Перцептивные способности — это что такое?
Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему приведены в кратких афоризмах: «когда готов ученик, является учитель» и «коротко учение о людях, но длинно познание». Оба высказывания подразумевают готовность к полному восприятию учителя или людей (точной интерпретации невербального общения). Развитие перцептивных способностей происходит по определенному сценарию. Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти общий язык с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера воздействия которых лежит в области «человек – человек», повышает компетентность и успешность.
Значение термина
Слово «перцепция» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином «перцепция» «неясные впечатления» в противовес апперцепции – ясному осознанию восприятия.
В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:
- предметность;
- аперцептивность;
- контекстность;
- осмысленность;
- структурность.
Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.
Формирование и возможности развития навыков
Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.
В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).
По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.
Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.
Программы и методики развития
Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:
- комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
- для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
- для одаренных.
В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.
Социальная значимость навыка
Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.
Общение – процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.
На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире круг общения детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.
Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).
Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Пол Экман. Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.
Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности
Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности – это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.
Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения. Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.
Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.
Родители
Перцептивные педагогические способности – это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.
В период раннего детства именно папа с мамой являются примерами для подражания и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.
Воспитатели
В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей – благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.
Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все – мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.
Перцептивные способности педагога – это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.
Учителя
Перцептивные способности учителя – это умение:
- воспринимать психологическое состояние ученика;
- держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
- дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
- оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.
Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).
Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:
- педагогическая рефлексия;
- педагогический такт;
- педагогическая направленность.
Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:
- профессионально-личностные;
- профессиональные знания;
- профессиональные умения;
- активная педагогическая позиция;
- опыт творческой деятельности.
Ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога – это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста
Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).
Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.
Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности – это «двигатель» развития ребенка.
Подростки
С возрастом роль точности и комплексности восприятия только возрастает, а структура – усложняется. Поэтому ведущей деятельностью подростков является не учение, а общение (кладезь для развития перцептивных способностей). Игнорирование значения коммуникации для тинейджеров взрослыми недопустимо. Это период кропотливой огранки «алмаза» под названием «общение». Таким образом, подросток познает себя, производит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «Я-концепции».
Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека
В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.
Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».
Заключение
Перцептивные способности – это своеобразное умение «читать» собеседника, и путь развития и совершенствования измеряется от собеседника к собеседнику на протяжении всей жизни. А на жизненном пути не бывает случайных идей, людей и спутников. Как любил повторять герой одного мультфильма: «Случайности не случайны».
перцептивные действия — это… Что такое перцептивные действия?
- перцептивные действия
— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
1998.
- перцептивные действия
- Этимология.
Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.
Категория.
Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.
Специфика.
Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.
- ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- (англ.
perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.
Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.
Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- первая сигнальная система
- Пиаже Жан
Смотреть что такое «перцептивные действия» в других словарях:
Перцептивные Действия — основные структурные единицы процесса восприятия , обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций … Психологический словарь
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — (от лат. perceptio восприятие…) действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач, таких как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д. активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру … Психология человека: словарь терминов
викарные перцептивные действия — Этимология. Происходит от лат. vicarius заменяющий, замещающий. Категория. Перцептивные действия. Специфика. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз … Большая психологическая энциклопедия
Викарные Перцептивные Действия — (от лат. vicarius заменяющий, замещающий) перцептивные действия зрительной системы. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз (дрейф, быстрые скачки) … Психологический словарь
Действия перцептивные — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций … Словарь-справочник по педагогической психологии
Действия перцептивные — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций … Словарь по педагогической психологии
Тесты действия (performance tests) — Т. д. требуют активных физ. реакций на уровне произвольных движений, действий или предметно манипулятивной деятельности. С помощью таких тестов часто измеряют двигательную координацию, скорость движений и действий, а также перцептивные или… … Психологическая энциклопедия
Восприятие — сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с Ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий… … Большая советская энциклопедия
мышление визуальное — способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно действенное и мышление наглядно образное, где при уподоблении действий предметно практических и чувственно… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее Купить за 1768 грн (только Украина)
- Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее Купить за 1693 грн (только Украина)
- Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее Купить за 1367 руб
Другие книги по запросу «перцептивные действия» >>
Сенсорно-перцептивный процесс
Понятие сенсорно-перцептивного процесса
Определение 1
Сенсорно-перцептивные процессы – это те процессы, которые посредством органов чувств человека обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира.
Жизнь человека – это сплошные действия, которые сопровождают его с момента рождения и до конца жизни. Среди них есть такие, которые получили название перцептивные.
Определение 2
Перцепция – это восприятие или способность человека отражать окружающие предметы и ситуации.
Восприятие позволяет познавать окружающую действительность и способствует формированию индивидуального её понимания. Каждый человек окружающую действительность воспринимает по-своему. Тем не менее, несмотря на разное восприятие, люди в своем развитии проходят определенные стадии, сопровождающиеся конкретными, т.е. перцептивными действиями. Они являются составными частями структуры процесса восприятия и деятельности.
Восприятие и деятельность неразрывно связаны между собой. Формирование и развитие перцептивных действий осуществляется в процессе обучения и делится на три этапа:
Готовые работы на аналогичную тему
- первый этап связан с детским возрастом, когда ребенок начинает выполнять действия с незнакомыми предметами происходит формирование адекватного образа предмета и в дальнейшем становится сенсорным эталоном;
- второй этап связан с перестройкой сенсорных процессов и под влиянием практической деятельности они становятся перцептивными действиями, идет знакомство с пространственными свойствами предметов;
- третий этап характеризуется сокращением и сворачиванием внешних действий, которые становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания.
У ребенка к этому времени система сенсорных эталонов уже сформирована, например, система геометрических фигур. Благодаря эталонам сенсорно-перцептивные действия меняются и их процесс построения образа превращаются в процесс опознания.
Ощущение как сенсорно-перцептивный процесс
Познание окружающего мира у человека начинается с ощущений, которые являются началом этого познания.
Определение 3
Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств, качеств предмета в сознании человека.
Ощущения непосредственно оказывают воздействие на органы чувств, с помощью которых в кору головного мозга поступает информация об окружающей человека среде. Благодаря ощущениям происходит отражение основных внешних признаков предмета – величина, форма, цвет, звук, вкус, мышечные ощущения и др.
Ощущения отличаются друг от друга своим качеством, интенсивностью, чувственным тоном. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы и их деятельность. Анализаторы состоят из воспринимающих рецепторов, проводящих рецепторов и центральных корковых отделов анализаторов, обрабатывающих идущие от рецепторов нервные сигналы.
Ощущения имеют определенные свойства – контраст, пороги ощущений, адаптацию, сенсибилизацию, последовательные образы.
Контраст состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают. Что касается порога ощущений, то чем меньше его величина, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютный порог ощущений у людей разный, а верхний порог является максимальной величиной раздражителя, выше которой ощущение уже не воспринимается.
Порог различения – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которые возможно ощутить. При длительном воздействии раздражителей чувствительность анализаторов может повышаться или понижаться, что является адаптацией.
При повышении возбудимости коры головного мозга чувствительность анализаторов может повышаться под влияние деятельности других анализаторов. Это явление называется сенсибилизацией. Например, у дегустаторов повышаются обонятельные и вкусовые ощущения.
Продолжение ощущения может наблюдаться при прекращении действия раздражителя, потому что рецепторы ещё некоторое время находятся в состоянии возбуждения – это последовательные образы, например, после морской прогулки, человек ещё некоторое время будет ощущать качку.
Ощущения по характеру действия раздражителя на рецепторы бывают:
- экстерорецептивные,
- интерорецептивные,
- проприорецептивные.
К экстерорецептивным ощущениям относятся зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и температурные ощущения.
Интерорецептивные ощущения – это ощущения боли, равновесия, ускорения, т.е. они, отражают состояние внутренних органов.
Проприоцептивные ощущения или мышечно-двигательные, отражают движение тела человека. С их помощью человек получает информацию о положении тела в пространстве, о сокращении, растяжении, расслаблении мышц. Эти ощущения имеют довольно сложный характер.
Восприятие как сенсорно-перцептивный процесс
Если при ощущении происходит отражение отдельных свойств, качеств предмета, то процесс восприятия является психическим познавательным процессом отражения не отдельных свойств предметов, а в целом.
Рисунок 1. Сенсорное развитие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Восприятие всегда является совокупностью ощущений, как составных частей восприятия, качественно новой ступенью чувственного познания со своими особенностями.Основная задача восприятия заключается в формировании правильных образов внутренней и окружающей реальности.
Физиологический основой этого сенсорно-перцептивного процесса выступают комплексные раздражители, функционирующие одновременно. Согласованная деятельность нескольких анализаторов в этот период протекает с участием ассоциативных отделов коры головного мозга и речевых центров.
Восприятия бывают преднамеренные, в основе которых лежит сознательно поставленная цель и непреднамеренные, не имеющие специально поставленной цели, а связанные с волевым усилием.
При развитом восприятии усваивается больший объем информации.
Для восприятия характерны свойства:
- избирательность,
- предметность,
- осмысленность,
- константность,
- апперцепция,
- целостность.
В проявлении свойств восприятий большое значение играют физические характеристики предметов, поэтому их величина и форма, глубина и удаленность, линейная и воздушная перспектива должны органами чувств отражаться правильно.
Восприятия также могут быть неправильными или искаженными – это иллюзии. Зрительных иллюзий известно довольно много, например, переоценка вертикальных линий, неправильное восприятие величины или объема предмета.
Объясняются данные иллюзии законом восприятия, по которому величина предметов оценивается в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы расположены.
В сознании человека отражается объективная длительность, скорость, последовательность явлений действительности – это восприятие времени. Специального анализатора для этого нет и в основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Сигналом времени становится определенное состояние нервных клеток, что способствует выработке условных рефлексов на время. Промежутки времени наиболее точно дифференцируются кинестетическими и слуховыми ощущениями.
Существуют также восприятие ритма и восприятие движения.
Восприятие ритма представляет собой отражение равномерного чередования стимулов при воздействии на органы чувств, а восприятие движения – это отражение изменения положения объектов или наблюдателя в пространстве.
Восприятие движений происходит с помощью взаимодействия зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и других анализаторов.
Перцептивные Действия — это… Что такое Перцептивные Действия?
- Перцептивные Действия
- Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия — , обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций — .
Психологический словарь.
2000.
- Персона
- Петрилович (Petrilowitsch) Николаус
Смотреть что такое «Перцептивные Действия» в других словарях:
перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного… … Большая психологическая энциклопедия
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — (от лат. perceptio восприятие…) действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач, таких как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д. активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру … Психология человека: словарь терминов
викарные перцептивные действия — Этимология. Происходит от лат. vicarius заменяющий, замещающий. Категория. Перцептивные действия. Специфика. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз … Большая психологическая энциклопедия
Викарные Перцептивные Действия — (от лат. vicarius заменяющий, замещающий) перцептивные действия зрительной системы. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз (дрейф, быстрые скачки) … Психологический словарь
Действия перцептивные — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций … Словарь-справочник по педагогической психологии
Действия перцептивные — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций … Словарь по педагогической психологии
Тесты действия (performance tests) — Т. д. требуют активных физ. реакций на уровне произвольных движений, действий или предметно манипулятивной деятельности. С помощью таких тестов часто измеряют двигательную координацию, скорость движений и действий, а также перцептивные или… … Психологическая энциклопедия
Восприятие — сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с Ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий… … Большая советская энциклопедия
мышление визуальное — способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно действенное и мышление наглядно образное, где при уподоблении действий предметно практических и чувственно… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее Купить за 1768 грн (только Украина)
- Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее Купить за 1693 грн (только Украина)
- Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее Купить за 1367 руб
Другие книги по запросу «Перцептивные Действия» >>
Перцептивная информация — это… Что такое Перцептивная информация?
- Перцептивная информация
- — информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результате их восприятия индивидом.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.
- Перцептивная деятельность
- Перцептивные действия
Смотреть что такое «Перцептивная информация» в других словарях:
психология памяти — ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
состояния памяти — Воспоминание это не только поиск подходящих воспоминаний в базе данных памяти, это активный процесс, в ходе которого мы реконструируем свои воспоминания, исходя из своих верований, желаний, потребностей, а также информации, полученной из внешних… … Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль
ВЕРБАЛЬНОЙ ПЕТЛИ, ГИПОТЕЗА — Суетной петлей. Теоретический принцип, согласно которому сенсорная/перцептивная информация приобретается и сохраняется посредством перевода того, что воспринято, в слова и запоминания их … Толковый словарь по психологии
ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
Перспектива — У этого термина существуют и другие значения, см. Перспектива (значения). Пример перспективы в фотографии. «Блошиный рынок в Москве, вид с моста до станции … Википедия
Когнитивная этология — (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА — это… Что такое ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА?
- ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА
- [см. перцепция] — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС.
В.П. Дудьев.
2008.
- ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
- ПЕРЦЕПТИВНЫЙ
Смотреть что такое «ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА» в других словарях:
система регуляции — функциональная подструктура личности. В основе ее лежит сформированный в ходе жизненного пути человека определенный комплекс сенсорно перцептивных механизмов и процессов со связью обратной. Он обеспечивает постоянное взаимодействие внешних и… … Большая психологическая энциклопедия
Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия
Стимул (stimulus) — Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое. Как ученый, психолог изучает челов.… … Психологическая энциклопедия
Сенсомоторный психосинтез — В Википедии также есть статья Психосинтез, о методе, разработанном Роберто Ассаджиоли Сенсомоторный психосинтез (от лат. sensus «ощущение», лат. motor «приводящий в движение», греч. ψυχή «душа» и греч. σύνθεσις … … Википедия
защита психологическая — система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие З. п.,… … Большая психологическая энциклопедия
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
определение восприятия по The Free Dictionary
В докладе ООН утверждается, что смерть была вызвана ранениями от дробовиков, пуль, снарядов со слезоточивым газом, а также вдыхания паров химических снарядов. С учетом разумной проницательности, действия правительства Моди по насильственному перемещению и насильственным исчезновениям являются виновными по международному гуманитарному праву ( Поскольку при нынешнем председательстве Германии в СБ ООН особое внимание уделяется примату международного гуманитарного права, Совет должен принимать во внимание продолжающиеся нарушения прав человека в Кашмире.Ментальное измерение, занимающее до 80%, «является тонкой областью внутренней активации, т. Е. Пламенем активной внутренней вибрационной восприимчивости и вовлеченности» (Zarrilli, Psychophysical 62). Я ценю четкие образы и восприимчивость в отношении доступность и потенциальная ценность этих привлекательных шейкеров. Именно в фантастической литературе символическое воображение выполнило свое стремление к достижению мистического союза; он представлял собой язык свободного воображения, неограниченных правил и чуткого восприятия.Интерпретация сказки Лоуренса Хаусмана «Лунный цветок» (1895) пытается познакомить читателя с поздними викторианскими сказками, относящимися к религиозной философии и мистическому воображению. Подтверждение в этом исследовании было достигнуто за счет использования записей в журналах участников в результатах. и признание способности исследователя к восприятию. (13) В отличие от этого, Томас Персиваль, врач из Манчестера, который знал Дарвина, утверждал в своей виталистической статье «Спекуляции на способности восприятия овощей» (1785 г.), «не только о том, что растения обладали жизненной силой, были способны к самопроизвольному движению и испытывали ощущения, но также обладали подлинной способностью к восприятию.«(14) Среди таких утверждений, несмотря на то, что Линней олицетворял язык в своих трудах о растениях, его часто отождествляли с механизмами, и один из его величайших соперников, французский натуралист Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон, пренебрег своими систематиками как механистическими. абстрактные и зависящие от наблюдений за явлениями на поверхности. частично зависит от создания образа восприимчивости, если не блеска »(44, см. также Fahnestock and Secor 93, MacDonald 142). Биороботы во многих аспектах превосходят традиционные механические роботы, такие как мобильность, восприимчивость, адаптивность и потребление энергии.Брэдли часто и с его обычной проницательностью цитировал старую максиму Корпуса связи о том, что Конгресс делает общее, но только сообщение; может сделать его командиром. В «Она была уверена, что река поддержит ее»: модернистский эстетизм в художественной литературе Аниты Десаи », Лопес продолжает показывать, как недовольство персонажей Десаи по отношению к своему социальному окружению и домашней среде на одном С другой стороны, их острая восприимчивость восходит к модернистской традиции, особенно к ее «темным местам психологии», как ее описал Вульф (qtd.В изобразительной абстракции первичные религиозные утверждения истины предполагают нефигуративное восприятие, которое более универсально постижимо, чем то, что изображено в конкретных графических образах.175), и что лучшими экспериментаторами будут те, кто просто хорошие наблюдатели, демонстрирующие восприимчивость и чувствительность.
,
Восприятие (психология) — определение Восприятия (психологии) The Free Dictionary
per • cep •tion
(pərˈsɛp ʃən)
n.
1. действие или способность восприятия посредством чувств или разума; познание; осознание.
2. единое объединенное осознание, полученное на основе сенсорных процессов при наличии стимула.
3. немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; проницательность.
4. результат или продукт восприятия; перцепции.
[1350–1400; Среднеанглийский язык ( perceptiō собирание, восприятие. См. Восприятие, -tion)
per • cep′tion • al, прил.
Perception
система философского идеализма, разработанная Джорджем Беркли (1685? — 1753), особенно его догмат о том, что физический мир не имеет независимой реальности, но существует как восприятие божественного разума и конечного разума человека.Также Берклиизм. — Berkeleian, Berkeleyan, n., Прил.
Медицина. ассоциация воображаемых ощущений цвета с реальным восприятием слуха, вкуса или запаха. Также называется фотизм , цветной слух . Ср. синестезия.
комбинация органических ощущений, составляющих осознание человеком своего телесного существования. — ценестетик, ценестетик, прил.
нарушение любого из органов чувств.
Медицина. — чувство, с помощью которого воспринимаются движение, вес, положение и т. Д. — кинестетик, прил.
крайняя острота или чувствительность вкусовых ощущений.
чрезвычайно повышенная острота зрения, вызванная повышенной чувствительностью сетчатки.
повышенная острота обоняния.
общее или коллективное переживание всех ощущений или всех чувств. — панестетик, панестетик, прил.
любые ненормальные физические ощущения, такие как зуд, щекотка и т. Д. — парестетические, парастетические, прил.
видение или иное восприятие чего-то, что не имеет физической или объективной реальности, как привидение или другое сверхъестественное привидение. Также phantasma . См. Также изображения; философии.
звук или слуховое ощущение, вызванное раздражителем другого чувства, например вкусом, запахом и т. Д.
хроместезия.
сенсорный аппарат тела в целом; место физического ощущения, которое воображается в сером веществе мозга.
Медицина. вторичное ощущение, сопровождающее реальное восприятие, например восприятие звука как цвета или ощущение прикосновения в месте на некотором расстоянии от фактического места прикосновения. Ср. хроместезия. — синестетик, синестетик, прил.
форма экстрасенсорного восприятия, работающая на расстоянии и позволяющая столь одаренному наблюдателю воспринимать события, объекты и т. Д. На большом расстоянии. — телестетический, телестетический, прил.
.