектр знаний, навыков и умений, которые во многих случаях будет действительно сложно освоить многим детям, которые могут иметь расстройство письменного выражения (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Расстройства письменного выражения являются частью определенных нарушений обучения и относятся к наличию навыков письма ниже ожидаемых для возраста ребенка, интеллектуального уровня и учебного года (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Симптомы дисграфии
Письменное выражение подразумевает набор двигательных навыков и обработки информации, которые могут быть изменены и, следовательно, проявляются с трудностями в написании, каллиграфии, интервале, композиции или организации на бумаге (Ассоциация обучающихся инвалидов Америки, 2016).
Все изменения в письменной речи в значительной степени повлияют на успеваемость в школе и на все те виды деятельности, которые требуют письма как основного инструмента (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Связь между письменным выражением и дисграфией
Хотя большинство детей обычно не представляют значительных трудностей при письме, обнаруживается все больше и больше проблем с письменным выражением, многие из которых могут быть связаны с системой образования, семейным окружением, социально-экономическим уровнем и даже с нейробиологическими факторами. и генетический (Ventura et al., 2011).
Письмо — это фундаментальный инструмент в повседневной жизни, он позволяет нам выражать идеи, знания с помощью графических знаков.Кроме того, освоить этот процесс непросто, пока он не достигнет оптимального уровня автоматизации, и потребуется постоянная практика в дополнение к предоставлению различных когнитивных ресурсов для одновременного реагирования на все требования, предъявляемые этим навыком (Ventura et al., 2011 ).
Чтобы получить четкую каллиграфию, орфографию без ошибок или построить текст с последовательной структурой, важно, чтобы мы овладели несколькими подсистемами письма (Matute, Roselli and Ardila, 2010):
- Графический штрих.
- Графическая композиция слова и орфографические аспекты.
- Разделение слов.
- Орфография с ударением.
- Оценка
- Грамматика.
- Связность текстов.
С другой стороны, при обучении письму также будет ряд когнитивных предпосылок (Matute, Roselli and Ardila, 2010):
- Язык и метаязык : для построения композиций необходим минимальный лингвистический уровень — фонологические навыки, семантические аспекты, обработка единиц.
- Память и внимание : эффективное управление ресурсами внимания облегчит задачу выбора важных элементов, а оперативная память, с другой стороны, позволит нам сохранить тему текста. Кроме того, долговременная память позволит нам восстановить все семантические знания, связанные с построением языка.
- Чтение : процесс записи и чтения разделяет, однако хороший читатель не обязательно будет хорошим писателем.
- Исполнительные функции : они необходимы для планирования и организации текста, для выбора соответствующей стратегии построения
и, кроме того, для одновременного управления всеми языковыми подсистемами. - Аффективные переменные : разные клинические отчеты имеют связанные переменные, такие как тревога, беспокойство и мотивация к письму.
Что такое дисграфия?
При дисграфии мы можем наблюдать различные недостатки, из-за которых навыки письма у ребенка будут значительно ниже ожидаемых.
Часто можно увидеть трудности с пониманием письменных текстов, грамматические ошибки, ошибки пунктуации при написании жирных шрифтов, плохую организацию абзацев, орфографические ошибки и плохую каллиграфию.
Если мы посмотрим на характеристики, описанные в Руководстве по диагностике и статистике психических заболеваний (IV), нарушения письменной экспрессии характеризуются:
A. Навыки письма, оцениваемые с помощью стандартизированных тестов и применяемые индивидуально, значительно ниже ожидаемых для хронологического возраста человека, его IQ и школьного образования его возраста.
B. Критерий Расстройство существенно мешает академической успеваемости или повседневной деятельности, связанной с написанием письменных текстов (например, написанием грамматически правильных трав и / или организованных абзацев).
C. Если есть сенсорный дефицит, трудности со способностью писать превышают те, которые обычно с ним связаны.
Сколько детей страдают?
В настоящее время точно неизвестно, сколько детей страдают этим типом расстройства; Однако специалисты в этой области считают, что цифра может быть параллельна той, что получается при нарушении чтения.
Различные исследования показали распространенность, которая колеблется в пределах 1,3% для проблем с каллиграфией, 3,7-4% проблем с орфографией и 1-3% трудностей с написанием повествований. Другие отмечают, что частота учащихся с трудностями колеблется от 6 до 22% (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Несмотря на это, в более недавнем исследовании, проведенном в США Университетом Мэриленда (2002), было замечено, что примерно от 3 до 10% школьников демонстрируют / демонстрируют какое-то нарушение письменного выражения, представленного / отображаемого проблемы с орфографией; ошибки в пунктуации, грамматике и, кроме того, плохое письмо (Ventura et al., 2011)
Сопутствующие патологии
Нет ничего странного в том, чтобы наблюдать изменения письменного выражения, связанные с другими расстройствами, специфическими для расстройств обучения (Matute, Roselli and Ardila, 2010):
- Нарушение обучаемости.
- Расстройство счета или дискалькулия.
- Дефицит языка.
- Нарушение восприятия.
- Дефицит моторики
Кроме того, также можно наблюдать изменения письменной речи у многих детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или задержкой в математических способностях.С другой стороны, невербальное нарушение обучаемости (Matute, Roselli and Ardila, 2010) также может быть частью синдрома развития Гестермана.
Причины дисграфии
В целом, как и при других нарушениях обучения, мы можем считать, что существуют этиологические факторы, как генетические, нейробиологические, перинатальные, так и средовые.
На неврологическом уровне различные исследования показали, что нет ни одной области, ответственной за письмо, но что развитие этой активности достигается через широкую сеть корковых областей.
Таким образом, в зависимости от различных стадий, составляющих акт письма, мы можем выделить участие различных вербальных областей (Matute, Roselli and Ardila, 2010):
- Восприятие и сжатие сообщения : двусторонняя первичная слуховая кора, левая ассоциативная височная кора и затылочные области.
- Транскодификация сообщения : угловая извилина и надмаргинальная извилина.
- Двигательный акт : сенсорные области, ассоциативная моторная кора, гиппокамп, префронтальные области.
Некоторые авторы предполагают, что происхождение нарушений письменного выражения может быть найдено в дисфункции правого полушария головного мозга. Однако другие предполагают, что он лежит в основе языковых изменений, опосредованных вербальным левым полушарием (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Исчезает ли дисграфия у взрослых?
Американская психиатрическая ассоциация (2003) указала, что в настоящее время имеется мало информации о долгосрочном развитии этих изменений.
Как правило, он сохраняется в течение первого и среднего школьного года и спорадически может также наблюдаться у детей старшего возраста или взрослых (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Изменения письменной речи можно наблюдать с раннего возраста, обычно в каллиграфии, тогда как у детей старшего возраста недостатки в основном связаны с навыками составления текста и выражения идей (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Типы дисграфии
Мы можем провести классификацию нарушений письменного выражения в зависимости от типа подсистемы письма, который затронут или представляет трудности: моторные диграфы, дистортография, другие нарушения письменного выражения.
- Двигательные дисграфы : Трудности в двигательных механизмах, участвующих в графическом штрихе — хватка карандаша, положение, поза тела, штрихи, координация, пространственная организация, ритмические движения.
- Дезортография (дисграфия развития) : трудности в освоении орфографии — замена, пропуск, обмен буквами, замена фонемы и т. Д. —
- Другие нарушения письменного выражения : разделение слов, пунктуация, грамматика, связность текстов.
Несмотря на эту классификацию, очень часто встречаются сгруппированные нарушения письменного выражения под общим заголовком дисграфия .
Американская ассоциация обучающихся людей с ограниченными возможностями определяет дисграфию как наличие трудностей с письмом у детей при выполнении школьных заданий или занятий, требующих использования письма. Это влияет как на способность письма, так и на конечные двигательные навыки (Ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения Америки, 2016).
Кроме того, он указывает на то, что у ребенка с дисграфией могут возникать определенные проблемы, такие как: трудности с чтением, несоответствие в распределении пространства, плохое пространственное планирование, плохое правописание и / или трудности с составлением текста (неспособность к обучению Ассоциация Америки, 2016).
Таким образом, это некоторые из признаков и симптомов, которые мы можем идентифицировать в письменной форме (Ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения Америки, 2016 г.):
- Неразборчивое письмо или курсив.
- Сочетание различных штрихов, строчных и прописных букв, неправильной формы или размера и / или наклона букв.
- Слова или буквы отсутствуют или пропущены.
- Несбалансированный интервал между словами и / или буквами.
- Неправильное положение запястья, тела или бумаги.
- Затруднения при копировании букв, предварительная визуализация.
- Медленное и трудное письмо.
- Распределение места на бумаге.
- Необычная ручка для карандашей.
- Трудности делать заметки под диктовку или творческое письмо.
Лечение дисграфии
При раннем и адекватном вмешательстве возможно, что большинство детей, страдающих этим типом изменений, достигнет эффективного и функционального выполнения своего письма.
При вмешательстве с этим типом изменений мы можем использовать разные стратегии:
- Размещение : предоставить альтернативы письменному выражению-устному оцениванию —
- Модификация : вносить изменения в ожидания и задачи, чтобы не потерять уверенность и чувство собственного достоинства.
- «Лечение» : фундаментальное вмешательство, обеспечивающее стратегии для улучшения навыков письма и исправления ошибок.
Хотя существуют разные подходы к лечению этого расстройства, они обычно реализуются через образовательные программы. Они, как правило, касаются конкретных изменений письменной речи, представленной студентом, а также когнитивных областей, которые могут показать производительность хуже, чем ожидалось (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
В случае детей младшего возраста принято принципиально вмешиваться в двигательные и каллиграфические аспекты, тогда как у детей старшего возраста обычно работают над текстовыми аспектами, которые способствуют их академической успеваемости (Matute, Roselli and Ardila, 2010).
Выводы
Нарушения письменного выражения часто остаются незамеченными или недооцениваются по сравнению с другими видами изменений. Часто мы связываем многие симптомы этого расстройства с повседневными трудностями или проблемами, которые могут возникнуть в ходе обычного обучения письму.
Также читайте: Теория когнитивного развития ребенка (Жан Пиаже)
С ранних этапов жизни детей мы должны уделять особое внимание всем аспектам, связанным с общением и языком, поскольку это будет фундаментальной основой для развития других когнитивных навыков, а также социального и эмоционального развития.
,
Дисграфия у детей: причины, симптомы и лечение
Хотя есть некоторые дети, которые более одарены в письме, большинство из них среднего и могут связно излагать свои мысли. Но есть и те, кому даже это, кажется, очень трудно. Эти дети могут страдать от дисграфии.
Что такое дисграфия?
Дисграфию можно охарактеризовать как нарушение обучаемости, при котором дети испытывают трудности с письмом, а иногда и с другими мелкими моториками.Дисграфия и СДВГ часто сочетаются, но это также может быть самостоятельная инвалидность. Дисграфию также называют «специфическим расстройством обучения с нарушением письма».
Типы дисграфии у детей
Существуют разные типы дисграфии, и у большинства детей бывает более одного типа. Вот пять типов дисграфии:
1. Дисграфия двигателя
При этом типе дисграфии почерк часто неразборчив, поскольку ребенок не может правильно держать карандаш.
2. Дислексическая дисграфия
Дети с дисграфией-дислексией часто способны прилично копировать, но их спонтанное письмо довольно неразборчиво, а написание у них плохое.
3. Лексическая дисграфия
Этот тип довольно редко встречается у детей и наблюдается, когда ребенок может писать, но они больше полагаются на стандартные схемы преобразования звука в букву.
4. Пространственная дисграфия
Если ребенок не понимает концепции пространства и испытывает проблемы с написанием строк и интервалом между словами, то говорят, что он страдает пространственной дисграфией.Их спонтанные письменные и скопированные работы неразборчивы, но их орфография обычно нормальная.
5. Фонологическая дислексия
Фонологическая дисграфия — это неспособность произносить незнакомые слова и фонетически неправильные слова. Дети с этим типом дисграфии не могут запоминать фонемы и правильно использовать их при письме.
Причины детской дисграфии
Важно понимать, что вызывает дисграфию у детей, чтобы иметь возможность работать с ними и помогать им.Вот несколько причин детской дисграфии:
- Недоразвитость мелкой моторики
- Невозможность правильно визуально обрабатывать буквы и слова
- Повреждение мозга
- Множественные мысленные образы
- Неадекватная инструкция
Признаки дисграфии у детей
Обратите внимание на эти признаки, если вы подозреваете, что у вашего ребенка дисграфия. Вот наиболее важные симптомы дисграфии:
- Неспособность изложить свои мысли на бумаге
- Нечеткий или неразборчивый почерк
- Неуклюжий и плотный захват карандаша и неудобное положение тела
- Проблемы с расстановкой интервалов между словами и формированием формы букв
- Невозможно уделить должное внимание
- Есть проблемы при попытке организовать слова слева направо
- С трудом удерживается в пределах границ
- Имеет проблемы с другими мелкими моториками, такими как держание вилки, завязывание шнурков или застегивание пуговиц.
- Неспособность правильно писать, иногда смешиваются прописные и строчные буквы
- Невозможно правильно держать карандаш или правильно пользоваться ножницами
- Избегает записи
- Записывает неполные предложения
.
Аутизм и дисграфия: что нужно знать
Люди с аутизмом часто удивляют окружающих самым восхитительным и интересным образом. Но в других случаях их поведение может сбивать с толку, странно или даже опасно.
Дисграфия — лишь одно из многих расстройств, которые часто наблюдаются коморбидно у людей с аутизмом или другими интеллектуальными расстройствами и ограниченными возможностями. Он также может появиться у людей, не страдающих аутизмом или умственной отсталостью. Трудности, связанные с этим, вероятно, кажутся странными тем, у кого его нет, и они могут очень расстроить тех, у кого он есть.Но зная об этом больше, вы сможете понять, что делать, чтобы помочь человеку с аутизмом и дисграфией научиться лучше справляться с повседневной жизнью.
Фото: Unsplash / Les Anderson
Что такое дисграфия?
Термин «дисграфия» относится к неспособности или трудности письма, особенно после того, как человек стал достаточно взрослым и имел достаточно практики, так что писать теперь должно быть намного проще, чем есть на самом деле. Дисграфия поражает людей всех возрастов и возникает, когда мозг знает, что он хочет писать и как писать, но ему трудно передать отдельные необходимые шаги руками.
Людям с дисграфией часто приходится прикладывать огромные усилия и концентрацию к письму. Они могут писать очень медленно и бороться с плохим почерком, включая проблемы с размером, интервалом, выравниванием или общей разборчивостью их букв. Они также могут оставлять некоторые буквы незаконченными или смешивать в своем письме прописные и строчные буквы. Проблема, как правило, сохраняется даже с возрастом, на который не влияют дополнительные часы письменных инструкций и практики.
Фото: Adobe Stock / mizina
Дисграфию не следует путать с диспраксией, которая представляет собой аналогичное состояние, связанное с проблемой связи между мозгом и телом, что приводит к нарушению баланса, отсутствию координации, неспособности правильно формировать звуки и произносимые слова, а также к двигательной недостаточности. навыки и умения.
Дисграфия часто встречается у людей с СДВГ и аутизмом, но она также более распространена, чем считалось ранее, среди населения в целом. Считается, что почти 60 процентов людей с аутизмом страдают дисграфией.Однако часто думают, что это просто плохой почерк и его не диагностируют.
Почему возникает дисграфия?
Дисграфия — это простое отключение каналов связи между мозгом и руками. Однако в такой сложной системе, как коммуникация между мозгом и телом, существует множество различных точек на канале, где могут быть обнаружены эти ошибки. Следовательно, конкретное «место», где происходит разрыв связи, не одинаково среди всех людей с дисграфией, и все случаи дисграфии не вызваны одним и тем же фактором.Некоторые случаи дисграфии вызваны мышечной слабостью или двигательной недостаточностью, в то время как другие могут быть вызваны повреждением мозга или другими неврологическими проблемами.
Фото: Adobe Stock / szofiphoto
Типы дисграфии
Существует три известных типа дисграфии, которые, вероятно, возникают из-за разных проблем и вызывают несколько разные симптомы.
В случае дислексической дисграфии почерк человека может выглядеть прилично, когда он или она копирует текст, но гораздо хуже, когда он пишет без визуального ориентира.Вероятно, у этого человека тоже плохое правописание. Их тип дисграфии, который, несмотря на название, отличается от дислексии, вероятно, не связан с повреждением мозжечка.
Фото: Adobe Stock / freila
Двигательная дисграфия может быть вызвана повреждением мозжечка и, как правило, связана с общим отсутствием двигательных навыков или мышечного тонуса. Люди с моторной дисграфией, вероятно, не имеют проблем с орфографией, но у них будут проблемы с почерком, независимо от того, копируют ли они текст или пишут спонтанно.При тщательной концентрации они могут показать хороший почерк в коротких отрывках, но это не является устойчивой практикой.
Пространственная дисграфия также не влияет на способность человека к произношению. Скорее, это связано с неправильным пониманием пространства, в результате чего буквы плохо разнесены и имеют неправильный размер.
Человек может иметь комбинацию различных типов дисграфии или иметь только один из типов дисграфии, но с симптомами, которые не полностью соответствуют его типу.
Что можно сделать для лечения дисграфии?
В целом, любого человека с дисграфией следует обследовать на предмет выявления нарушений мышечного тонуса и зрения. Укрепление мышц и / или исправление проблем со зрением может иметь огромное значение для человека с дисграфией. Затем переходите к другим методам лечения.
Трудотерапия часто помогает укрепить мышцы, обеспечить надежный захват письменных принадлежностей и улучшить ловкость рук. Эрготерапевт должен уметь оценивать зрительно-моторную координацию и амбидекстры человека (поскольку было показано, что амбидекстры замедляют развитие мелкой моторики в раннем детстве).
Фото: Unsplash / Thought Catalog
Хотя практика не всегда помогает человеку с дисграфией научиться улучшать свой почерк (и это медленный процесс, если он действительно работает), существуют определенные способы улучшить способность человека выучить правильный почерк. Разогрейте пальцы перед тем, как начать писать, сосредоточив внимание на формах, которые образуют буквы, и обеспечьте надлежащий захват и правильную осанку — все это может сделать практику письма более плодотворным.
Фото: Unsplash / Kim Gorga
Если вы являетесь родителем человека, страдающего дисграфией, одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать, — это отстаивать интересы своего ребенка в классе. В некоторых случаях родители и преподаватели могут принять решение заменить или дополнить рукописный текст ребенка технологией распознавания голоса или использованием клавиатуры для набора текста.
Фото: Adobe Stock / Christin Lola
Некоторые другие приспособления также могут быть сделаны в школе, например, множественный выбор вместо письменных ответов или заметки, предоставленные учителем вместо письменных заметок ученика.
В видео ниже эксперт по аутизму Сью Ларки объясняет больше о дисграфии и о том, что с ней можно сделать, в том числе использовать ручки для карандашей и разогревать руки, вращая волчок, прежде чем начать писать.
,
Что такое дисграфия? — Facty Health
Дисграфия — это уникальное нарушение обучаемости, которое вызывает проблемы с письмом. Существует три типа дисграфии, каждый из которых развивается из-за нарушения рабочей памяти. Человек может иметь более одной формы дисграфии. Наряду с этим часто возникают и другие состояния, такие как дислексия и СДВГ. Многие люди с дисграфией испытывают стресс и беспокойство во время письма. Лечение часто направлено на выявление причины дисграфии человека и его помощь в развитии навыков письма.
Симптомы
Дисграфия может вызывать множество индивидуальных или коллективных симптомов, таких как неправильное написание или использование заглавных букв. Человек с дисграфией часто плохо контролирует размер и расстояние между буквами. Им может потребоваться больше времени, чтобы писать, чем обычному человеку, и при этом они могут выражать дискомфорт или стресс. Люди с дисграфией также могут иметь дислексию, из-за чего некоторые люди путают симптомы между ними.
FatCamera / Getty Images
Дислексическая дисграфия
Один из трех типов дисграфии — дислексическая дисграфия.Люди с дислексической дисграфией больше всего борются со спонтанно написанным текстом, который они не скопировали или не отследили из другого источника. Во многих случаях итоговый текст неразборчив. Для более длинных предложений текст может начинаться грубым, но читабельным и постепенно ухудшаться по мере продолжения предложения. Дислексическая дисграфия не влияет на мелкую моторику, поэтому рисование и копирование часто читаются. Правописание, однако, затруднено для людей с этим заболеванием.
Extreme Media / Getty Images
Дислексия vs.Дисграфия
Несмотря на название, человек с дислексической дисграфией не обязательно страдает дислексией. Дислексия — это нарушение чтения, а дисграфия — нарушение письма. Однако оба условия могут иметь проблемы с написанием, орфографией и распознаванием букв. Человек может иметь оба нарушения обучаемости, но для диагностики часто требуется множество специализированных тестов. Поскольку эти два условия очень похожи, в особо сложных случаях могут потребоваться назначения и анализы от группы разных экспертов, чтобы различить их.
PeopleImages / Getty Images
Motor Dysgraphia
Некоторые случаи дисграфии возникают из-за проблем с мелкой моторикой человека. Двигательная дисграфия затрагивает все движения пальцев. Спонтанные и начертанные надписи близки к неразборчивым, а рисование затруднено. Однако, поскольку моторная дисграфия влияет исключительно на мелкую моторику, человек с этим заболеванием может без труда распознавать буквы и слова. Поскольку люди с двигательной дисграфией обычно плохо пишут, их письмо может казаться наклонным.
Младен Живкович / Getty Images
Пространственная дисграфия
.