Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия: конспект лекций
Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:
1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом;
2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;
3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;
4) духовно-практическая подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.).
Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные;
2) социально-классовые;
3) внутринаучные;
4) художественно-этические.
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это – идея как звено, связующее объект и субъект.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения, ее специфика. Роль философии в осмыслении актуальных проблем современной цивилизации.
Философия является
ядром, основой научного мировоззрения
это связано с тем, что именно философия
стремится дать ответы на наиболее общие
и самые важные мировоззренческие
вопросы.
Философия составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг
которого образовалось своего рода
духовное облако обобщенных обыденных
взглядов житейской мудрости, что
составляет жизненно важный уровень
мировоззрения. Но мировоззрение имеет
и высший уровень — обобщение достижений
науки, искусства, основные принципы
религиозных взглядов и опыта, а также
тончайшая сфера нравственной жизни
общества. В целом мировоззрение можно
было бы определить следующим образом:
это обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на свое
собственное место в нем, понимание и
оценка человеком смысла своей жизни и
деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщенных научных,
философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов людей.
В зависимости от
того, как решается вопрос о соотношении
духа и материи, мировоззрение может
быть идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим. Материализм
есть философское воззрение, признающее
субстанцией, сущност-ной основой бытия
материю. Согласно материализму, мир
есть движущаяся материя. Духовное же
начало, сознание есть свойство
высокоорганизованной материи — мозга.
Идеализм есть
философское мировоззрение, согласно
которому истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному началу — разуму,
воле.
В мировоззрении
находит свое завершение целостность
духовности человека. Философия как
едино-цельное мировоззрение есть дело
не только каждого мыслящего человека,
но и всего человечества, которое, как и
отдельный человек, никогда не жило и не
может жить одними лишь чисто логическими
суждениями, но осуществляет свою духовную
жизнь во всей красочной полноте и
цельности ее многообразных моментов.
Мировоззрение существует в виде системы
ценностных ориентации, идеалов, верований
и убеждений, а также образа жизни человека
и общества.
Основа мировоззрения
— знания. Всякое познание формирует
мировоззренческий каркас. Наибольшая
роль в формировании этого каркаса
принадлежит философии, так как философия
возникла и сформировалась как ответ на
мировоззренческие вопросы человечества.
Любая философия выполняет мировоззренческую
функцию, но не всякое мировоззрение
философично.
Понятие мировоззрения
охватывает более широкий круг вопросов,
чем философия. В отличие от мировоззрения,
философия требует обоснования всех
процессов и явлений. Философ, в широком
смысле этого слова, — не только строгий
судья, но и творец (или реформатор)
определенного мировоззрения.
3. Основной вопрос и основные проблемы философии, ее функции. Человек как центральная проблема философии.
Философия
– это наука о наиболее общих законах
природы общества и мышления. На основе
обобщения данных частных наук, философия
формулирует общую научную картину мира.
Если другие науки изучают отдельные
области или стороны бытия, то философия
стремится ответить на все вопросы бытия
в целом, понять смысл предназначения и
место человека в этом бытие. Все множество
философских проблем можно свести к пяти
большим группам – разделам философии:
1) Онтология
– учение о бытии. 2) Гносеология
– теория познания; раздел философии, в
котором изучаются природа познания и
его возможности, отношение знания к
реальности, выявляются условия
достоверности знания и пути достижения
истины. 3) Антропология
– учение о человеке. 4) Аксиология
– учение о природе ценностей. 5)
Праксиология
– раздел философии, изучающий специфически
человеческий способ отношения к миру,
заключающийся в практической и
преобразовательной деятельности. Вся
философская проблематика,
может быть сведена к трёх вопросов: 1.
Что есть бытие? 2. Кто есть человек? 3.
Каковы взаимодействия между человеком
и миром?
Основным в
философии традиционно считается вопрос
об отношении мышления к бытию, а бытия
— к мышлению (сознанию).
Материя и сознание
(дух) — две неразрывные и в то же время
противоположные характеристики бытия.
В связи этим существуют две
стороны основного вопроса философии —
Онтологическая
(бытийная) сторона: что первично —
материя или сознание?, и гносеологическая
(познавательная): познаваем или непознаваем
ли мир, что первично в процессе
познания?
Основные направления философии —
материализм
(сторонники которого считали, что в
отношениях материи и сознания
первичной является материя Демокрит)
и идеализм
(сторонники которого в отношениях
материи и сознания первичным считали
сознание (идею, дух) Платон), а также
эмпиризм
(в основе
познания могут лежать лишь опыт и
чувственные ощущения Ф. Бэкон) и
рационализм
(истинное
(достоверное) знание может быть
выведено только непосредственно из
разума и не зависит от чувственного
опыта. Р. Декарт).
Основные функции
философии:
1) Мировоззренческая
функция способствует
формированию целостности картины
мира, представлений об его устройстве,
месте человека в нем, принципов
взаимодействия с окружающим миром;
2) Методологическая
функция заключается
в том, что философия вырабатывает
основные методы познания окружающей
действительности;
3)
Мыслительно-теоретическая функция
выражается
в том, что философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать — предельно
обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логические схемы,
системы окружающего мира.
4) Гносеологическая
—
одна из основополагающих функций
философии — имеет целью правильное и
достоверное познание окружающей
действительности (то есть механизм
познания).
5) Роль
критической функции —
подвергать сомнению окружающий мир
и существующее знание, искать их новые
черты, качества, вскрывать противоречия.
Конечная задача данной функции —
расширение границ познания, разрушение
догм, окостенелости знания, его
модернизация, увеличение достоверности
знания. 6)
Аксиологическая
функция философии
заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки зрения
различных ценностей — мораль-но-нравственных,
этических, социальных, идеологических
и др. Цель аксиологической функции —
быть «ситом», через которое пропускать
все нужное, ценное и полезное и отбрасывать
тормозящее и отжившее. 7)
Социальная функция —
объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы,
движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества.
8)
Воспитательно-гуманитарная
функция философии
состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы,
прививать их человеку и обществу,
способствовать укреплению морали,
помочь человеку адаптироваться в
окружающем мире и найти смысл жизни.
9) Прогностическая
функция заключается
в том, чтобы на основании имеющихся
философских знаний об окружающем мире
и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции развития,
будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.
Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения — Студопедия
Мировоззрение— система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения —вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:
1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом;
2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;
3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;
4) духовно-практическая подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.). Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует
лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мирораз-мышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные;
2) социально-классовые;
3) внутринаучные;
4) художественно-этические.
Проблемы философского мировоззренияявляются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его
многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это — идея как звено, связующее объект и субъект.
5. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Мировоззрение
— система наиболее общих представлений
о мире в целом и месте человека в мире.
Данное
определение принимается как исходное.
В нем представлен основной, универсальный
вопрос мировоззрения — вопрос об
отношении человека к миру. Имеется
множество других определений, соподчиненных
данному. В понятие «мировоззрение»
входят «мир» и «человек», две так
называемые субстратные подсистемы и
четыре подсистемы, выявляющие отношения
между ними:
1)
генетическая подсистема;
2)
гносеологическая, теоретико-познавательная
подсистема;
3)
аксиологическая (ценностно-ориентационная)
подсистема;
4)
духовно-практическая подсистема.
Во
всех своих аспектах предмет мировоззрения
концентрирует лишь всеобщие моменты.
Кроме аспектов, мировоззрение имеет
уровни. На уровне живого, конкретно-образного
созерцания имеются мироощущение,
мировосприятие и миропредставление;
рациональному уровню соответствуют
миропонимание, мироразмышление и т.п.
Существуют различные формы мировоззрения.
Они выделяются по способам духовного
освоения мира, по уровням субъекта
мировоззрения, по характеру всеобщего
метода, по общей ориентации в мире и
т.п.
В
качестве наиболее распространенных в
истории человеческой культуры и наиболее
значимых для ее развития выступают
следующие формы мировоззрения:
мифологическое, религиозное, обыденное,
сциентизированное и философия как
самостоятельная форма мировоззрения.
Главные истоки проблем мировоззрения:
1)
индивидуально-экзистенциальные;
2)
социально-классовые;
3)
внутринаучные;
4)
художественно-этические.
Проблемы
философского мировоззрения являются
порождением многообразных потребностей
человека и детерминируются его
многообразной деятельностью. Все
множество проблем философского
мировоззрения может быть сведено в пять
больших групп: онтологическую,
антропологическую, аксиологическую,
гносеологическую, праксеологическую.
Интегратором, ядром всех проблем
выступает основной вопрос философии.
Основной вопрос, или основная проблема,
философии фиксирует онтологическое и
гносеологическое отношение материи и
сознания и является центром философской
проблематики, отражающим реальное ядро
предмета философского исследования.
Первым
компонентом, инициирующим отношение
субъекта к объекту, являются потребности.
Потребности делятся на витальные и
социальные. Формой выражения потребностей
является интерес. Интерес как осознанная
потребность задает определенную
направленность субъекта к объекту,
инициирует его активность.
Следующим
компонентом структуры мировоззрения
являются знания. В системе субъектно-объектного
отношения выделяются два уровня знания:
знания объекта и знания субъекта.
Своеобразным «редактором» знаний
человека о мире и о себе являются
ценности. Знания, пропущенные через
ценности, обеспечивают еще один компонент
структуры мировоззрения. Это идея —
звено, связующее объект и субъект.
6. Понятие культуры в философии
Существует
множество определений понятия культуры.
Первоначально термин «культура»
обозначал обработку и уход за землей.
Наиболее философским является определение
культуры и как системы исторически
развивающихся внебиологических программ
человеческой жизнедеятельности,
обеспечивающих воспроизводство и
изменение социальной жизни во всех
основных проявлениях, сфера свободной
самореализации личности». Впервые
культура становится предметом философского
изучения в рамках философии Просвещения.
Она выражает здесь степень развитости
разумного начала, опредмечиваясь в ходе
истории в религии, морали, праве,
искусстве, науке, философии. При этом
многообразие форм культуры располагалось
в определенной исторической
последовательности. Представители
философии жизни сформировали идею об
исторической самобытности и локальности
культур, отказались от представлений
о единой линии культурного развития
человеческого рода, оппозиция «природа
— культура» сменилась на оппозицию
«цивилизация — культура» (О. Шпенглер).
Это
противопоставление было связано с
критикой западной техногенной цивилизации
и массовой культуры. Культура как
органическое, творческое, духовное
начало противопоставляется цивилизации
как утилитарному, техногенному,
материальному. Культура при этом сводится
к высшим областям духовного творчества,
а цивилизация — к системе различных
технологий, повышающих материальное
благосостояние людей. В современной
философии можно выделить два основных
подхода к осмыслению культуры.
С
точки зрения аксиологического подхода
культура — это система ценностей, сложная
иерархия идеалов и смыслов, значимая
для конкретного общественного организма.
Сторонники этого подхода обращают
особое внимание на творческий и личностный
аспекты культуры, рассматривая ее как
меру гуманизации общества и человека.
С точки зрения деятельностного подхода
культура — специфический способ
человеческой жизнедеятельности. Как
способ регуляции, сохранения и развития
общества культура включает в себя не
только духовную, но и предметную
деятельность. Акцентируется не столько
культура личности, сколько культура
всего общества. Близкой к деятельностному
подходу является семиотическая
интерпретация культуры Ю.М. Лотмана.
Культура рассматривается им как система
информационных кодов, закрепляющая
жизненный социальный опыт, а также
средства его фиксации.
Культура
как сложно организованный и развивающийся
набор таких семиотических систем
транслирует программы поведения, общения
и деятельности.
Культура
как система разнообразных традиций,
образцов поведения, норм и результатов
деятельности, постоянное воспроизведение
которых делает человека человеком,
обладающим языком, сознанием, искусством,
современной индустрией, наукой,
представляет абсолютную ценность,
задающую главные ориентиры всем сферам
человеческой деятельности. Культура
передается от поколения к поколению и
является формой социального наследования,
сохраняющей для будущего наш социальный
опыт. Основным для философии культуры
является вопрос о существовании
культурных универсалий, задающих
целостный обобщенный образ человеческого
мира.
Философия как теоретическое ядро мировоззрения.
Мировоззрение
—
система наиболее общих представлений
о мире в целом и месте человека в мире.
Данное определение принимается как
исходное.В нем представлен основной,
универсальный вопрос
мировоззрения —
вопрос об отношении человека к миру.
Имеется множество других определений,
соподчиненных данному. В понятие
«мировоззрение» входят «мир» и «человек»,
две так называемые субстратные
подсистемы и четыре подсистемы,
выявляющие отношения между ними: 1)
генетическая подсистема;
2)гносеологическая,
теоретико-познавательная подсистема;
3)
аксиологическая (ценностно-ориентационная)
подсистема;
4)
духовно-практическая подсистема.
Во всех своих аспектах предмет
мировоззрения концентрирует лишь
всеобщие моменты. Кроме аспектов,
мировоззрение имеетуровни.
живого,
конкретно-образного созерцания имеются
миро-ощущение, мировосприятие и
миропредставление; рациональному
уровню соответствуют миропонимание,
мироразмышление и т. п. Существуют
различные
формы
мировоззрения. Они
выделяются по способам духовного
освоения мира, по уровням субъекта
мировоззрения, по характеру всеобщего
метода, по общей ориентации в мире и т.
п. В качестве наиболее распространенных
в истории человеческой культуры и
наиболее значимых для ее развития
выступают следующие формы мировоззрения:
мифологическое, религиозное, обыденное,
сциентизированное и философия как
самостоятельная форма мировоззрения.
Главные истоки проблем мировоззрения:
1)
индивидуально-экзистенциальные;
2)
социально-классовые;
3)
внутринаучные;
4)
художественно-этические.
Проблемы
философского мировоззрения являются
порождением многообразных потребностей
человека и детерминируются его
многообразной деятельностью. Все
множество проблем философского
мировоззрения может быть сведено в пять
больших групп: онтологическую,
антропологическую, аксиологическую,
гносеологическую, праксеологическую.
Интегратором, ядром всех проблем
выступает основной вопрос философии.
Основной вопрос, или основная проблема,
философии фиксирует онтологическое и
гносеологическое отношение материи
и выражения потребностей является
интерес. Интерес как осознанная
потребность сознания и является
центром философской проблематики,
отражающим реальное ядро предмета
философского исследования. Первым
компонентом, инициирующим отношение
субъекта к объекту, являются потребности.
Потребности делятся на витальные и
социальные. Формой задает определенную
направленность субъекта к объекту,
инициирует его активность. Следующим
компонентом структуры мировоззрения
являются знания. В системе
го
отношения выделяются уровня
знания: знания объекта и знания субъекта.
Своеобразным «редактором» знаний
человека о мире и о себе являются
ценности. Знания, пропущенные через
ценности, обеспечивают один компонент
структуры мировоззрения. Это идея —
звено, связующее объект и субъект.
5. Философия как теоретическое ядро мировоззрения » Шпоры для студентов
Мировоззрение — система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире.
Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный Вопрос мировоззрения — вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:
1) генетическая подсистема;
2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;
3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;
4) духовно-практическая подсистема.
Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п.
В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные;
2) социально-классовые;
3) внутринаучные;
4) художественно-этические.
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования.
Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность.
Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это идея — звено, связующее объект и субъект.
I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
Стр 1 из 4Следующая ⇒
I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
? Термин философия впервые употребил:
! Гераклит;
! Демокрит;
!+ Пифагор;
! Аристотель;
! Кант.
? Как соотносятся философия и мировоззрение:
! философия – часть мировоззрения;
!+ философия теоретическое ядро мировоззрения;
! мировоззрение – часть философии;
!+ философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;
! философия не имеет отношения к мировоззрению.
? В каких регионах мира зародилась философия?
! Египет;
!+ Греция;
!+ Индия;
! Рим;
! Китай.
? Назовите представителей философского идеализма:
! К.Маркс;
! Демокрит;
!+ Платон;
!+ Г.Гегель;
!+ Д.Беркли.
? Кто считал, что философия начинается с удивления?
!+ Платон;
! И.Кант;
!+ Аристотель;
! Г.Гегель;
! К.Маркс.
? Основные черты философского мышления:
! предметность;
!+ рефлексивность;
!+ целостность;
! конкретность;
!+ критичность.
? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:
!+ картину мира;
! верования;
!+ идеалы;
!+ оценку жизни;
! политические идеи.
? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):
! Что я могу знать;
! Что я должен делать;
!+ Что такое природа;
! Что такое человек;
! На что я смею надеяться.
? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?
!+ чувственно-образная форма освоения действительности;
! абстрактно-понятийная форма освоения действительности;
! теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;
! аналитический способ познания мира;
! все ответы верны.
? Материализм — это:
! принцип философского исследования;
! учение о материальности мира;
!+ философское направление, утверждающее первичность материи;
! провозглашение приоритета чувственных удовольствий;
! все ответы верны
? Мир – это комплекс ощущений, считают:
! материалисты;
! объективные идеалисты;
!+ субъективные идеалисты;
! пантеистиы;
! все названные.
? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?
!+ это учение о ценностях;
! это теория о мотивации поведения;
! это учение об общезначимых ценностях;
! это нормативная дисциплина;
! все названное.
? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:
!+ формируется на бессознательном уровне;
! существует исключительно в сфере рационального;
! является синонимом только ценностных ориентаций;
! связан только с убеждениями;
! все указанное.
? Мифология исторически ближе всего к:
!+ философии;
! науке;
!+ религии;
! праву;
!+ искусству.
?Философия преимущественно направлена на осмысление:
!+ мировоззренческих вопросов;
! природных процессов;
! социальных проблем;
! экономических проблем;
!+ общечеловеческих проблем.
? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:
!+ мировоззрение;
! гипотеза;
! умозаключение;
! теория;
! проблема.
? Возникновение философии означало:
! появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;
! появление в обществе нового социального класса;
! дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных
процессах;
!+ переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;
! все указанное.
? Философы, согласно Пифагору, это люди:
! умеющие спорить;
! умеющие слушать;
! стремящиеся к знанию;
!+ стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;
! все указанное.
? Философскому мировоззрению присуща:
! наглядность;
! эмпирическая обоснованность;
!+ системность;
! категоричность;
! все указанные признаки.
? В каждом обществе существует:
! столько мировоззрений, сколько и людей;
! одно мировоззрение;
!+ разные типы мировоззрений;
! сколько народов, столько и мировоззрений;
! сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.
?Формами предфилософского мировоззрения являются:
! наука;
!+ мифология;
!+ религия;
! искусство;
! право.
? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):
! мир в целом;
!+ мир как целое;
! отдельные стороны бытия;
! общество и его проблемы;
! политические процессы в обществе.
? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:
!+ сказаний;
!+ преданий;
!+ вымыслов;
! анализа;
! доказательства.
? Что сближает философию и науку:
!+ абстрактное мышление;
!+ использование логики;
! проведение экспериментов;
! внедрение результатов в производство;
! все указанное.
? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:
! философией;
! физикой;
!+ метафизикой;
! логикой;
! онтологией.
? Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:
! философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;
!+ философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;
! философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;
! философия – это любовь к мудрости;
! все указанное.
? Философия отличается от религии:
!+ как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;
! как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;
! как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;
! как область знания, имеющая исторический характер;
! все указанное.
? Какие из вопросов являются философскими?
! Каковы пути предотвращения ядерной войны?
! Как решить продовольственную проблему?
!+ Что такое свобода?
! Когда на земле появились люди?
!+ В чем смысл жизни?
? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):
! владеющий истиной;
! умеющий спорить;
! способный проводить эксперимент;
!+ стремящийся к поиску истины;
! все указанное.
? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:
! природе;
! социуме;
!+ мысли;
! искусстве;
! мысли и искусстве.
? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:
!истина;
! природа;
! человек;
! Бог;
!+ начало всего сущего.
?Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:
! символов;
! образов;
! чувств;
!+ разума;
! все указанное.
? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:
! постижением Бога;
!+ фундаментальной теоретической мыслью;
! чувственным восприятием действительности;
! экспериментом;
! со всем указанным.
? К функциям, выполняемым философией не относится:
!+ прагматическая;
! методологическая;
! гносеологическая;
! мировоззренческая;
! прогностическая
? Укажите правильный ответ. Философия – это:
! такая же наука как и история, политология, социология;
! умение вести беседу;
!+ это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;
! это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;
! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.
? Характерной чертой философского размышления является:
!+ сомнение;
! категоричность;
! краткость;
! доказательность;
!+ логичность.
? Отличительная черта философских методов в их:
! точности;
! конкретности;
!+ универсальности;
! непротиворечивости;
! предметности.
? Согласно Гиппократу врач-философ подобен:
! герою;
! мудрецу;
!+ Богу;
! духовному наставнику;
! всем указанным.
? Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:
! гравитация;
! молекула;
! элементарная частица;
!+ субстанция;
!+ причина.
? Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:
!+ Античную эпоху;
! в Средневековье;
! эпоху Возрождения;
! Новое Время;
! Эпоху Просвещения.
? Материализм – это:
! принцип философского исследования;
! учение о материальности мира;
! провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;
!+ философское направление, утверждающее первичность материи;
! все указанное.
? Какое из положений соответствует идеализму:
! сознание есть продукт материи;
! сознание неразрывно связано с материей;
!+ сознание может существовать до и независимо от материи;
! сознание не всегда адекватно отражает материю;
! все указанное.
? Представителями объективного идеализма являются:
! Вольтер;
!+ Платон;
! Юм;
! Кант;
!+ Гегель.
? Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):
! мифологическое;
! религиозное;
! философское;
!+ научное;
! психологическое.
III. Античная философия.
? По мнению киников:
!+ подлинное благо человека – его внутренняя свобода;
! «природа» и «культура» находятся в гармонии;
! государство приводит человека к истинному счастью;
!+ только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.
? Формулы, характеризующие античную философию:
! из ничего не может возникнуть нечто;
! подобное стремится к подобному и познается подобным;
! время – подвижный образ вечности;
!+ все указанные.
? Укажите философские школы эпохи эллинизма:
!+ стоицизм;
! рационализм;
!+ кинизм;
!+ неоплатонизм;
! пифагорейство.
? Назовите древнегреческих философов — атомистов:
! Зенон;
! Протагор;
!+ Демокрит;
!+ Эпикур.
? Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?
! огонь;
!+ форма;
!+ целевая причина;
! земля.
? Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?
!+ учение Сократа об общих понятиях;
! учение стоиков о бессмертии и переселении души;
!+ диалектика Гераклита;
! атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.
? Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?
!+ вечность;
! телесность;
! делимость;
!+ неподвижность.
? Положения характерные для софистов:
!+ можно убеждать всех во всем;
!+ отрицание объективной истины;
! для развития мира характерны определенные закономерности;
! существуют истины не опровергаемые никем;
!+ слово – главное средство убеждения.
? По мнению Сократа:
!+ добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;
!+ самопознание является источником истинного знания;
! нравственно оправданно то, что полезно;
! диалектика – это передача знания от одного человека к другому.
? К сократическим школам относятся:
!+ киники;
! пифагорейцы;
!+ киренаики;
! эпикурейцы;
! стоики.
? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:
!Фалеса;
! Гераклита;
! Демокрита;
!+ Пифагора;
! Парменида.
? Главный вопрос древнегреческой философии:
! о границах познания;
! о сущности человека;
! о строении природы;
! о структуре общества;
!+ о первоначале мира.
? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:
! Фалес;
! Платон;
! Пифагор;
! Сократ;
!+ Зенон.
? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:
!+ человек;
! космос;
! общество;
! душа;
! общество и космос.
? Основой всего по Гераклиту является:
!+ огонь;
! вода;
! воздух;
! земля;
! огонь и воздух.
? «Я знаю, что я ничего не знаю, а они и этого не знают» — высказывание:
! Демокрита;
! Парменида;
!+ Сократа;
! Платона;
! Аристотеля.
? Античная философия – это:
! философия древних китайцев;
! философия древних индийцев;
! древнегреческая мысль;
!+ философия древних греков и римлян;
! все указанное.
? Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:
! Протагор;
!+ Анаксимандр;
! Платон;
! Эпикур;
! Аристотель.
? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:
! Гераклит;
! Сократ;
!+ Демокрит;
! Аристотель;
! Платон.
? Доказать можно все, что угодно – девиз:
! стоиков;
!+ софистов;
! эпикурейцев;
! киников;
! эллатов.
? Кто из философов принадлежал к школе софистов:
! Гераклит;
! Сократ;
!+ Горгий;
! Эпикур;
!+ Протагор.
? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:
! общественной пользы;
! индивидуальной пользы;
!+ удовольствия;
! целесообразности;
! все указанное.
? Понятие логос в античной философии означает:
! слово;
! речь;
! учение;
! закон;
!+ все указанное.
? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:
! кинизм;
! гедонизм;
!+ стоицизм;
!+ скептицизм;
! все указанные.
? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:
! Фалес;
! Сократ;
!+ Пифагор;
! Аристотель;
! Платон.
? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии:
! Зенон;
!+ Парменид;
! Гераклит;
! Платон;
! Эпикур.
? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
! Гераклит;
! Парменид;
!+ Сократ;
! Платон;
! Аристотель.
? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:
! Сократ;
! Платон;
!+ Аристотель;
! Эпикур;
! Демокрит.
? Главную задачу философии стоики видели:
! в познании окружающего мира;
! в размышлениях о природных явлениях;
!+ в исцелении нравственных недугов;
! в доказательстве превосходства разума над чувствами;
! все указанное.
? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:
! Зенона;
! Гераклита;
! Сократа;
! Эпикура;
! Аристотеля.
? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:
! героя;
! мученика;
! аскета;
! святого;
!+ мудреца.
? Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:
! Фалес;
! Протагор;
!+ Аристотель;
! Сенека;
! Платон.
? Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:
! Сократ;
!+ Аристотель;
! Эпикур;
! Демокрит;
! Пифагор.
? Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:
! энергия;
! материя;
!вещество;
!+ форма;
! все указанное.
? «Человек – политическое животное» — это высказывание принадлежит:
! Платону;
! Сократу;
!+ Аристотелю;
! Демокриту;
! Платону и Аристотелю.
? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:
! космосе;
! жизни социального целого;
!+ жизни отдельного человека;
! проблемазх познания
! на всех указанных.
? Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:
! логически мыслить;
!+ управлять своими ощущениями;
! выполнять установления общества;
! управлять другими людьми;
! все указанное.
? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:
! киренаики;
! пифагорейцы;
! софисты;
!+ стоики;
! эпикурейцы.
? Первой философской школой др.Греции считается:
!+ милетская;
! элейская;
! пифагорейская;
! аристотелевская;
! платоновская.
? Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:
! идеях;
! государстве;
!+ природе;
! душе;
! все указанное.
? Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:
! человек реализует свой потенциал в политической борьбе;
!+ люди могут добиться блага только сообща;
! политика определяет ход истории;
! политика – цель деятельности человека;
! все названные.
I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
? Термин философия впервые употребил:
! Гераклит;
! Демокрит;
!+ Пифагор;
! Аристотель;
! Кант.
? Как соотносятся философия и мировоззрение:
! философия – часть мировоззрения;
!+ философия теоретическое ядро мировоззрения;
! мировоззрение – часть философии;
!+ философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;
! философия не имеет отношения к мировоззрению.
? В каких регионах мира зародилась философия?
! Египет;
!+ Греция;
!+ Индия;
! Рим;
! Китай.
? Назовите представителей философского идеализма:
! К.Маркс;
! Демокрит;
!+ Платон;
!+ Г.Гегель;
!+ Д.Беркли.
? Кто считал, что философия начинается с удивления?
!+ Платон;
! И.Кант;
!+ Аристотель;
! Г.Гегель;
! К.Маркс.
? Основные черты философского мышления:
! предметность;
!+ рефлексивность;
!+ целостность;
! конкретность;
!+ критичность.
? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:
!+ картину мира;
! верования;
!+ идеалы;
!+ оценку жизни;
! политические идеи.
? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):
! Что я могу знать;
! Что я должен делать;
!+ Что такое природа;
! Что такое человек;
! На что я смею надеяться.
? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?
!+ чувственно-образная форма освоения действительности;
! абстрактно-понятийная форма освоения действительности;
! теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;
! аналитический способ познания мира;
! все ответы верны.
? Материализм — это:
! принцип философского исследования;
! учение о материальности мира;
!+ философское направление, утверждающее первичность материи;
! провозглашение приоритета чувственных удовольствий;
! все ответы верны
? Мир – это комплекс ощущений, считают:
! материалисты;
! объективные идеалисты;
!+ субъективные идеалисты;
! пантеистиы;
! все названные.
? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?
!+ это учение о ценностях;
! это теория о мотивации поведения;
! это учение об общезначимых ценностях;
! это нормативная дисциплина;
! все названное.
? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:
!+ формируется на бессознательном уровне;
! существует исключительно в сфере рационального;
! является синонимом только ценностных ориентаций;
! связан только с убеждениями;
! все указанное.
? Мифология исторически ближе всего к:
!+ философии;
! науке;
!+ религии;
! праву;
!+ искусству.
?Философия преимущественно направлена на осмысление:
!+ мировоззренческих вопросов;
! природных процессов;
! социальных проблем;
! экономических проблем;
!+ общечеловеческих проблем.
? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:
!+ мировоззрение;
! гипотеза;
! умозаключение;
! теория;
! проблема.
? Возникновение философии означало:
! появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;
! появление в обществе нового социального класса;
! дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных
процессах;
!+ переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;
! все указанное.
? Философы, согласно Пифагору, это люди:
! умеющие спорить;
! умеющие слушать;
! стремящиеся к знанию;
!+ стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;
! все указанное.
? Философскому мировоззрению присуща:
! наглядность;
! эмпирическая обоснованность;
!+ системность;
! категоричность;
! все указанные признаки.
? В каждом обществе существует:
! столько мировоззрений, сколько и людей;
! одно мировоззрение;
!+ разные типы мировоззрений;
! сколько народов, столько и мировоззрений;
! сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.
?Формами предфилософского мировоззрения являются:
! наука;
!+ мифология;
!+ религия;
! искусство;
! право.
? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):
! мир в целом;
!+ мир как целое;
! отдельные стороны бытия;
! общество и его проблемы;
! политические процессы в обществе.
? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:
!+ сказаний;
!+ преданий;
!+ вымыслов;
! анализа;
! доказательства.
? Что сближает философию и науку:
!+ абстрактное мышление;
!+ использование логики;
! проведение экспериментов;
! внедрение результатов в производство;
! все указанное.
? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:
! философией;
! физикой;
!+ метафизикой;
! логикой;
! онтологией.
? Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:
! философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;
!+ философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;
! философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;
! философия – это любовь к мудрости;
! все указанное.
? Философия отличается от религии:
!+ как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;
! как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;
! как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;
! как область знания, имеющая исторический характер;
! все указанное.
? Какие из вопросов являются философскими?
! Каковы пути предотвращения ядерной войны?
! Как решить продовольственную проблему?
!+ Что такое свобода?
! Когда на земле появились люди?
!+ В чем смысл жизни?
? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):
! владеющий истиной;
! умеющий спорить;
! способный проводить эксперимент;
!+ стремящийся к поиску истины;
! все указанное.
? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:
! природе;
! социуме;
!+ мысли;
! искусстве;
! мысли и искусстве.
? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:
!истина;
! природа;
! человек;
! Бог;
!+ начало всего сущего.
?Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:
! символов;
! образов;
! чувств;
!+ разума;
! все указанное.
? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:
! постижением Бога;
!+ фундаментальной теоретической мыслью;
! чувственным восприятием действительности;
! экспериментом;
! со всем указанным.
? К функциям, выполняемым философией не относится:
!+ прагматическая;
! методологическая;
! гносеологическая;
! мировоззренческая;
! прогностическая
? Укажите правильный ответ. Философия – это:
! такая же наука как и история, политология, социология;
! умение вести беседу;
!+ это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;
! это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;
! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.
? Характерной чертой философского размышления является:
!+ сомнение;
! категоричность;
! краткость;
! доказательность;
!+ логичность.
? Отличительная черта философских методов в их:
! точности;
! конкретности;
!+ универсальности;
! непротиворечивости;
! предметности.
? Согласно Гиппократу врач-философ подобен:
! герою;
! мудрецу;
!+ Богу;
! духовному наставнику;
! всем указанным.
? Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:
! гравитация;
! молекула;
! элементарная частица;
!+ субстанция;
!+ причина.
? Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:
!+ Античную эпоху;
! в Средневековье;
! эпоху Возрождения;
! Новое Время;
! Эпоху Просвещения.
? Материализм – это:
! принцип философского исследования;
! учение о материальности мира;
! провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;
!+ философское направление, утверждающее первичность материи;
! все указанное.
? Какое из положений соответствует идеализму:
! сознание есть продукт материи;
! сознание неразрывно связано с материей;
!+ сознание может существовать до и независимо от материи;
! сознание не всегда адекватно отражает материю;
! все указанное.
? Представителями объективного идеализма являются:
! Вольтер;
!+ Платон;
! Юм;
! Кант;
!+ Гегель.
? Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):
! мифологическое;
! религиозное;
! философское;
!+ научное;
! психологическое.
Рекомендуемые страницы:
Конфуцианство — Конфуцианское мировоззрение — Теория, семья, развитие, Инь и Ян
Конфуцианцы верят, что Тайцзи — это Высшая, объединенная энергия Инь и Ян, , которая произошла от У Чи (энергия пустоты) и может быть преобразована в различные формы. Конечный источник всей энергии и знания называется Дао, , который представляет собой континуум без границ во времени и пространстве, бесконечный, бесформенный и светящийся (И-Цзин).
В конфуцианской философии система Инь и Ян была задумана как способ объяснения Вселенной. Это чисто релятивистская система; любая вещь является либо Инь, либо Ян по отношению к какому-либо другому объекту или явлению, и все вещи можно описать только по отношению друг к другу. Инь и Ян являются отрицательным и положительным принципами универсальной силы и графически представлены символом тайцзи. Инь и Ян вместе составляют Дао, вечный принцип неба и земли, источник всего человеческого и божественного.Дао произвело ци ( ци, энергии или жизненной силы). Человеческая природа была доброй; однако негативные и бесконечные человеческие желания могут привести к разбалансировке систем, что может привести к возникновению проблемных ситуаций.
В современных терминах теоретическое мировоззрение Инь-Ян можно определить как школу трансформации, ориентированную на исследования и использующую подход, который является многомерным, межкультурным, многоуровневым, мультимодальным, мультисистемным и всеобъемлющим. Это образ жизни или искусство жизни, цель которого — синхронизировать системы вселенной для достижения индивидуального и коллективного удовлетворения.
Четыре основных принципа описывают изменения во взаимоотношениях внутри экологических систем.
Символ Тайцзи наглядно представляет Инь и Ян, отрицательные и положительные принципы универсальной силы.
Эти принципы изменения исторически используются для расширения прав и возможностей человека и семьи:
- Изменить легко, потому что Дао как его источник существует во всем и в каждый момент повседневной жизни;
- Изменение — это преобразующий процесс, обусловленный динамикой Инь и Ян.Любое изменение в части Инь или Ян приведет к изменению системы и связанных с ней систем;
- Изменение имеет понятие постоянства — само изменение неизменно. Таким образом, нужно постоянно искать истину и заниматься преобразованием на протяжении всей жизни;
- Лучшие преобразования — это те, которые одновременно способствуют росту и развитию личности и целого.
Таким образом, любое системное решение конфликта и цели развития нацелены на интеграцию любви ( Jen ), справедливости, свободы и верности (образ Дао) в динамике.Это ситуативный подход к удовлетворению человеческих потребностей (любви). Правосудие рассматривается как совершенно равное обращение. Свобода практикуется через участие в переговорах и компромисс с гибкостью новых моделей и поведения. Стабильность, повторяемость и подотчетность лидерства, раскрываемые законами природы, достигают верности. Основной образ Дао интегрирован в динамику разрешения конфликта. Таким образом, равенство ролей и смена ролей являются основным следствием теории инь-ян.Достижение баланса инь-ян, благополучия семьи и идеального мирового содружества — все это аспекты практики Конфуция.
.
3 Строение ядер | Ядерная физика: ядро материи, топливо звезд
Ядерное вещество
Хотя тяжелые и даже сверхтяжелые ядра обсуждались выше, природа также дает ядра практически бесконечного размера в плотных ядрах нейтронных звезд, где адронная материя существует как однородная среда, а не сгруппирована в отдельные ядра. Многое из того, что мы узнаем из конечных ядер — природа нуклон-нуклонной силы, роль многонуклонных взаимодействий, коллективные возбуждения и т. Д. — имеет решающее значение для объяснения свойств бесконечной материи.Но многим новым объектам, например материи, почти полностью состоящей из нейтронов, нет аналогов в обычных ядрах.
В отсутствие кулоновских сил основное состояние адронной материи представляет собой однородную жидкость с равным числом протонов и нейтронов. Плотность этой жидкости составляет около 2,5 × 10 14 г / см3 или, что эквивалентно, 0,16 нуклонов на кубический фемтометр. На самом деле такая жидкость имеет непомерно большую кулоновскую энергию и, следовательно, не существует. Однако ядра часто можно рассматривать как относительно стабильные маленькие капли холодной ядерной материи, и некоторые из их свойств можно отнести к свойствам однородной ядерной материи.
В космосе протяженная ядерная материя, имеющая большой избыток нейтронов над протонами и содержащая электроны для нейтрализации электрического заряда протонов, возникает в недрах нейтронных звезд и на короткое время в массивных звездах, которые коллапсируют, а затем взрываются как сверхновые. Исследования ядерной материи получили большой импульс после обнаружения нейтронных звезд в 1968 году и последующего интереса к пониманию сверхновых.
Зависимость давления от плотности и температуры, уравнение состояния, является одним из основных свойств материи.При малых значениях нейтронного избытка (т. Е. Когда числа нейтронов и протонов близки) холодное ядерное вещество представляет собой квантовую жидкость. Он расширяется при нагревании и претерпевает фазовый переход жидкость-газ с расчетной критической температурой примерно 18 МэВ. Напротив, вещество, состоящее только из нейтронов, считается газом даже при нулевой температуре.
Энергии связи и распределения плотности средних и больших ядер дают информацию об уравнении состояния холодной ядерной материи при плотностях вплоть до его равновесной плотности и при значениях отношения нейтронов к протонам до 1.5. Имеющихся в настоящее время данных недостаточно для определения уравнения состояния вещества с большим нейтронным избытком, что представляет интерес для астрофизики. Следовательно, экстраполяция полагается на теоретические предсказания уравнения состояния чистого нейтронного вещества. В следующем десятилетии будут предприняты большие усилия по изучению нестабильных ядер, богатых нейтронами, с использованием радиоактивных пучков, как обсуждалось в предыдущем разделе. Эти усилия предоставят важную дополнительную информацию.
Ядра и даже большие куски ядерной материи могут подвергаться глобальным колебаниям, в которых нейтроны движутся против протонов, или, альтернативно, нейтроны и протоны движутся в унисон, вызывая колебания плотности и формы.Эти колебания, концептуально подобные фундаментальным колебаниям колокола или жидкости
.