Теория темперамента айзенка: Представления о темпераменте Г. Айзенка — МегаЛекции

Содержание

Представления о темпераменте Г. Айзенка — Студопедия

Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматривать типологии этих двух ученых как систему из четырех координат (рис. 3.1).

Рис. 3.1.Сочетание типологий К. Юнга и Э. Кречмера (по Г. Айзенку).

Рис. 3.2.Образование типов темперамента (по Г. Айзенку).

Первую координату образует объектно-субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии). Второй выступает шкала нормы – патологии. Средние величины патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные – психозы. Третья координата – шкала маниакально-депрессивный психоз – шизофрения. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) и собственно циклотимией, для другого – дистонией и шизотимией. Средние величины психических отклонений образуют соответственно истерию и психастению, а максимальные – маниакально-депрессивный психоз и шизофрению. Четвертая координата образована тремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным.

Заслуга Г. Айзенка состоит, во-первых, в подведении физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга, и, во-вторых, в том, что все психологические проявления – нормальные и патологические – рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние типы. Но и в этом случае одна из координат, относящаяся к типам телосложения, остается дискретной.



Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии. Научной деятельностью занимается в Англии. Профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии в Лондоне. Один из основателей клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Известен работами в области исследования расстройств личности. Им внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов (личностные опросники Айзенка), в том числе интеллекта. Автор оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти.

Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом – с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия – интроверсия и 2) эмоциональная стабильность – лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии – с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии – с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии – с меланхоликом (рис. 3.2).

В представленной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.

Подход Г. Ю. Айзенка к исследованию темперамента — КиберПедия

Г.Ю. Айзенк изучал работы К. Юнга, И.П. Павлова и других известных психологов, психиатров и физиологов. Основываясь на их теориях и на своих экспериментальных данных, используя факторный анализ, Г.Ю. Айзенк создает свою теорию.

 

Круг Г.Ю. Айзенка

 
 

Г.Ю. Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов:

Экстраверсия — интроверсия.

· Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

· Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его не легко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

· Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

· Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.


Согласно Г.Айзенку, «чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости мнения, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный « труженик жизни », он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономить силы, попусту их не тратит, В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными чертами» — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.


Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым

внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

 

Ганс Юрген Айзенк, методика по определению темперамента

Как и множество других наук, психология начала развиваться с возникновением культурного общества и с появлением необходимости находить ответы на вопросы, касающиеся характера и поведения человека.

На протяжении почти двух веков над совершенствованием этой научной отрасли трудились многие величайшие умы человечества, среди которых был Ганс Айзенк. Его вклад в развитие психологии можно назвать невероятным, ведь благодаря именно этому ученому в настоящее время мы имеем представление о том, что такое интеллект и темперамент личности. Над чем же трудился этот ученый в течение всей своей жизни и каков его вклад в развитие психологии, читайте далее.

С чего начинал свой путь ученый

Ганс Юрген Айзенк – уроженец Германии, который большую часть своей жизни прожил в Англии по политическим причинам. Появился на свет Г.Ю. Айзенк 4 апреля 1916 г. в семье Эдуарда и Хельги Айзенков, которые в свое время были популярными актерами кинематографа.

Его увлечения в юношестве не имели ни малейшего намека на психологию и психоанализ, ведь в то время молодой Айзенк интересовался астрологией. Составляя гороскопы, он отсылал их руководителям политической партии, в которой состоял и сам. Однако с приходом к власти нацистов, на фоне возникшей антипатии к новому правительству в лице Гитлера, ему пришлось переехать в Англию.

Эмигрировав в Великобританию в возрасте 18 лет, Ганс Айзенк приступил к поиску работы. Однако с этим возникли сложности, так как у юного ученого не было гражданства. Но это не остановило Айзенка, и уже в 1940 г. он закончил свое обучение в Университетском колледже в Лондоне. Получив степень доктора психологии, Ганс начал активно заниматься исследованиями в данной отрасли.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Р. Ассаджиоли: биография и теория психосинтеза

Стоит подчеркнуть, что первым наставником и научным руководителем Айзенка был известный психолог Сирил Берт, слава к которому пришла благодаря его исследованиям на тему влияния наследственности на интеллект. С начала Второй мировой войны и до 1983 года Ганс Юрген работал сразу в нескольких направлениях:

  • Преподавал на кафедре психологии Лондонского института психиатрии, а также читал лекции в других университетах.
  • Проводил исследования и психиатрические обследования для получения неопровержимых доказательств своих теорий.
  • Писал книги и статьи для публикации в журналах по психологии. Интересный факт: Ганс Айзенк до сих пор считается одним из самых плодотворно работавших, а также наиболее часто цитируемых авторов ХХ века.

Трудиться над своими исследованиями и опросниками психолог продолжал до старости, пока в возрасте 81 года не скончался от рака мозга. Но вернемся к тому, что сделал Ганс Юрген Айзенк конкретно для психоанализа личности, благодаря чему он считается популярным психологом.

Бесценный вклад в развитие науки

В частности, господин Айзенк занимался психологическими исследованиями на темы наследственности и коэффициента интеллекта, базовых признаков личности, основ индивидуальности человека и прочие.

Следует отметить, что практически все работы Айзенка в сфере психологии были «шокирующими» и даже неприемлемыми, что вызывало множественные споры и осуждение со стороны критиков. Однако, несмотря на это, Ганс неустанно трудился, проводя опросы здоровых людей и потенциально больных (невротиков).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Параллельно с этим ученый уделял немало внимания проблемам клинической психологии, а также занимался критикой самоанализа. Так, постепенно, зарождалась теория личности Айзенка, благодаря которой мы имеем представление о трехмерной системе обозначения личных свойств человека, связанной с понятием темперамента.

Рекомендуем: Интроверт — кто это?

Считая психоанализ абсолютно ненаучным методом психологии, Ханс излагал собственные, не типичные для многих ученых умов версии относительно того, что влияет на формирование интеллекта и как развивается личность. В результате собственного факторного анализа, во время исследования группы здоровых людей и солдат, признанных невротиками, он выявил три различных фактора (экстраверсия, психотизм, нейротизм), отличающиеся специфическими реакциями и позволяющие составить представление о типах личности.

Процессы возбуждения-торможения и их соотношение были первоначальной точкой отсчета для интерпретации модели личности, которую предложил Ганс Айзенк. Теория личности, таким образом, указывает на три основные черты темперамента, которые являются, по версии ученого, личностными измерениями, обусловленными функционирующей на генетическом уровне ЦНС.

Доказательства теории Айзенка, для получения которых было проведено множество прикладных исследований, указали на важность отличий в чертах темперамента. И такие сведения представляют особую ценность для различных сфер знания и жизнедеятельности человека:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Психология (диагностика душевных заболеваний, выявление предрасположенности к отклонениям).
  • Образование (выбор профессии).
  • Медицина.
  • Статистика преступности и т.п.

В частности, благодаря теории личности Айзенка можно дифференцировать расстройства невротического характера, основываясь лишь на факторах нейротизма и экстраверсии. К таким относят невроз навязчивых состояний (наблюдается у эмоционально неустойчивых интровертов) и истерический (характерный для нестабильных экстравертов). Используя собственную трехфакторную модель личности, Айзенк смог создать специальные методики психоанализа, позволяющие выявлять и изучать разные нарушения психологического здоровья.

Рекомендуем: Карл Юнг: вклад в психологию

Например, определить врожденные характеристики человека (на основании теории Айзенка об экстраверсии и интроверсии) по преобладающим у него качествам и манере его поведения поможет тест Айзенка на определение типа темперамента. На сегодняшний день он остается самым значимым в психологии, являясь классическим способом, позволяющим узнать темперамент личности. Что представляет собой такой тест и как с его помощью понять, каким характером наделен тот или иной индивид, читайте далее.

Знаменитые опросники ученого-психолога

Детально изучая влияние окружения и наследственности на интеллект, а также структуру и типы личности, Айзенк создал немало тестов в виде опросников, которые помогают провести полную диагностику психического состояния человека, чтобы получить общее представление о его характере, действиях, психологических реакциях и склонности к той или иной модели поведения.

Среди прочих часто используется тест Айзенка на самооценку. По большей части такие опросники применяются в образовательных учреждениях. Самооценка психических состояний по Айзенку позволяет выявить уровень самооценки учеников, а также определить уровень четырех основных психических состояний:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сам тест состоит из 40 вопросов, характерных для каждого конкретного состояния. Опрашиваемым предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «иногда». После обработки результатов тестирования можно получить весьма правдоподобную картину о состоянии испытуемого и понять, насколько адекватной является его самооценка.

Помимо этого, теория Айзенка о разных типах личности, построенная на основе концепции об иерархической модели личности человека (где высший уровень представлен суперфакторами, а нижний – специфическими мыслями и действиями человека), позволила ученому создать личностный опросник (тест для определения темперамента). Он представляет собой перечень вопросов, которые касаются особенностей поведения непосредственно оцениваемого человека.

Такая методика Г. Айзенка была разработана ученым на основании результатов его тестирований, в которых участвовало более 30 000 человек. Изначально испытуемые просто отвечали на вопросы (всего было 2 варианта по 57 вопросов в каждом), но позже Ханс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк разработали новый метод оценки, в котором помимо вопросов, с помощью которых диагностировались особенности поведения человека и шкала «лжи», были еще и дополнительные — на определение психотизма. Всего человеку нужно было дать 101 ответ.

Рекомендуем: Что такое характер?

Как первоначальная, так и предложенная позже методика включают в себя вопросы, абсолютно релевантные трем основным факторам структуры личности, а шкала «лжи» и в первом и во втором случае помогает выявить склонность опрашиваемого к фальсификации ответов.

К слову, первичный тест, позволяющий определить тип темперамента, пользуется большей популярностью, чем составленный позже опросник. И объясняется это количеством вопросов, которых в первом случае всего 57.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как пройти тест

Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:

Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:

  • По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
  • По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
  • По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.

Шкала оценки экстраверсии-интроверсии

Чтобы получить полную картину описания личности, следует применить еще один опросник – круг Айзенка, представляющий собой четырехмерную плоскость с системой координат для определения четких контуров типа темперамента человека, а также выстраивания каркаса из основных качеств для уточнения характера личности.

Такой круг (на изображении ниже) составлен ученым на основании понятия об эмоциональной стабильности. В свою очередь это качество может проявляться в виде адаптивных способностей индивида в разных ситуациях и под влиянием прочих личностных аспектов. Прежде всего с помощью круга Айзенка можно спрогнозировать развитие невроза в условиях длительного пребывания в состоянии стресса.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такой способ диагностики психических расстройств помогает составить описание человека и предположить, какой будет его реакция в той или иной ситуации. Согласно данной методике, выделяют два типа людей:

1. Экстраверт – человек, который направлен на внешнее окружение (люди и взаимоотношения с ними). Для типичной экстраверсивной личности характерны такие черты, как импульсивность, оптимизм, общительность, тяга к лидерству и т.д.

2. Интроверт – личность, погруженная «внутрь себя», которая стремится быть подальше от общества и не нуждается в интенсивных контактах с людьми. В отличие от экстравертов, они сдержанны, малообщительны, рациональны в поступках, пессимистичны.

Анализируя степень проявления каждого качества, можно указать на тип темперамента человека и выявить его сходство с экстравертивными либо интровертивными классическими типами личности (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик). И, как можно увидеть, все созданные Гансом Айзенком тесты вполне понятны и просты в плане интерпретации полученных данных. Именно поэтому опросники Айзенка до сих пор актуальны и часто используются в психологии. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Психологические (факторные) теории темперамента (К. Г. Юнг, Г. Айзенк).










ТОП 10:









Карл Юнг (1992) тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.

К. Юнг выделил два общих типа – экстравертированный и интровертированный.

Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей. Экстравертированный мыслительный тип – субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Экстравертированный эмоциональный тип склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Экстравертированный сенсорный тип определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Экстравертированный интуитивный тип обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Интровертированный мыслительный тип характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Интровертированный эмоциональный тип выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Интровертированный интуитивный тип порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы – мистиков.

· Айзенк.Автор выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсияинейротизм-стабильность. Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне двух типов. Интроверт – стабильный. Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.(флегматик)



· Интроверт – нейротичный. Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, тихий.(меланхолик)

· Экстраверт – стабильный. Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.(сангвиник)

· Экстраверт – нейротичный. Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.(холерик)

 

32 Половые различия. Половой диморфизм. Основные теории формирования половых различий

Теория социального обучения Поощрение и наказание поло-ролевое Наблюдение за поведением —> поведение других и имитация
Теория идентификации Бессознательная идентификация с родителем своего пола—> имитация—>поло-ролевое повдение
Когнитивная теория Определение ребенком своего пола—>
—>предпочтение деятельности, соответствующей
своему полу, и предметов, связываемых в сознании
ребенка со своим полом—> поло-ролевое поведение
Теория схематизации Представления о половых различиях,
существующие в обществе—>поло-ролевое
поведение

 

Теория идентификации утверждает, что половые различия возникают благодаря имитации поведения родителей — дети наблюдают за родителями и моделируют их поведение. Эта теория основывается на психоаналитических представлениях об идентификации: в основе идентификации мальчиков с отцами лежит бессознательный страх перед сильной и обладающей бесконечной властью фигурой отца. Преодоление этого страха осуществляется, благодаря идентификации, т.е. объединения себя с тем, кто гораздо сильнее и могущественнее. Девочки же идентифицируются с матерями из бессознательного страха потери любви. Идентификация с родителями именно своего пола и приводит к половым различиям в поведении детей.

При анализе механизмов, описываемых теорией идентификации, необходимо помнить, что речь в них идет о формировании поло-ролевых представлений у детей дошкольного возраста.




Когнитивная теория полового развития отводит родителям меньшую роль в формировании половых различий и полагает, что принятие ребенком половой роли является следствием развития его представлений о половых различиях (когнитивного усвоения этих представлений). Ребенка называют мальчиком, и это приводит к тому, что он сам начинает считать себя мальчиком. Усваивая половые стереотипы, которые он видит в окружающем его мире и которые доступны для его понимания (девочки играют в куклы, а мальчики — в машинки; девочки носят платья, а мальчики — брюки), ребенок начинает относить эти стереотипы к себе, и именно это и формирует раннюю (детскую) поло-ролевую идентификацию.

В первые годы оба элемента, необходимые для развития половых ролей (представление о том, какой у тебя пол, и представление о половых стереотипах), крайне не устойчивы. Так, в 3 года девочка уже знает, что она девочка, но, вместе с тем, она может считать, что, если ей поменять имя на мальчишеское, коротко подстричь и одеть в брюки, то она через какое-то время превратится в мальчика. Когда ребенок усваивает тот факт, что его пол неизменен, он начинает активно искать и усваивать образцы поведения, соответствующие его полу.

В более старшем возрасте половая идентификация, сложившаяся в результате когнитивной активности ребенка, способствует возникновению половых различий в мотивах поведения и в ценностях.

Теория поло-ролевой схематизации предполагает, что в основе половых различий лежат разные схемы поведения, которые структурируют знания ребенка о мире и управляют его поведением. Понятие „схема» можно объяснить как совокупность обобщенных представлений, роль которых заключается в том, чтобы создать определенную точку зрения при восприятии окружающего нас мира. Благодаря схемам, мы можем отнести воспринимаемые нами явления к определенным классам.

На основании того, что говорят и делают окружающие люди, ребенок усваивает, что все люди делятся на две большие категории — на женщин и мужчин. Дальше, по мере того как ребенок взрослеет, он обучается тому, что понимается под „мужским» и „женским» поведением, что значит быть мужчиной или женщиной в данном обществе.

При формировании половых различий, согласно теории схематизации, большую роль играют и социальное обучение, и собственное представление ребенка о том, как он должен себя вести. Мальчик старается не плакать не только потому, что это не поощряется окружающими и ему говорили, что „плачут только девчонки». Он сам считает, что „мальчики не плачут» и старается соответствовать этому образцу поведения.










35 Представления о темпераменте г. Айзенка

Очевидные
недостатки популярных на Западе теорий
темперамента Э. Кречмера и К. Юнга
попытался «исправить» английский
психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который
предложил рассматривать типологии этих
двух ученых как систему из четырех
координат (рис. 3.1).

Рис.
3.1. 
Сочетание
типологий К. Юнга и Э. Кречмера (по Г.
Айзенку).

Рис.
3.2. 
Образование
типов темперамента (по Г. Айзенку).

Первую
координату образует объектно-субъектная
ориентация (от максимальной экстраверсии
до максимальной интроверсии). Второй
выступает шкала нормы – патологии.
Средние величины патологии (психических
отклонений) образуют неврозы, сильные
– психозы. Третья координата – шкала
маниакально-депрессивный психоз –
шизофрения. Середина этой шкалы
представлена нормальными психическими
состояниями. Для одного типа темперамента
таковые выступают синтонией (минимально
выраженной циклотимией) и собственно
циклотимией, для другого – дистонией
и шизотимией. Средние величины психических
отклонений образуют соответственно
истерию и психастению, а максимальные
– маниакально-депрессивный психоз и
шизофрению. Четвертая координата
образована тремя типами телосложения:
пикническим, атлетическим и лептосомным.

Заслуга
Г. Айзенка состоит, во-первых, в подведении
физиологической базы под чисто
психологические типы К. Юнга, и, во-вторых,
в том, что все психологические проявления
– нормальные и патологические –
рассматриваются как континуумы значений,
а не как крайние типы. Но и в этом случае
одна из координат, относящаяся к типам
телосложения, остается дискретной.

Ганс
Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии.
Научной деятельностью занимается в
Англии. Профессор Лондонского университета,
руководитель психологической лаборатории
Института психиатрии в Лондоне. Один
из основателей клинико-психологического
направления исследований в Великобритании.
Известен работами в области исследования
расстройств личности. Им внесен
значительный вклад в разработку
психодиагностических методов (личностные
опросники Айзенка), в том числе интеллекта.
Автор оригинальной модели личности,
двухфакторной теории социальных
установок личности, трехфакторной
теории памяти.

Описывая
поведение экстравертов и интровертов,
с одной стороны, и лиц с высоким и низким
нейротизмом – с другой, Г. Айзенк построил
свою модель типов темперамента. Тип
темперамента, согласно этому автору,
представляет собой один из четырех
квадрантов при пересечении двух
ортогональных шкал: 1) экстраверсия –
интроверсия и 2) эмоциональная стабильность
– лабильность. Первая шкала характеризует
индивида со стороны «открытости»
внешнему миру, вторая – со стороны его
эмоциональной устойчивости. Сочетание
таковой с экстраверсией Г. Айзенк
отождествляет с типом сангвиника;
эмоциональной лабильности и экстраверсии
– с холериком; эмоциональной устойчивости
и интроверсии – с флегматиком, а
эмоциональной лабильности и интроверсии
– с меланхоликом (рис. 3.2).

В
представленной модели отсутствуют
такие характеристики темперамента, как
эмоциональная возбудимость и реактивность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (ФАКТОРНЫЕ) ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА — Студопедия

Известно, что различия в интенсивности каждого свой­ства являются непрерывными. Поэтому все попытки резкого разделения индивидов на группы по свойствам искусственны и произвольны, считает Я. Стреляу (1982).

Авторы факторной теории разработали специальный вопросник, содержащий 90 вопросов. Они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента:

1. Эмоциональность отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется , измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции:

2. Активность — пассивность. Основанием для оценки этого свойства является в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный — пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно — откладывает их).

3. Первичная функция вторичная функция. Люди с развитой первичной функ­цией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она посте­пенно усиливается и сохраняется более длительное время; поэтому лиц такого типа часто называют персеверативными (от англ. perseverance — стойкость, настойчивость, упорство).

В результате соответствующего комбинирования этих трех характеристик полу­чаем восемь различных типов темперамента.

Типология К. Юнга.Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психо­логических различий, которые, однако, он считал врожденными.



К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный. Для экстравертов характерна направленность на объект. У интроверта субъективное всегда превалирует над объек­тивным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций — мышления, эмоции, ощущения и интуиции, К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов: экстравертированный мыслительный, экстравертированный эмоциональный, экстравертированный сенсорный, экстравертированный интуитивный, а также интровер­тированный мыслительный, интровертированный эмоциональный, интровертированный сенсорный и интровертированный интуитивный.

Экстравертированный мыслительный тип присущ субъектам, которые принимают важ­ные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Люди этого типа об­ладают эмоциональной тупостью: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

Экстравертированный эмоциональный тип. Люди этого типа склонны к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что их окружает. От их чувств всегда веет холодом, поэтому их поведение воспринимается как притворство.

Экстравертированный сенсорный тип. Такие люди определяют ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность объекта.

Экстравертированный интуитивный тип Такой человек обладает необычайно разви­тым нюхом на все новое и необычное. Легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмом и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переклю­чается на новый.

Интровертированный мыслительный тип. Человек этого типа характеризуется мыш­лением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий.

Интровертированный эмоциональный тип. Внеш­не спокойны, даже индифферентны. Эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Его эмоциональная сдержанность воспринимается окружаюшими негативно, как проявление холодности.

Интровертированный сенсорный тип, в отличие от экстравертированного сенсорного типа, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсив­ность ощущений, вызванных объектами.

Интровертированный интуитивный тип порождает, по К. Юнгу, фантастов и худож­ников, а при отклонении от нормы — мистиков. Продукты их творчества для окружаю­щих непонятны.

Представления о темпераменте Г. Айзенка.Достоинствами этих представлений Г. Айзенка является, во-первых, подведение физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга и, во-вторых, то, что все психологические проявления — нормальные и патологические — рассматривает исходя из описания поведения экстравертов и интровертов — с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом — с другой стороны,

Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) эк­страверсия—интроверсия и 2) эмоциональная стабильность—лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая — со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание эмоциональной устойчиво­сти с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии — с типом холерика; эмоциональной устойчивости с интроверсией — с типом флегматика, а эмоциональной лабильности с интроверсией — с типом меланхолика.

Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду (1981).Для клинических целей К. Леонгард разработал описательный метод оценки темперамента. Согласно его представлениям, существуют следующие основные типы темперамента:

1) гипертимический, характеризующийся усиленной жаждой деятельности, наличием
оптимистических черт в поведении, инициативностью, повышенной речевой ак­тивностью, живостью и веселостью;

2) дистимический, характерный для пассивного человека с пониженной речевой ак­тивностью и замедленностью действий;

3) аффективно-лабильный, который характеризует людей с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний;

4) аффективно-экзальтированный, который характерен для людей, легко приходя­щих в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Эта типология, найденная эмпирическим путем, предназначена для клинических целей и должна использоваться с большой осторожностью для характеристики тем­перамента здоровых людей. И все же нельзя не отметить, что и среди последних мо­гут встречаться лица с выраженными особенностями одного из этих четырех типов.

Таким образом, постепенно изучение темперамента перешло от определения ти­пов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств.

Психологические теории темперамента.

Постепенно
изучение темперамента перешло от
определения типов к выявлению степени
тех или иных его свойств. Задача изучения
темперамента – не только описание
типов, но и свойств темперамента и
нахождение соотношения этих свойств с
физиологическими процессами. Люди стали
делиться не по типам темперамента, а по
его отдельным свойствам. Например, у К.
Юнга и Г. Айзенка (1960) это экстраверсия
– интроверсия, у В.Д. Небылицына (1976) –
общая активность и эмоциональность.
Единой концепции темперамента и его
типов ученым создать так и не удалось.

    1. К.Г.
      Юнг

Приверженность
определенному стилю поведения,
определенному набору «функций» является
харак­терным свойством каждого
человека и ложится в основу типо­логии.
Таким образом, Юнг ввел понятие
«функциональный» или «психологический
тип». Юнг описал недвусмыс­ленно лишь
три пары основных противоположных
факторов:

    • экстраверсию
      — интроверсию (Е
      — I)

    • здравомыслие
      — интуицию (S
      — N.),

    • логичность
      — чувствование (Т —
      F),
      и варианты их сочетания.

Экстраверты
в общении с людьми черпают энергию,
всегда готовые продолжить общение или
поддержать беседу, в то вре­мя как
интроверту после определенного периода
интенсивного общения с окружающими
необходимо уединиться, обработать
полученную информацию и, по образному
выражению автора методики, «подзарядить
батареи». Экстравертов в общей попу­ляции
США около 75 из 100, интровертов — 25.

Люди,
относящиеся к N-категории,
в принятии решений опи­раются на
внутренний голос, собственную интуицию,
вне зави­симости от того, как поступают
в подобных ситуациях окру­жающие. Для
S-людей,
напротив, опыт окружающих, здравый смысл
являются критериями для принятия
решений. Им чуждо фантазерство, они
предпочитают «синицу в руках журавлю
в не­бе». Следует отметить, что подобная
краткая характеристика от­нюдь не
исчерпывает психологическое содержание
данной шка­лы. Однако особое значение
шкалы должно быть ясно уже по­тому,
что разногласия между представителями
S
и N-лагерей
бывают особенно непримиримыми и могут
служить основой серь­езных социальных
и личностных проблем. S-людей
в США 75%, N — 25%.

Люди,
предпочитающие опираться на Т-характеристику
в об­работке информации и принятии
решений, считают оправдан­ным логичный,
объективный подход, имеющий свои четкие
за­коны и правила. F-людям
присущи субъективизм, гуманность, они
руководствуются этическими категориями
в большей мере, чем логическими. Шкала
Т — F
— единственная, в которой от­мечены
половые различия. Шесть из десяти мужчин
— Т-люди, среди женщин соотношение прямо
противоположное: 60% от­носят себя к
F-категории.

    1. Г. Айзенк

Х.Ю. Айзенк
(1916–1997), английский психолог, один из
лидеров биологического направления в
психологии, является создателем
техфакторной теории личности.

Айзенк
выделил три личностных измерения:

Наиболее
увлекательным аспектом теории Айзенка
является его попытка установить
нейрофизиологическую основу для каждой
из трех суперчерт или типов личности.
Интроверсия-экстраверсия тесно связана
с уровнями корковой
активации
,
как это показано электроэнцефалографическими
исследованиями. Айзенк (Eysenk, 1982) использует
термин «активация» для обозначения
степени возбуждения, меняющей свою
величину от нижнего предела (например,
сон) до верхнего (например, состояние
паники). Он полагает, что интроверты
чрезвычайно возбудимы и, следовательно,
в высшей степени чувствительны к
поступающей стимуляции – по этой причине
они избегают ситуаций, чрезмерно сильно
действующих на них. И наоборот, экстраверты
недостаточно возбудимы и поэтому
нечувствительны к поступающей стимуляции;
соответственно, они постоянно выискивают
ситуации, которые могут их возбудить.

Айзенк
предполагает, что индивидуальные
различия по стабильности – нейротизму
отражают силу реакции автономной
нервной системы

на стимулы. В особенности он связывает
этот аспект с лимбической системой,
которая оказывает влияние на мотивацию
и эмоциональное поведение. Люди с высоким
уровнем нейротизма обычно реагируют
на болезненные, непривычные, вызывающие
беспокойство и иные стимулы быстрее,
чем более стабильные личности. У таких
лиц обнаруживаются также более длительные
реакции, продолжающиеся даже после
исчезновения стимулов, чем у лиц с
высоким уровнем стабильности.

Что
касается исследований, посвященных
выявлению основы психотизма, то они
находятся в стадии поиска. Однако в
порядке рабочей гипотезы Айзенк увязывает
этот аспект с системой,
продуцирующей андрогены

(химические вещества, вырабатываемые
железами внутренней секреции, которые
при попадании в кровь регулируют развитие
и сохранение мужских половых признаков).
Однако проведено слишком мало эмпирических
исследований в этой области, чтобы
подтвердить гипотезу Айзенка о связи
между половыми гормонами и психотизмом.

Айзенк
использовал для сбора данных о людях
разнообразные методы: самонаблюдение,
экспертные оценки, анализ биографических
сведений, физические и физиологические
параметры, а также объективные
психологические тесты. Полученные
данные были подвергнуты факторному
анализу для определения структуры
личности. В своем раннем исследовании
Айзенк выявил два основных типа (Eysenk,
1947, 1952), которые он назвал интроверсия
– экстраверсия

и нейротизм
– стабильность

(иногда этот фактор называют нестабильность
– стабильность
).
Эти два измерения личности ортогональны,
то есть они статистически не зависят
друг от друга. Соответственно, людей
можно разделить на четыре группы, каждая
из которых представляет собой некую
комбинацию высокой или низкой оценки
в диапазоне одного типа вместе с высокой
или низкой оценкой в диапазоне другого
типа. Как показано в табл. 6-4, с каждым
типом ассоциируются характеристики,
названия которых напоминают описания
черт личности. При рассмотрении природы
этих четырех групп следует иметь в виду
два момента. Во-первых, оба диапазона
типов имеют нормальное распределение,
являются непрерывными и предусматривают,
таким образом, широкий спектр индивидуальных
различий. Во-вторых, описания черт,
присущих каждому типу, представляют
собой крайние случаи. Большинство людей
склонны быть ближе к средней точке – в
обоих диапазонах типов – и поэтому
получают не столь экстремальные
характеристики, как в табл. 6-4.

Таблица
6-4

Четыре
категории людей, описанные Айзенком на
основе выраженности двух независимых
параметров Каждая категория, включая
составляющие ее черты, является
результатом комбинации высокого и
низкого уровня интроверсии и экстраверсии
с высоким либо низким уровнем стабильности
и нейротизма.

 

Стабильный

Невротичный

Интроверт

Спокойный,
уравновешенный, надежный, контролируемый,
миролюбивый, внимательный, заботливый,
пассивный

Легко
поддающийся переменам настроения,
тревожный, ригидный, рассудительный,
пессимистичный, замкнутый, необщительный,
тихий

Экстраверт

Лидер,
беззаботный, веселый, покладистый,
отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный,
общительный

Ранимый,
беспокойный, агрессивный, возбудимый,
непостоянный, импульсивный,
оптимистичный, активный

Круговая диаграмма: теория типов личности Айзенка

Представьте теорию типов личности Айзенка на круговой диаграмме. Помогите вам лучше понять теорию типов личности Айзенка.

Информация о Гансе Айзенке

Ганс Айзенк родился в Берлине, Германия, 4 марта 1916 года. В 1940 году он получил докторскую степень по психологии в Лондонском университете. Айзенк работал профессором психологии в Институте психиатрии Королевского колледжа в Лондоне с 1955 по 1983 год.Он внес большой вклад в современную научную теорию личности. Два аспекта личности, экстраверсия и невротизм, были описаны в его книге «Измерения личности» 1947 года. В психологии личности принято называть измерения первыми буквами E и N.

Определение личности

Согласно Гансу Айзенку, личность — это совокупность актуальных или потенциальных моделей поведения организма, определяемых наследственностью и окружающей средой.Он возникает и развивается в результате функционального взаимодействия четырех основных секторов, в которые организованы эти модели поведения «. Другими словами, личность — это весь характер и природа человека. Проще говоря, это то, что делает вас и то, что делает вас делать.

Теория типов личности Айзенка

Айзенк изначально концептуализировал личность как две биологически обусловленные категории темперамента: Экстраверсия / Интроверсия и Невротизм / Стабильность .Два измерения или оси, экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-нестабильность, определяют четыре сектора.

  1. Высокий N и высокий E = холерический тип (нестабильные экстраверты): такие качества как — обидчивый, беспокойный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, безответственный.
  2. Высокий N и низкий E = меланхолический тип (нестабильные интроверты): такие качества, как — тихий, замкнутый, пессимистичный, трезвый, жесткий, тревожный, капризный.
  3. Низкий N и высокий E = Сангвинический тип (стабильные экстраверты): такие качества, как — общительность, разговорчивость, отзывчивость, покладистость, подвижность, беззаботность, лидерство).
  4. Низкий N и низкий E = флегматический тип (устойчивые интроверты): такие качества, как — спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, вдумчивый, осторожный, пассивный.

Круговая диаграмма типов личности Айзенка

Эта диаграмма характеризуется векторными интеллектуальными фигурами с плавающими быстрыми кнопками. Его можно редактировать и распечатать. Вы можете перенести его во многие другие форматы, включая PowerPoint, PDF и JPG. При применении другой темы ее внешний вид изменяется одним щелчком мыши.

Temperament Categories Diagram

Дальнейшее развитие теории Айзенка

Джеффри Алан Грей, бывший ученик Айзенка, разработал исчерпывающую альтернативную теоретическую интерпретацию (называемую биопсихологической теорией личности Грея) биологических и психологических данных, изученных Айзенком, в большей степени опираясь на модели животных и модели обучения. В настоящее время наиболее широко используемой моделью личности является модель Большой пятерки (Costa & McCrae, 1985). См. Статью: Большая пятерка личностных измерений для получения дополнительной информации.Видеоурок — Как создать круговую диаграмму

Примеры и шаблоны круговых диаграмм

Круговая диаграмма

Условные обозначения на круговой диаграмме

Круговая диаграмма — Большая пятерка личностных измерений

.

Теория темперамента

Book cover - Temperaments

Теория темперамента описывает четыре организационных паттерна личности и основана на описаниях поведения, которые насчитывают более двадцати пяти веков. Он говорит нам «почему» поведения, наши мотиваторы и источники глубокого психологического стресса. Знание нашего темперамента говорит нам о наших основных потребностях и ценностях, а также о талантах, которые мы с большей вероятностью будем развивать.

Краткая история четырех темпераментов

Человеческое сообщество можно рассматривать как целостную по своей природе систему, стремящуюся к выживанию.На протяжении веков наблюдатели за человеческим поведением неоднократно выделяли четыре основных паттерна или конфигурации поведения. Такая целостная сортировка поведенческих паттернов фиксировалась как минимум двадцать пять веков.



В 450 г. до н. Э. Гиппократ описал четыре таких характера, которые он назвал темпераментами: холерический темперамент с легкостью эмоционального возбуждения и чувствительностью; флегматичный темперамент с холодной отстраненностью и бесстрастием; меланхолический темперамент с очень серьезным, суровым и подавленным характером; и сангвинический темперамент, полный импульсивности, возбудимости и быстрой реакции.В средние века Филипп Парацельс описал четыре натуры, на поведение которых, как говорили, влияли четыре вида духов: нимфы, сильфы, гномы и саламандры.

Большинство психологов двадцатого века отказались от целостного наблюдения за человеческим поведением в пользу микроскопического исследования частей, фрагментов, черт и так далее. Для них все люди были в основном похожи, а индивидуальные различия были результатом случайности или обусловленности.

Два немецких психолога, Эрнст Кречмер и Эдуард Шпенгер, были одними из немногих, кто продолжал рассматривать людей целостным образом с точки зрения паттернов.Вдохновленный их работой, Дэвид Кейрси отметил общие темы в различных наблюдениях и последовательную тенденцию человеческого поведения разделять себя на четыре схожих паттерна, которые он назвал темпераментами. С 1980 года Линда Беренс, современный психолог / консультант, расширила и применила теорию темперамента во многих ситуациях. Она обнаружила, что они действительно описывают основные способы взаимодействия человеческой личности с окружающей средой для удовлетворения ее потребностей.
Эта долгая история дает нам прочное основание для веры в существование этих закономерностей, и действительно новые научные данные подтверждают это убеждение.А теперь как узнать, какой узор подходит вам?

The Catalyst ™ Temperament
(Набор дипломатических навыков)

(Идеалисты)

Основные потребности связаны с смыслом и значимостью, которые проистекают из осознания цели и работы для достижения большего блага. У них должно быть чувство уникальной идентичности. Они ценят единство, самореализацию и подлинность. Люди с таким темпераментом предпочитают совместное общение с упором на этику и мораль.Они склонны сначала доверять своей интуиции и впечатлениям, а затем стремятся найти логику и данные, чтобы поддержать их. Учитывая их потребность в эмпатических отношениях, они учатся легче, когда они могут общаться с инструктором и группой.


Stabilizer ™ Темперамент
(Набор логистических навыков)

(Опекуны)

Основные потребности — членство в группе и ответственность. Им нужно знать, что они делают ответственные вещи.Они ценят стабильность, безопасность и чувство общности. Они доверяют иерархии и авторитету и могут быть удивлены, когда другие выступят против этих социальных структур. Люди с таким темпераментом предпочитают совместные действия с упором на стандарты и нормы. Они ориентированы на свой прошлый опыт, и им нравятся вещи, упорядоченные и структурированные. Они стремятся найти практическое применение тому, чему учатся.


Theorist ™ Темперамент
(Набор стратегических навыков)

(Рациональные)

Основные потребности — овладение концепциями, знаниями и компетенцией.Люди с таким темпераментом хотят понять принципы действия Вселенной и узнать или даже разработать теории для всего. Они ценят опыт, логическую последовательность, концепции и идеи и стремятся к прогрессу. Они склонны к прагматичным, утилитарным действиям с упором на технологии. Они больше всего доверяют логике. Они, как правило, скептичны и высоко ценят точность языка. Их стиль обучения концептуален, и они хотят знать основные принципы, которые генерируют детали и факты, а не только детали.

The Improviser ™ Temperament
(Набор тактических навыков)
(Ремесленники)

Основные потребности — это свобода действовать беспрепятственно и видеть заметный результат своих действий. Люди с таким темпераментом высоко ценят эстетику, будь то природа или искусство. Их энергия сосредоточена на умелом исполнении, разнообразии и стимулировании. Они склонны к прагматичным, утилитарным действиям с упором на технику. Они доверяют своим порывам и стремятся к действию.Лучше всего они учатся на собственном опыте, когда видят соответствие того, что они изучают, тому, что они делают. Им нравится практическое, прикладное обучение в быстром темпе и свободе исследования.

Общие дела

  • Абстрактное против конкретного языка — Наше отношение к вещам и способ употребления слов
  • Партнерские и прагматические роли — способ, которым мы предпочитаем взаимодействовать с другими
  • Структура или фокус — на чем мы фокусируем внимание при взаимодействии

Эти динамики всегда действуют в ситуации, и если мы станем поляризованными по этим измерениям по мере взаимодействия с другими, общение может стать чрезвычайно трудным.Однако мы должны помнить, что у нас есть по крайней мере что-то общее с каждым темпераментом.

Темперамент и
16 типов личности

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *