Воображение: понятие, виды и функции
Понятие «воображение» знакомо многим. Всем прекрасно известно о том, что человек живет, а не только созерцает этот мир. Помимо того, что люди познают окружающее пространство, они также занимаются его изменением.
Абсолютно каждый человек, сам того не подозревая, занимается преображением природы, непроизвольно создает предметы и улучшает жизнь. Всего этого добиться бы не удалось, если бы люди не могли оценивать и представлять результаты своей деятельности. Для того чтобы заняться преображением своей жизни и мира в целом, на практике необходимо вначале это мысленно все представить. Отсюда и берет свое начало такое понятие, как воображение. Психологические процессы в этом направлении играют очень важную роль. Человек создает новые образы благодаря переработке полученных материалов и накопленной ранее информации. Только люди могут осуществлять представление ожидаемого результата. Животным такое не присуще, поэтому они следуют инертному поведению.
Влияние силы воображения
Воображение человека имеет тесную связь со всеми сторонами в жизнедеятельности. Оно тесно связано с памятью, так как опирается на воспоминание в момент перерабатываемой информации и на основе этого переводит мысли в воображаемую картинку. Также тесная связь воображения существует и с мышлением. Это очень ярко проявляется в момент проблемной ситуации, когда человек сталкивается с неопределенностью или же у него отсутствуют условия решения той или иной задачи. Когда происходят проблемные ситуации, мышление человека отвечает за воображение, и оно таким образом мотивирует на потребительские нужды личность.
В психологии воображение – это процесс создания новых мыслеформ или образов на основе тех, которые уже ранее существовали.
Образы
Мыслительная деятельность человека направлена на созидание различных образов воображения, основные из которых описаны ниже.
- Образ, который отображает объективную реальность. Сущность заключается в том, что происходит материальная реализация предмета, по сути, это объективное представление окружающего мира. Абсолютно каждый человек свободно может представить себе различные виды и пейзажи, которые никак нельзя встретить в больших городах. Но мысленно человек может переместиться в эту альтернативную реальность для того, чтобы на некоторое время расслабиться и удовлетворить свое воображение.
- Символическое воображение. Суть его заключается в символическом представлении, которое не имеет конкретики и вещественного доказательства. Оперирование символами является отличным способом понять весьма сложную реальность человека в его воображении. Этот вид мышления относится к творческому, таким образом человек представляет вещи, которые не совсем реальны или ранее никогда не были использованы, но теперь воображение имеет все шансы дополнить реальность новыми элементами.
Функции воображения
Планирование. Именно будущий результат дает возможность человеческому мозгу изначально создать некий субъект воображения.
- Познание. Когда в воображении начинает вырисовываться что-то новое, что пока еще находится за пределами существующего.
- Адаптация или приспособительная функция. Если окунуться в психологию ребенка, то можно заметить весьма конфликтную ситуацию, связанную с избытком внешней информации и дефицитом средств, которые позволят это объяснить и объединить с окружающей средой. В такой момент детский мозг начинает противопоставлять потоку информации извне при помощи воображения. Это состояние представляет огромный интерес. Проследить его можно на примере осознания ребенком сказок. Прослушав историю, он почерпнул для себя что-то новое и необычное. Спустя время в этой же истории он сможет отыскать для себя новые моменты для восприятия. Некоторые функции воображения хорошо прослеживаются в детском возрасте.
- Дети очень часто рассказывают жуткие истории. Это в первую очередь связано с тем, что детский страх проявляет свою сущность на определенном этапе жизни ребенка. К примеру, образы из прошлого дополняются новой информацией, и воображение начинает свою работу.
Человеческое осознание по своей сути является очень активным, поэтому в момент создания новых образов воображение по-настоящему начинает заниматься непроизвольным производством фантастики. Зачастую это происходит в тот момент, когда человек находится в сонном или полусонном состоянии.
Виды воображения
Произвольное воображение, в свою очередь, представляет собой обдуманный процесс построения образа, и это связано с поставленной целью в определенной деятельности. Для того чтобы осуществить такой вид деятельности, необходимо сознательно создать образ и только по его мотивам будет виден результат. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и очень хорошо развивается в период детских игр.
Также понятие воображения различается по степени уникальности. Согласно этому оно бывает репродуктивным и творческим. Особенность первого вида заключается в том, что для человека специально создают новые для него образы, но те, которые уже существуют или существовали ранее в различных культурах. Суть воссоздания образа может быть скрыта и брать свои истоки в словесном описании. Благодаря этому происходит восприятие изображения, и человек представляет некую схему или картину. Созидающее воображение играет немаловажную роль в жизни человека. Такой способ мышления позволяет индивиду осуществлять обмен опытом, который был достигнут совершенно другими людьми.
Творческое воображение
Особое внимание уделяется развитию творческого воображения. Оно является самым уникальным. Это самостоятельное создание новых образов, они не подсмотрены где-либо и не были ранее услышаны. Это все создается в голове и, следовательно, продукт жизнедеятельности получается оригинальным. Такой процесс мышления с оригинальным образом не имеет никакой опоры на готовые работы или ранее описанные. Данный вид воображения является, наверное, самым важным из всех видов. Это своеобразный двигатель творческой деятельности.
Что такое мечта?
Мечта является особой формой воображения у человека. Она всегда четко направлена на будущее. Именно мечта обеспечивает человеку возможность осуществлять планирование, ставить цели и достигать их. Те образы, которые создаются индивидом в мечтах, являются очень яркими, конкретными и живыми. Мечты являются эмоционально насыщенными и становятся привлекательными для субъекта. Но, в свою очередь, они не всегда бывают полезным. Только те, которые связаны с настоящим, можно считать полезными и достижимыми. Если же это фантазии, которые в жизни никак невозможно осуществить, то это может привести к серьезным умственным беспокойствам и даже безумию. Очень часто появляются вопросы, которые связаны с процессом стимуляции и создания новых способов воображения. Для того чтобы в голове человека появилась идея, воображаемой деятельности необходим импульс. Что должно произойти в жизни человека, после чего появятся новые идеи и оригинальные образы? Психологи трудятся не покладая рук для того, чтобы отыскать ответ на этот вопрос и таким образом сделать процесс воображения более предсказуемым. Они пытаются отыскать пути решения проблемы, связанные с методиками осуществления воображения. Все те методы, которые ранее были рассмотрены в психологии, были освещены Фрейдом в психоанализе. Но этого оказалось недостаточно для современного человека.
Ассоциативное воображение
Психологи начали уделять особое внимание свободно-ассоциативному воображению. Эта техника позволяет в полной мере использовать воображение, позволяя ему стимулировать сам творческий процесс и таким образом создавать механизм, воздействующий на сам очаг фантазирования. Психологи выработали сразу же несколько механизмов, которые позволяют это осуществить. В психологии воображение — это отражение действительности, которая представляется в новых непривычных формах.
Механизмы воображения
- Концентрация. Механизм, который связан с особым вниманием на происходящее в образе, позволяет более углубленно разобраться в проблеме, так как рассматривает именно полное ее содержание.
- Перемещение. Психологи неоднократно доказывали тот факт, что во время сна человек видит искаженное изображение. Все люди или предметы, которые существуют в реальном мире во сне, смотрятся совсем по-другому, и отношение к ним складывается иначе. Таким образом и появляются невероятные супергерои во снах.
- Абстрактное воображение. Это весьма необычное обструктивное содержание конкретного образа. Данный способ воздействия очень часто создается в результате использования различного рода металла. Когда человек использует свое воображение, он в первую очередь начинает пользоваться своим скрытым потенциалом творчества. Для того чтобы дать характеристику отношения человека к миру, очень важно ознакомиться с его фанатзиями. Такие люди очень внимательно подходят окружающим предметам для того, чтобы после создать необычную картинку в своей голове и переместиться в альтернативную реальность. Но в наше время очень много людей сталкиваются с реальными ситуациями, где их фантазии и воображения переходят за грань, и это будут не совсем приятные ситуации. Роль воображения в жизни человека очень значима. Именно оно может сыграть с индивидуумом злую шутку и заставить его проявить свою сущность в момент, когда произошла встреча со страхом. Люди с сильным воображением очень мнительны и восприимчивы. Творческие люди очень часто теряются в своих мыслях и не обращают внимания на окружающий мир. Они концентрируются на своих фантазиях и размышлениях и поэтому не замечают окружающих.
Игры на развитие воображения
Понятие «воображение» часто упоминается в детской психологии. Ведь у малышей оно проявляется наиболее ярко и открыто. Главная задача родителей — направить воображение ребенка в созидательное русло. Существует много игр на воображение для детей. Например, можно вместе сочинять интересные позитивные истории. Есть еще одна техника – рассказать любую сказку наоборот или вообще придумать новую.
31 .Понятие о воображении. Виды воображения.
Сущность
воображения
– образы воображения не возникают из
ничего, это всегда использование того,
что уже было в опыте человека.
Этапы
воображения – анализ, синтез.
Факторы,
влияющие на воображение:
1.Богатство
опыта.
2.Особенности
нервной деятельности.
К
чертам личности, связанными с воображением
относятся:
1.Прозаичность
– отсутствие высокой мечты, прикованность
к повседневным мелочам.
2.Романтичность
– богатое воображение, идеи, гипотезы,
свойственна деятельным и волевым
натурам.
3.
Фантазерство – незаметное для себя
искажение фактов, выдача желаемого за
действительное. Часто проявляется у
детей.
Фантазерство
некоторые осознают, некоторые нет.
Данную черту используют, чтоб быть
интересным, чтоб повысить самооценку
и как способ реализации.
Виды воображения
По
степени активности: пассивное, активное
По
степени волевых усилий – преднамеренное
и непреднамеренное
Активное
преднамеренное воображение:
1.Воссоздающее
воображение – когда человек воссоздает
представления объекта , которое
соответствовало бы описанию.
2.Творческое
– при воссоздании добавляется собственное
видение.
3.Мечта
– самостоятельное создание новых
образов.
Отличие
мечты:
1.В
мечте создается образ желаемого.
2.Процесс,
который не включается в творческую
деятельность, так как не дает конечный
результат.
3.Мечта
направлена на будущее. Если человек
постоянно мечтает, он находится в
будущем. Не здесь и сейчас.
4.Мечты
иногда реализуются.
Пассивное
преднамеренное воображение или грезы
Грезы
не связаны с волевыми усилиями. Они
похожи на мечту. Если человек все время
в грезах – он не живет настоящим. Грезы
не реализуются. Возможны психические
нарушения
Непреднамеренное
пассивное
1.Сон
2.Галлюцинации
– когда воспринимается не существующие
объекты, чаще при психических расстройствах.
32. Информационно — кибернетический подход к исследованию мышления.
информационно-кибернетическая
теория мышления. Ее авторы, Клар и Уоллес,
предположили, что ребенок с рождения
обладает тремя качественно различными,
иерархически организованными типами
продуктивных интеллектуальных систем:
1. Система обработки воспринимаемой
информации и направления внимания с
одного ее вида на другой. 2. Система,
ответственная за постановку целей и
управление целенаправленной деятельностью.
3. Система, отвечающая за изменение
существующих систем первого и второго
типов и создание новых подобных систем.
Клар
и Уоллес выдвинули ряд гипотез, касающихся
действия систем третьего типа:
1.
В то время когда организм практически
не занят обработкой извне поступающей
информации (когда, например, он спит),
система третьего типа перерабатывает
результаты ранее поступившей информации,
предшествующей умственной активности.
2. Цель этой переработки — определить
следствия предыдущей активности, которые
являются устойчивыми. Так, например,
имеются системы, которые управляют
записью предыдущих событий, разделением
этой записи на потенциально устойчивые,
согласующиеся друг с другом части и
определением этой согласованности от
элемента к элементу.
3.
Как только подобная согласованная
последовательность замечена, в действие
вступает другая система — та, которая
порождает новую.
4.
Формируется система более высокого
уровня, включающая в себя предыдущие в
качестве элементов или частей.
И
так далее. Так можно представить себе,
к примеру, формирование логических
структур.
До
сих пор мы рассматривали естественные
пути индивидуального развития мышления.
Данные, полученные за последние годы
на стыке общей и социальной психологии,
показывают, что формирование мышления
можно стимулировать групповыми видами
интеллектуальной работы. Было замечено,
что коллективная деятельность по решению
задач способствует усилению познавательных
функций людей, в частности улучшению
их восприятия и памяти. Аналогичные
поиски в области психологии мышления
привели ученых к выводу о том, что в
некоторых случаях, за исключением
только, пожалуй, сложной индивидуальной
творческой работы, групповая умственная
работа может способствовать развитию
индивидуального интеллекта. Было
установлено, например, что коллективная
работа помогает генерированию и
критическому отбору творческих идей.
Одна
из методик организации и стимулирования
групповой творческой интеллектуальной
деятельности получила название
«брейнсторминг» (буквально «мозговой
штурм»). Его проведение основано на
следующих принципах:
1.
Для решения некоторого класса
интеллектуальных задач, для которых
трудно отыскать оптимальное решение,
работая над ними индивидуально, создается
специальная группа людей, между которыми
особым образом организуется взаимодействие,
рассчитанное на получение «группового
эффекта» — весомой прибавки в качестве
и скорости принятия нужного решения по
сравнению с индивидуальным его поиском.
2.
В подобную рабочую группу включаются
люди, которые отличаются друг от друга
по психологическим качествам, в
совокупности необходимым для нахождения
оптимального решения (один, например,
больше склонен высказывать идеи, а
другой — их критиковать; один обладает
быстрой реакцией, но не в состоянии
тщательно взвесить ее последствия,
другой, напротив, реагирует медленно,
но зато тщательно продумывае каждый
свой шаг; один стремится к риску, другой
склонен к осторожности и т.д.).
3.
В созданной группе за счет введения
специальных норм и правил взаимодействия
создается такая атмосфера, которая
стимулирует совместную творческую
работу. Поощряется высказывание любой
идеи, какой бы странной на первый взглад
она ни казалась. Допускается только
критика идей, а не высказавших их людей.
Все активно помогают друг другу в работе,
особенно высоко оценивается оказание
творческой помощи партнеру по группе.
В
условиях так организованной групповой
творческой работы человек средних
интеллектуальных способностей начинает
высказывать почти в два раза больше
интересных идей, чем в том случае, когда
он думает над решением задачи один.
4.
Индивидуальная и групповая работа
чередуются друг с другом. На одних этапах
поиска решения задачи все думают вместе,
на других — каждый размышляет в
отдельности, на следующем этапе все
снова работают вместе и т.д.
Описанная
техника стимулирования индивидуального
мышления была создана и использовалась
до сих пор в основном при работе со
взрослыми. Однако нам думается, что она
была бы весьма полезной и для развития
мышления у детей, а главное — для
сплочения детского коллектива и
формирования у детей разного возраста
необходимых в современной жизни умений
и навыков межличностного общения и
взаимодействия.
Воображение человека | Что такое воображение?
Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.
Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?
Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике. Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.
Понятие воображения
Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.
Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив. Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.
Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели.
Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания, так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.
Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения. Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.
Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов, это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).
Значение воображения в жизни человека
Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:
- общаться с другими людьми
- визуализировать цели
- применять свое природное творческое начало
- совершать открытия
- придумывать новое
- находить решения сложных задач
- познавать то, что еще неизвестно
- представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
- просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
- прогнозировать события и варианты решений
И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.
Значение воображения для развития ребенка
Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И
Понятие о воображении, виды воображения
Воображение — это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.
В широком смысле – процесс оперирование образами.
Роль воображения
1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед
2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.
Функции воображения
1.Образное представление действительности.
2.Регуляция эмоционального состояния.
3.Регуляция поведения.
4.Формирование внутреннего плана действий.
5.Планирование и программирование действий.
Воображение связано с памятью и мышлением.
Физиологический механизм
Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.
Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.
Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.
Этапы воображения – анализ, синтез.
Факторы, влияющие на воображение:
1.Богатство опыта.
2.Особенности нервной деятельности.
К чертам личности, связанными с воображением относятся:
1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.
2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы, свойственна деятельным и волевым натурам.
3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.
Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет. Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.
Виды воображения
По степени активности: пассивное, активное
По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное
Активное преднамеренное воображение:
1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.
2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.
3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.
Отличие мечты:
1.В мечте создается образ желаемого.
2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.
3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.
4.Мечты иногда реализуются.
Пассивное преднамеренное воображение или грезы
Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения
Непреднамеренное пассивное
1.Сон
2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.
Воображение
— это психический процесс создания
нового в форме образа, представления
или идеи, на основе предыдущего опыта.
Человек
может мысленно представить себе то, что
в прошлом не воспринимал или не совершал,
у него могут возникать образы предметов
и явлений, с которыми о» раньше не
встречался. Будучи теснейшим образом
связанным с мышлением, воображение
характеризуется большей, чем при
мышлении, неопределенностью проблемной
ситуации.
Процесс
воображения свойствен только человеку
и является необходимым условием его
трудовой деятельности.
Воображение
всегда направлено на практическую
деятельность человека. Человек, прежде
чем что-либо сделать, представляет, что
надо делать и как он будет это делать,
Таким образом, он уже заранее создает
образ материальной вещи, которая будет
изготовляться в последующей практической
деятельности человека. Эта способность
человека заранее представлять конечный
итог своего труда, а также процесс
создания материальной вещи резко
отличает человеческую деятельность от
«деятельности» животных, иногда
очень искусной. А.В. Петровский относит
воображение к числу высших познавательных
процессов, рассматривает воображение
как основу творческой деятельности и
как основной компонент
программирования действия.
Он считает, что воображение отвечает
за создание программы поведения в тех
случаях, когда проблемная ситуация
характеризуется неопределенностью.
Вместе с тем воображение может выступать
как средство создания образов, не
программирующих активную деятельность,
но заменяющих ее
Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний из тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом
опыте. При этом простая актуализация
уже имеющихся временных связей еще не
ведет к созданию нового. Создание нового
предполагает такое сочетание, которое
образуется из временных связей, ранее
не вступавших в сочетание друг с другом.
При этом важное значение имеет вторая
сигнальная система, слово. Процесс
воображения представляет собой совместную
работу обеих сигнальных систем. Все
наглядные образы неразрывно связаны с
ним. Как правило, слово служит источником
появления образов воображения,
контролирует путь становления их,
является средством их удержания,
закрепления, их изменения.
Воображение
всегда есть определенный отход от
действительности. Но в любом случае
источник воображения — объективная
реальность.
Сущность
воображения – преобразование
представлений, создание новых образов
на основе имеющихся.
Механизмы
создания образов воображения.
Образы
формируются на основе предшествующего
опыта, на основе представлений о
предметах и явлениях объективной
реальности. Процесс создания образов
воображения из впечатлений, полученных
человеком от реальной действительности,
может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит
два основных этапа. На первом
этапе происходит своеобразное
расчленение впечатлений, или имеющихся
представлений, на составные части.
– Т.Рибо назвал это диссоциацией.
С этими образами далее могут осуществляться
преобразования двух основных типов.
Во-первых,
эти образы могут быть поставлены в новые
сочетания и связи. Во-вторых, этим образам
может быть придан совершенно новый
смысл. В любом случае с абстрагированными
образами производятся операции, которые
могут быть охарактеризованы как
синтез (процесс ассоциации).
Эти операции, составляющие суть
синтезирующей деятельности воображения,
являются вторым этапом формирования
образов воображения.
Простейшей
формой синтеза в процессе воображения
является агглютинация,
т. е. создание нового образа путем
присоединения в воображении частей или
свойств одного объект другому.
Примерами агглютинации могут служить:
образ кентавра и т. д.
Одним из
наиболее распространенных способов
переработки образов восприятия в образы
воображения является увеличение
или уменьшение
(гиперболизация)
объекта или его частей. Наиболее
существенными способами переработки
представлений в образы воображения, идущими
по пути обобщения существенных признаков,
являются схематизация и акцентировка.
Схематизация
может возникать в результате
неполного, поверхностного восприятия
объекта. В этом случае представления
схематизируются случайным образом,
причем в них иногда выделяются
второстепенные детали, случайно
обнаруженные при восприятии предмета.
В результате возникают искажения, которые
приводят к созданию образов воображения,
извращенно отражающих действительность.
Причиной схематизации может быть
сознательное отвлечение от
несущественных, или второстепенных,
сторон объекта.
Акцентирование
заключается в подчеркивании наиболее
существенных, типичных признаков
образа. Главной особенностью такой
переработки образов восприятия в образы
воображения является то, что, отражая
реальную действительность и типизируя
ее, художественный образ всегда дает
широкое обобщение, однако это
обобщение всегда отражено в конкретном
образе. Причем переработка представлений
при создании типического образа не
совершается путем механического
складывания или вычитания каких-либо
черт.
1.
Агглютинация
(склеивание) — это механистическое, не
реальное объединение частей или
свойств различных несовместимых объектов
(русалка, кентавр, минотавр, леший,
водяной; амфибия — лодка, самолет,
автомобиль).
2. Аналогия
— новые образы создаются по аналогии с
конкретно какими-то объектами. Пример:
многие орудия труда были созданы по
аналогии с руки человека — грабли,
молоток, клещи и т.д.
3.
Гиперболизация
(преувеличение) — это преувеличение
каких-то качеств, свойств, количества
элементов в создаваемом образе. (Шаржи
— пиноккио, или собака — хозяин).
4. Типизация
— это включение в создаваемый образ
наиболее типичных черт, характерных
для какой-либо группы объектов (амфора
— образ женщины).
Можно
выделить несколько видов воображения,
среди которых основные — пассивное и
активное. Пассивное в свою очередь
делится на произвольное (мечтательность,
грезы) и непроизвольное (гипнотическое
состояние, сновидовая фантазия). Активное
воображение включает в себя артистическое,
творческое, критическое, воссоздающее
и антиципирующее… Близко к этим видам
воображения находится эмпатия —
способность понимать другого человека,
проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сорадоваться, сопереживать…
Активное
воображение
всегда направлено на решение творческой
или личностной задачи. Человек оперирует
фрагментами, единицами конкретной
информации в определенной области, их
перемещением в различных комбинациях
относительно друг друга. Стимуляция
этого процесса создает объективные
возможности для возникновения оригинальных
новых связей между зафиксированными в
памяти человека и общества условиями.
В активном воображении мало мечтательности
и «беспочвенной» фантазии. Активное
воображение направлено в будущее и
оперирует временем как вполне определенной
категорией (т.е. человек не теряет чувства
реальности, не ставит себя вне временных
связей и обстоятельств). Активное
воображение направлено больше вовне,
человек занят в основном средой,
обществом, деятельностью и меньше
внутренними субъективными проблемами.
Активное воображение, наконец, и
пробуждается задачей и ею направляется,
оно определяется волевыми усилиями и
поддается волевому контролю.
Воссоздающее
(репродуктивное) воображение
— один из видов активного воображения,
при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей в
соответствии с воспринятой извне
стимуляцией в виде словесных сообщений,
схем, условных изображений, знаков и
т.д. Главным образом воссоздающее
воображение — это процесс, в ходе которого
происходит рекомбинация, реконструкция
прежних восприятий в новой их комбинации.
Творческое
(продуктивное) воображение
— это такой вид воображения, в ходе
которого человек самостоятельно, создает
новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или общества
в целом и которые воплощаются
(«кристаллизуются» в конкретные
оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является
необходимым компонентом и основой всех
видов творческой деятельности человека..
Образы творческого воображения создаются
посредством различных приемов
интеллектуальных операций. Исследованием
творческого воображения занимался
Выготский Л.С.
Антиципирующее
воображение
лежит в основе очень важной и необходимой
способности человека — предвосхищать
будущие события, предвидеть результаты
своих действий и т.д. Этимологически
слово «предвидеть» тесно связано
и происходит из одного корня со словом
«видеть», что показывает важное
значение осознания ситуации и перенесения
определенных элементов ее в будущее на
основе знания или предугадывания логики
развития событий. У пожилых и старых
людей воображение больше ориентировано
на события прошлого.
Особую
форму воображения образует мечта.
Она обращена к сфере более или менее
отдаленного будущего и не предполагает
немедленного достижения реального
результата, а также его полного совпадения
с образом желаемого. Вместе с тем мечта
может стать сильным мотивирующим
фактором творческого поиска.
Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным
факторам, оно тенденциозно. Пассивное
воображение подчинено желаниям, которые
мыслятся в процессе фантазирования
осуществленными. В образах пассивного
воображения «удовлетворяются»
неудовлетворенные, большей частью
неосознанные потребности личности.
Материалами пассивного воображения,
так же как и активного, являются образы,
представления, элементы понятий и другая
информация, почерпнутая с помощью опыта.
Непреднамеренное пассивное воображение
наблюдается при ослаблении деятельности
сознания, его расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне и т. д. Наиболее
показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при
которых человек воспринимают несуществующие
объекты. Как правило, галлюцинации
наблюдаются при некоторых психических
расстройствах. Сновидения можно
отнести к разряду пассивных и непроизвольных
форм воображения. По степени преобразования
действительности они могут быть или
репродуктивными или продуктивными.
Вид | Его |
По | |
Активное | Создание |
Пассивное | При |
По | |
Продуктивное | Создание |
Репродуктивное | Создание |
5. Понятие воображения и его виды
Воображение– это психический
процесс создания нового в форме образа,
представления или идеи. Процесс
воображения свойственен только человеку
и является необходимым условием его
трудовой деятельности. Воображение
всегда направлено на практическую
деятельность человека. Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний из тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом
опыте. Источник воображения – объективная
реальность.
В психологии
различают произвольное
и непроизвольное
воображение. Первое проявляется,
например, в ходе целенаправленного
решения научных, технических и
художественных проблем при наличии
осознанной и отрефлексированной
поисковой доминанты, второе – в
сновидениях, так называемых изменных
состояниях сознания и т.д. Особую форму
воображения образует мечта.
Мечта может стать сильным мотивирующим
фактором творческого поиска.
Виды воображения.
Можно выделить
несколько видов воображения, среди
которых основные – пассивное
и активное.
Пассивное в свою очередь делится на
произвольное
(мечтательность, грезы) и непроизвольное
(гипнотическое состояние, сновидовая
фантазия). Активное воображение включает
в себя артистическое,
творческое,
критическое,
воссоздающее
и антиципирующее.
Активное воображение всегда направлено
на решение творческой или личностной
задачи. В активном воображении мало
мечтательности и «беспочвенной»
фантазии. Активное воображение направлено
в будущее. Активное воображение направлено
больше вовне, человек занят в основном
средой, обществом, деятельностью и
меньше внутренними субъективными
проблемами. Воссоздающее воображение
– один из видов активного воображения,
при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей в
соответствии с воспринятой извне
стимуляцией в виде словесных сообщений,
схем, условных изображений, знаков и
т.д. Антиципирующее воображение лежит
в основе очень важной и необходимой
способности человека – предвосхищать
будущие события, предвидеть результаты
своих действий и т.д. В ходе творческого
воображения человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или общества
в целом и которые воплощаются в конкретные
оригинальные продукты деятельности.
Образы творческого воображения создаются
посредством различных приемов
интеллектуальных операций. Т. Рибо
выделил две основные операции: диссоциацию
и ассоциацию. Диссоциация
– это отрицательная и подготовительная
операция, в ходе которой раздробляется
чувственно данный опыт. Диссоциация –
первый этап творческого воображения,
этап подготовки материала. Ассоциация
– создание целостного образа из элементов
вычлененных единиц образов. Ассоциация
дает начало новым сочетаниям, новым
образам. Близко к этим видам воображения
находится эмпатия
– способность понимать другого человека,
проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сорадоваться, сопереживать.
6. Психологическая характеристика мышления
Мышление– наиболее обобщенная
и опосредованная форма психического
отражения, устанавливающая связи и
отношения между познаваемыми объектами.
Функциямышления – расширение
границ познания путем выхода за пределы
чувственного восприятия.
Задачамышления – раскрытие отношений
между предметами, выявление связей и
отделение их от случайных совпадений.
Навыки и способы мышленияразвиваются
у человека в онтогенезе, при воздействии
среды – человеческого общества.
Виды мышления.
Наглядно-действенное мышление–
вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов,
реальное преобразование в процессе
действий с предметами.Наглядно-образное мышление– вид
мышления, характеризующийся опорой на
представления и образы. Очень важная
особенность образного мышления –
становление непривычных, невероятных
сочетаний предметов и их свойств.Словесно-логическое мышление–
вид мышления, осуществляемый при помощи
логических операций с понятиями.
Различают теоретическоеипрактическое,интуитивноеианалитическое,реалистическоеиаутистическое,продуктивноеирепродуктивноемышление. (самостоятельно).
Мышление в отличие
от других процессов совершается в
соответствии с определенной логикой.
Соответственно, в структуре
мышления
можно выделить следующие логические
операции: сравнение, анализ, синтез,
абстракция и обобщение. Сравнение
вскрывает тождество и различие вещей.
Анализ
– это расчленение предмета, мысленное
или практическое, на сосотавляющие его
элементы с последующим их сравнением.
Синтез
есть построение целого из аналитически
заданных частей. Анализ и синтез обычно
осуществляются вместе, способствуют
более глубокому познанию действительности.
Абстракция
– это выделение какой-либо стороны или
аспекта явления, которые в действительности
как самостоятельные не существуют.
Обобщение
выступает как соединение существенного
(абстрагирование) и связывание его с
классом предметов и явлений. Конкретизация
выступает как операция, обратная
обобщению.
Кроме рассмотренных видов и операций,
имеются еще и процессы мышления. К
ним относятся суждение, умозаключение,
определение понятий, индукция, дедукция.Суждение– это высказывание,
содержащее определенную мысль.Умозаключениепредставляет собой
серию логически связанных высказываний,
из которых выводится новое знание.
Определениепонятийрассматривается
как система суждений о некотором классе
предметов (явлений), выделяющая наиболее
общие их признаки.
Индукция и дедукция– это способы
производства умозаключений, отражающие
направленность мысли от частного к
общему или наоборот. Индукция предполагает
вывод частного суждения из общего, а
дедукция – вывод общего суждения из
частных.
Реалистическое мышление правильно
отражает действительность, делает
поведение человека разумным. Аутическое
мышление представляет в основном то,
что соответствует не объекту, а аффекту.
Аутическое мышление тенденциозно.
Типы людей по характеру мышления.
Интуитивный тип. Характеризуется
преобладанием эмоций над логикой и
доминированием правого полушария
головного мозга над левым.Мыслительный тип. Ему свойственны
рациональность и преобладание левого
полушария мозга над правым, примат
логики над интуицией и чувством.
Понятие воображения. Общее и различное в воображении и мышлении. Аналитико-синтетический характер воображения.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, путем переработки материала и информации, полученной в прошлом опыте.(создание нового на основе старого)
Воображение и мышление сходства: оба процесса познавательны, возникают в проблемной ситуации, когда необходимо новое решение. Различия – воображение – образы. Мышление – понятия, суждения, воображение имеет место в ситуациях, характеризующееся неопределенностью. Мышление — где даны компоненты задачи, рез-т мышление – более точный, воображение — неточный. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Синтез проявляется: агглютизация (избушка на курьих ножках), гиперболизация (дюймовочка), заострение (карикатуры), типизация (врач-белый халат).
Виды и функции воображения. Развитие воображения.
Виды воображения: пассивные, активные: творческие, воссоздающие. пассивные: намеренные (мечты, грезы, фантазии), непреднамеренные (сновидения, галлюцинации).
Функции воображения: позволяет регулировать деятельность, т.к позволяет представить результат труда. Позволяет выходить за рамки обыденного опыта. Планирование жизни и деятельности. психотерапевтическая – регулирует состояние человека. Синтез проявл.: агглютизация (изб на кур ножках), гиперболизация (дюймовочка), заострение(карикатуры), типизация(врач-бел халат).
Связь познавательных процессов. Их место в структуре личности.
Познавательные процессы связаны с познанием окружающей действительности.
Ощущение и восприятие – базовые процессы, которые собирают информацию об окружающем мире
Память – хранение и переработка информации
Мышление – создание новых идей, анализ
Воображение – созднов, но действ в усл неопределенности
Внимание – не имеет собственного продукта, его роль – обеспечение эф-тидр познавательных процессов.
Вся познавательная сфера имеет ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяет личностные особенности человека.
128 221 Imagination Concept Фотографии — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
Фотография стопки старых книг. верхняя книга открыта с набором инфографики. концепция воображения и образования. Фотография стека старых книг. верхняя книга открыта с
Концепция воображения и свободы. Счастливый ребенок, играя с отцом на открытом воздухе. Семья весело в летнем поле.Концепция путешествий и отдыха. Воображение и
Концепция воображения и свободы. Счастливый ребенок, играя с отцом на открытом воздухе. Семья весело в летнем поле. Концепция путешествий и отдыха. Воображение и
Create Imagination Innovation Inspias Ideas Concept
Счастливый ребенок хочет летать.Концепция воображения, свободы и мотивации. Счастливый ребенок хочет летать. Забавный малыш мечтает стать ракетой. Воображение, свобода и
Счастливый ребенок хочет участвовать в гонках. Концепция воображения, свободы и мотивации. Счастливый ребенок хочет участвовать в гонках. Забавный ребенок мечтает о машине. Воображение, свобода и
Концепция воображения. Бизнес-концерт Idea
Писатель, журналистика, воображение, новеллист, концепция сообщения
Писатель, журналистика, воображение, новеллист, концепция сообщения.
Концепция воображения. Светящиеся лампы возглавили бизнесменов на фоне классной доски. Концепция воображения
.
128 159 фотографий Concept Imagination — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
Концепция воображения и свободы. Счастливый ребенок, играя с отцом на открытом воздухе. Семья весело в летнем поле. Концепция путешествий и отдыха. Воображение и
Концепция воображения и свободы. Счастливый ребенок, играя с отцом на открытом воздухе. Семья весело в летнем поле.Концепция путешествий и отдыха. Воображение и
Фотография стопки старых книг. верхняя книга открыта с набором инфографики. концепция воображения и образования. Фотография стека старых книг. верхняя книга открыта с
.