понятие, структура, свойства. Теории происхождения сознания. — Студопедия
Ответ:
Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.
Характеристики сознания:
-Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.
-Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).
-Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.
-Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.
-Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.
-Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Свойства сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;
· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;
· теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Ответ:
Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность».
Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны.Индивид (родовая принадлежность) – это человек, как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особенности (соответствие определенному возрасту), половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Личность характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Следующее понятие – субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект деятельности — всегда направленная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которое обращена активность чел – субъекта воздействия.
Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики
План:
-
Понятие сознания.
-
Структура.
-
Функции.
-
Характеристики.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал)
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):
Основные функции сознания
Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:
-
Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
-
Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
-
Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
-
Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
-
Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
-
Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.
Четыре основные характеристики сознания.
1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я».
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека.
4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека.
Дополительый материал к вопросу 20.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.
Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.
Четыре основные характеристики.
1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек— единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание — способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.
Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д…. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».
Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.
Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.
Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.
Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления
Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят философия, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия.
Содержание записи:
Определение понятия «сознание» в психологии
Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:
- ощущение;
- восприятие;
- мышление;
- воображение;
- запоминание.
Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
Функции сознания и свойства
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями:
- Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
- Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
- Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
- Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
- Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
- Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Активность
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).
Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Интенциональность
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
Формы и виды
Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.
Структура сознания в психологии
Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.
Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.
В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:
- Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
- Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
- Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
- Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
- Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
- Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
- Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).
Уровни сознания
В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.
- Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
- Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
- Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
- Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
- Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
- Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
- Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
- Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
- Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
- Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
- Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
- Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
- Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
- Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
- Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
- Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
- Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
- Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).
На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).
Проявления сознания человека
Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.
Развитие сознания
В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.
В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.
Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.
Управление сознанием
Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.
С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.
Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.
Все виды управления сознанием используют следующие приемы:
Прием воздействия | Описание процесса воздействия | Противодействие |
Чувство вины или жалости | Манипулятор притворяется обиженным и пытается убедить человека в том, что будто этот человек перед ним в чем то виноват. Если человек поверит в свою вину, которой на самом деле нет, то манипулятор может с легкостью побудить его к определенным действиям, поскольку человек будет готов выполнить что-нибудь, чтобы загладить свою вину. | Необходимо трезво оценить ситуацию, и если вины никакой нет, прямо сказать это манипулятору. Также всегда нужно помнить, что почти всегда, каждый сам виноват в своих проблемах и сам должен за себя отвечать. |
Лесть, тщеславие | Манипулятор льстит человеку, в результате чего человек расслабляется и ощущает себя таким, каким хочет казаться в глазах других. В состоянии эйфории от мнимого возвышения над другими людьми, этот человек может выполнить то, что попросит его манипулятор. | Не реагировать на выявленную лесть внутренне, а внешне можно поблагодарить оппонента и также ответить каким-нибудь комплиментом. Следует помнить, что человек по своей природе больше сконцентрирован на себе, чем на других, поэтому излишние восхищения и похвала от каких-либо людей должна настораживать. |
Гнев | Манипулятор старается напугать человека, унижая его и демонстрируя свой гнев в виде угрозы причинить вред этому человеку в случае, если тот не пойдет на уступку или не сделает то, что просит его манипулятор. | Необходимо оставаться в спокойном состоянии и объяснить манипулятору, что навязываемое вам действие для вас неприемлемо (или предложить компромиссное решение). Поскольку манипулятор использует искусственный гнев, то реализовывать свои угрозы он не будет и изменит свое поведение. |
Надежда и обещания | Манипулятор обещает человеку лучшую жизнь, много денег и золотые горы, которые возникнут, если этот человек сделает определенное действие (вступит в какую-либо организацию, купит какие-либо товары или ценные бумаги). Если человек поверит манипулятору и у него возникнет ощущение надежды, он может находиться под влиянием манипулятора длительное время, в течение которого будет исполнять действия, навязанные манипулятором, ожидая, что жизнь улучшится благодаря этим действиям. | Как правило, жизнь может улучшиться только благодаря самостоятельным решениям и действиям самого человека. Если какие-то решения продиктованы манипулятором, то они обычно выгодны лишь самому манипулятору. Рекомендуется всегда рассчитывать только на собственные силы и ум, не поддаваясь на обещания других людей что-либо улучшить. |
Взятие на слабо | Манипулятор, используя потребность человека в самореализации и признании обществом, демонстрирует перед ним сомнение в том, что этот человек способен выполнить то или иное действие. В результате, чтобы получить признание, человек может выполнить это действие, а манипулятор подкрепит действие исполнителя похвалой. | Признание отдельными людьми на самом деле вовсе не нужно человеку, и он не должен ничего им доказывать. Признание и самореализация важны только перед той частью общества, в которой действительно человек трудится и самореализовывается. Человек может объяснить манипулятору, что навязываемое действие ему не интересно, и если он не может его выполнить, в этом нет ничего плохого. |
Наводящие вопросы | С помощью наводящих вопросов, манипулятор подводит человека к одному единственному ответу, который и является тем действием, что должен выполнить человек. | Не позволять манипулятору сужать круг мыслей вокруг той мысли, которая выгодна только манипулятору. Для этого можно сменить тему разговора. |
Связь сознания и подсознания человека
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.
Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Как работает подсознание?
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.
Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.
Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.
Что такое общественное сознание?
В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества.
В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.
Уровни общественного сознания
Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание:
- Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей).
- Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).
Проблемы сознания в психологии и их анализ
В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:
- Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
- Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.
В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.
Измененные состояния сознания
Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.
Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.
В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.
Сознательные и бессознательные действия
Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.
Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.
Сознание и самосознание
Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.
Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Как владеть сознанием и подсознанием?
Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.
Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.
Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.
Видео о сознании
Понятие, свойства и функции сознания в психологии:
сознание — это… Что такое сознание?
(англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается.
С. — конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т. е. участной в бытии: «Идея, смысл, сюжет — объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия» (Шпет). Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Идея — это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». Здесь ключевое слово «между». Вот в этом между и находится С., в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.
Естествоиспытатели и философы размышляют о С., как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «С. — это как бы «всепроникающий эфир» в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы… Коль скоро мы определили С. как нечто, что — между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни» (М. К. Мамардашвили).
И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов — Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А. Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. «между ушами», локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик).
Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и С.: «Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами» (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т. ч. и моделирования его работы. Мозг — такая же загадка и тайна, как и С., но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: «в моей голове родилась мысль», «в моем мозге зародилась идея» и т. п.
С., идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. — предмет исследования в культурно-исторической психологии: «Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Согласно Выготскому, именно С. — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого С.» (Выготский). С., а не деятельность или — не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствованности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае — продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция — продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С., олицетворяют завоеванную «сотворенную свободу».
Как говорил И. Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т. е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как «первоматерию» человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С., а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.
Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. — это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.
Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М. Бубер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я — Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.
След. — бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань — это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная — в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. «бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать, надо доставать».
Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.
Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.
Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует «единый континуум бытия — С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С., подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, — одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
Сознание в психологии: структура, характеристика и чувства
Проблема изучения сознания стала актуальной для представителей всех направлений психологии. Первым его рассматривал Фрейд, на основе наблюдений. Ученый создал теорию психоанализа и структуры личности, которые быстро стали популярны в мире психотерапии. Уже на заре своей научной деятельности Фрейд признал, что его труды не объясняют феномен познания. Сознание в психологии самый важный, но малоизученный компонент психики.
Суть и значение
У термина «сознание» много значений. Феномен сознания изучают философия, социология, нейрофизиология. В психологии сознание — высший уровень психической саморегуляции. Из всех живых существ он есть только у человека. Сознание необходимо для нормального сосуществования людей. С его помощью можно создавать совокупности умственных и чувственных образов, регулировать поведение.
Сознание — сложный многофакторный инструмент. Если он повреждается или работает неправильно, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность.
Структура
Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.
У каждого уровня есть свои типичные особенности:
- Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
- Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
- Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.
Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.
Функции и свойства
Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:
- активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
- интенциональность — направленность на конкретный предмет;
- рефлексия — позволяет познавать самого себя;
- мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.
Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.
Помимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:
- житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
- проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
- научное — комплексное исследование мира;
- эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
- этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.
Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.
Формы и виды
В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.
Неадекватные виды восприятия:
- Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад. Внимание притупляется, движения замедленные.
- Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
- Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне. Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
- Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
- Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
- Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.
Формы сознания различаются по направленности:
- индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
- общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
- теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
- обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
- массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.
Типы сознания в психологии:
- общественное — сформировано социумом;
- историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
- политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.
Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.
Методы развития и управления
Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.
Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:
- прослушивание классической музыки;
- рисование, цветотерапия;
- пение мантр;
- медитация;
- телесные практики, пластический театр;
- ароматерапия;
- визуализация.
Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.
Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.
Связь с бессознательным
Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.
Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.
Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.
Проблемы и их анализ
Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.
Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.
Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.
Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.
Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.
46. Характеристики сознания. Общая психология
46. Характеристики сознания
В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.
1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целепола-гающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Сознание человека — уровни и формы развития сознания личности, ступени сознания
Содержание
#1. Определение уровня сознания личности
#2. Система каст
О чем мы говорим, когда произносим слово «сознание»? Принято говорить, что это способность мыслить. Как сказал Декарт: «Сogito ergo sum» — «Я мыслю, значит я существую». Сознание определяется как некое представление субъекта об этом мире и о своем месте в нем; возможность оценивать свой внутренний психический опыт и возможность организовывать разумно свою жизнь и деятельность. Как говорит «Большой энциклопедический словарь»: это высшая форма психического отражения, свойственная общественно-развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.
Самих форм сознания личности существует несколько: прежде всего, это формирование сознания самого себя (самоосознание), человеческий рассудок (формирование сознания, которое мыслит), разум (рассудок, который себя осознает), а также дух (форма сознания, которая является высшим уровнем развития личности, включающая в себя остальные формы развития сознания и не только).
Даже теперь, в современном мире, феномен сознания изучают как ученые, так и эзотерики. Причем последние знают, что формирование и развитие сознания – основополагающая сила, за счет которой и существует окружающий мир у каждого конкретного человека.
Развитие сознания сейчас стало модной индустрией, которая на каждом шагу предлагает различные инструменты по развитию. Говорят, что большинство людей сейчас живет с низким уровнем сознания, а другие имеют высокий уровень сознания личности – но как же определить этот самый уровень?
Определение уровня сознания личности
Процесс развития сознания можно рассмотреть под разными углами зрения. Первый – это взгляд на формирование и развитие сознания по теории Ч. Дарвина. Так называемый эволюционный процесс развития.
Уровень сознания 1.
Уровень сознания простейших. Сознание рефлекторно, реагирует на раздражитель: удовлетворение той или иной потребности (воздух, вода, еда).
Уровень сознания 2.
Уровень сознания рыб. Процесс развития сознания допускает чувствительность – способность чувствовать нечто от соприкосновения с материальным миром.
Уровень сознания 3.
Уровень сознания некоторых животных. Процесс развития сознания, при котором наблюдаются поведенческие реакции (когда субъекту присущи навыки и инстинкта, и рассудка, для того чтобы видеть те или иные взаимосвязи между объектами). Более сложный процесс сознания.
Уровень сознания 4.
Уровень настоящего проявления сознания. Это уже относится к развитию личности человека. Умение пассивно и активно взаимодействовать с миром, умение быть мотивированным, видеть цели. Здесь наконец проявляется процесс самоосознания. Процесс выделения себя из общей массы себе подобных. Появляется способность оценивать себя и определять свое место в мире.
По теории Дарвина, «обезьяна» училась создавать орудия труда, развивать навыки взаимодействия с социумом и постепенно, в процессе самоосознания, стала человеком, а потом еще и достигла уровня личности. На самом деле этот же процесс развития сознания человека мы наблюдаем при взрослении человека. Особенно что касается периода с рождения до трех лет. Когда младенец сначала реагирует только на раздражители и живет инстинктами, потом уже в процессе взросления начинает чувствовать, а уж далее развивается сознание личности.
Второй взгляд на формирование развития сознания человека – путь развития сознания личности как рост человека над самим собой, становясь раз за разом лучшей версией самого себя. Именно этот путь уважают и практикуют эзотерики как путь развития человека, на котором только и возможно развить в человеке сверхспособности. Все закрытые учения, практики по развитию сознания, древние культы и закрытые ордена – это творение тех, кто идет путем развития сознания личности.
Есть несколько систем по определению ступени развития сознания человека.
Но есть несколько основополагающих, помогающих понять уровень сознания личности, по которым можно определить для себя лично на каком уровне находится твое сознание.
Первый – это система каст, которая (в видоизмененном виде) существует еще на территориях Индии.
Система каст
У эзотериков есть так называемая «система четырех каст», которая относит каждого человека к одной из каст, по уровню развития души или уровню сознания. Теория, лежащая в основе системы: мы проживаем множество жизней и в процессе жизни каждой проходим уроки, в процессе которых происходит изменение уровня сознания человека, соответственно и уровень духовного развития.
1 каста – каста работников. Сознание личности на уровне «молодой души». Работник – это человек простого физического труда, поскольку навыков для сложных интеллектуальных процессов еще нет. Такой человек прилежен, трудолюбив, но разговаривать не любит, так как еще толком не научился. Такого человека радуют простые вещи: сон, еда, вещи. Его сознание одномерно: в его мире нет выбора, поскольку и критериев нет. В его сознании есть слово «судьба» и понятие «выживания». У такого человека сознания своего толком нет и он ощущает себя через группу: «я как все».
2 каста – каста купцов. Сознания, отработавшие касту работников, переходят на уровень касты купцов. Болтовня – их всё, причем пустая болтовня. Сознание человека-купца нарабатывает качества общения, через которое и получает прибыль. Зато уровень сознания купца уже умеет выбирать. Оно у купцов двухмерно. Проявление и удовлетворение желаний – вот такой дуальный принцип сознания лежит в основе их мировоззрения.
3 каста – каста воинов. Сознание человека-воина – сознание личности. Им присущи порядок, иерархия, система мира, в котором они живут. У человека-воина есть друзья и враги, он вечно тренируется. Основа его деятельности: воля, достижения, дисциплина. Человеку третьей касты присуща трехмерность сознания. И сознание такого человека о «могу/не могу». Человек-воин вечно сражается, с собой или другими; его отличают понятия чести, долга и совести.
4 каста – каста магов. Маг – это человек, пришедший в мир для познания самого мира. Знать – это все что нужно такому человеку. Для мага знать – значит быть сильным. Это исследователи, ученые, учителя, причем в любой области. Их процесс развития подчинен идее, а знание – источник пути и существования. Они крайне самодостаточны, поскольку им интересно лишь познание. Говорят, когда магией занимаются маги – она несет благо; когда же люди, кастами ниже, — она несет разрушение и зовется колдовством.
Еще одна система о развитии человеческого сознания – это определение сознания личности по чакрам. Чакры – энергетические центры в теле человека, которых насчитывается целых семь. В зависимости от расположения точки развития сознания (точки сборки или ТС), сознание человека опирается на принцип одной из чакр. И развитие человека определяется нахождением этой самой ТС. При должном уровне развития сознания ТС смещается по направлению сахасрары чакры, т.е. вверх по телу.
1 чакра. Муладхара. Уровень развития тела человека. Развития физики. Муладхара отвечает за выживание человека и ее принцип созвучен с 4-й кастой. Самый низкий уровень развития сознания.
2 чакра. Свадхистана. Созвучен уровень с уровнем развития человека-купца из 2-й касты. Здесь у человека играют эмоции и ему свойственно, прежде всего, удовлетворение своих потребностей и пожеланий. Также это уровень развития связей.
3 чакра. Манипура. Созвучна с кастой воинов. Развитие идет путем стремления продвижения в обществе, желания власти и контроля. Сознание развивается в конкурентной среде, с чувством долга, с подавлением своей и чужой воли.
4 чакра. Анахата. Тот самый уровень магов. Уровень высочайшего развития психики, чувствования, понимания, сопереживания, сочувствия и других высоких эмоций. Здесь идет развитие глубокого взгляда на мир, доверие к миру, уничтожение оценочного видения всего что происходит. Аджна – это тотальная любовь к миру. Желание не только знать, но и понимать мир – вот качества людей 4-й чакры.
5 чакра. Вишудха. Это уровень высокой духовной энергии. Это возможность человека охватить разумом абстрактные, трансцендентные идеи, здесь запрятана возможность творить, созидать. Это художники, архитекторы, поэты. Это те, что умеют видеть красивое.
6 чакра. Аджна. Это уровень учителей. Развитие мудрости и лидерства. Здесь человек уже много знает и много умеет. Такой человек спокоен и многогранен. И он может учить и вести за собой.
7 чакра. Сахасрара. Это сознания высочайшего уровня развития. Это святые. Сознания, которые существуют, знают и принимают. Они служат абсолюту, Богу и являются высочайшей точкой развития человека.
Это лишь некоторые из систем, которые раскрывают вопрос о формировании нашего сознания. Очевидно одно: мы не можем не развиваться. Даже если мы уходим от развития, от самоосознания, мир так или иначе будет давать нам уроки, чтобы мы росли и развивались. Иногда одни и те же, те самые «грабли», иногда будет их усложнять, но хотим мы или нет – развитие будет продолжаться и идти вперед.
Мир живой, он не статичен, поэтому и наше сознание не может существовать в статике.
Самое важное, что прослеживается во всех системах классификации уровней нашего сознания, так это то что от нашего сознания зависят наши мысли; а от мыслей – мировоззрение; от мировоззрения – качество жизни.
Не воспринимайте системы буквально – они условны и помогают человеку понять себя и то, как ему действовать в тех или иных ситуациях. Гораздо важнее понять то, что не мир ответственен за наше развитие, а мы ответственны за себя и за мир вокруг себя.
Чтобы перескочить с уровня «мир виноват в моих бедах», на «я все могу» надо, прежде всего, повернуться к себе самому лицом и понять «кто я?».
Эзотерики не изучают мир вокруг, они изучают себя и уже из внутренней глубины смотрят на все что происходит во внешнем мире.
Наше сознание – удивительный космос в телесной оболочке каждого из нас. Оно не только дает ответы на все вопросы нашей жизни, диктует те или иные действия, но также и хранит в себе всю информацию о всех ваших прошлых жизнях, опытах, уроках… Чем раньше человек начнет дружить со своим сознанием, а главное подсознанием (неконтролируемой частью нашего сознания), тем больше возможностей ему будет открываться в обычной нашей жизни: человек сможет видеть на шаг вперед, чувствовать других людей, понимать причинно-следственные связи между ситуациями, понимать собственные сны, видеть осознанные сны, его тело, дух и душа придут к гармонии. Такой человек очень быстро поймет, что сила нашего сознания — безгранична. Ее главное увидеть, понять, почувствовать.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
К списку статей
Человеческое сознание ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ к законам ВСЕЛЕННОЙ | Наука | Новости
По мнению группы ученых, наш мозг запрограммирован на то, чтобы максимально использовать хаос, как и Вселенная.
Несмотря на то, что эта тема обсуждалась веками, эксперты до сих пор не понимают, что такое сознание и почему мы осознаем свое окружение.
Однако международная группа экспертов считает, что они, возможно, взломали его — и это могло быть связано с энтропией.
В физике второй закон термодинамики гласит, что энтропия — степень хаоса — постоянно увеличивается во Вселенной с течением времени.
Например, в самом начале Вселенной, до Большого взрыва, все было в порядке.
Однако после Большого взрыва частицы стали хаотичными, поскольку все начало рассеиваться, и энтропия все еще увеличивается по сей день.
Группа ученых применила теорию энтропии к человеческому сознанию и считает, что наш мозг следует аналогичной схеме.
Чтобы проверить это, они собрали девять человек, семь из которых страдали эпилепсией, и разработали статистические механизмы для моделирования своих нейронных сетей.
Они обнаружили, что мозг участников показал более высокие признаки энтропии, когда они были в сознании.
Исследование, опубликованное в Physical Review E, гласило: «Мы стремились определить особенности организации мозга, которые оптимальны для обработки сенсорной информации и которые могут определять возникновение познания и сознания, путем анализа нейрофизиологических записей в сознательном и бессознательном состояниях.
«Мы находим удивительно простой результат: нормальные состояния бодрствования характеризуются наибольшим количеством возможных конфигураций взаимодействий между сетями мозга, представляющими самые высокие значения энтропии.
«Следовательно, информационное содержание больше в сети, связанной с сознательными состояниями, что предполагает, что сознание могло быть результатом оптимизации обработки информации.
«Было предложено, чтобы аспекты осведомленности возникали при достижении определенных уровней сложности.
«Тогда возможно, что организация (сложность), необходимая для возникновения сознания, требует максимального количества конфигураций, которые допускают большее разнообразие взаимодействий между клеточными ансамблями, потому что эта структура приводит к оптимальному разделению и интеграции информации.»
.
изменяющихся состояний сознания | Обучение, запоминание, вера: повышение производительности человека
стр. 229
(1) Должны быть очевидные доказательства того, что гипноз уместен. Воспоминания, которые не были правильно закодированы, вряд ли будут восстановлены даже героическими средствами. Таким образом, гипноз будет бесполезен в случаях, когда свидетель плохо видел критические события, находился в состоянии алкогольного опьянения или получил травму головы во время преступления.
(2) По той же причине должна быть объективная оценка гипнотизируемости испытуемого с использованием той или иной стандартизированной шкалы, разработанной для этой цели. Гипноз будет бесполезен для субъектов, которые хотя бы в какой-то мере не поддаются гипнозу.
(3) Гипнотизер должен быть опытным профессионалом, знающим основные принципы психологического функционирования и научные методы. Судебный гипноз поднимает когнитивные проблемы, такие как природа памяти, и клинические проблемы, такие как эмоциональные реакции субъекта на любую новую информацию, полученную в результате процедуры, и гипнотизер должен быть способен оценить ситуацию и справиться с ней по обоим параметрам.
(4) Гипнотизер должен быть консультантом, действующим независимо от любого следственного ведомства, будь то обвинение / истец или защита / ответчик, чтобы подчеркнуть цель процедуры: сбор информации, а не поддержание определенной точки зрения.
(5) Гипнотизер должен быть проинформирован только о самых незначительных деталях рассматриваемого случая, чтобы свести к минимуму вероятность того, что его или ее предубеждения повлияют на ход гипнотического интервью. Следует сохранять письменные записи всей информации, переданной гипнотизеру.
(6) Гипнотизер должен провести тщательное интервью перед сеансом гипноза, чтобы установить базовый уровень, по которому можно оценивать любые последующие изменения в памяти.
(7) На протяжении всего предгипнотического и гипнотического интервью гипнотизер и субъект должны быть изолированы от других людей, особенно от тех, кто имеет независимое знание обстоятельств дела, подозреваемых и т. Д., Чтобы исключить возможность непреднамеренного указания и загрязнение памяти субъекта.
(8) Следует вести полную запись всех взаимодействий между гипнотизером и субъектом, чтобы можно было оценить степень, в которой могло иметь место какое-либо влияние.
Поскольку эти стандарты трудно соблюдать, а также из-за продолжающихся юридических споров, связанных с судебным гипнозом, следователям рекомендуется ограничить использование гипноза только сбором следственных материалов. В этих обстоятельствах гипнотически обновленные воспоминания не используются в качестве доказательств, и дела основываются исключительно на независимо проверяемых доказательствах.
Гипноз может навсегда исказить память человека, и он может увеличить вероятность как непреднамеренных конфабуляций, так и влияния наводящих вопросов и другой дезинформации. Путаница между иллюзией и реальностью, которая является неотъемлемой частью гипнотического опыта, может быть увлекательной в лаборатории и, возможно, полезной в клинике, но это проблематично в реальном мире, за пределами лаборатории или кабинета врача.
,
определение охарактеризовать по The Free Dictionary
Возможность действия по отношению к тому, что не присутствует в разумном смысле, — это одна из вещей, которые можно считать характеристикой разума.
Мы обнаружили, что «сознание» слишком узко, чтобы характеризовать ментальные явления, и что мнемическая причинность слишком широка.
В конце нашего путешествия пора вернуться к вопросу, который мы задали, а именно: что характеризует разум в противоположность материи?
Способность приобретать опыт, которая характеризует людей и животных, является примером общего закона, согласно которому в мнемической причинности причинной единицей является не одно событие в один момент времени, а два или более событий в два или более раза.& Обгоревший ребенок боится огня, то есть соседство с огнем оказывает иное воздействие на ребенка, который испытал ощущение жжения, чем на ребенка, у которого его нет.
Он описал Природу на основе полного и сочувственного непосредственного наблюдения, но в его манере все еще есть некоторая жесткость, очень отличная от интимной и уверенной близости и силы духовной интерпретации, которая характеризует великих поэтов трех поколений позже. Едва ли у них было время, чтобы хоть мельком увидеть это, потому что, несмотря на непостоянство, характерное для воздушных течений в этой области, встречный ветер внезапно пронес их примерно на сорок миль над поверхностью озера Чад.Некоторые говорят, что это потому, что у них недолгое литературное прошлое, и они не стали общепринятыми в использовании многих поколений других писателей, но это вряд ли может объяснить братскую прямоту их отношения к человеческой природе; отсутствие опыта в другом месте характеризует художника грубостью, а простота — последний эффект знания. САН-ДИЕГО, Калифорния, 24 июля 2018 г. — Исследователи из университета исследовали полные геномные последовательности 18 линий индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК). происходит из клеток кожи, которые они перепрограммировали для выявления и характеристики соматических мутаций.Среди этих сообщений есть сообщения, которые характеризуют или определяют положительные целые числа, иногда любым из нескольких способов. Поэтому ученые из Университета штата Северная Каролина хотели охарактеризовать ароматические и летучие компоненты в SMP, которые хранились до 29 лет. Фотоэлектронная спектроскопия (XPS) также использовалась для характеристики верхних 10 нм поверхности резины.
,Определение
в кембриджском словаре английского языка
характеризующая
В английском языке многие прошедшие и настоящие причастия глаголов могут использоваться как прилагательные. Некоторые из этих примеров могут показывать использование прилагательного.
Описание дискурсивных функций языковых выражений, несомненно, является одной из самых сложных задач лингвистического анализа. Характеризуя динамику, можно также подготовить почву для анализа благосостояния, который включает переходы.
Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.
Еще примеры
Меньше примеров
Конечная цель — понять разум с помощью , характеризующего неврологию, способную быстро интегрировать информацию.Главный интерес представляет , характеризующий , как точно мы можем «ограничить» вероятности, связанные с различными атомами.
На этом рисунке видно разделение плотностей электронов и ионов, которое создает объемный заряд , характеризующий оболочку .Но их ограниченное пространство и ограниченная направленность означают, что многие из бесчисленных вопросов и проблем , характерных для этой эпохи, опущены.
Характеристика социальных сетей, важных для распространения заболеваний, передающихся через дыхательные пути.,