Тест по теме: “Социальные группы”
Социальные группы
1. Прочтите текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски, используя термины из списка.
Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности её членов согласовывать свои действия и оптимизировать ___ (А), является групповая ___ (Б). Каждой группе присущ социально – психологический ___ (В) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы также являются её ценностно – личностные __ (Г) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой ___ (Д). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ___ (Е) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности её членов.
Список терминов:
1. Сплочённость 2. Норма 3. Разобщённость 4. Ориентация 5. Традиция 6. Совместимость
7. Взаимоотношение 8. Лидерство 9. Климат
2. Выберите верные суждения о социальных группах:
1. Возникновение в обществе социальных групп связано с переходом в индустриальную фазу развития
2. Деятельность любой социальной группы официально регламентирована
3. Основанием для объединения людей в социальные группы является социально значимый признак
4. Отношения в социальных группах обязательно регулируются нормативными документами
5. В социальной группе некоторые её члены могут иметь большее влияние, чем другие
3. Выберите верные суждения о социальных группах:
1. В формальной группе статус её членов и цель деятельности не всегда чётко обозначены, а взаимодействия основаны преимущественно на взаимной симпатии, общем интересе или привычке
2. Принадлежность к определенной социальной группе помогает человеку осознать своё положение в обществе
3. Русские, белорусы, немцы являются примерами социальных групп, выделяемых по демографическому признаку
4. Принадлежность к различным социальным группам определяет социальные статусы человека
5. Социальной группой называется совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом признаков, придающих ей неповторимое своеобразие
4. Выберите верные суждения о многообразие социальных групп:
1. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности
2. В зависимости от характера взаимодействия социальные группы подразделяются на первичные и вторичные
3. Неформальные группы создаются государством для выполнения определенного круга общественных задач
4. Мужчины, женщина, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы
5. Религиозная принадлежность может стать основанием для объединения в социальную группу
5. Составьте развернутый план ответа по теме: Социальные группы
Ответы
1. 769412
35
245
125
Скачать (DOCX, 12KB)
Автор публикации
4
Комментарии: 0Публикации: 293Регистрация: 28-12-2017
Социально-психологические параметры малой группы — Студопедия
Можно выделить следующие социально-психологические параметры малой группы: состав группы, групповую совместимость, социально-психологический климат, ценностно-личностные ориентации, коэффициент групповой сплоченности, групповые нормы и ценности.
Состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.
Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения, является групповая совместимость. Различают такие ее виды, как: физиологическая, психофизиологическая (например, темпераменты), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень – идеологическая (включает ценностно-ориентационное единство).
Каждой группе присущ социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Каждый член группы влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.
Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда: Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного социально-психологического климата.
Удовлетворенность работой: Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности в:
Характер выполняемой деятельности: Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на социально-психологическом климате в рабочем коллективе.
Организация совместной деятельности: Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на социально-психологический климат. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора социально-психологического климата. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен и плетения интриг. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.
Весьма важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) – свойства личности, наиболее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т. п.
Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой сплоченности (КГС). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа, хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть «уравновешено» не меньшим количеством взаимно антагонизирующих пар.
Групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Презентация «Задания ЕГЭ Варианты В6»
Презентация на тему: Задания ЕГЭ Варианты В6
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Задания ЕГЭ Варианты В6
№ слайда 2
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«В современной экономике действуют три главных _____ (1): производители экономического продукта, его потребители и _____ (2). Между ними происходит весьма интенсивный ______ (3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _____ (4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный _____ (5) товаров , услуг и информации. В то же время государство является _____ (6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений.»
№ слайда 3
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности её членов согласовывать свои действия и оптимизировать ______(1), является групповая ____ (2). Каждой группе присущ социально-психологический ____ (3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы также являются её ценностно-личные _____ (4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой ____(5). Чем он выше, тем, как правило сильнее группа. Групповые ____(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности её членов.»
№ слайда 4
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное ____(1), частная ____(2) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ____(3). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ____(4). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ____(5) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности _____(6) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ____(7).»
№ слайда 5
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ____(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ____(2)… Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ____(3), _____(4). Все религии можно также объединить в две большие группы ____(5), т.е. признающие существование единого Бога и ____(6), признающие множество богов. »
№ слайда 6
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»
№ слайда 7
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«В русском языке термин «____»(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____» (2). Во-вторых, этим термином обозначают ____ (3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ______ (4) для удовлетворения своих неограниченных _____ (5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и ______ (6). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества ______ (7). Именно ради удовлетворения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.»
№ слайда 8
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Для юристов одним из главных профессиональных качество является умение применять правовые ______ (1) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе _____ (2). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ______ (3) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ____ (4). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную _______ (5). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ______ (6). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие _____ (7).»
№ слайда 9
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____ (3). В-третьих, способствуют ______ (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы ______ (6). ….Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______ (7), например уголовных или административных.»
№ слайда 10
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Семья – это основанная на ____(1) и/или кровном родстве малая ____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный _____ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная _______(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ______ (6) и лицам пожилого возраста.»
№ слайда 11
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»
№ слайда 12
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (1) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _____ (2) на основе неоспоримых _____ (3) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ______ (4) или ______(5) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _______ (6) наук в прошлом, доказывает, что дело обстоит совершенно не так.»
№ слайда 13
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Информационные и коммуникационные технологии стали наиболее динамичным компонентом _____ (1) – как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции _____ (2). Масштабы и темпы информационной ______ (3) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги….. Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу ______ (4), образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и _____ (5). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей ____ (6) и знаниями как существенным вкладом в процесс производства.»
№ слайда 14
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация — _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »
№ слайда 15
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»
№ слайда 16
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Наличие существенных психологических ___ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число ____ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ____ (3), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ____ (4) «домашней хозяйки», «хранительницы очага». Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ____(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение _____(6) потеряло былую жесткость, количество исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными.»
№ слайда 17
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с _____ (1). Основное её содержание – изменение и _______ (2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _______ (3) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определенной ____ (4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ____ (5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _____ (6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.»
№ слайда 18
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____ (1). Это явление получило название социальной ____ (2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ______ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _______ (4). _______ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные _____ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.»
№ слайда 19
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Либеральная _____ (1) зарождается в Западной Европе на рубеже XVIII — XIX веков. Главная ценность либерализма – свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной ____ (2), предпринимательской инициативе. Либералы признают равенство _____(3) в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. Естественные, природные _____ (4) человека – жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует _____ (5). Свобода человека гарантируется законом и, прежде всего, заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Все, и богатые и бедные, должны платить равные налоги. Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие _____ (6) – например имущественного или же образовательного.»
№ слайда 20
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _______ (1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными _____ (2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный ________ (3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит ______(4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По факту нарушения закона прокурор может вынести _____ (5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые _____ (6), принятые органом власти или должностным лицом.»
№ слайда 21
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«К каналам, или «______»(1), социальной мобильности относят следующие социальные ______(2): армию, церковь, семью, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную ______ (3). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной _____ (4), — социальный ______(5) семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ________ (6).»
№ слайда 22
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Отличительный признак юридической ________ (1) – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права. Во-первых, это может быть принудительное взыскание причиненных ______ (2), уплата ______ (3), возложение обязанности устранить нарушенные права других лиц. Во-вторых, государственное принуждение может проявляться в карательных мерах, т.е. в применении к нарушителю уголовного ______ (4), административного ________ (5), дисциплинарного взыскания. Меры государственного принуждения устанавливаются в правовых нормах, в их ________ (6).»
№ слайда 23
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «По форме конституция – это всегда ________ (1) государства, принимаемый _________ (2) (или специальной конституциональной ассамблеей, или непосредственным голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в _______ (3) страны и содержит исходные начала национальной системы _______ (4). Главные вопросы её содержания – о власти, формах ________ (5), положении личности, устройстве государства. Конституционные ________ (6) являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев.»
№ слайда 24
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.«Важнейший признак _________ (1) – наличие вины. Виновным человек будет признан, если будет установлено, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был _______ (2): совершать его или воздержаться от этого. Различают две формы вины: умысел и ________ (3). Виновное, общественно опасное деяние всегда порождает вредоносные _________ (4). Кроме вины в характеристику данного деяния включают так же _________ (5) – внутренне побуждение к совершению противоправного деяния и _________ (6) – конечный результат, к которому стремился индивид, осуществляя виновное деяние.»
№ слайда 25
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения _______ (1), заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме _______ (2). Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее _______ (3) и судебное _________ (4). Совершение противоправного деяния является юридическим _______ (5). Влекущим возникновение специфических юридических отношений между виновным и государством, осуществляющим ________ (6).»
№ слайда 26
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Основным элементом _________ (1) права является отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных _______ (2). Все отрасли права различаются по ______ (3) и методу правового регулирования. Теория права выделяет три основных метода правового регулирования: _____ (4), которое выражается в предоставлении субъективных прав на совершение определенных действий; ________ (5), которое предписывает совершать какие-либо действия; _______ (6), то есть возложение обязанности воздержаться от определенных действий.»
№ слайда 27
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства ______ (1), укрепление ________(2), социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан всюду и во всем на территории Российской Федерации. В этих целях прокуратура осуществляет свой ______ (3). Прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в ________ (4): прокурор выступает на процессе, осуществляя уголовное преследование, в качестве государственного _______ (5). В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, прокуратура проводит расследование ______ (6).»
№ слайда 28
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Правовая основа существования гражданского общества возникает лишь с победой буржуазной ________ (1), когда устанавливается единая правовая система для всех членов общества, равенство всех перед _______ (2). Экономической основой гражданского общества является _______ (3) среднего ________ (4). Именно этот слой образует социальную базу гражданского общества как пространства горизонтальных социальных _______ (5) между равными в правах и в ответственности за судьбу страны ______ (6).»
№ слайда 29
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Ряд мыслителей видели преимущество современной ______ (1) в успешном развитии ею материального ________ (2) на базе новой науки и вследствие этого – удовлетворение материальных _______(3) людей. Но этот ________ (4) имеет другую, оборотную сторону. Роковым для нашей ______ (5) является то, что её материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. ___________ (6) в основном преходящи, мимолетны, особенно товары и услуги первой необходимости, недлительного пользования.»
№ слайда 30
Описание слайда:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо. «Различие между цивилизацией и ______ (1) выходит за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая _____ (2) создает адекватные себе ________ (3), среди которых по важности первенствует _______ (4) с присущей ему системой _______ (5). Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических ______ (6).»
«Социальные группы и их классификация». 11-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
ТИП УРОКА: Повторительно-обобщающий.
Урок-практикум.
ЦЕЛЬ УРОКА: Выработка умений по применению
знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обобщить знания о социальных группах и их
классификации; - Продолжить формирование умений и навыков
учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.
Воспитательные:
- Формирование интереса к обществу, его
структуре; - Воспитание мотивов учения, положительного
отношения к знаниям.
Развивающие:
- Развитие познавательных умений;
- Развитие аналитического мышления.
Методы урока:
- Диалог-общение
- Формулирование вопросов (стратегия
самостоятельного информационного поиска) - Обсуждение в группах
- Практическая работа в формате ЕГЭ
- Презентация.
Средства:
- Компьютер
- Проектор
- Раздаточный материал
- Листы А3
- Маркеры
- Конверты
ЭТАПЫ УРОКА
1. Обобщение знаний по теме урока.
Учащиеся делятся на четыре группы. Каждая
группа получает конверт с заданием: первая
должна составить синквейн1 к понятию
“Социальные общности”. Вторая группа пишет
признаки социальных общностей. Третья –
социальная группа и четвертая пишет
классификацию социальных групп.
1 Это стихотворение, состоящее из пяти
строк, представляющее собой синтез информации в
лаконичной форме.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны
обобщить знания по теме урока и научиться
применять знания, полученные на предыдущих
занятиях на практике. Вы помните, что люди в
процессе своей жизнедеятельности объединяются и
человеческое общество представляет собой
множество различных социальных общностей и
групп. Давайте вспомним и обобщим знания, которые
вы получили. Вам предлагается выполнить задание,
находящееся в конверте. Время выполнения 7 минут.
Ответ первой группы.
Возможный вариант синквейна:
Социальная общность
Реальная целостная
Характеризует выступает
Структура общества
субъект
Социальная общность — это реально
существующая, эмпирически фиксируемая
совокупность людей, характеризующаяся
относительной целостностью и выступающая
самостоятельным субъектом исторического и
социального действия.
Учитель: Назовите признаки социальной
общности.
Ответ второй группы2
- сходство жизненных условий
- общность потребностей
- наличие совместной деятельности
- формирование собственной культуры
- социальная идентификация членов общества.
2 Ответ вывешивается на доску и после
озвучивания учащимся предлагается сравнить свой
ответ с правильным, который демонстрируется
через презентацию.
Учитель: Социальные общности отличаются
необычным разнообразием конкретных форм и видов.
Взгляните на экран (показывается слайд). Одной из
составляющих социальной общности являются
социальные группы. Дайте определение понятию
“социальная группа”.
Ответ третьей группы2
Социальная группа – устойчивая совокупность
людей, которые имеют отличные, только им присущие
признаки (социальное положение, интересы,
ценностные ориентации).
Учитель: перечислите виды социальных групп.
Ответ четвертой группы2
- Малая группа и большая группа.
- Первичная группа – вторичная группа
- Номинальная группа и реальная группа
- Формальная группа и неформальная группа.
- Квазигруппа.
Учитель: Приведите примеры каждого вида
групп и их характеристики (вопрос ко всем
учащимся).
Ответ:
- Малая – семья, школьный класс, компания друзей
(от 2-3 до 20-30 человек, хорошо знающих друг друга,
занятых каким-либо общим делом и имеющие общие
цели). - Большая – нация, класс, страта (занимающая
одинаковое положение в структуре общества) - Первичная – группа друзей, сверстников, соседей
(межличностный характер и взаимная поддержка) - Вторичная – производственно-хозяйственные
организации, профсоюзы, политические партии. - Номинальная – пассажиры пригородных поездов,
покупатели одного и того же товара и т.д. - Реальная – мужчины, женщины, русские, дети,
учителя(пол, возраст, национальность, доход,
профессия, место жительства). - Формальная — класс, команда и т.д.
- Неформальная – поэтический кружок, болельщики
одной команды, общество филателистов(возникает
по интересам).
2. ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ
(каждый пишет тест в формате ЕГЭ и получает
оценку индивидуально)
1. К социальным группам, созданным по
демографическому признаку НЕ относятся:
А) дети
Б) женщины
В) пожилые люди
Г) предприниматели
2. Элементом социальной структуры общества
является:
А) класс
Б) кооператив
В) государство
Г) банк
(Позиция кодификатора “Социальная группа”,
задания типаА: задания с выбором ответа)
3. Установите соответствие между социальными
группами и их примерами: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ
1.осетины 2.предприниматели
3.чеченцы
4. клуб болельщиков “Спартака”
5.крестьянство
6.фанаты Димы Билана
А) класс Б) этнос
В) малая группа
Г) квазигруппа
(Позиция кодификатора “ Социальная
группа”.Задания типа В: установление
соответствия).
4. Для определения социальной структуры
современного общества существенным признаком
является:
- политические взгляды
- культурные интересы
- личный авторитет
- размер получаемого дохода.
(Позиция кодификатора “Социальная группа”,
задания типа А: задания с выбором ответа)
5. Верны ли следующие суждения о многообразии
социальных групп:
А. Для малых групп характерны близкие,
эмоционально окрашенные, неформальные
отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияния на
качество социального взаимодействия.
- верно только А
- верно только Б.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны.
(Позиция кодификатора “Социальная группа”,
задания типа А: задания с выбором ответа)
6. Верны ли следующие суждения о видах
социальных групп?
А. Русские, белорусы и украинцы являются
этническими группами.
Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди
представляют собой профессиональные группы.
- верно только А
- верно только Б.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны.
(Позиция кодификатора “Социальная группа”,
задания типа А: задания с выбором ответа)
7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все,
кроме одной образованы по конфессиональному
признаку. Укажите “выпадающий” термин.
Православные, мусульмане, протестанты,
консерваторы, католики.
(Задания типа В – умение соотносить видовые и
родовые понятия)
8. Установите соответствия (социальные группы –
критерии): к каждой позиции первого столбца,
подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
КРИТЕРИИ
А.мужчины Б.племена
В.народности
Г.дети
1. демографический 2. этнический
(Позиция кодификатора “Социальная группа”,
задания типа В: умение классифицировать понятия,
явления и социальные объекты путем установления
соответствия терминов и их определений)
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором
пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что
каждое слово может быть использовано только один
раз.
“Весьма важной характеристикой малой группы,
проявляющейся в способности ее членов
согласовывать свои действия и оптимизировать
__________(1), является групповая__________(2). Каждой группе
присущ социально-психологический ____________(3) –
качественная сторона межличностных отношений.
Важными характеристиками группы являются ее
ценностно-личностные _____________(4) – свойства
личности, которые считаются наиболее ценными в
данной группе. Группа характеризуется таким
параметром, как коэффициент групповой _________(5).
Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа.
Групповые______________(6) выполняют регулятивную
функцию по отношению к совместной деятельности
ее членов.
- сплоченность
- норма
- разобщенность
- ориентация
- традиция
- традиция
- совместимость
- взаимоотношение
- лидерство
- климат
(Позиция кодификатора “Социальная группа”,
задания типа В: проверка умения определять
термины и понятия на основе контекста содержания
текстового фрагмента)
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие “социальная группа”. Привлекая знания
обществоведческого курса составьте два
предложения, содержащих информацию о
“социальных группах”.(Задания типа С – с
развернутым ответом. Умение применять
обществоведческие понятия взаданном контексте).
3. Подведение итогов.
Участники каждой команды после минутного
обсуждения оценивают работу каждого и фиксируют
это на листе с заданием (напротив каждой фамилии
рисуется смайлик соответствующего цвета, что
соответствует оценке:
- красный – 3;
- желтый – 4;
- зеленый – 5).
4. Домашнее задание.
Написать эссе на тему “Неравенство лежит в
самой природе; оно является неизбежным
следствием свободы”. (Ж. Ренан) (задание части С9).
5. Рефлексия.
Учащиеся заполняют лист с вопросами
(индивидуально).
1. Как общение в ходе работы влияло на
выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило
отношения в группе
2. На каком уровне в большей степени
осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
3. Какого уровня коммуникативные трудности
испытывали участники группы при выполнении
задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых
образцов, текстов и др.) - трудности в общении
4. Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
5. Сохранилось ли единство группы в ходе
выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские
отношения - единство группы в ходе работы было нарушено
6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что
произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание
Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: «Социальные группы и их классификация».
ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»( 11 класс).
ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Обобщить знания о социальных группах и их классификации;
Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.
ЭТАПЫ УРОКА:
1.Обобщение знаний по теме урока.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны обобщить знания по теме урока. Вы помните, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп. Дайте определение понятиям «социальная общность» и «социальная группа».
Ответ:
Социальная общность — это реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками, отличающаяся аморфностью, недостаточной определенностью, неустойчивостью границ и расплывчатостью состава.
Учитель: Назовите признаки социальной общности.
Ответ:
1.сходство жизненных условий
2. общность потребностей
3. наличие совместной деятельности
4. социальная идентификации членов общества.
Учитель: Одной из составляющих социальной общности являются социальные группы. Дайте определение понятию «социальные группы».
Ответ:
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Учитель: перечислите виды социальных групп.
Ответ:
Малая группа и большая группа.
Первичная группа – вторичная группа
Номинальная группа и реальная группа
Формальная группа и неформальная группа.
Квазигруппа.
Учитель: Приведите примеры каждого вида групп и их характеристики.
Ответ:
Малая – семья, школьный класс, компания друзей (от 2-3 до 20-30 человек, хорошо знающих друг друга, занятых каким-либо общим делом и имеющие общие цели).
Большая – нация, класс, страта ( занимающая одинаковое положение в структуре общества)
Первичная – группа друзей, сверстников, соседей (межличностный характер и взаимная поддержка)
Вторичная – производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии.
Номинальная – пассажиры пригородных поездов, покупатели одного и того же товара и т.д.
Реальная – мужчины, женщины, русские, дети, учителя( пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства.
Формальная — класс, команда и т.д.
Неформальная – поэтический кружок, болельщики одной команды, общество филателистов( возникает по интересам).
Квазигруппа – аудитория, фан-группа, толпа ( малоостойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.)
Учитель предлагает выполнить задания:
К социальным группам, созданным по демографическому признаку НЕ относятся:
А) дети В) пожилые люди
Б) женщины Г) предприниматели
2. Элементом социальной структуры общества является:
А) класс В) государство
Б) кооператив Г) банк
(Позиция кодификатора «Социальная группа», тип заданий: задания с выбором ответа)
1.Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ
1.осетины А) класс
2.предприниматели Б) этнос
3.чеченцы В) малая группа
4. клуб болельщиков «Спартака» Г) квазигруппа
5.крестьянство
6.фанаты Димы Билана
(Позиция кодификатора « Социальные группы». Тип задания: задания с кратким ответом).
II. ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ.
1.Ниже перечислены 4 социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда.
(задания – с выбором ответа)
1.дети
2.пожилые люди
3.мужчины
4.молодежь.
2.Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является:
1.политические взгляды
2.культурные интересы
3.личный авторитет
4. размер получаемого дохода.
3. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп:
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.
1. верно только А 3.верны оба суждения
2. верно только Б. 4.оба суждения неверны.
4.Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?
А.Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.
Б.Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б. 4. оба суждения неверны.
__________________________________________________________________
(Задания — с кратким ответом. Распознавать понятия и их составляющие).
5.Ниже приведен перечень социальных групп. Все, кроме одной образованы по конфессиональному признаку. Укажите «выпадающий» термин.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
( Задания –с кратким ответом. Классификация путем установления соответствий)
6.Установите соответствия (социальные группы – критерии): к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРИТЕРИИ
А.мужчины 1. демографический
Б.племена 2.этнический
В.народности
Г.дети
(Определение терминов и понятий, соответствующих контексту)
7.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.
«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(1), является групповая__________(2). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(5). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ______________(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.
1.сплоченность 6.традиция
2.норма 7.совсестимость
3.разобщенность 8. взаимоотношение
4.ориентация 9.лидерство
5.традиция 10.климат
( задания – с развернутым ответом. Умение применять термины и понятия).
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа». Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащих информацию о «социальных группах».
После завершения работы учитель спрашивает учащихся о тех заданиях, которые вызвали затруднения и дает пояснения.
Оценки за тест будут объявлены на следующем уроке.
Выставление оценок за урок. Домашнее задание.
5. Социально-психологические параметры малой группы
Часть
социально-психологических феноменов
малой группы были указаны выше, остановимся
на некоторых из них подробнее и обозначим
другие понятия, при помощи которых
осуществляется социально-психологическое
описание малой группы.
Состав
группы может
быть описан по-разному в зависимости
от того, значимы ли в каждом конкретном
случае, например, возрастные,
профессиональные или социальные
характеристики членов группы. Другими
словами, некоторый набор критериев для
характеристики состава группы в
зависимости от типа деятельности, с
которым данная группа связана.
Весьма
важной характеристикой группы,
проявляющейся в способности ее членов
согласовывать свои действия и
оптимизировать взаимоотношения, является
групповая
совместимость.
Различают
такие ее виды как физиологическая,
психофизиологическая (например,
темпераментов), психологическая (в
частности, по интересам) и наивысшая
ступень — идеологическая (включает
ценностно-ориентационное единство).
Каждой
группе присущ социально-психологический
климат
— качественная сторона межличностных
отношений. Она проявляется в виде
совокупности психологических условий,
способствующих или препятствующих
продуктивной совместной деятельности
и всестороннему развитию личности в
группе. Таковыми могут быть в первом
случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая
заинтересованность в успехе, во втором
— конкуренция, зависть, амбиции и т.п.
Каждый член группы влияет на
социально-психологический климат
коллектива, создавая и изменяя его. Но
и сам социально-психологический климат
коллектива оказывает воздействие на
каждого отдельного члена коллектива,
заставляя его мыслить и поступать
адекватно общим настроениям.
Весьма
важными характеристиками группы являются
ее ценностно-личностные
ориентации (ЦЛО)
—
свойства личности, наиболее ценимые в
данной группе. Это могут быть талант,
положение в обществе, обаяние, деловые
качества и т.п.
Группа
характеризуется таким параметром, как
коэффициент
групповой сплоченности (КГС).
Чем он выше, тем, как правило, сильнее
группа. Хотя иногда он свидетельствует
лишь о
большом
количестве взаимно симпатизирующих
пар индивидов, что может быть «уравновешено»
не меньшим количеством
взаимно
антагонизирующих пар. Данный параметр
может характеризовать, в частности,
функциональный «расклад» симпатий,
смысл которого в том, что один и тот же
член группы
для
выхода на «разведзадание» может
предпочесть совсем иного партнера,
нежели для игры в покер. Значимость же
тех или
иных
симпатий для группы в целом зависит от
ее общегрупповых ЦЛО. Исследование
группы на КГС производится методом
социометрии.
Групповые
нормы —
это определенные правила, которые
выработаны группой, приняты ею и которым
должно подчиняться поведение ее членов,
чтобы их совместная деятельность была
возможна. Нормы выполняют, таким образом,
регулятивную функцию по отношению к
этой деятельности. Нормы группы связаны
с ценностями, так как любые правила
могут быть сформулированы только на
основании принятия или отвержения
каких-то социально значимых явлений.
Ценности
каждой
группы складываются на основании
выработки определенного отношения к
социальным явлениям, продиктованного
местом данной группы в системе общественных
отношений, ее опытом в организации
определенной деятельности.
Специфика
отношения к ценностям общества
определяется местом социальной группы
в системе общественных отношений. Нормы
как правила, регулирующие поведение и
деятельность членов группы, естественно,
опираются именно на групповые ценности,
хотя правила обыденного поведения могут
и не нести на себе какой-то особой
специфики группы. Нормы группы включают
в себя, таким образом, и общезначимые
нормы, и специфические, выработанные
именно данной группой.
Понять
взаимоотношения индивида с группой
можно только при условии выявления
того, какие нормы группы он принимает
и какие отвергает, и почему он так
поступает, как соотносятся социальные
и «личностные» нормы. Механизмы,
посредством которых группа «возвращает»
своего члена на путь соблюдения норм,
называются санкциями.
Санкции могут быть двух типов: поощрительные
и запретительные, позитивные и негативные.
Малые группы
Малая группа — Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов
малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало.
Дж.Миллером «магического числа» 7+2 верхний и нижний предел мало группы
В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.
Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.
Классификация малых групп
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы.
деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э.Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.
группы членства и референтные группы. Она была введена Г.Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.
три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э.Мэйо.
С повышением производительности труда,(рост производительности был с осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения.)
К.Левин — Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики»
Социально-психологические параметры малой группыМожно выделить следующие социально-психологические па раметры малой группы: состав группы, групповую совместимость, социально-психологический климат, ценностно-личностные ориентации, коэффициент групповойсплоченности, групповые нормы и ценности.
Состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, воз растные, профессиональные или социальные характеристики чле нов группы.
Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения, является групповая совместимость. Различают такие ее виды, как физиологическая, психофизиологическая (например, темпераменты), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень — идеологическая (включает ценностно-ориентационное единство).
Каждой группе присущ социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способст вующих или препятствующих продуктивной совместной деятель ности и всестороннему развитию личности в группе. Каждый член группы влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого от дельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.
Весьма важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) — свойства личности, наиболее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т. п.
Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой сплоченности (КГС). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа, хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть «уравновешено» не меньшим количеством взаимно антаго-низирующих пар.
Групповые нормы — это определенные правила, которые вы работаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была воз можна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функ цию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулирова ны только на основании принятия или отвержения каких-то со циально значимых явлений.
Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе об щественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
AWA Issue Образец темы: Настройка Pro и Con Points
Сегодня я разберу приглашение от задачи GRE Issue. То есть я проведу мозговой штурм, придумывая плюсы и минусы, а также конкретные примеры, подтверждающие каждую сторону.
Я взял пример с сайта ETS. Если вы еще не знаете, их веб-сайт предлагает сотни примеров подсказок для сочинений. Теперь, если вы не уверены и думаете: «Эй, у меня уже есть книга с образцами подсказок для сочинений», подумайте над этим: в день тестирования подсказка, которую вы получите, будет одной из подсказок на этом сайте.Фактически, это вполне может быть тот, который я выбрал: самое первое приглашение, которое появляется в верхней части пула тем о проблемах на веб-сайте ETS.
Прежде всего, обязательно прочтите не только первую подсказку о проблеме по ссылке выше, но и ее указания (и это, конечно же, относится к любой подсказке, для которой вы пишете эссе!). Затем вы захотите сформулировать тонкую позицию по проблеме и представить свое обоснование. Вы не хотите, чтобы ваша позиция была слишком нейтральной (защита позиции по умолчанию никогда не бывает такой убедительной), но и не хотите, чтобы она была слишком экстремальной (например: «Если вы не изучите города крупного общества, вы будете навсегда обречены». в попытке понять это общество ».)
При определении того, какую позицию вы хотите занять, полезно придумать утверждения, которые являются либо «за», либо «против». Затем вы захотите выбрать ту сторону, которая, по вашему мнению, имеет лучшие аргументы и поддержку. Ниже я покажу вам мой собственный пример обоснования первого запроса в официальном пуле тем GRE Issue. (И еще раз щелкните ссылку, чтобы просмотреть эту тему, чтобы вы могли видеть, на что я отвечаю, в своих заметках ниже. 🙂
Для
- Во всех великих цивилизациях был процветающий город.Правительство / король / королева были здесь. Чтобы понять большинство его жителей и то, как им правят, мы должны понять город.
- «Важнейшие характеристики» показывает, что жизнь за пределами города все еще может помочь осветить общество, но не в такой степени, как городская жизнь.
- Учебные центры / колледжи / университеты обычно находятся в городе. Понимание интеллектуальной продукции является ключом к пониманию общества.
- В пост-аграрных обществах большинство рабочих мест сосредоточено в городах.То есть торговля ведется в городах.
Против
- Многие общества занимались сельским хозяйством. Обычаи и ритуалы этого общества можно понять только в контексте сельской местности.
- Даже современное общество зависит от сельского хозяйства. Конечно, чтобы понять важные характеристики общества, нам нужно понимать людей, которые живут в сельской местности.
- «Крупные города» — это натяжка. Даже небольшие города могут помочь нам понять общество, особенно если культура / ценности, как правило, различаются в небольших городах / более сельских районах.
Что касается вашего настоящего эссе, ваше «За / против» не должно быть таким длинным. Найдите какой-нибудь стенографический способ выразить свои мысли (я все написал, потому что моя стенография не будет хорошо смотреться в сообщении в блоге).
Возможно, вы составили другой список «За / Против». Тем не менее, следующий шаг — выяснить, где вы попадаете в спектр «Согласен / Не согласен». Вот какую позицию вы занимаетесь на основе мозгового штурма.
Я выберу «За», заявив, что моя позиция основана на современных обществах, большинство населения которых проживает в крупных городах.В какой-то момент эссе я признаю, что даже небольшие города могут дать представление об обществе.
Чтобы эффективно поддержать и развить эти моменты, я хотел бы подумать о соответствующих примерах. В качестве последнего пункта я бы предложил Соединенные Штаты. Культура между большими и маленькими городами может быть самой разной. Существует дихотомия Красного государства и Синего государства, которая также может относиться к маленьким городам и большим городам. Чтобы понять религиозно-политический раскол в США, нам нужно также изучить жизнь в малых городах и сельской местности.Это было бы моей уступкой, которая в основном показывает, что моя позиция не на 100% в отношении подсказки, а более сбалансирована и детализирована.
П.С. Готовы улучшить свой GRE? Начни сегодня.
Самые популярные ресурсы
.
6. Учиться с пониманием: семь принципов | Обучение и понимание: улучшение углубленного изучения математики и естественных наук в средних школах США
обучение с глубоким концептуальным пониманием или, проще говоря, обучение с пониманием . Обучение с пониманием настоятельно рекомендуется ведущими преподавателями математики и естествознания и исследователями для всех учащихся, а также отражено в национальных целях и стандартах в отношении учебных программ и преподавания математики и естественных наук (Американская ассоциация развития науки [AAAS], 1989, 1993; Национальный совет учителей математики [NCTM], 1989, 1991, 2000; NRC, 1996).Комитет видит целью углубленного изучения математики и естествознания еще более глубокий уровень концептуального понимания и интеграции, чем обычно можно ожидать от вводных курсов.
Руководство о том, как достичь обучения с пониманием, основано на семи основанных на исследованиях принципах человеческого обучения, которые представлены ниже (см. Вставку 6-1). 1 В главе 7 эти принципы используются в качестве основы для разработки учебных программ, инструкций и оценок для углубленного изучения — трех аспектов классной деятельности, которые при умелом управлении учителем совместно способствуют обучению с пониманием.Эти принципы также служат основой для проектирования профессионального развития, поскольку это тоже форма углубленного обучения.
Принципы разработки учебных программ, инструкций, оценивания и профессионального развития обеспечивают одну из организационных рамок анализа комитетом программ AP и IB (см. Главы 8 и 9 этого тома). Хотя можно было бы утверждать, что все компоненты образовательной системы (например, предварительная подготовка и лидерство) должны быть включены (а мы считаем, что они должны), наш анализ ограничился этими четырьмя аспектами.Хотя эта структура была разработана для оценки текущих программ углубленного обучения, она также может служить руководством или структурой для тех, кто участвует в разработке, реализации или оценке новых образовательных программ.
СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Принцип 1: Принципиальные концептуальные знания
Высококвалифицированная работа в любой предметной области требует знаний, которые доступны и пригодны для использования.Богатый объем содержательных знаний о предметной области является необходимым компонентом способности мыслить и
.
характеристика | значение характеристики в словаре современного английского языка Longman
характеристика | значение характеристики в словаре современного английского языка Longman | LDOCE
Из Словаря современного английского языка Longmancharacteristicchar‧ac‧ter‧is‧tic1 / ˌkærəktəˈrɪstɪk◂ / ●● ○ S3 W2 существительное [исчисляемое, обычно множественное число]
ХАРАКТЕР чего-то ХАРАКТЕР / ЛИЧНОСТЬ качество или особенность чего-то или кого-то, типичное для них и легко распознаваемое
ребенок обнаруживает физические характеристики объектов, определяющих / отличительных характеристик (= характеристика, которая отделяет кого-то или что-то от других того же типа)
Образы насилия — отличительная черта его работ.КОЛЛОКАЦИИ прилагательныефизические характеристики, такие как ваш рост и вес, личная характеристика (= относящаяся к чьему-то характеру) Какие личные характеристики требуются лидеру? Человеческая характеристика Сила речи — это полностью человеческая характеристика. Национальная характеристика (= типичная для людей страны) Организация часто рассматривается как национальная характеристика Германии. главная характеристика чего-либо Новый интерес к искусству был одной из основных характеристик этого периода.общая характеристика (= общие для людей или вещей) Успешные фирмы, как правило, имеют общие характеристики. отличительную / отличительную характеристику (= отделяют кого-то или что-то от других того же типа) Синие перья — отличительная черта птицы-самца. определяющая характеристика (= та, которая необходима для того, чтобы быть конкретным типом человека или предмета) Оригинальность — одна из определяющих характеристик великой группы. важная / существенная характеристика Важной характеристикой хорошего обучения является то, что оно должно вызывать интерес к ученик.унаследованная характеристика Интеллект — унаследованная характеристика. поразительная характеристика. Каналы — одна из самых ярких характеристик Амстердама. глаголы имеют характеристику (также обладают характерной формальной характеристикой). Он обладает всеми характеристиками великого мужа. Материал может обладать характеристиками как жидкости, так и твердого вещества. Поделиться характеристикой Группа разделяла одну характеристику — все они были моложе 25 лет, наследуем характеристику (= получаем характеристику от своих родителей) Все мы наследуем физические характеристики от наших родителей.THESAURUSЧто-то типичное для кого-то или чего-то и позволяющее их легко распознать Он обладал несколькими характеристиками, которые отличали его от остальных членов его семьи. Физические характеристики мозга. человек, особенно хороший, такой как доброта или ум Тина, обладает множеством хороших качеств.Я не уверен насчет его лидерских качеств. Послушание — это качество, которым восхищается мой отец. Важной или интересной характеристикой чего-то, кажется, является черта современного общества, что мы склонны судить о своей работе превыше всего. Любопытной особенностью романа является отсутствие женщин, в здании сохранились многие оригинальные черты. свойство [обычно во множественном числе] техническая характеристика вещества или объекта, например твердость или эластичность, или то, как оно ведет себя — особенно используется в научном контексте. Мы исследовали физические свойства различных металлов.Изменения электрических свойств клеток Некоторые растения обладают целебными свойствами. формальный атрибут — хорошая или полезная характеристика. Я подозревал, что, вероятно, не обладаю всеми атрибутами, необходимыми для достижения успеха на высшем уровне. Все живые существа способны воспроизводить свой вид, что является признаком, который ни одна машина не обладает … хорошими / плохими качествами, хорошими или плохими характеристиками — используется, когда кто-то или что-то имеет как хорошие, так и плохие характеристики. Продавец, очевидно, подчеркнет достоинства автомобиля. Составьте список хороших и плохих сторон вашего партнера.Примеры из Corpuscharacteristic • Их кислотные характеристики делают их особенно подходящими для молочной промышленности, пивоваренных заводов и производителей безалкогольных напитков. • Все великие лидеры обладают определенными характеристиками, которые должны рассматриваться как ключ к их успеху. • Основная характеристика изоляционизма — безразличие. очень много о том, что происходит в других местах.• Ральф иногда бывает очень злым. Это одна из его менее привлекательных характеристик. • В этой главе мы увидели, что рост — неотъемлемая характеристика как Царства, так и Церкви. • Основные характеристики капитализма — частная собственность на капитал и свобода предпринимательства. • Великобритания разделяет многие характеристики с другими европейскими странами. • Эти два заболевания имеют ряд общих характеристик. • Но на самом деле юристы сильно различаются по своим личностным характеристикам.• Можете ли вы описать физические характеристики грабителя? • Вторая характеристика моего индустриального мира — его невероятно интернациональный характер. • Самая яркая черта дизайна Морриса — чувственная жизненность, проистекающая из его глубокой любви к природе. • Это также характеристики хорошей гражданственности, и их следует подчеркивать при преподавании всех предметов. • Лидерство и честность — характеристики хорошего менеджера. • Одной из характеристик этого вида является темно-синие отметины на спине.• Как преподаватели, мы озабочены характеристиками как учащихся, так и их среды. определяющая / отличительная характеристика • Оригинальность — это определяющая характеристика Великих Групп. • Оптимизм и энергия, особенно перед лицом невзгод, являются определяющими характеристиками нашего клана. • Это символ тех трудностей, с которыми сталкиваются те, кто пытается дать определения в нынешнюю эпоху сопротивление всеобъемлющим определяющим характеристикам. • Но тогда драма всегда была определяющей характеристикой Soft Cell.• Это теоретическая сущность, которая содержит спецификацию определяющих характеристик этого слова. • Те, кто считает, что говорение на этом языке является определяющей характеристикой пятидесятничества, настаивают на пришествии Топики. • Тем не менее, определяющей характеристикой этого периода, несомненно, была Холодная война. • Одиночество для этого писателя было определяющей чертой.
характеристикахарактеристика2 ●● ○ прилагательное
ТИПИЧНЫЙ: очень типично для конкретной вещи или чьего-то характера
очень характерные (= очень типичные) кремневые стены местных домов, характерные для
качества, которые были характерны для администрации Никсона ► см. тезаурус в типичном — характерно / -kli / adverbRegister На повседневном английском языке люди обычно говорят типичный, а не характерный: здание типично для тех, кто находится в этом районе.Примеры из Corpuscharacteristic • Характерны контрасты мажорной и минорной клавиш с одним и тем же корнем, обнаруженные, но однажды в первой книге Стака. • Выбор неограничен, но вот некоторые из характерных элементов, которые помогают придать кухне особую атмосферу . • Компонентные вспомогательные навыки чтения и правописания. Характерной чертой любого навыка является иерархическая организация составляющих вспомогательных навыков. • Ларри с характерной щедростью пригласил всех к себе домой. • Что характерно для его интерпретации, так это то, что он не приписывал никаких важность для движения Маккавеев.• Этот образец характерен для местной архитектуры. • Наоми встречает перемены в своей жизни с характерным оптимизмом. • В продвинутом случае верхняя конечность находится в характерной позе сгибания, приведения и пронации. • Каждый вид У птицы есть своя характерная песня. • Одежда не только прикрывает и украшает тело, но и прививает владельцу ее характерные сильные и слабые стороны. • Можно изучить несколько характерных способов изменения мышления. очень характерный • Этот весьма характерный F .