Социальная педагогическая деятельность это: Понятия «социально-педагогическая деятельность» — Студопедия

Содержание

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это… Что такое СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.

Педагогический словарь. — М.: Академия.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
2005.

  • СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:

  • Социально-педагогическая деятельность — педагогическая деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Превентивная социально-педагогическая деятельность — профессиональная социально педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения(предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких либо негативных качеств, привычек …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Педагогическая деятельность — – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Взрослое поколение граждан… …   Википедия

  • Социально-педагогическая инфраструктура — это совокупность материальных и технических средств, организационных структур и условий, обеспечивающих с помощью внутреннего кадрового потенциала социально педагогическую деятельность элементов социальной структуры государства, общества, региона …   Официальная терминология

  • Деятельность социально-педагогическая — деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Поддержка социально-педагогическая — деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) врешении их социально педагогических проблем в среде жизнедеятельности …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Неофициальная политика социально педагогическая — это деятельность, которую осуществляют общество, различные группы по достижению социально педагогических целей, а также последствия, которые имеют место вследствие принятия каких либо решений, документов, осуществления действий на уровне… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • Деятельность — динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… …   Российская педагогическая энциклопедия

Социально-педагогическая деятельность

Определение 1

Социально-педагогическая деятельность – это одна из разновидностей профессиональной деятельности, которая направлена на оказание ребенку необходимой помощи в процессе освоения им социокультурного опыта и социализации, а также на создание необходимых условий для успешной самореализации ребенка в рамках современного общества.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется социальными педагогами в рамках образовательных учреждения, а также в иных организациях, объединениях, учреждениях и т.д., в которых может находиться ребенок.

Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности

Замечание 1

Основная цель социально-педагогической деятельности – организация продуктивного содействия ребенку в процессе его социализации, выраженной в принятии активного участия в преобразовании окружающего его социума.

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Формирование у каждого ребенка необходимых социальных компетенций, посредством организованного социального обучения.
  2. Воспитание у детей базового комплекса чувств, которые необходимы каждому человеку для успешного взаимодействия с окружающей его действительностью.
  3. Оказание всестороннего содействия детям в преодолении трудностей в процессе социализации, а также проблем, которые могут возникнуть во время взаимоотношений ребенка с окружающей социальной средой. Осуществляется посредством организованного социально-педагогического сопровождения.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве субъекта социально-педагогической деятельности выступает специалист, имеющий необходимую подготовку, либо родитель ребенка или третье лицо (группа лиц), деятельность которых направлена на ребенка.

Кроме того, в качестве субъекта может выступать и сам человек, в том случае, если он осуществляет по отношению к себе процессы самовоспитания и саморазвития.

Предмет социально-педагогической деятельности – группа социальных отношений, являющихся наиболее проблемными, приводящими к социальной дезорганизации, дестабилизации и росту социальной напряженности.

То есть предметом социально-педагогической деятельности выступают все те социальные отношения, в результате которых могут возникнуть разнообразные проблемы, конфликтные ситуации и т.д.

Определение 2

Объектом социально-педагогической деятельности выступает система устойчивых социальных взаимоотношений и связей между отдельными субъектами, группами или слоями общества.

В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выступают:

  1. Дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации, без попечения родителей.
  2. Дети, имеющие нарушения в психическом и физическом развитии, а также дети с отклонениями в поведении.
  3. Дети, которые были жертвами различных катастроф и вооруженных конфликтов, а также дети вынужденных переселенцев и беженцев.
  4. Дети, находящиеся в специальных учреждениях.
  5. Дети из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Сущность и структура социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность носит адресный характер, так как она всегда направлена на определенного ребенка и решение его проблем, возникающих во время социализации и интеграции в социум. Решение проблем осуществляется посредством всестороннего изучения личности ребенка, а также среды, которая его окружает. На основании данного исследования социальный педагог составляет индивидуальную программу социальной помощи ребенку, реализуемой в рамках определенного промежутка времени, в течение которого происходит решение проблемы.

Кроме адресности, социально-педагогическая деятельность имеет процессный характер, так как ее результат не достигается одномоментно, а требует определенного времени.

Замечание 2

Основными источниками развития социально-педагогической деятельности являются те противоречия, которые возникают между потребностями ребенка и интересами окружающего его социума.

Социально-педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, имеет конкретную структуру, представленную следующими компонентами:

  1. Конкретные цели и задачи организуемой деятельности.
  2. Выявление объекта и субъекта.
  3. Определение и наполнения содержания.
  4. Подбор основных технологий и методов работы.
  5. Определение формы организуемой деятельности.
  6. Реализация составленного плана деятельности.
  7. Осуществление при необходимости корректировки деятельности.
  8. Осуществление анализа полученных результатов.

Основной формой реализации социально-педагогической деятельности является профилактическая, реабилитационная и коррекционно-развивающая работа, а также организованная педагогически целесообразно жизнедеятельность подопечных.

Основными принципами социально-педагогической деятельности являются:

  1. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  2. Опираться на положительные стороны личности ребенка.
  3. Учет объективности подхода к детям, сохранение конфиденциальности полученной от ребенка информации.

Основные направления и виды социально-педагогической деятельности

Основные направления социально-педагогической деятельности:

  1. Организованная профилактическая работа, направленная на выявление различных видов дезадаптации у детей, посредством личного взаимодействия педагога с ребенком.
  2. Осуществление деятельности, направленной на социальную реабилитацию детей, имеющих различные жизненные проблемы, а также отклонения в поведении.

В следствии того, что проблемы детей имеют не только внутреннюю природу, но и внешнюю, то их разрешение включает в себя две составляющие:

  • непосредственная работа с ребенком;
  • посредническая деятельность во взаимоотношении ребенка с окружающей его средой.

Виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику, в зависимости от места её организации и реализации (образовательные учреждения, детские общественные организации и объединения, места детского летнего отдыха и т.д.).

Замечание 3

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая работа с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка.

Социально-педагогическая деятельность — это… Что такое Социально-педагогическая деятельность?



Социально-педагогическая деятельность
педагогическая деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения,реабилитацию и адаптацию. (2)

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.
А.С. Воронин.
2006.

  • Социальное воспитание
  • Социально-педагогическая культура человека

Смотреть что такое «Социально-педагогическая деятельность» в других словарях:

  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и… …   Педагогический словарь

  • Превентивная социально-педагогическая деятельность — профессиональная социально педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения(предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких либо негативных качеств, привычек …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Педагогическая деятельность — – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Взрослое поколение граждан… …   Википедия

  • Социально-педагогическая инфраструктура — это совокупность материальных и технических средств, организационных структур и условий, обеспечивающих с помощью внутреннего кадрового потенциала социально педагогическую деятельность элементов социальной структуры государства, общества, региона …   Официальная терминология

  • Деятельность социально-педагогическая — деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Поддержка социально-педагогическая — деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) врешении их социально педагогических проблем в среде жизнедеятельности …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Неофициальная политика социально педагогическая — это деятельность, которую осуществляют общество, различные группы по достижению социально педагогических целей, а также последствия, которые имеют место вследствие принятия каких либо решений, документов, осуществления действий на уровне… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • Деятельность — динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… …   Российская педагогическая энциклопедия

Сущность и особенности социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Н. В. Абрамовских

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой социальной педагогики и социальной работы Шадринского государственного педагогического института.

В статье отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, рассматривается ее интегративный характер, выделяется общее и различное с социальной работой и педагогической деятельностью, определяется специфика профессиональной деятельности социального педагога.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социальный педагог, социальная работа, педагогическая деятельность.

N. Abramovskikh ESSENCE AND FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article is devoted to the complicated structure of the object of social and pedagogical activity.

Its integrative character is shown, features that are common and different from those of social work and pedagogical activity are pointed out, and specificity of social teachers’ professional activity is defined.

Key words: social and pedagogical activity, social teacher, social work, pedagogical activity.

Реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена. Значимость деятельности социального педагога возрастает в современном

обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения (наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала се-

мьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности. Поэтому круг проблем, которые приходится решать данному специалисту, чрезвычайно разнообразен.

Основными причинами появления профессиональной социальной работы за рубежом были социокультурные процессы в Европе и Америке, обусловленные быстрым развитием научных технологий и расширением промышленного производства. В свою очередь, это вызвало процессы урбанизации, миграции населения, рост населения с низким уровнем доходов, что привело к повышению уровня преступности, беспризорности среди детей и подростков, аморального поведения и других социально неблагоприятных последствий.

Эти процессы обусловили необходимость профессиональной деятельности специалистов, способных оказать социальную помощь людям, попавшим в трудные ситуации, соответственно необходимо было научно-теоретическое обоснование процесса их подготовки.

В русле прикладной филантропии по инициативе М. Ричмонд в 1898 г. была создана первая национальная школа, в задачи которой входила подготовка специалистов соответствующего профиля. Данным автором были заложены научные основы методов социальной работы на основе индивидуального подхода к клиенту.

Большое влияние на научное осмысление проблем социальной помощи личности оказала функциональная концепция, получившая распространение в философских и социологических исследованиях. В центре внимания представителей этого направления (Мертон, Парсонс и др.) находится анализ организации общества, вопросы саморегулирования и поддержания равновесия систем. При этом социально-педагогическая деятельность рассматривалась как часть более широкой социальной системы, имеющая свои задачи, функции, направленные на поддержание потребности жизнеобеспечения клиента как биопсихосоциаль-ного существа.

В исследовании Н. П. Клушиной отмечается, что в результате социальных и культурных преобразований сущность человека и его со-

циальная проблема стала рассматриваться через призму новых трактовок личности и новой системы социальных отношений [4, с. 96]. В качестве основания диалектического единства социальной и биологической форм движения материи рассматривался труд, совместная деятельность людей как всеобщее условие обмена между человеком и природой. Именно предметно-преобразовательная деятельность обусловливает возникновение и развитие системы общественных отношений, в которой выделяются производительные силы, производственные отношения, государство, политика, права и обязанности, моральные отношения. Все это определяет направления и содержание социально-педагогической помощи личности как участнику общественных отношений.

Гуманизации социальной помощи человеку способствовало развитие гуманистического направления в философии и психологии. Основными его принципами являлось изучение человека в его целостности, уникальности, непрерывности развития, свободы волеизъявления. Это направление способствовало обращению социально-педагогической деятельности к оказанию помощи личности на основе самопознания и ее ценности. Выделение человека как высшей ценности общества определило задачи социально-педагогической деятельности на основе свободы, гуманности, соблюдения прав личности.

Непосредственно к проблемам социальнопедагогической деятельности обратился в начале XX в. представитель немецкой школы неокантианства П. Наторп, который определил социальную педагогику как науку [5, с. 15]. Основной ее целью он считал исследование проблем интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В качестве предмета изучения ставилось социальное воспитание человека на протяжении всей его жизни, соответственно объектом социальной педагогики являлся человек без учета его возраста. Другую точку зрения высказали Т. Ноль, Г. Боймер, которые считали основным направлением социальнопедагогической деятельности помощь детям в

трудной жизненной ситуации их развития (сироты, безнадзорные, с социально негативным поведением). Необходимо отметить, что данное противоречие находит отражение и в исследованиях современных авторов.

В настоящее время проблема понимания человека привлекает внимание многих исследователей. Особое значение эта проблема имеет для профессиональной социально-педагогической деятельности, так как и субъектом и объектом ее является человек. На наш взгляд, особый интерес представляет в понимании человека антропологическая парадигма, которая представлена в отечественной гуманитарной психологии развития. Согласно этой парадигме человек рассматривается, во-первых, как существо сознательное, способное к рефлексии, во-вторых, как существо деятельное, обладающее способностью к осознанному преобразованию не только окружающей действительности, но и самого себя. Сознание и деятельность — основополагающие характеристики человеческого существования, конституирующие саму его человечность.

Вместе с тем, как пишут В. И. Слободчиков и И. Ф. Исаев, «эти две фундаментальные «опоры» бытия человека в мире резко обозначили недостаточность представлений об отражательно-познавательной функции психики в традиционной психологии. Сознание перестало быть лишь совокупностью знаний человека о мире; соответственно и деятельность… перестала отождествляться с разными формами активности человека. Среди множества проявлений человеческой жизни недостаточно учитывается одно фундаментальное обстоятельство (вернее оно учитывается, но из него не делается основополагающего вывода) — это то, что человек живет прежде всего в системе реально-практических, живых связей с другими людьми. Он всегда существует и становиться в сообществе и через сообщество. общественность, а точнее — общность людей, и есть то третье — онтологическое основание самой человечности в человеке» [8, с. 162].

За последнее время появились новые работы по социологии, социально-философской антропологии, социальной психологии, кото-

рые позволяют преодолеть упрощенно-социологическое видение человека. Особое значение имеет изображение в них структуры человеческой общности как системы связей и отношений. Поэтому сознание изначально рассматривается в пространстве связей и отношений между людьми, в человеческих общностях, а в своей индивидуальной форме — как рефлексия своего места в совместной жизнедеятельности.

Антропологическая парадигма опирается на положение о том, что целостность такого сложного объекта познания, как человек, сохраняется, если рассматривать его через различные проекции (образы целого). В качестве таковых выступают прежде всего проекции «индивидуальность» и «субъектность». Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни с обязательным учетом их специфики в контексте именно человеческого способа бытия. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Познание человека как субъекта — это познание его во второй проекции. А. В. Брушлинский отмечает: «Человек как субъект — это высшая системная целостность всех его сложнейших противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [2, с. 10].

Субъектность представлена желательной, чувствующей, разумной сторонами его души в виде пяти составляющих: желания (потребности, мотивы), чувств, разума (познавательные процессы), характера, способности. «Становление человека субъектом собственной жизнедеятельности — освоение норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей — есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека» [8, с. 165].

Таким образом, процесс подготовки специалиста к профессиональной деятельности мы связываем с целенаправленным созданием условий для развития студента как субъекта этой

деятельности. В то же время при погружении в деятельность происходит не только развитие самого субъекта, но и развитие самой деятельности. Развитие будущего социального педагога связано с переходом от одного уровня к другому: от организации его подготовки к ее диагностированию и проектированию самим специалистом. При этом содержание социально-педагогической деятельности специалиста предполагает восприятие клиента как личности, как субъекта собственной жизнедеятельности. Это положение является важным для дальнейшего исследования специфики социально-педагогической деятельности и проектирования системы подготовки социального педагога к ее реализации.

Рассматривая вопрос о содержании социально-педагогической деятельности, необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней особенностей социальной работы и педагогической деятельности. В то же время социально-педагогическая деятельность имеет собственную специфику, определяющую ее цели, средства, функции, содержание и заключающуюся в ее междисциплинарно-интегративной сущности, которая требует от выпускника вуза умений использовать знания различных областей наук, т. е. умений генерализации знаний.

Деятельность социального педагога предусматривает учет особенностей социальной ситуации развития личности, полноценное использование культурного, интеллектуального, профессионального потенциала социокультурного окружения, интеграцию целенаправленных и средовых влияний на личность с целью эффективного осуществления процесса социализации личности, ее гармоничной интеграции с обществом и миром.

С этой точки зрения профессиональная деятельность социального педагога функционально близка к деятельности специалиста по социальной работе. Социальная работа, по мнению В. А. Никитина [6, с. 28], является видом социального проектирования и конструирования, результатом которых является создание нового (по сравнению с исходным этапом социальной реальности) бытия инди-

вида, группы или коллектива. Основой социальной работы является социальное взаимодействие с клиентом с целью оказания ему помощи в социализации и ресоциализации. Источниками возникновения и развития социальной педагогики и социальной работы являются родовые потребности общества на всех этапах его развития в сохранении преемственности своего существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.

Вместе с тем существуют отличия в содержании деятельности социального педагога и социального работника. Например, исследователи проблем социальной педагогики М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов отмечают, что существенное отличие деятельности социального педагога заключается в его профессиональной работе с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. Объектом социальной работы являются люди любого возраста, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения [9, с. 22]. Мы согласны с данными авторами в том, что социально-педагогическая деятельность имеет преимущественную направленность на ребенка, однако она не ограничивается возрастными рамками в объекте своей направленности. Социальная педагогика как особый вид теории и практики социализации и ресоциализации человека как индивида и как члена социума включает не только микроструктур-ные, но и макроструктурные социальные общности (семья, коллектив, организация, среда обитания, этнос, эпоха и др.) [6, с. 35].

Следует согласиться с точкой зрения Н. П. Клушиной [4, с. 35], которая в качестве объекта исследования теории социальной работы выделяет человека, находящегося в маргинальном состоянии, имеющего социальные проблемы, страдающего. Жизненный путь человека подвергается риску от раннего детства до глубокой старости. Анализ социальных проблем и выбор технологий помощи страдающему человеку составляет предмет теории социальной работы.

Объектом же социальной педагогики выступает человек в системе социального воспитания. С самого начала, с середины XIX в., социальная педагогика занималась образованием взрослых (андрагогика) и пожилых людей (герогогика), т. е. ее объектом выступает человек в системе социального обучения. В то же время, педагогическая работа является одним из направлений социальной работы, а соотношение социальной педагогики и социальной работы рассматривается как отношение частного и целого [6, с. 34]. Концептуально проблемное поле социальной работы включает в себя проблемы социальной педагогики. Вместе с тем социальный педагог, по мнению В. Г. Бочаровой, как бы ставит «социальный диагноз», выявляет позитивные и негативные явления, проблемы — психологические, медицинские, правовые, экономические, к решению которых затем подключает социальных работников соответствующего профиля, а также других необходимых специалистов [1, с. 11—12].

Важной составляющей профессиональной деятельности социального педагога является педагогическая деятельность в совокупности ее целей, содержания, форм, средств технологий и методов работы. В исследовании М. А. Галагузовой и Ю. Н. Галагузовой представлен сравнительный анализ педагогической и социально-педагогической видов деятельности [9]. Авторы показывают, что через социально-педагогическую деятельность общество инициирует совершенно новый подход к практике социального воспитания и помощи человеку. Личность, ее социальное здоровье, нравственное благополучие становятся центром педагогически ориентированной профессиональной деятельности не только учреждений образования, но и иных учреждений, организаций, социальных институтов. Авторы указывают на отличие объекта, целей, характера деятельности педагога и социального педагога, считая, что социально-педагогическая деятельность носит адресный, локальный характер, определяемый необходимой социальной помощью ребенку.

Значимым видом педагогической деятельности является воспитание, которое представляет собой часть процесса социализации и рас-

сматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация личности. В свою очередь, социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Поэтому социальнопедагогической деятельности присущи традиционные педагогические принципы: гуманизма (признание самоценности личности), куль-туросообразности (создание социокультурной развивающей среды), природосообразности (создание оптимальной биологической, психологической и экологической среды развития личности), целостности (единства социальнонравственного, общекультурного и профессионального развития личности), непрерывности (обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности). В то же время принципы социального реагирования, междисциплинарного подхода к решению проблем, максимизации в социально-педагогической деятельности социальных ресурсов и ряд иных принципов, отличающих социальнопедагогическую деятельность от традиционной педагогической, являются специфическими принципами социальной работы. Это положение подтверждает интегрированный характер социально-педагогической деятельности.

Как отмечает В. Г. Бочарова [1, с. 9], решение задач оптимизации социально-педагогической деятельности во всех сферах социальной практики и с участием всех ее субъектов возможно лишь при наличии общей (интегральной) компоненты, придающей деятельности всех субъектов социальной деятельности общие цели, определенную направленность и предполагающей конкретные специфические функционально-содержательные задачи, реализуемые каждым институтом педагогически компетентно в соответствии с его социально обусловленными функциями. Универсальная значимость специального фундаментального «набора» психолого-педагогических знаний и умений в любой деятельности индивида и человеческого общества дает основание утверждать, что такая компонента является педагогической, и ее назначение — в педагогическом сопровождении (обеспечении) практической

социальной деятельности и развитии социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Речь идет о таких категориях педагогики (в широком смысле), как пробуждение гражданского сознания, формирование нравственных качеств, умение принимать ответственные решения, самообразование, самореализация личности и т. п.

Таким образом, сравнительный анализ социально-педагогической деятельности, педагогической деятельности и социальной работы позволяет определить точки соприкосновения, интеграции данных видов профессиональной деятельности, а также выявить специфику содержания социально-педагогической деятельности. Следовательно, педагогическая составляющая социальной педагогики как отрасли научного знания, являющейся основой профессиональной деятельности социального педагога, носит многомерный, интегративный характер и направлена на научнопедагогической сопровождение (обеспечение) процесса гармонизации и гуманизации социальных отношений во всех сферах и видах жизнедеятельности личности и общества. Социально-педагогическая деятельность, таким образом, является социальной по существу и педагогической по технологическому, методическому ее обеспечению.

В современной научной литературе встречаются разные толкования сущности профессиональной деятельности социального педагога. Так, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина определяют ее как деятельность, целью которой является «создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве» [11, с. 71].

Близко к этому определению и видение социально-педагогической деятельности М. В. Шакуровой, которая понимает ее как деятельность, направленную «на решение задач соци-

ального воспитания и социально-педагогической защиты». Причем социальное воспитание представляется автором как «забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека» [10, с. 5]. Основное назначение социально-педагогической деятельности, по мнению В. А. Сластенина, заключается в оказании компетентной социально-педагогической помощи населению, повышении эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей [7, с. 65].

Широкую трактовку этого понятия использует В. А. Никитин, считая, что социально-педагогическая деятельность является системой мероприятий по обеспечению образовательновоспитательными средствами направленной социализации личности, передаче индивиду и освоению им социального опыта человечества, обретению или восстановлению индивидом социальной ориентации, социальной роли, социального функционирования [6, с. 35]. Данное определение не несет в себе ограничений в отношении объектов и субъектов социально-педагогической деятельности. Близким является определение М. П. Гурьяновой, исследовавшей социально-педагогическую деятельность как деятельность, которую можно осуществлять в отношении любого человека, при участии самых разнообразных социальных институтов общества, государственных и негосударственных структур, конкретных людей. С такой точки зрения социально-педагогическая деятельность предстает как «целостный воспитательный процесс целенаправленной воспитательной помощи и социальной поддержки личности на всех этапах ее жизненного пути, в различных сферах микросреды, при участии всех субъектов воспитания» [3, с. 185].

Сопоставляя и обобщая различные авторские трактовки исследуемого понятия, можно сделать следующее заключение: в широком плане эта деятельность представляет собой вид общественной практики, которая имеет конкретную цель — создание условий для успешного становления человека как субъекта соци-

альной жизни и обеспечение гуманной, социально безопасной среды его проживания, способствующей его воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации в социуме. В аспекте задач нашего исследования социально-педагогическая деятельность представляет систему профессионально компетентных мероприятий, реализуемых социальным педагогом, направленную на создание оптимального микроклимата в социуме с целью эффективной социальной поддержки личности в процессе ее социализации.

Таким образом, анализ особенностей профессиональной социально-педагогической деятельности, определение ее сущностных характеристик, позволяет нам сделать следующие выводы:

• разнообразие сфер и объектов, в отношении которых осуществляется социальнопедагогическая деятельность, неоднозначность ее объекта делает необходимым множество направлений деятельности социального педагога;

• планируя, реализуя направления профессиональной социально-педагогической деятельности, оценивая ее результаты, специалист должен иметь весьма четкое представление о многообразии факторов, влияющих на социальное, физическое и психическое благополучие человека, его развитие и самореализацию в современных условиях, комплексно решать задачи разных видов профессиональной деятельности, что обусловливает специфику технологий формирования профессиональной компетентности специалиста в системе его подготовки;

• социально-педагогическая деятельность — это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на социализацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум, сущностью которой является гармонизация ценностных ориентации личности и нормативных ценностей общества посредством актуализации собственных жизненных сил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. М.: Наука, 2002. 56 с.

2. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3-11.

3. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000. 448 с.

4. Клушина Н. П. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2002. 345 с.

5. Наторп П. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2007. 384 с.

6. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.

7. Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 1993. Т. 2. С. 265.

8. Слободчиков В. И., Исаев И. Ф. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

9. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 416 с.

10. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 272 с.

11. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.

Деятельность социально-педагогическая — это… Что такое Деятельность социально-педагогическая?



Деятельность социально-педагогическая
деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.
А.С. Воронин.
2006.

  • Деятельность педагогическая
  • Деятельность

Смотреть что такое «Деятельность социально-педагогическая» в других словарях:

  • Социально-педагогическая инфраструктура — это совокупность материальных и технических средств, организационных структур и условий, обеспечивающих с помощью внутреннего кадрового потенциала социально педагогическую деятельность элементов социальной структуры государства, общества, региона …   Официальная терминология

  • Социально-педагогическая деятельность — педагогическая деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и… …   Педагогический словарь

  • Поддержка социально-педагогическая — деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) врешении их социально педагогических проблем в среде жизнедеятельности …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Превентивная социально-педагогическая деятельность — профессиональная социально педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения(предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких либо негативных качеств, привычек …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Неофициальная политика социально педагогическая — это деятельность, которую осуществляют общество, различные группы по достижению социально педагогических целей, а также последствия, которые имеют место вследствие принятия каких либо решений, документов, осуществления действий на уровне… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Педагогическая деятельность — – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Взрослое поколение граждан… …   Википедия

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • Деятельность — динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… …   Российская педагогическая энциклопедия

Сущность социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность: понятие и значение

Определение 1

Социально-педагогическая деятельность – это раздел педагогики, отражающий процессы профессиональной работы педагогов, ориентированной на социальное воспитание и развитие подрастающего поколения на определенном этапе общественного развития.

Такая деятельность нацелена на помощь в приспособлении к жизни в социальной среде и особенностям ее функционирования.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется педагогами, которые помогают детям усвоить социальный и культурный опыт, приспособится к жизни в обществе, самореализоваться и самоутвердиться в нем. Их работа ориентирована на определенный конечный результат – социальную адаптацию личности и ее эффективное развитие.

Социально-педагогическая деятельность носит целенаправленный характер и ориентируется на отдельную личность. Адаптация к социальной среде будет результативной, если в расчет будут браться индивидуальный качества отдельного ребенка, специфика его развития, особенности восприятия внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс социализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфической чертой социально-педагогической деятельности является наличие временных рамок т.е. эта деятельность носит местный характер, воздействуя на конкретную личность, с ее особенностями развития и ограничивается временным периодом, необходимым для ее социальной адаптации.

Данный вид деятельности имеет постепенный характер. Она не происходит одномоментно, а имеет определенные этапы прохождения и временной период, в течение которого достигается целевое назначение и задачи педагогической работы. Кроме того, деятельность является разносторонней и разноплановой. Ее участники выполняют задачи разной степени сложности и уровня. Они включают в себя удовлетворение интересов в сфере социальной адаптации, помощь в развитии личности и раскрытии ее природного потенциала, развитии навыков самостоятельности и закреплении качеств самодостаточности.

Содержание социально-педагогической деятельности включает в себя следующие элементы:

  • Исследование особенностей развития, отдельных параметров, качеств отдельной личности;
  • Формирование коммуникативных связей и сотруднических отношений педагога со своими подопечными, на которых направлена профессиональная деятельность;
  • Разработка индивидуальных программ развития личности;
  • Регулирование и контроль за протеканием процессов развития самостоятельности, самоутверждения и саморазвития в ходе адаптации к общественной среде;
  • Оказание посреднических услуг в ходе прохождения социальной адаптации;
  • Оказание помощи в преодолении трудностей, решение проблем, связанных с вливанием в общественную жизнедеятельность.

Рисунок 1. Виды СПД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Социально-педагогическая деятельность является сложным, трудоемким, системным процессом. Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, отвечающих за различные направления деятельности и достижение конкретных целей и задач.

Она состоит из субъектов и объектов. Субъектами выступают профессиональные работники, педагоги, которые выполняют определенные действия, направленные на решение социально-педагогических проблем отдельной личности или коллектива. Объектами соответственно выступают личности и коллективы, у которых возникают проблемы социально-педагогического плана и, которым требуется поддержка общества в процессе саморазвития и самореализации, в следствии недоступности общественных источников и возможностей.

Замечание 2

Социально-педагогическая деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе, опоре на достоинства личности, объективном подходе к каждому объекту деятельности, строгой конфиденциальности.

Основные направления социально-педагогической деятельности

Работа педагогов в социально-педагогической области ориентирована на:

  • Проведение профилактических мероприятий по недопущению потери способностей к адаптации жизни в социуме. Личность может потерять навыки взаимодействия с обществом и его членами, оказаться неспособной привыкнуть к новым условиям общественного развития. Нельзя допустить развития подобных явлений, поскольку они влекут отрицательные последствия не только для отдельной личности, но и для общества в целом;
  • Мероприятия по становлению и развитию подрастающего поколения, помогающие поднять уровень их социализации;
  • Проведение социально-педагогической работы с семьями. Оказание семьям помощи в социальной адаптации, разрешение проблем дезадаптации, вызванной разнообразными причинами;
  • Проведение работы со сложными объектами: детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями, асоциальными подростками, лицами с девиантным поведением и маргинальными группами;
  • Проведение социокультурной реабилитации в отношении граждан, имеющих проблемы в психическом, физическом, социальном становлении и развитии.

Рисунок 2. Социально-педагогическая деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социально-педагогическая деятельность может проходить, как непосредственно с конкретной личностью, помогая в преодолении ее социальных затруднений и решении проблем, так и оказании посреднических услуг, чтобы помочь приспособиться к текущим тенденциям общественного развития, принять его условия и влиться в эту среду.

Компоненты социально-педагогической деятельности

Структуру социально-педагогической деятельности составляют:

  1. Цели и задачи организации деятельности. Любая социальная и педагогическая работа начинается с постановки целей т.е. определения того, ради чего реализуется данный процесс. Цель формирует задачи, необходимые для ее достижения.
  2. Субъект и объект деятельности. Деятельность должна быть кем-то выполнена и на что-то или на кого-то направлена. Субъектом выступает специалист в области социальной педагогики, а объектом отдельная личность или группа лиц, имеющих проблемы определенного характера в социальной сфере.
  3. Содержание деятельности.
  4. Методы и приемы деятельности. Они выбираются таким образом, чтобы максимально приблизиться к целевому назначению деятельности.
  5. Формы деятельности. Деятельность может проходить в различных формах: помощь, поддержка, профилактика, консультация, исправление и т.д.
  6. План прохождения деятельности. Составление плана упрощает работу и повышает эффективность любого направления деятельности.
  7. Оценка и анализ прохождения деятельности. Итоги работы должны быть адекватно оценены и проконтролированы, чтобы внести поправки и избежать ошибок в будущем.

Сущность и принципы социально-педагогической поддержки

Сущность и принципы социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая        поддержка        как        вид        социально педагогической деятельности, направленный на помощь ребенку в развитии его индивидуальности, выделилась относительно недавно.

Социально-исторические предпосылки становления проблемы социально-педагогической поддержки личности ребенка связаны с формированием представлений человечества о назначении и ценности детства в обществе, с развитием системы образования и утверждением гуманистической личностно ориентированной парадигмы образования, с утверждением гуманистической педагогики и психологии, с развитием представлений о роли личности в человеческой истории и обществе. Исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.

Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «педагогическая поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «медико-психолого-педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка», которые встречаются в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства. Однако, хотя сегодня эти понятия широко используются в науке и практике, работ, посвященных их специальному анализу практически нет.

Само слово поддержка в русском языке трактуется как оказание помощи,   содействие,   поэтому   различные   виды   поддержки   (социальную, педагогическую, психолого-педагогическую, социально-педагогическую) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи педагогическую, психолого-педагогическую, социально-педагогическую) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи.

Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека, саморазвития.  

Социально-педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальность.

Важнейшей частью социально-педагогической поддержки детей является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Таким образом, деятельность, направленная на оказание социальной поддержки детей с задержкой психического развития, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям в процессе и их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе.

В современной отечественной научной литературе можно встретить два   подхода   к   рассмотрению   этой   проблемы.   Один   трактует   социально- педагогическую поддержку с позиции социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, второй – рассматривает ее как помощь, содействие ребенку в развитии индивидуальности.

Первый подход к проблеме социально-педагогической поддержки с позиции помощи государства и общества социально незащищенным слоям, в том числе как решение индивидуальных проблем жизни и деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, встречается в социальной педагогике. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьев считают, что социально-педагогическая поддержка – это оказываемая профессионально подготовленными людьми помощь в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка в ситуации нарушения его базовых прав. Речь, как правило, идет о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Безусловно, дети с задержкой психического развития, с ограниченными возможностями здоровья, дезадаптированные, находящиеся в социально опасном положении и другие нуждаются в социально-педагогической поддержке.

Некоторые авторы, придерживаясь второго подхода, ставят вопрос о
целесообразности ограничения социальных проблем ребенка границами
базовых прав. Тем более что базовые права могут нарушаться и у обычных
детей. Например, оскорбление чести и достоинства ребенка в школе, что, к
сожалению, встречается достаточно часто в реальной практике. Такую
позицию        занимают        А.Т. Бойцова,        Н.Ю. Конасова,        Н.А. Соколова, трактующие социально-педагогическую        поддержку как «систему деятельности,        организованную        на основе межведомственного взаимодействия и направленную на создание условий реализации прав особых категорий детей (детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей).

Эти авторы считают, что социально-педагогическая поддержка решает задачи реализации прав ребенка на полноценное развитие, образование, досуг, охрану здоровья, участие в культурной и творческой жизни, на поддержку и помощь взрослого.

Анализ определений социально-педагогической поддержки различных авторов (А.Т. Бойцовой, И.Ф. Дементьева, Н.Ю. Конасовой, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульги) позволяет нам выделить характерные черты социально-педагогической поддержки:

  • решение индивидуальных проблем жизни и деятельности;
  • система деятельности на основе межведомственного взаимодействия, направленная на создание условий реализации прав детей;
  • выделение особой категории детей, для которой предназначена социально-педагогическая поддержка, причем эта категория трактуется достаточно свободно (дети с социальными проблемами, проблемами здоровья, взаимодействия, одаренные дети).

Если обобщить существующие определения социально-педагогической поддержки с позиции социальной защиты ребенка, то речь идет о системе межведомственного взаимодействия и социально-педагогической деятельности, направленной на создание условий реализации прав особых категорий детей и решение индивидуальных проблем их жизни и деятельности.

Основные принципы, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства, реализация принципа «Не навреди», обучение приемам психологической самозащиты.

Выделенные        нами        сущностные        особенности        социально педагогической поддержки и ее принципы позволяют говорить о том, что она возможна при определенных отношениях, сложившихся между педагогом и ребенком, к которым относятся: добровольное согласие ребенка на помощь и поддержку со стороны педагога; вера педагога в позитивный потенциал, способности и возможности личности ребенка; субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, основанные на уважении достоинства и прав личности, доверии, сотрудничестве; рефлексивно-аналитический подход педагога к процессу и результатам педагогической поддержки.

Системный подход применительно к социально-педагогической
поддержке нацеливает на представление о ней как о множестве
компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые
образуют на основе этого определенную целостность и единство.
Процессуальный подход рассматривается в виде последовательной смены
конкретных        явлений,        как        единство        качественно-количественных состояний        и изменений        в их динамике; как совокупность последовательных действий и взаимодействий для достижения того или иного результата.

Культурологический подход подразумевает, что социально-педагогическая поддержка является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличии образовательного учреждения), особенности сотворчества в процессе самопознания и самореализации детей с учетом субкультур педагогов, школьников и их родителей, уровень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и механизмы реализации социально-педагогической поддержки.

Средовой подход раскрывает систему действий субъекта управления
социально-педагогической        поддержки        и        среды,        обеспечивающей диагностику, проектирование        и продуцирование воспитательного результата.

Личностно ориентированный подход детерминирован тем, что субъектами социально-педагогической поддержки образовательного учреждения являются личности учителя (воспитателя), ребенка и его родителей. Цель социально-педагогической поддержки ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения – развитие его личности.

Социальный подход к пониманию социально-педагогической поддержки образовательного учреждения детерминирован тем, что представления о составляющих социально-педагогической поддержки обладают определенной изменчивостью и зависят от идеологии и культуры общества, отношения к ним социальной среды.

Деятельностный подход к социально-педагогической поддержке образовательного учреждения означает, что она формируется, проявляется и развивается только в процессе деятельности основных ее участников .

Л.И. Аксенова выделяет несколько этапов реализации процесса социально-педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный .

1. Диагностический этап предполагает фиксацию проблемы,
использование        педагогических,        психологических,        социологических методик для ее диагностики, оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

  1. Поисковый этап – это организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы и анализ сложившейся ситуации.
  2. Договорный этап включает проектирование действий педагога и ребенка по решению проблемы и заключение договора в любой форме о совместной деятельности по преодолению возникших трудностей.
  3. Деятельностный этап предполагает реализацию комплекса мер по решению проблемы ребенка.
  4. Рефлексивный этап – обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, рефлексия, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности .

Социально-педагогическая поддержка        как        особая        область педагогической деятельности рассматривается в виде одной из форм
реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и
воспитании детей с задержкой психического развития. Процесс
гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и детям, имеющим особенности в развитии, все более расширяющаяся интеграция во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной поддержки данной категории населения.

В системе социальной поддержки на современном этапе развития общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке детей с задержкой психического развития.

Основная идея социально-педагогической поддержки определяется как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья.

Под социализацией понимается процесс и результат усвоения
человеком исторически выработанных норм, ценностей, отношений,
способов        общения        с        духовной        и        материальной        культурой.

Индивидуализация – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию единичного, особенного, своеобразного, заложенного в данном индивиде от природы или приобретенного в индивидуальном опыте. Педагогическая поддержка, представляет собой особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию человека .

Социально-педагогическая поддержка является особым видом
социально-педагогической        деятельности        –        это        непрерывный, педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с его особыми потребностями на разных возрастных этапах, различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Л.Я. Олиференко рассматривает понятие «социально-педагогическая поддержка» как особый вид социально-педагогической деятельности, которая   направлена   на   выявление,   определение   и   разрешение   проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие
и образование. Социально-педагогическая поддержка тесно связана с
самореализацией, самоутверждением личности ребенка на основе
признания его безусловной ценности и использования равноправных,
диалоговых взаимоотношений в системе «социальный педагог – ребенок».
Исследователь отмечает, что особенностью социально-педагогической
поддержки является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у
индивида        или        группы        складывается        проблемная        ситуация        во взаимоотношениях с социальной средой. Социально-педагогическая поддержка носит всегда адресный характер и направлена на то, чтобы решить индивидуальные проблемы конкретного ребенка посредством изучения его личности и окружающего социума, выявить средства, помогающие ребенку самостоятельно решить свою проблему, найти наиболее адекватные средства коммуникации.

Исследователь отмечает, что любой человек, столкнувшийся с изменениями социальной среды, испытывает естественные трудности в осознании необходимости освоения новых для него социальных ролей и формировании новых способов поведения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказываются дети из неблагополучных семей.

Отметим, что рост числа неблагополучных семей (педагогически
несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных,
малообеспеченных), не выполняющих свои воспитательные функции,
является тревожной социальной тенденцией на сегодняшний день. В таких
семьях, как правило, преобладают неблагоприятные социальные и
психолого-педагогические        условия        (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и, в целом, имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений.       Это       дестабилизирует       процесс       прохождения       ребенком семейной, а впоследствии и социальной социализации, приводя к различным нарушениям социального и личностного развития в подростковом возрасте, что нередко приводит к его дезадаптации. В этой связи, очевидно, что дети и подростки из неблагополучных семей нуждаются в психолого-педагогической поддержке и помощи.

Таким образом, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей из неблагополучныхсемей.

Педагогическая деятельность, функции педагогической деятельности: структура и специфика — Среднее образование и школы

Функции, задачи педагогической деятельности имеют глубокую гуманитарную основу. Работа педагога основана прежде всего на любви к жизни, детям и миру. Неотъемлемой частью профессии также является ответственность за качество знаний и развитие ребенка как личности. Именно учителя имеют ключевое влияние на нравственные основы общественной жизни.Рассмотрим далее, каковы структура и функции педагогической деятельности.

Роль учителя

Любые достижения в экономике государства не дадут желаемого эффекта, если не будут обеспечены условия, в которых они будут реализовывать функции социально-педагогической деятельности. Роль учителя в обществе сложно переоценить. Даже если не брать во внимание образовательный аспект работы, учителя выступают связующим звеном между всеми членами общества.В связи с этим педагог выражает общие потребности и интересы населения, знает насущные проблемы современности.

Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

Работа учителя очень специфическая. Педагогическая — это особый полезный для общества вид деятельности взрослых граждан, сознательно направленный на подготовку детей к жизни в соответствии с существующими политическими, экономическими, эстетическими, нравственными и другими целями. В рамках этой работы организуется объективный процесс обучения.Функции общественно-воспитательной деятельности ориентированы на улучшение и ускорение подготовки подрастающего поколения к жизни. Это связано с тем, что учителя, реализуя свои задачи, используют теоретические знания и практический опыт в системе специальных учреждений. Многие авторы рассматривают выделение каждой функции профессионально-педагогической деятельности изолированно от других, сохраняя при этом их взаимосвязь. В общей системе обучения сформировались три компонента: коммуникативный, организационный и конструктивный.Для реализации каждой функции педагогической деятельности ключевую роль играют педагогические навыки, способности и стремления.

общие характеристики

К конструктивным функциям профессионально-педагогической деятельности относятся:

  1. В рабочем состоянии. Он включает в себя планирование собственных действий учителя и поведенческих актов ученика.
  2. Существенное. В рамках реализации данной функции профессионально-педагогической деятельности учителя осуществляется подбор и расстановка материалов, планирование и построение всего учебного процесса.
  3. Материал. В рамках этого направления осуществляется проектирование учебно-методической базы всего процесса.

Организационный аспект предусматривает выполнение комплекса действий, направленных на включение детей в различные виды деятельности, формирование команды. Особое значение имеет коммуникативная образовательная деятельность. Функции педагогической деятельности в этом направлении ориентированы на установление образовательных отношений с учителем, детьми, коллегами, родителями и представителями общественности.

Важный момент

Виды и функции педагогической деятельности реализуются при наличии постоянной обратной связи. За счет ее средств учитель получает своевременную информацию о результатах достижения поставленных целей. В связи с этим контрольно-оценочная составляющая также входит в набор элементов, из которых формируется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности реализуют преподаватели любой специальности. Каждый из них должен иметь соответствующие навыки и квалификацию.

Основные функции педагогической деятельности

Учебный процесс осуществляется при непосредственном подчинении задач и целей, поставленных учителем. Ключевые функции педагогической деятельности:

,

Методы социальной педагогики — Социальная педагогика

Методы социальной педагогики

Основные понятия : общие, общенаучные и частные, специальные методы, теоретические, эмпирические, специальные и математические методы, методы исследования потенциала общества; методы развития потенциала общества ; методов реализации потенциала общества; методы решения проблем личности с помощью потенциала общества.

Социальная педагогика как наука обнаруживает зависимость не только от основных законов и принципов, реализуемых в данной отрасли педагогической науки, но и от способов решения социальных и педагогических проблем.

Его теоретическая основа — диалектический материализм, поэтому принципиальный подход к социально-педагогическим исследованиям определяется требованиями диалектического метода. Он предполагает всестороннее изучение социально-педагогических явлений во всех отношениях и отношениях с окружающей действительностью, рассмотрение изучаемого предмета в развитии, раскрытие имеющихся противоречий, единство и борьбу противоположностей, переход количественных изменений в качественные.Как и все гуманитарные науки, социальная педагогика имеет сложную структуру методов:

— Во-первых, социальная педагогика как отрасль педагогической науки в полной мере использует методы общей педагогики — методы обучения и методы воспитания, которые составляют основу социально-педагогических знаний;

Во-вторых, социальная педагогика реализует методы других наук (психологии, социологии, математики) для своих целей, прежде всего для изучения социально-педагогических явлений и обработки полученных данных;

— В-третьих, социальная педагогика, как самостоятельная наука, имеет свои специальные методы: методы изучения педагогического потенциала общества; методы реализации педагогического потенциала общества, методы развития (восстановления) педагогического потенциала общества; методы решения проблем социализации человека.

Таким образом, имея набор собственных принципов и методов, социальная педагогика позволяет на практике реализовать социально-педагогический подход к профессиональной деятельности.

Общая направленность при использовании методов социально-педагогического подхода обусловлена ​​теоретическими представлениями, согласно которым наибольшее влияние оказывают взаимодействие личности и общества в процессе его социализации и различные его производные.

Исследование методов, относящихся к социально-педагогическому подходу, показало, что их содержание, место и роль в общей классификации определяются интегративным характером теории и практики самого теоретического основания — социальной педагогики.Исходя из этого, можно выделить универсальных, общенаучных и специальных методик.

Установлено, что универсальный, или философский, метод, представленный как единство мировоззрения и методологической позиции субъекта социальной педагогики, на сегодняшний день не претерпел существенных изменений.

Изучение роли общенаучных методов в исследуемой проблеме показало высокую интенсивность их применения, в частности, таких как анализ, аналогия, моделирование, проектирование, обучение, обучение, наблюдение, анкетирование и т. Д.

Особые методы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной системе знаний, составляют частные, особые методы. Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной педагогики расширяет арсенал методов за счет общенаучных и специальных.

Анализ практического опыта специалистов, реализующих задачи социальной педагогики, позволил выделить четыре основные группы методов, применяемых в социальной педагогике: теоретические , эмпирические , специальные и математические (рисунок 2 ,1).

Теоретические методы позволяют с внешней стороны социально-педагогических явлений, присущих профессиональной деятельности в целом, рассмотреть их сущность, выявить общее и особенное в личности, выявить внутренние связи и закономерности.

Эмпирические методы характеризуются в основном опосредованным влиянием и воздействием на состояние личности через механизм социально-педагогической регуляции, ее восприимчивость к воздействиям социальной среды. К эмпирическим наряду с методами сбора информации (психологическими и социологическими) относятся педагогические как методы воздействия на человека.

Наука и пр

.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, роль и место проблемы «Социализация» в педагогической науке

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЯВЛЕНИЕ

Содержание данной главы отражает социологические знания о социализации, их месте и роли в педагогической науке. В главе раскрываются взаимосвязи и взаимозависимости понятий «социализация», «социальное образование», «социальное образование» и «социальное развитие», описаны особенности социализации разных возрастных групп населения, а также социально-педагогические проблемы социализация детей и подростков в различных условиях жизни.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знаю

• Особенности понимания социализации в педагогической науке как области научного знания;

• особенности социализации как объекта социально-педагогической деятельности;

• Специфика социального обучения, социального образования и социального развития;

может

• анализировать и изучать основные характеристики социализации человека;

собственный

• система знаний об основных типах, особенностях основных этапов процесса социализации, роли и месте социализации в социальной педагогике.

Роль и место проблемы «социализация» в педагогической науке

Базовые концепции : социализация, адаптация, усвоение социального опыта, элементы социализации, типы социализации, персонализация, идентификация.

Основоположником включения в гуманитарные науки термина «социализация» является американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855-1931), который в своей работе «Теория социализации» использовал его в смысле, близком к современному. во-первых, — «развитие социальной природы или характера личности, подготовка человеческого материала к общественной жизни.«

В дальнейшем в научной литературе понятие «социализация» рассматривалось как процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения человека в социальную среду, в общество. Следует отметить, что практически до 80-х гг. XX век, говоря о социализации, многие ученые имели в виду развитие человека в диапазоне «детство — юность».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучаются философами, социологами, психологами, учителями, юристами, представителями других наук.

Только в последние десятилетия детство перестало быть единственным предметом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослую жизнь и даже старость.

Таким образом, социализация (от лат. socialis — public) — это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, систему социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство системы. социальных связей индивида в процессе деятельности.

Традиционно эта проблема изучалась в социологии, социальной психологии и философии.

Интеграция проблемы социализации в область общенаучного знания предполагает рассмотрение этой проблемы с точки зрения различных научных подходов.

Если обобщить проблему социализации в социологии в целом, то она состоит, прежде всего, в описании ее с точки зрения социального феномена, отражающего сущность различных межличностных, межгрупповых отношений в обществе на определенном этапе его развития. развитие и процесс усвоения конкретного социального опыта общества в различных социально-экономических условиях его существования.С точки зрения социологии, человек, усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, обретает готовность к трансформационной деятельности.

С точки зрения психологии, в первую очередь социальной психологии, социализация рассматривается как процесс адаптации человека к социальной среде, к взаимодействию с другими, такими же, как он сам. И в этом смысле социальную психологию интересуют этапы адаптации человека, реакция его психологии на воздействие тех или иных факторов социализации.Психология рассматривает социализацию как процесс развития психики человека в онтогенезе, как процесс становления личности, личности.

Существует также точка зрения на социализацию в педагогической науке.

Педагогический аспект социализации интегрирован с философским и психологическим.

Проблему социализации в науке можно рассматривать интегративно, ее можно отнести к социально-психологическим (как развитие психики индивида в онтогенезе) и социально-педагогическим (как высший уровень воспитания) явлениям.Из-за этого социализацию нельзя сводить только к развитию или только к обучению. Наряду с различными организованными воздействиями общества на формирование личности, т.е. с воспитанием, социализация включает в себя элементы спонтанного, неорганизованного воздействия окружающей среды на человека.

В педагогической науке социализация занимает свое место и рассматривается как педагогический феномен с педагогическими закономерностями его влияния на человека через образование и воспитание. С этой точки зрения педагогика рассматривает социализацию с точки зрения конкретного воздействия на человека определенными средствами и, в большей степени, не только заинтересована в описательной характеристике содержания процесса (процедура привыкания). или адаптации человека к среде как таковой, этапы, цикличность или периодичность этой адаптации; в ходе адаптации человека к среде и т. д.), но, прежде всего, под влиянием того, что меняется человек, каким образом реализуется эта адаптация овека к окружающей среде. Педагогика интересует уровни социализации, а следовательно, какие формы и методы могут контролировать переход от одного уровня социализации человека к другому. В социализации ученые отмечают такие свойства, как спонтанность и управляемость. Конечно, педагогику как науку о законах педагогического воздействия на человека, не отказываясь от спонтанности социализации, больше интересует управляемая ее составляющая.Приоритетность рассмотрения социализации с точки зрения контролируемой пр

.

Социально-педагогическая карта — основной метод сбора информации о потенциале общества, Описание проблемы социализации студентов

Социально-педагогическая карта — основной метод сбора информации о потенциале общества

Социально-педагогическая карта потенциала общества является основным методом сбора информации о значительных педагогических ресурсах, возможностях социальной активности, социальных отношениях, социальных институтах и ​​личности для решения проблем социализации.Это метод обобщения информации о значимых аспектах педагогического потенциала общества, формах и способах его использования для решения проблем социализации личности. В результате применения этого метода мы получаем карту социально-педагогической диагностики.

Карта социально-педагогической диагностики педагогического (воспитательного) потенциала общества включает пять содержательных блоков:

1) описание проблемы социализации человека;

2) изучение педагогического (воспитательного) потенциала личности: определение уровня развития социальных потребностей, социальных способностей, социальных ценностей;

3) исследование педагогического (воспитательного) потенциала социума, значимого для личности: определение уровня развития потенциала социальной активности, социальных отношений, социальных институтов;

4) рекомендации по реализации значимого для личности педагогического (образовательного) потенциала: выделение наиболее значимых частей потенциала общества, оптимальных форм и методов его реализации;

5) приложения (анкеты для определения уровня педагогического (воспитательного) потенциала личности и общества (см. Приложения 8, 9, 10, I, 12, 13, 14, 15)).

Карта социально-педагогической диагностики — это диагностический инструмент, отражающий в целом информацию о потенциале общества и каждом его отдельном элементе, значимом для решения конкретной проблемы социализации человека.

В качестве примера объекта диагностики (исследования) взята проблема неприятие младшего школьника в социальной среде.

Описание проблемы социализации студентов

Задача и данная структура рассмотрены на примере ученика 5-го класса общеобразовательной школы.Признаки его проблемы социализации проявляются в его замкнутости и отсутствии определенных знаний, навыков и умений для успешного взаимодействия со сверстниками и социальным окружением, а также в социальной среде, отсутствии минимально необходимых социальных способностей. Пятиклассник в силу своего воспитания отличается необычным поведением в общей массе тех, кто входит в классный коллектив. Чаще всего школьник замкнут, проявляет слабо развитые способности к общению и другие коммуникативные варианты взаимодействия.Проблемой сильно пренебрегают, ребенок не уверен в собственных силах или способностях, хотя потребность во взаимодействии ощущается и осознается. Развитию проблемы способствует школьный коллектив в лице учителей и учеников, не желающих видеть проблему семьи, морально-психологическая ситуация в которой способствует подавлению личности ребенка, демонстрирует излишнюю скромность и, как результат — нерешительность, независимость в принятии решений и умение четко выражать свои мысли и занимать определенную позицию.Таким образом, этот ученик изолирован от класса. Он не может и не хочет считаться с правилами образовательного учреждения, нормами взаимоотношений и в целом не может адаптироваться к условиям социальной среды, в которой протекает его жизнедеятельность.

У школьника нет заметных отклонений в развитии, кроме несформированности некоторых социальных способностей.

Социальные институты, являющиеся носителями потенциала социума, значимого для решения проблемы социализации личности школьника: семья, школа, ученический коллектив, родительский школьный комитет, педагогический коллектив, поликлиники микрорайон, полностью способны оказать помощь.

В школе регулярно проводятся различные виды общественной деятельности, в целом существуют здоровые социальные отношения, которые важны для помощи ученику. Регулярно проводятся субботники, организуются различные спортивные секции, кружки по интересам, здоровый отдых школьников. Школа часто обращается за помощью и использует возможности домов отдыха, санатория, оздоровительного лагеря, центра занятости. Во время занятий у студентов есть возможность посещать музеи, театры, развлекательные центры, концерты и другие мероприятия.

Вовлечение именно этих сфер социально-педагогической деятельности связано с тем, что ученик проявляет интерес к искусству, занимается в спортивных секциях, занимается волонтерством, проявляет интерес к походам в лагеря, дома отдыха, но из-за некоторой замкнутости, нерешительности вынужден оставить свои интересы на уровне желаний, требующих реального воплощения в позитивные поступки и поступки.

тематических картинок

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *