Воображение в психологии и его виды: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

Содержание

Воображение в психологии: определение, функции и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье Вы узнаете, что такое воображение в психологии. Рассмотрим его виды, выясним, какова роль и функции, как нужно его развивать. Поговорим о способах создания образов.

Определение и виды

Парень сидит возле открытой огромной книги. У него в руках светящаяся книга, с которой вылетают разные предметы

Воображение , процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение , это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное , человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании,
  • пассивное , образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный , образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить,
  • непреднамеренный , образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный, эмоциональный вид, словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид, художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид, абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид , формирование образов, которые в настоящее время не существуют, воссоздающее воображение , когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Предназначение и функции

Мужчина стоит, держа руку у виска. Сзади него тень на стене, у которой за спиной расправляется плащ супергероя

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать,
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий,
  • возможность регулировать эмоциональность отношений,
  • регулировка процессов познания индивида.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Создание образов

Человек стоит на возвышенности. Перед ним огромная луна

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация , образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация , самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Развитие

Женщина занимается рукоделием

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

Женщина занимается рукоделием Загрузка…

Воображение в психологии – виды, развитие у детей

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности. Вместе с тем воображение влияет на жизнь индивида. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, мотивировать самого себя, успокаивать или побуждать на действия. Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал psytheater.com называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Воображение – это мысли, фантазии, представления и прочее, что у человека находится в голове. Некоторые скептические люди не верят в то, что мысли материализуются. Но, как показывает жизнь, эти люди ошибаются. А ошибаются не только они, но и все остальные, поскольку не обращают внимания на один вполне естественный и простой процесс.

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль. Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба. У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги. Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги. Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами. Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги). Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете. Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное мышление, во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт. Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя. Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

перейти наверх

Воображение в психологии

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • Агглютинация – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.

перейти наверх

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой. А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д. Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.

перейти наверх

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

перейти наверх

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

перейти наверх

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь. Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни. Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Живите, а не мечтайте! Будьте среди настоящих, живых людей, общайтесь, занимайтесь полезными делами, спортом, гуляйте. Набирайтесь воспоминаний, которые на всю жизнь останутся с вами. А если ваши мечты или виртуальный мир настолько важны, то почему бы не быть таким крутым, красивым или богатым в реальности? Конечно, вы не достигнете всего и сразу, однако по мере прохождения времени и ваших стараний вы сможете добиться того, о чем раньше только мечтали. Зачем мечтать, если можно воплотить ваши виртуальные истории в реальность, но в менее фантастичном эквиваленте? Потратьте время на то, чтобы в настоящей жизни быть такими, какими вы себя представляете в мечтах или каким героем являетесь в компьютерной игре. Таким образом, вы не только достигнете чего-то большего, что у вас уже есть, но и обретете воспоминания и опыт, которым сможете поделиться со всеми, кто когда-то попадет в ловушку виртуальной и фантастической жизни, как и вы.

Психология воображения | Диплом по психологии

Понятие воображения

Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.

Специфические характеристики воображения

  1. Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
  2. Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
  3. Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
    1. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
    2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  2. Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
    1. Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
    2. Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.

13. Сущность воображения и его критерии. Психология представлений.

Воображение
психический процесс создания образов
предмета или ситуации путем перестройки
имеющихся представлений.Это часть
сознания личности, один из познавательных
процессов.

Воображение
присуще только человеку. Оно порождено
трудовой деятельностью и развивается
на ее основе. Специфика воображения
состоит в переработке прошлого опыта.
В этом отношении оно неразрывно связано
с процессом памяти. Оно преобразует то,
что есть в памяти. Воображение тесно
взаимосвязано и с процессом восприятия.
Оно включается в восприятие, влияет на
создание образов воспринимаемых
предметов. Самые тесные связи существуют
между воображением и мышлением. Особенно
это проявляется в проблемной ситуации.
Важнейшее значение воображения — в том,
что оно позволяет представить результат
труда до его начала, тем самым, ориентируя
человека в процессе деятельности.

Виды
воображения

В
зависимости от степени активности и
осознанности человеком создания им
новых образов различают такие виды
воображения, как: пассивное;
активное.

Активное
воображение,

в свою очередь, делится на: воссоздающее;
творческое.

А
пассивное
воображение-
на:
преднамеренное; непреднамеренное.

Такое
деление отчасти относительно, ибо каждый
из этих видов содержит элементы другого.
Основная тенденция воображения-
преобразование представлений памяти,
обеспечивающее в конечном счете создание
заведомо новой, ранее не возникавшей
ситуации.

1)Активное
воображение

создание новых образов с помощью волевых
усилий. Оно представляет собой
преднамеренное построение образов в
связи с сознательно поставленной задачей
в том или другом виде деятельности. К
активному воображению относятся мечты
и фантазии. Активное воображение, в свою
очередь, подразделяется на творческое
и воссоздающее (репродуктивное)
воображение.

Воссоздающее
воображение

воображение, которое развертывается
на основе описания, рассказа, чертежа,
схемы, символа или знака.

Творческое
воображение-

воображение, которое предполагает
самостоятельное создание образа, вещи,
признака, не имеющих аналогов, новых,
реализуемых в оригинальных и ценных
продуктах деятельности; неотъемлемая
сторона технического, художественного
и иного творчества. При этом различаются:
новизна объективная; новизна субъективная.

2)Пассивное
воображение

воображение, характеризующееся созданием
образов, которые не воплощаются в жизнь
и не осуществляются или вообще не могут
быть осуществлены. Наиболее ярко оно
выступает в сновидениях или в дремотном
состоянии, когда представления возникают
самопроизвольно, сменяются, соединяются
и изменяются сами по себе, принимая
иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное
воображение

воображение, создающее образы, связанные
с волей, которая способствует их
воплощению в жизнь.

Непреднамеренное
воображение

воображение, наблюдаемое при ослаблении
деятельности сознания, при его
расстройствах, в полудремотном состоянии,
во сне.

Формы
воображения:
мечта;
фантазия;
грезы;
сновидения;
галлюцинации.

 Мечта
создание образа желаемого будущего,
необходимое условие преобразования
действительности, побудительная причина,
мотив деятельности, окончательное
завершение которой оказалось отсроченным.

Фантазия
форма воображения, в которой изменяется
облик действительности, отраженной в
сознании. Для нее характерна транспозиция
(перестановка) элементов реальности.
Фантазия позволяет найти новую точку
зрения на уже известные факты и потому
обладает огромной художественной и
научно-познавательной ценностью.
Галлюцинация
форма воображения, в которой переживаются
образы при отсутствии какой бы то ни
было внешней стимуляции.

Образы
воображения также различаются между
собой по степени яркости и по соотношению
образов с действительностью.В этой
связи выделяют:

реалистическое
воображение, которое отражает
действительность, предвосхищает события;

фантастическое
воображение, которое «отлетает»
от действительности.

Синтез
представлений в процессах воображения
осуществляется в различных формах,
которые выступают в качестве основных
механизмов воображения:

агглютинация
соединение не соединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предметов;

гиперболизация,
илиакцентирование
,
— увеличение или уменьшение предмета,
изменение качеств его частей;

заострение
подчеркивание каких-либо признаков;

схематизация
сглаживание различий и умаление черт
сходства между ними;

типизация
— выделение существенного, повторяющегося
в однородных явлениях и воплощение его
в конкретном образе.

Воображение в психологии и в жизни человека

Нам дана удивительная способность предвидения результатов своих действий.  В основе этой способности, формирующей осмысленную деятельность человечества, лежит воображение.   Источником образов является окружающий людей материальный мир, объективная реальность, однако, воображение всегда предполагает преодоление реальности, прорыв за пределы существующего. 

Это процесс создания совершенно новых идей или образов с помощью переработки, мысленной реконструкции уже имеющихся представлений. Образы не рождаются из ничего, они появляются на основе уже существующих воспоминаний, впечатлений и знаний.

Память предполагает прошлое, внимание – настоящее, а воображение – будущее, создающееся на основе прошлого в настоящем. Единицей воображения является образ, который строится благодаря аналитико-синтетической работе мозга. Уже существующие образы в ходе анализа разделяются на части, затем объединяются в другом порядке. В результате появляются новые образы. Функциями воображения можно назвать представления окружающего мира в образах, участие в программировании и планировании действий человека, преображение  действительности и построение внутреннего плана действий.

Виды воображения

Активное воображение – процесс решения  какой-либо задачи (творческой или личностной). Человек оперирует конкретной информацией, создавая новые связи между образами.

Пассивное – отвечает внутренним потребностям. Образы помогают вытеснить отрицательные эмоции, либо снизить их интенсивность, а положительные же, наоборот, укрепляют.

Непроизвольное (непреднамеренное) – вызывает появление образов в состоянии пониженного контроля со стороны сознания. Это могут быть сны, состояние дремоты, полусна-полуяви, галлюцинации и грезы (создание идеального мира, где человеку комфортно).

Силу непроизвольного воображения доказывает всемирно известный пример, когда Д.И. Менделееву приснилась его периодическая система химических элементов, над которой он много работал, однако, никак не мог завершить.

Антиципитирующее воображение – способность людей предвидеть результаты деятельности, которую они совершают.

Воссоздающее – создание образов по описанию. Оно помогает при чтении книг, полезно везде, где необходимо по схемам и чертежам создавать реальность (архитекторам, инженерам, проектировщикам и др.).

Творческим воображением называют создание новых идей и образов, ценных для других. Строятся они путем анализа и синтеза уже существующих, либо создания идеальных, не существовавших ранее фигур.

Мечта – процесс создания образов будущего. Может быть бесплодной и действенной. Действенность – важное качество для воплощения творческих замыслов.

Как возникают образы

Существуют различные способы их создания.  

Акцентирование – это выделение каких-либо частей, черт или свойств. Здесь используются следующие приемы:

Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение. Многие литературные герои являются яркими примерами типизации. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов – бесплодный мечтатель, Коробочка – жадная накопительница, Ноздрев – лихой кутила.

Комбинирование – создание нового способом комбинации частей уже имеющегося.

Утрирование – умышленное усиление какой-либо характерной черты или явления. Например, выражение: «Утром я выпил десять литров кофе» — будет утрированием.

Преувеличение и преуменьшение. Ярким примером того и другого можно считать Гулливера.

Комбинирование – сочетание элементов уже существующего в новых комбинациях.

Можно ли стимулировать творческое воображение?

Профессиональный исследователь, знающий тонкости процесса, ответил бы на этот вопрос отрицательно. Воображение, как и вдохновение, не поддается контролю и не может работать по заказу. За исключением разве что искусственно вызванных галлюцинаций под воздействием определенных веществ. Оно дано или не дано. Существуют индивидуальные различия в работе этого механизма: люди создают разные по яркости образы, отличается степень легкости их создания и само качество. Кому-то дано фонтанировать оригинальными идеями, а другому с трудом удается выдавить из себя банальность. Одинаковых для всех рецептов тоже нет. Архимед открыл закон гидростатики, погрузившись в воду, но это не значит, что при купании мы все как один совершим великие научные открытия. Причиной был не процесс принятия ванны, а гениальность самого Архимеда. Однако огорчаться не стоит. У кого есть желание осуществить мечту, у того есть и все необходимое для ее осуществления. Стремление к чему-либо, уже означает наличие воображения. А чтобы себя мотивировать, можно прочесть хорошую книгу по саморазвитию.

 

63.Психологические механизмы воображения.

Сущность
воображения заключается в способности
подмечать и выделять в предметах и
явлениях специфические признаки и
свойства и переносить их на другие
предметы. Выделяют несколько техник
воображения.

Комбинирование

сочетание отдельных элементов различных
образов предметов в новых, более или
менее необычных комбинациях. Комбинирование
— это творческий синтез, это процесс
существенного преобразования элементов,
из которых строится новый образ.

Агглютинация

особый вид комбинирования, при которой
соединяются
несоединимые в реальности черты. Наиболее
распространенными примерами агглютинации
являются образы сфинкса и кентавра, в
которых соединены черты человека с
чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр

Акцентирование.
Способ
основан на искусственном выделении
части из целого и придании ей ведущей
роли в образуемом образе. Таковы,
например, образы политиков, бизнесменов,
создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает
из облика человека, которому посвящается
рисунок, «самое-самое», что позволяет
читателям узнать его.

Типизация.
Способ
предполагает формирование образа,
который впитывает в себя черты, характерные
для многих обобщаемых объектов, становится
их «полномочным представителем». В
литературе, например, так поступают,
когда описывают собирательный образ
героя целой эпохи.

Гиперболизация.
Способ
предполагает умышленное существенное
преувеличение или преуменьшение
характеристик и элементов объектов, их
размеров, численности и т.д.

64.Виды и формы воображения.

В
психологии выделяют два вида воображения:
активное и пассивное.

Пассивное,
или непроизвольное воображение.
Небывалые
события, путешествия, пейзажи, общение
– реальные и придуманные образы могут
посещать человека помимо его воли.
Пассивное воображение может быть:

    Преднамеренное
    пассивное воображение человека – это
    грезы и фантазии, возникающие помимо
    воли человека. То есть человек не
    сосредоточивает свои усилия на том,
    чтобы вызвать эти образы в своем сознании,
    они возникают сами собой.

    Грезами
    называют своеобразные мечты, которые,
    как правило, являются оторванными от
    реальной действительности и в принципе
    не осуществимы. Грезы занимают
    промежуточное положение между мечтами
    и галлюцинациями, но их отличие от
    галлюцинаций состоит в том, что грезы
    являются продуктами активности
    нормального сознаниячеловека.

    Фантазия

    психическая деятельность, связанная с
    созданием воображаемых представлений,
    не находящих реального отражения в
    окружающем мире; продукт воображения,
    порожденный собственной деятельностью
    человека.

    Лучший
    пример непреднамеренного пассивного
    воображения – это сновидение.
    Именно во сне образы и события могут
    нарушать все законы логики и физики, а
    их изменение не зависит от желания
    человека. Этот же вид наблюдается и в
    результате болезни, когда нарушена
    работа мозга, или как следствие воздействия
    некоторых веществ. Пример – галлюцинации.
    Галлюцинациями
    называются продукты воображения,
    рождаемые измененным состоянием сознания
    человека. Эти состояния могут возникнуть
    по разным причинам: заболевание, гипноз,
    воздействие психотропных веществ типа
    наркотиков, алкоголя и т.п.

    Активное,
    или произвольное воображение — э
    то
    осознанная, целеустремленная работа
    человека с мыслительными образами.
    Именно оно является тем инструментом,
    который позволяет человеку разумному
    сначала представить преобразование
    реальности, а потом воплотить его в
    жизнь.

    Активное
    воображение начинает формироваться в
    детстве, когда у ребенка появляется
    первая осознанная деятельность. К этому
    виду воображения относятся:

    Мечта

    особый вид воображения. В отличие от
    непроизвольных грез, мечта представляет
    собой осознанную мыслительную работу.
    Человек создает в уме образы желанных
    целей, а затем ищет способы воплотить
    их в жизнь.

    Воссоздающее
    воображение

    подразумевает способность человека
    представить себе нечто по описанию.
    Любители художественной литературы
    способны воссоздавать в воображении
    героев, страны, события, о которых читают.
    Ученики на уроках истории представляют
    события, которые происходили в прошлом.

    Творческое
    воображение

    также относится к активному виду. Виды
    и приемы творческого воображения можно
    наблюдать в научной работе, в искусстве,
    в созидательной деятельности. С его
    помощью дизайнер представляет образ
    будущего костюма, а модельер в уме
    представляет раскрой ткани, который
    позволит создать этот костюм. Он помогает
    конструкторам создавать новые технические
    решения.

    границ | Новый показатель способности воображения: коррелирует анатомическая визуализация мозга

    • 1 Департамент психологии, Университет Нью-Мексико, Альбукерке, Нью-Мексико, США
    • 2 Отделение нейрохирургии, Университет Нью-Мексико, Альбукерке, Нью-Мексико, США
    • 3 Hunter Higgs, LLC, Бостон, Массачусетс, США

    Воображение включает эпизодическое извлечение памяти, визуализацию, ментальное моделирование, пространственную навигацию и мышление будущего, что делает его сложной когнитивной конструкцией.В предшествующих исследованиях воображения предпринимались попытки изучить различные элементы воображения (например, визуализацию), но ни одно из них не пыталось охватить всю способность воображения в одном инструменте. Здесь мы описываем опросник воображения охотника (HIQ), инструмент, предназначенный для оценки воображения в течение длительного периода времени в натуралистической манере. Мы предположили, что HIQ будет связан с показателями творческих достижений и с сетью областей мозга, ранее определенных как важные для воображения / творческих способностей.Восемьдесят субъектов прошли HIQ в онлайн-формате; Всем испытуемым был проведен широкий набор тестов, включая измерения интеллекта, личности и способностей, а также структурную магнитно-резонансную томографию (sMRI). Было обнаружено, что ответы HIQ имеют нормальное распределение, а исследовательский факторный анализ выявил четыре фактора. Внутренняя согласованность HIQ варьировалась от 0,76 до 0,79, а два фактора («реализация» и «обучение») были в значительной степени связаны с показателями творческих достижений (научные — r = 0.26 и Письмо — r = 0,31, соответственно), что предполагает одновременную действительность. Мы обнаружили, что HIQ и его факторы были связаны с широкой сетью объемов мозга, включая увеличенные двусторонние гиппокампы, язычную извилину и каудальную / ростральную среднюю лобную долю, а также уменьшение объемов в прилежащем ядре и регионах в сети режима по умолчанию (например, предклинье, задняя поясная извилина, поперечная височная доля). Было обнаружено, что HIQ является надежным и достоверным показателем воображения в когорте нормальных людей и был связан с объемами мозга, ранее определенными как центральные для воображения, включая восстановление эпизодической памяти (например,g., гиппокамп). Мы также обнаружили убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что способность воображения связана с уменьшением объемов прилежащего ядра и регионов в сети режима по умолчанию. Будущие исследования будут важны для оценки стабильности этого инструмента в различных популяциях, а также сложного взаимодействия между воображением и творчеством в человеческом мозгу.

    Введение

    Способность представить себя выполняющим деятельность в будущем является важным аспектом как творческого познания, так и творческих достижений.Существует довольно долгая история связи воображения с творчеством: первые исследователи рассматривали воображение как подмножество более широкой конструкции творческого познания, особенно при нарушениях развития (Craig and Baron-Cohen, 1999). Совсем недавно воображение было концептуализировано как критически важная посредническая связь между приобретенными знаниями и творческим пониманием, ограничивающая возможные решения посредством ментального моделирования или «инкубации» (Duch, 2007; Helie and Sun, 2009). Этот «образный» аспект творчества не оценивается с помощью текущих мер воображения (собственно), большинство из которых сосредоточено на визуализации или образах (Zhang et al., 2012) или очень похожи на стандартные меры дивергентного мышления (Jankowska and Karwowski, 2015).

    Оперативное определение воображения, вероятно, включает аспекты восстановления эпизодической памяти, визуализации, моделирования, пространственной навигации и мышления о будущем, но это части более крупной головоломки, включающей различные стадии творческого процесса, от подготовки до инкубации, освещения и т. Д. и проверка (Пуанкаре, 1913). На каком уровне разрешения мы должны анализировать этот важный человеческий атрибут? Хотя воображение, безусловно, зависит от фундаментальных когнитивных процессов, включая внимание, семантическое извлечение памяти, рабочую память (список можно продолжать и продолжать), мы стремимся определить и измерить эту конструкцию в целом по , несмотря на искушение разбить ее на менее интересные. (хотя и подчиненные с научной точки зрения) части.Таким образом, понимание воображения как важнейшего компонента творческого познания является целью данного исследования. В рамках этого понимания мы пытаемся впервые описать анатомические корреляты способностей воображения у нормальных людей-участников.

    Классические исследования образов, составляющих «воображение» у пациентов, страдающих повреждением гиппокампа, задают такие вопросы, как «Представьте, что вы лежите на белом песчаном пляже в красивой тропической бухте», и просите их описать то, что они видят (Hassabis et al. al., 2007). Хотя эти исследования затрагивают воображение через визуализацию, они не просят участников генерировать идеи, связанные с их собственной жизнью или работой (например, извлечение эпизодической памяти), и не просят их подумать о себе в будущем (то есть, думать о будущем). , предполагается, что когнитивные процессы важны для творчества (Jung et al., 2015; Beaty et al., 2016a; Crespi et al., 2016). Во-вторых, эти исследования образов не позволяют идеям инкубироваться с течением времени, а часто представляют собой «моментальные снимки» впечатлений, зафиксированных в данный момент.Хотя ожидается, что всестороннюю способность воображения будет трудно уловить с помощью мозговых или поведенческих мер, мы принимаем «тест» Саймонтона «наиболее желательной» меры: применим к различным областям и уровням способностей и не страдаем от чрезмерной детализации (Simonton, 2012 ).

    Воображение — это большая когнитивная конструкция. Однако если воображение включает в себя фундаментально взаимосвязанные когнитивные процессы, включая память, визуализацию, пространственную навигацию и эпизодическое мышление о будущем, эти процессы должны включать сопутствующие нейронные структуры, связанные с их поведенческим проявлением.Например, гиппокамп хорошо связан с формированием эпизодической памяти, начиная с неудачного случая HM, который перенес двустороннюю резекцию гиппокампа в качестве лекарства от трудноизлечимой эпилепсии, что сделало его неспособным формировать новые воспоминания (Scoville and Milner, 1957). . Исследования на крысах также продемонстрировали локализованное возбуждение внутри гиппокампа с повреждением этой структуры, приводящим к нарушению способности пространственной навигации (O’keefe and Nadel, 1978). Когда участников с приобретенным повреждением гиппокампа просят представить себя в различных сценах, они делают это с большим усилием и с меньшей пространственной смежностью и связностью (Hassabis et al., 2007). За пределами медиальной височной доли как таковой в воображении задействована более широкая сеть регионов. Эта сеть включает «ядро» в пределах гиппокампа, парагиппокампа, задней поясной извилины и задней теменной коры, а также «вторичное» и «редкое» вовлечение медиальной / латеральной префронтальной и латеральной височной коры, связанное с представлениями о себе / других и мысленных путешествиях во времени. (Nyberg et al., 2010).

    Основываясь на нашем обзоре выше, мы определяем воображение как использование предыдущего опыта для участия в мысленном моделировании для достижения будущих целей.Мы описываем меру воображения, опросник воображения охотника (HIQ), предназначенный для (1) захвата аспектов извлечения памяти, визуализации, моделирования, пространственной навигации и эпизодического мышления будущего, (2) фиксации активности воображения в течение длительного периода времени. и (3) попросите участников представить себе будущие цели и достижения. Мы выдвинули гипотезу, что, если участники будут заниматься такими видами деятельности с воображением, то связанные с ними мозговые сети, идентифицированные ранее в нейробиологической литературе, будут задействованы в их ответах, особенно тех, которые лежат в основе воображения (например,ж., медиально-височный), а также тех, кто участвует в размышлениях о себе по сравнению с другими, и мысленных путешествиях во времени (например, медиально-лобный, латерально-височный).

    Методы

    Это исследование было проведено в соответствии с принципами, изложенными в Хельсинкской декларации, и было одобрено институциональным наблюдательным советом Университета Нью-Мексико (IRB № 11-531). Все участники предоставили письменное информированное согласие до сбора любых экспериментальных образцов и последующего анализа данных.Восемьдесят участников (29 мужчин; 51 женщина) в возрасте от 16 до 35 лет (M

    .

    Моральное воображение — этика без упаковки

    Академические статьи:

    Берд, Фредерик Б. и Джеймс А. Уотерс. 1989. «Моральная немота менеджеров». California Management Review 32 (1): 73-88.

    Барабанщик, Минетт Э. и Патрик Э. Мерфи. 2004. «Как специалисты по рекламе относятся к этике: моральная немота, моральная близорукость и моральное воображение». Рекламный журнал 33 (2): 7-24.

    Джентиле, Мэри К.2010. «Сохраняя честность своих коллег: как бороться с неэтичным поведением на работе — и побеждать». Harvard Business Review 88 (3): 114-117.

    Джентиле, Мэри К. 2010. Озвучивать ценности: как говорить, когда ты знаешь, что правильно . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

    Прентис, Роберт. 2004. «Этика преподавания, эвристика и предубеждения». Journal Of Business Ethics Education 1 (1): 57-74.

    Верхан, Патрисия Х. 1999. Моральное воображение и принятие управленческих решений . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Ящики:

    См. Учебную программу «Подарить голос ценностям» (GVV) для случаев, свидетельствующих о моральной близорукости и моральной немощи. Все учебные материалы GVV бесплатны для преподавателей и студентов здесь:

    Особенно см. Кейсы GVV, написанные Минетт Э. Драмрайт и ее учениками, «Работа на неполный рабочий день с полной занятостью», «Обман маркетинговых исследований», «Привилегии студентов с привязанными строками» и «Интернет-удостоверения (A) & (B).”

    Новости о скандалах:

    Барретт, Пол М. 2014. «Scandal Bowl: Tar Heels Football, академическое мошенничество и скрытый расизм». Businessweek , 2 января.

    Белсон, Кен. 2012. «Суд над Сандаски начинается с графических свидетельств». New York Times , 11 июня.

    Борен, Синди. 2013. «Краткая история опровержения обвинений в допинге Лэнсом Армстронгом». Washington Post , 14 января.

    Ассошиэйтед Пресс.2013. «Лэнс Армстронг отказывал в использовании допинга на протяжении многих лет». Huffington Post , 16 января.

    Последний обучающий ресурс от Ethics Unwrapped — это статья, написанная Кара Биазуччи и Роберт Прентис, в которой описаны основы поведенческой этики, представлены видеоролики и вспомогательные материалы вместе с обучающими примерами, а также приведены данные об эффективности использования Ethics Unwrapped для улучшения этическая педагогика по дисциплинам. Он был опубликован в журнале Journal of Business Law and Ethics Pedagogy (Vol.1 августа 2018 г.), и его можно скачать здесь: «Обучение поведенческой этике (с использованием видео и образовательных материалов« Этика без упаковки »)».

    Дополнительные ресурсы по обучению поведенческой этике можно найти в статье, написанной авторами Ethics Unwrapped Минетт Драмрайт, Робертом Прентисом и Кара Биазуччи, в которых представлены ключевые концепции поведенческой этики и подходы к эффективному обучению этике, включая примеры классных заданий. Статью, опубликованную в журнале Decision Sciences Journal of Innovative Education, , можно скачать здесь: «Поведенческая этика и принятие этических решений в преподавании.”

    Подробную статью Роберта Прентиса с обширными ресурсами для преподавания поведенческой этики, опубликованную в журнале Journal of Legal Studies Education, , можно скачать здесь: «Обучение поведенческой этике».

    Статью Роберта Прентиса, в которой обсуждается, как поведенческая этика может повысить этичность принятия решений человеком, опубликованную в Notre Dame Journal of Law, Ethics & Public Policy , можно скачать здесь: «Поведенческая этика: может ли это помочь юристам ( И другие) Будь их лучшими? »

    Датированную, но все же полезную вводную статью о преподавании поведенческой этики можно найти через Google Scholar, выполнив поиск: Prentice, Robert A.2004. «Этика преподавания, эвристика и предубеждения». Journal of Business Ethics Education 1 (1): 57-74.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.