Из чего состоит наша речь? Слова, словосочетания, предложения, стили и культура речи
Первобытным людям самим приходилось придумывать слова, чтобы обозначить тот или иной предмет. Так появилась речь, что позволило человеку вырваться из мира одиночества и неведения. Позже была создана письменность, и человечество получило возможность передавать свои знания. С момента создания первого слова прошло много времени. Чтобы ответить на вопрос о том, из чего состоит наша речь, нужно перечислить множество составляющих.
Введение
Основной составляющей языка является слово. Из слов строят предложения, с помощью которых можно вести беседу, писать сочинения. Существует две разновидности речи – устная и письменная. Каждая из них имеет свои средства выражения. По мере взросления человека «растет» его речь, то есть в процессе обучения каждый узнает больше новых слов, что позволяет ему делать свою речь более яркой и насыщенной.
Во времена, когда еще не была изобретена письменность, люди слагали красивые легенды, истории, рассказы, песни и пересказывали их друг другу. Таким образом, даже в наши дни сохранилось культурное наследие, которое принято называть устным народным творчеством. Тогда в учебных заведениях детей учили писать только то, что важно в повседневной жизни. И пускай с тех пор прошло много времени и уже сложно кратко описать, из чего состоит наша речь, но основные ее принципы и составляющие остались прежними.
Слово
Одной из составляющих речи является слово. Это наименьшая лексическая единица, обозначающая определенный предмет или действие. Слова могут употребляться отдельно или в языковой лексической связке. Проще говоря, из слов составляют предложения. Это один из важнейших элементов речи, который имеет ряд свойств:
- Слово имеет главное ударение.
- Несет в себе определенное значение.
- В форме лексического значения выражает действительность.
- Является самостоятельной единицей, которую человек воспроизводит, а не изобретает самостоятельно.
- Свободно располагается в предложении и может употребляться как отдельное высказывание.
- Состоит из морфем (наименьших единиц языка, которые не разрываются какими-либо элементами).
- Обладают цельнооформленной структурой.
- Сочетаются друг с другом установленными грамматическими законами.
- Передают определенные знания и существуют в материальном виде.
Предложение
Человек может в разговорном тексте оперировать разными словами, однако если употреблять их отдельно, без какой-либо тематической связки, то никому не удастся полностью передать нужную информацию. К примеру, можно сказать: «Среда, море, поезд, семья». Это будет всего лишь набор слов, которые обозначают разные сегменты человеческой жизни. Но если связать их вместе, добавив несколько предлогов и глагол, то получим: «В среду семья поехала поездом на море». То есть получится полноценное информационное сообщение. Такие сообщения называются предложениями, языковыми единицами, что представляют собой грамматически организованное соединение слов.
Словосочетание и простое предложение
Предложения бывают простыми и сложными. Прежде чем приступить к их характеристикам, нужно уделить внимание такому понятию, как словосочетание. Это соединение нескольких грамматически связанных слов, которые являются составляющими предложения.
Однако словосочетаниями не являются:
- Подлежащее и сказуемое.
- Однородные члены предложения.
- Фразеологизмы.
Часто словосочетания путают с простыми предложениями. Простые предложения отличаются от сложных наличием только одной грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Сложные предложения имеют несколько грамматических основ. Проще говоря, сложные предложения состоят из нескольких простых. Собственно, это все, из чего состоит наша речь, в плане структуры.
Стиль
Речь состоит из предложений. Но это еще не все. В зависимости от контекста, предложения меняют свое звучание и способ передачи информации. Так, одинаковые по смыслу предложения могут быть воспроизведены разными методами. Такие методы называются стилями речи. Проще говоря, это речевые средства, возникнувшие в процессе развития. Применяются в разных сферах общения. Основные стили речи — это:
- Научный стиль – применяется для передачи сообщений научного содержания. Авторы этого стиля- ученные или специалисты в определенной области.
- Официально—деловой тиль – используется в деловом общении, в официальной обстановке. Посредством этого стиля оформляют документы. Также для стиля характерны речевые клише.
- Публицистический стиль – встречается в СМИ (статьи, репортажи, очерки, интервью и т. д.). Для стиля характерно присутствие общественно-политической лексики, эмоциональность воспроизведения.
- Разговорный стиль — служит для обмена информацией в неформальной обстановке. Речь живая и экспрессивная.
- Художественный стиль – встречается в художественной литературе. Основная его особенность – выражать простые вещи посредством множества языковых средств.
Можно сказать, что слова и стили речи составляют основной аппарат общения. Но для полноценного информационного обмена сообщениями необходимо знать о правилах и культуре речи. И неплохо было бы упомянуть о средствах речи как основном элементе, что придает общению красочность.
Выразительность языка
Под средствами языковой выразительности подразумевают те инструменты, что делают речь, будь то разговор или письменное произведение, яркой, красочной, лексически и эмоционально выразительной. Такими инструментами выступают стилистические фигуры и тропы.
Тропами называют речевые обороты, которые позволяют употреблять слова и словосочетания в переносном смысле. Их образуют путем соединения двух и более явлений, которые хоть в чем-то являются близкими, и признаком одного явления можно описать другое, создавая о нем более яркое представление. Таким образом, в речи появляются новые словосочетания с другими значениями. Например, поэт сказал «белеет парус одинокий», вместо «плывет корабль».
Тропы бывают простыми и сложными. К простым относят:
- Сравнение – сопоставление предметов или явлений, выражается посредством употребления союзов «как», «словно» и т. д.
- Эпитет – определения, что придают большую образность и эмоциональность.
Сложных троп существует больше:
- Метафора — замена одного слова другим, схожим по свойствам («мертвая тишина»).
- Метонимия — названия меняются по смежности.
- Синекдоха – употребляют часть предмета как название и наоборот.
- Аллегория – способ выразить некоторые понятия художественными образами, например весы олицетворяют правосудие.
- Ирония – насмешка. Слово употребляется таким образом, что приобретает противоположное значение.
- Гипербола – поэтическое преувеличение.
- Литота – сильное преуменьшение.
- Перифраз – замена слов или словосочетаний во избежание повторений.
Что касается стилистических фигур, то это зафиксированные в стилистике словообороты.
Культура речи
В разговорном тексте не так часто используются средства языковой выразительности, однако и здесь не обходится без правил. По тому, как человек общается, можно определить его характер. Речь способна оттолкнуть собеседника или же привлечь его симпатию. Помимо красивого слога, человек должен уметь слушать и не перебивать своего собеседника.
Этикет, связанный с речью, намного сложнее, чем может показаться. Основные правила речи заключаются в следующем:
- Краткость – лучше не путать собеседника избытком слов, которые не несут полезной информации.
- Цель – прежде чем начать разговор, нужно определить, с какой целью это делается.
- Разнообразие – одну и ту же историю можно рассказывать разным людям, но при этом нужно учитывать индивидуальный подход.
- Нельзя отвечать грубостью на грубость.
- Лучше сохранять свои речевые привычки, человек, перенимающий манеру разговора, теряет свое «Я».
Заключение
В статье дан ответ на вопрос: «Из чего состоит наша речь?» Основные составляющие общения — слова и предложения, с помощью которых люди обмениваются информационными сообщениями. Кроме того, речь, будь она письменной или устной, должна быть богатой, яркой. Потому и используются специальные речевые средства, придающие сухому информационному фону эмоциональное наполнение. И третья составляющая речи – ее культура. Правда, это чисто субъективный фактор, имеющий индивидуальное проявление.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме «Из чего состоит речь?»
Тема урока: «Из чего состоит речь?»
Цель: дать понятие предложения; познакомить с пунктуацией в конце повествовательного предложения.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
— Ребята, давайте вспомним то, что вы уже знаете из предыдущих уроков.
— С помощью чего общаются животные? (Животные общаются с помощью звуков).
— А каким образом мы выражаем свои мысли? (Мы выражаем свои мысли с помощью речи).
— Какая бывает речь? (Речь бывает устная, когда мы говорим, и письменная, когда мы пишем).
— Сегодня мы узнаем, из чего состоит наша речь. И научимся записывать её при помощи схем. Мы будем творчески работать, сочинять и играть.
II. Объяснение нового материала.
— Ребята, в школе, дома и в других местах вам часто приходится общаться со своими родными, друзьями, а иногда и незнакомыми людьми. На прошлом уроке кто-то из вас отвечал у доски. Буквально несколько минут назад на перемене, общаясь, вы рассказывали друг другу о чем-то интересном. Вы в своей речи использовали предложения. С помощью предложений мы можем выразить самые разные мысли. А сейчас попытаемся определить, что содержат и что выражают предложения, которые мы употребляем в нашей речи.
— Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе? Подумайте и поделитесь своими наблюдениями с товарищами и со мной.
Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях. Учитель делает обобщение: с помощью предложений мы можем сообщить друг другу много нового и интересного.
— Итак, какие предложения мы употребляли в речи? (Предложения, которые о чем-то сообщают).
— А сейчас представьте себе, что вы увидели у меня в руках незнакомый предмет. Он очень вас заинтересовал. И вы, конечно же, хотите о нем что-то узнать. Подумайте и попробуйте выразить это с помощью предложения. (Ответы учащихся). Что содержится в ваших предложениях? (Вопрос).
— Итак, что содержат предложения, которые мы употребляем в речи? (Предложения содержат вопрос).
После этого учащимся зачитывается эпизод из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».
— Ребята, попытайтесь определить, что содержит предложение, которое употребляют в своей речи бедные котята, обращаясь к тете кошке:
Покорми нас, кошка, обогрей немножко!
Учащиеся, анализируя смысл предложения, устанавливают, что оно содержит просьбу.
Далее учащимся предлагается определить, какое чувство выражает каждое из следующих предложений:
Лето, лето к нам пришло!
Ну и платье! Что за прелесть!
Ах, ты гадкий, ах, ты грязный, неумытый поросенок!
Как увидел старик, испугался!
После такого рода наблюдений учащиеся приходят к выводу о том, что предложения могут выражать разные чувства: радость, восхищение, недовольство, испуг и другие.
— Научимся определять количество предложений и записывать их.
Далее учащимся предлагается игра «Сосчитай предложения».
Дидактическая задача: формировать умение определять количество предложений.
Игровая задача: посчитать, сколько предложений сказал учитель.
Игровые действия: хлопнуть в ладоши в конце каждого предложения.
Игровые правила. Учитель читает рассказ. А учащиеся стараются определить, из скольких предложений он состоит. Нужно обращать внимание на паузы, которые делает учитель. Как только покажется, что предложение закончилось хлопнуть в ладоши. В конце рассказа показать карточку с цифрой, обозначающей количество предложений. Ученики, определившие правильно количество предложений, получают жетон.
У Алёши был ёж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. (4 предложения).
Подведение итогов игры. Учащиеся показывают свои карточки. Учитель еще раз перечитывает рассказ и вместе с детьми хлопает в ладоши, обращая внимание на паузы.
— Теперь нам нужно записать эти 4 предложения. Но умеем ли мы уже писать? ( Нет).
– А что же нам тогда делать? (Нарисовать, что хотим сказать. С помощью значков записать).
– Сейчас мы попробуем это сделать. Поиграем в игру «Изобретение письма».
Дидактическая задача: формировать умение оформлять предложения на письме.
Игровая задача: изобрести способ обозначения речи на письме.
Игровые действия. Записать с помощью изобретенного способа письма предложения так, чтобы было понятно, что их 4.
Игровые правила.
— Мы будем работать в командах. В каждой команде по 4 человека. Команда на своем листке бумаги записывает эти предложения. В команде можно советоваться, но так, чтобы другие команды ничего не слышали. Для записи письма можно использовать любые символы, рисунки, значки. После записи нужно будет доказать, что ваша запись самая удобная. Начинаем и заканчиваем работать по сигналу учителя.
Подведение итогов игры. Показ «изобретенного письма», доказательство удобства записи.
— А вот какое письмо изобрел мальчик из «Азбуки».
. . . .
— Показал ли мальчик, сколько в рассказе предложений? (Да.)
— С помощью чего он это сделал? (С помощью черточек.)
— Обратите внимание на черточки, выступающие над полоской или линией слева. Предположите, что они показывают? (Начало предложения).
— Значит, с какой буквы записывается начало предложения?
— А как мальчик изобразил паузы? (С помощью расстояния между линиями и с помощью точек.)
— Значит, для чего он поставили точку после каждой схемы? (Она показывает конец предложения).
