Теория развития: Содержание теории психического развития

Теория развития Л. С. Выготского — Студопедия

Культурно-историческое направление в психологии развития

1. Теория развития Л. С. Выготского.

2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

3. Концепция Д.Б. Эльконина.

4. Теория развития личности Л.И Божович.

5. Модель развития общения М.И. Лисиной.

6. Теория развития психики А. Валлона.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес­кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите­лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене­тической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодей­ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со­знание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.



Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис­пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со­образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю­чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).


Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

— Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

— Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

— Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

— Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз­раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен­тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив­шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо­лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви­тие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози­цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не раз­витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо­бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по­родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорож­цем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу­чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Теории развития личности — Студопедия

· Психодинамическая теория

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

  • Психоаналитическая теория

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию.
Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.
Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.
Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.
Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.



    • Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.
    • Экстравертыориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт.
По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.



  • Индивидуальная теория

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение.
Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

      • чувство неполноценности и компенсация;
      • стремление к превосходству;
      • стиль жизни;
      • творческое «Я»;
      • общественный интерес;
      • фиктивный финализм.

Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:

  • из-за дефекта того или иного органа;
  • чрезмерной опеке родителей;
  • отвержение со стороны родителей.

Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству, выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии.
Стиль жизни, с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы.

Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта. Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса.

Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.

  • Поведенческая теория

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное.
Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

  • Гуманистическая теория

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

Клиентцентрическое направление
Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом.
В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное направление

Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.

  • Когнитивная теория

Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя.
Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.

  • Деятельностная теория

Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности.
Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.

  • Диспозиционная теория

В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии.
Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой.
У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.).

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия — интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место такие направления как:

  • Биологическое

Представители этого направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.
Неудовлетворение естественных потребностей он замещает занятиями каким-либо видом деятельности;

  • Социологическое

Представители этого направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.;

  • Биосоциальное

Представители этого направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни!

Какие же факторы оказывают влияние на развитие личности?

Исследование на тему: «Основные теории психического развития»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО» ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В Г.ЯЛТЕ

Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов

и воспитателей дошкольных учреждений

Подпись

Методист

Преподаватель

Контрольная работа

По дисциплине: «Возрастная и педагогическая психология».

На тему: «Основные теории психического развития».

Студент группы: 21зДО

Специальность: Дошкольное

образование

ФИО: Буркова Н.Б.

Проверил:_______________

Оценка _________________

Ялта 2016

ПЛАН

Введение

1. Биогенетические концепции развития личности……………………4

2. Психоаналитические теории развития личности……………………6

3. Когнитивные теории развития………………………………………..9

4. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского……………………………………………………………….10

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Споры среди ученых и педагогов часто происходят из-за различий в подходах к разрешению трёх проблематичных вопросов: о природе, факторах и характере объекта развития.

Что является определяющим фактором в развитии — наследственность или внешняя среда — природа или воспитание? Каково происхождение самого процесса развития — скачкообразно или непрерывно. Остается ли человек механизмом или же является организатором по своей сути.

Главные догматы психического развития образовались в психологии ХХ столетия, что имеет прямую связь с общеметодологическим кризом психологии в начале прошлого столетия. Логические доводы ученых выявили различие в понимании психического развития, а также условий и закономерностей его протекания.

Возникновение разнообразных школ в психологии развития благоприятствовало последующему собиранию и систематизации эмпирических данных о развитии человека на протяжении всех периодов жизни. Парадигмы психического развития позволяли выявлять механизмы образования психических качеств личности, объяснить характерность ее поведения.

Психическое развитие личности, в психологии обычно рассматривают в контексте образовавшихся школ гештальтпсихологии, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и генетической психологии.

  1. Биогенетические концепции развития

Биогенетические теории: основную роль здесь играет фактор наследственности, процесс развития как созревание. Среди представителей данных концепций можно выделить следующие:

Теория С. Холла – развитие человека в онтогенезе — теория рекапитуляции — развитие человеческого общества. Обусловлено биогенетическому закону, американский психолог С. Холл, считал, что при индивидуальном развитии каждого ребенка повторяются периоды истории человеческого рода. Потому необходимо способствовать ребенку свободно проживать первобытные инстинкты. Таким образом, развитие это инертное, не зависимое от человеческой воли вызревание — для каждого человека предел его развития предопределен. Психическое развитие воспринималось как развитие созревания, темп считался его определяющим показателем — скорость открытия заложенных возможностей, талантов. Ребенок, при нормальном темпе, на каждой возрастной стадии достигает определенного умственного уровня, определяющийся данными статистики и как норма, выводимый для каждого возраста.

Теория конвергенции В. Штерна – теория двух факторов — фактор наследственности или внутренние условия, и фактор влияния окружающей среды или внешние условия. Закон самосохранения создает трудности ребенку в обучении чему-либо, что и противоречит внутреннему инстинкту.

Теория К. Бюллера. В своих работах он предоставляет большой практический материал для развития восприятия детей, наблюдает проявления их фантазии при игре, проводит анализ особенностей детской речи и мышления, их своеобразность в отдельные возрастные периоды. Тем не менее, пытаясь сформировать единую парадигму развития детской психики, К. Бюллер основывается на закономерностях, взятых из биологии. Он акцентирует отчетливые ступени психического развития ребенка: инстинкт, дрессуру, интеллект — в процессе онтогенеза проходит каждый. Механическое надстраивание одной ступени над другой. Смешение социальных и биологических показателей развития психики вызывает у К. Бюллера переоценку одних и недооценку иных фаз. Ученый полагает, что психология развития ребенка — это психология младенчества, когда созревают биологические функции психики, которые выделяются им в психологии развития ребенка как центральные. Не учитывается влияние социума на ритм психического развития. Таким образом, эксперимент К. Бюлера, исчерпывающийся содержанием детской психики лишь биологическими функциями обнаруживает свою несостоятельность.

Теория А. Гезелиса. Первый закон – созревание происходит сверху вниз — от головы до ног. Второй закон – закон паттерна — все, имеющее определенную форму. Третий закон – развитие паттернов обусловлено принципами взаимного переплетения и функциональной асимметрии. Четвертый закон – закон самосохранения. Пятый закон – закон индивидуальности созревания — неравномерный, медленный, быстрый темп.

Эту мысль развил Гетчинсон, выделивший пять периодов культуры человека, согласно которым сменяются потребности и интересы ребенка от младенческого до взрослого периода жизни:

1. Период дикости. Проявляется желание копаться в земле, пробовать все орально. Критерием всего является съедобность. Протекание периода наблюдается до пяти лет, максимально в развитии достигается в три года.

2. Период охоты и захвата добычи. Характерное проявление ребенком страха перед незнакомыми, жестокость, действия тайком, прятки, преобладают игры в пленных, засады, составление детских шаек. Протекание периода — 4 — 12 лет, но проявление главных черт наблюдается в возрасте семи лет.

3. Период пастушества. Наблюдается выраженное проявление нежности к животным, желание иметь домашнее животное, интерес к постройке шалашей, хижин, подземелий. Протекание периода —  9 — 14 лет, максимально в развитии достигается в десять лет.

4. Период земледелия. Садоводство является важнейшей страстью ребенка. Протекание периода — 12 — 16 лет, максимально в развитии достигается в 14 лет.

5. Период промышленно-торговый. Денежные интересы становятся первостепенными. Одними из любимых занятий являются торговля, обмен, продажа. Протекание периода — 14 лет — продолжение во взрослые года. Максимально в развитии достигается в 18-20 лет.

  1. Психоаналитические теории развития личности

В начале ХХ столетия З. Фрейд определил свое понимание личности человека, которая оказала значительное влияние как на психологическую науку, так и психотерапевтическую практику, а также в целом на мировую культуру.

Несколько десятилетий длились споры, связанные с оценкой и анализом идей Фрейда. В соответствии с его взглядами, которые разделяемы большинством его последователей, человеческая активность обусловлена инстинктивными побуждениями, в первую очередь инстинкта полового и инстинкта самосохранения. Тем не менее, инстинкты не проявляют себя непринужденно в обществе, как в мире животном, на человека накладывается много ограничений обществом, которое подвергает его влечения, инстинкты, «цензуре», что приводит к их подавлению, торможению человеком. Следовательно, влечения, инстинкты вытесняются из сознания личности как непозволительные, компрометирующие, позорные и перемещаются в бессознательное, «уходят в подполье», но не исчезают навсегда. Сохраняя свою активность, энергичность, они незаметно, из бессознательного, управляют поведением личности, сублимируясь в разные формы культуры и продукты деятельности человека.

Инстинктивные влечения в бессознательном, в зависимости от своего происхождения, объединяются в различные комплексы, являющиеся, по мнению Фрейда, подлинным происхождением активности личности человека. Согласно этому, одной из задач психологии признается обнаружение и содействие осознанию бессознательных комплексов, что приводит к преодолению внутренних конфликтов личности — метод психоанализа. Например, к одной из таких побуждающих причин причисляли эдипов комплекс (бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола).

Согласно теории Фрейда, эротическое влечение четырехлетнего мальчика к матери и возжелание смерти отца наталкивается на иную силу — страх перед страшным наказанием за кровосмесительное сексуальное побуждение — катастрационный комплекс. Профетизм Фрейда показать всю активность личности только лишь из сексуальных побуждений встречал среди многих психологов возражения, что привело к зарождению неофрейдизма — классический фрейдизм с некоторыми отступлениями. Неофрейдисты, в понимании личности отказываются от первенства сексуального влечения и отклоняются от биологизации человека. Обусловленность личности средой выдвигается на передний план. При этом личность представляется в виде проекции социальной среды, которой личность будто автоматично обусловливается.

Среда проектирует на личность свои главные качества, становящиеся конфигурацией активности данной личности — поиски одобрения, любви, бегство от общества, погоня за властью, обладанием и престижностью, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц.

К. Хорни (американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма) видит связь основной мотивации поведения личности с «чувством коренной тревоги» — впечатления раннего детства, беспокойство, беззащитность и беспомощность, которые ребенок переживает при встрече с внешней средой. «Коренная тревога» активизирует действия, которые обеспечат безопасность. Формируется, таким образом, главная мотивировка личности, на которой основывается поведение ребенка.

Концепция о распознавании бессознательного, как причину, определяющую поведение, зачастую обратное осознаваемым интенциям, свойственна психоанализу.

Пояснение влиянием своеобразности обращения с особо важными другими в значительно раннем возрасте на характерность переживаний взрослого. При данном взгляде, жизненный опыт раннего детства приводит к образованию стабильных внутренних миров, эмоционально заряжающих установки внешних миров, их эмоциональное переживание. Внутренние миры образовываются в значительно раннем детстве и являют собой установленные основы протекания жизни — психической реальности. Утверждение в качестве главного регулятора психической жизни человека психологической защиты, которая направлена на преодоление внутреннего беспокойства. Все школы психоанализа признают, что сознание, внутреннее видение мира человеком — сформированное в детском возрасте — систематически меняются, чтобы избежать беспокойства. Психологическая защита направлена на воссоздание внутреннего видения мира, снижающего беспокойство, который делает жизнь наиболее приемлемой. Поскольку психологическая защита зачастую проявляет себя бессознательно, собственно с действием ее установок и является связь многих наших иррациональных поступков и представлений.

Психоанализ имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести: изучение области бессознательного, применение клинических методов, методы терапевтической практики, нетрадиционные методы, изучение реальных проблем и переживаний клиента.

К недостаткам: низкую обоснованность, метафоричность, высокий субъективизм, установка на прошлое во вред настоящему и будущему в развитии человека.

  1. Когнитивные теории развития

Когнитивная теория личности имеет схожесть с гуманистической, хотя существует ряд различий. Основателем данной теории является американский психолог Дж. Келли. Он считал, что единственное человеческое желание в жизни — это прошлое и будущее.

По его теории первопричина развития личности — окружающая среда, социум. Когнитивная теория личности акцентирует воздействие интеллектуальных процессов на человеческое поведение. В данной доктрине идет сравнение любого человека с ученым, который проверяет гипотезы о происхождении вещей и прогнозирует будущие события. Каждое событие открыто для неоднократного истолкования.

В данной теории существует понятие «конструкт», которое имеет характерность всех познавательных процессов — мышления, речи, восприятия и памяти. При помощи конструктов человек познает мир и налаживает интерпсихические отношения. Основой этих отношений являются личностные конструкты. Конструкт — это определенный классификатор, шаблонная форма человеческого восприятия себя и иных людей.

Дж. Келли считал, что личность располагает ограничением свободы воли. В системе конструктов, установившейся в течение человеческой жизни, заключаются явные ограничения. Тем не менее, по его мнению, человеческая жизнь полностью предопределена. При каждой ситуации человек может сконструировать многовариантные прогнозы. Внешний мир — и добрый и злой, такой, каким он конструирует его в своем сознании. В результате, по мнению когнитивистов, человеческая судьба находится в руках самого человека. Внутренний мир его персоналистичен и является его собственным продуктом. Любой человек интерпретирует, воспринимает внешнюю действительность посредством собственного внутреннего мира.

Согласно данной теории, личность является системой сорганизованных индивидуальных конструктов, перерабатывающих (восприятие и интерпретация) субъективный опыт человека. В рамках данной концепции структуру личности рассмат­ривают как индивидуально характерная иерархичность конструктов.

Агрессивные люди, по мнению когнитивистов, по-иному воспринимают и интерпретируют мир, например, происходит особое запоминание событий, которые имеют связь с проявлением агрессии в поведении.

Жан Пиаже (швейцарский психолог и философ) дискутировал становление интеллекта как важнейший аспект психического развития ребёнка, обуславливающий все иные психические процессы.

Он акцентировал специфичность детского мышления:

Реализм — видение предметов такими, как передает их непосредственное восприятие.

Артификализм — всё существующее распознается как творение человека.

Эгоцентризм — чужое мнение не учитывается, ребенок судит о мире имея только свою точку зрения.

Анимизм — одушевление вещей.

По его мнению, интеллект имеет непрестанное стремление к становлению равновесия между приспособлением и уподоблением, что создает основу интеллектуального приспособления к внешней среде, позволяющий человеку, как виду, выжить.

Как считал Пиаже, ребёнок — это «активный учёный», взаимодействующий с внешней средой и развивающий наиболее сложную политику мышления. Когнитивное развитие детей есть «ученичество», в процессе которого наиболее знающие люди (дети, родители) нацеливают их на приобретение навыков и понимание мира (Дж. Брунер).

      4. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского

Л.С. Выготский предположил, что развитие сознания в онтогенезе имеет строение смысловое и системное. По его мнению сознание человека — это не совокупность обособленных процессов, а система, структура. Развитие всякой функции обусловлена структурой, в которую она входит и занимаемым в ней местом. Таким образом, восприятие является центральным процессом сознания в раннем возрасте, память — в дошкольном, мышление — в школьном. Развитие остальных психических процессов в каждом возрасте протекает под воздействием преобладающей в сознании функции.

Л.С. Выготский считал, что протекание психического развития заключается в преобразовании системной структуры сознания, обусловленной переменой его смысловой структуры, а именно уровнем развития обобщений. Путь в сознание протекает лишь посредством речи и перемещение от одной структуры сознания к другой выполняется с помощью обобщения. Изменением смысловой структуры сознания, и, вследствие этого, развитием обобщения, возможно управлять через обучение ребенка. Переводя на более высокий уровень обобщение, формируя его, обучение преобразовывает всю систему сознания.

Основные законы психического развития по Выготскому: Развитие ребенка протекает в глубокой организации во времени: собственный ритм, не совпадающий с ритмом времени — год в младенчестве отличен от года жизни в отрочестве; Закон метаморфозы в развитии ребенка — ребенок не только маленький взрослый, а существо с основательно отличной психикой; Закон неравномерности развития — любая особенность детской психики обладает своим наилучшим периодом развития; Закон развития высших психических функций — «извне внутрь».

Направляющая сила психического развития — обучение, создающее зону ближайшего детского развития — расстояние меж уровнем возможного и актуального развития.

По мнению Л.С. Выготского, социальная среда — это накопленный опыт человечества, воплощенный в предметах культуры, как духовной, так и материальной.

Он считал, что единым механизмом образования высших психических функций у ребенка — это подражание взрослому. 

Приверженцы гуманистического направления считают, что бессознательное и сознание имеют равное значение, так как они являются фундаментальными процессами жизни человеческой души.

Заключение

Можно видеть, что все рассмотренные теоретические концепции и методы исследования детского развития в психологии были созданы учеными одного поколения. Это указывает на то, что в этот общественно-исторический период существовала объективная необходимость в разработке общей теории развития. Однако единая концепция психического развития так и не была создана. Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных ученых.

При большом разнообразии подходов к проблеме психического развития степень проникновения в сущность этого процесса определяется введением в психологию новых методов исследования. Нетрудно проследить переход от наблюдения к констатирующему эксперименту в его разнообразных проявлениях и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем.

Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии личности. Ранние теории рассматривали развитие в системе отношений «ребенок — предмет». 3. Фрейд впервые показал, что развитие личности определяется противоречием между врожденными потребностями и ограничениями, которые общество накладывает на него. Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений «ребенок — общество», что свидетельствует о постепенном преодолении биогенетического принципа.

Теория 3. Фрейда, которая занимает центральное положение в этой схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития психики и рассматривал развитие личности вне культурно-исторического контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не зависящим от обучения. Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться — получать и реагировать на обратную связь.

Список использованной литературы

  1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997.

  2. А.В. Петрошевский, М.Т. Ярошевский, Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. — 2-е изд. — М.: «Академия», 2000.

  3. Ю.Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Экспо, 2004.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997.

  5. Рубинштейн С. Д. Основы обшей психологии. (Биогенетическая проблема) М.. 1986.

  6. Блюм Д. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург, 1999.

  7. Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

  8. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — Студопедия

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.

Собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. И одна из главных причин этого состоит в общебиологической трактовке развития.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, и другая, для которой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового. Если в первом случае индивидуальное развитие — это просто рост, развертывание изначально имеющихся в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное возникновение частей и органов в процессе развития (История эволюционных учений…, 1966). Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день.



Можно выделить две основные точки зрения:

Теория номогенеза Л. С. Берга — объясняет процесс развития как проявление и развертывание существующих у человека задатков, обусловленных действием врожденной программы.

1. Эволюция — это развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова точка зрения Л. С. Берга, автора теории номогенеза (Берг Л. С, 1977). В эволюции факторы чистой случай-


46 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития

ности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н. А. Бернштейн (Бернштейн Н. А., 1965).

2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового. Такую мысль высказал А. Бергсон. «Мы, конечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремление к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том, что в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры» — подчеркивает К. С. Тринчер (Трин-черК. С, 1965, с. 43).

Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.

Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пытаться согласовать их между собой. Ведь человек — это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.

Подобное понимание хода эволюции наложило отпечаток и на содержание теорий психического развития. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, другие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрировалось на различных сферах психического развития. Например, Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуального, а Л. Колберг — нравственного развития человека. Таким образом, при классификации теорий психического развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций (Асмолов А. Г., 1998, с. 12).

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, неиродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации…». К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура), согласно которым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 47

К названным А. Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

В целом, следует отметить условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов. Ниже будет дана краткая характеристика некоторых теорий, которые в концентрированном виде отражают содержание того или иного подхода.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Теория развития личности

Теории развития
личности

 

Ни
одно из направлений теории личности не
приобрело такую громкую известность
за приделами психологической науки,
как фрейдизм (классический психоанализ).
Его основоположником был австрийский
ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший
главным источником развития личности
врожденные биологические факторы
(инстинкты), порождающие
энергию либидо (влечение,
желание). Эта биологическая энергия
направлена как на продолжение рода
(сексуальное влечение), так и на разрушение
(агрессия). По Фрейду, происходит сложное
динамическое взаимодействие между
инстинктами и влечениями, с одной
стороны, и мотивами, сознанием,
морально-этическими императивами – с
другой. Это взаимодействие и регулирует
поведение человека, причем главенствующая
роль принадлежит бессознательному.
Такое объяснение послужило основанием
для обозначения целого направления в
теории личности – психодинамического
(психоанализ).
 

Щвейцарский
психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906
по 1913 год сотрудничал с Зигмундом
Фрейдом, но в последствии создал свой
вариант психоаналитического учения –
аналитическую психологию.
Структура
личности, по мнению Карла Юнга, состоит
из трех частей: индивидуального
бессознательного, коллективного
бессознательного и сознания.
Индивидуальное
бессознательное
 –
это хранилище подавленных, вытесненных
из сознания мыслей, чувств,
воспоминаний.
Коллективное
бессознательное
 –
обусловлено генетически, является
своего рода памятью поколений. В
коллективном бессознательном сосредоточен
исторический опыт человечества,
представленный в психике родившегося
ребенка в виде архетипов, которые
наследуются от предков. 
Большой
заслугой К. Юнга является разработка
типологии личности по двум ориентациям:
экстраверсия – интроверсия, а так же
выделение четырех психических процессов:
мышление, чувствование, интуиция,
ощущение.

    • Интроверты обращают
      внимание на внутреннее состояние своей
      души, строят свое поведение исходя из
      собственных идей, норм, убеждений.
      Интровертам свойственна повышенная,
      порой не имеющая оснований тревожность
      по поводу даже малейших житейских
      проблем, своего здоровья. Им присуща
      высокая чувствительность и повышенная
      чуткость к опасности.

 

    • Экстраверты ориентированы
      на внешнюю сторону душевных устремлений,
      они прекрасно ориентируются во внешнем
      мире, в своей деятельности исходят из
      его норм и правил поведения. Экстравертам
      свойственны общительность, инициативность,
      гибкость поведения, умение найти свое
      место в обществе и приспособиться к
      его требованиям. Предметы и явления,
      объекты внешнего мира интересуют их
      больше, чем собственный внутренний
      мир.

Психические
качества экстравертов и интровертов,
по мнению Юнга, сосуществуют в каждом
человеке, в его душе. Превалирование
одних из них определяет конкретный
психологический тип личности – экстраверт
или интроверт.
По мнению Юнга, архетип
«самость» связан не только с типологией
личности (экстраверт – интроверт), но
и с четырьмя основными психическими
процессами – мышлением, чувствованием,
интуицией и ощущением. У каждого человека
доминирует тот или иной процесс, который
в сочетании с интроверсией или
экстраверсией индивидуализирует путь
развития человека.

Целостность
и уникальность личности, ее неповторимая
индивидуальность – краеугольный камень
и кредо индивидуальной психологии,
основоположником которой считается
австрийский психиатр и психолог
еврейского происхождения Альфред Адлер
(1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты,
а чувство общности с другими людьми,
ориентация на них определяет все их
поступки и поведение.
Основными
составляющими индивидуальной психологии
Адлер считает:

      • чувство
        неполноценности и компенсация;

      • стремление
        к превосходству;

      • стиль
        жизни;

      • творческое
        «Я»;

      • общественный
        интерес;

      • фиктивный
        финализм.

Комплекс
психологической неполноценности
 развивается
с детства в основном по трем причинам:

  • из-за
    дефекта того или иного органа;

  • чрезмерной
    опеке родителей;

  • отвержение
    со стороны родителей.

Как
реакция на комплекс психологической
неполноценности у человека может
развиться стремление
к превосходству
,
выражающееся в тенденции преувеличивать
свои физические или интеллектуальные
способности. Однако стремление к
превосходству, по мнению Адлера, является
фундаментальным законом человеческой
жизни. Великое стремление вперед, по
мнению Адлера, по своей природе
универсально, оно является общим для
всех как в норме, так и в патологии.
Стиль
жизни
,
с точки зрения Адлера, закрепляется в
возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не
поддается радикальным изменениям. Стиль
жизни тесно связан с чувством общности.
При развитом чувстве общности неуверенные
в себе дети  меньше ощущают свою
ущербность, так как они могут
компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое
«Я»
 выступает
в качестве активного принципа жизни
индивида, является самой главной
конструкцией адлеровской теории
личности. Смысл творческого «Я» в том,
что каждому человеку предоставляется
возможность свободно создавать
собственный стиль жизни, быть хозяином
своей судьбы.

Общественный
интерес
 формируется
в социальном окружении, прежде всего в
семье. Воспитывать в  ребенке чувство
сотрудничества и взаимопомощи со своими
сверстниками можно лишь на основе
личностного опыта. Нормальные отношения
с мужем, с другими детьми, с соседями и
близкими служат образцом подражания
для ребенка. Этим самым создаются
наилучшие условия для формирования у
детей общественного, социального
интереса.

Фиктивный
финализм
 проявляется
в стремлении человека к достижению
поставленных жизненных целей. Если они
чрезмерны, то человеческая деятельность
превращается в фикцию. Фиктивную цель
не возможно ни проверить, ни подтвердить,
но сам принцип имеет в жизни человека
большое значение. Следуя ему, человек
стремится достичь высоких результатов
в своей деятельности, более эффективно
решает какие-то жизненные проблемы.

В
поведенческой теории личности
разрабатываются два направления –
рефлекторное и социальное.
Рефлекторное
разрабатывалось одним из сторонников
классического бихевиоризма Б. Скиннером.
Основоположниками социального являются
американские исследователи А. Бандура
и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом
направлении было принято за аксиому:
основным источником развития личности
является среда, в личности нет ничего
от генетического или психического
наследования, т.е. личность – продукт
научения, психологические же свойства
– это обобщенные поведенческие рефлексы
и социальные навыки.

В
гуманистической теории личности выделяют
два основных направления – клиентцентрическое
и мотивационное. Основоположником
первого направления является американский
психолог и психотерапевт Карл Ренсом
Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии
клиентцентрическое (от слова «клиент»)
направление называют так же
феноменологическим. Второе – мотивационное
направление связано с именем выдающегося
представителя гуманистической психологии
Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная
идея Роджерса и Маслоу в том, что человек
от природы изначально способен к
самосовершенствованию, личностному
росту.

Клиентцентрическое
направление
 
Сторонники
клиентцентрического направления
считают, что в психике человека заложены
две врожденные тенденции: стремление
к самоактуализации и контроль за своим
развитием. Таким образом, человек в силу
своей собственной природы является
активным и самореализующимся субъектом.
В
результате своих тридцатилетних
клинических наблюдений К. Роджерс пришел
к выводу, что человек по своей природе
ориентирован на движение вперед к
конструктивным целям и реализацию
своего природного потенциала. Основные
условия, при которых происходит
самоактуализация личности, являются
принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное
направление

Маслоу
описывал человека как «существо
желающее», которое редко достигает
состояние полного, завершающего
удовлетворения. Полное отсутствие
желаний и потребностей – мимолетное
явление. Если одна потребность
удовлетворена, другая всплывает на
поверхность и требует своего удовлетворения.
Жизнь человека характеризуется тем,
что люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности
человека – врожденные и в мотивационной
сфере образую иерархическую систему
приоритетов.

Её
основоположником стал американский
психолог Джордж Александр Келли
(1905-1967). Согласно Келли, основным источником
развития личности является социальное
окружение, а поведение детерминировано
познавательными процессами индивида.
Основным понятием когнитивной теории
личности является конструкт,
отражающий особенности познавательных
процессов индивида (восприятие,
представления, память, речь, мышление).
Благодаря конструктам человек
устанавливает межличностные отношения
и познает мир.

Личностные
конструкты
 –
это своеобразные классификаторы нашего
восприятия других людей и самого
себя. 
Когнитивная
теория личности происходит из положения
о том, что познавательные процессы и
интеллектуальные способности оказывают
решающее значение на поведение человека.
Люди воспринимают мир и интерпретируют
его при помощи своих личностных
конструкторов.

Она
получила наибольшее распространение
в отечественной психологии. У истоков
этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев,
Б.М. Теплов и другие исследователи.
Согласно этой теории главным источником
развития личности является деятельность,
т.е. сложная динамическая система
взаимодействий субъекта с миром, под
влиянием которой формируются свойства
личности.
Согласно С.Л. Рубинштейну и
Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками
человека как субъекта деятельности
являются сознание (отражение объективной
действительности) и деятельность
(преобразование действительности).
Именно деятельность, понимаемая как
сложная динамическая система
взаимоотношений с миром, краеугольным
камнем в формировании свойств личности.
С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре
и учении – в них всех совместно и в
каждом из них по-своему и проявляется,
и формируется личность.

В
основе диспозиционной теории (от англ.
disposition – предрасположенность) лежат
две идеи. Первая состоит в том, что люди
предрасположены реагировать определенным
образом в различных ситуациях, т.е.
демонстрируют определенное постоянство
поступков, мыслей и эмоций независимо
от времени, событий и жизненного опыта.
Вторая идея в том, что существуют
индивидуальные различия между людьми,
описанные в дифференциальной
психологии.
Эти различия порождаются
многочисленными сложными взаимодействиями
между наследственностью индивида
(биологической подструктурой личности)
и внешней средой. 
У
истоков дифференциальной психологии
среди отечественных ученых стояли такие
прославленные физиологи, как И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и
В.М. Теплов. Их трудами было доказано
существование тесной взаимосвязи между
физиологическими свойствами нервной
системы и психологическими (темперамент,
способности и др.).

Ганс
Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод
факторного анализа, вывел всего лишь 3
независимых друг от друга фактора,
имеющих психофизиологическую основу
и достаточных, по его мнению, для полного
описания личности: экстраверсия  —
интроверсия, нейтротизм (эмоциональная
устойчивость – эмоциональная
неустойчивость) и психотизм.

Из
всего выше сказанного можно сделать
вывод, что в педагогике и психологии по
проблеме личности и ее развития имели
место такие направления как:

Представители
этого направления считают личность
сугубо природным существом, все поведение
человека объясняют действием присущих
ему от рождения потребностей, влечений
и инстинктов. Человек вынужден подчиняться
требованиям общества и при этом постоянно
подавлять естественные
потребности.
Неудовлетворение
естественных потребностей он замещает
занятиями каким-либо видом деятельности;

Представители
этого направления считают, что хотя
человек рождается как существо
биологическое, однако в процессе своей
жизни он постепенно социализируется
благодаря влиянию на него тех социальных
групп, с которыми он общается. Чем ниже
по уровню развития личность, тем ярче
и резче проявляются у нее биологические
черты, прежде всего инстинкты обладания,
разрушения, половые  и т.п.;

Представители
этого направления считают, что психические
процессы (ощущение, восприятие, мышление
и др.) имеют биологическую природу, а
направленность, интересы, способности
личности формируются как явления
социальные.

Современная
педагогическая наука рассматривает
личность как единое целое, в котором
биологическое неотделимо от социального.
Изменения в биологии личности сказываются
не только на особенностях ее деятельности,
но и на образе жизни. Однако решающую
роль играют те мотивы, интересы, цели,
т.е. результаты социальной жизни!

Какие
же факторы оказывают влияние на развитие
личности?

 

Теория развития

— wikiwand

Теория развития — это собрание теорий о том, как лучше всего достичь желаемых изменений в обществе. Такие теории основаны на различных дисциплинах и подходах социальных наук. В этой статье обсуждаются несколько теорий, а также недавние разработки в отношении этих теорий. В зависимости от того, какая теория рассматривается, существуют различные объяснения процесса развития и их неравенства.

Теория модернизации

Теория модернизации используется для анализа процессов, в которых происходит модернизация общества.Теория рассматривает, какие аспекты страны являются выгодными, а какие представляют собой препятствия для экономического развития. Идея состоит в том, что помощь в целях развития, направленная на эти конкретные аспекты, может привести к модернизации «традиционных» или «отсталых» обществ. Ученые из разных научных дисциплин внесли свой вклад в теорию модернизации.

Социологическая и антропологическая теория модернизации

Самые ранние принципы теории модернизации могут быть выведены из идеи прогресса, которая гласила, что люди могут сами развивать и изменять свое общество.Маркиз де Кондорсе был причастен к истокам этой теории. Эта теория также утверждает, что технический прогресс и экономические изменения могут привести к изменениям моральных и культурных ценностей. Французский социолог Эмиль Дюркгейм подчеркнул взаимозависимость институтов в обществе и то, как они взаимодействуют с культурным и социальным единством. Его работа «Разделение труда в обществе» оказала большое влияние. В нем описывается, как в обществе поддерживается социальный порядок и как примитивные общества могут переходить к более развитым обществам. [1]

Другими учеными, которые внесли свой вклад в развитие теории модернизации, являются: Дэвид Аптер, проводивший исследования политической системы и истории демократии; Сеймур Мартин Липсет, который утверждал, что экономическое развитие ведет к социальным изменениям, которые, как правило, ведут к демократии; Дэвид Макклелланд, который подошел к модернизации с психологической стороны со своей теорией мотивации; и Талкотт Парсонс, который использовал свои переменные модели для сравнения отсталости с современностью.

Модель линейных стадий роста

Модель линейных стадий роста — это экономическая модель, во многом основанная на Плане Маршалла, который использовался для оживления экономики Европы после Второй мировой войны. Он предполагает, что экономический рост может быть достигнут только за счет индустриализации. Рост может быть ограничен местными учреждениями и общественным отношением, особенно если эти аспекты влияют на норму сбережений и инвестиций. Таким образом, данная модель считает, что ограничения, препятствующие экономическому росту, являются внутренними для общества. [2]

Согласно модели линейных стадий роста, правильно спланированное массовое вливание капитала в сочетании с вмешательством государственного сектора в конечном итоге приведет к индустриализации и экономическому развитию развивающейся страны. [3]

Модель стадий роста Ростова является наиболее известным примером линейной модели стадий роста. [3] Уолт У. Ростоу определил пять этапов, через которые развивающиеся страны должны были пройти, чтобы достичь статуса развитой экономики: (1) традиционное общество, (2) предварительные условия для взлета, (3) взлет, (4) ) Стремление к зрелости, (5) Возраст большого массового потребления.Он утверждал, что экономическое развитие может возглавляться некоторыми сильными секторами; это контрастирует, например, с марксизмом, который утверждает, что отрасли должны развиваться одинаково. Согласно модели Ростова, стране необходимо следовать некоторым правилам развития, чтобы достичь взлета: (1) уровень инвестиций страны должен быть увеличен как минимум до 10% от ее ВВП, (2) одна или две производственные необходимо создание секторов с высокими темпами роста. (3) Институциональная, политическая и социальная структура должна существовать или создаваться для того, чтобы способствовать расширению этих секторов. [4]

Модель Ростоу имеет серьезные недостатки, наиболее серьезными из которых являются: (1) Модель предполагает, что развитие может быть достигнуто посредством базовой последовательности этапов, одинаковых для всех стран, что является сомнительным предположением; (2) Модель измеряет развитие исключительно за счет увеличения ВВП на душу населения; (3) Модель фокусируется на характеристиках развития, но не определяет причинные факторы, которые приводят к развитию. Таким образом, он игнорирует социальные структуры, которые должны присутствовать для содействия развитию. [4]

Теории экономической модернизации, такие как модель стадий Ростоу, в значительной степени вдохновлены моделью Харрода-Домара, которая математически объясняет темпы роста страны с точки зрения нормы сбережений и производительности капитала. [5] Вовлечение крупного государства часто считалось необходимым для успешного развития теории экономической модернизации; Пол Розенштейн-Родан, Рагнар Нуркс и Курт Мандельбаум утверждали, что для стимулирования индустриализации необходима модель большого толчка в инвестициях и планировании инфраструктуры, и что частный сектор не сможет предоставить ресурсы для этого самостоятельно. [6]
Еще одна влиятельная теория модернизации — это двухсекторная модель Артура Льюиса. В этой модели Льюис объяснил, как традиционный застойный сельский сектор постепенно заменяется растущим современным и динамичным производством и экономикой услуг. [7]

Из-за акцента на потребности в инвестициях в капитал модели линейных стадий роста иногда называют страдающими «капитальным фундаментализмом». [8]

Критики теории модернизации

Теория модернизации рассматривает традиции и существовавшие ранее институты так называемых «примитивных» обществ как препятствия на пути современного экономического роста.Модернизация, навязываемая обществу извне, может вызвать насильственные и радикальные изменения, но, по мнению теоретиков модернизации, этот побочный эффект обычно стоит того. Критики указывают на то, что традиционные общества разрушаются и скатываются к современной форме бедности, не получив обещанных преимуществ модернизации.

Структурализм

Структурализм — это теория развития, которая фокусируется на структурных аспектах, которые препятствуют экономическому росту развивающихся стран.Единицей анализа является преобразование экономики страны, в основном, от натурального сельского хозяйства к современной урбанизированной экономике производства и услуг. Рецепты политики, вытекающие из структуралистского мышления, включают крупное вмешательство государства в экономику для поддержки промышленного сектора, известное как индустриализация замещения импорта (ISI). Эта структурная трансформация развивающейся страны проводится с целью создания экономики, которая в конечном итоге демонстрирует самоподдерживающийся рост.Этого можно достичь только путем прекращения зависимости слаборазвитой страны от экспорта сырьевых товаров (сельскохозяйственной и горнодобывающей продукции) и продолжения развития, ориентированного на внутренний рынок, путем защиты внутренней экономики от экономики развитых стран. Торговля со странами с развитой экономикой сводится к минимуму за счет установления всевозможных торговых барьеров и завышения внутреннего обменного курса; таким образом поощряется производство отечественных заменителей ранее импортированной промышленной продукции.Логика стратегии основана на аргументе молодой отрасли, который гласит, что молодые отрасли изначально не обладают эффектом масштаба и опытом, чтобы иметь возможность конкурировать с иностранными конкурентами, и поэтому их необходимо защищать до тех пор, пока они не смогут конкурировать в условиях свободной конкуренции. рынок. [9] Гипотеза Пребиша – Зингера утверждает, что со временем условия торговли сырьевыми товарами ухудшаются по сравнению с условиями торговли промышленными товарами, поскольку эластичность спроса на промышленные товары по доходу выше, чем на сырьевые товары.Если это правда, это также поддержит стратегию ISI.

Структуралисты утверждают, что страны третьего мира могут развиваться только через действия государства. Страны третьего мира должны стимулировать индустриализацию и уменьшить свою зависимость от торговли с первым миром и торговли между собой.

Корни структурализма лежат в Южной Америке, и особенно в Чили. В 1950 году Рауль Пребиш отправился в Чили, чтобы стать первым директором Экономической комиссии для Латинской Америки.В Чили он сотрудничал с Селсо Фуртадо, Анибалом Пинто, Освальдо Сункелем и Дадли Сирсом, которые все стали влиятельными структуралистами.

Теория зависимости

Теория зависимости, по сути, является продолжением структуралистского мышления и разделяет многие из его основных идей. В то время как структуралисты не считали, что развитие вообще возможно, если не будет проводиться стратегия разобщения и строгой ISI, мышление зависимости могло позволить развитие с внешними связями с развитыми частями земного шара.Однако такой вид развития считается «зависимым развитием», т.е. он не имеет внутренней внутренней динамики в развивающейся стране и, таким образом, остается весьма уязвимым для экономических капризов мирового рынка. Мышление о зависимости начинается с представления о том, что ресурсы текут с «периферии» бедных и слаборазвитых государств в «ядро» богатых стран, что приводит к накоплению богатства в богатых государствах за счет бедных государств. В отличие от теории модернизации, теория зависимости утверждает, что не все общества проходят одинаковые стадии развития.Периферийные государства обладают уникальными особенностями, собственными структурами и институтами и считаются более слабыми с точки зрения мировой рыночной экономики, в то время как развитые страны никогда не были в таком колонизированном положении в прошлом. Сторонники теории зависимости утверждают, что слаборазвитые страны остаются экономически уязвимыми, если они не сокращают свои связи с мировым рынком. [10] [11]

Теория зависимости утверждает, что бедные страны предоставляют развитым странам природные ресурсы и дешевую рабочую силу, без которых развитые страны не могли бы иметь тот уровень жизни, которым они пользуются.Когда слаборазвитые страны пытаются устранить влияние Ядра, развитые страны препятствуют их попыткам сохранить контроль. Это означает, что бедность развивающихся стран является результатом не дезинтеграции этих стран в мировой системе, а того, как они интегрированы в эту систему.

Помимо структуралистских корней, теория зависимости во многом пересекается с неомарксизмом и теорией мировых систем, что также отражено в работах Иммануэля Валлерстайна, известного теоретика зависимостей.Валлерстайн отвергает понятие третьего мира, утверждая, что существует только один мир, связанный экономическими отношениями (теория мировых систем). Он утверждает, что эта система по своей сути ведет к разделению мира на ядро, полупериферию и периферию. Одним из результатов расширения мир-системы является коммодификация таких вещей, как природные ресурсы, труд и человеческие отношения. [12] [13]

Основные потребности

Модель основных потребностей была введена Международной организацией труда в 1976 году, главным образом в ответ на преобладающие подходы к развитию, основанные на модернизации и структурализме, которые не давали удовлетворительных результатов с точки зрения сокращения масштабов нищеты и борьбы с неравенством в развивающихся странах.Он пытался определить абсолютный минимум ресурсов, необходимых для длительного физического благополучия. Черта бедности, которая вытекает из этого, — это размер дохода, необходимый для удовлетворения этих основных потребностей. Подход был применен в сфере помощи в целях развития, чтобы определить, что нужно обществу для существования, а также для того, чтобы бедные группы населения поднялись за черту бедности. Теория основных потребностей не сосредотачивается на инвестировании в экономически производительную деятельность. Базовые потребности могут использоваться как показатель абсолютного минимума, необходимого человеку для выживания.

Сторонники основных потребностей утверждали, что ликвидация абсолютной бедности — хороший способ сделать людей активными в обществе, чтобы они могли легче обеспечивать рабочую силу и действовать как потребители и сберегатели. [14] Было также много критиков подхода базовых потребностей. Ему не хватало бы теоретической строгости, практической точности, это противоречило бы политике поощрения роста и могло бы оставить развивающиеся страны навсегда.

Неоклассическая теория

Неоклассическая теория развития берет свое начало от своего предшественника: классической экономики.Классическая экономика была разработана в 18-19 веках и изучала стоимость продуктов и от того, от каких факторов производства она зависит. Ранними участниками этой теории являются Адам Смит и Дэвид Рикардо. Классические экономисты, как и неоклассики, выступали за свободный рынок и против государственного вмешательства на эти рынки. «Невидимая рука» Адама Смита гарантирует, что свободная торговля в конечном итоге принесет пользу всему обществу. Джон Мейнард Кейнс также был очень влиятельным классическим экономистом, написав в 1936 году свою Общую теорию занятости, процента и денег.

Неоклассическая теория развития стала влиятельной к концу 1970-х годов после избрания Маргарет Тэтчер в Великобритании и Рональда Рейгана в США. Кроме того, в 1980 году Всемирный банк перешел от подхода, основанного на основных потребностях, к неоклассическому подходу. С начала 1980-х годов неоклассическая теория развития действительно начала развиваться.

Структурная перестройка

Одним из следствий неоклассической теории развития для развивающихся стран стали Программы структурной перестройки (ПСП), которые Всемирный банк и Международный валютный фонд хотели, чтобы они приняли.Важные аспекты этих SAP включают:

Эти меры более или менее отражены в темах, которые были определены Институтом международной экономики и которые считались необходимыми для выхода Латинской Америки из экономического и финансового кризисов 1980-х годов. Эти темы известны как вашингтонский консенсус, который был придуман в 1989 году экономистом Джоном Уильямсоном.

Последние тенденции

Теория пост-развития

Теория постразвития — это школа мысли, которая ставит под сомнение идею национального экономического развития в целом.По мнению исследователей пост-развития, цель повышения уровня жизни основывается на произвольных утверждениях относительно желательности и возможности этой цели. Теория постразвития возникла в 1980-х и 1990-х годах.

Согласно теоретикам постразвития, идея развития — это просто «ментальная структура» (Вольфганг Закс), которая привела к иерархии развитых и слаборазвитых наций, из которых слаборазвитые нации хотят быть похожими на развитые. [15] Согласно Саксу, мышление развития преобладает на Западе и является очень этноцентричным.Сторонники теории постразвития утверждают, что западный образ жизни не может быть ни реалистичной, ни желанной целью для населения мира. Развитие рассматривается как потеря собственной культуры страны, восприятия людьми себя и образа жизни. По словам Маджида Рахнемы, другого ведущего ученого, занимающегося вопросами пост-развития, такие понятия, как бедность, глубоко укоренились в культуре и могут сильно различаться в разных культурах. Институты, которые выражают озабоченность по поводу отсталости, очень ориентированы на Запад, а постразвитие требует более широкого культурного участия в развитии мышления.

Постдевелопмент предлагает видение общества, которое отстраняется от идей, которые в настоящее время в нем доминируют. По словам Артуро Эскобара, постдевелопмент вместо этого заинтересован в местной культуре и знаниях, критическом взгляде на устоявшиеся науки и поддержке местных массовых движений. Кроме того, постразвитие требует структурных изменений для достижения солидарности, взаимности и более широкого использования традиционных знаний.

Устойчивое развитие

Устойчивое развитие — это развитие, которое отвечает потребностям настоящего без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.(Комиссия Брундтланда) Существует больше определений устойчивого развития, но все они связаны с несущей способностью Земли и ее природных систем, а также с проблемами, с которыми сталкивается человечество. Устойчивое развитие можно разбить на экологическую устойчивость, экономическую устойчивость и социально-политическую устойчивость. Книга «Пределы роста», выпущенная по заказу Римского клуба, дала огромный импульс размышлениям об устойчивости. [16] Проблемы глобального потепления также являются проблемами, на которые обращает внимание движение за устойчивое развитие.Это привело к подписанию Киотского соглашения 1997 года с планом по ограничению выбросов парниковых газов.

Противники последствий устойчивого развития часто указывают на экологическую кривую Кузнеца. Идея, лежащая в основе этой кривой, заключается в том, что по мере роста экономики она смещается в сторону увеличения капиталовложений и наукоемкого производства. Это означает, что по мере роста экономики объем загрязнения увеличивается, но только до тех пор, пока не будет достигнут определенный порог, когда производство станет менее ресурсоемким и более устойчивым.Это означает, что для решения экологической проблемы необходима политика, направленная на рост, а не против роста. Но доказательства экологической кривой Кузнеца довольно слабы. Кроме того, как показывает опыт, люди, как правило, потребляют больше продуктов, когда их доход увеличивается. Возможно, эти продукты были произведены более экологически чистым способом, но в целом более высокое потребление нивелирует этот эффект. Однако есть люди, подобные Джулиану Саймону, которые утверждают, что будущие технологические разработки решат будущие проблемы.

Теория человеческого развития

Теория человеческого развития — это теория, в которой используются идеи из разных источников, такие как экология, устойчивое развитие, феминизм и экономика благосостояния. Он хочет избежать нормативной политики и сосредоточен на том, как можно использовать социальный капитал и образовательный капитал для оптимизации общей ценности человеческого капитала в экономике.

Амартия Сен и Махбуб уль Хак — самые известные теоретики человеческого развития. Работа Сена сосредоточена на способностях: чем люди могут заниматься и чем они могут быть.Именно эти возможности, а не доход или товары, которые они получают (как в подходе базовых потребностей), определяют их благополучие. Эта ключевая идея также лежит в основе построения Индекса человеческого развития, ориентированного на человека показателя развития, впервые предложенного ПРООН в своих Докладах о человеческом развитии; этот подход стал популярным во всем мире: индексы и отчеты публикуются отдельными округами, включая Американский индекс человеческого развития и отчет в Соединенных Штатах.Экономическую сторону работы Сена лучше всего отнести к категории экономики благосостояния, которая оценивает влияние экономической политики на благосостояние людей. Сен написал влиятельную книгу «Развитие как свобода», которая внесла важный этический аспект в экономику развития. [17]

.

Теория развития — определение теории развития по The Free Dictionary

Чтобы эффективно консультировать работающих матерей, мы предлагаем консультантам изучить личные убеждения, использовать соответствующие и поддерживающие вмешательства, интегрировать теорию развития карьеры и вмешательства в свой подход к консультированию, а также включить расширение прав и возможностей и деятельность, ориентированную на действия. Пиаже разработала теорию нравственного развития, которая объясняет развитие нравственности. судебное решение среди детей.Tribune News Network Доха На факультете психологических наук Педагогического колледжа Катарского университета (QU-CED) прошла лекция Лулва аль-Хатер, официального представителя Министерства иностранных дел, на тему «Теория развития и роль женщин». в ознаменование Международного женского дня в Дохе в воскресенье.Она читала лекцию на тему «Теория развития и роль женщин» в Катарском университете (QU). Теория регионального развития касается будущего регионов. Он сказал, что Наваз Шариф был именем теории конструктивного мышления и развития, и его сердце было проникнуты любовью к народу Пакистана Теория и практика развития трудовых ресурсов в сфере психического здоровья Помимо теории и обоснования когнитивного развития, в книге «В защиту чтения вслух» содержатся практические советы по эффективному включению занятий с чтением вслух в профессиональную образовательную практику .Теория развития потерпела поражение, в каком-то смысле это означает положить еду в рот голодным, создать убежище для бездомных или даже дать деньги тем, у кого нет денег, но когда когда-либо развитие описывалось как избавление от угнетения и жестокости Теория постразвития может быть признана успешной в предоставлении возможности людям попытаться создать лучшую жизнь для себя и окружающих, наконец, можно сказать, что потенциал теории постразвития заключается в управлении органической системой культурного улучшения или реального развития, которое может быть достигнуто только путем большего взаимодействия с теми, кто обладает местными знаниями, разнообразием, равенством и справедливостью [3].Западная экономика, Ху Лянь (основатель и практик приложения китайской мысли к западной экономике), судьбы китайцев с докторскими диссертациями до 1949 года, теория развития и перевод, тридцать лет споров об экономических реформах Китая, школы мысли по Западная экономика, пересмотренная восточноазиатская модель развития и переход неортодоксальных экономик с 1949 по 2009 год. Хомский разработал теорию когнитивного развития. Внимание к этой теории резко возросло с середины двадцатого века..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *