36.Сущность и содержание социально-педагогической деятельности
СУЩНОСТЬ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально-педагогическая
деятельность как разновидность
деятельности
педагогической имеет общие с ней черты
и отличительные особенности.
Большинство исследователей к общим
чертам
относят тождество основной функции,
которую и педагогическая,
и социально-педагогическая деятельности
выполняют в
обществе — социальное наследование,
социокультурное воспроизводство
и развитие человека.
М.А.
Галагузова отмечает, что если педагогическая
деятельность
носит нормативно-программный характер,
то социально-педагогическая
всегда является адресной, направленной
на конкретного
ребенка и решение его индивидуальных
проблем.
Л.А.
и М.А. Беляевы считают, что ключевым в
определении социально-педагогической
деятельности является понятие
«адаптация».
По
мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых,
основная
отличительная особенность
социально-педагогической деятельности
заключается в том, что потребность в
ней возникает в
случае, если у человека (группы людей)
складывается проблемная
ситуация во взаимоотношениях со средой.
Таким
образом,
социально-педагогическую
деятельность можно
рассматривать как целенаправленную
работу профессионала по социальному
воспитанию личности в конкретном социуме
с целью успешной
ее социальной адаптации.
Социально-педагогическая
деятельность
в условиях городского социума
представляется как многоплановая и
многоуровневая активность специалистов
педагогического профиля по развитию и
удовлетворению разнообразных потребностей
и интересов детей и взрослых, по их
социальной адаптации, поддержке
личностного развития, их социальной
защите, самореализации, подготовке к
условиям конкуренции в современном
обществе на основе активного использования
ресурсов и потенциальных возможностей
социума для разрешения текущих и
хронических проблем личности или
социальной группы.
Субъектом
социально-педагогической
деятельности может быть как отдельный
специалист, так и группа специалистов,
решающих социально-педагогические
проблемы отдельной личности или группы.
Им может быть любое должностное лицо,
использующее возможности социума для
разрешения проблем личности или
социальной группы. Кроме отдельных лиц,
субъектом социально-педагогической
деятельности могут выступать и социальные
учреждения, предприятия, организации,
агентства, фонды и др. В то же время таким
субъектом может быть и сама личность,
осуществляющая связь с потенциальными
возможностями социума, выступающая в
качестве посредника между возникшими
проблемами и ресурсами.
Объектами
социально-педагогической деятельности
являются как отдельные личности, так и
целые группы людей, нуждающихся в помощи
социума, в его «целебном внимании», в
использовании его возможностей для
самореализации, но не имеющих доступа
к его ресурсам и возможностям по различным
причинам.
В качестве
средств
социально-педагогической
деятельности могут рассматриваться
совместная деятельность, социальные
отношения, социальные институты (семья,
школа, учреждения дополнительного
образования, учреждения социальной
защиты населения, спортивные или
социокультурные учреждения, медицинские
учреждения, политические партии,
общественные организации и молодежные
объединения) и другие элементы социума.
Социально-педагогическая
деятельность реализуется в виде комплекса
профилактических, реабилитационных,
коррекционно-развивающих
мероприятий, а также путем педагогически
целесообразной
организации различных сфер жизнедеятельности
подопечных.
К
основным
принципам социально-педагогической
деятельности
относят: индивидуальный подход; опору
на положительные
стороны личности подопечного; объективность
подхода к подопечному;
конфиденциальность.
В
широком смысле цель
социально-педагогической
деятельности
—■ ожидаемые
позитивные изменения в человеке (или
группе людей),
которые произошли в результате
осуществления специально подготовленной
и планомерно проведенной системы
действий специалистов. В узком смысле
цель
профессиональной деятельности
социального педагога — это оказание
подопечному комплексной
социально-психолого-педагогической
помощи, создание благоприятных
условий для личностного роста, защита
прав подопечного в его жизненном
пространстве.
целью
социально-педагогической деятельности
является, с одной стороны, формирование
социально значимых личностных качеств
у детей, подростков и взрослых, учащихся
и специалистов, а с другой стороны,
предоставление ресурсов, возможностей
социума, обеспечивающих полноценную
реализацию каждым из них своих потребностей
и возможностей в конкретных условиях
социума (конкретном социуме).
Главной
целью
социально-педагогической деятельности
является достижение, формирование
социальной
активности личности.
Это
личностное качество, означающее
способность личности самостоятельно
усваивать социальный опыт, адекватно
на него реагировать и активно использовать
в своей практической деятельности,
самостоятельно разрешать собственные
проблемы, а по мере накопления и
совершенствования собственного опыта
позитивно влиять на социальный опыт,
изменяя и обогащая его новыми потенциальными
возможностями более высокого уровня
Условно
целеполагание в работе социального
педагога может быть представлено
следующими этапами:
диагностика
исходной ситуации, в которой находятся
участники
социально-педагогического процесса;моделирование
целей предстоящей деятельности и
возможных
результатов;организация
совместной целеполагающей деятельности
педагогов,
специалистов различного профиля, детей,
родителей;уточнение
целей, внесение коррективов в
первоначальные
замыслы с учетом новой информации о
причинах, особенностях
проблемной ситуации;► составление
программы социально-педагогических
действий
по достижению целей, определение
способов (путей) ее реализации.
Среди
задач
профессиональной
деятельности социального педагога
можно выделить
следующие:
создание
условий для сохранения, укрепления
физического,
психического, нравственного, социального
здоровья подопечного;формирование
и развитие нравственных качеств,
социально
значимых ориентации, установок в
жизненном самоопределении
подопечного;предупреждение,
устранение прямых и косвенных
десоциализирующих
влияний микросоциума на развитие
ребенка;создание
благоприятных условий в микросоциуме,
использование потенциала социума для
развития способностей, реализации
возможностей подопечного;реализация
системы профилактических, реабилитационных
мер, направленных на оптимизацию
процесса социальной
адаптации
подопечного.
Содержание
социально-педагогической деятельности,
обеспечивающее
достижение поставленных цели и задач,
во многом зависит
от специализации, места работы социального
педагога. В
самом общем виде можно выделить
следующие его составляющие:
системное
изучение индивидуальных особенностей
личности
подопечного, социально-педагогических
влияний микросреды;установление
профессионального (личностно-делового)
контакта,
взаимодействия с личностью (группой),
нуждающейся
в помощи;социально-педагогическое
управление способами активизации
самостоятельности личности в процессе
ее самореализации;
социально-педагогическая
опека и посредничество;социально-педагогическая
поддержка личности в критических,
кризисных, проблемных ситуациях.
основными
направлениями
социально-педагогической деятельности
являются: социально-педагогическая
деятельность с семьей, с конфессиями
или в конфессиях, в школе, в здравоохранении,
в учреждениях интернатного типа, с
детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в
пенитенциарных учреждениях и др.
виды
социально-педагогической деятельности:
психосоциальная
работа;медико-социальная
работа;социально-правовая
работа;культурно-досуговая
работа;информационно-воспитательная
работа.
формы
социально-педагогической деятельности:
социально-педагогическая
диагностика;социально-педагогическая
помощь;социально-педагогическая
поддержка;социально-педагогическая
профилактика;социально-педагогическое
консультирование;социально-педагогическое
сопровождение;социально-педагогическая
коррекция;социально-педагогическая
реабилитация;медико-психолого-педагогический
консилиум;посредничество
Структура и направленность социально-педагогической деятельности — Студопедия
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
·определение цели и задач деятельности;
·определение субъекта и объекта деятельности;
·определение содержания деятельности;
·выбор методов и технологий работы;
·выбор форм деятельности;
·реализация намеченного плана деятельности;
·корректировка деятельности;
·анализ результатов.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:
·деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
·деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:
·непосредственную работу с ребенком;
·посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.
Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.
С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:
·социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
·социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;
·социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;
·социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;
·социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Осуществление социально-педагогической деятельности рассматривают в рамках реализации:
·деятельности относительно повышения уровня социокультурной адаптации индивида или группы средствами личностного развития;
·деятельности относительно профилактики явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической), которая включает в себя работу с людьми девиантного поведения и маргинальными группами;
·деятельности относительно социокультурной реабилитации, относительно тех людей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом, социальном развитии;
·посреднической деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, что обусловлено интересами их социокультурного становления и развития.
2. Содержание деятельности социального педагога
Ознакомившись и
проанализировав должностные инструкции
социального педагога, я сделать вывод:
основные направления социально-педагогической
работы определяются, прежде всего,
проблемами, возникающими в процессе
обучения и воспитания детей, без
разрешения которых сложно добиться
хороших результатов. Хотя направления
работы зафиксированы в квалификационной
характеристике социального педагога,
но на практике их круг значительно шире.
Это объясняется необходимостью
сотрудничества всех, кто обучает и
воспитывает ребенка: педагогом-психологом,
учителем, классным руководителем,
администрацией, родителями, ближайшими
родственниками, и другими учреждениями.
Деятельность
социального педагога направлена на
создание условий необходимых для
нормального развития воспитанников,
как в семье, так и за её приделами. Это
включает в себя помощь в социализации,
в профориентации, в формировании
нравственных качеств, соблюдении
общественных норм и правил, провидении
профилактических мероприятий, участвуют
в защите и соблюдении их прав на жилищные
условия, пособия и т.п., создают обстановку
психологического комфорта и безопасности
личности воспитанников.
Таким образом,
можно выделить следующие основные
направления социально-педагогической
работы в образовательном учреждении:
— помощь семье в
проблемах, связанных с учебой, воспитанием,
присмотром за ребенком;
— помощь ребенку
в устранении причин, негативно влияющих
на его успеваемость и посещение школы;
— привлечение
детей, родителей, общественности к
организации и проведению мероприятий,
акций;
— распознавание и
разрешение конфликтов, проблем, трудных
жизненных ситуаций, затрагивающих
интересы ребенка;
— индивидуальное
и групповое консультирование детей,
родителей, педагогов, администрации по
вопросам разрешения проблемных ситуаций,
конфликтов, снятия стресса, воспитания
детей;
— выявление запросов,
потребностей детей и разработка мер
помощи конкретным учащимся с привлечением
специалистов из соответствующих
учреждений и организаций;
— помощь педагогам
в разрешении конфликтов с детьми, в
выявлении проблем в учебно-воспитательной
работе;
— разработка планов
по различным направлениям деятельности
школы;
пропаганда и
разъяснение прав детей, семьи, педагогов.
В своей работе
социальный педагог общается с детьми
«группы риска».Это дети, оставшиеся без
попечения родителей, дети-инвалиды,
дети, имеющие недостатки в психическом
и физическом развитии, дети, проживающие
в малоимущих семьях, дети с отклонениями
в поведении. Принадлежность детей к
группе риска имеет разные социальные
корни. Очень важно тесное
социально-педагогическое взаимодействие
по профилактике и преодолению конфликтных
ситуаций с учащимися «группы риска».
Для того чтобы
помочь учащимся, которые испытывают
трудности в общении, обучении и поведении,
можно использовать следующие рекомендации:
— принимайте ребенка
таким, какой он есть;
— предъявляя к
ребенку свои требования, учитывайте не
свои желания, а его возможности;
— расширяйте
кругозор ребенка;
— включайте ребенка
в совместную деятельность, подчеркивая
его значимость в выполняемом деле;
— игнорируйте
легкие проявления агрессивности, не
фиксируйте на них внимание окружающих;
— развивайте в
ребенке положительные эмоции;
— с пониманием
относитесь к переживаниям и страхам
ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь
решительными мерами искоренить этот
страх;
— чаще хвалите,
ободряйте ребенка, поощряйте его за
хорошие поступки;
не наказывайте
ребенка, если он сам сознается во лжи,
дает оценку собственному поступку.
В работе ведется
определенную документацию.
69
15) Характеристика средств социально- педагогической деятельность .
Средства — это то, что человек выбирает
для использования в процессе деятельности
и посредством чего он добивается
достижения цели. По своей социальной
значимости они могут быть: приемлемыми
для данного возраста человека, его
возможностей; принятыми в обществе, в
профессиональной среде; новыми,
нетипичными, неординарными, но более
эффективными, характеризующими
своеобразие творческой личности;
неприемлемыми для данной социальной
среды, противоречащими ее нормам и
правилам, характерными для асоциальной
личности (для такой личности любые
средства хороши, лишь бы они обеспечивали
достижение прогнозируемого результата).
Средства – это совокупность
материальных,псих. Интеллектуальных,
педагогических условтй и обстояьельств,
использ. Для достижение социально
педагогических целей ( память, мышление,
режимные моменты, туризм, фольклор,
досуг, произведение искусства).
Социально-педагогический фактор выбора
средств деятельности обусловливает
своеобразие развития человека. Он, с
одной стороны, определяет, что это за
личность, с другой — как она характеризуется.
Например, нормально развитому человеку
присущ выбор средств деятельности,
соответствующих его возрасту и требованиям
данного общества; для неординарного
(одаренного) — инициативный, творческий,
не противоречащий требованиям данного
общества; для асоциального — неадекватный
(для него приемлем выбор любых средств
деятельности, позволяющих быстро
получить прогнозируемый результат).
Преимущественный выбор средств
деятельности человеком может быть и
его характеристическим показателем.
По нему можно судить, какова данная
личность, какова направленность ее
развития.
Средства социально-педагогической
деятельности — это предметы, приспособления,
действия, с помощью которых достигаются
цели деятельности.
16) Педагогические условия социальной работы.
cоциальное формирование
личности отличается спонтанностью
воздействия, слабой целенаправленностью.
Социальная работа использует факторы
развития личности, содержащиеся в
учебно-трудовой деятельности, в
свободном времяпрепровождении. В
конечном итоге у людей формируется
социальный идеал, соответствущий
условиям семейной, общественной жизни,
труда, обучения.
Важным педагогическим элементом
социальной работы является формирование
гуманистических ценностей, определяющих
мировоззрение человека, готового к
сотрудничеству, умеющего принимать
и оказывать помощь. Социальная педагогика
дает направление социальной активности.
При этом социальная работа ориентируется
на сознательность людей. Глубокие
достаточно гибкие социальные знания
позволяют ориентироваться в
действительности, соотносить с ней
собственные потребности и способности.
Необходимым педагогическим элементом
социальной работы является формирование
социальных действий, умений и навыков,
человек при этом овладевает приемами
самопомощи. Личностно-деятельностный
подход в социально-педагогической
работе предполагает формирование
социальных чувств, благоприятствующих
учебе, труду, общению.
Социальная работа в конечном итоге
должна подвести личность к самовоспитанию,
дать ей возможность реального
целеполагания, средства, с помощью
которых можно достичь более продуктивного
социального поведения, включиться в
систему непрерывного образования.
Педагогическое содержание социальной
работы определяется коррекцией поведенияи
перевоспитанием людей. Коррекция — это
необходимый элемент любой деятельности,
потому что невозможно ни в учебе, ни в
труде, ни в общении в один прием достигнуть
социально значимого результата. Что
касается перевоспитания, то в нем
нуждается сравнительно небольшое число
членов здорового коллектива. Формирование
здорового работоспособного коллектива
является важным педагогическим аспектом
социальной работы. Таким путем добиваются
совпадения формального и реального
лидерства, что снижает вероятность
конфликтов, усиливает взаимопомощь в
группе.
содержание, оценка, формы и методы ее реализации, Общая характеристика педагогической
Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности: содержание, оценка, формы и методы его реализации
Основные понятия : общество, потенциал общества, потенциал деятельности, педагогический потенциал социально-педагогической деятельности, перспективный, ситуационный, педагогический потенциал деятельности, признаки проявления педагогического потенциала социально-педагогической деятельности , социально-педагогическая деятельность, методы развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности.
Общая характеристика педагогического потенциала социально-педагогической деятельности
Педагогический потенциал социальной деятельности — это значительная часть потенциала общества, проявляющаяся в содержании педагогического воздействия на личность, совместных усилиях участников деятельности, значимых для решения проблем ее социализации в обществе. конкретное общество.
С этой точки зрения правомерно обозначить педагогический потенциал социально-педагогической деятельности, рассмотреть его содержание и структуру.
Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности — своеобразное средство решения проблем социализации личности в процессе социального обучения и социального воспитания.
Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности имеет свою структуру, основными элементами которой являются: виды, признаки, содержание педагогического потенциала, формы его материализации — носители педагогического потенциала, формы его изучения, реализации. и развитие.
Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности, как и потенциал общества, имеет два уровня: перспективный и ситуативный.
Педагогический потенциал социально-педагогической деятельности имеет свои специфические признаки проявления: наличие педагогической составляющей в действиях, целях, результате деятельности и др .; умение оказывать педагогическое воздействие на отдельных людей и целые группы людей; умение формировать, развивать положительные знания, умения и личные качества; способность провоцировать ответные положительные познавательные действия, реакции; умение изменять поведение, образ жизни человека, отношение к деятельности; умение корректировать перспективы развития личности, семьи, группы; длительное и стабильное педагогическое воздействие на людей; историческая обусловленность педагогической составляющей.
Носителями педагогического потенциала социально-педагогической деятельности являются:
— общественная деятельность (совместная работа, общественно значимая деятельность), результатом которой является социально значимый продукт;
— socia
.
Сущность и содержание социального образования
Сущность и содержание социального образования
Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального явления и определения содержания социального воспитания, которое оказалось фокусом этой новой отрасли знания.
Определяя социальное образование как объект социальной педагогики, необходимо обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и других.В этих исследованиях можно найти различные определения социального образования как категории социальной педагогики: воспитание подрастающего поколения детей в обществе; качественное воспитание и образование детей; образование всех возрастных групп и социальных категорий детей; социальное образование рассматривается как социальный институт.
Есть и другие точки зрения, но всех их объединяет одно — акцентирование в образовании как многогранном, сложном социальном явлении, сотне социальных компонентов.
Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности. Качества личности выходят на первый план в человеке, когда речь идет об определенной роли и функции человека в обществе, об активности его действий, о том, насколько он осознает свое место в обществе. Социальное образование, рассматриваемое в социально-педагогическом контексте, связано с изучением личности в системе средовых функциональных взаимодействий и объективно направлено на преодоление сложившегося в педагогической науке узкопрофессионального взгляда на личность и ее формирование в относительно закрытых формах. педагогические учреждения (детский сад, школа, университет и др.).
Социальное образование охватывает и, соответственно, рассматривает практически все сферы общественной жизни и деятельности с педагогической точки зрения: семейный социум, детство, отрочество и юность, различные группы риска, специфику городского микрорайона и сельской общины, школы и других образовательных учреждений. и социальные институты и e.
В основе методологии социального воспитания лежит общефилософское направление научного познания, указывающее на способы исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности, личности в конкретных исторических и культурных условиях общества. , а также способы изучения влияния отдельных групп на социальное становление личности.
Социальное образование аккумулирует влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурных, природных, экологических, географических, климатических, социально-бытовых, национально-народных), рассматривая человека в контексте его ближайшего окружения.
Таким образом, социальное образование направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в соц
.