30.Теория персонализации а.В.Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции
В
отечественной психологии в рамках этого
направления разработана теория
персонализации (А. В. Петровский). Личность
рассматривается как определяющая
себя через группу, через социум.
Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
А. В. Петровский называет свою концепцию
теорией персонализации.
Периодизация,
предложенная А. В. Петровским, выглядит
следующим образом:
эпоха
детства (раннее
детство, детсадовский возраст и младший
школьный возраст) характеризуется
преобладанием адаптации над
индивидуализацией;эпоха
отрочества (подростковый
возраст) связан с преобладанием
индивидуализации над адаптацией;эпоха
юности (юношеский
возраст) характеризуется преобладанием
интеграции над индивидуализацией.\
В
последние годы активно разрабатываются
теории саморазвития, исходящие из
предположения, что человек сам определяет
свою судьбу — даже независимо от того,
желает он этого или нет. В этом направлении
пока нет больших, развернутых теорий,
есть только отдельные принципы, например
принцип развития
через деятельность, самоконструирование,
предложенный
Р. Лернером, идея личностного
контроля развития, идея
критических
(ненормативных) жизненных событий.
31.
Понятия социальной ситуации развития,
ведущей и базовой психических функций,
возрастного новообразования. Механизм
интериоризации психической функции
Социальная
ситуация развития — это
“совершенно своеобразное, специфическое
для данного возраста, исключительное,
единственное и неповторимое
отношение между ребенком и
окружающей его действительностью,
прежде всего социальной ”.
Понятие
социальная
ситуация развития
было введено Л.С. Выготским как единица
анализа динамики развития ребенка,
т.е. совокупность законов, которыми
определяется возникновение и
изменения структуры личности ребенка
на каждом возрастном этапе.
Интериоризация
— основной механизм психического
развития человека: формирование
внутренних структур человеческой
психики в процессе усвоения индивидом
социального опыта. Понятие интериоризации
было введено и разрабатывалось
французскими психологами (П. Жане, Ж.
Пиаже и др.), а также представителями
психоанализа. Последние стремились
показать, каким образом в онтогенезе
под влиянием сложившейся структуры
межличностных отношений, переходящей
«внутрь» психики, формируется устойчивая
структура интрапсихических связей —
своеобразный «каркас» личности.
32.Попытки построения системной периодизации психического развития (в.И.Слободчиков, ю.Н.Карандашев).
Предметом
психологии развития будем
считать психическое развитие, которое
определяется как фило-, антропо-, онто-
или микрогенетические изменения
поведения и переживания, образующие
ветвящийся процесс, содержащий, с одной
стороны, узлы качественных изменений,
преемственно следующие друг за другом,
и, с другой, линии количественных
изменений, связывающие их между собой.
Развитие может быть проанализировано
с точки зрения охватываемых им временных
дистанций, в качестве которых выступают
филогенез, антропогенез, онтогенез и
микрогенез.
Деление временной дистанции
на своеобразные и неповторимые этапы
составляет проблему периодизации
развития.
Построение периодизации
зависит от теоретических ориентации
автора: так, периодизация С. Холла создана
по аналогии со ступенчатообразным
построением других процессов развития;
периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др.
связаны с выделением какого-либо одного
признака психического развития;
периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского,
В. И. Слободчикова ориентированы на
существенные внутренние закономерности
самого процесса развития.
Л.
С. Выготский выделял следующие периоды:
кризис
новорожденности (до 2 мес.)
младенческий
возраст (до 1 года)
кризис
1 года
раннее
детство (1-3 года)
кризис
3 лет
дошкольный
возраст (3-7 лет)
кризис
7 лет
школьный
возраст (7-13 лет)
кризис
13 лет
пубертатный
возраст (13-17 лет)
кризис
17 лет
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
А.В. Петровский называет свою концепцию
теорией персонализации. Им выделяются
три основных процесса, определяющих
ход развития:1) адаптация как присвоение
индивидом социальных норм и ценностей
т.е. становление социально-типического
в человеке;2) индивидуализация как
открытие или утверждение «Я»,
выявление своих склонностей и
возможностей, особенностей характера,
т.е. становление индивидуальности;3)
интеграция как изменение жизнедеятельности
окружающих людей, осуществление вкладов
и их принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, т.е. становление всеобщего в
личности.
Периодизация,
предложенная А.В. Петровским, выглядит
следующим образом:1) эпоха детства
(раннее детство, детсадовский возраст
и младший школьный возраст) характеризуется
преобладанием адаптации над
индивидуализацией;2) эпоха отрочества
(подростковый возраст) связан с
преобладанием индивидуализации над
адаптацией;3) эпоха юности (юношеский
возраст) характеризуется преобладанием
интеграции над индивидуализацией.
Адаптация
(приходится на детство) — овладение
знаковыми системами, социальными
ролями. Начав изучать журналистику,
индивид постигает ее теорию, этику, и
т.д. Индивидуализация
— обособление индивида, вызванное
потребностью в персонификации. Но
возникает проблема — как найти собственную
индивидуальность? Она решается на 3
стадии- стадии интеграции — достижением
баланса между личностью и обществом.
39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.
Жизнь
начинается на несколько месяцев раньше
физического рождения, с момента
оплодотворения. 1-ый триместр беременности:
эмбрион достигает роста 7,5 см, вес 28 г.,
функционируют органы дыхания, плод
имеет ногти, веки, голос. связки, губы
и нос.2-ой триместр: рост 35 см, вес 560 г.,
плод может эмоционально реагировать,
развиваются мышцы, плод шевелится,
появляются индивид. черты внешности,
можно определить пол. Дыхательная с-ма
приспособлена только к внутриутробному
развитию. 3-ий триместр: закладываются
псих. особенности, ребёнок способен
перевести ощущения в эмоции. Рост 50 см,
вес 3, 500 г.Пренатальный период заканчива-ся
рождением.В среднем продолжительность
внутриутробной жизни составляет 280
дней (40 недельНа протяжении всего
внутриутробного периода развивается
нервная система ребенка.
40. Общепсихологическая характеристика новорождённости. Особенности психической жизни новорождённого.
от
0 до 4-6 недель.Кризис новорождённости
– момент появления ребёнка на
светПрирожденными являются и реакции
со слухового лабиринта которые отмечаются
уже на 9-й день: при покачивании ребенок
прекращает крик, его движения тормозятся
(возникает «лабиринтное (слуховое)
сосредоточение»). У новорождённого
зафиксирован зрачковый рефлекс –
зажмуривание от яркого света и
поворачивание головки и глазок к мягкому
свету. На 2-3-й неделе появляется
конвергенция, и на 3-5-й неделе – зрительное
сосредоточение (задержка взора на
предмете). Вначале ребенок удерживает
взор не более 5 с, но уже на 2-м месяце он
сможет держать его несколько минут
(что потом позволит разглядывать
предмет).Другой рефлекс состоит в
своеобразном «ползании» ребенка,
отталкивании ножками от приставленной
к ним опоре. Психика новорождённого:
набор врождённых безусловных рефлексов
(крик, вздох, зажмуривание и т.д.)Центральное
новообразование : возникновение
комплексов оживления, индивидуальная
психическая жизнь уже социальная, т.к.
связана с другими людьми, потребность
во впечатлениях и в общении с другими
людьми.
По вопросам / 32. Основные положения онцепция персонализации Петровского. метод отраженной субъективности
Концепция
персонализации В.А.Петровского: основные
положения и метод «отраженной
субъектности».
Личность
рассматривается А. В. Петровским
(1982) не как индивид, взятый в абстрактном
социальном окружении, а, прежде всего
как человек, определяющий себя через
группу, через социум. Потребность в
персонификации является отправным
пунктом анализа личности. Именно поэтому
А. В. Петровский называет свою
теорию концепцией
персонализации.
Им
выделяются три основных процесса:
•
адаптация –
как присвоение индивидом социальных
норм и ценностей, то есть, становление
социально-типического;
•
индивидуализация –
как открытие или утверждение «Я»,
выявление своих склонностей и возможностей,
особенностей характера, то есть,
становление индивидуальности;
•
интеграция –
как изменение жизнедеятельности
окружающих людей, осуществление вкладов
и их принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, то есть, становление всеобщего.
Таким
образом, в структуру личности человека,
по А.В. Петровскому, входят три
образующие, три подсистемы: индивидуальность
личности, ее представленность в системе
межличностных отношений и в других
людях. Личность должна быть характеризуема
в единстве всех трех сторон ее существования
как субъект межиндивидных, социальных
по своему происхождению связей и
отношений
Принцип
отраженной субъектности —
экспериментальный подход к
исследованию личности индивида как субъекта идеальной
представленности в жизнедеятельности
других людей. П. о. с. разработан В. А.
Петровским. В отличие от традиционных
методов исследования личности, при
реализации П. о. с. методики и тесты
обращены не к тому индивиду, чья
личность фактически интересует
экспериментатора, а к другим людям
(именуемым в эксперименте испытуемыми)
— носителям отраженной субъектности
исследуемого индивида. Последний может
находиться и вне экспериментальной
ситуации, не знать о том, что его изучают.
Об этом неизвестно и испытуемым. В
соответствии с П. о. с. экспериментатор
с помощью соответствующих методик
(психосемантических, проективных,
личностных опросников и др.) оценивает
или измеряет психологические особенности
испытуемых. Затем эксперимент продолжается
в условиях реального или идеального
присутствия Исследуемого
мое психология / 32. Основные положения онцепция персонализации Петровского. метод отраженной субъективности
Концепция
персонализации В.А.Петровского: основные
положения и метод «отраженной
субъектности».
Личность
рассматривается А. В. Петровским
(1982) не как индивид, взятый в абстрактном
социальном окружении, а, прежде всего
как человек, определяющий себя через
группу, через социум. Потребность в
персонификации является отправным
пунктом анализа личности. Именно поэтому
А. В. Петровский называет свою
теорию концепцией
персонализации.
Им
выделяются три основных процесса:
•
адаптация –
как присвоение индивидом социальных
норм и ценностей, то есть, становление
социально-типического;
•
индивидуализация –
как открытие или утверждение «Я»,
выявление своих склонностей и возможностей,
особенностей характера, то есть,
становление индивидуальности;
•
интеграция –
как изменение жизнедеятельности
окружающих людей, осуществление вкладов
и их принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, то есть, становление всеобщего.
Таким
образом, в структуру личности человека,
по А.В. Петровскому, входят три
образующие, три подсистемы: индивидуальность
личности, ее представленность в системе
межличностных отношений и в других
людях. Личность должна быть характеризуема
в единстве всех трех сторон ее существования
как субъект межиндивидных, социальных
по своему происхождению связей и
отношений
Принцип
отраженной субъектности —
экспериментальный подход к
исследованию личности индивида как субъекта идеальной
представленности в жизнедеятельности
других людей. П. о. с. разработан В. А.
Петровским. В отличие от традиционных
методов исследования личности, при
реализации П. о. с. методики и тесты
обращены не к тому индивиду, чья
личность фактически интересует
экспериментатора, а к другим людям
(именуемым в эксперименте испытуемыми)
— носителям отраженной субъектности
исследуемого индивида. Последний может
находиться и вне экспериментальной
ситуации, не знать о том, что его изучают.
Об этом неизвестно и испытуемым. В
соответствии с П. о. с. экспериментатор
с помощью соответствующих методик
(психосемантических, проективных,
личностных опросников и др.) оценивает
или измеряет психологические особенности
испытуемых. Затем эксперимент продолжается
в условиях реального или идеального
присутствия Исследуемого
26. Антиравновесная теория Ригеля.
Характерная
черта современного этапа развития наук
о человеке — все более отчетливое
понимание того, что речь идет не просто
об объекте воспитания, социализации и
иных внешних воздействий, а о
самосознательном, активном субъекте
жизнедеятельности.
Эта
идея воплощена в другом варианте
экотеорий — антиравновесной теории К.
Ф. Ригеля. Критикуя Ж. Пиаже, К. Ф. Ригель
утверждает, что предметом психологии
развития должны быть не равновесные
состояния, фактически не встречающиеся
в жизни человека, а состояния конфликта,
постоянной динамики, преодоления внешних
и внутренних противоречий. Его интересует,
как возникают неравновесные состояния,
как они разрешаются. Конфликты, по К. Ф.
Ригелю, возникают в следующих четырех
измерениях, но большей частью — между
ними: 1) внутрибиологическом, 2)
индивидуально-психологическом, 3)
культурно-социологическом, 4)
внешнефизическом. Недостаточная
синхронизация этих плоскостей развития
является источником кризисов и, как
следствие, движущей силой развития. На
пересечении этих плоскостей К. Ф. Ригель
выделяет явления, которые интерпретирует
как отрицательно или положительно
разрешенные кризисы (инфекция или
оплодотворение, болезнь или созревание,
разрушение или созидание, дезадаптация
или приспособление, конфликт или
сотрудничество и т.д.).
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
В
отечественной психологии в рамках этого
направления разработана теория
персонализации (А.В. Петровский). Личность
рассматривается как определяющая себя
через группу, через социум. Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
А.В. Петровский называет свою концепцию
теорией персонализации.
Им
выделяются три основных процесса,
определяющих ход развития:
1)
адаптация как присвоение индивидом
социальных норм и ценностей т.е.
становление социально-типического в
человеке;
2)
индивидуализация как открытие или
утверждение «Я», выявление своих
склонностей и возможностей, особенностей
характера, т.е. становление индивидуальности;
3)
интеграция как изменение жизнедеятельности
окружающих людей, осуществление вкладов
и их принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, т.е. становление всеобщего в
личности.
Периодизация,
предложенная А.В. Петровским, выглядит
следующим образом:
1)
эпоха детства (раннее детство, детсадовский
возраст и младший школьный возраст)
характеризуется преобладанием адаптации
над индивидуализацией;
2)
эпоха отрочества (подростковый возраст)
связан с преобладанием индивидуализации
над адаптацией;
3)
эпоха юности (юношеский возраст)
характеризуется преобладанием интеграции
над индивидуализацией.
Адаптация
(приходится на детство) — овладение
знаковыми системами, социальными ролями.
Начав изучать журналистику, индивид
постигает ее теорию, этику, и т.д.
Индивидуализация
— обособление индивида, вызванное
потребностью в персонификации. Но
возникает проблема — как найти собственную
индивидуальность? Она решается на 3
стадии- стадии интеграции — достижением
баланса между личностью и обществом.
А.В. Петровский теория личности с позиций категориального анализа психологии
Развитие
психики реализуется в форме филогенеза
(становление структур психики в ходе
биологической эволюции вида или
социокультурной истории человечества
в целом и отдельных его этнических,
социальных, культурных групп) и в форме
онтогенеза (формирование психических
структур в течение жизни отдельного
организма — человека или животного)С
позиций советской психологии основное
содержание онтогенеза составляет
предметная деятельность и общение
ребенка (прежде всего совместная
деятельность — общение со взрослыми).
В ходе интериоризации ребенок «вращивает»,
«присваивает» социальные,
знаково-символические структуры и
средства этой деятельности и общения,
на основе чего и формируется его сознание
и личность»
Концепция.
Отечественная
психологическая традиция в отношении
развития психики утверждает, что движущей
силой, активизирующей развитие психики,
являются противоречия между потребностями
(мотивами, целями) и реальными условиями
их достижения в деятельности.Потребности
и деятельность образуют систему с
обратной связью, которая приводит к
тому, что новые потребности порождают
новую по форме и содержанию деятельность,
а новая деятельность порождает новые
потребности. Отметим, что такие положения
являются основополагающими в теории
деятельности. Очевидно, что для объяснения
феномена развития психики недостаточно
такого упрощенного понимания функциональной
системы, состоящей всего из двух элементов
«деятельностьпотребности»,
которая принята в отечественной теории
деятельности.
Развивающаяся
система это — открытая система, на
функционирование которой, с одной
стороны, влияют не только элементы самой
системы, но и внешние факторы (например,
помехи), а, с другой — элементы системы
влияют не только друг на друга, но и на
внешнюю среду (например, утечки). Понятия
открытость и избыточность неявно
используются в традиционном понимании
психики. Действительно, психика открыта
для внешнего мира: она познает мир,
который влияет на нее и одновременно
влияет на внешний мир, преобразуя его
посредством деятельности. Психика
избыточна, и это проявляется, например,
в надситуативной активности.
С
позиций системной концепции понятия
«открытость системы» и «избыточность
функционирования системы» являются
необходимыми, ключевыми для анализа
феномена развития психики. Функционирование
психики как открытой и избыточной
целенаправленной системы состоит в
том, что:
— достижение
любой конкретной цели, с одной стороны,
оказывает влияние на всю целенаправленную
жизнедеятельность живого организма —
облегчает или затрудняет достижение
других целей, включенных в единую
иерархическую структуру, а с другой
стороны, всегда полимотивировано —
обусловлено не одним, а многими мотивами,
оказывающими различное побуждающее
действие на достижение цели, при наличии
одного, наиболее актуального мотива-цели;
— следствием
включенности любой конкретной цели в
иерархию целей и полимотивированности
достижения конкретной цели является
избыточность психического образа,
несущего по количеству и содержанию
больше информации, чем необходимо для
достижения конкретной цели. Кроме этого,
все цели, сопутствующие данной конкретной
цели, ведут к образованию своего
избыточного образа -дополнительного
элемента функциональной системы;
— следствием
избыточности психического образа
достижения цели является надситуативная,
избыточная по отношению к достижению
конкретной цели деятельность, направленная
не только на удовлетворение мотива-цели,
но и на частичное или полное достижение
других целей и удовлетворение других
мотивов. Созданный продукт деятельности
и изменившаяся в силу своей открытости
психика, а именно появившиеся навыки
деятельности, могут неоднократно
использоваться для достижения других
целей и удовлетворения других потребностей
и мотивов, которые становятся актуальными
и достижимыми мотивами-целями;
— ставшие
актуальными, мотивы-цели также включены
в иерархию целей и полимотивированы,
они порождают новые избыточные психические
образы и удовлетворяются новой
надситуативной деятельностью, порождающей
новые потребности и мотивы и т. д. Это
ведет к появлению нового содержания
психики; психика усложняется, развивается
Такая
система с обратной связью может, в
принципе, функционировать до тех пор,
пока имеются потребности и мотивы,
побуждающие психическую активность.
Понимая психику как открытую систему
самоуправления целенаправленной
жизнедеятельностью, можно утверждать,
что такие потребности и мотивы не будут
исчерпаны в течение всей жизни организма.
Действительно, у организма регулярно
возникают витальные потребности и
мотивы, связанные с обеспечением
жизнедеятельности. В то же время, внешние
— природные и социальные — условия
жизнедеятельности организма (факторы
окружения, понимаемые в широком смысле
слова), формируют у организма новые
потребности и мотивы, цели достижения
которых немедленно включаются в общую
иерархию целей.
Для
того, чтобы избыточный продукт
функционирования системы приводил к
развитию, он должен сохраняться,
«запечатляться» в психике. Эту функцию
выполняют процессы формирования
психического образа как обобщенный
элемент функциональной системы.
Действительно, потребности и мотивы
запечатляются в более или менее сильном
побуждении к психической активности;
деятельность — в продукте деятельности
и только психический образ запечатляются
в памяти, структурном элементе психики.
Потребности, мотивы и деятельность
запечатляются в психике только в той
мере, в которой они являются компонентами
психического образа, причем традиционно
принято считать, что деятельность для
такого переноса во внутренний, психический
план должна быть еще интериоризирована.
Необходимо отметить, что по традиции
принято различать понятия интериоризация
и запоминание, но поскольку никто не
знает механизмов интериоризации, также
как и механизмов памяти, правильнее,
по-моему, использовать их как синонимы.
Действительно, запечатлеться должны и
потребности и мотивы и образ, для которых
используется не термин «интериоризация»,
а термин «память». Так нужно ли говорить,
что потребности, мотивы и образ
запоминаются, а деятельность —
интериоризируется?
Не
зная механизма запечатления (усвоения,
интериоризации, запоминания) всегда
избыточного психического образа,
психологи абсолютно точно знают, что
для этого необходимы определенные
потенциальные возможности. Если нет
возможности к запечатлению психического
образа, избыточный психический продукт
— новые элементы функциональной системы
и их содержание — не будет накапливаться,
т. е. психика не будет развиваться.
Говоря
о возможностях психического развития,
правильнее всего было бы использовать
традиционный термин задатки — как
природную, объективную основу развития.
Несомненно, важными компонентами
задатков являются все морфологические
и физиологические особенности строения
организма, в том числе и врожденные
свойства нервной системы, а также
центральной нервной системы — мозга.
Справедливости ради, следует отметить,
что вопрос о природных, объективных
задатках развития очень слабо изучен
и уверенно утверждать можно лишь то,
что для развития психики задатки
необходимы.
Не
меньшую роль играют объективные
социальные возможности — факторы
окружения.
Важнейшим
аспектом психического развития является
его динамика. Говоря о динамике
психического развития, правильнее всего
было бы использовать традиционный
термин «способности»: способный индивид
— это тот, который быстро развивается,
актуализируя свои потенциальные
возможности — задатки, неспособный —
тот, который развивается медленно.
Необходимо
подчеркнуть, что способности нельзя
поставить в один ряд с «качествами ума,
особенностями памяти, чертами характера,
эмоциональными свойствами и т. д.» [1, с.
441], а также понять способности в отрыве
от развития. Способности — динамический
аспект развития, а само развитие —
особенность системного функционирования
психики. Высокие общие способности —
это высокая динамика общего гармоничного
развития психики; высокие специальные
способности — это высокая динамика
развития психики в одной, определенной
сфере.
Динамика
и содержание развития задаются не только
спонтанным развитием, но могут
целенаправленно, преднамеренно
изменяться. Во время обучения и воспитания
развитие может ускоряться, а в ситуации
социальной или сенсорной изоляции —
замедляться.
Целенаправленное
обучение предполагает формирование
специальных познавательных мотивов и
целей, использует специальные дидактические
приемы для формирования психического
образа (приемы управления вниманием,
восприятием, мышлением, памятью и т.
д.), организует специальную учебную
деятельность (практические занятия),
направленную на удовлетворение
познавательных мотивов. Иными словами,
функционирование психики при обучении
остается таким же, как и при любой другой
жизнедеятельности. И условия развития
психики в процессе обучения — открытость
и избыточность психики, механизм
запечатления (усвоения, интериоризации,
запоминания), задатки — тоже сохраняются.
Например, предложенное Л. С. Выготским
«опережающее обучение» является, по
существу, избыточным обучением,
предполагающим, что развитие ребенка
пойдет по направлению, предусмотренному
обучением, а умственные и социальные
задатки ребенка окажутся достаточными
для того, чтобы в конце концов в полной
мере «усвоить» изученный материал.
Несомненно, что для многих детей
избыточный материал, полученный во
время опережающего обучения, по различным
изучаемым предметам никогда не будет
усвоен и востребован, однако именно эта
избыточность материала создает
возможность для психического развития
ребенка.
Все
сказанное по отношению к обучению в
принципе справедливо и для воспитания,
которое может быть понято как обучение
социальным нормам поведения в обществе.
Более детальное рассмотрение развития
психики в обучении и воспитании является
проблемой педагогической, а не общей
психологии.
Реальное
развитие психики осуществляется только
в онтогенезе. Психика неразрывно связана
с конкретным живым организмом, и поэтому
развитие психики в филогенезе может
пониматься только как научная абстракция,
указывающая на возможность изучения и
сопоставления развитости психики живых
организмов, находящихся на различных
ступенях эволюции.
Вряд
ли необходимо подвергать сомнению
научные факты, выявленные при изучении
психики в филогенезе, однако этим фактам
может быть дана различная научная
интерпретация. В нашей стране эта
интерпретация была связана с
марксистско-ленинской философией, а
именно, с положением Ф. Энгельса о том,
что «труд превратил обезьяну в человека».
Теория деятельности приняла это положение
как постулат о том, что именно деятельность
является главным фактором, обеспечивающим
развитие психики в филогенезе.
С
точки зрения системной концепции
психики, этот постулат принижает роль
потребностей и мотивов, и совершенно
не учитывает роли психического образа
в развитии психики. Не оспоривая положения
о том, что труд может способствовать
развитию обезьяны, отметим, что в
филогенезе одноклеточный организм, не
умеющий трудиться, все-таки развился в
многоклеточный и т. д. и, без привлечения
других факторов, кроме деятельности,
объяснить такое развитие было бы очень
трудно. Системная концепция психики
снимает эти трудности, не противореча
тем научным фактам, которые выявлены
при изучении психики в филогенезе.
Основные
положения.
Развитие
психики обеспечивается открытостью
системы самоуправления целенаправленной
жизнедеятельностью, присущей живому
организму и избыточностью функционирования
каждого элемента этой системы (см. рис.
3).
Способности
— динамический аспект развития психики.
Высокие общие способности — это высокая
динамика общего гармоничного развития
психики; высокие специальные способности
— это высокая динамика развития психики
в одной определенной сфере.
При
анализе категориального строя
психологической науки, как следует из
изложенного выше, выделяется шесть
базисных категорий, каждая из которых
характеризует одну из сторон предмета
психологии: индивид, образ, действие,
мотив, психосоциальное отношение,
переживание. Категориальный анализ
позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими
построениями любой психологической
системы или частной концепции контуры
их категориального аппарата, существование
которого может оставаться скрытым для
создателей и сторонников этих концепций
и систем. Осмысление категориального
аппарата науки является одним из условий
формирования релевантной методологии
исследования. Нет основания полагать,
что в истории науки все эти категории
строго одновременно стали предметом
рефлексии, а также методологически и
теоретически организованного изучения.
Освоение указанных категорий осуществлялось
в определенной последовательности,
порождая в поступательном движении
научного знания разветвленную систему
понятий, концепций, эмпирических
исследований и добытых фактов, формируя
конкретное содержание отраслей
психологии…
Понимание
социальной сущности человека, включенности
индивида в исторически возникающую и
исторически изменяющуюся систему
общественных отношений органически
входит в трактовку категорий
“психосоциальное отношение” и “организм
– индивид – личность”, образуя их
методологическое основание, определяя
общие подходы к построению программ
научного исследования в области
интенсивно развивающейся социальной
психологии и психологии личности.
Все
сказанное позволяет использовать
категории “организм – индивид –
личность” для построения общепсихологической
теории личности. <…>
Методологические основания теории личности
Таким
образом, определены исходные принципиальные
позиции для построения общепсихологической
теории личности. Уточним, что имеется
в виду, когда она обозначается как
“общепсихологическая”. Речь в данном
случае идет не столько о ее общей
методологической и онтологической
схеме (при всей ее важности), сколько о
том, что данный теоретический конструкт
представлен в присущих ему характеристиках
и связях, которые выявляются во всех
отраслях психологии: не только в так
называемой общей психологии, но и в
социальной, возрастной, педагогической,
юридической, психологии управления,
патопсихологии и других, выступая в
присущей научной теории программирующей
роли по отношению к соответствующей
практической сфере (образованию,
производству, медицине, правопорядку).
Как
всякая научная теория, теория личности
должна отвечать общему методологическому
требованию – дать целостное представление
о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности
(личности человека), предложить целостную
(при ее внутренней дифференцированности)
систему знаний, которая содержала бы в
себе методы не только объяснения, но и
предсказания, возникновения определенных
феноменов в определенных условиях и
которую характеризовала бы логическая
зависимость одних ее сторон от других,
принципиальная возможность выведения
ее содержания из некоторой совокупности
исходных утверждений. Выше в восьми
тезисах. Выполняющих функцию своего
рода пролегоменов (предварительных
суждений, входящих в изучение предмета)
к предстоящему теоретическому построению,
показана совокупность утверждений
(постулатов, допущений, законов и т.д.),
образующих исходный базис общепсихологической
теории личности, тем самым оказывается
возможным построить теоретическую
модель существенных связей, выступающих
в определенной психологической реальности
– личности человека. Возникновение
теории личности не может быть оторвано
от ее эмпирической основы, охватывающей
множество накопленных в общей, социальной,
детской психологии, патопсихологии,
психотерапии фактов, добытых
экспериментально, но пока еще разрозненных
и не обобщенных.
Здесь
описана в самом общем виде теоретическая
абстракция, обеспечивающая последующее
восхождение к конкретному. Только так
(на пути от абстрактного к конкретному)
можно развивать ее в систему взаимосвязанных
концепций, содержание которых включает
утверждения с их эмпирическими
доказательствами, и построить конкретные
теоретические конструкции, отправляющиеся
от совокупности вводимых общетеоретических
принципов.
Что
же представляет собой теория личности,
ее наиболее общая модель? Она, по существу,
должна совпадать с определением личности,
описывающим ее в системе наиболее
существенных связей и зависимостей и
отвечающим основным общенаучным
методологическим принципам: детерминизма,
системности, развития. Тогда теоретическая
модель личности должна быть представлена
как определяемое активной включенностью
в общественные отношения системное
качество их субъекта (индивида), имеющее
трехзвенную структуру (интра-, интер- и
метаиндивидную его репрезентации),
развивающуюся в общении и совместной
деятельности и ею опосредствованную.
Рассмотрим,
в чем здесь проявляет себя следование
общенаучным методологическим принципам.
Принцип
детерминизма применительно к
психологической теории личности
ориентирован не только на идею причинности
как совокупности обстоятельств,
предшествующих во времени следствию,
но и на другие его формы (М.Г. Ярошевский):
на системный детерминизм, обнаруживающийся
в зависимости отдельных компонентов
системы от свойств целого, а также на
целевой детерминизм, в соответствии с
которым цель определяет процесс
достижения результата. Представление
об активности личности, ее направленности,
которое утвердилось в психологии начиная
со второй половины 30-х годов ХХ века,
создает методологические предпосылки
для реализации принципа детерминизма
на уровне категории “психосоциального
отношения”. В психологии были выдвинуты
трактовка детерминизма как действия
“внешних причин через внутренние
условия” (С.Л. Рубинштейн) и трактовка
детерминизма как действия “внутреннего
через внешнее” (А.Н. Леонтьев).
Детерминистический
тезис о том, что, изменяя в деятельности
реальный мир, субъект изменяется сам,
что и объясняет личностные трансформации
индивида, оказалось возможным
распространить и на область межличностных
связей, в которых наиболее полно выявляет
себя категория психосоциального
отношения. Так же, как индивид в предметной
деятельности изменяет окружающий мир
и посредством этого изменения изменяет
себя, становится личностью, социальная
группа в своей совместной социально
значимой деятельности конструирует и
изменяет систему межличностных отношений
и межличностного взаимодействия,
становится коллективом. Феномены
межличностных отношений отчетливо это
обнаруживают. Так, самоопределение в
отношении задач групповой деятельности
складывается как результат активной
деятельности по претворению в жизнь
поставленных перед ней целей, то есть
межличностные отношения преобразуются
деятельностью, которая направлена вовне
на присвоение социально значимого
предмета, а не на сами эти межличностные
отношения.
С
позиции детерминизма развитие личности
как системного качества индивида
обусловлено социально, хотя сам индивид
обладает биологическими предпосылками
для своего развития.
Принцип
развития в психологической теории
личности реализуется в понимании
процесса превращения биологических
структур индивида в социально обусловленные
структуры его личности. Таким образом
строится представление о социогенезе
личности как результирующей
взаимодействующих в ней двух
противоборствующих тенденций – к
сохранению и к изменению развивающихся
социальных систем. Развитие личности
в онтогенезе определяется наличием и
преодолением противоречия между
потребностью индивида в персонализации
и способностью посредством соответствующей
деятельности быть персонализированным
в социальной ситуации развития.
Принцип
системности (или системный подход) в
составе методологической модели теории
личности позволяет представить ее в
качестве целостности, в которой выявляются
разнокачественные и разноуровневые
связи, как синтез структурно-функциональных
и фило-онтогенетических представлений.
Этим преодолевается тот подход к
личности, который обозначен как
“коллекционерский”.
Этот
принцип не мог быть обнаружен в общих
системных представлениях, хотя и не мог
быть без них сформулирован. Его следовало
открыть в ткани самой психологической
реальности. Для этой цели потребовалось:
во-первых, преодолеть “птолемеевское”
понимание человека в пользу его
“коперниканской” трактовки как части
социального целого, системы общественных
связей; во-вторых, преодолеть гипноз
“постулата непосредственности”. Это
оказалось возможным сделать в условиях
системного анализа категорий
“психосоциальное отношение” и “организм
– индивид – личность”, осуществленного
при соприкосновении психологической
теории коллектива (стратометрическая
концепция) и психологической теории
личности. Они должны были пересечься и
действительно пересеклись в центральном
для той и другой теории пункте – в
выявлении системообразующего принципа,
которым оказался принцип деятельностного
опосредствования.
Системообразующий
принцип – это тот общий объяснительный
принцип, с помощью которого очерчивается
и структурируется теория. Методологическая
сущность этого принципа при построении
теории личности состоит в том, что
отношение одного человека к другому,
равно как и отношение развития личности
к его результату, мыслится через обращение
к третьему объекту – предметной
деятельности, которая в наиболее развитой
своей форме имеет совместный характер,
является следствием объединения людей
в труде и общении. При этом, оказываясь
исходно опосредствованными содержанием
и организацией совместной деятельности,
межличностные отношение и качества
развивающейся личности в свою очередь
воздействуют на ее процесс и результаты:
субъект – объект — субъектные связи
выступают в единстве с субъект — субъект
— объектными как две стороны одной
системы.
что это такое, концепция персонализации Петровского
Персонализация — это процесс, происходящий на этапе формирования личности, фундаментальной задачей которого является получение абсолютного понимания социальной жизни других людей. В результате человек сможет действовать в обществе как достойный и востребованный человек. Вы также можете описать процесс персонализации как превращение субъекта в человека, обретшего собственную личность.
Персонализация — это определение в психологии, которое обозначает потребность человека проявить себя, проявить личные способности.У человека есть потребность в ощущении, чтобы быть полезным для этого мира, чтобы осознать важность своего собственного существа, без персонализации это невозможно.
Что такое персонализация?
Мы все мечтаем найти бизнес по своему вкусу, делать то, в чем мы будем успешны, и получить признание других и похвалу наших родителей. На чем основано такое стремление? Персонализация — неотъемлемый элемент совершенствования и становления личности.Характерными человеческими проявлениями являются необходимость и вероятность персонализации.
Движение к персонализации — это желание быть значимой личностью. Эффективным способом удовлетворения потребности в персонализации является инициативная помощь в жизни общества, поэтому в результате деятельности у человека появляется возможность собственной реализации, показывая свою особенность другим.
Склонность к персонализации — это комплекс личностно-психологических качеств, побуждающих человека к совершению важных для общества действий, оцениваемых в будущем окружающими.Процесс разработки подпитывается внутренними желаниями субъекта, разнообразием методов реализации, которые помогут в будущем для собственной реализации. Отсутствие персонализации в жизни человека может быть результатом отсутствия чувства значимости.
Также это понятие трактуется как определенное количество изменений, вносимых человеком в его личное окружение; как метод воздействия на ситуацию, стараясь приблизить ее к себе; как перспектива оставить частичку своей личности в памяти окружающих.И.А. Альтман считал, что, вводя персонализацию в жизнь человечества, человек оставляет на ней свой личный след, сообщая другим информацию о своих убеждениях, личных границах и видении.
Психолог А. Леонтьев объяснил человеческую личность как таковую, что она может формироваться под влиянием внешних связей, и это происходит всю нашу жизнь. Различные проявления человеческой деятельности граничат друг с другом и пересекаются с общественными отношениями.Именно такая связь образует центр личности, называемый «Я». И изменения, которые претерпевают его личные качества как личности, являются результатом созревания его личности.
Преимущества персонализации включают позитивное отношение. Если человек слишком критичен в восприятии себя — это станет препятствием для комфортного существования в обществе и проявления инициативы. Уверенность в себе — важный аспект взаимодействия с окружающей средой.Основой для проявления персонализации будут убеждения, сформировавшиеся в детстве. Жизненное отношение наших родителей, то, как они видят общество, мы без сомнения перенесем в наше мировоззрение. Если детские установки несут в себе много негатива, и испытуемый полностью копирует и применяет в своей жизни, возможны проявления деперсонализации.
Деперсонализация — это ошибочное восприятие человеком своего собственного «Я», отделение личности от тела. Создается ощущение постороннего наблюдения за собой, действия, мысли и решения человека воспринимаются как действия другого человека.Следует отметить, что связь с реальностью не теряется и человек в состоянии объективно оценивает происходящее. Деперсонализация не считается психическим расстройством, более того, проявление описанного состояния раз в жизни встречается у 70% людей. Человек и человек — разные понятия по своим характеристикам, иногда мы встречаем людей, которые, к нашему большому сожалению, не смогли реализовать себя как личность. Полное проявление способностей к персонализации чаще проявляется в группах.Однако если у лидера группы низкий уровень персонализации, это может спровоцировать развитие обезличивания других членов группы.
Благодаря феномену персонализации у нас есть возможность объяснить некоторые переживания людей, спровоцированные внезапными несоответствиями между интерпретацией личности и ее физическим отсутствием. Такие ситуации разрушают однородную структуру личности.
В процессе персонализации у одного человека мало желания и инициативы, нужна ответная активность другого.Один из нюансов этого процесса — межличностный контакт. При контакте оба участника становятся активными, результатом этого является успешное развитие личности.
Концепция персонализации А.В. Петровский
А.В. Петровский первым ввел понятие персонализации, в своей работе он говорит, что человеческая личность определяет себя через общество, группу, общество. Потребность в персонификации — основа для анализа развития. Собственно по этой причине А.В. Петровский дал название своей концепции Теории персонализации.
В персонализации автор выделил три основных этапа, которые влияют на ход дальнейшего развития.
Первый этап — адаптация, описываемая как усвоение человеком общепринятых норм, правил и ценностей, формирующее у человека социально-типичные навыки.
Второй этап индивидуализации — это формирование и утверждение собственного «Я», определение своих возможностей, ресурсов, различий и характеристик, раскрытие индивидуальности.
И третий этап — это интеграция — реструктуризация жизни людей, которые их окружают, вложение их собственных ценностей и внимания в других, при принятии извне, является подтверждением их потребности и, следовательно, полное формирование личности. Формирование происходит плавно, уходит корнями в детство и длится до юности. СРЕДНИЙ. Петровский описал три периода формирования персонализации: эпоху детства, эпоху юности и эпоху юности.
Эпоха детства характеризуется превосходством адаптации над индивидуализацией, возраст от момента рождения ребенка до младшего школьного возраста характеризуется адаптацией ко всему внешнему миру.
Подростковый возраст входит в переходный возраст, и в это время преобладает индивидуализация, поскольку подросток тянется к свободе и прилагает все усилия, чтобы найти призвание для общества. И, наконец, эпоха молодости, значение этого периода означает определение жизненной позиции, обретение независимости, выбор дальнейшей профессии — самореализации.Человек может планировать свое будущее, формируется мировоззрение, реализуется социальный статус. По окончании эпохи молодости социальная зрелость практически формируется.
Итак, персонализация — важнейший процесс в формировании особых навыков и умений, она оказывает влияние на положение человека, проявление инициативы, объективно оценивает его талант и склонности, определяет для себя главную роль в обществе. Существенным нюансом здесь является позиция взрослых в общении со своим ребенком.Главное, не давать взрослым убеждениям негативно изменить формирование внутреннего мира у детей.
.
Ковариантные уравнения взаимодействия пиона с электромагнитным полем в формализме Даффина-Кеммера. Вакулина Е.В., И.Г. Петровский Брянская гос.
Презентация на тему: «Ковариантные уравнения взаимодействия пиона с электромагнитным полем в формализме Даффина-Кеммера. Вакулина Е.В., И.Г. Петровский Брянской гос. Гос.» — стенограмма презентации:
1
Ковариантные уравнения взаимодействия пиона с электромагнитным полем в формализме Даффина-Кеммера.Вакулина Е.В., И.Г. Брянский государственный университет им. Петровского, Россия Максименко Н.В. Гомельский государственный университет, физический факультет, Гомель, Беларусь. XII Международная школа-семинар «Актуальные проблемы физики микромира» 22 июля — 2 августа 2013 г. Гомель, Беларусь
2
1. Карлсон, C.E. Ограничение внеплочечных эффектов с помощью низкоэнергетического комптоновского рассеяния / C.E. Carlson, M. Vanderhaeghen // [Электронный ресурс].- 2011. — Режим доступа: http: //physics.atom-ph/1109.3779.http: //physics.atom-ph/1109.3779 2. Birse, M.C. Вклад поляризуемости протона в лэмбовский сдвиг в мнонном водороде в четвертом порядке в теории киральных возмущений / М.К. Бирс, Дж. Макговерн // [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http: // hep-ph / 1206.3030. 3. Мороз, Л.Г. Матрица рассеяния с учетом взаимодействия Паули / Л.Г. Мороз, Ф. Федоров // ЖЭТФ. — 1960. — 39. — Вып. 2. — С. 293-303. 4. Максименко, Н.В.Поляризуемость и вращение элементарных частиц / Н.В. Максименко, Л.Г. Мороз // Проблемы атомной науки и техники. Серия: Общая и ядерная физика. — 1979. — № 4 (10). — С. 26-27. 5. Левчук, М.И. Вращение нуклона как одна из характеристик электромагнитной структуры нуклона / М.И. Левчук, Л. Мороз // Тр. Академия наук БССР. Сер. физ.-мат. наук. — 1985. — № 1. — С. 45-54.
3
Использование релятивистских теоретико-полевых свойств полей в формализме Даффина-Кеммера может установить новые структурные свойства поляризуемости частиц [Максименко, Н.В. Ковариантное определение поляризуемости адронов со спином единица / Н. В. Максименко // Тр. Академия наук БССР. Сер. физ.-мат. наук. — 1992. — Т. 36. — № 6. — С. 508-510.] Даффина-Кеммера для свободных скалярных частиц:
4
..
5
6
.