Сплоченность группы в психологии это: DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Содержание

Групповая сплоченность — Конспекты лекций по социальной  психологии.

Групповая сплоченность – это
процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Проблема групповой сплоченности также имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует по всех случаях. Так, в русле социометрического направления сплоченносгь прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.

Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Но и привлекательность, и удовлетворенность анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с социометрией подход, сплоченность и здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Была, правда, предложена и иная программа исследования сплоченности, связанная с работами Т. Ньюкома, который вводит особое понятие «согласия» и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает новую идею по сравнению с теми, которые содержались в подходах Морено и Фестингера, а именно, идею необходимости возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентации, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов. Хотя и с оговорками, но мысль об эмоциональной основе сплоченности оказалась основополагающей и в этом варианте объяснения.

Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Сплоченность зависит от реализации характера целей.

Совместимость и сплоченность тесно связаны, каждое из этих понятий обозначает разный аспект характеристики группы. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от совместимости подвело нас к пониманию существа сплоченности в рамках принципа деятельности.

Все сказанное имеет непосредственное отношение к пониманию сплоченности группы. Эта характеристика предстает здесь как определенный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (что соответствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.

Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентации, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Можно считать, конечно, что совпадение целей групповой деятельности есть в то же самое время и высший уровень ценностного единства группы, поскольку сами цели совместной деятельности есть также определенная ценность. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Эксперимент А.И. Донцова, проведенный в 14 московских средних школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследования был получен вывод, что общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистрируемая лишь как совпадение мнений (ибо отношением к эталону может быть только мнение, но не реальная деятельность).

Вторая часть исследования дала довольно любопытный результат. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учителя, то единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого факта снова подтверждает основной принцип: конкретным предметом деятельности учителя не является другой учитель — коллега, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода ценностей не есть параметр непосредственной конкретной деятельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в большей степени оказался ценностью, включенной в непосредственную практику работы учителя. (Образ такого «эталонного» коллеги возникает, например, на различных методических конференциях, собраниях «предметников».) Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется прежде всего в ходе совместной деятельности.

Такое понимание сплоченности позволяет по-новому подойти к факту формирования малой группы. Возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа «переживает» длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Статья по теме: Групповая сплоченность, ее составляющие

  1. Групповая сплоченность, ее составляющие

        

Сплочённость  группы –  характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом [Крысько 2001].

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных, прежде всего – эмоциональных, контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе [http://buslik.net].

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе.

Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т. Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности [http://buslik.net].

Сплоченность группы имеет особое значение. Она является одной из основных характеристик группы. Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе, каждому его члену на первый план приходится ставить общественные цели, а не личные.

Сплоченность группы формирует множество факторов.

Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Когда люди в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена. Наличие общих интересов у людей является основой для взаимной привлекательности, которая представляет собой ядро сплоченности. Чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность.

Статус или позиция — это место индивида в системе групповой жизни. Эти термины часто употребляются как синонимы. Статус есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы [Сухов 2001].        

Вторая характеристика индивида в группе – это роль. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, раскрывающийся через  перечень тех реальных функций, которые выполняет личность в группе. Например, в семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, сына и т.д. Если же описать набор функций, которые «предписаны» каждой позиции, то получится характеристика роли матери, отца, старшей дочери, сына и т.п. Роль нельзя представлять как нечто неизменное: при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьироваться в различных семьях. Набор функций варьируется как в ходе развития самой семьи, так и в ходе исторического развития семьи.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий. От каждой позиции, от каждой роли ожидается выполнение предписанных ей обществом функций, причем не только их формальное выполнение, но и его качество. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность, поведение своих членов.

Статус ребенка в группе, с одной стороны, зависит от его личностных качеств, а с другой – помогает формировать эти качества, так как группа оказывает на развитие ребенка значительное влияние.

Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу. К примеру, чувство сплоченности присуще спортивным командам, участникам конкурсов.

Постоянство участия. Стабильность участия помогает поддерживать сплоченность на одном уровне. Новые участники несколько подрывают это чувство, так как они могут не быть восприняты группой должным образом и возникнет борьба за служебные места.

Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).

Т.о., главным условием сплочения детской группы является единство групповых целей, организация совместной деятельности всех ее членов, направленность группы на получение положительного результат этой деятельности. Важно, чтобы у детей был накоплен общий опыт деятельности, общие значимые для них воспоминания.

Для повышения статуса каждого ребенка в группе необходимо дать всем детям возможность проявить себя в разных видах деятельности, найти тот вид деятельности, который будет ребенку наиболее интересен и в котором он будет наиболее успешен и выявить достоинства каждого ребенка перед всей группой.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ — Студопедия

Т.Krop и R.Yungman (1987), следуя известному философу-экзистенциалисту M.Buber, групповую психотерапию определяют как взаимодействие между интимностью и дистанцией. В этом «между» могут преобладать чувство пустоты, отчужденность, изоляция и тревога, когда общение происходит посредством не связанных между собой монологов. Однако в группе возможен и настоящий диалог, когда участники дарят друг другу эмпатию, близость, интимность. Такой «диалог» в психотерапевтической группе и определяет ее сплоченность (cohesis), которая является одним из наиболее изучаемых психотерапевтических факторов группы. Это не только один из важнейших способов психотерапевтического воздействия группы, но и необходимое условие эффективной групповой психотерапии. Нередко утверждается, что сплоченность группы является аналогом «психотерапевтического контакта» в индивидуальной психотерапии.

Существуют различные определения сплоченности группы. Чаще всего встречаются два – как совокупности процессов, побуждающих участников оставаться в группе (I.D.Yalom, 1985; D.Cartwright, 1968), и как привлекательности группы для ее членов (J.D.Frank, 1957, 1992; G.Corey, 1990). M.Lakin (1976) сплоченность группы определяет как «коллективное выражение личной принадлежности к группе». Одно из наиболее новых определений сплоченности группы приводится S.H.Budman с сотр. (1989): «Сплоченность группы – это взаимосвязанность участников группы, проявляющаяся в открытости и взаимном доверии друг к другу, в общей работе участников по достижению сходных целей. Но более точное понимание сплоченности группы еще требует анализа и исследований.



Сплоченность группы не возникает внезапно – она начинает развиваться еще до начала работы группы, на стадии ее организации. L.I.Braaten (1991) предложил многофакторную модель сплоченности группы. С его точки зрения, для возникновения сплоченности группы необходимы троякие условия:

1. Связанные с организацией группы:

o правильный отбор участников группы;

o правильное составление группы;

o эффективная подготовка участников к работе в группе.

2. Связанные с ранним периодом жизни группы:

o решение конфликтов;

o создание конструктивных групповых норм;

o уменьшение защитного поведения.

3. Связанные со способами работы в группе:

o взаимная привлекательность участников группы и их взаимные связи;

o оказание поддержки и забота друг о друге;

o слушание и эмпатия;

o самораскрытие и реагирование друг на друга.

Довольно подробно условия возникновения сплоченности группы охарактеризовали M.S.Corey и G.Corey (1987):

1. Мотивация участия в группе и определенные усилия в стремлении попасть в нее.

2. Четко определенные индивидуальные цели участников группы, а также ясно сформулированная общая цель группы.

3. Позитивные ожидания и соответствие группы личным потребностям участников.

4. Дружественная и теплая атмосфера.

5. Взаимная симпатия участников группы друг к другу.

6. Взаимодоверие участников группы, уважение к чувствам и мнениям друг друга.

7. Активное участие в работе группы всех участников.

8. Разделение ответственности за работу группы между терапевтом и участниками.

9. Открытое обсуждение конфликтов.

10. Специально создаваемая обстановка (узкий круг, создание интимной атмосферы и т.п.).

11. Как очень специфичное и нежелательное условие сплоченности группы – пребывание в группе «козла отпущения» или «белой вороны», объединение против которых сплачивает группу.

Такие условия не могут возникнуть сразу. Сплоченность группы развивается в ходе всей ее жизни и по-разному проявляется на различных этапах работы группы. Как отмечает S.H.Budman с сотр. (1933), на начальной стадии работы группы сплоченность увеличивается благодаря тому, что участники делятся проблемами личной жизни вне группы, в переходной стадии – к увеличению сплоченности добавляется и обмен переживаниями, появившимися в группе, а на стадии продуктивной работы наибольшую сплоченность группы отражает обмен чувствами, переживаемыми только в группе.

Каждый участник группы должен пройти определенный путь изменения себя, решения своих проблем, чтобы принимать и понимать других. Восприятие других напрямую связано с самовосприятием. Как утверждал E.Fromm, только любя себя, можно любить других.

Вероятно, никто так подробно, как C.Rogers (1959), не описывал, что происходит в психотерапии, когда для клиента создаются подходящие условия (хороший психотерапевтический контакт или, как в нашем случае, сплоченность группы). По его утверждению, это «высвобождает» способность клиента к изменению:

· он начинает более свободно выражать свои чувства;

· он начинает яснее воспринимать реальность, т.е. себя, других людей и свое окружение;

· он способен яснее видеть несоответствие между своим опытом и образом своего Я;

· он начинает находить и принимать чувства, которые раньше подавлял, отвергал или искажал;

· когда эти чувства включаются в образ своего Я, последний начинает более соответствовать реальному опыту клиента;

· он, ощущая безусловное уважение со стороны терапевта, начинает больше уважать себя;

· он начинает все меньше руководствоваться оценками других и больше доверять себе.

Сплоченность группы объединяет усилия участников психотерапевтической группы, делает их эффективными. Вместе с тем сплоченность группы обеспечивает эмоциональные взаимосвязи участников группы, стабильность группы, увеличивает терпимость к индивидуальным целям друг друга в группе (M.Lakin, 1976).

Развитие, укрепление сплоченности группы является одной из главных задач терапевта с самой первой встречи группы. Обычно этому способствует уменьшение тревоги участников группы, обеспечение некоторой структурированности работы группы, особенно в начальной стадии, и установки самого терапевта – уважение участников, их безоценочное принятие, эмоциональная теплота. Как установил M.A.Lieberman с сотр. (1973), сплоченность группы развивается медленно и трудно в группах, которые ведет холодный и пытающийся сохранить большую дистанцию от группы ведущий, а также в группах, ведомых слишком теплым и харизматичным терапевтом.

При отождествлении сплоченности группы с теплой и уютной атмосферой в группе может сложиться впечатление, что она тем больше, чем больший комфорт испытывают участники группы. Но это ошибочное впечатление. Хотя в сплоченных группах значительно больше взаимопонимания и общности, однако в них также значительно легче проявляется враждебность и выявляются конфликты. Невыраженная, подавляемая враждебность тормозит работу психотерапевтической группы, так как трудно быть искренним с человеком, которого не любишь. Если ради уютной атмосферы в группе участники будут избегать обсуждения негативных чувств, тем самым будет прегражден путь к конструктивному решению конфликтов, изменениям установок, наконец, личности участников. Как увидим ниже, выявление и решение конфликтов является мощным катализатором психотерапевтических изменений участников группы. Наряду со многими другими преимуществами конфликты помогают глубже познать себя при поисках аргументов в пользу своей правоты. Кстати, в сплоченных группах враждебность значительно легче выражается участниками не только по отношению друг к другу, но и по отношению к терапевту.

Необходимость приспособления к группе, естественное ограничение индивидуальных потребностей и давление, побуждающее отказаться от некоторых своих желаний, конфликты, постоянно возникающие отрицательные эмоции повышают у участников напряжение, которое является естественным и очень важным элементом психотерапевтической группы. Каково отношение между сплоченностью и напряжением в группе?

Напряжение необходимо для продуктивной работы психотерапевтической группы. Однако, говоря о ценности напряжения, важно избегать крайностей. Если оно бывает настолько велико, что его не может компенсировать ни сплоченность, ни взаимопритяжение участников, в группе могут начать действовать центробежные силы, увеличивается сопротивление работе группы и желание ее покинуть. Обычно при большом напряжении возникает страх самораскрытия, увеличивается чувствительность к критике по отношению к себе. Иначе говоря, падает психотерапевтический потенциал группы. Одинаково нежелателен в психотерапевтическом отношении и слишком спокойный ход группы, когда сплоченность начинает превращаться в стремление уйти от неприятных чувств, тем, конфликтов, когда участники чувствуют себя слишком комфортно, начинают не замечать те проблемы, которые побудили их прийти в эту группу. Возникает иллюзия, будто они уже разрешились или стали неактуальными. В таких условиях психотерапевтическая группа превращается в оазис в таящем угрозу, полном неожиданностей внешнем мире. Сплоченность группы из психотерапевтического фактора превращается в препятствие для психотерапевтических изменений. Во имя комфорта и безопасности в жертву приносятся психотерапевтические цели группы.

Итак, психотерапевтическая группа нуждается в постоянном напряжении, возникающем как из межличностных отношений в группе, так и из усилий участников изменить себя и свою жизнь как в группе, так и вне ее.

Связь между сплоченностью группы и напряжением можно было бы охарактеризовать следующим образом. Сплоченность стабилизирует жизнь группы – под ее влиянием участники чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение же побуждает идти дальше – оно вызывает неудовлетворенность собой и отношениями с другими и стремление меняться. Это не противоположные силы в группе. В психотерапевтической группе терапевт должен обеспечить одновременное действие обоих этих факторов – поощрять как развитие сплоченности, так и постоянное возникновение напряжения. Молчание терапевта, выявление конфликтных тем, критические замечания по отношению к отдельным участникам или ко всей группе, острые и меткие вопросы, отказ отвечать на вопросы участников, неопределенные фразы и намеки способствуют возникновению напряжения. С другой стороны, искренность, сочувствие терапевта, побуждение к общим, сплоченным действиям, выражение положительных эмоций и чувства юмора поощряют чувства сплоченности, общности в группе.

Как упоминалось выше, сплоченность группы начинает развиваться на начальной стадии ее работы. Чем скорее она сформируется, тем продуктивнее будет работа в психотерапевтической группе (S.H.Budman с сотр., 1989). Особенно важна ее роль на продуктивной стадии работы группы. Как отмечает J.C.Hansen с сотр. (1980), появление сплоченности в группе означает начало настоящей работы психотерапевтической группы.

R.L.Bednar и T.J.Kaul (1978) отмечают, что сплоченность группы является одним из тех психотерапевтических факторов (возможно, даже и самым главным), от которых непосредственно зависит успех или неуспех работы психотерапевтической группы. H.Diskoffn и M.Lakin (1963) опросили 28 лиц, прошедших групповую психотерапию. С их точки зрения, наибольшую психотерапевтическую ценность имела сплоченность группы; более половины бывших участников указали, что важнейшей формой помощи в группе для них была взаимная поддержка. Участники, для которых участие в группе было особенно эффективным, отметили, что:

· чувствовали себя принимаемыми другими участниками;

· ощущали сходство с другими участниками группы;

· подчеркнули важность присутствия отдельных участников группы для своего группового опыта.

M.A.Lieberman с сотр. (1973) исследовали 210 лиц из 18 групп «встреч» и установили прямую связь между сплоченностью группы и ее эффективностью.

Для участников, которые не ощущали своей принадлежности к группе и своей привлекательности для нее, эффект группы чаще всего был незначительным, а иногда и отрицательным.

Групповое сплочение и определяющие его факторы — Студопедия

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формирова­нии особого типа связей в группе, которые позволяют фор­мальную структуру, задаваемую извне, превратить в психо­логическую общность. Сплоченность имеет различные про­явления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то груп­повое состояние, к которому надо стремиться. Особенно яр­ко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как фор­мирование в группе отношений, постоянных на сплоченно­сти, зависит от множества психологических факторов. Оста­новимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. От­метим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С дру­гой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о раз­личных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и эт­ническое, однако главное — ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В дан­ном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг дру­га. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказываю­щее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлека­тельного лица. Этот же феномен работает и в группе: чело­век более тяготеет к группе, взгляды и ценности которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят под­держку.



3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в си­лу того, что способствует возникновению в группе ряда важ­ных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшает­ся число внутригрупповых конфликтов и существуют по­стоянно действующие условия успешного разрешения возни­кающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, си­мулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличии от конкуренции, которая про­воцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении лич­ных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному ус­пеху.

Таким образом, кооперация между членами группы спо­собствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Из­вестно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, на­пример, в школьной практике, организуя соревнования клас­сов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгруппо­вая конкуренция может привести к возникновению меж­групповой агрессии и неприятия детьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руко­водителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каж­дый участник видит личный смысл в том, что делает вся груп­па), а также если группа может рассчитывать на успех в до­стижении цели. Другой очень важной характеристикой груп­повой цели должна быть четкость и однозначность ее по­становки. К сожалению, этому условию групповые цели отве­чают далеко не всегда. Например, в учебном процессе целеполагание часто осуществляется не корректно, и перед школьниками -ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конкретного оценочного резуль­тата, а смыслом внеучебной деятельности — участие в каком либо мероприятии.

Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и факто­ром сплочения классного коллектива, должна отвечать сле­дующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во временя от момента принятия цели. При­чем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот раз­рыв. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть техноло­гична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Напри­мер, дети научились шить простые изделия, а затем прини­мают участие в карнавальном конкурсе и др. Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Дея­тельность организуемая в классе, должна требовать от каж­дого тех умений, которые у него особенно развиты или кото­рые он хотел бы в себе развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена груп­повой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Зададимся вопросом, какие деятельности привлекают школьников?

Прежде всего, учащихся привлекает такая групповая дея­тельность, которая действительно может быть названа сов­местной, то есть она с одной стороны, объективно требует разделения труда, отношений взаимозависимости от своих участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий. Кроме того, совместная деятельность доступна их частичному или полному контролю, они не чувствуют себя просто исполните­лями воли и желаний взрослых.

Далее, деятельность, предлагаемая учащимся должна иметь ощутимое значение, то есть быть «взрослой» по своему назначению и своим результатам. Это придает ощущение значимости как всей работе класса, так и личному вкладу каждого. При этом важно помнить, что за последние годы у детей и подростков достаточно резко изменились представ­ления об общественной пользе. Скажем, их уже не уговоришь собирать металлолом на паровоз.

Помимо общественной значимости и совместности любая деятельность, предлагаемая школьникам, должна характери­зоваться эмоционально-привлекательной формой, то есть но­сить творческий, а не репродуктивный характер, дети и под­ростки любят «изобретать велосипед», но предпочитают не заниматься тем, что хорошо известно им по личному опыту и рассказам сверстников, должна ставить подростка в ситуацию личного преодоления (своих слабостей, объектив­ных препятствий и так далее), должна быть направлена не только на достижение внешнего результата, но и включать яркий момент самопознания или познания окружающего ми­ра. Наконец, эмоциональная привлекательность связана и с включением в любую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

В целом, можно такой формулой отобразить привлека­тельную для школьника групповую деятельность: интерес+ активность +общение со сверстниками +личность педагога+

+ общественная ценность и актуальность+проблемность си­туации + волевое напряжение + успех+торжество и ощущение личной значимости.

6. Сплоченность группы зависит также от характера ру­ководства и стиля принятия решений, характерного для груп­пы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль ру­ководства и возможность для каждого члена группы прини­мать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на фор­мах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Отметим, что сплоченность—это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только пред­ставляет собой более эффективно работающий единый орга­низм, но и обладает большой привлекательностью для каж­дого члена группы. Сплоченная группа характеризуется уси­лением взаимоудовлетворяющего общения между участни­ками, близостью мнений и ценностных ориентации, что по­зволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе вы­сокого уровня сплочения растет самооценка человека, сни­жается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы.

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность — это процесс групповой динамики, который призван характеризовать, насколько каждый из членов группы привержен к этой группе. Оценивание и определение групповой сплоченности, как правило, рассматривают не однобоко, а многообразно: и с точки зрения симпатии в межличностных отношениях, и по степени полезности и привлекательности самой группы для ее участников. В настоящее время было проведено множество исследований по этой теме, и групповая сплоченность в психологии определяется как результат тех сил, который удерживает людей в группе.

Проблема групповой сплоченности

Многие известные американские психологи, среди которых и такие как Д. Картрайт, К. Левин, А. Зандер, Л. Фестингер, групповую динамику и групповую сплоченность рассматривают объединено. Группа всегда развивается – в ней меняются отношения, статус и многие другие факторы, и все они влияют на то, насколько сплоченными оказываются ее участники.

Считается, что группа, в которой состоит человек, удовлетворен деятельностью этой группы, то есть издержки значительно менее ощутимы, нежели выгоды. Иначе у человека просто не будет мотивации оставаться членом группы. При этом выгоды должны быть настолько большими, чтобы исключать переход человека в другую, еще более выгодную группу.

Отсюда становится ясно, что сплоченность группы – это очень сложный баланс, в котором участвуют не только выгоды от членства группы, но и взвешиваются потенциальные выгоды от вступления в другие группы.

Факторы групповой сплоченности

Стоит ли говорить о том, что факторов, влияющих на групповую сплоченность, очень много? Если рассматривать только основные из них, можно рассматривать следующие пункты:

  • взаимозависимость участников группы, которая обязательно проявляется в процессе их общей деятельности,
  • демократический стиль лидерства, то есть отсутствие жесткого управления,
  • общие ценности, интересы и приоритеты членов группы,
  • точность групповой цели, ее ясность и определенность,
  • сравнительно небольшое количество членов в группе,
  • имидж, престижность группы.

Как правило, для того чтобы говорить о сплоченной группе, одного или двух из этих факторов недостаточно: чем больше их реализует та или иная группа, тем лучше результат.

Групповая сплоченность в организации

Если рассматривать феномен групповой сплоченности на конкретном примере – коллектив офиса, то он будет отражать показатель устойчивости и слаженности, которая основана на межличностных отношениях, удовлетворенности членов коллектива. Как правило, сплоченность влияет и на результативность группы. Чем выше групповая сплоченность, тем интереснее людям решать общие задачи. Однако в некоторых случаях это правило действует несколько иначе – например, если нормы поведения не направлены на повышение результативности, то с этим будут проблемы.

проблемы групповой сплоченности

Исследование групповой сплоченности и лидерства показали, что для рабочего коллектива, как правило, важно наличие не только демократичных взглядов и атмосфера доброжелательности, но и реальный авторитет лидера группы, который хоть и действует мягко, но очень уважаем.

Во многих случаях могут потребоваться упражнения на групповую сплоченность, которые в первую очередь направлены на развитие личной симпатии членов коллектива. Как правило, для того чтобы выявить необходимость такой работы, стоит провести письменный тест-опрос, которые поможет выявить, реально ли стоит такая проблема. В этих вопросах поможет разобраться опытный психолог.

 

сплоченность — это… Что такое сплоченность?

  • сплоченность — единство, спаянность, слитность, единение; скованность, единодушие, сомкнутость, спетость, монолитность, сплотка, спайка, дружность, организованность, связанность, чувство локтя. Ant. разъединение, рассеивание Словарь русских синонимов.… …   Словарь синонимов

  • сплоченность —     СПЛОЧЕННОСТЬ, единение, спайка, спаянность, разг. сниж. сплотка     СПЛОЧЕННЫЙ, спаянный     СПЛОЧЕННО, монолитно …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • СПЛОЧЕННОСТЬ — внутреннее психологическое единство группы, ее привлекательность для всех членов. Объединяет людей тот коллектив, который помогает им удовлетворить разнообразные потребности. Сплоченность педагогического коллектива одно из главных условий… …   Профессиональное образование. Словарь

  • СПЛОЧЕННОСТЬ — (cohesion) см. Социальная сплоченность …   Большой толковый социологический словарь

  • сплоченность — sutelktumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vertybinė orientacinė grupės, komandos vienybė, gebėjimas susitelkti: kai grupės narių požiūris į vertybes sutampa, gerėja, stiprėja grupės narių tarpusavio santykiai. atitikmenys:… …   Sporto terminų žodynas

  • Сплоченность — сплочённость ж. отвлеч. сущ. по прил. сплочённый 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сплоченность — Syn: единство, спаянность (усил.), слитность (редк.), единение Ant: разъединение, рассеивание …   Тезаурус русской деловой лексики

  • СПЛОЧЕННОСТЬ — интегральная характеристика межличностных отношений в группе, коллективе; психологич. рез т групповых процессов, протекающих при совместной деятельности людей. С. тесно связана с др. характеристиками соц. психологич. структуры группы стилем… …   Российская социологическая энциклопедия

  • СПЛОЧЕННОСТЬ — (COHESION) См.: Социальный порядок …   Социологический словарь

  • сплоченность —   , и, ж.   См. сплочение …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Групповая сплоченность — Студопедия

    Второй стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

    Проблема групповой сплоченности также имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует по всех случаях. Так, в русле социометрического направления сплоченносгь прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.

    Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.



    Т. Ньюком вводит особое понятие «согласия» и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

    Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности или группового единства. Из них надо назвать исследования А. Бейвеласа, в которых особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы — это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы — это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей.

    Главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов.

    Хотя совместимость и сплоченность тесно связаны, каждое из этих понятий обозначает разный аспект характеристики группы.

    Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать.

    Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

    В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они составляют часть единой концепции, названной ранее «стратометрической концепцией групповой активности», а позднее — «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». Основная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»:

    внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией;

    второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности;

    третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры.

    Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).

    Эксперимент А.И. Донцова, проведенный в 14 московских средних школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследования был получен вывод, что общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учителя, то единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого факта снова подтверждает основной принцип: конкретным предметом деятельности учителя не является другой учитель — коллега, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода ценностей не есть параметр непосредственной конкретной деятельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в большей степени оказался ценностью, включенной в непосредственную практику работы учителя. (Образ такого «эталонного» коллеги возникает, например, на различных методических конференциях, собраниях «предметников».) Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется прежде всего в ходе совместной деятельности.

    Что такое групповая сплоченность? (с иллюстрациями)

    Сплоченность группы — это явление, которое определяет, насколько хорошо группа держится вместе. Когда сплоченность сильна, группа остается стабильной, но когда она слаба, группа может распасться. Изучение групповой сплоченности — тема, интересующая социальных психологов и многих других, в том числе людей, которые озабочены тем, чтобы большие организации работали эффективно. Понимание этого явления может быть ключом к сплочению команды, рабочего места или аналогичной группы людей.

    A group of girlfriends.
    Группа подруг.

    Некоторые факторы того, как группа держится вместе, являются социальными. Внутри группы и ее членов может происходить ряд вещей, которые побуждают людей оставаться в группе и сосредоточиваться на целях группы. Другие связаны с окружающей средой, вызванной внешними факторами, которые делают пребывание вместе в группе более или менее привлекательным.

    Group cohesion may be strong among individuals who share characteristics like ethnicity or religion.
    Групповая сплоченность может быть сильной среди людей, разделяющих такие характеристики, как этническая или религиозная принадлежность.

    Во многих случаях, чем меньше группа, тем лучше сплоченность.Чем более стабильна группа с точки зрения демографического состава участников, тем выше и сплоченность. Люди с общими характеристиками, такими как пол, раса, пол, религия и т. Д., Обычно налаживают более крепкие связи в группе, в то время как группе разных людей может быть трудно оставаться вместе. Другой фактор — групповой успех: у людей есть стимул оставаться в группе, которая преуспевает, и элитарность также играет роль.

    Competition with a rival stimulates group cohesion.
    Конкуренция с соперником стимулирует сплоченность группы.

    Известная цитата, приписываемая нескольким разным людям, гласит: «Я бы не присоединился ни к одному клубу, членом которого был бы такой, как я». Это верно и для групповой сплоченности; чем сложнее попасть в группу, тем больше у людей мотивации оставаться. В простом примере студенты элитного университета испытывают некую сплоченность, потому что у них много общих характеристик, включая поступление в элитное учебное заведение.Сплоченность задач — еще один фактор; если группе нужно сосредоточиться на задаче, требующей коллективных усилий, ей будет легче оставаться вместе. Знаменитый пример этого — военная миссия.

    Elite organizations foster a culture of cohesion among their members.
    Элитные организации способствуют формированию культуры сплоченности среди своих членов.

    Также могут быть задействованы награды и наказания.Люди могут быть вознаграждены за то, что находятся в группе, с преимуществами, которые делают группу привлекательной для участия, или они могут столкнуться с наказанием за выход из группы, что побуждает их оставаться. С другой стороны, ключевой внешний фактор — это конкуренция со стороны других групп. Команда по плаванию может развалиться, если у нее никогда не было соревнований, но как только появляется конкурирующая команда, сплоченность группы часто радикально возрастает, потому что у членов есть стимул оставаться в группе и работать вместе для достижения общей цели: поражение соперника.

    Task cohesion occurs when a group has a task to focus on that requires collective effort.
    Сплоченность задач возникает, когда группе нужно сосредоточиться на задаче, требующей коллективных усилий.
    ,

    Психология развития групповой сплоченности в спорте

    Сплоченность команды и ее роль в спортивном успехе

    В любом командном спорте успех часто определяется тем, насколько хорошо группа людей работает вместе в группе как единое целое. Все мы слышали интервью, в которых тренеры заявляли, что их команда просто не играла хорошо вместе в конкретном случае, и видели, как игроки часто слишком сосредотачивались на своей личной славе, чем на славе своей команды.

    Как определить сплоченность в спорте?

    Оксфордский словарь английского языка определяет сплоченность как

    «Действие или факт образования единого целого»:

    Назад В 1950 году Фестингер Шактер и Бэк сформировали определение через силы, которые действуют на членов, чтобы они оставались в группе, на основе двух классов.1. Напористость группы через потребность отдельных лиц взаимодействовать с другими членами группы и 2. Контроль средств , связанный с соответствующими преимуществами пребывания в группе

    Работа в команде в спорте

    В спорте широко признано, что группа людей, хорошо работающих вместе, значительно более эффективна, чем группа людей, работающих независимо друг от друга. Криштиану Роналду и Гарет Бэйл, возможно, собираются проделать большую работу, бегая с мячом за Реал Мадрид, и забьют несколько довольно потрясающих голов, однако в интересах успеха команды вся команда должна выполнять свою работу на пике своих способностей. обеспечить успех.Будь то Хаби Алонсо, откидывающийся назад, чтобы контролировать мяч, или Пепе, подключающий мяч, чтобы помешать нападающим соперников. У каждой команды должна быть структура.

    Психология формирования команды

    Формирование, штурм, нормирование и исполнение.

    Этапы развития группы Такмана (1965)

    Формирование является первым этапом и относится к рождению группы. (Иногда его называют «общежитие»). Существует множество способов собрать команду: от группы детей, которые учатся в одной начальной школе, до щедрого русского олигарха, пытающегося купить на первый взгляд лучших игроков со всего мира для своего последний проект.На этапе формирования акцент будет делаться на разработке логистических аспектов группы, таких как должности и отдельные лица, как правило, ведут себя наилучшим образом, чтобы избежать первоначальных конфликтов и плохих впечатлений.

    Фаза Storming — это когда период медового месяца заканчивается, и лодка начинает плыть по довольно бурным морям. Этот этап может быть одним из трудностей, так как члены команды начинают находить свой собственный голос и начинают вносить различные точки зрения на то, как можно достичь успеха, с чем не все члены команды согласятся.Хороший менеджер позволит развить креативность и необходимый уровень критического анализа. Это этап, на котором конфликты между членами команды могут легко обостриться и потенциально вызвать проблемы в отношении создания эффективной команды в долгосрочной перспективе.

    Этап Norming объединяет все различные идеи и точки зрения, полученные на этапе штурма, чтобы создать общие ценности для команды с точки зрения конкретной миссии, целей (будь то избежание вылета в первый год на уровне премьер-лиги или достижение добиваться места на европейском конкурсе в следующем году), а также помогает участникам выработать четкое представление об их ролях и обязанностях в командной среде,

    Когда команда Выполняет , они находятся на высшем уровне.Производительность будет высокой, а уровень общения — хорошим, чтобы избежать потенциальных конфликтов. Считается, что для достижения этой стадии все члены команды должны пройти предыдущие стадии эффективного развития команды.

    Как мы можем измерить сплоченность команды?

    Всегда будет сложно принять во внимание, почему людей привлекают командные сценарии. Некоторые испытывают чувство достижения, в то время как многие люди могут быть социально привлечены к группам, и поэтому спорт не является одним из самых важных факторов в их участии

    Сплоченность команды можно классифицировать на основе поставленной задачи и социальных факторов, связанных с тем, что она является частью команды.

    Сплоченность задач возникает, когда люди идентифицируют себя с некоторыми конкретными групповыми целями и могут способствовать успеху в их достижении. Такими примерами могут быть победа в Суперкубке или продвижение в более высокий дивизион.

    Социальная сплоченность возникает там, где привлекательность группы и социальное взаимодействие являются наиболее важными аспектами участия в команде. Чувство единства часто определяет эти команды (Боллен и Хойл, 1990)

    Поскольку существует значительное количество факторов, которые влияют на участие человека в команде, Каррон, Видмейер и Броули (1985) разработали опросник Group Environment Questionnaire (часто называемый GEQ), который фокусируется на четырех измерениях сплоченности команды.

    • Групповая интеграция — задача (GI-T)
    • Групповая интеграция — социальная (GI-S)
    • Индивидуальное привлечение к групповому заданию (ATG-T)
    • Индивидуальное влечение к группе — Социальное (ATG-S)

    Опросник групповой среды используется многими спортивными психологами для оценки сплоченности команды из-за его благоприятных психометрических аналитических свойств.

    Командная сплоченность для тренеров

    Применение. Тренеры должны осознавать важность развития как социальной сплоченности, так и сплоченности задач в своих командах, чтобы гарантировать поддержку со стороны всех членов команды.Мотивирующие факторы ни у одного участника не одинаковы.

    Факторы, определяющие сплоченность команды в спорте

    Существует большое количество факторов, определяющих сплоченность спортивной команды. Один из способов их определения — разбить их на личные, командные, лидерские и средовые факторы, связанные с членством в команде и их последствиями.

    Личные факторы, определяющие сплоченность команды

    • Личное удовлетворение от членства в команде
    • Опыт подкрепления.Сходство опыта, продемонстрированного членам команды
    • Видимая внешняя конкуренция и угроза.

    Факторы команды, определяющие сплоченность группы

    • Настоящие и прошлые успехи коллектива.
    • Аспекты общения в команде.
    • Общие цели.
    • Соревновательный характер личности в достижении целей в составе команды.
    • Сходство взглядов и ценностей членов группы
    • Сложность вхождения в коллектив (В сплоченных сообществах).

    Факторы лидерства, определяющие сплоченность команды

    • Установление сплоченности.
    • Установление ролевых моделей, руководителей групп и менеджеров.

    Факторы окружающей среды в сплоченности группы

    • Влияет на размер группы.
    • Погодные условия могут привести к чувству единения.

    Последствия производительности и сплоченность команды

    Один из ключевых вопросов, которые задают спортивные психологи, — может ли сплоченность команды привести к повышению производительности.Последствия при абсолютном измерении эффективности просты: команда выигрывает или проигрывает?

    Психологи могут определить, является ли победа абсолютной и абсолютной или относительно предыдущей на прошлой неделе или в прошлом году. В абсолютном анализе команда по регби, возможно, не выиграла чемпионат мира в последний раз, но относительно говоря, она могла продвинуться дальше, чем достигла ранее.

    В некоторых командах сплоченность может быть напрямую связана с уровнями спортивных достижений.Будь то позиция в лиге или вера команды. Успех продает, а люди покупают структуру, что приводит к стабильности команды и последующей эффективности ее работы.

    Направление причинности — это направление трудности. Приводит ли сплоченность команды к успеху в спорте? Или степень успеха способствует повышению сплоченности команды? Хотя существует вероятность того, что повышенный уровень сплоченности улучшит игру на поле, также вероятно, что повышение производительности способствует дальнейшему развитию сплоченности команды.Когда ваша команда побеждает, вы чувствуете себя на вершине мира и чувствуете себя комфортнее с товарищами по команде, несмотря на присущие им недостатки и заблуждения.

    Дополнительные психологические факторы сплоченности, которые необходимо учитывать

    В то время как предыдущие исследования подчеркивали взаимосвязь между сплоченностью и эффективностью, существует много других факторов, потенциально значимых для командной среды.

    Поскольку сплоченность относится к группам, удовлетворение относится к отдельным членам группы. Было предложено две модели.Одна из гипотез, символически представленная ниже, демонстрирует гипотезу круговых отношений, в которой сплоченность ведет к успеху, что впоследствии приводит к чувству удовлетворения среди членов команды

    Вторая гипотеза (Модель B) предполагает, что успешная работа приводит к более высокому уровню сплоченности группы, что впоследствии приводит к большему уровню удовлетворенности.

    На самом деле тренер или руководитель команды, создающий групповую сплоченность, добавит элементы индивидуальной удовлетворенности и повышения производительности команды, поскольку исследования показали четкую положительную взаимосвязь между удовлетворенностью членов в сплоченных группах и отрицательным влиянием несвязных групп, будь то в бизнесе или спорте.(Хогг 1992).

    Соответствие в успешных командах и группах

    Будь то группа друзей или спортивная команда. Исследования показали, что чем выше сплоченность группы, тем большее влияние она оказывает на отдельных ее членов. Это включает в себя большее давление, чтобы соответствовать воспринимаемым нормам группы через целый ряд факторов, от отношения к выбору одежды и производительности труда.

    Стабильность и сплоченность группы

    Стабильность группы может относиться к продолжительности времени, в течение которого члены были частью группы, или к смене членов группы.Трансферная система в футболе может нанести ущерб сплоченности команды. Во многих исследованиях было показано, что команды, которые реже меняют состав в течение сезона, как правило, более успешны, чем те, состав которых постоянно меняется. Несмотря на это, менеджеры часто применяют политику постоянной ротации игроков.

    Высокий уровень сплоченности также может помочь защитить и повысить сопротивляемость сбоям, например, личным изменениям или принуждению новых членов.

    Постановка групповых целей как инструмент сплоченности

    В коллективе или групповой среде цели обычно устанавливаются для всей группы в целом. Они относятся к четким задачам группы в рабочих командах и относятся к общему видению. Было обнаружено, что сплоченность группы повышается, когда группа участвует в процессе постановки целей. Удовлетворенность членов командными целями повысила сплоченность команды, хотя в течение соревновательного сезона уровень сплоченности может меняться в пределах командной среды.

    Как и при любой постановке целей. Часто используется аналогия SMART.

    Командные цели должны быть

    Специальный

    Измеримый

    достижимо

    Реалистичная

    Временные рамки

    Список литературы

    1. Аткинс. Б., (2010) Тимбилдинг Saxo Bank-SunGard на Фуэртевентуре. Velonation.com

    Боллен К. А., Хойл Р. Х. (1990) Воспринимаемая сплоченность: концептуальное и эмпирическое исследование.Социальные силы, 69,2, 479-504

    Каррон, А.В., Видмейер, В.Н., Броули, Л.Р. (1985). Разработка инструмента для оценки сплоченности в спортивных командах: анкета по групповой среде. Журнал спортивной психологии , 7, 244-266.

    Фестингер, Л., Шахтер, С., Бэк, К., (1950) Социальное давление в неформальных группах: исследование жилищного проекта Нью-Йорк: Хараре.

    Хогг, М.А. (1992). Социальная психология групповой сплоченности. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.

    Такман, Б. У. (1965). «Последовательность развития в малых группах». Psychological Bulletin, Vol 63 (6), Jun 1965, 384-399.

    ,

    PPT — Социальная психология спорта 1. Презентация PowerPoint для групповой сплоченности

  • Социальная психология спорта 1. Групповая сплоченность 1.3 Аспекты сплоченности (или, как мы будем называть это — факторы, влияющие на сплоченность)

  • Итак …. Сегодня… К концу занятия все учащиеся будут… • Изучат возможные факторы, которые могут повлиять на сплоченность группы • Выявят релевантное исследование, которое поддерживает область сплоченности группы • Оценит ключевое исследование Каррона (1982) • Разработан план для маркера 10 или 15 Некоторые учащиеся будут иметь… • Заполненный раздел социальной лентяевки • Заполненный любой пропущенный раздел • Начал писать маркер 10/15

  • Начальное задание…. • Какие факторы, по вашему мнению, могут повлиять на сплоченность? • В ваших группах определите не менее 5

  • ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОПРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ • Holts & Sparkes (2001) изучали университетскую футбольную команду Великобритании в течение сезона. • Данные были собраны посредством интервью и наблюдения. • Почему такое сочетание методов исследования оказалось удачным?

  • ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СООТВЕТСТВИЕ ГРУППЕ СОГЛАСИЕ И ИСКРЫ (2001) • Holt & Sparkes пришла к выводу, что следующие 4 фактора влияют на сплоченность команды., , , , , • Четкая роль для каждого члена команды • Готовность идти на личные жертвы ради блага команды • Качество общения между членами команды • Общие цели для команды

  • ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОГЛАСИЕ ГРУППЫ Турман (2003) • Турман (2003) ) рассмотрел ряд методов коучинга и связал их со сплоченностью команды. • Он обнаружил, что использование смущения, насмешек и подобных приемов, включающих «свысока» со спортсменами, отрицательно сказывается на сплоченности команды, тогда как • техническая помощь со стороны спортсменов, мотивационные речи и командные молитвы — все это имело положительный эффект.

  • ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПОСОБНОСТЬ ГРУППЫ Каррон (1993) • Каррон (1993) выделил 4 типа факторов, влияющих на сплоченность команды. Turman (2003) Holt & Sparkes (2001)

  • СПОСОБНЫЕ КОМАНДЫ БОЛЬШЕ УСПЕШНЫ? • Исследование, которое предполагает ДА ​​• Гоулд и др. (1999) опросили спортсменов и тренеров олимпийской сборной США по различным видам спорта, оценив ряд различных факторов, включая сплоченность команды. • Они обнаружили, что команды с низкой сплоченностью чаще проигрывали

  • СПОСОБНЫ ЛИ КОМАНДЫ БОЛЕЕ УСПЕШНЫМИ? • Хотя исследование показало, что команды, обладающие высокой степенью сплоченности, более склонны к успеху, трудно сказать: — • успех был вызван сплоченностью или • сплоченность увеличилась в результате успеха • Как мы можем знать какой причинный фактор? сплоченность успеха ИЛИ сплоченность успеха ?????

  • СПОСОБНЫЕ КОМАНДЫ БОЛЬШЕ УСПЕШНЫ? • Slater & Sewell (1994) предполагают, что оба утверждения верны., , сплоченность успех И сплоченность успеха Slater & Sewell измерили сплоченность команд у 60 университетских хоккеистов мужского и женского пола в начале, середине и в конце сезона. Они обнаружили, что ранняя сплоченность связана с более поздним успехом, а ранний успех связан с более поздней сплоченностью. НО самая сильная связь была между ранней сплоченностью и последующим успехом.

  • СПОСОБНЫЕ КОМАНДЫ БОЛЬШЕ УСПЕШНЫ? • Исследование, которое предполагает, что NO Grieve et al (2000) случайным образом распределил 222 университетских баскетболиста мужского пола в команды из 3 человек и манипулировал взаимодействием каждой команды, чтобы добиться высокого или низкого уровня сплоченности команды.• Затем каждую команду оценивали на сплоченность, давали серию игр, а затем снова оценивали сплоченность. • Исследователи обнаружили, что: — • не было никакой связи между ранней сплоченностью и более поздней работой • Успешная ранняя работа была связана с высоким уровнем сплоченности в конце игры. • Эти результаты показывают, что: • успех влияет на сплоченность, но • сплоченность не влияет на успех

  • КАК НАУЧНИКИ МОГУТ СОЗДАТЬ СПОСОБНОСТЬ? • Каррон (1997) предложил 4-точечную модель построения команды • Повышение индивидуальности команды • Повышение социальной сплоченности • Уточнение командных целей • Улучшение взаимодействия в команде

  • Ключевое исследование ~ Каррон (1982) • Работа Каррона разрушила его представления сплоченности в спорте на четыре области: • теоретическая основа • применение в спорте • последствия и ограничения • будущие направления

  • Теория Каррона Общая теоретическая перспектива • Предыдущее исследование показало, что понимание групповой динамики и того, как группы связываются вместе, было Необходимо обратить внимание на: • источник вознаграждения.• средства для получения награды. • Эти понятия были разработаны так, чтобы их можно было рассматривать как два компонента: • социальная сплоченность и • сплоченность задач

  • Перспектива спортивных исследований • Хотя теория признает, что существует два измерения, которые оперативно определяются как одно общее измерение • Например, Martens et al. Опросник по спортивной сплоченности измеряет семь аспектов сплоченности, в том числе: • степень дружбы или межличностного влечения между членами группы • чувство принадлежности • уровень командной работы, воспринимаемой как присутствующая в группе • акцент на социальных сплоченность демонстрирует обычно используемые меры

  • Ограничения… • Обоснованность ~ за счет акцентирования внимания на социальной сплоченности другие факторы, которые могут вызвать сплоченность, упускаются из виду • E.грамм… ??? • Цели • Группы, для которых характерен низкий уровень взаимного притяжения, не обязательно приводят к распаду / разрыву • Притяжение не требуется для формирования группы ~ может образоваться из-за: • Сходства интересов • Ценностей • Четких целей

  • Будущие направления • Carron объединил различные части всеобъемлющей концептуальной системы для сплоченности спортивных команд….

  • ТЕПЕРЬ ТРЕНЕР! • Вы тренер недавно сформированной команды.• Используя 4 руководящих принципа Каррона, вы получите по крайней мере 4 способа, которыми вы можете помочь повысить сплоченность своей команды • Вы должны придумать хотя бы одно предложение для каждого из руководящих принципов: — • Повышение самобытности команды • Повышение социальной сплоченности • Уточнение цели команды • Улучшение коммуникации в команде

  • ТЕПЕРЬ ТРЕНЕР! • Какие были ваши предложения ??? • Повышение узнаваемости команды • например, стиль одежды во время тренировок • Повышение социальной сплоченности • e.грамм. договориться о том, чтобы все собрались вместе пообедать • Уточните цели команды • например, иметь «цель на день» • улучшить взаимодействие в команде • например проводить регулярные встречи

  • СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ • Для повышения сплоченности команды можно использовать методы построения команды. Каррон (1997) разработал 10 принципов построения команды. • Влияние командообразования было проверено в ряде исследований, но результаты оказались неубедительными. Моран (2004) предполагает, что причина этого заключается в том, что построение команды может повысить сплоченность только в том случае, если команде ее в первую очередь не хватает • Таким образом, исследования с уже сплоченными командами сталкиваются с эффектом потолка и обнаруживают, что стратегии имеют незначительное влияние

  • Итак… некоторые вопросы • Убедитесь, что вы оценили и учли необходимые элементы для вопросов….• Либо разработайте план для маркера 10/15, либо начните со следующего…. • Опишите, что психологи узнали о социальном влиянии в спорте 10 • Оцените, что психологи узнали о социальном влиянии в спорте 15 • Вас просят сформировать новую команду. Используя свои знания в области психологии, предложите, как вы могли бы помочь им сплотиться в команде 15

  • .

    Спортивная психология и повышение производительности

    Доктор Патрик Дж. Кон объясняет, какую пользу вы и ваша команда можете получить от занятий спортом.
    психология

    Mental Game Coaching — это тот сегмент спортивной психологии, который
    концентрируется на помощи спортсменам преодолеть психические барьеры
    которые мешают им раскрыть свой максимальный потенциал. Сосредоточив внимание
    на умственные способности, необходимые для успеха в любом спортивном соревновании,
    ментальный игровой коучинг направлен на достижение общей цели производительности
    улучшение.

    Повышение концентрации внимания и устранение отвлекающих факторов

    Многие спортсмены могут сконцентрироваться, но часто их
    фокус смещается на неправильные области, например, когда думает отбивающий; «Мне нужно
    получить удар «, находясь в ящике для теста, что является ориентированным на результат. Большая часть
    Моя инструкция по сосредоточению внимания помогает спортсмену оставаться сосредоточенным на
    настоящий момент и отпустить результаты.

    Повысить доверие к спортсменам, которые сомневаются

    Сомнение — противоположность уверенности.Если вы сохраняете много сомнений
    до или во время выступления это указывает на низкую уверенность в себе или
    по крайней мере, вы саботируете то доверие, которое было у вас в начале
    конкуренция. Уверенность — это то, что я называю основным навыком умственной игры из-за ее
    важность и связь с другими умственными способностями.

    Развивать навыки совладания с неудачами и ошибками

    Эмоциональный контроль — необходимое условие для попадания в зону.
    Спортсмены с очень высокими и строгими ожиданиями не справляются с
    мелкие ошибки, которые являются естественной частью спорта.Важно решить
    эти ожидания, а также помогают спортсменам сохранять спокойствие под давлением и когда
    они совершают ошибки или разочаровываются.

    Найдите зону интенсивности, подходящую для вашего вида спорта

    Я использую интенсивность в широком смысле, чтобы определить уровень возбуждения
    или умственная активация, которая необходима каждому человеку для выполнения его или ее
    Лучший. Это будет варьироваться от человека к человеку и от спорта к спорту. чувство
    «вверх» и положительно заряженный критичен, но не слишком возбужден.
    важный.Вы должны пройти тонкую грань между желанием завершить и
    не переусердствовать.

    Помогите командам развить коммуникативные навыки и сплоченность

    Большая часть спортивной психологии и умственных тренировок помогает
    команды улучшают сплоченность и общение. Чем больше команда работает как единое целое, тем
    лучше результаты для всех участников.

    Чтобы привить здоровую систему убеждений и выявить иррациональные
    мысли

    Одна из областей, которыми я горжусь, — это помощь спортсменам в идентификации
    неэффективные убеждения и отношения, такие как зоны комфорта и негативные
    самооценки, которые мешают им работать хорошо.Эти основные нездоровые
    убеждения должны быть идентифицированы и заменены новым образом мышления. Нездоровый
    или иррациональные убеждения будут держать вас в тупике независимо от того, сколько вы практикуете или
    сильно ты стараешься.

    Улучшить или сбалансировать мотивацию для достижения оптимальной производительности

    Важно посмотреть на свой уровень мотивации и понять, почему
    вы заинтересованы в занятиях спортом. Некоторые мотиваторы лучше в
    дольше, чем другие. Спортсмены, имеющие внешнюю мотивацию, часто играют за
    неправильные причины, например, спортсмен, который занимается только спортом, потому что
    родителя.Вам необходимо достичь здорового уровня мотивации и быть мотивированным
    по правильным причинам.

    Развитие уверенности после травм

    Некоторые спортсмены физически полностью подготовлены к
    вернуться к соревнованиям и тренировкам, но в душе остались некоторые шрамы. Травма может
    подрывают уверенность, вызывают сомнения во время соревнований и вызывают недостаток внимания.
    Я помогаю спортсменам морально исцеляться от травм и справляться со страхом
    повторное повреждение.

    Для разработки стратегий и планов игр для конкретных игр

    Все великие тренеры используют планы игры, стратегии гонок и курсы.
    навыки управления, помогающие спортсменам морально подготовиться к соревнованиям. Это
    область, выходящая за рамки развития базовых умственных навыков, в которой помогает психолог
    спортсмены и команды. Это очень важно в таких видах спорта, как гольф, гонки и
    многие командные виды спорта.

    Чтобы идентифицировать и чаще входить в «зону». Включает
    все, что я делаю в психологической сфере спорта.Общая цель — помочь
    спортсмены входят в зону, развивая базовые умственные навыки, которые могут помочь
    спортсмены чаще заходят в зону. Невозможно играть в зоне
    каждый день, но вы можете задать условия, чтобы это происходило чаще.

    Добавлю, что спортивная психология может подойти не всем
    спортсмен. Не каждый человек, занимающийся спортом, хочет «повысить результативность».
    Спортивная психология не предназначена для спортсменов, которые занимаются спортом.
    социальная составляющая спорта или не тратить время на работу над техникой или
    фитнес для повышения производительности.Юные спортсмены, родители которых хотят, чтобы они увидели
    спортивный психолог тоже не лучший кандидат. Спортсмен должен стремиться улучшить свою умственную игру, не имея мотива
    чтобы удовлетворить родителей. Точно так же спортсмен, который видит только эксперта по мысленным играм
    Удовлетворять тренера — значит, не в полной мере извлечь пользу из умственной тренировки.

    Спортивная психология применима к широкому кругу серьезных
    спортсмены. Большинство моих учеников (младшие, старшие классы, колледжи и профессиональные
    спортсменов) очень стремятся к совершенству и видят, как далеко они могут зайти в
    виды спорта.Они любят соревноваться и проверять себя против лучших в своей
    спорт. Они понимают важность позитивного настроя и умственных способностей.
    ударная вязкость. Эти спортсмены хотят получить любое преимущество, в том числе
    умственное превосходство над конкурентами.


    Ссылка на статью

    Эта статья впервые появилась в:

    • COHN, P. (2006) Спортивная психология и повышение производительности. Успешный коучинг Брайана Маккензи, (ISSN 1745-7513 / 34 / июль-август), стр.7-8

    Ссылка на страницу

    Если вы цитируете информацию с этой страницы в своей работе, то ссылка на эту страницу:

    • COHN, P. (2006) Спортивная психология и повышение производительности [WWW] Доступно по адресу: https://www.brianmac.co.uk/articles/scni34a6.htm [доступ

    Об авторе

    Доктор Патрик Кон работает со спортсменами и командами по всему миру, занимающимися различными видами спорта.Как президент и основатель Peak Performance Sports (Орландо, Флорида), доктор Кон посвящает себя воспитанию уверенности и самообладания, а также обучению эффективным умственным игровым навыкам, чтобы помочь спортсменам, командам и корпоративным профессионалам работать на максимальном уровне.

    связанные страницы

    Следующие страницы Sports Coach предоставляют дополнительную информацию по этой теме:

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *