Семантика в психологии
Понятие «семантика» в психологии
Определение 1
Семантика – это раздел языкознания, который занимается изучением лексического значения слов и выражений, изменений их значений.
Инструментом изучения является применение семантического анализа.
Специалистов, которые занимаются семантикой, называли семасиологами.
Как раздел лингвистики семантика отвечает на вопрос, как человек, зная слова и правила грамматики, может с их помощью передать самую разную информацию о мире, включая свой собственный внутренний мир.
Информацию можно передать даже тогда, когда человек сталкивается с этой задачей впервые. Каким образом человек понимает эту информацию, даже если слышит её первый раз.
Семантика как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась в конце XIX века, а термин, обозначающий раздел науки, впервые ввел французский лингвист М. Бреаль в 1883 г.
Уже в глубокой древности философская мысль ставила и обсуждала семантические проблемы. Среди проблем были споры о том, как появляются значения слов и их отношение к бытию и мышлению.
Готовые работы на аналогичную тему
В конце XIX – начале XX века семантику разрабатывают представители различных психологических направлений в лингвистике. Перед ними стояла задача – найти основу закономерностей семантических изменений, протекающих в индивидуальном сознании «психических процессов».
Лингвисты этого времени не рассматривают вопрос определения самого значения слова, оставляя его философам и психологам. Их удовлетворяло то, что в сознании говорящего отождествлялось значение слова с называемым предметом или воспроизведением этого предмета. Детально обсуждалась в лингвистике этого периода только одна сторона значения слова – этимологическое значение, установление его связи с другими словами того же языка или ближайшего к нему.
Соотношение этимона ко всему содержанию слова в языковедении обсуждалось, начиная с А. Гумбольдта. Он предложил определять это соотношение как внутреннюю форму слова.
Уже в прошлом семантический компонент признавался необходимой частью полного описания языка – грамматики.
Общие принципы семантического описания формировались под влиянием разных теорий языка. Если говорить о принципах построения семантического компонента для порождающих грамматик, то они были заложены американскими лингвистами – Дж. Катцем и Дж. Фодором. Представители Московской семантической школы Ю.Д. Апресян, А.К. Жолтовский, И.А. Мельчук, разрабатывали для грамматик типа «Смысл-Текст» соответствующий компонент.
Семантический компонент включает словарь, где каждому слову дается его значение в данном языке.
Толкованию отдельных знаков или, даже целых текстов, в изучении языка отводится важное место. В Древнем Китае, например, существовали словари с толкованием иероглифов.
Античные и средневековые филологи в Европе создавали специальные глоссы, где толковали непонятные слова в памятниках письменности.
Современная теория семантического анализа вышла на новый уровень, и решает задачи, связанные с возможностью понимания, как смысла фразы, так и поиска её в интернете.
Словарное определение
При использовании нарицательных имен, возникает вопрос о критериях использования любого такого слова – каковы должны быть условия, чтобы выяснить, когда надо употреблять именно это слово.
Предметы действительности имеют общие черты, т.е. сходство друг с другом. Причем, определяющими признаками будут только те черты предмета, когда при их отсутствии данное слово нельзя приложить к данному предмету.
Геометрическую фигуру нельзя назвать треугольником, например, если у неё нет таких признаков – это плоская, замкнутая фигура, ограниченная тремя прямыми линиями.
Применимость слова определяют признаки, совокупность которых образует сигнификат слова или его интенсионал.
Есть ещё денотат слова – это класс предметов или ситуаций, именуемых словом.
Сигнификат – это признаки предметов, которые объединяются в данный класс. Значением слова в языке традиционная семантика считает его сигнификат.
Наука признает необходимость различать языковое значение слова и мыслительное содержание, которое с этим словом связано.
Значение слова и мыслительное содержание относятся к категориям мышления – это суть отражения мира в сознании человека, однако эти отражения разные.
Мыслительное содержание (понятие) является полным отражением в сознании признаков объектов, явлений, а языковое значение фиксирует только различительные признаки.
Например, слово река в своем значении содержит такие понятия о реке, как «незамкнутый», «водоем», «большой размер», «естественное происхождение». Эти признаки отличают реку от таких объектов как канава, море, пруд, озеро и др. К реке относятся и такие понятия как подземный сток, бассейн, поверхностный и подземный сток. Значение слова соответствует понятию, которое употребляется в обиходе в отличие от научного.
Замечание 1
Признаки научного понятие слова могут не совпадать с признаками обиходного понятия.
Истолковать или описать значение какого-либо слова, значит, в той или иной форме перечислить признаки «вещи». Эти признаки будут необходимыми по отдельности, а в своей совокупности достаточными для обозначения с помощью данного слова. В толковые словари в определение слов должны включаться такие отличительные признаки.
У предмета могут быть ещё сопутствующие признаки, которые не входят в его словарное определение. Например, формула воды h3O, если её рассматривать как определение воды, то признаки — прозрачность, определенный вес на единицу объема, замерзание при 0 градусов – это сопутствующие признаки воды, к тому же универсальные, потому что эти свойства имеет любой экземпляр воды.
Комбинаций признаков, для которых нет необходимости изобретать слово, существует довольно много. Например, всем существам, которые имеют четыре ноги и перья, можно дать родовое наименование, но, поскольку такое существо с данным сочетанием признаков не найдено, то иметь для него какое-либо родовое наименование нецелесообразно.
Семантические отношения
Замечание 2
Признаки, используемые при толковании слова, выделяются на основе сопоставления данного слова с другими, близкими по значению словами. Для того чтобы обозначить группу слов, которые соотносятся с одной областью представлений, ввели понятие семантического поля.
Понятие было введено немецким лингвистом Й. Триром, например, поле времени, поле имен родства, поле животноводства, поле глаголов движения и др.
Между собой слова внутри семантического поля связаны семантическими отношениями. Выявление наличия таких отношений и установление типов этих отношений в рамках конкретных семантических полей является главной задачей лексической семантики.
В лексике выделяют такие типы семантических отношений:
- синонимия;
- гипонимия;
- несовместимость;
- отношение «часть-целое»;
- антонимия;
- конверсивность.
Синонимия – это отношения, которые основаны на полном или частичном совпадении значений, а сами слова называют синонимами. Точная синонимия является явлением довольно редким, а кандидатами в точные синонимы являются бегемот-гиппопотам, глядеть-смотреть, везде-всюду, заснуть-уснуть и др.
Гипонимия связывает слово, обозначающее род сущностей со словами, обозначающими виды – например, дерево-дуб, родственник-племянник, сосуд-стакан и др.
Несовместимость понимается в том смысле, что слова одновременно могут относиться к одному и тому же объекту. В отношении несовместимости находятся такие слова как мать и отец, сладкий и соленый, идти и бежать и др.
Отношение «часть – целое» показывает связь объекта с названиями его составных частей. Например, слово дерево как целое связано со словами ствол, корень, ветки, листья.
Такое отношение как антонимия основано на противоположности выражаемых понятий, например, сухой-влажный, спать-бодрствовать и др.
Семантическое отношение конверсивность может связывать слова, которые обозначают ситуации, число участников. Конверсивы описывают одну и ту же ситуацию, но, рассматриваются с точки зрения разных участников – выиграть-проиграть, младше-старше, иметь — принадлежать и др.
СЕМАНТИКА — Большой психологический словарь
(от греч. semantikos — обозначающий). Различают несколько видов С.
1. Лингвистическая С. — раздел языкознания, изучающий лексические значения слов и выражений, изменения их значений (значение слова, оборота речи или грамматической формы). Син. семасиология.
2. Логическая С. — раздел математической логики, исследующий отношения между формально построенными исчислениями и отражаемым в них реальным содержанием; содержательная интерпретация этих исчислений. Различают дескриптивную и чисто логическую С. 1-я исследует отношение знака к содержанию понятия (сигнификату) и отношение знака к вещи, которую он обозначает (денотату). 2-я занимается построением искусственных систем семантических правил, устанавливающих условия истинности языка. Хотя логическая С. имеет дело с полностью формализованными языками, высказывались мнения о применимости ее основных понятий к анализу значений в естественных языках. (Р. Карнап, А. Тарский.)
3. Психолингвистика (см.) различает объективную и субъективную С. 1-я является семантической системой значений языка, 2-я представляется как ассоциативная система, существующая в мозге индивида. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие «семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями («ассоциантами»). Имеется несколько попыток экспериментально определить субъективные семантические поля и связи внутри них с помощью методов ассоциативного эксперимента (Дж. Диз) и условного рефлекса (А. Р. Лурия, О. С. Виноградова). См. также МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА, Психосемантика, Семиотика, Субъективное семантическое пространство.
Источник:
Большой психологический словарь
на Gufo.me
Значения в других словарях
- семантика —
СЕМАНТИКА — дисциплина, изучающая отношения между знаками и тем, что они обозначают, а также сами эти отношения (напр., С. слова или С. языка). С. является составной частью всех дисциплин, имеющих дело со знаками. Поэтому можно различать…
Энциклопедия эпистемологии и философии науки - семантика —
1. Информация, передаваемая с помощью языка или каких-либо языковых единиц. 2. Раздел языкознания, изучающий информацию, передаваемую с помощью языка или каких-либо языковых единиц. 3. Один из основных разделов семиотики.
Толковый переводоведческий словарь - семантика —
орф. семантика, -и
Орфографический словарь Лопатина - Семантика —
В математической логике — исследование интерпретаций логического исчисления, формальной аксиоматич. теории; изучение смысла и значения конструкций формализованного языка теории, способа понимания его логич. связок и формул.
Математическая энциклопедия - семантика —
-и, ж. лингв. 1. Значение (слова, оборота речи, грамматической формы). 2. То же, что семасиология. [От греч. σημαντικός — обозначающий]
Малый академический словарь - семантика —
СЕМАНТИКА -и; ж. [от греч. sēmantikos — обозначающий] Лингв. 1. Значение, смысл (слова, оборота речи, грамматической формы). С. слова «творение» связана с глаголом творить. 2. = Семасиология. Новая статья по семантике.
Толковый словарь Кузнецова - семантика —
СЕМ’АНТИКА, семантики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. semantikos — обозначающий) (линг.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т.п.).
Толковый словарь Ушакова - семантика —
Семантики, мн. нет, ж. [от греч. semantikos – обозначающий] (лингв.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т. п.).
Большой словарь иностранных слов - СЕМАНТИКА —
СЕМАНТИКА (от греч. semantikos — обозначающий, знак) — англ. semantics; нем. Semantik. 1. Раздел языкознания и логики, исследующий проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков и знаковых выражений.
Социологический словарь - СЕМАНТИКА —
СЕМАНТИКА (от греч. semantikos — обозначающий) ,1) значения единиц языка. 2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов. 3) Один из основных разделов семиотики.
Большой энциклопедический словарь - семантика —
(от греч. semantikos — обозначающий). 1) Смысловая сторона (значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм). 2) То же, что семасиология.
Словарь лингвистических терминов Розенталя - семантика —
(< сема) 1) Смысловая сторона языковых единиц; 2) семиотики, раздел лингвистической науки, исследующий смысловую структуру языковых единиц.
Словарь лингвистических терминов Жеребило - семантика —
СЕМАНТИКА и, ж. sémantique f. 1. лингв. Смысловое значение (слова, оборота речи и т. п.). Семантика слова. БАС-1. При дворе и в домах знатных вельмож с 1718 г. регулярно устраивались ассамблеи, «заседания» Всепьянейшего собора.
Словарь галлицизмов русского языка - Семантика —
(франц. sémantique, от греч. semantikós — обозначающий, sema — знак) в языкознании, 1) один из аспектов изучения знаков в семиотике (См. Семиотика). 2) В истории языкознания то же, что Семасиология. 3) Значения единиц языка.
Большая советская энциклопедия - СЕМАНТИКА —
СЕМАНТИКА – дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы с точки зрения их смысла [СМЫСЛ];как правило, рассматривается в рамках семиотики [СЕМИОТИКА](науки о знаковых системах) совместно с двумя другими ее разделами: синтактикой и прагматикой.
Новая философская энциклопедия - семантика —
СЕМАНТИКА, и, ж. 1. То же, что семасиология. 2. В языкознании: значение, смысл (языковой единицы). С. слова. С. предложения. | прил. семантический, ая, ое.
Толковый словарь Ожегова - семантика —
Сем/а́нт/ик/а.
Морфемно-орфографический словарь - Семантика —
СЕМАНТИКА — см. Семасиология.
Литературная энциклопедия - Семантика —
Система толкования информационных языковых конструкций.
Словарь компьютерных терминов - семантика —
Семантика, семантики, семантики, семантик, семантике, семантикам, семантику, семантики, семантикой, семантикою, семантиками, семантике, семантиках
Грамматический словарь Зализняка - семантика —
семантика ж. 1. Значение, смысл языковой единицы (морфемы, слова, словосочетания и т.п.). 2. Раздел языкознания, изучающий смысловую сторону языка. 3. Раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла. 4. Раздел логики, изучающий отношения логических знаков к понятиям.
Толковый словарь Ефремовой - семантика —
сущ., кол-во синонимов: 8 значение 27 лексикология 8 лингвистика 73 психосемантика 1 семасиология 3 семиотика 5 смысл 39 смысловое значение 1
Словарь синонимов русского языка
Психосемантика | Блог 4brain
Психосемантика – это раздел психологии, предметом изучения которого являются принципы формирования и функционирования персональной системы значений, которая отражает процессы мышления, восприятия, памяти. Эта наука изучает фразы, знаки и символы и то, как человек воспринимает и трактует их.
Психосемантика:
- исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании: символы, образы, символические образы, а также знаковые, вербальные формы;
- анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний человека на формирующуюся у него систему значений.
Психосемантика изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, так и дифференциально-психологические. В последнем случае задачей психосемантики является реконструкция системы представлений конкретного человека о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов.
Главной задачей психосемантики считается исследование и реконструкция (выявление, описание и моделирование) не всегда внешне проявленных структур субъективного опыта (систем значений и смыслов), на основе которого строится образ мира человека.
У каждого человека есть своя система мироощущения и формирование образа мыслей, которую психосемантика и изучает. Каждый человек – это личность со своими представлениями и смыслами.
Основные методы психосемантики:
- наблюдение и беседа;
- описание слов или графическое изображение ситуаций, состояний, отношений;
- методы формирования понятий;
- методы семантических радикалов;
- ассоциативные эксперименты;
- методы классификации;
- методы определения понятия;
- методы контекстной и семантической реконструкции и конструирования.
Три понятия психосемантики: значения, категоризация, контекст
Без знания этих трех понятий очень сложно будет понять, что такое психосемантика и какие преимущества дает ее изучение.
Человек наделяет значением все, что происходит вокруг него. Но что же это за феномен? Это понятие имеет разные трактовки, поэтому дадим наиболее, на наш взгляд, простое и понятное определение:
Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в сознании человека.
Слово (знак, символ) не только указывает на некий предмет или явление, но и неминуемо устанавливает целый ряд дополнительных ассоциаций и связей. Это слово является центральным узлом целого каскада образов, обусловленных им. Эти образы формируют так называемое семантическое пространство (о котором мы поговорим немного позже).
В психосемантике особое значение играет и понятие категоризации. Категоризация – это процесс отнесения в ту или иную категорию, чем человек занимается практически все свое сознательное и бессознательное время (даже во сне).
Суть категоризации лежит в приписывании разным вещам и явлениям эквивалентности, объединения предметов, ситуаций и людей в классы и реагирование на них в соответствии с тем классом, что человек им приписывает.
Проблема категоризации в широком смысле является проблемой понимания. Исследование процесса понимания традиционно связывали с феноменом контекста – буква быстрее воспринимается в слове, значение слова – в предложении, суть которого вложена в текст. Если появляется стимул, который противоречит контексту, возникает ситуация семантической несогласованности. Процесс категоризации можно рассматривать как включение стимула во внутренний контекст.
Несмотря на то, что каждый человек – индивидуальность, у нас, как у представителей человечества, есть много общего. Исследователи считают, что цвета могут быть символами стойких аффективных систем значений. Было доказано, например, что отношение к основным цветам всех народов примерно одинаковое. Желтый и красный считаются теплыми, красный кажется привлекательным, хотя порой вызывает тревогу. А голубой считается спокойным. Такое устойчивое отношение к цветам обусловлено их физиологическим значением для человека как вида.
Субъективное семантическое пространство
Субъективное семантическое пространство – система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями.
Построение ССП как метод исследования и как модельное представление категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решений.
Процедура построения семантического пространства такова:
- Первый этап связан с выделением содержательных (семантических) связей анализируемых объектов: понятий, символов, изображений. Продуктом этого этапа является построение матрицы сходства (расстояний) анализируемых объектов.
- Второй этап исследования включает математическую обработку исходной матрицы сходства с целью выделения тех универсумов, которые лежат в ее основе.
- Третий этап построения семантического пространства связан с интерпретацией выделенных структур.
Одним из успешных примеров применения принципов психосемантики на практике является метод репертуарных решеток американского психолога Джорджа Келли, который он разработал в 1955 году.
Метод репертуарных решеток
Этот метод основан на теории персональных конструктов, разработанной Джорджем Келли, и применяется для распознавания интерпретативных процессов, в которых человек конструирует значение по отношению к своему социальному контексту.
Данная техника основывается на убеждении, что человек действует и мыслит в соответствии с индивидуальной схемой, построенной на конструктах. Конструкт – это пара субъективных, то есть используемых конкретным человеком, понятий, описывающих то или иное явление, качество личности и т. д. Любой мыслительный процесс, согласно этой теории, базируется на «движении» мысли от одного конструкта к другому.
Где и для чего конкретно можно применить метод репертуарных решеток? Область ее применения весьма обширна. Например, в кадровом менеджменте для выявления внутренних конфликтов в коллективе, а также чтобы найти способы повышения продуктивности труда. А при изучении конкурентоспособности и спроса данная методика позволит выявить сильные и слабые стороны товара с точки зрения клиента. Помимо этого, при ее помощи можно рассчитывать долговременную маркетинговую стратегию и осуществлять планирование.
Если говорить о психологии и психотерапии, то эта техника дает возможность:
- Изучить мыслительные процессы.
- Откорректировать те мыслительные процессы, которые приводят нежелательным действиям.
- Наблюдать за изменениями, которые происходят со временем в сознании человека и делать выводы о состоятельности или несостоятельности тех или иных методов терапии.
Чтобы пройти тест по методу репертуарных решеток, испытуемому предлагают 12 ролевых персонажей:
- «Я».
- «Через десять лет».
- «Отец».
- «Мать».
- «Подруга».
- «Друг».
- «Брат».
- «Сестра».
- «Супруг».
- «Тот, кому сочувствуешь».
- «Человек, вызывающий неприятные чувства».
- «Нелюбимый политик».
- «Человек, оказавший сильное положительное влияние на вашу жизнь».
Если у испытуемого, предположим, нет брата или сестры, подбираются соответствующие аналоги, например, среди близких ему людей или родственников.
Затем формируют тройки из этих людей таким образом, чтобы каждый персонаж встречался как минимум два раза во всей решетке. В ячейках матрицы обозначают этих людей кружочками. Справа по вертикали пишутся отрицательные качества, слева – положительные.
Качества должны объединять двоих людей из тройки, третий должен отличаться от них. К примеру, «Сестра» и «Брат» добрые, а «Человек, вызывающий неприятные чувства» злой.
Далее испытуемый выставляет оценки качествам. Для положительных: 1 – сильно выраженное, 2 – среднее, 3 – слабое. Для отрицательных: 7 – сильное, 6 – среднее, 5 – слабое. Записываемые конструкты должны иметь четкую характеристику, эмоциональную окраску.
Результаты могут сказать о:
- Насколько перспективным человек видит свое будущее.
- Какие внутренние конфликты существуют в семье.
- Как человек оценивает свою личность.
Вариантов данной методики очень много, потому что в зависимости от цели меняются ролевые персонажи. Но главная структура остается неизменной – выставление оценок в матрице.
Некоторые исследователи предлагают, что основная ценность этой техники заключается в ее использовании в качестве инструмента для обеспечения возможности глубинного обсуждения и размышления над темой. То есть вы не получите четких результатов, однако будете обладать информацией, над которой можно поразмыслить и сделать соответствующие выводы.
Книги
Если хотите продолжить знакомство с этой интересной, но сложной темой, ознакомьтесь со следующими книгами:
- «Основы психосемантики» Виктор Петренко.
- «Методы психосемантики» Владимир Серкин.
- «Спонтанность сознания» Василий Налимов.
- «Психосемантика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры» Владимир Серкин.
- «Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография» Сергей Дьяков.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
СЕМАНТИКА — это… Что такое СЕМАНТИКА?
СЕМАНТИКА — раздел семиотики и логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию. Семантическая проблематика обсуждалась еще в античности, однако только на рубеже 19 20 вв. в трудах Ч. Пирса, Ф. де Соссюра, Ч.… … Философская энциклопедия
Семантика — см. Семасиология. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. семантика … Литературная энциклопедия
СЕМАНТИКА — [Словарь иностранных слов русского языка
Семантика — в программировании система правил истолкования отдельных языковых конструкций. Семантика определяет смысловое значение предложений алгоритмического языка. По английски: Semantics См. также: Языки программирования Финансовый словарь Финам.… … Финансовый словарь
семантика — и, ж. sémantique f. 1. лингв. Смысловое значение (слова, оборота речи и т. п.). Семантика слова. БАС 1. При дворе и в домах знатных вельмож с 1718 г. регулярно устраивались ассамблеи, заседания Всепьянейшего собора. семантика которое остается в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
семантика — семасиология, смысл, значение Словарь русских синонимов. семантика сущ., кол во синонимов: 8 • значение (27) • … Словарь синонимов
СЕМАНТИКА — (от греческого semantikos обозначающий), 1) значения единиц языка. 2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значения единиц языка, прежде всего слов и словосочетаний. 3) Один из основных разделов семиотики … Современная энциклопедия
СЕМАНТИКА — (от греч. semantikos обозначающий) 1) значения единиц языка.2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.3) Один из основных разделов семиотики … Большой Энциклопедический словарь
Семантика — изучение способа использования слов и передаваемых ими значений … Словарь терминов антикризисного управления
СЕМАНТИКА — СЕМАНТИКА, семантики, мн. нет, жен. (от греч. semantikos обозначающий) (линг.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т.п.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СЕМАНТИКА — СЕМАНТИКА, и, жен. 1. То же, что семасиология. 2. В языкознании: значение, смысл (языковой единицы). С. слова. С. предложения. | прил. семантический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Большой психологический словарь — семантика
Семантика
семантика
(от греч. semantikos обозначающий). Различают несколько видов С.
1. Лингвистическая С. раздел языкознания, изучающий лексические значения слов и выражений, изменения их значений (значение слова, оборота речи или грамматической формы). Син. семасиология.
2. Логическая С. раздел математической логики, исследующий отношения между формально построенными исчислениями и отражаемым в них реальным содержанием; содержательная интерпретация этих исчислений. Различают дескриптивную и чисто логическую С. 1-я исследует отношение знака к содержанию понятия (сигнификату) и отношение знака к вещи, которую он обозначает (денотату). 2-я занимается построением искусственных систем семантических правил, устанавливающих условия истинности языка. Хотя логическая С. имеет дело с полностью формализованными языками, высказывались мнения о применимости ее основных понятий к анализу значений в естественных языках. (Р. Карнап, А. Тарский.)
3. Психолингвистика (см.) различает объективную и субъективную С. 1-я является семантической системой значений языка, 2-я представляется как ассоциативная система, существующая в мозге индивида. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие «семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями («ассоциантами»). Имеется несколько попыток экспериментально определить субъективные семантические поля и связи внутри них с помощью методов ассоциативного эксперимента (Дж. Диз) и условного рефлекса (А. Р. Лурия, О. С. Виноградова). См. также Метод семантического радикала, Психосемантика, Семиотика, Субъективное семантическое пространство.
См. в других словарях
1.
смысловое значение слова, устойчивого словосочетания (фразеологизма), простого словосочетания, грамматических форм, текстов и т. д. …
Нейролингвистическое программирование
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
СЕМАНТИКА — это… Что такое СЕМАНТИКА?
СЕМАНТИКА — дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы с точки зрения их смысла, как правило, рассматривается в рамках семиотики (науки о знаковых системах) совместно с двумя другими ее разделами: синтактикой и прагматикой. Первая из них изучает отношения знаков между собой (синтаксис), вторая — отношения между знаками и производящими и интерпретирующими их субъектами, тогда как семантика рассматривает знаки в их отношении к обозначаемым (не имеющими знаковой природы) объектам. Наиболее важным предметом изучения для семантики является язык, а потому она входит в качестве составной части в лингвистику (как семантика естественного языка) и в логику (как семантика формальных языков). Возникающая и в логике, и в лингвистике семантическая проблематика является выражением общей философской проблемы связи мышления и бытия. Вопрос о том, в какой мере язык способен выразить неязыковую реальность, тесно коррелирован с вопросом о способности мысли понять внешний для нее предмет. Из основных взглядов на природу знака, лежащих в основе семантических построений, нужно выделить те, которые были сформулированы на рубеже 19 и 20 вв. в работах Г. Фреге кф.де Соссюра. Их концепции (в значительной мере противостоящие друг другу) и до сих пор определяют методы исследования и терминологию в лингвистике и логике. Фреге принадлежит теория тройственной природы языкового знака. Сам знак (единичный объект), во-первых, указывает на другой объект (значение знака), а во-вторых, на соответствующее означаемому объекту понятие (смысл знака). Введенное т. о. различение между смыслом и значением стало впоследствии ключевым для многих логических и лингвистических теорий, в которых, впрочем, была принята иная, нежели у Фреге, терминология. Для означаемого объекта используют термины “референт”, “денотат”, “десигнат”. То, что Фреге назвал “смыслом”, иногда называют “сишификатом”. Впрочем, интерпретация разными исследователями приведенных терминов сильно варьируется. Часто употребляемой для выражения введенного Фреге семантического различения является также пара “экстенсионал” — “интенсионал”. Различение между смыслом и значением Фреге ввел также для предложений языка, утверждая, что для широкого класса предложений значением являются истинность или ложность. Он указал также на существование таких языковых конструкций, которые имеют смысл, но не имеют значения (напр., утверждения о вымышленных объектах).
Согласно Фреге, в основе любого мыслительного акта лежит стремление выразить сущность, самостоятельно существующий предмет, который обозначается в языке своим именем и о котором сказывает его понятие. Соссюр рассматривает природу знака как двойственную, называя знак единством означающего и означаемого. Под последним понимается именно то, что Фреге называл смыслом, но подход Соссюра в принципе иной. Семантические свойства языка определяются тем, что он представляет собой систему. Знаки существуют только в отношении друг к другу, и именно эти отношения, а не связь с внеязыковыми сущностями определяют смысл знака. Поэтому референциальная семантика вообще отсутствует у Соссюра. Эта позиция разделяется и до сих пор многими лингвистами (гл. о. французскими). Греймас и Курте называют “исключение референта необходимым условием развития лингвистики”.
Подход Соссюра является лингвистическим коррелятом той философской установки, которая стремится исключить из рассмотрения категорию сущности. Она была разработана, напр., в Марбургской школе, для философов которой критерием объективности знания является не отношение знания к “реально существующему” объекту (которое совершенно невозможно установить), а внутренняя согласованность самого знания. Последнее рассматривается как структура, т. е. совокупность отношений элементов, определяемых (подобно единицам языка у Соссюра) лишь своим местом в системе и отношениями друг с другом.
В логике и математике разработан аналитический аппарат, позволяющий описывать семантику формальных языков. В основе этого аппарата лежит понятие интерпретации. Последняя есть функция, которая сопоставляет каждому имени (индивидной константе) языка некоторый объект из заданного множества, а каждому выражению языка (предикатной константе) некоторое отношение объектов этого же множества. Важнейшим элементом семантики формальных языков является понятие истинности, которая рассматривается как формальное свойство правильно построенного выражения языка. Существенной в этом случае является необходимость введения метаязыка. Только с его помощью можно описать область объектов, задать интерпретирующую функцию и делать выводы относительно истинности языковых выражений. Формальные основания для различения объектного языка и метаязыка были получены А. Тарехим. Последующее развитие логики (С. Кринке, Р. Мартин, П. Вудруфф) привело, однако, к построению “семантически замкнутых” языков, т. е. таких, которые сами содержат в себе возможности делать выводы о семантических свойствах (в частности, об истинности) языковых выражений. Однако общей особенностью любого формального подхода является необходимость выражать неязыковые объекты средствами языка (пусть даже метаязыка). Исследование семантики свойств оказывается поэтому исследованием отношений между знаками, а не отношений между знаком и объектом, не имеющим природы знака. Т. о. семантика обращается в синтактику.
При описании семантики естественного языка лингвисты также прибегают к понятию функциональной зависимости, реализуя схему, очень похожую на схему интерпретации формальных языков. При этом используется аппарат семантических категорий, введенный К. Айдукевичем (см. Семантических категорий теория). Простейшими категориями являются имя и предложение. Первое имеет в качестве экстенсионала объект, второе — значение истины или лжи. Йнтенсиоиал языкового знака, принадлежащего к этим категориям, есть функция (в строгом, теоретико-множественном смысле —Д. Льюис, а еще раньше Р. Карнап), ставящая ему в соответствие его экстенсионал. Более сложные категории получаются из простейших согласно правилам синтаксиса и должны включать все возможные грамматические формы. Их семантика определяется построением интенсионалов, которые также являются функциями, но уже более сложными. Природа интенсионала часто определяется по-разному. Н. Хомский, напр., видит в них врожденные схемы действия, присущие человеческой психике. Р. Монтегю представляет их объективными идеальными сущностями, которые схватываются сознанием.
По существу в логике, описывающей формальные языки, и в лингвистике, изучающей естественный язык, вводятся одни и те же процедуры: установление функциональной связи между выражениями языка и “реальными” объектами и отношениями. Однако логика (а в еще большей мере математика) требует явного описания (опять же с помощью языка) как функций, так и областей интерпретации. В лингвистике же, когда речь идет об интерпретирующей функции (интенсионале), может подразумеваться некоторая когнитивная операция (вовсе не описанная явно), совершаемая носителем языка, который производит и интерпретирует знаки. Поэтому если логика сближает семантику с синтактикой, то лингвистика обращает ее в прагматику. Эта “потеря” семантики возникает в тех теориях, которые разделяют существенный элемент учения Фреге: язык рассматривается как средство для выражения неязыковых сущностей, т. е. для представления объективной реальности. В таких теориях пытаются установить связь мысли с немыслимым, что порождает естественные трудности. Альтернативой фрегевского понимания семантики (помимо школы Соссюра, о которой сказано выше) является теория семантических примитивов (А. Вержбицка). Она прямо связана с учением Р. Декарта, о том, что всякая сложная идея сводима к простым, понятным интуитивно и не нуждающимся ни в каком прояснении. Еще большая зависимость обнаруживает теория семантических примитивов от философии Г. Лейбница, поскольку может быть представлена как развитие его попытки создания универсальной характеристики. По мысли Вержбицкой, всякий дискурс есть конструкция, построенная из достаточно простых элементов по известным правилам. Смысл любого языкового построения ясен в той мере, в какой прояснена процедура -построения, а также смысл этих элементов. Последние же, называемые семантическими примитивами, ясны интуитивно. Их описание не требует прибегать к особым приемам (напр., к введению интенсионалов И экстенсионалов), поскольку их смысл абсолютно прозрачен и не нуждается в каком-либо выражении. Важно, что число этих примитивов невелико и их нумерация легко достижима.
Лит.: ШрейдерЮ.А. Логика знаковых систем. М., 1974; Семиотика (сборник трудов; ред. Ю. С. Степанов). М., 1983; Смирнова Е. Д. Логика и философия. М., 1996; Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977, с. 31—288; ТондлЛ. Проблемы семантики. М., 1975; Фреге Г. Избранные работы. М., 1997, с. 25—49; WientuckaA. Semantic Primitives. Fr./M., 1972.
Г. Б. Гутнер
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Семантика — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Школьная программа по русскому языку по большей части ориентирована на изучение грамматики.
В центре внимания стоит оболочка или, как скажут сами лингвисты, «план выражения». «План содержания», в свою очередь, чаще остается за кадром.
За него отвечает семантика – раздел языкознания, о котором мы сегодня и поговорим. О сути, предмете, истории развития – в этой статье.
Семантика — это…
Чтобы понять, что такое семантика, уместно обратиться к происхождению этого слова. Оно имеет древнегреческие корни: σημαντικός, что читается в знакомой нам транслитерации (что это?) как sēmantikos, буквально переводится на русский как «значительный» или «обозначающий».
В любом случае в термине присутствует элемент «значения». В качестве термина это слово было использовано во французском языкознании (semantique). Его автор – Мишель Бреаль. В русскую же лингвистику термин попал путем калькирования.
На данный момент его толкование таково:
Семантика – это раздел лингвистической науки, который изучает смысловое значение языковых единиц.
Материальные единицы языка делятся на две категории – одно- и двусторонние. Первые имеют только план выражения. Вторые же обладают собственным значением, то есть наделены семантикой. К таким единицам относятся:
- морфемы,
- слова,
- грамматические формы слова,
- фразеологические единицы,
- словосочетания (что это такое?),
- предложения (что это?).
Набор этих единиц может быть оспорен. К примеру, некоторые современные ученые опускают словосочетания. А Ю.С.Степанов (видный российский семиотик) не включал в этот перечень морфемы, составляя статью для энциклопедии «Русский язык» (1979).
Термин имеет и другое значение – исторически и логически первичное:
Семантика – это значение или значения языковых единиц, их содержательная сторона.
Это тот случай, когда придется допустить тавтологию (что это такое?): семантика как наука изучает семантику как значение.
Ну и частный случай трактования термина, связанный с интернетом и созданием сайтов:
Семантика в SEO — это набор слов или фраз, под которые будут писаться новые статьи сайта.
Под каждую статью составляется такой набор фраз исходя из частоты использования этих фраз пользователями поисковых систем. Чем чаще пользователи задают запрос именно так, тем больше резона оптимизировать статью именно под такую фразу.
Кроме этого учитывается возможность совмещения различных фраз в одной статье, путем анализа поисковой выдачи по этим запросам. Если успешные конкуренты (находящиеся в Топе выдачи) их совмещают, то и вы можете это сделать.
История семантической науки
Смысл слов, а тем более – словосочетаний и предложений, — вопрос довольно субъективный. И если основные значения слов сегодня зафиксированы в словарях, то трактовать более сложные единицы часто можно по-разному.
Вопрос об истинном смысле сказанного, о происхождении значений, о соотношении словесной оболочки с бытием и мышлением волновал наших предков с давних времен.
Дискуссии (что это такое?) античных философов, труды средневековых схоластов, работы их более поздних коллег – всё это примеры постановления и обсуждения именно семантических проблем.
Как отдельный раздел языкознания семантика стала оформляться гораздо позже. Это произошло во второй половине 19 века. Именно тогда лингвисты затронули изучение «психологии» языка, обратились к аспекту когниции.
Перед учеными тех лет встали вопросы о правильном понимании произносимого или записанного.
Их работы не были чисто языковыми, больше углублялись в психологию, а значит их объективность ставилась под сомнение.
На семантическую сторону единиц более пристально обратили внимание в 20-е годы уже двадцатого века. На этом этапе актуальны были такие положения:
- Объективный мир – совокупность событий и фактов, а не вещей. В качестве основной семантической единицы в связи с этим было избрано предложение вместо слова.
- Слова делятся на те, которые имеют экстралингвистические связи, апеллируют к реальности и могут быть объяснены через ее демонстрацию (заяц бежит). Другие же – порождение языка, в большинстве они могут быть преобразованы до первичных (бег зайца).
- Основная задача семантики на тот момент – описать исходные значения, к которым можно возвести все остальные. Эти значения имеют название – это «семантические примитивы».
В 50-70-е годы в семантической науке стали применяться общие для лингвистики того времени методы – основанные на логическом анализе. К примеру, Витгенштейн (философ) писал о том, что значение слова кроется в его использовании, а не в закреплении связи с определенным объектом.
Наконец, к семидесятым сформировался комплексный подход. Для исследования связи языковых единиц с внеязыковыми явлениями применялись методы оппозиции, компонентного анализа.
Для обозначения связи между единицами актуален стал дистрибутивный и трансформационный анализ. На этом строится и современный подход к семантике или, как ещё её называют, семасиологии.
Значение языковой единицы как объект семантики
Главное для семантики – это значение слова или другой языковой единицы.
Остановимся на этом подробнее. Ввиду огромного количества этих единиц, а тем более – их смыслов, существует и ряд распределений. Наиболее востребованы такие классификации языковых значений:
- По функции:
- Номинативные.
- Сигнификативные.
- Дейктические.
- Экспрессивные.
- Коммуникативные.
- По источнику информации, которая выражается внешней оболочкой единицы:
- Объективные (источник – объективный мир).
- Субъектные (источник – сознание).
- Структурные (структура языка).
- По соотношению внутри языковой системы выделяются такие категории (в отличие от пунктов выше, эти – не противопоставлены друг другу между позициями):
- Синонимы – антонимы.
- Однозначные – многозначные.
- Производные – производящие.
- Мотивированные – немотивированные.
- Прямые – переносные.
- Речевые – языковые.
- По соотношению со структурой социума, с профессиональной деятельностью человека актуальные оппозиции:
- Литературные – жаргонные (в том числе сленговые) – диалектные.
- Общеупотребительные – профессионализмы (что это?).
- Термины – образные выражения.
Слово с одним и тем же планом выражения – оболочкой – может в смысловом плане соотноситься с разными категориями.
План содержания всегда сложнее, субъективнее в изучении. Тем и интересна семантика как наука.
Максимально логичный подход к её изучению обречен на провал. Поэтому самую сильную связь этот раздел языкознания имеет с настолько популярными сегодня когнитологией и психолингвистикой.
Но это уже совсем другая история…
Хорошую, но длинную лекцию об истории и современности семантики можно посмотреть здесь:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Рубрика: ЧАстые ВОпросы
Знакомство с нейросемантикой |
перейти к содержанию
Ищи:
- Дом
- Нейросемантика
- Прочтите в первую очередь
- НЕЙРО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
- История НЛП
- Введение в нейросемантику
- Корни нейросемантики
- Конференция по нейросемантике 2013
- Конференция по нейросемантике 2015
- Институты нейросемантики по всему миру
- История
- Лидерство
- Лидерство в нейросемантике
- Предыдущее руководство
- Мета-Коучинг
- Найди мета-тренера
- Мета-Коучинг.org
- MetaCoachFoundation.org
- Система Meta-Coach
- Мета-коучинговые исследования
- Статьи о мета-коучинге
- Аудио мета-коучинга
- Мета-Коучинг 101
- Продление лицензии
- Вход в Meta-Coach
- Самоактуализация
- Введение в самоактуализацию
- Психология самореализации
- Коучинг самореализации
- Самоактуализация статей
- сочинений
- Блог Neurons
- Нейроны: скомпилированные метаотражения
- Метаотражения нейронов 2019
- Нейроны: метаотражения 2017
- Нейроны: метаотражения 2016
- Нейроны: метаотражения 2015
- Нейроны: метаотражения 2013
- Нейроны: метаотражения 2012
- Нейроны: метаотражения 2011
- Нейроны: метаотражения 2010
- Нейроны: метаотражения 2009
- Нейроны: метаотражения 2008
- Нейроны: метаотражения 2007
- Статьи ПНГ
- НЛП
- Статьи НЛП
- Продвинутый уровень NLP
- Мета-состояния
- Узоры
- логических уровней
- Матричная модель
- Критики НЛП
- Квантовая физика и НЛП
- Рамочные игры
- Нейросемантика и бизнес
- Нейросемантика богатства
- НЛП и нейросемантические исследования
- Нейросемантические инновации
- Eanlpt.org Research
- Продукты
- Книги по нейросемантике
- Видео о нейросемантике
- Кроссовки
- Найдите нейросемантический институт
- Расписание доктора Холла
- Нейросемантические тренажеры 2020
- Тренажеры по нейросемантике 2019
- Станьте тренером по нейросемантике
- Тренинг для тренеров по нейросемантике
- NSTT: что это такое и как мне подать заявку?
- Компетенции обучения
- Брошюра NSTT
.
границ | От данных к истине в психологической науке. Личная перспектива.
Ошибка репликации
Более 30 лет назад Леонард Мартин, Сабина Степпер и я (Strack et al., 1988) провели два исследования для проверки гипотезы «лицевой обратной связи» (Darwin, 1872). В то время сама гипотеза, а именно, что выражение лица может влиять на эмоциональные переживания, была хорошо обоснована и часто проверялась (например, Leventhal and Mace, 1970; Laird, 1974). Однако лежащий в основе механизм остался в значительной степени неизученным.С одной стороны, обратная связь могла быть опосредована выводом эмоционального значения выражения на лежащее в основе эмоциональное состояние. С другой стороны, это мог бы быть более прямой механизм, не предполагающий никаких выводов. Чтобы разрешить эту двусмысленность, мы попытались исключить логический маршрут, не позволяя участникам интерпретировать свои действия на лице как «улыбку». Это было достигнуто за счет того, что участники держали ручку либо между своими выступающими губами, что препятствует улыбке, либо между зубами, что способствует этому.Удерживая ручку в любом из этих положений, участники должны были выполнить ряд заданий, в том числе оценить смешность мультфильмов. Как и предполагалось, мультфильмы считались смешнее, если перо держать между зубами, чем между губами. Эффект был слабым, но соответствовал стандартным критериям значимости.
Получившееся в результате «исследование пером» не предназначалось ни для демонстрации милого явления, ни для определения мощного вмешательства для улучшения чувств людей. Вместо этого он должен был стать частью теоретической головоломки.Это было подчеркнуто в последнем предложении исходной статьи: «Очевидно, необходимы дополнительные исследования, чтобы понять точные механизмы, ответственные за лицевую обратную связь. В этом стремлении может оказаться полезной альтернативная методология, которая устраняет возможные затруднения (стр. 776) ».
С 1988 г. было проведено больше исследований лицевой обратной связи (Laird and Lacasse, 2014), и даже была введена новая методология, которая была достаточно надежной, чтобы позволить даже терапевтические вмешательства, а именно подавление (инъекции ботокса) мышцы корругатора, которая сокращается. брови и подразумевается в отрицательных эмоциях (Finzi and Rosenthal, 2016).
В 2013 году я вызвался участвовать в проекте отчета о зарегистрированной репликации и представил экспериментальные материалы. В сентябре 2016 г. были опубликованы результаты (Wagenmakers et al., 2016). Семнадцать репликационных групп протестировали 1894 участника. Для девяти групп результат оказался в предсказанном направлении, для восьми групп — в противоположном. В целом значительного эффекта не было.
Что мы узнали?
Исходя из этого, возникает вопрос: что мы узнали? В более общем плане: что можно извлечь из неповторения? Есть три возможности.Во-первых, первоначальная находка была результатом мошенничества или обмана. Во-вторых, первоначальный результат не был ни «реальным», ни «истинным». В-третьих, исходный эффект был слабым и хрупким, недостаточно сильным, чтобы проявиться в меняющихся условиях.
Мошенничество
Так происходит в науке, и психология не исключение. Но хотя отсутствие репликации не является убедительным доказательством фальсификации данных, они всегда предполагают такую возможность между строк. Для любых оригинальных авторов это немного беспроигрышная ситуация, потому что чрезмерный протест может усилить подозрения.Поэтому, если кто-то считает, что имело место мошенничество, он должен прямо заявить об этом. Расплывчатые намеки на p-hacking или сомнительные методы исследования неуместны.
Не «Реально», Не «Верно»
В качестве второй возможности утверждается, что неудачная репликация показывает, что исходное открытие не было «реальным» или не «истинным» эффектом. Здесь все становится еще сложнее, потому что, в отличие от предложений, эффекты не имеют значений истинности. Правильно, можно утверждать, что предложение, описывающее исходный результат, ложно, потому что произошла ошибка.Затем следует идентифицировать эту ошибку, например, мешающее влияние. Однако, когда репликаторы говорят об истине, они принимают не логику пропозициональной правдивости, а вероятностную теорию, а именно теорию проверки значимости нулевой гипотезы, и идентифицируют ошибку типа I, которая является неправильным отклонением истинной нулевой гипотезы (« ложное срабатывание »), когда первоначальный эффект был произведен случайно.
К сожалению, мы глубоко укоренились в этой статистической терминологии и не задаемся вопросом о причинном определении «ложного» положительного результата.Предположим, мы бросаем кости и приходим к выводу, что полученные числа выпадают случайно. Этот вывод не означает, что законы механики не действуют. Это просто означает, что взаимодействие различных влияний было настолько сложным, что было невозможно сделать прогноз. Но в принципе, случайный результат так же причинно обусловлен, как и любое другое механическое явление.
Применительно к текущим результатам репликации можно спросить о детерминантах, которые заставили девять команд воспроизвести исходные результаты и восемь команд получить результаты в противоположном направлении.Предварительные знания участников могут быть одной из возможностей (Strack, 2016). Однако сторонники теории проверки значимости нулевой гипотезы, похоже, полагают, что случайность не определена причинно. Но если задача ученого — идентифицировать причины вещей, кажется весьма проблематичным предположить, что некоторые следствия «ложны» в смысле того, что они не определены причинно. В частности, общеизвестно, что нарушается основная предпосылка базовой статистической теории, а именно существование конечной совокупности, из которой отбирается случайная выборка.
Наконец, отсутствие репликации может означать, что эффект тонкий и хрупкий . На первый взгляд такая слабость кажется постоянной характеристикой независимой переменной. Однако, поскольку величина эффекта не определяется во вселенной, очищенной от всех других влияний, наблюдаемая сила определяется как систематической дисперсией между, так и ошибкой в экспериментальных условиях. Другими словами, нерелевантные факторы (например, контекст, характеристики человека) определяют силу эффекта.Как следствие, его размер не является постоянной характеристикой, а определяется контекстными и личными влияниями. Причем его размер со временем может меняться. Он может быть слабым в начале исследовательской программы, когда мало что известно о соответствующих состояниях, но может увеличиваться по мере того, как соответствующие условия становятся известными и контролируемыми.
Конечно, сила психологического вмешательства может быть разной. В случае лицевых влияний влияние скуловой мышцы на эмоциональные переживания кажется менее сильным, чем влияние корругатора (Finzi and Rosenthal, 2016).В области социальных суждений эффект привязки (Strack and Mussweiler, 1997; Strack et al., 2016) кажется особенно сильным. Но что из этого следует?
Нет сомнений в том, что сила эффекта имеет значение, если экспериментальная процедура оценивается как подходящая в качестве вмешательства в естественных, прикладных условиях, где менее важно понять причины эффекта, чем гарантировать его эффективность, например тесты препаратов в клинических испытаниях. Таким образом, процедура пера может оказаться неэффективной для изменения настроения в естественной обстановке.Однако, когда дело доходит до фундаментальных исследований, сила эффекта гораздо менее актуальна, потому что фундаментальная наука занимается не демонстрацией или обобщением эффектов, а проверкой теорий. И если одна процедура окажется слишком хрупкой, ученые могут попытаться уменьшить шум или найти более надежный эквивалент.
Аналитика
Авторы исследования, ставшего целью репликации, сталкиваются с особой проблемой. Если их выводы будут повторены, они почувствуют облегчение и слезут с крючка.В противном случае ожидается, что они примут вердикт трибунала и пообещают добиться большего успеха в будущем. Хотя ситуация неудовлетворительна, они могут прийти к пониманию того, что прямого пути от данных к истине не существует. Вместо этого они могут прийти к выводу, что наука — это аргументы, которые должны быть основаны на эмпирических доказательствах, достоверность которых, однако, не определяется просто вероятностными параметрами. Хотя мощность, размер эффекта, уровень значимости и т. Д. Предоставляют полезную информацию, они не дают непосредственной связи с истинностью или ложностью гипотезы.Вместо этого они должны подвергаться критической оценке (Popper, 1959) не только статистиками, но и учеными, являющимися экспертами в данной области. Чтобы такой коммуникативный обмен был эффективным, участники должны быть информативными (Grice, 1975).
В текущих дебатах это условие часто игнорируется. Например, часто сожалеют о том, что журналы имеют предвзятость подтверждения, так что отрицательные результаты редко публикуются. В качестве средства правовой защиты было предложено предварительно зарегистрировать процедуры исследования у редакторов, чтобы гарантировать, что результаты будут опубликованы независимо от их результатов.Хотя это кажется беспристрастным, такая публикация может быть неинформативной, и журналы рискуют превратиться в просто архивы, а не средства массовой информации для обсуждения. Как следствие, неудивительно, что большинство редакторов журналов предпочитают положительные результаты, которые добавляют что-то новое к уже известному.
Напротив, что информативно для репликаций? Не то, чтобы первоначальное открытие было воспроизведено, а то, что оно было «отменено». Даже если предвзятость редакции (Gertler, 2016) контролируется предварительной регистрацией, опровергнутые выводы с большей вероятностью привлекут внимание читателей и будут процитированы.В научных дебатах обе тенденции способствуют критической оценке, которая может дать новые идеи.
Однако между этими двумя смещениями есть важное различие в том, что положительный эффект может быть получен только путем увеличения систематической дисперсии и / или уменьшения дисперсии ошибки. Как правило, для этого требуется опыт работы с предметом и некоторые усилия по контролю нежелательных влияний, хотя это также может создавать некоторые нежелательные предубеждения. Напротив, чтобы отменить исходный результат, достаточно уменьшить систематическую дисперсию и увеличить ошибку.Другими словами, легче добиться успеха в неповторении, в то время как требуются опыт и усердие, чтобы получить новый результат надежным способом. В таком случае это должно быть отражено в показателях академической успеваемости, например, в индексе Хирша или в количестве предыдущих публикаций. Хотя последнее слово еще не сказано, данные Gertler (2016) и Bench et al. (2017) предполагают, что эта асимметрия может быть обоснована эмпирически.
Перспективы на будущее
В настоящее время я не оптимистичен по поводу влияния отчетов о зарегистрированной репликации на поле.Сильные эффекты будут воспроизведены, слабые — нет. Если это побудит исследователей добиваться «сильных» эффектов, а не теоретически информативных, это может сместить область в более прикладное направление и отойти от теоретических инноваций. И до тех пор, пока результаты не включаются в критические дебаты, они рассматриваются как окончательные вердикты по «эффекту» без четкого сообщения о каком-либо лежащем в основе процессе. Более того, отсутствие репликации может посеять сомнения в целостности оригинального исследования, в то время как публичное обсуждение процента исследований, которые не могут быть воспроизведены, не добавляет репутации нашей области (например.г., Джонсон и др., 2017).
Во введении к выпуску Annual Review of Psychology 2016 г. Сьюзан Фиск, Дэн Шактер и Шелли Тейлор отмечают, что неудача репликации — это не научная проблема, а возможность найти ограничивающие условия и контекстуальные эффекты. Чтобы позволить невоспроизведениям вернуть себе эту конструктивную роль, они должны прийти к выводам, которые будут входить в критическую дискуссию и стимулировать ее. Еще лучше, если исследования репликации будут наделены гипотезой, относящейся к состоянию научного дискурса.Более информативно показать, что эффект возникает только при одном, но не при другом условии, чем просто продемонстрировать отсутствие эффектов (Stroebe and Strack, 2014). Но это может потребовать опыта и усилий.
Если есть кризис психологии, это кризис эпистемологический, ограничивающий ее дискурс вероятностной моделью, обещающей прямой путь от данных к истине. С этой точки зрения психология может ухудшиться до набора эффектов и явлений, которые в основном различаются по своей силе (например,г., Яп и др., 2017). Это больше не совместное исследование основных законов человеческого поведения. Наука прогрессирует через критический дискурс, и это необходимо снова возродить.
Авторские взносы
Автор подтверждает, что является единственным соавтором данной работы, и одобрил ее к публикации.
Заявление о конфликте интересов
Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Список литературы
Бенч, С. В., Ривера, Г. Н., Шлегель, Р. Дж., Хикс, Дж. А., и Ленч, Х. К. (2017). Имеет ли значение опыт в тиражировании? Экспертиза проекта воспроизводимости: психология . J. Exp. Soc. Psychol. 68, 181–184. DOI: 10.1016 / j.jesp.2016.07.003
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Дарвин, К. (1872). Выражение эмоций у человека и животных. Лондон: Джон Мюррей.
Google Scholar
Финци, Э., и Розенталь, Н. Э. (2016). Эмоциональная проприоцепция: лечение депрессии афферентной лицевой обратной связью. J. Psychiatr. Местожительство 80, 93–96. DOI: 10.1016 / j.jpsychires.2016.06.009
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
Грайс, П. (1975). «Логика и разговор», в Syntax and Semantics, Vol. 3: Speech Acts , ред. П. Коул и Дж. Л. Морган (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Seminar Press), 225–242.
Джонсон, В. Э., Пейн, Р. Д., Ван, Т., Ашер, А., Мандал, С. (2017). О воспроизводимости психологической науки. J. Am. Стат. Доц. 112, 1–10. DOI: 10.1080 / 01621459.2016.1240079
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Лэрд, Дж. Д. (1974). Самоатрибуция эмоций: влияние выразительного поведения на качество эмоционального опыта. J. Pers. Soc. Psychol. 29, 475–486 DOI: 10.1037 / h0036125
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
Лэрд, Дж.Д., и Лакассе К. (2014). Телесные влияния на эмоциональные чувства: накопление доказательств и расширение теории эмоций Уильяма Джеймса. Emot. Ред. 6, 27–34. DOI: 10.1177 / 1754073913494899
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Поппер, К. Р. (1959). Логика научных открытий . Лондон: Хатчинсон.
Google Scholar
Strack, F., Bahnik, S., and Mussweiler, T. (2016). Якорение: доступность как причина осуждающей ассимиляции. Curr. ОПИН. Psychol. 12, 67–70. DOI: 10.1016 / j.copsyc.2016.06.005
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Страк Ф., Мартин Л. Л. и Степпер С. (1988). Запрещение и облегчение человеческой улыбки: ненавязчивый тест гипотезы лицевой обратной связи. J. Pers. Soc. Psychol. 54, 768–777. DOI: 10.1037 / 0022-3514.54.5.768
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
Strack, F., и Mussweiler, T.(1997). Объяснение загадочного эффекта привязки: механизмы избирательной доступности. J. Pers. Soc. Psychol. 73, 437–446. DOI: 10.1037 / 0022-3514.73.3.437
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Вагенмакерс, Э. Дж., Бик, Т., Диджхофф, Л., и Гронау, К. Ф. (2016). Отчет о зарегистрированной репликации: Strack, Martin и Stepper (1988). Перспектива. Psychol. Sci. 11, 917–928. DOI: 10.1177 / 1745691616674458
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
Яп, с.К., Вортман, Дж., Анусик, И., Бейкер, С. Г., Шерер, Л. Д., Доннеллан, М. Б. и др. (2017). Влияние настроения на суждения о субъективном благополучии: девять тестов модели суждения. J. Pers. Soc. Psychol. DOI: 10.1037 / pspp0000115. [Epub перед печатью].
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
,