Обучающее изложение по коллективно составленному плану (текст повествовательного характера с элементами описания, 3-й класс)
Цель урока: формировать умение грамотно передавать содержание текста –
повествования по коллективно составленному плану и оформлять его на письме.
Задачи урока:
- Образовательные:
отрабатывать навык работы по составлению плана текста-повествования;
учить грамотно пересказывать текст и оформлять его на письме. - Развивающие:
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
развивать коммуникативные умения. - Воспитательные:
прививать любовь к русскому языку;
воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе
учения.
Изложение “Воробьи и розы”.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа учителя.
Лето – пора цветения многих цветов. Но вот об этом цветке мы будем говорить
особо. (Открываю картинку с изображением розы). Роза – символ
божественной тайны. Это символ милосердия, душевной чистоты. По легенде роза
появилась из белоснежной морской пены. Про розу сочинили много стихов:
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
(С. Маршак.)
Но речь пойдет не только о розах, а еще…
Загадка.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).
– А каких мы знаем воробьев? (Крикливые, шумные, суетливые,
назойливые).
– Так какое же отношение имеют воробьи к этим великолепным цветам?
– Как вы думаете, на какую тему мы будем писать изложение? (“Воробьи и
розы”).
– Не правда ли, странное сочетание? Я буду читать, а вы слушать.
Целевой вопрос:
– Почему так назван текст?
3. Чтение текста учителем:
Воробьи и розы.
(По И.Кайгородову)
В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душистыми цветами. В воздухе
стоял нежный аромат цветущих роз.
Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Однажды
стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел
вредителя. Кликнул он клич. Слетелись в сад другие воробьи.
Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых: роз.
4. Ответ на целевой вопрос.
– Почему именно такой заголовок придумал автор?
– А как еще можно озаглавить текст?
5. Самостоятельное чтение текста детьми.
– Прочитайте текст про себя и подумайте: сколько в нем частей?
6. Беседа по содержанию каждой части и составление плана.
1 часть.
– Прочитайте 1 часть.
– О чем идет речь в этой части?
– Красота чего задевает, трогает вас при чтении? (Красота роз).
– Как автор описывает летом розы?
– Без каких слов наше представление о них не будет полным? (Душистые,
аромат).
– Почему?
– Можно ли опустить в предложении слово “душистыми” (не почувствуем
запаха).
– Как лучше озаглавить эту часть? (“Кусты роз”).
2 часть.
– Прочитайте 2 часть.
– О чем идет речь в этой части?
– Каким словом охарактеризовал автор происходящее?
– Почему? Зачитайте, чем грозила эта беда?
– Какие чувства испытывает в данный момент автор?
– Передайте их во время чтения предложения: (Пришла беда!).
– Как лучше озаглавить эту часть? (“Пришла беда”).
3 часть.
– Прочитайте 3 часть.
– Откуда пришла помощь? (Зачитывают: “ Однажды стая воробьев
облепила кусты”).
– Сколько было воробьев? (Много).
– Какие слова подсказали ответ на этот вопрос? (Стая, облепили)
– Вспомните, мы вначале говорили, что воробьи шумные, крикливые, суетливые.
Найдите и прочитайте предложение, которое подтверждают, что они действительно
такие. (Началась возня и чириканье).
А какое из двух слов доказывает суетливость ? (Возня.)
– А что значит “возня”? (Расшумелись).
– Чем было вызвано их такое поведение?
– Кого автор назвал разведчиком?
– Почему?
– Что он сделал? (Кликнул клич).
– А как можно было сказать по другому? (Обратился с призывом),
– Какое из выражений больше соответствует тексту?
– Что было дальше? (Слетелись в сад другие воробьи).
– Как вы представляете эту картину?
– Попробуем нарисовать ее. (Словесное рисование).
– Какие цвета выберем для кустов роз? Воробьев?
– Что делают воробьи? (Открыты клювики, перышки взъерошены, кто-то
дерется).
– Как озаглавить эту часть? (“Слетелись воробьи”).
4 часть.
– Прочитайте 4 часть.
– Как в этом отрывке автор называет воробьев? (Санитары).
– Почему они так названы?
– Как поработали санитары? (Зачит.).
– А что значит чисто? (До единого червячка съели).
– Каков был результат их дружной работы? (Летом в саду было много красивых
роз).
– Давайте заменим слово “красивых” другим словом. (Чудесных, прелестных,
прекрасных).
– Как озаглавим эту часть? (“Санитары сделали свое дело”).
Физминутка.
7. Подготовка к пересказу текста.
План.
1. Кусты роз.
2.Пришла беда!
4. Санитары сделали свое дело. | покрывались, аромат червячки, поедали стая, облетели, возня, разведчик, клич, вредитель. чисто прекрасных . |
– Посмотрите, сколько пунктов плана?
– Сколько будет частей в тексте?
– Прочитайте 1 часть и проследите за тем, как автор избегает
повторения одних и тех же слов.
– Что захотелось изменить? (Кусты).
– Каким словом можно заменить его во втором предложении? (Они).
– Перечитайте 2 часть.
– Можно ли в 3-ем предложении сказать: “Червяки поедали бутоны и листья?”
– Почему?
– Будем ли что-нибудь менять?
– Перечитайте 3 часть.
– Как назван воробей в этой части?(разведчик).
– Почему именно в этом предложении автор употребил это слов.
– 4 часть.
– Как называет автор воробьев уже в следующем предложении?(санитары).
– Почему именно так?
– Прочитайте предпоследнее предложение.
– Можно ли заменить слово “санитары” словом птички?
– Почему нет?
8. Пересказ текста.
– Прочитайте только 1 часть и подготовьтесь к пересказу.
– Закрываю 1 часть и говорю: “Перескажите содержание 1 части друг другу”.
Аналогично проводится работа с остальными частями.
9. Работа над орфографией.
1. Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением:
В саду, цветами, стоял, цветущих, беда, завелись, червячки, они, поедали,
облепила, началась, возня, вредители, слетелись, свое.
2. Разделительный мягкий знак:
листья, воробьев, чириканье.
3. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением: однажды,
воробьи,
4. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих: клич
5. Запомнить:
дело
чисто
аромат
много
это
санитары
возня
нашел
6. Правописание чк, чн.
червячки
7. Непроизносимые согласные.
разведчик
8. Правописание жи-ши, ча-ща.
душистыми
началась
10. Пересказ текста по плану.
11. Письмо изложения(самостоятельная запись текста).
Итог урока.
Воробей и роза — Минисказка
Автор Иван Шутов
На чтение 2 мин. Просмотров 34 Опубликовано
В саду по дорожке прыгал воробей, чирикал:
Хорошо тут. Чик-чирик… Куст розанов расцвел. Чирик-чик-чик… И красивее всех самая алая, самая большая роза. Хочешь. роза, дружить со мной?
Роза ответила:
Не нужны мне твои похвалы, обойдусь без твоей дружбы, воробей-серячок. Всю ночь на меня любуются с неба звезды.
Ради меня зажигает луна свой фонарь. До утра соловей только мне поёт свои песни. Я красивая. А посмотри на себя, какой ты взъерошенный, какой ты грязный. И пахнет от тебя нехорошо, наверно, рылся в куче навоза. Фи! Улетай отсюда, гадкий воробей, не место тебе рядом со мной.
Ладно! — чирикнул воробей. Когда придёт беда, будет и мне место!
И улетел.
Утром следующего дня по колючему стеблю куста к розе подполз крохотный бурый червяк. Он залез в лепесток и там остался. Ему очень понравилось жить в розе. Лепестки её были нежны и сладки, спать в них было мягко, душисто.
Приполз к нему в гости другой червяк. И тоже остался. Скоро в каждом розане завелись черви. Они стали поедать розы. По утрам росинки, как слезы, печально поблёскивали на их лепестках. Л червей разводилось всё больше и больше. Цветы пропадали. Но вот прилетел воробей.
Он громко зачирикал, созывая своих товарищей:
— Есть пожива, братцы! Налетай на червяков!
И склевал прожорливого червя вместе с его соседом на самой красивой розе. Шумной стаей облепили воробьи розовый куст и уничтожили червяков до единого.
— Спасибо! — сказала красивая роза воробью. — Теперь я знаю, кто мне настоящий друг. Он познаётся в беде.
И расцвела ещё краше. Но помнила, что своей красой обязана простому, взъерошенному воробью, умеющему петь только одну-единственную песенку; чик-чирик, чирик-чик- чик… Она радовалась, когда её слышала, и приветствовала воробья лёгкими кивками. А воробей без умолку чирикал.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе Воробей И.С. Тургенева
Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе «Воробей» И.С. Тургенева
Цель: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи:
1. Обучающие:
- обучать умению определять тему и основную мысль текста;
- отмечать главное и второстепенное в тексте;
- кратко излагать содержание прочитанного текста;
- познакомить с особенностями стихотворения в прозе.
2. Развивающие:
- развивать память;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развитие информационной компетенции;
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
- прививать интерес к художественному слову.
Ход урока
Эпиграф к уроку записан на доске.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И. Тургенев)
1. Организационный момент
— Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.
— К этим словам И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.
— Какая бывает любовь?
Д: Родительская, материнская т.д.
2. Словарная работа.
Значение слова «любовь» (по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Значение слова «благоговеть» — высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо.
3. Введение в тему урока.
-Чем же держится и движется жизнь? Д: Любовью.
-А поможет понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей».
4. Чтение рассказа.
— Почему автор назвал воробья «героической птицей»?
— Где происходят описанные события?
— как повела себя собака?
— Кого увидел автор на аллее?
— как описан воробей?
-Прочитайте, как описывается в рассказе молодой воробей, что усиливает наше впечатление о маленьком воробушке, как о совершено беспомощном?
— Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)
— Прочитайте, как автор подчёркивает, что воробей бросился спасать своё детище, не раздумывая, не теряя ни секунды . Выберите глаголы, которые показывают действия старого воробья.
-Как вы понимаете предложение: «….он жертвовал собою»?
— Что заставило воробья жертвовать собой?
— Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?
Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Почему?
— Какова основная мысль рассказа?
Д: Любовь родителей к детям.
Для того чтобы эту мысль раскрыть ярче, писатель продумано отбирал каждое слово, каждое выражение. На некоторые из них мы обратим особое внимание.
-Давайте выпишем те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения.
Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний:
собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу, смущённый
воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса, замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание)
герой: удалился, благоговея, благоговел.
— Что обозначает данное слово?
— Что вызывает огромное уважение автора? Чем он восхищается? (огромной силой любви маленькой птицы по отношению к своему детёнышу)
— Какую мысль (очень важное открытие) пытается донести до нас, читателей, И.С. Тургенев?
( Любовь к своему ребёнку — сильнее смерти и страха смерти. “Только ею, только любовью держится и движется жизнь” — к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель).
— В русском языке есть выражение “воробьиная душа”. Как вы думаете, что оно обозначает? (трусливая натура)
— В данном тексте, какое значение имеет слово “воробей”? (воробей – символ жертвенной любви; смелая птица, готовая пожертвовать собой ради спасения своего детёныша)
— И.С. Тургенев назвал своё произведение “Воробей”. Какие названия могли бы предложить для этого текста вы? Попробуйте в названии выразить тему или основную мысль текста. (Тема: спасение жизни детёныша, тема всепобеждающей любви. Идея: любовь – всепобеждающая сила. Только любовью держится и движется жизнь)
Запись даты и темы работы в тетради для творческих работ.
-Что значит “сжатое” изложение? Подберите синонимы к слову “сжатое” (краткое, сокращённое, уменьшенное).
— Как вы думаете, о чём обязательно нужно написать, а что можно опустить (сократить)? Прочитайте текст ещё раз, вычёркивая, на ваш взгляд, не совсем важную информацию. Прочитайте получившийся сокращённый вариант текста. Передаёт ли он суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста? Если да, то вы можете взять его за основу и написать сжатое изложение.
Самостоятельная работа учащихся по сокращению исходного текста (на листках с текстом).
Анализ переработанных вариантов текста.
Заслушиваются 1-2 варианта текста (в зависимости от располагаемого времени) Обращается внимание на удачные синонимичные замены авторских выражений, объединение смысловых частей текста, удаление ненужных предложений и словосочетаний.
— Передаёт ли данный сокращённый вариант суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста?
-Да, полученный текст можно взять за основу для написания сжатого изложения.
3. Работа над черновиком.
заслушать черновой вариант изложения
4. Пишем изложение.
Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе)
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1879
I Организация класса на работу II Подготовка к первичному восприятию текста II Первичное восприятие текста IV Анализ первичного восприятия текста V Языковая подготовка VI Итоговое восприятие текста VII Создание письменного высказывания | а) Приветствие — Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Долгожданный дан звонок – б) Слово-инструктаж — Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик и карточки для работы с текстом. в) Сообщение темы и цели урока — Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу «Воробей на часах», который он написал специально для детей. — Что такое изложение? — Мы напишем сегодня с вами сжатое изложение — Как вы думаете, что такое сжатое изложение? — Чем оно отличается от других видов изложений? — В отличие от подробного изложения, которое предполагает подробное воспроизведение содержания текста, сжатое изложение требует краткой, обобщённой передачи содержания исходного текста, но при этом, не теряя главной мысли и последовательности хода событий текста г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста. — Текст нашего изложения повествование. — Что такое текст-повествование? -Давайте вспомним его схему: Кульминация Завязка Развязка
Что произошло? Что было? — Слова, какой части речи, являются главными в таком тексте? а) Рассказ о детстве Л.Н.Толстого Л.Н. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе её: некоторые черты матери (отличное образование, любовь к искусству) и даже портретное сходство Толстой придал героине своего произведения. Отец Льва Николаевича, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы «Ясная поляна». Позже Л.Н.Толстой откроет в деревне школу для крестьянских детей, поможет устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлечет его, что он отправится за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествует, был в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Он был уверен, что основой обучения должна быть «свобода ученика» и отказ от насилия в преподавании. Позже он печатает собственную книгу для обучения детей чтению — «Азбуку». С некоторыми рассказами, былями и баснями из той Азбуки вы знакомитесь на уроках литературного чтения. — Давайте вспомним некоторые из них.
б) Чтение были «Котёнок» — К какому жанру отнёс Толстой это произведение? — Что такое быль? -Чему учит это произведение? в) Установка на восприятие текста Задание: Представьте себе картины происходящего в рассказе Л.Н.Толстого «Воробей на часах» а) Чтение текста Воробей на часах. В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах. Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их. а) Ответ на задание — Какие картины происходящего вы увидели? — Соотнесите их со схемой текста – повествования. б) Эмоциональная оценочная беседа -Какие чувства вызвал у вас текст? -Когда вы сильно тревожились? -Когда вам стало радостно? в) Лексическая работа — Давайте с вами попробуем объяснить лексическое значение некоторых слов. Злодей – злой, хотел убить птенцов. Лютый (враг) – грозный, злой. Часовой (сторожит) – сторож, охранник. Воробьята – птенцы воробьёв. Старый воробей – дедушка-воробей. Разом (скрылись) – быстро, мгновенно. Следит – наблюдает. г) Работа с текстом по содержанию — Назовите персонажей рассказа? — Где произошёл этот случай? — Что делали воробьята? — Как вёл себя старый воробей? — Кто помешал играм воробьят? — Как старый воробей предупредил их об опасности? — Чем завершилось нападение ястреба? д) Текстовая работа — Назовите главную тему текста. — Какая идея текста? -Какие в тексте ключевые слова, подтверждающие идею текста? — Прочитайте заголовок. — Как вы его понимаете? — Из скольких частей состоит текст? а) Словарная симатическая работа Прыгали — весело, беззаботно скакали по дорожке Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят. Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно. — Запишите эти слова себе на черновик. б) Структурно — композиционное составление плана -Какими, словами заканчивается первая часть? — Как коротко, исключая лишнее, рассказать, что произошло в первой части? — Используйте в своём ответе глаголы, передающие ход событий. — Как озаглавим? — Какими, словами начинается вторая часть? — Какими, словами заканчивается вторая часть? — Коротко расскажите, что произошло во второй части? — Как озаглавим? — Какими, словами начинается третья часть? — Какими, словами заканчивается третья часть? — Коротко расскажите, что произошло в третьей части? — Как озаглавим? — Какими, словами начинается последняя четвёртая часть? — Коротко расскажите, что произошло в четвёртой части? — Как озаглавим? План 1. Старый воробей охраняет воробьят. 2. Появился ястреб. 3. Тревога! 4. Воробей снова на часах. в) Орфографическая работа 1. Прочитайте слова. Объясните написание подчеркнутых гласных. Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки. Охранял- … летит-… злодей-… молодые- … следит — … часовой- … сторожит- … увидал — … в саду- … 2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание. 3. Подберите проверочные слова: Дорожка ястреб враг 4. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята. 5. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание. За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова. г) Пунктуационная работа — Давайте с вами вспомним правила записи предложений и текста. — Найдите в тексте предложения по предложенным схемам: 1) O и O. 2)О, О. д) Текстовая работа — Сейчас мы с вами будем учиться «сжимать» текст т.е выделять главное в тексте, находить ключевые слова так, чтобы при сжатии текста главная мысль и ход событий не были потеряны. — Слова, какой части речи чаще употребляются в тексте-повествовании? -Главные механизмы сжатия текста – это обобщить, заменить одним словом, выделить ключевые слова и исключить лишнее. — Перед вами лежат карточки, которые мы с вами будем заполнять, сначала вместе, а затем попытаетесь доделать это самостоятельно.
— Какие ключевые слова в первой части, что возможно убрать? -Что главного во второй части, какие ключевые слова? Что можно ли исключить? — Попробуйте самостоятельно найти ключевые слова и исключить лишнее в третьей и четвёртой частях и заполните карточки. — Давайте перескажем по частям и послушаем, что у нас получилось. а) Повторное чтение текста и сравнение его с получившимся текстом -В чём различие исходного текста и того, который получился у нас. — Действительно текст получился намного беднее по эмоциональной окраске, так случается при сжатии текста т.к. нам необходимо было передать последовательность происходящих событий. а) Проверка получившегося текста на карточках б) Переписывание в тетрадь | — Изложение – это воспроизведение исходного текста и передача его в устной или письменной форме. — Краткое воспроизведение исходного текста. — Глаголы. — Быль. — События в рассказе произошли на самом деле. — Приходить на помощь маленьким и слабым, быть храбрым. 1) Старый воробей охраняет прыгающих воробьят – это завязка. 2) Появляется ястреб. Старый воробей громко зачирикал, и воробьята скрылись в кустах – кульминация. 3) Улетел ястреб, весело прыгают птенцы, старый воробей снова на страже
— Чувство тревоги за воробьят. — Когда ястреб стал приближаться всё ближе и ближе. -Тогда, когда старый воробей прогнал ястреба. — Воробьята, старый воробей и ястреб? — В саду. — Прыгали по дорожкам, играли. — Появился ястреб — Громко и тревожно зачирикал — Ему пришлось улететь ни с чем. — Старый воробей охраняет воробьят. — Взрослые в семье всегда заботятся о малышах, оберегают их — А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей. -Стоять «на часах» — значит охранять. — Из четырёх. — …охраняет малышей. — По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял малышей. — Старый воробей охраняет воробьят. -Вот появился… — …следит за ним. -Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним. — Появился ястреб. — Всё ближе ястреб… — …скрылись в кустах. — Всё ближе ястреб Воробей громко зачирикал. Воробьята скрылись в кустах. — Тревога! — Улетел ястреб — Улетел ястреб. Снова прыгают птенцы, а часовой сторожит их. — Воробей снова на часах. 1. Начало предложения пишется с заглавной буквы. 2. В конце предложения ставятся знаки препинания (. ? !) 3. Каждая новая часть изложения пишется с нового абзаца (красная строка, отступ в начале строки). 1. Громко и тревожно зачирикал воробей. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. 2. Летит ястреб тихо, без шума. — Глаголы — прыгали, воробьята, старый воробей, охранял (в саду, слова молодые воробьи заменили на воробьята, уселся высоко на ветку, слово малышей заменили на их) — Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним -(лютый, мелких, тихо, старый, слово злодей заменили на его) Пересказ текста с изменениями. Ответы детей. | Включаю аудиозапись текста Дети выполняют задание на подготовленных карточках. Задание проверяется коллективно. |
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» по Б.Павлову.
Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» по Б.Павлову.
Ход урока
1 Постановка учебной задачи.
(Каждое предложение напечатано на отдельной полоске.)
Свиристели
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.
Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.
( По Б.Павлову)
Учитель.
— Какая задача стоит перед нами?
Ученики.
— Составить из предложений текст.
Учитель.
— Что для этого нужно сделать?
Ученики.
— Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.
11. Составление текста.
Ученики каждый сам читают самостоятельно предложения.
Учитель.
— О чём рассказывается в этом тексте?
Ученик.
— О птицах свиристелях.
(На экране появляется слайд с изображением свиристелей)
Работа в тетрадях по развитию речи.
Учитель.
— Какое первое задание нужно выполнить?
Ученик.
— Определить количество частей в тексте .
(Ученики в парах обсуждают и принимают решение, что 3)
Учитель.
— Докажите, что в тексте три части.
Ученик.
— В одной части говорится о внешнем виде птиц, в другой – о том, как они поют, в третьей – что любят свиристели.
Учитель.
— Что нужно сделать, прежде чем составлять весь текст?
Ученик.
— Сначала нужно составить каждую часть.
— В каком порядке строится описание. — Давайте вспомним, как строится описание. (Слайд с порядком построения описания.
1. Общее впечатление.
2. Крупные детали.
3. Мелкие детали.
4. Оценка автора.)
— Подберите все предложения, в которых даётся описание птицы, её внешнего вида.
(Ученики работают в парах, подбирают 4 предложения, составляют их по плану слайда.
Одна пара читает составленную часть и защищает свой вариант первой части текста. У других учеников есть возможность исправить ошибки.)
Учитель.
— Почему в таком порядке вы расположили предложения?
Один ученик из отвечающей пары.
— Сначала мы поставили предложение об окраске птиц, так как оно относится ко всей птице в целом, потом — о крыльях, затем – о пятнышках. Последнее – оценка, отношение автора.
Учитель.
— Почему нельзя начать с предложения о пятнышках?
Второй ученик из пары ребят.
— Сначала надо передать общее впечатление, затем описать крупные детали, потом – мелкие. А закончить описание внешнего вида птицы впечатлением, оценкой. Это и есть отношение автора.
Пара ребят садится, и учитель продолжает задавать вопросы всему классу.
Учитель.
— Какие слова помогают автору описать птицу?
Ученик.
— Прилагательные, обозначающие цвет.
Учитель.
— Какие прилагательные будете использовать при описании птицы?
На доске: розовая, чёрные, яркие, жёлтые, красные.
Учитель.
— Как автор говорит о расположении пятнышек?
Ученик.
— Пятнышки разбросаны.
Учитель.
— Что подчёркивает это слово?
Ученик.
— Расположены в беспорядке, кое – где.
Учитель.
— Что автор хочет показать своим описанием?
Ученик.
— Это нарядная птица.
Учитель.
— Какие слова передают отношение автора?
Ученик.
— Пятнышки, полоски, очень нарядная.
Учитель.
— Каково же отношение автора к свиристелям?
Ученики.
— Автору эти птицы симпатичны, он любуется ими, с удовольствием наблюдает за ними и слушает их песню.
Учитель.
— . Составьте остальные части текста, работайте в парах. А кому будет трудно, я помогу.
Желающая пара учеников читает вторую и третью части текста.
Учитель.
— О чём вы рассказали во второй части?
Один ученик из пары.
— О том, как поют свиристели.
Учитель.
— О чём вы рассказали в следующей части?
Второй ученик.
— О том, что любят свиристели.
111. Составление плана.
Учитель.
— Что нужно сделать дальше?
Ученик.
— Определить порядок частей в тексте.
Учитель.
— Какой частью нужно закончить текст?
Ученик.
— Той частью, в которой рассказывается, как свиристели поют.
Учитель.
— Почему именно так будет правильно?
Ученик.
— В этой части рассказывается, почему этих птиц прозвали свиристели.
Учитель.
— Расположите на своих партах последовательно части текста, чтобы могли все его прочитать.
(Один ученик выходит на класс и выразительно читает текст)
Учитель.
— Нам осталось в тетради выполнить 5-ое задание. Составьте план, работая в парах.
Примерный план.
1. Нарядная птица.
2. Любимое кушанье.
3. Ласковая песенка.
Учитель.
— Что старались отразить в заголовках плана?
Ученик.
— Главное в каждой части.
Учитель.
— По плану попробуем текст пересказать, пользуясь записями в тетради.
Один ученик пересказывает. Дополняем, исправляем.
1V. Запись текста.
V. Проверка написанного текста.
Учитель.
— Сколько частей в вашем тексте?
Один ученик читает получившийся текст. Дополняем, исправляем, если необходимо.
V1. Итог урока.
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму. |
Окраска у них розовая. |
Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками |
На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. |
Очень нарядная птица. |
Свиристели очень любят рябину. |
Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. |
Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт. |
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. |
Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. |
За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями. |
Презентация по русскому языку на тему «Изложение близкое к тексту Тургенева И. С. «Воробей»
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Изложение близкое к тексту Тургенева И. С. «Воробей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883)
2 слайд
Описание слайда:
И. С. Тургенев родился в Орле в 1818 г. В старинной дворянской семье. Детство провел в имении Тургеневых Спасское-Лутовиново, которое располагалось в березовой роще на пологом холме. Матери Варвары Петровны боялся, как огня. Редкий день проходил без розог. В 1827 г. Тургеневы переехали в Москву, и Иван стал учиться в пансионе, затем был зачислен на словесное отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета. Вскоре он уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.
3 слайд
Описание слайда:
Цель нашего урока: Вспомнить немного из биографии И. С. Тургенева; Подготовиться и написать изложение близкое к тексту по произведению И. С. Тургенева.
4 слайд
Описание слайда:
«Муму», «Бирюк», «В дороге», «Собака» и др. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке кроме своего родного.
5 слайд
Описание слайда:
Тема: Основная мысль: как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца. любовь сильнее смерти и страха
6 слайд
Описание слайда:
План. Вступление. Элементы сюжета (развитие действия). 1. Завязка. 2. Кульминация. 3. Развязка. Заключение.
7 слайд
Описание слайда:
План. Вступление: Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди меня. Элементы сюжета (развитие действия). 1. Завязка: собака начала красться к беспомощному птенцу. 2. Кульминация: старый воробей заслонил собой свой детище, готовый пожертвовать собой. 3. Развязка: Трезор отступил….. Заключение: любовь сильнее смерти и страха смерти.
8 слайд
Описание слайда:
Описание воробья. С желтизной около клюва и пухом на голове, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки, весь взъерошенный, искаженный, писк его отчаянный и жалкий, голосок одичал и охрип, маленькое тело трепетало от ужаса.
9 слайд
Описание слайда:
Действия воробья. Сорвался с дерева, Упал камнем, Прыгнул, Ринулся, Сила воли сбросила его
10 слайд
Описание слайда:
Описание собаки. Громадное чудовище, Его морда, Зубастая раскрытая пасть,
11 слайд
Описание слайда:
Броситься, кинуться, метнуться, устремиться. Дрожать, трепетать, содрогаться, сотрясаться, вздрагивать, вибрировать.
12 слайд
Описание слайда:
Запишите слова, вставляя буквы. Ш..л, с..бака, прибл..жалась, уд..вился, г..роический. ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ. Шёл по аллее, вдоль аллеи, усидеть на ветке, сильнее его воли, держится, движется. Как бы зачуяв, желтизна, отчаянный, смущённый, благоговея. ЗАПИШИТЕ И ЗАПОМНИТЕ.
13 слайд
Описание слайда:
Расставьте знаки препинания. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Видно и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился благоговея.
14 слайд
Описание слайда:
Ваша задача – написать изложение, близкое к тексту И. С. Тургенева. Желаю удачи!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
113558
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Презентация к уроку русского языка «Изложение по произведению И.Тургенева «Воробей»»
Слайд 1
Двадцатое апреля Классная работа Изложение «Воробей» Словарь: Аллея – дорога с деревьями по обеим сторонам Красться – осторожно, неслышно приближаться Зачуять – почувствовать запах Дичь – дикая птица или животное, на которое охотятся Сорваться – очень быстро упасть Взъерошенный – с поднятыми перьями Пасть – рот у животных Ринуться – кинуться, броситься, устремиться Заслонить – закрыть Детище – дитё, ребёнок Трепетало от ужаса – дрожало от страха Попятиться – пойти назад, отступить Признать – согласиться уважать Благоговеть – очень уважать, любить Порыв – действие, поступок, дело
Слайд 2
Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1879
Слайд 3
Желторотый
Слайд 4
«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада»
Слайд 5
«Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»
Слайд 6
«Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…»
Слайд 7
«Мой Трезор остановился, попятился…»
Слайд 8
«Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея»
Слайд 9
План: 1 . Возвращение с охоты 2. Собака почуяла дичь 3. Птенец на дороге 4. Появление защитника 5. Страх воробья 6. Признание силы / отступление собаки 7. Благоговение перед птицей 8. Любовь сильнее смерти
Слайд 10
Опорная карточка для пересказа (слабый ученик) Я шел с охоты по …. сада. Собака бежала ……….. меня. Вдруг она начала …………., зачуяв перед собою …… . Тут увидел на дороге молодого ……….. . Он упал из …………. и сидел неподвижно. Моя собака медленно …………. к нему, как вдруг с дерева слетел старый черногрудый ……………………… и начал прыгать перед ее ……………………….. Он ринулся ………………. свое …………, хотя сам трепетал от ужаса. Но несмотря на это он не мог …………… на своей безопасной ……….. Мой Трезор ……………………., попятился. Он тоже признал эту …………… Я отозвал пса — и удалился, ………….. перед той маленькой ……………… птицей. Любовь, думал я, сильнее ………….. и страха смерти. Только ею, только ………. держится и движется…………..
Слайд 11
Опорная карточка для пересказа (сильный ученик) Я (что делал?) ………….(где?)…… . …………. Вдруг ….. (что сделала?) , почуяв …… Тут я (что сделал?) ………. (где?) ….. (какого?) ………….. ………… с …….. … , Он (что с ним случилось?) ………….. И (как?) ………… (где?) /(как?) (кто?)……. (что делала?)…………….., как вдруг (откуда?) ………. (как?) ……….. (что сделал?) …………… (какой?)……. ……… (кто?). Он с отчаянным писком прыгал перед (чем?) ………… Он (что сделал?) ………….. (кого?) ……, хотя сам (что делал?) ………. . Но несмотря на ужас, он не мог ………………… . (Кто?) ……… (что сделал?)………., признавая эту силу. Я (что сделал?) …… и ….. (как?) …. перед (кем?) ………… Любовь, …………………………
Слайд 12
4 1 Т р е з о р 2 3
Слайд 13
4 1 Т р е з о р 2 в о р о б е й 3
Слайд 14
4 1 Т р е з о р 2 в о р о б е й 3 л ю б о в ь
Слайд 15
4 Т у 1 Т р е з о р г 2 в о р о б е й н е 3 л ю б о в ь
Слайд 16
Спасибо за урок!
контурный воробей PNG изображения | Векторные и PSD файлы
квадратная цветочная рамка с акварельной цветочной рамкой и очерченными блестящими листьями
2084 * 2084
букет акварельных цветов с очерченными блестящими листьями
2084 * 2084
красное сердце контур
2048 * 2048
контур красного сердца
1200 * 1200
контур красного сердца
1200 * 1200
красный крест с выходящим контуром
1200 * 1200
объемная надпись музыка с золотыми гранулами и тонким контуром
1200 * 1200
установить значок сердца контур любви контур вектор черное сердце черный значок любви
2500 * 2500
значок календаря бизнес и финансы с контурным заполнением
8000 * 8000
красивых акварельных цветов с обрисованными в общих чертах цветочными блестками
2084 * 2084
красивых акварельных цветочных бордюров с золотыми обведенными цветочными
2084 * 2084
еда каракули бесшовные векторные иллюстрации линии искусства стиль наброски рисунок в черно-белых тонах
2000 * 2000
дизайн сердца контур сердца
1200 * 1200
сердце любовь розовое сердце форма контур сердца
1200 * 1200
дизайн мандалы контур счастливый diwali rangoli
1155 * 1155
коллекция ценников со скидкой в желтом стиле для продвижения по продаже
1200 * 1200
рамок в стиле ретро
1200 * 1200
набор иконок линии кулинария вилка ложка и нож линии иконы повар шляпа сковорода и горячая сковорода векторная коллекция иконок для кулинарии
2500 * 2500
набор инженерных значков со стилем контура и инженерная векторная иллюстрация с простым дизайном черной линии
4167 * 4167
набор иконок наброски сердце изолированные
2500 * 2500
формы сердца векторный контур сердца
800 * 800
кофе в зернах стиль контура значка
5000 * 5000
космический объект наброски векторный набор
2000 * 2000
медицинский узор с контуром
4167 * 4167
день святого валентина любовник форма лепестка роз в форме сердца, состоящая из лепестков роз в форме сердца
2352 * 2352
набор иконок лица животного
2000 * 2000
концепция образования запрет на выпускной вечер нер с крышкой и контуром d
6250 * 6250
мандала круглый цветочный орнамент на белом фоне декоративный элемент дизайна черно-белый контур векторные иллюстрации для раскраски книги печать и другие предметы
5000 * 5000
калашников ак 47 значок машины стиль контура
5000 * 5000
увеличить значок бизнес и финансы со стилем наброски
8000 * 8000
/ourmid/pngtree-travel-and-destination-al-aqsa-with-outline-style-png-image_555998.jpg» alt=»travel and destination al aqsa with outline style, Destination, Al Aqsha, Al Aqsa PNG and Vector»/>
путешествия и пункт назначения al aqsa со стилем контура
8000 * 8000
рисованной наброски мозга мозг мышления инфографики
1200 * 1200
,
контурный воробей PNG изображения | Векторные и PSD файлы
квадратная цветочная рамка с акварельной цветочной рамкой и очерченными блестящими листьями
2084 * 2084
букет акварельных цветов с очерченными блестящими листьями
2084 * 2084
красное сердце контур
2048 * 2048
контур красного сердца
1200 * 1200
контур красного сердца
1200 * 1200
красный крест с выходящим контуром
1200 * 1200
объемная надпись музыка с золотыми гранулами и тонким контуром
1200 * 1200
установить значок сердца контур любви контур вектор черное сердце черный значок любви
2500 * 2500
значок календаря бизнес и финансы с контурным заполнением
8000 * 8000
красивых акварельных цветов с обрисованными в общих чертах цветочными блестками
2084 * 2084
красивых акварельных цветочных бордюров с золотыми обведенными цветочными
2084 * 2084
еда каракули бесшовные векторные иллюстрации линии искусства стиль наброски рисунок в черно-белых тонах
2000 * 2000
дизайн сердца контур сердца
1200 * 1200
сердце любовь розовое сердце форма контур сердца
1200 * 1200
дизайн мандалы контур счастливый diwali rangoli
1155 * 1155
коллекция ценников со скидкой в желтом стиле для продвижения по продаже
1200 * 1200
рамок в стиле ретро
1200 * 1200
набор иконок линии кулинария вилка ложка и нож линии иконы повар шляпа сковорода и горячая сковорода векторная коллекция иконок для кулинарии
2500 * 2500
набор инженерных значков со стилем контура и инженерная векторная иллюстрация с простым дизайном черной линии
4167 * 4167
набор иконок наброски сердце изолированные
2500 * 2500
формы сердца векторный контур сердца
800 * 800
кофе в зернах стиль контура значка
5000 * 5000
космический объект наброски векторный набор
2000 * 2000
медицинский узор с контуром
4167 * 4167
день святого валентина любовник форма лепестка роз в форме сердца, состоящая из лепестков роз в форме сердца
2352 * 2352
набор иконок лица животного
2000 * 2000
концепция образования запрет на выпускной вечер нер с крышкой и контуром d
6250 * 6250
мандала круглый цветочный орнамент на белом фоне декоративный элемент дизайна черно-белый контур векторная иллюстрация для раскраски книги печать и другие предметы
5000 * 5000
калашников ак 47 значок машины стиль контура
5000 * 5000
увеличить значок бизнес и финансы со стилем наброски
8000 * 8000
/ourmid/pngtree-travel-and-destination-al-aqsa-with-outline-style-png-image_555998.jpg» alt=»travel and destination al aqsa with outline style, Destination, Al Aqsha, Al Aqsa PNG and Vector»/>
путешествия и пункт назначения al aqsa со стилем контура
8000 * 8000
рисованной наброски мозга мозг мышления инфографики
1200 * 1200