Этапы педагогического процесса — Шпаргалка по дошкольной педагогике
Все педагогические процессы проходят в своем последовательном развитии одни и те же этапы (этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса):
· подготовительный,
· основной,
· заключительный.
На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания процесса. Он включает в себя:
- выделение и постановку конкретных задач;
- изучение (диагностику условий) развития процесса;
- прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.
План — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. Он реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) состоит из таких важных взаимосвязанных элементов, как:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и воспитанников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
На основном этапе ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом — этапом анализа достигнутых результатов. Важно понять степень соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу.
Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось мало действенным.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Этапы педагогического процесса
Педагогический процесс
имеет циклический характер. В развитии
педагогического процессов существуют
одни и те же этапы. Этапы — это не составные
части (компоненты), а последовательности
развития процесса. Главные этапы: 1)
подготовительный, 2) основной и 3)
заключительный
ПП состоит из цикла
повторяющихся этапов.
1. Подготовительный этап
На этапе создаются
надлежащие условия для протекания
процесса в заданном направлении и с
заданной скоростью. На данном этапе
решаются важные задачи: 1) целеполагание,
2) диагностика условий, 3) прогнозирование
достижений, 4) проектирование развития
педагогического процесса, 5) планирование.
1.1. Целеполагание.
Формулирование
ожидаемого результата (цели, задач) и
условий его достижения.
1.2. Диагностика. Изучение
психологического климата, материальных,
санитарных, гигиенических условий
которых протекает ПП. Сбор информации
о реальных возможностях педагогов и
учащихся. Определение уровня воспитанности,
обученности учеников. Изучение состава
первичного классного коллектива уч —
ся, семей школьников. Первоначально
намеченные задачи корректируются по
результатам диагноза, приводятся в
соответствии с реальными возможностями.
1.3 Прогнозирование
хода и результатов педагогического
процесса. Предварительное (до начала
процесса) оценивание его возможностей,
результативности и имеющиеся конкретные
условия.
1.4. Проектирование
Разработка проекта
организации ПП. Доработанный проект
воплощается в программах и планах
достижения поставленных целей: руководства
учебно-воспитательным процессом,
воспитательной работы с коллективом
учащихся, преподавания учебной дисциплины,
конспектов внеклассных мероприятий,
уроков.
2. Основной этап
2.1. Организация. Включает
деятельность педагога
(преподавание, руководство разнообразной
деятельностью учащихся) и активное
участие учеников в предлагаемой
деятельности по достижению поставленных
целей, планов.
Этап включает взаимосвязанные
элементы:
1.)
Педагогическое взаимодействие: а)
постановка и разъяснение целей и задач
предстоящей деятельности, б) контакт
педагогов и обучаемых, 3) использование
намеченных методов, форм, средств, в)
создание благоприятных условий, г)
осуществление разработанных мер
стимулирования деятельности обучаемых.
2.)
Оперативный педагогический контроль,
играющий стимулирующую роль.
3.)
Обратная связь от учащихся, показывающая
уровень усвоения ими содержания урока,
внеклассного мероприятия.
4.)
В случает отклонения от поставленных
целей и задач регулирование и коррекция
деятельности учащихся и педагогов.
3. Заключительный этап
3.1.
Контроль, анализ и
оценка достигнутых результатов.
Выявление и оценка результатов воспитания
и обучения учащихся, эффективности
проведенных уроков, воспитательных
мероприятий, используемых форм, методов,
средств ПП, причин ошибок, затруднений
в деятельности педагогов и учащихся.
Проектирование мер по устранению ошибок.
Этапы | ||
Подготовительный | Основной | Заключительный |
Задачи | ||
1) | 1) | 1) 3) |
Ответы на онлайн тесты Педкампус Общая педагогика 2020 на Курсар.
1. Педагогический процесс включает в себя:
+ продукты
+ предмет
+ духовные средства
+ объекты
2. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
тестирование
+ анкетирование
ассессмент
наблюдение
3. Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?
+ педагогический менеджмент
методика преподавания
методология педагогики
общая педагогика
4. Формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств — это:
идентификация
персонализация
социализация
+ персонификация
5. Педагогический опыт — это:
совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов обучения
совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания
+ совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения
совокупность полученных теоретических знаний в области обучения детей и взрослых
6. Педагогическая теория представляет собой:
+ комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
7. Что не включает в себя основной этап педагогического процесса?
