Виды и свойства памяти в психологии: Память в психологии. Свойства, виды, процессы, функции, определение, нарушения, классификация, механизмы

Содержание

Свойства и виды памяти

Память как познавательный процесс характеризуется следующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готовностью к воспроизведению, точностью воспроизведения, длительностью сохранения.

Объем памяти — важнейшее интегральное ее свойство, показывающее возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота запоминания определяется скоростью произвольного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отражает возможность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения говорит о способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Известны люди с исключительной памятью. Так, А. С. Пушкин мог воспроизвести длинное чужое стихотворение после двукратного прочтения. В. А. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после двукратного прослушивания. Композитор М. А. Балакирев мог играть по памяти целые симфонические произведения.

Большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. Она представляет собой специфически человеческий феномен, ибо у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Для систематизации видов памяти исследователями предлагались различные классификации с разными исходными критериями (схема 13).
классификация основных видов памяти
По характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьба, письмо). В эмоциональной памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния в форме представлений. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека. Образная память обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия. Специфичность запечатленных образов зависит от особенностей восприятия человека, от работы системы анализаторов. Словесно-логический вид памяти выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

По характеру целей деятельности или по критерию произвольности различают непроизвольную и произвольную память. Если запоминание и воспроизведение осуществляются автоматически, без волевых усилий человека и контроля сознания, то это проявление непроизвольной памяти. И напротив, запоминание и воспроизведение, сопровождаемые напряжением воли, характеризуют произвольную память.

По критерию длительности сохранения материала память под разделяют на кратковременную, долговременную и оперативную. Кратковременной памяти свойственно очень краткое сохранение воспринимаемой информации. Этот вид запоминания наблюдается после однократного или очень краткого восприятия. Оперативная память обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Например, материал, который пытается выучить студент перед экзаменом в четко заданные временные рамки, после сдачи экзамена полностью забывается. Этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной памяти. Долговременная память хранит все знания человека, его опыт. Чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти.

По характеру приобретения информации память делят на генетическую и прижизненную. В генетической памяти хранится видовая информация, в прижизненной — индивидуальный опыт человека.

По способу запоминания память классифицируют на механическую и смысловую. Механическим называется такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память опирается на установление и запоминание смысловых связей.

классификация в психологии и их характеристика. Какие основные виды различают по способу запоминания? Какие еще типы памяти бывают?

Любые события, переживания, впечатления оставляют информативные следы в подкорковой структуре головного мозга человека. Отпечаток может сохраняться длительное время и воспроизводиться индивидом в нужный момент. Рассмотрим классификацию основных видов человеческой памяти.

Произвольная и непроизвольная память

Высший уровень мыслительного процесса даёт возможность индивиду накапливать, хранить и мысленно воспроизводить большой объём знаний и навыков, приобретённых в течение длительного времени. В психологии различают некоторые виды человеческой памяти по характеру связи с целью деятельности. Произвольность или непроизвольность запоминания обусловлена определёнными условиями: случайно или намеренно личность усвоила какие-то сведения.

Непроизвольное запоминание происходит автоматически. Оно не требует от субъекта никаких особых усилий. Мозг сам фиксирует какие-то воспринятые им данные. Индивид не ставит перед собой цель запомнить их, но информация остаётся в голове. Пассивное действие неразрывно связано с увлечениями, профессиональными интересами индивида.

Сведения, не входящие в зону целенаправленной деятельности, обычно забываются.

Произвольная память требует от человека некоторых волевых усилий для сознательного запечатления и воспроизведения информации. Индивиду необходимо погрузиться в изучаемый предмет. Качество закрепления в голове событий и фактов зависит от глубины проработки материала. Таким способом личность осуществляет подготовку к экзаменам, запоминает формулы и стихи. Целенаправленное удержание в голове осваиваемого материала представляет собой особый и сложный мыслительный процесс.

По степени осознанности запоминаемых сведений существует две разновидности.

Воспроизведение нужных сведений волевым усилием индивида именуется эксплицитной памятью. Субъект сознательно и целенаправленно удерживает в голове накопленный опыт. При необходимости личность может извлечь из глубин мозга заученные когда-то правила, иностранные слова, даты и другие события.

Характеристика имплицитной памяти сводится к восстановлению информации с применением косвенных методов. Мозг человека способен хранить все воспринятые когда-либо данные. Ярким примером является набор текстов на компьютере: пальцы сами знают, где расположены клавиши. Пока субъект не начал печатать, он не помнит раскладку клавиатуры. Сознательного доступа к этому знанию у него нет.

Считается, что имплицитная память обладает эффектом предшествования и влияет на последующее закрепление новых сведений.

Классификация по психической активности

Специфические особенности человеческой памяти заключаются в том, что она участвует в мыслительных процессах. Индивид способен мечтать, комбинировать понятия или образы. У человека есть воображение и эмоции. Людям бывает очень трудно забыть неприятные воспоминания. Психические свойства личности способствуют воспроизведению отдельных переживаний прошлых событий.

Человеческий мозг запоминает суть с привязкой к контексту.

Для мысленного восстановления фактов и сведений субъекту необходимо оживить все воспоминания, припомнить нужные ассоциации и обстановку времён происходящих действий.

Человек может восстановить давно прошедшие события искажённо. В отличие от него компьютер воспроизводит внесённые данные очень точно. Файловая система не даёт ошибиться электронике. Различия в обработке информации у людей и энергозависимых устройств наблюдаются в том, что электроника кодирует сведения с помощью процессора, а человек передаёт данные по нервным клеткам.

У людей в голове творится некий беспорядок. Им надо выискивать среди множества мелькающих мыслей одну, относящуюся к нужной теме. Мозг не хранит ничего в готовом виде. В отличие от человеческой памяти энергозависимые запоминающие устройства могут сохранять содержимые данные только при наличии напряжения питания.

На процесс удержания информативных следов в голове субъекта влияют индивидуальные особенности личности.

При условном разделении на основные разновидности по характеру психической активности психологи принимают во внимание рецепторы и анализаторы, участвующие в восприятии, обработке и сохранении получаемых данных.

Образная

Акт запоминания производится путём восприятия образов через какие-то сенсорные системы. Воспроизведение осуществляется в форме представлений. Субъект запоминает картинки природы, жизненные явления, звуки, запахи, вкус. Индивид способен восстановить в памяти отсутствующий предмет по отпечатавшемуся в голове образу, детально охарактеризовать его. Он может представить себе запах и вкус только что приготовленного шашлыка, аромат чайной розы, трель соловья.

Нередко сохранённая в образах информация расходится с оригиналом.

Двигательная

Младенец наделён условными двигательными рефлексами, которые постепенно перерастают в моторную память. Она начинает формироваться у малыша в первые месяцы жизни. Держание головы, ползание, первые шаги осваиваются посредством двигательного запоминания. В дальнейшем фиксация и воспроизведение двигательных операций принимает сознательный характер. Ребёнок учится одеваться, умываться, чистить зубы, держать ложку, стричь ногти, застилать постель, причёсываться. Среди этих действий находится ходьба, бег и письмо. Запоминаемые движения формируют основную базу трудовых навыков и практических двигательных операций. Молодые специалисты постепенно осваивают профессиональные умения. Движения со временем доводятся до автоматизма. Этот вид запоминания очень важен для спортсменов и танцоров.

Эмоциональная

Наиболее надёжным и прочным хранилищем любых сведений является архив памяти, сформированный на базе различных чувств: радость, огорчение, страх. Это могут быть нанесённые обиды, которые невозможно забыть, или стыд за собственные поступки. Пережитые и сохранённые эмоции выступают в качестве сигналов, побуждающих к действиям или удерживающих от них. К концу первого года жизни данный вид запоминания ярко проявляется у детей. Ребёнок может рассмеяться или расплакаться, увидев доставившую ему радость вещь или предмет своего страдания. Субъект может начисто забыть какие-то события, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, а впечатления и чувства остаются в хранилище головного мозга. Закреплённые в мозговых структурах фрагменты могут воспроизводиться в мельчайших деталях мгновенно в виде ярких фотовспышек. Этот тип запоминания оказывает огромное воздействие на личность. Эмпатия и сочувствие к людям базируется на эмоциональной памяти.

Словесно-логическая

Основу данной разновидности памяти составляют слова и мысли. Эти два понятия взаимосвязаны: слова возникают в результате размышлений, а мысли воплощаются с помощью различных языковых форм. Основной смысл материала, полученного в результате мыслительного процесса, передаётся в буквальном словесном оформлении. Форма подачи информации зависит от понимания текста, от способности находить важные и второстепенные части, от уровня речевого развития.

Умение запоминать представленные словами тексты влияет на формирование личности.

Типы по способу запоминания

В зависимости от участия в мыслительном процессе психологи выделяют два подвида памяти, характеризующихся наличием или отсутствием осмысления при закреплении нужного материала.

Логическая

Необходимым условием для осмысленного запоминания является понимание. Между усваиваемыми объектами или явлениями нужны смысловые связки. Они составляют основу логической памяти. Желательно разбить всю информацию на составные части, придумать заголовки или выделить опорные пункты, с которыми ассоциируется содержание материала. Нужно мысленно связать заголовки с каждым опорным пунктом, создать ассоциативные ряды. Одним из приёмов логического запоминания является сравнение. Сначала необходимо выявить яркие различия, а потом можно обратить внимание на менее заметные различительные признаки. Смысловое запоминание основывается на чётком понимании логических цепочек запоминаемого материала, поэтому прекрасно упорядочивается и фиксируется в голове.

Механическая

Многократное повторение информации без глубокого осмысления содержания приводит к механическому запоминанию. Малышам легче даётся зазубривание, чем взрослым людям, обладающим способностью улавливать основной смысл. Детям трудно вычленить главные части информации. Обычно они сосредоточены на деталях. Студенты на экзамене заученный механическим способом материал могут воспроизвести, но объяснить конкретные понятия затрудняются. Механическая фиксация информации происходит без установления и осознания логической связи между фрагментами текста. Преднамеренное зазубривание без осмысления информации неэффективно, так как оно не позволяет знаниям пробиться из оперативного хранилища в долговременный архив.

Описание видов по длительности хранения

По продолжительности закрепления и сохранения информационных следов память делится на 3 основные разновидности:

  • сенсорная память производит молниеносное удержание только что полученного органами чувств образа или явления, которые удерживает примерно полсекунды, затем значимые сведения направляются в краткосрочное хранилище, остальные следы стираются;

  • краткосрочная память перерабатывает полученный из мгновенного отпечатка материал на протяжении 20-25 секунд, после чего отправляет её на долговременное хранение или вытесняет из кратковременного хранилища;

  • долгосрочная память может сохранять любую по объёму информацию неограниченный по времени срок, воспроизводить её многократно без какой-либо утраты до конца жизни человека.

Таким образом, механизм закрепления в голове информации состоит из трех уровней. Сначала задействуется сенсорный регистр, затем информация отправляется в краткосрочное хранилище и оттуда помещается на длительный срок в архив. Рассмотрим подробно эти этапы.

Первичная стадия обработки новых сведений происходит на сенсорном уровне. Моментальные отпечатки незначительное время остаются на периферических участках анализаторов. Данному уровню характерна условность. В голове удерживаются только физические признаки без какого-либо кодирования. Большая часть различных сигналов быстро разрушается и угасает. Старые информативные следы мгновенно замещаются новыми символами. Сенсорный регистр обладает слишком маленьким объёмом хранилища, поэтому субъект воспринимает мир в его непрерывной целостности. В противном случае вместо единой картинки вырисовывались бы не связанные между собой изображения. Моргание приводило бы к забыванию предшествующей информации. Звуки тоже состояли бы из отдельных отрывков.

На этапе кратковременного сохранения воспринятые сведения эмоционально переживаются, реконструируются. Кодирование происходит на зрительном и акустическом уровнях. В этот момент происходит отсеивание несущественных данных, поэтому случайные и ненужные сведения не перегружают мозг. После утрачивания какой-то доли материала оставшаяся часть успешно закодированной информации помещается на длительное хранение в архив.

В основе долговременной памяти наблюдаются следующие процессы: кодирование знаний, архивация и извлечение. Качество шифровки информации зависит от активности и осмысленности. Кодирование происходит на семантическом уровне. При осознании цели и мотивации включаются определённые эмоции и активное воображение. Немаловажными факторами для сохранения нужного уровня информации являются анализ и структурирование осваиваемых знаний, поиск и выделение основных мыслей, установление логических цепочек между фрагментами текста, выстраивание ассоциативных рядов, а также повторение материала. Надёжный архив сохраняет воспринятые сведения, разделённые на множество рубрик и разложенные по полочкам.

Между кратковременным и долговременным запоминанием имеется промежуточное звено в виде оперативной памяти. Оперативное хранение материала происходит на протяжении определённого времени от нескольких минут до какого-то количества дней в зависимости от поставленной конкретной задачи: человеку может потребоваться удерживать в голове промежуточные сведения. Например, для выполнения арифметического действия нужные цифры надо помнить несколько минут, а для реализации какого-то проекта необходимые параметры следует держать в голове на протяжении недели или даже месяца. Затем происходит вытеснение ненужных фактов с целью освобождения места для новых исходных данных.

Какой бывает память по ведущему анализатору?

Наиболее активное участие в процессе запоминания играют органы чувств.

Зрительная

Неслучайно существует поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Индивид способен запоминать и воспроизводить визуальный образ: лица знакомых людей, обложки любимых книг, конкретные фрагменты текстов. Отпечаток остаётся в воображении длительное время после окончания воздействия воспринятой картинки на органы чувств. Эта разновидность памяти необходима художникам и инженерам. На ней основан процесс запоминания и восстановления информации.

Слуховая

Данный вид удержания информативных следов помогает человеку запоминать речевые и музыкальные звуки. Субъект, который быстро и точно фиксирует и воспроизводит разнообразные звуки, способен воспринять и запомнить большой объём услышанной информации: шум морского прибоя, трель соловья, рокот реактивного самолёта, голос любимого человека, звучание музыкального произведения. Такая особенность обычно присуща музыкантам, акустикам и переводчикам-синхронистам.

Осязательная

Существует память на прикосновения. Она позволяет человеку сохранить информацию о внешнем мире. Некоторые люди при одном лишь касании какого-то предмета способны воспроизвести произошедшее много лет назад событие в мельчайших деталях. Шероховатая обложка книги, нежная материнская рука, мягкая пушистая кошка, прожилки зелёных листиков способны вызвать массу приятных воспоминаний.

Индивиду с хорошо развитой тактильной памятью требуется оценить вещь не только зрительно, но и на ощупь.

Обонятельная

Нередко ароматы вызывают у людей воспоминания. В воображении всплывают картины из прошлых лет: лица знакомых, обстановка квартиры, природные явления, звуки и эмоции. Субъект с прекрасной обонятельной памятью может без труда представить дым костра, запах речной прохлады, аромат любимой душистой воды. Способность фиксировать в памяти различные запахи необходима парфюмерам и дегустаторам.

Вкусовая

Деятельность вкусового анализатора направлена на запоминание вкуса. Индивид способен ощутить горечь острого перца, сладость кондитерских изделий, кислоту лимона. Не каждому человеку удаётся на вкус распознать ингредиенты, присутствующие в каком-либо блюде. Попробовать определённую пищу и точно определить, из чего она состоит, вплоть до узнавания всех специй, может только субъект с хорошо развитой вкусовой памятью. Это незаменимое качество для поваров и дегустаторов.

Виды памяти и их характеристика в видео ниже.

4.Психологическая характеристика памяти.

Память
играет
важную роль в жизни человека и его
професси­ональной деятельности. Она
лежит в основе любого психическо­го
явления и обеспечивает единство и
целостность личности. Память называют
цементом личности. При нарушении памяти
нарушается психическое здоровье человека
и личность как цело­стная система
распадается, разрушается.

Память
— это одна из форм психического отражения,
состоя­щая в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведе­нии в
психике, сознании человека прошлого
опыта, его отдель­ных элементов.

Память
характеризуется тремя
основными процессами:
запоми­нание
(ввод информации в память), сохранение
(удержание) и воспроизведение. Организация
запоминания влияет на сохране­ние.
Качество сохранения определяет
воспроизведение.

Запоминание

первичный
процесс. От него во многом зависят
сохранение сведений в памяти и их
использование. В процессе за­поминания
участвуют многие нервные центры и связи.
Чем боль­ше их затронуто, участвует
в этом процессе, тем запоминание надежнее.
Различают преднамеренное
(произвольное)
и непреднамеренное
(непроизвольное)
запоминание. Первое характеризуется
сознатель­но поставленной целью
запомнить что-либо полно, точно, быст­ро.
Второе совершается как бы само собой.
Произвольное запоминание наиболее
продуктивно. На него в основном и
опираются при обучении и воспитании.

По
особенностям образующихся в процессе
запоминания свя­зей принято различать
механическое
и
смысловое
запоминание.
При
механическом запоминании образуются
преимущественно ассо­циации по
смежности, т.е. то или иное событие
запоминается потому, что идет тут же за
другим или находится рядом с ним.
Внутренние, существенные связи явлений,
событий при этом не вскрываются. Поэтому
для прочного запоминания требуются
мно­гократные повторения.

Сохранение

непассивный
процесс удержания информации. Особую
роль в сохранении информа­ции,
алгоритмов действий играет практическое
их применение, практика. Исследования
показали, что все, что, влияя на органы
чувств человека, поступает в его мозг,
запечатлевается там.

Воспроизведение

процесс
извлечения из памяти сохраненно­го
материала. Говорят о непроизвольном
воспроизведении, когда мысль или образ
всплывает в памяти без намерения
личности. Произвольное воспроизведение
может протекать на уровне узнавания,
когда ус­танавливается идентичность
воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание

про­цесс,
обратный запоминанию. Подобно запоминанию
забыва­ние — избирательный процесс.
Забывание оказывается тем более глубоким,
чем реже включается определенный
материал в дея­тельность, чем менее
значимым становится он для достижения
актуальных жизненных целей.

Качества
памяти определяются через скорость
запоминания (количество повторений,
необходимых для удержания материала в
памяти) и скорость забывания (время, в
течение которого за­помнившееся
хранится в памяти). Оба параметра (время
и количе­ство повторений) изменяются
по шкале «быстро—медленно» и получают
четыре сочетания, описывающих особенности
памяти по быстроте запоминания и
длительности сохранения.

Различают
следующие типы
памяти:
словесно-логический
и образный. Образную память подразделяют
на зрительную, слухо­вую, двигательную.
Уровень их развития у индивидов
неодинаков, что позволяет говорить о
словесно-логическом или образном типе
памяти и о зрительном, слуховом,
двигательном видах
памяти,
преобладающих
у того или иного человека. Знание сильных
и сла­бых сторон своей памяти помогает
человеку правильно организо­вать
процесс усвоения знаний.

Большинство
людей имеют комбинированный тип памяти
— зрительно-слуховой.

По
материалу, сохраняемому памятью, ее
можно разделить на когнитивную и
эмоциональную. Когнитивная
память —
это
про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная
память —
это
сохранение в сознании переживаний и
чувств. Эмоциональная память на пе­режитое
— непременное условие развития
способности к сочув­ствию и состраданию.
В зависимости от установки на длительность
сохранения (по­мнить в течение
нескольких минут или удерживать в
сознании длительное время) выделяют
краткосрочную
и
долговременную
па­мять.
Различие
этих видов памяти подтверждается
различными следами, хранящими информацию.
Краткосрочную память связы­вают с
биоэлектрическими контурами колебаний
в нервной си­стеме, долгосрочную — с
изменением структуры белка рибонуклеиновых
кислот. От краткосрочной памяти отличают
оперативную. Оперативная
память
непосредственно
включена в регулирование деятельности
для удержания ее промежуточных
результатов. Она предполагает восприятие
объектов в момент свершения действий,
краткосрочное удержание в памяти образа
и всей ситуации, а также их изме­нений.

16. Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Развитие представлений о природе памяти в истории психологии.

Память
– интегрированное психическое отражение
прошлого взаимодействия человека с
действительностью, информационный фонд
его жизнедеятельности.

Способность
хранить информацию и избирательно ее
актуализировать, использовать для
регулирования поведения – основное
свойство мозга, обеспечивающее
взаимодействие индивида со средой.
Память интегрирует жизненный опыт,
обеспечивает непрерывное развитие
человеческой культуры и индивидуальной
жизнедеятельности. На основе памяти
человек ориентируется в настоящем и
предвидит будущее.

Память
– это процесс запечатления, сохранения,
изменения, воспроизведения, узнавания
и утраты прошлого опыта, к-ыйделает
возможным его использование в деятельности
и/или восстановление его в сфере сознания.

Память
– это психический механизм
 ориентации
человека как во внешнем, так и во
внутреннем, субъективном мире, механизм
локализации событий во времени и
пространстве, механизм структурного
самосохранения личности и ее сознания.
Нарушения памяти означают нарушения
личности.

Значение
памяти в жизни человека очень велико.
Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть
следствие способности мозга запоминать
и сохранять в памяти образы, мысли,
пережитые чувства, движения и их системы.
Человек, лишенный памяти, как указывал
И.М. Сеченов, вечно находился бы в
положении новорожденного, был бы
существом, не способным ничему научиться,
ничем овладеть, и его действия определялись
бы только инстинктами. Память создает,
сохраняет и обогащает наши знания,
умения и навыки, без чего не мыслимы ни
успешное учение, ни плодотворная
деятельность, чем больше человек знает
и умеет, т.е. чем больше хранится у него
в памяти, тем большую пользу он сможет
принести обществу.

Память
лежит в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков.
Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни
общества. Благодаря своей памяти, ее
совершенствованию человек выделился
из животного царства и достиг тех высот,
на которых он сейчас находится. Да и
дальнейший прогресс человечества без
постоянного улучшения этой функции
немыслим. Память можно определить как
способность к получению, хранению и
воспроизведению жизненного опыта. Не
помня о том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться
дальше, так как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать и оно бы
безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной
из первых психологических теорий памяти,
что до сих пор не утратила научного
значения, была ассоцианистская
теория
.
Исходным для нее стало понятие ассоциации,
что означает связь, соединение. Механизм
ассоциации состоит в установлении связи
между впечатлениями, что одновременно
возникают в сознании, и его воспроизведении
индивидом.

Основными
принципами создания ассоциаций между
объектами являются: совпадение их
влияния в пространстве и времени,
сходство, контраст, а также их повторения
субъектом. В. Вундт считал, что память
человека состоит из трех видов ассоциаций:
вербальных (связи между словами), внешних
(связи между предметами), внутренних
(логические связки значений). Словесные
ассоциации рассматривались как важнейшее
средство интериоризации чувственных
впечатлений, благодаря чему они становятся
объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные
элементы информации согласно
ассоцианистской теории, запоминаются,
хранятся и воспроизводятся не изолированно,
а в определенных логических,
структурно-функциональных и смысловых
связях с другими. В частности установлено,
как изменяется количество элементов,
которые запоминаются, в зависимости от
повторений ряда элементов и распределения
их во времени , и как хранятся в памяти
элементы ряда, которые запоминаются, в
зависимости от времени, которое прошло
между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря
ассоцианистской теории были открыты и
описаны механизмы и законы памяти.
Например закон
забывания Г. Еббингауза
.
Он сформулирован на основе опытов с
запоминанием трипитерных бессмысленных
слогов. Согласно этому закону после
первого безошибочного повторения серии
таких составов забывание происходит
достаточно быстро. В течение первого
часа забывается до 60% всей полученной
информации, а через 6 дней — свыше 80%.

Слабой
стороной ассоцианизма стал его механизм,
связанный с абстрагированием от
содержательной, мотивационной и целевой
активности памяти. Не учитывается, в
частности, избирательность (различные
индивиды не всегда запоминают
взаимосвязанные элементы) и
детерминированность (некоторые объекты
сохраняются в памяти после однократного
восприятия крепче, чем другие — после
многократного повторения) памяти.

Решительной
критике подвергалась ассоцианистская
теория памяти от гештальтпсихологии.
Исходным в новой теории было понятие
«гештальт»
— образ как целостно организованная
структура, которая не сводится к сумме
его частей. В этой теории особенно
подчеркивалось значение структурирования
материала, доведение его до целостности,
организации в систему при запоминании
и воспроизведении, а также роль намерений
и потребностей человека в процессах
памяти (последнее объясняет избирательность
мнемических процессов).

В
исследованиях, которые основывались
на гештальт
теории памяти

установлено немало интересных фактов.
Например феномен
Зейгарник
:
если людям предложить серию заданий, а
через некоторое время прервать их
исполнение, то оказывается, что
впоследствии участники исследования
почти вдвое чаще вспоминают незавершенные
задания, чем завершенные. Объясняется
это явление так. При получении задания
у исследуемого возникает потребность
его выполнить, которая в процессе
выполнения возрастает (такую потребность
научный руководитель эксперимента Б.
В. Зейгарник К. Левин назвал
квазипотребностью).
Эта потребность полностью реализует
себя, когда задание выполнено, и остается
неудовлетворенной, если оно не доведено
до конца. Мотивация благодаря связи с
памятью влияет на избирательность
последней, сохраняя в ней следы
незавершенных заданий.

Память
в соответствии с этой теорией существенно
определяется строением объекта. Известно,
что плохо структурированный материал
запомнить очень трудно, тогда как хорошо
организованный запоминается легко и
почти практически без повторов. Когда
материал не имеет четкой структуры,
индивид часто разделяет или объединяет
его путем ритмизации, симетризации т.д.
Человек сам стремится перестроить
материал для того, чтобы он лучше мог
его запомнить.

Но
не только организация материала
определяет эффективность памяти.
Гештальтисты не исследовали четких
взаимосвязей между объективной структурой
материала, активностью субъекта и
производительностью памяти. Одновременно
важнейшие достижения этой теории —
изучение памяти в связи с перцептивными
и другими психическими процессами —
сыграли важную роль в становлении ряда
психологических концепций.

Бихевиористическая
теория памяти

возникла на почве стремления внедрить
в психологию объективные научные методы.
Ученые бихевиористы сделали большой
вклад в развитие экспериментальной
психологии памяти, в частности, создали
много методик, которые позволяют получить
ее количественные характеристики.
Используя схему условного рефлекса,
разработанную И. П. Павловым
(«стимул-реакция»), они стремились
установить законы памяти как самостоятельной
функции, абстрагируясь от конкретных
видов деятельности человека и максимально
регламентируя активность исследуемых.

В
бихевиористической теории памяти
подчеркивается роль упражнений,
необходимых для закрепления материала.
В процессе закрепления происходит
перенос навыков — позитивное или
негативное влияние результатов
предыдущего обучения на дальнейшее. На
успешность закрепления влияет также
интервал между упражнениями, мера
сходства и объем материала, степень
научения, возраст и индивидуальные
различия между людьми. Например, связь
между действием и его результатом
запоминается тем лучше, чем больше
удовольствия вызывает этот результат.
И наоборот, запоминание слабеет, если
результат окажется нежелательным или
безразличным (закон эффекта за Э.
Торндайком).

Достижения
этой теории памяти содействовали
становлению программированного обучения,
инженерной психологии, ее представители
считают бихевиоризм практически
единственным объективным подходом к
исследуемым явлениям.

Взгляды
на проблему памяти сторонников
бихевиоризма и ассоцианистов оказались
очень близкими. Единственное существенное
различие между ними заключается в том,
что бихевиористы
подчеркивают роли упражнений в запоминании
материала и много внимания уделяют
изучению работы памяти в процессе
обучения
.

Свойства человеческой памяти и их значение для визуализации информации

Важно знать, что несмотря на то, что неврология за последние десятилетия значительно продвинулась вперед; нет полного понимания того, как работает человеческая память. Мы знаем, например, что данные в мозге хранятся в кластерах нейронов, но мы не знаем, как именно они хранятся и даже как они кодируются. Таким образом, когда дело доходит до понимания памяти с точки зрения дизайна, мы исследуем определенные свойства человеческой памяти, которые обычно считаются правильными.

Человеческая память не существует изолированно; мозг отвечает не только за запоминание, но и за обработку данных и действия с ними. Большая часть нашей памяти и большая часть информации, которую мы получаем, являются визуальными, и дизайнер в основном озабочен визуальными воспоминаниями.

Три типа памяти

Существует три основных типа памяти, которые обрабатываются в мозгу:

  • Сенсорные воспоминания
  • Кратковременные воспоминания
  • Долгосрочные воспоминания

Автор / Правообладатель: JSpudeman.Условия авторского права и лицензия: Public Domain.

Сенсорные воспоминания

Сенсорные воспоминания — это воспоминания, которые сохраняются в течение крошечных периодов времени и исходят из наших органов чувств (например, наших глаз или носа). Обычно они сохраняются менее 500 миллисекунд.

Зрительная сенсорная память часто известна как иконическая память. Сенсорные визуальные воспоминания — это необработанная информация, которую мозг получает (через зрительный нерв) от глаза. Мы автоматически сохраняем и обрабатываем сенсорные воспоминания — то есть без каких-либо сознательных усилий.

Обработка этой информации называется предварительной обработкой (например, она происходит до того, как мы обращаем внимание на информацию). Это ограниченная форма обработки, которая пытается понять не все полученное изображение, а скорее небольшой набор его характеристик, таких как цвета, формы, наклон, кривизна, контраст и т. Д.

Автор / Правообладатель: Была пчелой. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-SA 2.5

Это сенсорная память, которая привлекает ваше внимание на клубнику на этом рисунке.

Краткосрочные воспоминания

Кратковременная память используется для обработки сенсорных воспоминаний, которые интересуют нас по какой-либо причине. Сенсорная память переносится в кратковременную память, где она может обрабатываться в течение минуты (хотя, если память репетируется — например, повторяется — она ​​может оставаться в кратковременной памяти в течение более длительного периода, до нескольких часов в длина).

Кратковременная память ограниченного объема. Эксперименты, проведенные, среди прочего, психологом Джорджем А. Миллером и описанные в его статье «Магическое число семь плюс-минус два», предполагают, что мы можем хранить в кратковременной памяти самое большее от 5 до 9 подобных предметов.

Эту емкость можно увеличить с помощью процесса, известного как «разбиение на части». Здесь мы группируем элементы для формирования более крупных элементов. Так, например, вы можете запомнить 12-значный номер телефона в кратковременной памяти, взяв цифры в парах (35), а не по отдельности (3 и 5), что дает вам 6 фрагментов для запоминания (что составляет от 5 до 9), а чем 12 цифр (что превышает емкость кратковременной памяти).

Разделение на части может происходить визуально, а также с помощью комбинации числовых или буквенно-цифровых атрибутов.Типичный пример этого — гистограмма, где одна полоса может представлять блок информации.

Это полезно для визуального дизайнера, поскольку позволяет легко обрабатывать визуальное представление информации в кратковременной памяти и для этого представления предлагать более сложные идеи, чем может позволить первоначальное исследование емкости кратковременной памяти.

Автор / Правообладатель: Michaelchilliard. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-SA 3.0

Этот график, приведенный выше, показывает, как воспроизведение информации ограничивается кратковременной памятью и что повторное воспроизведение становится хуже, когда его просят вызвать последовательность в обратном порядке.

Долгосрочные воспоминания

В большинстве случаев воспоминания, перенесенные в наши краткосрочные воспоминания, быстро забываются. Это, наверное, хорошо. Если бы мы не забыли огромные объемы информации, которые мы воспринимаем ежедневно, мы вполне могли бы оказаться перегруженными информацией и обнаружить, что обработка ее значимым образом скоро станет невозможной.

Для того, чтобы большая часть воспоминаний перешла из краткосрочной в долговременную память, необходимо предпринять сознательные усилия, чтобы осуществить перенос. Вот почему студенты возвращаются к экзаменам; Многократное применение информации или повторение информации позволяет перенести изучаемый материал в долговременную память.

Автор / Правообладатель: Omphalosskeptic. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-SA 3.0

Долгосрочная память также может развиваться через значимые ассоциации в мозгу.Например, мы знаем, что статический шок болезнен, даже если мы получили шок только один раз. Чтобы запомнить это, не требуется повторных сотрясений. Значимая связь между болью и шоком позволяет нам обрабатывать память в долгосрочной перспективе. На самом деле сильные эмоциональные или физические связи часто являются самым простым способом для чего-то закрепиться в долговременной памяти.

На изображении выше изображен генератор Ван де Граафа, который можно использовать для генерации статического электричества. Затем вы можете коснуться генератора и другого человека, чтобы нанести им статический разряд.Стоит помнить, что они не вернутся после попытки 2 и

Стоит отметить, что большинство дизайнов и, в частности, информационные визуализации не будут сохраняться в долговременной памяти. Может случиться так, что выводы или понимание, которые они приносят, будут перенесены в долговременную память (обычно через пересмотр или приложение), но сам дизайн — нет.

Подавляющее большинство взаимодействий между пользователем и визуализацией информации происходит в сенсорной и кратковременной памяти.

The Take Away

Ключевым звеном между дизайном (и, в частности, дизайном визуализации информации) и человеческой памятью является то, что взаимодействие происходит в сенсорной и краткосрочной памяти для большинства пользователей. Это означает, что нужно уделять особое внимание тому, чтобы в визуализации не было более 9 фрагментов данных (а в идеале не более 5), и стараться использовать одну визуализацию для передачи информации, потому что как только чье-то внимание переходит с одного изображения на другое — о первом быстро забывают.

Эдвард Тафт, ведущий мировой специалист в области визуализации информации, спрашивает; «Может ли один и тот же образ вызывать разные истории и воспоминания у разных людей? Это хороший тест на «супер-графику». Лучшее понимание памяти, возможно, упростит создание суперграфики.

Ссылки и где узнать больше:

Курс: Визуализация информации:
https://www.interaction-design.org/courses/information-visualization-infovis

Джордж А.Миллер. Магическое число семь плюс-минус два. Психологический обзор , 63 (2): 81–97, 1956.

Изображение героя: Автор / Правообладатель: Генри Вандик Картер. Условия авторского права и лицензия: Public Domain.

,

Топ-3 моделей семантической памяти | Модели | Память

Эта статья проливает свет на две основные модели семантической памяти. Это следующие модели: 1. Иерархическая сетевая модель 2. Активная структурная сеть — Модель 3. Модель сравнения характеристик.

1. Иерархическая сетевая модель семантической памяти:

Эта модель семантической памяти была постулирована Алланом Коллинзом и Россом Куиллианом. Они предположили, что элементы, хранящиеся в семантической памяти, связаны ссылками в огромной сети.Все человеческие знания, знания об объектах, событиях, людях, концепциях и т. Д. Организованы в иерархию, состоящую из двух наборов. Эти два набора являются вышестоящими и подчиненными наборами с сохраненными их свойствами или атрибутами.

Эти свойства логически связаны и иерархически организованы. Следующая иллюстрация объясняет взаимосвязь между множествами: верхняя ордината для собаки — это животное, но это также и млекопитающее; относится к группе домашних животных, четвероногих; относится к категории эльзасских, гончих и др.Давайте посмотрим на исследование Коллинза и Куиллиана в качестве примера для лучшего понимания этой модели.

В этой иерархически организованной структуре видно, что канарейка — это птица, акула — это рыба, а вышестоящая рыба — животное. Далее можно заметить, что предполагается, что свойство, характеризующее конкретный класс вещей, хранится только в том месте иерархии, которое соответствует этому классу. Это предположение составляет основу когнитивной экономики.

Например, свойство, характеризующее все виды рыб (то, что они имеют жабры и могут плавать), сохраняется только на уровне рыбы.Следует отметить, что жабры и другие подобные особенности не сохраняются снова у разных видов рыб (лосось, акула и т. Д.), Даже если у них есть жабры. Точно так же птица, стоящая выше канарейки, является животным. Конкретные свойства хранятся только на соответствующих уровнях иерархии.

Учитывая эту предполагаемую структуру сети, следующей задачей Коллинза и Куиллиана было определить, как информация извлекается из сети. Чтобы ответить на этот вопрос, был проведен эксперимент, в котором испытуемых просили отвечать «да» или «нет» на простые вопросы.

Рассмотрим, например, следующие вопросы о канарейках:

1. Ест ли канарейка?

2. Летает ли канарейка?

3. Канарейка желтая?

Три упомянутых выше вопроса могут быть оспорены семантическим уровнем, на котором хранится информация, необходимая для ответа на них. Рассмотрим первый вопрос: «Ест ли канарейка?» Информация «ест» хранится на уровне животного, в двух уровнях от канарейки. Точно так же информация имеет «крылья» и «желтый» (необходимый для ответа на второй и третий вопросы) хранится на одном и нулевом уровнях от канарейки, соответственно.

Главный интерес в этой модели Коллинза и Куиллиана — это время реакции или время, необходимое для ответа на вопросы. Результаты эксперимента показали, что с увеличением уровня информации для ее извлечения требуется больше времени.

Они объясняют это следующим образом: чтобы ответить на третий вопрос, испытуемый должен сначала ввести уровень памяти, соответствующий «канарейке», и найти здесь информацию о том, что канарейки желтые.Поэтому ответ на вопрос дается относительно быстро. Чтобы ответить на второй вопрос, субъект все еще входит в уровень памяти, соответствующий «канарейке», но не находит на этом уровне никакой информации о том, летают ли канарейки или нет.

Однако субъект перемещается вверх по иерархии на уровень, где хранится информация о птицах, и там обнаруживает, что птицы летают. Это делается путем объединения информации о том, что канарейки — это птицы и что птицы летают, и затем можно ответить на вопрос.Из-за дополнительного шага по продвижению вверх по иерархии ответ на второй вопрос занимает несколько больше времени, чем на третий.

Первый вопрос занимает еще больше времени по той же причине. Чтобы ответить на первый вопрос, испытуемый не может использовать какую-либо информацию, хранящуюся на уровне «канарейка» или «птица», но должен подняться на дополнительный уровень иерархии к «животному». Таким образом, был сделан вывод, что, поскольку канарейка — это птица, а птица — это животное, и животные едят, канарейка тоже должна есть.Следовательно, причина, по которой на некоторые вопросы требуется больше времени для ответа, чем на другие, заключается в том, что некоторые вопросы требуют большего путешествия в нашей памяти от уровня к уровню в семантической иерархии.

Используя аналогичное объяснение, Коллинз и Куиллиан предсказали, что на ответ «Является ли канарейка птицей?» Требуется меньше времени. чем ответить: «Канарейка — животное?» На рисунке видно, что для ответа на последний вопрос субъект должен подняться на два уровня от канарейки к животному, тогда как для ответа на первый вопрос субъект должен подняться только на один уровень.

Выяснилось, что в среднем людям требуется на 75 миллисекунд больше времени, чтобы ответить на вопрос: «Ест ли канарейка?» чем ответить: «Канарейка летает?» и примерно на 75 миллисекунд больше, чтобы ответить на вопрос о полете, чем ответить: «Канарейка желтая?»

2. Активная структурная сеть — модель семантической памяти:

Активная структурная сетевая модель, постулируемая Норманом и Линдси, может быть понята путем анализа двух простых предложений.Давайте теперь посмотрим, как они это объяснят. Питер положил сверток на стол. Поскольку она была неровной, она соскользнула.

Эти предложения относятся к объектам, людям и событиям. На рисунке 10.9 показан схематический эскиз, представляющий информацию в семантической сети. Эта сеть состоит из информации, расширенной с точки зрения событий, экземпляров задействованных движений или способов их отношений, направления отношений и т. Д. Говорят, что это сложное сетевое представление формирует основу человеческой памяти.

Давайте на минуту рассмотрим цифру. Основная концептуальная информация показывает, что Питер заставил пакет переместиться из своего прежнего положения на верх стола, и что сила тяжести была причинным фактором, который затем воздействовал на пакет, заставив его переместиться со стола на пол.

Первое движение представлено узлом, пронумерованным овалом. Овал (или слова на рисунке) называются отношениями. Отношения показывают, как различные структуры узлов на рисунке связаны друг с другом.Таким образом, глядя на узел, мы видим, что он представляет собой экземпляр акта «перемещения». Этот конкретный пример «перемещения» имеет свою причину — Питер (показан схематично), а перемещаемый объект является пакетом (снова показан схематично). Место, куда помещается перемещаемый объект, — это таблица.

Второй узел, овал с меткой 2, является еще одним примером «перемещения». Здесь причина — сила тяжести, объект тот же, то есть упаковка, и движение происходит из точки «От» (столешница) в точку «В» (пол).

Чертежи пакета и Питера являются экземплярами узлов, которые называются «пакет» и «Питер». Показанное и описанное представление может быть доработано. Питер положил пакет на стол, событие, в котором Питер был агентом, привело к тому, что пакет изменил свое местоположение с неуказанного места на новое, наверху стола. Он поменял свое место, потому что первая позиция была выше второй.

Более того, движение было вызвано силой тяжести.Подобным образом можно продолжать и продолжать подробный анализ. Но представленной здесь концептуальной сети достаточно, чтобы дать нам представление о том, как слова и события создают отношения, концепции и т. Д. И образуют сложную сеть. Таким образом, можно увидеть, что эта модель семантической памяти представляет человеческую память как гигантскую сеть взаимосвязанных узлов, и предполагается, что эти узлы соответствуют отдельным концепциям, идеям или событиям в системе.

3. Модель семантической памяти для сравнения характеристик:

E.Э. Смит, Э. Дж. Шобен и Л.Дж.Рипс постулировали теорию, в которой упор делался на семантические особенности. Они предположили, что есть два различных типа функций.

Во-первых, это те особенности, которые являются важными аспектами значения предмета. Они известны как определяющие особенности.

Признаки второго типа не являются частью определения предмета, но, тем не менее, описывают предмет и называются характерными чертами. Например, если мы возьмем слово Робин, есть некоторые черты, присущие Робинам, например, что они «живые», имеют «перья», «крылья» и «рыжие груди».Все это определяющие черты.

Другие функции, однако, могут быть связаны с робинами, но они не являются необходимыми для определения робинов. К ним относятся такие особенности, как «нравится сидеть на деревьях», «неприрученный», «безвредный» и «небольшой». В ситуациях, когда субъект должен решить, принадлежит ли экземпляр к определенной категории (например, решая, является ли малиновка птицей), предполагается, что набор характеристик, соответствующих экземпляру и категории, разделен на два подмножества. соответствующие определяющим и характерным признакам.Рисунок 10.10 иллюстрирует вышеуказанные особенности.

Теперь этот процесс проверки принадлежности экземпляра к категории, т.е. в данном случае «является ли малиновка птицей?», Предполагается выполнить в два основных этапа, как показано на рисунке. Первый этап включает сравнение как определяющих, так и характерных признаков экземпляра и категории для определения степени сходства двух наборов признаков. Если существует высокая степень соответствия между характеристиками экземпляра и характеристиками категории, субъект немедленно говорит «да».

Если два набора функций имеют очень мало соответствия (низкое сходство), испытуемый может сразу сказать «нет». Однако, если существует промежуточный уровень сходства между характеристиками экземпляра и характеристиками категории, то необходим второй этап, прежде чем субъект сможет принять решение. На втором этапе субъект сравнивает только определяющие признаки экземпляра, а затем отвечает «да», в противном случае субъект говорит «нет».

Smith et al.расширили свою модель, включив концепцию, называемую эффектом типичности. Когда субъекта просят проверить, принадлежит ли экземпляр к категории, скажем птицы, он последовательно быстрее проверяет некоторые экземпляры, например, малиновку, канарейку, чем курицу.

Более быстрые экземпляры — это те экземпляры, которые, по мнению других независимых субъектов, более типичны для данной категории. Если проверяемый экземпляр очень типичен для данной категории, они имеют много общих черт, как определяющих, так и характерных.

Когда на первом этапе обнаруживается, что экземпляр и категория имеют в значительной степени совпадающие функции, субъект может немедленно ответить, не выполняя этап два. Для нетипичных случаев, напротив, нет особого совпадения с точки зрения характерных особенностей. Следовательно, должен быть выполнен второй этап, и время отклика соответственно увеличивается.

Хотя эти модели были построены на высоконаучных направлениях с подробным анализом, они не свободны от определенных ограничивающих факторов.Рипс Шобен и Смит, критикующие Коллинза и Куиллиан, отметили, что большинство студентов колледжа знают, что такое млекопитающее, и если мы добавим это понятие к гипотетической сети, содержащей колли (собаку определенной породы), собаку и животное, она окажется между собака и животное. В семантической иерархии млекопитающее ближе, чем животное, либо к собаке, либо к определенному типу или породе собак (например, колли).

Согласно модели Коллинза и Куиллиана, человек должен ответить на вопрос «Является ли колли млекопитающим?» быстрее, чем вопрос:

«Колли — это животное?» Они обнаружили, что люди не реагируют так, как предсказывали Коллинз и Куиллиан.Точно так же людям требуется больше времени, чтобы ответить на вопрос «Является ли картофель корнем?» хотя овощ логически ближе к картофелю в семантической иерархии.

Конрад критиковал концепцию когнитивной экономики. Она просто просила испытуемых описать канарейку как птицу, животное и так далее. Затем она свела в таблицу частоту упоминания различных свойств.

Оказалось, что свойства, часто связанные с канарейкой (например, тот факт, что они желтые), были свойствами, которые, по предположению Коллинза и Куиллиан, хранятся непосредственно в узле канарейки, тогда как свойства, которые Конрад обнаружил реже, предполагались Коллинза и Куиллиана для хранения вместе с птицей или с животными.

Она пришла к выводу, что частота свойств, а не иерархическая дистанция определяет время поиска. Активная структурная сетевая модель подвергалась критике на том основании, что она выражает семантическую память через гигантскую сеть, которая настолько обширна, что лежащая в основе концептуальная структура не может быть представлена ​​в репрезентативной системе.

Коллинз критикует модель сравнения признаков в том, что различие между определяющими и характерными признаками представляет собой внутреннюю трудность — нет признаков, которые были бы абсолютно необходимыми для определения чего-либо.

Например, если человек убирает крылья у птицы, она не перестает быть птицей. Если перья сорваны с малиновки, она не перестает быть малиновкой. Более того, люди, похоже, не могут принимать последовательных решений относительно того, является ли функция определяющей или характерной. Является ли «наличие четырех ножек» определяющей чертой столов? Что, если вы увидите предмет, похожий на стол, только с тремя ножками?

Вы все еще называете это столом? Смит и его коллеги осознали смысл, лежащий в основе вопросов, но продолжали поддерживать это искусственное различие между определяющими и характерными чертами.Несмотря на все эти лазейки, мы по-прежнему рассматриваем вклад этих моделей в различные области человеческого и материального мира как нечто невероятное. Есть еще несколько моделей, например, ассоциативная модель человека, предложенная Андерсоном и Брунером.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *