Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти » Битрейника
По характеру психической активности память в психологии делится на словесно-логическую (вербальную), образную, двигательную и эмоциональную. Подробнее с классификацией видов памяти можно ознакомиться в нашей статье Виды памяти. В этой статье мы более подробно остановимся на словесно-логической памяти.
В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел.
Суть этой памяти – запоминание смысла, логики, соотношения словесных элементов информации. Обдумывая, размышляя, запоминая содержание разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их, мы используем словесно-логическую память. Мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словесно-логическая.
Проявляться словесно-логическая память может в двух вариантах:
- Запоминание и передача при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений.
- Запоминание и воспроизведение как смысла, так и точного словесного выражения.
Если при этом материал не осмысливается, то речь идёт о механическом запоминании.
Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.
Для развития словесно-логической памяти важно овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).
Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.
Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.
Игры для развития словесно-логической памяти
Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.
Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).
Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.
Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.
Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами ещё.
Игра№3 «Кто тут лишний?»
Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»
Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:
- Ручка, карандаш, собака.
- Стул, цветок, кровать.
- Берёза, ромашка, роза.
- Бабочка, гриб, муха.
- Жираф, бегемот, лебедь.
Таким образом можно играть и с картинками.
Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»
Попросите ребёнка закончить предложения:
- Саша не съел кашу, потому что …
- Мама заплела Наташе косички, и …
- У Серёжи закончились краски, …
- В лесу нам встретились …
Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!
Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти
Для малышей:
- Разучивание стихов и песен.
- Составление рассказа по картинке.
- То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
- Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
- Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.
Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.
Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:
- Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
- Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
- Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
- Обсуждение прочитанного или просмотренного.
- Максимально точный пересказ новостных сообщений.
Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию.
Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.
Советы по улучшению работы мозга можно найти в нашей статье Здоровье мозга
Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать занятия на игровых тренажёрах для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — — это… Что такое СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ —?
- СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ —
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ
- СЛЮНА
Смотреть что такое «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ —» в других словарях:
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Память на мысли в словесной (вербальной) форме; обеспечивает мыслительную и речевую деятельность человека … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — память, содержанием которой являются наши мысли, облеченные в слова. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его… … Профессиональное образование. Словарь
Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей … Психология человека: словарь терминов
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ. См. словесно логическая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — (англ. verbal memory) память на мысли, суждения, умозаключения. Син. вербальная память. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. П. с. л. специфически человеческая память в отличие … Большая психологическая энциклопедия
память словесно-логическая — выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
память словесно-логическая — вид памяти, характеризующаяся использованием понятий, категорий, логических конструкций, обобщений и функционирующей на базе языковых или других знаковых средств … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… … Биологический энциклопедический словарь
память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — это… Что такое ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ?
- ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ
- (англ. verbal memory) — память на мысли, суждения, умозаключения. Син. вербальная память. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. П. с.-л. — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейшая формах свойственны и животным. П. с.-л. ведущей по отношению к др. видам памяти, от ее развития зависит развитие всех др. видов памяти (см. Памяти виды). (Т. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- ПАМЯТЬ СЕМАНТИЧЕСКАЯ
- ПАМЯТЬ СЛУХОВАЯ
Смотреть что такое «ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ. См. словесно логическая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
память словесно-логическая — выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
память словесно-логическая — вид памяти, характеризующаяся использованием понятий, категорий, логических конструкций, обобщений и функционирующей на базе языковых или других знаковых средств … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — — см. Памяти виды, Память словесно логическая. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко … Большая психологическая энциклопедия
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Память на мысли в словесной (вербальной) форме; обеспечивает мыслительную и речевую деятельность человека … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — память, содержанием которой являются наши мысли, облеченные в слова. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его… … Профессиональное образование. Словарь
Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей … Психология человека: словарь терминов
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
Что такое логическая память и как её развить
Логическая память против механической
Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.
Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».
Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.
Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.
Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.
Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, разными словами и приёмами.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть.
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше.
- Изучите истори
память словесно-логическая — это… Что такое память словесно-логическая?
- память словесно-логическая
вид памяти, характеризующаяся использованием понятий, категорий, логических конструкций, обобщений и функционирующей на базе языковых или других знаковых средств.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Память семантическая
- Память специализированная
Смотреть что такое «память словесно-логическая» в других словарях:
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ. См. словесно логическая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — (англ. verbal memory) память на мысли, суждения, умозаключения. Син. вербальная память. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. П. с. л. специфически человеческая память в отличие … Большая психологическая энциклопедия
память словесно-логическая — выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — — см. Памяти виды, Память словесно логическая. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко … Большая психологическая энциклопедия
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — СЛОВЕСНО ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Память на мысли в словесной (вербальной) форме; обеспечивает мыслительную и речевую деятельность человека … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — память, содержанием которой являются наши мысли, облеченные в слова. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его… … Профессиональное образование. Словарь
Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей … Психология человека: словарь терминов
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
Логическая память и ее развитие
Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.
Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.
Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.
Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).
Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал.
Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:
«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».
Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.
Как развить логическую память?
Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.
1
Анализ
Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:
- Что именно я изучаю?
- Почему я это изучаю?
- Что представляет собой материал?
После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.
2
Компиляция и декомпиляция
Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.
3
Поиск связи
Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.
Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.
4
Познание сути
Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:
- Изучите историю предмета.
- Попытайтесь связать эту неизвестную вам тему с темой очень близкой.
- Найдите больше информации на эту тему.
- Эмоционально вовлекайтесь в предмет.
- Изучайте биографии людей, которые связаны с этой темой.
- Ведите дневник и записывайте в него все свои мысли.
Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.
5
Систематическое повторение
Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления.
Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.
Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.
Упражнения для развития логической памяти
Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.
Упражнение «Ассоциации»
Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка).
Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.
Упражнение «Лишнее слово»
Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок.
Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.
Упражнение «Вольный пересказ»
Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.
«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».
В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл.
Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
1.5. Словесно-логическая память. Развитие памяти [Секретные методики спецслужб]
1.5. Словесно-логическая память
Словесно-логическая память – это наша способность запоминать мысли, суждения, умозаключения. Данный вид памяти, по мнению ученых, свойственен только человеку. В то время как остальные виды в определенных формах характерны и для животных. Как опять же считают ученые, словесно-логическая память – основная, именно от того, насколько она ра?звита, зависит эффективность прочих видов памяти.
Данный вид памяти принимает непосредственное участие в запоминании и воспроизведении тех или иных мыслей. Данный вид памяти является особенным: ведь мысли без языка не существуют. Именно поэтому память называется словесно-логической. Мы используем словесно-логическую память в тех случаях, когда нам не нужно сохранить в памяти точные фразы и выражения, достаточно запомнить смысл; либо мы заучиваем мысли, чтобы в памяти сохранилась точная информация.
Причем бывают люди, которым проще заучить наизусть материал, не слишком его осмысляя. Чаще всего это свойственно детям: им гораздо проще вызубрить материал учебника или стихотворения, нежели взрослым. Если информация совершенно не подвергается мысленному анализу, то процесс запоминания будет механическим. И воспроизвести материал «своими словами» вы уже сможете с большим трудом.
И напротив, некоторым проще запомнить суть изучаемого и пересказать своими словами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
5 типов воспоминаний | Психология
Эта статья проливает свет на пять типов воспоминаний. Это следующие типы: 1. Личная и безличная память 2. Ролевая и логическая память 3. Привычка и чистая память 4. Непосредственная и постоянная память 5. Непосредственная и постоянная память.
Тип # 1.
Личная и безличная память:
В личной памяти мы помним не только факты, полученные в прошлом, но и различные другие личные переживания, связанные с ними.Когда вы вспоминаете свой первый опыт студенческой жизни и общение с выдающимися профессорами, вы вспоминаете многие детали своей личной жизни.
Это личная память. Но в безличной памяти запоминается только факт, но не вместе с другими личными деталями. Когда вы вспоминаете пятую теорему Евклида, вы не вспоминаете конкретных случаев, связанных с процессом получения ее знания. Итак, это безличная память.
Тип № 2.
Ролевая и логическая память:
Механическое повторение и переживание без интеллектуального восприятия называется механической памятью.Это зубрежка. Это не предполагает понимания или ассимиляции. Мальчик машинально повторяет стихотворение снова и снова и запоминает. Это механическая память.
Логическая память зависит от разумного понимания или ассимиляции. Это не зависит от простого повторения. Мальчик досконально понимает теорему геометрии и читает ее несколько раз. Он может легко сохранить и воспроизвести его в нужных случаях. Это логическая память. Ролевая память — это дословное запоминание усвоенного материала.Логическая память — это память о значении изученного материала.
Тип # 3.
Привычка и чистая память:
Различие Бергсона между «памятью привычек и чистой памятью» аналогично различию между механической памятью и логической памятью. Он считает, что привычка — это функция тела, а память — функция ума. Когда мы изучаем некоторый материал (например, стихотворение) путем механического повторения, мы просто формируем привычку декламировать определенные группы слов.
При воспроизведении стихотворения мы не вспоминаем прошлый опыт, а просто читаем его механически. Бергсон приписывает «память о привычках» телу, а «чистую память» — уму. Память о привычках — это результат вербального повторения. Он заключается в формировании механического навыка.
Настоящая память зависит от ассоциации и интереса. Память привычек — это механическая память. Настоящая память — это логическая память. Старая педагогика делала упор на память привычек. Современная педагогика делает упор на истинную память.
Истинная память не может быть сведена к нейронной привычке, потому что она не зависит от повторения одного и того же предмета, и потому что она зависит от ее значения и отношения к цели объекта.Можно вспомнить очень интересную сцену или очаровательную песню, даже если они были восприняты только один раз.
Когда мы запоминаем стихотворение, настоящая память преобладает над нейронными привычками, которые формируются нейронными ассоциациями. Но настоящая память зависит от мысленных ассоциаций.
Тип # 4.
Непосредственная и постоянная память:
Изученный материал можно вспомнить сразу после его изучения. Или его могут вспомнить по прошествии времени.Память сразу после обучения называется немедленной памятью. Память по истечении определенного времени и обучение называется постоянной памятью. Элемент забывания в этот период может исключить большую часть усвоенного материала.
Чем дольше дается время, тем сильнее забывается. Непосредственная память увеличивается с возрастом. Ребенок никогда не достигает уровня взрослого. Непосредственная память медленно прогрессирует до подросткового периода, то есть до 14 лет.Он очень быстро прогрессирует в подростковом возрасте, то есть между 14 и 18 годами.
Человек достигает своего максимального предела непосредственной памяти к 25 годам. Непосредственная память зависит от закона персеверации. Благодаря действию этого закона опыт имеет тенденцию автоматически воспроизводиться или проявляться в сознании.
Персеверация — это тенденция подсознательных следов, образующихся при изучении материала, подниматься до уровня сознания. Или это спонтанная реактивация нейронного паттерна или нейрограммы.Норман связывает персеверацию с нейронной фасилитацией.
Тайна персеверации еще не разгадана. Персеверация — это склонность подсознательного следа, возникающего при изучении материала, подниматься до уровня сознания. Или это спонтанная реактивация нейронного паттерна нейрограммы. Вероятно, это связано с нейронным облегчением.
Тайна персеверации еще не разгадана. Взрослый уделяет пристальное внимание изученному делу. Таким образом, персеверация становится сильнее, и он приобретает большую непосредственную память.Постоянная память зависит от законов ассоциации. Чем больше усвоенный материал связан с другими идеями в уме и внедряется в систему знания, тем больше постоянство памяти.
Тип # 5.
Активная и пассивная память:
Когда прошлые переживания всплывают в нашу память без усилия воли, наша память пассивна или спонтанна. Вид спелого манго напоминает нам о его сладком вкусе.Вид восхитительного блюда напоминает нам о его вкусе. Это примеры пассивной памяти.
Но когда мы усилием воли вспоминаем прошлый опыт, наша память активна. Активная память называется воспоминанием. Мы стараемся вспомнить забытое имя усилием воли и, наконец, умудряемся вспомнить его. Это активная память.
Воспоминанию помогает фиксация идей и контроль сил внушения. Фиксация идей означает концентрацию внимания на частично возрожденных образах для их полного возрождения.Если вы сосредоточите свое внимание на идее Акбара, большая часть ваших знаний о нем возродится.
И вы должны контролировать внушающие силы, обращая внимание на идеи, связанные с идеями, которые нужно возродить. Вы должны думать об Акбаре как об военном командире, как об политическом администраторе и как о стороннике религии. Затем вы вспомните все относящиеся к нему представления о нем.
.
Психология: основы типов интеллекта
- Образование
- Психология
- Психология: основы типов интеллекта
Адам Кэш
Конечно, интеллект — это совокупность когнитивных способностей, но объединяющая конструкция, называемая «интеллект» то, что можно измерить и измерить, должно существовать, верно? Психологи разработали тесты интеллекта и работали с военными, школами и корпорациями, пытаясь отсортировать индивидуальные различия в интеллекте при выборе работы, академических наградах и повышениях.В результате всего этого тестирования возникла концепция «g» как общего и измеримого фактора интеллекта.
G-фактор состоит из подкомпонентов, известных как s-факторов . Вместе g- и s-факторы составляют так называемую двухфакторную теорию интеллекта :
g-фактор: Какой-то психолог придумывает тест на умственные способности и дает его многим людям. Когда оценка рассчитывается и усредняется по способностям, устанавливается общий коэффициент интеллекта.Он предназначен для того, чтобы показать, насколько вы в целом умны, исходя из результатов вашего теста на интеллект.
s-фактор: Индивидуальные баллы по каждому из тестов конкретных способностей представляют собой s-факторы. Оценка s-фактора представляет способности человека в одной конкретной области. Сложите все s-факторы вместе, и вы получите g-фактор. Обычно измеряемые s-факторы интеллекта включают память, внимание и концентрацию, словесное восприятие, словарный запас, пространственные навыки и абстрактное мышление.
В родственной теории психолог и пионер исследований интеллекта Луис Терстон (1887–1955) предложил теорию интеллекта, названную первичными умственными способностями. По сути, это та же концепция, что и часть s-фактора теории двух факторов, но с некоторыми подробностями. Для Терстона интеллект представлен различными уровнями деятельности человека в семи областях: понимание речи, беглость слов, число, память, пространство, скорость восприятия и рассуждение.
Более пристальный взгляд на фактор g
Психологи продолжают разделять общий интеллект на конкретные факторы. Теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (Теория CHC) предполагает, что «g» состоит из множества когнитивных способностей, которые, взятые вместе, производят «g». Ранние работы отдельных авторов теории CHC, Рэймонда Кеттелла, Джона Хорна и Джона Кэрролла, привели к созданию модели общего интеллекта, состоящего из десяти слоев.Они следующие:
Кристаллизованный интеллект (Gc): всесторонние и приобретенные знания
Гибкий интеллект: умение рассуждать и решать проблемы
Количественное мышление: Количественные и числовые способности
Чтение и письмо: чтение и письмо
Кратковременная память: Непосредственная память
Долговременное хранение и извлечение: Долговременная память
Визуальная обработка: Анализ и использование визуальной информации
Обработка слуха: Анализ и использование слуховой информации
Скорость обработки: мыслить быстро и автоматически
Скорость принятия решения и реакции: Принятие решения и быстрая реакция
Исследователи продолжают работать с моделью CHC и разработали исследовательские программы, направленные на добавление к 10 слоям.Многие профессионалы считают, что сенсорные и моторные способности должны быть более полно включены в эту теорию, и исследователи изучают «предварительные» факторы, такие как тактильные способности (осязание), кинестетические способности (движения), обонятельные способности (обоняние) и психомоторные способности и скорость.
Компонент интеллекта уличного интеллекта
Роберт Стернберг разработал триархическую теорию интеллекта отчасти для решения споров об уличных умениях, согласно которым многие умные люди могут быть умными в учебе или в классе, но не иметь здравого смысла в реальной жизни или в практических вопросах.Три интеллектуальных компонента его теории следующие:
Компонент: Компоненциальный интеллект зависит от тех же факторов, которые измеряются традиционными тестами интеллекта (память, беглость речи и т. Д.). Это умный аспект интеллекта. Штернберг подчеркнул, что эти способности часто не связаны с повседневной жизнью, проблемами и проблемами. Эйнштейн, казалось, обладал этим компонентом.
Опытный: Опытный интеллект включает в себя способность решать два разных типа проблем: новые проблемы и рутинные проблемы.Это требует умения распознавать новые проблемы, в отличие от повседневных проблем; искать и генерировать решения; и внедрять решения.
Контекстный: Контекстный интеллект — это тип практического интеллекта, который позволяет людям заниматься повседневной жизнью, не идя перед машинами, не говоря полицейским, чтобы они заблудились, и не позволяя мусору скапливаться до потолка. Это аспект интеллекта, связанный с уличным умом, которого психологам иногда не хватает в глазах своих клиентов.
Множественный интеллект
Садовник создал теорию, известную как множественного интеллекта , наблюдая за чрезвычайно талантливыми и одаренными людьми. Он предложил семь типов интеллекта, которые обычно не учитываются в традиционных теориях об интеллекте:
Телесная кинестетическая способность: Майкл Джордан, кажется, обладает этой способностью в значительной степени. Люди с высокими телесными кинестетическими способностями обладают превосходной зрительно-моторной координацией, прекрасным чувством равновесия, а также острым пониманием своего тела и контролем над ним во время физической активности.
Музыкальные способности: Если вы можете стучать ногой и хлопать в ладоши в унисон, то у вас немного музыкального интеллекта — немного. Люди с высоким музыкальным интеллектом обладают естественной способностью читать, писать и играть музыку исключительно хорошо.
Пространственные способности: Вы когда-нибудь терялись на заднем дворе? Если да, то у вас, вероятно, не очень высокий уровень пространственного интеллекта. Этот интеллект включает в себя способность ориентироваться и перемещаться в пространстве, а также способность рисовать в уме трехмерные сцены.
Лингвистические способности: Это традиционная способность хорошо читать, писать и говорить. Поэты, писатели и красноречивые ораторы обладают высокой этой способностью.
Логико-математические способности: Этот интеллект включает в себя способность решать базовые и сложные математические задачи.
Межличностные отношения: Болтливость и умение продавать подержанные машины являются хорошими примерами межличностного интеллекта.«Народный человек», который имеет хорошие разговорные навыки и знает, как взаимодействовать и хорошо ладить с другими, обладает высокими межличностными способностями.
Внутриличностные способности: Насколько хорошо вы себя знаете? Внутриличностный интеллект включает в себя способность понимать свои мотивы, эмоции и другие аспекты вашей личности.
.
Логические рассуждения у детей раннего возраста
Мыслительный процесс ребенка индивидуален в своих проявлениях. Некоторые дети могут все понять с первого раза, в то время как другим нужно повторять одно и то же много раз, прежде чем они вспомнят. Логическое мышление детей зависит от быстрого мышления, навыков решения задач в различных областях, логических рассуждений, а также изучения и анализа новых знаний. Ученые говорят, что такие качества и задатки передаются генетически.Они считают, что наследственность влияет на 70% способностей ребенка. Эти факты не означают, что у ребенка нет необходимости развивать мышление. Ведь есть еще 30%, которые доступны малышу и его родителям.
Основы логического мышления у детей раннего возраста — практические действия. В этом возрасте происходит быстрое расширение круга умственных проблем (задач) и повышение самостоятельности мышления ребенка. Психологические исследования логического мышления у детей раннего возраста (дошкольников) показывают изменение роли мыслительного действия по отношению к практическому.
Дети 3-4 лет могут использовать действия, неадекватные задаче. Они немедленно начинают принимать меры по решению проблемы, используя метод неизбирательных проб и ошибок. Младший дошкольник обычно не анализирует условия задачи. Поэтому ребенок не может критически оценивать результаты. Логические рассуждения начинают работать только после попыток решить проблему практическими действиями.
У детей 5-6 лет логическое мышление начинает работать с понимания проблемы и поиска путей ее решения.Дети этой возрастной группы используют речь как основу для логических рассуждений. Они начинают спорить, а затем предпринимают действия для решения интеллектуальных проблем. Таким образом, мышление дошкольника постепенно переходит от действия к произношению и логическому рассуждению (Goel, 2010).
Каждый родитель хочет облегчить школьную жизнь своему ребенку. В помощь юному гению папы и мамы должны научить малыша использовать резервы его памяти. Природа подарила человеку великий дар — способность запоминать.
Логические рассуждения развивают 4 типа памяти:
- Моторная память или память движений.
- Вербально-логическая память, помогающая закрепить и усвоить услышанную информацию.
- Зрительно-образная память, которая помогает запоминать формы, лица, цвета и визуальные образы.
- Эмоциональная память, которая помогает запечатлеть чувства или события, связанные с ними (Марковиц, 1996).
Для развития логического мышления ребенка, а также для достижения лучшего результата в усвоении нового материала ребенок должен уметь использовать все эти типы памяти одновременно.Ребенок пытается узнать, что к чему, почему и для чего. Он выясняет ряд моделей общения, причин и следствий. Он учится рассуждать и делать выводы. Чем раньше родители начнут развивать логическое мышление ребенка, совершенствуя мыслительные операции, тем выше будет у него уровень познавательной активности, интереса к интеллектуальным проблемам. Логическое рассуждение ребенка включает в себя несколько мыслительных операций:
- Сравнение. Это самая простая и понятная операция.Родители должны научить ребенка сравнивать предметы, находить сходства и различия. Они могут это делать, например, в платьях кукол, в форме предметов, в цветах окружающего мира.
- Анализ. Эта операция состоит из выделения частей одного объекта. Например, родители могут спросить ребенка: из чего состоит предмет; что нарисовано на картинке; какое платье на кукле…
- Синтез. Эта операция противоположна анализу. Он используется для объединения частей в единое целое.Эта операция синтеза — ключевая идея всех головоломок.
- Установление причинно-следственных связей. Ребенок учится связывать причину и следствие. Для этой операции родители могут использовать наблюдение за внешним миром, действиями людей и чтение рассказов и сказок с сюжетом.
Операция обобщения — сложнейшая логическая операция для маленьких детей. Дети испытывают трудности с выводами. Логические операции составляют основу хорошего мышления.Если развивать у ребенка способность мыслить, он все очень быстро поймет, и процесс обучения пройдет легко и непринужденно.
Стоит сказать, что словесные и логические рассуждения играют очень важную роль в развитии ребенка. Примерно в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться два новых типа рассуждений — словесно-логический и абстрактный. Его успех в школе зависит от уровня развития этих типов рассуждений (Donaldson, 2003).
Недостаточное развитие словесно-логических рассуждений приводит к затруднениям в совершении каких-либо логических действий (анализ, синтез, выделение основных дел, делая выводы) и операций со словами.Упражнения для развития этого типа рассуждения направлены на формирование у ребенка способности систематизировать слова в определенном смысле, способности различать родовые и аспектные концепции, развитие вербального индуктивного мышления, синтеза и способности к абстракции. Следует отметить, что чем выше уровень синтеза, тем выше способность ребенка к абстракции.
Здесь также дается описание логических задач — это специальный раздел по развитию словесно-логического мышления, который включает в себя ряд различных упражнений.Логическая проблема предполагает процесс рассуждения, связанный с использованием понятий, логических структур, существующих на основе языковых ресурсов.
В ходе такого рассуждения происходит переключение от одной оценки к другой, их отношения через посредничество содержания одной оценки содержанием другой и, следовательно, формулируется вывод. Как отметил психолог С.Л. Рубинштейн, «в заключение… знание производится косвенно через знание без каких-либо заимствований в каждом случае из прямого опыта» (Марковиц, 1996).
Развивая словесные и логические рассуждения посредством решения логических задач, необходимо выбирать задачи, требующие индуктивного (от единицы к общему), дедуктивного (от общего к единице) и переводческого (от единицы к единице или от общего к общему, когда посылка и заключение являются оценкой одного и того же сходства) выводы.
Переводный вывод можно использовать как первый этап обучения решению логических задач. Это проблема, в которой отсутствие или наличие одного из двух возможных признаков одного из двух обсуждаемых объектов помогает сделать вывод, соответственно, о наличии или отсутствии этого признака у другого объекта.Например, «Собачка Стеллы маленькая и пушистая; Рэйчел большая и пушистая. Что в них общего? Что отличается?»
Если у ребенка недостаточно развиты абстрактные логические рассуждения, он плохо представляет абстракции, которые не могут быть восприняты органами чувств (например, уравнение, квадрат и т. Д.). Действие этого типа рассуждений основано на концепции. Понятия отражают сущность предметов и могут быть выражены словами или другими знаками. Обычно этот тип рассуждений только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, но задачи, требующие решения в абстрактно-логической сфере, уже включены в школьную программу.Это определяет трудности, которые испытывают дети в процессе усвоения школьного материала. Предлагаемые здесь упражнения не просто развивают абстрактные логические рассуждения, но их содержание соответствует основным характеристикам этого типа рассуждений (Диас, 1990).
Эти задачи включают в себя способ формирования способности обеспечивать существенные свойства (атрибуты) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания и устанавливать отношения между понятиями (логическая ассоциация), способность формирования операционного смысла.
Есть несколько способов развить логику у детей: предложения, математические игры, творческие способности и другие (Piaget, 2002).
Развитие логики через предложения
Это упражнение подходит для детей до трех лет. Взрослые в расслабленной форме начинают предложение и предлагают ребенку его закончить. Лучше использовать этот способ при ходьбе с целью, чтобы предложенная ребенку фраза как-то была связана с окружающей действительностью. Такой тест интеллекта поможет развить у детей логику, наблюдательность и ассоциативное мышление.
Развитие логики с помощью математических игр
Необходимо усложнить задачу детям старше трех лет. Математика и логика тесно взаимосвязаны; следовательно, можно использовать игру с математическим уклоном для развития логики. Детям можно предложить специальные карточки с изображениями птиц, животных, предметов, чтобы расположить их в порядке возрастания или убывания — в зависимости от количества символов или предметов на каждой.
Развитие логики через творчество
Логическое мышление у детей формируется на уроках чтения, арифметики.Творчество также способствует развитию логики, заставляя мозг работать и находить верное решение. Для этих целей отлично подойдут пазлы, мозаика, раскраски, аппликации, лепка фигур из глины, роспись и многое другое. Увлеченно собирая пазлы или мозаику, ребенок тренирует свою память, решает головоломки, ранжируя в голове логический вывод: фрагмент белого цвета к белому, зеленый — к зеленому и т. Д. (Counihan, 2008).
Разнообразные занятия по развитию логики
Бывает, что ребенку быстро надоедает одна игра или головоломка, и он теряет к ней интерес.Родители должны позаботиться об этом заранее, время от времени приобретая новые развлекательные игры и развивающие игрушки для детей. Тогда ребенок будет счастлив развивать логику, занимаясь новыми увлечениями, что поможет ему в школьном возрасте лучше учиться, думать и действовать последовательно.
Приступать к развитию логического мышления у ребенка необходимо с раннего возраста. Это поможет ему и дальше грамотно выражать себя и убедительно аргументировать свою позицию. Следует помнить, что способности, которыми обладает каждый человек, даны от природы с рождения.Если родители будут их правильно развивать, то у детей будут другие способности. Но здесь также важно не опоздать с формированием основы этого будущего дара. Образование родителей и учителей в значительной степени влияет на развитие или разрушение способностей детей. Талант может быть в любом ребенке! Дети легко воспринимают новое и впитывают любую информацию, как губки. Человеческий мозг развивается не только с возрастом, но и тогда, когда вы активно работаете. Родители, развивая в своем ребенке логическое мышление или другие важные качества, должны помнить о самом главном.Основная миссия всех родителей в мире — раскрыть личность своего ребенка, чтобы он был реализован и счастлив в этом мире!
Артикул:
Каунихан, М. (2008). «Если р, то q». . . и все это: логические элементы в рассуждениях и дискурсе. Журнал логики, языка и информации, 17 (4), 391-415.
Диас, М. Г. и Харрис, П. Л. (1990). Влияние воображения на рассуждения маленьких детей. Британский журнал психологии развития, 8 (4), 305-318.
Дональдсон, М. (2003). Исследование детского мышления. п. 177.
Гоэль, В., Вартанян, О. (2010). Отрицательные эмоции могут ослабить влияние убеждений на логические рассуждения. Познание и эмоции, 25 (1), 121–131.
Марковиц, Х., Венет, М., Жанво-Бреннан, Г. и Мальфе, Н. (1996). Рассуждения у детей раннего возраста: фантазия и информационный поиск. Развитие ребенка, 67 (6), 2857–2872.
Пиаже, Дж. (2002). Суждение и рассуждение у ребенка. п. 2.
Дети
.