Социогенная концепция представители: Социогенетическая концепция — Студопедия

Социогенетическая концепция — Студопедия

Введение

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость — время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость — пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, жизнерадостен, коммуникабелен и полон желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается самым оптимальным временем для самореализации.

Если в период 30-35 лет человек так и не смог самореолизоваться в жизни (отсутствие желаемой должности, личной жизни, детей и т.д.) то наступает переломный момент, который называется кризисом. Самым частым кризисом называют кризис среднего возраста. В данной работе я рассмотрела понятие о кризисе и понятие, о кризисе 30 лет.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди. Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К. Левина связывает проблемы юношества с факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно личности и ее среды.



Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. Данная концепция представляет собой стадии развития, определяющиеся той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса, возникающего в узловых точках процесса развития. Ниже приведены и описаны стадии по возрастам.

Первая стадия — установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения (период стадии от рождения до года).


Вторая стадия – задача дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией (период от 1 года до 3 лет).

Третья стадия — определяет разворачивание конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить (возрастные границы от 3 до 6 лет).

Четвертая стадия — освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. На этом этапе у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению (период от 6-12 лет).

Пятая стадия-основа трудности этой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,– поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,– это размывание чувства «Я» (возрастные границы от 13 до 18 лет).

Шестая стадия — конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону – это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть, не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека (период ранней взрослости от 30-40 лет).

Седьмая стадия — развитие у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.

Заключительный этап — осознание своей жизни по-новому. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил.

В Таблице №1 обобщенный вид этапов развития. В ней представлены нормальные линии развития и аномальные. Аномальная линия развития приводит к кризису того или иного возраста.

Социогенетическая концепция личности | Psylist.net

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и в биогенетической концепции, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди. Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К. Левина связывает проблемы юношества с факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно личности и ее среды.

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того , чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Если у него постоянно что – то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией.

Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Социогенетические теории развития






В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить возрастные особенности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия ребенка с другими людьми.

К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г.Тард, Э.Дюркгейм, Ш. Блондель, П.Жане и др.

Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать Э.Дюркгейма. По его мнению, психическое развитие – это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности ребенка. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии.

П.Жане интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия, которые есть не что иное, как формы отношения человека к миру. Внешние взаимоотношения между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека.

Особое место в решении проблемы развития занимает теория бихевиоризма. Предметом исследования здесь является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. По мнению представителей этой теории – Б.Скиннера, Э.Толмена, Э.Торндайка и др. процесс развития состоит в приобретении определенных, социально приемлемых форм поведения, которое происходит благодаря соответствующему подкреплению. Через механизм классического обусловливания (установление связи между стимулом и реакцией) и инструментального обусловливания (связь определенных форм поведения с последующим подкреплением) происходит закрепление одних реакций и отмирание других. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к закреплению в нервной системе успешных реакций независимо от воли и желаний человека.

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. Таким образом, теория Эриксона учитывает два фактора развития:инстинктивный и социо-культурный.



 

В обобщенном виде этапы развития представлены в таблице.

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
0-1 год; мать Доверие -недоверие к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года;
родители
 
Автономия -зависимость

Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
3-6 лет;
родители,
братья,
сестры
Инициатива, уверенность в себе — чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет;
школа, соседи, знакомые
 
Трудолюбие — чувство неполноценности.
 
Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач
 
13-18 лет;
группа сверстников
 
 
Идентичность — смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая тендерная поляризация в формах поведения Лидерство в группах
сверстников и, при необходимости, подчинение им.
Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
 
Ранняя взрослость Близость-изоляция. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
Взрослость Генеративность- стагнация Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость Цельность- отчаяние Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

 








Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту













Поиск по сайту:










Социогенетические концепции психического развития | Kursak.NET

В целом социогенетические концепции исходят  из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и все можно сформировать в результате научения. Этот подход, отождествляющий научение и развитие, связан с общими установками бихевиоризма.

Это направление имеет глубокие корни в эмпирической философии и наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окру­жение его среда. Это направление в американской психологии, для которого понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта. Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И. П. Павлова. Американские психологи восприняли в учении И. П. Павлова идею о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого [11].

В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безуслов­ных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая концепция научения (Дж. Уотсон, Э. Газри). Когда внимание исследователей привлекли функции без­условного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера. Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научение, то есть установление связи между стимулом и реак­цией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, пол­учивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным теоретическим концепциям научения — концепциям Н. Миллера и К. Халла. Две последние концепции подняли амери­канскую теорию научения до такой степени зрелости, что она готова была ассимилировать новые европейские идеи из области гештальт-психологии, теории поля и психоанализа. Именно здесь наметился поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка[11].

Особым образом преломилась в сознании американских психоло­гов еще одна идея павловского эксперимента — идея построения нового поведенческого акта в лаборатории, на глазах эксперимента­тора. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого выбранного по же­ланию экспериментатора поведенческого акта (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия[11].

В классическом бихевиоризме проблема «развитие ребенка» спе­циально не акцентируется — там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздей­ствия среды. По признанию Н. Миллера и Дж. Долларда, лабиринт — модель среды для американского психолога, так как лабиринтная методика моделирует отношения между организмом и средой. Одна­ко, перенести эту модель отношений организма и среды на социаль­ное поведение человека не просто. Преодолеть трудности переноса теории научения на социальное поведение американские ученые по­пытались на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа. Амери­канская психология развития готовилась к восприятию психоанализа постепенно. Развитие нормативных исследований вело к все более актуальной необходимости включения мотивационных и эмоцио­нальных переменных в детское развитие. Стремление клиницистов понять развитие личности делало эту потребность еще более напря­женной, а использование 3. Фрейдом понятия драйва (здесь в смыс­ле: либидо) облегчило объединение поведенческой теории К. Халла с элементами психоаналитических наблюдений мотивационного раз­вития в детстве. Это объединение и составило основу того, что Н. Миллер и Дж. Доллард назвал теорией социального научения [11].

Концепция социального научения показывает, как ребенок при­спосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что, наряду с классическим обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем имитации, подража­ния. Такое научение стало рассматриваться в американской психо­логии как новая — третья форма научения. С самого начала надо подчеркнуть, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и обще­ства, заимствованной от фрейдизма, и отметить некоторые важные частные достижения этой концепции [11].

Психологии известны три поколения теорий социального научения. Первое поколение, заявившее о себе в конце 30-х годов, представляли Н.Миллер, Дж.Доллард, Р. Сирс, Дж,Уайтинг. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросс-культурный анализ (исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах), развитие личности. Они ввели термин «социальное научение» и поставили проблему социализации, под которой понимали процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе, это продвижение но­ворожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года —  это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врождены [11].

Представители второго поколения теорий социального научения – А.Бандура, Дж. Гевирц, Д. Баер – расширили  диапазон теории научения с целью объяснения сложного социального поведения. Чтобы сделать это, они вышли далеко за рамки кажущегося автоматическим процесса обусловливания. Альберт Бандура – ведущий теоретик социального научения, утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, то есть они замечают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неудаче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое поведение. Наблюдая за последствиями реакций, они получают информацию, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление. Люди способ­ны предполагать, какое поведение является правиль­ным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. В отличие от более механистической теорий научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением [9].

А.Бандура особо акцентуировал внимание на том, что люди учатся не только на непосредственном опыте последствий своего поведения, но и наблюдая за поведением других людей и последствиями их поведения. Из этого поведения они также выводят основные принципы поведения и формулируют правила действий. Широко известной демонстрацией следования поведения модели является серия экспериментов Бандуры в которых дети наблюдали в коротких фильмах поведение различного уровня агрессивности. Одна группа детей смотрела фильм, в котором агрессивное поведение вознаграждалось; другая — фильм, в котором оно наказывалось; третья группа видела фильм с неагрессивным игровым поведением; четвертая группа вообще не смотрела фильма. Дети, которые видели вознаграждение агрессии, после просмотра фильма вели себя значительно более агрессивно в своих играх, в то время как те дети, которые видели пример наказанной агрессии, были менее агрессивны в своем поведении. Не вызывает сомнений тот факт, что дети могут научиться выражать агрессию определенным способом в результате просмотра телевизионных передач, где показаны такие формы поведения[9].

Большую роль А.Бандура уделял проблеме научения и познания. Он расширил и усовершенствовал свою теорию социального научения, которой он дал новое название социальной когнитивной теории. Познание подразумевает, мышление, и такое изменение названия теории отражает перенос акцента на мышление как на часть научения. Теоретики социального научения по-прежнему говорят о вознаграждении и наказании, но при этом признают, что дети наблюдают и за своим собственным поведением, и за поведением окружающих, и за последствиями своего и чужо­го поведения. Дети могут также предвидеть последствия на основе своего прошлого опыта. Они формируют мнения о себе и об окружающих, а затем ведут себя таким образом, чтобы их поведение не противоречило этим мнениям [9].

Представители третьего поколения американской теории соци­ального научения уделяют особое внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У. Бронфенбреннером [11].

В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие «возрастная сегрегация», которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. Когда же молодой человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворе­ния и интерес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психоло­гии получил название отчуждения. Корни отчуждения американские исследователи ищут в особенно­стях современной семьи. У. Бронфенбреннер обращает особое внима­ние на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Харак­терно и то, что число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, а, сле­довательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях низкий. Однако, с пси­хологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не только семьям бедняков. У. Бронфенбреннер пишет, что в домах более обеспеченных семей «может не быть крыс, но и им приходится также участвовать в крысиной борьбе за существование» [11].

Краткий обзор теорий социального научения показывает, что исследуемая  им социализация в процессе научения – это стихийно совершающийся процесс. Развитие рассматривается ими как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений [11].

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы современного общества. Ребенок входит в общество, как «кры­са в лабиринт», а взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Ребенок рассматри­вается как существо, чуждое обществу. Но это принципиально не­правильно, ребенок — часть общества,  причем самая главная его часть; человеческое общество без детей — умирающее общество[11].

Социальная жизнь ребенка рассматривается современными аме­риканскими учеными так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. Еще Л. С. Выготский обращал внимание на то, что в американской психо­логии из понятия биологической эволюции полностью выводится социальная жизнь человека, а перенесение эволюционного принци­па на изучение онтогенеза раскрывает «целиком и без остатка приро­ду социального формирования личности». Это сведение социальности к биологическому взаимодействию организмов неприемлемо. «Здесь биологизм американской психологии достигает своего апогея. Здесь он празднует свои высшие триумфы, одерживая последнюю победу: раскрывая социальное, как простую разновидность биологи­ческого», – писал Л. С. Выготский (цит. по [11]).

Обзор зарубежных биогенетических и социогенетических концепций психического развития ребенка следует завершить уточнением позиций их представителей в отношении проблемы обучения и развития. Как указывал Д.Б.Эльконин, психологии развития известны три основных концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского [16].

Э. Торндайк отождествлял процессы развития и обуче­ния, Ж. Пиаже полагал, что обучение должно идти за развитием. Согласно Л. С. Выготскому, обучение ведет за собою развитие. Перечисленные концепции по-своему правильны, но при их оценке все зависит от того, что пони­мается под обучением [16]. По Э. Торндайку, обучение — это процесс приобрете­ния навыков. Такая форма обучения существует, а навыки — в широком их понимании — внутренне связаны с разви­тием психики, составляя в некотором смысле его базис, устоявшийся его итог[16]. Согласно Ж. Пиаже, психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних его ста­дий к другим. Сам интеллект — особый механизм адапта­ции ребенка к среде. В основе этого механизма лежат асси­миляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутрен­ние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение. Если интеллект у ребенка недостаточно развит, то с этим ничего поделать нельзя. Поэтому обучение мо­жет быть эффективным лишь тогда, когда оно следует за развитием (правда, оно порой может разве что сдвинуть его стадии чуть-чуть вниз) [16].

Социогенетическая концепция в психологии


Сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.


Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат
прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При
этом, так же как и в биогенетической концепции, игнорируется собственная
активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа,
лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать
социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той
же социальной среде вырастают подчас столь разные люди. Социогенетический
подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах
социализации. Так, например, теория К. Левина связывает проблемы юношества с
факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно
личности и ее среды.

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в
концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той
кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего
беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности
обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в
узловых точках процесса развития. Так, основной задачей первой стадии
является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства
доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок
при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они
заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого
нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Длится этот
период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для
этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью
ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя
активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной
зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Продолжительность
этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и
чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые
представления о том, каким человеком он может стать. Для третьей стадии
характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Поэтому так
важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими
взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Возрастные границы
периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой
стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют
родители, но для того , чтобы получить физическую возможность выполнять их
самому, он должен трудиться. Если у него постоянно что — то не получается,
то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся
чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Сформировать идентичность
– значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные
границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней
взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией.

Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает
жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих
конфликтов.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают
свою жизнь, по-новому оценивают ее.


Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.


Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.


Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.


Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.


На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.



Социогенетическая концепция личности — МегаЛекции


Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и в биогенетической концепции, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди. Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К. Левина связывает проблемы юношества с факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно личности и ее среды.

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.


Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того , чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Если у него постоянно что — то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией.

Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее.

 

Социализация личности.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями, а потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно противоположных и единых процессов – социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах (школах, профессиональных учебных учреждениях, детских и молодёжных объединениях, так и в различных неформальных объединениях (семье). Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

§ сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

§ изменение себя, «стать как все»;

§ конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Р. Гоулд (1978) считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Результатом социализации является социальная адаптированность, признаками которой служат:

1. Личная автономия как потребность в утвердении своей индивидуальности.

2. Адекватность как соответствие поведения условиям.

3. Толерантность как терпимость в принятии других, как признание их права на свои особенности.

4. Пластичность как готовность к изменениям, «приспособляемость» личности.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Социогенетические концепции психического развития — Мегаобучалка

В целом социогенетические концепции исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и все можно сформировать в результате научения. Этот подход, отож­дествляющий научение и развитие, связан с общими уста­новками бихевиоризма.

Это направление имеет глубокие корни в эмпириче­ской философии и наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Это — направление в амери­канской психологии, для которого понятие развития отождествляется с понятием научения,приобретения но­вого опыта. Большое влияние на разработку этой концеп­ции оказали идеи И. П. Павлова. Американские психологи восприняли в учении И. П. Павлова идею о том, что при­способительная деятельность характерна для всего живо­го.

В наиболее ранних исследованиях научения на перед­ний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен времен­ной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая концепция научения (Дж. Уотсон, Э. Газри). Когда внимание исследователей привлекли функции безуслов­ного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении под­крепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера. Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли науче­ние, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, получивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным теоретическим концепциям на­учения — концепциям Н. Миллера и К. Халла. Две послед­ние концепции подняли американскую теорию научения до такой степени зрелости, что она готова была ассимили­ровать новые европейские идеи из области гештальтпсихологии, теории поля и психоанализа. Именно здесь наме­тился поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательно­го развития ребенка.

Психологии известны три поколения теорий социаль­ного научения. Первое поколение, заявившее о себе в кон­це 30-х гг., представляли Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире, Дж. Уайтинг. Они наметили основные линии ис­следования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ (исследование воспита­ния и развития ребенка в разных культурах), развитие лич­ности. Они ввели термин «социальное научение» и поста­вили проблему социализации, под которой понимали про­цесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два—три го­да — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения,они не врожденны.

Представители второго поколения теорий социального научения — А. Бандура, Дж. Гевирц, Д. Баер — расширили диапазон теории научения с целью объяснения сложного социального поведения. Чтобы сделать это, они вышли да­леко за рамки кажущегося автоматическим процесса обус­ловливания. Альберт Бандура — ведущий теоретик социаль­ного научения — утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, т. е. они заме­чают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неу­даче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое поведение. Наблюдая за последствиями реакций,они получают информацию, побуждение к дейст­вию и сознаваемое подкрепление. Люди способны пред­полагать, какое поведение является правильным в опреде­ленных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. В отличие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением.

Представители третьего поколения американской тео­рии социального научения уделяют особое внимание ана­лизу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У. Бронфенбреннером.

В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие «возрастная сегрегация», которое ха­рактеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрега­ция проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враж­дебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им на­до заниматься. Когда же молодой человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворения, и инте­рес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.Корни отчуж­дения американские исследователи ищут в особенностях современной семьи.

Краткий обзор теорий социального научения показы­вает, что исследуемая им социализация в процессе науче­ния — это стихийно совершающийся процесс. Развитие рассматривается ими как процесс количественного на­копления навыков, связей, приспособлений.

 

 

% PDF-1.3
%
3379 0 объект
>
endobj
xref
3379 133
0000000016 00000 н.
0000003016 00000 н.
0000003211 00000 н.
0000007483 00000 н.
0000007698 00000 п.
0000007784 00000 н.
0000007884 00000 н.
0000008035 00000 н.
0000008223 00000 п.
0000008286 00000 н.
0000008385 00000 н.
0000008478 00000 п.
0000008541 00000 н.
0000008647 00000 н.
0000008710 00000 н.
0000008818 00000 н.
0000008881 00000 н.
0000009004 00000 н.
0000009067 00000 н.
0000009178 00000 н.
0000009241 00000 н.
0000009350 00000 н.
0000009413 00000 н.
0000009476 00000 п.
0000009596 00000 н.
0000009659 00000 н.
0000009825 00000 н.
0000009992 00000 н.
0000010055 00000 п.
0000010239 00000 п.
0000010404 00000 п.
0000010545 00000 п.
0000010608 00000 п.
0000010761 00000 п.
0000010824 00000 п.
0000011001 00000 п.
0000011064 00000 п.
0000011202 00000 п.
0000011265 00000 п.
0000011406 00000 п.
0000011469 00000 п.
0000011601 00000 п.
0000011664 00000 п.
0000011811 00000 п.
0000011874 00000 п.
0000011937 00000 п.
0000012000 00000 н.
0000012184 00000 п.
0000012311 00000 п.
0000012453 00000 п.
0000012516 00000 п.
0000012697 00000 п.
0000012760 00000 п.
0000012892 00000 п.
0000012955 00000 п.
0000013089 00000 п.
0000013152 00000 п.
0000013281 00000 п.
0000013344 00000 п.
0000013502 00000 п.
0000013565 00000 п.
0000013694 00000 п.
0000013757 00000 п.
0000013820 00000 п.
0000013883 00000 п.
0000014037 00000 п.
0000014149 00000 п.
0000014212 00000 п.
0000014377 00000 п.
0000014440 00000 п.
0000014571 00000 п.
0000014634 00000 п.
0000014762 00000 п.
0000014825 00000 п.
0000015012 00000 п.
0000015075 00000 п.
0000015261 00000 п.
0000015324 00000 п.
0000015487 00000 п.
0000015550 00000 п.
0000015701 00000 п.
0000015764 00000 п.
0000015914 00000 п.
0000015977 00000 п.
0000016111 00000 п.
0000016174 00000 п.
0000016327 00000 п.
0000016390 00000 п.
0000016536 00000 п.
0000016599 00000 п.
0000016763 00000 п.
0000016826 00000 п.
0000017018 00000 п.
0000017081 00000 п.
0000017144 00000 п.
0000017207 00000 п.
0000017337 00000 п.
0000017452 00000 п.
0000017515 00000 п.
0000017655 00000 п.
0000017718 00000 п.
0000017869 00000 п.
0000017932 00000 п.
0000018085 00000 п.
0000018148 00000 п.
0000018265 00000 п.
0000018328 00000 п.
0000018477 00000 п.
0000018540 00000 п.
0000018726 00000 п.
0000018789 00000 п.
0000018928 00000 п.
0000018991 00000 п.
0000019131 00000 п.
0000019194 00000 п.
0000019327 00000 п.
0000019390 00000 п.
0000019525 00000 п.
0000019588 00000 п.
0000019651 00000 п.
0000019758 00000 п.
0000019819 00000 п.
0000019880 00000 п.
0000019941 00000 п.
0000019983 00000 п.
0000020005 00000 п.
0000020130 00000 н.
0000020152 00000 п.
0000020245 00000 п.
0000020271 00000 п.
0000632708 00000 н.
0000003277 00000 н.
0000007459 00000 н.
трейлер
]
>>
startxref
0
%% EOF

3380 0 объект
>
endobj
3381 0 объект
>
endobj
3510 0 объект
>
поток
HW {lS9v {MSZM &.с; М;}} сбн

.

Акт речи и Теория акта речи

Внимательно посмотрите следующие высказывания à ¢ €¦

— Полицейский: вы арестованы
— Судья: (указывая на пенальти) пенальти!
— Босс: ваши услуги больше не требуются

Философ Дж. Л. Остин (1911-1960) утверждает, что высказывания, подобные приведенным выше, эквивалентны действиям, т. Е. Когда они произносятся, создается новая реальность (социальная / психологическая).

Действия, выполняемые посредством языка, называются речевыми актами.

Теория, в которой влияние высказывания анализируется в отношении говорящего и поведения слушателя, называется Теорией Речевого Акта.

Теория речевого акта может помочь анализировать высказывания с точки зрения их функции, а не формы.

Среди множества типов речевых актов, которые были идентифицированы, особое внимание привлекли 6:

1. Представители
2.Комиссионные
3. Директивы
4. Заявления
5. Экспрессивы
6. Вердикты

1. Представители

Эти речевые действия представляют состояние дел и обычно могут быть охарактеризованы как истинные или ложные.

например
— утверждение
— утверждение
— утверждение
— описание
— предположение
— гипотеза

2. Комиссия

Эти речевые действия обязывают говорящего к определенному действию.

например
— угроза
— обет
— залог
— обещание

3. Директивы

Эти речевые акты предназначены для того, чтобы адресат совершил действие.

например
— команда
— вызов
— приглашение
— запрос
— вызов

4. Декларации

Эти речевые акты приводят к тому положению дел, которое они называют.

например
— благословение
— арест
— брак
— увольнение

5.Выразительные слова

Эти речевые акты указывают на психологическое состояние говорящего.

например
— приветствие
— соболезнование
— извинение
— поздравление

6. Вердикты

Эти речевые акты дают оценку или суждение.
например
— оценка
— попустительство
— оценка

Согласно теории речевых актов, речевые акты имеют 3 основных аспекта, которые определяют результат произнесения:

— Locution
— Illocution
— Perlocution

Locution
— семантическое или буквальное значение высказывания
Illocution
— намерение говорящего
Perlocution
— как сообщение принимается слушателем

e.грамм.

могу я увидеть эту ручку?

Изречение: покажи мне эту ручку

Иллокуция: (наиболее вероятно) просьба передать ручку говорящему

Perlocution: слушатель может интерпретировать это просто как запрос на показ пера (с удаленного

.

Маркетинг во время кризиса COVID-19: кейсы, стратегии, примеры

По мере продолжения кризиса все предприятия перевели маркетинговые стратегии на режим карантина. Незначительные или серьезные изменения были внесены в часы работы, взаимодействие с клиентами, распределение бюджета, выпуск новых продуктов и планирование.

Ранее в этом месяце мы опубликовали статью об основных направлениях развития компаний цифрового маркетинга по всему миру. Сегодня мы хотим расширить тему и поговорить о наиболее типичных маркетинговых практиках, связанных с коронавирусом.На сегодняшний день их

  • интернет-торговля;
  • предварительная доставка и оплата;
  • расширенная доставка;
  • доступ к платному контенту;
  • рост объема контента;
  • социальных и благотворительных акций;
  • антикризисных предложений;
  • коллабораций;
  • продуктов для работы в Интернете;
  • адаптированная маркетинговая коммуникация.

Ниже мы подробно рассмотрим самые важные из них, которые, по нашему мнению, включают социальные кампании, доступ к контенту, онлайн-продукты и адаптированное общение с клиентами.

#StayHome Креативная реклама и социальные кампании

От обновлений логотипа до эпизодов YouTube, посвященных мытью рук, коммерческие бренды и НПО декларируют свое социальное сознание и продвигают самоизоляцию и режим #stayhome . За последний месяц мы увидели много креативных плакатов и рекламы, связанных с COVID-19 и карантином.

Многие из них являются результатом сотрудничества с креативными рекламными агентствами, которые использовали эту ситуацию, чтобы получили свои имена в поле зрения общественности .А для самих брендов такой бренд-маркетинг, даже социальный по умолчанию, является отличным стимулом для рекламы и узнаваемости.

  • #ArtOfQuarantine by Looma для Министерства культуры и информационной политики Украины:
  • Безопасный образ жизни от TBWA для Nissan:

  • Инструкции «Оставайся дома» от Макканна Тель-Авив для ИКЕА в Израиле:

  • AKSigorta Insurance может стоить вам жизни за один вирус.

Выше приведены наиболее креативные примеры маркетинга коронавируса, получившие широкое освещение в СМИ, но их список намного больше. Сложная графика не обязательна; умный копирайтинг (Nike, M&C Saatchi, Gold’s Gym) тоже делает свою работу. Главное — резонировать с текущей ситуацией, проявлять творческий подход и избегать практик, которые уже стали штампами. Иначе, вместо того, чтобы способствовать узнаваемости бренда, вы только вызовете раздражение и попадете в один из таких списков.

Бесплатный доступ к платному контенту

Предоставление бесплатного доступа к членству или премиум-контенту было одной из первых тактик (наряду с расширенной доставкой и переходом на онлайн-операции), которую большинство брендов использовали в самом начале нового маркетинга пандемии.

Несколько примеров, с которыми мы столкнулись только за последние две недели:

  • Apple TV Plus открыла бесплатный доступ к своим оригинальным телесериалам.
  • HBO открыл бесплатный доступ к девяти оригинальным сериалам, 20 фильмам и 9 документальным фильмам.
  • Netflix запустил в Instagram еженедельную серию LIVE. Хотите поговорить об этом? о том, как позаботиться о себе во время пандемии.
  • Pornhub предлагал бесплатный премиум-доступ странам в условиях изоляции от коронавируса.
  • Гарвардский университет запустил бесплатный онлайн-курс «Механическая вентиляция для COVID-19», чтобы предоставить медицинским работникам знания о механической вентиляции легких.
  • National Geographic запустил центр бесплатного домашнего обучения с образовательными материалами для всей семьи.
  • Метрополитен-музей Сейчас открыт бесплатный онлайн-доступ к более чем 1600 художественным книгам.
  • До конца апреля компания Nikon сделала 10 уроков онлайн-фотографии бесплатными.
  • Gucci объединился с Юко Хигучи и выпустил бесплатный цифровой альбом для рисования, который включает раскраски, игры и многое другое.
  • Музей современного искусства запустил серию бесплатных онлайн-курсов по моде и дизайну.
  • Министерство туризма и древностей Египта запустило #Experience EgyptFromHome — серию бесплатных онлайн-туров по гробницам фараонов.

Помимо реальной помощи людям, такая стратегия имеет много преимуществ для вашего цифрового маркетинга:

  • способствует узнаваемости бренда;
  • поддерживает интерес людей к бренду;
  • привлекает внимание и освещает в СМИ;
  • работает для вашего продукта в качестве бесплатного пробного периода;
  • распространяет молва.

Что более важно, не требует дополнительных затрат — вы используете уже существующий продукт .Это ключевой момент для брендов, которые не могут жертвовать большие суммы или начинать антикризисный сбор средств, но все же должны реагировать на ситуацию. Карантин рано или поздно закончится, но вашу компанию запомнят тем, как вы отреагировали и поступили так в самые тяжелые времена.

Работа в автономном режиме как новый продукт

Такие отрасли, как HoReCa, путешествия и туризм, авиалинии и транспорт, спорт и развлечения, активный отдых, мероприятия, услуги аренды, страхование и рынок недвижимости больше всего пострадали во время кризиса.Некоторые компании вообще прекратили свой маркетинг; некоторые приостановили большинство рекламных кампаний и переключились на образовательный и развлекательный контент, чтобы поддержать разговор.

Однако есть несколько компаний, которые пытаются адаптировать свои, казалось бы, офлайновые услуги к новой реальности, и Online Experience — новое слово в современном онлайн-маркетинге. Бренды пытаются придумать различный опыт, относящийся к их, безусловно, основной услуге, и воображение — их единственный предел.Маркетологи тестируют новые форматы взаимодействия, от конференц-связи с ламами до ужинов со знаменитостями, чтобы увидеть, насколько они могут быть монетизируемыми.

  • Airbnb запустил онлайн-сервисы, где вы можете заниматься различными видами деятельности, не выходя из дома.

Вариантов множество, от винных классов с экспертом до дня из жизни олимпийского бобслеиста:

  • Заповедник Sweet Farm запустил Goat 2 Meeting — программу, которая позволяет вам пригласить ламу, козу, свинью или несколько других сельскохозяйственных животных на видеоконференцсвязь.

Также доступны онлайн-акции «Счастливый час» или виртуальный тур по заповеднику.

  • На Фарерских островах создан удаленный туристический инструмент, с помощью которого вы можете исследовать локации Фарерских островов вживую с местным фарерским гидом. Местный житель оснащен камерой для прямой трансляции и устройством управления, которое вы можете использовать, чтобы направлять их движения.
  • Chipotle запустила серию ланч-вечеринок Zoom с участием знаменитостей, включая бесплатные раздачи.
  • Нью-Йоркская студия груминга Barba открыла виртуальную школу волос Quarancuts. На занятиях Zoom можно научиться делать мужские стрижки и даже получить (любительский) сертификат.

Трудно предсказать, будут ли такие инновации достаточно эффективными, чтобы помочь компаниям остаться на плаву. Для таких гигантов, как Airbnb, вероятно, нет, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Малый бизнес определенно может получить больше. И если какой-либо из таких экспериментальных продуктов окажется успешным, его можно будет оставить в портфеле компании даже после кризиса.Это может открыть множество новых маркетинговых возможностей, поскольку географическое положение перестанет быть определяющим для услуг , которые традиционно считаются офлайн-поставщиками.

Кроме того, Offline Experience как маркетинговая концепция идеально соответствует современной тенденции экологической устойчивости . Это может быть хорошим ответом на вопрос Как производить меньше продукции, но поддерживать рост продаж ? Определенно, это решение не для всех, но если мы переходим к экологически чистой экономике, всем брендам необходимо научиться продавать больше опыта, а не физических вещей.

Электронный маркетинг во время кризиса COVID-19

Это не окончательный вариант, но из того, что мы видим, электронный маркетинг COVID-19 проходит следующие стадии:

  • оповещения о COVID-19 (закрытие магазина, часы работы, изменения политики возврата). Это был самый короткий этап, поскольку вскоре большинство брендов обратилось к другим каналам связи, таким как SMS и Mob Push, для рассылки новостей и коротких уведомлений.
  • сообщения «мы вместе» (важна ваша безопасность, мы заботимся о наших сотрудниках, мы здесь для вас, мы справимся со всем вместе).Немногие бренды не отправляли ни одного из таких писем: большинство из них выглядели одинаково, использовали один язык и содержали мало практической информации. Их обилие и схожесть в конечном итоге вызвали раздражение и раздражение, а не предполагаемую поддержку, и многие бренды прекратили такие кампании.
  • доступ к контенту (бесплатные загрузки, фильмы, музыка, ресурсы, вебинары, классы, виртуальные туры, концерты, экспертиза). Объем предлагаемой информации вскоре стал огромным: невозможно переварить даже десятую часть внезапно доступного контента, каким бы полезным он ни был.Тем не менее, эта практика — хороший инструмент продвижения, и многие бренды продолжают ее использовать.
  • социальные обязательства (пожертвования, поддержка местных сообществ, помощь работникам, работающим на передовой, волонтерство). В эти трудные времена мало помочь. Такие кампании остаются и будут оставаться актуальными до тех пор, пока они правильно разработаны. Внимание должно быть сосредоточено не на ВАС (мы сделали, мы сделали, мы достигли, благодаря нам, именно мы), а на реальной помощи, людях, которые ее получили, и способах присоединения других к поощрениям.
  • развлечения (# проблемы самоизоляции и # оставления дома, хорошие новости, положительная статистика, истории, созданные пользователями, как занять себя во время карантина). Люди устали от числа случаев смерти, уровня безработицы и постоянно более строгих правил. Сегодня многие хотят видеть в своем почтовом ящике то, что помогает отвлекаться и заниматься чем-то другим, кроме COVID-19.
  • планы на будущее (что будешь делать когда все закончится).В наши дни никто ничего не может предсказать, но некоторые бренды начинают предлагать вам фантазировать о посткарантинной эпохе. Такие кампании требуют тщательного подхода, но по большей части могут быть включены в маркетинговый план.

На данный момент мы рекомендуем вам придерживаться следующих тем в ближайшие несколько недель.

Электронный маркетинг для поддержки вашего бизнеса

Как начать

Социальные кампании

Сочувствие и поддержка необходимы для современного маркетингового плана, включая кампании по электронной почте.Нет необходимости хвалить вашу самоотдачу и усилия в каждом сообщении. Однако расскажите своим клиентам, что вы делаете, чтобы помогло сообществу преодолеть кризис . Это послужит доказательством того, что они сделали правильный выбор, доверившись вашему бренду, а также поможет распространить информацию и привлечь больше людей, желающих участвовать в том, чем вы управляете

.

Что сказать:

  • социальных инициатив;
  • поддержка местных сообществ;
  • поддержка фронтовиков;
  • пожертвование;
  • благотворительных проектов.
  • волонтерство;
  • помощь пожилым людям;
  • как люди могут совершать.

Хорошие новости

В то время как все борются со стрессом и тревогой, сейчас более чем когда-либо настало время для посылать хорошие флюиды и напоминать людям о хорошем в мире . Чтобы справиться с кризисом, важно сохранять позитивный настрой, поэтому поддержите своих клиентов, помогая им улыбаться и наращивая запасы энергии.

Что сказать:

  • положительная экологическая статистика;
  • как люди благодарят медицинских работников;
  • статистика восстановления;
  • обнадеживающих вызовов;
  • добрых дел;

Развлечения

Подходящая шутка, веселое задание или милые фотографии домашних животных могут способствовать развитию позитивного мышления так же эффективно, как и предыдущий прием.Помогите людям занять себя и отвлечься и пройти через социальное дистанцирование, не впадая в пучину печали и скуки.

Что сказать:

  • забавных историй самоизоляции;
  • творческой активности в социальных сетях;
  • вызовов;
  • пользовательского контента;
  • онлайн-мероприятий всех видов;
  • бесплатных развлекательных ресурсов;
  • прямых трансляций;
  • юмор.

Tone-Smart Promotion

Хотя отклик может снизиться, не перестает разговаривать с вашим клиентом s и продвигать ваши продукты во время коронавируса. Люди должны знать, что вы все еще занимаетесь бизнесом, и при необходимости могут рассчитывать на ваши услуги. Однако убедитесь, что ваш бизнес-маркетинг соответствует ситуации . Сосредоточьтесь на наиболее подходящих продуктах и ​​адаптируйте изображения и текст.

Например, изображение палатки с кучей счастливых людей, обнимающихся где-то в национальном парке, сейчас выглядело бы немного неуместно. В нем говорится: «Мы глухие и слепые и живем на другой планете. Но все же ожидайте, что вы купите у нас ». С другой стороны, палатка, установленная на заднем дворе вашего дома, говорит:« Мы можем помочь справиться с самоизоляцией и добавить немного приключений в повседневную жизнь ». Один продукт — разные подходы, а пока второй вызовет у вас больший отклик.

Это не означает, что вам нужно менять каждое электронное письмо, включать слова «карантин», «вспышка коронавируса» и «изоляции» в каждое предложение и добавлять только изображения одиноких одиноких людей, болтающихся в спальне. Просто помните, что ваши промо-ролики (особенно те, которые вы создали и запланировали давно) выглядят уместно и не добавляют стресса и раздражения.

Как узнать:

  • Товары для дома;
  • умный копирайтинг;
  • корректировка изображения при необходимости;
  • элементов ситуационного дизайна;
  • планов на будущее.


Несомненно, пандемия COVID-19 — тяжелое время для всех. И все же есть где вести бизнес и продвигаться. Люди не утратили интереса к потреблению, они просто осторожно относятся к тратам, поскольку в настоящее время их характеризует неуверенность. Продолжайте присылать свои предложения, общаться с людьми и объяснять, как ваши услуги и продукты могут помочь им пережить пандемию. Карантин рано или поздно закончится, и те клиенты, которых вам удалось удержать, после долгой изоляции будут вдвойне стремиться вернуться, жаждя хлеба и зрелищ.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *