Межличностное восприятие: восприятие межличностное — это… Что такое восприятие межличностное?

Содержание

восприятие межличностное — это… Что такое восприятие межличностное?



восприятие межличностное
— восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. (см. эффект недавности, эффект ореола и др.). Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения.

Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие:
1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него;
3) эмпатия —понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.
Предпринимаются попытки вычленить нек-рые более универсальные механизмы В. м., к-рые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т. п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. атрибуция каузальная).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
1998.

восприятие межличностное
— восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика по. сравнению с восприятием неодушевленных предметов — в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного (см. эффект недавности; эффект ореола).

Важная особенность восприятия межличностного — не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Исследование роли деятельности совместной в восприятии межличностном — одна из центральных теоретических проблем в этой области психологии социальной. Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:

1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) рефлексия социально-психологическая — понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.

Предпринимаются попытки вычленить более универсальные механизмы восприятия межличностного, кои обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор и ограничение информации, что является необходимым условием любого процесса перцептивного. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория диссонанса когнитивного, теория личности имплицитная; но ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. атрибуция каузальная).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • восприятие межгрупповое
  • восприятие подпороговое

Смотреть что такое «восприятие межличностное» в других словарях:

  • Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований восприятия межличностного (В. м.) посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа др.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности достраивания образа другого человека на основе наличной,… …   Психологический лексикон

  • ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке, где выясняются закономерности «достраивания» образа др. человека на основе наличной,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Восприятие межличностное — (в психологии) (person perception), формирование людьми мнений о др. людях. Люди оценивают др. людей на основе ограниченной информации, т.о. они формируют свое первое впечатление о др. и, отталкиваясь от него, интерпретируют более позднюю… …   Народы и культуры

  • ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) — (от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • восприятие человека человеком — Категория. Социально психологический процесс. Специфика. Процесс построения образа другого человека, разворачивающийся прежде всего при непосредственном общении с ним. Данный процесс осуществляется следующим образом. Первоначально при восприятии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание — (англ. interpersonal cognition) понимание человека человеком. Понятие имеет неск. синонимов: межличностное восприятие, межличностная перцепция, восприятие человека человеком, межличностное оценивание, социальная перцепция. Ни один из этих… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Межличностное восприятие (interpersonal perception) — Впечатления, к рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел. наблюдателя обращено к… …   Психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Познание межличностное: теоретические модели — Теорет. анализ многочисл. исследований межличностного познания (М. п.) позволяет выделить 3 методологических схемы (модели): пассивно созерцательную, деятельностную и субъектно субъектную. 1) В контексте пассивно созерцательной модели М. п.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Восприятие межличностное | Понятия и категории

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов — в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного (см. эффект недавности; эффект ореола).

Важная особенность восприятия межличностного — не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Исследование роли деятельности совместной в восприятии межличностном — одна из центральных теоретических проблем в этой области психологии социальной. Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:

1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) рефлексия социально-психологическая — понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр. Предпринимаются попытки вычленить более универсальные механизмы восприятия межличностного, кои обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор и ограничение информации, что является необходимым условием любого процесса перцептивного. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория диссонанса когнитивного, теория личности имплицитная; но ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. атрибуция каузальная).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 113-114.

Межличностное восприятие | База знаний

Межличностное восприятие (interpersonal perception)

 

Впечатления, к-рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. — сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел.-наблюдателя обращено к внутренним психол. процессам чел.-стимула. Эти процессы практически не поддаются сенсорным механизмам; информ. о них добывается путем умозаключений или атрибуций, осуществляемых наблюдателем. В этом смысле, «восприятие человека» яв-ся не совсем удачным названием, и данный процесс, по-видимому, было бы лучше называть «умозаключениями о человеке». Большая часть темы М. в. в настоящее время охватывается теорией атрибуции.

Фриц Хайдер указал на 3 различия между восприятием физ. объектов и людей. Во-первых, предполагается, что в отличие от физ. объектов люди обладают внутренней жизнью. Каждый чел. имеет мысли и переживает эмоции, предполагая, что другие не отличаются от него в этом отношении. Во-вторых, физ. объекты не воспринимаются как причины своих собственных действий, тогда как люди часто рассматриваются как первопричины своих поступков. Понятие ответственности тесно переплетено с представлением о том, что, поступая тем или иным образом, чел. скорее руководствуется своими собственными внутренними соображениями, нежели просто подчиняется неумолимым требованиям окружения. В-третьих, люди могут намеренно манипулировать наблюдателем и использовать его в своих целях, в то время как неодушевленные объекты — нет. Одна из целей восприятия чел. — дать чел.-наблюдателю возможность спрогнозировать вероятные действия чел.-стимула, с тем чтобы учесть их при планировании своих собственных действий.

Изучение восприятия чел. по сути представляет собой попытку реконструировать тот способ, которым средний чел. с улицы перерабатывает информ. о др. людях и о самом себе. Такой чел.-наблюдатель заинтересован в ответе на вопрос о том, почему данный чел.-стимул поступает или ведет себя так, как он это делает. В соответствии с Хайдером, причины поведения обычно приписываются либо окружению, либо самому действующему лицу. Когда то или иное действие может быть приписано причинам из окружения, действующее лицо не считается ответственным за положительные или отрицательные последствия своего поведения, но когда в качестве источников поведения воспринимаются индивидуальные внутренние факторы, данное действующее лицо полностью несет ответственность за такие последствия.

Большая часть работы, проделанной в области исслед. атрибуций, была связана с правилами, которые используются наблюдателями при отнесении причин поведения за счет окружения или самого действующего лица. Хайдер считал, что межличностная функция челов. восприятия состоит в том, чтобы дать наблюдателю возможность прогнозировать и контролировать поведение др. людей.

Тенденция наблюдателей — принимать первую подходящую причину в качестве основания поведения. Однако, в случае наличия др. правдоподобных причин, влияние любой специфической причины в порождении эффекта обесценивается. Этот принцип обесценивания может приводить к атрибуциям как средовых, так и личных причин наблюдаемого поведения. Кроме того, по мнению наблюдателя, чем больше эффектов связано с поведением данного действующего лица, тем больше вероятных причин его может существовать. Г. Келли, к-рый предложил этот принцип обесценивания (discounting principle), также дополнил его принципом усиления значимости (augmentation principle). Чем большее количество затрат рискует понести чел. для того, чтобы поступить так, как он поступает, тем с большей вероятностью наблюдатель будет относить его поведение за счет внутренних личных причин. Правило большого пальца заключается в том, что чем больше поведение действующего лица отклоняется, по мнению наблюдателя, от поведения большинства др. людей в аналогичной ситуации, тем в большей степени такое поведение будет связываться с чем-либо свойственным (или приписываемым) только данному действующему лицу.

Наблюдатель может видеть поведение действующего лица только один раз или может располагать неограниченными возможностями наблюдения за ним. Большинство атрибутивных правил можно классифицировать как основанные либо на единичном наблюдении, либо на множестве наблюдений. К первому случаю относятся следующие.

Внеролевое поведение (out-of-role behavior). Внеролевое поведение можно истолковать как производное от принципа усиления значимости. Чел., нарушающий границы роли, тем самым отказывается от обычных вознаграждений и, по-видимому, готов к принятию последующих негативных реакций со стороны других. Поступая таким образом, следовательно, он должен руководствоваться какими-то внутренними личными соображениями.

Необщие эффекты (попсоттоп effects). Наблюдатель может мысленно реконструировать процесс принятия решения другим чел. для того, чтобы понять причину его выбора. Можно предположить, что выбранной альтернативе было оказано предпочтение, потому что она максимизирует некую ценность для данного чел., по крайней мере, в сравнении с другими альтернативами, т. е. основой для принятия решения служит определенный эффект, который является необщим для возможных вариантов решения, и этот эффект позволяет нам что-то узнать о чел., принимающем решение.

Гедонистическая релевантность (hedonic relevance). Если поступки др. чел. оказывают определенное положительное или отрицательное воздействие на наблюдателя, последний будет больше склонен объяснять такое поведение личными причинами.

Персонализм (personalism). Когда наблюдатель ощущает на себе положительные или отрицательные эффекты поведения действующего лица, у него может возникнуть мысль о том, не предназначались ли эти эффекты специально для наблюдателя. Если наблюдатель сочтет, что данное поведение было направлено на или против него (лично), этот наблюдатель более уверенно проводит личную атрибуцию.

Г. Келли также снабдил свою модель набором правил, к-рыми руководствуются наивные наблюдатели при выборе атрибуций в результате множества наблюдений за действующим лицом. Если наблюдатель не располагает готовой каузальной схемой, на основе которой конкретные поступки анализируются, снабжаются причинами и оцениваются по степени личной ответственности, он будет использовать рациональный процесс переработки имеющихся данных, подобный тому, к-рый используется научными работниками. Согласно Келли, следующие принципы позволяют наблюдателю относить причины поведения на счет действующего лица, окружающей среды или того и другого вместе.

Постоянство (consistency). Постоянство реакции предполагает устойчивую средовую причину, тогда как непостоянные реакции говорят о флуктуирующих личных факторах.

Дифференцированность (distinctiveness). Вообще говоря, чем более дифференцирована реакция по отношению к различным объектам, тем выше склонность наблюдателя относить ее на счет факторов среды, и чем менее дифференцирована эта реакция, тем выше вероятность того, что будет осуществляться личная атрибуция.

Согласованность (consensus). Если большинство людей peaгируют на ситуацию одинаковым образом, это будет способствовать средовой атрибуции. Но если данный чел. реагирует отличным от большинства людей способом, более вероятной будет личная атрибуция.

Существует тенденция к различию между атрибуциями со стороны действующих лиц и наблюдателей. Действующие лица склонны рассматривать собственные действия как вынужденные, совершаемые под сильным давлением внешних обстоятельств. В противоположность этому, как писал Хайдер, поведение действующего лица имеет тенденцию заполнять поле восприятия наблюдателя. Такая фокусировка на действующем лице с оттеснением роли среды на второй план заставляет наблюдателей чаще прибегать к личным атрибуциям по сравнению с действующими лицами, что получило название фундаментальной ошибки атрибуции. Также, разумеется, действующие лица располагают большей информацией о себе и более широким контекстом для осуществления атрибуций, чем наблюдатели.

Э. Джоунз и К. Дэвис утверждают, что стоит только наблюдателю осуществить атрибуцию личных причин, как будет сделан корреспондирующий вывод (correspondent inference) из картины наблюдаемого поведения и сделано предположение о мотиве, лежащем в основе этого поведения. Наблюдатель отмечает эффекты, происходящие в окружающей среде, и прослеживает их возможную связь с поведением действующего лица. Если поведение относится на счет действия средовых факторов, процесс обработки информации на этом прекращается. Однако, если проводится личная атрибуция, наблюдатель предполагает, что действующее лицо намеревалось произвести наблюдаемые эффекты. Намерение (intention) подразумевает, что действующее лицо заранее осведомлено о возможных эффектах и обладает способностью их вызывать. Намерение относится не к наблюдаемому поведению, а к его эффектам (результатам и последствиям). Если действующему лицу приписывается намерение, осуществляется поиск мотива для этого намерения.

Корреспондирующий вывод предполагает общность между характером реакции и приписываемым ей мотивом. Согласно этой теории, отнесение наблюдателем причин поведения к личности всегда сопровождается последующим корреспондирующим выводом. Далее предполагается, что распознавание и маркирование реакций не вызывает проблем и является естественным механизмом, во многом сходным с действием проксимальных сил поля восприятия. Утверждается, что действие невозможно идентифицировать отдельно от целей, которыми предположительно руководствуется действующее лицо.

Очевидно, наблюдатели действительно формируют комплексные (суммарные) впечатления о других людях. Источниками информации служат данные непосредственных наблюдений и сообщения других наблюдателей. Некоторые виды информации являются более центральными в формировании таких совокупных впечатлений, а другие — более периферическими или незначительными.

Норман Андерсон предложил математические модели того, как наблюдатели обрабатывают и взвешивают предоставляемую им информацию (в адъективированной форме) о действующих лицах. Например, насколько больший вес при оценке нравящегося человека может придаваться одним чертам по сравнению с другими, или насколько больший вес может придаваться ранней информации по сравнению с поздней. Эффект первичности (primacy effect) может являться следствием обесценивания более поздней информации или может возникать в результате невнимания к ней после того, как было сформировано раннее впечатление. Эти идеи можно представить в форме алгебраической модели взвешенного усреднения (algebraic weighted averaging model), которая получила довольно сильную поддержку в эмпирических исследованиях.

Социальные психологи испытывают традиционный интерес к точности, с которой наблюдатели приписывают действующим лицам эмоциональные состояния и личностные черты. Наблюдатели демонстрируют довольно высокую точность в распознавании эмоций только на основе выражений лица, движений рук, отдельных фотоснимков и голосовых интонаций. Более того, существует довольно высокая степень согласованности между представителями различных культур в том, что касается этих атрибуций в отношении идентичных стимулов. Последний факт оказывает определенную поддержку дарвиновскому предположению о том, что культурные выразительные движения эволюционировали в ходе филогенеза. Определенные ключевые признаки в социальном контексте позволяют наблюдателям любой культурной принадлежности достигать большей «точности» в маркировании эмоциональных состояний.

Каждый чел. склонен развивать имплицитную теорию личности, в которой различные виды черт и диспозиций рассматриваются как взаимосвязанные или противоречащие друг другу. Напр., наблюдатель, к-рый осуществляет корреспондирующий вывод о том, что чел.-стимул обладает мотивом власти, может впоследствии на основании цепочки последовательных умозаключений прийти к выводу, что данный чел. обладает также набором др. черт (сильный, использующий других в корыстных целях, агрессивный, холодный, грубый и т. д.).

Наблюдатели склонны полагать, что поведение др. людей характеризуется определенным постоянством во времени. Для достижения представления о мире как упорядоченном и предсказуемом, наблюдатель пытается сохранять и поддерживать устойчивые и осмысленные впечатления о др. людях.

Наблюдатели зачастую объединяют отдельные черты в кластеры, позволяющие описывать определенные категории людей. Такого рода картины в наших головах называются стереотипами. Когда значительная по размеру группа людей вырабатывает сходный по содержанию категориальный кластер, говорят о соц. стереотипе. В этом смысле, стереотипы помогают организовывать восприятия людей и обеспечивают основу для прогнозирования того, как могут вести себя в той или иной ситуации чужаки. Несмотря на то, что в некоторых стереотипах может содержаться определенная доля истины, по крайней мере применительно к обобщенным характеристикам групп в целом, они представляют собой чрезвычайно грубую и несовершенную основу для понимания и взаимодействия с отдельными людьми.

Одним из важных стереотипов, недавно изученных соц. психологами, яв-ся отношение к красивым женщинам. Считается, что красивым женщинам чаще назначаются свидания, что они обладают социально желательными чертами характера, более высоким уровнем интеллекта и оказываются, в целом, более счастливыми в своей жизни. Красивые женщины также могут получать преимущество в интервьюировании при приеме на работу и в текущих оценках эффективности трудовой деятельности. Однако, существуют данные о том, что на более высоких уровнях менеджмента физ. привлекательность оказывается ценным активом для мужчин и, наоборот, препятствием для женщин.

Можно увидеть, что в литературе по межличностному восприятию чел. рассматривается по большей части как инертный и просто присутствующий (наподобие портрета) стимул в ситуации, в к-рой наблюдатель строит свои умозаключения, опираясь на предъявляемое ему поведение. В действительности же, чел. может много выиграть или проиграть от тех впечатлений, к-рые извлекаются из его поведения и, следовательно, мотивирован влиять на их формирование тем или иным образом. С этой целью действующее лицо может использовать одну или более из богатого репертуара существующих стратегий управления впечатлением для преодоления сложившейся идентичности в глазах наблюдателя.

Управление впечатлением может носить защитный характер, имея целью исправление запятнанной идентичности в результате совершенных ранее ошибочных действий или предупреждение возможных отрицательных впечатлений от будущего поведения.

Действия по управлению впечатлением могут также носить ассертивный характер, связанный с активными попытками действующего лица сформировать желаемую идентичность в глазах наблюдателя. При возникновении личной атрибуции, действующее лицо будет добиваться персональной ответственности и веры в положительные эффекты от своих действий и стремиться достичь за них одобрения или других вознаграждений.

Изучение М.в. до сих пор осуществляется изолированно от того процесса динамического взаимодействия, который предполагается теорией управления впечатлением (impression management theory). Процесс атрибуции выглядит статичным и, возможно, слишком зависящим от рациональных моделей переработки информ. В качестве будущего предмета исслед. здесь видится экспериментальное изучение стратегий управления впечатлением, а также того, как наблюдатели распознают попытки контролировать их впечатления в процессе формирования своих оценок о действующих лицах.

См. также Выражения лица, Межличностная аттракция, Социальное познание, Стереотипизация

Дж. Т. Тедеши

Межличностное восприятие (interpersonal perception) — это… Что такое Межличностное восприятие (interpersonal perception)?

Впечатления, к-рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. — сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел.-наблюдателя обращено к внутренним психол. процессам чел.-стимула. Эти процессы практически не поддаются сенсорным механизмам; информ. о них добывается путем умозаключений или атрибуций, осуществляемых наблюдателем. В этом смысле, «восприятие человека» яв-ся не совсем удачным названием, и данный процесс, по-видимому, было бы лучше называть «умозаключениями о человеке». Большая часть темы М. в. в настоящее время охватывается теорией атрибуции.

Фриц Хайдер указал на 3 различия между восприятием физ. объектов и людей. Во-первых, предполагается, что в отличие от физ. объектов люди обладают внутренней жизнью. Каждый чел. имеет мысли и переживает эмоции, предполагая, что другие не отличаются от него в этом отношении. Во-вторых, физ. объекты не воспринимаются как причины своих собственных действий, тогда как люди часто рассматриваются как первопричины своих поступков. Понятие ответственности тесно переплетено с представлением о том, что, поступая тем или иным образом, чел. скорее руководствуется своими собственными внутренними соображениями, нежели просто подчиняется неумолимым требованиям окружения. В-третьих, люди могут намеренно манипулировать наблюдателем и использовать его в своих целях, в то время как неодушевленные объекты — нет. Одна из целей восприятия чел. — дать чел.-наблюдателю возможность спрогнозировать вероятные действия чел.-стимула, с тем чтобы учесть их при планировании своих собственных действий.

Изучение восприятия чел. по сути представляет собой попытку реконструировать тот способ, которым средний чел. с улицы перерабатывает информ. о др. людях и о самом себе. Такой чел.-наблюдатель заинтересован в ответе на вопрос о том, почему данный чел.-стимул поступает или ведет себя так, как он это делает. В соответствии с Хайдером, причины поведения обычно приписываются либо окружению, либо самому действующему лицу.


Когда то или иное действие может быть приписано причинам из окружения, действующее лицо не считается ответственным за положительные или отрицательные последствия своего поведения, но когда в качестве источников поведения воспринимаются индивидуальные внутренние факторы, данное действующее лицо полностью несет ответственность за такие последствия.

Большая часть работы, проделанной в области исслед. атрибуций, была связана с правилами, которые используются наблюдателями при отнесении причин поведения за счет окружения или самого действующего лица. Хайдер считал, что межличностная функция челов. восприятия состоит в том, чтобы дать наблюдателю возможность прогнозировать и контролировать поведение др. людей.

Тенденция наблюдателей — принимать первую подходящую причину в качестве основания поведения. Однако, в случае наличия др. правдоподобных причин, влияние любой специфической причины в порождении эффекта обесценивается. Этот принцип обесценивания может приводить к атрибуциям как средовых, так и личных причин наблюдаемого поведения. Кроме того, по мнению наблюдателя, чем больше эффектов связано с поведением данного действующего лица, тем больше вероятных причин его может существовать. Г. Келли, к-рый предложил этот принцип обесценивания (discounting principle), также дополнил его принципом усиления значимости (augmentation principle). Чем большее количество затрат рискует понести чел. для того, чтобы поступить так, как он поступает, тем с большей вероятностью наблюдатель будет относить его поведение за счет внутренних личных причин. Правило большого пальца заключается в том, что чем больше поведение действующего лица отклоняется, по мнению наблюдателя, от поведения большинства др. людей в аналогичной ситуации, тем в большей степени такое поведение будет связываться с чем-либо свойственным (или приписываемым) только данному действующему лицу.

Наблюдатель может видеть поведение действующего лица только один раз или может располагать неограниченными возможностями наблюдения за ним. Большинство атрибутивных правил можно классифицировать как основанные либо на единичном наблюдении, либо на множестве наблюдений. К первому случаю относятся следующие.

Внеролевое поведение (out-of-role behavior). Внеролевое поведение можно истолковать как производное от принципа усиления значимости. Чел., нарушающий границы роли, тем самым отказывается от обычных вознаграждений и, по-видимому, готов к принятию последующих негативных реакций со стороны других. Поступая таким образом, следовательно, он должен руководствоваться какими-то внутренними личными соображениями.

Необщие эффекты (попсоттоп effects). Наблюдатель может мысленно реконструировать процесс принятия решения другим чел. для того, чтобы понять причину его выбора. Можно предположить, что выбранной альтернативе было оказано предпочтение, потому что она максимизирует некую ценность для данного чел., по крайней мере, в сравнении с другими альтернативами, т. е. основой для принятия решения служит определенный эффект, который является необщим для возможных вариантов решения, и этот эффект позволяет нам что-то узнать о чел., принимающем решение.

Гедонистическая релевантность (hedonic relevance). Если поступки др. чел. оказывают определенное положительное или отрицательное воздействие на наблюдателя, последний будет больше склонен объяснять такое поведение личными причинами.

Персонализм (personalism). Когда наблюдатель ощущает на себе положительные или отрицательные эффекты поведения действующего лица, у него может возникнуть мысль о том, не предназначались ли эти эффекты специально для наблюдателя. Если наблюдатель сочтет, что данное поведение было направлено на или против него (лично), этот наблюдатель более уверенно проводит личную атрибуцию.

Г. Келли также снабдил свою модель набором правил, к-рыми руководствуются наивные наблюдатели при выборе атрибуций в результате множества наблюдений за действующим лицом. Если наблюдатель не располагает готовой каузальной схемой, на основе которой конкретные поступки анализируются, снабжаются причинами и оцениваются по степени личной ответственности, он будет использовать рациональный процесс переработки имеющихся данных, подобный тому, к-рый используется научными работниками. Согласно Келли, следующие принципы позволяют наблюдателю относить причины поведения на счет действующего лица, окружающей среды или того и другого вместе.

Постоянство (consistency). Постоянство реакции предполагает устойчивую средовую причину, тогда как непостоянные реакции говорят о флуктуирующих личных факторах.

Дифференцированность (distinctiveness). Вообще говоря, чем более дифференцирована реакция по отношению к различным объектам, тем выше склонность наблюдателя относить ее на счет факторов среды, и чем менее дифференцирована эта реакция, тем выше вероятность того, что будет осуществляться личная атрибуция.

Согласованность (consensus). Если большинство людей peaгируют на ситуацию одинаковым образом, это будет способствовать средовой атрибуции. Но если данный чел. реагирует отличным от большинства людей способом, более вероятной будет личная атрибуция.

Существует тенденция к различию между атрибуциями со стороны действующих лиц и наблюдателей. Действующие лица склонны рассматривать собственные действия как вынужденные, совершаемые под сильным давлением внешних обстоятельств. В противоположность этому, как писал Хайдер, поведение действующего лица имеет тенденцию заполнять поле восприятия наблюдателя. Такая фокусировка на действующем лице с оттеснением роли среды на второй план заставляет наблюдателей чаще прибегать к личным атрибуциям по сравнению с действующими лицами, что получило название фундаментальной ошибки атрибуции. Также, разумеется, действующие лица располагают большей информацией о себе и более широким контекстом для осуществления атрибуций, чем наблюдатели.

Э. Джоунз и К. Дэвис утверждают, что стоит только наблюдателю осуществить атрибуцию личных причин, как будет сделан корреспондирующий вывод (correspondent inference) из картины наблюдаемого поведения и сделано предположение о мотиве, лежащем в основе этого поведения. Наблюдатель отмечает эффекты, происходящие в окружающей среде, и прослеживает их возможную связь с поведением действующего лица. Если поведение относится на счет действия средовых факторов, процесс обработки информации на этом прекращается. Однако, если проводится личная атрибуция, наблюдатель предполагает, что действующее лицо намеревалось произвести наблюдаемые эффекты. Намерение (intention) подразумевает, что действующее лицо заранее осведомлено о возможных эффектах и обладает способностью их вызывать. Намерение относится не к наблюдаемому поведению, а к его эффектам (результатам и последствиям). Если действующему лицу приписывается намерение, осуществляется поиск мотива для этого намерения.

Корреспондирующий вывод предполагает общность между характером реакции и приписываемым ей мотивом. Согласно этой теории, отнесение наблюдателем причин поведения к личности всегда сопровождается последующим корреспондирующим выводом. Далее предполагается, что распознавание и маркирование реакций не вызывает проблем и является естественным механизмом, во многом сходным с действием проксимальных сил поля восприятия. Утверждается, что действие невозможно идентифицировать отдельно от целей, которыми предположительно руководствуется действующее лицо.

Очевидно, наблюдатели действительно формируют комплексные (суммарные) впечатления о других людях. Источниками информации служат данные непосредственных наблюдений и сообщения других наблюдателей. Некоторые виды информации являются более центральными в формировании таких совокупных впечатлений, а другие — более периферическими или незначительными.

Норман Андерсон предложил математические модели того, как наблюдатели обрабатывают и взвешивают предоставляемую им информацию (в адъективированной форме) о действующих лицах. Например, насколько больший вес при оценке нравящегося человека может придаваться одним чертам по сравнению с другими, или насколько больший вес может придаваться ранней информации по сравнению с поздней. Эффект первичности (primacy effect) может являться следствием обесценивания более поздней информации или может возникать в результате невнимания к ней после того, как было сформировано раннее впечатление. Эти идеи можно представить в форме алгебраической модели взвешенного усреднения (algebraic weighted averaging model), которая получила довольно сильную поддержку в эмпирических исследованиях.

Социальные психологи испытывают традиционный интерес к точности, с которой наблюдатели приписывают действующим лицам эмоциональные состояния и личностные черты. Наблюдатели демонстрируют довольно высокую точность в распознавании эмоций только на основе выражений лица, движений рук, отдельных фотоснимков и голосовых интонаций. Более того, существует довольно высокая степень согласованности между представителями различных культур в том, что касается этих атрибуций в отношении идентичных стимулов. Последний факт оказывает определенную поддержку дарвиновскому предположению о том, что культурные выразительные движения эволюционировали в ходе филогенеза. Определенные ключевые признаки в социальном контексте позволяют наблюдателям любой культурной принадлежности достигать большей «точности» в маркировании эмоциональных состояний.

Каждый чел. склонен развивать имплицитную теорию личности, в которой различные виды черт и диспозиций рассматриваются как взаимосвязанные или противоречащие друг другу. Напр., наблюдатель, к-рый осуществляет корреспондирующий вывод о том, что чел.-стимул обладает мотивом власти, может впоследствии на основании цепочки последовательных умозаключений прийти к выводу, что данный чел. обладает также набором др. черт (сильный, использующий других в корыстных целях, агрессивный, холодный, грубый и т. д.).

Наблюдатели склонны полагать, что поведение др. людей характеризуется определенным постоянством во времени. Для достижения представления о мире как упорядоченном и предсказуемом, наблюдатель пытается сохранять и поддерживать устойчивые и осмысленные впечатления о др. людях.

Наблюдатели зачастую объединяют отдельные черты в кластеры, позволяющие описывать определенные категории людей. Такого рода картины в наших головах называются стереотипами. Когда значительная по размеру группа людей вырабатывает сходный по содержанию категориальный кластер, говорят о соц. стереотипе. В этом смысле, стереотипы помогают организовывать восприятия людей и обеспечивают основу для прогнозирования того, как могут вести себя в той или иной ситуации чужаки. Несмотря на то, что в некоторых стереотипах может содержаться определенная доля истины, по крайней мере применительно к обобщенным характеристикам групп в целом, они представляют собой чрезвычайно грубую и несовершенную основу для понимания и взаимодействия с отдельными людьми.

Одним из важных стереотипов, недавно изученных соц. психологами, яв-ся отношение к красивым женщинам. Считается, что красивым женщинам чаще назначаются свидания, что они обладают социально желательными чертами характера, более высоким уровнем интеллекта и оказываются, в целом, более счастливыми в своей жизни. Красивые женщины также могут получать преимущество в интервьюировании при приеме на работу и в текущих оценках эффективности трудовой деятельности. Однако, существуют данные о том, что на более высоких уровнях менеджмента физ. привлекательность оказывается ценным активом для мужчин и, наоборот, препятствием для женщин.

Можно увидеть, что в литературе по межличностному восприятию чел. рассматривается по большей части как инертный и просто присутствующий (наподобие портрета) стимул в ситуации, в к-рой наблюдатель строит свои умозаключения, опираясь на предъявляемое ему поведение. В действительности же, чел. может много выиграть или проиграть от тех впечатлений, к-рые извлекаются из его поведения и, следовательно, мотивирован влиять на их формирование тем или иным образом. С этой целью действующее лицо может использовать одну или более из богатого репертуара существующих стратегий управления впечатлением для преодоления сложившейся идентичности в глазах наблюдателя.

Управление впечатлением может носить защитный характер, имея целью исправление запятнанной идентичности в результате совершенных ранее ошибочных действий или предупреждение возможных отрицательных впечатлений от будущего поведения.

Действия по управлению впечатлением могут также носить ассертивный характер, связанный с активными попытками действующего лица сформировать желаемую идентичность в глазах наблюдателя. При возникновении личной атрибуции, действующее лицо будет добиваться персональной ответственности и веры в положительные эффекты от своих действий и стремиться достичь за них одобрения или других вознаграждений.

Изучение М.в. до сих пор осуществляется изолированно от того процесса динамического взаимодействия, который предполагается теорией управления впечатлением (impression management theory). Процесс атрибуции выглядит статичным и, возможно, слишком зависящим от рациональных моделей переработки информ. В качестве будущего предмета исслед. здесь видится экспериментальное изучение стратегий управления впечатлением, а также того, как наблюдатели распознают попытки контролировать их впечатления в процессе формирования своих оценок о действующих лицах.

См. также Выражения лица, Межличностная аттракция, Социальное познание, Стереотипизация

Дж. Т. Тедеши

.

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — это… Что такое ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ?



ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
– восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке, где выясняются закономерности «достраивания» образа др. человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем, и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с др.


людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Важнейшие механизмы В. м.: 1) идентификация – понимание и интерпретация др. человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия – понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-л. социальной группы и др.


* * *
— понимание и оценка человека человеком, характеризующееся определенной пристрастностью, что проявляется в слитности когнитивных познавательных и эмоциональных компонентов, в ярко выраженной оценочной и ценностной окраске.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ
  • ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Смотреть что такое «ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ» в других словарях:

  • восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого челов …   Большая психологическая энциклопедия

  • Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований восприятия межличностного (В. м.) посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа др.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности достраивания образа другого человека на основе наличной,… …   Психологический лексикон

  • Восприятие межличностное — (в психологии) (person perception), формирование людьми мнений о др. людях. Люди оценивают др. людей на основе ограниченной информации, т.о. они формируют свое первое впечатление о др. и, отталкиваясь от него, интерпретируют более позднюю… …   Народы и культуры

  • ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) — (от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • восприятие человека человеком — Категория. Социально психологический процесс. Специфика. Процесс построения образа другого человека, разворачивающийся прежде всего при непосредственном общении с ним. Данный процесс осуществляется следующим образом. Первоначально при восприятии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание — (англ. interpersonal cognition) понимание человека человеком. Понятие имеет неск. синонимов: межличностное восприятие, межличностная перцепция, восприятие человека человеком, межличностное оценивание, социальная перцепция. Ни один из этих… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Межличностное восприятие (interpersonal perception) — Впечатления, к рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел. наблюдателя обращено к… …   Психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Познание межличностное: теоретические модели — Теорет. анализ многочисл. исследований межличностного познания (М. п.) позволяет выделить 3 методологических схемы (модели): пассивно созерцательную, деятельностную и субъектно субъектную. 1) В контексте пассивно созерцательной модели М. п.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Восприятие межличностное — это… Что такое Восприятие межличностное?



Восприятие межличностное
— восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т.д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения.


Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие: 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы.
Л.А. Карпенко

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ.
Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского.
2006.

  • Восприятие межгрупповое
  • Времени распределения методика

Смотреть что такое «Восприятие межличностное» в других словарях:

  • восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого челов …   Большая психологическая энциклопедия

  • Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований восприятия межличностного (В. м.) посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа др.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке, где выясняются закономерности «достраивания» образа др. человека на основе наличной,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Восприятие межличностное — (в психологии) (person perception), формирование людьми мнений о др. людях. Люди оценивают др. людей на основе ограниченной информации, т.о. они формируют свое первое впечатление о др. и, отталкиваясь от него, интерпретируют более позднюю… …   Народы и культуры

  • ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) — (от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • восприятие человека человеком — Категория. Социально психологический процесс. Специфика. Процесс построения образа другого человека, разворачивающийся прежде всего при непосредственном общении с ним. Данный процесс осуществляется следующим образом. Первоначально при восприятии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание — (англ. interpersonal cognition) понимание человека человеком. Понятие имеет неск. синонимов: межличностное восприятие, межличностная перцепция, восприятие человека человеком, межличностное оценивание, социальная перцепция. Ни один из этих… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Межличностное восприятие (interpersonal perception) — Впечатления, к рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел. наблюдателя обращено к… …   Психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Познание межличностное: теоретические модели — Теорет. анализ многочисл. исследований межличностного познания (М. п.) позволяет выделить 3 методологических схемы (модели): пассивно созерцательную, деятельностную и субъектно субъектную. 1) В контексте пассивно созерцательной модели М. п.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Межличностное восприятие и понимание — Студопедия

Проблема восприятия человека челове­ком из всех аспектов общения является наиболее изученной. Результаты зарубеж­ных исследований представлены в рабо­тах Г.М.Андреевой, Н.Н, Богомоловой, Л.А. Петровской и П.Н. Шихирева. Меж­личностное познание в западной социаль­ной психологии осуществляется в рамках когнитивистской ориентации. В настоящее время научные разработки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Рос­товском государственных университетах.

Социальная перцепция включает вос­приятие социальной действительности и человека человеком (межличностная пер­цепция). Первоначальное понятие «вос­приятие человека человеком» было недо­статочным для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия че­ловека и других познавательных процес­сов. Как равнозначные используются вы­ражения «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание».

В данном процессе важная роль при­надлежит социально-психологической на­блюдательности — свойство личности, позволяющее ей успешно улавливать в по­ведении человека малозаметные, но сущест­венные для его понимания особенности, Это — интегративная характеристика, вби-раюшая некоторые особенности познава­тельных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат рахчичные виды сензитивности. Наблюдательная сензитив-ность связана со способностью воспри­нимать собеседника с одновременным за­поминанием содержания характеристик личности и ситуации общения (по опре­делению А.А. Бодалева — это «различи­тельная точность» [Бодалев, 1982]). Тео­ретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекват­ных теорий для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивность позволяет



понимать представителей различных соци­альных общностей и прогнозировать их поведение {согласно А.А. Бодалеву, это «стереотипная точность»). Идиографичес-кая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистан­цировании ее от общих характеристик групп [Емельянов, 1985),

Социально-психологическая компе­тентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформирован-ности навыков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, фор­мировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий.

Межличностная компетентность пред­ставляет более узкое понятие, являющееся частью социально-психологической ком­петентности, но ограниченное межличност­ными контактами.

Коммуникативная компетентность пред­полагает ситуативную адаптивность и сво­бодное владение вербальными и невер­бальными средствами общения [Емелья­нов, 1985].

Системный подход в межличностном познании.Для структурирования много­численных результатов исследований по межличностному восприятию целесооб­разно использовать системный подход к этому процессу [Ломов, 1984], элементами которого являются субъект, объект и про­цесс познания человека человеком.

Субъект межличностного познания, являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой разви­вающуюся динамическую систему со мно­гими характеристиками. Он может высту­пать в роли общающегося (наивный психо­лог, человек с улицы и пр.), участника экс­перимента (организатор, испытуемый и пр.), профессионального психолога и т. д.

Объект восприятия как элемент рас­сматриваемой системы включен во мно­гие системы действительности. Многооб­разие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разно­образные формы его поведения и прояв­ление психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью,

53. Психология межличностного взаимодействия

объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно ор­ганизовать свою самоподачу [Крижанская, Третьяков, 1990].

Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, л с другой — будучи целостным многомер­ным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема. Процесс по­знания — это не одновременный акт. Он включает обратную связь от объекта вос­приятия и иногда — элементы коммуни­кации и взаимодействия.

Субъект межличностного познания.Осо­бенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характерис­тик. Они влияют на глубину, всесторон­ность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, нозраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психические состо­яния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личност­ные особенности и пр.

Пол. Существенно влияют на процесс познания половые различия. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее иден­тифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения, достоинства и недостатки личности, эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологичес­кой наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

Возраст. На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подростки и юноши в первую очередь обращают вни­мание на физические данные и экспрес­сивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне вос­принимать и оцениватьлюдей. Восприни­мающий точнее определяет возраст лиц, который приближается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой разницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить.

Национальность. Человек воспринима­ет окружающий его мир через призму сво­его национального образа жизни, т. е. че­рез сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической суб­культурой, «Характер восприятия в меж­национальном общении как самих людей, так и тех отношений, которые складыва­ются между ними, как представителями разных наций, более нюансирован, чем в однонациональной среде» [Хабибулин, 1974, с. 87]. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние национальности на формирование представления о восприни­маемом будет сказываться меньше.

Темперамент. Некоторые характеристи­ки темперамента влияют на процесс по­знания другого человека. Эксперименталь­но было установлено, что чем выше экс-травертированность воспринимающего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находит­ся. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. По мне­нию ряда исследователей, экстраверты — смотрят, интроверты — думают. Необщи­тельные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Экстравертов в других людях в первую очередь интересует внешняя сторона по­ведения, физические компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с дан­ными, присущими им самим. Часто в дру­гих людях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иногда ин­формацией о личностных особенностях объекта, если расценивают его как неин­тересного для себя человека.

Социальный интеллект. Успешнее опре­деляют различные психические состояния и межличностные отношения те лица, ко­торые развиты и имеют более высокий уровень социального интеллекта. Общее развитие личности предполагает владение

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические понятия, и по­зволяет успешнее ею оперировать при характеристике воспринимаемого человека.

Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте по­нимать самого себя, других людей и про­гнозировать их поведение. Социальный интеллект имеет обшую структурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональными основами нравствен­ности. Его можно определить как «даль­новидность в межличностных отноше­ниях» (Э. Торндайк) и «практически-психологический ум» (Л.И. Уманский) [Емельянов, 1985].

Социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюдатель­ности, наглядно-образной памяти, реф­лексивном осмысливании действитель­ности и поведения людей, способности к анализу—синтезу психологической инфор­мации и развитом воображении. Он по­зволяет успешнее познавать внутренний мир личности, дифференцировать ее меж­личностные отношения и прогнозировать поведение в различных ситуациях.

Психическое состояние. Независимо от того, устал человек или, наоборот, отдох­нул, сосредоточенный или рассеянный, — эти и другие психические состояния бес­сознательно сказываются на формирова­нии образа воспринимающего. Изложен­ное подтверждается многочисленными экспериментами [Бодалев, I995].

Состояние здоровья. Как свидетельствуют результаты исследований по психиатрии и медицинской психологии, состояние здо­ровья воспринимающего сказывается на процессе познания других людей. Так, например, невротики, по сравнению с шизофрениками, точнее оценивают пси­хические состояния и межличностные отношения людей.

Установки. Широко известен экспери­мент А.А. Бодалева, когда в разных груп­пах испытуемых перед предъявлением им фотографии одного и того же лица дава­лись разные установки. При установке «преступник» испытуемые характеризовали человека на фотографии как «зверюгу с

бандитским подбородком», «опустившегося» и пр., а при установке «герой» они описы­вали «молодого человека с волевым и му­жественным лицом» и т. д. [Бодалев, 1995]. Из зарубежных экспериментов известны полярные характеристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором как — финансовый инспектор.

Результаты зарубежных исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно жест­кой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательной (эффект снисходитель­ности). В силу этого в описание воспри­нимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отри­цательные характеристики.

Ценностные ориентации связаны с моти-вационно-погребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особен­ностей, причем часто это происходит не­осознанно.

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных соци­альных групп. Чем больше и разнообраз­нее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.

Профессиональная деятельность. Разные виды трудовой деятельности предполага­ют различный объем общения с людьми. Общественные профессии (педагоги, юрис­ты, переводчики и пр.) активно формируют социально-психологическую компетент­ность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией раскрыта во многих экспериментах [Бода­лев, 1970; Кукосян, 1981].

Личностные особенности. Одна из сто­рон самооценки, связанная с отношением к себе, влияет на процесс познания дру­гих людей. Экспериментально было уста­новлено, что лица, уверенные в себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, располо­женных к ним. Неуверенные же в себе часто воспринимают людей как лиц, тяго­теющих к холодности, и не расположены к ним (Бодалев, 1995]. Самокритичность позволяет более адекватно воспринимать

5.3. Психология межличностного взаимодействия

окружаюших людей. Авторитарные испы­туемые высказывают более жесткие суж­дения о воспринимаемых лицах, по срав­нению с демократически расположенными.

Эмпатийность субъекта формирует определенную сонастроенность между субъектом и объектом, что обусловливает определенные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может при­вести к позитивной оценке воспринимае­мой личности.

Человек как предмет познания.Восприя­тие и понимание человека нашло отраже­ние во многих экспериментальных работах (Бодалев, 1995]. Представляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруп­пировать многие характеристики воспри­нимаемой личности. В этом плане осново­полагающим понятием может быть облик познаваемого (внешний облик), включаю­щий в себя физический и социальный аспекты.

Физический облик: анатомические осо­бенности, физиологические, функцио­нальные и паралингвистические характе­ристики.

Анатомические (соматические) особен­ности физического облика: рост, телосло­жение, голова, руки, ноги и пр. Как пока­зывают результаты исследований, воспри­нимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный вы­вод о возрасте, расовой или этнической принадлежности, состоянии здоровья и других особенностях объекта.

Физиологические характеристики: дыха­ние, кровообращение, потоотделение и т: д. Воспринимая их, субъект делает опреде­ленные умозаключения о физиологичес­ком возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота может сви­детельствовать о психической напряжен­ности воспринимаемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания, явля­ется показателем его культурного уровня (пользуется платком, отворачивается в сто­рону и пр.).

Функциональные особенности вклю­чают осанку» позу и походку. Осанка — это манера придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и го-

ловы. Различают стройную, подтянутую, сутуловатую, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности — вялую и бодрую. Наиболее точно оце­нивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т.д. По ней вос­принимающий может определить состоя­ние здоровья, занимается ли человек спор­том, психическое состояние, возраст, черты характера (уверенность в себе, высокоме­рие, смирение, угодничество и пр.) и не­которые свойства темперамента.

Поза — это положение тела в прост­ранстве. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что по позам можно определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психическое состояние, этническое про­исхождение и т.д. [Бодалев, 1995; Лабун-ская, 1985; Штангль, 1996].

Походка — это манера ходить, поступь человека. В походке находит отражение темперамент (темп ходьбы — быстрый или медленный), физиологическое самочувст­вие (усталость, бодрость и др.), иногда род занятий (походка балерины, моряка), пе­ренесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (вино­ватая походка) и т. д. Психосемантика походки является малоразработанной про­блемой.

Паралингвистические особенности об­щения: мимика, жесты и телодвижения. В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвиже­ния.

Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количест­венные характеристики. Качественная сто­рона предполагает эмоциональное выра­жение лица. Проблема восприятия и по­нимания эмоциональных состояний явля­ется междисциплинарной и сложной. Для распознавания выражений чаше всего ис­пользуется подход, состоящей из шести основных программ: радость (счастье, любовь), гнев (решительность), страх, страдание (грусть), презрение (отвраше-ние) и удивление. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешные и слабовыраженные психические состоя-

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ния распознаются гораздо труднее. Коли­чественные характеристики эмоциональ­ных выражений включают интенсивность проявлений переживаний личности и сте­пень их выраженности.

Идентификация эмоциональных состо­яний по мимике заключается в сличении формируемого образа воспринимаемого человека с хранящейся в памяти воспри­нимающего системой социально-психоло­гических эталонов экспрессивных выраже­ний лиц.

К жестам относятся экспрессивные движения рук. Телодвижения, называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног. В процессе социализации личность осваивает жесты и телодвижения, специфичные для определенной общности. В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимаю­щего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. В этом случае, если объект восприятия принадлежит к неиз­вестной для воспринимающего общности, то некоторые его жесты могут быть непо­нятны для воспринимающего.

Социальный облик предполагает соци­альное оформление внешности, проксеми-ческие особенности общения, речевые и экстралингвистические характеристики, деятельностиые особенности.

Социальное оформление внешности {внешний облик). При восприятии одежды человека, его обуви, украшения и других аксессуаров субъект может определить вкусы объекта, некоторые черты характера, ценностные ориентации, социальный статус, материальное положение, нацио­нальность и пр. Показателями вкуса явля­ются умения человека одеваться с учетом возраста, особенностей своей фигуры. Нали­чие украшений, используемая косметика (особенно это относится к женщинам) говорят об уровне их престижа для вос­принимаемого.

Проксемические особенности общения включают расстояние между общающими­ся и их взаимное расположение. Воспри­нимая расстояние между объектом и его партнером можно определить, в каких отношениях он с ним находится, какой у него статус и пр. [Hall, I959, 1966]. Ори-

ентация объекта восприятия по отноше­нию к партнеру и «угол общения» между ними, место, которое он выбирает, — все это в совокупности позволяет восприни­мающему определить черты характера, стиль поведения и другие характеристики объекта.

Речевые особенности связаны с семан­тикой, грамматикой и фонетикой. Воспри­нимая используемую объектом лексику, грамматические конструкции, фонетичес­кие особенности, подтекст и др., воспри­нимающий может определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, деловые и личные качества, возраст и дру­гие особенности. Ярким примером из ху­дожественной литературы, демонстрирую­щим умение определять по особенностям речи место рождения и жительства, про­фессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию, ха­рактер заполнения пауз и т. д. В прошлом все это относилось к паралингвистике. В настоящее время часть исследователей относит вышесказанное к экстралингвис­тике, а некоторые [Лабунская, 1986] — к просодике. Как показывают эксперимен­тальные исследования, при восприятии экстралингвистических особенностей мож­но определить культурный уровень объекта, его различные психические состояния, в том числе и напряженные, и другие мо­менты.

Особенности действий, совершаемых объектом. Человек наиболее полно рас­крывается в процессе трудовой деятельно­сти. Воспринимая объект при совершении им профессиональных действий, субъект определяет его профессиональные качества, отношение к работе, характерологические черты и т. д. Воспринимая объект в раз­личных видах деятельности (учеба, труд, игра), субъект лучше понимает объект, его ценности, характерологические особен­ности и пр. По импульсивным действиям воспринимающий может определить неко­торые свойства темперамента, уровень сформированности эмоционально-воле­вых качеств; по коммуникативным дейст­виям — уровень сформированности навы-

5.3. Психология межличностного взаимодействия

ков общения, природную предрасполо­женность к взаимодействию.

При восприятии человека характерис­тики его физического облика, по сравне­нию с социальными особенностями, бо­лее достоверны и проявляются раньше. В то же время наиболее информативны со­циальные особенности воспринимаемого объекта.

Характеристика процесса познания чело­века.Данный процесс включает механизмы, искажающие адекватность представления о воспринимаемом, а также механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происхо­дит восприятие.

Механизмы межличностного познания, влияющие на адекватность формирования образа воспринимаемого. В психологичес­кой литературе механизмы, влияюшие на адекватность формирования представле­ния о воспринимаемом человеке, называ­ются no-разному: эффекты восприятия (Андреева, 1996), процессы познания, ме­ханизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого. Особенностью их функционирования является то, что они в разной степени ограничивают возмож­ность объективного познания людей. Не­которые из них экспериментально выве­рены, большинство же, хотя и описаны и литературе, но требуют дальнейшей про­верки. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

Механизм функционирования импли­цитной (внутренней) структуры личности. Имплицитная теория личности предпо­лагает наличие у каждого человека сло­жившейся структуры, характеризующейся наи-более значимыми для нее психоло­гическими особенностями. Она после­довательно формируется с детских лет и заканчивается в основном к 16-18 годам. В ней аккумулируется жизненный опыт познания людей [Кон, 1987, 1989; Бодалев, 1995]. Появляющиеся позже элементы описания человека (личностные дискрип-торы) «подстраиваются» в уже сформиро­вавшиеся представления о людях. Импли­цитная структура представлений о людях

17 Современнаяпсихология

бессознательно влияет на процесс позна­ния людей.

В ней находит свое отражение жизнен­ная позиция воспринимающего, его со­циальные установки и другие моменты, которые предопределяют восприятие и познание.

Влияние первого впечатления о вос­принимаемом (механизм первичности или новизны). Его суть сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа о познаваемом. При первичном контакте у познающего проявляется ори­ентировочный рефлекс по отношению к воспринимаемому (Кто такой? Что харак­терно для него? Что можно ожидать от этого человека? и пр.) Первое впечатле­ние, как правило, создается на осноле ха­рактеристик физического облика (пол, возраст, фигура, экспрессия и т. д.), кото­рый, по сравнению с социальным, явля­ется относительно более стабильным. Как свидетельствуют результаты зарубежных и отечественных экспериментов, при первом впечатлении фиксируются не только ста­бильные, но и сущностные характеристики объекта, что и обусловливает устойчивость первого впечатления. Глубина ориентиро­вочного рефлекса по отношению к собе­седнику постепенно увеличивается в пе­риод до 9 недель общения. По мнению А.А. Бодалева, более правильное понима­ние человека складывается у общающихся людей при не очень длительном и, глав­ное, не очень тесном знакомстве.

Механизм проекции — перенос на по­знаваемых людей психических особеннос­тей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Это под­тверждают результаты многочисленных экспериментов, проведенных как за рубе­жом, так и в России. Например, испытуе­мые, укоторьгх были ярко выражены желч­ность, упрямство и подозрительность, фиксировали названные особенности у оцениваемого человека значительно выше, чем те, кто не обладал ими; при описании людей с независимыми чертами характера они использовали лексику, близкую к на­званным особенностям. У людей, отлича-

Межличностное восприятие — Повторная публикация в Википедии // WIKI 2

Межличностное восприятие — это область исследований в социальной психологии, которая изучает представления взаимодействующих людей друг о друге. Эта область отличается от социального познания и восприятия человека тем, что носит скорее межличностный, чем внутриличностный характер, и, следовательно, требует взаимодействия как минимум двух реальных людей. Процесс восприятия состоит из трех стадий, включая выбор, организацию и интерпретацию.

Энциклопедия YouTube

  • ✪ Межличностное общение — Восприятие себя и других

  • ✪ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ — «Джудит Холл представляет то, что я узнал (пока) о точном межличностном восприятии»

Содержание

Явления изучены

  • точность — правильность убеждений А о Б.
  • Соглашение о себе с другим — совпадает ли убеждение A о B с убеждениями B о себе
  • сходство — совпадают ли убеждения А и Б
  • проекция / предполагаемое сходство — совпадают ли убеждения A о B с убеждениями A о себе
  • взаимность — сходство убеждений А и Б друг о друге
  • мета-точность — знает ли А, как их видят другие
  • предполагаемая проекция — думает ли А, что другие видят их так, как видят их.

    Исследования

    Хотя интерес к этой области быстро вырос с публикацией в 2005 году книги Малкольма Гладуэлла Blink [1] и исследования «тонких срезов» Налини Амбади, дисциплина все еще очень молода, формально она была определена Дэвидом Кенни. в 1994 году. Скудность исследований, в частности, относительно точности первого впечатления, означает, что социальные психологи много знают о том, что люди думают о других, но гораздо меньше о том, правы ли они.

    Многие связывают это с критикой, которую Ли Кронбах написал в 1955 году о том, как рассчитывалась точность оттиска, [2] , что привело к 30-летнему перерыву в исследованиях. В то время психологи сосредоточились на консенсусе (согласны ли A и B в своих убеждениях о C), а не на точности, хотя Кенни утверждал, что консенсус не является ни необходимым, ни достаточным для точности. [3]

    Сегодня использование корреляций вместо оценок расхождений для измерения точности [4] и разработка модели личности Большой пятерки преодолели критику Кронбаха и привели к волне новых исследований.Люди более точно воспринимают экстраверсию и сознательность в незнакомых людях, чем в других областях личности. [5] 5-секундное взаимодействие говорит вам о 15 минутах в этих доменах, [6] и видео говорят вам больше, чем просто звук. [7]

    Просмотр личных веб-сайтов или «онлайн-профилей» людей (например, на MySpace, Facebook или на сайтах знакомств) может сделать людей такими же осведомленными в своей сознательности и непредубежденности, как их давние друзья. Vazier, S. & Gosling, S.D. (2004). Электронное восприятие: личные впечатления на основе личных веб-сайтов. Журнал личности и социальной психологии , 87, 123-132.

  • Внешние ссылки

    • YouJustGetMe.com, проект, который пытается измерить точность первых впечатлений


    Эта страница последний раз была отредактирована 11 июня 2020 в 21:06

    ,

    Важность межличностных навыков и внутриличностного общения

    Споры между и внутриличностными навыками — это то, о чем вы, возможно, слышали раньше. Что лучше: навыки межличностного общения или внутриличностное восприятие?

    Это хороший вопрос, и его стоит изучить. Вот почему.

    Развитие навыков межличностного и внутриличностного общения поможет вам в долгосрочной перспективе. Эти навыки не только превратят вас в более эффективного коммуникатора, но и улучшат ваши способности решать проблемы, а также разовьют сочувствие, самоанализ и самосознание.

    Итак, какой набор навыков более выгоден? Когда дело доходит до межличностных и внутриличностных дебатов, ключ к пониманию того, как эти коммуникативные навыки действуют в повседневном мире.

    Что такое межличностные и внутриличностные навыки?


    В чем разница между межличностным и внутриличностным ?

    Итак, слово «интер» означает «между». Слово «интра» означает «внутри». Итак, мы уже хорошо понимаем, к чему эти навыки относятся.

    Межличностное общение — это общение, которое происходит между двумя или более людьми . Внутриличностное общение — это общение, которое происходит внутри себя .

    Как работает межличностное общение?

    Кто-то с отличным межличностным общением умеет разговаривать с другими. Они могут эффективно и эффективно донести свое сообщение. Они хорошие слушатели и активно участвуют в передаче и получении сообщения.

    Навыки межличностного общения пользуются большим спросом у работодателей. Вот несколько навыков межличностного общения, которые помогут вам на следующем собеседовании или в командном проекте:

    • Активное слушание
    • Коллективное мышление
    • Четкое устное общение
    • Положительный настрой
    • Отзывчивый

    Что такое внутриличностное общение?

    Внутриличностное общение отличается от межличностного общения.И хотя оба навыка ориентированы на общение, они действуют на очень разных частотах.

    Внутриличностное общение — это общение, которое происходит внутри человека. Он состоит из разговора с самим собой, самооценки, самоанализа и личного размышления. Это может быть несколько форм. Работа над проблемой в уединении собственного разума — это форма внутриличностного общения.

    Разговор с самим собой вслух, когда вы один, не является признаком безумия.Это просто еще одна форма внутриличностного общения! (И мы можем добавить, что это вполне нормально.) Ведение журнала и ведение блогов также являются формами внутриличностного общения.

    Внутриличностное общение помогает лучше понять свои желания, увлечения и мотивы. Фактически, внутриличностный интеллект — один из девяти типов интеллекта Гарднера.

    Итак, что значит быть внутриличностным?

    Люди с сильным внутриличностным интеллектом, как правило, больше других сосредотачиваются на размышлениях, самоанализе и самоанализе.Они уделяют пристальное внимание своим мыслям, чувствам и эмоциям, чтобы лучше понять свои мотивы и цели.

    В чем разница между межличностным и внутриличностным конфликтом?

    Как мы уже узнали, межличностное и внутриличностное общение совершенно разные. Итак, как насчет межличностного конфликта и внутриличностного конфликта ?

    Что ж, межличностный конфликт — это конфликт, который существует между двумя или более людьми. Внутриличностный конфликт — это частный личный конфликт внутри.

    Обе формы конфликта могут быть непростыми. И в чем секрет их навигации? Все это возвращается к коммуникативным навыкам!

    Улучшение навыков межличностного и внутриличностного общения может помочь вам, когда возникают проблемы с другими людьми и в вашей собственной жизни. И что самое лучшее? Этим навыкам можно научиться.

    Обучение — это не зрелищный вид спорта. Если вы отстаиваете свои ограничения, вы должны их соблюдать.
    — Джим Квик, автор программы Mindvalley Superbrain

    Изучение новых коммуникативных навыков как на межличностном, так и на внутриличностном уровне может помочь вам во всех сферах вашей жизни.Настоящий вопрос в том, готовы ли вы приложить усилия, чтобы развить свои природные таланты?

    Есть ли у вас более сильные навыки межличностного или внутриличностного общения? Расскажите нам ниже!


    У вас проблемы с запоминанием имен?

    Может быть, вам сложно запомнить важные даты или даже основные факты и цифры, которые вам нужны для презентации?

    Если да, не волнуйтесь — это обычная проблема.

    Но распространен также миф о том, что некоторые люди просто рождаются с хорошей фотографической памятью, а остальным просто приходится бороться.

    По правде говоря, память похожа на мышцы — вы можете тренировать ее, чтобы стать на сильнее .

    Работаете ли вы профессионалом, желающим овладеть новыми навыками, студентом, готовящимся к экзаменам, или просто старшим специалистом, который хочет оставаться в тонусе — есть методы, которые вы можете использовать, чтобы активно и постоянно улучшать свою память.

    Если вы хотите воспользоваться этой секретной силой, о которой вы даже не подозревали… Тогда присоединяйтесь к Джиму Квику, эксперту по производительности и гуру памяти, в этом БЕСПЛАТНОМ мастер-классе

    Из него вы также узнаете:

    Самая большая ложь, которую нам всем говорили о нашем мозге , которая удерживает нас от нашего потенциала.Вопреки расхожему мнению, ваша память на самом деле не фиксирована. Как только вы поймете, насколько сильно у вас есть контроль, вы начнете понимать, на что действительно способны.

    10 мощных ментальных приемов, которые вы можете применить, чтобы разблокировать своего внутреннего супер-ученика . Небольшие хитрости в этих областях могут помочь вам стать забывчивым или обладателем почти идеальной памяти.

    Мощная техника запоминания , которую можно использовать в любой ситуации.Вы сможете произнести речь, не используя свои заметки, и даже запомнить весь свой список покупок, не записывая его!

    Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы открыть для себя мощные хаки, чтобы разблокировать свой сверхмозг (почувствуйте результаты через 1 час)

    ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *