Лекция 14. Системный подход в психологии.
Понятие системный подход в научном исследовании. Предпосылки системного подхода. Задачи системных исследований. Функции системных описаний. Разновидности системного подхода. Системный подход по Б.Ф.Ломову, по М.С.Роговину, по В.А.Ганзену.
Методические рекомендации к теме:
Системный подход является ведущим методологическим принципом современной науки. Системный подход позволяет отследить общность психических явлений друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. При изучении данной темы полезно использовать метафору «пазла». В психологии накоплено множество фактов, которые не всегда связаны друг с другом – подобно отдельным деталям «пазла». Основной целью данной головоломки является создание целостной картинки. В настоящее время психология напоминает собой поле, на котором выкладывается «пазл», однако изображение весьма разорвано и фрагментарно, в отдельных случаях фрагменты картинки складываются более успешно, но в целом картинка недостаточно прояснена. Системный подход – главный инструмент объединения разрозненных научных фактов. Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Ответьте на вопросы для самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.
Понятие системный подход в научном исследовании.
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы:
· целостного комплекса взаимосвязанных элементов;
· совокупности взаимодействующих объектов;
· совокупности сущностей и отношений.
Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.
Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Системный подход все шире применяется в психологии, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.
«Система» — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. |
Применение системного подхода в психологии стимулируется успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций. Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход — синоним интеграции.
Системный подход — единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.
|
Предпосылки системного подхода. Единство мира состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.
В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе — производственные, экономические и другие отношения. |
Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Тема 3.4. Системный подход в психологии
Системный
подход в науке получил широкое
распространение
начиная с 50—60-х гг. XX
в. В его основе были
различные общеметодологические теории
и схемы,
прежде всего уже упоминавшиеся общая
теория систем
и кибернетика. Сложилось такое положение,
что
под лозунгами системного подхода
выступали представители
различных специальностей, при этом их
представления
о системном подходе основывались на
различных
теоретических взглядах, и общего между
их версиями
системного подхода было довольно мало.
В
психологии принцип системности
заключается в подходе
к изучению психических явлений, при
котором они
рассматриваются как система, несводимая
к сумме своих
элементов и обладающая структурной
организацией.
Благодаря структурной организации
свойства каждого
элемента определяются его местом в
структуре.
Важнейший постулат
принципа системности в психологии
гласит, что все
психические процессы организованы в
многоуровневую систему, элементы
которой приобретают новые свойства,
задаваемые ее целостностью.
Системный анализ
— это выделение составляющих систему
элементов и структурно-функциональных
связей (причем не сводимых к каузальным),
обоснования ее уровней и системообразующих
факторов, единства организации и функций,
стабильности и управления.
Принцип системности
(системного строения психического
явления) — принцип, требующий анализировать
каждый элемент психики в тесной связи
с ее функционированием в целом.
Он предполагает,
что психические явления возникают
только как результат единых, взаимосвязанных
процессов целостно работающего организма,
обладающего нервной системой и
осуществляющего внешнее поведение.
Психику нельзя «слепить» из ощущений,
восприятия, памяти и прочих процессов.
Психическое представляет собой систему
взаимодействующих компонентов ее
структуры.
Развитие принципа
системности имеет свою историю.
Зарождение
системного подхода происходило в трудах
Аристотеля.
Организм как система, душа, как выражение
специфики человеческой формы организма,
зачатки концепции гомеостаза,
целесообразность как проявления целевой
причины, а также принципа активности
как движения в сторону и формы, и цели.
Душа и тело в концепции Аристотеля не
могут быть разъединены как сущности.
Душа — системообразующий принцип жизни
тела.
Машина как образ
системности.
В XVII веке с появлением
новой картины мира, покончившей с
прежними аристотелевскими «формами»
и «сущностями», представившей все
зримое мироздание движущимся по законам
механики, зарождается новый тип системного
объяснения организма и его психических
проявлений – восприятия, памяти, аффекта,
движения. Образцом такого объяснения
стала модель Декарта, в которой организм
был представлен как машинообразно
работающее устройство.
Система «организм
– среда».
Новую эпоху в
биологии и психологии открыл переход
к особой системе, интегрирующей организм
и среду, трактующей их взаимоотношение
как целостность, но отличную от
физико-химической, энергетической и
молекулярной целостности.
У Дарвина принцип
определяющей роли среды сочетался с
идеей борьбы живых существ за выживание
в этой среде.
Кольцевая регуляция
работы системы организма. Совершенно
уникальным в сеченовской концепции
«кольцевого управления поведением»
являлось положение о характере информации,
посылаемой мышцами в головной мозг,
откуда идут «обратно» команды на
периферию организма к этим же самым
мышцам. Тем самым взамен «круга между
мозгом и мышцей», то есть модели,
ограничивающей самоорганизацию замкнутой
системы организма, вырисовался иной
«круг». Это был большой «круг»,
реализующий системное отношение
«организм – среда», в котором мышцы
выполняли функцию посредника органа
познания среды, несущего информацию о
ней, а не о собственном состоянии. В
итоге отношение «организм – среда»
оборачивалось в сеченовской интерпретации
отношением «организм – выстраиваемый
им сенсомоторный образ среды – сама
среда как независимая от организма и
его действий реальность». Вводя
среднее звено, Сеченов переходил от
биологии к психологии, видя в ее явлениях
непременный фактор жизни на уровне
системно организованного поведения.
Психическая
регуляция поведения. И.М. Сеченов создал
первую теоретическую схему психологической
системы (имеющей два плана: внешний, в
виде объективно данной сенсомоторной
деятельности организма, и внутренний
как интериоризованный, но при этом и
преобразованный «дубликат» этой
деятельности). Одной из уникальных
особенностей сеченовского представления
о психологической системе являлось
преодоление ее автором веками царившей
над умами расщепленности явлений,
относившихся к несовместимым порядкам
бытия – телесному и психическому, мозгу
и душе. По существу все новаторские
сеченовские понятия являлись «гибридными».
Понятие о мышечном фрагменте рефлекса
обрело ипостась сенсомоторного действия,
способного при непременном сочетании
с другими совершать полноценные
интеллектуальные операции.
Гештальтизм.
Гештальтисты выдвинули идею первичности
психических целых, начиная от наипростейших
сенсорных данных. Декларировалось, что
даже на этом уровне, исходном для всего
развития «ткани» сознания, она
состоит не из разрозненных «нитей»,
а из целостностей. Поэтому нет необходимости
делить психические операции на
элементарные и высшие, приписывая
последним особую комбинаторную силу.
На всех уровнях нет ничего, кроме
гештальтов.
В психоанализе
системность была заключена в соотношении
работы сознания и бессознательного, с
имманентной причинностью, которая
наружу проступает скорее в нарушениях
регулятивной функции целостной структуры
личности.
Системность в
исследованиях Ж.Пиаже. Исходным для
него служил принцип функционального
равновесия, к которому тяготеют отношения
между организмом и средой. Чтобы
реализовать его применительно к
психологии, следует, по мнению ученого,
внедрить в эту науку новую биологическую
парадигму, согласно которой все процессы
в организме имеют адаптивную природу.
Адаптация же означает не что иное, как
равновесие, достигаемое взаимодействием
двух факторов: ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция – это усвоение организмом
данного материала. Аккомодация –
приспособление к ситуации, требующее
от организма определенных форм активности.
Системный
подход в отечественной психологии имеет
давнюю историю и начинается со
сформулированного
Л.С. Выготским положения о системном
строении
высших психических функций. В дальнейшем
этот
принцип использовался в отечественной
психологии
неоднократно, например в работах А. Р.
Лурии «в виде
представлений о системно-динамической
организации
психических процессов. В практической
психологии,
в том числе отечественной, системный
подход широко
распространился в семейной психотерапии
(М
Боуэн, С. Минухин, А.Я. Варга, А.С.
Спиваковская,
А.В. Черников и др.).
Возникновение
системного подхода в отечественной
психологии некоторые авторы связывают
с именем Б.Ф.
Ломова (1927—1989) — видного отечественного
психолога,
организатора и первого директора
Института
психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не
следует забывать,
что системный подход в отечественной
психологии
был намечен намного раньше в работах
Л.С.
Выготского и А.Р. Лурии. Что касается
работ самого
Б.Ф. Ломова, то один из методологических
принципов,
предложенных им, заключается в
необходимости
изучения объектов психологической
науки как
систем и анализе объектов на трех уровнях
— макро-, мезо- и микроуровне. Очевидно,
что этот принцип имеет
предельно общий характер и нуждается
в конкретизации.
Система, системное, системный подход — психология
Приветствую Вас, Гость · RSS | 22.05.2018, 20:14 |
5. Дополнительный материал. Системный подход.
Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход в психологии и теории личности является попыткой применения общей теории систем к описанию сложных психических явлений и взаимодействий. Он обещает внести определенный порядок в большом объеме накопленной, но недостаточно систематизированной психологической информации, решить ряд конкретных задач, связанных с целостным представлением психики и личности человека.
Большое влияние на распространение системного подхода в психологии личности оказала теория функциональных систем П.К.Анохина, на основании которой стало возможным воссоздание психофизиологической системы организма.
Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения.
Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности.
В чрезмерном увлечении факторным анализом и компьютерной психодиагностикой он усматривал препятствие для описания личности как сложной психологической системы.
Согласно его видению, личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему, которая должна справиться с внешней.
Данный подход (принцип) является признанием того, что всякое сложное явление представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности.
Системный подход направлен на представление личности в виде интегрированного целого. Для этого необходимо рассмотрение множества сложных взаимодействий между функциональными элементами личности – познавательная задача, работа над которой позволяет почувствовать ограниченность возможностей человеческого мозга.
Следовательно, каноны системного подхода трудно соблюсти при описании личностной структуры.
Идея системного подхода состоит в том, чтобы представить изучаемое явление в виде системы, то есть такого целостного образования, отдельные звенья которого пронизывают своими влияниями друг друга настолько глубоко, что перестают быть просто «частями» целого и становятся носителями свойств всей системы. Наиболее очевидно системный принцип строения целого наблюдается у живых организмов с их системами функционирования и жизнеобеспечения. Нервная система, волокна которой связывают в единое целое даже самые отдаленные участки тела, ни пространственно, ни функционально не является частью тела хотя бы потому, что ее нельзя отделить от других структур организма. Подобным образом когнитивная система личности, включая все функции информационного обеспечения жизни и деятельности, неотделима от «некогнитивных» механизмов психики – эмоциональных, мотивационных, психомоторных.
Представление о системной природе психики исходит из здравого смысла. Эффективная жизнь и деятельность человека предполагают по крайней мере два условия.
Во-первых, внутренние силы, образующие личность, должны действовать более или менее согласованно, приходя в конечном счете к единству, сосредоточенности и к полезному результату. Во-вторых, всегда должно быть продуктивное взаимодействие с внешней средой.
Встроенность личности во внешнюю социальную среду должна быть личностной, а отношения, связывающие одного человека с другими, — межличностными в полном смысле этого слова. Значит, внешняя система человека является системой межличностных отношений.
Таким образом, системный подход к изучению личности можно определить как признание того, что личность представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными «органами», реализующими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.
Человек входит в множество систем – физических, биологических, социальных. Когда говорят, что человек – существо физическое (биологическое, разумное, социальное, нравственное и т.д.), то подразумевают соответствующую систему, звеном которой он и является.
Попытка дать психологическую характеристику человека без указания системы, к которой он принадлежит, лишена смысла.
Свойства, состояния и отдельные функции имеют смысл только внутри системы отношений, как, например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д.
Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества. Эти свойства раскрываются как системные.
Значит, при их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы – общества. Личностные свойства конкретизируют социальность индивида, его социальное поведение (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
– М.: 1984. – С.293).
Аналогичным образом могут быть рассмотрены качества человека в системах разных биологических популяций. В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида.
Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются биологией, генетикой и т.д.
, то есть комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека, и получают соответствующие названия – биологические, генетические и т.п.
Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизни и деятельности в обществе.
Системное качество специфично тем, что оно не принадлежит объекту как таковому, а обнаруживается в нем только в той или иной общественной системе. Социальные системные качества отличаются от природных тем, что вне общества теряют свой смысл.
Огромный пласт черт и качеств личности – альтруизм, нравственность, политическая активность, справедливость, родительский «инстинкт», «чувство национальной гордости» и множество других аналогичных, нужны человеку только для жизни в общественной, межличностной среде.
За ее пределами (если это только можно представить) эти качества не могут проявиться, если даже они каким-то образом и сформировались бы.
Правда, это утверждение не означает, что социальные системные качества не имеют под собой биологической, нейрофизиологической основы, соответствующих задатков и механизмов функционирования и развития. Без этих задатков процесс социализации индивида был бы невозможен, что подтверждается трагическими «экспериментами» природы и негативными биологическими последствиями экологических и техногенных катастроф современности.
Не только человек, но и все объекты его мира приобретают системные социальные качества просто потому, что служат человеку и никому, кроме него, не нужны. Эти объекты являются носителями функциональных системных качеств. Стоит вырвать любой из этих природных объектов из системы общества, и он теряет свои
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ: ОТ ВОСПРИЯТИЯ К ЛИЧНОСТИ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ: ОТ ВОСПРИЯТИЯ К ЛИЧНОСТИ
А.И. КРУПНОВ, А.А. МИТЬКИН
МОСКВА
Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Академический проект, 2000. 240 с.
Монография Б.Б.Коссова, благодаря доступности и четкости изложения вышедшая в свет как учебнометодическое пособие для вузов, фактически посвящена системному подходу в психологии. Впервые его концепция была опубликована еще в 1971 г. в первой главе монографии «Проблемы психологии восприятия » и была высоко оценена рецензентом Б.Ф.Ломовым как первое изложение в развернутой форме концепции о системном строении психики. В той книге1 автор успешно реализовал свой системный подход в сравнительно узкой области перцептивных процессов обнаружения, различения, выделения, распознавания и др., открыв объединяющий их все закон относительной различимости. В сравнении с известным психофизическим законом Вебера — Фехнера закон относительной различимости охватывает более сложную сферу многомерных объектов и математически выражен поиному.
Б.Б.Коссов попытался в новой книге «распространить » свой закон на личность в целом и тем самым показал системное единство психики. В отечественной психологии нам известны попытки найти некоторую системообразующую «клеточку » (значение, действие, переживание и пр.), несущую в себе основные свойства всей психики человека. О бесплодности таких «одномерных » подходов справедливо писали А.М.Матюшкин и Л.А.Радзиховский в своей рецензии на вышедшую в 1984 г. и высоко оцененную ими книгу Б.Ф.Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии » (Вопр. психол. 1985. № 2. С. 175177). Однако следует признать, что ни одна из таких психологических «клеточек » никогда экспериментально не проверялась на право называться некоторым законом для всей психики и обычно выдвигалась благодаря своей популярности в тех или иных психологических школах при построении своих категориальных структур. Как поступил в этом вопросе автор, увидим далее.
Своеобразное применение процесса различения, лежащего в основе закона относительной различимости, можно видеть уже в 1‑й главе рецензируемой монографии. В сущности, подобный прием стихийно уже использовался многими психологами при сравнительном анализе таких понятий, как «личность » и «индивид «. Итог их различения известен заранее, поскольку был предрешен самой трактовкой этих понятий: в качестве различительного признака «выделялся » источник детерминации — природный или средовой (социальный). Отсюда трактовка индивида как природного существа, а личности — как продукта социализации человека.
Такой итог важен, но, видимо, маловат для понимания психологической сущности личности и построения некой перспективной теории личности. Автор поступает иначе: на основе дифференциации наиболее известных в мировой литературе теорий личности выделяет целый ряд их различительных признаков, которые использует при построении своей системностилевой теории (сам он называет ее концепцией). На наш взгляд, один из наиболее существенных признаков — уровень системности самой теории. Именно он определил главную отличительную особенность системностилевой теории — более высокий уровень ее системности. Соответственно и личность определяется как наиболее обобщенная психическая система жизнедеятельности человека.
124
Поскольку еще одним важным признаком было единство теории и диагностических средств изучения личности, и именно надежность и валидность диагностики можно рассматривать как один из путей экспериментального доказательства правомерности психологической теории личности, то уже во 2‑й главе описываются и обосновываются конкретные варианты собственного системностилевого метода изучения личности (применительно к преподавателям вуза, руководителям, учителям и учащимся школы, студентам вуза). Здесь же обсуждаются вопросы оперативности использования и практической полезности метода, а также причины его эффективности.
В 3‑й главе автор конкретизировал свою теорию личности применительно к таким важнейшим аспектам личности, как волевой и мотивационный. Его позиция по дискуссионой проблеме воли подкреплена собственными экспериментальными данными о личности руководителей, работающих в экстремальных условиях, а также выдающихся шахматистов. Новый подход к личности позволил рассмотреть и занять оригинальную позицию также по дискуссионным вопросам соотношения основных психологических категорий (личность, индивид, деятельность, сознание, субъект) и фундаментальным основаниям субъектных свойств личности.
На основе экспериментальных данных, полученных с помощью системностилевого метода изучения личности студентов, доказано, что для творческих индивидов характерна более высокая дифференцированность семантического материала, относящегося к оценке собственной личности и ее проявлениям в жизнедеятельности. И здесь автором выдвигается важная гипотеза о творческой интуиции как достаточно высокой различимости и действенности менее осознаваемого (не обязательно подсознательного) содержания объекта познания. А ведь это уже «мостик » от восприятия к личности с опорой на данные автора о восприятии и относительной различимости.
Проверка валидности и надежности системностилевого метода неоднократно предпринималась Б.Б. Коссовым в ранее опубликованных работах, однако в 4‑й главе книги такая проверка приобретает характер специального исследования с целью повышения системности сопоставляемых данных и выявления некоторой общей закономерности расположения свойств в иерархической структуре личности. Выявлен ряд новых подходов к проверке валидности применяемого метода. Экспериментально доказано, что иерархия взаимного расположения личностных свойств в структурной модели личности (построенной по системностилевому методу) определяется степенью обобщенности этих свойств. При этом развитие личностного свойства как обобщения определенного аспекта жизнедеятельности человека может выражаться в повышении его иерархического расположения в модели, а сам процесс обобщения выступает как системообразующий процесс развития личности.
Остальные три главы призваны рассмотреть личность и ее развитие в связи с еще более широкими системами (высшее образование) и социальными задачами (создание психологической службы вуза; профориентация и специализация студентов вуза и др.).
В 5‑й главе развитие личности рассматривается как системообразующий фактор высшего образования и как выражение главной цели его гуманизации. Этот фактор опосредствует достижение других целей: фундаментализации, демократизации, информатизации и др. Обосновывается необходимость именно личностно развивающего высшего образования как проявления общей закономерности повышения его обобщенности. Сделаны предложения о создании психологической службы вузов, включая проект «Положения о психологической службе в системе высшего образования «.
В 6‑й главе раскрываются некоторые профессиональные аспекты развития личности. Для этого с помощью специально созданной многомерной методики ЛС ( «личность специалиста «) проведено исследование в вузе и разработаны личностные модели для разных типов инженерных специализаций (инженерисследователь, конструктор, технолог, педагог и др.). На примере педагогического университета показана реальная динамика представлений об идеале личности педагога у студентов от младшего курса к выпускному. Необходимость «интеллектуального самоконтроля » для эффективной работы показана на примере руководителей органов внутренних дел. Здесь экспериментально доказана важность творческого компонента управленческих способностей.
125
Наконец, в последней, 7й главе с помощью специально разработанной автором методики СОУД ( «сравнительная оценка учебных дисциплин «) удалось принципиально расширить способы изучения личности студентов благодаря включению в сферу их оценивания учебные дисциплины в вузе с точки зрения их влияния на фундаментальность подготовки и развитие личности студентов. Как это ни кажется парадоксальным, но давая свои субъективные оценки учебных дисциплин, студентывыпускники способны предоставить очень ценную информацию не только о структуре и иерархии этих дисциплин в данном вузе, но и диагностически достоверную косвенную информацию о своей собственной личности.
К книге Б.Б. Коссова в качестве учебнометодического пособия можно высказать ряд пожеланий, если иметь в виду возможность переиздания как безусловно очень актуального и ценного средства индивидуального развития и саморазвития будущих специалистов в области психологии и других наук о человеке. Желательно ввести еще более конкретный (иллюстративный) материал, представляющий не только групповые, но и индивидуальные данные о личности, например, студентов, управленцев, спортсменов. Что касается упомянутой выше общей закономерности, связанной с обобщением в качестве системообразующего фактора развития личности и ее свойств, то целесообразно обсудить и ряд конкретных следствий, закономерностей более частного уровня, которыми, насколько нам известно из устных выступлений автора, он уже обладает (например, закономерная гетерохронность развития понимания личностных свойств у других людей и у себя).
У нас нет сомнений в том, что новая монография Б.Б. Коссова вызовет большой интерес не только у специалистовпсихологов, но и у широкого круга читателей — всех тех, кто понимает актуальность и важность теоретических и прикладных инноваций в области знаний о личности человека.
1 Отзыв на нее 30 лет назад поместил в журнале «Вопросы психологии » (1972. № 5. С. 162165) один из авторов настоящей публикации.
«суть системного подхода в психологии»
В чем суть системного подхода в психологии?
Суть системного подхода в психологии заключается в рассмотрении психики и любых ее проявлений как систем. Системный подход в психологии позволяет выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности. А это доказывает единство принципов организации мира во всех аспектах и на всех уровнях — от физического до психологического и социального, что, в свою очередь, позволяет оптимистически оценивать возможности построения «единой психологической теории».
Какие преимущества дает использование системного подхода в психологии?
Дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
В учебной деятельности системные методы описания позволяют представить учебную информацию в более наглядной и адекватной для восприятия и запоминания форме, дать более целостное представление об освещаемых объектах и явлениях, и, наконец, перейти от индуктивного изложения психологии к дедуктивно-индуктивному.
Перечислите отечественных психологов, которые внесли наибольший вклад в разработку системного подхода в психологии.
Наиболее полно системный подход применительно к психологии освещается в работах В. А. Ганзена, А. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, В. Ф. Сержантова, Э. Г. Юдина, В.П. Озерова, Н.В. Беломестнова. Б.С. Алишева
Т.Н. Бандурка, Е.Ю. Воронова, В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриева, А.Н. Костина, Ю.Я. Голикова, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.
Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие
Кто владеет информацией, тот владеет миром
Уинстон Черчилль
1.1. Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.
Проблема структурного описания в настоящее время приобрела довольно острый характер. Уже Аристотель описал основные психические образования (компоненты, элементы, части, единицы, ингредиенты психики) и классифицировал их в три структурных блока. С тех пор появились, конечно, многочисленные концепции, чисто философские, не подкрепленные естественнонаучными аргументами, но практически все они имели в своей основе аристотелевскую триаду. В соответствии с парадигмой Просвещения психология начала оформляться в самостоятельную науку — со своей эмпирической базой и естественно-научными парадигмами. Исследователи стали изучать отдельные составляющие психики, не покушаясь на описание ее в качестве целостной системы. И это положение отражало экспериментально-эмпирический этап развития науки, без которого невозможно вторичное обобщение. (Первичным обобщением будем считать аристотелевское обобщение обыденных наблюдений и их философский анализ).
Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов [32, 33]. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей [6, 7, 47]. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает:
1) многомерность образования,
2) его многоуровневость и иерархичность,
3) многомерную классификацию его свойств,
4) признание его полидетерминированности
5) изучение взятого образования в его развитии.
М. С. Роговин выделил четыре принципа системного подхода:
1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т. е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.
2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т. е. системный подход включает в себя функциональный.
3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.
4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход [49].
В. А. Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний и выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный [21]. Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях. Описание системы, с точки зрения В. А. Ганзена, должно включать [21]:
1) ее элементный состав,
2) структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами,
3) функции системы, ее подсистем и элементов,
4) интегральные свойства системы,
5) системообразующие факторы,
6) взаимосвязи со средой.
Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).
Таким образом, принцип системности позволяет нам объединять все процессы, явления, свойства, а также информацию, поступающую извне и позволяющую в дальнейшем ее структурировать для дальнейшей работы или обработки информации.
1.2.Системный подход в развитии личности.
В основу гармоничного развития личности положен системный подход с позиции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, который основывается на поэтапном развитии личности [20].
Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает:
1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и многоконфессиального состава российского общества;
2) переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
3) ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
4) признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
5) учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения;
6) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
7) разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [21].
Все это связано с системой образования личности в процессе его развития, проходя различные этапы развития — детский сад, школа, вуз. Образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С. И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».
Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».
Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек-мир». В этом процессе личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Еще Л. С. Выготский говорил, что «мышление и речь» являются неразрывными составляющими между собой понятиями. Развитие в процессе деятельности является основным способом перехода личности на новый уровень развития. Деятельностный подход в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями [31].
Поэтому в процессе нашей педагогической деятельности мы должны получить функционально-грамотную личность. Это человек:
1) ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;
2) способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
3) умеющий отвечать за свои решения;
4) способный нести ответственность за себя, своих близких;
5) обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
6) обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;
7) для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление;
8) легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
9) понимающий, что жизнь среди людей — это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;
10) хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
11) владеющий современными информационными технологиями.
Личностно ориентированное обучение предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности, задачей которого становится актуализация, стимулирование, создание условий для развития личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс.
Готовность педагога к реализации личностно ориентированного обучения предполагает следующее:
1) Учитель не должен быть передатчиком информации. Он должен быть носителем техники и способов мышления. Важна готовность самого педагога овладеть этими способами, техникой, технологиями, а также способность уметь отказываться от тотального недифференцированного использования программного обучения, которое нередко приводит к вытеснению мышления как такового.
2) Необходимо перенести акценты с процесса преподавания на процесс учения. Учитель должен видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Тогда в эпицентре будет находиться развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Только процесс учения, основанный на самодеятельности, саморегуляции, самопознания позволит реализовать задачи личностно ориентированного обучения.
3) Учитель должен выполнять терапевтическую функцию по отношению к ученикам, выступать как практический психолог.
4) Для выполнения терапевтической функции недостаточно знаний в области психологии, физиологии, педагогики. Необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные ценностные ориентации, на особое миропонимание и мироощущение, которое может характеризоваться как гуманистическое и ответственное за все, что происходит в этом мире.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать, что процесс развития любого человека всегда связан с трудом. Любая деятельность — физическая или умственная, связана с процессом мышления. Образы, расчеты, которые рождаются у человека в процессе его мышления и подготовки к дальнейшим действиям, позволяют ему более собранно выполнять предстоящую деятельность. Мышление также тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его.
Принцип системности, как высший уровень деятельности, исключает в своей системе алгоритмические принципы, то есть работы по алгоритмам. Поэтому использование его в образовании позволяет создать в человеке определенную систему, позволяющую в дальнейшем человеку иметь целостный подход в рассмотрении им какой-либо проблемы или задачи. Для ее решения не будет использована поверхностная информация, а наоборот, более глубинное изучение проблематики данного вопроса, возникшего перед ним.
Из этого также следует, что педагогическому составу любого учебного заведения необходимо иметь высшее педагогическое образование, позволяющее более корректно проводить любое учебное занятие. Человека, не имеющего данного образования, необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, с помощью которых человек сможет работать адекватно со студентами.
Чем быстрее человек сможет овладевать информацией в сжатые сроки, тем эффективнее будет происходить процесс его профессионального развития. Всегда и везде человек, обладающий информацией, может решать различные по сложности задачи, затрачивая на это меньше времени.
Литература:
1. Акмаев И. Г. Взаимодействие нервных, эндокринных и иммунных механизмов мозга //Журнал невропатологии и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1998, N 3. стр.54–56.
2. Акмаев И. Г. Современные представления о взаимодействиях регулирующих систем: нервной, эндокринной и иммунной //Успехи физиологических наук, 1996, т.27, № 1. стр.3–20.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — т.1, 230с., т.2, 287с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.
5. Балин В. Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 376с.
6. Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики //Психологический журнал, т.23, № 4, 2002. стр.27–38.
7. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал, 2003, т.24,..№ 1. стр.29–46.
8. Беломестнова Н. В. Атрибуты психического //Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии (Материалы научной конференции 23–25 апреля 2002г.) /Под общей ред. проф. В. М. Аллахвердова, доц. О. В. Защиринской. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. стр.3–4
9. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. 288с.
10. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349с.
11. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем. Сборник переводов /Общая редакция и вступительная статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Изд-во «Прогресс», 1969. стр.23–82.
12. Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. Н., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. 560с.
13. Бэр К. М. История развития животных. Т.1, т.2. — М.: АН СССР, 1950, 1953. 466с., 626с.
14. Васильева Н. В. Некоторые системные принципы структуры психики и функций головного мозга //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 1999. стр.23–25.
15. Васильева Н. В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. стр.18–32.
16. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. 685с.
17. Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. — М.: Информационно- издательское агентство «Русский мир», 2000. 512с.
18. Веккер Л. М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.
19. Винер Н. Кибернетика (управление и связь в животном и машине). — М.: Радио, 1966
20. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982–84гг.
21. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1984. 176с.
22. Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. педагог. ун-та, 1994. 106с.
23. Завалишина Д. Н. Принцип иерархии в психологии //Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. с.25–33.
24. Зинченко В. П. Системный анализ в психологии? //Психологический журнал, т.12, 1991, N4. с.120–138.
25. Изард К. Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 464с.
26. Каган М. С. Историческая типология художественной культуры (пять лекций). — Самара, 1996. 86с.
27. Каган М. С. Философия культуры: становление и развитие. — СПб.: Лань, 1998. 443с.
28. Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. — Новосибирск: Наука, СО, 1991. 304с.
29. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. 414с.
30. Леонтьев А. Н. Образ мира //Избранные психологические произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: «Педагогика», 1983. — т.II, стр. 251–261.
31. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. 576с.
32. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. 444стр.
33. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии, 1975, N2. стр.31–45.
34. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. — М.: изд.группа «Прогресс, «Универс», 1994. 272с.
35. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.
36. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. Стр.109–139.
37. Лурия А. Р. Нейропсихология в локальной диагностике мозговых поражений //Вопросы психологии, № 2, 1964. стр.3–15.
38. Лурия А. Р. Язык и мозг //Вопросы психологии, 1974, № 1. стр.49–60.
39. Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320стр.
40. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. стр.295–336.
41. Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека //Вестник СПбГУ, 1999, сер.6, вып.3. — с.73–80.
42. Ольшанникова А. Е., Поцявичюс И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал, т.2, № 1, 1981. стр.70–81.
43. Панферов В. Н. Психология человека: Учебное пособие. — СПб., 2000. 160стр.
44. Панферов В. Н. Основания интегративных моделей психической организации человека //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов Межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. стр.3–6.
45. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. 266с.
46. Принцип развития в психологии /Отв. ред. докт. психол. наук Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Наука», 1978 368стр.
47. Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. 184с.
48. Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психологический журнал, т.15, 1994, N3. с.3–16.
49. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологические основы. — Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79с.
50. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: «Наука», 1997. 464с.
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. 704стр.
52. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. — М., 1947.
53. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 288с.
54. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Авт.вступ.статья П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1994. 447с.
55. Хайнд Р. Поведение животных. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Мир», 1975. 855с.
56. Хомская Е. Д. Сознание как проблема нейропсихологии //Вестник МГУ, сер.14, 1999, вып.4. с.3–19.
57. Хомская Е. Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии //Вопросы психологии, 1999, N3. с.27–38.
58. Хомская Е. Д. К проблеме нейрофизиологических основ системной организации высших психических функций человека //Системный подход к психофизиологической проблеме. Сборник статей /Отв. ред. В. Б. Швырков. — М.: Наука, 1982. стр. 23–34.
59. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.
60. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — М.,1995. 164с.
61. Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания //Психологический журнал, 1988, т.9, № 1. стр.132–149.
62. Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. — М.: Изд-во «Наука», 1981. 392с
Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале. Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б.Ф. Ломов. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает: 1) многомерность образования, 2) его многоуровневость и иерархичность, 3) многомерную классификацию его свойств, 4) признание его полидетерминированности и 5) изучение взятого образования в его развитии.
Системный подход — применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.
Примеры применения системного подхода в психологии: выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы «человек-среда».
подходов в психологии 📖 Карточки Лии Бейлисс
близко
Геном знаний TM
Сертифицировано Brainscape
Просмотрите более 1 миллиона курсов, созданных лучшими студентами, профессорами, издателями и экспертами, которые охватывают весь мир «усваиваемых» знаний.
Вступительные экзамены
Экзамены AP
Экзамены GCSE
Вступительные экзамены в магистратуру
Вступительные экзамены в университет
Профессиональные сертификаты
MPRE
Бар экзамен
Водитель Эд
Финансовые экзамены
Медицинские и сестринские сертификаты
Военные экзамены
Сертификаты технологий
TOEFL
Другие сертификаты
Иностранные языки
арабский
китайский язык
французский язык
Немецкий
иврит
Итальянский
японский язык
корейский язык
Лингвистика
португальский
русский
испанский
TOEFL
Другие иностранные языки
Наука
Анатомия
Астрономия
Биохимия
Биология
Клеточная биология
Химия
наука о планете Земля
Наука об окружающей среде
Генетика
Геология
Здоровье
Наука о жизни
Морская биология
Метеорология
Микробиология
Океанография
Органическая химия
Периодическая таблица
Физическая наука
Физика
Физиология
Растениеводство
Наука
Зоология
Английский
Американская литература
Британская литература
Писательское творчество
английский
Художественная литература
Средневековая литература
Акустика
Поэзия
Пословицы и идиомы
Шекспир
Орфография
Vocab Builder
Гуманитарные и социальные исследования
Антропология
Гражданство
Гражданское
Классика
Связь
Уголовное правосудие
География
История
Философия
Политическая наука
Психология
Религия и Библия
Социальные исследования
Социальная работа
Социология
Математика
Алгебра
Алгебра II
Арифметика
Исчисление
Геометрия
Линейная алгебра
Математика
Таблицы умножения
Precalculus
Вероятность
Статистические методы
Статистика
Тригонометрия
Медицина и уход
Анатомия
Анестезиология
Аудиология
Бактериология
Биохимия
Биоэтика
Биомедицинская наука
Кардиология
Сердечно-сосудистые
Роды
Хиропрактика
Стоматология
Дерматология
Диагностическая визуализация
Наркотики
Эндокринология
Эпидемиология
ER
Гастроэнтерология
Генетика
Гериатрия
Общая анатомия
Гинекология
Гематология
Гормоны
Инфекционное заболевание
Медицинские осмотры
Медицинская терминология
Микроанатомия
Скелетно-мышечный
Нейроанатомия
Неврология
Нервно-мышечный
Нейрохирургия
Уход
Питание
Акушерство
Трудотерапия
Онкология
Офтальмология
Оптометрии
Ортодонтия
Ортопедия
Отоларингология
Фельдшер
Пассивный уход
Патология
Педиатрия
Пародонтология
Фармакология
Аптека
Флеботомия
Физиотерапия
Физиология
Подиатрия
Дородовой
Легочный
Рентгенография
Радиология
Почечный
Респираторный
Ревматология
Скелетный
Анатомия позвоночника
Операция
Токсикология
Урология
Ветеринарная
Профессии
Управление воздушным движением
ASVAB
Парикмахерская
Катание на лодках
Косметология
Электрик
Пожаротушение
Садоводство
HVAC
Дизайн интерьера
Массажная терапия
Военные
Лицензия пилота
Сантехника
Полицейская
Сварка
Закон
MPRE
MBE
Банкротство
Бар экзамен
Предпринимательское право
Гражданский процесс
Конституционное право
Договорное право
Корпоративное право
Уголовное право
Свидетельство
Семейное право
Интеллектуальная собственность
Международное право
Закон
Судебные разбирательства
Право собственности
Проступки
Трасты и имения
Бизнес и финансы
Бухгалтерский учет
Экономика
Финансы
Бизнес
Технологии и машиностроение
Архитектура
Биотехнологии
Компьютерное программирование
Компьютерная наука
Инженерное дело
Графический дизайн
Информационные технологии
Информационные системы управления
Еда и напитки
Бармен
Готовка
Кулинарное искусство
Питание
Изобразительное искусство
Искусство
История искусства
Танец
Музыка
Другое изобразительное искусство
Случайное знание
Астрология
Блэк Джек
Знание реабилитации
Мифология
Национальные столицы
Люди, которых вы должны знать
Спортивные викторины
Карты Таро
.
Год 1 Глава 4 подходы в психологии Карточки Тима
близко
Геном знаний TM
Сертифицировано Brainscape
Просмотрите более 1 миллиона курсов, созданных лучшими студентами, профессорами, издателями и экспертами, которые охватывают весь мир «усваиваемых» знаний.
Вступительные экзамены
Экзамены AP
Экзамены GCSE
Вступительные экзамены в магистратуру
Вступительные экзамены в университет
Профессиональные сертификаты
MPRE
Бар экзамен
Водитель Эд
Финансовые экзамены
Медицинские и сестринские сертификаты
Военные экзамены
Сертификаты технологий
TOEFL
Другие сертификаты
Иностранные языки
арабский
китайский язык
французский язык
Немецкий
иврит
Итальянский
японский язык
корейский язык
Лингвистика
португальский
русский
испанский
TOEFL
Другие иностранные языки
Наука
Анатомия
Астрономия
Биохимия
Биология
Клеточная биология
Химия
наука о планете Земля
Наука об окружающей среде
Генетика
Геология
Здоровье
Наука о жизни
Морская биология
Метеорология
Микробиология
Океанография
Органическая химия
Периодическая таблица
Физическая наука
Физика
Физиология
Растениеводство
Наука
Зоология
Английский
Американская литература
Британская литература
Писательское творчество
английский
Художественная литература
Средневековая литература
Акустика
Поэзия
Пословицы и идиомы
Шекспир
Орфография
Vocab Builder
Гуманитарные и социальные исследования
Антропология
Гражданство
Гражданское
Классика
Связь
Уголовное правосудие
География
История
Философия
Политическая наука
Психология
Религия и Библия
Социальные исследования
Социальная работа
Социология
Математика
Алгебра
Алгебра II
Арифметика
Исчисление
Геометрия
Линейная алгебра
Математика
Таблицы умножения
Precalculus
Вероятность
Статистические методы
Статистика
Тригонометрия
Медицина и уход
Анатомия
Анестезиология
Аудиология
Бактериология
Биохимия
Биоэтика
Биомедицинская наука
Кардиология
Сердечно-сосудистые
Роды
Хиропрактика
Стоматология
Дерматология
Диагностическая визуализация
Наркотики
Эндокринология
Эпидемиология
ER
Гастроэнтерология
Генетика
Гериатрия
Общая анатомия
Гинекология
Гематология
Гормоны
Инфекционное заболевание
Медицинские осмотры
Медицинская терминология
Микроанатомия
Скелетно-мышечный
Нейроанатомия
Неврология
Нервно-мышечный
Нейрохирургия
Уход
Питание
Акушерство
Трудотерапия
Онкология
Офтальмология
Оптометрии
Ортодонтия
Ортопедия
Отоларингология
Фельдшер
Пассивный уход
Патология
Педиатрия
Пародонтология
Фармакология
Аптека
Флеботомия
Физиотерапия
Физиология
Подиатрия
Дородовой
Легочный
Рентгенография
Радиология
Почечный
Респираторный
Ревматология
Скелетный
Анатомия позвоночника
Операция
Токсикология
Урология
Ветеринарная
Профессии
Управление воздушным движением
ASVAB
Парикмахерская
Катание на лодках
Косметология
Электрик
Пожаротушение
Садоводство
HVAC
Дизайн интерьера
Массажная терапия
Военные
Лицензия пилота
Сантехника
Полицейская
Сварка
Закон
MPRE
MBE
Банкротство
Бар экзамен
Предпринимательское право
Гражданский процесс
Конституционное право
Договорное право
Корпоративное право
Уголовное право
Свидетельство
Семейное право
Интеллектуальная собственность
Международное право
Закон
Судебные разбирательства
Право собственности
Проступки
Трасты и имения
Бизнес и финансы
Бухгалтерский учет
Экономика
Финансы
Бизнес
Технологии и машиностроение
Архитектура
Биотехнологии
Компьютерное программирование
Компьютерная наука
Инженерное дело
Графический дизайн
Информационные технологии
Информационные системы управления
Еда и напитки
Бармен
Готовка
Кулинарное искусство
Питание
Изобразительное искусство
Искусство
История искусства
Танец
Музыка
Другое изобразительное искусство
Случайное знание
Астрология
Блэк Джек
Знание реабилитации
Мифология
Национальные столицы
Люди, которых вы должны знать
Спортивные викторины
Карты Таро
.