Специфика социально педагогической деятельности: Специфика профессиональной деятельности социального педагога.

Содержание

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Ангелэльф И.Б., методист МБУ ДПО «ИМЦ»

Реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена. Значимость данной деятельности возрастает в современном обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения (наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений, как основных институтов социализации личности. Поэтому спектр проблем, которые приходится решать данному специалисту, чрезвычайно разнообразен.

Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Рассматривая вопрос о содержании социально-педагогической деятельности необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней особенностей социальной работы и педагогической деятельности. В то же время она имеет собственную специфику, определяемую содержанием ее компонентов: субъекта, объекта, целей, видов, функций, результата. В центре любой деятельности находится «субъект» – тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» – на кого направлена данная деятельность, а также результат – трансформированный, измененный объект деятельности. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

В современных исследованиях можно встретить разные точки зрения на объект социально-педагогической деятельности. По мнению В. А. Сластенина, объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог, и которые служат «строительным материалом» для формирования личности [1]. В работах Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой, М. А. Галагузовой, О. В. Госсе, O. K. Крокинской, С. А. Косабуцкой, Л. С. Нагавкиной, Р. В. Овчаровой и ряда других авторов объект социально-педагогической деятельности ограничен возрастными рамками, им является ребенок (подросток). Вместе с тем многосторонность социально-педагогической деятельности делает необходимым работу социального педагога со всеми участниками образовательного процесса, при преимущественной направленности на подрастающую личность.

В исследовании И. А. Липского в качестве объекта практической социальной педагогики выделяется человек в его социальной среде, входящий в одну из трех больших групп: социально-перспективную, социально-стабильную и социально-проблемную; предмета – взаимодействие человека и социума, а цели – гармонизация отношений личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития ее социальной активности [2].

Это позволяет обосновать три ведущие стратегии и соответствующие им роли социальной педагогики как области практической деятельности:

  • первая стратегия – включение человека в социум (его социализация, социальное воспитание, формирование, развитие), где социальная педагогика выступает как педагогика социального развития личности;

  • вторая стратегия – педагогизация социума, где социальная педагогика – это педагогика среды;

  • третья стратегия – управление взаимодействием человека и социума, где социальная педагогика исполняет роль педагогики социальной работы.

Таким образом, можно отметить, что в современных научных исследованиях выделяется многообразие субъекта социально-педагогической деятельности, обобщение разных точек зрения позволяет определить в качестве ее объекта личность в системе социального воспитания и образования.

Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого числа задач разного типа и уровня. Важным является вопрос классификации задач социально-педагогической деятельности. По временному признаку задачи профес- сионально-педагогической деятельности подразделяются на стратегические, оперативные, тактические.

Стратегические задачи социально-педагогической деятельности определяются социальным заказом общества к специалисту, определяют исходные цели и конечный результат его работы. Тактические задачи конкретизируют стратегические цели соци- ально-педагогической деятельности в соответствии с конкретными условиями деятельности специалиста, особенностями решаемой проблемы, этапом его деятельности. Оперативные задачи представляют собой ближайшие, непосредственные задачи профессиональной деятельности социального педагога. Принимая во внимание, что тактические и оперативные задачи определяются каждым специалистом исходя из особенностей его деятельности, поэтому могут иметь чрезвычайно большое количество вариантов, мы выделим стратегические задачи профессиональной деятельности социального педагога. Конкретизация же тактических и оперативных задач социально- педагогической деятельности зависит от множества факторов, среди которых могут быть:

  • особенности контингента обучающихся;

  • специфика педагогического коллектива;

  • тип учебного заведения или организации, его ведомственное подчинение, организационно-правовая форма; внешние и внутренние руководящие документы на основе и в соответствии с которыми функционирует данное учреждение;

— установившиеся связи с государственными и общественными организациями, частными лицами, семьями обучающихся

микросоциальные условия, на основе которых развивается совместная деятельность обучающихся и специалистов.

С позиции В. С. Лазарева, Н. В. Коноплиной будущий педагог должен сформировать способность быть субъектом как минимум, четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития. Состав решаемых педагогом задач зависит как от потребностей учебно-воспитательного процесса, так и от имеющихся возможностей [5].

Учитывая данное положение, а также ведущие роли социальной педагогики как практической деятельности можно выделить стратегические задач ведущих видов деятельности социального педагога: педагогической, социальной, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития.

В педагогической деятельности социального педагога можно выделить следующие стратегические задачи: построение оптимальной модели собственной профессиональной деятельности в целом; реализация задач воспитательной, образовательной, развиваю- щей работы в целом; индивидуальная педагогическая работа с обучающимися, их родителями, педагогами.

В социальной деятельности внимание специалиста направлено на решение задач оптимизации взаимодействия личности и социума; оказание помощи несовершеннолетнему и его семье, находящимся в трудной жизненной ситуации развития в социализации и ресоциализации

Стратегические задачи инновационной деятельности: перенос инновационного опыта других социальных педагогов; собственная разработка новых технологий; проведение социально-педагогических экспериментов; передача собственного инновационного опыта.

Деятельности коллективного самоуправления решает такие стратегические задачи: поддержание благоприятного климата в коллективе; участие в выработке коллективных решений социально-педагогических проблем; координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке обучающимся; участие в работе по формированию социальной политики.

В деятельности саморазвития следует выделить профессиональные стратегические цели: общекультурного саморазвития; профессионального саморазвития; физического саморазвития

Социально-педагогическая деятельность – явление уникальное по самой своей природе: ее базовую основу составляют общечеловеческие и в то же время социальные ценности, представляющие собой сочетание определенных знаний, с одной стороны умений, стороны, и, непременно, внутренних нравственно- этических ценностей субъектов этой деятельности – как профессиональных групп, так и всех других субъектов социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Направления работы социального педагога определяются функциями социально-педагогической деятельности.

Основанием для их выделения являются специфика целей и задач профессиональной деятельности социального педагога, а также основополагающие функции педагогической деятельности.

Функции социальной работы будут состоять в диагностике проблем, прогнозировании возможностей их разрешения, оказании помощи, правозащитной, социально-бытовой, социально-психологической, посреднической, предупредительно – профилактической и т.д.

Основными функциями специалиста являются целенаправленное содействие учащемуся в развитии его социальности, воспитании и образовании.

Литература:

  1. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. – М. : Тула, 1993. – Т.2. – С. 265.

  2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. – М. : Сфера, 2004. – С. 37.

  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культу- ра преподавателя. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – С. 92.

  4. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2009. – № 3. – С. 30.

  5. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – С. 60–122. вузов. – М.: Академия, 2008

  6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Академия,2008

  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.

  8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов. – М. : Академия, 2013

Специфика профессиональной деятельности социального педагога — Студопедия

 

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых  [5, с.22].

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами – работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. — в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.



Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе  [5, с.24].

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.


Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

· деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

· деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

· непосредственную работу с ребенком;

· посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна.

М.А.Галагузова отмечает, что выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время это задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения  [5, с.29].

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

· социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

· социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

· социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

· социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

· социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения  [5, с.30-31].

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

Социальный педагог – специалист в области социально-педагогической деятельности и социального воспитания [22, с.199]

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления. Это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка, а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. В этом состоит его образовательная деятельность.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка, семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучается задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, его физическое и психическое здоровье  [3, с.8-9].

Методы работы социального педагога могут быть групповыми и индивидуальными, но, работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицируют методы социального воспитания, определив их как способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности  [11, с.12].

Деятельность социального педагога осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) – убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной из актуальных задач науки).

Социальный педагог обязан делать следующее: вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка в сфере ближайшего окружения, учебно-воспитательном учреждении, семье, по месту жительства, в детских формированиях; осуществлять процесс социального воспитания, участвуя в создании и реализации региональных программ; защищать права и интересы детей и молодежи; обеспечивать социально-педагогическую помощь и поддержку семье, вести работу с семьями групп социального «риска»; организовывать учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке и попечительстве, находятся в экстремальных ситуациях, принимать адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи; осуществлять работу по профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений, наркомании, СПИДа и т.д.; содействовать внедрению в жизнедеятельность детей, молодежи, семей и всего населения здорового образа жизни; обеспечивать социально-педагогическую помощь и поддержку детям, имеющим особенности в психофизическом развитии, способствуя их социальной адаптации, оказывать помощь детям и молодежи в организации и осуществлении социально значимой деятельности и инициатив, свободного времени и досуга, содействовать их социальному самоопределению, трудоустройству, оздоровлению; вести консультационную работу с различными группами детей и молодежи, отдельной личностью, семьей; налаживать взаимодействия и взаимоотношения с органами власти, местного самоуправления, различными ведомствами, учреждениями и предприятиями в целях разрешения социально-педагогических проблем отдельной личности и социума. Социальный педагог обязан постоянно повышать свое профессиональное мастерство и компетентность [20, с.199-200]

Таким образом, специфика профессиональной деятельности социального педагога заключается в том, что она осуществляется в открытом социуме, «на улице», в сфере ближайшего окружения личности. При этом главная задача социального педагога – способствовать активизации воспитательных сил общества, оказанию педагогически ориентированной помощи и поддержки личности в ее социализации, освоении социокультурных ценностей и норм, подготовке к жизни. Основной лейтмотив помощи – содействие саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию человека, семьи.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь и поддержку, реализует, по мнению А.С.Никончук, следующие функции:

· воспитательную –обеспечение процесса социального воспитания, целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей, взрослых в социуме, по месту жительства, в детских формированиях, совершенствование воспитательного потенциала микросреды, распространение педагогических знаний и образованности среди различных категорий населения;

· диагностическую – изучение медико-психолого-педагогических и возрастных особенностей личности, ее интересов и потребностей, направленности влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования и воспитания, средств массовой информации и т.п. на процесс социального становления личности;

· прогностическую – участие в прогнозировании и проектировании целевых комплексных программ социальной помощи и поддержки семьи, групп социального «риска», программ социального развития конкретного микросоциума;

· организаторскую – организация той или иной социально значимой деятельности, досуга детей, оздоровлении, работа по налаживанию взаимодействий с различными социальными институтами в целях разрешения социально-педагогических проблем;

· социально-терапевтическую – осуществление социально-терапевтической, психолого-педагогической, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической помощи и защиты личности, охрана ее физического, психического и нравственного здоровья;

· охранно-защитную– осуществление защиты интересов и прав ребенка, семьи, социально уязвимых слоев населения, нейтрализация антипедагогического воздействия на растущую личность, обучение ее способам самозащиты;

· коммуникативную – обеспечение уважения человеческого достоинства, построение отношений с личностью на основе диалога, развитие контактов и взаимодействий с социумом, социальными институтами, участвующими в социальном формировании личности, привлечение к социально-педагогической деятельности помощников-добровольцев, волонтеров [16, с.175]

    Как отмечает Н.И.Мицкевич, специфика деятельности социального педагога предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, таких, как: гуманность, профессиональная компетентность, коммуникативность, честность и справедливость, деликатность, моральная ответственность, альтруизм, а также высокую общую и профессиональную культуру [13, с.18]

    Таким образом, социально-педагогическая деятельность – особый вид общественной и педагогической деятельности, которая осуществляется в условиях реальной среды и предполагает работу как с личностью, так и со средой.

принципы, технологии, формы и средства. Сфера деятельности социального педагога.

Название специалиста
«социальный педагог» является производным
от слова «педагог», но вместе с тем
профессиональная деятельность этих
специалистов имеет ряд существенных
отличий. Миссия социального педагога
состоит в обеспечении интеграции
ребенка, находящегося в процессе
социализации, в динамично развивающееся
общество.

Социальный педагог
координирует усилия пед коллектива по
реализации социально-педагогической
функции в деятельности ОУ, являясь
специалистом по воспитанию детей и
подростков, имеющих проблемы в жизни.

Деятельность
социального педагога является важным
компонентом воспитательной системы
ОУ.

Социальный педагог
– новая профессия, рождение которой, в
большей степени, вызвано «новым качеством
социализации личности», в связи с
изменениями современного мира.

В БСЭ профессия
рассматривается как «род трудовой
активности …человека, владеющего
комплексом специальных теоретических
знаний и практических навыков,
приобретенных в результате специальной
подготовки, опыта работы».

Предметом
деятельности социального педагога
является проблемная ситуация развития
ребенка. Включаясь в проблему, социальный
педагог берет часть проблем ребенка на
себя, актуализирует личностный потенциал
ребенка, активно создает целесообразные
социальные отношения, формируя тем
самым ситуацию преодоления проблемы.

По мнению В.А.
Сластенина, назначением профессиональной
деятельности социального педагога

является повышение
эффективности процесса социализации,
воспитания и развития детей и подростков.
Профессия «социальный педагог» официально
зарегистрирована в российских
государственных документах в марте –
апреле 1991 года и создана для решения
социальных проблем человека и общества,
в их числе:

  • Социальные и
    психологические конфликты, кризисные,
    стрессовые ситуации;

  • Эмоциональные и
    психологические проблемы;

  • Нужда и бедность;

  • Алкоголизм и
    наркомания;

  • Насилие и
    дискриминация;

  • Национальные
    проблемы и миграция;

  • Преступление и
    правонарушение;

  • Безработица и
    профессиональная адаптация;

  • Жилищная проблема;

  • Опекунство,
    попечительство, усыновление;

  • Родительская
    жестокость и другие.

Главной сферой
деятельности социального педагога
является социум. При этом приоритетной
является сфера отношений в семье и ее
ближайшем окружении, по месту жительства.

Социальный педагог
работает с детьми, их семьями,
семейно-соседским окружением и цель
его деятельности – организация
профилактической, социально-значимой
деятельности детей и взрослых в социуме.
Деятельность социального педагога
можно рассматривать как особый вид
взаимодействия ребенка и взрослого.
Содержание практической деятельности
социального педагога можно представить
как реализацию различных социальных
ролей: посредника, защитника, наставника,
помощника, эксперта, советчика,
общественного деятеля, друга,
психотерапевта, исследователя.

В задачи
практической деятельности

социального педагога входит:

  • организует
    воспитательную работу в классе, группе
    и т.д., направленную на формирование
    общей культуры личности, адаптацию к
    жизни в обществе, уважение к окружающей
    природе;

  • изучает
    психолого-педагогические особенности
    личности и её микросреды, условия жизни,
    выявляет интересы и потребности,
    трудности и проблемы, конфликтные
    ситуации, отклонения в поведении и
    своевременно оказывает социальную
    помощь и поддержку обучающимся;

  • выступает
    посредником между личностью и ОУ,
    семьёй, средой, органами власти;

  • способствует
    реализации прав и свобод обучающихся,
    созданию комфортной и безопасной
    обстановки, обеспечению охраны их жизни
    и здоровья;

  • взаимодействует
    с учителями, родителями (лицами, их
    заменяющими), специалистами социальных
    служб и ведомств в оказании помощи
    детям,

  • участвует в
    разработке, утверждении и реализации
    образовательных программ учреждения,
    несёт ответственность за качество их
    выполнения в пределах своей компетенции.

Основные направления
деятельности социального педагога
школы с подростками определяют основные
методы его работы (метод- — путь познания,
способ построения и обоснования научного
знания).

Рассмотрим
основные
методы работы

социального педагога школы:

1) Диагностические
методы
:
наблюдение,
беседа, анкетирование, опрос, тестирование,
метод экспертной оценки, анализ
документов, биографический метод.

2) Методы
воспитания
:
методы
формирования сознания, методы организации
деятельности и формирования поведения,
методы стимулирования деятельности,
методы коррекции поведения.

3)
Социально-психологические
методы
:
психокоррекционные
методы, психотерапевтические методы,
методы психологического консультирования,
метод тренинга.

4) Охранно-защитные
методы
,
вызванные конкретными случаями нарушения
прав несовершеннолетних:
подача
от лица несовершеннолетнего необходимых
заявлений и исков, сбор документов,
представление прав несовершеннолетнего
в суде и участие в судебных процедурах
и др.

Особенности социально-педагогической деятельности по профориентации детей в организации социального обслуживания стационарного типа

Особенности социально-педагогической деятельности по профориентации детей в организации социального обслуживания стационарного типа.

Профессиональная ориентация ребенка — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Ее эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации [6].

Результатом процесса профориентации являются: понимание субъектом собственных интересов, целей, способностей, возможностей, а также деятельность выбора из множества профессий с учетом собственных позиций и внешних требований действительности, своего профессионального пути. Основанием для осуществления выбора профессии выступают субъективная позиция личности и мотивационная обеспеченность, а так же наличие положительной, устойчивой оценки себя как профессионала .

Подростки из социальных учреждений не уверены в праве на желания, они как бы отстраняют себя от своих желаний, не чувствуют себя хозяевами своих желаний. Пользуясь выражением А.Н. Леонтьева, А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых констатируют, что желания воспитанников находятся в ином отношении к их личности и сознанию, к их «Я». Симптом отчуждения желаний рассматривается как тревожный, свидетельствующий о неблагополучии в личностном развитии.

Исследования А.М. Прихожан выявили, что у детей, воспитывающихся вне семьи, временная перспектива (т.е. представления о своем будущем) значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Первые мало задумываются об отдаленном будущем, основные их желания связаны с сегодняшним днем.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно – функциональная подсистема — деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Таким образом, профориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования системы основополагающих компонентов: отношение к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Профессиональное и личностное определение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова. Он постоянно подчёркивает неразрывную связь профессионального определения с самореализацией человека в других важных сферах жизни [8]. Исследуя социально-педагогические особенности профориентационной деятельности Н.С.Пряжников обосновал содержательно-процессуальную модель:

— осознание ценности общественно – полезного труда и необходимости профессиональной подготовки,

— ориентировка в социально – экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда,

— общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.

— определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

— информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Обобщая проведённый анализ профориентационной деятельности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профориентационная деятельность формирует избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профориентации является процесс, направленный на осознанный выбор профессии подростком, с учётом своих особенностей и возможностей, а так же требований профессиональной деятельности и социально – экономических условий.

3. Ориентация в мире профессий осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профориентации личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.

Готовность к выбору профессии является важной характеристикой социально – психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации [7]. Таким образом, существуют различные подходы к изучению профориентационной деятельности. Наиболее полно их раскрыли в своих исследованиях Е.А. Климов и Н.С. Пряжников. Во всех исследованиях указывается на то, что процесс профориентации тесно связан с самореализацией личности в целом. Соответственно, очень важно чтобы выбор профессии был обдуманный, правильно мотивированный.

Выбор профессии – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии. [4].

Выбор, совершаемый подростком в процессе профориентации, должен просчитывать различные варианты профессиональной карьеры: в крупных городах потребности в профессиях настолько разнообразны, что требуется специальная работа по осознанию набора альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить возможно более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку результаты профориентации затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом.

Задача конструирования возможных вариантов будущего опирается на разнообразные довольно сложные когнитивные процессы и механизмы. Построить относительно реалистичный образ того, что последует за тем или иным решением, — нелегкая задача даже для мудрого и опытного эксперта. Надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить тенденции, представить себе следствия принятия определенных решений, следствия этих следствий, затем новые решения, которые, как и их следствия, придется рассматривать. Это только для одного варианта будущего, но в ситуации выбора приходится учитывать как минимум две, а чаще всего больше альтернатив.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор после курса профориентации, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее. Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий. Я.Э. Нурми, проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Из этого следует в частности, что к моменту окончания девятого класса выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

Вопросы социальной зрелости выпускников социальных учреждений, особенности их профессиональной ориентации, их готовность к будущей самостоятельной жизни имеют первостепенное значение [35,С.132.], так как подростковый возраст является последним периодом пребывания этих детей в данных учреждениях. Они стоят на пороге самостоятельной жизни и оказываются неготовыми к ней, лишаясь привычной опеки и образа жизни, когда все за них решали окружающие взрослые. Особое значение в этом возрасте имеет момент личностного развития, выбора профессии, реальные представления о будущей самостоятельной жизни, возможность принимать решения и быть готовым к ответу за свои поступки.

Анализ ситуации социального сиротства и организации жизни ребенка в данном учреждении позволяет выделить факторы, негативно влияющие на формирование способности к определению профессионального пути [8], потеря доверия к окружающему миру вследствие материнской депривации;

— ограниченные, однообразные социальные контакты;

— замкнутость и ограниченность пространства жизни;

— преобладание опекунства в отношениях со стороны окружающих взрослых;

— отсутствие возможности проявления самостоятельности и инициативности;

— обедненность игровой культуры как основы образцов самоопределения;

— отсутствие возможности полноценного развития интеллектуальных способностей;

— отсутствие возможности развития индивидуальных способностей;

— лишенность образцов самоопределения членов собственной семьи.

Изучение особых условий воспитания в социозащитных учреждениях показывает, что в силу данной специфики на каждом возрастном этапе социальная ситуация развития вне семьи запускает иные механизмы развития и формирования личности ребенка, а следовательно и профориентационная работа имеет определенные особенности. [9].

Одна из главных задач психологического сопровождения [2] профессионального становления не только оказать своевременную помощь и поддержку личности подростка, но и научить его самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Социально-педагогическая деятельность по профориентации предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Психологическая составляющая поддержки профориентационной деятельности не только занимается изучением индивидуальных особенностей, но и выявляет специфику отклонений от норм и определяет особый инструментарий поддержки с учетом не только негативной характеристики ребенка, но и стремления к позитивному анализу его личности, представляющему, прежде всего, картину сложных путей развития. Требуется изучить всю совокупность отношений конкретной личности и все ее социальное окружение, людей, связанных с ней взаимными узами, понять суть ее проблем. [3].

Психологическая помощь в профориентационной деятельности детям, оставшимся без попечения родителей, рассматривается в работах отечественных ученых: Л.И. Божович, С.А. Беличевой, И.В. Дубровиной, С.В. Кривцовой и др. как особый психологический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения и основой конструктивного взаимодействия с людьми вообще.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что социально-педагогическая деятельность по профориентации воспитанников социальных учреждений и подготовка их к профессиональной деятельности предполагает решение следующих задач:

1.  Создание условий для развития личности каждого подростка путем вовлечения в различные виды труда в соответствии со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

2.  Развитие у воспитанников самостоятельности, предприимчивости, целеустремленности, ответственности, активности, честности и порядочности.

3.  Формирование у выпускников профессиональной компетентности в избранной трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.

4.  Создание условий для овладения современными экономическими знаниями, соотнесение зарплаты с результатами труда [1], формирование экономического мышления с включением в реальные производственно-экономические отношения.

5.  Подготовка подростков к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

6.  Формирование комплекса обязанностей (право на жилье – обязанности платить квартплату и содержать в сохранности, право на медицинскую помощь – обязанность вести здоровый образ жизни, не употреблять наркотики, алкоголь и т.д.).

7.  Приобщение подростков к общественной деятельности через различные сообщества, общественные организации [5].

8.  Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (экономическая, экологическая, правовая культура и т.д.)

Таким образом, анализ научных исследований позволил выявить проблемы и особенности социально-педагогической деятельности по профориентации подростков, воспитывающихся в социальных учреждениях.

Для того, чтобы действительно способствовать интеграции выпускников данных учреждений в общество [1], для того, чтобы они полноценно осваивали самостоятельную жизнь, необходимо еще многое сделать и решить такие задачи, как привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями и многие другие.

Список литературы

  1. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Методические рекомендации / В.В. Беляков, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова // Под общ.ред. Н.П. Ивановой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

  2. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  3. Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа. Кемерово, 1999.

  4. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии, 2001, №1.

  5. Леонтьева О.В. Как сделать современное образование продуктивным? // Школьные технологии. 1999. Выпуск №4.

  6. Подлеснова, Н. Выбирая профессии. Н. Подлеснова, И. Руденко. Семья и школа.-2001.-№ 11-12.

  7. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  8. Пряжникова Е.Ю. «Игры и методики для профессионального самоопределениястаршеклассников»/ Е. Ю. Пряжникова. — М.: Первое сентября, 2004.

  9. Пряжникова Е.Ю. Психологические ориентиры в профессиональном самоопределении // Профессиональный потенциал. 2001. №3.

  10. Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. 1999. Вып. №4.

Психология педагогической деятельности, Педагогическая деятельность, Общая характеристика педагогической деятельности, Специфическое своеобразие педагогической деятельности

Психология педагогической деятельности

Комплексная цель

Знать :

• общая характеристика педагогической деятельности;

• стили педагогической деятельности;

• мотивация педагогической деятельности;

• основные теоретические модели подготовки учителей;

• структура и методы диагностики педагогических способностей.

Знать :

• самостоятельно анализировать стилистику и мотивацию педагогической деятельности;

• структура педагогических способностей и методы их диагностики.

Собственный :

• навыки научного анализа характера, стиля и мотивации педагогической деятельности;

• Методы диагностики педагогических способностей.

Педагогическая деятельность

Общая характеристика педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность как особый, специализированный вид социокультурной практики зародилась задолго до того, как человечество начало отсчитывать историю своего цивилизованного существования.Потребность в обучении и воспитании подрастающего поколения, необходимость передачи им опыта, накопленного людьми старшего возраста, обусловлена ​​эволюцией. Как известно, изначально эта социальная потребность проистекает из двух источников. Первый — это инстинктивное, биологическое, по сути, стремление младшего овладеть новым для себя опытом, подражая старшим и самостоятельно исследуя окружающий мир. Второй источник — это естественное, закрепленное в генотипе и проявляющееся во всем животном мире стремление старших позаботиться о переносе более молодых привычек адаптации к среде.

Способность транслировать накопленный опыт и тем самым стимулировать наиболее эффективные и предотвращать опасные, малоэффективные поведенческие проявления повышала шансы потомства на выживание. И, несмотря на то, что мышление и поведение людей всегда контролировалось их индивидуальным сознанием, эти проявления никогда не были интеллектуальной робинзонадой. Основная часть жизненно важных навыков, приобретенных человеком с помощью других людей, намеренно или невольно оказывалась учителями и занималась педагогической деятельностью.Постепенно для некоторой части населения это стало профессией.

В ряде педагогических и психологических произведений, а также в обыденном сознании по давней традиции педагогическая деятельность отождествляется с работой учителя, учителя, профессора. В данном случае возникновение педагогической профессии и исторические этапы развития педагогической деятельности рассматриваются через призму эволюции дидактики (теории обучения) и официальных учебных заведений (школы, колледжи, университеты и т. Д.).). Нетрудно заметить, что такой подход, несмотря на свою популярность, чрезмерно снижает реальную роль педагогической деятельности. Принимая во внимание, что обучение в рамках функционирования официальных образовательных учреждений (систем) — наиболее ярко выраженное в культурных традициях разных народов направление приложения педагогических усилий, невозможно не заметить, что педагогическая деятельность не ограничивается. им. Педагогическая деятельность охватывает все, что связано с процессом социализации и вхождением личности в культуру, а система образования — лишь одно из многих общественно-государственных институтов, которые вносят вклад в это подрастающее поколение.Поэтому функции учителя в культуре цивилизации, а значит, и предмет педагогической деятельности намного шире, чем задачи обучения.

.

содержание, оценка, формы и методы его реализации и развития, Сущность и содержание

Педагогический потенциал социальных институтов: содержание, оценка, формы и методы его реализации и развития

Основные понятия : социальный институт, педагогический потенциал социального института, педагогический потенциал семьи, педагогический потенциал образовательного учреждения, педагогический потенциал детско-юношеской организации, педагогический потенциал партии, движение, формы и методы реализации педагогического потенциала социальных институтов, формы и методы развития педагогического потенциала социальных институтов.

Сущность и содержание педагогического потенциала социального института

В педагогической науке внимание ученых привлекает проблема педагогического потенциала различных социальных институтов: педагогический потенциал образовательных учреждений, педагогический потенциал социальной организации, педагогический потенциал семьи, педагогический потенциал института образования. учителя, классные руководители и социальные педагоги. К сожалению, на сегодняшний день еще не выработано единого понимания сути педагогического потенциала социального института.

Это связано, с одной стороны, со сложной структурой самих социальных институтов как социальных образований, с другой стороны, с динамикой разнообразия функций, выполняемых конкретным социальным институтом в конкретной сфере жизнедеятельности общества. конкретное общество.

Существующее противоречие подходов к его определению дает право на некоторые обобщения и уточнения этого понятия.

Педагогический потенциал социальных институтов общества представляет собой совокупность педагогических возможностей и ресурсов, которые воплощаются в конкретном институциональном образовании социальных практик людей, способных проявить себя в передаче социального опыта, социализации человека в соответствии с их основная социальная роль в обществе.

У каждого социального института есть основная функция, которая определяет его «лицо», связанную с его основной социальной ролью в обеспечении и воспроизведении определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то ее роль заключается в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия в военных действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо него существуют другие явные функции, в той или иной степени присущие всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение основного.

Среди существующих характеристик педагогического потенциала социальных институтов наибольшее внимание уделяется изучению педагогического потенциала семьи и образовательного учреждения.

На сегодняшний день проблема педагогического потенциала семьи в учебной и научной литературе не всегда считается продуктивной, больше к существующей проблеме ее жизни. Например, в исследованиях М.А. Скрыбченко (2010) изучается педагогический потенциал педагогической семьи в воспитании нравственной ответственности подростка.По мнению автора, «Педагогический потенциал семьи учителя — это совокупность возможностей .., способностей … и ресурсов .., которые определяют воспитание нравственной ответственности подростка». Такое определение педагогического потенциала семьи не может отражать ее как атрибут социального института. Определенное внимание уделяется работам Г.А. Карповой «Исследование методом анкетирования коррекционно-педагогического потенциала семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» (2010), Г.Х. Джиоева, «Этнопедагогический потенциал осетинской семьи»; (2011), Р.А. Алиханова Этнопедагогический потенциал чеченской семьи (2004). В этих работах авторы раскрывают специфику соответствующей категории семьи и в меньшей степени обращают внимание на раскрытие сущности ее педагогического потенциала. Поэтому ни одна из вышеперечисленных работ, к сожалению, не может претендовать на значимость в этой области. Заслуживает внимания работа ученых и практиков по изучению образовательного потенциала семьи, которая является составной частью педагогического потенциала общества, но отдавая приоритет социализации личности в семье, учитывая ее преобладающую функцию, отражающую ее главная роль в обществе в социализации личности.

Анализ реализации социально-педагогического подхода к работе с семьей показывает, что педагогический потенциал семьи как социального института представляет собой совокупность педагогических возможностей и ресурсов, заключенных в общей педагогической готовности родителей, способ жизни, внутрисемейного взаимодействия и благополучия, особая категория семей, способных проявлять себя в социализации личности в соответствии с их основной социальной ролью в обществе.При этом значительная часть работы посвящена изучению воспитательного потенциала семьи как института социализации.

Педагогический потенциал семьи включает ее образовательный и тренировочный потенциал. Сегодня роль потенциала семейного воспитания значительно возрастает в связи с модернизацией образования и возрастанием роли родителей и семьи в образовательном процессе учащихся, связанной с переносом акцентов на самостоятельные формы работы учащихся, прежде всего на увеличение доли домашних заданий.

В отношении педагогического потенциала таких социальных институтов, как образовательные учреждения, следует отметить

.

СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, социально-педагогическая характеристика учреждений

СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В данной главе социальные институты рассматриваются как важный элемент общества, раскрываются их роль и место в системе педагогических отношений в процессе социализации личности. В главе дается социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности, раскрывается специфика каждого отдельного социального института, в частности семьи, учебного заведения как официального института социализации личности, социальных социальных институтов, услуги социальной и образовательной поддержки развития личности в процессе социализации.Описаны сущность и содержание педагогического потенциала социальных институтов: содержание, оценка, формы и методы его реализации.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знаю

• основные характеристики социального института как элемента общества и его педагогический потенциал;

может

• организует реализацию педагогического потенциала социального учреждения в образовательном процессе;

собственный

• Система знаний о формах и методах развития педагогического потенциала социального института.

Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности

Основные понятия: общество, социальный институт, типы социальных институтов общества, экономические и социальные институты, политические институты, социокультурные и педагогические институты, нормативно-ориентированные, разновидности социальных институтов.

Понятие «социальный институт», его социально-педагогические аспекты существования

Социальные институты — важнейший элемент общества, представляющий собой организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе социальных ролей, выполняемых членами, определяемыми социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

В понятие института входит также группа людей, выполняющих определенные функции. В этом случае можно говорить об институте классных руководителей, наставников, уполномоченных по защите прав несовершеннолетних, социальных педагогов, врачей.

В социальном институте сложным образом переплетаются различные социальные сферы: экономические, политические, моральные, правовые и другие отношения, что обеспечивает преемственность в использовании культурных ценностей, передачу навыков и норм социального поведения, социализацию человека.Интеграция индивидов в целостное социальное объединение — группу, сообщество или общество — предполагает не только заинтересованность людей в создании таких отношений, но и наличие коммуникационных возможностей (язык, символы, общие для всей ценностно-нормативной системы и т. .). Это облегчает организацию союзов на основе общих платформ для реализации разнообразных социальных потребностей людей.

Таким же образом создаются институты брака и семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и общественного контроля.Распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни людей (например, из-за отсутствия правоохранительных органов или их неэффективной деятельности), поэтому общественность заинтересована в стабильности и эффективном функционировании институтов.

Все социальные институты в той или иной степени интегрированы в систему, которая обеспечивает им гарантии единообразного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. Несмотря на разнообразие теорий социальных институтов, можно выделить общие элементы, характеризующие любой социальный институт.

Во-первых, группы, у которых есть начало институционализации, используют определенные способы действий от имени членов группы в целом; эти методы не зависят от личных интересов лиц, входящих в учреждение.

Во-вторых, любой социальный институт выполняет функции (или задачи) разного характера. Среди них — функции, регулирующие поведение членов общества, социальных групп; обеспечение устойчивости общественной жизни; реализация интеграции и сплоченности институциональных отношений.

В-третьих, в рамках индивидуальных социальных институтов выделяется система социальных ролей. Их ролевой состав обозначается по самым различным основаниям и зависит от пола и возраста вплоть до вида занятий и способностей; от отношений к существующим нормам действия в обществе, а также от механизмов социального контроля.

Социальный институт — это более сложное формирование общества, поскольку в него входят люди с их потребностями, способностями, деятельностью и отношениями.

Нормативно-организационный характер социальных институтов позволяет говорить о двух их типах:

— государственные, официальные, законодательно закрепленные и наделенные властью социальные учреждения со строгими стандартами своей деятельности: парламент, Дума, правительство, мэрия, суд, прокуратура, армия, школа, университет, семья, полиция, тюрьмы, воспитательная колония, оздоровительные лагеря, больницы, музеи, дома творчества, клубы, культурные и спортивные учреждения;

— общественные, неофициальные социальные институты двух типов: юридически оформленные — партии, движения, союзы, ассоциации, фирмы; неформальные, юридически незарегистрированные объединения, группы, сообщества — творческие коллективы, криминальные структуры, подпольные организации.

При этом каждый социальный институт имеет свою структуру и определенную нормативную деятельность: устав, кодекс, правила, регламент, условия входа и выхода. Нормативность — залог стабильности, устойчивости учреждения.

Таким образом, общество можно рассматривать как систему социальных институтов города, каждый из которых имеет свой образовательный и жизненный потенциал, активно используемый в социальной и педагогической деятельности.

Структура социальных институтов общества очень сложна.Во-первых, потому, что потребности и интересы человека, стимулирующие создание этих социальных институтов, сложны и разнообразны. Во-вторых, социальные институты постоянно меняются. В процессе исторического развития общества некоторые элементы структуры институтов могут теряться, наполняться новым содержанием, приобретать новые задачи и функции.

Таким образом, социальный институт — это образование, созданное с целью использования различных ресурсов общества (общества) для удовлетворения конкретной социальной потребности, стабилизации деятельности людей.Определяющими чертами социального института считаются организация, предсказуемость моделей социальных ролей и

.

Педагогический совет в школе и детском саду: организация, подготовка, поведение, цели, задачи, формы, развитие — Среднее образование и школы

Педагогический совет — коллегиальный орган самостоятельного управления сотрудниками образовательных учреждений, действующий на постоянной основе. Такой совет нужен для того, чтобы рассмотреть и решить важные вопросы учебной и внеучебной работы на ОС. Деятельность педагогического совета регулируется Положением о педагогическом совете.

Подобные советы действуют во всех образовательных организациях, в которых работает более трех учителей. Его глава считается директором школы. Кроме того, в педагогический совет входят воспитатели, рядовые учителя, организаторы внеклассных занятий, врач, школьный библиотекарь, глава родительского комитета. В расширенном составе могут принять участие и другие члены родительских комитетов, например, из разных классов, а также представители коллегиальных организаций, руководители детских клубов.

Цели Совета

Назначение педагогического совета зависит от темы собрания:

  • составление плана деятельности школьной команды;
  • определение способов, форм школьного обучения;
  • знакомство с нововведениями педагогики, внедрение новых образовательных стандартов преподавателями образовательного учреждения;
  • анализ работы за семестр, год;
  • оценка учебно-воспитательного процесса;
  • нравственное воспитание школьников, уровень культуры, соблюдение школьного устава;
  • анализ преподавания отдельных учебных дисциплин.

Педагогический совет при школе позволяет познакомить коллег с опытом не только учителей УП, но и учителей других вузов, школ, гимназий. Именно во время таких мероприятий учителя имеют возможность повысить свою квалификацию, проанализировать достигнутые результаты,

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.