«Система профессиональных компетентностей учителя»
«Система профессиональных компетентностей учителя».
Колесникова Ольга Васильевна,
учитель английского языка.
г. Новосибирск, 2015 год.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………..….…3
Вводная часть……………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………….4-9
Система профессиональных компетенций учителя………………..….4
Основные составляющие компетентности и требования к учителю…5
Этапы формирования профессиональной компетентности…………..6
Собирательный портрет учителя-профессионала.…………………….8
Выводы………………………………………………………………………….9
Список используемых ресурсов.
Пояснительная записка
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются требования к учителю. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции учителя.
Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, то есть ученик становится центральной фигурой и главным действующим лицом, ориентированного на развитие креативной личности.
Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.
Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
Умение применять здоровьесберегающие технологии.
Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
Вводная часть: цель и задачи работы.
Проблемное задание №3.
Осуществить поиск и анализ информации по теме «Система профессиональных компетентностей учителя».
На основе анализа информации разработать комплексную таблицу, отражающую:
основные составляющие компетентности;
этапы формирования профессиональной компетентности;
требования к учителю по каждой компетентности в условиях введения стандартов второго поколения.
Цель: рассмотреть особенности профессиональных компетентностей учителя в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Задачи:
Рассмотреть основные составляющие компетентности в условиях реализации ФГОС.
Рассмотреть профессиональную компетентность педагога условиях введения и реализации ФГОС.
Представить собственное видение проблемного задания №3.
II. Основная часть.
Система профессиональных компетенций учителя.
Владение содержанием и методологией предмета.
Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
Знание требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.
Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.
Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).
Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).
Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.
Способность к профессиональному самосовершенствованию.
2.Основные составляющие компетентности и требования к учителю.
2.1 Компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а так же готовность нести ответственность за свои действия.
2.2 Профессиональная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.3 Информационная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
2.4 Коммуникативная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
2.5.Правовая компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
3. Этапы формирования профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Отсюда можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения;
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем»;
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
4 этап – конкретизация ближайших целей;
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
Основные компетенции учителя.
Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Из всего выше сказанного можно составить портрет учителя-профессионала.
4. Собирательный портрет учителя-профессионала.
Профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.
Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.
Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам.
Профессиональный учитель – это компетентный учитель. Желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.
Профессиональный учитель – это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.
Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту.
Профессиональный учитель – это учитель, умеющий вести урок нестандартно.
Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.
Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник.
Вывод:
Можно сделать вывод, что становление профессиональной компетентности педагога – это постоянно изменяющийся процесс, формирование профессионализма происходит на протяжении всей жизни человека – от выбора профессии (начало профессионального образования) до окончания профессиональной деятельности.
Во – первых, это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во – вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В–третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Главный показатель качества профессиональной подготовки – способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектически связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.
Примечание:
Мое мнение о предложенной работе.
Данная разновидность работы достаточная интересна с точки зрения самообразования, но затратно по время.
Приложение 1
Комплексная таблица, отражающая компетентности педагога
в условиях введения стандартов второго поколения.
Этапы формирования профессиональной компетентности
Основные составляющие компетентности
Требования к учителю по каждой компетентности
1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения;
Развивающая компетентность
Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; Трансляция собственного педагогического опыта; использование ИКТ
Профессиональная компетентность
качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем»;
Информационная компетентность
– качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
Коммуникативная компетентность
– качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4 этап – конкретизация ближайших целей;
Правовая компетентность
качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
Модель самосовершенствования педагогов
Становление профессиональной компетентности педагога.
Система профессиональных компетенций учителя.
Список используемых ресурсов.
http://festival.1september.ru/articles/630119/
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CC4QFjADahUKEwj29Jrmo-DIAhXmwHIKHXL1Cx8&url=http%3A%2F%2Fsh24.nevinsk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F11%2F%25D0%2594%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BA%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F-%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258F-%25D0%25A4%25D0%2593%25D0%259E%25D0%25A1.docx&usg=AFQjCNEFDU4fScuFZFWyKU816sUewp15Xg&sig2=O-nawaXkPufAI-ql7DSmCg&bvm=bv.105841590,d.bGQ;
http://okhashkola5.ru/ru/metodicheskaya-kopilka/178-iz-opyta-raboty-2
file:///C:/Users/Gas/Downloads/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
http://86school3.ru/doc/inform_o_school/2014/plotnikov.pdf
http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2014/3/c3_Krepsha.pdf
www.koipkro.kostroma.ru/…/Развитие%20профессиональной%20комп..
http://festival.1september.ru/articles/500899/
Таблица «Базовые компетентности педагога»(приложение к методсеминару по теме: «Формирование профессиональной компетентности педагога»
Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
п/п
Базовые компетентности педагога
Характеристики
компетентностей
Показатели
Оценки компетентности
1
2
3
4
1.Социально-личностные компетентности
1.
Способность видеть в
каждом ученике
потенциально
успешную личность
Данная компетентность
является выражением
гуманистической позиции педагога.
Она отражает основную задачу
педагога — раскрывать
потенциальные возможности
ученика. Данная компетентность
определяет позицию педагога в
отношении успехов обучающихся.
Вера в силы и возможности
обучающихся снимает обвинительную позицию в
отношении ученика,
свидетельствует о готовности
поддерживать ученика, искать пути
и методы, отслеживающие
успешность его деятельности.
-Создание ситуации успеха для обучающихся.
-Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
-Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого
обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика.
— Разработка индивидуально
ориентированных образовательных
проектов.
-Осуществление грамотного
педагогического оценивания
поступков и поведения.
-Разработка индивидуальной
программы развития ученика.
-Составление устной и письменной
характеристики обучающихся,
отражающие разные аспекты его
внутреннего мира.
2.
Способность
индивидуализировать
образовательный
процесс
Интерес к внутреннему миру
обучающихся предполагает
не просто знание их
индивидуальных и возрастных
особенностей, но и выстраивание
всей педагогической деятельности с
опорой на индивидуальные
особенности обучающихся. Данная
компетентность определяет все
аспекты педагогической
деятельности
-Выявление индивидуальных
предпочтений (индивидуальных
образовательных потребностей),
возможностей ученика, трудностей,
с которыми он сталкивается.
-Создание индивидуализированной
образовательной программы.
-Умение составить устную и
письменную характеристику
воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира. -Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы. -Умение построить индивидуальную воспитательную программу. -Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
3.
Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса
Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции
-Интерес к мнениям и позициям других. -Учёт других точек зрения в процессе оценивания учащихся.
4.
Общая культура
Определяет характер и стиль
педагогической деятельности.
Заключается в знаниях педагога об
основных формах материальной и
духовной жизни человека,
определяет во многом успешность
педагогического общения, позицию
педагога в глазах обучающихся
-Знание основных сфер
материальной и духовной жизни
общества.
-Знание материальных и духовных
интересов молодёжи.
-Организация внеурочной
деятельности учеников,
-Знание проблем внутреннего мира ребенка.
-Ориентация в системе межличностных отношений.
5.
Эмоциональная
устойчивость
Определяет характер отношений в
учебном процессе, особенно в
конфликтных ситуациях.
Способствует сохранению
объективности оценки
обучающихся.
-В трудных ситуациях
педагог сохраняет спокойствие.
Эмоциональный конфликт не влияет на бъективность оценки.
-Не стремится
избежать эмоционально-напряжённых ситуаций.
-Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.
-Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.
6.
Позитивная
направленность на
педагогическую
деятельность.
Уверенность в себе
В основе данной
компетентности лежит вера в
собственные силы, в эффективность
профессиональной деятельности.
Способствует позитивным
отношениям с коллегами и
обучающимися. Определяет
позитивную направленность на
педагогическую деятельность
-Осознание целей и
ценностейпедагогической
деятельности.
-Позитивное настроение.
-Желание работать.
-Высокая профессиональная
Самооценка.
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности
1.
Способность
перевести тему урока
в педагогическую
задачу
Основная компетенция,
обеспечивающая эффективное
целеполагание в учебном процессе.
Обеспечивает реализацию
«субъект- субъектного» подхода,
ставит ученика в позицию субъекта
деятельности, лежит в основе
формирования творческой личности
-Знание образовательных
стандартов и реализующих их
программ.
-Осознание нетождественности
темы урока и цели урока.
-Владение конкретным набором
способов перевода темы в задачу.
-Определяет целенаправленность
всего воспитательного процесса.
-Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе
и у каждого воспитанника.
Владение методами перевода
проблемных ситуаций в поступок.
2.
Способность ставить
педагогические цели
и задачи сообразно
возрастным и
индивидуальным
особенностям
обучающихся
Данная компетентность является
конкретизацией предыдущей. Она
направлена на индивидуализацию
обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.
-Знание возрастных особенностей
обучающегося.
-Владение методами перевода цели
в учебную задачу на конкретном
возрасте
3. Мотивация учебной деятельности
1.
Способность
обеспечить
успех в деятельности
Компетентность, позволяющая
обучаемому поверить в свои силы,
утвердить себя в глазах
окружающих, один из главных
способов обеспечить позитивную
мотивацию учения
-Знания возможностей конкретных
учеников.
-Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.
-Демонстрация успехов
обучающихся родителям,
одноклассникам.
-Знание интересов, потребностей
воспитанников.
-Умение определить социальный
статус воспитанника.
-Демонстрация последствий того
или иного поступка, поведения.
2.
Компетентность в
педагогическом
оценивании
Педагогическое оценивание
служит реальным инструментом
осознания обучающимся своих
достижений и недоработок
-Знание многообразия педагогических оценок.
-Знакомство с литературой по данному вопросу.
-Владение (применение) различными методами оценивания.
3.
Способность
превращать
учебную задачу в
личностно значимую
Это одна из важнейших
компетентностей, обеспечивающих
мотивацию учебной деятельности
Знание интересов учащихся, их
внутреннего мира.
-Умение показать роль и значение
изучаемого материала в реализации
личных планов.
-Формирование личностной пози-оценке поступков других, чтении
художественной литературы и т.д.
4. Информационная компетентность
1.
Компетентность в
предмете преподавания
Глубокое знание предмета
преподавания, сочетающееся с
общей культурой педагога.
Сочетание теоретического знания с видением его практического
применения, что является
предпосылкой установления
личностной значимости учения
-Знание генезиса формирования
предметного знания (история,
персоналии, для решения каких
проблем разрабатывалось).
-Возможности применения
получаемых знаний для объяснения
социальных и природных явлений.
-Владение методами решения
различных задач. Свободное решение задач на ЦТ, олимпиад:
районных, областных,
республиканских.
-Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания.
-Знание жизненного пути
воспитанника.
-Знание семейной обстановки.
-Знание травмирующих ситуаций.
-Умение установить социальный
статус воспитанника.
2.
Компетентность в
педагогическом
оценивании
Обеспечивает возможность
эффективного усвоения знаний и
формирования умений,
предусмотренных программой.
Обеспечивает индивидуальный
подход к творческой личности и
её развитие.
-Знание методов и методик
преподавания.
-Демонстрация личностно
ориентированных методов
образования. Наличие своих
«находок» и методов, авторская
программа.
-Знание современных достижений в
области методики обучения, в том
числе и использование новых
информационных технологий.
-Использование в учебном процессе
современных методов обучения
3.
Компетентность в
субъективных
условиях
деятельности (знание
учеников и учебных
коллективов)
Позволяет осуществить
индивидуальный подход к
организации образовательного
процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию
академической активности.
-Знание теоретического материала
по психологии, характеризующего
индивидуальные особенности
обучающихся.
-Владение методами диагностики индивидуальных особенностей
(возможно, со школьным
психологом).
-Использование знаний по пси-
хологии в организации учебного
процесса.
-Разработка индивидуальных
проектов на основе
индивидуальных характеристик
обучающихся.
Владение методами социометрии.
-Учёт особенностей учебных
коллективов в педагогическом
процессе.
-Знание (рефлексия) своих
индивидуальных особенностей и их
учёт в своей деятельности.
-Позволяет осуществить
индивидуальный подход к организа-
ции воспитательного процесса.
-Знание индивидуальных
особенностей учеников.
-Владение методами диагностики, Позволяет осуществить
индивидуальный подход к организа-
ции воспитательного процесса.
-Знание индивидуальных
особенностей учеников.
-Владение методами диагностики,
индивидуальных особенностей
воспитанников.
4.
Способность вести
самостоятельный
поиск информации
Профессиональный рост и
творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и
умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
-Профессиональная
любознательность.
-Умение пользоваться различными информационно – поисковыми технологиями.
-Использование различных баз данных в образовательном процессе.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
1.
Способность
разработать
образовательную
программу, выбрать
учебники и учебные
комплекты
Разработка образовательной
программы является базовой
в системе профессиональных
компетенций, обеспечивает
реализацию принципа
академических свобод на основе
индивидуальных образовательных
программ. Без умения разрабатывать
образовательные программы в
современных условиях невозможно
творчески организовать
образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами
целенаправленного влияния на
развитие обучающихся.
Компетентность в разработке
образовательных программ
позволяет осуществлять
преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является
составной частью разработки
образовательных программ,
характер представляемого
обоснования позволяет судить о
стартовой готовности к началу
педагогической деятельности,
позволяет сделать вывод о
готовности педагога учитывать
индивидуальные характеристики
обучающихся.
—Знание образовательных
стандартов и примерных программ.
-Наличие персонально
разработанных образовательных
программ:
а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации;
б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;
в) по учёту индивидуальных
характеристик обучающихся
-Обоснованность используемых
образовательных программ.
-Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной
программы, ндивидуального
учебного плана и индивидуального
образовательного маршрута.
-Участие работодателей в
разработке образовательной
программы.
-Знание учебников и учебно —
методических комплектов,
используемых в образовательных
учреждениях, рекомендованных.
-Обоснованность
выбора учебников и
учебно-методических комплектов,
используемых педагогом.
2.
Способность
принимать решения в
различных
педагогических
ситуациях
Разрешение педагогических
проблем в педагогической
деятельности. Применение как
стандартных решений (решающие правила), так и творческих (креативных) или интуитивных.
-Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия
педагога для своего решения.
-Владение набором решающих
правил, используемых для
различных ситуаций.
-Владение критерием
предпочтительности при выборе того или иного решающего правила.
-Знание критериев достижения цели.
-Знание нетипичных конфликтных ситуаций.
-Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.
-Развитость педагогического
мышления.
6. Компетенции в организации учебной деятельности
1.
Компетентность
в установлении
субъект-
субъектных
отношений
Является одной из ведущих в
системе гуманистической
педагогики. Предполагает
способность педагога к взаимопониманию,
установлению отношений
сотрудничества, способность
слушать и чувствовать,
выяснять интересы и потребности
других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, пози-
тивный настрой педагога.
-Предметная компетентность.
-Методическая компетентность.
Готовность к сотрудничеству.
-Знание психологических
характеристик ученика как субъекта учебной деятельности.
2.
Компетентность в
обеспечении педагогической
задачи и способах
деятельности
Готовность педагога включать
новый материал в систему уже
освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.
-Знание того, что знают и понимают ученики.
-Свободное владение изучаемым материалом.
-Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся.
-Демонстрация практического применения изучаемого материала.
-Опора на чувственное восприятие.
3.
Компетентность в
педагогическом
оценивании
Обеспечивает процессы
стимулирования учебной
активности, создаёт условия для
формирования самооценки,
определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Сочетание
компетентности оценивания других с самооценкой педагога.
-Знание функций педагогической оценки.
-Знание видов педагогической
оценки.
-Знание того, что подлежит
оцениванию в педагогической
деятельности.
-Владение методами
Педагогического оценивания.
-Умение продемонстрировать
эти методы на конкретных
примерах.
-Умение перейти от
педагогического оценивания к самооценке.
4.
Компетентность в
организации
информационной
основы деятельности
обучающегося
Любая учебная задача
разрешается, если обучающийся
владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или поиск необходимой для ученика
информации организовать.
-Свободное владение учебным материалом.
-Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем.
-Способность дать дополнительную
информацию или организовать поиск дополнительной
информации, необходимой для решения учебной задачи.
-Умение выявить уровень развития обучающихся.
-Владение методами объективного контроля и оценивания.
5.
Компетентность в
использовании
современных средств
и систем организации
образовательного
процесса
Обеспечивает эффективность
образовательного процесса.
-Знание современных
средств и методов построения
образовательного процесса.
-Умение использовать
средства и методы обучения,
адекватные
поставленным задача уровню подготовленности
обучающихся, их индивидуальным
характеристикам.
-Умение обосновать выбранные
методы и средства обучения.
6.
Компетентность в
способах умственной
деятельности
Характеризует уровень владения
педагогом и обучающимися
системой интеллектуальных
операции.
-Знание системы интеллектуальных
операций. Владение
интеллектуальными операциями.
-Умение сформировать
интеллектуальные операции использование интеллектуальных
операций, адекватных решаемой задаче учеников.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
Основные пути развития профессиональной
компетентности педагога
Повышение квалификации.
Аттестация.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов.
Владение современными образовательными технологиями.
Овладение информационно – коммуникативными технологиями.
Участие в конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков.
Результат
обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,
принятие идеологии ГОС общего образования,
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС.
Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:
сбор информации;
анализ полученной информации;
планирование;
регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя.
С введением ГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе.
В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. (Приложение 1).
Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы. Цель которой – информационное и методическое сопровождение
Выпуск методических бюллетеней.
Школа молодого учителя.
Школа педмастерства.
Самообразование (изучение методической литературы, интернет — ресурсы).
Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Учебно-методический материал по теме: Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций учащихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школы № 24»
Педагогический совет
Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций
учащихся
Профессиональная компетентность учителя — один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию школы к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ученика и учителя.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Под понятием «компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
- Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.
- Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М.). В психолого-педагогической литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
- Наиболее приемлема точка зрения на компетентностную модель доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского.
Таблица 1
Хуторской А.В. доктор пед.наук, академик Международной педагогической академии | Компетентность | Компетенция |
владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности | совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним |
- Критерии определения компетентности и компетенции учителя
- Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение «жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и «надпредметным умениям» (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
- Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
- В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;·
быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
самостоятельно учиться;
принимать решения и нести за них ответственность;
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных плюсов.
Карта наблюдения учителя
1.Ф.И.О. учителя __________________________________________________________
2.Предмет _______________________ Класс ______ Дата ________________
3.Тема урока _____________________________________________________________
№ | Формы работы учителя на уроке | коли-чество раз | продолжитель-ность | характеристика | |
минут | % | ||||
1. | Обращения к прошлому опыту учащихся |
|
|
|
|
2. | Открытое обсуждение новых понятий |
|
|
|
|
3. | Обсуждение проблемных ситуаций |
|
|
|
|
4. | Дискуссия учащихся |
|
|
|
|
5. | Игровая деятельность |
|
|
|
|
6. | Проектная деятельность |
|
|
|
|
4.. Компетентностные методы обучения
- — Обращение к опыту учащихся
- — Открытое обсуждение новых понятий
- — Открытое обсуждение проблемных ситуаций
- — Дискуссия, столкновение субъектных позиций
- — Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
- — «Метод проектов»
Школьный оценочный лист наблюдения за использованием действий учащихся в конкретных ситуациях, связанных с формированием определенных компетенций:
Ключевые компетентности
Ф.И.О. учителя __________________________________________________________
Предмет _______________________ Класс ______ Дата ________________
Тема урока _____________________________________________________________
Компетентность | На каком этапе урока | Уровень (1-5 балл) |
Готовность к самообразованию – способность выявлять пробелы в своих знаниях в умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи |
|
|
Технологическая компетентность – готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях |
|
|
Готовность к разрешению проблем – умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь (пример задачи) |
|
|
Готовность к использованию информационных ресурсов – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации* |
|
|
Готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач |
|
|
Всего баллов: |
. План целевого анализа (самоанализа) урока
1. Место урока в изучаемом разделе
2. Цель и задачи урока (в т.ч. – по формированию ключевых компетенций)
3. Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
4. Формы и методы, использованные для решения «компетентностных» задач урока
5. Соотношение «компетентностных» и «некомпетентностных» форм и методов работы на уроке.
6. Насколько достигнуты цели? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
7. Заметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?
Профессиональная компетентность учителя
1.Знания
2 Умения
3. Социально-личностные характеристики
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
НА УРОКЕ
1.Коллективная
2.Групповая
3.Парная
4.Индивидуальная
формирование ключевых компетенций
коррекция — диагностика= новое качество образования
СИТУАТИВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Взаимодействие между учителем и учеником
Взаимодействие между учителем и коллегами
Взаимодействие между учителем и родителями учеников
Взаимодействие между учителем и администрацией
Цели и задачи,которые стоят перед коллективом школы построение
современной модели образовательного учреждения, ориентированного на внедрение компетентностного подхода;
расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей для учащихся;
Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности учителя
Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности учителя
Сюткина И.Б., учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ№48»
Профессиональная компетентность – это готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность.
Готовность человека к любой профессиональной деятельности и профессиональную компетентность можно выразить «формулой» готов=хочу+ знаю+умею. В ней отражены три аспекта готовности к деятельности: мотивационно-личностный, информационный и деятельностный, что, в свою очередь, позволяет выделить три составляющие профессиональной компетенции (мотивационно-личностную, информационную, деятельностную). Таким образом, под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
При изучения методики преподавания русского языка — главное научить проектировать уроки через содержание учебного предмета и формирование соответствующих компетенций, в соответствии с ФГОС.
Процесс учебного проектирования урока русского языка включает в себя следующие умения: определение учебных целей процесса проектирования и разработка критериев оценки достижения цели.
Примером общих целей создания проекта урока являются овладение педагогической деятельностью обучения русскому языку и воспитание школьников средствами языка.
К частным учебным целям можно отнести следующие: 1)овладеть умением проектировать уроки по различным темам и для различных классов; 2) развивать умение организовывать коллективные способы деятельности при обучении предмету; 3) овладеть умением индивидуального подхода к учащимся и т.п.
Конкретными учебными целями учителя при проектировании урока могут быть:1) учиться подбирать и включать в урок разноуровневые обучающие, развивающие, проблемные, творческие, тренировочные и т.д. задания на уроке; 2)учиться формулировать цели урока ; 3) учиться эффективно использовать на уроке классную доску (интерактивную доску, учебник, работу в тетрадях) и т.д.
Готовность к объективному оцениванию качества проекта урока является одной из профессиональных компетенций учителя: намечая содержание, способы и формы организации деятельности учащихся, опытный учитель может прогнозировать его результативность достаточно точно Учитель должен уметь не только мысленно перевоплотиться в учителя и конкретного ученика, а оценить собственное продвижение в овладении профессиональной деятельности – умение рефлексивно осмысливать в процессе проектирования свое состояние в роли учителя. Для развития этих умений мы проводим деловые игры, обсуждение своих и чужих проектов в группах.
Определение темы и места урока в изучении русского языка учащимися средней школы.
Тема и место проектируемого урока могут задаваться преподавателем или учителем, могут определяться самостоятельно или в ходе групповой работы по заданной преподавателем учебной цели проекта или педагогической цели урока, а также по другим характеристикам урока или проекта в целом.
Актуализация, изучение, уточнение собственных знаний лингвистического и методологического содержания темы урока.
После определения темы урока необходимо актуализировать или изучить содержание предметного материала урока и более крупной темы или раздела, частью которых является проектируемый урок. Актуализация и изучение должны обеспечить знание содержания планируемого к рассмотрению на уроке учебного материала.
Анализ представления лингвистического содержания урока на страницах учебника, которым пользуются школьники.
Цель анализа – определить образовательные, развивающие и воспитательные возможности материала страниц учебника русского языка в целом и для учащихся конкретного класса (реального или воображаемого).
Для анализа страницы учебника необходимо поставить вопросы, ответы на которые позволят определить возможность использования материала учебника на проектируемом уроке и место работы с учебником. Характер и результат анализа полностью зависят от его цели, реализуемой в вопросах и ответах на поставленные вопросы. Вопросы могут быть такими:
— Определите цель каждого упражнения.
— Продумайте последовательность упражнений, чтобы обеспечить логические связи.
— Какие упражнения будут выполняться на уроке устно, письменно, под руководством учителя, самостоятельно?
— Оцените воспитательную и развивающую значимость каждого упражнения. Как их можно усилить?
— Какие задания можно включить в домашнюю работу?
— Чем можно дополнить материал учебника?
-Продумайте методы и формы контроля за работой учащихся и т.д.
Формулировка целей урока и проектируемых критериев и способов диагностики, способов фиксации достижений учащихся.
Традиционно формулируют три вида педагогических целей урока: образовательные, развивающие и воспитательные.
На уроке взаимодействуют два объекта обучения — учитель и ученик. Поэтому эффективность педагогической деятельности повышается, когда учителю удается собственные педагогические цели обучения предмету, цели конкретного урока трансформировать в образовательные, познавательные, исследовательские цели учащихся. Только в этом случае школьник учится (учит себя), познает, исследует, а учитель помогает ему в этом.
Планирование структуры урока, заданий, оборудования, способов организации, действий и слов учителя и учащихся, написание сценария.
Возможные варианты структуры урока.
Вариант 1.
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
3.Проблемное объяснение нового знания.
4.Первичное закрепление во внешней речи.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой.
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7.Итог урока.
Вариант 2.
1Мотивация к коррекционной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
3.Выявление индивидуальной причины затруднений.
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5.Анализ проекта.
6.Обобщение затруднений во внешней речи.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
8.Включение в систему знаний и повторение.
9. Итог урока.
Вариант 3.
1.Мотивация к деятельности.
2.Устные упражнения: фронтальная работа по закреплению знания правила (свойства, алгоритма ) и применению правила (свойства, алгоритма ).
3.Работа в группах: выбор и решение задач на применение правила (свойства, алгоритма).
4.Отчет групп: обоснование необходимости или возможности применения изученного правили (свойства, алгоритма), представление способов его применения при решении выбранных задач.
5.Подведение итогов урока.
После определения структуры урока составляют диалог его «героев» — учителя и учащегося. В сценарии должны быть не общие указания , например, объяснить новый прием, а конкретные слова педагога и возможные реплики учеников, которые необходимо сопроводить описанием их действий аудиовизуального восприятия, показом и организацией действий с материальными предметами, записи на доске и в тетрадях, компьютерные программы, презентации, возможности интерактивной доски и др. Успех урока полностью зависит от того, что и как говорит и делает педагог.
В проекте урока важно спланировать домашнюю работу. Полезны разноуровневые домашние задания, состоящие из трех частей. Первая часть – обязательные и посильные для всех задания из учебника. Времени на их выполнение самым медлительным, имеющим трудности в обучении ученикам должно требоваться от 15 до 30 минут (как указано в нормативных документах). Вторая часть – более сложное задание для уровня хорошего владения материалом, или продолжение, развертывание первого. На выполнение заданий первой и второй части домашней работы учащимся со средним уровнем подготовленности также должно хватать нормативного времени. Третья часть домашнего задания дополняет первые таким образом, чтобы учащийся с высоким уровнем способностей и подготовленности мог выполнить ее (или обнаружить трудности выполнения и сформулировать вопросы учителю) за нормативное время.
Выполнение образцов записи на доске и в тетрадях, редактирование электронных и мультимедийных материалов, предусмотренных сценарием урока.
Эта работа позволяет более точно смоделировать деятельность учащихся, избежать ошибок в содержании и объеме записей, скорректировать время и характер применения информационных технологий. Во время урока необходимо предусмотреть обсуждения с детьми назначение записей, соответствия формы записи ее назначению, предоставить учащимся возможность участвовать в конструировании содержания и формы записей в соответствии с их целями.
Оформление проекта.
Форма представления проекта может определяться или в совместном обсуждении студентов и преподавателем, или студентом самостоятельно.
Самоанализ процесса проектирования и проекта.
Несомненным важнейшим профессиональным качеством, которому необходимо учить выпускников, — это умение провести самоанализ проектирования и проекта проведённого обучающимися урока. Любой анализ определяется его целью. Цель самоанализа процесса проектирования и проекта урока – установить, что нового появилось в готовности к осуществлению профессиональной деятельности. При этом оценка готового проекта урока и процесса проектирования может не совпадать.
Профессионально компетентный учитель – это мастер экспромта, а хороший экспромт – это результат долгой и тщательной подготовки. Если при изучении предметных и методических курсов будущий учитель приобретет опыт детального, целостного и профессионально грамотного проектирования уроков, то это, несомненно, положительно скажется на становлении его профессиональной компетенции.
Литература
1. Царева С.Е. Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей // Начальная школа. — 2008. — № 9. — С. 72.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
3.Тимофеева Н.Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя. Вестник ТГПУ, ВЫПУСК №10, Красноярск 2009. 94 с.
СХЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ — Скачать PDF бесплатно
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ Награждающий орган / учреждение: Королева Мэри, Лондонский университет Учебное заведение (если отличается от указанного выше): Центр инфекционных заболеваний, Институт клеточных и молекулярных наук,
Дополнительная информация
Руководство по программе Healthcare Science
Руководство по программе Healthcare Science BSc.(HONS) Здравоохранение (Науки о жизни) BSc. (HONS) Наука в области здравоохранения (физиологические науки) Это руководство составлено с целью дать обзор Healthcare
Дополнительная информация
Спецификация программы
Спецификация программы Орган / учреждение Учебное заведение Королевы Марии, Лондонский университет Королевы Марии, Лондонский университет Название финальной премии и название программы MSc / PGDip / PGCert in Neuroscience
Дополнительная информация
Карьера в гематологии
Карьера в гематологии Руководство для студентов-медиков и младших врачей Гематология — это медицинская специальность, связанная с заболеваниями крови.Однако ваши друзья-не врачи всегда будут думать, что вы
Дополнительная информация
НАГРАДА НАЗВАНИЯ КУРСА BIOSCIENCES
НАЗВАНИЕ КУРСА НАГРАДА БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Будучи студентом бакалавриата в области биологических наук Вестминстерского университета, вы будете пользоваться одними из лучших имеющихся возможностей обучения. Наши курсы объединяют лекцию,
Дополнительная информация
Науки о здоровье человека
Науки о здоровье человека С ПЛИМУТСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ Если вы хотите посетить Плимут и встретиться с нашими сотрудниками, почему бы не приехать на один из наших дней открытых дверей.Науки о здоровье человека с PLYMOUTH
Дополнительная информация
MD / Ph.D. Требования к ученой степени
КОМБИНИРОВАННЫЙ MD / Ph.D. ТРЕБОВАНИЯ К СТЕПЕНИ MD / Ph.D. Заявление о приемлемости программы для участия в программе Общие требования программы Объединение MD / Ph.D. программа на получение степени в университете Толедо предлагает
Дополнительная информация
Циркуляр службы здравоохранения
Серийный номер циркуляра службы здравоохранения: HSC 2002/009 Дата выпуска: 4 июля 2002 г. Дата пересмотра: 4 июля 2005 г. Категория: Статус общественного здравоохранения: Действие устанавливает конкретные действия со стороны получателя с
Дополнительная информация
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Спецификация программы Раздел 1: Основное учреждение / учреждение, присуждающее данные Учебное заведение Факультет, ответственный за программу Университет Западной Англии Факультет Университета Западной Англии
Дополнительная информация
ФАКУЛЬТЕТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
ФАКУЛЬТЕТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ КОРОЛЕВСКОГО КОЛЛЕДЖА ВРАЧЕЙ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ДИПЛОМ ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ КАНДИДАТОВ И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ДИПЛОМ ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Дополнительная информация
Бакалавр биомедицинских наук
Бакалавр биомедицинских наук Задумывались ли вы, почему мы стареем, что вызывает рак или как вы унаследовали глаза своей мамы и рост отца? Биомедицинская наука отвечает на эти и другие вопросы.A
Дополнительная информация
Мочеполовая медицина
Специализированное руководство по документам, которые необходимо предоставить в качестве доказательства для подачи заявки на внесение в реестр специалистов с сертификатом соответствия требованиям для регистрации специалиста (CESR) Мочеполовая и мочеполовая
Дополнительная информация
Психология. студент
Бакалавриат Психология Психология включает в себя ряд дисциплин, которые разделяют интерес к пониманию того, как люди и другие животные интерпретируют свой умственный и физический мир и реагируют на него.Это
Дополнительная информация
Ролевой профиль Academic 4 (SL&TF)
Ролевой профиль Academic 4 (SL&TF) (Профиль строится на профиле SL, который относится к основной роли, выполняемой в дополнение к стипендии) Коммуникация Распространение концептуальных и сложных идей
Дополнительная информация
Спецификация программы
Название спецификации программы: Заключительная награда по судебной медицине: магистр наук (MSc) с выходными наградами: магистр наук (MSc), сертификат последипломного образования (PG Cert), диплом последипломного образования (PG Dip) Должно быть
Дополнительная информация
,
Профессиональная компетенция 2 | TeachingEnglish | Британский Совет
- Идеи других учителей
Профессиональное поведение
- Не теряйте самообладания. Быть терпеливым и терпимым означает, что вы способны решить свои проблемы.
- Посещайте занятия своих коллег и откликайтесь на указания и советы ваших инспекторов по развитию вашей профессиональной компетенции.
Управление классом
- Сконцентрируйтесь на малоуспевающих в классе.Они всегда нуждаются в вашей помощи и поддержке.
- Будьте наблюдателем, проводником и участником, когда студенты практикуют групповые занятия. Не оставайтесь равнодушными, так как это делает занятие шумным и портит цель занятия.
- Когда студенты отрабатывают задания, назначьте руководителей групп, которые будут следить за порядком и руководить работой.
Подход учителя
- Тесты выявляют определенные слабые места. Таким образом, ваша обязанность — проанализировать результаты испытаний, чтобы подготовить необходимые исправительные работы и упражнения для искоренения такой слабости.
- Переходите от известного к неизвестному постепенно и логично, потому что такая процедура важна с психологической точки зрения.
- Начните урок с небольшого разогрева класса. Некоторые вопросы для повторения или разминка создают позитивную атмосферу для выполнения нового урока.
- Переведите процесс обучения с «приобретения навыков» на «использование навыков» для достижения желаемых целей.
- Избегайте ошибок в произношении.Если вы сомневаетесь, обратитесь к словарю с хорошим произношением. Если ученики повторяют неправильно произнесенное слово, оно фиксируется в их сознании. Тем более, что исправить это в будущем будет сложно.
Лингвистическая продукция
- Письменная работа считается активной продукцией языка. Следовательно, это должно быть приложение к тому, с чем вы уже имели дело в устной форме в классе. Всегда представляйте новый материал в значимых ситуациях с интеграцией навыков.Лингвистика рассматривает обмен как единицу речи.
- Обучите своих учеников говорить на языке с достаточной беглостью. Частое знакомство с аутентичными записанными материалами улучшает их устное исполнение.
- Обращайте внимание на правильную интонацию. Учащиеся должны знать правильное понижение и подъем речи, потому что неправильная интонация может изменить функцию произнесения.
- Желательно больше заданий, и чем больше, тем лучше.Не забывайте регулярно проверять задания и давать необходимые благодарные комментарии. Домашние задания должны быть как можно короче, без чего-либо сложного или загадочного.
- Общаясь со своими учениками, не настаивайте на получении полных ответов. Короткие ответы принимаются в естественном общении.
- Пусть ваши ученики по-разному осознают каждую функцию, потому что это помогает им выражать себя по-разному. Кроме того, это развивает их коммуникативную компетентность и уверенность в себе.
- Не прерывайте вашего ученика, чтобы исправить ошибки, пока он / она говорит, потому что это сбивает ее / его с толку и заставляет ее / его уйти с места происшествия. Помните, что беглость важнее точности.
Идеи других учителей
Susan Manser, UK
У меня есть два небольших предложения, которые я могу добавить в статью «Профессиональная компетенция».
- В случае возникновения ситуации, когда вы не знаете или не уверены в ответе на вопрос или грамматический пункт, признайте, что вы не знаете, но выясним или проверим ответ.Не забывай!
- Проявите уважение к своим ученикам, одевшись опрятно и чисто.
Салех М. Абдо, Отдел английского языка, Национальный колледж науки и технологий Салала, Султанат Оман
У вас есть идеи, которые мы могли бы добавить в этот список? свяжитесь с нами
.
программ непрерывного профессионального развития (CPD) для учителей английского языка | TeachingEnglish | Британский Совет
Британский Совет, Cambridge English и EAQUALS предоставляют обзор своих систем непрерывного профессионального развития.
Почему полезно иметь структуру профессионального развития?
Другие профессии использовали рамки для создания устоявшихся определений опыта, измеримых результатов и большей ответственности. В образовании важно, чтобы учителя могли контролировать свои собственные приоритеты развития.Совместное понимание ключевых навыков, знаний и поведения, которые, как было доказано, способствуют эффективному обучению на различных уровнях и в разных контекстах, помогает в достижении этого. За прошедшие годы было разработано несколько рамок для обучения языку. Национальные правительства также разработали рамки стандартов для учителей любого предмета. При разработке трех описанных ниже рамок были приняты во внимание некоторые из этих более ранних инициатив.
Какие общие принципы у Британского Совета, EAQUALS и Cambridge English?
- Они фокусируются на позитиве, т.е.е. что могут делать учителя, а не то, что они не могут.
- Это нелинейные шкалы для оценки общей компетентности. Каждая структура имеет разные категории, которые позволяют нелинейное развитие в целом, поскольку процесс обучения преподаванию не является линейным накоплением различных педагогических компетенций.
- Они создают профиль того, где учитель находится в данный момент времени, и указывают, какие компетенции они могут пожелать развить в будущем.
- Для любого человека, а также для коллектива учителей развитие может быть неравномерным, а не единообразным в различных областях и компетенциях.Вполне вероятно, что учителя, даже опытные учителя, будут хороши в одних вещах и менее эффективны в других, и что индивидуальные профили учителей будут меняться по мере развития обязанностей и возникновения новых проблем.
- Каркасы просты в понимании и использовании.
- Это в первую очередь средства развития, предназначенные для поддержки постоянного повышения квалификации учителей.
Как можно использовать структуры НПР
Важно отметить, что характеристики эффективного учителя будут зависеть от ряда факторов, например.грамм. образовательный контекст, тип преподаваемого класса, учреждение, в котором работает учитель, тип учеников и т. д. Таким образом, педагогическая компетентность всегда зависит от контекста и культуры, что означает, что методы обучения должны соответствовать и поддерживать конкретный контекст ,
Три структуры
1. Кембриджская система обучения английскому
Кембриджская структура преподавания английского языка была разработана для того, чтобы объединить ключевые знания и навыки, необходимые для эффективного обучения на различных этапах и в разных контекстах.Его цель:
- помочь учителям определить, на каком этапе их профессиональной карьеры они находятся.
- помочь учителям и их работодателям подумать о том, куда двигаться дальше, и определить мероприятия по развитию, чтобы их достичь.
Фреймворк состоит из пяти основных категорий, каждая из которых подразделяется на более мелкие, всего 36 компонентов фреймворка. Структура также организована в соответствии с четырьмя уровнями компетентности учителя: базовая; Разработка; Proficient; Эксперт.
В основу данной схемы положены доказательства из обширных письменных отчетов об оценках учителей со всего мира, к которым Cambridge English Language Assessment имеет доступ и которые прошли эмпирическую проверку. К ним относятся отчеты оценщиков о наблюдениях за уроками на курсах до начала работы (CELTA) и без отрыва от производства (ICELT и Delta), а также подробные справочные документы в виде заданий (CELTA и ICELT) и портфелей работ (ICELT и Delta). ), которые демонстрируют процессы, через которые проходят учителя при планировании и осмыслении своего обучения.Этот уникальный ресурс предоставил подробные описания аудиторной практики на разных этапах карьеры учителя. Не менее важно, что эти оценочные отчеты отражают реалии преподавания и обучения во многих различных контекстах, которые, в свою очередь, отражаются в структуре структуры.
Профессиональное развитие с помощью Cambridge English, включая квалификацию преподавателя и короткие онлайн-курсы и ресурсы CPD, сопоставляются со структурой, так что после того, как учителя попали в нее, они могут найти ресурсы, которые им нужны, чтобы помочь им развиваться.Структура и прилагаемый к ней трекер развития учителей доступны учебным заведениям, чтобы сопоставить их профессиональное развитие и дать учителям возможность выбрать наиболее подходящие виды деятельности по развитию.
Посетите веб-страницы Cambridge English Teaching Framework.
2. Структура НПР Британского Совета
Структура НПР Британского Совета предоставляет описание профессиональной практики учителей начальных и средних школ государственных школ, относящейся ко всем предметам учебной программы.Он помогает учителям оценивать свои собственные педагогические знания и навыки и определять пути профессионального развития, соответствующие их потребностям и условиям. Он предоставляет правительствам, министерствам и другим организациям руководство по навыкам и знаниям, которые необходимы учителям, модели эффективного НПР и ресурсы НПР, позволяющие им повысить качество обучения в системах образования. Система НПР может стать основой для разработки системы НПР для учителей государственных школ для конкретных стран.
Структура НПР Британского Совета состоит из 12 профессиональных практик, охватывающих весь спектр знаний и навыков, необходимых учителю. Каждая профессиональная практика описывается более подробно списком «элементов». Учителя могут оценивать себя по четырем ступеням развития.
Эти этапы отражают знания и навыки учителя в конкретных профессиональных практиках и элементах. Набор модульных ресурсов НПР, сопоставленных со структурой НПР, предоставляет учителям пути развития в зависимости от их потребностей.
Система НПР Британского Совета является ключевой частью подхода Британского Совета к работе с правительствами в области профессионального развития учителей — подхода, называемого «Обучение для достижения успеха».
3. Европейская профильная сетка (EPG)
Европейская профильная сетка (EPG) начала свою жизнь как профильная сетка EAQUALS, разработанная в 2005–2006 годах Брайаном Нортом и Гальей Матевой в качестве инструмента для профилирования команд. учителей, работающих в центрах, аккредитованных EAQUALS.Текущая EPG является результатом интенсивной работы в течение двухлетнего проекта, софинансируемого Европейской Комиссией. Его цель состояла в том, чтобы предоставить многоязычный инструмент для поддержки развития и подготовки учителей иностранных языков и, таким образом, повышения качества изучения языка, а также содействия развитию карьеры и мобильности учителей языков. Одиннадцать партнерских организаций, включая EAQUALS, Британский Совет, Goethe-Institut, Instituto Cervantes, CIEP France и Optima Bulgaria, разработали пилотную версию, протестировали ее на пяти языковых версиях среди учителей, инструкторов и менеджеров и использовали результаты для получения окончательная версия, интерактивная онлайн-версия, электронная сетка и руководство пользователя.
Основное использование EPG — это самооценка учителей, часто дополняемая оценками со стороны тренеров и менеджеров, а также обсуждение двух оценок. Ниже приводится типичный пример внедрения в учреждении, аккредитованном EAQUALS:
- Учителя оценивают себя по дескрипторам в одном или нескольких разделах EPG.
- На обзорном собрании самооценки обсуждаются с менеджером, который знает работу учителя, и, возможно, в них вносятся поправки.
- Результаты записываются в отдельные журналы CPD вместе с личными профессиональными целями развития
- .
- Процесс повторяется каждый год, и журнал редактируется или дополняется.
Структура EAQUALS для подготовки и развития языковых учителей (EAQUALS TD Framework) связана с EPG, но имеет более подробные дескрипторы, позволяющие учителям языка более глубоко оценивать свои компетенции. Он также использовался для отображения содержания учебных модулей, например, предлагаемых Оксфордской учительской академией (OUP).
Свяжитесь с нами
Мы будем рады получить известие от любого, кто использует эти структуры или заинтересован в обсуждении исследовательских предложений по их использованию.
Ниже представлен загружаемый документ о трех фреймворках.
.