Особенности мифологического мировоззрения кратко: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

его сущность, особенности и специфика :: SYL.ru

Понятие и структура мировоззрения

У понятия «мировоззрение» нет какого-то одного признаваемого всеми определения. Чаще всего ученые сходятся на том, что под этим термином следует понимать комплексное представление человека о мире, некую субстанцию, которая является связующим звеном между сознанием и познанием. С точки зрения своей структуры мировоззрение включает такие элементы, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Мифологическое мироззрение

Основные типы мировоззрений

Мировоззрение развивалось вместе с развитием человека, его представлений об окружающем мире и о себе. Несмотря на то, что в настоящее время ученые наибольшее внимание уделяют обыденному и научному представлению об окружающей действительности, исторически первой формой миропонимания является мифологическое мировоззрение.

Понятие мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, как следует из названия, основывается на мифах, то есть на ярких, эмоциональных, логически выстроенных схемах, с помощью которых человек старался объяснить те или иные явления или процессы. Эмоциональность и красочность была необходима, чтобы заставить окружающих поверить в то, что в действительности все именно так и происходит.

Специфика мифологического мировоззрения

Миф как отражение специфики мифологического мировоззрения

В то же время миф – это не просто рассказ, это очень глубокое переживание человеком тех событий, о которых он повествует. Такое восприятие происходит потому, что в этих историях затрагиваются самые важные проблемы человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Миф – это своеобразный шифр, «скрытый язык», с помощью которого человек стремился донести до окружающих всю сложность и упорядоченность окружающей природной среды. Именно в этом поиске глубинного смысла тех или иных явлений и процессов, окрашенного в яркие, а подчас и в фантастические тона, и заключается специфика мифологического мировоззрения.

Предпосылки появления мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение, его появление и развитие связаны с определенным этапом развития человеческого сознания и накопления знаний об окружающем мире. Непосредственными предпосылками его появления следует признать определенный эмоциональный дискомфорт, который окружал человека в те далекие времена, а также его стремление использовать даже те незначительные знания, которыми он уже обладел, чтобы сразу объяснить все окружающие его процессы и явления.

Особенности мифологического мировоззрения

Особенности мифологического мировоззрения

Они самым непосредственным образом связаны со спецификой данного типа мировосприятия. Это и одушевление окружающих предметов и явлений, и неразделенность представлений о действительности, и фантазии, и перенос многих явлений своей жизни в мир богов и духов. Кроме того, мифологическое мировоззрение характеризуется отсутствием каких-либо попыток придать познанию абстрактный характер, то есть попытаться выделить в тех или иных явлениях их главные, сущностные качества и свойства. При этом в мифах человек пытался дать объяснение абсолютно всему, что его окружало, в том числе себе самому. В то же время следует отметить, что мифологическое мировоззрение, в отличие от тех же обыденных знаний о предметах, представляет собой достаточно стройную систему, где каждый миф занимает собственное, четко определенное место.

Мифологическая форма мировоззрения


1. Мифологическая форма мировоззрения: диалектика мифа  и его социально-антропологические корни


Миф – греч. mythos – слово, предание, рассказ – явление чрезвычайно сложное и по настоящее время не имеет общепринятой трактовки. Миф иногда трактуют настолько широко, что под него попадают не только теогония, космология, но и всякого рода сказки, поучения, родословные и т.д. К тому же первоначально mythos не противопоставлялся logos-у, который тоже означал «слово», «речь», и лишь позднее logos стал означать способность мышления, разум. Поэтому есть смысл начать с общей характеристики мифологии, а затем перейти к раскрытию сущности мифа, лежащего в основании ее.


В современной литературе слово «мифология» употребляется не меньше, чем в трех значениях:


1. Мифология как совокупность преданий, сказаний, рассказов о богах и героях, их происхождении, жизни, деяниях и т.д.;


2. Мифология как система фантастических представлений о мире, включающая массу разнообразных мифов, которые могут быть типологизированы;


3. Мифология как наука о мифах, их природе, сущности, происхождении, функциях и т.д.


В настоящей лекции речь пойдет о мифологии как специфическом миропонимании, как мировоззрении. Словосочетанием «мифологическое мировоззрение» мы объединяем, во-первых, целый комплекс различных психических явлений, феноменов сознания, во-вторых, ряд элементов, «практических», «деятельных» в виде системы ритуалов, обрядов, действий, которыми сопровождаются акты сознания, предания, рассказ о том, как это было впервые. Тем самым индивид вовлекается в жизнь рода, общины, обеспечивая мифу сохранность и трансляцию его следующим поколениям. Мир мифа – мир родственников, большой общины. Миф – социоантропоморфен. Таким образом, мифологическое мировоззрение содержит в себе два ряда: словесно-повествовательный и деятельно-практический, событийный. Синкретичность и недифференцированность такого мировоззрения, имплицитно содержащего в себе элементы самых различных знаний, делают его неразложимым на составные части. По мнению многих отечественных авторов (А.С. Богомолова, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского и др.), в мифологическом мировоззрении вообще нет отчетливого разделения субъекта и объекта, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени и т.д. В мифологическом мировоззрении мир мифа и реальный, действительный мир не отделены друг от друга. И тот и другой принимаются субъектом за подлинный, настоящий. Во многом это объясняется тем, что индивид не выделяет себя из окружающего мира и не отделяет себя от рода, Космоса. Более того, жизнь Космоса мыслилась, виделась им по аналогии с жизнью рода. Нерасчлененность, недифференцированность мировоззрения, нераздельная слитность эмоционального, аффективного и мыслительного, созерцательного и являются свидетельством слитности самой жизни. Мифологическое мировоззрение вбирает в себя и опирается не на индивидуальный опыт, а на опыт рода. «Миф, – пишет М. Мамардашвили, – это упакованная в образах и метафорах и мифических существах многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция»[1]. Миф как бы говорит, что когда-то все это было, и в этом смысле оно представляется индивиду реальным, действительно имевшим место. Но будет ли оно иметь место в будущем, повторится ли, сказать трудно. Скорее всего нет! И потому событийный ряд воспринимается как чудо. События, о которых говорится в мифе, имели место как бы в далеком прошлом, от настоящего их отделяет большой временной интервал, что и позволяет их видеть как реальные, как ту первооснову, на которой вырастает все последующее. Таким образом, мифологическое мировоззрение приобретает значение парадигмы, образца для воспроизведения, выполняя тем самым регулятивную функцию и принуждая индивида следовать этому образцу.


В самом общем виде можно отметить следующие черты мифологического мировоззрения. Во-первых, оно является социально-антропоморфным: окружающий мир осмысливается в соответствии со свойствами человека и общества. Иногда эту черту мифологического мировоззрения называют аналогизмом, подчеркивая тем самым, что человеку свойственно судить о мире по аналогии с самим собой, наделяя мир собственными свойствами, одушевляя его. По этой причине мифологическое мировоззрение имеет и второе название – социоантропоморфическое мировоззрение[2]. Во-вторых, мифологическое мировоззрение отличается исключительной тотальностью, целостностью. Мир, представленный в нем, представляет собой пусть и смутную, но целостную картину. В-третьих, мифологическое мировоззрение воспринимало мир как изменчивый, возникающий и постоянно изменяющийся. Данную черту мировоззрения принято называть грекоязычным термином генетизм. Генетизм – это представление о происхождении всего сущего, включая и мифологических богов. По выражению Е.М. Мелетинского, генетизм носит тотальный характер, включая в себя не только теогонию (мифы о происхождении богов), но и этнологизм (учение о причинах и условиях возникновения и происхождения всего сущего, мира в целом).


Надо отметить, что идея происхождения – рождения и гибели, смерти сущего – является центральной и для философского мировоззрения. Поэтому философия внимательно относится к указанной черте мифологического мировоззрения, поскольку она сама возникает, выходит из мифологического мировоззрения. Однако основу представляет не первоначальная мифология, а существенно переработанная, преобразованная творческим воображением и талантом Гомера, Гесиода (героический эпос Гомера, дидактический эпос «Труды и дни» Гесиода, его же «Теогония»).


Олимпийские боги Гомера – это третье поколение древнегреческих мифологических богов. К первому поколению следует отнести Океан и его жену Тефиду (у Гомера) или Хаос (у Гесиода). Ко второму поколению следует отнести широкогрудую Гею-Землю, мрачный Тартар, прекрасный Эрос. Гея с мужем Ураном (Небо) порождает титанов во главе с Кроносом. Свергнув Урана, Кронос со своей женой Реей порождает олимпийских богов – третье поколение, – во главе которых, свергнув своего отца Кроноса, становится Зевс. Этот теогонический процесс продолжается и дальше: появляются Танатос (Смерть), Сон, богини судьбы Керы и Мойры… От любовных связей богов и богинь со смертными рождаются герои. Гомер и Гесиод, подвергнув мифы обработке, придали им художественную образность, заложив основу аллегоризма: нами эти мифы воспринимаются как образы природных стихий, как метафоры – поэтические образы. В конечном итоге мифологическое мировоззрение пыталось объяснить, как из Хаоса рождается упорядоченый и гармонизированный мир.


Таким образом, мы подошли к характеристике самого мифа как ядра мифологического мировоззрения, как его основного понятия. «Миф, – по словам А.Ф. Лосева, – необходимая, прямо можно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. … Он диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще»[3].


В философской и исторической литературе существует много определений мифа, но если попытаться суммировать их суть, то все они в конечном итоге определяют миф как обобщенное отражение мира в фантастическом виде тех или других одушевленных существ. Но само по себе определение мифа еще не раскрывает его сущность. Сущность мифа раскрывает его теория. Классическим трудом по теории мифа является «Диалектика мифа» А.Ф. Лосева. Считается, что он дает наиболее верную методологию исследования феномена мифа: не останавливаясь на определении мифа как фантастического отражения – этого недостаточно для понимания – он раскрывает особый характер мифологического отражения. Отражение действительности в мифе оказывается ее освоением.


Исходный методологический принцип своей концепции мифа А.Ф. Лосев формулирует следующим образом: «Я беру миф так, как он есть, т.е. хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе – как он смыслит свою сказочную природу … я даю только одну диалектику мифа»[4]. Но что значит, взять миф как таковой, как он есть? А.Ф. Лосев разъясняет: «Надо сначала стать на точку зрения самой мифологии, т. е. стать самому мифическим субъектом. Надо вообразить, что мир, в котором мы живем и существуют все вещи, есть мир мифический, что вообще на свете только и существуют мифы»[5].


Следовательно, взять миф как таковой означает взглянуть глазами мифического субъекта, а не извне, не из нашего времени глазами рационально-теоретически мыслящего отчужденного субъекта. Потому-то А.Ф. Лосев и говорит, что миф не есть выдумка, не есть понятие, не есть образ… он есть все. Отсюда он делает вывод, что сущность мифа нельзя понять через его сравнение с художественным образом, религиозным представлением, научным понятием. В нем можно обнаружить элементы самых различных форм познания и способов освоения действительности, и каждый из них рассмотреть в качестве специфической природы мифа. Однако, предупреждает А.Ф. Лосев, ни один из них нельзя брать в качестве самостоятельных и готовых предпосылок мифа, наличных форм знания. Все эти элементы в мифе слиты, неразрывно сплавлены, а потому не имеют смысла их значения вне этой тотальной синкретичности. То есть все сопоставления мифа с другими формами не отвечают на вопрос, что такое миф: ответ всегда будет негативным.


Может показаться странным, парадоксальным, что миф, будучи фантастическим отражением действительности, не содержит ничего… выдуманного, фантастического. Да, парадокс, если смотреть на миф с позиций рационально-теоретического сознания и пытаться определить его через сравнение с чистым искусством, религией, наукой, поскольку в нем можно обнаружить иносказание, образность, метафоричность, понятийность, не заметив только самого мифа.


Что же такое миф, если встать на точку зрения мифологического субъекта? Ответ А.Ф. Лосева звучит парадоксально: «Вот наше кратчайшее резюме всего предыдущего анализа, со всеми его отграничениями и подразделениями: миф есть бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности»[6]. И одно дополнение – оно нам потребуется в дальнейшем – «Всякая живая личность есть так или иначе миф»[7].


Итак, миф есть личность. То есть понять природу, сущность, тайну мифа означает прежде всего, что необходимо понять личность носителя мифологического сознания, субъекта мифа. Оставим на время выяснение структуры мифа, специфики мифологического сознания, эволюции мифа, а попытаемся понять мифологическую личность, носителя мифологического мировоззрения.


В исследовательской форме А.Ф. Лосева («в нашей формуле, собственного говоря, четыре члена: 1) личность, 2) история, 3) чудо, 4) слово») на первом месте стоит личность. Для него любая личность мифична. Что это значит? Это значит, что корни мифа социоантропоморфны, миф вытекает из самой социокультурной сущности человека. Человек, самосотворив себя, создал тем самым, как подчеркивает М. Мамардашвили, «разрыв, пропасть между культурой и природой». Миф и оказывается системой нейтрализации оппозиции «культура-природа», заполнения этой пропасти. По Мамардашвили, «мифические существа и природны, и культурны, и одновременно сверхъестественные и способные на невозможное в отличие от человека»[8]. На что же не способен в первую очередь человек? Что для него невозможно в реальности? Достигнуть физического бессмертия, преодолеть смерть, преодолеть разрыв между жизнью и смертью. Именно это-то и преодолевают мифические существа: они или бессмертны, или, умирая, воскресают.


Созданный человеком мир культуры – это «вторая природа». Поэтому все, что помогает человеку преодолеть разрыв между двумя этими мирами, человеку близко, необходимо и понятно. Все писавшие о мифе указывают на близость мифа природе человека. М. Бахтин отмечал, что в мифе есть «теплота сплачивающей тайны»[9]. Б. Зайцев в повести «Преподобный Сергий Радонежский» говорит, что «миф лучше чувствует душу события, чем чиновник исторической науки»[10]. И, наконец, К. Ясперс пишет, что «миф чарует, вступать в его сферу благо»[11]. Откуда такая чарующая родная теплота мифа, которая и современного, рассудочного человека пленяет и согревает, оказывается ему нужной? И не только в плане эстетическом, но и более широком – социально-культурном, ставя под сомнение утверждение Маркса, что в будущем миф отомрет, что он станет невозможным в век электричества. Пожалуй, прав Ф. Х. Кессиди, автор книги «От мифа к логосу», говоря применительно к нашим дням, что мы идем «От логоса к мифу».


Существование современной мифологии[12] нельзя объяснить только готовностью современных мифотворцев создать любой миф, выполняя социальный заказ. Речь идет не о мифотворчестве, а о мифологии, т.е. массовом коллективном сознании, нуждающемся в мифах и воспринимающем их как реальность. «Существование мифов в современной культуре, – говорит И.Т. Касавин, – очевидный факт, ибо всякая духовная культура на добрую половину состоит из мифов. Трансляция культурных архетипов – типичный мифологический процесс, в котором фигурируют культурные герои, процедуры, их культовое возвеличивание»[13].


В основе современной мифологии лежит целый ряд объективных и субъективных причин. К числу таких объективных причин, по мнению А.Ф. Лосева, относится сохранение элементов общинно-родовых отношений, которые никогда полностью не исчезали и, возможно, никогда не исчезнут, поскольку «человеку, при всех успехах его цивилизации и при любом торжестве рассудочных построений, очень трудно забыть, что у него есть родители и дети, что в течение всей своей жизни он по рукам и ногам связан родственниками и что родство это отнюдь не есть случайное явление, а нечто в человеческой, да и во всей природной жизни весьма глубокое и неискоренимое»[14]. Никакие, даже самые глубокие, экономические и научно-технические достижения не могут до конца уничтожить корни мифологического мировоззрения, поскольку они коренятся в известной мере в самой природе человека. Поэтому миф нельзя искоренить рациональными доводами. Будучи иррациональным по своей сути, он не всегда реагирует на обстоятельства разума.


Вечность элементов мифологического сознания коренится в дуалистической, амбивалентной природе человека. Человек как существо целеполагающее и идеалопреследующее, долженствующее и существующее, надеющееся и верующее не может не содержать потенциально в себе склонность к мифологизации. Мифологизация – это особый, специфический способ освоения действительности, рождающий иллюзию преодоления человеком собственной раздвоенности. Преодолеть эту раздвоенность до конца человеку не удается. Он навсегда обречен на то, что является носителем, по замечанию Ф.К. Кессиди, «двойной мировоззренческой ориентации в мире, связанной со свободой и необходимостью»[15]. Необходимость вынуждает человека к адаптации, к примирению с действительностью, с сущим, но свободная целеполагающая деятельность толкает его иллюзорно, в вере принять должное за сущее, желаемое за действительное. В этом источник веры в различные утопические проекты, в скорые и облегченные («чудесные») пути и способы их реализации.


Мифологическое мировоззрение – это мировоззрение родового человека, которого еще не коснулось разделение груда. Такой человек отличается цельностью и примитивной всесторонностью. Он не осознавал своей духовной индивидуальности, да ее практически и не было. Целостности индивида, т.е. не ограниченного каким-то одним видом деятельности, соответствовало столь же целостное мифологическое мировоззрение, дававшее ему полное знание о роде, о мире, который, по существу, был тем же большим Родом, о самом себе. В этом и заключается, как мы уже говорили, социоморфизм мифологического мировоззрения.


Знание истории рода, истории богов, героев – понятных и близких индивиду своими человеческими силами и слабостями, делало окружающий мир доступным и простым, понятным и ясным. В мифологических сюжетах находилось место почти всем явлениям окружающей жизни. И в случае необходимости каждый индивид легко мог вписать в общую картину то или иное явление, с которым он сталкивался: для этого требовалось знать историю своего рода, представленную в системе мифов.


Мифологическое мировоззрение давало такую картину мира, в которой легко было ориентироваться, находить свое место в нем, знать свое предназначение и т.д. В этом-то и состоит мировоззренческая природа мифа и его целесообразность: для субъекта мифологического сознания вообще не существует чего-либо непонятного, неясного. Ему было чуждо ощущение своего незнания. Ему казалось, что он знает все. Мифология была полным и законченным знанием о мире. Разумеется, это не означает, что сама мифология не менялась. Миф претерпевал определенную эволюцию. Например, можно говорить о значительном отличии мифологии Гомера и Гесиода от ранней мифологии. Так, Ж.-П. Вернан пишет: «При чтении же Гомера картина меняется. В «Илиаде» нам открывается другое общество, иной человеческий мир, как если бы, начиная с гомеровской эпохи, греки не могли боле воспринимать облик былой микенской цивилизации… Оно оказало влияние на самого человека той эпохи, изменило его духовный мир, трансформировало его психологические установки»[16].


Говоря о поздней мифологии, можно указать на такие ее особенности, как, во-первых, систематизированность и внутренняя упорядоченность, во-вторых, литературная обработанность, в-третьих, произошла генетическая и рациональная формализация теогонических и эпических представлений о богах. Генетическая упорядоченность означала, что нет универсального мифологического детерминизма, когда все может произойти от всего. А рациональная упорядоченность означала, что функции богов ограничиваются, они как бы «специализируются»[17].


В целом можно сказать, что эволюция мифологического мировоззрения означала его диалектику: изменение соотношения в мифе веры и знания, образного метафорического и здравомыслящего, объективного и субъективного. Постепенно нарастает процесс сокращения в мифе сферы непознанного, таинственного, мистического. Рационально-логические элементы, растворявшиеся ранее в образно-чувственных реакциях на малопонятные явления природы, начинают преобладать над фантастическо-иллюзорными представлениями. Сфера познанного расширяется, хотя сфера непознанного и непонятного сохраняется, более того, она может и разрастаться, но эта сфера уже утрачивает свой мистический характер: непонятное перестает объясняться с помощью еще более непонятного. Таким образом, эволюция мифологического мировоззрения идет в направлении его разрушения, приводящего в конечном итоге к появлению новых форм познания и знания. Так, например, символико-образные элементы мифа послужили предпосылкой для развертывания из них религии, опирающейся в основном на символическую функцию мифа. Аллегорический элемент послужил основой для генезиса искусства. Философская форма знания опиралась на обобщающую функцию мифа. Мифологическое обобщение, строившееся на восхождении от конкретно-персонального к общей причине миропорядка, воспроизводило иерархию мифологических существ. Постепенно такой тип обобщения заменяется восхождением от абстрактного к конкретному, приводящим к образованию теоретической целостности, отражающей целостность предмета и воспроизводящей логическую иерархию. Процесс разложения, расщепления мифологического мировоззрения стал возможен благодаря рационализации всего уклада жизни общинно-родового строя. Термином «рационализация» мы обозначаем целую совокупность процессов, охватывающих все сферы: экономическую, социальную, духовную. Рационализация экономической сферы проявилась в дальнейшем разделении труда, углублении специализации. В социальной сфере рационализация выразилась в появлении первых элементов рабовладельческой демократии, пришедших на смену родовой демократии: начинается социальное расслоение, возникает писаное право, рождаются разные ветви власти. И самое главное – индивид выделяется из рода, приобретая относительную личностную суверенность. Рационализация, следовательно, разрушала почву, питавшую мифологию. Под влиянием рационализации жизненного уклада происходит рационализация самого общественного сознания. Идет процесс накопления элементов правильного знания и представлений, потребность в которых растет в связи с разделением труда, его специализаций. То есть появляется позитивное знание, существующее отдельно от мифа: это были математические, медицинские, аграрные, географические и другие знания. Все это приводит к нарастанию противоречий как внутри мифа – между его элементами, – так и между мифом в целом и появившимся и существующим самостоятельно специальным знанием.


Появление новой формы общественного сознания, которая возьмет на себя мировоззренческую функцию мифологического сознания, одновременно разрешив возникшее противоречие внутри мифа, связано со становлением философии.




[1] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 12.


[2] См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 17.


[3] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 25.


[4] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 22.


[6] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 74.


[8] Мамардашвили М.К. Указ. соч. С. 15.


[9] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 381.


[10] Зайцев Б. Осенний свет. М., 1990. С. 506.


[11] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 499.


[12] См.: Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1968.


[13] Материалы «круглого стола» «Псевдонаучное знание в современной культуре» // Вопросы философии. 2002. № 6; Режабек Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности // Вопросы философии. 2002. № 1.


[14] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 402.


[15] Кессиди Ф.К. К проблеме происхождения греческой философии. Послесловие // Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 179.


[16] Вернан Ж.-П. Указ. соч. С. 30–31.


[17] См.: Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Указ. соч. С. 98.

3. Мифология как форма мировоззрения

Мифология
характеризуется как мировоззрение,
по­скольку все его основные проблемы
в представ­лены и в мифах: происхождение
мира и его устройство (хаос и космос),
пу­ти возникновения наиболее важных
явлений природы и общест­венной жизни,
тайны рождения и смерти человека, его
место и предназначение в мире.

Мифология

это
форма общественного сознания, способ
понимания природной и социальной
действительности на ранних ступенях
общественного развития.

Первоначально
мифы

это архаические повествования о деяниях
богов и героев, за которыми стоят
фантастические представления о мире,
об управляющих им богах и духах. Миф как
наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества объединял
в себе зачатки знаний, религиозных
верований, политических взглядов, разных
видов искусства, философии (синкретизм).

Мысль в мифе
выражалась в конкретных эмоциональных,
поэтических образах и метафорах.

В
мифологии явления природы и культуры
сближались, человеческие
черты переносились на окружающий мир
,
космос и другие явления природы,
олицетворялись, одушевлялись,
очеловечивались (антропоморфизм).

Здесь отсутствовали
отчетливые разграничения мира и человека,
мыслей и эмоций, знаний и художественных
образов, идеального и вещественного,
объективного и субъективного.

Основным
принципом решения мировоззренческих
вопросов в мифологии был генетический.
Объяснения по поводу первоначала мира,
происхождения природных и общественных
явлений сводились к рассказу о том, кто
кого породил.

Миф
выполнял разнообразные функции:

— с его помощью
прошлое связывалось с настоящим и
будущим,

— формировались
коллективные представления того или
иного народа,

— обеспечивалась
духовная связь поколений,

— мифология
закрепляла принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживала и
поощряла определенные формы поведения,

— мифологическое
сознание заключало в себе также поиск
единства природы и общества, мира и
человека, разрешения противоречий,
гармонии, внутреннего согласия
человеческой жизни,

— заполнял пробелы
в знаниях, строил связную и понятную
картину мира.

Миф
есть первая синкретическая (нерасторжимая,
целостная) форма общественного сознания,
в которой причудливо сочетались верные
наблюдения с вымыслом, реальное и
иллюзорное, мате­риальное и идеальное.

4. Религия как форма мировоззрения

Мифологическое
мировоззрение, развиваясь, неизбежно
превраща­ется в условиях перехода к
классовому обществу в религиозное
мировоз­зрение. Междумифом
и религией существует тесная связь,
сходство: отражение действительности
в фантастической форме, наделение вещей
и явлений сверхъестественными свойствами,
одухотворение материаль­ного и
опредмечивание идеального.
Религиозно-магические обряды вхо­дят
в состав мифологии на зрелом этапе ее
развития, а мифы — неотъем­лемое
слагаемое любой религии.

Но религия не
только порождается мифом, развивает
его, но и от­рицает: если мифология не
знает разделения веры и знания,
естествен­ного и сверхъестественного,
поскольку всякий мифический объект для
нее достоверен и очевиден, то религия
раздваивает единый мир на мир
сверхъестественный и мир естественный;
если в мифологии борьба че­ловека с
силами природы изображается как
героическая борьба, в ко­торой человек
дерзает вступить в единоборство с самим
богом, то рели­гия низводит человека
до положения «раба божьего», всецело
уповаю­щего на божественную благодать.

Суть
любой религии — вера в сверхъестественное.
Из нее вы­текают, ею определяются
такие компоненты
религиозного
миро­воззрения
,
как вера во всемогущество Бога-творца,
представле­ние о бессмертии души,
вера в «спасение».

Мировоззренческие
конструкции, включаясь в обрядовую
систему, приобретают характер вероучения.
С помощью обрядности религия культивирует
чувства любви, доброты, терпимости,
сострадания, милосердия, долга,
справедливости, придавая им особую
ценность, связывая их присутствие со
священным, сверхъестественным. Это
придает религиозному мировоззрению
особый духовно-практический характер.

Вместе с тем,
религия является мощным регулятором
поведения человека и общества. Верующий
в определенного бога человек должен
строго выполнять религиозные заповеди,
нормы, соблюдать церковные традиции и
ритуалы. Отступление от религиозных
мировоззренческих установок оценивается
как серьезный проступок, требующий
раскаяния и искупления.

1. Основные характеристики мифологического мировоззрения

Под мифологиейпонимаетсясистема взглядов, основанная
на иррациональном способе восприятия
и отражения мира, специфический тип
сознания, характерный преимущественно
для первобытной стадии развития, но
сохраняющей своё культурно-регулятивное
значение и позднее; в преобразованных
формах мифологический тип сознания
остаётся актуальным практически для
всех эпох.

 Мифология— 1) совокупность мифов в культуре, 2)
учение о мифах как способе понимания
природной и социальной действительности.

Мифология
представляет собой явленную человеку
в непосредственной данности и в
чувственной целостности действительность.

Какие же особенности
отличают мифологическое сознание?

  • В мифе человек и
    общество не выделяют себя из окружающей
    природной стихии (природа, общество и
    человек слиты в единое целое).

  • Мифологическое
    сознание мыслит символами: каждый
    образ, герой, действующее лицо обозначает
    стоящее «за ним» явление или понятие.

  • Миф живет в своем
    особенном времени – времени «первоначала»,
    «первотворения» («время оно»), к которому
    неприложимы человеческие представления
    о течении времени (священное время). То
    же самое относится к восприятию
    пространства как священного [цикличность
    восприятия времени и пространства].

  • Миф мыслит образами,
    живет эмоциями, ему чужды доводы
    рассудка, он объясняет мир, исходя не
    из знания, а из особой реальности.

По словам А. Ф.
Лосева, «миф это не история, которую
рассказывают, а реальность, которой
живут».

Классическая
мифология не исчезает, а сосуществует
с иными мировоззренческими парадигмами;
зона её функционирования локализуется
преимущественно в приватной (и отчасти
тайной) неконвенциональной (осуждаемой
официальными религиями) мистике,
магической и гадательной деятельности,
отчасти в течениях оккультизма и т.п.

Мы наблюдаем две
тенденции в мифологизации сознания:

1) Демифологизация— ведущая тенденция «развенчания власти
мифа», «освобождения от мифического
плена», характерная доминирующая
тенденция современности. Она отражает
стремление с помощью рациональной
критики мифологического мировоззрения,
построения теоретического мировоззрения
— прежде всего, философского и научного
— выйти из-под влияния мифических
предрассудков, догм и верований.
Основанием такого отношения к мифу
служит уверенность в том, что «расколдование
мира» научно-теоретическим разумом
есть закономерное развитие истории,
движущейся «от мифа к логосу», от
наивности «детского сознания» к
рациональной картине мира.

2) Ремифологизация— стратегия интерпретации мифа как
значимого, автономного, ценного опыта
и универсального культурного принципа.
С таких позиций обращаются к исследованию
мифа романтизм и символизм. Исходные
установки здесь противопложны
доминирующему принципу теоретической
рациональности: логического упорядочения,
прояснения причинных связей, редукции
(сведения) к интеллектуальным очевидностям
и т.д. Спонтанность свершения, жизненный
порыв или воля, желание рассматриваются
здесь как более фундаментальные начала
бытия и познания, проявляющие себя в
многоразличных формах, и прежде всего
в мифе. Реабилитация художественно-эстетического
мира, мира образов, чувственных созерцаний
и интуиции позволяет по-новому представлять
себе мифическое.

Одновременно в
новое и новейшее время появились
некоторые феномены массового политического
и национального сознания, внешне
напоминающие явления мифологической
культуры первобытности в её наиболее
выраженном – шаманском – проявлении
(«синдром толпы», экстатические формы
выражения национальных и политических
чувств, повышенная мистифицированность
в этих и иных сферах, вера в кумиров, НЛО
и т.п.). На самом деле эти явления имеют
совершенно иное происхождение, смысл,
структуру и пр., хотя своими корнями они
уходят в глубины первобытного сознания.
Некоторые приёмы из практики мифологии,
мистики и шаманизма успешно используются
современной массовой культурой.

Гораздо ближе
к аналогам с мифологическим сознанием
бывают некоторые интеллектуально-образные
проявления психически больных людей
(с чем связан особенный интерес именно
психологов к этой теме).

Разумеется,
мифологическое сознание– это не
массовое психическое заболевание людей
эпохи первобытности, а древнейшая форма
универсального упорядочивания мира,
ощущения конечности собственной жизни
и т.п. По всей видимости, специфическая
синкретичность мировосприятия, на
которой базируется мифологическое
сознание, является для человека тем
предельно комфортным образным
упорядочением мира, которое в критических
ситуациях срабатывает как последняя
возможность сохранения его психического
равновесия.

Мифология, таким
образом, базируется на использовании
человеческого сознания к воображении,
к проективной деятельности этого
сознания. Проекты действий, которые
рождаются в сознании людей, были предельно
конкретны
: как изготовлять инструмент,
как охотиться, как совершать обряд и
пр. Миф и сталмоделью мира, бытия в
целом, фантастическое удвоение мира,
взятым в устойчивых, всеобщих чертах,
и поэтому всегда возвышался над случайными
фрагментами индивидуальной жизни.

Мифология по
своей природе претендует на абсолютность
утверждаемого ею миропонимания,
а
значит, требует от каждого индивида
безусловного принятия данной системы
идей и чувствований, их передачи в
неприкосновенности из поколения в
поколение. Все дело в том, что первобытный
человек не имел другого мировоззрения,
кроме мифологического – оно одно и
единственно.

В мифах
человеческая фантазия создавала проекты
несуществующего, но подобного
существующему,
не осознавая
принципиальной разницы между реальным
и воображаемым: ведь для первобытного
сознания в мире нет ничего невозможного,
нет чуда, нет мистики, все воображаемое
или уже свершилось, или способно
свершиться.

И, тем не менее,
в культуре рождалась потребность в
обобщенных представлениях бытия,
картинах мироздания, охватывающих жизнь
природы, общества и человека, их
происхождение и взаимосвязь. Поэтому
не только осуществимые «проекты
будущего», но и фантасмагории содержали
рациональные черты и зерна понимания
мира, природы, человека, общества.

Процесс
формирования функциональных способностей
левого полушария был длительным, он не
завершился и в первобытности, и в
традиционной культуре феодального
общества. Мировосприятие людей сохраняло,
при всех его модификациях,
мифологически-религиозный характер,
т.е. опиралось на работу правого, а не
левого полушария. Мощь фантазии,
неподконтрольной разуму деятельности
воображения, оказывалась безграничной:
так рождаласьмифология, становившаяся
господствующей формой общественного
сознания.

Мифотворческая
сила фантазии непосредственно опиралась
на работу правого полушария, поскольку
создаваемые им образы имеют
конкретно-чувственную, а не абстрактную
форму,
однако предстают они какякобы
созерцаемые, то есть только воображаемые.
Поскольку же эти плоды деятельности
фантазии эмоционально окрашены и
обращены к переживанию, не отделимому
от понимания, они становятсяхудожественными
образами.
В сущности, мифология есть
не что иное, какхудожественно-образный
способ освоения действительности,
воспринимаемый, однако, какее адекватное
описание, т.е. не
осознаваемое в
своей фантастичности
освоение
действительности народной фантазией.
В данном отношении онтогенез повторяет
филогенез – у ребенка художественно-образное
мышление опережает развитие абстрактного,
левополушарного. Оно не становится
мифологическим только потому, что этому
мешают разъяснения взрослых.

§ 2. Мифологическое мировоззрение

Первой
исторически сформировавшейся целостной
сис­темой

мировоззрения была мифология.
Мы встречаем мифы во всех культурных
регионах Древнего мира. Мифология
{39}систематизированная,
универсальная форма общественного
сознания и духовно-практический способ
освоения мира перво­бытного общества.

Это — исторически первая попытка дать
связный ответ на мировоззренческие
вопросы людей, удовлет­ворить их
потребность в мироуяснении и
самоопределении. Любой миф построен
как повествование на ту или иную
мировоззренческую тему — о мироустройстве,
о происхождении че­ловеческого рода,
о стихиях, богах, титанах, героях.

Широко
известны античные мифы — детально
разрабо­танные повествования древних
греков и римлян о богах, тита­нах,
героях, фантастических животных.

Так,
один из мифов Греции рассказывает: дочь
Урана (Небо) и Геи (Земля) богиня памяти
Мнемозина родила девятерых детей,
кото­рым было ведомо прошлое, настоящее
и будущее. Будучи покровите­лями
певцов и музыкантов, они передают им
свой дар. Кто же эти удивительные
существа? Боги, демоны? Нет, этой волшебной
силой обладают хрупкие девушки, дочери
Мнемозины и Зевса — музы:

Клио

муза истории со свитком и палочкой для
письма;

Мельпомена

муза трагедии с трагической маской и
венком из плюща;

{40}

Терпсихора

муза танца с лирой;

Талия

муза комедии с комической маской;

Урания

муза астрономии с небесным сводом и
циркулем;

Каллиопа

муза знания и эпической поэзии;

Эрато

муза лирической поэзии, не расстающаяся
с лирой;

Эвтерпа

муза песнопений, несущая флейту;

Полигимния

муза гимнов и торжественной музыки, со
свит­ком в руке, вечно задумчивая.

Сопровождает
муз Аполлон — хранитель гармонии,
космиче­ской и человеческой, что
родился на плавучем острове Астерия,
при­нявшем возлюбленную Зевса Лето,
которой ревнивая Гера запрети­ла
ступать на твердую землю…

Исследования
ученых показали, что мифы в той или иной
форме имелись у всех народов мира.
Обнаружены отдельные элементы
мифологического творчества, равно как
и развет­вленные системы, у древних
иранцев, индийцев, германцев, сла­вян.
Большой интерес с точки зрения истории
культуры пред­ставляют мифы народов
Африки, Америки, Австралии.

Будучи
древнейшей формой духовной жизни
человечества, мифы прежде всего выступают
как наиболее ранний, соответ­ствующий
первобытному обществу способ
мировосприятия, ис­толкования
окружающей действительности и самого
человека. Здесь находят свое отражение
практически все основные эле­менты
мировоззренческого сознания как такового
— пробле­мы происхождения мира
(космогонические мифы) и человека
(антропогонические мифы), проблемы
рождения и смерти, судь­бы, смысла
жизни, человеческом предназначении
(смысло-жизненные мифы), вопросы будущего,
пророчества о «конце мира» (эсхатологические
мифы) и др. Наряду с этим важное место
занимают мифы о появлении тех или иных
культурных благ: о добывании огня,
земледелии, изобретении ремесел, а также
ус­тановлении среди людей определенных
социальных правил, обычаев и обрядов.
{41}

Для
мифологии характерна своя
пространственно-времен­ная структура.
Любое событие, о котором рассказывается
в это­го рода повествованиях, относится
к далекому прошлому — к мифологическому
времени. Таким образом, священное
(«сак­ральное») время строго отделено
от «профанного», т. е. эмпи­рического,
«настоящего» времени. В истории культуры
период господства архаичного сознания
характеризуется тем, что в мифе снято
разделение идеального и материального,
образа и предмета, значения и смысла.

Структура
мифологического сознания

Тот,
кто «живет» мифом, говорит М. Элиаде, из

профанного, хронологического времени
вступает в другое время, другое состояние,
а именно в «священное время», которое
дано изначально и все-таки может как
угодно часто возобновляться. Благодаря
вовлеченности в ритуальное действо
индивид как бы выпадает из своего
повседневного существования в обычном
мире с его обычной, естественной логикой
и здравым смыслом и вступа­ет в
просветленный, сияющий мир, который
пронизан присут­ствием сверхъестественного.
Танцор, принимающий участие в мифической
драме, не только олицетворяет бога, он
внутрен­не, психологически отождествляется
с ним. Все события, явле­ния и вещи в
мифическом времени играют роль образца,
пра­вила, закона, т. е. приобретают
значение парадигмы,
стандар­та поведения и масштаба оценок
в настоящем.

Тем самым стародавность мифологического
сюжета переживается в насто­ящем как
высшая, подлинная реальность, поддерживая
тради­ции, нравственные установления
и непрерывность племенной культуры.

Архаическое
сознание отражало неразвитость практики
людей, зачаточный характер форм
предметного освоения мира человеком.
Оно двояко по своей структуре: во-первых,
это кол­лективное
сознание

(отсюда способность каждого члена рода
к сопереживанию, отождествлению себя
с другими), во-вторых, {42}это
родовое
сознание,

основанное на сохранении исторической
памяти предков рода (отсюда устойчивость
и традиционность содержательного
измерения первобытного сознания).

Из
этой двоякости вытекает сама возможность
мифотвор­чества. Другой его предпосылкой,
как утверждает К. Г. Юнг, являются
архетипические формы, образы и мотивы,
поднима­ющиеся из глубин коллективного
бессознательного,

как некие изначальные смысловые схемы.

Миф
благодаря своим мировоззренческим
сюжетам соеди­няет первобытного
человека с бесконечностью космоса,
впи­сывает его в структуру мироздания,
в социальный и природ­ный мир,
ориентирует его поведенческие реакции
на достиже­ние нужных роду жизненных
ценностей. Через ритуал, обряд, через
музыку, танец, пение, ритм миф вовлекает
индивида в качестве активной самодеятельной
силы в жизнь социума, про­буждает в
нем ощущение полноценности бытия,
чувство ста­бильности и защищенности.

Основные черты
мифологического сознания

Мифологическое
сознание отличают четыре характерных
черты: 1) символизм; 2) этиологизм и
генетизм; 3) синкретизм; 4) прозрачность.
Рассмотрим их кратко.

Символизм
означает, что все встречающиеся в рамках
данной культуры мировоззренческие
категории и мо­тивы находят свое
выражение средствами языка наглядных
образов,

обобщенный смысл в границах
конкретно-чувствен­ного мышления
может формироваться только тогда, когда
ка­кой-либо конкретный предмет
(например, эмпирически суще­ствующее
дерево) становится символом, чувственным
предста­вителем другого явления,
имеющего культурную значимость (например,
предка рода).

Этиологизм
(от греческого слова «причина») выражает
ту особенность любого мифологического
сюжета, которая связа­на с его
объяснительной
функцией;

повествование заключает в себе
сверхзадачу: дать объяснение тем или
иным явлениям ок{43}ружающего
мира, его устройству и т. п. путем ответа
на вопрос «почему?». Весьма часто способом
объяснения выступает генетизм,
т. е. попытка подменить причинно-следственные
объяс­нения рассказом о «происхождении»
объясняемого явления или видимого
устройства мира. Объяснить устройство
вещи озна­чало дать описание того,
как она делалась.

Синкретизм
мифа — это слитность в одном целом
зачат­ков всех форм духовного освоения
мира — искусства, религии, морали и др.
Синкретическая природа мифологии
послужила исходной категориально-смысловой
базой и первичным художественно
переработанным материалом для всех
последующих явлений духовного
производства, и в сфере словесного
творчества (сказка, легенда, историческое
предание, эпос), и в сфере
рационально-мыслительных форм —
философии, науки и др.

Прозрачность
мифологического сознания проявляется
в том, что представленная в мифе картина
мира полностью отож­дествляется
первобытным человеком с самой реальностью;
индивид наивно верит в то, что вещи и
явления окружающего мира именно таковы,
какими они выглядят в мифологической
интерпретации.

Прозрачность
мифа означает, что человек видит мир
че­рез призму существующих
мировоззренческих представлений, при
этом сама эта призма, подобно стеклам
оптического при­бора, никак не
воспринимается. Другими словами,
концепту­ально-смысловая сторона
мифа полностью элиминирована из
самосознания субъекта. Отсюда: не
существует никакого «зазо­ра», никакого
несовпадения, противоречия между мифом
и ре­альностью. Прозрачность мифа
позволяет ответить на карди­нальный
для функционирования любого типа
мировоззрения вопрос: каким образом в
данной системе мировоззрения
обес­печивается стабильность
и убедительность.
Никакая миро{44}воззренческая
система не может существовать, не
располагая основаниями
убедительности. Для мифологии такими
основа­ниями служит принцип
прозрачности,

обеспечивающий пол­ное доверие
индивида к тому, что говорится в
мировоззрен­ческом сюжете.

2. Специфика мифологического мировоззрения.

1.
Мировоззрение: сущность и структура
.

Фил.
это мировоззренческая наука

Мир-зр.
Это сис-ма взглядов на мир, место в нем

человека,
отношение ч-ка к окружающей дей-

ствительности,
основные идеалы.

Структура
:

1)
Мир-зр. Состоит из обобщения знаний

(практических
и научных), из сис-мы цен-

ностей
и программы поведения и действия.

2)
Мир-зр. Включает познавательную интел-

лектуальную
сторону : Миропонимание

(обыденное
и теоретическое).

3)
Мир-зр. — это всегда диалектическое
единст-

во
убеждений и сомнений.

Преобладание
убеждений — догматизм. Преобла-

дание
сомнений — скептицизм.

3
типа:

1)
мифология

2)
Религия

3)
Философия.

Мифология
— I форма мировоззрения, форма

духовной
культуры человечества, содержащая в

себе
зачатки науки, искусства, морали, религии.

Мифология
— попытка людей осмыслить свое

бытие
в образной форме. В мифах общее выража-

ется
через конкретное, в следствии недостатка

абстрактных
понятий. В мифе закономерности

природы
выражается в форме цикличности, рит-

мичности.

В
мифах выражается коллективный опыт
людей,

выступающий
объектом веры, не нуждающийся в

проверке.
(Миф для древнего ч-ка, как библия для

крестьянина).
В мифах природа персонируется и

главным
действующим лицом выступает божест-

венный
герой. Мифология обнаруживается сего-

дня
во всех формах ч. к-ры.

3. Особенности религиозного мировоззрения.

Религия
— форма мировоззрения, в которой освое-

ние
мира осуществляется через его удвоение
на

земной
и небесный. Особенность религиозного

мировоззрения
— вера в сверх естественное, как

реально
существующие.

Причины
существования религиозного мировоз-

зрения:

1)
Социальная — противоречия м/у природой
и

ч-ком.
Внутри соц. Противоречия

2)
Гносеологические причины — коренящиеся

в
противоречиях самого познательного
про-

цесса.

3)
Психологические — страх смерти, несчастья.

Религия
меняет свои исторические формы в связи

с
изменяющимися общественными отношениями.

4. Возникновение фил. Особенности фил. Мировоззрения

Возникновение
философии это ответ на потребность
об-ва в новом

тине
мировоззрения, в рациональном объяснении
мира с помощью

логических
приемов.

Возникновение
философии это переворот в дух. Развитии
об-ва.

Переход
к пониманию мира таким каким он есть
сам по себе не

прибегая
к сверх естественному. Возникновение
философии это

возникновение
самосознания об-ва, осмысление
человечеством

своего
пути развития.

Основной
круг вопросов философии :

1)
на протяжении веков философы изучали
природу, фил. В

начале
выступала, как натур. Фил.

2)
В сферу ф входят вопросы общественной
жизни: идеалы

устройства
об-ва, основные принципы общ. Жизни.

3)
Предметом размышления ф. Выступает
человек, его приро-

да,
ум, чувства, язык, мораль, искусство,
религия:

5. Так называемый основной вопрос фил. И его значение для

фил.

Основной
вопрос философии сформулировал Энгельс
, — есть

вопрос
об отношении мышления к бытию.

Суть:
как соотносятся материальное и идеальное,
дух и природа.

Выделяют
две стороны этого вопроса:

1)
Что является первичным

2)
Познаваем ли мир.

В
зависимости от ответа на первую сторону
вопроса философы

подразделяются
на материалистов и идеалистов.

Материалисты
за первичность берут материю, сознание
рассмат-

ривается
ими как отражение материального мира
в их понимании.

В
практике нельзя абсолютно разграничить
материальное и иде-

альное.

Идеалисты
считают за первичное духовное, идеи.
Сегодня многие

отрицают
основной вопрос философии его значения.
Главной

проблемой
выступает ч-к, но основной вопрос
несколько иного

рода.
Это вопрос мировоззренческой ориентации
ч-ка. В зависимо-

сти
от решения второй стороны вопроса
философия разделяется

на
гносеологический анализ и агностицизм.

гносеологический
анализ — признание познаваемости мира

агностицизм
— отрицание познаваемости мира.

6.
Фил. в сис-ме к-ры.

Предметом
мировоззренческого осмысления фил.
Является куль-

тура
в целом и отдельные ее сферы.

Категории
философии: наука, религия, искусство,
техника, мо-

раль,
природа, история, политики, и др.

Фил
не является первичной простейшей формой
сознания. Это

вторичная
форма познания, которая направлена на
осмысление

уже
достигнутого.

Функции
:

1)
Мировоззренческая. Фил образует основу
научной картины

мира,
выступает теоретическим ядром
мировоззрения, спо-

собствует
формированию целостных ориентаций.

2)
Методологическая ф. Выступает методологией
всех наук.

Фил
— единство метода и теории — сис-ма
основных прин-

ципов,
законов и категорий.Категория — отражение
наибо-

лее
общих связей вещей, основа всякой
человеческой ра-

зумности.
(пример: причины и следствия, случайности
и

необходимости).

3)
Теоретико-познавательная ф-я. В структуре
философии

содержится
разумная теория познания.

4)
Логическая ф-я. В фил используются лог.
Понятия, кото-

рые
применяют и другие науки.

Лекция №1

Лекция № 1

Философия в
системе культуры

  1. Понятие
    мировоззрения. Типы мировоззрения

  2. Особенности
    мифологического мировоззрения

  3. Признаки
    религиозного мировоззрения.

1. Понятие
мировоззрения. Типы мировоззрения.

Сущность и структура
мировоззрения.


Мировоззрение
целостная система
взглядов на мир и место человека в нем;
это принципы на основе которых действует
человек.


Мировоззрение
возникает вместе с появлением человечества
и существовало на всех этих этапах его
развития. Мировоззрение складывается
стихийно.

Структура
мировоззрения.

— миропонимание (познавательный элемент
мировоззрения)

— мироощущение (ценностный компонент
мировоззрения)

— мировосприятие

Мировоззрение – это не
беспристрастные знания, а убеждения(знания
соединенные с верой), представления о
добре и зле, настроения, эмоции и чувства,
переживания.

Типы мировоззрения.

— мифологическое

— религиозное

— философское

— научное

— жизненно-обыденное

2. Мифологическое
мировоззрение (мифология).

Мифология – исторически первый
тип мировоззрения.

Миф с греч. – сказание, предание.

Мифологическое мировоззрение
присуще всем обществам, которые находятся
на первобытной стадии развития.

Первобытность – это детство
человечества. Мировосприятие ребенка
во многом схоже с мировосприятием
древнего человека.

Признаки
мифологического мировоззрения.


анимизм
(с греч. «анима» — душа) – всеобщее
одушевление природы. Окружающий мир
живой, имеющий душу(сравнить можно с
восприятием мира ребенком).


вера в сверхъестественное
– черта общая с религиозным мировоззрением.
Но которая отличает мифологическое
мировоззрение от философского.


яркая образность
– сближает мифологию и искусство(поэтому
мифологические сюжеты легко воплощаются
в искусстве), в отличие от философии.


антропоморфизм
– уподобление человеку(буря злиться,
ветер разбушевался, ласковое солнце и
т. Д.)


политеизм (многобожие)
– в Др. Греции их более 1000, в Др. Индии
более 3000.

Боги в мифологии — силы природы. Боги в
мифологии имеют все недостатки людей
– жадные, мстительные, ревнивые,
злопамятные, корыстные, жестокие и т.д.
Но в отличие от людей они бессмертны,
всемогущие и вечно молодые.

Мифология объясняет устройство мира
на земле и на небе.


вымысел, фантазия
– этих черт в мифологии нет, т.к.
фантастический мир в мифах – это
реальность. Мир природный (земной) и мир
божественный- это единое целое.

Земля – Гея – это земля и богиня земли
в одном лице.

Наличие противоречий, как и в религиозном
мировоззрении.

Кто
создал людей в древнегреческой мифологии?
Прометей и его брат.

— В отличие от религии, главная тема в
мифологии – не человек, а происхождение
и устройство космоса.(космические мифы).

— В отличие от философии миф рассказывает,
а не доказывает, не аргументирует,
поэтому вопрос «Почему так?» не имеет
смысла.

— В отличие от философии, мифология
духовно-практический тип мировоззрения(не
только взгляды, идеи, но и действия –
олимпийские игры, поклонения богам в
храмах и т.д.)

Причины
отмирания мифологии.

— древние люди перестали верить в
реальность вымышленных ими богов(начинается
рациональное объяснение мира).

— когда мифология становится сказкой,
вымыслом, она уходит в прошлое.

Существует
ли мифология в современном мире?

Существует в тех обществах, которые
стоят на первобытной стадии развития
(некоторые племена в Африке, Азии,
Америке).

— Элементы мифологии сохранились в
сознании современного человека (уфология,
НЛО, культ личности). Они называются
мифологены.

Условия
возникновения мифа.

— Реально-существующее явление.

— Невозможность объяснения этого явления
рациональными средствами.

— Зависимость жизни людей от этого
загадочного явления.

— Наделение этого явления сверхъестественными
возможностями.

— Принятие этих фантастических свойств
за реальные.

— Поклонение этому объекту.

Исследователи
мифологии.

— А. Ф. Лосев («Античная мифология в
историческом развитии»)

— Л. Леви-Брюже («Первобытное мышление»)

— Я. Э. Голосавнер («Логика мифа»)

— К. Леви-Строс («Структурная антропология»)

3. Признаки религиозного
мировоззрения.

— Вера в сверхъестественное.

— Связь с практикой (ритуалы).

— Низкий уровень логичности (наличие
противоречий).

— Яркая образность.

— Воздействия на эмоции и чувства.

Признаки
религиозного мировоззрения (отличие
от мифологии).

— монотеизм(единобожие) – либо один,
либо нет совсем.

— отсутствие анимизма.

— отсутствие антропоморфизма.

— наличие письменных источников (Библия,
Коран и т.д.).

— удвоение мира.

— центральное место в религиозном
мировоззрении – проблема человека.

— боги в религии — нравственное
совершенство(ни одного недостатка).

— вопрос о происхождении мира отходит
на задний план.

Философия: мифологическое мировоззрение.

1.1 Мифологические
Мировоззрение:


Мифология — это система
учить людей обращаться с неизвестным, и это было с самого начала
время. В нашем мире много неизвестного, и страшно не знать, что
произойдет сегодня, не говоря уже о завтра! Итак, в вечно творческом уме
человека, он научился приспосабливаться к неизвестному, создавая мифологические
причины того, почему что-то происходит.Полностью обратно в
первые моряки на всемогущем океане, человек создал мифологических существ, чтобы
например, разобраться, почему существуют штормы. Человек создал богов, чтобы иметь дело с
неизвестное, такое как Нептун, бог моря. Когда корабли пошли
по какой-то причине человек думал, что боги были расстроены, а когда боги
расстроиться, вероятный результат — неприятности. Так родился Кракен. Он
это существо, которое якобы стирает парусные корабли с лица
океан отправляет их в шкафчик Дэви Джонса.Не расстраивай
Kraken!

Неизвестное может быть
ужасно, но если за неизвестным есть какая-то причина, то это
Разуму человека легче это терпеть. Вот почему боги были
создан, поскольку он дал человечеству какой-то повод для решения и умиротворения
боги. Если бы боги были умиротворены практикой человеческих
жертвоприношения, тогда человек почувствовал, что боги будут добры. Возможно растущее
сезон был бы обильный, или выпадало бы больше дождей и было бы меньше
засуха. Поскольку тысячи лет назад наука находилась в зачаточном состоянии, тогда
поклонение богам было чем-то, что человечество могло сделать немедленно, даже
хотя результаты были в лучшем случае спорадическими.Просто потому, что дары богам
не означало, что мир станет менее суровым!

Поговорка «Там
нечего бояться, кроме самого страха «прославил президент Рузвельт
и это было сказано как средство набраться храбрости среди наших воинов, мужчин и женщин.
Вторая мировая война. И снова это процесс совладания с неизвестным, как кто знал.
насколько могущественными на самом деле были державы Оси? Было страшно думать, что
мир будет завоеван безжалостной диктатурой, и вера в это
изречение придало огромное мужество вести войну.И страх перед
неизвестное всегда шло рука об руку с человечеством, поэтому изобретая
мифология и боги были важным механизмом, позволяющим справиться с этим.

Сегодня у нас есть технологии
и наука, чтобы исследовать, что движет миром. Но ничего нет
надежный, о чем свидетельствуют ужасающие повреждения недавних ураганов и
землетрясения обрушились на наш мир. Некоторые культуры все еще верят в
богов, и если это сработает для этих культур как средство борьбы, так что будьте
Это. Все, что помогает смотреть на мир как на более добрый, всегда полезно,
конечно, за исключением человеческих жертв.К сожалению, есть некоторые
страны, которые до сих пор верят в эту уродливую практику, например Уганда.

Чем больше мы знаем о
наша вселенная и то, что движет ею, тем меньше у нас страха и тем легче
справиться. Человеческое выживание никогда не было легким, поэтому мифология — всего лишь инструмент
изобретено человечеством, чтобы помочь, так сказать, «пережить день».
Интересно посмотреть, как разные культуры имеют разные мифы и легенды.
укоренились в их повседневной жизни. И поэтому изучение мифологии
все еще популярны сегодня!

Миф был историей
происхождения, как правило, с участием богов.

Легенда была
история героя, в основе которого обычно лежит реальный человек.





Слушайте здесь источник идей ионной философии

Мифы были историями
сказал священники или религия, чтобы ответить на основные философские вопросы, такие как:

Отсутствие науки
отвечать на вопросы, на которые люди обращались к своим друидам, поэтам и мудрецам
эти вопросы. Эти люди использовали свое воображение для создания достоверных
ответы, которые помогут предотвратить страх, суеверие и отчаяние.

Афродита (Богиня
любви)
Аид
(Бог подземного мира)
Плутон
(Бог подземного мира)
Hephastus
(Бог вулканов)
Вулкан
(Бог вулканов)
Poisidon
(Бог моря)

,

греческой мифологии | Боги, рассказы и история

Греческая мифология , свод рассказов о богах, героях и ритуалах древних греков. То, что мифы содержали значительный элемент вымысла, признавали более критически настроенные греки, такие как философ Платон в V – IV веках до нашей эры. В целом, однако, в народном благочестии греков мифы рассматривались как правдивые. Греческая мифология впоследствии оказала большое влияние на искусство и литературу западной цивилизации, которая стала наследницей большей части греческой культуры.

Электра и Орест убивают Эгиста в присутствии своей матери, Клитемнестры; деталь греческой вазы, V век до нашей эры. The Mansell Collection / Art Resource, Нью-Йорк

Популярные вопросы

Кто является одним из основных персонажей греческой мифологии?

Греческий миф принимает множество форм, от религиозных мифов о происхождении до народных сказок и легенд о героях. Что касается богов, греческий пантеон состоит из 12 божеств, которые, как говорят, обитали на горе Олимп: Зевс, Гера, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес и Посейдон.(В этот список иногда также входят Аид или Гестия). Другие важные фигуры греческого мифа включают героев Одиссея, Орфея и Геракла; Титаны; и девять муз.

Какие основные произведения в греческой мифологии?

Одними из самых важных и известных произведений греческой мифологии являются эпические поэмы Гомера: Илиада и Одиссея . В них описаны многие характеристики олимпийских богов и выдающихся героев. Наиболее полным и наиболее важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода , которая также включает народные сказки и этиологические мифы.Гесиод также написал « произведений» и «Дни », эпическую поэму о сельском хозяйстве, которая включает элементы мифа.

Когда зародилась греческая мифология?

Трудно сказать, когда зародилась греческая мифология, поскольку считается, что она возникла из многовековых устных традиций. Вероятно, что греческие мифы произошли от историй, рассказанных в минойской цивилизации Крита, которая процветала примерно с 3000 по 1100 год до нашей эры.

Хотя люди всех стран, эпох и этапов цивилизации разработали мифы, которые объясняют существование и действие природных явлений, рассказывают о деяниях богов или героев или пытаются оправдать социальные или политические институты, мифы греков имеют оставались непревзойденными в западном мире как источники творческих и привлекательных идей.Поэты и художники с древних времен до наших дней черпали вдохновение в греческой мифологии и открыли для себя современную значимость и актуальность классических мифологических тем.

Орест Орест очищается Аполлоном после его оправдания судом Ареопага, деталь греческой вазы V века до нашей эры; в Лувре Alinari / Art Resource, Нью-Йорк

Источники мифов: литературные и археологические

Греческий историк 5-го века до нашей эры Геродот заметил, что Гомер и Гесиод передали олимпийским богам их знакомые характеристики.Сегодня мало кто воспримет это буквально. В первой книге Илиады , сын Зевса и Летона (Аполлон, строка 9) так же мгновенно узнаваем для греческого читателя по его отчеству, как и сыновья Атрея (Агамемнон и Менелай, строка 16). В обоих случаях ожидается, что аудитория знает мифы, предшествовавшие их литературному воспроизведению. Мало что известно, чтобы предположить, что греки относились к Гомеру или к любому другому источнику греческих мифов как к простому развлечению, в то время как есть выдающиеся греки от Пиндара до поздней Стоа, для которых мифы, и те, что от Гомера в частности, настолько серьезны, что оправдать боудлеризацию или аллегоризацию.

Гомер Гомер, копия утраченного бюста II века из Байи, Италия. © Бывшая коллекция Таунли

Наиболее полным и наиболее важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода ( ок. 700 до н. Э.). Вышеупомянутые сложные генеалогии сопровождаются сказками и этиологическими мифами. В « Работах» и «Днях » рассказывается о некоторых из них в контексте календаря фермера и обширной дискуссии на тему правосудия, адресованной, возможно, вымышленному брату Гесиода Персесу.Ортодоксальная точка зрения трактует эти два стихотворения как совершенно разные по теме и рассматривает «Работы » и «Дни » как теодицею (естественное богословие). Однако можно рассматривать эти два стихотворения как диптих, каждая часть которого зависит от другой. Теогония провозглашает личности и союзы богов, в то время как Работы и Дни дают советы о том, как лучше всего добиться успеха в опасном мире, а Гесиод убеждает, что самый надежный — хотя ни в коем случае не надежный — способ — это будь справедливым.

Гесиод, деталь мозаики Монна, III век; в Рейнском государственном музее, Трир, Гер. Предоставлено Rheinisches Landesmuseum, Трир, Германия.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Произведения другой литературы

Фрагментарные постгомеровские эпосы разной даты и авторства заполнили пробелы в описаниях Троянской войны, записанных в Илиаде и Odyssey ; Так называемые гомеровские гимны (более короткие сохранившиеся стихотворения) являются источником нескольких важных религиозных мифов.Многие лирические поэты сохранили различные мифы, но оды Пиндара Фиванского (процветавшего в VI – V веках до нашей эры) особенно богаты мифами и легендами. Произведения трех трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида, относящиеся к V в. До н. Э., — примечательны разнообразием сохраняемых ими традиций.

Троянская война Ахиллес убивает Пентесилею во время Троянской войны, интерьер чердакской чаши, ок. 460 до н.э .; в Музее древностей, Мюнхен. Коллекция Мэнселла / Художественный ресурс, Нью-Йорк

В эллинистические времена (323–30 гг. До н. Э.) Каллимах, поэт и ученый из Александрии III века до н. Э., Записал много малоизвестных мифов; его современник, мифограф Эухемерус, предположил, что боги изначально были людьми, и эта точка зрения известна как эвгемеризм.Аполлоний Родосский, еще один ученый III в. До н. Э., Сохранил наиболее полное описание аргонавтов в поисках золотого руна.

В период Римской империи, География Страбона (I век до н.э.), Библиотека псевдо-Аполлодора (приписывается ученому II века нашей эры), антикварные труды греческого биографа Плутарха и труды Павсания, историка II в. н. э., а также «Латинские генеалогии » Гигина, мифографа II в. н. э., предоставили ценные латинские источники более поздней греческой мифологии.

Археологические открытия

Открытие микенской цивилизации немецким археологом-любителем XIX века Генрихом Шлиманом и открытие минойской цивилизации на Крите (от которой в конечном итоге произошла микенская цивилизация) сэром Артуром Эвансом, английским археологом XX века, имеют важное значение. к пониманию 21-го века развития мифов и ритуалов в греческом мире. Такие открытия пролили свет на аспекты минойской культуры примерно с 2200 по 1450 год до нашей эры и микенской культуры примерно с 1600 по 1200 год до нашей эры; за этими эпохами последовали Темные века, которые длились примерно до 800 г. до н. э.К сожалению, свидетельства о мифах и ритуалах на микенских и минойских памятниках полностью монументальны, потому что линейное письмо B (древняя форма греческого языка, найденная как на Крите, так и в Греции) в основном использовалось для записи инвентаризаций.

Геометрические узоры на керамике VIII века до н. Э. Изображают сцены из Троянского цикла, а также приключения Геракла. Однако крайняя формальность стиля затрудняет идентификацию, и нет никаких письменных свидетельств, сопровождающих дизайн, чтобы помочь ученым в идентификации и интерпретации.В последующих архаических ( ок. 750– ок. 500 до н. Э.), Классическом ( ок. 480–323 до н. Э.) И эллинистических периодах гомеровские и различные другие мифологические сцены, кажется, дополняют существующие литературные свидетельства.

Геракл сражается с амазонками Геракл сражается с амазонками, фрагмент спирального кратера, приписываемого Евфронию, ок. 500 лет до н.э .; в Археологическом музее, Ареццо, Италия. Alinari / Art Resource, Нью-Йорк .

определение мифологического по The Free Dictionary

Николас сидел, слегка наклонившись вперед, в кресле, склонившись над блондинкой и делая ее мифологические комплименты улыбкой, не сходившей с его лица. Блэкстоун, первый поселенец полуострова; этот полумифологический персонаж, который проезжает по нашим ранним летописям, восседая на спине быка. В сознании девушки возникла картина хижины, двух крестьян, короля без короны; она вообразила зимний лес, она вспомнила старые саксонские легенды о привидениях, она оценила мужество Альфреда в бедствиях, она вспомнила его христианское образование и показала ему, с укоренившейся уверенностью тех первобытных дней, опираясь на библейские стихи. Иегове за помощь против мифологической Судьбы.В комнатах остались затхлые древние кровати, их одеяла, занавески и балдахины были украшены любопытной ручной работой, а стены и потолки расписаны яркими красками с историческими и мифологическими сценами. Там, я могу утверждать, что земля и лед были потеряны из виду. по количеству морских млекопитающих, покрывающих их, и я невольно искал старого Протея, мифологического пастуха, наблюдавшего за этими огромными стадами Нептуна. «Я пыталась», — сказала маркиза, подняв свои прекрасные глаза, в которых вспыхнул признак растущего гнева «Я пытался понять, о чем вы, возможно, могли упомянуть, вы, столь сведущие в мифологии, сравнивая меня с Данаей.«Ну, может быть, и видел; но я его никогда не видел, и вы не назвали мне его имени; и вообще он кажется скорее мифологическим персонажем. Касобон оставляет копию себя; более того, он еще не успел выдать копии своего мифологического ключа; но он всегда намеревался оправдать себя женитьбой, и ощущение того, что он быстро покидает годы позади, что мир становится тусклее и что он чувствует себя одиноким, было причиной для него не терять больше времени на то, чтобы обгонять домашние удовольствия, прежде чем они тоже остались позади.Замечание Круазе, если поэту требовался мирянин, обычной практикой было представить какое-нибудь мифологическое лицо — как, собственно, и делается в «Заветах Хирона». Например, однажды она остановилась перед картиной, которая: плохая копия хорошо известного оригинала, имевшая мифологический сюжет. Капитан увидел плакат и в тот вечер не преминул отправиться во Французский театр, чтобы увидеть знаменитую актрису в ее мифологической роли, о которой он получил некоторые сведения от его соседей.Еще ближе к городу вы подходите к локации Брида, на другой стороне дороги, прямо на опушке леса; земля, известная шалостями демона, чье имя не упоминается в старой мифологии, который сыграл выдающуюся и поразительную роль в нашей жизни в Новой Англии и заслуживает, как и любой другой мифологический персонаж, когда-нибудь написать свою биографию; который сначала приходит в образе друга или наемного работника, а затем грабит и убивает всю семью — ром Новой Англии.
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *