Содержание социально педагогической деятельности: Содержание социально-педагогической деятельности в ДОУ — Студопедия

36.Сущность и содержание социально-педагогической деятельности

СУЩНОСТЬ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-педагогическая
деятельность как разновидность
деятельности
педагогической имеет общие с ней черты
и отличи­тельные особенности.
Большинство исследователей к общим
чер­там
относят тождество основной функции,
которую и педагоги­ческая,
и социально-педагогическая деятельности
выполняют в
обществе — социальное наследование,
социокультурное воспро­изводство
и развитие человека.

М.А.
Галагузова отмечает, что если педагогическая
деятель­ность
носит нормативно-программный характер,
то социально-педагогическая
всегда является адресной, направленной
на кон­кретного
ребенка и решение его индивидуальных
проблем.

Л.А.
и М.А. Беляевы считают, что ключевым в
определении социально-педагогической
деятельности является понятие
«адап­тация».
По
мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых,
основная
отличительная особенность
социально-педагогической деятельности
заключается в том, что потребность в
ней возникает в
случае, если у человека (группы людей)
складывается проблем­ная
ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким
образом,
социально-педагогическую
деятельность
мож­но
рассматривать как целенаправленную
работу профессионала по социальному
воспитанию личности в конкретном социуме
с целью успешной
ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая
деятельность

в условиях городского социума
представляется как многоплановая и
многоуровневая активность специалистов
педагогического профиля по развитию и
удовлетворению разнообразных потребностей
и интересов детей и взрослых, по их
социальной адаптации, поддержке
личностного развития, их социальной
защите, самореализации, подготовке к
условиям конкуренции в современном
обществе на основе активного использования
ресурсов и потенциальных возможностей
социума для разрешения текущих и
хронических проблем личности или
социальной группы.

Субъектом
социально-педагогической
деятельности может быть как отдельный
специалист, так и группа специалистов,
решающих социально-педагогические
проблемы отдельной личности или группы.
Им может быть любое должностное лицо,
использующее возможности социума для
разрешения проблем личности или
социальной группы. Кроме отдельных лиц,
субъектом социально-педагогической
деятельности могут выступать и социальные
учреждения, предприятия, организации,
агентства, фонды и др. В то же время таким
субъектом может быть и сама личность,
осуществляющая связь с потенциальными
возможностями социума, выступающая в
качестве посредника между возникшими
проблемами и ресурсами.

Объектами
социально-педагогической деятельности
являются как отдельные личности, так и
целые группы людей, нуждающихся в помощи
социума, в его «целебном внимании», в
использовании его возможностей для
самореализации, но не имеющих доступа
к его ресурсам и возможностям по различным
причинам.

В качестве
средств
социально-педагогической
деятельности могут рассматриваться
совместная деятельность, социальные
отношения, социальные институты (семья,
школа, учреждения дополнительного
образования, учреждения социальной
защиты населения, спортивные или
социокультурные учреждения, медицинские
учреждения, политические партии,
общественные организации и молодежные
объединения) и другие элементы социума.

Социально-педагогическая
деятельность реализуется в виде комплекса
профилактических, реабилитационных,
коррекционно-развивающих
мероприятий, а также путем педагогически
це­лесообразной
организации различных сфер жизнедеятельности
подопечных.

К
основным
принципам
социально-педагогической
деятель­ности
относят: индивидуальный подход; опору
на положитель­ные
стороны личности подопечного; объективность
подхода к по­допечному;
конфиденциальность.

В
широком смысле цель
социально-педагогической
деятельно­
сти
—■
ожидаемые
позитивные изменения в человеке (или
группе людей),
которые произошли в результате
осуществления специ­ально подготовленной
и планомерно проведенной системы
дей­ствий специалистов. В узком смысле
цель
профессиональной де­ятельности
социального педагога — это оказание
подопечному комплексной
социально-психолого-педагогической
помощи, со­здание благоприятных
условий для личностного роста, защита
прав подопечного в его жизненном
пространстве.

целью
социально-педагогической деятельности

является, с одной стороны, формирование
социально значимых личностных качеств
у детей, подростков и взрослых, учащихся
и специалистов, а с другой стороны,
предоставление ресурсов, возможностей
социума, обеспечивающих полноценную
реализацию каждым из них своих потребностей
и возможностей в конкретных условиях
социума (конкретном социуме).

Главной
целью

социально-педагогической деятельности
является достижение, формирование
социальной
активности личности.

Это
личностное качество, означающее
способность личности самостоятельно
усваивать социальный опыт, адекватно
на него реагировать и активно использовать
в своей практической деятельности,
самостоятельно разрешать собственные
проблемы, а по мере накопления и
совершенствования собственного опыта
позитивно влиять на социальный опыт,
изменяя и обогащая его новыми потенциальными
возможностями более высокого уровня

Условно
целеполагание в работе социального
педагога мо­жет быть представлено
следующими этапами:

  • диагностика
    исходной ситуации, в которой находятся
    участники
    социально-педагогического процесса;

  • моделирование
    целей предстоящей деятельности и
    возможных
    результатов;

  • организация
    совместной целеполагающей деятельности
    педагогов,
    специалистов различного профиля, детей,
    родителей;

  • уточнение
    целей, внесение коррективов в
    первоначальные
    замыслы с учетом новой информации о
    причинах, особенностях
    проблемной ситуации;► составление
    программы социально-педагогических
    действий
    по достижению целей, определение
    способов (путей) ее реализации.

Среди
задач
про­фессиональной
деятельности социального педагога
можно выде­лить
следующие:

  • создание
    условий для сохранения, укрепления
    физического,
    психического, нравственного, социального
    здоровья подопечного;

  • формирование
    и развитие нравственных качеств,
    социально
    значимых ориентации, установок в
    жизненном самоопределении
    подопечного;

  • предупреждение,
    устранение прямых и косвенных
    десоциализирующих
    влияний микросоциума на развитие
    ребенка;

  • создание
    благоприятных условий в микросоциуме,
    использование потенциала социума для
    развития способностей, реализации
    возможностей подопечного;

  • реализация
    системы профилактических, реабилитационных
    мер, направленных на оптимизацию
    процесса социальной
    адаптации
    подопечного.

Содержание
социально-педагогической деятельности,
обеспе­чивающее
достижение поставленных цели и задач,
во многом за­висит
от специализации, места работы социального
педагога. В
са­мом общем виде можно выделить
следующие его составляющие:

  • системное
    изучение индивидуальных особенностей
    личности
    подопечного, социально-педагогических
    влияний микросреды;

  • установление
    профессионального (личностно-делового)
    контакта,
    взаимодействия с личностью (группой),
    нуждающейся
    в помощи;

  • социально-педагогическое
    управление способами активизации
    самостоятельности личности в процессе
    ее самореализации;

  • социально-педагогическая
    опека и посредничество;

  • социально-педагогическая
    поддержка личности в критических,
    кризисных, проблемных ситуациях.

основными
направлениями

социально-педагогической деятельности
являются: социально-педагогическая
деятельность с семьей, с конфессиями
или в конфессиях, в школе, в здравоохранении,
в учреждениях интернатного типа, с
детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в
пенитенциарных учреждениях и др.

виды
социально-педагогической деятельности:

  • психосоциальная
    работа;

  • медико-социальная
    работа;

  • социально-правовая
    работа;

  • культурно-досуговая
    работа;

  • информационно-воспитательная
    работа.

формы
социально-педагогической деятельности:

  • социально-педагогическая
    диагностика;

  • социально-педагогическая
    помощь;

  • социально-педагогическая
    поддержка;

  • социально-педагогическая
    профилактика;

  • социально-педагогическое
    консультирование;

  • социально-педагогическое
    сопровождение;

  • социально-педагогическая
    коррекция;

  • социально-педагогическая
    реабилитация;

  • медико-психолого-педагогический
    консилиум;

  • посредничество

Структура и направленность социально-педагогической деятельности — Студопедия

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

·определение цели и задач деятельности;

·определение субъекта и объекта деятельности;

·определение содержания деятельности;

·выбор методов и технологий работы;

·выбор форм деятельности;

·реализация намеченного плана деятельности;

·корректировка деятельности;

·анализ результатов.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

·деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

·деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:



·непосредственную работу с ребенком;

·посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.


С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

·социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

·социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

·социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

·социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

·социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Осуществление социально-педагогической деятельности рассматривают в рамках реализации:

·деятельности относительно повышения уровня социокультурной адаптации индивида или группы средствами личностного развития;

·деятельности относительно профилактики явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической), которая включает в себя работу с людьми девиантного поведения и маргинальными группами;

·деятельности относительно социокультурной реабилитации, относительно тех людей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом, социальном развитии;

·посреднической деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, что обусловлено интересами их социокультурного становления и развития.

2. Содержание деятельности социального педагога

Ознакомившись и
проанализировав должностные инструкции
социального педагога, я сделать вывод:
основные направления социально-педагогической
работы определяются, прежде всего,
проблемами, возникающими в процессе
обучения и воспитания детей, без
разрешения которых сложно добиться
хороших результатов. Хотя направления
работы зафиксированы в квалификационной
характеристике социального педагога,
но на практике их круг значительно шире.
Это объясняется необходимостью
сотрудничества всех, кто обучает и
воспитывает ребенка: педагогом-психологом,
учителем, классным руководителем,
администрацией, родителями, ближайшими
родственниками, и другими учреждениями.

Деятельность
социального педагога направлена на
создание условий необходимых для
нормального развития воспитанников,
как в семье, так и за её приделами. Это
включает в себя помощь в социализации,
в профориентации, в формировании
нравственных качеств, соблюдении
общественных норм и правил, провидении
профилактических мероприятий, участвуют
в защите и соблюдении их прав на жилищные
условия, пособия и т.п., создают обстановку
психологического комфорта и безопасности
личности воспитанников.

Таким образом,
можно выделить следующие основные
направления социально-педагогической
работы в образовательном учреждении:

— помощь семье в
проблемах, связанных с учебой, воспитанием,
присмотром за ребенком;

— помощь ребенку
в устранении причин, негативно влияющих
на его успеваемость и посещение школы;

— привлечение
детей, родителей, общественности к
организации и проведению мероприятий,
акций;

— распознавание и
разрешение конфликтов, проблем, трудных
жизненных ситуаций, затрагивающих
интересы ребенка;

— индивидуальное
и групповое консультирование детей,
родителей, педагогов, администрации по
вопросам разрешения проблемных ситуаций,
конфликтов, снятия стресса, воспитания
детей;

— выявление запросов,
потребностей детей и разработка мер
помощи конкретным учащимся с привлечением
специалистов из соответствующих
учреждений и организаций;

— помощь педагогам
в разрешении конфликтов с детьми, в
выявлении проблем в учебно-воспитательной
работе;

— разработка планов
по различным направлениям деятельности
школы;

пропаганда и
разъяснение прав детей, семьи, педагогов.

В своей работе
социальный педагог общается с детьми
«группы риска».Это дети, оставшиеся без
попечения родителей, дети-инвалиды,
дети, имеющие недостатки в психическом
и физическом развитии, дети, проживающие
в малоимущих семьях, дети с отклонениями
в поведении. Принадлежность детей к
группе риска имеет разные социальные
корни. Очень важно тесное
социально-педагогическое взаимодействие
по профилактике и преодолению конфликтных
ситуаций с учащимися «группы риска».

Для того чтобы
помочь учащимся, которые испытывают
трудности в общении, обучении и поведении,
можно использовать следующие рекомендации:

— принимайте ребенка
таким, какой он есть;

— предъявляя к
ребенку свои требования, учитывайте не
свои желания, а его возможности;

— расширяйте
кругозор ребенка;

— включайте ребенка
в совместную деятельность, подчеркивая
его значимость в выполняемом деле;

— игнорируйте
легкие проявления агрессивности, не
фиксируйте на них внимание окружающих;

— развивайте в
ребенке положительные эмоции;

— с пониманием
относитесь к переживаниям и страхам
ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь
решительными мерами искоренить этот
страх;

— чаще хвалите,
ободряйте ребенка, поощряйте его за
хорошие поступки;

не наказывайте
ребенка, если он сам сознается во лжи,
дает оценку собственному поступку.

В работе ведется
определенную документацию.

69

15) Характеристика средств социально- педагогической деятельность .

Средства — это то, что человек выбирает
для использования в процессе деятельности
и посредством чего он добивается
достижения цели. По своей социальной
значимости они могут быть: приемлемыми
для данного возраста человека, его
возможностей; принятыми в обществе, в
профессиональной среде; новыми,
нетипичными, неординарными, но более
эффективными, характеризующими
своеобразие творческой личности;
неприемлемыми для данной социальной
среды, противоречащими ее нормам и
правилам, характерными для асоциальной
личности (для такой личности любые
средства хороши, лишь бы они обеспечивали
достижение прогнозируемого результата).

Средства – это совокупность
материальных,псих. Интеллектуальных,
педагогических условтй и обстояьельств,
использ. Для достижение социально
педагогических целей ( память, мышление,
режимные моменты, туризм, фольклор,
досуг, произведение искусства).

Социально-педагогический фактор выбора
средств деятельности обусловливает
своеобразие развития человека. Он, с
одной стороны, определяет, что это за
личность, с другой — как она характеризуется.
Например, нормально развитому человеку
присущ выбор средств деятельности,
соответствующих его возрасту и требованиям
данного общества; для неординарного
(одаренного) — инициативный, творческий,
не противоречащий требованиям данного
общества; для асоциального — неадекватный
(для него приемлем выбор любых средств
деятельности, позволяющих быстро
получить прогнозируемый результат).
Преимущественный выбор средств
деятельности человеком может быть и
его характеристическим показателем.
По нему можно судить, какова данная
личность, какова направленность ее
развития.

Средства социально-педагогической
деятельности — это предметы, приспособления,
действия, с помощью которых достигаются
цели деятельности.

16) Педагогические условия социальной работы.

cоциальное формирование
личности отличается спонтанностью
воздействия, слабой целенаправленностью.
Социальная работа использует факторы
развития личности, содержащиеся в
учебно-тру­довой деятельности, в
свободном времяпрепровождении. В
конеч­ном итоге у людей формируется
социальный идеал, соответствущий
условиям семейной, общественной жизни,
труда, обучения.

Важным педагогическим элементом
социальной работы являет­ся формирование
гуманистических ценностей, определяющих
миро­воззрение человека, готового к
сотрудничеству, умеющего прини­мать
и оказывать помощь. Социальная педагогика
дает направление социальной активности.
При этом социальная работа ориентирует­ся
на сознательность людей. Глубокие
достаточно гибкие социаль­ные знания
позволяют ориентироваться в
действительности, соот­носить с ней
собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом
социальной работы является формирование
социальных действий, умений и навыков,
человек при этом овладевает приемами
самопомощи. Личностно-деятельностный
подход в социально-педагогической
работе предпо­лагает формирование
социальных чувств, благоприятствующих
уче­бе, труду, общению.

Социальная работа в конечном итоге
должна подвести личность к самовоспитанию,
дать ей возможность реального
целеполагания, средства, с помощью
которых можно достичь более продуктивного
социального поведения, включиться в
систему непрерывного обра­зования.

Педагогическое содержание социальной
работы определяется коррекцией поведенияи
перевоспитанием людей. Коррекция — это
необходимый элемент любой деятельности,
потому что невозможно ни в учебе, ни в
труде, ни в общении в один прием достигнуть
социально значимого результата. Что
касается перевоспитания, то в нем
нуждается сравнительно небольшое число
членов здорового коллектива. Формирование
здорового работоспособного коллектива
является важным педагогическим аспектом
социальной работы. Таким путем добиваются
совпадения формального и реального
лидерства, что сни­жает вероятность
конфликтов, усиливает взаимопомощь в
группе.

содержание, оценка, формы и методы ее реализации, Общая характеристика педагогической

Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности: содержание, оценка, формы и методы его реализации

Основные понятия : общество, потенциал общества, потенциал деятельности, педагогический потенциал социально-педагогической деятельности, перспективный, ситуационный, педагогический потенциал деятельности, признаки проявления педагогического потенциала социально-педагогической деятельности , социально-педагогическая деятельность, методы развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности.

Общая характеристика педагогического потенциала социально-педагогической деятельности

Педагогический потенциал социальной деятельности — это значительная часть потенциала общества, проявляющаяся в содержании педагогического воздействия на личность, совместных усилиях участников деятельности, значимых для решения проблем ее социализации в обществе. конкретное общество.

С этой точки зрения правомерно обозначить педагогический потенциал социально-педагогической деятельности, рассмотреть его содержание и структуру.

Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности — своеобразное средство решения проблем социализации личности в процессе социального обучения и социального воспитания.

Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности имеет свою структуру, основными элементами которой являются: виды, признаки, содержание педагогического потенциала, формы его материализации — носители педагогического потенциала, формы его изучения, реализации. и развитие.

Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности, как и потенциал общества, имеет два уровня: перспективный и ситуативный.

Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности имеет свои специфические признаки проявления: наличие педагогической составляющей в действиях, целях, результате деятельности и др .; умение оказывать педагогическое воздействие на отдельных людей и целые группы людей; умение формировать, развивать положительные знания, умения и личные качества; способность провоцировать ответные положительные познавательные действия, реакции; умение изменять поведение, образ жизни человека, отношение к деятельности; умение корректировать перспективы развития личности, семьи, группы; длительное и стабильное педагогическое воздействие на людей; историческая обусловленность педагогической составляющей.

Носителями педагогического потенциала социально-педагогической деятельности являются:

— общественная деятельность (совместная работа, общественно значимая деятельность), результатом которой является социально значимый продукт;

— socia

.

Сущность и содержание социального образования

Сущность и содержание социального образования

Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального явления и определения содержания социального воспитания, которое оказалось фокусом этой новой отрасли знания.

Определяя социальное образование как объект социальной педагогики, необходимо обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и других.В этих исследованиях можно найти различные определения социального образования как категории социальной педагогики: воспитание подрастающего поколения детей в обществе; качественное воспитание и образование детей; образование всех возрастных групп и социальных категорий детей; социальное образование рассматривается как социальный институт.

Есть и другие точки зрения, но всех их объединяет одно — акцентирование в образовании как многогранном, сложном социальном явлении, сотне социальных компонентов.

Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности. Качества личности выходят на первый план в человеке, когда речь идет об определенной роли и функции человека в обществе, об активности его действий, о том, насколько он осознает свое место в обществе. Социальное образование, рассматриваемое в социально-педагогическом контексте, связано с изучением личности в системе средовых функциональных взаимодействий и объективно направлено на преодоление сложившегося в педагогической науке узкопрофессионального взгляда на личность и ее формирование в относительно закрытых формах. педагогические учреждения (детский сад, школа, университет и др.).

Социальное образование охватывает и, соответственно, рассматривает практически все сферы общественной жизни и деятельности с педагогической точки зрения: семейный социум, детство, отрочество и юность, различные группы риска, специфику городского микрорайона и сельской общины, школы и других образовательных учреждений. и социальные институты и e.

В основе методологии социального воспитания лежит общефилософское направление научного познания, указывающее на способы исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности, личности в конкретных исторических и культурных условиях общества. , а также способы изучения влияния отдельных групп на социальное становление личности.

Социальное образование аккумулирует влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурных, природных, экологических, географических, климатических, социально-бытовых, национально-народных), рассматривая человека в контексте его ближайшего окружения.

Таким образом, социальное образование направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в соц

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.