12.1.4. Уровни продуктивности педагогической деятельности
Педагогическая
деятельность
имеет те же характеристики, что и любой
другой вид человеческой деятельности.
Это, прежде всего:целенаправленность;
мотивированность;
предметность.
Специфической
характеристикой педагогической
деятельности является ее продуктивность.Н.В.
Кузьмина
(Кузьмина
Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию)
выделяет пять уровней продуктивности
педагогической деятельности:
I
уровень — (минимальный) репродуктивный;
педагог может и умеет рассказать другим
то, что знает сам; непродуктивный.
II
уровень — (низкий) адаптивный;
педагог умеет приспособить свое сообщение
к особенностям аудитории;
малопродуктивный.
III
уровень — (средний) локально-моделирующий;
педагог владеет стратегиями обучения
учащихся знаниям, умениям, навыкам по
отдельным разделам курса (т.е. умеет
формулировать педагогическую цель,
отдавать себе отчет в искомом результате
и отбирать систему и последовательность
включения учащихся в учебно-воспитательную
деятельность; среднепродуктивный.
IV
уровень — (высокий) системно-моделирующий
знания учащихся;
педагог владеет стратегиями формирования
искомой системы знаний, умений и навыков
учащихся по своему предмету в целом;
продуктивный.
V
уровень — (высший) системно-моделирующий
деятельность и поведение
учащихся; педагог владеет стратегиями
превращения своего предмета в средство
формирования личности учащегося, его
потребностей в самовоспитании,
самообразовании, саморазвитии;
высокопродуктивный
(рис.
5).
12.2. Профессиональная я-концепция учителя
12.2.1.
Понятие Я-концепции12.2.2.
Профессиональное самосознание учителя12.2.3.
Самооценка в структуре профессиональной
Я-концепции учителя
12.2.1. Понятие я-концепции
Я-концепция —
это обобщенное представление о самом
себе, система установок относительно
собственной личности.
В
психологии под самосознанием, или «Я»,
понимается либо процесс накопления
представлений о себя, либо результат
этого процесса.
В первом случае
исследователя интересуют динамические
аспекты самосознания:появление и
формирование самосознания,его развитие на
протяжении жизни человека,появление и
развитие самосознания человека и
истории человечества и т.д.
Во втором случае
рассматриваются в большей степени:форма этого
опыта,его структура и
организация,его функции в
жизнедеятельности человека.
В вопросе
классификации различных сторон
самосознания, или «Я»-феномена,
важными являются два критерия:
Самосознание
личности отражает позиции человека в
различных социальных группах:
«Я» как
представитель определенной
профессиональной группы;«Я» как член
семьи;«Я» как член
определенных общественных организаций
и т.д.
Существенным
критерием классификации «Я»-феномена
является точка зрения, с которой
осуществляется анализ и оценка себя.
Временная точка
зрения на себя:«прошлое Я»
— каким я был раньше;«настоящее
Я» — какой я сейчас;«будущее Я»
— каким я вижу себя в будущем.
С точки зрения
различных ценностей:каким я хотел
бы быть сам — личные ценности;каким меня
хотели бы видеть друзья — ценности
рефферентной группы.
Принятие точки
зрения других из своего социального
окружения — мое представление, например,
о том, как меня оценивают мои коллеги
по работе («рефлексивное Я») и
т.д.
Все
эти различные аспекты «Я»-феномена
интегрированы в личности в единое целое,
в некоторую систему, состоящую из
различных, иногда даже противоречивых
элементов.
Различают
следующие функции
самосознания в жизнедеятельности
человека:
1.
«Я» является той точкой, той
перспективой, из которой человек
воспринимает и постигает мир. Причем
всякое индивидуальное знание и опыт
имеют субъективную окраску в том смысле,
что человек соотносит это знание с
собственной личностью, с собственным
«Я», т.е. это мое знание, мой
опыт.
2.
Самосознание, «Я», выполняет
регулирующую роль в жизнедеятельности
человека. Поведение человека, в отличие
от поведения животного, обусловлено не
только ситуацией, но и тем, как человек
себя воспринимает и оценивает.
Психическим
механизмом формирования самосознания
является рефлексия, т.е. способность
человека мысленно выходить из субъективной
точки зрения и подходить к себе с точки
зрения других людей. Накапливая опыт
восприятия себя с различных точек
зрения, в различных ситуациях и интегрируя
его, человек формирует свое самосознание.
Важно
заметить, что Я-концепция
является не статичным, а динамичным
психологическим образованием.
Формирование, развитие и изменение
Я-концепции обусловлены факторами
внутреннего и внешнего порядка. Социальная
среда оказывает сильнейшее влияние на
формирование Я-концепции. Профессиональная
Я-концепция личности может быть реальной
и идеальной.
Понятие
«реальная» отнюдь не предполагает,
что эта концепция реалистична. Главное
здесь — представление личности о себе,
о том, «какой я есть». Идеальная же
Я-концепция (идеальное «Я») — это
представление личности о себе в
соответствии с желаниями («каким бы
я хотел быть»).
Конечно,
реальная и идеальная Я-концепции не
только могут не совпадать: в большинстве
случаев они обязательно различаются.
Расхождение между реальной и идеальной
Я-концепцией может приводить к различным
как к негативным, так и к позитивным
следствиям. С одной стороны, рассогласование
между реальным и идеальным «Я»
может стать источником серьезных
внутриличностных конфликтов. С другой
стороны, несовпадение реальной и
идеальной профессиональной Я-концепции
является источником профессионального
самосовершенствования личности и
стремления к ее развитию. Можно сказать,
что многое определяется мерой этого
рассогласования, а также его внутриличностной
интерпретацией (Пряжников
Н.С., 1996; см. аннотацию).
12.1.4. Уровни продуктивности педагогической деятельности
Педагогическая
деятельность
имеет те же характеристики, что и любой
другой вид человеческой деятельности.
Это, прежде всего:целенаправленность;
мотивированность;
предметность.
Специфической
характеристикой педагогической
деятельности является ее продуктивность.
Н.В.
Кузьмина
(Кузьмина
Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию)
выделяет пять уровней продуктивности
педагогической деятельности:
I
уровень — (минимальный) репродуктивный;
педагог может и умеет рассказать другим
то, что знает сам; непродуктивный.
II
уровень — (низкий) адаптивный;
педагог умеет приспособить свое сообщение
к особенностям аудитории;
малопродуктивный.
III
уровень — (средний) локально-моделирующий;
педагог владеет стратегиями обучения
учащихся знаниям, умениям, навыкам по
отдельным разделам курса (т.е. умеет
формулировать педагогическую цель,
отдавать себе отчет в искомом результате
и отбирать систему и последовательность
включения учащихся в учебно-воспитательную
деятельность; среднепродуктивный.
IV
уровень — (высокий) системно-моделирующий
знания
учащихся; педагог владеет стратегиями
формирования искомой системы знаний,
умений и навыков учащихся по своему
предмету в целом; продуктивный.
V
уровень — (высший) системно-моделирующий
деятельность и поведение
учащихся; педагог владеет стратегиями
превращения своего предмета в средство
формирования личности учащегося, его
потребностей в самовоспитании,
самообразовании, саморазвитии;
высокопродуктивный
(рис.
5).
12.2. Профессиональная я-концепция учителя
12.2.1.
Понятие Я-концепции12.2.2.
Профессиональное самосознание учителя12.2.3.
Самооценка в структуре профессиональной
Я-концепции учителя
12.2.1. Понятие я-концепции
Я-концепция
— это обобщенное представление о самом
себе, система установок относительно
собственной личности.
В
психологии под самосознанием, или «Я»,
понимается либо процесс накопления
представлений о себя, либо результат
этого процесса.
В
первом случае исследователя интересуют
динамические аспекты самосознания:появление
и формирование самосознания,его
развитие на протяжении жизни человека,появление
и развитие самосознания человека и
истории человечества и т.д.
Во
втором случае рассматриваются в большей
степени:форма
этого опыта,его
структура и организация,его
функции в жизнедеятельности человека.
В
вопросе классификации различных сторон
самосознания, или «Я»-феномена,
важными являются два критерия:
Самосознание
личности отражает позиции человека в
различных социальных группах:
«Я»
как представитель определенной
профессиональной группы;«Я»
как член семьи;«Я»
как член определенных общественных
организаций и т.д.
Существенным
критерием классификации «Я»-феномена
является точка зрения, с которой
осуществляется анализ и оценка себя.
Временная
точка зрения на себя:«прошлое
Я» — каким я был раньше;«настоящее
Я» — какой я сейчас;«будущее
Я» — каким я вижу себя в будущем.
С
точки зрения различных ценностей:каким
я хотел бы быть сам — личные ценности;каким
меня хотели бы видеть друзья — ценности
рефферентной группы.
Принятие
точки зрения других из своего социального
окружения — мое представление, например,
о том, как меня оценивают мои коллеги
по работе («рефлексивное Я») и
т.д.
Все
эти различные аспекты «Я»-феномена
интегрированы в личности в единое целое,
в некоторую систему, состоящую из
различных, иногда даже противоречивых
элементов.
Различают
следующие функции
самосознания в жизнедеятельности
человека:
1.
«Я» является той точкой, той
перспективой, из которой человек
воспринимает и постигает мир. Причем
всякое индивидуальное знание и опыт
имеют субъективную окраску в том смысле,
что человек соотносит это знание с
собственной личностью, с собственным
«Я», т.е. это мое знание, мой
опыт.
2.
Самосознание, «Я», выполняет
регулирующую роль в жизнедеятельности
человека. Поведение человека, в отличие
от поведения животного, обусловлено не
только ситуацией, но и тем, как человек
себя воспринимает и оценивает.
Психическим
механизмом формирования самосознания
является рефлексия, т.е. способность
человека мысленно выходить из субъективной
точки зрения и подходить к себе с точки
зрения других людей. Накапливая опыт
восприятия себя с различных точек
зрения, в различных ситуациях и интегрируя
его, человек формирует свое самосознание.
Важно
заметить, что Я-концепция
является не статичным, а динамичным
психологическим образованием.
Формирование, развитие и изменение
Я-концепции обусловлены факторами
внутреннего и внешнего порядка. Социальная
среда оказывает сильнейшее влияние на
формирование Я-концепции. Профессиональная
Я-концепция личности может быть реальной
и идеальной.
Понятие
«реальная» отнюдь не предполагает,
что эта концепция реалистична. Главное
здесь — представление личности о себе,
о том, «какой я есть». Идеальная же
Я-концепция (идеальное «Я») — это
представление личности о себе в
соответствии с желаниями («каким бы
я хотел быть»).
Конечно,
реальная и идеальная Я-концепции не
только могут не совпадать: в большинстве
случаев они обязательно различаются.
Расхождение между реальной и идеальной
Я-концепцией может приводить к различным
как к негативным, так и к позитивным
следствиям. С одной стороны, рассогласование
между реальным и идеальным «Я»
может стать источником серьезных
внутриличностных конфликтов. С другой
стороны, несовпадение реальной и
идеальной профессиональной Я-концепции
является источником профессионального
самосовершенствования личности и
стремления к ее развитию. Можно сказать,
что многое определяется мерой этого
рассогласования, а также его внутриличностной
интерпретацией (Пряжников
Н.С., 1996; см. аннотацию).
Профессионализм педагога. Уровни педагогического творчества — Студопедия
(Здесь в основном используется материал книги Н. В.Кухарева и В. С.Решетько
«Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества» (Минск, 1996).
Как уже отмечалось, основой для определения уровня профессионализма педагога являются его умения анализировать свою деятельность и ее результаты. Эти умения формируются на базе повышения уровня научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки. Однако опыт показывает, что педагогическая наука следует как бы параллельно с практической деятельностью. Взаимопроникновение и взаимодействие науки и практики осуществляются в том случае, если педагог в ходе систематического изучения достижений науки проверяет изложенные идеи на практике; анализирует и творчески переосмысливает собственную деятельность и соотносит с прогнозируемым результатом; способен определить адекватность полученного результата его образу; анализирует продвижение обучаемых по пути к самообразованию и самовоспитанию, а также деятельность своих коллег.
Профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней педагогического творчества, обеспечивающих ему успех в профессиональной деятельности.
В связи с этим можно классифицировать уровни педагогического творчества на основе сформированного у педагога умений анализировать процесс своей деятельности и исследовать ее качественные показатели.
Первый уровень – информационно-воспроизводящий. Педагог умеет воспроизводить опыт других преподавателей, решать простые педагогические задачи на пути к результату; анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Этот уровень правомерно отнести к деятельности педагога, не имеющего квалификационной категории.
Может возникнуть вопрос: где же здесь творчество? При более глубоком изучении педагогической деятельности отмечается следующее: даже если педагог выступает в качестве передатчика информации, он обязательно стремится к ее эмоциональному окрашиванию. Своими интонацией, жестами, взглядом он высказывает собственное отношение к тому, о чем говорит. В этом и проявляется его творчество, ибо от эмоциональной окраски во многом зависит восприятие обучаемыми учебного материала.
На первом уровне педагог еще не может постичь психологию обучаемого, не в состоянии предвидеть возможные трудности в своей деятельности. Это объясняется множеством причин: недостаточным уровнем методической подготовленности, незнанием возрастной психологии обучаемых, психологических механизмов общения с ними, неумением реконструировать информацию, т.е. создавать «свои методики», «свой учебник», и т.д.
Второй уровень – адаптивно-прогностический. Педагог умеет трансформировать (преобразовывать) известную ему информацию, отбирать способы, средства и методы взаимодействия с обучаемыми с учетом их потенциальных возможностей и собственных личностных качеств. При этом он предвидит результат этого взаимодействия, понимает, какой эмоциональный отклик у обучаемых находит та или иная отобранная им информация, то или иное его действие. Этот уровень деятельности педагога условно соответствует второй квалификационной категории.
Как правило, на втором уровне педагог значительно перестраивает структуру содержания образования, осуществляет межпредметные связи и дифференцированный подход к обучаемым, достаточно четко представляет образ результата на уровне их знаний и умений. Однако при этом он еще не в состоянии оптимистически прогнозировать развитие личности обучаемого.
Третий уровень – рационализаторский. Педагог проявляет конструктивно-прогностические способности: на основе своего опыта формулировать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения, использовать элементы индивидуальности и новаторства в обучающей деятельности, более целесообразно организовывать педагогический процесс. На этом уровне, на наш взгляд, осуществляет свою деятельность педагог первой квалификационной категории.
Педагог третьего уровня изобретает новые методы и более совершенные методики обучения, создает педагогические инновации и технологии, которые обеспечивают более качественные результаты его деятельности.
На основании этого некоторые исследователи педагогического творчества считают этот уровень высшим, однако мы не совсем согласны с этим – и не без оснований. Многие исследования (в том числе и проводимые авторами данного пособия) свидетельствуют о том, что любой метод, любая методика и даже технология всегда в той или иной степени «личностно окрашены». Как правило, если при выборе методики или технологии педагог не соотносит их с собственными возможностями и личностными качествами, то в его деятельности они не дают ожидаемого эффекта. Это происходит потому, что он глубоко не проникает в сущность той или иной технологии, не адаптирует ее в соответствии с условиями своей деятельности, а также с возможностями обучаемых, не всегда соотносит педагогический процесс с конечным результатом деятельности.
В современных условиях, при обилии предлагаемых методик обучения и педагогических технологий, особенно следует учитывать энергозатраты обучаемых при достижении результатов, а также динамику состояния их здоровья, эмоционального и психического самочувствия.
Почему все педагоги не работают по методу С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталова? Потому что для этого надо быть С. Н. Лысенковой или В. Ф. Шаталовым.
Четвертый уровень – исследовательский. Педагог умеет определить концептуальную основу собственного поиска, вычленяет системообразующие идеи из опыта любого педагога и свободно комбинирует их, разрабатывает собственную систему педагогической деятельности на основе исследования ее результатов. К этому уровню, как правило, приближаются педагоги высшей категории.
Педагог-исследователь умеет обобщить собственный опыт и сделать его доступным для коллег, если они видят и осознают основополагающие идеи этого опыта. Опора на идеи (или выводы) педагога-исследователя очень эффективна для получения качественных результатов.
Пятый уровень – креативно-прогностический. Педагог способен формулировать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, тем самым трансформируя ее концептуальную основу. На этом уровне творчества педагог осуществляет ломку устоявшихся стереотипов. В результате такой деятельности формируется инновационная личность.
Главным ориентиром в деятельности педагога этого уровня выступает его взаимодействие с обучаемыми, которые при этом постоянно соотносят уровень своих возможностей с достигнутыми результатами, самосовершенствуются в процессе внутренней соревновательности с самим собой.
На пятом уровне педагог проявляет себя как педагог-творец или как педагог-исследователь. Необходимость в подготовке педагогов такого уровня давно назрела. Это будет побуждать педагогические коллективы к совершенствованию их деятельности, а также стимулировать творческие возможности и способности педагогов.
На первых двух уровнях творчески работающий педагог «ищет» себя. На третьем уровне он ведет поиск ответа на вопрос: какие формы, методы и средства дают оптимальный результат? На четвертом и пятом уровнях педагог-творец осознает направленность своих действий и становится педагогом-исследователем.
Выделенные уровни педагогического творчества взаимосвязаны: высшие уровни включают в себя предыдущие и основываются на них. В педагогической практике их проявление осуществляется в органическом единстве.
Таким образом, формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с его умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач он переходит к осмыслению и анализу тактических задач и затем к осознанию и прогнозированию стратегических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата. В связи с этим значимыми являются:
– вооружение педагогических коллективов конкретными знаниями об образе результата;
– ориентировка педагогических кадров на овладение умениями, обеспечивающими эффективное взаимодействие с обучаемыми;
– формирование у педагогов умений диагностировать педагогические результаты, исследовать качественные показатели собственной деятельности.
9. Сущность и структура педагогической профессии
Деятельность,
которой занимаются представители
педагогической профессии (педагоги),
называется педагогической деятельностью.
Педагогическая деятельность — это особый
вид социальной деятельности, направленный
на передачу от старших поколений младшим
культурно-исторического опыта, создание
условий для их личностного развития и
подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе. Педагогическая
деятельность может быть непрофессиональной
и профессиональной. Каждый человек
независимо от своей профессиональной
принадлежности постоянно или эпизодически
занимается педагогической деятельностью,
в жизнедеятельности людей почти всегда
присутствует педагогический
аспект.Например, непрофессиональную
педагогическую деятельность выполняют
родители, общественные организации,
руководители предприятий и учреждений,
учебные, производственные и другие
группы, в известной степени средства
массовой информации.
Педагогическая
деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных
обществом образовательных учреждениях.
Профессиональная педагогическая
деятельность — это вид профессиональной
деятельности, содержанием которой
является воспитание, обучение, развитие
обучающихся. Для проникновения в сущность
педагогической деятельности обратимся
к ее строению (структуре).
С
учетом понимания деятельности в философии
и психологии структуру педагогической
деятельности можно представить как
единство субъекта и объекта педагогической
деятельности, их потребностей, целей,
мотивов, методов и средств педагогической
деятельности, педагогических действий
(операций), предмета и результата
(продукта) педагогической деятельности,
оценки результата и корректирующих
педагогических действий.
Проанализируем
эти структурные компоненты педагогической
деятельности.
Субъектами
педагогической деятельности являются
педагоги, родители, группа (коллектив)
учащихся. Объект тот, кого воспитывают,
формируют как личность. При самовоспитании,
самообразовании объект и субъект
совпадают. Объект педагогической
деятельности сам является субъектом.
Потребность субъектов педагогической
деятельности выступает как потребность
в устранении чего-либо, мешающего
развитию, или как необходимость
удовлетворения чего-либо жизненно
важного, значимого. Потребности
подталкивают субъектов педагогической
деятельности к определению цели и
формированию мотивов педагогической
деятельности.
Цель
определяет содержание деятельности
(«Что делать?»), мотив — ее причину («Почему
или для чего делать?»). Общая цель
педагогической деятельности — это
приобщение человека к ценностям культуры,
формирование разносторонне развитой
личности. Реализация общей цели
педагогической деятельности связана
с решением таких социально-педагогических
задач, как формирование воспитательной
среды, организация деятельности
воспитанников, создание воспитательного
коллектива, развитие индивидуальности
личности.
К
средствам и педагогической деятельности
относятся содержание педагогического
процесса, всевозможные носители
информации (литература, СМ И, технические
средства) и другие. Основной функциональной
единицей педагогической деятельности
является педагогическое действие
(действия, по А. Н Леонтьеву, состоят из
операций, операции — из приемов и
процедур). Педагогическое действие
имеет подготовительную и исполнительную
фазу и направлено на достижение результата
и получение продукта. Подготовительная
фаза сама состоит из разнопорядковых
действий: по накоплению новой информации;
по логическому структурированию
материала; по изучению объекта, диагностике
условий деятельности; по формулированию
педагогических целей; по методической
обработке накопленного структурированного
материала; по выбору содержания, методов
учебно-воспитательного процесса; по
проектированию своих действий и действий
учеников и т. д.
Подготовительная
работа проводится ради исполнительной
фазы, которая завершает все действия и
подводит к результату. На исполнительной
фазе педагог устанавливает рабочую
обстановку на занятиях, стимулирует
деятельность учеников, организует свою
деятельность и поведение, деятельность
учащихся, организует контроль результатов
деятельности учащихся, ее корректировку.
На этой фазе педагог использует все
доступные ему и подходящие к случаю
различные средства.
Предметом
педагогической деятельности является
разностороннее развитие индивида:
физическое, психическое, духовное,
интеллектуальное и т. п. На конкретном
этапе педагогической деятельности
предметом становятся отдельные
направления развития.
Результат
педагогической деятельности соотносится
с ее целью, а предмет — с продуктом.
Результат — это реально достигнутый
итог педагогической деятельности.
Продуктом педагогической деятельности
могут быть новообразования в развитии
личности. К ним можно отнести: физическое
здоровье индивида, его знания, умения,
навыки, черты характера. Конечным
продуктом педагогической деятельности
можно считать, например, воспитанность
(по И. И. Прокопьеву).
Оценка
продукта (результата) педагогической
деятельности — это сравнение качества
полученного продукта (результата) с
целью педагогической деятельности и
соответствующая его оценка. Корректирующие
педагогические действия необходимы
тогда, когда полученный результат
(продукт) деятельности расходится (не
совпадает) с изначально поставленной
целью.
Наряду
с вышеизложенным философским и
психологическим подходами к разработке
проблемы структуры деятельности в
педагогике в структуре педагогической
деятельности выделяют следующие
взаимосвязанные компоненты: диагностический,
проектировочный, конструктивный,
организаторский, коммуникативный.
Так,
гностическая деятельность — это
деятельность по изучению, исследованию
(диагностированию) педагогических
объектов и явлений. Предметом и результатом
гностической деятельности является
знание педагогом содержания педагогического
процесса, педагогических средств,
технологий; знание о структуре, видах
и способах организации деятельности в
процессе воспитания и обучения и т. д.
Проектировочная
деятельность включает постановку целей
обучения и воспитания, определение
стратегии и способов их достижения.
Конструктивная деятельность предполагает
отбор учебного материала, планирование
и построение педагогического процесса;
планирование своих действий и действий
учащихся; проектирование учебно-материальной
базы педагогического процесса в
соответствии с задачами обучения и
воспитания.
Организаторская
деятельность предполагает выполнение
системы действий, направленных на
включение учащихся в различные виды
деятельности, формирование коллектива
также на организацию собственной
деятельности.
Коммуникативная
деятельность направлена на установление
педагогически целесоо6разных отношений
учителя с воспитанниками, другими
педагогами школы, родителями и т. д. Для
успешного выполнения этих видов
деятельности педагогу необходимы
соответствующие способности и умения.
Уровни результативности деятельности учителя — Студопедия
Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой.
Способность — это возможность. Достигнутый уровень — это реальность. По результативности каждый учитель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:
1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3) локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4) системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень [11].
Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является результатом его усилий?
Выделяют три основных результата коммуникации:
изменение в знаниях получателя;
изменения установок получателя;
изменение явного поведения получателя.
Уровни профессионально-педагогической деятельности
Анализ работ, посвященных исследованию
деятельности педагогов профессиональной
школы (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М.
Митина, и др.), позволил выделить три
уровня обобщения профессионально-педагогической
деятельности. Наиболее высокий уровень
обобщения,объединяющий цель и предмет
деятельности, –вид деятельности.
В зависимости от цели и предмета
профессионально-педагогической
деятельности нами были выделены семь
видов деятельности:
диагностика профессиональной
направленности, обучаемости, обученности
и воспитанности;проектировочная деятельность,
предваряющая профессионально-образовательный
процесс;личностно ориентированное профессиональное
обучение;социально-профессиональное воспитание;
внеучебная культурно-бытовая
воспитательная работа;производственно-технологическая
деятельность;повышение уровня профессионально-педагогического
образования и квалификации;инновационная деятельность.
Виды деятельности характеризуются
составом профессионально-педагогических
задач, которые для специалиста данного
профиля являются типовыми. Отсюда
следующий уровень обобщения
профессионально-педагогической
деятельности – типовые
профессионально-педагогичес-кие задачи.
Так, деятельность, предваряющая
учебно-воспитательный процесс,
предусматривает решение следующих
задач: проектирование учебно-воспитательного
процесса, его дидактическое оснащение,
материально-техническое обеспечение
учебно-производственного процесса.
Специфической особенностью
профессионально-педагогических задач
является вариативность их решения. В
ситуациях, характеризующихся высокой
степенью неопределенности, способ
решения основывается на учете многих
факторов. Поэтому большинство задач
имеет творческий характер. Творческий
подход необходим педагогу профессиональной
школы для решения не только собственно
педагогических задач, но и многих
инженерных и производственных.
Анализ литературы, исследование
профессионально-педагогической
деятельности педагогов профессиональных
училищ Свердловской области позволили
Э.Ф. Зееру определить основные
профессионально-педагогические задачи:
проектирование профессионально-образовательного
процесса;дидактическое и материально-техническое
обеспечение учебно-производственного
процесса;формирование учебно-профессиональных
мотивов;организация и осуществление познавательной
и учебно-профессио-нальной деятельности
учащихся;психолого-педагогическая реабилитация
общеобразовательной подготовки и
отклоняющегося поведения учащихся;мониторинг учебно-воспитательного
процесса, профессионального развития
личности и уровня развития коллектива
учащихся;социальное, нравственное и профессиональное
воспитание учащихся;развитие ключевых квалификаций учащихся;
профессиональная ориентация;
организация и осуществление
производственно-технологической
деятельности;диагностика профессиональной
направленности, компетентности и
профессионально важных качеств личности
учащихся;управление ученическими коллективами
и организация их самоуправления;формирование проектировочных умений
– общепедагогических умений по
конструированию содержания и технологий
личностно ориентированного образования,
проектированию развивающей
учебно-пространственной среды, а также
планированию профессионально-образовательного
процесса.
Решение
профессионально-педагогических задач
осуществляется с помощью совокупности
действий и операций, которые реализуются
благодаря умениям. Умения предполагают
использование имеющихся у субъекта
деятельности знаний и навыков для выбора
и осуществления действий в соответствии
с поставленной целью.
Состав
профессионально-педагогических умений
образует третий уровень обобщения
деятельности. В процессе профессионального
становления личности изменяется характер
умений, репродуктивный уровень выполнения
действий и операций сменяется творческим.
Полученный ансамбль конкретных умений
мы рассмотрели с позиций обеспечения
ими основных операциональных функций
педагога профессиональной школы.
гностические
умения
–
познавательные умения в области
приобретения общепрофессиональных,
производственных и психолого-педагогических
знаний, предусматривающие получение
новой информации, выделение в ней
главного, существенного, обобщение и
систематизацию собственного
педагогического опыта, опыта новаторов
и рационализаторов производства, а
также индивидуального опыта учащихся;идеологические
умения
– социально
значимые умения по проведению
политико-воспитательной работы среди
учащихся, пропаганде педагогических
знаний;дидактические
умения
–
общепедагогические умения по определению
конкретных целей обучения, выбору
адекватных форм, методов и средств
обучения, конструированию педагогических
ситуаций, объяснению учебно-производственного
материала, демонстрации технических
объектов и приемов работы;организационно-методические
умения
–
интегративные педагогические умения
по реализации учебно-воспитательного
процесса: формированию мотивации
учения, организации учебно-профессиональной
деятельности учащихся, установлению
педагогически оправданных
взаимоотношений, формированию коллектива,
организации самоуправления;коммуникативно-режиссерские
умения
–
общепедагогические умения, включающие
перцептивные, экспрессивные, суггестивные,
ораторские умения и умения по
педагогической режиссуре;прогностические
умения
–
общепедагогические умения по
прогнозированию успешности
учебно-воспитательного процесса,
включающие диагностику личности и
коллектива учащихся, анализ педагогических
ситуаций, построение альтернативных
моделей педагогической деятельности,
проектирование развития личности
и коллектива, контроль за процессом и
результатом обучения и воспитания;рефлексивные
умения – способность к самопознанию,
самооценке профессиональной деятельности
и профессионального поведения,
самоактуализации;организационно-педагогические
умения
–
общепедагогические умения по планированию
воспитательного процесса, выбору
оптимальных средств педагогического
воздействия и взаимодействия, организации
самовоспитания и самоуправления,
формированию профессиональной
направленности личности учащихся;общепрофессиональные
умения – умения по чтению и составлению
чертежей, схем, измерению, техническому
диагнозу, выполнению расчетно-графических
работ, определению экономических
показателей производства;конструктивные
умения
–
интегративные умения по разработке
технологических процессов и конструированию
технических устройств; включают
разработку учебной и технико-технологической
документации, выполнение конструкторских
работ, составление технологических
карт, направляющих текстов;технологические
умения
– поливалентные
умения по анализу производственной
ситуации, планированию и рациональной
организации технологического процесса,
эксплуатации технических устройств;производственно-операционные
умения
–
общетрудовые умения по смежным рабочим
профессиям на уровне
4–5-го
квалификационного разряда;специальные
yмeния – узкопрофессиональные умeния
по специальности в рамках какой-либо
одной отрасли производства (машиностроение,
электроэнергетика, строительство и
др.).
Таким образом,
структурно-функциональный анализ
профессионально-педагогической
деятельности позволил определить три
ее уровня: вид деятельности, типовые
профессионально-педагогические задачи
и профессионально-педагогические умения
15. Виды педагогической деятельности
Под педагогической
деятельностью по главным своим показателям
понимают сознательно избираемую и
осуществляемую деятельность взрослых,
старших, граждан, разных должностных
лиц и специалистов (это могут быть
родители, учителя, педагоги, руководители,
менеджеры и т. д.), а также государства,
общества, предприятий, которые преследуют
педагогические цели, осуществляющиеся
педагогическими средствами и методами
и приносящие позитивные педагогические
результаты.
Любую деятельность
можно назвать педагогически эффективной
только в том случае, если она будет
включать в себя все описанные ранее
педагогические феномены, правильно их
совершенствуя, и будет направлять их
на достижение цели.
Педагогической
деятельностью является особое общественное
явление и вид общественно необходимой
и значимой, а также полезной деятельности,
при этом она носит конкретный характер.
Данная деятельность
будет успешна в том случае, если она
будет осуществляться людьми, которые
обладают фундаментально развитым
педагогическим мышлением, способностями,
мастерством умело создавать педагогические
системы, управлять педагогическими
процессами, достигать максимально
возможных в своих действиях результата
(комплексно-воспитательных, образовательных,
обучающих и развивающих), которые будут
удовлетворять потребности людей и
обеспечивать цивилизованное существование
и будущее общества.
Рассмотрим
основные виды педагогической деятельности:
– образовательная;
– воспитательная;
– обучающая;
– инженерно-педагогическая;
– социально-педагогическая;
– общественно-педагогическая;
– научно-исследовательская
педагогическая;
– общественно-педагогическая.
Все вышеперечисленные
виды педагогической деятельности
являются корректными, профессиональными
только в том случае, когда максимально
едины в своих воспитательных,
образовательных, обучающих и развивающих
творческих поисках, воздействиях и
результатах.
Одной из важнейших
сторон педагогической активности
является активность человека, с которым
ведется непосредственная педагогическая
работа.
Педагогическим
совершенствованием является педагогический
феномен, характеризующий существование
инициативной или стимулирование
целенаправленной деятельности самого
человека по совершенствованию своих
педагогических свойств путем
самовоспитания, самообразования,
самообучения и саморазвития как в
педагогическом учреждении, так и вне
его, в любом возрасте. Педагогическое
самосовершенствование выполняет
основную функцию самоактуализации
человеком своих возможностей.
Одной из разновидностей
самоутверждения является учение, которое
представляет собой активную деятельность
обучающегося в образовательном учреждении
по освоению знаний, предусмотренных
квалифицированными требованиями к
выпускникам образовательного учреждения.
Из вышесказанного
следует, что это не только усвоение
учебного материала, но и совершенствование
всех своих педагогических свойств.
16. Личность как объект и предмет педагогики
Понятие «личность»
используется в различных науках, так
как имеет общее происхождение. В древности
личностью называли маску, которую
надевал актер перед спектаклем. Любая
маска была характерной, это могла быть
маска «злодея», «героя», «несчастного»
и т. д. Сейчас о личности говорят как
о человеке, тоже имея в виду его роль в
жизни общества.
Личность
– это системное социальное свойство
каждого человека, который имеет у разных
индивидов нечто общее и варьирующееся
в широком диапазоне индивидуальных
качеств характера. Человек
как личность
– это социальная сущность и облик,
главной характеристикой которого
является степень возвышенности над
животным, которым он был при рождении.
Человека как личность определяют не
его врожденные биологические
характеристики, не его цвет волос,
одежда, имущество, а именно его социально
значимые индивидуальные особенности.
Проблема личности
находится в центре внимания многих
наук, так как она реально приобретена
и для самого человека, и для общества.
Науки в соответствии
со своим предметом выделяют в личности
разное. Например, в социологии она
оценивается преимущественно по социальным
ролям и социально-демографическим
данным.
Специфика
педагогического подхода к личности
выражается в следующем:
– сначала рассматривается становление
личности в проявлении и изменении ее
педагогических свойств – воспитанности,
образованности, обученности. Они
составляют макроструктуру ее педагогической
системы, формирующейся прижизненно и
развивающейся в идеале до своей
индивидуальной цивилизованной вершины;
– вторым этапом
является признание факта возникновения
изменения педагогических свойств у
каждого человека во всеобъемлющем и
непрерывном процессе социализации,
т. е. в индивидуальном и избирательном
присвоении и усовершенствовании им в
процессе личной жизни разных видов
опыта предшествующих и живущего
поколения, а также субъективной
переработке собственного опыта. Этот
процесс непрерывен, в нем выделяют
дотрудовую, трудовую и послетрудовую
социализацию;
– подход к
личности не как к пассивному объекту,
«наполняемому» социальным опытом, а
как к субъекту общественных отношений
и педагогических систем, проявляющему
активность и самостоятельность в
усвоении опыта и формирующему самого
себя, а поэтому несущему личную
ответственность за свой жизненный путь.
Существует четыре основных типа личности:
– высший уровень
педагогической разновидности личности
– духовная личность;
– высокий
уровень педагогической разновидности
личности – разумная и нравственная
личность;
– низкий уровень
педагогической разновидности личности
– ограниченная личность;
– отрицательный
(его еще называют регрессивный,
асоциальный) уровень педагогической
личности – социально деформированная
личность. Разумеется, не все люди
становятся духовными личностями, хотя
педагогические усилия к этому должны
прикладываться максимальные. Третий и
четвертый типы – брак в педагогической
работе и самоосуществлении индивида.
уровней обучения — память, понимание, рефлексия
Уровни обучения
В формальном классе задача обучения, выполняемая учителем вместе со своими учениками, согласно Бигги (1967), может выполняться на различных уровнях — от наименее вдумчивого до наиболее продуманного поведения или образа действий. Многие психологи и педагоги выделили следующие три уровня обучения:
- Уровень памяти
- Понимание уровня
- Светоотражающий уровень
Уровень памяти находится внизу (или по трехбалльной рейтинговой шкале в крайнем левом углу), отображая участие наименее вдумчивого поведения, и рефлексивный уровень наверху, требующий участия высших когнитивных способностей и наиболее вдумчивого поведения.Уровень понимания находится посередине, требуя разумного поведения в умеренной разумной степени.
1. Уровень памяти
Обучение на уровне памяти представляет собой проявление наименее вдумчивого поведения. В таком действии память играет ключевую роль. Учитель представляет учащемуся фактическую информацию. Учащийся пытается выявить эти факты с наименьшим участием своего мышления и силы рассуждений, не заботясь о понимании их значения и применения.
Согласно Моррису Л. Бигге
Обучение на уровне памяти — это тот тип действий, который якобы включает в себя фиксацию фактического материала в памяти и ничего больше.
Особенности, связанные с обучением на уровне памяти
и. Анализ предмета.
ii. Четкий и фиксированный порядок изложения темы.
iii. Неукоснительное соблюдение изложения предмета.
iv. Механическое обращение с различными сегментами элементов.
Основные психологические теории и идеи
На обучение на уровне памяти влияют следующие психологические теории и идеи:
и. Теория умственных способностей или умственной дисциплины
Основанное на этой теории учебное задание на уровне памяти направлено на дисциплину или тренировку умственных способностей, особенно способности запоминания, посредством упражнений, повторения и практики изученного материала.
ii. Гербартовская теория апперцепции
В духе этой теории задача обучения на уровне памяти состоит в том, чтобы внедрить в умы учащихся большой массив фактической информации просто посредством процесса механического запоминания.
iii. Коннекционизм Торндайка
Основанное на этой теории обучение уровням памяти делает акцент на становлении С. связи вполне механически через запоминание. Это дает полный вес закону упражнений, предложенному Торндайком в процессе обучения.
iv. Теория кондиционирования
Под влиянием теории классического и оперантного кондиционирования задача обучения на уровне памяти превращается в задачу формирования привычки посредством повторения ассоциации между стимулами и реакцией.
Цели
Действие обучения, выполняемое на уровне памяти, ограничивается достижением цели знания следующими способами:
и. Получение представленных фактов путем заучивания наизусть.
ii. Сохранение и воспроизведение (посредством отзыва или признания) полученной фактической информации по мере необходимости.
Характер предмета и его представление
Обучение на уровне памяти преимущественно сосредоточено на предмете.Его единственная цель — эффективное запоминание учащимся представленного материала. Для достижения этой цели он должен внимательно относиться к качеству представленного материала и его способу подачи. Материал для этой цели следует выбирать очень разумно, чтобы помочь студентам получить желаемые знания по предмету. Более того, он должен быть представлен в очень систематической форме и в определенном, а также в фиксированном порядке, чтобы облегчить его надлежащее сохранение и легкий вызов. Такое представление на уровне памяти довольно просто, поскольку нет необходимости связывать или связывать его с предыдущими знаниями или связывать его с приложением в настоящем или будущем.
Значение обучения на уровне памяти в классе
и. Предмет как Focus
В такой презентации основное внимание уделяется предмету, а не опыту учащегося.
ii. Обучение недолговечно
Обучение памяти не влияет на личность учащегося. Результат обучения очень недолговечен.
iii. Большая нагрузка на ученика
Такой тип обучения создает большую нагрузку на сознание учащегося и препятствует правильному развитию обучения по конкретному предмету.
iv. Мотивация
Учитель должен постоянно сохранять бдительность, чтобы привлечь внимание ученика.
v. Тестирование
Вопросы эссе, а также вопросы объективного типа составляют основу тестирования. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы можно было измерить процесс запоминания и узнавания.
vi. Взаимодействие
Взаимодействие между учителем и учеником находится на самом низком уровне.
vii. Поверхностное знание
Даже если учащийся не сможет развить похвальное владение предметом, он все равно сможет воспроизводить факты и цифры.
Использование обучения на уровне памяти
В презентациях по обучению запоминанию упражнения и упражнения играют очень важную роль в обучении. Акцент делается на очень систематическом представлении информации и фактов с целью развития памяти. Напоминание и признание становятся очень заметными. Студенты запоминают основное содержание предмета и воспроизводят его. Учащийся в основном сводится к пассивной роли. Считается, что разум учащегося подобен вместилищу.
Было бы неправильно предполагать, что представление уровня памяти стопроцентно порочно. Учитель может извлечь из этого полезную информацию и сделать упор на практике. Можно вспомнить, что определенные дисциплины и виды знаний, обучение на уровне памяти является необходимостью. Учитель должен связать старые знания с новыми, чтобы старые знания использовались и оставались в памяти на более длительный период.
Роль учителя
Учитель играет доминирующую и авторитарную роль в памяти об учении.Он обладает полномочиями инструктировать, предоставлять, направлять, контролировать и оценивать работу. Он является постановщиком, учебным ресурсом и руководителем каждой классной деятельности. Таким образом, на этом уровне обучения, начиная с выбора предмета и заканчивая его оценкой, ключевой процесс преподавания и обучения остается за учителем.
Роль учащегося
На уровне памяти обучающая роль обучаемого является пассивной, потому что содержание предмета, обучающие инструменты и методы, используемые для обучения, определяются учителем.Следует учитывать характеристики учащегося при формулировании целей и учебной программы, а также при выборе учебно-методических мероприятий и методов преподавания и оценки.
Достоинства
и. Он в значительной степени подходит для маленьких детей, поскольку их память в младшем возрасте — механическая память.
ii. Задание, выполняемое на уровне памяти в форме усвоения такого количества заученных фактов, оказывается весьма полезным в учебно-обучающей деятельности, выполняемой на уровне понимания и рефлексии.
iii. Уровень запоминания преподавания-обучения дает учителю полную свободу в реализации его цели, то есть предоставить учащимся максимальные знания по его предмету в виде систематических и связанных между собой частей информации запланированным способом в течение минимального периода времени. .
Недостатки
и. Он осуществляется на самом низком уровне обработки мысли учащегося и, следовательно, не дает возможности для развития понимания и других важных когнитивных способностей учащихся.
ii. Поскольку на этом уровне ученик учится наизусть, полученные знания не помогают в реальных жизненных ситуациях, поскольку не развивают таланты учеников.
iii. Учащиеся содержатся в строгой дисциплине, и на этом учении настаивают на зубрежке.
iv. Интеллект не имеет значения в этом типе обучения, и ему не хватает мотивации
v. Несмотря на все усилия в таком преподавании-обучении, нет никаких гарантий хорошего запоминания и надлежащего воспроизведения заученного материала учащимся.
Страниц: 1 2 3
.
уровней обучения — память, понимание, рефлексия
2. Уровень понимания
Ключевыми фигурами в развитии преподавания и обучения на уровнях понимания являются Хербарт, Джадд Моррисон и Брунер Дж. С.
Гербарт упоминает три формы ментальной реальности, которые играют важную роль в обучении обучению на уровне понимания. Это чувственные впечатления, образы и эффективные элементы удовольствия и боли. В аранжировках Гербарта учитель задуман как архитектор, а также созидатель умов учеников, манипулируя идеями, чтобы построить круг мысли ученика.Он выступал за пять шагов обучения: подготовка, представление, сравнение, обобщение и применение.
Моррисон очень четко заявил, что понимание — это не просто способность вспомнить что-то, это не просто обобщение, выведенное из конкретных фактов, это понимание того, как это может быть использовано в будущих ситуациях. Моррисон утверждал, что результатом любого обучения является «мастерство», а не заучивание фактов. Он предложил план подразделения, каждый из которых представляет собой относительно полное понимание.
Bruner JS задает функциональный подход к проблеме обучения на уровне понимания. Он отмечает, что люди обладают огромной способностью различать объекты или процессы в своей среде. Человек может использовать здравый смысл, чтобы понять свое окружение, позволяя себе выбирать — из почти бесконечного числа различаемых объектов и событий — те, которые кажутся имеющими что-то общее.
Основные психологические теории
и.Гербартовская теория апперцепции и ее знаменитые пять шагов обучения
В духе этой теории обучение на уровне понимания требует систематического изложения предмета, хорошо соотносящего его с предыдущими знаниями студентов. Гербарт попытался подчеркнуть уровень понимания в обучении с помощью своих знаменитых пяти шагов обучения. В ходе его подготовки к первому этапу были изучены предыдущие знания учеников и возникла потребность узнать что-то новое.На втором этапе систематическое представление предмета или идей было подчеркнуто путем соотнесения их со старыми. На третьем и четвертом шагах сравнения и обобщения учащиеся должны определить общие элементы в представленном материале / фактической информации и сделать обобщающее заявление, правило или принцип. Предполагается, что на пятом шаге они будут использовать обобщенный принцип, применяя его в конкретной новой ситуации. В этом случае. Гербарт своими систематическими шагами пытался вывести преподавание-обучение на уровень понимания, делая утверждения
а.Чтобы понять отдельные факты
г. От частных фактов перейти к обобщенному принципу
г. Использовать обобщенный принцип для получения новых фактов или поиска их применения в повседневной жизни.
ii. Теория озарения или теория поля гештальта
В духе теории озарения для обучения на уровне понимания требуется
и. Для восприятия ситуации, т.е. представленной фактической информации в целом,
ii. Для выявления взаимосвязи общих элементов или различий между представленным массивом фактов, новыми идеями и старыми идеями,
iii.Получить общие идеи, которые могут быть применены в проблемной ситуации как в школе, так и за ее пределами.
Цели
Действие обучения, выполняемое на уровне понимания, направлено на достижение следующей цели:
и. Цель знаний:
Получение необходимой фактической информации или совокупности фактов.
ii. Цель понимания:
С этой целью обучающиеся могут:
а. Чтобы увидеть взаимосвязь между полученными фактами,
г.Чтобы понять значение полученных фактов или фактической информации,
г. Для выявления сходства и несходства между полученными фактами,
г. Для обобщения конкретных фактов,
e. Применять обобщенный факт, правило или принцип для изучения новых фактов в практических жизненных ситуациях.
Значение преподавания на уровне понимания в классе
Чтобы сделать обучение-обучение значимым на уровне понимания, учитель должен учитывать следующие моменты:
и.Цели должны быть очень ясными.
ii. Необходимо понимать правильную роль практики.
iii. Следует избегать непродуктивных методов мотивации.
iv. Планы уроков следует использовать правильно.
v. Учащиеся и урок должны проходить выгодно.
vi. Следует признать важность спиральных учебных программ.
vii. Программированному обучению и машинному обучению следует дать справедливое испытание для обучения на уровне понимания.
Характер предмета и его представление
Предмет для обучения на уровне понимания достаточно структурирован с точки зрения планирования последовательной и организованной презентации и осмысленного обучения. Он должен быть связан с предыдущими знаниями студентов, с одной стороны, и с его использованием для приобретения новых фактов и применения в практической жизни.
Роль учителя
Как и при обучении на уровне памяти, учитель играет довольно доминирующую и авторитарную роль на уровне понимания обучения.Этот тип обучения также слишком сильно сосредоточен на предмете, и, следовательно, преподаватель должен уделять все свое внимание представлению предмета своим ученикам, чтобы достичь желаемых целей понимания помимо цели знания. Он должен позаботиться о том, чтобы ученики достигли полного владения предметом в плане его полного понимания и обобщенного понимания, а не простого запоминания, то есть сохранения и воспроизведения заученных фактов.
Роль обучаемого
Учащийся не играет здесь пассивной роли, так как в случае обучения на уровне памяти он должен оставаться активным в получении желаемого понимания изученных фактов.Однако ключ к процессу преподавания и обучения находится в руках учителя. Студенты должны действовать и взаимодействовать в рамках, установленных учителем для реализации поставленных целей его обучения.
Характер мотивации
Хотя цель всегда присутствует на любом уровне понимания обучения, природа мотивации здесь во многом внешняя, как в случае обучения на уровне памяти.
Используемые методы
Методы, используемые на уровне понимания обучения, с одной стороны, они могут работать как учитель и предмет, а с другой стороны, могут помочь в достижении одновременно целей понимания и знания.Таким образом, метод лекции, дополненный демонстрацией или объяснением, повествование с помощью метода ответа на вопрос и индуктивного метода, за которым следует дедуктивный подход, и аналитический метод, объединенный с синтетическим подходом, соответствуют самой природе и цели преподавания-обучения, осуществляемого на уровне понимания.
Используемое испытательное устройство
Задача обучения, выполняемая на уровне понимания, требует более комплексной программы оценки, чем обучение на уровне памяти, которое в значительной степени ограничивается проверкой запоминания или распознавания.Помимо цели знания, здесь также необходимо проверить понимание в сочетании с двигательными навыками использования усвоенных принципов и способностью применять их при решении задач в классе и за его пределами с помощью хорошо спланированных устных, письменных и практических экзаменов. Однако акцент делается на желаемом тесте, чтобы знать способность анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и применять обобщенные принципы для вывода новых фактов и решения новых проблем. Для этой цели формат вопроса с коротким ответом предпочтительнее, чем формат вопроса с объективным типом.
Достоинства обучения на уровне понимания
и. Понимание уровня обучения помогает учащимся усваивать факты или информацию более эффективно, чем уровень памяти. Удержание довольно продолжительное, если оно сопровождается четким пониманием фактов или информации.
ii. Он помогает студентам усвоить обобщенные правила, принципы или теории, построенные на основе отдельных фактов или специальных примеров. Такое обобщенное понимание, приобретенное ими, работает как инструмент или инструмент.T оказывается весьма полезным не только для получения и интерпретации новых фактов, но и в проблемных ситуациях в школе и за ее пределами.
iii. Понимание уровня обучения обучает их и дает им возможность действовать более разумно, продвигаясь по пути обучения. Они получают надлежащую возможность для развития своих когнитивных способностей посредством различных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, вывод выводов, обобщение, применение правил и принципов и т. Д.выполняется на этом уровне обучения.
iv. Понимание уровня обучения через обобщенное понимание дает ученикам набор правил и принципов. Такой комплект оказывается весьма полезным при проведении педагогической деятельности на рефлексивном уровне, а также в превращении студентов в мастеров и экспертов в своих областях.
v. Он предоставляет возможности для организованного и систематического преподавания и обучения, которые лучше всего подходят для существующих школ нашей страны.Окупаемость вложений в образование и результатов такого обучения максимальна по сравнению с другими уровнями обучения.
Недостатки
и. Обучение на уровне понимания более или менее сосредоточено на учителе и предмете, а не на ребенке. Несмотря на все усилия, учащиеся не обязательно учатся так, как думают учителя.
ii. Студенты не получают необходимой свободы для независимого мышления, открытий и решения проблем.
iii. Мотивация во многом носит внешний характер, и эго ученика вряд ли вовлечено в такой тип обучения.
iv. Результат такого обучения всегда оценивается с точки зрения фиксированных специфических реакций на высокоспецифические знания и навыки, приобретенные посредством механизированного повторения и упражнений, или как преподается учителем в жестких и контролируемых ситуациях преподавания-обучения. Такой тип учебно-методической среды и схемы оценки не могут помочь в развитии высших когнитивных способностей, в том числе в формировании и самостоятельном решении проблем у учащихся.
Страниц: 1 2 3
.
ОБУЧЕНИЕ РАЗНЫМ УРОВНЯМ В ОДНОМ КЛАССЕ —
Опубликовано 5 ноября 2015 г.
Последнее обновление
В идеальной учебной среде все ваши ученики совершенно одинаковы. Таким образом, все ваши ученики смогут говорить на одном и том же английском языке, им потребуется один и тот же язык, и все они будут делать одни и те же ошибки.Другими словами, это было бы похоже на обучение класса один-на-один. Все, что вы делаете в классе, принесет пользу всем, и все будут действовать в одном темпе.
К сожалению, мир устроен иначе, и очень редко у вас есть классы, которые очень похожи. Ваши ученики, вероятно, будут разного возраста, иметь разное образование, профессиональное и социальное образование и иметь разные лингвистические способности. Их языковые навыки и потребности также будут другими. Попытка следить за всеми своими учениками одновременно и следить за тем, чтобы все они были сосредоточены, стимулированы и удовлетворены, может быть сложной задачей, но есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы научить учеников разных уровней как можно лучше.
Как решить эту проблему
Один из способов подготовиться — убедиться, что у вас есть дополнительные занятия. Вы обнаружите, что студенты с более высоким уровнем английского или более быстрые ученики обычно заканчивают задание раньше других. Так что, если вы читаете, эти ученики закончат читать задолго до остальных. В этой ситуации вы не хотите торопить других учеников, но вы также не хотите позволять более быстрым ученикам сидеть и вертеть пальцами в течение десяти минут.Когда они закончат, убедитесь, что у вас под рукой есть задание, которое вы можете дать им выполнить, пока они ждут. Это могут быть дополнительные вопросы или упражнения, относящиеся к уроку, или даже дополнительное веселое занятие, которое они смогут быстро выполнить.
Другой вариант — использовать этих студентов. Если они заканчивают упражнение быстро, попросите их написать ответы на доске, пока остальные заканчивают. Вы также можете попросить их помочь своим партнерам, что будет означать, что они будут работать в том же темпе.Вы можете позволить им помочь вам подготовиться к следующему занятию, особенно с младшими учениками, если оно связано с раздачей рабочих листов или какой-либо подготовкой.
Использование действий
Что касается действий по обработке, есть два способа справиться с этим. Один из способов — сгруппировать всех более сильных учеников в одну группу, чтобы они были на одном уровне. Даже если их обсуждение выше, чем у других учащихся, это не имеет значения, потому что группы работают внутри себя, а не с другими группами.Если это мероприятие, а не обсуждение, вы также можете дать этим группам дополнительное задание. С другой стороны, вы можете сгруппировать более сильного и более слабого учеников, чтобы они могли помогать друг другу.
Следует помнить, что более быстрые ученики не должны подвергаться наказанию или наказанию за их скорость. Им не нужно ждать, ничего не делая, пока закончат другие ученики. В то же время более слабые или медленные ученики не должны чувствовать давление, заставляя их торопиться, потому что другие ученики уже закончили.Вместо этого подумайте, как вы можете использовать тот факт, что ваши ученики разного уровня.
.
Преподавание английского языка в многоуровневых классах | Советы учителям
Что такое многоуровневый класс ESL?
Многоуровневые классы так же разнообразны, как и учащиеся в них. Чаще всего это студенты, которые общаются на английском языке на самых разных уровнях. Их также можно считать многоуровневыми, потому что они включают студентов с разными типами обучения, например, тех, кто учился устно, и тех, кто учился в основном по учебникам. Студенты также могут иметь разный уровень грамотности на своем родном языке.Класс, в котором участвуют некоторые студенты, знакомые с латинским алфавитом, и некоторые студенты, которые не знакомы с латинским алфавитом, также может считаться многоуровневым. Наконец, термин «многоуровневый» можно использовать для обозначения группы работающих вместе учащихся, которые сильно различаются по возрасту.
Преимущества и проблемы преподавания многоуровневых классов
Столкнувшись с проблемой многоуровневого класса, многие учителя не знают, с чего начать. Они опасаются, что подготовка займет намного больше времени и что студенты будут более требовательными.Школы с многоуровневыми классами часто имеют ограниченный бюджет, и учителя могут опасаться, что им не будут платить столько, сколько они стоят. Однако учителя могут добиться успеха, только взглянув на преимущества многоуровневого класса и используя стратегии преодоления трудностей.
Преимущества многоуровневых аудиторий
- Студенты могут учиться в своем собственном темпе
- Ученики учатся хорошо работать в группе
- Студенты становятся самостоятельными учениками
- Студенты развивают прочные отношения со своими сверстниками
- Студенты становятся партнерами в обучении
Вызовы многоуровневых классов
- Поиск подходящих учебных ресурсов и материалов
- Организация соответствующих групп внутри класса
- Создание эффективного центра самостоятельного доступа в классе
- Определение индивидуальных потребностей каждого студента
- Обеспечение заинтересованности и заинтересованности всех учащихся
- Обеспечение соблюдения правил только английского языка, когда учитель занят, а ученики работают в небольших группах или парах
Определение потребностей ваших студентов
Первое, что вы должны сделать при распределении в многоуровневый класс, — это определить потребности отдельных участников.По возможности это нужно делать до первого занятия.
Существует множество способов проведения оценки потребностей в зависимости от размера класса и вашего доступа к офису и компьютеру. Многие школы используют стандартизированные тесты для новых учеников. Хотя это может помочь учителям определить языковой уровень учащихся в многоуровневом классе, стандартизированные тесты не могут определить личные потребности отдельных учащихся. Для небольших классов полезно пригласить студентов в офис для быстрого разговора, чтобы определить, каковы цели ваших студентов (например,совершенствование навыков письма, изучение разговорного английского, понимание правил и грамматики). Студенты могут не знать ответа на этот вопрос, поэтому рекомендуется составить список, из которого они смогут выбирать. Вы можете выбрать первичную и вторичную причину. Вот несколько примеров, которые могут быть помещены в список для выбора учащимися:
- Для улучшения разговорных навыков
- Поступить в институт
- Для путешествий
- Стать будущим учителем
- Выучить правила грамматики
- В угоду родителям
- Другое __________
Вы также должны использовать это время, чтобы объяснить своему ученику, что в классе будут другие ученики с разными уровнями английского языка и что вы будете использовать упражнения и задания для партнерства и группировки, чтобы удовлетворить потребности каждого.Если у вас нет доступа к офису или классу или у вас большой класс, вы можете отправить вопрос своим ученикам по электронной почте или поговорить с ними по телефону. Если ни один из этих вариантов невозможен, вы всегда можете выделить первое занятие в качестве дня приема. Если возможно, увеличьте время начала занятий ваших студентов на пять минут, чтобы вы могли поговорить с каждым индивидуально. Мозговой штурм в группе также может работать, если у вас достаточно маленький класс. В кружке на доске поместите слова «Мне нужен английский для / для… «и попросите студентов поделиться своими ответами.
Обязательно запишите потребности и уровень каждого из ваших учеников в простой форме. Сохраните таблицу для себя и изменяйте ее по мере изменения потребностей ваших учеников. Прилагайте сознательные усилия, чтобы регулярно отслеживать потребности ваших учеников. Вы можете обнаружить, что некоторые студенты чувствуют себя некомфортно, выступая в роли наставников, в то время как другие считают, что слишком много внимания уделяют навыку, который они никогда не будут использовать в реальном мире.
студент | из | уровень | особые потребности |
---|---|---|---|
Хулио | Мехико | Ниже среднего | Будет работать с туристами в качестве инструктора по гольфу.Хочет выучить разговорный английский. Не требует навыков письма. |
Наоко | Япония | Продвинутый | Хочет зарабатывать на жизнь преподаванием английского языка детям школьного возраста. 10 лет учился на английском языке в Японии. Хочет работать с учителем-носителем английского языка. Плохое произношение. (Готов помочь в качестве наставника.) |
Глоссарий терминов
учащихся с разными способностями: Пары или группы учащихся, работающих вместе с разной степенью способностей или компетентности.Более продвинутые учащиеся могут обрести уверенность и повысить свою компетентность, помогая и обучая своих сверстников.
группировки: Различные способы объединения учащихся (на основе таких вещей, как взаимные способности, сходство, особые потребности, совместимость).
учащихся с одинаковыми способностями: Пары или группы учащихся, работающих вместе, которые имеют одинаковый уровень способностей или компетенций.
многоуровневый класс: Группа студентов, которые учатся и учатся вместе в одной комнате, несмотря на разный уровень способностей и / или уровень грамотности.
материалы для самостоятельного доступа: Учебные ресурсы (например, упражнения на аудирование, средства чтения), которые включают инструкции и ответы и доступны учащемуся для самостоятельного использования. Учащиеся в многоуровневых классах часто заканчивают небольшие групповые или индивидуальные задания и задания в разное время, поэтому важно всегда иметь доступ к материалам для самостоятельного доступа, чтобы учащиеся могли участвовать в обучении.
Задание в малых группах: Упражнение или игра, в которых небольшая группа студентов может участвовать и учиться.Группы можно составлять разными способами (общие интересы, общие уровни, разные уровни) и часто менять.
деятельность всей группы: Упражнение или игра, в которых могут участвовать все учащиеся, независимо от их уровня знаний и языковых способностей.
Выбор материалов
Подбор основного учебника для вашего класса может помочь вам, если у вас есть несколько учеников с аналогичным уровнем английского. Вы можете обнаружить, что вам нужно несколько уровней одной и той же серии учебников.Однако, если вам требуется более двух уровней, использование основного учебника может только усложнить вашу жизнь, а многоуровневые учебники найти трудно. Другой вариант — использовать тематический подход. Заставить всех ваших учеников работать над заданиями и уроками, основанными на одной и той же теме, — отличный способ поддерживать классную атмосферу в многоуровневом классе. Это не только поможет вашим ученикам почувствовать себя частью группы, но и сэкономит вам время на подготовку и заставит вас чувствовать себя более организованным.Последующие действия, такие как игры и обсуждения, могут быть затем основаны на теме. English Club собрал широкий спектр тематических уроков, чтобы сэкономить время учителям.
Предлагаемые мероприятия
- Разминка для всей группы: Начало занятия с разминки для всей группы — отличный способ развить чувство общности в многоуровневом классе.
- Упражнения на пробелы в информации: Отлично подходят для пар, сочетающих и равные, и другие.
- Кроссворды: Подходит для кроссвордов в парах или небольших группах.Несмотря на уровень словарного запаса английского языка, каждый ученик поделится с группой разнообразными знаниями, которые помогут решить головоломку.
- Материалы для самостоятельного доступа: Убедитесь, что все хорошо маркировано и организовано. Материалы должны отражать потребности и интересы учащихся вашего класса. Материалы с самостоятельным доступом могут напугать учащихся, если у вас просто полка с учебниками. Лучше всего сделать ксерокопии множества копий рабочих листов и упражнений. Если у вас есть студенты, которые готовятся к чему-то, например к тесту TOEIC, имейте файл с пометкой TOEIC Practice sheet.Если вашим ученикам необходимо улучшить свои навыки аудирования, имейте аудиополку с простым в использовании проигрывателем компакт-дисков / магнитной ленты и выровняйте соответствующие ресурсы (компакт-диски и рабочие листы). Вместо того, чтобы направлять читателей, лучше иметь фотокопии рассказов или статей с соответствующими задачами (например, письменные задания), прикрепленные прямо к чтению. Настольные игры, такие как Word Up (поставляются с карточками вопросов для 5 различных уровней), следует рассматривать как важный инструмент в каждом многоуровневом классе.
- Folktales: Легко найти разные уровни обычных народных сказок или сказок.Они хорошо работают в детских классах, а есть даже такие, которые подходят для взрослых. Если вам трудно найти сказку на подходящем уровне, вы всегда можете переписать ее самостоятельно и использовать ее снова и снова, когда преподаете. Местный детский библиотекарь сможет направить вас к нужным вам ресурсам. Последующие действия для сказок неограниченны, но включают в себя вопросы на понимание, групповые обсуждения, словарные упражнения, творческие упражнения по письму и ролевые игры, все из которых могут быть выполнены в различных группах.
- Искусство и изображения: Визуальные стимулы могут быть отличным обучающим инструментом. Используйте рисунки как основу для обсуждения в классе, написания заданий и пополнения словарного запаса. Студенты всех уровней могут участвовать вместе, описывая фотографии. Поощряйте учащихся приносить свои собственные рисунки и произведения искусства и найдите способы строить уроки вокруг них. Отличное парное занятие, которое действует как аудирование и говорение, — это разделить учеников на пары и попросить одного из них описать картинку, а другой пытается ее нарисовать.Это также можно делать всей группой. Ваши ученики могут выбрать фотографию и описать ее вам или другому ученику, который попытается воспроизвести ее на доске.
- Задания в компьютерной лаборатории: Если в вашей школе есть компьютерный класс для учащихся или если у вас есть компьютер в классе, разрешите парам проводить уроки английского языка онлайн в Центре обучения EnglishClub. Запишите URL-адреса любых уроков, которые, по вашему мнению, будут полезны, или дайте учащимся свободное время для изучения сайта.
Методика обучения
Поэкспериментируйте с различными типами группировок, чтобы найти наиболее подходящие.
Вы можете обнаружить, что пары с перекрестными способностями лучше всего подходят для определенных видов деятельности, в то время как небольшие группы с одинаковыми способностями лучше работают для других. По возможности используйте самые разные группы, чтобы занятия были интересны вашему классу.
Используйте простой график, похожий на каждый день.
Вот пример:
- Начните с разминки, в которой участвует вся группа.
- Разделите часть класса на группы одного типа (например, пары) и поработайте с частью класса над уроком, грамматическим вопросом или заданием.
- Разделите класс на группы другого типа (например, небольшие группы) и попросите других учеников использовать материалы для самостоятельного доступа.
- Снова соберите весь класс для группового задания / игры.
Изолируйте учеников в классе, которые заинтересованы в взаимном обучении.
Это не обязательно должен быть студент с высшим уровнем английского.Ваши ученики, которые находятся где-то посередине, на самом деле могут быть для вас наиболее ценными, поскольку они стремятся достичь уровня компетентности, сопоставимого с самыми продвинутыми учениками. Напомните своим ученикам, что лучший способ попрактиковаться в новом языке и улучшить его — это научить его кому-то другому.
Рассмотрите возможность набора добровольца.
Ограниченный бюджет или низкая посещаемость часто являются причинами создания многоуровневых классов. По этой причине может быть сложно убедить администраторов или менеджеров в том, что вам нужен платный помощник.Если вы чувствуете себя подавленным, подумайте о найме волонтера. Найти кого-то, кто заинтересован в том, чтобы помочь вам в вашей подготовительной работе и обучении, может быть не так сложно, как вы думаете. Большинство студентов-носителей английского языка, которые собираются заниматься преподавательской деятельностью, будут более чем готовы потратить часы обучения на добровольных началах в обмен на рекомендации. Получив разрешение от своего руководителя, вы можете разместить объявление в местной библиотеке, колледже или в центре подготовки учителей. Вы даже можете предложить разместить на веб-сайте рекламу школы, в которой вы работаете.
Как EnglishClub может помочь
EnglishClub — отличное место, чтобы начать поиск занятий и упражнений, которые сократят время на подготовку. Руководство для учителя наполнено идеями и ссылками, которые помогут сэкономить ваше время при планировании интересных, веселых и стоящих занятий и уроков для ваших учеников. Вы найдете множество рабочих листов, которые можно использовать в качестве материалов для самостоятельного доступа, а также множество заданий, которые можно использовать, когда ваша многоуровневая группа учится вместе.
Еще несколько полезных ссылок:
.