Тест по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Граница между добром и злом.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
Контрольная работа
по курсу ОРКСЭ
Модуль: Основы светской этики.
Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Тема: Граница между добром и злом.
Выполнила: Сахнова Н.В.
2013г.
Контрольная работа
1.Что считается добрым поступком?
- забыть о неприятной просьбе
- опоздать на интересную встречу
- дать списать домашнее задание
- помочь соседу по парте разобрать задачу
2.Как творят добрые дела?
- в надежде на вознаграждение
- чтобы избежать наказания
- бескорыстно и сознательно
- в надежде на похвалу
3.Что является последствием злых дел?
- радость
- дружба
- мирное сосуществование
- вражда
4.Что изучает светская этика?
- правила техники безопасности
- законы общества
- законы природы
5.Откуда берутся правила поведения?
- устанавливают сами люди
- придумывают компьютеры
6. ___________ — мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
7. ___________ — правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.
8. ___________- противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.
9. _____________-добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.
10. _____________-учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.
11.Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.
- нежелание выполнять обещание
- уважение к родителям
- неопрятность
- умение говорить правду
12.Выберите те поступки, которые общество осуждает.
- опоздание в школу
- помощь другу
- соблюдение режима дня
- невыполнение данного обещания
13.Знания о добре и зле помогают людям…
- дружить
- проявлять заботу о близких
- жить в мире
14.С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?
- страны, в которой живёт человек
- возраста человека
- добра и зла
- времени, когда был совершён поступок
15.Правила поведения человека в обществе определяют…
- моральные нормы
- законы природы
- правила гигиены
- технические нормы
16.Укажите поступки, которые одобряет общество.
- обман
- насилие
- взаимопомощь
- унижение
17.Соотнеси понятия и примеры
нравственный поступок воровство
оказание помощи больному соседу
безнравственный поступок нежелание помогать пожилым родителям
усыновление детей
18.Что соответствует картинке:
- этичное поведение
- безнравственный поступок
19.Какие картинки соответствуют понятию «ДОБРО».Соедини линией .
Добро
20. Распредели слова в две группы, в первую группу помести слова относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».
ПОМОЩЬ ВЗАИМОВЫРУЧКА НАСИЛИЕ ОБМАН
Контрольная работа
Ключ к ответам.
1.Что считается добрым поступком?
- забыть о неприятной просьбе
- опоздать на интересную встречу
- дать списать домашнее задание
- помочь соседу по парте разобрать задачу
2.Как творят добрые дела?
- в надежде на вознаграждение
чтобы избежать наказания
- бескорыстно и сознательно
- в надежде на похвалу
3.Что является последствием злых дел?
- радость
- дружба
- мирное сосуществование
- вражда
4.Что изучает светская этика?
- правила техники безопасности
- законы общества
- законы природы
5.Откуда берутся правила поведения?
- устанавливают сами люди
- придумывают компьютеры
6. ДОБРО — мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
7. МОРАЛЬ — правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.
8.Зло- противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.
9. Нравственность -добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.
10. ЭТИКА-учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.
11.Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.
- нежелание выполнять обещание
- уважение к родителям
- неопрятность
- умение говорить правду
12.Выберите те поступки, которые общество осуждает.
- опоздание в школу
- помощь другу
- соблюдение режима дня
- невыполнение данного обещания
13.Знания о добре и зле помогают людям…
- дружить
- проявлять заботу о близких
- жить в мире
14.С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?
- страны, в которой живёт человек
- возраста человека
- добра и зла
- времени, когда был совершён поступок
15.Правила поведения человека в обществе определяют…
- моральные нормы
- законы природы
- правила гигиены
- технические нормы
16.Укажите поступки, которые одобряет общество.
- обман
- насилие
- взаимопомощь
- унижение
17.Соотнеси понятия и примеры
нравственный поступок воровство
оказание помощи больному соседу
безнравственный поступок нежелание помогать пожилым родителям
усыновление детей
18.Что соответствует картинке:
- этичное поведение
- безнравственный поступок
19.Какие картинки соответствуют понятию «ДОБРО». Соедини линией .
Добро
20. Распредели слова в две группы, в первую группу помести слова относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».
ДОБРО ЗЛО
Помощь Обман
Взаимовыручка Насилие
Тест по ОРКСЭ (4 класс): Тест по курсу ОРКСЭ по теме «Добро и зло»
Тест по курсу ОРКСЭ по теме
«Добро и зло»
Тест по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики».
Тема: «Добро и зло»
- Распределите слова на две группы:
умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь.
добро
зло
Приведи свои примеры.
- Записать слова противоположные по значению.
- Грубость –
- Жадность –
- Зависть –
- Жестокость —
- Дерзость –
- Обман –
- Сплетни –
- Ненависть –
- Унижение –
- Злость –
- Записать добродетельные качества, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка» и «12 месяцев»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Какими качествами обладали главные герои:
Снежная королева___________________________________________
Кай______________________________________________________
Герда_____________________________________________________
Маленькая разбойница_______________________________________
- Допишите:
Человека называют добрым, когда__________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
О человеке говорят, что он злой, когда______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Продолжи ряд словосочетаний, где встречается слово «добро»:
Пример: Добро пожаловать и т.д.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Порассуждай. Закончи рассказ.
…..Строители уехали, оставив после себя глину, канавы, горы песка. Дети из детского сада вышли гулять. Им гулять было негде. Мы ……..
Тест по ОРКСЭ (4 класс): тест к уроку ОРКСЭ по теме «Добро и зло»
Тест по теме « Добро и зло» __________________________
1 вариант
1. Добро – это…
а) поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми, способность утверждению гуманности;
б) обязанность, которую необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний;
в) поступки, которые мешают развиваться самому человеку и окружающим его людям.
2. Определи верное высказывание.
а) Доброта — это слабость.
б) Главная опасность зла в том, что оно выдаёт себя за добро.
в) Быть добрым в наше время немодно.
3.Зло – это…
а) обязанность, которую необходимо выполнять независимо от твоих желаний.
б) противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
в) поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людей.
4. Задача морального поведения человека.
а) не допускать зла и бороться с ним; б) не замечать зло;
в) делать добро с расчётом на награду.
5. Добрый поступок должен совершаться….
а) свободной волей; б) по принуждению; в) из-за страха наказания.
6. Какое слово лишнее?
а) душевность; б) равнодушие; в) жестокость.
7. Знания о добре и зле помогают людям….
а) получать желаемое; б) жить в мире; в) управлять людьми.
Тест № 6 по теме « Добро и зло» __________________________
2 вариант
1.Зло — это…
а) Мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
б) Противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.
в) Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.
2. Выберите те поступки, которые общество осуждает.
а ) опоздание в школу б) помощь другу
в) соблюдение режима дня г) невыполнение данного обещания
3. С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?
а) страны, в которой живёт человек б) возраста человека
в) добра и зла г) времени, когда был совершён поступок
4. Что является последствием злых дел?
а) радость б) дружба в) мирное сосуществование г) вражда
5. Как творят добрые дела?
а) в надежде на вознаграждение б) чтобы избежать наказания
в) бескорыстно и сознательно г) в надежде на похвалу
6. Что считается добрым поступком?
а) забыть о неприятной просьбе б) опоздать на интересную встречу
в) дать списать домашнее задание г) помочь соседу по парте разобрать задачу
7. Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.
а) нежелание выполнять обещание б) уважение к родителям
в) неопрятность г) умение говорить правду
» Добро и зло» ( 4 класс)
Тема урока: Добро и зло ( 2 урок по теме). Модуль: Светская этика
Цель урока: формирование представлений о добре и зле как категориях светской этики
Задачи: 1.Закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить различать проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни; дать знания о том, как менялись представления о добре и зле в ходе истории;
2.Развивать навык определения прямого и переносного смысла русских пословиц, посвященных теме добра и зла;
3.Воспитывать стремление к добру и неприятие зла как сознательную жизненную позицию.
Тип урока: Изучение новой темы с использованием «Фрейм – технологии».
Методы урока: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.
Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с текстом, работа с карточками, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.
Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор; выставка книг; репродукции картин, на которых изображены сюжеты добра и зла; листы с заданиями для групп, мультипликационный фильм.
.
Ход урока
Мотивация.
Мультипликационный фильм. Обсуждение.
Учитель: — Ребята, рассмотрим героев мультфильма с позиции нравственности.
Начнем с барашка. Какой он герой, положительный или отрицательный и почему, ответ аргументируйте…
Крысы, как они ведут себя в различных ситуациях?
Олень, какова его роль в судьбе барашка?
О каких нравственных понятиях идет речь в мультфильме? Правильно, о добре и зле.
Предлагаю проверить себя на знание пословиц.
Работа в парах: на партах учащихся лежат листы с отдельными фразами из пословиц, из которых учащиеся должны составить по смыслу пословицы.
Проверим себя, на интерактивной доске правильный вариант работы – самоконтроль
( слайд 2)
На прошлом уроке мы познакомились с понятиями « добро» и «зло», привели примеры проявления зла и добра и поручили нашим ребятам подготовить сообщения по темам, привлекая к выполнению задания родителей:
Выступает первый ученик: «Назовите поступки, которые вы считаете добрыми».
Учитель: Часто ли вы сами так поступаете?
Работа по слайду 3.
Выступает второй ученик с сообщением на тему: «Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения»
Работа по слайду 4.
Притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А если вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошел к Мастеру, и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках…
Физминутка в форме игры. «Сундучок комплиментов».
Учитель, начиная упражнение, говорит детям, что сегодня он принёс с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая « сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту. Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.
— каждый ученик встает и с выражением делает комплимент однокласснику.
Учитель: Ребята, ваше настроение улучшилось? Почему? Можем мы применить к нашей ситуации пословицу: Доброе слово и кошке приятно?
I I. Разбор новой темы
Обратимся к эпиграфу урока: Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт!
Ш.Руставели
( эпиграф написан на доске)
В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись представления о добре и зле. Ребята, сегодня мы с вами начинаем второй урок по теме « Добро и зло», постараемся расширить рамки наших представлений, окунувшись в историю человечества.
Слайд сцены жертвоприношения ( слайд 5)
Учитель: Как вы думаете, что на ней изображено? (Начинается работа с иллюстрацией). Как называется то, что здесь изображено? Какая это эпоха? Как выглядят изображенные на иллюстрации люди? Какие действия они совершают? Как называется то, что здесь изображено, нам подскажет наш путеводитель. Откройте его на странице 14 и найдите ответ и запишите в Книгу мудрых мыслей ( рабочая тетрадь) понятие «жертвоприношение»
Затем рассматривается и комментируется иллюстрация « Рабство» (слайд 6). В учебнике осуществляется поиск этого понятия.
Притча о счастье и добре ( читает учитель)
Жил-был царь. И его народ, и соседние цари считали его очень жадным. Он взимал со своих подданных огромные налоги, готов был отобрать последний кусок хлеба у бедняка. Но вот как-то решил царь, что нужно научиться делать добро, чтобы соседи-цари начали его уважать. «Но у меня нет желания делать добро, — подумал он. — Наверное, у тех, кто его творит, есть то, чего еще нет у меня». Он призвал своих советников-мудрецов и спросил их, кто больше всех делает добра людям:
— Больше всех добра творит счастливый, — единодушно ответили мудрецы. — Счастье его переполняет, и он не может не делиться им с людьми.
«Но я несчастлив, — подумал царь, — из-за того, что мне чего-то не хватает… Мне не хватает богатств. Вот когда я накоплю достаточно, то стану счастливым и начну делать добро».
И увеличил налоги своим подданным. Правда, после этого не стал счастливее, хотя и сделался еще богаче.
Оказывается, добро творит счастливый, но сделать человека счастливым чужое добро не может.
Здесь рассматривается и комментируется слайд 7 « Крепостное право». В учебнике осуществляется поиск этого понятия и делается запись в тетрадь.
Человеческое жертвоприношение, рабство и крепостное право изжиты и ушли из человеческой жизни навсегда.
Учитель: Что изображено на этом слайде? (слайд 8. Война). Как выглядят люди на иллюстрации? Что происходит на поле боя? ( Идет комментирование). Как вы думаете, почему война еще остается самым страшным злом в человеческой жизни ?
Заключение
Итак, мы узнали, что в ходе развития человечества менялись представления о добре и зле: что раньше казалось людям нормальным и естественным, с течением времени они стали считать проявлением зла и даже исключили это из своей жизни. Человечество становится лучше и находит в себе силы для борьбы со злом ( слайд 9).
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
( Включаю красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Итог. Закрепление
Работа в группах ( слайд 10).
Задания для групп.
1 группа.
1. Отнять у младшего деньги. Это…(насилие).
2.Помочь старушке перейти дорогу. Это…(милосердие).
3. Подарить маме цветы в день рождения. Это…(внимательность).
4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это…(злоба).
2 группа.
1.Ударить ногой собаку. Это…(жестокость).
2. Помочь однокласснику в учебе. Это…(доброта)
3. Помирить поссорившихся друзей. Это…(участие).
4.Помочь маме в домашних делах. Это…(забота).
Рефлексия ( слайд 11).
— выбери свой смайлик
Домашнее задание ( слайд 12)
Стр.15 вопросы 1,3
худое на ум не пойдёт
Истинное добро
всегда просто.
Сделаешь худо
не жди добра.
Добро желаешь
добро и делай.
Добрый человек
добру и учит.
За добро
добром и платят.
Добро творить
– себя веселить.
Живи для людей,
поживут люди для тебя.
С добрым жить
хорошо.
Худого худым
не исправишь.
От добра
добро не ищут.
Конспект открытого урока ОРК и СЭ в 4 классе
модуль « Светская этика»
по теме: Добро и зло
Урок — Изучение новой темы с использованием
«Фрейм – технологии» и привлечением родителей обучающихся
Конспект урока 4 класс «Добро и зло»
МАОУ «Голышмановская СОШ №1»
Конспект урока курса «Основы религиозных культур
и светской этики» модуль «Светская этика»
по теме «Добро и зло» 4 класс
Возраст детей: 10 -11 лет
Учитель: Воробьева Е.А.
Голышманово
Тема: «Добро и зло».
Учитель: Воробьева Елена Александровна
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
1) Способствовать формированию представлений, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, а в понятие зла вкладываются представления о недобром.
2) Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других.
3) Способствовать развитию речи, творческих способностей и познавательного интереса детей к предмету.
4) Способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.
5) Способствовать закреплению коммуникативных навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
УУД, формируемые на уроке:
Предметные: познакомить учеников с нравственными понятиями добро, зло, развивать ответственность за свои поступки.
Метапредметные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Способность к анализу и синтезу информации. Выбор способов решения этических задач. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.
Личностные: формирование у учащихся осознанного нравственного поведения через знакомство с понятиями «добро», «зло». Поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, наглядно-демонстрационный материал, учебник, приложения для работы групп, белые листы с точкой для рефлексии.
Ключевые слова: добро и зло как основные этические понятия.
Ход урока
Слайд 1
Начиная урок, улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья и добра. Я вижу, что вы готовы к работе.
Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.
Настраиваются на работу. Дети улыбаются друг другу и садятся за парты.
2.
Проверка домашнего задания. (2 мин) Слайд 2-3
Начнём с проверки домашнего задания.
1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле?
А)эстетика Б)этика В)философия Г)история
2. Что означает слово «мораль»?
А)привычки Б)обычаи В)правила поведения Г) все верно
3. Что означает понятие «культура»?
А) правила поведения Б) хороший тон
В) возделывание земли Г) манеры
На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»
5. Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
6. В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века.
Б
В
В
Да.
Нет.
3.
Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
(2 мин) Слайд 4 — 5
— Предлагаю посмотреть мультфильм «Доброе дело» и попробуйте определить тему урока.
А теперь прочитайте высказывания великих людей.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
(В.О.Ключевский)
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
(Л. Н. Толстой)
— На какие вопросы мы должны найти ответы?
Смотрят мультфильм
Тема урока «Добро и зло».
Дети читают высказывания известных людей.
Что такое добро и зло? Какого человека можно назвать добрым, злым? Как научиться жить в добре, не совершая злых поступков? и т. д.
4.
Актуализация знаний. (2- 3 мин)
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Продолжите предложения.
Добро – это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама…
Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда…
Подберите однокоренные слова к слову добро.
Подберите однокоренные слова к слову зло.
Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
Мы живём с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло.
Улыбка, друзья, помощь другим людям и т. д.
Ненастье, обида, неудача и т. д.
Доброта, добрый, добросердечие, добродетель.
Злость, злоба, злобный.
Тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу, животных и т. д. К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
Дети вспоминают о ситуациях, когда сталкивались со злом и добром.
5.
Открытие нового знания.
А) Словарная работа (2 мин.).
У вас на партах лежат толковые словари. Найдите значение слов добро и зло.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Работают с Толковым словарём, читают.
Работа с учебником (7 мин)
Прочитайте статью в учебнике на с. 12 -13.
Читают статью в учебнике.
Слайд 6
Что показалось вам самым главным в статье?
Найдите определение добра. Сравните с определением в словаре.
Как надо совершать добрые поступки?
Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил римский философ Марк Аврелий. Прочитайте.
«Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело?».
Найдите в учебнике слова другого философа, подтверждающие эту мысль.
Приведите наиболее распространённые примеры проявления зла.
Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.
Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта — пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Это человек с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Зачитывают определения вслух, сравнивают.
Добрые поступки надо совершать сознательно, бескорыстно. Нельзя назвать добрыми и те поступки, которые совершаются из страха перед наказанием.
Читают слова Гегеля.
Физкультминутка.
(2 мин) Слайд 7
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя. Если он добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами, прогоняя его.
А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
Ответы детей.
Рассказ учителя.
(2 мин)
Одним из главных качеств характера русского человека являлась доброта. В русском сознании всегда торжествовал завет «не помыслить злом». «Доброго вам здоровья», — приветствуют друг друга даже незнакомые люди. «Будьте добры», — обращаясь за помощью, просят прохожего. «Доброе слово лучше мягкого пирога», — учит народная мудрость. Добро должно было царить в доме добрых людей. Добру учили детей с детства. Первые нравственные наставления дети получали прямо из колыбельных песен. С первых звуков материнской песни впитывал ребёнок нотки добра, начинал различать, «что такое добро и что зло». Есть в народе обычай многократного целования новорождённого ребёнка. Мать целует малыша там, где бьётся его сердечко, и говорит: «Будь добрым», целует в лобик и желает «Будь умным», целуя в ножки, желает ему твердой поступи, а в ручки – быть трудолюбивым. Итак, прежде всего мать желает ему быть…
Мысль о том, что человек должен творить добро, входила в сознание наших предков с азбукой. «Аз, буки, веди, глагол, добро» — твердили уста ребёнка. Подсознание же воспринимало: «Я буквы узнаю – творю добро…». Счастливы мать и отец, когда о ребёнке, которого они воспитали, говорят: «Само добро», «Доброго человека вырастили».
Добрым.
7.
Закрепление понятий. Групповая работа.
1 задание (5 мин)
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми, мы станем по – настоящему добрыми.
Дети работают в группе, формулируют и записывают правила на листе.
Слайд 8
Попробуйте соблюдать эти правила. И вы увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми. Старайтесь не причинять зла другим людям.
Выступления групп ( по кругу называют по одному правилу).
Помогать людям, защищать слабого, не завидовать, делиться последним с другом и т. д.
2 задание (8 мин)
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, добрее. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать?
1 группа — в классе, 2 группа — на улице,
3 группа – дома, 4 группа — в транспорте, 5 группа — на природе.
Выступления групп.
8.
Обобщение.
(3 -4 мин)
Ну а сейчас, я предлагаю вам проверить полученные знания, выполнив тест (класс тайм)
9.
Рефлексия. (2 – 3 мин)
Слайд 10
Прочитайте притчу о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?». Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Читают притчу вслух.
Как поняли смысл притчи?
Слайд 11 (5 мин)
Превратите свой белый лист с чёрной точкой в прекрасную картину. Используйте только самые яркие и добрые цвета.
Как мы назовём наши работы?
Какое чувство вы испытываете, делая доброе дело?
Дети рисуют.
Добро победит зло. Как прекрасен этот мир.
Делать добро очень приятно.
10.
Итог урока. (2 мин).
Наш урок подходит к концу. Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
А теперь давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и постараемся быть добрыми.
Ведь делать добро – это здорово!
Ученики высказывают своё мнение.
11.
Домашнее задание (по выбору).
Слайд 12
1) Подберите пословицы и поговорки о добре и зле. Объясните их смысл.
2) Приготовить сообщение о знаменитых добродетельных людях.
Конспект урока ОРКСЭ по теме «Добро и зло» 4 класс модуль»Светская этика»
Урок ОРКСЭ на тему «Добро и зло»
Класс 3 А
Учитель Чибчикова М.И.
Цели:
создать условия для формирования чёткого представления обучающихся о понятии добра и зла;
способствовать правильному представлению о добре, добрых поступках, доброжелательности;
организовать совместную деятельность обучающихся, направленных на активизацию интеллектуальных действий, духовно – нравственного самовоспитания как необходимости противостояния злу.
Планируемые результаты: осознание обучающимися что нужно и ненужно делать, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая душевную радость.
Основные понятия: добро, зло.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: компьютер, проектор, экран, презентация на тему «Добро и зло», карточки с пословицами, толковый словарь русского языка.
Организация пространства: фронтальная работа, в парах, в группах, беседа, словарная работа, самостоятельная работа с пословицами, коллективное исполнение песни.
Ход занятия
Учитель:
В жизни по — разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Для познания новых знаний вам потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно хорошее настроение.
Слайд 2.
Учитель: Прочитайте тему нашего занятия. Как вы её понимаете? А какими людьми вы хотели бы быть? Добрыми или злыми (Добрыми) Что делает человека добрым? (соблюдение правил справедливости, милосердия и т.д) Как вы думаете какие вопросы мы сегодня будем обсуждать?(высказывания детей)
Слайд 3.
Учитель: ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня, а всю жизнь.
Работа в группах: дети делятся на группы, одна придумывает предложение о добре, другая зле, третья ищет в словаре понятие добра, четвёртая –зла.
Слайд 4.
Как вы понимаете слово добро?(высказывания детей)
Слайд 5. Как вы понимаете понятие зло?(ответы детей)
Слайд 6-9. Заглянем в книгу мудрости –в толковый словарь Ожегова С.И.
Игра наоборот – Слайд 10.
Подберите к словам которые вы видите слова, противоположные по значению.
Обсуждение ситуаций. Работа в парах.
Ситуация 1. Ученик возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти дорогу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2. Когда старушка – соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то отблагодарить его.
Обсуждение поступков мальчиков.
-По каким же мотивам совершались поступки? (в первом случае бескорыстно, а во втором с выгодой для себя)
— Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
-Как бы вы поступили?
Работа с пословицами. Слайды 11-12
— Народная мудрость воплощена во многих пословицах. Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Соедините стрелками слова первого и второго столбика так, чтобы получились пословицы.
Обсуждение проблемного вопроса, как можно побеждать зло.
Слайд 13.
_ Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев? Где у вас закипает? Куда злость дальше двигается?
Слайд 14
_Сначала она приводит в движение язык, потом руки и ноги. Люди пускают в ход кулаки. Потом злость движется в область шеи. Буль-буль-закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы её перехватить, как в народе говорят «проглотить». Но это удаётся не всем. Зло часто оказывается сильнее.
Слайд 15.В гневе человек теряет свой человеческий облик Что нужно сделать, чтобы к девочкам вернулся человеческий облик ?(Осознать ошибку, попросить прощения)
Учитель: Всем приятнее находится в обществе добрых людей, но для этого нам самм нужно быть добрыми. Давайте составим правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми
Слайд 16.
Помни:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показывать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй – и ты увидишь, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство будет согревать твоё сердце. Старайся ради самого себя не причинять вреда другому человеку.
Итог занятия:
— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
-Что вы можете сделать, чтобы мир стал добрее?
Рефлексия:
Понравилось ли занятие. Смайлики прикрепляют к записям «Да», «Нет», «Не знаю»
Тест по ОРКСЭ (4 класс) по теме: Итоговые контрольные работы по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Разработка итоговых контрольных работ по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса»
Выполнила:
учитель начальных классов МКОУ «Мачешанская СОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Афонина Елена Николаевна
2014 год
- Полное название нашей страны:
а) Москва;
б) Российская Федерация;
в) Россия.
- Какие памятники древней архитектуры можно увидеть, путешествуя по «Золотому кольцу России»?
а) православные;
б) мусульманские;
в) буддийские.
3. Выбери правильный ответ:
Человек, живущий по нравственным законам,
а) превыше всего ставит свои желания;
б) всегда соблюдает этикет;
в) всегда поступает по совести.
4.Какие религии мира считаются традиционными религиями России?____________________________________________________
5. Закончите предложение.
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними — это……………
6. Выбери слова, близкие по смыслу к слову «толерантность»
а) снисходительность;
б) терпение;
в) экстремизм;
г) милосердие;
д) уважение;
е) конфликтность;
ж) терпимость.
7. Соотнеси понятия с их объяснением.
1.Этика | а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей |
2.Культура | б) наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми. |
3.Мораль | в) образованность. |
8.Какая добродетель находится между двумя пороками?
а) расточительность-…….-скупость,
б) вредность-……..-угодничество,
в) безрассудная отвага-……-трусость,
Слова для справок : дружелюбие ,щедрость, мужество.
9. Какими качествами должен обладать каждый человек, независимо от того, какую религию он исповедует?
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________
10. Как вы думаете, быть милосердным сложно? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что объединяет разные культуры и религии?
а) иконы, картины, скульптуры;
б) нравственные ценности;
в) древние сооружения.
12. Представители каких религий верят в единого Бога — Аллаха?
_________________________________________________________
13. Как трактовали появление добра и зла? Сопоставь и соедини стрелками.
1. Древний Восток | А) Зло — это страдание, которым пронизана вся человеческая жизнь |
| Б) Добро и зло — равные силы и появились одновременно |
| В) Зло пришло в мир, вырвавшись из ларца |
| Г) Непослушание человека Богу |
| Д) Добро и зло существуют по воле Бога |
14. Допиши определения:
Этика – это ____________________________________________________
_______________________________________________________________
Этикет – это __________________________________________________
_______________________________________________________________
15. расставь правильно слоги, чтобы получилось выражение, призывающее к миру:
сог, вам, ра, Мы, ла, же, ем, ми, и, сия, ла, ра.
___________________________________________________________
Ключ
- Б
- А
- В
- Православие, ислам, буддизм
- Добро
- А, Б, Д, Ж
- 1б, 2в, 3а
- А- щедрость, Б – дружелюбие, В – мужество
- Терпимость
- (свой ответ)
- Б
- Ислам
- 1 – Б, 2 – В, 3- Г, 4-Д, 5 – А
- Этика — это система норм нравственного поведения людей.
Этикет – это нормы и правила поведения людей в обществе.
- Мы желаем вам мира и согласия.
Common Core 4 класс. Практический тест по английскому языку.
Дороти отнесла туфли в дом и положила их на стол. Затем она снова вышла к Жевунам и сказала: «Я очень хочу вернуться к тете и дяде, потому что я уверена, что они будут беспокоиться обо мне. Можешь помочь мне найти дорогу? »
Жевуны и Ведьма сначала посмотрели друг на друга, затем на Дороти, а затем покачали головами.
«На востоке, недалеко отсюда, — сказал один, — есть великая пустыня, и никому не выжить, чтобы пересечь ее.
«То же самое на юге, — сказал другой, — потому что я был там и видел это. Юг — это страна квадлингов ».
«Мне сказали, — сказал третий человек, — что на Западе то же самое. И этой страной, где живут Винки, правит Злая Ведьма Запада, которая сделает вас своим рабом, если вы пройдете ее путем.
«Север — мой дом, — сказала старушка, — а на его краю та же великая пустыня, которая окружает эту Страну Оз. Боюсь, милый, тебе придется жить с нами.
Дороти заплакала, потому что ей было одиноко среди всех этих странных людей. Ее слезы, казалось, огорчили добрых Жевунов, потому что они немедленно вынули свои носовые платки и тоже заплакали. Что касается старушки, то она сняла шапку и уравновесила острие на кончике носа, при этом торжественным голосом считала «Раз, два, три». Колпачок тут же превратился в грифельную, на которой большими белыми мелками было написано:
«ПОПУСТИТЕ ДОРОТИ В ГОРОД ИЗУМРУДОВ.
Маленькая старушка вынула из носа грифельную доску и, прочитав на ней слова, спросила: «Ваше имя Дороти, моя дорогая?»
«Да», — ответила девочка, подняв глаза и вытирая слезы.
«Тогда вы должны отправиться в Город изумрудов. Возможно, Оз поможет тебе.
«Где находится этот город?» спросила Дороти.
«Он находится точно в центре страны, и им управляет Оз, Великий Волшебник, о котором я вам говорил».
«Он хороший человек?» спросила девушка с тревогой.
«Он хороший волшебник. Я не могу сказать, мужчина он или нет, потому что никогда не видел его ».
«Как я могу туда добраться?» спросила Дороти.
«Вы должны идти. Это долгое путешествие по стране, которая иногда бывает приятной, а иногда темной и ужасной. Однако я буду использовать все известные мне магические искусства, чтобы уберечь тебя от вреда.
«Ты не пойдешь со мной?» умоляла девушка, которая начала смотреть на старуху как на своего единственного друга.
«Нет, я не могу этого сделать, — ответила она, — но я поцелую тебя, и никто не посмеет ранить человека, которого поцеловала Ведьма Севера.
Она подошла к Дороти и нежно поцеловала ее в лоб. Как вскоре обнаружила Дороти, там, где ее губы касались девушки, они оставляли круглый сияющий след.
.
«Испытание добра и зла» Юань Джура
Краткая биография
Юань Джур — писатель-фантаст о путешествиях во времени. Он — обладатель Гран-при Chanticleer Cygnus Grand Prize Автор 2013-15
http://www.amazon.com/Yuan-Jur/e/B01H …
Full Bio
Будучи молодым австралийским взрослым, Юань Джур отбывал срок в австралийские военные. После того времени он искал уединения монашеской жизни, служа общине сначала как буддийский высокий мирянин, а затем рукоположен в монахи.
Краткая биография
Юань Джур — писатель-фантаст о путешествиях во времени.Он — обладатель Гран-при Chanticleer Cygnus Grand Prize Автор 2013-15
http://www.amazon.com/Yuan-Jur/e/B01H …
Full Bio
Будучи молодым австралийским взрослым, Юань Джур отбывал срок в австралийские военные. После того времени он искал уединения монашеской жизни, служа общине сначала как буддийский высокий мирянин, а затем рукоположен в монахи. В конце концов он стал настоятелем и теологом в касте воинов буддизма, известной на Западе как Дзэн. Как старший теолог, Юань Цзюр изучал множество систем верований, доктрин и идеологий со всего мира.Рассказывание историй было одним из основных инструментов передачи этих знаний. За эти десятилетия он также получил степень магистра китайских боевых искусств и средневекового оружия.
Конец 2007 г .: опасная для жизни болезнь положила конец его монашеской карьере. Затем Юань Джур объединил знания, полученные за десятилетия учебы, с любовью к альтернативному миру фэнтези, заново открыв себя как автор фэнтези для взрослых о путешествиях во времени / паранормальных явлениях.
Он стремился и преуспел в создании совершенно нового опыта путешествий во времени паранормальных сверхвселенных для читателей старше 15 лет.Настоящая мультивселенная, в основе которой лежал исходный пространственно-временной континуум, альтернативные измерения и временные линии. Жизнь его персонажей будет ощущаться в этих часто таинственных опасных местах и происходящих там событиях.
Результатом этих усилий стала серия Citadel 7, теперь получившая множество наград фэнтезийный сериал «Путешествия во времени».
Chanticleer обзоры 2015 сказали; Юань Джур использует свое умелое писательское мастерство, поскольку он использует разные точки зрения на протяжении всей книги, чтобы открыть различных персонажей и их окружение для точки зрения читателя.Автор не новичок в нарушении общепринятых норм благодаря своему необычному и уникальному стилю письма, который очарует читателей.
Publisher Promontory Press описывает серию Citadel 7 как умопомрачительную, нетрадиционную и обширную.
Один судья премии Бена Франклина 2016 сказал; Общая реакция, желаю удачи с книгой. Я с нетерпением жду возможности порекомендовать его местной группе авторов научно-фантастического фэнтези.
.
Тесты на пересмотр грамматики ESL 4
1. Дэн … внимание к дороге, когда он … в яму в земле.
A) не платил / упал
B) не платил / не упал
C) не платил / упал
D) не платил / упал
E) не платил / имел упал
2. ……. София сдает класс …… зависит от ее оценки на финальном эссе.
A) Оба / и
B) Не только /, но также
C) Вряд ли / когда
D) Независимо от того,
E) Ни / ни
3.В Стамбуле много уникальных исторических памятников; ……, это одно из самых красивых природных ландшафтов любого города в мире.
A) как если бы
B) так что
C) из-за
D) в случае
E) кроме того
4. После нескольких недель безуспешной борьбы с неправильными глаголами Кейт поняла, что она … учиться
Русский.
A) не надо было выбирать
B) не выбрали
C) не выбрали
D) не могли выбрать
E) не могли выбрать
5.Некоторые аналитики предсказывают, что когда-нибудь … большая война за воду, если за ресурсы … более рационально.
A) использовался / не использовался
B) использовался / не использовался
C) будет / не используется
D) был / не использовался
E) использовался / не использовался
6. … Вселенная расширяется, была открыта в 1920-х Эдвином Хабблом.
A) Что
B) Кто
C) Какой
D) Когда
E) То
7. ……. на прекрасном багамском острове Андрос в 1977 году Джозеф так влюбился в это место, что решил никогда…….
A) Прибытие / отправление
B) Прибытие / отбытие
C) Прибытие / отбытие
D) Прибытие / отбытие
E) Прибытие / отбытие
8. Поскольку Хосе получил на уроке географии более высокий балл, чем Хуан, он очень завидовал ему.
A) хуже
B) плохо
C) плохо
D) хуже
E) плохо
9. Эди сказал, что ему неинтересно ехать в Чикаго, потому что он… был там.
A) тоже
B) всегда
C) все еще
D) также
E) уже
10.В экономике дела идут плохо, несмотря на то, что недавно обнародованные данные говорят …?
A) не так ли
B) не так ли
C) не было
D) было
E) было
Оценка =
Правильные ответы:
.
Томаш Седлачек в поисках экономического смысла от Гильгамеша до Уолл-стрит
Томас Седлачек потряс изучение экономики, как никогда немногие. Названный одним из «молодых стрелков» и одним из «пяти горячих умов в экономике» по версии Yale Economic Review , он входит в состав Национального экономического совета в Праге, где его провокационные статьи стали бестселлерами. Как он это сделал? Обсуждая простое, почти еретическое утверждение: экономика в конечном итоге говорит о добре и зле.
В Экономика добра и зла Седлачек радикально переосмысливает свою область, подвергая сомнению наши представления о мире. Он пишет, что экономика преподносится как наука, математическое исследование, свободное от ценностей, но на самом деле это культурный феномен, продукт нашей цивилизации. Все началось в философии — сам Адам Смит не только написал The Wealth of Nations , но и Theory of Moral Sentiments — а экономика, как показывает Седлачек, соткана из истории, мифов, религии и этики.«Даже самая сложная математическая модель, — пишет Седлачек, — это де-факто рассказ, притча, наше усилие (рационально) понять мир вокруг нас». Экономика не только описывает мир, но и устанавливает нормативные стандарты, определяя идеальные условия. Он утверждает, что наука — это система убеждений, которой мы привержены. Чтобы понять убеждения, лежащие в основе экономики, он вырывается за рамки этой области, исследуя экономическое мышление в широком смысле на протяжении тысячелетий.Он варьируется от эпоса о Гильгамеше и Ветхом Завете до возникновения христианства, от Декарта и Адама Смита до консьюмеризма в Fight Club . Повсюду он задает сложные метаэкономические вопросы: в чем смысл и смысл экономики? Можем ли мы делать все, что можем технически, с этической точки зрения? Стоит ли быть хорошим?
Ставя мудрость философов и поэтов над строгими математическими моделями человеческого поведения, новаторская работа Седлачека обещает изменить способ расчета экономической стоимости.
.