Речь состоит из чего: Из чего состоит наша речь? Слова, словосочетания, предложения, стили и культура речи

Содержание

Из чего состоит наша речь? Слова, словосочетания, предложения, стили и культура речи

Первобытным людям самим приходилось придумывать слова, чтобы обозначить тот или иной предмет. Так появилась речь, что позволило человеку вырваться из мира одиночества и неведения. Позже была создана письменность, и человечество получило возможность передавать свои знания. С момента создания первого слова прошло много времени. Чтобы ответить на вопрос о том, из чего состоит наша речь, нужно перечислить множество составляющих.

из чего состоит наша речь

Введение

Основной составляющей языка является слово. Из слов строят предложения, с помощью которых можно вести беседу, писать сочинения. Существует две разновидности речи – устная и письменная. Каждая из них имеет свои средства выражения. По мере взросления человека «растет» его речь, то есть в процессе обучения каждый узнает больше новых слов, что позволяет ему делать свою речь более яркой и насыщенной.

Во времена, когда еще не была изобретена письменность, люди слагали красивые легенды, истории, рассказы, песни и пересказывали их друг другу. Таким образом, даже в наши дни сохранилось культурное наследие, которое принято называть устным народным творчеством. Тогда в учебных заведениях детей учили писать только то, что важно в повседневной жизни. И пускай с тех пор прошло много времени и уже сложно кратко описать, из чего состоит наша речь, но основные ее принципы и составляющие остались прежними.

разговорный текст

Слово

Одной из составляющих речи является слово. Это наименьшая лексическая единица, обозначающая определенный предмет или действие. Слова могут употребляться отдельно или в языковой лексической связке. Проще говоря, из слов составляют предложения. Это один из важнейших элементов речи, который имеет ряд свойств:

  • Слово имеет главное ударение.
  • Несет в себе определенное значение.
  • В форме лексического значения выражает действительность.
  • Является самостоятельной единицей, которую человек воспроизводит, а не изобретает самостоятельно.
  • Свободно располагается в предложении и может употребляться как отдельное высказывание.
  • Состоит из морфем (наименьших единиц языка, которые не разрываются какими-либо элементами).
  • Обладают цельнооформленной структурой.
  • Сочетаются друг с другом установленными грамматическими законами.
  • Передают определенные знания и существуют в материальном виде.

речь состоит из предложений

Предложение

Человек может в разговорном тексте оперировать разными словами, однако если употреблять их отдельно, без какой-либо тематической связки, то никому не удастся полностью передать нужную информацию. К примеру, можно сказать: «Среда, море, поезд, семья». Это будет всего лишь набор слов, которые обозначают разные сегменты человеческой жизни. Но если связать их вместе, добавив несколько предлогов и глагол, то получим: «В среду семья поехала поездом на море». То есть получится полноценное информационное сообщение. Такие сообщения называются предложениями, языковыми единицами, что представляют собой грамматически организованное соединение слов.

Словосочетание и простое предложение

Предложения бывают простыми и сложными. Прежде чем приступить к их характеристикам, нужно уделить внимание такому понятию, как словосочетание. Это соединение нескольких грамматически связанных слов, которые являются составляющими предложения.

слова стили речи

Однако словосочетаниями не являются:

  • Подлежащее и сказуемое.
  • Однородные члены предложения.
  • Фразеологизмы.

Часто словосочетания путают с простыми предложениями. Простые предложения отличаются от сложных наличием только одной грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Сложные предложения имеют несколько грамматических основ. Проще говоря, сложные предложения состоят из нескольких простых. Собственно, это все, из чего состоит наша речь, в плане структуры.

Стиль

Речь состоит из предложений. Но это еще не все. В зависимости от контекста, предложения меняют свое звучание и способ передачи информации. Так, одинаковые по смыслу предложения могут быть воспроизведены разными методами. Такие методы называются стилями речи. Проще говоря, это речевые средства, возникнувшие в процессе развития. Применяются в разных сферах общения. Основные стили речи — это:

  • Научный стиль – применяется для передачи сообщений научного содержания. Авторы этого стиля- ученные или специалисты в определенной области.
  • Официальноделовой тиль – используется в деловом общении, в официальной обстановке. Посредством этого стиля оформляют документы. Также для стиля характерны речевые клише.
  • Публицистический стиль – встречается в СМИ (статьи, репортажи, очерки, интервью и т. д.). Для стиля характерно присутствие общественно-политической лексики, эмоциональность воспроизведения.
  • Разговорный стиль — служит для обмена информацией в неформальной обстановке. Речь живая и экспрессивная.
  • Художественный стиль – встречается в художественной литературе. Основная его особенность – выражать простые вещи посредством множества языковых средств.

Можно сказать, что слова и стили речи составляют основной аппарат общения. Но для полноценного информационного обмена сообщениями необходимо знать о правилах и культуре речи. И неплохо было бы упомянуть о средствах речи как основном элементе, что придает общению красочность.

словосочетание простое предложение

Выразительность языка

Под средствами языковой выразительности подразумевают те инструменты, что делают речь, будь то разговор или письменное произведение, яркой, красочной, лексически и эмоционально выразительной. Такими инструментами выступают стилистические фигуры и тропы.

Тропами называют речевые обороты, которые позволяют употреблять слова и словосочетания в переносном смысле. Их образуют путем соединения двух и более явлений, которые хоть в чем-то являются близкими, и признаком одного явления можно описать другое, создавая о нем более яркое представление. Таким образом, в речи появляются новые словосочетания с другими значениями. Например, поэт сказал «белеет парус одинокий», вместо «плывет корабль».

Тропы бывают простыми и сложными. К простым относят:

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, выражается посредством употребления союзов «как», «словно» и т. д.
  • Эпитет – определения, что придают большую образность и эмоциональность.

Сложных троп существует больше:

  • Метафора — замена одного слова другим, схожим по свойствам («мертвая тишина»).
  • Метонимия — названия меняются по смежности.
  • Синекдоха – употребляют часть предмета как название и наоборот.
  • Аллегория – способ выразить некоторые понятия художественными образами, например весы олицетворяют правосудие.
  • Ирония – насмешка. Слово употребляется таким образом, что приобретает противоположное значение.
  • Гипербола – поэтическое преувеличение.
  • Литота – сильное преуменьшение.
  • Перифраз – замена слов или словосочетаний во избежание повторений.

Что касается стилистических фигур, то это зафиксированные в стилистике словообороты.

средства речи

Культура речи

В разговорном тексте не так часто используются средства языковой выразительности, однако и здесь не обходится без правил. По тому, как человек общается, можно определить его характер. Речь способна оттолкнуть собеседника или же привлечь его симпатию. Помимо красивого слога, человек должен уметь слушать и не перебивать своего собеседника.

Этикет, связанный с речью, намного сложнее, чем может показаться. Основные правила речи заключаются в следующем:

  • Краткость – лучше не путать собеседника избытком слов, которые не несут полезной информации.
  • Цель – прежде чем начать разговор, нужно определить, с какой целью это делается.
  • Разнообразие – одну и ту же историю можно рассказывать разным людям, но при этом нужно учитывать индивидуальный подход.
  • Нельзя отвечать грубостью на грубость.
  • Лучше сохранять свои речевые привычки, человек, перенимающий манеру разговора, теряет свое «Я».

Заключение

В статье дан ответ на вопрос: «Из чего состоит наша речь?» Основные составляющие общения — слова и предложения, с помощью которых люди обмениваются информационными сообщениями. Кроме того, речь, будь она письменной или устной, должна быть богатой, яркой. Потому и используются специальные речевые средства, придающие сухому информационному фону эмоциональное наполнение. И третья составляющая речи – ее культура. Правда, это чисто субъективный фактор, имеющий индивидуальное проявление.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме «Из чего состоит речь?»

Тема урока: «Из чего состоит речь?»

Цель: дать понятие предложения; познакомить с пунктуацией в конце повествовательного предложения.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним то, что вы уже знаете из предыдущих уроков.

— С помощью чего общаются животные? (Животные общаются с помощью звуков).

— А каким образом мы выражаем свои мысли? (Мы выражаем свои мысли с помощью речи).

 Какая бывает речь? (Речь бывает устная, когда мы говорим, и письменная, когда мы пишем).

Сегодня мы узнаем, из чего состоит наша речь. И научимся записывать её при помощи схем. Мы будем творчески работать, сочинять и играть.

II. Объяснение нового материала.

— Ребята, в школе, дома и в других местах вам часто приходится общаться со своими родными, друзьями, а иногда и незнакомыми людьми. На прошлом уроке кто-то из вас отвечал у доски. Буквально несколько минут назад на перемене, общаясь, вы рассказывали друг другу о чем-то интересном. Вы в своей речи использовали предложения. С помощью предложений мы можем выразить самые разные мысли. А сейчас попытаемся определить, что содержат и что выражают предложения, которые мы употребляем в нашей речи.

— Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе? Подумайте и поделитесь своими наблюдениями с товарищами и со мной.

Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях. Учитель делает обобщение: с помощью предложений мы можем сообщить друг другу много нового и интересного.

— Итак, какие предложения мы употребляли в речи? (Предложения, которые о чем-то сообщают).

— А сейчас представьте себе, что вы увидели у меня в руках незнакомый предмет. Он очень вас заинтересовал. И вы, конечно же, хотите о нем что-то узнать. Подумайте и попробуйте выразить это с помощью предложения. (Ответы учащихся). Что содержится в ваших предложениях? (Вопрос).

— Итак, что содержат предложения, которые мы употребляем в речи? (Предложения содержат вопрос).

После этого учащимся зачитывается эпизод из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».

— Ребята, попытайтесь определить, что содержит предложение, которое употребляют в своей речи бедные котята, обращаясь к тете кошке:

Покорми нас, кошка, обогрей немножко!

Учащиеся, анализируя смысл предложения, устанавливают, что оно содержит просьбу.

Далее учащимся предлагается определить, какое чувство выражает каждое из следующих предложений:

Лето, лето к нам пришло!

Ну и платье! Что за прелесть!

Ах, ты гадкий, ах, ты грязный, неумытый поросенок!

Как увидел старик, испугался!

После такого рода наблюдений учащиеся приходят к выводу о том, что предложения могут выражать разные чувства: радость, восхищение, недовольство, испуг и другие.

— Научимся определять количество предложений и записывать их.

Далее учащимся предлагается игра «Сосчитай предложения».

Дидактическая задача: формировать умение определять количество предложений.

Игровая задача: посчитать, сколько предложений сказал учитель.

Игровые действия: хлопнуть в ладоши в конце каждого предложения.

Игровые правила. Учитель читает рассказ. А учащиеся стараются определить, из скольких предложений он состоит. Нужно обращать внимание на паузы, которые делает учитель. Как только покажется, что предложение закончилось хлопнуть в ладоши. В конце рассказа показать карточку с цифрой, обозначающей количество предложений. Ученики, определившие правильно количество предложений, получают жетон.

У Алёши был ёж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. (4 предложения).

Подведение итогов игры. Учащиеся показывают свои карточки. Учитель еще раз перечитывает рассказ и вместе с детьми хлопает в ладоши, обращая внимание на паузы.

— Теперь нам нужно записать эти 4 предложения. Но умеем ли мы уже писать? ( Нет).

– А что же нам тогда делать? (Нарисовать, что хотим сказать. С помощью значков записать).

– Сейчас мы попробуем это сделать. Поиграем в игру «Изобретение письма».

Дидактическая задача: формировать умение оформлять предложения на письме.

Игровая задача: изобрести способ обозначения речи на письме.

Игровые действия. Записать с помощью изобретенного способа письма предложения так, чтобы было понятно, что их 4.

Игровые правила.

— Мы будем работать в командах. В каждой команде по 4 человека. Команда на своем листке бумаги записывает эти предложения. В команде можно советоваться, но так, чтобы другие команды ничего не слышали. Для записи письма можно использовать любые символы, рисунки, значки. После записи нужно будет доказать, что ваша запись самая удобная. Начинаем и заканчиваем работать по сигналу учителя.

Подведение итогов игры. Показ «изобретенного письма», доказательство удобства записи.

— А вот какое письмо изобрел мальчик из «Азбуки».

. . . .

— Показал ли мальчик, сколько в рассказе предложений? (Да.)

— С помощью чего он это сделал? (С помощью черточек.)

— Обратите внимание на черточки, выступающие над полоской или линией слева. Предположите, что они показывают? (Начало предложения).

— Значит, с какой буквы записывается начало предложения?

— А как мальчик изобразил паузы? (С помощью расстояния между линиями и с помощью точек.)

— Значит, для чего он поставили точку после каждой схемы? (Она показывает конец предложения).

— Удобна ли такая запись? (Да.)

III. Закрепление нового материала.

Выполнения упражнения по определению количества предложений в тексте – на слух.

Учитель читает текст в медленном темпе, делая паузы между предложениями.

У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

Текст читается повторно с соблюдением пауз между предложениями. Вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами. Учащиеся определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно выставляются три карточки.

Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу, вычерчивая в тетрадях схемы:

. . .

— Сколько предложений в нашем рассказе? (3 предложения)

— Обратите внимание на черточки, выступающие над полоской или линией слева.

— Что они показывают? (Начало предложения).

— С какой буквы записывается начало предложения?

— Какой знак стоит в конце каждой схемы? (Точка).

— Почему мы поставили точку после каждой схемы?

— О ком говорится в первом предложении?

— Каким был котёнок?

— Что любил делать Мурзик?

— Ребята, с помощью предложений мы можем сообщить друг другу много нового и интересного.

— Итак, какие предложения вы употребляли в речи, отвечая на мои вопросы? (Предложения, которые о чём-то сообщают).

Памятка «Основные правила по русскому языку в 1 классе»


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ


 


  1. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.


Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.


Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.


 


  1. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.

  • Предложение выражает законченную мысль.

  • В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.

  • Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

  • В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).

  • На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием ().

  • По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).


 


  1. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.


Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).


Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)


 


  1. Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.


Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).


 


  1. С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:

  • Имена, отчества, фамилии людей;

  • Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.

  • Клички животных;

  • Начало предложения.


 


  1. При произношении слова состоят из звуков.  Звуки обозначаются буквами.


Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.


Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].


Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.


 


  1. Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными. 


Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).


Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).


Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)


Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.










Согласные звуки


Звонкие


Глухие


[б]


[п]


[в]


[ф]


[г]


[к]


[д]


[т]


[ж]


[ш]


[з]


[с]


Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).


 


  1. Слог – это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха.  Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:


оы – [о -сы].


 


  1. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.


Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).


Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.


Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах слов.


Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.


Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.


Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.


Например:





Проверяемое слово


Проверочное слово


пишем


Произносим и слышим


пишем


Произносим и слышим


домá


а м á]


дóм


ó м]


 


  1. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.


Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.


Например:





Проверяемое слово


Проверочное слово


пишем


Произносим и слышим


пишем


Произносим и слышим


столб


[с т о л п]


столбы


[с т а л б ы]


 


  1. В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.


https://fs00.infourok.ru/images/doc/294/293873/9/img13.jpg


 


  1. Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.




пишем


Произносим и слышим


уголь


[у г о л’]


Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).




пишем


Произносим и слышим


лес


[л’э с]


 


  1. Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.


 

Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