psi: Социометрический тест
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Социометрическая процедура.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1 | Работа | а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? | ||||
2 | Досуг | а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп | Социометрическое ограничение d | Вероятность случайного выбора P(A) |
5-7 | 1 | 0,20-0,14 |
8-11 | 2 | 0,25-0,18 |
12-16 | 3 | 0,23-0,19 |
17-21 | 4 | 0,22-0,19 |
22-26 | 5 | 0,22-0,19 |
27-31 | 6 | 0,22-0,19 |
31-36 | 7 | 0,21-0,19 |
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
№ | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Иванов | +1 | +2 | +3 | -1 | ||||||
2 | Петров | +1 | +3 | +2 | |||||||
3 | Сидоров | -1 | +1 | +2 | +3 | ||||||
4 | Данилова | +2 | +1 | +3 | |||||||
5 | Александрова | +2 | +1 | +3 | -3 | -2 | |||||
6 | Адаменко | ||||||||||
7 | Петренко | +1 | +3 | ||||||||
8 | Козаченко | +1 | +3 | +2 | |||||||
9 | Яковлева | +2 | +1 | +3 | -1 | ||||||
10 | Шумская | +2 | +1 | +3 | -1 | ||||||
Кол-во выборов | |||||||||||
Кол-во баллов | |||||||||||
Общая сумма |
Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.
Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:
——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
——> негативный односторонний выбор,
негативный обоюдный выбор.——>
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R— — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Литература:1. Методы психологической диагностики. — М., 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990
Методика социометрического опроса — Летний лагерь
Методика социометрического опроса ребят в лагере
Для составления социограммы группы ты можешь, помимо собственных наблюдений, использовать опрос подопечных. Анализ его результатов потребует времени. Будь готов к этому! Затраченное время окупит себя. Ты можешь наглядно и доказательно оценить уровень влиятельности и популярности каждого подопечного в группе.
Раздай подопечным листы бумаги. Если есть возможность и желание, можно заранее написать или напечатать на листах вопросы, оставив достаточно места для ответа. Попроси каждого воспитанника подписать свой лист.
Объясни своим подопечным, что им предстоит участвовать в увлекательном занятии. Это своего рода игра, в которой они будут принимать самое непосредственное участие. Предупреди подопечных, что ты будешь задавать им разные вопросы об их предпочтениях ( например: с кем из товарищей по группе они хотели бы пойти в кино).
Отвечая на вопрос, каждый ребенок должен назвать двух-трех человек из группы. Он не может называть людей, не входящих в группу. На каждый вопрос должен быть дан ответ, причем подопечный обязательно должен указать два-три разных имени. При ответе нельзя писать свое имя или такие общие фразы как «все», «не имеет значения», «кто угодно» или что-то подобное. Объясни, что от полноты и честности ответов зависит достоверность результатов опроса («игры»). Заверь подопечных, что их ответы не увидит никто, кроме тебя. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, пусть пишут не только имя, но и фамилию.
Порядок следования имен в ответе играет важную роль, потому важно соблюдать последовательность предпочтений. Например, при ответе на вопрос: «С кем бы ты хотел пойти в кино?» Нужно назвать тех, с кем бы хотелось пойти в кино в первую очередь и во вторую очередь. Если же подопечный говорит, что пойдет в кино один, объясни ему, что нужно обязательно написать два имени, нельзя оставить вопрос без ответа. Если же ребенок говорит, что не может пойти в кино ни с кем из группы, потому что живет в другом городе, попроси его представить подобную ситуацию, немного помечтать и написать имена тех двух человек, с которыми он пошел бы в кино.
Каждый подопечный должен отвечать на вопросы самостоятельно, для этого важно рассадить их так, чтобы они не могли подглядывать в ответы друг друга.
Уточни, всем ли понятны правила.
Ниже предложен произвольный образец вопросов. Ты можешь придумать по аналогии вопросы сам, но помни, что они должны быть направлены на выявление уровня (а) влиятельности и (б) популярности.
Вопросы:
- Кого бы из отряда ты взял(а) с собой на необитаемый остров? (С кем бы ты пошел в разведку?)
- С кем бы ты хотел(а) пойти в кино?
- Кого бы ты хотел увидеть на следующий год снова в своем отряде? (Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?)
- С кем ты поделишься своим секретом? (Если бы у тебя был торт, кого бы ты угостил(а) первыми?)
Вопросы 1 и 4 направлены на выявление уровня влиятельности, вопросы 2 и 3 – на выявление уровня популярности.
( Хотя есть и другое мнение, что кого первого пишут люди , к тому есть позитивная симпатия,
а дальше уже смотрят кому они относятся с уважением… )
На основании полученных данных составь две таблицы: «Популярность» и «Влиятельность». В левом столбце каждой таблицы напиши список группы. В правом столбце каждой таблицы отражается отношение остальных членов группы к данному воспитаннику.
Выбор | Первых мест | Вторых мест | Количество баллов | |
---|---|---|---|---|
1. Владимир | . | . | . | . |
2. Евгений | . | . | . | . |
3. Виктор | . | . | . | . |
4. Иван | . | . | . | . |
5. Павел | . | . | . | . |
6. Андрей | . | . | . | . |
7. Саша | . | . | . | . |
Теперь перенеси результаты с опросных листов в таблицу. Ответы на вопросы 1 и 4 вноси в таблицу «Влиятельность», а на вопросы 2 и 3 — в таблицу «Популярность». Каждый ответ вписывай в таблицу рядом с именем выбранного воспитанника, поставив номер его места по данному вопросу (1 или 2). Например: при ответе на первый вопрос Владимир выбрал(1) Ивана и (2) Евгения, в таблице «Влиятельность» напротив имени «Иван» нужно поставить «1», а напротив имени «Евгений» нужно поставить «2».
Внеся все результаты в таблицу, подсчитай количество первых и вторых мест, занятых каждым подопечным.
Подсчитай сумму баллов, набранных каждым подопечным. За каждое первое место дается 2 балла, за второе – 1 балл. По сумме баллов ты сможешь определить степень популярности и влиятельности каждого подопечного.
Рисуя круги влиятельности подопечных для социограммы, ты можешь придерживаться следующего масштаба: 2 балла соответствует 1 см. Например, если воспитанник получил в таблице «Влиятельность» 6 баллов, ты обводишь его имя в круг, диаметр которого равен 3 см, а если воспитанник получил 9 баллов, то диаметр круга составляет 4,5 см.
Располагая круги подопечных на социограмме в зависимости от их популярности, ты можешь использовать следующий метод. Для определения расстояния каждого круга от центра (в сантиметрах) раздели число 50 на количество баллов. Например, если подопечный получил в таблице «Популярность» 12 баллов, то расстояние его круга от центра составляет 50:12=4,2 см, если подопечный получил 4 балла – 50:4=12,5 см.
