Условия психического развития: Условия психического развития

Содержание

Условия психического развития

условия психического развития

Человек – существо социальное и его развитие должно происходить в социуме, в окружении себе подобных. Источник и главное условие психического развития находятся извне. Там, в социуме, человек воспринимает опыт других людей. Правда, это не просто впитывание информации, это – взаимообмен, который необходим для оценки окружающих людей и формирования самооценки.

При нормальном стечении условий психического развития человека, формируется мораль, принципы, характер, предпочтения, интересы, воля, способности. То есть, все то, что мы называем «человечным».

Три условия психического развития

Есть всего три условия нормального психического развития. Все они охватывают очень широкую сферу действия:

  • нормальное функционирование мозга;
  • общение;
  • активность индивида.

С нормальным функционированием мозга все понятно – если ребенок рождается с генетическими изъянами мозга, говорить о стандартном развитии личности не приходится.

Общение – это первая часть взаимодействия с обществом. Естественная потребность человека в общении – это, на самом деле, потребность познать себя и других людей. Мы хотим оценивать и быть оцененными по достоинству. Мы формируем виденье собственного «я» только благодаря общению и взаимодействию с миром.

Активность индивида – это вторая половина понятия взаимодействия с миром. Человек не только принимает, но и отдает. Активность – это норма развития, а ее отсутствие говорит о дефекте. Мы проявляем двигательную, слуховую и зрительную активность с самого рождения. Младенцы импульсивно двигаются конечностями, они внимательно смотрят, слушают и выражают свои чувства и взглядом и звуком.

По своей природе мы – активно взаимодействующие между собой существа. Поэтому общество влияет на развитие личности лишь косвенно, взаимодействуя, а не насыщая информацией.

 

Условия психического развития

Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.

Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.

Общение — не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Потребность в общении — это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.

На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем — стремление к сотрудничеству с ним, затем — потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.

Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.

Ситуативно-предметное, деловое — к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.

Вербальное, познавательное общение — вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов — появляется с развитием речи.

Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.

Внеситуативно-деловое — в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.

Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.

Активность личности — также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:

  • беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
  • манипуляции ребенка с предметами;
  • ориентировочная исследовательская активность;
  • активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
  • виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.

Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность — базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.

Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше — там исторические места, памятники искусства, а у моря — пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой — Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.

Условия психического развития — Студопедия

Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредствованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т.д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средство фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей. Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют, прежде всего, процесс исторического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития. Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества.

Возрастная психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обусловлены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни и деятельности. Активное взаимодействие с окружающей действительностью, единство знаний, отношений и социальных действий является общей закономерностью психического развития ребенка и формирования его личностных психических образований: направленности, характера, способностей. Поэтому единственно правильным подходом к изучению такой дифференцированной целостности как личность является системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.). Внутри системного подхода к изучению личности выделяется один из важнейших принципов – деятельностный (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов и др.).



В тоже время человек – существо биосоциальное. Биосоциальное единство человека находит отражение в сенсорно-перцептивной организации индивида и проявляется, с одной стороны, в психических процессах, а с другой – в свойствах и высших формах мотивации его поведения как сознательного субъекта деятельности. Причем, определяющими факторами развития процессов и свойств является социальная детерминация, образ жизни и деятельности человека.

Какова в этом случае роль биологических условий развития, наследственности, нейрофизиологических особенностей развития организма ребенка в развитии его психики?

Одной из наследственно передаваемых особенностей функционирования мозга гипотетически считается тип высшей нервной деятельности. Он характеризует силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Однако и это отношение психологических и физиологических особенностей развития далеко не однозначно и само включено в более сложную систему структуры личности ребенка и процесса ее развития и во многом определяется ими. Например, высокая подвижность нервных процессов может при одних условиях являться частичным основанием быстроты сообразительности, возможности перестройки способа деятельности, при других – способствовать отвлекаемости и импульсивности.


Установлено, что врожденные наследственные механизмы, т.е. задатки влияют на психическое развитие, но не определяют его содержания, ни его специфических качеств. Под задатками следует понимать врожденные анатомо-физиологические особенности индивида, составляющие природную основу развития общих и специальных способностей. Это, прежде всего особенности нервной системы, головного мозга, органов чувств, особенности опорно-двигательного аппарата и конечно же все физические признаки, которые свойственны всем людям.

К задаткам, определяющим развитие важнейшей человеческой способности – речевого общения, относят и механизм формирования II сигнальной системы. Эта система обеспечивает особое взаимодействие человеческого организма с окружающей средой, и прежде всего с обществом людей.

Значение наследственных задатков отметил В.Г. Белинский, критикуя утверждения английского философа XVII в. Дж. Локка, утверждавшего, что родившийся ребенок «подобен восковой доске».

О значении наследственных задатков свидетельствуют многочисленные факты раннего проявления у детей специальных способностей к живописи, музыке, математике и т.д.

По современным представлениям генетики (науки о наследственности), особенности характерные для потомков, передаются им от родителей через половые клетки. Именно в этих 2-х половых клетках, мужской и женской, образующейся при их слиянии зиготе хранится наследственная, генетическая информация о том, с какими физическими данными, филогенетическими и психическими появится на свет новый человек. Материальной основой наследственности является ДНК, именно она служит источником и передатчиком генетической информации. ДНК находится в генах; гены – устойчивые, но неизмененные структуры. Они способны видоизменяться под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (радиация). Именно изменениями в генах можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека и предрасположенности к отдельным заболеваниям: волчья пасть, многопалость, дальтонизм, гемофилия (несвертываемость крови) и некоторые психические заболевания.

Однако следует учитывать, что не все с чем появляется на свет ребенок является наследственным. Отдельные врожденные особенности ребенка можно объяснить условиями внутриутробной жизни: состояние здоровья матери, ее настроение, психические травмы, родовые травмы, чрезмерное употребление лекарства. Все это так или иначе может вызвать изменения в строении и функционировании отдельных анализаторов, затормозить общее развитие центральной нервной системы, что, безусловно, скажется на психическом развитии ребенка. Таким образом, получается, что биологические особенности или задатки составляют лишь природную основу психики. Сущность же человека и его психики отражают социально значимые качества, приобретенные в обществе.

Значительную роль в развитии психики ребенка играет окружающая среда, но при условии, если он активно овладевает ею под руководством обучающих и воспитывающих его взрослых. Ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно осваивает достижения человечества.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений также под воздействием средств массовой информации (печать радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи.

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, оказывающий на него определенное воздействие. Воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с раз личными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается примерно одинаковым.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

В целом, влияние школы на развитие ребенка как личности эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени около 10 лет, от 6–7 до 16–17 лет. Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная его часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности.

Влияние специализированных внешкольных учебно-воспитательных учреждений не является постоянно действующим фактором личностного развития ребенка по той причине, что далеко не все дети посещают такие учреждения. Кроме того, по характеру своей деятельности, по педагогическому составу эти учреждения существенно отличаются друг от друга, и поэтому их воздействие на личностное развитие ребенка не является одинаковым. Тем не менее, на практике оно вполне может конкурировать со школой и даже с семьей.

Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьезных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспитательной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепенно возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитательное значение массовой культуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще противоречивой обстановкой в нашей стране средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчетливо обозначались не только плюрализм мнений, но и их поляризация. Газеты, радио, телевидение порой распространяют совершенно противоположные взгляды и точки зрения. В них и взрослым, опытным людям трудно разобраться, тем более школьникам с еще не устоявшимися социальными и политическими взглядами.

Такая своеобразная ситуация имеет два воспитательных момента: положительный и отрицательный. Первый состоит в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает детей к выработке собственного мнения: им поневоле приходится выбирать. В результате у детей постепенно вырабатываются самостоятельность и независимость мышления. Отрицательная сторона данной ситуации заключается в том, что аргументы разных людей зачастую кажутся настолько убедительными, что бывает трудно выбрать между ними. В этом случае собственная позиция у ребенка не формируется, а вместо нее возникает в голове мешанина мыслей, трудно разрешимые противоречия, и ребенок, вместо того чтобы становиться интеллектуально самостоятельным, напротив, может стать интеллектуально конформным, т. е. случайным образом переходить от одной точки зрения к другой, которая в данный момент времени ему почему-то кажется более правильной.

С возрастом увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка, и растут противоречия в воздействиях, оказываемых различными социальными институтами. Например, влияние школы может не вполне соответствовать тенденциям и традициям семейного воспитания. Школьные и семейные традиции могут оказаться в конфликте с влияниями средств массовой информации. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с этими проблемами, ему необходима активная помощь взрослых, прежде всего учителей и родителей.

Предпосылки и условия психического развития ребенка.










ТОП 10:










⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 27Следующая ⇒

Предпосылки психического развития — то, что оказывает определённое влияние на индивида, т.е. внешние и внутренне обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень психического развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешние предпосылки психического развития — это качество и особенности воспитания человека; внутренние — активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах его совершенствования как личности.

Человек – существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое развитие выделяют 2 основных фактора: биологический, природный, и социальный – условия жизни, организованное обществом обучение и воспитание.
Биологические условия – наследственные и врожденные свойства организма, создающие анатомо-физиологические предпосылки (задатки, тип ВНД) для формирования различных видов психической деятельности.
Социальные условия – ни одно из специфических человеческих качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков, требуются определенные условия обучения и воспитания (пример Маугли).
Однако ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.

Существуют предпосылки для нормального психического развития. Они определяются различными факторами: размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие. Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов, что непосредственно сказывается на психосоматическом развитии ребенка в будущем.
Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Не лучшими условиями для развития плода являются следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро — и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска. Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки. Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.
Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.
Кроме того, психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он — одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.
По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.
На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу.
Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие.
Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонкая моторика — основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано. Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).
Таким образом, психическое развитие детей зависит от наследственности, семейной среды и воспитания, а также внешней среды с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния. Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек), здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро — макротравм), нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация), а также психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности. Для нормального психического развития ребенка крайне необходимо обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.











36. Условия психического развития личности. Психология личности

36. Условия психического развития личности

Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Психология считает, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой. При этом правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, которые всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Условия психического развития — Студопедия

Что влияет на формирование психики ребенка? Какова роль каждого из факторов в становлении личности? Эти проблемы, возникшие с момента появления детской психологии, и сегодня являются актуальными.

Существуют разные подходы к их разрешению. Одни ученые отдают приоритет наследственности (преформизм, психоаналити­ческая, биогенетическая теории и др.), другие — социальным фак­торам (социогенетическая теория и др.).

Не останавливаясь на них подробно, отметим ту важную особенность психического развития человека, на которую об­ращали внимание Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Ру­бинштейн, Г. С. Костюк и ряд других видных психологов современности: специфические особенности человека — это он­тогенетические прижизненные образования. Развитие человека связано с действием качественно новых принципов и законо­мерностей, которые не наблюдались ранее в эволюции жи­вотных. Человек получает возможность за относительно ко­роткий срок своей жизни овладеть богатством опыта, выработанного историей целого человечества. Развитие чело­века как раз и происходит в ходе овладения общественно-исто­рическим опытом. Именно этому социальному наследованию и обязаны поразительная эволюция человека, изменение общей структуры и появление новых форм и видов его поведения, формирование новых структур отражения действительности. В этом специфика психических функций человека, специфика его развития. Причем усвоение социального опыта тесно связано с личным опытом ребенка, его собственной активностью.



В процессе исторического развития человечества сложились особые формы передачи опыта — воспитание и обучение. Усилия многих современных ученых направлены на поиск условий развивающего и воспитывающего обучения. Может быть, ребенку следует давать только такие задания, которые не выходят за пределы его личного опыта, возможностей на сегодняшний день? Каким должно быть обучение?

В ходе целого ряда исследований выявлено явное преимущество подхода, при котором обучение забегает вперед развития и ориентируется на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Что понимается под «зоной ближайшего развития»?

Нетрудно заметить, что одни задачи ребенок решает самостоятельно, а другие оказывается способным решить только под руководством взрослого, при условии сотрудничества с ним. “Зона ближайшего развития» и есть то расхождение в уровне трудности задач, которые решаются ребенком самостоятельно и с помощью взрослого. Не сразу то, чему учат ребенка, становится его внутренним достоянием. Однако знание “зоны ближайшего развития” дает возможность взрослым, воспитывающим ребенка, видетьдень его развития и ближайшие возможности. То, что сегодня ребенок делал с помощью взрослых, завтра онсможет выполнить сам.


Важное место среди внешних воздействий, влияющих на ребенка, занимает окружающая его среда, та общность, в которой развивается индивид, особенно социальные экономические, культурные условия его жизни. Вместе с тем жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствую том, что нередко в одной и той же семье формируются люди с различными характерами. И что особенноудивительно — это явление наблюдается не только в семьях, где имеются дети разных возрастов, полов, но и там, где дети получили одинаковую наследственность (у однояйцевыхблизнецов). Схожесть, так бросающаяся в глаза, нередко становится лишь внешней даже у близнецов.

В чем же причина? Дело в том, что развивающийся ребенок не непосредственно погружен в широкую социальную среду, выделить ряд звеньев, через посредство которых общество прикасается к отдельному человеку, в которых происходит непосредственное взаимодействие между обществом и ребенком. Более близкой к человеку клеточкой общества, где возникает и реализуется «социальная ситуация» развития личности является микросреда.

Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития, по своей социально-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой. На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генети­ческая первичная диада: “мать (значимые взрослые) – дитя”. К ней затем подключается система «сверстник — сверстник», которая закономерно видоизменяется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа ПТУ, послешкольные объединения, студенческая группа, производственный коллек­тив вплоть до сообщества пенсионеров и возвращения в рамки се­мейной микросреды. Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. В каж­дый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру деятельности, размерам и длительности существования, субъектив­ной значимости и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каж­дой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмо­циональное самочувствие, на развитие психики.

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребе­нок, становится, как правило, семейная микросреда — родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влия­ние микросреды вступает в силу лишь тогда, когда ребенок заго­ворит. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психиче­ское развитие. Упущенное в этот период трудно восполнить в дальнейшем. Изоляция детей от родителей в раннем возрасте мо­жет привести, особенно при дефиците общения с окружающими, к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт.

Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой он живет: занимают родители по отношению к нему единую или разную позицию, проявляют к нему преимущественно строгость и требовательность или неж­ность и требовательность, носят отношения в семье теплый, друже­ственный характер или в них преобладают официальность, холод­ность и т. п. Замечено, что в тех семьях, где родители не проявля­ют достаточного тепла к ребенку, используют навязчивое кон­тролирование, назидание и морализирование, оскорбление и уни­жение, высмеивание и физические наказания за промахи и неуда­чи, часто вырастают дети, неуверенные в себе, малоинициатив­ные, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошколь­ные годы, но и в дальнейшем.

Существенное влияние на психическое развитие дошкольника оказывает и такая подструктура личностной микросреды как «ребенок — детское общество». (Более подробно о ней мы еще будем говорить, но уже сейчас нельзя не отметить ее важную роль.)

Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе, но если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, иногда и к детскому саду, школе, людям вообще, мнительности, враждебности, стремления к уединению.

Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые появились в группе. Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие проводить и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, вующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, веселые, эмоциональные, привлекательные внешне, аккуратные и опрятные.

В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся, как правило, противоположными качествами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же напротив, сверхобщительные, назойливые, агрессивные дети. Он нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются.

«Непопулярные» дошкольники часто отстают в развитии от своих товарищей, безынициативны, иногда страдают недостатками внешности. Выявив таких детей, педагогу следует задуматься, виноват ли и он в том, что эти ребятишки попали в число “непопулярных”? Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в число «непопулярных» в этом возрасте входят, как правило те дети, которых педагоги сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не остается незамеченным другими детьми).

Кстати, и появление «звезд» не обходится без влияния педагога. Только всегда ли в их число попадают действительно самые достойные? Воспитателю важно знать, на чем основан их авторитет. Ведь, если повнимательнее приглядеться, не всегда деятельные установки «популярных» детей являются положительными.

Иногда в роли лидера может выступать и маленький. Активный, общительный, порой с организаторскими задатками, физически крепкий, такой лидер нередко приводит в игру или заступается за более слабого сверстника лишь за опре­деленную «взятку», плату («Если ты мне дашь свои значок…», «Если дашь мне свой бутерброд и яблоко…» и т. п.).

Потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели у детей начинает складываться потребность в общении с людьми — особая потребность не биологического, а со­циального характера. Общение со взрослыми — один из важней­ших факторов развития ребенка в первые годы жизни.

Экспериментальные исследования, проведенные под руковод­ством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга не­сколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуа­тивно-личностное.

Первоначально возникает непосредственное эмоционально-личностное общение, в основе которого лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны окружающих его людей.

В дальнейшем (уже с конца первого года жизни) все отчетли­вее складывается потребность не только в ласке, но и в сотрудни­честве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или игровой деятельности. Ее ребенок удовлетворяет в значительной степени в процессе делового обще­ния. Кстати, не следует думать, что в деловое общение вступает ребенок только раннего возраста. Им широко пользуется и до­школьник. Ведь многое он еще не умеет делать, поэтому ему необходимы знания о том, как и что делать с предметом (при­шить пуговицу, приготовить винегрет, сделать игрушку на елку), как приготовить и держать в порядке свое рабочее мес­то и многое, многое другое.

Кроме деловых контактов со взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обращение за разрешени­ем, за оценкой результатов деятельности и т. д.), дошкольник всту­пает с ними и во внеситуативное общение, которое может быть по­знавательным и личностным.

При познавательном общении ребенок обсуждает со взрослым предметы и явления мира вещей (сообщения новостей, вопросы о непонятном, просьбы почитать рассказ, фантазии). Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к об­щению со взрослым ради получения новой информации или об­суждения с ним причин разнообразных явлений окружающего мира.

При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослых о нем самом).

В основе этого вида общения лежит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании. Этот вид общения, как выяснило­сь, в наибольшей степени подготавливает ребенка к позиции школьника. Именно общение, его содержание, является наиболее важным моментом, определяющим развитие отношений детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, уровня потребности в котором он уже достиг. «Дело в том, — комментирует результаты своего исследования М. И. Лисина, — что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышаю­щем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию». Придавая большое значение обучению, среде, общению, не следует умалять роль наследственности, игнорировать биологическую сущность человека. Ведь, чтобы приобрести специфические человеческие свойства и качества, нужно, прежде всего, родиться человеком, получить человеческую наследственность, вполне определенный биологический молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой. По наследству дитя человека получает ряд видовых признаков, таких, например, как своеобразное строение скелета, наружных органов, пищеварительной и дыхательной систем и др. Сюда относятся и получаемые в наследство от предков нервная система, мозг — предпосылки человеческого сознания.

Однако сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности. Так, например, на основе природных задатков (анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы) могут развиться способности, талант. Но наличие задатков еще не гарантирует их развития. В значительной степени это зависит от среды и обучения. И вообще, как справедливо заметил еще С. Л. Рубинштейн, «биологическое и социальное не являются самодовлеющими факторами, каждый из которых имел бы самостоятельное представительство в психике человека. В характере человека нет свойств, которые были бы однозначно определены биологическими особенностями его организма, безотносительно к той социальной ситуации, в которой человек развивается, как нет в нем и реально отдельных компонентов, которые были бы однозначно определены социальными отношениями в абстрактном отрыве от биологических особенностей данного конкретного индивидуума». Нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного из факторов, более того, они не просто дополняют друг друга, они никогда не выступают как два слагаемых. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимопроникновении.

Вопрос 26 Достоверность и репрезентативность психологического теста.

Достоверность— свойство теста противодействовать фальсификации — намеренному или бессознательному искажению результатов испытуемыми.

Достоверность тестового задания выражает также меру его устойчивости к фальсификации. Достоверность измеряется путем сравнения результатов по обычной инструкции и по инструкции на фальсификацию, или с помощью расчета корреляций между ответами на данный пункт и баллами испытуемых по специальной шкале лжи.

Репрезентативность — соответствие между нормами (интервалами на тестовой шкале), полученными на выборке, и нормами, которые могут быть получены на популяции.

Статистическое определение репрезентативности в практической психодиагностике необходимо для установления репрезентативности норм психометрического теста, а также обоснованности выборок, на которых проводится стандартизация методик. В широком понимании репрезентация связана с комплексом характеристик валидности методики.

Репрезентативность тестовых норм — правомерность применения тестовых норм в большой группе людей. Так, если тестовые нормы были вычислены на выборке школьников, то эти нормы нельзя автоматически переносить на студентов — надо провести рестандартизацию теста, проверить его на студентах и вычислить тестовые нормы для студентов.

Вопрос 27 Статические (теории черт и теории типов) и динамические (теории
инстанций) теории личности.

 

«Статические теории» — первые в истории психологии, строятся на обобщении описаний личности. К ним мы можно отнести, прежде всего, конституционально-типологический подход (Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон, Л. Зонди; в России — А.Е. Личко и др.).

Варианты:

· Теория типов личноси: принципиальная неизменность на протяжении всего жизненного пути некоего генетически детерминированного «ядра» личности. Обстоятельства могут этот тип только затушевать или заострить.

· Теория черт личности (Р.Б. Кеттелл и др., включая NEO-PI-R): здесь вопрос о типологии личностей даже не ставится. Стандартный набор черт может принять различный рисунок, но ничего принципиально нового жизнь в характеристики личности не привносит.

 

«Динамические теории» — эти концепции направлены на анализ адаптации человека к социуму.

Определяют характер:

· Влияние факторов внешней среды

· Конфликт сознательного и бессознательного

· динамический тип реагирования

· фиксация на тех или иных стадиях созревания

Теории инстанций: теории этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций. Между указанными образующими личности могут возникать различные конфликты и противостояния, так необходимые для динамических моделей личности.

Черты личности – это обобщенные её характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.

Предпосылки и условия психического развития. — Студопедия

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние. Внешние — факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья. Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе. Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основных формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации. Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе учащиеся усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (экстериоризация).Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития. Биологические предпосылки. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для его развития. Необходимы определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.





Согласно концепции В.С. Мухиной, человек строит свое мировоззрение, свою идеологию на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни.

Реальность предметного мира – р-ть, в которую входят предметы природы и рукотворные предметы, которые человек создал в процессе своего исторического развития. Человек сформировал систему отношений к предмету, которая отражена в языке, мифологии, философии и поведении человека.

Реальность образно-знаковых систем – р-ть, в которую входят образы и знаки, создаваемые человечеством. Они формируют системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность человеческого бытия.

Реальность социально-нормативного пространства – р-ть, которая организует поведение человека, его образ мыслей и мотивов; социальное ожидание людей в системе принятых обязанностей и прав.

Природная реальность – р-ть, в которой складывается отношение к природе как к источнику жизни, жизнедеятельности, условию развития, познания и поэзии.

Реальность внутреннего пространства личности – р-ть, которая формируется в социуме под влиянием остальных реальностей. Она состоит из образов, которые запечатлены в сознании и памяти человека. Внутренние образы и знаки формируют субъективные знания, на которые ориентируется человек.

Механизм идентификация(механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности.)

Обособление(стрмление выделиться. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности.)

человек всегда предстает в 2 ипостасях: как представитель общества(соц. един единица), уникальная личность.

Мировоззрение по В.С. Мухиной определяется как понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

 

 

Психическое здоровье и развитие | Организация Объединенных Наций Включить

Лица с психическими и психосоциальными расстройствами составляют значительную часть населения мира. Миллионы людей во всем мире имеют психические расстройства, и, по оценкам, каждый четвертый человек в мире будет испытывать психическое расстройство в течение своей жизни. Ежегодно из-за самоубийств умирает почти миллион человек, и это третья по значимости причина смерти среди молодежи. Депрессия — главная причина потерянных лет из-за инвалидности во всем мире.Проблемы психического здоровья, включая злоупотребление алкоголем, входят в десятку основных причин инвалидности как в развитых, так и в развивающихся странах. В частности, депрессия занимает третье место в мировом бремени болезней и, по прогнозам, займет первое место в 2030 году.

Лица с психическими и психосоциальными расстройствами часто сталкиваются со стигмой и дискриминацией, а также подвергаются высокому уровню физического и сексуального насилия, которое может иметь место в различных условиях, включая тюрьмы, больницы и дома.

Экономические издержки проблем психического здоровья огромны, в то время как разумные инвестиции в психическое здоровье могут способствовать улучшению психического здоровья людей. Плохое психическое здоровье является одновременно причиной и следствием бедности, плохого образования, гендерного неравенства, плохого здоровья, насилия и других глобальных проблем. Это препятствует способности человека продуктивно работать, реализовывать свой потенциал и вносить вклад в свое сообщество.

В международном сообществе растет признание того, что невидимые нарушения, такие как психическое здоровье, являются одним из наиболее игнорируемых, но важных вопросов развития в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития.


Предстоящие и недавние события


Инструментарий ВОЗ по правам качества

Набор инструментов ВОЗ QualityRights предоставляет странам практическую информацию и инструменты для оценки и улучшения стандартов качества и соблюдения прав человека в психиатрических и социальных учреждениях. Инструментарий основан на Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Он дает практическое руководство по:

  • права человека и стандарты качества, которые следует уважать, защищать и выполнять как в стационарных, так и в амбулаторных психиатрических и социальных учреждениях;
  • подготовка и проведение комплексной оценки объектов; и
  • сообщает о выводах и дает соответствующие рекомендации на основе оценки.

Набор инструментов разработан для использования в странах с низким, средним и высоким уровнем доходов. Он может использоваться многими различными заинтересованными сторонами, включая специализированные комитеты по оценке, неправительственные организации, национальные правозащитные учреждения, национальные комиссии по здравоохранению или психическому здоровью, органы по аккредитации служб здравоохранения и национальные механизмы, созданные в соответствии с международными договорами для контроля за соблюдением стандартов прав человека, и другие заинтересованность в продвижении прав людей с ограниченными возможностями.

Набор инструментов ВОЗ QualityRights является важным ресурсом не только для того, чтобы положить конец пренебрежению и злоупотреблениям в прошлом, но и для обеспечения высококачественных услуг в будущем.


Панельная дискуссия — Возникающий вопрос развития: интеграция психического здоровья в усилия по достижению ЦРТ и последующих мероприятий, штаб-квартира Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк, 16 сентября 2010 г.

Докладчики:

  • Г-жа Рэйчел Майянджа , помощник Генерального секретаря, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Организация Объединенных Наций
  • Др.Аль Альван , помощник генерального директора по неинфекционным заболеваниям и психическому здоровью
  • Профессор сэр Майкл Мармот , Университетский колледж Лондона, Почему психическое здоровье должно быть интегрировано в ЦРТ и не только
  • Г-н Янне Таалас , заместитель постоянного представителя Финляндии при ООН
  • Вернер Хауг , директор Технического отдела ЮНФПА, учет психического здоровья в усилиях по достижению ЦРТ: опыт ЮНФПА
  • Др.Уилфред Млей , посол World Vision, Африка, Что могут сделать НПО для решения проблемы психического здоровья в процессе развития
  • Г-н Сильвестр Катонтока , самозащитник для лиц с психическими расстройствами, доступность для лиц с психическим здоровьем и психосоциальными расстройствами

Пресс-релизы :


Психическое здоровье и развитие: ориентация на людей с психическими расстройствами как на уязвимую группу
Чтобы подчеркнуть срочную необходимость уделять внимание психическому здоровью в процессе развития, в данной публикации ВОЗ подчеркивается настоятельная необходимость исправления нынешней ситуации.В нем представлены убедительные доказательства того, что люди с психическими расстройствами соответствуют основным критериям уязвимости и, тем не менее, не попадают под влияние помощи в целях развития и внимания правительства. Он дает основания для охвата этой уязвимой группы посредством разработки и реализации соответствующих политик и программ, а также путем включения мер вмешательства в области психического здоровья в более широкие стратегии сокращения бедности и развития. Он также описывает ряд ключевых мероприятий, которые могут стать отправной точкой для этих усилий.Этот отчет является призывом к действию ко всем заинтересованным сторонам в области развития — многосторонним агентствам, двусторонним агентствам, глобальным партнерствам, частным фондам, академическим и исследовательским учреждениям, правительствам и гражданскому обществу — сосредоточить свое внимание на психическом здоровье. Инвестируя в людей с психическими расстройствами, можно улучшить результаты развития. Чтобы загрузить копию публикации, посетите: http://www.who.int/entity/mental_health/policy/mhtargeting/en/index.html

Психологические аспекты репродуктивного здоровья женщин: глобальный обзор литературы
Всемирная организация здравоохранения и Фонд народонаселения ООН в сотрудничестве с Ключевым центром женского здоровья в обществе в Школе здоровья населения Университета Мельбурн, Австралия, рады представить эту совместную публикацию имеющихся данных о сложной взаимосвязи между психическим и репродуктивным здоровьем женщин.Обзор содержит самую последнюю информацию о том, как проблемы психического здоровья пересекаются с репродуктивным здоровьем женщин. Он включает в себя обсуждение биопсихосоциальных факторов, повышающих уязвимость к плохому психическому здоровью, факторов, которые могут быть защитными, и типов программ, которые могут смягчить неблагоприятные последствия и укрепить психическое здоровье. Этот обзор является нашим уникальным вкладом в повышение осведомленности о возникающей проблеме, имеющей большое значение для общественного здравоохранения. Его цель — предоставить информацию о взаимосвязях между этими двумя областями, которыми часто пренебрегают, чтобы специалисты общественного здравоохранения, специалисты по планированию, политики и руководители программ могли участвовать в диалоге для рассмотрения политики и мероприятий, направленных на комплексное рассмотрение множества аспектов репродуктивного здоровья. .Чтобы загрузить копию публикации, посетите: http://whqlibdoc.who.int/publications/2009/9789241563567_eng.pdf.

Страны поощряют доступ к здравоохранению как право человека
Пресс-релиз ПАОЗ / ВОЗ, 29 сентября 2010 г.

Панамериканская организация здравоохранения / Всемирная организация здравоохранения, 50-й руководящий совет, 62-я сессия регионального комитета, резолюция о здоровье и правах человека , (CD50.R8) Вашингтон, округ Колумбия, США, 27 сентября — 1 октября 2010 г.

50-й руководящий совет, 62-я сессия регионального комитета, Здоровье и права человека, Концептуальный документ , Вашингтон, округ Колумбия.С., США, 27 сентября — 1 октября 2010 г.

Прочие ресурсы

.

Психическое здоровье: фундаментальный компонент человеческого развития

Проблемы психического здоровья — серьезная проблема, и эта область крайне недооценена.

Ежегодно во всем мире не менее 800 000 человек совершают самоубийства: одно самоубийство каждые 40 секунд. Самоубийство — вторая по значимости причина смерти среди людей в возрасте 15–29 лет, и на каждое самоубийство ежегодно приходится намного больше попыток. Но самоубийство — это лишь одно из крайних проявлений проблем с психическим здоровьем. Психические расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, распространяются гораздо шире: они неизменно рассматриваются как ведущие причины многих лет жизни, прожитых с инвалидностью, во всем мире.Многие проблемы с психическим здоровьем даже не учитываются в этой статистике, чаще всего потому, что они не диагностируются.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет психическое здоровье как «состояние благополучия, в котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справиться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать и вносить свой вклад в жизнь общества. ” Это подразумевает гораздо больше, чем отсутствие диагностированного психического расстройства — это удивительно похоже на концепцию человеческого развития: расширение свобод и возможностей, чтобы каждый мог полностью реализовать свой потенциал.

Рассмотрим девушку Дженнифер из Соединенных Штатов, страны с очень высоким уровнем человеческого развития, где есть хорошие условия для успешного обучения. Тем не менее, из-за детской травмы Дженнифер трудно сконцентрироваться в школе. Несмотря на то, что у нее есть доступ к образованию, ее психологическое состояние не позволяет ей полностью раскрыть свой потенциал. В Соединенных Штатах, по оценкам, почти половина всех подростков в возрасте 13–18 лет страдали психическим расстройством в течение своей жизни.

Другой пример — Виктор из Германии, также страны с очень высоким уровнем человеческого развития. Виктор страдает депрессией, и хотя продолжительность жизни в его стране одна из самых высоких в мире, Виктор не наслаждается своей долгой жизнью. Из-за своего психологического состояния он не мог ходить на работу каждый день. Недавнее исследование показывает, что количество отпусков по болезни, вызванных проблемами психического здоровья, увеличилось почти на 80 процентов в Германии за последние десять лет. Отсутствие по причине плохого психического здоровья также продолжается дольше (в среднем 25.7 дней на случай по сравнению с 11,7 днями, вызванными другими заболеваниями).

Эти два примера показывают, как проблемы психического здоровья ограничивают внутреннюю свободу человека, несмотря на благоприятные внешние условия, такие как высокая продолжительность жизни или доступ к образованию и работе. Они также подрывают качество человеческого развития. Таким образом, психическое здоровье является фундаментальным компонентом человеческого развития.

В странах с низким уровнем человеческого развития чаще всего существуют другие приоритеты развития, и психическому здоровью не уделяется должного внимания.Это особенно сложно в странах, которые страдают от жестоких конфликтов. По оценкам, например, не менее 20 процентов населения Руанды страдает посттравматическим стрессовым расстройством.

На глобальном уровне проблемой при оценке проблем психического здоровья являются данные. Поскольку определение психического здоровья, данное ВОЗ, представляет собой концепцию, которая намного шире, чем простая свобода психических заболеваний, количество психических расстройств является лишь слабым показателем. Более того, во многих странах продолжающаяся стигма в отношении проблем психического здоровья заставляет людей неохотно раскрывать информацию и / или обращаться за профессиональной помощью, даже если она доступна.Во Франции, например, в среднем только 120 психологов / психиатров на миллион человек по сравнению с 680 стоматологами. Теперь рассмотрим такие страны, как Мали или Южный Судан, где на миллион жителей приходится всего 0,3 психолога / психиатра. Во многих странах не все услуги по охране психического здоровья полностью покрываются страховкой, что еще больше затрудняет доступ.

Во всем мире около полумиллиарда человек имеют диагноз одного из психических заболеваний, показанных на Рисунке 1. (Некоторые заболевания могут накладываться друг на друга.)

Диаграмма 1: Диагностированные психические заболевания (млн)

Источник: ВОЗ, 2017 г.

Еще одним показателем психических заболеваний является злоупотребление психоактивными веществами. По оценкам Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), 1 из 20 взрослых, или четверть миллиарда людей в возрасте от 15 до 64 лет, употреблял хотя бы один наркотик в 2014 году. Вредное употребление алкоголя и табака намного чаще, потому что эти вещества легальны и социально приемлемы в большинстве стран.

Учитывая распространенность психических заболеваний, с одной стороны, и важность психического здоровья для человеческого развития, с другой, укрепление психического здоровья посредством государственной политики становится насущной (задачи 3.5 и 3.6 ЦУР).

Важным шагом на пути к психическому здоровью является полная интеграция методов лечения в общие службы здравоохранения, чтобы сделать лечение доступным для всех и искоренить стигму. Другой способ — способствовать психическому здоровью в школах — с помощью терапевтических семинаров, йоги и медитации — учитывая, что здоровое детство является основой здорового и жизнеспособного общества.

Сегодня, во Всемирный день психического здоровья, давайте исследуем новые пути улучшения психического здоровья во всем мире.

Блог HDialogue — это платформа для дебатов и дискуссий. Сообщения отражают мнения соответствующих авторов в их личном качестве, а не точку зрения ПРООН / УДРЧ.

ОДРЧ поощряет размышления о вкладе HDialogue. Офис публикует комментарии, которые поддерживают конструктивный диалог о вариантах политики для продвижения человеческого развития и сформулированы с уважением к другим, потенциально отличающимся взглядам.Офис оставляет за собой право содержать материалы, вызывающие разногласия.

Фото: Линн Фридман

.

Наследование психических расстройств — HealthyChildren.org

Если у вас есть психическое расстройство и вы планируете завести детей или уже имеете детей, вы, вероятно, задаетесь вопросом, можете ли вы передать свое психическое расстройство своему ребенку.

Заболеваемость

По данным Национального института психического здоровья, около 25% взрослых США (в возрасте 18 лет и старше) и около 13% детей в США (в возрасте от 8 до 15 лет) ежегодно диагностируются с психическим расстройством.Примеры психических расстройств включают:

Диагностика психических расстройств

Врачи диагностируют психические расстройства на основании признаков и симптомов конкретного пациента. Врачи используют

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5) для помощи в диагностике психических расстройств.

Не существует генетических тестов для подтверждения диагноза психического расстройства. Поскольку жизненный опыт и окружающая среда играют важную роль в развитии психического расстройства, ни один генетический тест никогда не сможет сказать с абсолютной уверенностью, у кого будет, а у кого не разовьется психическое расстройство.

Что это значит, если в моей семье есть психическое расстройство?

Вероятность того, что у человека будет определенное психическое расстройство, выше, если у других членов семьи такое же психическое расстройство. Хотя психическое расстройство может
В семье могут быть значительные различия в степени тяжести симптомов среди членов семьи. Это означает, что у одного человека в семье может быть легкое заболевание, а у другого — более серьезный случай психического расстройства.Однако психические расстройства не передаются по типичной наследственности.

Причины психических расстройств

Большинство психических расстройств вызывается сочетанием множества генетических факторов и факторов окружающей среды. Это называется
многофакторное наследование . Многие другие распространенные медицинские проблемы, такие как
диабет 2 типа,
ожирение и
астма также имеет многофакторную наследственность.

Факторы окружающей среды

Факторы окружающей среды, способствующие развитию психических расстройств, включают:

  • Травма: Сексуальная, физическая и эмоциональная
    жестокое обращение в детстве приводит к увеличению вероятности развития психического расстройства.Домашняя обстановка с высоким уровнем стресса,
    потеря любимого человека, и
    стихийные бедствия также вносят большой вклад.
  • Эмоциональный вред: Отрицательный школьный опыт и
    издевательства также могут привести к серьезным долгосрочным эмоциональным травмам. Осознание этих проблем привело к проведению общенациональных кампаний по борьбе с запугиванием, и в ходе их реализации большое значение придается общему психическому здоровью детей школьного возраста и подростков.
  • Злоупотребление психоактивными веществами: Воздействие табака, алкоголя и запрещенных наркотиков внутриутробно или в детстве было связано с развитием психических расстройств, помимо
    расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, или зависимость.

Сами по себе факторы окружающей среды не вызывают психических расстройств. Генетические факторы также играют роль в развитии психического расстройства.

Генетические факторы

Генетические факторы, способствующие развитию психических расстройств, включают:

  • Эпигенетическая регуляция: Эпигенетика влияет на то, как человек реагирует на факторы окружающей среды, и может повлиять на то, разовьется ли у этого человека в результате психическое расстройство.Эпигенетика не постоянна во времени. Это означает, что ген не всегда «включен» или «выключен». Для развития психического расстройства должно быть правильное сочетание факторов окружающей среды и эпигенетической регуляции.
  • Генетический полиморфизм: Эти изменения в нашей ДНК делают нас уникальными как личности. Сам по себе полиморфизм не приведет к развитию психического расстройства. Однако сочетание одного или нескольких конкретных полиморфизмов и определенных факторов окружающей среды может привести к развитию психического расстройства.
  • Изменения одного гена: Редко.

Помните…

Психические расстройства являются результатом как генетических факторов, так и факторов окружающей среды. Не существует единого генетического переключателя, который при включении вызывает психическое расстройство. Следовательно, врачам сложно определить риск того, что человек унаследует психическое расстройство или передаст его своим детям. Причины психических расстройств сложны и требуют взаимодействия многих генов и факторов окружающей среды.

Дополнительная информация:

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

.

ВОЗ | Психическое здоровье

Вмешательство ВОЗ самопомощи снижает психологический стресс в ситуации гуманитарного кризиса

ВОЗ / K. Carswell

23 января 2020 г. — Новый подход ВОЗ к самопомощи для преодоления стресса и преодоления невзгод показал свою безопасность и эффективность в ходе испытания с участием женщин из Южного Судана, проживающих в Уганде. Результаты исследования, опубликованные сегодня в The Lancet Global Health, показывают, что управляемая самопомощь может быть многообещающей стратегией для устранения огромного пробела в поддержке психического здоровья в ситуациях гуманитарного реагирования.ВОЗ сделает вмешательство самопомощи доступным для широкого использования после того, как во втором испытании будут получены положительные результаты.

Запущены новые модули QualityRights

27 ноября 2019 г. — Доступны новые и обновленные модули обучения и инструкций для программы QualityRights. Обновленные модули охватывают такие темы, как психическое здоровье, инвалидность, права человека и восстановление; стратегии прекращения принудительного лечения, изоляции и сдерживания; и создание групп поддержки сверстников.Также теперь доступен инструмент самопомощи для восстановления. QualityRights теперь представлен в 31 стране. В начале 2019 года Гана стала первой страной, внедрившей Программу в масштабах всей страны.

14 октября 2019 г. — Сообщества содержат широкий спектр ресурсов, которые можно использовать для укрепления психического здоровья, предотвращения психических заболеваний и поддержки ухода и восстановления людей с психическими расстройствами.

Набор инструментов сообщества mhGAP теперь доступен для полевого тестирования.Разделы включают информационное руководство для руководителей программ и практическое руководство для всех, кто желает укрепить и решить проблемы психического здоровья в своем сообществе.

Самоубийство: один человек умирает каждые 40 секунд

ВОЗ

, 9 сентября 2019 г. — За последние пять лет количество стран с национальными стратегиями предотвращения самоубийств увеличилось, но число стран, имеющих стратегии, всего лишь 38, слишком мало, заявила ВОЗ накануне Всемирного дня предотвращения самоубийств. .Большему количеству правительств необходимо внедрить проверенные меры для снижения уровня самоубийств в стране. К ним относятся ограничение доступа к средствам; реализация программ среди молодежи по развитию навыков преодоления жизненных стрессов; и раннее выявление, лечение и последующее наблюдение за людьми, подверженными риску самоубийства.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.