Уровни психологического здоровья детей примеры из жизни: Материал на тему: Психологическое здоровье детей

Содержание

Материал на тему: Психологическое здоровье детей

Психологическое здоровье детей

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает жизнь, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон психологами не так давно. Они считают, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что же характеризует психологически здорового человека?

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования, в рамках которого изучались психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска психологического здоровья детей.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

Безусловно всем нам надо помнить и о возрастных особенностях детей. Как сказал В.А.Сухомлинский: «На человека надо учиться всю жизнь».

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того,  какие взрослые их окружают. Таким образом, чтобы наши дети были здоровы, необходимо взрослым в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Перечислим уровни «психологического здоровья» детей — Студопедия

1. Креативный уровень.Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоро­вья, его высший уровень. Назовем его креативным (что означает творческий, созидательный).

2. Адаптивный уровень.Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диа­гностических методик проявляют отдельные признаки дезадапта­ции, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья» и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей

направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья, Назовем его адаптивным.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень.Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляциистремятся во что бы то ни стало изменить окружа­ющий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соот­ветствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффекти­рованных капризах и т. д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации,напротив, характерно приспособленчество к тре­бованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего вне­шнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют диф­ференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с пси­хологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического ха­рактера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.



Психологическое здоровье младшего школьника. Здоровьесберегающая работа в начальной школе

Слайд 1. Презентация

Слайд 2

Главная цель здоровьесберегающей работы:

  • обеспечение и формирование психологического
    здоровья детей;
  • выполнение возрастных задач развития.



Слайд 3

Психологическое здоровье является необходимым
условием полноценного функционирования и
развития человека в социуме, в процессе всей его
жизнедеятельности.

Оно является условием адекватного выполнения
человеком своих возрастных, социальных и
культурных ролей, а также обеспечивает человеку
возможность непрерывного развития в течение
всей его жизни.



Что же такое психологическое здоровье?

  • это здоровое развитие личности;
  • это адекватная реакция человека на те или иные
    события;
  • это здоровое мироощущение и мировосприятие.



Слайд 4

Под возрастными задачами развития мы
понимаем “достижения, которые ребенок должен
приобрести на протяжении определенного
возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его
и иметь возможность конструктивно развиваться в
дальнейшем”.

Здоровьесберегающая работа нашего центра
образования направлена на сохранение и
укрепление психологического здоровья учащихся.

Мы должны постоянно и постепенно помогать
взрослеть ребёнку, т.е. адаптироваться к
этому большому миру, без отрицательных
последствий для его психологического здоровья.

Можно выделить несколько уровней
психологического здоровья ребёнка – они
достаточно условны, но необходимы для
организации практической работы с детьми в
школе.



Слайд 5

Высший уровень: Креативный

Этот идеальный образ ребёнка-творца,
достаточно редкий в реальной жизни. Это дети,
которые не нуждаются в психологической помощи.
Они устойчиво адаптированы к любой среде,
обладают резервом для преодоления стрессовых
ситуаций и активным творческим отношением к
действительности.



Средний уровень: Адаптивный

Это дети в целом адаптированы к социуму, но не
имеют достаточного запаса прочности
психологического здоровья и нуждаются в
групповых занятиях профилактически-развивающей
направленности. Это группа относительного риска,
она довольно многочисленна.



Низший уровень: Дезадаптивный

К нему относятся дети с нарушением баланса
процессов ассимиляции и аккомодации. Дети с
преобладанием процессов ассимиляции стремятся,
во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при
этом они не готовы к самоизменению (конфликты со
сверстниками, домашние капризы и т.д.).

Для детей с преобладанием процессов
аккомодации, напротив, характерно
приспособленчество к требованиям внешнего мира
в ущерб собственным потребностям и интересам.
Это “удобные”, тихие дети, прилежные и
старательные ученики, которыми гордятся
родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая,
что они пребывают в состоянии стойкого
эмоционального дискомфорта, который со временем
углубляется и часто приводит к соматическим
нарушениям.

Эта группа требует особого внимания именно
вследствие своего внешнего благополучия, не
вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися
необходима серьезная индивидуальная
коррекционная работа.

Выделенные уровни психологического здоровья
позволяют дифференцировать психологическую
помощь учащимся.



Слайд 6

Ориентация учителей нашей школы на сохранение
и укрепление психологического здоровья
позволила определить основные задачи
психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и
    принятию других людей
  2. Обучение рефлексивным умениям
  3. Формирование потребности в саморазвитии
  4. Содействие росту, развитию ребенка


  5. Слайд 7

    Основу работы психологической службы в
    Центре образования составляет:

    • психологическая диагностика
    • коррекционно-развивающая работа, с детьми,
      нуждающимися в психологической поддержке.

    Данные виды работы позволяют выявлять
    особенности психического развития каждого
    ребенка, сформированность определенных
    психологических новообразований, соответствия
    уровня развития знаний, умений, навыков,
    личностных и межличностных особенностей
    возрастным ориентирам, требованиям общества.

    При исследовании психического развития
    младших школьников особое внимание уделяется
    процессам мышления, внимания, памяти, контролю
    операций, мотивации, личностных отношений,
    социальных эмоций и ценностных ориентаций.



    Слайд 8

    Все исследования в нашем Центре образования
    проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в
    конце, с использованием следующих методик:

    • Методика “Заучивания 10 слов”.
    • Методика “Исключение понятий”.
    • Методика “Умозаключение по аналогии”.
    • Методика “Обобщение”.
    • Методика “Логичность умозаключений”.
    • Методика “Мюнстенберга”.
    • Методика “Исследования гибкости мышления”.
    • Анкета “Нервно – психическое здоровье”.
    • Методика “Проективный тест личностных
      отношений, социальных эмоции и ценностных
      ориентаций “Домики”.
    • Методика “Опросник школьной тревожности” по
      Филлипсу.
    • Методика “Оценка школьной мотивации”.

    (Приложение 2)



    Слайд 9

    В начале учебного года по результатам
    исследований формируются группы учащихся для
    коррекционно-развивающих занятий, которые
    проводятся по программам сохранения и
    формирования психологического здоровья детей
    младшего школьного возраста:

    • “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
    • “Четыре путешествия” — психопрофилактических
      развивающих занятий в начальной школе.
    • “Уроки добра” С.И. Семенака, которые формируют
      у детей доброжелательное поведение, навыки
      управления негативными эмоциями, осознанное
      отношение к нормам социального поведения.
    • “Умные занятия: через игру к совершенству” Е.
      Синицыной.

    В конце учебного года проводится
    заключительное исследование, которое позволяет
    выявить, каких результатов достигли учащиеся за
    год обучения, какова динамика развития
    познавательной и мотивационной сфер,
    эмоциональная и личностная направленность, а
    также для выявления эффективности развивающих
    занятий по данным программам формирования
    психологического здоровья.

    В целом проделанная работа позволила
    разработать систему рекомендаций для всех
    участников образовательного процесса. (Приложение 1)



    Слайд 10

    Подлинная поддержка ребёнка учителем,
    родителем и психологом должна основываться на
    подчеркивании его положительных качеств,
    способностей и возможностей. Только тогда эта
    поддержка будет отвечать принципам
    здоровьесбережения, позволит полностью
    реализовать здоровьесберегающий компонент в
    образовательном процессе.

    Таким образом, очень важно содружество
    “психолог-учитель-родитель-ребенок”.



    Слайд 11

    По результатам проведенных исследований можно
    сделать вывод, что психологическое здоровье
    делает личность самодостаточной…

    Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его
    возрастом – средствами:

    • самопонимания,
    • самопринятия,
    • саморазвития.

    Формируется полноценная психологически
    здоровая личность.



    Слайд 12. Портрет психологически здорового
    ребёнка

    Вот так выглядит модель психологически
    здорового ребёнка. Это:

    • активный,
    • творческий,
    • любознательный,
    • инициативный,
    • самостоятельный,
    • доброжелательный,
    • помогающий и уверенный в себе,
    • открытый и сопереживающий.

    Готовясь работать по новым образовательным
    стандартам и опираясь на портрет психологически
    здорового ребёнка, а также, изучив концепцию
    федеральных государственных стандартов
    образования, мы пришли к выводу, что портрет
    выпускника начальной школы в свете новых
    образовательных стандартов должен
    соответствовать следующим параметрам
    (характеристикам).



    Портрет выпускника начальной школы (новые
    образовательные стандарты):

    • деятельный и активный,
    • креативный,
    • любознательный,
    • инициативный,
    • уверенный в своих силах,
    • открытый внешнему миру,
    • доброжелательный и отзывчивый,
    • положительно относящийся к себе,
    • имеющий чувство собственного достоинства.

    Проведя параллель между данными моделями, мы
    приходим к выводу, что психологическое здоровье
    ребёнка – это ключевой момент, отражающий
    целевые установки и требования новых
    образовательных стандартов и ведущий к успешной
    их реализации.



    Слайд 13. Спасибо за внимание.

    Статья «Психологическое здоровье учащихся»

    Психологическое здоровье учащихся.

    Ж.-Ж. Руссо, сказал: 

    «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

    Психологическое здоровье – это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Психологическое здоровье ребёнка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

    3 уровня психологического здоровья детей

    1 уровень- дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности.

    2 уровень — большинство относительно «благополучных» детей, адаптированных к социуму, но проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

    3 уровень -дети либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия. Активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание.

    Использование психолого-педагогических технологий для сохранения психологического здоровья учащихся.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    • Релаксация. Работа кабинета психологической разгрузки «Зелёная комната»

    • Дыхательная гимнастика (Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна»)

    Кабинет психологической разгрузки, как одно из основных средств профилактики нервно – психического здоровья. Так называется усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные 

    условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления 

    работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

    Напряжённый ритм жизни школьников и школьных работников, интенсификация их труда на фоне низкой двигательной активности порождает известный диссонанс между требованиями, предъявляемыми к интеллекту, эмоциональной сфере и сравнительно малой физической нагрузкой. Работа нервной системы в подобном режиме часто ведёт к повышенному напряжению, неумению расслабляться, обретать психическое равновесие.

    Кабинет психологической разгрузки в школе работает в трёх режимах:

    • Психологическая разгрузка сотрудников и школьников после напряжённой работы в конце рабочего (или учебного) дня в специально отведённое время.

    • Психологический настрой (мобилизация) тех сотрудников и школьников, которые с трудом включаются в напряжённый ритм работы в начале рабочего дня, обучение навыкам мобилизации в стрессе.

    • Психопрофилактическая работа с практически здоровыми учителями и школьниками (обучение методам релаксации, медитации, аутогенной тренировки, навыкам бесконфликтного общения).

    • Вопрос о возможности и необходимости посещения сеансов психологической разгрузки решается психологической службой школы на основе данных психодиагностики

    • Для индивидуальной и групповой работы отводится 30 минут.

    • Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю учащиеся и 2 раза в неделю педагоги.

    • С помощью кабинета психологической разгрузки так хорошо проводить тренинги саморегуляции и релаксации! А если кому-нибудь из ребят становится грустно — стоит хотя бы 10-15 минут побыть в нашей комнате — и настроение улучшается прямо на глазах!

    • Интерьер кабинета вызывает у посетителей положительные эмоции, оказывает положительное воздействие на организм человека. Поэтому стены окрашены в светло – зелёный цвет. Психотерапевтический зал оборудован под цвет стен системой затемнения окон, акустическими колонками, аппаратами для ионизации, увлажнения и кондиционирования воздуха. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определённый ритм перед началом работы, настраивать на отдых во время перемены.

    Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна»

    Возможность снимать избыточное напряжение при сохранении высокой работоспособности с помощью диафрагмального дыхания и его оздоровительное влияние на организм доказано многочисленными научными исследованиями, это позволило нам разработать методику обучения дыханию в условиях образовательной системы, как способа профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния.

    Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок. Она разработана для обеспечения не медикаментозной нормализации психологического статуса учащихся. Также используется в качестве эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых.

    Цель программы: Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ)

    Задачи программы:

    • оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния

    • обучить детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях;

    • регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

    Программа позволяет:

    • активно привлекать родителей (законных представителей) к участию в коррекционной работе, совместное выполнение домашних упражнений с ребёнком положительно отражается как на результатах коррекционной работы, так и на взаимоотношениях в семье;

    • Программа «Волна» предусматривает активное участие ребёнка в процессе коррекции своих физиологических функций и навыков.

    • Оздоровительная дыхательная гимнастика по программе «Волна» уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.

    • Общими показаниями к работе с программой является:

    • — наличие высокой стрессовой нагрузки,

    • — этапы возрастных кризисов,

    • — хроническая неуспеваемость,

    • -проблемы личностного развития,

    • — периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, адаптация 1-х, 5-х,10-х классов, экзамены и т.д.),

    • — наличие факторов риска вовлечения в потребление психоактивных веществ. 

    Противопоказания.
    Абсолютные:
    — запрет на работу с монитором компьютера;
    — грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции.
    Относительные:
    — обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы,
    — значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи.

    Ограничения.

    • Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы (а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний).

    Использование программы по диафрагмальному дыханию, и работа комнаты психологической разгрузки, приносит положительные результаты:

    — улучшается состояние  здоровья учащихся;

    — успешно проходит реализация программы здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

    — повышается мотивации детей к обучению, сокращение пропусков  уроков, улучшение дисциплины в коллективе;

    — увеличивается количества детей, посещающих спортивные секции и кружки.

    Литература:

    1. Волна. Методическое пособие по обучению диафрагмальному дыханию. НПФ «Амалтея», СПб 2003.

    2. Общие вопросы применения метода БОС. Сборник статей — СПб., 2007

    Материал: Психологическое здоровье дошкольника | Социальная сеть работников образования

    Психологическое здоровье дошкольника

    Ребенок с рождения обладает со своими «особыми» врождёнными качествами. Это тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генотипом. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда, есть факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

    Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, который зафиксирован в форме предметов и знаковых систем. Он не наследуется, а присваивается. Психическое развитие ребёнка идет по образцу, который существует в данном обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна уровня развития данного общества. Исходя из этого, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а через призму социума. Выходит, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья весьма актуальна по сей день.

    Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения вобществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

    Термины «психическое здоровье» и «психологическое» имеют различия. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

    Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

    Что значит психологически здоровый человек? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

    Значит, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

    Уровни психологического здоровья:

    — креативный,

     — адаптивный

    — дезадаптивный.

    Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.

    Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой  психологической поддержке со стороны взрослых.

    Дезадаптивный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

    Факторы риска психологического здоровья детей:

    Средовые (окружающая среда ребенка) и

    К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

    Субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

    К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

    Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.  

    Задачи психологической поддержки:

    Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.

    Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).

    Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

    Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно  относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

    Этапы системы работы по формированию психологического здоровья:

    — Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.

    — Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.

    — С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями  рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.

    Рекомендации педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:

    — Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

    — Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

    — Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

    — Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

    — В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

    — Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;

    — Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

    — Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

    — При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

    — Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

    Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития,  может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

    Список литературы

    1. Выготский,  Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.
    2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
    3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
    4. Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .

    Консультация по теме: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

            Тема психологического здоровья, безусловно, актуальна. Ребенок, общаясь с взрослыми, постигает мир и от нас, окружающих его людей, зависит, насколько легко войдет он в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является важной составляющей и необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Любой стресс для ребёнка оказывает прямое влияние на его физическое и психическое состояние и этот факт не вызывает сомнения: практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

            Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Портрет психологически здорового человека можно описать следующим образом: это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек. При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного учреждения или учителей школы дети испытывают негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Это приводит к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. В результате психологического дискомфорта могут возникнуть такие заболевания как: бронхиальная астма, головные боли и приступы рвоты все эти симптомы лежат в основе неврозов.

            Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

    Специфика психологического здоровья ребенка.

    Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

    • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
    • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
    • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

    Факторы риска психологического здоровья детей.

            Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

            Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

            Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

            К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

            К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

            В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

    Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

            Задачи психологической поддержки детей:

    1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
    2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
    3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

    Литература:

    1. Дружинин В.Е. «Психическое здоровье детей».

    Критерии психологического здоровья ребенка | Wedding.ua

    О формировании психологического здоровья ребенка заботятся не только родители и люди, окружающие ребенка с пеленок, но и впоследствии педагоги дошкольного и школьного образования. Именно через взрослых людей малыш познает взрослый мир, поэтому  от них зависит, насколько просто будет ему входить в него. Поэтому, как психологическое, так и охрана здоровья детей в целом – это главное условие полноценного развития ребенка.

    В нашей современной действительности практически все дети нуждаются в психологической поддержке из-за воздействия ряда негативных факторов.

    Различие психического и психологического здоровья состоит в том, что психическое – относится к отдельным психическим процессам. Тогда как психологическое – характеризует личность в целом и дает возможность выявить психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье – необходимое условие развития человека в процессе жизни и тесно связано с физическим.

    Основные критерии психологического здоровья ребенка это:

    • состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
    • приемлемое социальное поведение;
    • умение понимать не только окружающих, но и себя;
    • реализация потенциала в  различных видах деятельности;
    • умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.

    Состояние психологического здоровья ребенка делится условно на уровни.

    Первый – креативный – к нему относятся дети с устойчивой адаптации к окружающей среде, силами для борьбы со стрессовыми ситуациями и творческим отношением к реальности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

    Второй – адаптивный – дети, которые в целом адаптированы к обществу, но у них существует повышенная тревожность.

    Третий, считается самым низкий, – дезадаптивный – к нему относятся дети, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам, жертвуя своими возможностями или желаниями. Или же используя активную наступательную позицию, подчиняя окружающих своим потребностям. Отнесенные к этому уровню дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

    Существуют факторы риска, которые влияют на психологического здоровье ребенка. Это:

    • средовые (окружение). К ним относятся неблагоприятные условия проживания в семье или связанные с детским садом. К примеру, в последнем травмой может стать и первая встреча с воспитателем, от которой, надо сказать, зависит дальнейшее взаимодействие ребенка с взрослыми.
    • Субъективные (индивидуальные особенности) включают в себя характер, самооценку и темперамент.

    Другими словами, основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.

    Психическое здоровье детей и подростков

    WHO / SEARO / Payden

    Во всем мире 10-20% детей и подростков страдают психическими расстройствами. Половина всех психических заболеваний начинается в возрасте 14 лет, а три четверти — к середине 20-летнего возраста. Психоневрологические расстройства являются основной причиной инвалидности среди молодежи во всех регионах. При отсутствии лечения эти условия серьезно влияют на развитие детей, их образовательные достижения и их потенциал жить полноценной и продуктивной жизнью.Дети с психическими расстройствами сталкиваются с серьезными проблемами, связанными со стигмой, изоляцией и дискриминацией, а также с отсутствием доступа к медицинским и образовательным учреждениям в нарушение их основных прав человека.

    Задачи Департамента в отношении психического здоровья детей и подростков заключаются в следующем:

    • для усиления пропаганды, эффективного руководства и управления в области психического здоровья детей и подростков;
    • для предоставления комплексных, интегрированных и оперативных услуг в области психического здоровья и социальной помощи в условиях сообщества для раннего распознавания и лечения детских психических расстройств на основе фактических данных;
    • для реализации стратегий по продвижению психосоциального благополучия, профилактике психических расстройств и продвижению прав человека молодых людей с психическими расстройствами;
    • для укрепления информационных систем, доказательств и исследований.

    Программа ВОЗ по обучению родительским навыкам для семей детей с задержками / нарушениями развития доступна для пилотного тестирования в странах.


    Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг., Принятый 66-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, обеспечивает основу для укрепления потенциала стран по удовлетворению потребностей в области психического здоровья детей и подростков. Департамент поощряет принятие подхода на основе жизненного цикла при реализации политики и стратегий в области психического здоровья.


    Резолюция «Комплексные и скоординированные усилия по лечению расстройств аутистического спектра» была принята Всемирной ассамблеей здравоохранения на ее 67-й сессии в мае 2014 года.


    Ссылки по теме

    новая серия ланцетов: Развитие детей младшего возраста 2016

    По оценкам, 43 процента детей в возрасте до пяти лет в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) подвержены повышенному риску плохого развития, согласно результатам новой серии журнала The Lancet «Продвижение раннего развития детей: от науки к масштабам» .

    Помощь подросткам в процветании — Рекомендации ВОЗ по мерам по укреплению и профилактике психического здоровья среди подростков

    ,

    Данные и статистика по психическому здоровью детей

    Психические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, вызывая страдания и проблемы в повседневной жизни. 1 К наиболее распространенным психическим расстройствам, которые можно диагностировать в детстве, относятся синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), тревожность и расстройства поведения.

    Есть разные способы определить, какие дети имеют проблемы с психическим здоровьем.CDC использует опросы, такие как Национальное обследование здоровья детей, чтобы понять, у каких детей диагностированы психические расстройства и получали ли они лечение. В этом типе опроса родители сообщают о диагнозах, которые их ребенок получил от поставщика медицинских услуг. Узнайте больше фактов о детских психических расстройствах ниже.

    Факты о психических расстройствах у детей в США

    • СДВГ, проблемы с поведением, тревожность и депрессия являются наиболее часто диагностируемыми психическими расстройствами у детей
      • 9.4% детей в возрасте 2-17 лет (около 6,1 миллиона) получили диагноз СДВГ. 2 Подробнее о СДВГ читайте здесь.
      • 7,4% детей в возрасте от 3 до 17 лет (примерно 4,5 миллиона) имеют диагностированные поведенческие проблемы. 3
      • У 7,1% детей в возрасте от 3 до 17 лет (примерно 4,4 миллиона) диагностирована тревога. 3
      • У 3,2% детей в возрасте от 3 до 17 лет (примерно 1,9 миллиона) диагностирована депрессия. 3
    • Некоторые из этих состояний обычно возникают вместе.Например:
      • Другое расстройство чаще всего встречается у детей с депрессией: примерно 3 из 4 детей в возрасте от 3 до 17 лет с депрессией также страдают тревожностью (73,8%) и почти каждый второй имеет проблемы с поведением (47,2%). 3
      • Среди детей в возрасте 3-17 лет с тревогой более 1 из 3 также имеют проблемы с поведением (37,9%), а примерно 1 из 3 также страдает депрессией (32,3%). 3
      • Среди детей в возрасте 3-17 лет с проблемами поведения более 1 из 3 также испытывают тревогу (36.6%) и примерно каждый пятый также страдает депрессией (20,3%). 3
    • Депрессия и тревога со временем усилились
      • «Когда-либо диагностировали тревогу или депрессию» среди детей в возрасте 6–17 лет увеличилось с 5,4% в 2003 г. до 8% в 2007 г. и до 8,4% в 2011–2012 гг. 4
      • «Когда-либо диагностировали тревогу» увеличилось с 5,5% в 2007 г. до 6,4% в 2011–2012 гг. 4
      • «Когда-либо диагностированная депрессия» не изменилась за период с 2007 г. (4.7%) и 2011-2012 гг. (4,9%). 4

    1 in 6 children aged 2-8 years has a mental, behavioral, or developmental disorder

    • Уровень лечения зависит от психического расстройства
      • Около 8 из 10 детей (78,1%) в возрасте от 3 до 17 лет с депрессией прошли курс лечения. 3
      • Лечились 6 из 10 детей (59,3%) в возрасте 3-17 лет с тревожным расстройством. 3
      • Более 5 из 10 детей (53,5%) в возрасте от 3 до 17 лет с расстройствами поведения получили лечение. 3

    1 in 6 children aged 2-8 years has a mental, behavioral, or developmental disorder

    • Психические расстройства, расстройства поведения и развития, начинающиеся в раннем детстве
      • 1 в 6 U.S. у детей в возрасте 2–8 лет (17,4%) диагностировано психическое, поведенческое расстройство или расстройство развития. 5
    • Частота психических расстройств меняется с возрастом
      • Диагноз депрессии и тревоги чаще встречается с возрастом. 3
      • Проблемы с поведением чаще встречаются у детей в возрасте 6–11 лет, чем у детей младше и старше. 3

    Bar Chart: Mental disorders by age in years - Depression: 3-5 years: 0.1%, 6-11 years: 1.7%, 12-17 years: 6.1% Anxiety: 3-5 years: 1.3%, 6-11 years: 6.6%, 12-17 years: 10.5% Depression: 3-5 years: 3.4%, 6-11 years: 9.1%, 12-17 years: 7.5% Закрыть Bar Chart: Mental disorders by age in years - Depression: 3-5 years: 0.1%, 6-11 years: 1.7%, 12-17 years: 6.1% Anxiety: 3-5 years: 1.3%, 6-11 years: 6.6%, 12-17 years: 10.5% Depression: 3-5 years: 3.4%, 6-11 years: 9.1%, 12-17 years: 7.5%

    • С психическим здоровьем детей связаны многие факторы семьи, общества и здравоохранения
      • Среди детей в возрасте 2-8 лет мальчики чаще, чем девочки, страдали психическими, поведенческими расстройствами или расстройствами развития. 5
      • Среди детей, живущих ниже 100% федерального уровня бедности, более 1 из 5 (22%) страдали психическими, поведенческими расстройствами или расстройствами развития. 5
      • Возраст и уровень бедности повлияли на вероятность получения детьми лечения от тревожности, депрессии или проблем с поведением. 3

    Примечание : Показатели, представленные на этой странице, являются приблизительными, основанными на отчете материнской компании с использованием репрезентативных национальных опросов.У этого метода есть несколько ограничений. Неизвестно, насколько точно дети получают эти диагнозы. Оценки, основанные на диагнозах, поставленных родителями, могут совпадать с оценками, основанными на медицинских записях, 6 , но у детей также могут быть психические расстройства, которые не были диагностированы.

    Доступ к психиатрической помощи

    Ранняя диагностика и соответствующие услуги для детей и их семей могут изменить жизнь детей с психическими расстройствами. 7 Доступ к поставщикам, которые могут предложить услуги, включая обследование, направление к специалистам и лечение, зависит от местоположения.CDC работает над тем, чтобы узнать больше о доступе к услугам по охране психического здоровья и поддержке для детей и их семей.

    Просмотрите информацию по штатам с описанием ставок различных типов поставщиков, которые могут предлагать поставщиков психиатрических услуг по округам.

    US Map Thumbnail

    Прочтите недавний отчет с описанием нехватки услуг, препятствий на пути к лечению и того, как интеграция психиатрической помощи с педиатрической первичной медико-санитарной помощью может решить эти проблемы. External icon

    Прочитать аналитическую записку о потенциальных способах расширения доступа к психиатрическим услугам для детей в сельской местности

    Управление данными для психического здоровья детей: что это такое и почему это важно?

    Источники данных о психическом здоровье и связанных с ним состояниях

    Существует множество различных наборов данных, которые включают информацию о психическом здоровье детей и связанных с ним состояниях детей, живущих в Соединенных Штатах.

    Национальное обследование здоровья и питания (NHANES)
    NHANES оценивает состояние здоровья и питания с помощью собеседований и медицинских осмотров и включает состояния, симптомы и проблемы, связанные с психическим здоровьем и злоупотреблением психоактивными веществами, а также использование и потребность в услугах по охране психического здоровья ,

    Национальное интервью по вопросам здоровья (NHIS)
    NHIS собирает данные о детском психическом здоровье, психических расстройствах, таких как СДВГ, расстройство аутистического спектра, депрессии и тревожности, а также об использовании и потребностях в услугах по охране психического здоровья.

    ,

    Психическое здоровье ребенка | CDC

    Mother with young daughter who is high-fiving doctor

    Узнайте, что CDC делает для устранения пробелов в поведенческой терапии детей.

    По оценкам, до 1 из 5 детей страдают психическим расстройством в течение года, и примерно 247 миллиардов долларов ежегодно тратятся на лечение и лечение детских психических расстройств. Из-за своего воздействия на детей, семьи и сообщества психические расстройства у детей являются важной проблемой общественного здравоохранения.

    Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) присоединяются к внешнему значку Управления по борьбе с наркотиками и психическим здоровьем (SAMHSA), наряду с другими агентствами, в изучении стратегий интеграции поведенческого здоровья с первичной медико-санитарной помощью, благополучием детей и образованием. ,

    Детские психические расстройства

    Термин «детское психическое расстройство» означает все психические расстройства, которые могут быть диагностированы и начинаются в детстве. Психические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями. Вот некоторые примеры детских психических и поведенческих расстройств:

    Узнайте об исследованиях CDC по психическому здоровью детей.

    СДВГ и поведенческое здоровье

    CDC сотрудничает с партнерами, чтобы узнать больше о психическом здоровье детей, понять причины психических расстройств, а также найти и продвигать эффективные стратегии профилактики и вмешательства.СДВГ — одно из наиболее распространенных нервно-поведенческих расстройств детского возраста. Поведенческая терапия — важная форма лечения детей с СДВГ.

    Эксперты рекомендуют детям дошкольного возраста (4-5 лет) с СДВГ в качестве первой линии лечения получать поведенческую терапию. Когда дети достигают школьного возраста (6-17 лет), рекомендуется поведенческое лечение в сочетании с лекарствами. Обучение родителей управлению поведением — хороший вариант лечения. Прочтите о лечении СДВГ.

    Пробелы в рекомендованном лечении СДВГ

    Чтобы выяснить, какое лечение получают дети от СДВГ, исследователи CDC изучили данные национальной выборки детей с особыми потребностями в уходе, собранную в 2009-10 гг., И обнаружили, что большинство детей с СДВГ получали либо медикаментозное лечение, либо поведенческую терапию; однако многие из них не получали лечения, как указано в рекомендациях по передовой практике, выпущенных в 2011 году Американской академией педиатрии (AAP).

    • Менее 1 из 3 детей с СДВГ получали как медикаментозное лечение, так и поведенческую терапию, которая в настоящее время является предпочтительным методом лечения для детей в возрасте от 6 лет и старше.
    • Только половина дошкольников (4-5 лет) с СДВГ получали поведенческую терапию, которая в настоящее время является рекомендованной терапией первой линии для этой группы.
    • Около половины дошкольников с СДВГ принимали лекарства от СДВГ, и примерно каждый четвертый лечился только с помощью лекарств.

    Эта информация описывает клиническую практику на момент публикации руководства.

    Это позволило лучше понять закономерности и пробелы в лечении СДВГ, а также то, что еще может потребоваться сделать для улучшения качества ухода за детьми с СДВГ. Узнайте больше об этом исследовании.

    Устранение разрыва

    CDC работает с партнерами, чтобы узнать больше о любых пробелах в эффективном лечении СДВГ. CDC работает над пониманием препятствий, с которыми семьи могут столкнуться при обращении за поведенческим лечением, и тех препятствий, с которыми могут столкнуться медицинские работники при предоставлении поведенческого лечения или направления к специалистам.Понимание этих препятствий для детей с СДВГ также даст представление о препятствиях на пути к эффективному поведенческому лечению детей с другими психическими расстройствами.

    • Дальнейшие исследования и оценка политики могут помочь нам лучше понять, какие факторы и стратегии повышают уровень использования поведенческой терапии.
    • Родители должны знать, что существуют рекомендации по поведенческой терапии для детей определенного возраста и что им следует обращаться за помощью к опытному поставщику.
    • Клиницисты должны знать об эффективных поведенческих методах лечения и ресурсах в своем сообществе, чтобы они могли направлять детей на поведенческую терапию в соответствии с рекомендациями Американской академии педиатрии и Американской академии детской и подростковой психиатрии.

    Увеличение количества поведенческой терапии приведет к согласованию существующей и передовой практики и улучшит качество ухода за детьми.

    Синдром Туретта и поведенческое здоровье

    Синдром Туретта — это нервно-поведенческое расстройство детского возраста, которое вызывает у людей тики.Дети с Туреттом обычно имеют психические расстройства, которые возникают вместе с Туреттом, включая СДВГ и обсессивно-компульсивное расстройство. В прошлом лекарства были единственным реальным вариантом лечения Туретта у детей и взрослых. Теперь существует вариант лечения, при котором не используются лекарства, под названием «Комплексное поведенческое вмешательство при тиках» или CBIT. CDC вступил в партнерские отношения с Американской ассоциацией Туретта, чтобы обеспечить обучение CBIT для медицинских работников и образовательные программы по CBIT для тех, у кого есть Туретт, и их семей.

    Психическое здоровье на протяжении всей жизни и во всем мире

    В дополнение к усилиям, направленным на детей, CDC также работает над проблемами психического здоровья среди взрослых в США, а также среди людей в других странах. Эти мероприятия сосредоточены на:

    • Качество жизни, связанное со здоровьем,
    • психические и хронические заболевания,
    • Профилактика насилия,
    • катастрофы и психическое здоровье окружающей среды,
    • Психическое здоровье женщин до, во время и после беременности,
    • укрепление психического здоровья и профилактика психических заболеваний в обществе.

    Подробнее о работе CDC в области психического здоровья здесь.

    Глоссарий

    Поведенческое здоровье описывает связь между поведением человека и здоровьем и благополучием тела и разума.

    Психические расстройства включают эмоциональные или психические расстройства (такие как маниакально-депрессивное состояние, обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрения) или расстройства поведения (такие как СДВГ и расстройство оппозиционно-вызывающего поведения).

    Нейроповеденческий означает, как мозг влияет на эмоции, поведение и обучение.

    Тики — это внезапные подергивания, движения или звуки, повторяемые людьми. Люди, у которых есть тики, не могут остановить свое тело от таких вещей, как снова и снова моргать или издавать кряхтящие звуки, не желая этого.

    ,

    NIMH »Дети и психическое здоровье

    Это только этап?

    Следует помнить

    • Всегда немедленно обращайтесь за помощью, если ребенок ведет себя небезопасно или говорит о желании причинить вред себе или кому-то другому.
    • Обратитесь за помощью, если поведение или эмоциональные трудности ребенка длятся более нескольких недель и вызывают проблемы в школе, дома или с друзьями.
    • Тщательная оценка может помочь определить, необходимо ли лечение и какие методы лечения могут быть наиболее эффективными.
    • Раннее лечение может помочь решить текущие проблемы ребенка, а также помочь предотвратить более серьезные проблемы в будущем.

    Когда обращаться за помощью

    Даже в самых лучших обстоятельствах может быть трудно отличить вызывающее поведение и эмоции, которые соответствуют типичному развитию ребенка, от тех, которые вызывают беспокойство. Важно помнить, что многие расстройства, такие как тревога, синдром дефицита внимания и гиперактивности и депрессия, действительно возникают в детстве.Фактически, многие взрослые, обращающиеся за лечением, размышляют о том, как эти расстройства повлияли на их детство, и желают, чтобы они получили помощь раньше. В целом, если поведение ребенка сохраняется в течение нескольких недель или дольше, причиняет страдания ребенку или его семье и мешает функционированию в школе, дома или с друзьями, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью. Если поведение ребенка небезопасно или ребенок говорит о том, что хочет причинить вред себе или кому-то еще, немедленно обратитесь за помощью. .

    Маленькие дети могут пройти обследование и лечение, если они:

    • Частые истерики или большую часть времени сильно раздражительны
    • Часто говорят о страхах или тревогах
    • Жалобы на частые боли в животе или головные боли без известной медицинской причины
    • Находятся в постоянном движении и не могут спокойно сидеть (, кроме , когда они смотрят видео или играют в видеоигры)
    • Слишком много или слишком мало сна, частые кошмары или сонливость днем ​​
    • Не заинтересованы в игре с другими детьми или испытывают трудности с поиском друзей
    • Проблемы в учебе или недавнее снижение успеваемости
    • Повторяйте действия или проверяйте вещи много раз из страха, что может случиться что-то плохое.

    Дети старшего возраста и подростки могут получить пользу от оценки, если они:

    • Потеряли интерес к вещам, которые раньше им нравились
    • Имеют низкую энергию
    • Спите слишком много или слишком мало, или кажетесь сонным в течение дня
    • Проводят все больше и больше времени в одиночестве и избегают общественных мероприятий с друзьями или семьей
    • Страх прибавить в весе, диеты или чрезмерных физических нагрузок
    • Участвовать в самоповреждении (например,g., разрезая или обжигая их кожу)
    • Курить, пить или употреблять наркотики
    • В одиночку или с друзьями проявлять рискованное или деструктивное поведение
    • Есть мысли о самоубийстве
    • Имеют периоды повышенного уровня энергии и активности и требуют гораздо меньше сна, чем обычно
    • Скажите, что они думают, что кто-то пытается контролировать их разум, или что они слышат то, чего не слышат другие люди.

    Первые шаги для родителей

    Если вы беспокоитесь о своем ребенке, с чего начать?

    • Поговорите с учителем вашего ребенка.Как ребенок ведет себя в школе, детском саду или на игровой площадке?
    • Поговорите с педиатром вашего ребенка. Опишите поведение и сообщите о том, что вы наблюдали и узнали из разговоров с другими.
    • Попросите направления к специалисту в области психического здоровья, имеющему опыт и знания в работе с детьми. (Дополнительная информация о том, как найти специалиста по психическому здоровью, находится в конце этой брошюры.)

    В поисках ответов

    Оценка, проведенная медицинским работником, может помочь прояснить проблемы, которые могут лежать в основе поведения ребенка, и дать уверенность или рекомендации для дальнейших шагов.Это дает возможность узнать о сильных и слабых сторонах ребенка и определить, какие меры могут быть наиболее полезными.

    Комплексная оценка психического здоровья ребенка включает следующее:

    • Интервью с родителями, касающееся истории развития ребенка, темперамента, отношений с друзьями и семьей, истории болезни, интересов, способностей и любого предшествующего лечения. Важно получить представление о текущей ситуации ребенка, например: сменил ли он школу в последнее время, не было ли болезни в семье или изменения, оказывающего влияние на повседневную жизнь ребенка.
    • Сбор информации из школы, такой как стандартные тесты, отчеты о поведении, способностях и трудностях.
    • Интервью с ребенком о его или ее опыте, а также, при необходимости, тестирование и наблюдения за поведением.

    Варианты лечения

    Результаты оценки могут свидетельствовать о том, что поведение ребенка связано с изменениями или стрессами дома или в школе; или является результатом расстройства, для которого рекомендуется лечение.Рекомендации по лечению могут включать:

    • Психотерапия («разговорная терапия»). Существует множество различных подходов к психотерапии, в том числе структурированная психотерапия, направленная на определенные состояния. Информация о типах психотерапии доступна на странице Психотерапевтов Национального института психического здоровья (NIMH) (www.nimh.nih.gov; поисковый запрос: психотерапия). В эффективную психотерапию для детей всегда входит:
      • Вовлечение родителей в лечение (особенно детей и подростков)
      • Навыки преподавания и отработка навыков дома или в школе (между сессиями «Домашние задания»)
      • Меры прогресса (e.g., оценочные шкалы, улучшения в домашних заданиях), которые отслеживаются с течением времени.
    • Лекарства. Лекарства можно применять одновременно с психотерапией. Как и в случае со взрослыми, тип лекарств, используемых для детей, зависит от диагноза и может включать антидепрессанты, стимуляторы, стабилизаторы настроения и другие. Общая информация о конкретных классах лекарств доступна на странице NIMH, посвященной лекарствам для психического здоровья (www.nimh.nih.gov; поисковый запрос: лекарства).Лекарства часто используются в сочетании с психотерапией. Если задействованы разные специалисты, лечение следует согласовывать.
    • Семейное консультирование. Включение родителей и других членов семьи в лечение может помочь семьям понять, как индивидуальные проблемы ребенка могут повлиять на отношения с родителями, братьями и сестрами и наоборот.
    • Поддержка родителей. Индивидуальные или групповые занятия, которые включают обучение и возможность поговорить с другими родителями, могут предоставить новые стратегии поддержки ребенка и положительного управления трудным поведением.Терапевт также может научить родителей, как обращаться со школой.
    • Чтобы найти информацию о вариантах лечения конкретных заболеваний, посетите сайт www.nimh.nih.gov/health/.

    Выбор специалиста по психическому здоровью

    Особенно важно искать специалиста по психическому здоровью ребенка, который имеет подготовку и опыт лечения конкретных проблем, с которыми сталкивается ваш ребенок. При встрече с потенциальными поставщиками лечения задайте следующие вопросы:

    • Используете ли вы подходы к лечению, подтвержденные исследованиями?
    • Привлекаете ли вы к лечению родителей? Если да, то как в этом участвуют родители?
    • Будет ли домашнее задание между занятиями?
    • Как будет оцениваться прогресс после лечения?
    • Как скоро мы можем ожидать прогресса?
    • Как долго должно длиться лечение?

    Дополнительная информация, касающаяся определения квалифицированного специалиста в области психического здоровья и эффективных вариантов лечения, доступна на веб-сайте NIMH www.nimh.nih.gov/findhelp, а также через другие организации, перечисленные в разделе «Ресурсы» данной брошюры.

    Работа со школой

    Если у вашего ребенка есть поведенческие или эмоциональные проблемы, которые мешают его успеху в школе, он или она могут воспользоваться планами или приспособлениями, которые предусмотрены в соответствии с законами, первоначально принятыми для предотвращения дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями. Медицинские работники, ухаживающие за вашим ребенком, могут помочь вам в общении со школой.Первым шагом может быть вопрос в школе, подходит ли вашему ребенку индивидуальная программа обучения или план 504. Адаптация может включать в себя простые меры, такие как предоставление ребенку магнитофона для заметок, обеспечение гибкости в отношении количества времени, отведенного на тесты, или регулировка сидения в классе, чтобы уменьшить отвлечение. Существует множество источников информации о том, какие школы могут, а в некоторых случаях должны обеспечивать детей, которым будет выгодно жилье, и как родители могут запросить оценку и услуги для своего ребенка:

    • В Соединенных Штатах есть центры обучения и информации для родителей и общественные центры ресурсов для родителей.На веб-сайте Центра информации и ресурсов для родителей перечислены центры в каждом штате.
    • Министерство образования США располагает подробной информацией о законах, которые устанавливают механизмы предоставления детям приспособлений, адаптированных к их индивидуальным потребностям и направленных на содействие им в учебе в школе. У ED также есть веб-сайт, посвященный Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями, а Управление по гражданским правам ED имеет информацию о других федеральных законах, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности в государственных программах, например в школах.
    • Многие организации, перечисленные в этой брошюре в качестве дополнительных ресурсов, также предлагают информацию о работе со школами, а также другую более общую информацию о расстройствах, поражающих детей.

    Узнать больше

    Информация о конкретных заболеваниях доступна на веб-сайте NIMH, а также в наших публикациях и на страницах с информацией о здоровье. Указанные ниже организации также имеют информацию о симптомах, лечении и поддержке детских психических расстройств.Участие в волонтерских группах может дать возможность общаться с другими родителями, которые сталкиваются с подобными проблемами.

    Исследователи продолжают изучать новые способы лечения детских психических расстройств; в разделе «Присоединиться к исследованию» ниже представлена ​​информация об участии в клинических исследованиях.

    Ресурсы

    Обратите внимание: Этот список ресурсов предоставляется только для информационных целей.Он не является исчерпывающим и не означает одобрения NIMH.

    Следующие организации и агентства имеют информацию о проблемах психического здоровья у детей. Некоторые предлагают рекомендации по работе со школами и поиску специалистов в области здравоохранения:

    Лечение заболеваний, поражающих детей

    NIMH проводит и поддерживает исследования, которые могут помочь найти новые и улучшенные способы диагностики и лечения психических расстройств, возникающих в детстве.Это исследование включает в себя изучение факторов риска, в том числе связанных с генетикой, опытом и окружающей средой, которые могут дать ключ к пониманию того, как развиваются эти расстройства и как их идентифицировать на ранней стадии. NIMH также поддерживает усилия по разработке и тестированию новых вмешательств, включая поведенческие, психотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Помимо предоставления способов диагностики и лечения расстройств в детстве, исследования могут помочь определить, сохраняются ли положительные эффекты лечения в детстве в подростковом и взрослом возрасте.

    Участие в исследовании для детей

    Дети — это не маленькие взрослые, но им часто дают лекарства и методы лечения, которые были протестированы только на взрослых. Существует множество свидетельств того, что развивающийся мозг и тело детей могут реагировать на лекарства и лечение иначе, чем мозг и тело взрослых. Лучший способ лечения детей — это исследования, разработанные специально для них.

    NIMH поддерживает широкий спектр исследований, включая клинические испытания, в которых рассматриваются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний.Во время клинических испытаний состояний, влияющих на психическое здоровье, проверяемыми методами лечения могут быть новые поведенческие методы лечения, новые лекарства или новые комбинации лекарств или новые подходы для улучшения существующих методов лечения. Цель клинических испытаний — определить, работает ли новый тест или лечение и является ли он безопасным. Хотя отдельные участники могут извлечь выгоду из участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы в будущем помочь другим.

    Поиск клинического исследования

    Исследователи из NIMH проводят исследования в различных областях, включая когнитивные способности, генетику, эпидемиологию и психиатрию. Эти исследования NIMH проводятся в Клиническом центре Национального института здоровья в Бетесде, штат Мэриленд, и требуют регулярных посещений. Чтобы найти исследования для детей и подростков, которые проводятся в NIMH, посетите сайт «Присоединиться к исследованию: дети». Вы можете узнать, подходит ли исследование для вашего ребенка, поговорив с контактными лицами, указанными для каждого исследования.

    В дополнение к испытаниям, проводимым в NIMH, в США и по всему миру проводятся клинические испытания методов лечения психических заболеваний. Чтобы найти ближайшее к вам клиническое исследование, посетите сайт ClinicalTrials.gov. Это реестр с возможностью поиска и база данных результатов клинических испытаний, проводимых при поддержке федеральных и частных лиц. ClinicalTrials.gov предоставляет вам информацию о цели испытания, о том, кто его финансирует, кто может участвовать, о местонахождении и номерах телефонов для получения более подробной информации.Эта информация должна использоваться вместе с советами специалистов в области психического здоровья.

    Отпечатки

    Эта публикация находится в общественном достоянии и может воспроизводиться или копироваться без разрешения NIMH. Цитируется цитирование НИПЗ как источника. Мы призываем вас воспроизвести его и использовать в своих усилиях по улучшению здоровья населения. Однако ненадлежащее использование государственных материалов может вызвать юридические или этические проблемы, поэтому мы просим вас следовать этим рекомендациям:

    • NIMH не поддерживает и не рекомендует какие-либо коммерческие продукты, процессы или услуги, а наши публикации не могут быть использованы в рекламных целях.
    • NIMH не предоставляет конкретных медицинских консультаций или рекомендаций по лечению или направлений; наши материалы не могут быть использованы для предоставления такой информации.
    • NIMH просит нефедеральные организации не изменять наши публикации таким образом, чтобы это могло поставить под угрозу целостность и «бренд» при использовании публикации.
    • Добавление логотипов нефедерального правительства и ссылок на веб-сайты может не означать, что NIMH одобряет какие-либо конкретные коммерческие продукты или услуги, лечение или услуги.
    • Изображения, используемые в публикациях, являются моделями и используются только в иллюстративных целях. Использование некоторых изображений ограничено.

    Если у вас есть вопросы относительно этих рекомендаций и использования публикаций NIMH, пожалуйста, свяжитесь с Центром информационных ресурсов NIMH по телефону 1–866–615–6464 или по электронной почте [email protected].

    Для получения дополнительной информации

    Поиск психиатрического лечения

    Управление наркологической помощи и психиатрической помощи (SAMHSA) предоставляет этот онлайн-ресурс для поиска психиатрических лечебных учреждений и программ.В разделе «Поиск психиатрических услуг» «Поисковика психиатрических услуг» перечислены учреждения, предоставляющие психиатрические услуги лицам с психическими заболеваниями. Найдите медицинское учреждение в вашем штате на сайте https://findtreatment.samhsa.gov/. Для получения дополнительных ресурсов посетите https://www.nimh.nih.gov/findhelp.

    Вопросы, которые стоит задать врачу

    Задавая вопросы и предоставляя информацию своему врачу, вы можете улучшить ваше обслуживание. Разговор с врачом укрепляет доверие и приводит к лучшим результатам, качеству, безопасности и удовлетворению.Посетите веб-сайт Агентства медицинских исследований и качества, чтобы получить советы по адресу www.ahrq.gov/patients-consumers.

    Для получения дополнительной информации об условиях, которые влияют на психическое здоровье, ресурсы и исследования, перейдите на MentalHealth.gov на http://www.mentalhealth.gov или на веб-сайт NIMH на http: //www.nimh.nih Пра. Кроме того, служба MedlinePlus Национальной медицинской библиотеки (https://medlineplus.gov/) (на испанском языке: http://medlineplus.gov/spanish) содержит информацию по широкому кругу вопросов, касающихся здоровья, включая состояния, влияющие на душевное здоровье.

    Для получения информации о клинических испытаниях посетите:
    ClinicalTrials.gov: http://www.clinicaltrials.gov
    (En español: http://salud.nih.gov/investigacion-clinica/)

    Национальный институт психического здоровья
    Управление научной политики, планирования и коммуникаций
    Отдел научных писем, прессы и распространения информации
    6001 Executive Boulevard
    Room 6200, MSC 9663
    Bethesda, MD 20892-9663
    Телефон: 301 443 4513 или
    Бесплатно: 1 866 615 NIMH (6464)
    TTY Бесплатная линия: 1 866 415 8051
    Факс: 301 443 4279
    Эл. Почта: nimhinfo @ nih.gov
    Веб-сайт: www.nimh.nih.gov
    ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЛЮДСКИХ УСЛУГ США
    Национальные институты здравоохранения
    Публикация NIH № 20-MH-8085
    Пересмотрено 2018 г.

    ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *