Структура человека в философии: Глава 8 Структура сущности человека. Теория структуры жизни

Содержание

Глава 8 Структура сущности человека. Теория структуры жизни

Глава 8

Структура сущности человека

Человека, homo sapiens, человеческую общность, можно подразделить на несколько ипостасей: лидер, свободный художник, «человек в мундире», «человек толпы».

Возможны и другие, такие, как «отшельник», когда душа не контактирует с ближними и не позволяет изучать себя. «Застывшая гордыня», когда душа созерцает самоё себя и не препятствует проникновению сторонних эмоций. Но посмотрим лишь на первые четыре, как типичные, часто встречаемые и узнаваемые категории.

Лидер.

Человек «сам по себе» и способен «повести» за собой. Душа объёмная, биополе с повышенной напряжённостью. Эмоции сильные, выдвигаются от тела на расстояние в несколько метров. Эмоциями своими подавляет волю подчинённых и коллег, чем обеспечивает продвижение своих идей и проектов. Важное отличие – в некоторой степени эмоции лидера подчиняются его сознанию(!). Говорят – может контролировать свои эмоции. Лидером может оказаться у крупный руководитель, и политик, и бизнесмен. О просто садовод. Не предприниматель, но «душа компании».

Свободный художник.

Творческая личность с переменчивым темпераментом. Душа пластична, меняется в своём объёме и даже плотности, хоть и незначительно. Поле нестабильно не только по напряжённости, но возможна и знаковая переменчивость. Эмоции как сполохи – выдвигаются далеко и могут резко прятаться. Этим объясняется порой резкая смена настроения творческих личностей. Воздействовать сознанием на свои эмоции не всегда может, так как они, эмоции, управляются лишь подсознанием и даже действуют самостоятельно(!), как «разумный» орган живого организма – души.

Человек толпы.

Из тех, кого называют обывателем. Но обыватель этот активный. Вот душа его неактивна. Поле без защиты. Воспринимает все проявления извне, от всех тех людей, что вблизи, точнее – от их душ, от их полей, от их эмоций. И душа «человека толпы» всегда открыта для контакта, хоть информацию усваивает плохо. А её положено усваивать. Душе, что в состоянии «живого сна». Потому «человек толпы» уязвим перед пропагандой, рекламой и вообще – подвержен зомбированию.

Именно таких и используют «лидеры», когда надо кого-то послать на «баррикады».

Человек в мундире.

Те самые «винтики» или «Винты», на коих держится власть, государственные институты, производство. Те, о ком сказано – кадры решают всё. Люди-роботы, когда все их действия, поступки, проявления чувств показывают их принадлежность к профессии или службе.

Набор, букет, комплекс качеств, способностей и привычек, что создаёт ауру деловитости или служебного рвения. Который подменяет собой душевные эмоции. Который не позволяет «раскрыться» душе. Душа его в рамках, в ограждении, в «мундире». Нет, не человек! – душа.

Душевные эмоции такого человека втянуты, а сама душа находится в оцепенении и не мешает работать. Как исключение, проявления души могут быть направлены на помощь сознанию в получении результата деятельности.

Человек в «мундире» забывает свою человеческую сущность при выполнении «правил игры», что является единственно правильным условием для управления какими-то ни было процессами, где есть управление людьми. И когда есть противодействие от этих людей. И есть контрдействия конкурентов. Забывает потому, что находится в этом состоянии (в «мундире») большую часть своей жизни. Тем более – большую часть активной жизни. Забывает себя? Нет, забывает не себя. Он чётко помнит себя как человека. Но забывает свою человеческую сущность. А точнее – не человеческую, а забывает духовную сущность.

Приходится печально констатировать, что образ «в мундире» – вредный для души образ поведения. Во-первых, трудно перестроиться на самосозерцание и успокоение души, если постоянно гнетут заботы государственного, финансового или иного толка. Во-вторых, всё в мире взаимосвязано и имеет какие-то границы. Так и сущность человека: если имеет большую долю, которую мы назвали «мундир», то на долю, которую назовём «личность, характер», остаётся меньшая часть образа индивидуума. А вот на долю «душа», которая ещё спит в эмбриональном состоянии и которой необходима забота, почти или вовсе не остаётся времени и внимания.

Ну что ж. Каждому воздастся по вере его. Живи, человек, пестуй свою душу, заботься о её здоровье и готовься предстать перед строгой и беспристрастной экзаменационной комиссией, когда умрёт твоё тело и душа новорождённая полетит «на суд». Или будь хозяином в жизни земной, но знай, что когда ты наконец-то родишься, то есть когда душа твоя обретёт возможность жить самостоятельно, придётся делать то, что ты не делал в земной жизни (см. главу «Рай и Ад»).

А снять «мундир» почти невозможно. Порой катаешься на лыжах со знакомым, а он и на подъёмнике всё ещё полковник. И только когда упадёт на спуске, то видишь в нём человека, которому больно. Или просто ему по-человечески обидно, что упал. Или ныряешь в компании с директором, а он и перед погружением директор. И только вечером, когда выпьет, видишь в нём человека, у которого также проблемы с детьми, которому также не хватает денег, хоть и суммы здесь другие, нежели у большинства людей. А деньги добавочно создают такие дополнительные проблемы, что даже возвращаться к людям порой не хочется… …Душа болит. Но на «это» почти нет времени.

То есть, надо «что-то». Надо какой-то стимул, раздражитель, повод, чтобы человек смог на короткое время снять «мундир». Ведь вряд ли есть варианты, при которых можно будет создать условия для «внутриутробного» развития души, если на тебе «мундир»?

Но может эта книга в чём-то да поможет…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

27. Понятие личности в философии, ее структура. Роль личности и народных масс в истории.

Личность
это
среднестатистический портрет человека,
живущего в конкретном историческом
обществе, который определяется набором
социально-фундаментальных характеристик.
Личность имеет статус в обществе и
выполняет определенные роли; быть
личностью – значит овладеть культурным
богатством данного общества и уметь им
пользоваться.

Быть
личностью – значит иметь способность
вступать в отношения с себеподобными
и воспроизводить их во всей целостности;
значит выполнять совокупность социальных
ролей, которые необходимы, чтобы жить
и существовать в обществе.

Структура
личности

  • ролевая
    – совокупность ролей, которые выполняет
    человек;

  • статусная
    – совокупность статусов человека в
    обществе: соц.-классовые, профессиональные,
    национальные, духовно-бытовые.

Народные
массы всегда направлены на стабилизацию
существующего положения, всегда борются
с завихрениями личности, выдвигают и
поддерживают лидера. Механизмы: протест,
выборы, критика, система доносов и
обращений власти. Главная функция
народных масс — стабилизация существующего
положения. Здравый смысл обуславливает
поведение народных масс.

От
личности зависит глубина анализа и его
адекватность в сложившейся ситуации,
разработка тактики и стратегии, которая
бы соответствовала данному моменту,
постановка целей и убеждение масс в
необходимости этих действий, выбор
времени начала осуществления, контроль
деятельности, глубина и последовательность
преобразований. Личность воплощает
творческое начало в историческом
процессе, от неё зависит темп развития
процесса (исторического, социального
и т.д.)

Наполеон:
“Ошибка одной личности может привести
к глобальной катастрофе всего народа”.

Личность
– человеческий индивид как продукт
общественного развития, субъект труда,
общения и познания, детерминированный
конкретно-историческими условиями
жизни общества. С точки зрения идеализма,
личность – духовное существо, автономно
творящее историю. С точки зрения
исторического материализма, личность
– продукт общественного развития, она
является субъектом общественных
отношений не изолированно, сама по себе,
а лишь как часть социального коллектива
(сословия, класса, нации, общества в
целом). Человек не рождается личностью,
а становится ею.
Народные
массы — исторически изменяющаяся общность
социальных групп с разной классовой
структурой на различных этапах
исторического развития.

Роль
народных масс и личности в истории

Роль
нар. масс в истории обусловлена прежде
всего тем, что они являются главной
производит. силой общества. Классовая
борьба трудящихся масс против исторически
определ. форм угнетения и эксплуатации
– движущая сила развития и смены
антагонистич. формаций; борьба нар. масс
за свое освобождение составляет осн.
содержание истории. Политич. и социальные
завоевания, демократич. свободы в
условиях капитализма вырваны у господств.
классов борьбой нар. масс. Эта борьба
активно влияет на идейную жизнь общества,
на развитие культуры. Воздействие нар.
масс на обществ. жизнь особенно возрастает
и проявляется открыто в переломные
периоды истории – в ходе революций,
нац.-освободит. движений. «Никогда
масса народа не способна выступать
таким активным творцом общественных
порядков, как во время революции»
(Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93).

Влияние
широчайших нар. масс на прогресс культуры
проявляется в многообразных формах,
как непосредственно, так и опосредствованно.
Основа всякой духовной культуры – язык
– создан нар. массами. Величайшие
творения иск-ва и лит-ры подлинно народны,
в них получают отражение актуальные
обществ. проблемы. В развитии естеств.
науки и техники важную роль играет
обобщение производств. опыта масс. Науки
об обществе развиваются на основе
обобщения данных обществ. практики,
освободит. борьбы масс.

Только
на основе науч. понимания решающей роли
нар. масс в истории, роли классов и
классовой борьбы можно правильно
раскрыть значение историч. личностей,
вождей тех или иных классов, партий,
обществ. деятелей, выдающихся ученых,
деятелей лит-ры и иск-ва. Великие
мыслители, художники оказывают огромное
влияние на ход культурного развития
общества. Но творчество художника
превращается в пустоцвет, если оно не
отражает противоречий и потребностей
реальной действительности, не уходит
своими корнями в жизнь народа.

Выдающиеся
личности не могут по своему произволу
творить историю. Личность может влиять
на историч. события, но она не может ни
отменить, ни изменить объективные
обществ. закономерности. Результаты
деятельности той или иной личности в
конечном итоге определяются историч.
необходимостью. Но «…идея исторической
необходимости ничуть не подрывает роли
личности в истории: история вся слагается
именно из действий личностей, представляющих
из себя несомненно деятелей» (там же,
т. 1, с. 142). Великие люди появляются в
результате потребностей историч.
развития, и деятельность их тем успешнее,
чем глубже они выражают эти потребности,
воплощающиеся в интересах определ.
классов. При прочих равных условиях,
индивидуальные качества лица, стоящего
во главе движения, могут ускорить или
замедлить, облегчить или затруднить
необходимый ход развития событий,
наложить на них определ. индивидуальный
отпечаток.

При
исследовании роли личности в истории
следует различать категории историч.
и великой личности. Исторической можно
назвать личность, с именем к-рой связаны
крупные историч. события и к-рая наложила
свой отпечаток на эти события. При этом
еще не учитывается в каком направлении
– прогрессивном или реакционном –
действует данная личность. Но не всякая
историч. личность является великой.
Великая личность – та, к-рая своей
деятельностью ускорила прогрессивное
закономерное течение обществ. процесса.
Ни один класс не может прийти к власти,
не выдвинув своих политич. руководителей,
вождей. Каждой обществ. эпохе и каждому
классу присущи свои методы формирования,
воспитания и выдвижения вождей,
организации руководителей и руководства,
взаимоотношения вождей, класса и масс.
Идеологи и вожди эксплуататорских
классов стремятся стать над массами и
их выборными органами, командовать
массами. Вожди рабочего класса, напротив,
выражают коренные интересы трудящихся
масс.

Если
при рассмотрении проблемы в первом
аспекте понятие «нар. массы»
равнозначно понятию «трудящиеся
классы», то рассмотрение проблемы во
втором аспекте раскрывает исторически
конкретную роль в развитии и смене
каждой формации определ. социальных
групп, классов, составляющих народ. В
классовой политич. борьбе понятие «нар.
массы» уже не связывается только с
создателями материальных благ, а
охватывает все социальные силы, к-рые
на данном этапе историч. развития
объективно содействуют прогрессивному
развитию общества.

»
… огромное значение революционной
энергии, революционного творчества,
революционной инициативы масс, – а
также, конечно, отдельных личностей,
групп, организаций, партий, умеющих
нащупать и реализовать связь с теми или
иными классами» (там же, т. 13, с. 22).

Слабое
развитие производит. сил, связанные с
этим неразвитые формы классовой борьбы,
низкий уровень классового самосознания
трудящихся (рабовладельческая, феодальная
формации) предопределяют медленные
темпы развития общества. Ленин указывал,
что когда «… историю творили горстки
дворян и кучки буржуазных интеллигентов,
при сонных и спящих массах рабочих и
крестьян… История могла ползти в силу
этого только с ужасающей медлительностью»
(там же, т. 27, с. 136). Чем глубже объективно
назревшее преобразование, тем более
широкие нар. массы выступают его сознат.
творцами. Ленин писал, что это «… одно
из самых глубоких положений марксизма,
в то же время являющееся самым простым
и понятным. Чем больше размах, чем больше
широта исторических действий, тем больше
число людей, которое в этих действиях
участвует, и, наоборот, чем глубже
преобразование, которое мы хотим
произвести, тем больше надо поднять
интерес к нему и сознательное отношение,
убедить в этой необходимости новые и
новые миллионы и десятки миллионов»
(там же, т. 31, с. 467). Закон возрастания
роли масс в истории дает руководящую
нить для понимания существ. причин
ускорения темпов обществ. прогресса.

Опыт
СССР и др. социалистич. стран опровергает
вымысел идеологов эксплуататорских
классов о «неспособности» нар. масс
к управлению гос-вом, к руководству
обществ. жизнью. Ликвидация частнособственнич.
отношений, старого разделения труда,
превращение достижений мировой культуры
в достояние миллионов, растущее единство
интересов личности и общества создают
предпосылки для развития каждого
труженика в исторически деятельную,
активную личность.

3.1. Проблема человека в философии. Философия в схемах и комментариях

3.1. Проблема человека в философии

Отдельный человек соединяет в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие только ему. С древнейших времен, начиная с мифологического мировоззрения, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. В течение длительного времени утверждалось, что главное в человеке – одушевленность, сознание, разум. В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление высшего, божественного начала. Тело смертно, душа бессмертна. В материализме Древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме – соединения имеющих особую форму атомов). Как правило, душа понималась как «носительница» внутреннего духовного мира человека, его сознания, эмоций, разума.

В эпоху Возрождения, и особенно в немецкой классической философии, сделан акцент на деятельность, активность, свободу человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как существенную характеристику человеческого бытия, но при этом деятельность понимала, главным образом, как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного «Я».

Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики. Человек – социальное существо.

По мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. Нельзя забывать, что человек – и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально и духовно. И в этом есть большой смысл.

Хотя человек всегда был объектом пристального внимания в философии, в XX в. было выдвинуто предложение о необходимости особой философской науки, ориентированной на познание человека – так называемой философской антропологии. Один из ее основателей М. Шелер утверждал, что все главные вопросы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он в мире. Исходная проблема философской антропологии – проблема становления человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Структура философского знания — Студопедия

Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия — это объект и субъект. В философии субъект— одно из фундаментальных понятий и означает источник активности, деятельности, познания. Субъект — это тот, кто действует, направляет на что то своё внимание. И поскольку источником активности выступает обычно человек, то его по преимуществу и именуют субъектом. Объект— это то, на что воздействует субъект, это пассивная сторона отношений. Объектом воздействия или познания, наблюдения может быть любой фрагмент мира: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и субъект — это понятие соотносительные.

Существуют ещё два понятия — это объективное и субъективное.

Объективнымназывают всё, что не зависит от нашего сознания и воли, то есть от внутреннего мира.

Субъективное— это прямая противоположность объективному, это обозначение нашего внутреннего мира желаний, мыслей, чувств — всего того, что мы непосредственно переживаем.

В реальной жизни объективное и субъективное постоянно переходят друг в друга. Главным объектом внимания науки выступает объективный мир, то есть конкретные науки исследуют либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Предметом же Философии является человек в его отношении к миру, то есть какие существуют связи и взаимодействия между человеком и окружающим миром. Мир, который исследует философия — это и окружающий космос, земная природа, сфера человеческой коммуникации, то есть всё многообразие действительности, с которой человек соприкасается, все, что служит объектом для воздействия человека и активно влияет на нас.



Возможностей соотношения с миром у человека очень много, и поэтому в структуре философского знания можно выделить целый ряд разделов.

1. Онтология— это теория бытия, то есть это учение о сущем, о бытии и его формах. Для обозначения источника существования, то есть того начала, которое даёт любой вещи возможность быть, наличествовать и возникло понятие бытия. Таким образом онтологические проблемы — это проблемы объективного бытия действительности, той основы, которая и составляет повседневную реальность.

Для Древней Греции поиск бытия — это поиск первовещества, из которого как бы сделаны все вещи. Для средних веков бытиё приравнивалось к Богу, потому что именно Бог по религиозным представлениям всё творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с 16 — 17 веков проблема бытия рассматривается как проблема материи, с такими её проявлениями как пространство, время, причинность. В 20 веке возникает идея о том, что мировое бытиё может быть понято только через бытиё человека и поэтому бессмысленно искать его в сфере чистой науки. Понятие бытия можно прояснить только через человека, где объективное и субъективное неразрывно связаны.


2. Гносеология — это теория познания, это то, как человек, в каких формах, какими методами и с помощью каких средств познаёт мир. Уже у античных авторов мы находим рассуждения о том, каким образом человек получает знания о мире, правдивы они или ложны и можно ли вообще познать истину. К разделу гносеологии относят анализ таких познавательных процессов, которые приводят к знанию, соответствуют реальности, являются истиной.

Гносеология включает рассмотрение следующих проблем:

— взаимоотношение объекта и субъекта познания;

— отношение знания к действительности;

— возможности познавательного процесса;

— условия и критерии истинности и достоверности знаний.

Центральной проблемой гносеологии является понятие истины, концепция истины. Иногда даже подчёркивают, что философия представляет собой именно процесс поиска истины.

3. Теория сознания — относится в разных философских школах либо к онтологии, либо к гносеологии, потому что с одной стороны материя и сознание две противоположные реальности, с другой стороны центральной проблемой теории сознания является человек как познающий субъект. Теория сознания появляется позднее чем гносеология, она рассматривает сознание как особую действительность, обладающую иными законами, чем природная реальность. Тема сознания как особой сферы бытия в первые была затронута в знаменитом произведении раннехристианского философа Августина Аврелия (Августина Блаженного) «Исповедь». Но особенно подробная тема сознания начинает развиваться в конце 19 начале 20века, когда возникает новый раздел философского знания феноменология, который ставит задачу изучать внутреннюю природу сознания то, что делает его отличным от внешнего мира. Феноменология — это способ философского исследования сознания и познания, который призван раскрыть их сущность без каких -либо предвзятых мнений, затемняющих и искажающих природу сознания. Суть феноменологии в том, что она исключает из содержания сознание, то есть как бы вносит за скобки всё то, что не относится к его сущности : предметы и вещи, традиции, случайные и не прояснённые аспекты сознания, догматические допущения. Сторонники этого направления считают, что предметом философии являются лишь явления (феномены сознания), то есть субъективный мир как единственно и непосредственно данный человеку. Феномены не познаются, а лишь описываются и переживаются. Философия должна отказаться от попыток делать свои выводы, опираясь на данные опытных наук, а её методом должно быть чистое описание феноменов. Мышление человека должно быть направленно на самого себя и описывать уже накопленные знания об окружающем мире.

4. Аксиология — это теория ценностей — философское учение об основных принципах, определяющих деятельность человека, мотивы человеческого поведения и конкретных поступков. Ценности как определённые требования, вырабатываемые культурой служат регуляторами общественной жизни людей и их поведения, то есть имеют нормативный характер. Можно выделить ценности материальные и духовные, групповые и общечеловеческие, вечные и сиюминутные. Природа ценностей изучалась давно, но само понятие вошло в научный оборот в 18 — 19 веках, когда произошло разделение сферы бытия и сферы блага. Сам же термин был введён в начале 20 века. Основу аксиологической проблематики составляет категории Добра и Зла и связанные с ними понятие блага, справедливости и т. д.

5. Экзистенциальные проблемы — в этом разделе речь идёт о проблемах нашего повседневного существования, обыденной жизни. Это проблемы человеческого понимания и непонимания, человеческой судьбы и свободы, надежды и ответственности. Это направление оказывает самое большое влияние на массовое сознание.

Ключевыми понятиями экзистенциальной философии выступают три:

— существование;

— экзистенция;

— трансценденция.

Вокруг этих понятий группируются основные идеи философии существования и основные темы духовного мира человека и судьбы личности современном мире. Первое характеризует пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Второе выражает глубинную сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека таки каков он есть, то экзистенция указывает на заключающиеся в нём возможности. Третье — это внеличностная реальность, это реальность, не зависящая от существования человека. Эта среда человеческого существования, мир его забот.

6. Антропология — это наука о месте человека в мире, которая стремится установить особые качества человека, отличающие его от животных, и выяснить родовую сущность человека. Суть философской антропологии заключается в раскрытии основ человеческого бытия, человеческой индивидуальности и творческих возможностей человека. Философская антропология пытается объяснить как собственную природу человека из него и через него самого, так и смысл, и значение окружающего мира. В широком смысле это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд антропологических школ и течений. Это тип философствования, исходящий в своей концепции из человека и его бытийственных характеристик.

7. Философская теория культуры — слово культура предполагает два смысла. Первый оценочный, когда культура понимается как система личностных свойств то есть система общезначимых принципов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения и поступков человека. Более широкий смысл — это философский смысл, которым пользуются также культурологи, этнографы и другие учёные — культура — это человеческий способ действия, всё то, что появилось благодаря деятельности человека. Таким образом философия культуры — это особый раздел мировой философии, исследующий культуру как целостную определённость, и её типологические особенности и закономерности развития. Кроме проблем этнических культур, то есть культур разных народов, философия культура занимается также вопросами элитарной и массовой культуры, культурным наследованием, культурной самобытностью и т.д..

8.Методология и философия науки — если гносеология решает проблемы можно ли познать окружающий мир, то методология непосредственно решает задачи каковы должны быть способы познания, чтобы познание было адекватным, то есть знания, полученные в процессе познания, являлись истинными. Методология формулирует принципы, способы, методы и формы познания. Философия науки является продолжение традиционной методологической проблематики, но ареал её интересов шире.

Она рассматривает место и роль науки и ученых в современном мире. Хотя наука — это не такое уж давнее явление в жизни людей, поскольку как важный социальный она возникает только в 17 веке, но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает. Вопросы, рассматриваемые философией науки таковы:

— коммуникационные отношения между учеными;

— интеграция и дифференцирование различных отраслей научного знания;

— современные научные модели мира;

— соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания;

— философские проблемы физики, химии и так далее.

9. Социальная философияи философия истории — социальная философия, близкая к теоретической социологии, рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение, существующее между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории изучает проблемы движущих сил истории, ее источника, целей, начала и конца.. Особой проблемой здесь выступает вопрос о соотношении субъективного и объективного в историческом процессе, о соотношении исторической свободы и необходимости, а также вопрос о том, носят ли законы общественного развития объективный характер или представляют собой хаотическое случайное нагромождение исторических событий и фактов.

10.Философия религии — сама религия не теоретична. Это вид мировоззрения, предполагающий Бога или богов как создателей и устроителей действительности. Для религии обязательно характерен культ, то есть практические действия для установления контакта с высшими силами реальности. Однако религия не сводится только к культу и обрядности, она имеет идейную собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой ведутся философские дебаты. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддистской) существует также эзотерическая философия.

11. Этика — это философская наука о нравственности, которая изучает нравственные критерии развития личности и то, как соотносятся реальные человеческие поступки с этическими нормами и представлениями о должном. Это теория нравственности.

12. Эстетика — это теория прекрасного, наука о сущности и формах творчества по законам красоты.

Структура философии. — Студопедия

Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология – учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика – учение о морали, и так далее…

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.

Структура философии.

Структура философии:

Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности.



Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания.

Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.


Социальная философия и философия истории.

Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.

Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Философия религии. Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм.

Этика – учение о морали.

Логика — учение о формах человеческого мышления.

3. Структура философии. Философия: Учебник для вузов

3. Структура философии

О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

В чем специфика постановки такого рода вопросов, например в отличие от частных наук?

Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы, по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов и дуалистов и т. д. Философов объединяет их общее проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически реализуя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может производить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. В этой связи философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако, поскольку философия представляет собой целостное знание, не все ее дисциплины однозначно можно отнести к какому-то одному уровню, а кроме того, имеются как бы «вспомогательные», но необходимые для философии дисциплины. Кроме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Назовем их.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.

В каком-то смысле это дисциплина вспомогательная, и ее предмет на современном этапе значительно отходит от собственно философских проблем. Однако одновременно это дисциплина философская. Как мы помним, у Аристотеля она даже предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышления, если не сводить ее только к формальной логике. Несмотря на то что логика изучает формы мышления, она не свободна от онтологических предпосылок.

Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения) и пр.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения.

Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика строится либо чисто функционально-описательно, когда эстетические объекты просто подвергаются теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаются некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако, поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языковой анализ. Он осуществляется посредством критики языка и использования науки логики, а его цель – создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. И второе направление – «философия естественного языка», в которой анализируются обыденные языки с целью выявления их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, анализируются религиозные представления, тексты, установления.

Философия права решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Вышесказанным во многом определяются структура и последовательность изложения материала в настоящем издании, состоящем из двух частей. В первой части дается систематическое изложение истории западной и отечественной философии от ее зарождения до наших дней. Во второй части представлено теоретическое содержание ядра философии, кое составляют онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, а также дополняющих собственно философию относительно самостоятельных отраслей философского знания – философии религии, философии права, философии науки, некоторых других отраслей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Специфика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию природы;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные  разделы философии.

Схема "Структура философского знания"Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы по теме:

Гуманистическая философия в перспективе

Фред Эдворд

Какая философия есть гуманизм? Если послушать его недоброжелателей, можно представить, что это доктринерский набор социальных целей, оправданных произвольным и догматическим материалистически-атеистическим мировоззрением. Лидеры религиозных правых часто говорят, что гуманизм начинается с веры в то, что бога нет; что эволюция — краеугольный камень гуманистической философии; что все гуманисты верят в этику ситуации, эвтаназию и право на самоубийство; и что основная цель гуманизма — установление единого мирового правительства.

И действительно, большинство гуманистов нетеистичны, придерживаются неабсолютистского подхода к этике, с достоинством поддерживают смерть и ценят глобальное мышление. Но такие взгляды не являются центральными в философии. Чтобы понять, где именно начинается гуманизм, а также выяснить, где такие идеи вписываются в общую структуру, необходимо представить гуманизм как иерархию позиций. Сначала необходимо изложить некоторые базовые принципы — те идеи, которые объединяют всех гуманистов и составляют основу философии.Как только это будет сделано, могут последовать гуманистические выводы о мире — выводы, которые по природе научного исследования должны быть предварительными. Затем, после того, как эта основа будет заложена, можно рекомендовать соответствующую социальную политику, признающую различия во мнениях, существующие внутри гуманистического сообщества. При таком подходе люди могут увидеть гуманизм в перспективе — и таким образом, чтобы раскрыть его недогматический и самокорректирующий характер.

Таким образом, центральные идеи гуманизма могут быть организованы в практическую структуру в соответствии с вышеупомянутыми направлениями.Несмотря на то, что не все гуманисты передают философию таким образом, справедливо будет сказать, что большинство гуманистов сочтут это представление точным.

Основные принципы

1. Мы, гуманисты, мыслим индивидуально. Нет области мысли, которую мы боимся исследовать, оспаривать, ставить под сомнение или сомневаться. Мы не стесняемся спрашивать, а затем соглашаться или не соглашаться с любым заявлением. Мы не желаем следовать доктрине или принять набор убеждений или ценностей, которые не убеждают нас лично.Мы стремимся нести ответственность за свои решения и выводы, и это требует контроля над ними. Благодаря этому неуклонному духу свободного исследования можно получить новые знания и новые взгляды на себя и мир. Без этого мы остаемся в неведении и, следовательно, не можем улучшить свое состояние.

2. Мы принимаем обоснованные решения, потому что наш опыт использования подходов, которые отказываются от разума, убеждает нас в том, что такие подходы неадекватны и часто контрпродуктивны для реализации человеческих целей.Когда отказываются от причины, не существует «апелляционного суда», в котором можно было бы разрешить разногласия. Вместо этого мы находим, что любая вера возможна, если чье-то мышление движется произвольной верой, авторитетом, откровением, религиозным опытом, измененными состояниями сознания или другими заменителями разума и свидетельств. Поэтому в вопросах веры мы находим, что разум, когда он применяется к свидетельствам наших органов чувств и накопленным знаниям, является нашим самым надежным проводником для понимания мира и принятия решений.

3. Наше понимание мира основывается на том, что мы можем воспринимать нашими чувствами и постигать своим разумом. Все, что имеет смысл, должно иметь смысл для нас, людей; иначе нет причин, по которым это должно быть основой наших решений и действий. Предполагаемое трансцендентное знание или интуиция, которые, как говорят, выходят за пределы человеческого понимания, не могут нас проинструктировать, потому что мы не можем иметь с ними конкретное отношение. Способ, которым люди принимают предполагаемое трансцендентное или религиозное знание, — это произвольный прыжок веры и отказ от разума и чувств.Мы считаем такой курс неприемлемым, поскольку все предполагаемые абсолютные моральные правила, принятые в результате этого произвольного скачка, сами по себе оказываются произвольными из-за необоснованности самого скачка. Кроме того, не существует рационального способа проверить достоверность или истинность трансцендентного или религиозного знания или понять непостижимое. В результате мы придерживаемся той позиции, что единственное, что можно назвать знанием, — это то, что прочно основано на сфере человеческого понимания и проверки.

4. Хотя мы занимаем строгую позицию в отношении того, что составляет знание, мы не критично относимся к источникам идей. Часто интуитивные чувства, догадки, предположения и вспышки вдохновения оказываются отличными источниками новых подходов, новых взглядов на вещи, новых открытий и новых концепций. Мы не осуждаем идеи, полученные из религиозного опыта, измененных состояний сознания или эмоций; мы просто заявляем, что проверка этих идей на предмет реальности — единственный способ определить их достоверность как знания.

5. Человеческое знание несовершенно. Мы признаем, что инструменты для проверки знаний — человеческие чувства и человеческий разум — подвержены ошибкам, что делает все наши знания и научные выводы о природе мира предварительными. Что верно для наших научных выводов, тем более верно для нашего морального выбора и социальной политики; эти последние подлежат постоянному пересмотру в свете как ошибочного и пробного характера наших знаний, так и постоянных изменений социальных условий.

Многим это покажется ненадежным фундаментом, на котором можно строить философию. Но поскольку он честно обращается с миром, мы считаем, что это наиболее надежный фундамент. Попытки основывать философию на сверхчеловеческих источниках и трансцендентных «реальностях», чтобы обеспечить большее чувство безопасности, в конечном итоге приводят лишь к созданию иллюзий относительно мира, которые затем приводят к ошибкам, когда эти иллюзии становятся основой для решений и социальной политики. Мы, гуманисты, хотим избежать этих дорогостоящих ошибок и поэтому взяли на себя обязательство смотреть на жизнь такой, какая она есть, и на тяжелую работу, которую влечет за собой такой честный подход.Мы добровольно пожертвовали соблазном легкой безопасности, предлагаемой упрощенными системами, чтобы принять активное участие в кропотливых усилиях по построению нашего понимания мира и тем самым внести свой вклад в решение проблем, которые мучили человечество на протяжении веков.

6. Мы утверждаем, что человеческие ценности имеют смысл только в контексте человеческой жизни. Таким образом, предполагаемое нечеловеческое существование после смерти не может быть включено как часть среды, в которой должны действовать наши ценности.Здесь и сейчас физический мир наших чувств — это мир, который имеет отношение к нашим этическим интересам, нашим целям и нашим чаяниям. Поэтому мы полностью помещаем наши ценности в этот контекст. Если бы мы поступили иначе — поместили наши ценности в более широкий контекст просто ожидаемого расширения известной нам реальности — мы могли бы обнаружить, что либо отказываемся от своих реальных интересов в погоне за воображаемыми, либо пытаемся связать здесь человеческие потребности с совсем другой набор нечеловеческих потребностей в другом месте. Мы не пожертвуем этической хорошей жизнью здесь, если не будет продемонстрировано, что есть другая жизнь где-то еще, которая требует переключения нашего внимания, и что эта другая жизнь имеет некоторую связь и общность с этой.

7. Мы основываем наши этические решения и идеалы на человеческих потребностях и заботах, а не на предполагаемых потребностях и заботах предполагаемых божеств или других трансцендентных сущностей или сил. Мы измеряем ценность данного выбора по тому, как он влияет на человеческую жизнь, и к этому мы включаем самих себя, наши семьи, наше общество и народы Земли. Если будет обнаружено, что существуют высшие силы, на которые мы должны ответить, мы все равно будем основывать свою реакцию на человеческих потребностях и заинтересованности в любых отношениях с этими силами.Это потому, что все известные нам философии и религии созданы людьми и не могут, в конечном счете, избежать встроенной предвзятости человеческой точки зрения. Эта человеческая точка зрения ограничивает нас человеческими способами постижения мира и человеческими побуждениями и стремлениями как движущими силами.

8. Мы применяем этические принципы в жизненных условиях, а не в идеальных. Хотя этика — это идеал, идеалы могут служить только руководством в жизненных ситуациях. Вот почему мы выступаем против абсолютистских моральных систем, которые пытаются жестко применять идеальные моральные ценности, как если бы мир сам был идеальным.Мы признаем, что конфликты и моральные дилеммы действительно имеют место и что моральный выбор часто бывает трудным и не может быть получен на основе упрощенных критериев и практических правил. Моральный выбор часто включает в себя тяжелое мышление, тщательный сбор информации о текущей ситуации, внимательное рассмотрение ближайших и будущих последствий и взвешивание альтернатив. Жить так, чтобы продвигать добро или даже знать, какой выбор правильный, не всегда легко. Поэтому, когда мы заявляем о своей приверженности гуманистическому подходу к этике, мы выражаем нашу готовность интенсивно мыслить и работать, что влечет за собой нравственная жизнь в сложном мире.

Предварительные выводы о мире

1. Наша планета вращается вокруг звезды среднего размера, которая расположена недалеко от края галактики среднего размера, насчитывающей до 300 миллиардов звезд, которая является частью группы галактик, состоящей из более чем тридцати других галактик, а именно: часть расширяющейся Вселенной, которая, хотя и состоит в основном из холодного темного космоса, также содержит около ста миллиардов галактик в дополнение к нашей собственной. Наш вид существовал на Земле очень короткое время, а сама Земля просуществовала лишь короткое время в истории нашей галактики.Таким образом, наше существование — это невероятно крохотная и краткая часть гораздо большей картины.

В свете этого нам кажется любопытным, что в отсутствие прямых доказательств религиозные мыслители могут сделать вывод, что Вселенная или некая творческая сила за ее пределами связаны с нашим благополучием или будущим. Судя по всему, логичнее заключить, что мы одни заботимся о своем благополучии и будущем.

2. Люди не являются ни полностью уникальными по сравнению с другими формами жизни, ни конечным продуктом какой-то запланированной схемы развития.Имеющиеся данные показывают, что люди состоят из тех же строительных блоков, из которых состоят другие формы жизни, и подвергаются тем же видам естественного давления. Все формы жизни состоят из одних и тех же основных элементов — атомов одного вида, — что и неживые вещества, и эти атомы состоят из субатомных частиц, которые были переработаны в ходе многих космических событий, прежде чем стать частью нас или нашего мира. Люди — это текущий результат долгой серии естественных эволюционных изменений, но не единственный результат или последний.Можно ожидать, что постоянные изменения повлияют на нас самих, другие формы жизни и космос в целом. У этого процесса нет ни начала, ни конца.

3. Не существует убедительных доказательств, подтверждающих веру в то, что человеческий разум отделен от человеческого мозга, который сам является частью тела. Все, что мы знаем о личности, указывает на то, что каждая ее часть подвержена изменениям, вызванным физическим заболеванием, травмой или смертью. Таким образом, нет достаточных оснований для веры в душу или какую-то загробную жизнь.

4. Основные мотивы, определяющие наши ценности, в конечном итоге уходят корнями в нашу биологию и ранний опыт. Это потому, что наши ценности основаны на наших потребностях, интересах и желаниях, которые сами по себе часто связаны с выживанием нашего вида. Как люди, мы способны прийти к согласию по основным ценностям, потому что мы чаще всего разделяем одни и те же потребности, интересы и желания, а также потому, что мы живем в одной и той же планетарной среде.

Таким образом, теоретически можно разработать научно обоснованную систему этики, если будет достаточно известно об основных человеческих потребностях, побуждениях, мотивациях и характеристиках, и когда разум и сочувствие будут последовательно применяться для удовлетворения человеческих потребностей и развития человеческих способностей. .Тем временем человеческая этика, законы, социальные системы и религии останутся частью продолжающихся попыток людей найти лучший способ жить, методом проб и ошибок.

5. Когда людям предоставляется в значительной степени свобода преследовать свои собственные интересы и цели, думать и говорить за себя, развивать свои способности и действовать в социальной среде, которая способствует свободе, количество полезных открытий и достижений увеличивается, а человечество движется дальше к цели большего самопонимания, лучших законов, лучших институтов и хорошей жизни.

Текущие позиции по социальной политике

1. Как гуманисты, приверженные свободному поиску и понимающие ценность социальных систем, способствующих свободе, мы поощряем развитие индивидуальной автономии. В этом контексте мы поддерживаем такие свободы и права, как религиозная свобода, разделение церкви и государства, свобода слова и печати, свобода объединений (включая сексуальную свободу, право на брак и развод, а также право на альтернативные семейные структуры). право на контроль рождаемости и аборт, а также право на добровольную эвтаназию.

2. Как гуманисты, понимающие, что люди являются социальными животными и нуждаются как в защите, так и в ограничениях, обеспечиваемых эффективной социальной организацией, мы поддерживаем те законы, которые защищают невиновных, эффективно справляются с виновными и обеспечивают выживание нуждающихся. Мы хотим, чтобы система уголовного правосудия была быстрой и справедливой, не игнорировавшей ни виновного в преступлении, ни жертвы и рассматривая сдерживание, восстановление и реабилитацию в целях наказания. Однако не все преступления или споры между людьми подлежат разрешению в суде.Другой подход, связанный с посредничеством в конфликте, когда противоборствующие стороны приходят к взаимному соглашению, также пользуется нашей поддержкой.

3. Как гуманисты, которые видят потенциал в людях на всех уровнях общества, мы поощряем расширение демократии участия, чтобы процесс принятия решений стал более децентрализованным и вовлекал больше людей. Мы надеемся на широкое участие в процессе принятия решений в таких областях, как семья, школа, рабочее место, учреждения и правительство.В этом контексте мы не видим места предрассудкам на основе расы, национальности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентификации, возраста, политических убеждений, религии или философии. И мы видим все основания для продвижения равных возможностей в экономике и во всеобщем образовании.

4. Как гуманисты, понимающие, что все люди разделяют общие потребности в общей планетарной среде, мы поддерживаем нынешнюю тенденцию к более глобальному сознанию. Мы понимаем, что эффективные экологические программы требуют международного сотрудничества.Мы знаем, что только международные переговоры о сокращении вооружений обезопасят мир от угрозы термоядерной или биологической войны. Мы видим необходимость во всемирном образовании по контролю за ростом населения как средство обеспечения комфортного места для всех. И мы осознаем ценность международного общения и обмена информацией, независимо от того, связаны ли это общение и обмен с политическими идеями, идеологическими точками зрения, наукой, технологиями, культурой или искусством.

5.Как гуманисты, ценящие человеческое творчество и человеческий разум и увидевшие преимущества науки и технологий, мы решительно готовы участвовать в новых научных и технологических разработках вокруг нас. Нас скорее вдохновляют, чем опасаются биотехнологии, альтернативная энергия и информационные технологии, и мы понимаем, что попытки отвергнуть эти разработки или предотвратить их широкое применение не остановят их. Такие усилия просто передадут их в руки других людей или наций для их эксплуатации.Чтобы оказывать моральное влияние на новые технологии и чтобы наш голос был услышан, мы должны принимать участие в этих революциях по мере их возникновения.

6. Как гуманисты, которые видят жизнь и человеческую историю как великое приключение, мы ищем новые миры для исследования, новые факты, которые необходимо раскрыть, новые возможности для художественного самовыражения, новые решения старых проблем и новые чувства, которые нужно испытать. Иногда мы чувствуем себя движущимися в наших поисках, и именно участие в них придает смысл нашей жизни и делает возможными полезные открытия.Наши цели как вида не имеют конца. В результате мы никогда не останемся без цели.

Заключение

Гуманисты, подходя к жизни с человеческой точки зрения, начинают с человеческих способов понимания мира и цели удовлетворения человеческих потребностей. Это приводит к предварительным выводам о мире и соответствующей социальной политике. Поскольку человеческое знание должно время от времени изменяться, и поскольку ситуации постоянно меняются, человеческий выбор также должен меняться. Это делает текущие позиции по социальной политике наиболее адаптируемой частью гуманистической философии.В результате большинству гуманистов легче прийти к согласию по основным принципам, чем по предварительным выводам о мире, но легче прийти к согласию по обоим, чем по социальной политике. Ясность в этом вопросе сотрет многие распространенные заблуждения о гуманизме.


Это эссе представляет собой исправленную версию 2008 года, которая первоначально была опубликована в номере журнала Humanist за январь / февраль 1984 года.

.

Философия | Бакалавриат

Почему философия в Кембридже?

Философия исследует человеческое мышление, основы знания, природу разума, сознания и познания, а также основы ценностей и политической теории. Его вопросы интригуют, а его изучение требует сложного критического мышления, тщательного анализа и рассмотрения новых перспектив.

Кембридж занимает выдающееся место в истории философии. Именно здесь, в начале двадцатого века, Рассел, Мур, Витгенштейн, Рэмси и другие разработали аналитический стиль философии, который сейчас широко известен во многих странах мира.Сегодня факультет сохраняет твердую приверженность этой аналитической традиции, сочетая ее с изучением истории философии от Платона до наших дней, чтобы предложить один из самых далеко идущих курсов такого рода, доступных в любой точке мира.

Преподавание и обучение

Наш подход подчеркивает ценности аналитической школы: строгость, ясность и независимое мышление. Но ее содержание выходит далеко за рамки аналитической традиции и ее основных интересов. Например, в настоящее время мы предлагаем статьи по греческой и римской философии, философии раннего Нового времени, а также по политической философии и эстетике.Вам не обязательно изучать философию ранее, но мы рекомендуем вам предварительно прочитать ее (см. Предложения на веб-сайте факультета).

Факультет имеет тесные связи со смежными факультетами, такими как классика, история, история и философия науки, поэтому вы можете воспользоваться широким спектром специализированных лекций и семинаров. У вас также есть доступ ко многим отличным библиотекам.

Рекомендуемая литература

Если вы подумываете подать заявку на изучение философии, но еще не сделали этого, мы настоятельно рекомендуем вам немного почитать по этому предмету, чтобы получить реалистичное представление о том, что это такое.Например:

  • S Блэкберн Think
  • Р Декарт Размышления
  • D Hume Запросы
  • J S Mill Утилитаризм
  • B Рассел Проблемы философии

Дополнительные предложения см. На веб-сайте факультета.

Стоимость курса

Стоимость обучения

Информация о стоимости обучения по философии доступна на странице платы за обучение.

Стоимость доп. Курса

Нет никаких обязательных дополнительных затрат на курс философии. Однако некоторые студенты считают полезным приобрести утвержденный университетом калькулятор (около 20 фунтов стерлингов), некоторые учебники (мы не ожидаем, что эта сумма превысит 100 фунтов стерлингов в год). Для студентов, изучающих экспериментальную психологию из части IB курса естественных наук, могут быть другие дополнительные расходы (см. Подробности на странице курса естественных наук). Полная информация о курсе доступна на веб-сайте философского факультета, и если у вас есть какие-либо вопросы о ресурсах / материалах, пожалуйста, свяжитесь с факультетом.

Смена курса

Чтобы иметь возможность изменить курс, вам необходимо согласие вашего колледжа с тем, что любое изменение соответствует вашим образовательным интересам, и вы должны иметь необходимый опыт в предмете, который вы хотите изменить — в некоторых случаях от вас могут потребовать некоторая дополнительная работа или переход на новый курс с самого начала / с начала года. Если вы считаете, что можете изменить курс, мы рекомендуем вам обратиться за советом в приемную комиссию колледжа. Вам также следует подумать, может ли изменение курса повлиять на какие-либо механизмы финансовой поддержки.

Можно совместить философию с другим предметом, переключившись на другой курс или с него. Вы можете изучать другой предмет в течение одного или двух лет (например, математику, классику или экономику), а затем переключиться на философию или перейти на другой предмет (например, теология, религия и философия религии или истории) после Части IA или Части. IB (Год 1 или 2) Философия.

Несмотря на то, что система довольно гибкая, не все комбинации возможны. Если вы рассматриваете такие изменения, пожалуйста, проконсультируйтесь о своих планах в колледжах, в которые вы собираетесь поступить.

После философии

Хотя степень философии не является необходимой квалификацией для какой-либо конкретной карьеры, аналитические и критические навыки, развиваемые в ходе ее изучения (например, строгость, точность, креативность), подготавливают наших выпускников к различным профессиям, включая бизнес, компьютерную технику, журналистику, администрацию и др. закон. Около четверти недавних выпускников продолжили обучение, а другие начали карьеру в издательстве, преподавании, банковском деле и инвестициях, искусстве и отдыхе, ИТ и государственных услугах.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.