Социограмма группы (Социограмма-мишень) представляет собой четыре концентрические окружности, в которых располагаются круги всех ребят. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал в таблице Популярность наибольшее количество баллов («лидеры»), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество баллов), в третий – «пренебрегаемых» (количество баллов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (наименьшее количество баллов). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими кругами, не взаимный – сплошной линией со стрелкой ( от того, кто выбирал, к тому, кого он выбирал).
Анализ полученных результатов
Твоя задача состоит не только в том, чтобы сделать правильные выводы, но и в том, чтобы найти способы решения выявленных проблем, предотвращения возможных конфликтов и улучшения климата в группе.
Внимательно изучи пример, описанный ниже.
Возможные ответы подопечных (на вопросы, предложенные выше)
Владимир:
- А) Иван; Б) Евгений;
- А) Иван; Б) Андрей;
- А) Евгений; Б) Андрей;
- А) Андрей; Б) Иван;
Евгений:
- А) Виктор; Б) Владимир;
- А) Андрей; Б) Саша;
- А) Виктор; Б) Саша;
- А) Виктор; Б) Иван;
Виктор:
- А) Владимир; Б) Евгений;
- А) Евгений; Б) Иван;
- А) Андрей; Б) Павел;
- А) Андрей; Б) Владимир;
Иван:
- А) Евгений; Б) Павел;
- А) Павел; Б) Андрей;
- А) Андрей; Б) Саша;
- А) Саша; Б) Павел;
Павел:
- А) Владимир; Б) Иван;
- А) Владимир; Б) Евгений;
- А) Иван; Б) Евгений;
- А) Владимир; Б) Андрей;
Андрей:
- А) Виктор; Б) Владимир;
- А) Евгений; Б) Владимир;
- А) Виктор; Б) Иван;
- А) Павел; Б) Саша;
Саша:
- А) Евгений; Б) Виктор;
- А) Павел; Б) Иван;
- А) Иван; Б) Андрей;
- А) Евгений; Б) Павел;
Таблица «Влиятельность» (вопросы 1 и 4)
Выбор | Первых мест | Вторых мест | Количество баллов | |
---|---|---|---|---|
1. Владимир | 2 2 1 1 1 2 | 3 | 3 | 9 |
2. Евгений | 2 2 1 1 1 | 3 | 2 | 8 |
3. Виктор | 1 1 1 2 | 3 | 1 | 7 |
4. Иван | 2 1 2 2 | 1 | 3 | 5 |
5. Павел | 2 2 1 2 | 1 | 3 | 5 |
6. Андрей | 1 1 2 | 2 | 1 | 5 |
7. Саша | 1 2 | 1 | 1 | 3 |
Таблица Популярность (вопросы 1 и 4)
Выбор | Первых мест | Вторых мест | Количество баллов | |
---|---|---|---|---|
1. Владимир | 1 2 | 1 | 1 | 3 |
2. Евгений | 1 1 2 2 1 | 3 | 2 | 8 |
3. Виктор | 1 1 | 2 | 0 | 4 |
4. Иван | 1 2 1 2 2 1 | 3 | 3 | 9 |
5. Павел | 2 1 1 | 2 | 1 | 5 |
6. Андрей | 2 2 1 1 1 2 2 | 3 | 4 | 10 |
7. Саша | 2 2 2 | 0 | 3 | 3 |
При составлении ребятами списка для социограммы можно задавать также сопутствующие вопросы, например вопрос, на который ребята должны будут написать — с кем у них ассоциируется вожатый (сказочный персонаж, растение, животное и т.д.) и т.д…
Как правило, распределение предпочтений в группах достаточно стандартно: в группе из 30 человек в «звезды» попадает не более трех-четырех, в «предпочитаемые» и «принятые» — по 10-12. В «изолированных» может оказаться до пяти человек, а «отверженные» встречаются не в каждой группе.
Хотелось бы акцентировать внимание на том, что все данные, полученные с помощью социометрии, носят относительный характер: они показывают распределение влияния, отношений и популярности внутри данной группы. Поэтому все характеристики — «лидер», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный» — имеют смысл только по отношению к данной группе. В своей группе (формальной или неформальной) подопечный может занимать иную позицию, иногда диаметрально противоположную. «Звезда» мальчиков в может оказаться «изолированным» в группе девочек, а в группе любителей футбола — «предпочитаемым» и т. п. «Звезд» или «отверженных» вообще, вне определенной группы — не бывает.
Социометрия дает возможность определить не только лидеров, как положительных, так и отрицательных, но и управлять коллективом ребят с учетом полученной информации.
Социометрия интересна и сама по себе как тест и ее результаты можно принимать как должное, а можно с фильтром на социально-желаемый результат… тогда получается более реальная картинка взаимоотношений в отряде или в любом другом коллективе. После полученных результатов начинаешь думать о том, что и как сделать лучше… а это сложно…
Методика социометрия
Цель: выявление
межличностных отношений в группе.
Ход
выполнения.
Перед началом опроса осуществляется
инструктаж тестируемой группы. В ходе
которого следует объяснить группе цель
исследования, подчеркнуть важность его
результатов для группы, показать, как
нужно выполнять задания, гарантировать
сохранение тайны ответов.
Результаты
тестирования не должны разглашаться в
группе, они могут быть представлены
только психологу и/или классному
руководителю.
Инструкция.
«При формировании Вашей группы,
естественно, не могли быть учтены Ваши
пожелания, поскольку Вы были недостаточно
знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения
в группе достаточно определились, и для
Вас и для Вашего руководства выгодно
учитывать ваши пожелания при организации
деятельности вашего коллектива.
Постарайтесь быть искренними в ответах.
Исследователи гарантируют тайну
индивидуальных ответов».
Необходимо
постараться установить атмосферу
доверия в отношениях с группой. Отсутствие
доверия, подозрения в том, что результаты
опроса могут быть использованы во вред
испытуемому, приводит к отказу выполнять
задание в целом либо к отказу осуществить
негативный выбор.
После этого
переходят к опросу, которому подвергаются
все члены группы. Учащиеся записывают
фамилии одногруппников, выбранных ими
по тому или иному критерию, в опросный
лист и указывают свою фамилию. В процессе
опроса необходимо следить за тем, чтобы
ученики не общались между собой, постоянно
подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует
торопиться, подгонять с ответами. В то
же время, если испытуемые не имеют списка
членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих
желательно написать на доске.
Каждый учащийся
имеет право выбрать только трех человек.
Одни вопросы
(критерии выбора) направлены на выявление
эмоциональных связей, другие – деловых,
личностных.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О._____________________________группа___________________________
Ответьте на
поставленные вопросы, записав под каждым
из них три фамилии членов вашего класса
с учетом отсутствующих.
1.
Кого бы ты из группы пригласил на свой
день рождения?
а)
б)
в)
2.
Если вашу группу будут расформировывать,
с кем бы ты хотел продолжить совместно
учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
3.
С кем бы из своей группы ты пошел в
разведку?
а)
б)
в)
Обработка
полученных данных.
На основании результатов составляется
социоматрица по каждому критерию
(эмоциональный, деловой, личностный). В
социоматрице записывается список
группы, а в верхнюю строку – номера, под
которыми значатся фамилии учащихся. В
каждой строке против номеров учащихся,
выбранных данным испытуемым, ставятся
номера выборов (1, 2 или 3). Например,
поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву,
2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся
соответствующие выбора на пересечении
седьмой строки со столбцами 1, 9 и 3.
Если учащиеся выбрали
друг друга, например, по данным приведенной
матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова,
а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два
выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся
в кружок (взаимный выбор). В таблице они
показаны индексами. Номера мальчиков
обычно обводятся треугольниками, девочек
– кружками. Затем на отдельном листе
вычерчивается социограмма.
Социоматрица— это
таблица, в которую вносятся результаты
опроса.
Кто | Кого | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1. | * | 1 | 2в | ||||||||
2. | 1 | * | 2 | 3 | |||||||
3. | 3 | * | 2 | 1в | |||||||
4. | 1 | * | 2 | 3 | |||||||
5. | 1 | * | 2 | 3в | |||||||
6. | * | 2 | 3 | ||||||||
7. | 1 | 3в | * | 2 | |||||||
8. | * | 1 | |||||||||
9. | 2 | 1в | * | ||||||||
10. | 1в | 2 | 3 | * | |||||||
11. | 2 | 1 | 3 | * | |||||||
Количество | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 0 | 3 | 3 | 1 |
Количество | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Для
вычисления «индекса групповой
сплоченности»- Сгр
, количество полученных взаимных выборов
(6), сравнивается с теоретически возможным
числом выборов = ½ N(N-1)
= ½ *11*(11-1)= 55
сумма
взаимных выборов 6
Сгр
= ——————————————————- =
———
Общее число
возможных выборов в группе 55
Показатель
хорошей групповой сплоченности — 0,6 —
0,7
2. На основе
социоматрицы возможно построение
социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии
в виде схемы—«мишени».
Каждая
окружность в социограмме имеет свое
значение.
I)
Внутренний круг – это «зона звезд» в
которую попадают лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.
II)
Второй круг – зона предпочитаемых, в
которую, входят лица, набравшие количество
выборов выше среднего показателя.
III)
Третий круг – зона принятых, в которую
вошли лица, набравшие выборов в количестве
ниже среднего показателя.
IV)
Четвертый круг – зона изолированных –
те, которые не получили ни одного выбора.
V)
Вне круга – вне группы, т.е. зона
отверженных – те, которые получили
отрицательные выборы.
Взаимный выбор
обозначают сплошной линией со стрелкой
(от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал
он). Для большей наглядности или при
большом количестве учащихся в классе
указанные линии целесообразно вычерчивать
различными цветами. Номера формальных
лидеров (старосты и др.) заштриховывают.
Социограмма
наглядно представляет наличие группировок
в коллективе и взаимоотношения между
ними (симпатии, контакты).
Методика «социометрия»
«Социометрия»
переводится как «социальное измерение».
Данная диагностика позволяет вожатому
быть в курсе протекающих в отряде
процессов межличностного внутригруппового
общения. Не секрет, что полученные
данные дадут возможность педагогу
определить степень сформированности
группы, вовремя корректировать свою
внутригрупповую работу с детьми.
Различают несколько
вариантов проведения этой диагностики.
Но все предложенные методики адаптированы
к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.
Вариант 13.
Методика предложена американским
психологом Дж. Морено и предназначена
для оценки межличностных отношений
неформального типа: симпатий и антипатий,
привлекательности и предпочтительности.
Инструкция.
Ребятам раздаются листочки. Дети
подписывают каждый свой лист. Далее
предлагается перечислить тех товарищей
по группе, с которыми каждый из них
хотел бы общаться и сотрудничать в
различных видах деятельности. Например:
1. Кого из членов
отряда ты бы пригласил на свой День
рождения?
2. С кем из членов
отряда ты бы отправился в кругосветное
путешествие?
3. С кем из членов
отряда ты мог бы поделиться своими
личными переживаниями?
Как правило, ребятам
предлагается выбрать не больше трех
товарищей из отряда. Их фамилии пишутся
в именительном падеже.
Обработка
результатов.
Результаты представляют в форме матриц
(таблиц), которые составляет сам вожатый.
Для каждого вопроса составляется
отдельная матрица.
Таблица 16. Пример
заполненной матрицы
Кого выбирают Кто | Иванов | Петров | Сергеев | Алексеев | Николаева | Славина | Семенова | ВС |
Иванов | х | 2 | 1 | 3 | 3 | |||
Петров | 1 | х | 2 | 3 | 3 | |||
Сергеев | 2 | 3 | х | 1 | 3 | |||
Алексеев | 3 | 2 | х | 1 | 3 | |||
Николаева | 2 | 1 | х | 3 | 3 | |||
Славина | 1 | 2 | 3 | х | 3 | |||
Семенова | 3 | 1 | 2 | х | 3 | |||
ВП | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | — |
ВВ | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | — |
Первый столбец
матрицы содержит фамилии ребят, которые
выбирают. Первая строка матрицы содержит
фамилии тех, кого выбирают. И в том, и
другом случае фамилии изложены в одном
и том же порядке.
Цифра «1» ставится
в столбец того члена отряда, которого
рассматриваемый испытуемый выбрал в
первую очередь, цифра – «2», который
был выбран вторым, «3» – третьим.
В итоговых строках
и столбцах:
ВС
– количество выборов, сделанных данным
человеком;
ВП
– сумма выборов, полученных данным
человеком;
ВВ
– количество взаимных выборов.
Сумма выборов,
полученных каждым человеком (ВП),
является мерилом его положения в системе
межличностных отношений.
Если человек
получил наибольшее количество выборов
– он относится к числу «звёзд».
Если получил
среднее количество выборов – к
«предпочитаемым».
Если меньше среднего
числа выборов – к «пренебрегаемым».
Если не получил
ни одного выбора – к «изолированным».
Удовлетворённость
ребенка собственным положением в отряде
определяется по коэффициенту:
К= | ВВ |
ВС |
Так, если ВВ=0,
а число выборов, сделанных человеком
3, и К=0/3=0,
то следует предположить, что у него
могут быть проблемы в межличностных
отношений.
Уровень
благополучия взаимоотношений
(УБВ)
вычисляется по следующей формуле:
Низкий:
«звёзды»+ «предпочитаемые» <
«пренебрегаемые» + «изолированные».
Средний:
«звёзды»+ «предпочитаемые» =
«пренебрегаемые» + «изолированные».
Высокий:
«звёзды»+ «предпочитаемые» >
«пренебрегаемые» + «изолированные»,
для которого характерны достаточно
стабильные, ровные, доброжелательные
отношения в коллективе. Но при этом
следует очень внимательно отнестись
к наличию изолированных и пренебрегаемых
и постараться внести необходимые
коррективы в межличностные отношения
в отряде, предварительно разобравшись
в причинах имеющихся проблем.
Результаты трех
составленных матриц оцениваются
совместно. Для этого необходимо
просуммировать полученные значения
ВП,
ВВ,
ВС
– по всем трем матицам.
Пример
интерпретации результатов.
В качестве примера проведем социометрическое
изучение звена из 7 человек, в состав
которого входят: Иванов, Петров, Сергеев,
Алексеев, Николаева, Славина, Семенова
(возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на
вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну ?»
Варианты выборов
представлены в составленной матрице
для данного вопроса (Таблица 16).
Максимальное
количество выборов (4) получил Иванов.
По числу выборов он явная «звезда». По
всей видимости, он является лидером
звена.
Меньше всего
выборов у Семеновой (2). При среднем
числе выборов по данному звену (3). Таким
образом, Семенову можно отнести к
пренебрегаемым. Поэтому вожатому
необходимо очень внимательно отнестись
к Семеновой – вероятно, у нее могут
иметь место проблемы в межличностных
взаимоотношениях с ребятами. Кроме
того, у нее нет ни одного взаимного
выбора.
Пожалуй, и у «звезды»
звена Иванова тоже есть проблемы,
возможно, личного характера. Он выбирает
Николаеву. А она его – нет.
В целом, на первый
взгляд, уровень благополучия
взаимоотношений в звене можно оценить
как достаточно высокий:
«звезд» – 1;
«предпочитаемых»
– 5;
«пренебрегаемых»
– нет;
«изолированных»
– нет.
Таким образом:
1+5>1
Но настораживает
то, что имеет место очень низкий
коэффициент удовлетворенности у ребят
группы. У 3-х человек он приравнивается
к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это
говорит о том, что, скорее всего, дети
общаются не с теми, с кем им хотелось
бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева
отсутствуют проблемы в межличностных
отношениях, т.к. их приоритетные выборы
совпали.
Методические
рекомендации.
Как видим, данных для анализа и размышлений
более чем достаточно. Для большей
эффективности методики внимательно
приглядитесь к ребятам во время
коллективных игр, творческих дел, в
свободное время. Ваши наблюдения
дополнят сложившуюся картину и подскажут,
кому из детей и в чем нужна ваша помощь.
Чтобы дети не
догадывались о проводимом исследовании,
лучше, если социометрию вы проведете
в форме игры, например, формирование
команды для полета на Луну. В противном
случае они будут ожидать от вас
результатов, которые для многих могут
стать источником переживаний, источником
психологической травмы.
Результаты подобных
тестов, опросов и другие методы,
ориентированные на изучение межличностных
отношений в коллективе, оценку
индивидуальных качеств детей, не должны
выноситься на обсуждение отряда и
используются вожатым только в целях
корректирования воспитательной
деятельности.
Социометрический опрос
Определение 1
Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах.
С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. Сущность социометрического опроса состоит в том, чтобы его участники выбрали или наоборот не выбрали одного или несколько членов исследуемой группы по определенным социометрическим критериям.
Определение 2
Социометрия – это теория о измерении отношений между личностями, автором которой является американский социолог и психолог Дж. Морено.
Характеристика метода
С помощью социометрического опроса можно исследовать отношения внутри не больших групп с целью их изучить или улучшить, таким образом, социометрические методы используются исследователями, когда необходимо выявить, к примеру, скрытого лидера, который оказывает влияние на других членов группы.
При социометрическом опросе результатом является знание респондента не о каких-то событиях или явлениях, а об отношениях между участниками опроса, когда каждому участнику в соответствие ставится несколько других членов группы.
Готовые работы на аналогичную тему
Социометрический критерий
Социометрические критерии формулируются в форме вопросов, а ответы на них и есть основания для изучения структуры отношений внутри группы. Для того, чтобы люди могли сделать выбор, нужно предложить определенный социометрические критерии («с кем бы вы не побоялись оказаться на необитаемом острове». Благодаря такому опросу выявляется потребность в общении, а также симпатии и антипатии.
Социометрические критерии делятся на производственные, непроизводственные и прогностические.
С помощью производственных критериев социолог может выявить отношения между индивидами на уровне производственной деятельности, такие критерии формулируют в виде опроса, согласно которому необходимо выбрать людей для совместной работы.
Непроизводственный критерий выявляет отношения в коллективе вне производства.
Прогностический критерий, позволяет определить структуру ожидания отношений членов группы согласно представлениям опрашиваемого.
Количество предпочтений, которые получает один и тот же человек, делится на максимально возможное число предпочтений в данной группе и носит называние социометрического статуса. Чем выше социометрический статус, тем популярнее и уважаемее его обладатель и наоборот, если у человека низкий статус и его редко выбирают, он является – аутсайдером.
В результате, полученная по итогам социометрического опроса структура группы отображается в виде социограммы или схемы.
Замечание 1
Социограмма – это способ представления межличностных отношений в виде системы связей между точками, каждой из которых соответствует конкретный индивид. С помощью социоматрицы можно представить эмпирические данные в форме таблицы.
Социометрические карточки
При проведении социометрических опросов исследователи часто используют социометрические карточки, карточка является инструментом для сбора эмпирической информации о взаимоотношениях в социальной группе. При разработке социометрических карт стоит заострить внимание на корректности вопросов. Социолог должен осознавать, что исследование он проводит в реальной группе и будет изучать реальные отношения людей, он не должен провоцировать участников опроса на конфликтные ситуации, должен заботится о благоприятной обстановке без негативных последствий.
Внешне социометрическая карта схожа с анкетой и включает в себя:
- подборку вопросов, которые направлены на выявление отношений внутри группы, симпатий, антипатий;
- обращение к респондентам, инструкцию, где ясно и понятно разъясняется, как и в какой последовательности необходимо отвечать на предложенные вопросы;
- в завершении обязательно должна быть информации о дополнительном опросе (если он планируется), также обязательно надо поблагодарить участников опроса.
В случае, когда в социометрических карточках необходимо использовать схемы, особое внимание уделяется составлению инструкций по их заполнению, при этом очень точно задаются смыслы всех условных обозначений, применяемых в схеме.
У социометрического опроса всегда имеются цели и задачи, в зависимости от них к составлению социометрических вопросов применяются разные подходы, выделяют вопросы, строящиеся:
- на свободном выборе;
- выбор обязателен;
- на ранжирующем выборе и такой же набор вариантов, для выявления неприятия тех или иных индивидов;
- возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.
Функции социометрического опроса
Социометрический опрос выполняет следующие функции.
- Выявление авторитета членов социальной группы и наоборот, того, кто оказывается отвергнутым.
- Составление целостной картины отношений между членами группы, частоту и направленность социальных контактов.
- Выявление внутригрупповых подсистем – сплоченных образований со своими относительно обособленными и самостоятельными структурами отношений, неформальными лидерами.
- Измерение степени раздробленности и сплоченности группы.
Таким образом, единицей анализа и измерения в социометрическом опросе является выбор – установка индивида относительно взаимоотношений с другими участниками своей группы в конкретной ситуации. В качестве категории анализа выступает социометрический критерий – определенная жизненная ситуация (может быть реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других участников социальной группы. В качестве такой ситуации может быть совместная деятельность респондента с выбранным партнером или же предположение о том, кто из участников данной группы выберет (или не выберет) самого респондента как партнера по совместной деятельности.
В социометрическом опросе фиксируются разные виды выбора и в форме вопросов формулируются разные социометрические критерии.
Проведение социометрии
Социометрическая методика: что это?
Определение 1
Социометрия является одним из наиболее известных методов, применяемых для того, чтобы определить характер межличностных отношений, которые складываются между членами какой-либо группы.
Методика социометрии была предложена в 30-40-е годы 20 века американским психологом Джекобом Морено. Согласно его теоретическим разработкам, все конфликты и критические ситуации, которые возникают в социуме, обусловлены тем, что в группе не совпадает ее микро- и макроструктуры. По его мнению, такое расхождение означает, что система, строящаяся по принципу «симпатии-антипатии», часто выходит за рамки заданной индивиду макроструктуры. Таким образом, те люди, которых человек считает своими близкими друзьями, по сути могут быть совершенно неприемлемы ему в психологическом плане (разный темперамент, цели, задачи и ценностные ориентиры).
Задача, которая стоит перед исследователем в области социометрии, заключается в том, чтобы привести в соответствие микро- и макроструктуры, уменьшить их расхождения. Именно для этого сегодня повсеместно применяется социометрическая методика, ведь с ее помощью можно изучать как симпатии, так и антипатии, а в соответствии с результатами определять изменения, которые происходят в структуре группы и, соответственно, в психологическом состоянии человека.
Готовые работы на аналогичную тему
В буквальном смысле термин «социометрия» введен для обозначения социального измерения конкретной социальной группы или коллектива. Социометрическая методика необходима для того, чтобы дать объективную оценку межличностным отношениям, которые складываются на основе неформального общения. Чаще всего исследуются симпатии или антипатии участника группы к остальным членам, уровень доверия, привлекательности и желания вступать во взаимодействия для разрешения каких-либо наиболее значимых вопросов. Социометрия имеет характер опроса, но при этом в значительной степени отличается от стандартного анкетного опроса и интервью. Отличия касаются в основном эмоциональной сферы отношений людей, ведь им приходится отвечать не на отстраненные вопросы, а на вопросы, которые касаются их непосредственного отношения к другим людям.
Специфика процедуры социометрического измерения
Процедура социометрического измерения заключается в том, что его участникам предлагается ответить на вопросы, которые касаются предпочтений в отношении тех или иных коллег или товарищей по группе. Предпочтения выстраиваются по принципу, с кем участник измерения хотел бы работать, проводить свободное время, сидеть за одной партой или в одном кабинете. Вопросы, которые касаются желания человека участвовать с кем-либо в совместной деятельности – это критерии выбора, которые заранее готовятся в зависимости от специфики коллектива.
Когда исследователь планирует проведение социометрического измерения, то перед ним встает задача разрешить вопрос как о качестве, так и количество используемых им критериев. Также очень важную роль играет количество выборов, которые может сделать каждый участник социометрического измерения, их интенсивность – участник может измерить тот или иной критерий с точки зрения «в большей степени склонен» или «в меньшей степени склонен». Преимущественно количество выборов не должно превышать трех.
Социометрическая процедура может соответствовать трем ключевым целям:
- Измерение степени как сплоченности, так и разобщенности в рамках одной социальной группы;
- Выявление так называемых «социометрических позиций», которое возможно благодаря определению критериев социометрического измерения. Социометрические позиции определяют соотносительный авторитет каждого члена группы, а на основе этих данных определяется человек, который набрал больше всего симпатий (лидер, звезда) и человек, которые набрал большее количество антипатий (изгой, отвергнутый). Таким образом, на крайних полюсах оказываются «лидер группы» и «отвергнутый»;
- Обнаружение подсистем, которые образуются в пределах одной общей системы. Во главе каждой подсистемы могут быть также свои неформальные лидеры. Группы могут образовываться на основе общих интересов, иногда на основе антипатии к одному человеку (изгою), или как приверженцы человека, которого они считают своим неформальным лидером.
Замечание 1
Проведение социометрии и выбор вопросов (критериев) зависит от того, в каком коллективе проводится данное измерение. Таким образом, можно выделить две ключевые группы вопросов: вопросы для изучения деловых отношений и вопросы для изучения личных отношений.
Вопросы для изучения деловых отношений, которые складываются внутри социальных групп, формулируются следующим образом:
- Кого из ряда ваших коллег вы попросили бы оказать помощь в случае возникновения какой-либо противоречивой ситуации? (в первую, вторую и последнюю очередь)
- Кого вы не стали бы просить о помощи в случае затруднений с заданием?
- С кем из членов коллектива вы хотели бы поехать в командировку, а с кем не хотели бы взаимодействовать во время служебной командировки?
- Кто из членов группы может благополучно исполнить функцию лидера? (староста, профорг, организатор)
- Кому из членов группы будет сложнее всего брать на себя обязанности лидера?
Что касается вопросов, которые определяют характер личных отношений участников группы, то они могут быть сформулированы следующим образом:
- К кому из членов группы вы бы могли обратиться за помощью в сложной жизненной ситуации, а к кому не стели бы?
- Если бы члены вашей группы проживали в общежитии, то с кем из них вы бы хотели жить в одной комнате, а с кем нет?
- Кого из участников группы вы бы пригласили на день рождения, а кого не хотели бы видеть там?
Таким образом, вопросы позволяют раскрыть взаимоотношения между участниками группы на различных уровнях. К тому же, они довольно наглядно демонстрируют антипатии или симпатии в отношении конкретных членов социальной группы, и далее для исследователя стоит важная задача определить, почему члены группы ставят друг друга именно в такое положение, а не в какое-либо другое.
16 самых популярных вопросов для опроса студентов для улучшения обратной связи с учащимися
Что такое вопросы анкеты студентов?
Отзывы студентов необходимы учителям и академическим институтам для постоянного улучшения. Если вы работаете в академической среде, это, безусловно, отличная идея узнать восприятие и мнение студентов. Учебные заведения проводят опросы, чтобы собрать полезные отзывы студентов об институте и его преподавателях. Школы проводят опросы в начале, середине или конце учебного года.Формулируйте вопросы таким образом, чтобы ответ на каждый вопрос в той или иной форме приносил пользу учебному заведению. Опрос студентов, чтобы улучшить общее функционирование учебного заведения, анализируя отзывы, полученные в результате опросов студентов.
16 лучших вопросов для опроса студентов для академической обратной связи
Вот 16 самых популярных вопросов для опроса студентов, которые позволят получить отзывы академиков. Мы разделили их на две категории: вопросы о классе и вопросы об учителе.
Вопросы для опроса о восприятии учащимися класса
Академические учреждения постоянно проводят опросы студентов, чтобы узнать больше об их чувствах к классам. Вот несколько важных вопросов, которые нужно задать студентам.
1. Какие занятия в классе вам нравятся больше всего?
- Быстрые факты
- Память
- Охота за сокровищами
- Другое
Учителя обычно знают о самых любимых занятиях в классе, но знать об этом напрямую от учеников — гарантия.Уверенность в том, что учащимся нравятся задания, выполняемые в классе.
2. Если есть шанс, какое изменение вы бы хотели увидеть?
- Методика обучения
- Время, затраченное на прохождение главы
- Внеучебная деятельность
- Другое
Мнение студента всегда неподдельное; это похоже на глоток свежего воздуха в монотонном обучении. Получите представление о том, что, по мнению студентов, преподаватель или институт должны делать по-другому, и регулярно вносите эти изменения.
Подробнее: вопросы анкеты класса + образец анкеты
3. Есть ли у вас поддерживающие одноклассники?
- Да, очень полезен
- Они не поддерживают и не поддерживают
- Нет, крайне не поддерживает
Подрастая, каждому ребенку нужна продуктивная экосистема. Школы и университеты являются одними из самых влиятельных частей экосистемы ребенка, и поддержка одноклассников / друзей важна для каждого ребенка. Проанализируйте, есть ли у ребенка проблемы с одноклассниками.Проверьте, мешает ли отсутствие поддержки их общему росту.
4. Что мотивирует вас узнавать больше?
- Задавать много вопросов учителю
- Выполнение различных заданий
- Спорт и другие внеклассные мероприятия
- Другое
Этот опрос, если он проводится в начале года, может быть обнадеживающим для учащихся и полезным для учителей. Учителя могут составлять свои планы уроков в соответствии с ответом на этот вопрос.Включение этого вопроса в опрос студентов, проводимый ближе к концу года, может помочь повысить уверенность студента в принятии собственных академических решений.
5. Считаете ли вы, что школа предоставляет вам подходящие спортивные сооружения?
Спорт — очень хороший учитель. и важен для общего развития ученика. Это помогает им развить сильный ум. Обеспечьте учащихся соответствующими спортивными сооружениями, чтобы они не теряли силы духа.
Подробнее: вопросы для опроса по интересам + образец анкеты
Вопросы для исследования восприятия учеников об учителе
Отзывы учителей также важны для института.Вот несколько важных вопросов, которые следует задать учителям и преподавателям:
6. Оцените своего учителя по шкале от 0 до 10. Этот вопрос с рейтинговой шкалой является самым основным, но важным вопросом для учителя. Рейтинги отражают успеваемость учителя. Если средний балл 8 или выше, это означает, что работа учителя ценится и ее нужно поддерживать. В других случаях, когда оценки ниже, учитель должен понять причину и работать над улучшением.
7. Сколько времени вы каждый день уделяете домашнему заданию?
- <2 часов
- 2-3 часа
- 3-4 часа
- 4-5 часов
- > 5 часов
Домашнее задание — это то, что не нравится большинству студентов. Если ученик тратит значительное время на выполнение домашних заданий, есть больше шансов, что он / она тоже не любит посещать занятия. Домашнее задание часто вызывает у учащихся стресс, который может вызвать опасения по поводу здоровья, и, будучи классным руководителем, важно обеспечить психическую безопасность и здоровье учащихся.Власти могут задать этот вопрос, чтобы они могли проанализировать ответы, чтобы минимизировать или устранить стресс от домашней работы.
Подробнее: вопросы для опроса учащихся по вопросам благоустройства + образец анкеты
8. Какими достижениями вы гордитесь?
- Обеспечение 1 ранга
- Участие в конкурсе межшкольных дебатов
- Участие в программе культурного обмена
- Представление школы / университета на национальном уровне
Каждый ученик уникален.Их достижения будут разными, и каждое из этих достижений следует отмечать. Практически невозможно отметить их в классе после классного теста или мероприятия. Узнайте от учеников, что они думают о своих достижениях, и составьте список. Учителя могут периодически вознаграждать всех учеников, чтобы они оставались довольными и счастливыми.
9. Поощряет ли ваш учитель учиться лучше?
- Да, постоянно
- Только иногда
- Нет, совсем нет
Студенты нуждаются в постоянном поощрении, чтобы расширять свои границы, чтобы они хорошо успевали в учебе, а также во внеклассной деятельности.Учителя или руководство школы могут задать этот закрытый вопрос, чтобы понять, чувствуют ли учащиеся стимулы к повышению успеваемости или нет. Оценивая ответы на этот вопрос, руководство может либо побудить учителей быть более воодушевляющими, либо научить их более чутко относиться к своему классу.
10. Как бы вы оценили общий академический опыт, полученный вами с этим профессором по нашей университетской программе?
- Очень плохо
- Не устраивает
- нейтральный
- Доволен
- Очень доволен
Школы и колледжи должны время от времени оценивать работу учителей и понимать, сталкиваются ли ученики с трудностями с профессором.
11. Пожалуйста, поделитесь своим согласием со следующим утверждением: «У моего учителя справедливые правила в классе и он чрезвычайно беспристрастен».
- Полностью согласен
- Согласен
- нейтральный
- Не согласен
- Абсолютно не согласен
Ожидается, что учителя будут справедливо оценивать каждого ученика. Могут быть случаи, когда ученики могут не чувствовать, что их учитель честен. Чтобы узнать о поведении учителя в классе, руководство должно включить вопрос по шкале Лайкерта в опрос о восприятии учащимися.
Подробнее: Анкета для бросающих школу средней школы и образец шаблона опроса
12. Пожалуйста, поделитесь своим согласием со следующим утверждением: «Мои учителя спрашивают каждого из нас, поняли ли мы то, чему она учила, и помогает нам, если у нас есть сомнения».
- Полностью согласен
- Согласен
- нейтральный
- Не согласен
- Абсолютно не согласен
Класс — это место, где дети учатся больше всего, а учитель — это тот, к кому каждый обращается в случае сомнений и неприятностей.Задайте этот вопрос по шкале Лайкерта, чтобы оценить, насколько хорошо учитель справляется с сомнениями и разрешает их.
13. Понимает ли ваш учитель, когда вы усердно работаете, чтобы получить хорошие результаты на тестах или добиться хороших результатов во внеклассных занятиях?
- Да, она всегда ценит мой труд
- Только иногда
- Нет, она никогда не ценит мою тяжелую работу
Основной целью учителя должна быть общая успеваемость ученика.Узнайте у учеников, ценит ли их учитель их тяжелый труд и убеждает их продолжать усердно работать или нет.
14. Руководит ли ваш учитель в постановке личных целей и разработке стратегий для их достижения
- Да, она всегда помогает мне ставить цели
- В большинстве ситуаций она помогает мне установить цели
- Она / он редко помогает мне ставить цели
- Нет, она никогда не направляет меня к достижению целей
Дети должны понимать важность постановки личных целей и стремления к их достижению.Учителя играют решающую роль в обучении привычке ставить цели в школе и усердно работать. Узнай от учеников, согласны ли они с методикой учителя при постановке личных целей.
Подробнее: вопросы для опроса по половому воспитанию + образец анкеты
15. После каждого теста ваш учитель помогает вам понять, как улучшить ваши оценки?
Оценки / оценки являются важной частью школьной жизни ученика. Учитель должен помочь учащимся понять, в чем они ошибаются, отвечая, как они могут улучшить свои результаты после каждого теста и т. Д.
16. Три главных вещи, которые ваш учитель может улучшить. Существуют определенные открытые вопросы, такие как этот, которые позволяют получить точную обратную связь. Учителя или руководство могут проанализировать и собрать информацию, полученную по этому вопросу, и начать работать над улучшением успеваемости в классе.
Шаги по проведению опроса студентов
Выполните следующие действия, чтобы получить честные отзывы от своих учеников и поддерживать их участие в опросе учащихся.
Шаг 1: Определите подход и тон опроса учащихся .
У каждого учителя свой стиль общения с учениками. Этот образец общения отличается от учителя к учителю. Каждый учитель может разработать опрос интересов учащихся в зависимости от типа связи, которую они разделяют со своим классом. Тон исследования будет меняться в зависимости от типа информации, ожидаемой от этого опроса.
Подробнее: Исследование депрессии для студентов
Шаг 2: Разошлите опрос студентов
Учителя могут рассылать опросы через удобные носители.Преимущество использования программного обеспечения для онлайн-опросов заключается в том, что учителя могут отправлять опросы по электронной почте. Для оценки восприятия учащимися средних школ и университетов, а также профессоров очень удобно проводить опросы, поскольку их основная задача — отправить электронное письмо для проведения опроса.
Подробнее: вопросы анкеты по школьному мошенничеству
Шаг 3. Анализ собранных данных
После отправки опроса и получения ответов учителя могут проанализировать мнения и отзывы.Что говорят большинство их учеников? Где студентам нужна помощь? Как они могут изменить свои методы обучения, чтобы приспособиться к менее склонным ученикам? Что понравилось большинству студентов? Что расстраивает большинство студентов? — Ответы на такие вопросы можно проанализировать с помощью опроса студентов. С помощью программного обеспечения для онлайн-опросов, такого как QuestionPro, учителя, профессора и руководство могут анализировать ответ центральной панели.
Подробнее: Исследование депрессии для студентов
Шаг 4: Принять меры
Проанализировав собранную информацию, учителя могут подумать об изменениях, которые могут быть реализованы на основе этой информации.Вы можете получить представление о деталях, таких как улучшение методов обучения, внимание к более слабым ученикам или увлекательные занятия в определенный день недели.
Какие виды опросов студентов?
Учебные заведения проводят несколько опросов студентов, чтобы собрать отзывы по различным темам. Вот список некоторых популярных вопросов для студентов:
- Обследования климата в школе: эти обследования затрагивают такие вопросы, как взаимоотношения ученика и учителя, участие преподавателей, психическое здоровье ученика, употребление табака, алкоголя и наркотиков, а также отношения учеников.
- Опросы о психическом здоровье студентов и издевательствах: очень важно оценивать психическое здоровье студентов и решать проблемы в самом начале, прежде чем они перерастут в более серьезные. Институты должны проводить опросы, такие как опросы сверстников, запугивания, опросы социальных навыков и опросы о злоупотреблении психоактивными веществами, чтобы определить их психическое здоровье.
- Опросы для оценки курса: отзывы студентов жизненно важны для понимания недостатков курсов и выявления пробелов, которые влияют на обучение.Поскольку студенты являются лучшими критиками курсов, вы должны проводить опросы, чтобы фиксировать их отзывы о классе, чтобы сделать их обучение более увлекательным и плодотворным.
- Оценочные опросы преподавателей : Студенты и преподаватели взаимодействуют почти ежедневно. Преподаватели должны получать отзывы от студентов о различных аспектах, таких как подготовленность, знание предмета, подход к решению проблем, выставление оценок, тайм-менеджмент и т.д. Институт также отслеживает отзывы студентов, чтобы помочь учителям предоставлять образование, которое наилучшим образом соответствует потребностям студентов.
Как создать бесплатный опрос студентов за считанные минуты?
Чтобы создать простые опросы учащихся с нуля, выполните следующие действия:
1. Создайте БЕСПЛАТНУЮ учетную запись в QuestionPro
2. Дайте вашему опросу название и нажмите «Создать опрос».
3. Добавьте вступление, чтобы представить тему вашего опроса, или просто начните добавлять вопросы.
4. Выберите из 25+ типов вопросов — все бесплатно
Вы также можете импортировать документ Word или использовать любой из существующих шаблонов опросов.Множество функций делают QuestionPro надежным партнером по опросам, благодаря множеству опций настройки и интуитивно понятному макету вы можете создавать несколько опросов, которые соответствуют вашим многочисленным потребностям.
Пример хорошего опроса для студентов
Вот пример опроса студентов. Этот шаблон можно загрузить бесплатно.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН
,
Часто задаваемые вопросы для студентов
Какое законодательство регулирует начальное и среднее образование?
В Канаде за образование отвечает провинция. Начальное и среднее образование в Онтарио регулируется Законом об образовании и любыми поправками, внесенными в этот Закон. Статуты и постановления Онтарио теперь доступны в Интернете. Вы также можете получить Закон об образовании на бумаге или на компакт-диске в книжном магазине Publications Ontario, созданном правительством Онтарио.Кроме того, с законодательными актами провинции можно ознакомиться во всех библиотеках-хранилищах, во многих публичных библиотеках и в справочных разделах тех университетских библиотек, которые открыты для публики.
В начало
Каковы роли министров, школьных советов и учителей? А что насчет родителей и учеников?
Узнайте, кто отвечает за образование вашего ребенка? для описания обязанностей различных участников системы начальной и средней школы Онтарио.
В начало
Может ли студент из-за пределов Канады посещать школу в Онтарио?
Да, но для обучения здесь иностранному студенту требуется действующая студенческая виза. Обратитесь в посольство, консульство или верховную комиссию Канады в вашей стране, чтобы подать заявку на его получение. Вам также понадобится письмо из школы в Онтарио о наличии места. Чтобы узнать, в каких школах есть вакансии для иностранных учащихся, вам следует связаться с окружными школьными советами и школьными властями (для школ, финансируемых государством), или в школьные администрации (для школ, финансируемых государством), или в интересующие вас частные школы.
В начало
Кто определяет школьную программу?
Министерство образования устанавливает политику в отношении учебных программ и определяет, какие учителя должны преподавать, а учащиеся должны учиться в каждом классе и по каждому предмету. Тем самым обеспечивается единообразная учебная программа в масштабах всей провинции. Тем не менее, стратегии обучения и оценки оставлены на усмотрение учителей, что позволяет им учитывать индивидуальные потребности учащихся и проводить учебную программу в контексте, имеющем значение на местном уровне.
В начало
Как взрослый я могу выполнить требования для получения аттестата о среднем образовании Онтарио ( OSSD )?
Есть несколько способов получить аттестат о среднем образовании. Например, курсы средней школы, ведущие к получению дипломов, предлагаются заочно через Центр независимого обучения Министерства образования. Более подробная информация об этой программе представлена в Руководстве по курсу ILC .Если вы предпочитаете проходить курсы в классе с другими взрослыми, обратитесь в местный школьный совет, чтобы обсудить кредитные программы для взрослых. Вечерние занятия, а также курсы английского как второго языка для тех, кто хотел бы улучшить свои знания английского языка, также доступны через большинство школьных советов Онтарио.
В начало
Могу ли я сдать тест на общеобразовательное развитие (GED) в Онтарио?
Тест на общеобразовательное развитие — это международная программа экзаменов на соответствие средней школе для взрослых.Тесты GED охватывают знания выпускников средней школы по математике, письму, естествознанию, литературе и искусству. Кандидаты, успешно сдавшие тесты, могут получить сертификат эквивалентности средней школы Онтарио. Тесты GED предлагаются на английском и французском языках, а центры тестирования расположены в Торонто, Миссиссаге, Садбери, Оттаве, Тандер-Бей и Виндзоре. Для получения подробной информации посетите страницу «Общеобразовательное развитие» Независимого учебного центра.
В начало
Как мне получить официальную справку из средней школы, в которой я учился?
Если вы покинули школу , финансируемую государством, в течение последних пяти лет , вы, скорее всего, сможете получить транскрипт средней школы (стенограмму учащегося Онтарио) из последней школы, которую вы посещали. Однако некоторые школьные советы ведут записи в центральном офисе, поэтому вас могут направить в совет для получения стенограммы.Если вы покинули финансируемую государством школу более пяти лет назад, или если школа, в которой вы учились, больше не работает , вам следует обратиться в школьный совет, а не в школу.
Контактную информацию о школах, финансируемых государством, можно найти с помощью средства поиска информации о школах. Воспользуйтесь средством поиска школьного совета, чтобы найти контактную информацию местного школьного совета или школьного управления. Если вы ищете контактную информацию частной школы, обратитесь к справочнику.
Если частная средняя школа , в которой вы учились, больше не работает, вам следует связаться с:
Министерство образования Онтарио
Отделение полевых услуг
315 Front Street West, 12 th Этаж
Торонто ON M7A 0B8
[email protected]
В начало
Как я могу получить оценку документов о начальном или среднем образовании за пределами Онтарио?
В Онтарио отдельные начальные и средние школы оценивают успеваемость всех новых учеников.Если вы или ваши дети впервые приехали в Онтарио, отнесите документы об образовании (переведенные на английский или французский) непосредственно в школу, которую вы или ваши дети будут посещать. Эти записи будут использоваться школой для определения уровня успеваемости и количества требуемых зачетных единиц.
В начало
Если вам по-прежнему требуется дополнительная информация или другая личная помощь, перейдите к форме комментария или запроса, чтобы отправить сообщение по электронной почте.Обратите внимание, что цель министерства — ответить на все запросы по электронной почте в течение 15 рабочих дней. Однако на большинство запросов ответ дается быстрее.
В начало
,
вопросов для разговора по ESL (вопросы для обсуждения EFL по многим темам)
Текущий английский
Планы уроков, тесты и идеи ESL
МЕНЮ
- Сообщество
- Студенты
- Идиомы и фразовые глаголы
- Североамериканские идиомы
- Деловые идиомы
- Викторина по идиомам
- Запросы идиом
- Викторина и список пословиц
- Викторина по фразовым глаголам
- Основные фразовые глаголы
- Приложение для североамериканских идиом
- Грамматика
- A (n) / The: Help Understanding Статьи
- Первое и второе условие
- Разница между «так» и «слишком»
- Разница между «несколько / несколько / немного / мало»
- Разница между «другим» и «другим»
- Больше…
- Проверьте свой английский
- Проверьте свой уровень
- Словарь английского языка
- Времена глаголов (средний уровень)
- Статьи (A, An, The) Упражнения
- Упражнения с предлогами
- Упражнения для неправильных глаголов
- Герундий и инфинитивы Упражнения
- Подробнее …
- Вопросы для разговора
- Вопросы для обсуждения
- Темы выступления
- Идиомы и фразовые глаголы
- Учителя
- Планы уроков
- Уроки с самым высоким рейтингом
- Средний уровень
- Старший-средний
- Продвинутый
- Уроки чтения
- Просмотр списка тем
- Разговорная деятельность
- Ролевые игры
- Выражения для повседневных ситуаций
- Деятельность туристического агентства
- Настоящее прогрессивное с г-ном.Бин
- Подробнее …
- Деловой английский
- Идиомы, связанные с работой
- Прилагательные для описания сотрудников
- Написание для тона, такта и дипломатии
- Тактичная речь
- Подробнее …
- О компании Преподавание
- Консультации по монетизации веб-сайта ESL
- Обучение вашему первому разговору
- Как научить разговорному английскому
- Преподавание разных уровней
- Обучение грамматике в разговорном классе
- Подробнее…
- Вопросы и темы для разговора
- Вопросы для обсуждения
- Темы выступления
- Планы уроков
МЕНЮ
- Идиомы и фразовые глаголы
- Викторина и список пословиц Северной Америки
.
|
|
|
.