Структура психики человека кратко: Структура психики человека — Студопедия

Содержание

Структура психики человека (стр. 1 из 3)

СТРУКТУРА ПСИХИКИ

ПСИХИКА

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

· сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

· подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению

· уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

· лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

· резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества… Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Структура психики. Психология. Полный курс

Структура психики

Психика как функция мозга состоит в отражении объективной действительности в идеальных образах, которые лежат в основе регуляции жизнедеятельности организма. Мозг психически отражает материальную действительность, в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, без которых невозможна регуляция взаимодействия организма с окружающей средой. Идеальные образы объективно существующих явлений определяют содержание психики, возникая у всех людей по-разному (они могут быть связаны с прошлым опытом, знаниями, потребностями, психическим состоянием, интересами и т. д.). Другими словами, психику можно определить как субъективное отражение объективного мира. При этом подчеркнем, что, говоря «субъективный», мы не имеем в виду неправильный. Благодаря наличию у человека общественно-исторической и личной практики окружающий мир обретает объективное отражение.

Психикой обладают и человек, и животные. При этом, поскольку психика человека является высшей формой психики, ее обозначают также как «сознание». Психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

Психика включает в себя:

1) психические свойства;

2) психические процессы;

3) психические качества;

4) психические состояния.

1. Психические свойства. К ним относятся устойчивые проявления, которые передаются по наследству и почти не изменяются в процессе жизни. Имеются в виду свойства нервной системы, такие как сила нервной системы (устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению), уравновешенность нервных процессов (относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения), лабильность (гибкость изменения под воздействием различных раздражителей), резистентность (сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей), подвижность нервных процессов (скорость перехода от возбуждения к торможению).

2. Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным периодом развития (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, воля, эмоции). На их развитие и формирование оказывают влияние внешние условия жизнедеятельности.

3. Психические качества, будучи относительно устойчивыми, возникают и формируются в процессе учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности человека. Характер в большей степени является проявлением психических качеств.

4. Психические состояния предстают как относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Структура психики | Psylist.net

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Понятие «Психика» ее структура, функции.

Понятие о психике, ее структуре и функциях. Сознание. Функции сознания.

Психика — способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность — важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния — относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Функции психики – уникальные качества, присущие определенному человеку, помогающие подстроиться к любым изменениям в жизни личности.

Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики, которые считаются основными.

1. Когнитивная — эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете. Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.

2. Регуляторная — сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.

3. Коммуникативная — Речь является для личности важнейшим и главным элементом взаимодействия с окружающими людьми. Сигналы, передающиеся в процессе общения, позволяют получить о собеседнике полную информацию о личностных качествах.

4. Информационная — Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах. Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

5. Эмотивная. Функция психики, отвечающая за эмоции и душевные колебания человека. Весь окружающий мир и исходящий от него посыл с подтекстом вызывает у нас ответный разнополярный всплеск эмоций, наглядным результатом такого преобразования выступает настроение.

6. Конативная. Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.

Сознание. Функции сознания

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Основные функции сознания человека:

  • Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

  • Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

  • Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

  • Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

  • Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

  • Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Психика человека — структура, функции, психические состояния

Ещё древние греки отмечали две составляющие каждого человека. Первая – его вешние, предметные, вещественные проявления. Вторая – внутренние особенности человека, составляемые чувствами, эмоциями, желаниями, воспоминаниями. Это и есть проявления психической жизни человека.

Под психикой понимается скоординированный ответ высокоорганизованного индивидуума на внешние воздействия окружающей реальности. Формирующийся при этом психический образ позволяет контролировать поведенческие реакции индивидуума. Из определения становятся понятно основное значение психики в жизни человека: индивидуализированное отображение окружающей реальности и регулирование ответного поведения.

Психика – это внутреннее отображение событий внешнего мира.

Структура психики

С структурной точки зрения психику рассматривают как сложно организованную многоуровневую систему. В большинстве сложные системы имеют специфическую организацию, динамику и структуру.

Важнейшее свойство психики, на которое указывает большинство исследователей – нерасчленимость, целостность. Психикой человека называется сложная по соотношениям и взаимодействию совокупность сформированная психическими процессами, состояниями, свойствами, образованиями.

перейти наверх

Психические процессы

Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом.

Всю совокупность психических процессов можно подразделить на познавательные, эмоциональные, волевые.

Всем психическим процессам свойственна объединенность в общий поток сознания с целью адекватного отображения реальности и возможности осуществления деятельности. Скорость психических процессов определяется характерологическими особенностями личности и интенсивности вызывающих их раздражителей.

перейти наверх

Психические состояния

Уровни работоспособности индивида, определяющие качественный фон его деятельности называются психическими состояниями. Именно от психических состояний зависят стадии высокой и низкой личностной активности. Определяются как физиологическими факторами, так и кратковременными внешними воздействиями (например, похвалой или осуждением и т.п.).

Состояния классифицируют по трём группам: общее психическое состояние, настроение (эмоциональный фон), вдохновение (состояние творчества).

перейти наверх

Психические свойства

Являются относительно стабильным образованием, отображающие типичный для конкретного индивида характер деятельности в качественно-количественном выражении.

По структурной организации психические свойства классифицируют на четыре группы:

  • Жизненную позицию, определяющую уровень активности и избирательности человека, формируют интересы, убеждения, идеалы;
  • Под темпераментом понимают природные врождённые свойства личности, обусловливающие степень подвижности, активность, уравновешенность;
  • Способность к творческому самовыражению, выраженность эмоциональных проявлений, развитость воли и интеллекта определяют способности;
  • Совокупностью отношений и способов поведения формируется характер.

перейти наверх

Психические образования человека

Под влиянием приобретённых в процессе жизни опыта и знаний складываются психические образования индивидуума. Они определяют качество профессиональной деятельности. Обобщённым представлением психических образований считают сознательность.

В целом психическая деятельность это нечто большее, чем просто совокупность нейро-гуморальной деятельности нервной ткани. Психическое возникает в результате совокупной обработки внешних и внутренних сигналов. Психика – это совокупный продукт обработки головным мозгом массы поступающих сигналов на качественно ином уровне.

перейти наверх

Функции психики

Возможность адекватного индивидуального отображения внешнего мира обусловлено функциями психики. Физиологической основой функционирования психики – сложная совокупность множества афферентно и эфферентно направленных связей. За некоторые функции строго отвечают определённые участки мозга. Другие диффузно распределяются по всей коре головного мозга и при необходимости легко делегируются. Участием в формировании функциональных ответов нескольких отделов мозга, обеспечивается возможность их регулирования. Функции психики описаны ниже.

перейти наверх

Функция отражательная

Ежедневное влияние на психику человека оказывает огромное количество факторов, способных значительно корректировать эту функцию. Воздействие любого явления часто определяется условиями и временем воздействия, в голове у человека отображаются образы всех событий и объектов окружающего мира.

Выделяют три формы отражения: восприятие неживую природу, отражающие происходящие физиологические процессы и отражение сознания.

Благодаря своей динамичности, отражение позволяет выработать ответ на конкретную сложившуюся ситуацию. Человек адекватно воспринимает происходящую ситуацию без попыток её преобразовать.

перейти наверх

Функция регулятивная

Восприятие окружающих событий не пассивный процесс. Благодаря регулятивной способности психики, человек может регулировать свое отношение, ставить задачи, воспринимать мотивацию и потребности. Благодаря психике изменяется поведение человека.

Выделяют две разновидности регулятивной функции: при направленности на достижение результата – конструктивная, при авантюрной и рискованной направленности – деструктивной.

перейти наверх

Функция познавательная

Используется указанная функция для осмысления конкретной ситуации со всевозможных сторон с целью оптимальной адаптации. Это позволяет максимально комфортно чувствовать себя практически в любых условиях. Эта же функция позволяет каждому уникальному по своей сути индивидууму существовать как части общего социума.

Психика человека сложноорганизованная структура позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.

Структура психики

Определение 1

Психика представляет собой свойство мозга как высокоорганизованной материи отражать объективную реальность, и на основе формируемых в процессе отражения психических образов регулировать деятельность личности, реализацию ее поведенческих паттернов.

Психическое отражение является активным процессом, сопряженным с выбором, поиском, неотъемлемой стороной деятельности личности, характеризуется рядом особенностей, включая следующие:

  1. Дает возможность объективно отражать окружающую действительность;
  2. Реализуется в процессе активной деятельности;
  3. Находится в состоянии перманентного углубления и совершенствования;
  4. Носит индивидуальный характер;
  5. Имеет опережающий характер.

Структура психики

Психика сложна, многообразна в своих проявлениях. Обычно в психической структуре выделяют три группы психических явлений:

  1. Психические процессы;
  2. Психические состояния;
  3. Психические свойства

Психические процессы как составляющая психики

Определение 2

Психические процессы представляют собой динамическое отражение действительности в виде различных психических явлений; течение психического явления, которое имеет начало, развитие и конец.

Готовые работы на аналогичную тему

Причем, конец одного психического процесса становится отправной точкой для инициации другого. Другими словами, развитие личности выступает по своей сути результатом постоянно протекающих психических процессов, течения потока сознания.

Активизация процесса может осуществляться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

В наиболее общем виде познавательные процессы могут быть представлена следующими группами:

  • познавательные – ощущения и восприятия, мышление и воображение, представление и память;
  • эмоциональные – совокупность пассивных и активных переживаний;
  • волевые – волевое усилие, решение, исполнение.

Психические процессы обеспечивают формирование системы знаний, первичную регуляцию поведения, деятельности личности.

Протекание процессов индивидуально, характеризуется различной интенсивностью и быстротой реализации, зависит от внутреннего состояния личности, силы внешних воздействий.

Психическое состояние как неотъемлемый компонент психики

Определение 3

Психологические состояния понимаются как определившийся, относительно стабильный уровень психической деятельности, который находит свое отражение в пониженной или повышенной активности личности.

Данное образование имеет рефлекторную природу, возникает под влиянием физиологических факторов, обстановки, словесных воздействий и пр.

Психические свойства как составляющая психики

Определение 4

Психологические свойства представляют собой стабильные, устойчивые образования, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень деятельности, поведения личности, типичный для нее.

В процессе своего становления психическое свойство проходит длительный этап формирования и закрепления в практике; является результатом взаимодействия отражательной и практической деятельности.

Личностные свойства многообразны, в наиболее общем виде они могут быть сведены к интеллектуальным (познавательным), волевым и эмоциональным качествам.

Свойства личности не существуют обособленно, они формируют сложное психическое единство, образуют сложные структурные образования, включая следующие:

  • жизненную позицию человека, систему его потребностей, убеждений, идеалов, определяющих уровень активности и избирательность индивидуума;
  • темперамент – систему природных, врожденных свойств личности, включающих подвижность, тонус активности, уравновешенность поведения;
  • способности;
  • характер.

Таким образом, психика представляет собой сложное, многоаспектное образование, обеспечивающее восприятие и интерпретацию личностью окружающей действительности, формирующее ее уникальность, целостность.

Структура психики человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

THE STRUCTURE OF THE HUMAN PSYCHE Shcherbina E.V. (Russian Federation) Email: [email protected]

Shcherbina Ekaterina Vladislavovna — Bachelor, FACULTY OF PHILOLOGY, VOLGOGRAD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: this article is devoted to the human psyche, as well as its structure. Major mental phenomena, we can indirectly observe others and find them in ourselves. With the help of their cognitive processes people can not only penetrate into the world, but he lives and works in this world by doing it primarily for myself to meet the spiritual, material and any other need, while making certain actions and deeds. Detailed information on the status of the man and his mental processes, particularly when viewed in their highest manifestations can not be fully understood unless they are seen, depending on how the organized its interaction with nature and society, and on the conditions of human life. Keywords: analysis, psychology, person, mind.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА Щербина Е.В. (Российская Федерация)

Щербина Екатерина Владиславовна — бакалавр, филологический факультет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: данная статья посвящена психике человека, а также ее структуре. Основные психические явления мы способны косвенно наблюдать за другими людьми и найти их у самих себя. С помощью своих познавательных процессов человек может не только проникнуть в мир, но он живет и работает в этом мире, творя его прежде всего лично для себя для того чтобы удовлетворить духовную, материальную и какую-либо иную потребность, при этом совершая определенные действия и поступки. Характеристика человека и его статус психических процессов, особенно если смотреть в их высших проявлениях не могут быть изучены до конца, если их не рассматривать в зависимости от того, как организованно его взаимодействие с природой и обществом и от условий человеческой жизни. Ключевые слова: анализ, психология, человек, психика.

Структура психики человека

Психика человека — это отражательно-регуляционная деятельность, которая обеспечивает активное взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения всего общечеловеческого опыта [2]. Психика человека является очень сложной системой, которая состоит из отдельных подсистем, элементы иерархически организованы и порой изменчивы. Основное свойство психики — это целостность, нерасчлененность и системность. Она обеспечивает и формирует контакты субъекта с действительностью. Психология и многие психологи изучают свойство головного мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности. В результате, которого формируются идеальные образы реальной действительности, которые необходимы для взаимодействия организма с окружающей средой. Но образы возникают у разных людей по-своему. Они чаще всего зависят от знаний, опыта, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Психика — это и есть субъективное отражение объективного мира [1].

Присуща как животным, так и людям, однако психика человека, как высшая форма, обозначается еще и таким понятием как человеческое «сознание». Следует отметить, что понятие психики намного шире, чем понятие сознания, потому что психика включает в себя сферу, как подсознания, так и надсознания людей, или по-другому можно сказать «Сверх Я».

Психические свойства у человека — это формирование его характера, способностей и таланта, которые он сам развивает на протяжении всей своей жизни, так же сюда можно отнести склонности к чему-либо и проявлению интереса к какой-либо деятельности [3]. Способности более менее устойчивые, но они не могут являться неизменными и следовательно сохраняться у человека на всю жизнь, так как человек живет, развивается и прогрессирует, открывая в себе что-то новое. Ни какая из психических особенностей не может являться врожденной. Человек не рождается на свет уже с какими-либо чертами характера или определенными способностями. Врожденными лишь могут быть

физиологические и анатомические особенности организма. Все остальное человек приобретает в процессе свой жизнедеятельности.

2. Психическое состояние, характеризуются активностью психики и проявляется устойчивый динамический фон деятельности.

3. Психические процессы, формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности человека.

4. Психические качества, характеризуются формированием под воздействием — воспитательного процесса и жизнедеятельности человека. Эти качества отчетливо можно заметить в характере людей, только стоит заострить свое внимание.

Особенности нашего восприятия, мышления, памяти подскажут каждому, как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Конечно же психические состояния могут оказывать как положительные так и отрицательные воздействия на деятельность человека в целом. Для этого необходимо каждому человеку контролировать свое состояние в той или иной ситуации это следует делать для того чтобы добиваться более высоких и профессиональных результатов.

Список литературы / References

1. ЛевитовН.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. С. 300-342.

2. ЕникеевН.И. Общая и социальная психология. М; изд-во «Норма», 2005.C. 600-624.

3. Платонов К. К., Голубев Г.Г. Психические состояния // Психология. М., 1977. С. 98—110.

Что такое человеческая психика и какова ее структура?

Научная психология и находка исследователя, автора научного открытия Андрея Давыдова ответа на вопрос «Что такое психика человека и каково ее строение?» в одном из самых древних памятников, сохранившихся в нашей цивилизации.

Люди этой цивилизации давно убедились, что каждый из них непознаваем. Это неудивительно, поскольку «сильным» намного легче контролировать невежественные массы, чтобы использовать их.Однако Homo sapiens был создан таким образом, что он не переставал интересоваться тем, кто он есть, и как устроена его психофизиология (1) — сумма психики и тела, несмотря на то, что этот интерес не находил удовлетворения. на протяжении многих веков. Религия предлагала довольно забавное, мягко говоря, видение этих вопросов, а психология до недавнего времени не могла дать достоверную информацию по самым элементарным вопросам личности, таким как «Кто я?», «Что я? ?» Ибо ни один из существующих методов, которыми психологи, несмотря на их разнообразие, не могли заглянуть внутрь души человека.

Хотя психологи пытались найти выход из этой ситуации, с нашей точки зрения, эти попытки оказались совершенно безуспешными. Вопреки тому, что слова «душа» и «психика» являются синонимами (от древнегреческого ψυχικός «душа, одухотворенная», от ψυχή — «душа»), представители научной психологии без особого колебания разделяли их. Душа была исключена из их исследования, объявлена ​​фантомом и предоставлена ​​религии, а под ярлыком «психика» они начали изучать вообще что угодно: «феномены сознания», «непосредственное переживание субъекта», его поведение. , интеллект и др.Дошло до того, что интеллект практически объявили душой. То есть психологи даже не осознают, что интеллект — это не психика, а лишь часть психики. Причем это второстепенная часть (подробнее об этом будет ниже).

В общем, оказывается, что наука психология никогда не была наукой, потому что никогда не имела и не имеет представления о предмете своего изучения — душе, психике. Кроме того, она упорно игнорирует ее предмет, хотя «психология» в переводе с древних греческого означает «наука о душе» (от древнегреческого ψυχή- «душа»; λόγος- «обучения»).Научный статус психологии не только стал предметом широких дискуссий, но и отрицается самими психологами. Как отмечал в 2005 г. заместитель директора Института психологии РАН А.В. Юревич, психология занимает промежуточное положение между наукой и лженаукой. И, что удивительно, психологов это устраивает.

Однако, несмотря ни на что, в конце XX века ответы на вопросы «Что такое психика человека и каково ее строение?» и многие другие — были найдены.Проще говоря: человеческая душа открылась, как консервная банка. Ученые расшифровали один из самых древних памятников, сохранившихся в этой цивилизации, и оказалось, что этот источник содержит подробное описание строения и механизмов работы психики человека. (Или человеческую душу, как хотите.)

Название этого древнего памятника — 山海經 ( Shānhǎi Jīng , Shan Hai Jing, что в переводе означает «Каталог гор и морей, Книга гор и морей»).Точная датировка этого памятника до сих пор не известна, но некоторые исследователи датируют его XXIII веком до нашей эры. В 70-х годах ХХ века, то есть спустя почти сорок веков после предполагаемого появления упомянутого памятника в этой цивилизации, китаевед и исследователь древней книги Андрей Давыдов задал вопрос: «Что такое Каталог гор и морей? Это непонятный трактат или богатейшая коллекция образов, имеющих прямое отношение к человеку и его психике? » Этот вопрос не был пустым, потому что изображения странных существ, часто химерической природы, остались практически во всех культурах мира, но нигде, кроме Каталога гор и морей, эти изображения не были систематизированы в нечто целое, что можно было бы назвать каталог.И Андрей Давыдов нашел ответ на этот вопрос. Шан Хай Цзин действительно оказался картой психофизиологической структуры Homo sapiens — Каталогом человеческой популяции.

Этот древний источник был квалифицирован как Каталог человеческой популяции на основании того, что Андрей Давыдов обнаружил в нем подробные описания 293 архетипических структур человеческой психики. Это ясно указывает на то, что биологический тип «человек» делится на подтипы (подвиды), и Шань Хай Цзин описывает психофизиологическое устройство каждого из них, подобно каталогам, энциклопедиям о животных, анатомическим атласам и т. Д.

В ходе многолетних (с 1975 по 1995 год) исследований Андрею Давыдову удалось не только создать уникальную технологию расшифровки шань-хай-цзин, но и расшифровать информацию, содержащуюся в этом источнике. Эта информация включала описание устройства и работы психофизиологии 293 человеческих подтипов, а также подробности о естественном наборе инструментов для управления человеком в виде описаний естественных режимов манипуляции для каждого подтипа, и много другой интересной информации, связанной с Естественное расположение Homo sapiens .

Стало ясно, что мнение (которое до сих пор широко распространено), что в момент рождения человек является «tabula rasa» («чистый лист»), на котором любой, включая его самого, может написать все, что ему заблагорассудится, например на чистом листе бумаги — это заблуждение. Подробное описание 293 структур человеческой психики, обнаруженных в древнем памятнике, наглядно продемонстрировало, что каждый человек рождается с естественной программой, в которой все заложено: каким он будет, как он будет жить, вплоть до мельчайших деталей. подробности.Оказалось, что душа существует. И это не какая-то непознаваемая ценность или фантом. Используя компьютерные термины, душа (психика) — это «программное обеспечение» Homo sapiens .

Собственная душа или душа другого человека больше не является загадкой, потому что из описаний, обнаруженных в Шань Хай Цзин, можно получить любую информацию о любом из более чем 7000000000 представителей биологического типа Homo sapiens живущие на этой планете.Однако это не является загадкой только для тех, кто имеет доступ к дешифрованной информации из этого древнего источника. Остальным еще предстоит спросить психологов и общество: «Кто я? Что я?» и получить в ответ абсурд и чью-то фантазию.

Параллельно психология получила шанс называться наукой. Ведь благодаря многолетней исследовательской работе Андрея Давыдова ответы на вопросы «Что такое душа (психика) человека и каково ее строение?» были найдены.Они были обнаружены в Каталоге человеческой популяции, которые оказались древними писаниями, наследием наших предков или, может быть, наших создателей, поскольку авторство этого источника не установлено. Расшифровка Шань Хай Цзин, как перевод с языка древних образов на язык современных описаний жизни и функционирования двухсот девяноста трех подтипов человека, легла в основу Нетрадиционного психоанализа как нового направления в научной психологии. , Это направление фактически сделало его наукой.

Однако важнее другое. С возвращением Каталога человеческой популяции в эту цивилизацию каждый человек, живущий на Земле (и его потомки), имеет шанс стать человеком. В настоящее время на этой планете нет ни одного человека (согласно значению этого слова, которое занесено в каталог, описывающий человечество). Древние писания ясно заявляют, что человек не рождается человеком, но он может стать человеком с помощью определенного, особого метода — обучения; обучение как изучение и освоение собственного естественного программного обеспечения.«Более того, это включает в себя прохождение нескольких уровней развития. Однако стать человеком невозможно без« учебника »под названием« Каталог гор и морей ».

(1) Мы используем термин «психофизиология», потому что для нас давно решен вопрос, который до сих пор обсуждается психологами — «Что первично: психика или физиология?». Мы знаем, что психика первична. Однако, не имея отношения к религии, мы не разделяем тело и душу, и мы не рассматриваем душу как нечто существующее само по себе, отдельно от тела.И, собственно говоря, это не наше личное мнение — это также информация из древних текстов, появившихся задолго до Торы, Библии и так далее.

© 2015 @ Ольга Скорбатюк, Катя Базилевская. Все права защищены.

http://www.humanpopulationacademy.org/faq-category/what-is-the-catalog-of-human-population-and-what-is-human-psyche/

,

Структуры психики человека

Структуры психики человека

Мелани Кляйн (1882-1960) — представитель английского психоанализа. После формирования классического психоанализа Фрейда его дальнейшее развитие пошло сразу по нескольким направлениям. Один из них — неофрейдизм (Дж. Олпорт, Э. Фромм, К. Хорни). Сторонники этого направления упрекали Фрейда в том, что он мало уделял внимания социальным аспектам. Основоположник психоанализа в основном имел дело с отдельным человеком, пациентом.Поэтому он считал, что открытые им законы человеческой психики присущи всем людям, независимо от того, к какой культуре он принадлежит. Например, любой ребенок — австралиец, африканец, португалец или индиец — проходит через так называемый любовный треугольник (ниже мы встречаемся с термином «триангуляция») — младенец и его родители. Неофрейдисты также считали, что огромную роль в формировании ментального мира человека играют социальные факторы, культура в целом. Они, по сути, принадлежат к созданию социальной психологии, которая начала изучать массово-психологические процессы, происходящие в мире.

В США очень популярна так называемая культурная антропология. В самом широком смысле слова — комплекс знаний о человеке как создателе и носителях культуры. Человек здесь рассматривается как биологическое существо, природа которого трансформируется и определяется культурой. Культурная антропология синтезирует данные естествознания, психологии, философии и гуманитарных наук (история, этнография, этнология, история искусства, религиоведение и др.). Специфика культурной антропологии как области научных знаний о человеке заключалась в том, что ее интересовали проявленные в культуре человеческие структуры — структура человеческого сознания, психики, мышления, универсального или индивидуального человека.В то же время культурные антропологи утверждали, что человеческую культуру можно изучать различными способами, как через поиск основных человеческих структур для познания культуры, так и через культурные формы мышления. Итак, были теории, которые рассматривали людей как более сложные животные — тогда культура представлялась сложной биологической жизнью.

Другое направление психоанализа связано с психологией эго. Фрейд показал, что в структуре личности человека, иными словами, его психики можно выделить три слоя: бессознательное, сознательное и сверхсознательное.Фрейд обратил особое внимание на тот психический экземпляр, который называется сознательным или Я есть. Были серьезные разночтения по поводу проблемы понимания I . Эго-психологи считали, что Фрейд мало уделял внимания этой важной части человеческой психики. В основном он изучал бессознательное или сверхсознание. Про Я как таковой писал меньше. Этот психический пример был представлен Фрейдом как шаткое понятие.Это может быть жертва родительского программирования или следствие велений бессознательного. По мнению американских психоаналитиков, Фрейд недостаточно изучил Я. Поэтому возникло новое направление — психология эго.

Еще одно направление получило развитие в Англии. Здесь была школа Д. Винникотта и М. Клейна. Кляйн провел дискуссию с Анной Фрейд. Анна Фрейд считала, что в детском психоанализе применимы те же принципы, что и во взрослом. Кляйн считал детский психоанализ самостоятельной областью теории и практики.Кляйн более подробно изучила первый год жизни ребенка. А потом выяснилось, что самочувствие ребенка в эти месяцы крайне далеко от идиллии. Откровенно говоря, он находится на грани жизни и смерти, даже если его физическому здоровью ничего не угрожает.

Более того, именно в первой половине года закладываются важнейшие структуры психики человека, во многом определяются его психическое здоровье и дальнейшая судьба. Это, конечно, противоречит обычным наблюдениям и даже здравому смыслу.Вот лежит малыш, он улыбается, двигает ножками и ручками, тянется к окружающим предметам. Где вообще смертельная опасность?

Ответ прост. Угроза возникает из-за того, что родители обычно не понимают ментальный мир ребенка. Все, что происходит в семье, они оценивают по меркам обыденного значения, считая малыша маленьким взрослым. Но такое отношение к ребенку чудовищно! Он действительно оказывается в крайне опасной зоне, потому что не находит адекватного ответа на свои запросы.Не кормят его, не играют с ним, не любят? Конечно, есть. Но этого недостаточно, чтобы развеять главное недоумение, зарождающееся в его крохотной душе: почему меня родила мама, а теперь она хочет, чтобы я умер. Он беспомощен, он не может выжить без материнской ласки.

И вот что происходит. У ребенка есть три варианта выживания или, наоборот, капитуляция перед угрозами. Первый — настоящая смерть. Если моя мать хочет, чтобы я умер, у меня нет выбора. Младенец умирает от ощущения своей бесполезности, от безысходности.Вскрытие показывает, что он умер не от болезни и не по физиологической причине. Смерть наступила из-за психологического дискомфорта, из-за мучительного стресса.

Но есть еще вариант. Малыш погрузился в депрессию. Он выживает, но всю оставшуюся жизнь сохраняет определенную мазохистскую позицию. Моя мать хотела, чтобы я умер, но я не смог выполнить ее наказание. Вот почему живу и постоянно жалуюсь, каннибал, вякаю. Оказывается, мир вовсе не так удобен.Приспособиться к нему можно только одним способом — проявить к себе жалость. Тогда в зрелом возрасте легко узнать по линии М.Ю. Лермонтов: «Я ничего не жду от жизни». Или в печали Есенина: «Вечерней синевой, вечером я был молод когда-то красив и молод». В последней версии перед нами мазохист, который выживает, поливая раны солью …

Оказывается, есть еще один вариант выживания. Ребенок не умирает, не впадает в депрессию.Он просто привыкает к тому, что в жизни одно с другим не близко. Потом появляется мама, потом исчезает. Тогда материнская грудь щедро дает молоко или просто жадно удерживает его в себе. Но иногда бывает сытно и забавно. Хотя, если честно, такая ситуация просто абсурдна. Оказывается, человек — единственное существо на земле, которое может существовать в ситуации абсурда. В более поздней жизни он обнаружит, что жизнь не подпадает под нас. Она противоречива, полна противоречий и разного рода нелепостей.Человек умен, но часто поступает нерационально. Люди создают новое, но разрушают его. Человек — удивительное существо. Он все понимает, но делает наоборот. Это, однако, мысль Сократа.

Об абсурде как основе существования мы уже говорили. Особенно здесь отметил, пожалуй, Альбер Камю. Человек живет, но его жизнь бесцветна, не интересна. «Подъем, трамвай, четыре часа в офисе или на фабрике, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота — все в одном ритме… Человек, как греческий Сизиф, наказанный богами, обречен на бесконечное повторение одного и того же бессмысленного действия. Тот же Сизиф, только что спустившийся с высоты гор и променявший камень на такое же бессмысленное существование среди людей, — это «Чужой».

«Посторонний», родной ребенок чувства абсурда, злит все еще пробужденное общество тем, что оно полностью лишено нормальных человеческих переживаний и чувств: оно не касается смерти матери, оно способно на убийство абсурдно и лишено вины и совести, оставляет равнодушными мысль о собственной смерти.Внутренний мир постороннего как бы в состоянии эмоционального покоя. Он кажется чем-то вроде аутичного существа в завороженном спокойствии.

Мерсо выходит из себя только тогда, когда накануне казни его посещает в камере священник и начинает разговор о Боге. Эти речи буквально взрывают крепость его холодного безразличия, и впервые за всю историю он разряжается полноценным, эмоциональным, гневным монологом: «Я был прав, я сейчас, всегда прав», — сказал он. крикнул лихорадочно, «все равно.Ничто не имеет значения, и я твердо знал, почему … Что для меня смерть других, любовь к матери, что для меня Бог, жизненные пути, которые я выбираю, судьба, которую я предпочитаю, когда я был предназначен для одного-единственного судьба для меня и миллиардов других избранных, для всех, кто, как и он, называет себя моими братьями. Остальные также приговорены к смертной казни. «Именно здесь, на мой взгляд, откуда, как раковая опухоль, это новое чувство абсурда вырастает в мир. Это место в человеке, которое Бог когда-то занимал и наполнял жизнь смыслом, создавая в ней горизонт. бесконечности.Теперь в этом месте есть зияющая дыра, и это ничто навсегда стало дырой в основании вечного человеческого существа.

Чувство абсурда неизбежно в мире, лишенном Абсолюта, в мире, оставленном Богом. Если выход и рождение человека из изначального абсурда, из котла галлюцинаций были связаны с самоограничением, с наложением запретов, табу, с разграничением разрешенного и несанкционированного пространства сакрального и профанного, и, следовательно, с Богом или, если хотите, созданием бога, тотемов богов, табу, которые будут отрицать свою конституирующую роль для примитивного сознания), тогда новое слияние абсурда связано с безвозвратной потерей этих средств

,

гуманистической психологии | Определение, характеристики, примеры и факты

Гуманистическая психология , движение в психологии, поддерживающее веру в то, что люди, как личности, являются уникальными существами и должны признаваться и рассматриваться как таковые со стороны психологов и психиатров. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», которое стало популярным в Соединенных Штатах в 1960-х годах.

Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (игнорируя основные аспекты людей как чувствующих, мыслящих индивидов) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практику это количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранние переживания и влечения определяют поведение человека.Гуманист заинтересован в наиболее полном росте личности в сферах любви, самореализации, самооценки и автономии.

Американский психолог Абрахам Маслоу, который считается одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или побуждений в порядке уменьшения приоритета или силы, но увеличения сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самооценка. актуализация. Только когда будут удовлетворены более примитивные потребности, индивидуум может перейти на более высокие уровни иерархии.Люди, достигшие самоактуализации, полностью осознают свой потенциал.

Представление о себе является центральным элементом большинства психологов-гуманистов. В теории «личностной конструкции» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и побуждает направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я».Роджерс подчеркнул, что в развитии личности человек стремится к «самоактуализации (стать самим собой), самоподдержанию (чтобы оставаться самим собой) и самосовершенствованию (выйти за рамки статус-кво)».

Карл Роджерс Карл Роджерс, 1970. Предоставлено Карлом Роджерсом
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Вслед за работами Жан-Поля Сартра и других философов-экзистенциалистов многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни.Различные «способы» бытия-в-мире описал швейцарский психиатр и один из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвиг Бинсвангер. Согласно Бинсвангеру, одиночный режим — это человек, который выбирает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Множественный режим возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, режим анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других.Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй подчеркивал, что люди — это существа, которые испытывают переживания и с которыми они происходят. Для Мэй осознание собственной смертности делает возможными жизнеспособность и страсть.

Гештальт-терапия, мало похожая на экспериментальную школу гештальт-психологии начала 20 века, представляет собой еще один гуманистический подход. В нем подчеркивается позитивный взгляд на людей и их потенциал для достижения настоящей радости. Еще одна влиятельная терапия движения человеческого потенциала — это метод, известный как транзакционный анализ, разработанный Эриком Берном.Его цель — создать сильное состояние зрелости, научившись распознавать «детские» и «родительские» аспекты личности в себе и других.

Ассоциация гуманистической психологии была основана в 1962 году.

.

Пошаговый взгляд на юнгианскую психологию

Обзор : Это руководство исследует процесс индивидуации, описанный Карлом Юнгом и юнгианской психологией.

______________

Зигмунд Фрейд был пионером в области психологии. Он назвал свою новую область психоанализ , как в исследовании психотических и психически больных пациентов.

В начале карьеры Карла Юнга Фрейд был для него как отец. Фрейд готовил младшего Юнга к своему преемнику.Но двое мужчин не сходились во взглядах.

Юнг предложил другое название для их развивающейся области: психический анализ . Он видел их роль как анализ человеческого разума, души и духа.

Юнг видел иную картину состояния человека, чем Фрейд. Фрейд считал своих пациентов больными, а он, как аналитик, — нет. Юнг относился к своим пациентам, понимая, что он находится в том же психическом состоянии, что и его пациенты.

Юнг увидел, что мы все раздроблены и разделены, и сознательно или нет, но все мы ищем свои души.

Мы начинаем в относительном бессознательном состоянии (в основном во сне)

Мы все начинаем как часть коллектива. По мере того как мы растем, наша семья, друзья, школа, религия и культура формируют нашу личность.

Даосы называют эту личность приобретенным умом по мере того, как мы приобретаем его через окружающую среду.

Во внешнем мире это окружение условное (как в обычных правилах или традиционном обществе).

Обычный кодекс содержит конкретные рекомендации о том, во что мы должны верить, что есть в виду и как мы должны себя вести.

Этот условный внешний мир имеет структуру и порядок.

Но внутри нас совсем другой мир. И этот внутренний мир для большинства из нас столь же хаотичен, как океанские волны во время шторма.

И Фрейд, и Юнг назвали этот недифференцированный хаос бессознательным .

Можно сказать, что бессознательное — это все, что находится внутри нас, что выходит за рамки нашего сознательного осознания — все, что мы не знаем или не можем наблюдать внутри себя.

Хотя мы хотим верить, что осознаем большую часть наших мыслей, чувств, действий и поведения, все свидетельства говорят об обратном.По правде говоря, мы в основном бессознательные существа.

Вначале мы в основном спим. Общество обуславливает наше сознание. И поэтому мы остаемся бессознательными по отношению к нашему истинному «я» по крайней мере в течение первой половины жизни.

Процесс индивидуации юнгианской психологии

Юнг считал, что каждый человек уникален и имеет свою судьбу.

Большая часть юнгианской психологии, также называемой аналитической психологией или глубинной психологией, сосредоточена на том, что Юнг позже назвал процессом индивидуации .

Процесс индивидуации был способом Юнга объяснить путь к оптимальному личностному развитию человека.

Юнгианский аналитик Энтони Стивенс пишет в Private Myths:

Индивидуация — это процесс, в зависимости от обстоятельств простой или сложный, с помощью которого каждый живой организм становится тем, чем ему было суждено стать с самого начала.

Цель этого процесса индивидуации — повысить индивидуальное сознание.

Обладая большим сознанием, люди могут излечить раскол в своем разуме между сознательным и бессознательным, доведя их до целостности в своей психике.

В первой половине жизни мы путешествуем по миру, делая все возможное, чтобы развить здоровое эго.

Первая часть жизни в основном внешняя, поскольку мы стремимся удовлетворить наши основные потребности.

С точки зрения Юнга, вторая часть жизни может представлять собой поворот внутрь к более глубокой части нас самих.

Этот поворот внутрь запускает процесс индивидуации.

Напряжение противоположностей

До начала процесса индивидуации у нас есть определенность.В ходе своего развития мы формируем прочную самоидентификацию. Мы думаем, что знаем, кто мы.

Но эта самоидентификация всегда односторонняя. Это иллюзия, или майя , как называют это буддисты.

Поскольку мы бессознательны, мы не чувствуем присущих нам напряжений и противостояний между сознательным я, которое мы знаем, и бессознательными частями нас самих.

Вы, наверное, знакомы с даосским символом инь и янь. Этот древний символ олицетворяет баланс или гармонию противоположностей.

Ян — солнечная светлая сторона, а Инь — темная сторона.

individuation process jungian psychology

Вместо того чтобы рассматривать инь и ян как противостоящие силы, китайцы рассматривают их как взаимодополняющие силы, которые взаимодействуют в рамках большего целого (представленного окружающим их кругом).

Подумайте, как могут различаться ценности и мировоззрение мужских и женских принципов.

Мужское начало стремится к автономии. Женское начало стремится к общению или отношениям.

Можете ли вы представить себе, каково было бы объединить в своем уме и мужские, и женские принципы, не отдавая предпочтение одной точке зрения другой?

Это непросто, но это часть цели процесса индивидуации.

Юнг обнаружил, что противоположности создают напряжение в психике. Если мы не научимся преодолевать эти противоречия, вместо этого отрицая противоположности, мы подавляем или вытесняем давление из нашего сознания.

Но подавление не устраняет противоположностей или самого напряжения.Это только делает их более разрушительными для нашей психики, усиливая наши тени.

Подавление напряжения делает нас односторонними и заставляет проецировать наши бессознательные фантазии на реальность.

Отрицая эти внутренние противоречия, мы усиливаем свои заблуждения и самообман.

Помимо противоречий между мужским и женским началами, есть еще два общих внутренних противоречия:

Инстинкты и психика

Ключевой парой противоположностей в работах Юнга являются инстинкты и психика.

Инстинкты — это наши биологические корни, наше тело. Психика в концепции Юнга — это совокупность психических процессов, включающих как сознательные, так и бессознательные силы.

Каждый раз, когда мы пытаемся отдать предпочтение психике над инстинктами — разуму над телом, духу над природой — или наоборот, мы отрезаем себя (отделяемся) от части того, что мы есть.

Добро и зло

Большинство из нас предпочитает «добро», избегая «зла». Мы хотим осознать Бога и изгнать дьявола.Нам нужны ангелы, а не демоны.

Юнг указывает в Aion, что до христианства зло имело иное значение.

Возникновение христианства добавило духу зла к принципу зла, которого раньше не было. Обострение дифференциации этических реакций на слишком четкие черно-белые линии не благоприятно для жизни.

Как сказал греческий философ Гераклит: «Добро и зло — одно».

Путь индивидуации

Индивидуация — это решение Юнга нашей склонности к односторонности.

В этом процессе становления полноценным человеком мы интегрируем все части нашей личности, которые в настоящее время не осознаем.

Почему Юнг назвал этот процесс «индивидуацией»?

Юнгианский психолог Роберт Джонсон объясняет в Inner Work:

Потому что этот процесс самореализации и становления более совершенным также раскрывает свою особую, индивидуальную структуру. Он показывает, как универсальные человеческие черты и возможности сочетаются в каждом человеке непохожим на кого-либо еще образом.

Юнг пишет в «Двух эссе по аналитической психологии»:

Индивидуация означает становление «индивидуумом», и, поскольку «индивидуальность» охватывает нашу самую сокровенную, последнюю и несравненную уникальность, она также подразумевает становление самим собой. Поэтому мы могли перевести индивидуацию как «приход к самости» или «самореализация».

Джонсон отмечает, что индивидуализация не означает, что мы изолированы от человеческой расы. Он пишет:

Когда мы чувствуем себя более защищенными как личности, более цельными внутри себя, естественно также искать мириады способов, которыми мы напоминаем наших собратьев… основные человеческие качества, которые объединяют нас в человеческое племя.

По мере индивидуализации мы соединяемся и отождествляемся с всей человеческой семьей .

Три стадии процесса индивидуации

Хотя процесс индивидуации у каждого человека разный, Юнг выделяет три архетипа, которые совпадают с тремя стадиями психологического развития.

Этап 1: Тень

Теневой архетип представляет все личные качества, которые мы игнорировали, отрицали или отрезали от самих себя.

Индивидуумы сначала узнают и интегрируют свою тень — все отреченные части себя, которые они отчуждают, чтобы создать свою личность.

В «Портативном Юнге» Джозеф Кэмпбелл объясняет:

Концепция Юнга состоит в том, что цель жизни, с психологической точки зрения, должна состоять не в подавлении или подавлении, а в том, чтобы познать свою другую сторону и, таким образом, одновременно наслаждаться и контролировать весь спектр своих способностей; то есть в полном смысле слова «познать себя».

См. : Полное руководство по теневой работе

Этап 2: Анима / Анимус

Анима — это женский компонент личности мужчины.Анимус — это мужское начало в женщине.

Юнг видел аниму / анимус как оживляющую душу или дух в мужчинах и женщинах.

Они, как говорит Роберт Джонсон, «внутренний спутник или вдохновитель жизни».

Этот архетип связывает нас с безличным коллективным бессознательным. Для Юнга они являются важными строительными блоками в психической структуре каждого мужчины и женщины.

В «Архетипах и коллективном бессознательном» Юнг назвал интеграцию тени «частью ученика» становления целым, в то время как интеграция анимы или анимуса — «шедевром».”

Этап 3: Самость

Атман — это архетип целостности и самопревосхождения. Мудрый старик или женщина часто представляет этот универсальный образ.

wise old man individuation process

Гэндальф, мудрый старик, из J.R.R. Толкина Властелин колец

Юнг заимствовал концепцию Самости из индуистской философии. Он описал Самость как «совокупность всей психики», отличая ее от эго.

Эго представляет собой небольшую часть всей этой психики.

Думайте о себе как о неизвестном внутреннем Божественном центре, который мы исследуем на протяжении всей жизни.

См. : Окончательный список архетипов

Психологические типы

В то время как большая часть индустрии самосовершенствования предлагает универсальные решения, Юнг понимал сложности человеческой психики.

Юнг различал различные ориентации — способы, которыми человек может обрабатывать информацию, принимать решения и интерпретировать мир.

Сочетание этих ориентаций у человека указывает на его путь к индивидуализации.

Большинство людей делают упор на внешний мир, на удовольствия и ограничения «снаружи».

Юнг назвал эту группу экстравертами , поскольку они черпают энергию от других в своем окружении.

Но меньший процент людей подчеркивает внутренний мир в своих субъективных реакциях на внешние события.

Юнг называл этих людей интровертами , поскольку они черпают энергию изнутри себя.

Экстраверты движутся к миру, в то время как интроверты инстинктивно возвращаются в себя.

Юнг понял, что у каждого человека есть предрасположенность к одному из этих двух подходов к жизни.

Четыре функции

Юнг заметил, что некоторые люди предпочитают мыслей для вынесения суждения, тогда как другие следуют своим чувствам .

Некоторые люди воспринимают мир через свои чувств, , в то время как другие интуитивно воспринимают намерений, потенциалов и скрытых отношений.

Думающие типы подходят к жизни, не обращая внимания на свои эмоции. Они все устраивают логично и по порядку. У них есть твердые коды правильного и неправильного.

Типы чувств понимают, чего что-то стоит. По сравнению с ясными категориями мысли мыслителя, чувствующие воспринимают беспорядок. Они ценят бесконечные градации ценности и смысла.

Типы восприятия наиболее точно интерпретируют информацию с помощью своих пяти органов чувств.Они высшие реалисты, принимающие мир таким, какой он есть.

Интуитивные типы больше заинтересованы в будущих возможностях, чем в вещах как есть. Интуитивы видят сходство там, где большинство людей видят различия.

Примечание. Для получения дополнительной информации см. Психологические типы Юнга. Майерс и Бриггс использовали эти психологические типы, чтобы создать свою оценку набора текста.

Юнг, однако, не был согласен с применением Майерсом и Бриггсом его психологических типов.

Превосходная функция по сравнению с подчиненной функцией

Нам нравится делать то, что у нас хорошо получается, и избегать того, в чем мы чувствуем себя неадекватными. Таким образом, мы развиваем определенные навыки, а неразвитые таланты остаются в бессознательном.

Юнг сгруппировал эти четыре функции в пары: мышление и чувство, ощущение и интуиция.

jung psychological types individuation process

Из четырех функций Юнг обнаружил, что у каждого человека есть одна доминирующая или высшая функция .

Противоположная функция — это подчиненная функция человека . Эта подчиненная функция остается для человека в основном бессознательной.

Например, для людей, которые полагаются на мышление для интерпретации информации, чувства представляют их подчиненную функцию.

Для людей, доверяющих своим чувствам, интуиция — второстепенная функция.

Помните, что цель процесса индивидуации — объединить сознательное с бессознательным.

Наша главная функция — сознательная — мы знаем свои сильные стороны.Наша подчиненная функция бессознательна, потому что в процессе развития мы ее избегали.

Итак, согласно Юнгу, ключ к индивидуации заключается в развитии нашей низшей функции.

Как пишет Кэмпбелл в The Portable Jung:

«Индивидуация» — это термин Юнга для процесса достижения такого управления всеми четырьмя функциями, что, даже будучи привязанным к кресту этой ограничивающей земли, можно открыть глаза в центре, чтобы увидеть, подумать, почувствовать и интуитивно ощутить превосходство. , и действовать исходя из таких знаний.

Инструменты для процесса индивидуализации

Как нам продвинуться в нашем психологическом развитии в сторону индивидуализации?

Юнгианская психология предлагает два связанных метода: работа сновидения и активное воображение.

Работа мечты

Сновидения, как обнаружил Юнг, являются воротами, через которые бессознательное общается с нашим сознанием.

Наш внутренний Мудрый Старик или Женщина (Самость) знает, что для нас лучше.

Самость, однако, не может общаться на языке.Вместо этого используются символы и изображения.

Самость не может напрямую общаться с нашим сознательным умом. Вместо этого, согласно юнгианской психологии, он посылает нам сообщения через наши сны.

Как говорит юнгианский аналитик Мари-Луиза фон Франц в своей книге «Путь сновидений»: «Сны — это буквы Самости, которые Самость пишет нам каждую ночь».

Стивенс подтверждает в Private Myths:

Юнг утверждал, что решающим фактором, определяющим , насколько мы сознательны, является то, внимаем ли мы своим сновидениям и насколько это позволяет нам сделать то, что является бессознательным, сознательным.Работая со снами, мы «создаем душу», мы «пробуждаемся» к нашей общей ситуации, «становимся сознательными», достигаем «целостности».

Активное воображение

Во сне наше эго сна взаимодействует с бессознательными частями нашей психики, в активном воображении это взаимодействие происходит, пока мы бодрствуем.

Вместо того, чтобы погрузиться в сон, мы погружаемся в наше воображение, позволяя изображениям возникать из бессознательного и общаться с нами.

Примечание : Если вы заинтересованы в продолжении процесса индивидуации, я рекомендую «Внутреннюю работу» Роберта Джонсона для практических инструкций по работе со сновидениями и активному воображению.

См. Также мое руководство: Как использовать архетипы и активное воображение для развития сознания

Отказ от вызова индивидуальной

Хотя юнгианская психология и процесс индивидуации могут освободить нас, это не «безопасный путь». Когда мы покидаем повседневный мир, нет безопасности.

Кроме того, для достижения успеха мы должны избавиться от всех наших ложных идентичностей, в создание которых вложено наше эго. Это вызывает страх в нашем эго.

Вот почему большинство людей сопротивляются их призыву к приключениям и почему, согласно Юнгу, так мало людей индивидуализируются (достигают психической целостности).

Юнг пишет в «Секрете золотого цветка»:

Путь небезопасен. Все хорошее стоит дорого, а развитие личности — одна из самых затратных вещей.

Но, как полагал Юнг, он может вывести нас из зала зеркал и вернуть к нашему Я.

Индивидуация: путь к целостности

Для Юнга и Маслоу цель жизни состояла в том, чтобы реализовать свой потенциал и стать полноценной личностью с собственными правами.

Чтобы реализовать эту цель, мы должны воссоединиться с божественным Я внутри нас.

Как пишет юнгианский психолог Эдвард Эдингер в книге «Эго и архетип»:

Психологическое развитие на всех этапах — это искупительный процесс. Цель состоит в том, чтобы с помощью сознательной реализации искупить скрытое «Я», скрытое в бессознательной идентификации с эго.

Благодаря этому процессу индивидуализации мы не только достигаем положительного психического здоровья, но и становимся гармоничными, зрелыми и ответственными взрослыми.

Чтобы помочь в этом процессе, укореняйтесь в своем Центре и входите в состояние мастерства как можно чаще. См. «Метод мастерства».

Дополнительное чтение

Внутренняя работа Роберта Джонсона

Эго и архетип Эдварда Эдингера

Портативный Юнг под редакцией Джозефа Кэмпбелла

См. Также: 10 лучших книг по психологии для изучения движущих сил

Читать далее

Как использовать спиральную динамику для психологического развития
Психологическая проекция: восстановление лучших частей самого себя
Как развивать самоуправление, развивая свой эмоциональный интеллект
Как использовать психологию архетипов Психология для повышения сознания

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.