Теория коммуникации это: Основы теории коммуникации (О. Л. Гнатюк, 2012)

Теория коммуникации

Теория коммуникации – это научная дисциплина о социальном процессе взаимодействия, лежащем в основе любых процессов человеческой жизни в частности и общественной жизни в целом. Сам процесс интеракции и его результаты имеют такое же название.

Теория коммуникации по-разному трактуется в трудах известных ученых.

Так М. С. Андрианов понимал под ней смысловую сторону взаимодействия в социуме. И. П. Яковлев считал, что теория коммуникации – это наука, которая изучает значение коммуникации в обществе, ее структуру, развитие, средства, происходящие процессы и другие аспекты. Силларс и Бакстер считали ее средством для построения и поддержания отношений между людьми. С. В. Бориснёвым теория коммуникации понималась как процесс передачи по различным каналам информации, а также ее восприятия, который обусловлен социально и происходит в виде общения между конкретными личностями и массами с помощью определенных средств.

Тот же С. В. Бориснёв выделил несколько моделей коммуникации, которые сформировались в процессе исторического развития.

Прежде всего, это модель Г. Лассуэла. Она классическая, состоит из пяти элементов, участвующих в процессе общения:

  • коммуникатор, то есть тот, кто сообщение передает;
  • сообщение, то есть предмет передачи;
  • канал, то есть способ осуществления этой передачи;
  • аудитория, то есть направленность сообщения конкретному лицу или нескольким лицам;
  • результат, то есть эффективность передаваемого сообщения.

Социально-психологическая модель Т. Ньюкомбо. Ее еще называют интеракционистской. Эта модель учитывает отношения и между самими участниками общения и их отношение к обсуждаемому предмету. Она утверждает, что в случае совпадения межличностных отношений участники общения будут стремиться к тому, чтобы их отношения к обговариваемому объекту тоже совпали. Если же отношения между субъектами коммуникации не совпадут, то их отношение к объекту разговора тоже будет разным. Сторонники данной модели считают не совсем нормальным такое положение, когда при явном несовпадении отношений между участниками беседы происходит совпадение их отношений к предмету обсуждения.

Шумовая модель К. Шеннона – У. Уивера. Она отличается от классической модели лишь одним дополнительным элементом – шумами, или помехами, которые затрудняют процесс коммуникации. Когда встречаются помехи в канале и передаче, имеют место технические шумы. Искажение значения передаваемого сообщения – это шумы семантические.

Факторная модель Г. Малецки. Является одним из вариантов предыдущей модели с включением дополнительных факторов, которые образуют контекст процесса общения и влияют на его субъектов.

Замкнутая модель К. Осгуда и В. Шрамма. Она рассматривает того, кто отправляет сообщение и того, кто его получает, как равноценных партнеров.

Текстовая модель А. Пятигорского под коммуникацией понимает общение человека с другими и с собой посредством сообщений в письменном виде.

Р. Якобсон предложил такую модель коммуникации, в которой общение понимается как событие речевое. Главная роль в ней принадлежит языку, а не информации (в отличие от модели Шеннона).

Основы теории коммуникации рассматриваются во многих учебниках, предназначенных для студентов, изучающих социологию, психологию, право, политологию и другие науки, связанные с различными сторонами общественной жизни. Вопросы общения в социуме хорошо освещаются в работах С. В. Бориснёва, М. С. Андрианова, О. А. Гулевича, И. П. Яковлева, П. Вацлавика и других ученых. Особой популярностью пользуется Г. Почепцов «Теория коммуникации», вышедшая в 2001 году, она продолжает переиздаваться, так как интерес к ней по-прежнему остается на высоком уровне.

Теория коммуникации — это… Что такое Теория коммуникации?



Теория коммуникации
Теория коммуникации
Теория коммуникации — научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации.

По-английски: Communication theory

Финансовый словарь Финам.

.

  • Теория коммерческих ссуд
  • Теория несовершенной конкуренции

Смотреть что такое «Теория коммуникации» в других словарях:

  • теория коммуникации — Научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN communication theory FR théorie de communication …   Справочник технического переводчика

  • ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ — научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации …   Юридическая энциклопедия

  • теория коммуникации — 3.1.21. теория коммуникации: Научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • теория коммуникации — Rus: теория коммуникации Eng: communication theory Fra: théorie de communication Научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации. ГОСТ 7.0 [3.1.21] …   Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

  • Теория коммуникации (communication theory) — В стремлении разобраться в сложности челов. взаимодействий, ученые разработали целый ряд теорий, посвященных процессам коммуникации. Изучением коммуникации занимается несколько дисциплин, и в центре внимания каждой из них находятся различные… …   Психологическая энциклопедия

  • КОММУНИКАЦИИ ТЕОРИЯ — ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ …   Юридическая энциклопедия

  • Теория коммуникативного действия —         «ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ» («Theorie des kommunikativen Handelns») фундаментальный труд Ю. Хабермаса, в котором синтезированы разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуникационный подход к социальной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Теория оптимальности в лингвистике — Теория оптимальности (ОТ)  лингвистическая теория, предложенная в начале 90 х годов 20 го века П. Смоленским, А. Принсом, Дж. Маккарти и др. Теория оптимальности возникла в рамках фонологии, однако вскоре нашла применение и в других областях …   Википедия

  • “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ” —     “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ” (Theorie des kommunikativen Handels, Bd 1 2. Fr./M., 1981) сочинение Ю. Хабермаса. Задумано как основание широкомасштабной теории общества; одновременно является своего рэда современным критическим вариантом …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ — ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ. Направление в теории коммуникации и в лингвистике, которое исследует речевые акты как высказывания, порождаемые с определенной целью и с определенным мотивом для совершения практического или умственного действия с помощью… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Теория коммуникации. Учебник для академического бакалавриата, М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. В книге раскрыты основные теории и концепции в сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения. Рассмотрены связи теории коммуникации с семиотикой, лингвистикой,… Подробнее  Купить за 1451 грн (только Украина)
  • Теория коммуникации. Учебник для академического бакалавриата, Коноваленко М.Ю.. Содержание учебника включает историю развития и современные проблемы коммуникативных процессов, рассматриваются различные виды и уровни коммуникации, а также практические приложения различных… Подробнее  Купить за 1451 грн (только Украина)
  • Теория коммуникации. Учебник для академического бакалавриата, Коноваленко М.Ю.. Содержание учебника включает историю развития и современные проблемы коммуникативных процессов, рассматриваются различные виды и уровни коммуникации, а также практические приложения различных… Подробнее  Купить за 1122 руб

Другие книги по запросу «Теория коммуникации» >>

Теория коммуникации Википедия

Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать[1] — принятый в исследованиях термин, которым обозначают операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности (см. в этой связи теорию коммуникации, науку о коммуникациях, коммуникационную науку, коммуникативистику[2], что представляет собой перевод английского термина communication studies), а также метадискурс (Р. Крэйг).

Процесс коммуникации (в том числе как формы взаимодействия) понимается в качестве одной из основ жизни человека и общества. При этом речь у исследователей идет как о процессах коммуникации, так и о его результатах[3].

Согласно И. П. Яковлеву и другим многочисленным исследователям, под коммуникацией как наукой следует понимать совокупность исследований роли коммуникации в обществе, имея в виду её развитие, содержание и структуру коммуникационных процессов, использование их средств и т. д.[4]

Например, согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации[5].

М. С. Андрианов ограничивает понимание коммуникации исследованиями смысловых аспектов социального взаимодействия[6].

По Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие» как совокупность действий, характерных только для социальных систем, при осуществлении которых происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации, или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой[7].

Согласно Бакстеру, Силларсу и Вангелисти, коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения[8][9].

История развития коммуникации как науки[ | ]

Исследования коммуникации выделяются в самостоятельную область общественных наук в связи с развитием технических средств инфокоммуникации, особенно радио в 1920-х гг., а также позднее с развитием техники в целом, в том числе появлением телевидения и компьютеров, а кроме того — с развитием крупных корпораций и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математикии инженерных наук.[10]

Первая кафедра коммуникации была открыта в 1940-х гг. в США[11]

Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникационной проблематики шло, как минимум, по трем направлениям:

англо-американским, направленном на лингвистический анализ и «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн)

французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмысление идеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса.[12]

— «философией диалога» (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер и др.).[13]

Исследовательская школа со своими особенностями и традициями сложилась в Германии. Немецкая коммуникативистика выросла из

Теория коммуникации (communication theory) — это… Что такое Теория коммуникации (communication theory)?

В стремлении разобраться в сложности челов. взаимодействий, ученые разработали целый ряд теорий, посвященных процессам коммуникации. Изучением коммуникации занимается несколько дисциплин, и в центре внимания каждой из них находятся различные факторы.

Параметрический подход (dimensional approach) пытается очертить специфические компоненты или элементы коммуникации. Обычно к ним относят источник, сообщение, канал и получателя. После того, как такие параметры выделены, ученые фокусируют свое внимание на одном или нескольких из них для изучения того, каким образом может выстраиваться коммуникация.

Процессуальный подход (process approach) фокусируется на динамических характеристиках (как внутренних, так и внешних) отправителя и получателя сообщения.


Анализируются аттитюды получателя в отношении источника и передаваемых сообщений с целью выяснения характера и степени влияния таких аттитюдов на ход коммуникации. С другой стороны, восприятие источником получателя и посылаемого сообщения также рассматривается в качестве важного аспекта анализа.

Функциональный подход (functional approach) концентрирует внимание на функциях или целях коммуникации. Три типичных вида функций, рассматриваемых исследователями, включают синтаксис (структурные элементы коммуникаций), семантику (изучение смысловых значений) и прагматику (практические следствия коммуникации).

Б. Фишер описывает четыре главные «перспективы», или т. зр. на исслед. коммуникации. Механистическая перспектива (mechanistic perspective) делает акцент на физ. элементах коммуникации, включ. передачу и получение сообщений по линейной схеме, начинающейся с источника и заканчивающейся получателем.

Психол. перспектива (psychological perspective) изначально влечет за собой концептуализацию коммуникации, опирающуюся на бихевиоризм. Предполагается, что люди существуют в стимульном поле, содержащем мириады стимулов, к-рые могут восприниматься при помощи различных органов чувств. Индивидуум не только воспринимает, но и сам яв-ся источником стимулов. Для объяснения качественных изменений, к-рые могут происходить в процессе коммуникации, используется понятие подкрепления. В дополнение к этому, более когнитивно ориентированные исследователи изучают также внутренние способы обработки стимулов участниками коммуникации.

Отличительной чертой интеракционистской перспективы (interactional perspective) яв-ся представление, согласно к-рому «любая форма социального взаимодействия начинается или заканчивается принятием во внимание человеческого Я». Т. о., это гуманистический взгляд, фокусирующийся на коммуникации как на средстве развития человеком своего потенциала в ходе соц. взаимодействия. Этот взгляд оперирует такими понятиями, как соц. роли, культурные символы, стремление понять себя, влияние самораскрытия в человеческих взаимодействиях, и т. д. «Я» является исходной и конечной точкой, к-рая определяет значение и смысл коммуникации.

Прагматическая перспектива (pragmatic perspective), согласующаяся с функциональным подходом Лина, концептуализирует изучение коммуникации как исслед. ее исходов и последствий. К тому же, она требует, чтобы эти исходы и последствия рассматривались как наступающие в непрерывной череде взаимодействий. Эти последовательности взаимодействий могут затем объединяться вместе в поддающийся интерпретации паттерн. Совокупности паттернов формируют общую интегрированную систему последовательностей. Сегодня прагматическая перспектива яв-ся наиболее популярной, особенно в области психотер.

См. также Обработка информации, Психолингвистика

А. Барон-мл.

.

теория коммуникации — это… Что такое теория коммуникации?



теория коммуникации

Rus: теория коммуникации

Eng: communication theory

Fra: théorie de communication

Научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации.

ГОСТ 7.0 [3.1.21]

Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу. – М. : ВИНИТИ РАН.
2007.

  • тематическое заглавие
  • термин индексирования

Смотреть что такое «теория коммуникации» в других словарях:

  • Теория коммуникации — научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации. По английски: Communication theory См. также: Коммуникация Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • теория коммуникации — Научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN communication theory FR théorie de communication …   Справочник технического переводчика

  • ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ — научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации …   Юридическая энциклопедия

  • теория коммуникации — 3.1.21. теория коммуникации: Научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Теория коммуникации (communication theory) — В стремлении разобраться в сложности челов. взаимодействий, ученые разработали целый ряд теорий, посвященных процессам коммуникации. Изучением коммуникации занимается несколько дисциплин, и в центре внимания каждой из них находятся различные… …   Психологическая энциклопедия

  • КОММУНИКАЦИИ ТЕОРИЯ — ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ …   Юридическая энциклопедия

  • Теория коммуникативного действия —         «ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ» («Theorie des kommunikativen Handelns») фундаментальный труд Ю. Хабермаса, в котором синтезированы разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуникационный подход к социальной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Теория оптимальности в лингвистике — Теория оптимальности (ОТ)  лингвистическая теория, предложенная в начале 90 х годов 20 го века П. Смоленским, А. Принсом, Дж. Маккарти и др. Теория оптимальности возникла в рамках фонологии, однако вскоре нашла применение и в других областях …   Википедия

  • “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ” —     “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ” (Theorie des kommunikativen Handels, Bd 1 2. Fr./M., 1981) сочинение Ю. Хабермаса. Задумано как основание широкомасштабной теории общества; одновременно является своего рэда современным критическим вариантом …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ — ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ. Направление в теории коммуникации и в лингвистике, которое исследует речевые акты как высказывания, порождаемые с определенной целью и с определенным мотивом для совершения практического или умственного действия с помощью… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Теория коммуникации. Учебник для академического бакалавриата, М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. В книге раскрыты основные теории и концепции в сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения. Рассмотрены связи теории коммуникации с семиотикой, лингвистикой,… Подробнее  Купить за 1451 грн (только Украина)
  • Теория коммуникации. Учебник для академического бакалавриата, Коноваленко М.Ю.. Содержание учебника включает историю развития и современные проблемы коммуникативных процессов, рассматриваются различные виды и уровни коммуникации, а также практические приложения различных… Подробнее  Купить за 1451 грн (только Украина)
  • Теория коммуникации. Учебник для академического бакалавриата, Коноваленко М.Ю.. Содержание учебника включает историю развития и современные проблемы коммуникативных процессов, рассматриваются различные виды и уровни коммуникации, а также практические приложения различных… Подробнее  Купить за 1122 руб

Другие книги по запросу «теория коммуникации» >>

Теория коммуникации

Теория коммуникация представляет собой научную дисциплину, зародившуюся в начале минувшего столетия в США. Направление исследований отличается междисциплинарным характером, позволяет решать многочисленные практические задачи.

Предмет, объект теории коммуникации

Центральным понятием научной отрасли выступает феномен коммуникации.

Определение 1

Под коммуникацией понимают механизм, обеспечивающий возможности существования и развития человеческих отношений, совокупность символов, создаваемых в сознании индивидуумов, все способы их передачи в пространстве и времени.

Коммуникация включает все аспекты взаимодействия, включая вербальное и экстравербальное оформление, прагматические аспекты, инструменты передачи информационных сообщений и пр.

Определение 2

Таким образом, предметом теории коммуникации выступает исследование всех аспектов социальных, природных, технических коммуникационных взаимосвязей.

Определение 3

Объектом изучения научного направления выступает информационный обмен между различными коммуникационными системами.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы теории коммуникации

Специфика объекта и предмета научной дисциплины обуславливает своеобразие методов, применяемых для исследования коммуникационных феноменов. Основными инструментами изучения в теории коммуникации являются методы моделирования, сравнения, системного подхода.

Определение 4

Моделирование представляет собой метод изучения объекта путем создания его симулякра, копии, замещающей оригинал в отдельных аспектах, которые находятся в центре научного внимания.

Системный подход занимает ведущее место в современных научных исследованиях.

Определение 5

Основным положением подхода выступает понимание каждого коммуникативного феномена как совокупности многочисленных элементов, взаимодействие которых обеспечивает формирование целостных интегральных характеристик самого феномена.

Определение 6

Метод сравнения по своей сути представляет собой мыслительную операцию, основанную на суждениях о сходстве или отличии исследуемых признаков феномена.

В результате практического применения данного метода осуществляется выявление качественных или количественных характеристик изучаемого феномена.

Указанные методы не исчерпывают методологическую базу научного направления, могут быть дополнены другими исследовательскими инструментами.

Базовые категории научной области

Реализация любого коммуникативного акта осуществляется в рамках определенного континуума, в качестве которого при реализации коммуникативного взаимодействия выступает пространственно-временная система координат, соответственно, учет пространственно-временных характеристик требует учета в процессе изучения коммуникации.

Определение 7

Коммуникативное пространство представляет собой некую среду, в которой разворачивается взаимодействие, формирование которой обусловлено появлением коммуникативных взаимосвязей; система многообразных коммуникативных взаимосвязей, которые возникают между различными акторами взаимодействия.

Основными параметрами коммуникативного пространства выступают плотность и протяженность:

  • плотность обуславливает неоднородность взаимодействия, зависит от количества и интенсивности взаимосвязей;
  • протяженность характеризует дистанцию взаимодействия. Близкая дистанция обозначает непосредственный контакт между акторами; большая – свойственна для массовой коммуникации. Критерий дистанции, необходимость учета расстояния между коммуникантами во многом обуславливает выбор стратегий и средств взаимодействия.

Таким образом, теория коммуникации представляет собой направление научной мысли, в центре внимания которой – все аспекты коммуникативного взаимодействия, механизмы, закономерности, средства воздействия на личность посредством средств коммуникации.

Основные теории коммуникации

Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное видение явлений и действий в соответствии с этим пониманием. Так, мы все видим собственными глазами, что земля плоская и что солнце движется над ней по дуге изменяющегося радиуса: летом он больше, зимой — меньше. Это очевидно, но мы знаем, что реально это не так, поскольку существует теория, объясняющая эту очевидную вещь совершенно иначе, а главное — эта теория проверяема. Коммуникационные теории, которых достаточно много, изучаются специальной наукой — коммуникалогией, причем, как и у большинства наук связанных с изучением человека и общества, у коммуникалогии немало проблем.

Одной из трудных задач в изучении существующих теорий коммуникации является отсутствие их четкой классификации.

Например, известный специалист в области коммуникаций Г.Г. Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов, причем некоторые из них даже не употребляли в своих работах слово » коммуникация» и тем не менее изучали именно ее. Эти 25 моделей в свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись, так что в реальности их имеется еще больше, включая и такие, что взаимоисключают друг друга.

Изучать их все — дело сугубого специалиста, поэтому есть смысл попытаться все эти теории хотя бы как-то объединить. В этом случае мы можем выделить в них четыре основных направления:

  • Первое рассматривает коммуникацию как процесс и сюда мы отнесем всевозможные «кибернетические» теории и информационно-процессные.
  • Второе представляет коммуникацию как явление, создающее всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические (семиотика — наука о знаках) и интерпретационные теории.
  • Третье направление изучает коммуникации на различных уровнях: в группах, организациях, ситуациях, т. е. сюда относятся все интеракционистские теории.
  • Четвертое — это критические теории, которые исходят из наличия неравенства и конфликтов в обществе, что приводит к господству одной группы людей над другой и, следовательно, как и во всем остальном, неравенству в процессе коммуникации.

О причинах того, почему мы имеем так много теорий коммуникации хорошо написал американский коммунолог Р.Крейг, объяснявший это с позиции плюрализма мнений в современной науки, особенно той, что занимается собственно человеком. У нас же народная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений» и вряд ли будет преувеличением добавить и столько же моделей коммуникации и соответственно — теорий этого явления.

И. П. Яковлев предельно кратко суммируя всевозможные концепции и теории коммуникации, в свою очередь выделяет 10 аспектов этих четырех направлений:

  1. Кибернетический аспект показывает целеориентированность и управляемость коммуникаций на основе обратной связи. В результате можно говорить об адаптивности коммуникаторов друг к другу. На коммуникативный процесс влияют позиции коммуникаторов как наблюдателей обсуждаемых явлений и сами эти явления.
  2. В информационном подходе коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации (сигналов, сообщений) коммуникаторами. Эффективность коммуникации связывается с умелым подбором и кодированием сообщений, и точностью их восприятия приемником-реципиентом. Здесь необходимо в первую очередь решать проблемы устранения или минимизации технических и семантических помех.
  3. Семиотический подход превращает коммуникацию в процесс создания и обмена знаками (значениями, смыслами). Каждый коммуникатор создает свои значения, которые могут отличаться от значений другого коммуникатора. Каждый коммуникатор кодирует свои сообщения в соответствии с особенностями аудитории.
  4. В когнитивном подходе делается акцент на понимание сообщений, а также намерений и целей коммуникатора.
  5. Коммуникация как дискурс предстает в виде согласованных по правилам речевых актов, которые имеют разнообразные формы бесед, деловых переговоров, театральных драм, повествований, историй и др. Здесь эффективность коммуникаций будет определяться знанием правил и качеством их исполнения.
  6. Интерпретативный подход связывает коммуникацию с оперированием субъективными, имеющими ценность для личности, значениями, которые сами становятся реальностью в языковой форме. Так как коммуникаторы являются личностями со своими ценностями, то все коммуникации по сути своей интерпретативны. В коммуникациях взаимодействуют (спорят, обмениваются) оценки жизненных явлений.
  7. В структуралистской концепции коммуникация рассматривается сквозь призму столкновения противоположных (бинарных) позиций и стоящих за ними ценностей. Одна из позиций представляется истинной, прогрессивной, а другая ложной, отсталой. Средняя пограничная позиция считается аномальной. Для ее преодоления необходимы пограничные ритуалы.
  8. Критические теории связывают коммуникацию с интересами людей и социальных групп. Коммуникации, особенно массовые, становятся формой насилия, подавления одними классами и группами других. Все коммуникации идеологичны, так как преследуют экономические и политические цели, связанные с выгодами, властью и прибылью. Различия интересов приводят к идеологической борьбе или информационным войнам между социальными группами, организациями, странами.
  9. В спектрально-диалектическом подходе на основе принципа «золотой середины» предлагается путь оптимизации коммуникаций, связанный с гармоничным синтезом противоположных позиций как на уровне отдельных личностей, так и на уровне общества в целом.
  10. С позиций феноменологического подхода и концепции социального конструирования коммуникация — есть инструмент создания новой знаковой социальной и культурной реальности. Она реализуется в конструировании самого себя и своего собственного имиджа.

В свете этого неокончательного перечня различных концепций вырисовывается новый образ коммуникационной деятельности как сложного комплекса функций, требующих разноообразных знаний и творческих умений. Применительно к специалисту по СО данный комплекс будет иметь следующий вид:

  • системный анализ коммуникационных систем -системная функция специалиста;
  • создание и передача информации — информационная функция;
  • работа со знаками, анализ и формирование значений -семиотическая функция;
  • умение вести беседы, писать и рассказывать истории — дискурсная и нарративная функции;
  • организовывать события как театрализованные действия — театрально-драматическая функция;
  • конструировать благоприятную социальную и культурную среду — социально-конструкторская функция;
  • критически анализировать коммуникационные процессы в обществе, видеть идеологическую суть своей деятельности и других — рационально-критическая функция;
  • видеть коммуникационный спектр значений и стремиться к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения — оптимизационная функция.

Как итог следует подчеркнуть, что специалист по СО в качестве общественного коммуникатора реализуется в исследовательской, управленческой, конструкторской и технологической функциях. Как исследователь он вносит вклад в развитие коммуникалогии. В остальных он должен использовать управленческие, конструкторские и технологические знания и умения в области СО и других областях знаний и видах деятельности.

Что же касается массовой коммуникации, то прежде всего необходимо выяснить в чем заключается ее отличие от коммуникации вообще. Поэтому вначале имеет смысл дать ее определение. Итак… Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации была печать. Её задачи менялись с течением времени. В начале господствовала авторитарная теория печати, позднее — теория свободной печати, в XIX в. — социально-ответственной печати. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий, но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является наиболее легкоусваиваемым источником информации.

Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:

  1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
  2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг).

Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формирования сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщение, передаваемое средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности при помощи средства массовой коммуникации, а те, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности и ума. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г.Маклюэн довольно пессиместично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г.Маклюэна, с одной стороны, -творец настоящего, а, с другой, — жертва «одноглазого дракона».

Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г.Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как совокупности средств общения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение органов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества. Так, если эпоха племенного человека характеризовалась стесняющим общение господством устной речи, слиянием слова и дела, то распространение книгопечатания привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, промышленной революции. И в результате — к разобщающей людей узкой специализации. Индустриальный человек оказался подвержен массированному воздействию средств массовой коммуникации. Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, началась с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей в такое глобальное пространство, где все оказываются взаимосвязанными друг с другом. Любой участник общения имеет возможность связаться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.

Соответственно вышеназванным подходам к пониманию сущности массовой коммуникации возникли и её теории. Так, ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА называет СМИ социальным институтом, а основные ее положения таковы:

  • СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних людей;
  • это злая опасная сила, за которой нужен постоянный контроль;
  • СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негативным личностным и социальным последствиям;
  • массы отрываются СМИ от традиционных социальных институтов, защищавших их от манипуляций;
  • СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тоталитарного порядка;
  • массмедиа подрывают высшие формы культуры и ведут цивилизацию к упадку.

Ожесточенные споры сторонников и противников этой теории продолжаются и сегодня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос пока еще не состоялся.

В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей. Необходимо упомянуть о некоторых из них. Теория пропаганды. Масс медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оправдывает средства и надо любыми способами убедить людей отказаться от «неправильных» идей и принять то, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропагандистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропаганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задач. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Применительно к «паблик рилейшнз» также употребляются слова «белый» и «черный», хотя значения их не совпадают с содержанием пропаганды. В то же время элементы всех видов пропаганды можно обнаружить в СО, особенно в сфере политики.

Теория магической пули. Эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному явлению. В этом заключается магическая сила СМИ. Классическим аргументом в пользу этой теории является эффект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие американцы, не зная, что это литературный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии, что привело к массовой панике.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды. Простая теория «магической пули» отвергается. Считается, что «хорошая» пропаганда должна осторожно готовить людей к принятию идей и действий. Нужна хорошо подготовленная долговременная стратегическая кампания по культивированию новых идей и образов. В случае успеха создаются эмоционально сильные коллективные символы, которые могут стимулировать благоприятные массовые действия.

Теория формирования общественного мнения. Исходит из идеи несоответствия, разрыва между внешним миром и образами в наших головах. Возможности большинства управлять собой ограничены. Отсюда беспокойство о жизнеспособности демократии и роли СМИ, а также контроль над прессой, поскольку самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Нужна власть умной демократии — научной элиты, которая на научной основе отделяет факты от фикций и принимает правильные решения о том, кто какие сообщения должен получать. Необходим орган из интеллигенции, который стоял бы над правительством, оценивал информацию и распределял се между элитами и народом, запрещая выпуск вредной, которую лучше не знать.

Жизнь показала утопичность этих идей, а опыт партийного контроля над СМИ в СССР доказал, что она несет, в конце концов, больше минусов, чем плюсов, и не выдерживает испытания временем.

Теория социальной ответственности СМИ. В борьбе за свободу прессы и ее подчинения обществу возникла теория социальной ответственности массовой коммуникации со следующими принципами:

  • медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом;
  • эта ответственность должна быть связана с соблюдением правдивости, точности, объективности и баланса информации;
  • в рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов;
  • они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств;
  • медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике;
  • общество и общественность вправе ожидать от СМИ высокого уровня профессионализма, а вмешательство в их работу возможно только с позиций обеспечения общественной пользы;
  • журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком.

Процесс реализации этого в целом правильного подхода сталкивается со стремлением журналистов к максимальной свободе, а государственной бюрократии — к ограничению и контролю. Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. В основу теории ограниченного влияния СМИ были положены результаты исследований, проведенных в 1945 -1960-х годах:

  • было установлено, что СМИ редко имеют прямое влияние на индивидов. Люди обсуждают информацию с теми людьми, которым доверяют, советуются с близкими, друзьями, с коллегами на работе;
  • имеется двухшаговое влияние на людей через лидеров мнений;
  • на большую часть людей оказывают сильное влияние политические партии и религиозные организации;
  • прямые медиаэффекты есть, но они значительно скромнее по своим масштабам, чем это кажется. В кризисное время они возрастают, охватывая большее число людей, а в обычное, спокойное время они ослабляются, влияя на небольшие группы по интересам.

На восприятие информационных потоков воздействуют такие факторы, как уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или отличие позиций, обсуждение новостей с другими людьми. Так, в частности, неприятную информацию люди могут не воспринимать, переделать на свой лад или стараются поскорее забыть. В первую очередь они обращают внимание на то, что им нравится и совпадает с их чувствами и убеждениями.

Теория двухступенчатого распространения информации утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений — люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах. Могут быть абсолютные лидеры, которым доверяют во всем, и относительные, к которым обращаются как к специалистам по определенным вопросам.

В 1974 году группа ученых выдвинула теорию полезности СМИ, суть которой можно представить в пяти основных положениях:

  • массы активно пользуются СМИ в соответствии со своими целями;
  • инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку;
  • отдельные СМИ конкурируют между собой за удовлетворение потребностей аудитории;
  • люди достаточно хорошо представляют, что и почему интересует их в СМИ и то, что они от них получают;
  • люди могут использовать одну и ту же информацию по-разному. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями.

Теория зависимости доказывает, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМИ, тем выше вероятность эффективности СМИ, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Теория выбора повестки дня конкретизирует активное отношение к СМИ через выбор интересующих человека проблем, составляющих его «повестку дня». Между новостями в СМИ и «повесткой дня» конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она больше, тем сильнее воздействие СМИ. Теневые стороны массовой коммуникации были вскрыты «спиралью умолчания» Э. Ноэль-Нойман. Ее идеи можно представить следующим образом:

  • у индивидов есть свои мнения;
  • они не будут их выражать, если большинство имеет другие, опасаясь изоляции;
  • СМИ свойственно нарушать плюрализм мнений с уклоном в позиции журналистов, которые представляют их как отражающие интересы общества;
  • группы умолчания не выступают открыто против, хотя внутренне не согласны с какими-то идеями;
  • общество подвергается манипулированию, а оппозиция этому не противодействует и отказывается от открытой борьбы.

Для нормального развития демократического общества необходимо, чтобы люди не уходили в «спираль умолчания», а открыто выступали со своими идеями.

  • из СМИ люди узнают самое общее;
  • небольшая группа (инноваторов) принимает эти идеи;
  • об этом узнают лидеры мнений;
  • если они находят идеи полезными, то подключают к ним друзей и последователей;
  • затем их принимает большинство, а последними присоединяются самые консервативные.

Теория диффузии доказывает необходимость подготовки агентов влияния для распространения нового. Она используется в маркетинге и продвижении известности в ПР.

Теория усиления отводит СМИ роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМИ осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.

В той или иной мере эти и другие теории развивались в рамках парадигмы ограниченных эффектов СМИ, для которой свойственны следующие положения:

  • теория должна опираться на результаты эмпирических исследований роли СМИ в обществе. При этом уже известно, что они преимущественно усиливают существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения. Последний пример — роль СМИ в перестройке и начале реформ в России;
  • когда СМИ вызывают социальные изменения, они часто разрушают стабильный порядок и обостряют социальные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ;
  • роль СМИ в жизни людей ограничена, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной;
  • одновременно СМИ помогают сохранению существующей социальной и политической системы.

Таким образом, мы видим, что как нет единой теории коммуникации вообще, так нет и единой теории массовой коммуникации, хотя самих теории и существует предостаточно. На уровне художественного восприятия сложности данной проблемы лучше всего будет посмотреть американский художественный фильм «Переключая каналы», в котором вы самым наглядным образом увидите конкретное и зримое воплощение многих из представленных здесь теорий.

Теория непредвиденных обстоятельств

Теория непредвиденных обстоятельств — это набор поведенческих теорий, которые постулируют, что не существует единого пути или лучшего метода для организации и руководства организацией в системе управления. Вместо этого следует назначить лидера, который может принимать решения в зависимости от ситуации и относительных условий. Эта теория стала популярной благодаря Фреду Фидлеру с его знаменитой моделью непредвиденных обстоятельств, которая проложила путь для дальнейших теорий и моделей непредвиденных обстоятельств с большим количеством деталей и понимания.

Contingency Theory Сергей Нивенс / доллар фотоклуб

Начало теории непредвиденных обстоятельств

В 1950-х годах Университет штата Огайо провел исследование лидерского поведения с помощью анкет.Они пришли к выводу, что у хороших лидеров есть два специфических поведения. Первый — это рассмотрение, когда лидеры интересовались укреплением доверия и взаимопонимания со своими подчиненными. Вторая — инициирующая структура, в которой руководители взяли на себя управление подразделением и раздавали задания и задания подчиненным. Мичиганский университет назвал их ориентированными на отношения и ориентированными на выполнение задач соответственно.

Развитие теории непредвиденных обстоятельств

Теория непредвиденных обстоятельств вошла в широкое русло академических кругов с представлением модели непредвиденных обстоятельств Фреда Фидлера в его статье «Модель эффективности лидерства при непредвиденных обстоятельствах», опубликованной в 1964 году.Его исследования основывались в основном на военных. Как и в теории непредвиденных обстоятельств, он утверждает, что не существует единого способа организовать подразделение и управлять им. Важны две вещи: личность лидера и ситуативный контекст. Таким образом, лидер будет вести и управлять своим подразделением во время кризиса, анализируя и оценивая текущую ситуацию и действуя соответствующим образом.

Типы лидерства

По его словам, есть два типа лидерства:

  1. Лидерство, ориентированное на задачи — оно занимается выполнением и управлением единицей путем распределения задач
  2. Лидерство, ориентированное на отношения — это касается навыков межличностного общения и взаимоотношений лидера со своими подчиненными

Эти ориентации лидера измеряются по шкале, называемой шкалой наименее предпочтительного сотрудника.Руководителя просят назвать сотрудника, с которым он предпочел бы работать меньше всего. Затем его просят описать характер сотрудника. Положительный имидж коллеги означает, что лидер ориентирован на отношения и имеет высокие баллы по шкале LPC. Негативный имидж лидера означает, что он ориентирован на выполнение задач и имеет низкую оценку по шкале.

Факторы выбора хорошего лидера

Фидлер говорит, что указанные выше ориентации зависят от степени контроля лидера над ситуацией.Это зависит от трех факторов.

  1. Отношения лидер-член : есть ли у лидера отношения сотрудничества со своими подчиненными, общая атмосфера при взаимодействии с подчиненными, уровень доверия, уверенности и лояльности между лидером и его подчиненными, способность общаться с каждым прочее и т. д.
  2. Структура задачи : хорошо ли организована и продумана задача, ясность ее объяснения и способы ее выполнения
  3. Власть позиции : власть лидера над своими подчиненными и то, насколько он может вознаградить или наказать своих подчиненных

Импровизация по теории непредвиденных обстоятельств

Теории непредвиденных обстоятельств получили дальнейшее развитие и усовершенствование многими другими учеными.Теория пути-цели была представлена ​​Марком Эвансом и развита Робертом Хаусом. Он постулировал, что лидер должен помочь прокладывать путь своим подчиненным и разъяснять пути достижения успеха в качестве группы. Это достигается за счет определенного набора лидерских качеств, таких как, помимо двух вышеупомянутых, ориентация на достижение и активное участие лидера. Модель нормативных решений была разработана Виктором Врумом и Филипом Йеттоном, которая фокусируется на предоставлении руководителю рецептов для улучшения его лидерских навыков.Теория ситуационного лидерства, разработанная Полом Херси и Кеном Бланшаром, утверждает, что навыки и эффективность лидера зависят от его способности формировать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации, то есть зрелостью его подчиненных.

.

теорий коммуникативных исследований: обзор по категориям

Этот сборник коммуникативных теорий был создан в 2003/2004 годах членами

Университета Твенте в Энсхеде, Нидерланды.

Мы публиковали (неизменный список) теорий в Интернете в течение 15 лет, до 2019 года. Веб-сайт сейчас отключен, но из-за большого интереса к этому списку теорий мы оставляем оригинальную коллекцию 2003/2004 гг. Доступной для общественности в этот документ. Раньше этот сайт с обзором теории посещали 1,5 миллиона (!) Человек в год.

О ТЕОРИЯХ

Представленные здесь теории относятся к коммуникации. Студенты могут использовать эти теории как богатый источник для лучшего понимания теоретических полевых исследований коммуникации. Выбор теории для задания или отчета становится проще, так как вы можете «просматривать» различные теории. Все выбранные теории используются в курсах коммуникативных исследований. Будьте критичны, когда используете теорию, потому что теории оцениваются субъективно.Ниже приводится множество теорий, вы должны сами судить, какие теории наиболее полезны, и подумайте, почему они полезны.

В нашем документе описаны следующие теории:

  • Теория адаптивной структуризации
  • Теория постановки повестки дня
  • Альтернативное прогнозирование
  • Теория аргументации
  • Структура выбора-притяжения-атрибуции
  • Теория атрибуции
  • Классическая риторика
  • Когнитивное познание теория
  • Коммуникация через компьютер
  • Контекстный дизайн
  • Скоординированное управление смыслом
  • Теория культивирования
  • Теория зависимости
  • Теория диффузии инноваций
  • Приручение
  • Модель вероятности разработки
  • Теория ожидаемой ценности
  • Создание ворот
  • Создание ворот
  • Модель веры в здоровье
  • Теория подкожных игл
  • Информационные теории
  • Пробел в знаниях
  • Теория ожидаемого языкового ожидания
  • Теория богатства медиа
  • Я Теория dium
  • Ментальные модели
  • Минимализм
  • Модель понимания текста
  • Теория модернизации
  • Теория и анализ сетей
  • Прайминг
  • Теория защиты и мотивации
  • Психолингвистическая теория
  • Подход к снижению социальных сигналов
  • Семиотические теории
  • Социально-когнитивная теория
  • Модель социальной идентичности эффектов деиндивуации
  • Теория социального присутствия
  • Социальная поддержка
  • Речевой акт
  • Спираль молчания
  • Системная теория
  • Теория запланированного поведения / обоснованных действий
  • Транзакционная модель стресса и Преодоление
  • Теория двухступенчатого потока
  • Теория уменьшения неопределенности
  • Подход с использованием и вознаграждением

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *