Семантика в психологии это: Семантика в психологии

Содержание

Семантика в психологии

Понятие «семантика» в психологии

Определение 1

Семантика – это раздел языкознания, который занимается изучением лексического значения слов и выражений, изменений их значений.

Инструментом изучения является применение семантического анализа.

Специалистов, которые занимаются семантикой, называли семасиологами.

Как раздел лингвистики семантика отвечает на вопрос, как человек, зная слова и правила грамматики, может с их помощью передать самую разную информацию о мире, включая свой собственный внутренний мир.

Информацию можно передать даже тогда, когда человек сталкивается с этой задачей впервые. Каким образом человек понимает эту информацию, даже если слышит её первый раз.

Семантика как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась в конце XIX века, а термин, обозначающий раздел науки, впервые ввел французский лингвист М. Бреаль в 1883 г.

Уже в глубокой древности философская мысль ставила и обсуждала семантические проблемы. Среди проблем были споры о том, как появляются значения слов и их отношение к бытию и мышлению.

Готовые работы на аналогичную тему

В конце XIX – начале XX века семантику разрабатывают представители различных психологических направлений в лингвистике. Перед ними стояла задача – найти основу закономерностей семантических изменений, протекающих в индивидуальном сознании «психических процессов».

Лингвисты этого времени не рассматривают вопрос определения самого значения слова, оставляя его философам и психологам. Их удовлетворяло то, что в сознании говорящего отождествлялось значение слова с называемым предметом или воспроизведением этого предмета. Детально обсуждалась в лингвистике этого периода только одна сторона значения слова – этимологическое значение, установление его связи с другими словами того же языка или ближайшего к нему.

Соотношение этимона ко всему содержанию слова в языковедении обсуждалось, начиная с А. Гумбольдта. Он предложил определять это соотношение как внутреннюю форму слова.

Уже в прошлом семантический компонент признавался необходимой частью полного описания языка – грамматики.

Общие принципы семантического описания формировались под влиянием разных теорий языка. Если говорить о принципах построения семантического компонента для порождающих грамматик, то они были заложены американскими лингвистами – Дж. Катцем и Дж. Фодором. Представители Московской семантической школы Ю.Д. Апресян, А.К. Жолтовский, И.А. Мельчук, разрабатывали для грамматик типа «Смысл-Текст» соответствующий компонент.

Семантический компонент включает словарь, где каждому слову дается его значение в данном языке.

Толкованию отдельных знаков или, даже целых текстов, в изучении языка отводится важное место. В Древнем Китае, например, существовали словари с толкованием иероглифов.

Античные и средневековые филологи в Европе создавали специальные глоссы, где толковали непонятные слова в памятниках письменности.

Современная теория семантического анализа вышла на новый уровень, и решает задачи, связанные с возможностью понимания, как смысла фразы, так и поиска её в интернете.

Словарное определение

При использовании нарицательных имен, возникает вопрос о критериях использования любого такого слова – каковы должны быть условия, чтобы выяснить, когда надо употреблять именно это слово.

Предметы действительности имеют общие черты, т.е. сходство друг с другом. Причем, определяющими признаками будут только те черты предмета, когда при их отсутствии данное слово нельзя приложить к данному предмету.

Геометрическую фигуру нельзя назвать треугольником, например, если у неё нет таких признаков – это плоская, замкнутая фигура, ограниченная тремя прямыми линиями.

Применимость слова определяют признаки, совокупность которых образует сигнификат слова или его интенсионал.

Есть ещё денотат слова – это класс предметов или ситуаций, именуемых словом.

Сигнификат – это признаки предметов, которые объединяются в данный класс. Значением слова в языке традиционная семантика считает его сигнификат.

Наука признает необходимость различать языковое значение слова и мыслительное содержание, которое с этим словом связано.

Значение слова и мыслительное содержание относятся к категориям мышления – это суть отражения мира в сознании человека, однако эти отражения разные.

Мыслительное содержание (понятие) является полным отражением в сознании признаков объектов, явлений, а языковое значение фиксирует только различительные признаки.

Например, слово река в своем значении содержит такие понятия о реке, как «незамкнутый», «водоем», «большой размер», «естественное происхождение». Эти признаки отличают реку от таких объектов как канава, море, пруд, озеро и др. К реке относятся и такие понятия как подземный сток, бассейн, поверхностный и подземный сток. Значение слова соответствует понятию, которое употребляется в обиходе в отличие от научного.

Замечание 1

Признаки научного понятие слова могут не совпадать с признаками обиходного понятия.

Истолковать или описать значение какого-либо слова, значит, в той или иной форме перечислить признаки «вещи». Эти признаки будут необходимыми по отдельности, а в своей совокупности достаточными для обозначения с помощью данного слова. В толковые словари в определение слов должны включаться такие отличительные признаки.

У предмета могут быть ещё сопутствующие признаки, которые не входят в его словарное определение. Например, формула воды h3O, если её рассматривать как определение воды, то признаки — прозрачность, определенный вес на единицу объема, замерзание при 0 градусов – это сопутствующие признаки воды, к тому же универсальные, потому что эти свойства имеет любой экземпляр воды.

Комбинаций признаков, для которых нет необходимости изобретать слово, существует довольно много. Например, всем существам, которые имеют четыре ноги и перья, можно дать родовое наименование, но, поскольку такое существо с данным сочетанием признаков не найдено, то иметь для него какое-либо родовое наименование нецелесообразно.

Семантические отношения

Замечание 2

Признаки, используемые при толковании слова, выделяются на основе сопоставления данного слова с другими, близкими по значению словами. Для того чтобы обозначить группу слов, которые соотносятся с одной областью представлений, ввели понятие семантического поля.

Понятие было введено немецким лингвистом Й. Триром, например, поле времени, поле имен родства, поле животноводства, поле глаголов движения и др.

Между собой слова внутри семантического поля связаны семантическими отношениями. Выявление наличия таких отношений и установление типов этих отношений в рамках конкретных семантических полей является главной задачей лексической семантики.

В лексике выделяют такие типы семантических отношений:

  • синонимия;
  • гипонимия;
  • несовместимость;
  • отношение «часть-целое»;
  • антонимия;
  • конверсивность.

Синонимия – это отношения, которые основаны на полном или частичном совпадении значений, а сами слова называют синонимами. Точная синонимия является явлением довольно редким, а кандидатами в точные синонимы являются бегемот-гиппопотам, глядеть-смотреть, везде-всюду, заснуть-уснуть и др.

Гипонимия связывает слово, обозначающее род сущностей со словами, обозначающими виды – например, дерево-дуб, родственник-племянник, сосуд-стакан и др.

Несовместимость понимается в том смысле, что слова одновременно могут относиться к одному и тому же объекту. В отношении несовместимости находятся такие слова как мать и отец, сладкий и соленый, идти и бежать и др.

Отношение «часть – целое» показывает связь объекта с названиями его составных частей. Например, слово дерево как целое связано со словами ствол, корень, ветки, листья.

Такое отношение как антонимия основано на противоположности выражаемых понятий, например, сухой-влажный, спать-бодрствовать и др.

Семантическое отношение конверсивность может связывать слова, которые обозначают ситуации, число участников. Конверсивы описывают одну и ту же ситуацию, но, рассматриваются с точки зрения разных участников – выиграть-проиграть, младше-старше, иметь — принадлежать и др.

СЕМАНТИКА — Большой психологический словарь

(от греч. semantikos — обозначающий). Различают несколько видов С.

1. Лингвистическая С. — раздел языкознания, изучающий лексические значения слов и выражений, изменения их значений (значение слова, оборота речи или грамматической формы). Син. семасиология.

2. Логическая С. — раздел математической логики, исследующий отношения между формально построенными исчислениями и отражаемым в них реальным содержанием; содержательная интерпретация этих исчислений. Различают дескриптивную и чисто логическую С. 1-я исследует отношение знака к содержанию понятия (сигнификату) и отношение знака к вещи, которую он обозначает (денотату). 2-я занимается построением искусственных систем семантических правил, устанавливающих условия истинности языка. Хотя логическая С. имеет дело с полностью формализованными языками, высказывались мнения о применимости ее основных понятий к анализу значений в естественных языках. (Р. Карнап, А. Тарский.)

3. Психолингвистика (см.) различает объективную и субъективную С. 1-я является семантической системой значений языка, 2-я представляется как ассоциативная система, существующая в мозге индивида. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие «семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями («ассоциантами»). Имеется несколько попыток экспериментально определить субъективные семантические поля и связи внутри них с помощью методов ассоциативного эксперимента (Дж. Диз) и условного рефлекса (А. Р. Лурия, О. С. Виноградова). См. также МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА, Психосемантика, Семиотика, Субъективное семантическое пространство.


Источник:
Большой психологический словарь
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. семантика —
    СЕМАНТИКА — дисциплина, изучающая отношения между знаками и тем, что они обозначают, а также сами эти отношения (напр., С. слова или С. языка). С. является составной частью всех дисциплин, имеющих дело со знаками. Поэтому можно различать…
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  2. семантика —
    1. Информация, передаваемая с помощью языка или каких-либо языковых единиц. 2. Раздел языкознания, изучающий информацию, передаваемую с помощью языка или каких-либо языковых единиц. 3. Один из основных разделов семиотики.
    Толковый переводоведческий словарь
  3. семантика —
    орф. семантика, -и
    Орфографический словарь Лопатина
  4. Семантика —
    В математической логике — исследование интерпретаций логического исчисления, формальной аксиоматич. теории; изучение смысла и значения конструкций формализованного языка теории, способа понимания его логич. связок и формул.
    Математическая энциклопедия
  5. семантика —
    -и, ж. лингв. 1. Значение (слова, оборота речи, грамматической формы). 2. То же, что семасиология. [От греч. σημαντικός — обозначающий]
    Малый академический словарь
  6. семантика —
    СЕМАНТИКА -и; ж. [от греч. sēmantikos — обозначающий] Лингв. 1. Значение, смысл (слова, оборота речи, грамматической формы). С. слова «творение» связана с глаголом творить. 2. = Семасиология. Новая статья по семантике.
    Толковый словарь Кузнецова
  7. семантика —
    СЕМ’АНТИКА, семантики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. semantikos — обозначающий) (линг.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т.п.).
    Толковый словарь Ушакова
  8. семантика —
    Семантики, мн. нет, ж. [от греч. semantikos – обозначающий] (лингв.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т. п.).
    Большой словарь иностранных слов
  9. СЕМАНТИКА —
    СЕМАНТИКА (от греч. semantikos — обозначающий, знак) — англ. semantics; нем. Semantik. 1. Раздел языкознания и логики, исследующий проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков и знаковых выражений.
    Социологический словарь
  10. СЕМАНТИКА —
    СЕМАНТИКА (от греч. semantikos — обозначающий) ,1) значения единиц языка. 2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов. 3) Один из основных разделов семиотики.
    Большой энциклопедический словарь
  11. семантика —
    (от греч. semantikos — обозначающий). 1) Смысловая сторона (значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм). 2) То же, что семасиология.
    Словарь лингвистических терминов Розенталя
  12. семантика —
    (< сема) 1) Смысловая сторона языковых единиц; 2) семиотики, раздел лингвистической науки, исследующий смысловую структуру языковых единиц.
    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  13. семантика —
    СЕМАНТИКА и, ж. sémantique f. 1. лингв. Смысловое значение (слова, оборота речи и т. п.). Семантика слова. БАС-1. При дворе и в домах знатных вельмож с 1718 г. регулярно устраивались ассамблеи, «заседания» Всепьянейшего собора.
    Словарь галлицизмов русского языка
  14. Семантика —
    (франц. sémantique, от греч. semantikós — обозначающий, sema — знак) в языкознании, 1) один из аспектов изучения знаков в семиотике (См. Семиотика). 2) В истории языкознания то же, что Семасиология. 3) Значения единиц языка.
    Большая советская энциклопедия
  15. СЕМАНТИКА —
    СЕМАНТИКА – дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы с точки зрения их смысла [СМЫСЛ];как правило, рассматривается в рамках семиотики [СЕМИОТИКА](науки о знаковых системах) совместно с двумя другими ее разделами: синтактикой и прагматикой.
    Новая философская энциклопедия
  16. семантика —
    СЕМАНТИКА, и, ж. 1. То же, что семасиология. 2. В языкознании: значение, смысл (языковой единицы). С. слова. С. предложения. | прил. семантический, ая, ое.
    Толковый словарь Ожегова
  17. семантика —
    Сем/а́нт/ик/а.
    Морфемно-орфографический словарь
  18. Семантика —
    СЕМАНТИКА — см. Семасиология.
    Литературная энциклопедия
  19. Семантика —
    Система толкования информационных языковых конструкций.
    Словарь компьютерных терминов
  20. семантика —
    Семантика, семантики, семантики, семантик, семантике, семантикам, семантику, семантики, семантикой, семантикою, семантиками, семантике, семантиках
    Грамматический словарь Зализняка
  21. семантика —
    семантика ж. 1. Значение, смысл языковой единицы (морфемы, слова, словосочетания и т.п.). 2. Раздел языкознания, изучающий смысловую сторону языка. 3. Раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла. 4. Раздел логики, изучающий отношения логических знаков к понятиям.
    Толковый словарь Ефремовой
  22. семантика —
    сущ., кол-во синонимов: 8 значение 27 лексикология 8 лингвистика 73 психосемантика 1 семасиология 3 семиотика 5 смысл 39 смысловое значение 1
    Словарь синонимов русского языка

Психосемантика | Блог 4brain

психосемантика

Психосемантика – это раздел психологии, предметом изучения которого являются принципы формирования и функционирования персональной системы значений, которая отражает процессы мышления, восприятия, памяти. Эта наука изучает фразы, знаки и символы и то, как человек воспринимает и трактует их.

Психосемантика:

  • исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании: символы, образы, символические образы, а также знаковые, вербальные формы;
  • анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний человека на формирующуюся у него систему значений.

Психосемантика изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, так и дифференциально-психологические. В последнем случае задачей психосемантики является реконструкция системы представлений конкретного человека о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов.

Главной задачей психосемантики считается исследование и реконструкция (выявление, описание и моделирование) не всегда внешне проявленных структур субъективного опыта (систем значений и смыслов), на основе которого строится образ мира человека.

У каждого человека есть своя система мироощущения и формирование образа мыслей, которую психосемантика и изучает. Каждый человек – это личность со своими представлениями и смыслами.

Основные методы психосемантики:

  • наблюдение и беседа;
  • описание слов или графическое изображение ситуаций, состояний, отношений;
  • методы формирования понятий;
  • методы семантических радикалов;
  • ассоциативные эксперименты;
  • методы классификации;
  • методы определения понятия;
  • методы контекстной и семантической реконструкции и конструирования.

Три понятия психосемантики: значения, категоризация, контекст

Без знания этих трех понятий очень сложно будет понять, что такое психосемантика и какие преимущества дает ее изучение.

Человек наделяет значением все, что происходит вокруг него. Но что же это за феномен? Это понятие имеет разные трактовки, поэтому дадим наиболее, на наш взгляд, простое и понятное определение:

Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в сознании человека.

Слово (знак, символ) не только указывает на некий предмет или явление, но и неминуемо устанавливает целый ряд дополнительных ассоциаций и связей. Это слово является центральным узлом целого каскада образов, обусловленных им. Эти образы формируют так называемое семантическое пространство (о котором мы поговорим немного позже).

В психосемантике особое значение играет и понятие категоризации. Категоризация – это процесс отнесения в ту или иную категорию, чем человек занимается практически все свое сознательное и бессознательное время (даже во сне).

Суть категоризации лежит в приписывании разным вещам и явлениям эквивалентности, объединения предметов, ситуаций и людей в классы и реагирование на них в соответствии с тем классом, что человек им приписывает.

Проблема категоризации в широком смысле является проблемой понимания. Исследование процесса понимания традиционно связывали с феноменом контекста – буква быстрее воспринимается в слове, значение слова – в предложении, суть которого вложена в текст. Если появляется стимул, который противоречит контексту, возникает ситуация семантической несогласованности. Процесс категоризации можно рассматривать как включение стимула во внутренний контекст.

Несмотря на то, что каждый человек – индивидуальность, у нас, как у представителей человечества, есть много общего. Исследователи считают, что цвета могут быть символами стойких аффективных систем значений. Было доказано, например, что отношение к основным цветам всех народов примерно одинаковое. Желтый и красный считаются теплыми, красный кажется привлекательным, хотя порой вызывает тревогу. А голубой считается спокойным. Такое устойчивое отношение к цветам обусловлено их физиологическим значением для человека как вида.

Субъективное семантическое пространство

Субъективное семантическое пространство – система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями.

Построение ССП как метод исследования и как модельное представление категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решений.

Процедура построения семантического пространства такова:

  1. Первый этап связан с выделением содержательных (семантических) связей анализируемых объектов: понятий, символов, изображений. Продуктом этого этапа является построение матрицы сходства (расстояний) анализируемых объектов.
  2. Второй этап исследования включает математическую обработку исходной матрицы сходства с целью выделения тех универсумов, которые лежат в ее основе.
  3. Третий этап построения семантического пространства связан с интерпретацией выделенных структур.

Одним из успешных примеров применения принципов психосемантики на практике является метод репертуарных решеток американского психолога Джорджа Келли, который он разработал в 1955 году.

психосемантика

Метод репертуарных решеток

Этот метод основан на теории персональных конструктов, разработанной Джорджем Келли, и применяется для распознавания интерпретативных процессов, в которых человек конструирует значение по отношению к своему социальному контексту.

Данная техника основывается на убеждении, что человек действует и мыслит в соответствии с индивидуальной схемой, построенной на конструктах. Конструкт – это пара субъективных, то есть используемых конкретным человеком, понятий, описывающих то или иное явление, качество личности и т. д. Любой мыслительный процесс, согласно этой теории, базируется на «движении» мысли от одного конструкта к другому.

Где и для чего конкретно можно применить метод репертуарных решеток? Область ее применения весьма обширна. Например, в кадровом менеджменте для выявления внутренних конфликтов в коллективе, а также чтобы найти способы повышения продуктивности труда. А при изучении конкурентоспособности и спроса данная методика позволит выявить сильные и слабые стороны товара с точки зрения клиента. Помимо этого, при ее помощи можно рассчитывать долговременную маркетинговую стратегию и осуществлять планирование.

Если говорить о психологии и психотерапии, то эта техника дает возможность:

  • Изучить мыслительные процессы.
  • Откорректировать те мыслительные процессы, которые приводят нежелательным действиям.
  • Наблюдать за изменениями, которые происходят со временем в сознании человека и делать выводы о состоятельности или несостоятельности тех или иных методов терапии.

Чтобы пройти тест по методу репертуарных решеток, испытуемому предлагают 12 ролевых персонажей:

  • «Я».
  • «Через десять лет».
  • «Отец».
  • «Мать».
  • «Подруга».
  • «Друг».
  • «Брат».
  • «Сестра».
  • «Супруг».
  • «Тот, кому сочувствуешь».
  • «Человек, вызывающий неприятные чувства».
  • «Нелюбимый политик».
  • «Человек, оказавший сильное положительное влияние на вашу жизнь».

Если у испытуемого, предположим, нет брата или сестры, подбираются соответствующие аналоги, например, среди близких ему людей или родственников.

Затем формируют тройки из этих людей таким образом, чтобы каждый персонаж встречался как минимум два раза во всей решетке. В ячейках матрицы обозначают этих людей кружочками. Справа по вертикали пишутся отрицательные качества, слева – положительные.

Качества должны объединять двоих людей из тройки, третий должен отличаться от них. К примеру, «Сестра» и «Брат» добрые, а «Человек, вызывающий неприятные чувства» злой.

Далее испытуемый выставляет оценки качествам. Для положительных: 1 – сильно выраженное, 2 – среднее, 3 – слабое. Для отрицательных: 7 – сильное, 6 – среднее, 5 – слабое. Записываемые конструкты должны иметь четкую характеристику, эмоциональную окраску.

Результаты могут сказать о:

  • Насколько перспективным человек видит свое будущее.
  • Какие внутренние конфликты существуют в семье.
  • Как человек оценивает свою личность.

Вариантов данной методики очень много, потому что в зависимости от цели меняются ролевые персонажи. Но главная структура остается неизменной – выставление оценок в матрице.

Некоторые исследователи предлагают, что основная ценность этой техники заключается в ее использовании в качестве инструмента для обеспечения возможности глубинного обсуждения и размышления над темой. То есть вы не получите четких результатов, однако будете обладать информацией, над которой можно поразмыслить и сделать соответствующие выводы.

Книги

Если хотите продолжить знакомство с этой интересной, но сложной темой, ознакомьтесь со следующими книгами:

  • «Основы психосемантики» Виктор Петренко.
  • «Методы психосемантики» Владимир Серкин.
  • «Спонтанность сознания» Василий Налимов.
  • «Психосемантика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры» Владимир Серкин.
  • «Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография» Сергей Дьяков.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: