Объект исследования социальной педагогики
Определение 1
Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогического знания, занимающаяся исследованием проблем взаимоотношений общества и человека в их различных аспектах взаимодействия.
Объект и предмет исследования социальной педагогики
В качестве объекта исследования любой науки, выступает конкретная область реально существующего мира и реальной действительности.
Предметом же является результат, полученный путем теоретического абстрагирования, который позволяет ученым выделять определенные стороны, закономерности функционирования и развития исследуемого объекта.
Замечание 1
Таким образом, объект наук – это определенный фрагмент объективной реальности, а предмет – это результат ее осмысления.
Необходимо отметить, что иногда один и тот же объект может изучаться одновременно несколькими различными науками. Например, человек является объектом исследования таких наук как биология, философия, психология, педагогика, антропология, социология и ряда других.
Однако, несмотря на то, что объект у научных дисциплин может быть один, предмет у них разный. Например, объект исследования педагогики – человек. Предмет исследования педагогики – закономерности обучения и воспитания личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Объект и предмет исследования социальной педагогики
Для того, чтобы понять, что выступает в качестве объекта и предмета исследования социальной педагогики, необходимо рассмотреть, что включено в содержание понятия «социальная педагогика».
Социальная педагогика – это понятие, которое включает в себя два взаимосвязанных слова, которые объединены между собой общим значением. Данное объединение не случайно, оно связано с процессами интеграции и дифференциации в науке.
С появлением новых знаний и расширением их сферы проникновения в реальную жизнь, появлением новых проблем и потребностей общества наблюдаются не просто дифференциации новых наук, но и их специализация. Довольно часто от крупной основной науки отделяются науки, занимающиеся изучением и рассмотрением частных проблем. С течением времени данные науки расширяются. Так же возможно и слияние нескольких небольших наук, которые объединяются с исследования определенного объекта, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики и социологии образовалась социальная педагогика. В результате слияния педагогики и философии появилась философия образования.
Специфика социальной педагогики определяется словом «социальная»
Замечание 2
Объектом социальной педагогики выступает процесс социального образования человека во время его социализации на основании всех совокупности его взаимодействия с окружающими в социуме людьми.
Наибольшее значение в определении объекта социальной педагогики занимает социум, который несет в себе конкретный педагогический потенциал, выступающий основным средством социального образования людей. Это связано с тем, что в последнее время большое значение отдается приоритету образования, понимания его как целенаправленного педагогического процесса социального обучения и воспитания, в интересах человека, общества и государства.
Предметом социальной педагогики выступает социально-педагогический процесс, представленный социальным обучением, социальным воспитанием и социальным развитием, который возникает в результате взаимодействия человека и окружающего его социума, отражающий всю сущность изменений индивида и социума, в условиях социализации конкретной личности. Например, социолог, занимающийся определением готовности системы образования по адаптации людей к окружающему социуму и социальным преобразованиям.
Замечание 3
Таким образом, предметом социальной педагогики является социальное воспитание, социальное образования и социальное развитие как единый и целостный социально-педагогической процесс, организуемый целенаправленно в специальных социальных институтах (семья, школа, детский сад и т.д.).
Задачи социальной педагогики
Исходя из предмета и объекта социальной педагогики, ее основными задачами являются:
- Социально-педагогическое обеспечение эффективного процесса социализации каждого человека и гармоничного использования его возможностей в рамках социума.
- Исследование педагогических возможностей личности человека и социума, в котором она существует.
- Изучением методов и форм реализации педагогического потенциала окружающего социума, в процессе социализации личности на каждом этапе ее развития и становления.
- Исследование методов и форм восстановления (развития) утраченного педагогического потенциала, с целью повышения его эффективности и совершенствования его возможностей.
- Исследование педагогического влияния, оказываемого на социальные отношения, возникающие в процессе развития и социализации человека.
- Раскрытие всего многообразия социально-педагогических видов человеческой деятельности и условий ее успешной реализации.
- Совершенствование практики и теории социально-педагогической деятельности, как одного из основных средств реализации потенциала современной социальной педагогики.
- Осуществление преобразования педагогических возможностей современного социума с целью создания максимально благоприятных условий для развития и социализации каждого человека, формирование его конкурентоспособности в обществе.
- Установление связей с иными областями знания и последующая реализация их научного потенциала в разнообразных сферах жизнедеятельности человека и общества.
Помимо указанных выше, к основным задачам, решаемым социальной педагогикой, относят достаточно широкий круг проблем, которые заключаются в:
- разрешение проблем по разработке эффективного инструментария социальной диагностики потенциала современного общества;
- разработка удобных в применении и результативных методов и средств оказания социально-педагогической помощи взрослым и детям, которые оказались в сложной жизненной ситуации;
- разработка и последующее внедрение эффективных социально-педагогических технологий, направленных на успешную социализацию человека в современное общество.
Объект и предмет исследования социальной педагогики — КиберПедия
Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию — наукой об обществе как целостной системе; психологию — наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику — наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.
Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.
В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки — это фрагмент объективной реальности, предмет — результат ее осмысления.
Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае — в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика — закономерности воспитания и образования личности и т.д. Прежде чем разобраться в объекте и предмете исследования социальной педагогики, необходимо обратить внимание на сам термин «социальная педагогика». Он состоит из двух слов — «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции, объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными науками выделились самостоятельные области исследования: с философией — философия образования, с социологией — социология воспитания и социология образования, с психологией — педагогическая психология.
В педагогической науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли педагогики, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и др. К их числу может быть отнесена и социальная педагогика. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове «социальная». Понятием «социальный» (от лат. общий, общественный), объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. Если педагогика — это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, т.е. детей и молодежи, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Этот процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называют социализацией. Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.
По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов — исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения. Однако роль различных социальных институтов в социализации ребенка не одинакова. Одни из них оказывают стихийное влияние на ребенка в процессе его развития и социального становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.
Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации ребенка, как и семья, это — образование. Через образование ребенок также приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе. Культура — это именно тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Большое влияние оказывает на ребенка в процессе его становления и развития: литература, музыка, живопись, средства массовой информации и многое другое. Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.
Итак, объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования — закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка. По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой — социологией. Именно эта наука исследует общество и социальные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие другие вопросы социальной жизни общества. Социальная педагогика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.
Предмет, объект и функции социальной педагогики — Мегаобучалка
Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.
Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения.
Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики является человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.
Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Некоторые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определяют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В.Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды1.
Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику отношений в социуме.
Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».
Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).
В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».
Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы:
• заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума;
• сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив;
• полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни.
Сущность социальной педагогики заключается в:
• своевременной диагностике социальных проблем личности;
• выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме;
• формировании социально-ценностных ориентациях личности;
• оказании помощи личности в социализации и др.
Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности:
• формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития;
• формирование и потребление социальных услуг обусловливается потребностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой;
• эффективность работы социального педагога обеспечивается целостностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта.
Субъекты социальной педагогики — это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.
Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, физического и умственного состояний, положения общества, в котором он живет. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм.
Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов деятельности: социеталъный, социально-средовой и индивидуальный1.
• Социеталъный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентации.
Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации:
культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п..
• Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является
отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отно
шении которого применяются разнообразные социально-педагогические
приемы и средства.
К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую1.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов:
• Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соотношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, определяет ценности и принципы социального воспитания и т. д.
• Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния на развитие человека в процессе социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания.
• Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
• Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содержание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку.
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания и др.
Центральным разделом социальной педагогики является анализ процесса социализации, рассмотренный ранее.
Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической деятельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рассмотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
Социальная педагогика как учебный предмет
Что изучает
социальная педагогика.
В самом общем виде ответ на этот вопрос
таков: социальная
педагогика изучает социальное
воспитание человека, которое осуществляется
фактически на протяжении всей его
жизни.
Определить место
и роль социального воспитания в жизни
человека можно, лишь соотнеся его с
такими процессами, как развитие и
социализация (здесь это наметим
«пунктиром», а подробнее рассмотрим
в следующих разделах).
Развитие —
это реализация имманентных (внутренне
присущих) задатков, свойств человека.
Развитие человека
во взаимодействии и под влиянием
окружающей среды в самом общем виде
можно определить как процесс и
результат его социализации,
т.е. усвоения
и воспроизводства культурных ценностей
и социальных норм,
а также саморазвития и самореализации
в том обществе, в котором он живет.
Социализация
происходит: а) в процессе стихийного
взаимодействия человека с обществом
и стихийного влияния на него различных,
порой разнонаправленных обстоятельств
жизни; б) в процессе влияния со стороны
государства на обстоятельства жизни
тех или иных категорий людей; в) в процессе
целенаправленного создания условий
для развития человека, т. е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания
человека.
Таким образом, можно считать, что
развитие — общий процесс становления
человека; социализация — развитие,
обусловленное конкретными социальными
условиями.
Воспитание
же можно рассматривать как относительно
социально контролируемый процесс
развития человека в ходе его социализации
(определение понятия воспитания будет
дано в главе II).
Воспитание
осуществляется в семье. В этом случае
мы имеем дело с семейным,
или частным, воспитанием,
которое — объект семейной
педагогики.
Воспитание
осуществляется религиозными организациями.
В этом случае мы имеем дело с
религиозным, или конфессиональным,
воспитанием;
оно — объект конфессиональной
педагогики.
Воспитание
осуществляется обществом и государством
в создаваемых для этого организациях.
В этом случае мы имеем дело с социальным,
или общественным,
воспитанием,
которое и является объектом изучения
социальной
педагогики.
Воспитание
осуществляется в криминальных и
тоталитарных политических и квазирелигиозных
сообществах. В этом случае мы имеем дело
с диссоциальным,
или контрсоциальным,
воспитанием.
Поскольку социальное
воспитание (как и семейное, и
конфессиональное) лишь составная
часть процесса социализации, постольку
социальная педагогика изучает его в
контексте социализации, т. е. она
рассматривает, какие социальные
обстоятельства прямо или опосредованно
влияют на воспитание человека в масштабах
планеты, страны и места его проживания
(региона, города, села, микрорайона),
какую роль играют в его жизни и воспитании
средства массовой коммуникации, семья,
общение с окружающими людьми и
некоторые другие факторы.
Как возникла
социальная педагогика.
Термин «социальная педагогика» был
предложен неемецким педагогом Фридрихом
Дистервегом в середине XIX в., но стал
активно употребляться лишь в начале XX
в.
Педагогика возникла
и развивалась как теория и методика
воспитания детей в учебно-воспитательных
учреждениях. С конца XVIII в., когда в
качестве относительно самостоятельного
этапа развития личности стал выделяться
ранний юношеский возраст, юноши и девушки
также стали объектом внимания педагогики.
Во второй половине
XIX в. начинает расширяться заказ
педагогике и системе общественного
воспитания. Во-первых, в него последовательно
«включается» воспитание молодежи и
более старших возрастных групп. Во-вторых,
адаптация и перевоспитание представителей
всех возрастных категорий (в первую
очередь, конечно, детей, подростков и
юношей), зачастую не вписывающихся в
социальную систему или нарушающих
установленные в ней нормы.
Расширение заказа
было связано с теми социокультурными
процессами, которые происходили в
Европе и Америке. Индустриализация
породила массовую миграцию сельского
населения в города, где оно оказалось
неприспособленным для жизни в новых
условиях, зачастую не могло создать
полноценных семей и дало всплеск
преступности, аморального поведения,
став основным поставщиком беспризорных,
бродяг и нищих. В Америке положение
усугублялось массовой иммиграцией из
преимущественно слаборазвитых
регионов Европы.
Урбанизация в
Европе совпала со становлением
национальных государств, а в Северной
Америке — с формированием американской
нации. И то и другое объективно требовало
культивирования определенных ценностей
(провозглашаемых или подразумеваемых
как национальные) во всех социальных
слоях, во всех возрастных группах
населения.
Церковь как
традиционный воспитатель, хотя и
продолжала играть существенную роль в
жизни людей, утратила монопольные
позиции в сфере морали и воспитания
(кроме того, она далеко не сразу осознала
появление новых социокультурных реалий).
Образовался вакуум,
который необходимо было заполнить. Это
и попытались сделать некоторые педагоги,
начав разрабатывать социальную
педагогику.
Возникает вполне
резонный вопрос: почему понадобилось
разрабатывать новую отрасль
педагогического знания? И другой: могла
ли уже сложившаяся педагогика и пыталась
ли она дать ответ на изменившийся
социальный заказ?
Педагогика дала
свои ответы. Во-первых, появилась
андрогогика — педагогика взрослых. Но
она с самого начала (т.е. с середины
XIX в.) и по настоящее время занимается в
основном проблемами образования
взрослых. В последние десятилетия от
андрогогики отпочковалась герогогика
(педагогика старости), которая стала
заниматься главным образом различными
вариантами образования людей пожилого
возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились
и в течение нашего столетия сформировались
педагогика перевоспитания детей и
подростков, а также исправительная
(пенитенциарная) педагогика, которые
занимались исключительно трудными,
проблемными детьми.
Таким образом
ответы, которые дала традиционная
педагогика на изменившийся социальный
заказ, оказались ограниченными. Этому
есть вполне резонное основание. Каждая
отрасль знания достаточно консервативна
и объективно сопротивляется изменению
или расширению объекта своего исследования.
Консерватизм
педагогики оказался столь силен, что
даже появившуюся новую отрасль —
социальную педагогику — ряд ученых
стремились свести к изучению проблематики
традиционных «клиентов» педагогики
— детей, подростков, юношей. Это нашло
отражение в том, что ряд основоположников
социальной педагогики (Г.
Ноль, Г. Боймер
и др.) предметом ее исследования считали
социальную помощь обездоленным детям
и профилактику правонарушений
несовершеннолетних.
Принципиально
иначе определял предмет социальной
педагогики немецкий ученый Пауль
Наторп. Он
считал, что социальная педагогика
исследует проблему интеграции
воспитательных сил общества с целью
повышения культурного уровня народа.
Такое понимание в достаточно полной
мере соответствовало социальному
заказу новейшего времени и позволяло
рассматривать социальную педагогику
как отрасль знания о воспитании человека
на протяжении всего жизненного пути.
В России социальная
педагогика, зародившись в конце XIX в.,
получила определенное развитие в 20-е
гг. XX в. в виде разработки и попытки
реализации идеи связи школы с жизнью и
социальной средой. Эта идея получила
теоретическое обоснование и относительно
адекватное практическое воплощение у
С.Т. Шацкого,
в трудах и
опыте ряда ярких педагогов-теоретиков
и практиков. Однако в массовом опыте
она воплощалась в довольно упрощенном
виде, что, по сути, вело лишь к компрометации
идеи как таковой.
Интерес к
проблематике, характерной для социальной
педагогики, обострился как у нас, так
и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано
с очередным кризисом системы воспитания.
У нас этот интерес проявился, в частности,
в появлении различных вариантов работы
с детьми по месту жительства и в разработке
соответствующих методических рекомендаций
(В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Несколько
позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова,
а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду
с изучением опыта МЖК (молодежные
жилищные комплексы) и СПК
(социально-педагогические комплексы)
приступают к теоретическим изысканиям
в сфере собственно социальной педагогики,
возрождая у нас и это понятие, и само
направление исследований.
За рубежом
теоретическая разработка проблем
социальной педагогики возобновилась
лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако
фактически и в Европе, включая Германию,
и в США
уже начиная с конца
XIX в., все
более широкое распространение получала
практическая деятельность, обозначавшаяся
термином социальная
работа,
организуемая государственными
институтами, религиозными и
общественными структурами. Содержанием
ее была помощь семье, различным
группам населения, интеграция
воспитательных усилий школы и других
организаций и т. п.
Зачем изучать
социальную педагогику. Воспитание
образно можно определить как искусство
предвидеть неизбежное и уменьшать
эффект случившегося.
Социальная
педагогика — отрасль знания, изучив
которую можно узнать, во-первых, о том,
что неизбежно произойдет или может
произойти в жизни человека того или
иного возраста в тех или иных
обстоятельствах. Во-вторых, как можно
создать благоприятные условия для
развития человека, для предотвращения
«сбоев» в процессе его социализации. А
в-третьих, как можно уменьшить эффект
влияния тех неблагоприятных обстоятельств,
в которые человек попадает, эффект того
нежелательного, что случается в
процессе социализации человека.
Социальная
педагогика как учебный предмет имеет
своей задачей охарактеризовать
будущим педагогам (да и всем тем, кому
предстоит работать в качестве организаторов
и руководителей человеческих общностей)
картину социально-педагогической
действительности.
Решение этой задачи предполагает
достижение студентами ряда целей в
процессе изучения социальной педагогики:
овладение
теоретическими знаниями в объеме,
необходимом и достаточном для реализации
профессиональной деятельности; развитие
умения видеть и решать проблемы,
возникающие в сфере социального
воспитания; формирование гуманистических
социальных установок по отношению
к субъектам и процессу социального
воспитания.
Социальная
педагогика как отрасль знания изучает
социальное воспитание в контексте
социализации.
Это определяет построение учебного
курса «Социальная педагогика». Он
начинается с рассмотрения социализации
как социально-педагогического явления.
Затем раскрываются обстоятельства, в
которых происходят социальное
воспитание, его содержание и методика.
Завершает курс краткая характеристика
проблемы социализированности человека
и издержек социализации.
Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности — Студопедия
Цель социально-педагогической деятельности по мнению И.А.Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующей его активное участие в преобразовании социума.
Такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-объектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социально-педеагогического влияния.
Выделяют следующие задачи социально-педагогической деятельности:
·Формирование социальной компетентности человека. Данная задача реализуется посредством его социального обучения
·Воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальную адаптивность, социальную автономность и социальную активность), это реализуется на основе социального воспитания.
·Содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуется через социально-педагогическое сопровождение.
Такой подход отрицает сужение социально-педагогической деятельности до влияния только на социально-проблемную часть населения, предполагающий немедленное реагирование на проблемы лиц, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, беженцев и др.) Именно влияние на все группы населения соответствует целям и задачам социально-педагогической деятельности.
Несмотря на то, что социально-педагогическая деятельность распространяется на различные возрастные группы людей и в ряде случаев пересекается с педагогикой перевоспитания или андрогогикой, все-таки основной акцент в социально-педагогической деятельности делается на работу с детьми.
По своей сущности социально-педагогическая деятельность — это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.
Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, под этапы деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.
Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) — субъект. Этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной цели.
И.А.Липсикий рассматривает предмет социальной педагогики как исследование общих закономерностей взаимодействия личности и социума, подчеркивая, что эти закономерности — педагогические.
Субъект социально-педагогического процесса — это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.
Предметом социально-педагогической деятельности являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
·создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
·формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
·предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
·создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
·реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
Выделяют следующие объекты социально-педагогической деятельности:
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (трудная жизненная ситуация — ситуация, из которой человек не может самостоятельно найти выход):
дети, оставшиеся без попечения
инвалиды, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии
жертвы вооруженных конфликтов и катастроф
из семей беженцев и вынужденных переселенцев
жертвы насилия
находящиеся в спец. учреждениях
из малоимущих семей
с отклонениями в поведении и т.д.
Дети, жизнедеятельность которых объективно направлена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Тема 1. Теоретические основы курса
70
1.
Объект, предмет, задачи курса «История
социальной педагогики».
2.
Методологические подходы при изучении
курса.
3.
Источники социальной педагогики.
1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
История
как самостоятельная отрасль занимает
в социальной педагогике особое место:
она составляет ее теоретический
фундамент. Обращение к истории педагогики
и социального воспитания позволяет
уяснить взаимообусловленность
взаимодействия государства, общества
и личности, нуждающейся в
социально-педагогической поддержке в
процессе социализации; единство
социально-педагогической теории и
практики в становлении и развитии этого
направления; диалектику взаимодействия
государства, общества и личности как
основных субъектов процесса социализации
и т.д.
Социальная
педагогика развивается в тесной связи
с социально-педагогической деятельностью.
Важнейшими элементами социально-педагогической
деятельности выступают ее объекты и
субъекты (семья, школа, церковь, государство
и др.). Их выявление, анализ структуры,
особенностей и определение основных
функций также составляют важный блок
историко-педагогического исследования.
Рассматривая
историю развития социального воспитания
и социальной педагогики, философы и
педагоги разных эпох пытались ответить
на вопросы:
– В
какой степени воспитание может повлиять
на формирование личности человека?
– Как
следует воспитывать человека, чтобы
максимально приспособить его к жизни
в обществе?
– Кто
именно должен заниматься этой
деятельностью?
– Насколько
способно воспитание сформировать людей,
которые смогли бы не только приспособиться
к существующим социально-экономическим
условия, но и изменить их в лучшую
сторону?
Таким
образом, объектом
истории социальной педагогики
выступает мировая теория и практика
социально-педагогической деятельности,
а ее предметом
– генезис социально-педагогического
процесса.
Задачи
курса:
– получение
системы знаний о развитии теории и
практики социальной педагогики;
– знакомство
с основными закономерностями развития
социального воспитания в ведущих странах
мира;
– повышение
уровня социально-педагогической культуры
студентов;
– знакомство
с лучшими традициями мировой и
отечественной гуманистической педагогики
и др.
2. Методологические подходы при изучении курса
При
изучении курса «История социальной
педагогики» необходимо выделить основные
методологические подходы, среди которых
следует отметить:
1.
Культурологический подход.
2.
Аксиологический подход.
3.
Системный подход.
Методология
культурологического
подхода
позволяет рассматривать главную проблему
социальной педагогики в общекультурном
и социальном контексте: интеграция
личности с национальной и общечеловеческой
культурой в конкретно-историческом
сообществе в систему социально-ценностных
(общественных) отношений, принятых в
нем. Логика культурологического подхода
основывается на признании интеграции
и единства национальной и общечеловеческой
культуры основополагающим фактором
становления и развития личности как
социальной единицы общества. Следуя
этой логике, можно утверждать, что
воплощение достижений мировой культуры,
как единства и гармонии национальной
и общечеловеческой, составляет главную
задачу, фундамент и содержание процесса
социализации и потому должно осуществляться
во всех педагогических и
социально-педагогических системах и
составлять один из ведущих критериев
их деятельности.
Аксиологический
подход
органически присущ гуманистически
ориентированным педагогическим системам,
так как человек рассматривается в них
как высшая ценность и самоцель социального
развития. Ценностный подход позволяет
рассматривать социально-педагогические
проблемы в свете основных задач
гуманизации, что и создает условия для
объективного разрешения проблемы
социализации личности в целом, гармонизации
ее взаимодействия с обществом в частности.
В основе ценностного подхода лежит
понимание и утверждение непреходящей
ценности человеческой жизни, признания
высокой значимости индивидуального
личностного начала в человеке, образования
и социализации как важнейших средств
его развития.
Системный
подход
является обязательным условием для
достижения объективности
историко-педагогического знания. Система
обладает более высокими возможностями,
чем отдельно взятый элемент, что объясняет
приоритетность его применения в науке
и практике. Сущностью и ядром системного
подхода стало интегральное и многомерное
измерение явлений во времени и
пространстве, во взаимодействии его
внутренних и внешних связей. Не менее
важный аспект системного подхода состоит
в исследовании генезиса социально-педагогической
практики в контексте соответствующего
общества.
Объект, предмет, функции и задачи педагогики
Педагогика — это совокупность наук, предназначенных для обучения и воспитания людей разного возраста. Итак, выдающаяся педагогика школьного и дошкольного возраста, образования, высшего образования, социальной, детской и так далее. Принимая во внимание важность этой отрасли знаний, вы должны понимать, что составляет предмет, предмет, функции и задачи педагогики.
Итак, объект педагогики — процессы, происходящие с развитием общества, которые способствуют формированию и реализации прав человека.
Предметом педагогики выступает именно образование, представляющее собой целенаправленную деятельность, организованную в специально созданном для этого месте.
В общей педагогике исследуются и анализируются учебно-тренировочные процессы, взаимодействие студентов и воспитателей / учителей, методы совершенствования педагогической деятельности, тенденции ее развития и многое другое.
Педагогика как наука выполняет три основные функции:
- Теоретическая. Это изучение закономерностей явлений в педагогике, подготовка на основе этой теоретической основы и, как следствие, разработка рекомендаций по совершенствованию этой области знаний.
- Прогнозирующий, который включает в себя предсказание хода различных процессов обучения.
- Технологическая функция, приоритетом которой является пополнение теоретической базы различными материалами — монографиями, книгами, а также внедрение новых форм и методов взаимодействия предметов в обучении и воспитании.
Мы понимаем, что составляет функцию, объект, предмет педагогики. И задачи педагогики, о которых пойдет речь ниже, также необходимы для понимания этой науки.
Рекомендуем
Свадьба Берилла: что такое праздник?
Семейная жизнь полна радостных и болезненных бурь шпилей, но с каждым годом пара не только привыкает к большему в домашнем плане, но и сливается в эмоциональном. Большинство узнают значение юбилеев — 10 лет м …
Домашняя утка и ее виды
Утки наряду с цыплятами, гусями и индейками являются популярными домашними птицами. Их разводят в личных подсобных хозяйствах и крупных фермерских хозяйствах.Эти птицы весьма благоприятны для размножения, потому что, помимо яиц и вкусного мяса, они являются источником ценных …
У каждого автора свое видение педагогики и ее составных частей. Однако хочется рассмотреть такие проблемы педагогики, которые у многих деятелей в этой области не вызывают споров.
Во-первых, это анализ и раскрытие содержания тех устойчивых, повторяющихся отношений, которые имеют место в учебно-тренировочном процессе.
Во-вторых, это исследование и разработка новых возможных методов и приемов образовательной деятельности.
В-третьих, прогнозирование в сфере образования.
В-четвертых, все полученные знания применяются на практике.
Таким образом, ясно, что задача педагогики напрямую выводится из представленных функций.
Дополнительно нужно выделить этот вопрос как педагогическое задание. Это, если принять во внимание одного из авторов, рассматривающих аспекты видения будущего, которое видит учитель и стремится реализовать. Это своего рода цель.
Учебное задание можно классифицировать по определенным признакам:
- Продолжительность — стратегическая, тактическая, оперативная;
- Целостность педагогического процесса — дидактического, воспитательного;
- По технологическому подходу — собственно учебно-функциональное обучение.
Подводя итог, отмечу, что мы рассмотрели основные составляющие этой науки: ее объект, функцию, объект и задачи педагогики. Более подробно освещена каждая функция.Однако их использование очевидно, как и в любой науке, они имеют место, но взяты под разными углами зрения. Также знайте, что задачи педагогики и педагогические задачи — не одно и то же.
С педагогикой мы сталкиваемся на протяжении всей жизни, поэтому ценность этой науки не только для профессионалов, но и для простых граждан — родителей, студентов и всех тех людей, которые заняты даже совсем другой деятельностью.
.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗНАНИЯ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, Когнитивные психические процессы, Объект и субъект
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗНАНИЯ
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знаю
• что является предметом и предметом психологии;
• В чем сходство и различие между объектом и предметом психологии
уметь
• различать когнитивные и эмоциональные психические процессы;
собственный
• навыки регуляции психических процессов в менеджменте.
Объект и объект
Каждая область знаний имеет свой объект и объект. Различие между этими понятиями содержится в трудах немецкого философа Канта. Он разделил главный трансцендентный вопрос на четыре других вопроса.
1. Как возможна чистая математика?
2. Как возможно чистое естествознание?
3. Как вообще возможна метафизика?
4. Как возможна метафизика как наука? Другими словами, размышляя об объекте той или иной науки, мы спрашиваем себя, как это возможно, т.е.е. что составляет его как независимую дисциплину. Задумываясь о предмете той или иной науки, мы определяем ее предмет, то есть чем именно она будет заниматься. И. Кант писал, что «для любого понятия требуется, во-первых, логическая форма концепта (мышления) в целом и, во-вторых, возможность придать данному понятию объект, к которому оно относилось бы. Без объекта оно не имеет смысла и полностью лишен содержания, хотя может содержать логическую функцию формирования концепта из случайных данных.«
Говоря об объекте психологии, мы отвечаем на вопрос, как это вообще возможно как автономная область знания. Что касается предмета психологии, то он формируется с помощью методологического «среза» объекта исследования. Для этого объект последовательно помещается в различные контексты, где о нем ставятся различные вопросы, для ответа на какие теоретико-методологические и теоретико-методологические схемы привлекаются или создаются, в результате чего лица объекта исследования становятся окрашены.Таким образом, объект можно изучать с разных сторон. Характеризуя психологию, мы показываем, что именно нужно исследовать. И здесь мы сталкиваемся с другим понятием — предметной психологией, которая позволяет нам лучше исследовать объект, тестировать его различные грани, разрабатывать необходимые концепции и категории, которые включают психологическое знание.
Таким образом, предметом психологии является психика, а предметом психологии характеризуются различные преобразования и открытия последней.В понятии предмета психологии мы выделяем факты, законы и механизмы психики. Основная задача психологии как науки — раскрытие закономерностей возникновения, развития и течения психической деятельности человека, развитие его психических свойств, выявление жизненного смысла психики.
Познавательные психические процессы
Психическое раскрывается через психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.Важно видеть разницу между когнитивными, эмоциональными и регулирующими психическими процессами. В результате действия когнитивных процессов мы получаем представление о свойствах внешней среды. Пока есть человек, он не может не пытаться понять окружающий мир и себя. Это необходимое условие для жизни, деятельности и общения человека. Это понимание обеспечивается здравым смыслом, а также ресурсами повседневного языка и определенной культуры.Сегодня так называемый эпистемологический конструктивизм, приверженцы которого считают, что знания в буквальном смысле слова не существует, сегодня особенно популярен, потому что то, что мы считаем реальностью, на самом деле не существует, а оказывается конструкцией. нашего сознания. Особое признание конструктивизм получил в гуманитарных науках: психологии, истории, социологии.
Обратимся к книге известного психолога и литературоведа В. П. Руднева. Он пишет: «Представим себе берег реки, на берегу пасутся кабаны.Светит солнце, лес гудит порывами ветра и т. Д. На наш взгляд, это не картина реальности, пока в нее не введен наблюдатель — человек. Реальность — это свойство человеческого мышления. Понятие реальности придумано человеком, и высокоорганизованным человеком, который различает имена ( берег, река, кабаны , < ветер и предикаты ( пасти, поток , светят, шумят ).
Автор считает, что для того, чтобы сформулировать человеческое представление о реальности как о внешнем мире, необходимо наличие на языке пропозициональных установок. Он видит, как на берегу реки пасутся кабаны. «Представление о реальности, таким образом, является результатом процесса развития языка, который длился многие тысячелетия.
Конечно, выражение мнения не является предметом особого внимания. Многие современные ученые считают, что объекты естественных наук не отличаются от объектов социальных наук, поскольку они также являются социальными конструкциями.Кварки и гены — социальные конструкты, а также объекты социальных наук, такие как «болезнь», «ментальная норма», «антисоциальное поведение». В связи с этим известный ученый историк и философ науки А. Пикеринг сообщает, что идея кварка не была «деконститирована природой». Представление о кварке, как и другие научные концепции, создано людьми и определяется культурой, в которой он был сформирован.
Однако, как показывает Е.А. Мамчур, для развития науки совершенно не безразлично, какую стратегию используют ученые.Инструменталистская методология в долгосрочной перспективе непродуктивна, хотя может быть полезна в определенных сегментах развития научного знания. В конце концов, это обернется застоем в развитии науки, как это случилось с современной физикой элементарных частиц. Другой пример: лысенковщина, отказавшись от генов и генетики, задержала развитие биологии, к счастью, только в одной стране, взятой отдельно.
Несколько лет назад было написано, что теория познания переживает тяжелый кризис.Было отмечено, что на его горизонте нет значительных открытий. Утверждалось, что эпоха повсеместного знания завершилась. Описал кризис, в который погрузилась наука. Было объявлено об окончательном утверждении «границ разума». Авторы посетовали на методологическую всеядность. Например, Б.И. Пружинин в книге «Соотношение
.