постановка и разъяснение целей и задач
+ проектирование
вычленение ошибок
+ целеполагание
8. Что из нижеперечисленных изучает методы и методику педагогических исследований?
коррекционная педагогика
история педагогики
+ методология педагогики
сравнительная педагогика
9. Что из нижеперечисленного разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы?
+ коррекционная педагогика
дидактика
педагогическая компаративистика
общая педагогика
10. Система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков и привычек, обеспечивающих адекватное понимание и успешное выполнение педагогической деятельности — это:
педагогическая компетенция
педагогический опыт
педагогическое мастерство
+ педагогическая компетентность
11. Что не включает в себя заключительный этап педагогического процесса?
+ планирование развития процесса
+ создание благоприятных условий
вычленение ошибок
выявление возникших отклонений
12. Что из нижеперечисленного воплощает в себе педагогические ценности и идеалы, традиции образования, знания и представления о его значении, месте и роли в жизни общества и человека, о целях, путях, способах и средствах воспитания и обучения о природе педагогического процесса, его структуре, закономерностях и тенденциях развития?
педагогическая теория
педагогическая деятельность
+ педагогическая культура
педагогическая история
13. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
педагогическая компаративистика
методология педагогики
история педагогики
+ общая педагогика
14. Совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений называется:
педагогическая практика
педагогическая теория
педагогические принципы
+ педагогическая мысль
15. Что входит в задачи педагогики?
+ обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания
+ обеспечение эффективного управления образовательной политикой
+ анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
+ теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания
16. Что из нижеперечисленного изучает способы работы со слабослышащими и глухими людьми?
олигофренопедагогика
+ тифлопедагогика
логопедия
сурдопедагогика
17. Что относится к педагогическим источникам?
+ устные источники
+ письменные источники
+ статические источники
+ вещественные источники
18. Какой подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры и не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату?
функционализм
+ личностный подход
целостный подход
полисубъектный
19. Какие науки изучают образование?
+ экономика
+ социология
+ философия
+ педагогика
20. Самоопределение личности путем усвоения накопленного человеческого опыта — это:
социализация
персонализация
персонификация
+ идентификация
Этапы педагогического процесса — Студопедия
Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер, и в их развитии можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательность развития: подготовительный, основной, заключительный (рис. 4). Когда все эти этапы исчерпаны, процесс завершен – и все начинается сначала. Если урок представить отдельным процессом или частью общего, можно понять, как все это происходит.
На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом на первый план выдвигаются: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
…
Рис. 4. Этапы педагогического процесса
Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретную, достижимую на заданном отрезке педагогического процесса и в существующих на данный момент условиях. Это всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса – школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями учеников данного учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильно цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «дна» – прозрачный и «гнозис» – знание) – это исследовательская процедура, направленная на «уяснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель – получить ясное представление о тех обстоятельствах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В ходе диагностики собирается необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, об уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, других важных атрибутах. Необходимо подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями. Вопросы диагностики в современном педагогическом процессе настолько важны, что дальше им будет посвящена специальная глава.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы предварительно, до начала процесса, оценить его потенциальную результативность в конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на него окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. В педагогической практике применяются различные планы – руководства учебным процессом в школе, воспитательной работы, проведения отдельных учебно-воспитательных дел, уроков и т.п. Планы педагогических процессов конкретны и имеют определенный срок действия, т.е. это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно все эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и реализация общей цели и один другому. Так, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность и цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на основном этапе педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог придает приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны учеников. В этой связи напомним еще раз, что педагогический процесс – в значительной степени система саморегулирующая, поскольку занятые в ней учителя и ученики обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Заключительный этап педагогического процесса – анализ достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать его ход и результаты? Ответ очевиден – чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который способен извлечь пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего они появляются тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса, работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса такой процесс ученикам ничего дать не может.
…
Следует иметь в виду, что учебно-воспитательный процесс не развивается стихийно. Многовековая практика воспитания выработала определенную форму его организации. Педагогический процесс разбивается на отдельные отрезки, циклы. Внутри каждого существует своя логика. Этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный. Каждый из них имеет свои конкретные задачи и осуществляется в определенном порядке. Если учитель пытается что-то в нем изменить, он должен хорошо понимать, к чему могут привести эти изменения.
ТОП 10:
|
Педагогический процесс часто идёт по одной схеме. Это объясняется:Ограниченностьюсредств.Восприимчивостьючеловека.Невозможностью решить все проблемы сразу.Этапы — последовательности развития процесса. Главные этапы:Подготовительный.Основной.Заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи 1)целеполагание;2) диагностика условий;3) прогнозирование достижений;4) проектирование и планирование развития процесса. Основной этап — осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;2) взаимодействие педагогов и учеников;3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;4) создание благоприятных условий;5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.Педагогический процесс нуждается в мониторинге (постоянном наблюдении для коррекции). Непрерывное наблюдение за развитием и продуктивностью педагогического процесса осуществляется по специальными параметрам и на основе принятых критериев. Уровни исследования:Государственный.Региональный.Школьный.ВУЗовский.
18.Содержание образования в современной школе. Важнейшие субъективные и объективные факторы, влияющие на его разработку.
Еще в XIX в., например, в большинстве стран мира школьное образование ограничивалось лишь изучением основ счета, письма и чтения. Но с развитием технических основ производства, науки и духовной жизни общества требования к содержанию школьного образования возрастали. Под влиянием этого стал расширяться объем и повышаться теоретический уровень естественно-математических знаний, усваиваемых в школе, более основательно изучаться предметы гуманитарного цикла – язык, литература, история и др. В связи с развитием производства уровень требований к общенаучной, технической и профессиональной подготовке молодежи постепенно повышался, и в настоящее время почти во всех странах мира не прекращаются поиски путей совершенствования содержания школьного образования, его модернизации.
К объективным социальным факторам, влияющим на содержание школьного образования, относятся также изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и коренными технологическими усовершенствованиями, примером чему является происходящая в настоящее время научно-техническая революция (НТР). Таких изменений в школьном образовании потребовали также развитие молекулярной биологии и генетики, разработка теории реактивного движения, расщепление атомного ядра, получение и использование новых химических веществ, широкое внедрение во всех сферах производства вычислительной техники и микроэлектроники.Однако на содержание школьного образования большое влияние оказывает и фактор субъективный, в частности, политика и идеология общества. Так, например, не далее, как в середине XIX в. некоторые государственные деятели России пытались доказывать, что простому народу («кухаркиным детям») образование не только не приносит пользы, но даже вредит, ибо порождает «брожение умов» и вызывает возмущение существующим строем.
Не меньшее значение при определении содержания школьного образования имеет и такой субъективный фактор, как методологические позиции ученых. В качестве основы различных позиций и взглядов по вопросам содержания образования выступает то, как тот или иной ученый трактует вопрос об умственном развитии школьников под влиянием учебной работы. В этой связи рассмотрим наиболее известные теории образования, которые разрабатывались в педагогике в прошлом и оказали заметное влияние на содержание школьного образования.
28.Основные документы, планирующие содержание образования в современной школе. Понятие о стандартах образования.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).
|
Этапы педагогического процесса — Мегаобучалка
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целепола-гание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса — школе, классу, уроку и т. д. На данном этапе функционирования педагогического процесса вьывляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы — руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса — в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.
IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педагогического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за помощью в блок коррекции
Этапы педагогического процесса
Подготовительный | 1)……………………….. | Заключительный |
2)………………….. | Осуществление | Анализ |
Целеполагание | Педагогическое взаимодействие | Выявление возникших отклонений |
3)………………….. | Организация обратной связи | Вычленение ошибок |
Прогнозирование | Регулирование и корригирование деятельности | 4)…………………….. |
Прогнозирование | Проектирование мер по | |
Проектирование | устранению ошибок | |
5)………………….. | в)……………………….. |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы | II | III | IV | |
Ответы | 1) основной; 2) организация; 3) диагностика; 4) анализ причин отклонений; 5) планирование; 6) оперативный контроль |
Контрольный тест
1. Что такое педагогический процесс?
2. Что представляет собой педагогический процесс как система?
3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.
4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?
5. Что означает целостность педагогического процесса?
6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процессов?
7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?
8. Как вы определите динамику педагогического процесса ?
9. Как развивается личность в педагогическом процессе?
10. Как управлять педагогическим процессом?
11. Дайте определение закономерности стимулирования.
12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
13. В чем сущность закономерности единства внешней и внутренней деятельности?
14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогического процесса.
15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.
16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?
17. Что такое педагогическое взаимодействие?
18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?
Литература для самообразования
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.
Волков ИЛ. Цель одна — дорог много. — М., 1990.
Ибука Масару. После трех уже поздно. — М., 1991.
Иванов А.Ф. Сельская школа. — М., 1987.
Ильин Е.Н. Герой нашего урока. — М., 1991.
Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.
Ильин Е.Н. Искусство обучения. — М., 1982.
Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М., 1988.
Караковскип В.А. Любимые мои ученики. — М., 1987.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988.
Педагогический поиск. — М., 1988.
Соловейчик С. Л. Вечная радость. — М., 1986.
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М., 1987.
Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М., 1976.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.
ТЕМА 7
Этапы педагогического процесса — Студопедия
Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).
Первый, подготовительный этап педагогического процесса | второй, основной этап педагогического процесса | Третий, заключительный этап
педагогического процесса |
определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего реализацию воспитателем «Декларации прав ребенка»).
| осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь — ответную реакцию ребенка на воздействия. | предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось
мало действенным. |
Принципы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:
— учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
— решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
— учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
— осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
— создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
— стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
Условия эффективности педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.
Гуманизация — комплекс социально-ценностных идей, которые утверждают отношение к человеку как к высшей ценности, признают его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление его сущностных физических и духовных сил.
Идеи гуманизации положены в основу государственной политики Российской Федерации в области образования. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании»(1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь на пути гуманизации общества, образование станет высшей потребностью личности и будут созданы условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. Идеи гуманизации отразились и на дошкольном образовании. В 1989 г. появляется «Концепция дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А.Петровский), в основу которой была положена личностно-ориентированная модель воспитания. Ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости, что противоречит учебно-дисциплинарной модели воспитания. В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка. Авторы методического руководства к «Концепции дошкольного воспитания» Н.Михайленко, Н.Короткова выделили основные направления гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Этапы учебного процесса
3.3. Этапы учебного процесса
Нетрудно заметить, что образовательные процессы не отличаются особым разнообразием, часто происходят по одной схеме. Это связано с множеством причин. Во-первых, ограниченность средств воздействия на человека. Как вы можете на это повлиять? Доброе слово, дружеское участие, звонок, предложение, манжета, веревка. Все. А если исключить все промежуточные стадии воздействия, слово, пример и береза останутся.Во-вторых, восприимчивость (или невосприимчивость) человека к воспитательным воздействиям. Здесь выбор средств еще беднее, обычно используется тот, который дает наиболее быстрый результат. В-третьих, невозможность решить все проблемы сразу. Постепенность обучения обязывает каждое новое действие строиться по одному и тому же шаблону: объяснение, упражнение, результат. В связи с этим образовательных процессов носят цикличный характер.
Современная теория развития всех образовательных процессов выявляет одни и те же стадии (этапы).Этапы — это не части, а последовательности развития процесса. Основные этапы следующие: подготовительный, основной, заключительный.
1. На этапе подготовки учебного процесса (подготовительного) создаются соответствующие условия, чтобы процесс шел в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: постановка цели, диагностика состояния, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Суть целеполагание (обоснование и постановка целей) — преобразование общепедагогической цели, стоящей перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на данном сегменте образовательного процесса и в текущих конкретных условиях. Целеполагание всегда привязано к конкретной системе реализации образовательного процесса — школе, классу, уроку и т. Д. На данном этапе функционирования образовательного процесса возникают противоречия между общей педагогической целью и конкретными возможностями обучаемых. Выявлены пути и пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Ставьте правильную цель, без диагностики невозможно определить технологические задачи. Педагогическая диагностика (от греческого dia — прозрачный и gnosis — знание) — это исследовательская процедура, направленная на «выяснение» условий и обстоятельств, в которых будет происходить учебный процесс. Его основная цель — получить четкое представление о причинах, которые помогут или помешают достижению намеченных результатов.В ходе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях преподавателей и учеников, уровне их предыдущей подготовки, условиях процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что изначально запланированные задачи корректируются по результатам диагностики: очень часто конкретные условия заставляют их пересмотреть, привести в соответствие с реальными возможностями.
Диагностика должна прогнозировать ход и результаты учебного процесса. Суть прогноза (приставка «pro» указывает на опережение) заключается в том, чтобы до, до, до начала процесса оценить его возможную эффективность в текущих конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется довольно сложными методами, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае учителя имеют возможность активно вмешиваться в построение и развитие учебного процесса, не дожидаясь, пока он окажется неэффективным или приведет к нежелательным последствиям. последствия.Ниже мы познакомимся с конкретными примерами диагностики и прогнозирования учебного процесса.
Завершена подготовительная фаза проекта организации процессов , , скорректированная по результатам диагностики и прогнозирования, которая после доработки воплощается в плане . План, как и сам процесс, всегда привязан к определенной системе. В педагогической практике применяются различные планы — управление учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательная работа на уроках, планы выполнения индивидуальных учебных дел, уроков и т. Д.Планы образовательного процесса имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором четко указано, кому, когда и что делать.
2. Этап реализации учебного процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, которая включает важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие преподавателей и студентов; использование запланированных методов, средств и форм учебного процесса; создание благоприятных условий; реализация различных мер по стимулированию активности школьников; Эффективность процесса зависит от того, насколько хорошо эти элементы связаны между собой, противоречат ли им их ориентация и практическая реализация общей цели и друг друга.Так, например, при педагогическом взаимодействии оперативно-педагогический контроль призван играть стимулирующую роль. Однако, если его направленность, масштаб, цель не зависят от общей цели и направления процесса, не учитываются многие другие конкретные обстоятельства, контроль со стороны стимула может стать тормозом.
Важную роль на этапе реализации образовательного процесса играют обратные связи, которые служат основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа для управления качеством процесса, его развития и укрепления, каждый преподаватель должен расставить приоритеты. Только опираясь на него, можно найти рациональное соотношение педагогического менеджмента и самоуправления по его деятельности со стороны образованных. В этой связи еще раз напомним, что система образовательного процесса во многом является саморегулирующейся системой, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора.Оперативная обратная связь в процессе обучения способствует своевременному внесению коррективов, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Цикл образовательного процесса завершается этапом анализа достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты образовательного процесса после его завершения? Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, учесть неэффективные стороны предыдущего в следующем цикле.Анализируем — учимся. Растет учитель, который извлекает пользу из сделанных ошибок, поэтому тщательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному плану, чтобы определить, где, как и почему произошли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок возникает, когда педагог игнорирует процесс диагностики и прогнозирования и работает «в темноте», надеясь добиться положительного эффекта «на ощупь».Помимо разочарований, неудовлетворенности, потери времени и интереса, этот процесс нельзя давать студентам.
,
Принципы и правила воспитания, система принципов воспитания
Глава 10. Принципы и правила вывода
В результате изучения этой главы учащийся должен:
— знать системообразующий принцип естественности; система принципов обучения; правила реализации принципов обучения и воспитания;
— уметь распознавать действие каждого принципа; учитывать принцип действия в проектируемых процессах; характеризовать процессы по полноте реализации принципов;
— владеют правилами реализации принципов обучения.
Диагностические показатели:
Минимальное время (в минутах) для изучения материала темы — 122.
Сложность (в условных единицах от 1,00) изучаемого материала 0,76.
Время (в минутах), необходимое для полного овладения знаниями, составляет 214.
10.1. Система принципов вывода
Теоретическая педагогика стремится открыть объективные закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами образования.Эти законы дают педагогам представление об общей картине объективного развития образовательных процессов. Однако они не содержат прямых указаний к практической деятельности, а являются лишь теоретической базой для развития и совершенствования технологий обучения и воспитания. Практические указания по реализации реализации закреплены в правилах . Рассмотрим принципы и правила вывода.
Принципы обучения (единые принципы обучения и воспитания, принципы образовательного процесса) являются основными положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.Принципы — важнейшие практически значимые модели обучения и воспитания. Как известно, есть много закономерностей, описывающих образовательный процесс. Их не всегда можно сохранить в памяти. Статус принципов получает важнейшие закономерности, которые становятся основой практической деятельности. В повседневной работе они полагаются на учителей. Поэтому принципы иногда рассматривают как практические положения организации учебного процесса. В принципах образования выражены нормативные основы обучения и воспитания, взятые в конкретно-исторической форме.Выступая как категории педагогики, принципы образования обобщают действие многих законов и выражают способов их применения на практике в соответствии с намеченными целями и конкретными условиями.
В педагогической интерпретации правило — это общее описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те рекомендации, которые раскрывают те или иные аспекты применения того или иного принципа обучения.
Правила занимают самую низкую ступень в иерархии педагогической теории и являются как бы переходным звеном от теории к практике. Исходя из правил, невозможно спрогнозировать развитие образовательных явлений, что лишний раз доказывает их практическую направленность. Правила обычно предоставляют учителям типичный способ действий в типичных ситуациях обучения и воспитания.
В еще более популярной интерпретации дидактические правила — это конкретные инструкции учителям о том, как действовать в типичной педагогической ситуации.Поэтому целесообразность усвоения этих правил вызывает возражения у некоторых теоретиков и практических учителей, которые считают, что неукоснительное соблюдение правил может отрицательно сказаться на развитии творческой инициативы. Основное внимание, по их мнению, следует уделить изучению теории, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
Старая дореволюционная школа, напротив, ориентировалась на обучение учителей особым правилам учебно-воспитательной работы.Учебные пособия для учителей тех лет — это, по сути, сборник педагогических правил, рекомендаций, по возможности, на все случаи школьной жизни. Неудивительно, что все, что не соответствовало традициям и правилам, решительно пресекалось. Учитель должен был работать только по правилам.
Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного выполнения, ведь излишне усердное выполнение действительно может привести к скованию творческой инициативы учителей, но нельзя не отказаться от них совсем, чтобы не впасть в волюнтаризм обучения-воспитания »всячески.«В обучении и воспитании школьников, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типовых ситуаций, когда учителю не нужно проявлять особого творчества, более того, это может навредить. Здесь просто необходимо действовать в соблюдение правил Напомним, какое значение придают правилам обучения и воспитания классики педагогики: Ю. А. Коменский, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи.
Правила предписывают учителю выполнять определенные действия в данной ситуации, ориентировать его на выполнение определенных требований, но то, как это будет сделано, полностью зависит от учителя.Например, ученик опоздал на начало урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществлять в этой ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно оставаться незамеченным. Однако то, как учитель реагирует на это нарушение, полностью зависит от конкретной ситуации, личности ученика, характера задержки, сложившихся отношений и многих других причин.
Правила вытекают из принципов тренировки.Принципы реализуются через правила. В связи с этим правила можно назвать способами (средствами) реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически вытекают из принципов, но и являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения и воспитания наиболее четко закреплен в правилах (письменных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, поскольку сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции образования, с другой — отрицательная, потому что устанавливаются не только хорошие, но и плохие (в основном неписаные) правила, которые может быть очень сложно изменить. ,>
Сколько там правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Ушинского: «… Сами по себе эти правила не имеют границ: все они могут быть размещены на одном печатном листе, и из них можно сделать несколько томов. Это уже показывает, что основные дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают ».
Обычно правила имеют форму напоминаний учителю о том, что необходимо или чего не следует делать, чтобы выполнить требования этого принципа.Ответа на вопрос, почему нужно действовать так или иначе, они не содержат. Ответы на этот вопрос дают законы, закономерности и самое главное из них — принципы.
Зелье всех мудрецов
Правила основаны на принципах, принципы действуют через правила — такова диалектическая связь между ними. Почему правила реализации принципов еще называют правилами педагогического мастерства? Присмотритесь к работе профессионала и постарайтесь отфильтровать все, что вы видите и слышите, сквозь сито множества требований принципов.Что случится? Прежде всего, полное выполнение этих требований. Оказывается, хороший учитель — тоже хороший, в котором воплощены все многогранные требования. Правила реализации принципов — это уровень профессионализма, восхождение на который достигается высот педагогического мастерства при условии, конечно, не догматического, а творческого развития.
Как следует формулировать правила? Не иначе, как в виде советов — напоминаний, что делать, чтобы выполнить требования принципов.Ответов на вопрос — почему нужно так поступать — в правилах практически нет. Сравним педагогические правила с
.
этапов процесса найма и их значение
- Дом
- Методология
- Написание диссертации
- Исследовательский процесс
- Выбор области исследования
- Формулировка целей и задач исследования
- Обоснование исследования
- Письменные исследования Предпосылки
- Структура исследования
- Типы обзоров литературы
- Обоснованная теория
- Стратегия поиска литературы
- Источники обзора литературы
- Ссылочный номер
- Работа с руководителем
- Типы методов исследования
- Прикладные исследования
- Фундаментальные исследования
- Исследовательский подход
- Дедуктивный подход (дедуктивное рассуждение)
- Индуктивный подход (индуктивное рассуждение)
- Абдуктивное мышление (абдуктивный подход)
- Исследовательский дизайн
- Разведочные исследования
- Заключительные исследования
- Причинное исследование (пояснительное исследование)
- Описательные исследования
- Надежность и действительность
- Надежность
- Срок действия
- Предложения для будущих исследований
- Философия исследований
- Аксиология
- Эпистемология
- Философия исследования конструктивизма
- Интерпретивизм (интерпретивист) Философия исследования
- Онтология
- Феноменология
- Философия исследования позитивизма
- Философия исследования прагматизма
- Философия исследования реализма
- Методы исследования
- Методы сбора данных
- Метод исследования
- Анкеты
- Интервью
- Методы сбора количественных данных
- Корреляционный анализ
- Среднее значение, мода и медиана
- Регрессионный анализ
- Методы сбора качественных данных
- Примеры из практики
- Фокус-группы
- Наблюдение
- Исследования будущего
- Эксперименты
- Исследование действий
- Метод исследования
- Анализ данных
- Качественный анализ данных
- Количественный анализ данных
- Ограничения исследований
- Этические соображения
- Методы сбора данных
- Отбор проб
- Вероятностный отбор
- Простая случайная выборка
- Систематическая выборка
- Стратифицированная выборка
- Кластерная выборка
- Невероятностный отбор проб
- Отбор проб для удобства
- Вероятностный отбор
.
уроков, извлеченных из интервенционных исследований
Знания о педагогическом содержании (ПКК) обычно считаются положительно влияющими на качество преподавания и обучение студентов. Таким образом, исследования развития ПКК у (будущих) учителей очень актуальны. На основе поиска в трех базах данных (ERIC, PsycInfo и Web of Science) проводится систематический обзор интервенционных исследований, направленных на развитие PCK. Задача исследования состоит из трех частей: (1) Как устроены исследования? (2) Как разрабатываются вмешательства? и (3) Какие элементы вмешательств способствуют развитию PCK? Результаты показывают, что большинство интервенционных исследований проводится в области математического и естественнонаучного образования с использованием качественной методологии.Размышления, курсы PCK, контакты с другими учителями и опыт образовательной практики обычно являются частью эффективных вмешательств. Обзор позволяет определить четкие руководящие принципы, которые могут укрепить будущие исследования по стимулированию ПКК.
1. Введение
Шульман [1] представил понятие «педагогическое содержание знаний» (ПКК) как возможный ответ на так называемую «недостающую парадигму» в исследованиях и практике обучения. К обучению подходили либо только сосредоточив внимание на содержании, либо исключительно на педагогике.Шульман считал, что ни один из подходов не охватывает все аспекты базы знаний учителей. Следовательно, он определил PCK как «ту особую смесь содержания и педагогики, которая является исключительной прерогативой учителей, их собственной особой формы профессионального понимания», с. 8 [2]. Два основных компонента, которые Шульман [1] выделил в ПКК, были, с одной стороны, наиболее полезными формами представления тем в предметной области и, с другой стороны, пониманием того, что делает изучение этих тем легким или сложно для студентов.Помимо PCK, он рассматривал другие категории в базе знаний учителей, то есть знания содержания (CK), общие педагогические знания (PK), знания учебной программы, знания учащихся и их характеристик, знание образовательных контекстов и знание образовательных целей. цели и ценности [2].
С тех пор, как Шульман представил PCK, эта концепция была принята различными исследователями, что привело как к теоретическим разработкам, так и к эмпирическим исследованиям. Несколько авторов разработали исходную основу ПКК Шульманом.Гроссман [3], изучавший PCK в контексте языка, добавил два других компонента к исходным компонентам PCK Шульмана, а именно: знание учебной программы и знание целей обучения. Еще одна разработка, оказавшая большое влияние в контексте естественнонаучного образования, — это модель Магнуссона и др. [4]. Эта модель добавила три компонента к исходным компонентам Шульмана, а именно: ориентация на преподавание естественных наук (т.е. знания и убеждения о целях и задачах преподавания), знание учебных программ по естествознанию и знание оценки научной грамотности.В контексте математики модель Болла и др. [5], сосредоточив внимание на концепции «содержательные знания для обучения математике» (CKTM), оказала большое влияние. Эта модель включает как PCK, так и CK, причем каждая из этих двух частей разделена на три компонента. Что касается ПКК, модель включает в себя (1) знание содержания и учащихся, которое аналогично знанию Шульманом (неправильных) концепций учащихся, (2) знание содержания и преподавания, которое аналогично знанию Шульманом образовательных представлений, 3) знание учебной программы.Что касается CK, модель CKTM включает в себя (1) общие знания содержания, которые представляют собой математические знания, которые используются не только в образовательных контекстах, (2) специализированные знания содержания, которые представляют собой математические знания, уникальные для контекстов обучения, и (3) знания на математическом горизонте, что означает понимание того, как отдельные математические темы связаны друг с другом.
Недавно были разработаны инструменты тестирования для измерения познавательных способностей учителя, которые использовались в нескольких исследованиях, что привело к эмпирическому подтверждению утверждения Шульмана о том, что ПКК имеет значение для качества преподавания и обучения учащихся.Например, Baumert et al. [6] обнаружили значительное положительное влияние CK и PCK учителей на качество обучения (оцениваемое с помощью оценок учащихся, самоотчетов учителей и анализа заданий) и на успеваемость учащихся в математическом образовании (измеряемая с помощью теста достижений). Результаты даже показали, что PCK имеет большую предсказательную силу для успеваемости учащихся и качества обучения, чем CK. В другом исследовании Kunter et al. [7] подтвердили эти результаты. Более того, они показали, что ПКК учителей положительно влияет на мотивацию учеников (измеряется с помощью анкеты для получения удовольствия).Следовательно, для повышения качества образования инвестиции в ПКК (будущих) учителей кажутся хорошей стратегией.
В попытке описать, как развивается ПКК, несколько ученых выделили источники, которые вносят вклад в развитие ПКК [3, 8–10]. Первый источник — опыт преподавания [3, 9, 10]. Эмпирические исследования показали, что значительные улучшения в PCK достигаются в первые месяцы преподавательской карьеры [11]. Курсы PCK, которые направлены на улучшение знаний учителей о том, как преподавать предмет, являются вторым источником для развития PCK [3, 8].Третий источник ПКК — дисциплинарные знания, то есть СК [3, 9]. Владение ЦК необходимо для наличия ПКК [9, 12]. CK положительно влияет на решения учителей об относительной важности конкретного предмета, а также на их выбор и использование учебных материалов, то есть их PCK [3]. Brownlee et al. [13] показали, что курс по СК оказал положительное влияние на знания учителей о преподавании математики, которая связана с ПК. В-четвертых, «обучение наблюдению» [14] было выделено как еще один источник для развития ПКК [3, 8].Ученичество с наблюдением относится к влиянию прошлого опыта учителей в качестве ученика на их текущие модели обучения [3]. К сожалению, эти воспоминания могут также ограничивать учителей полагаться только на знакомые учебные материалы и подходы [3]. Хастон и Леон-Герреро [8] эмпирически показали, что учителя считают свои воспоминания о прошлом обучении важным источником ПКК. В-пятых, сотрудничество учителей с коллегами было описано как возможный источник развития ПКК [8, 9].Согласно Кинду [9], создание благоприятной рабочей среды, которая поощряет сотрудничество, может способствовать развитию ПКК учителей. Хастон и Леон-Герреро [8] эмпирически показали важность сотрудничества с коллегами для разработки ПКК. Наконец, шестым возможным источником развития ПКК является важность размышлений об образовательной практике [10]. Kenney et al. [15] показали, что размышления о написании заданий улучшили ПКК учителей.
Хотя несколько ученых упомянули источники ПКК, до сих пор существует мало эмпирических данных о том, как образование может способствовать развитию ПКК.До сих пор неясно, учитывались ли вышеописанные источники ПКК в интервенционных исследованиях. Кроме того, неясно, как в основном проводятся интервенционные исследования ПКК. Настоящее исследование имеет двойное значение. Во-первых, он предоставляет обзор интервенционных исследований ПКР без ограничения какой-либо конкретной дисциплинарной области. Во-вторых, так как не очень ясно, какие элементы должны быть включены в вмешательства, чтобы сделать их эффективными для развития PCK, исследование стремится выявить эти эффективные элементы путем сравнения нескольких исследований вмешательства.В отличие от более ранних исследований PCK sourc
.