— Удобна ли такая запись? (Да.)
III. Закрепление нового материала.
Выполнения упражнения по определению количества предложений в тексте – на слух.
Учитель читает текст в медленном темпе, делая паузы между предложениями.
У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.
Текст читается повторно с соблюдением пауз между предложениями. Вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами. Учащиеся определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно выставляются три карточки.
Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу, вычерчивая в тетрадях схемы:
. . .
— Сколько предложений в нашем рассказе? (3 предложения)
— Обратите внимание на черточки, выступающие над полоской или линией слева.
— Что они показывают? (Начало предложения).
— С какой буквы записывается начало предложения?
— Какой знак стоит в конце каждой схемы? (Точка).
— Почему мы поставили точку после каждой схемы?
— О ком говорится в первом предложении?
— Каким был котёнок?
— Что любил делать Мурзик?
— Ребята, с помощью предложений мы можем сообщить друг другу много нового и интересного.
— Итак, какие предложения вы употребляли в речи, отвечая на мои вопросы? (Предложения, которые о чём-то сообщают).
Памятка «Основные правила по русскому языку в 1 классе»
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
-
Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.
Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
-
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
-
Предложение выражает законченную мысль. -
В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо. -
Слова в предложении связаны между собой по смыслу. -
В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой). -
На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием (…). -
По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).
-
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).
Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)
-
Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).
-
С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
-
Имена, отчества, фамилии людей; -
Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д. -
Клички животных; -
Начало предложения.
-
При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.
-
Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.
Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).
Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).
Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)
Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).
-
Слог – это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:
о-сы – [о -сы].
-
Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.
Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).
Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.
Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Например:
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
-
В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Например:
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
-
В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.
-
Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.
|
|
|
|
Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).
|
|
|
|
-
Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.
Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ
30.04.2013
45384
0
Урок
4. Предложение состоит из слов
Цели: дать учащимся
представление о том, что предложение состоит из слов; научить определять
количество слов в предложении, записывать схему предложения; развивать речь
учащихся, память, творческие способности.
Оборудование:
учебник; нарисованные персонажи сказки «Репка».
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация
опорных знаний.
Постановка целей
и задач урока.
Вопрос:
–
Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
Учитель. Сегодня мы узнаем, из чего
состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка».
III.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Работа по учебнику: с.
9.
• Беседа с учащимися по вопросам:
–
Вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.)
–
Сколько слов вы слышите в этом предложении? (Три.)
–
Какое слово первое? второе? третье?
–
Из чего состоит предложение?
Вывод: предложение состоит из слов.
–
Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в
предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Одна полоска обозначает
одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.
–
Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто
полоской, а полоской с черточкой впереди? (Это начало предложения.)
–
Как можно узнать, что предложение закончено? (В конце предложения ставится
точка.)
С
помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.
Выросла
репка большая. (.)
Позвал дед бабку.
(.)
Позвала бабка внучку.
(.)
Позвала внучка Жучку.
(.)
Позвала Жучка кошку.
(.)
Позвала кошка мышку.
(.)
– Особое внимание следует обратить на предложение к
последнему рисунку:
Вытянул репку!
В этом предложении всего два слова, поэтому они
обозначены двумя полосками.
Предложение произносится радостно, взволнованно, с
повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а
восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.
Физкультминутка
■ Творческая работа учащихся. Театрализация русской
народной сказки «Репка».
РЕПКА
Посадил дед репку и говорит:
– Расти, расти, репка,
сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка,
крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать:
тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за
дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не
могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за
бабку,
Бабка за
дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не
могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за
внучку,
Внучка за
бабку,
Бабка за
дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не
могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за
Жучку,
Жучка за
внучку,
Внучка за
бабку,
Бабка за
дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не
могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за
кошку,
Кошка за
Жучку,
Жучка за
внучку,
Внучка за
бабку,
Бабка за
дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут – и вытянули
репку.
IV.
Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Как научиться красиво говорить: 7 эффективных техник
Приветствую Вас, друзья!
Красивая речь – полезный навык, который пригодится любому человеку, даже если его деятельность не связана с публичными выступлениями. Окружающие люди всегда положительно воспринимают грамотно построенные фразы, произнесенные хорошо поставленным голосом. Сегодня мы разберемся, как научиться красиво говорить, чтобы всегда производить хорошее впечатление на собеседников.
Что подразумевается под умением красиво говорить?
Красивая речь состоит из грамотно построенных, внятных, убедительных и легко воспринимаемых на слух фраз. Лучше всего данным навыком владеют радиоведущие, для которых голос является единственным каналом передачи информации слушателю. Они работают над улучшением своей речи по трём основным направлениям:
- Тренировка дикции.
- Совершенствование техники речи.
- Расширение словарного запаса.
Умение красиво говорить необходимо также лекторам и телеведущим, поскольку красиво говорящего человека всегда приятнее слушать. При этом они имеют возможность дополнительно влиять на внимание слушателей через жесты и мимику, но эти инструменты становятся по-настоящему эффективными только при хорошо поставленной речи.
Из чего состоит красивая речь?
Опытный оратор уделяет внимание всем аспектам своей речи. Он оттачивает произношение каждого гласного и согласного звука, тщательно прорабатывает их сочетания, тренируется расставлять акценты при помощи интонации.
Если вы хотите понять, как научиться красиво говорить, чтобы всегда вызывать интерес и уважение у собеседников, в первую очередь начните работать над такими характеристиками своей речи как:
- Грамотность. Это важнейший признак красивой речи. Фразы следует строить, правильно расставляя и согласовывая между собой все слова. Недопустимо использование просторечий, тавтологий и слов-паразитов (если это не цитата или намеренный художественный приём).
- Лаконичность. Многим кажется, что постоянное употребление сложноподчиненных предложений – показатель хорошего владения русским языком. На практике же простая и лаконичная речь без сложных оборотов производит куда более приятное впечатление.
- Внятное произношение. Любой публично выступающий человек должен говорить максимально отчетливо. Это позволит слушателям сосредоточиться на его речи, не отвлекаясь на попытки понять неразборчиво произнесенные слова.
- Богатый словарный запас. Это главный инструмент оратора, которым необходимо владеть в совершенстве. Если человеку не хватает слов, чтобы выразить мысль, это сразу чувствуется.
- Выразительная интонация. Не обязательно оканчивать курсы актерского мастерства, но над выразительностью своей речи работать нужно. Правильная интонация позволяет превратить скучную и монотонную речь в интересную и убедительную.
Необходимо прорабатывать каждую составляющую в отдельности, а также тренироваться применять их в комплексе. Постепенно этот навык дойдёт до автоматизма, и вы сможете применять его в живом разговоре, не задумываясь. Теперь давайте перейдем к конкретным рекомендациям.
Как научиться красиво говорить: 10 эффективных техник
1. Расширяйте словарный запас
Каждый человек знает гораздо больше слов, чем использует в разговоре. Благодаря этому речь человека с богатым словарным запасом звучит очень красиво и при этом в ней практически никогда не встречается непонятных слов. Большинство же людей обходится довольно скудным набором слов, из-за чего им трудно выражать мысли.
Необходимо расширять именно рабочий словарный запас, то есть набор слов, которые вы непрерывно используете в общении. Если вы не уверены, что правильно понимаете термин, найдите определение в словаре и выпишите. Запомните его и постарайтесь впредь использовать в речи. Но учитывайте, что неуместное использование слов из расширенного словарного запаса портит впечатление сильнее, чем полное их отсутствие.
Для расширения словарного запаса полезно читать, разгадывать кроссворды и анаграммы. Если вы быстро вспоминаете слово, чтобы вписать его в клетки кроссворда, то и в разговоре слова будут приходить на ум сразу, а не «вертеться на языке».
2. Следите за грамотностью и согласованием в предложениях
Одной фразой в стиле «выйдя на улицу, мне в глаза ударил яркий солнечный свет» можно сильно испортить впечатление о себе. Всегда следите, чтобы слова и словосочетания в предложении были согласованы между собой. Это же относится и к простым предложениям в составе сложных.
От использования слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в устной речи желательно и вовсе отказаться. Даже выговорив подобную тираду правильно, вы всё равно произведёте впечатление человека, не способного лаконично сформулировать мысль.
3. Правильно акцентируйте внимание
Выступая перед аудиторией необходимо правильно выделять наиболее важные детали, а малозначительные лучше упомянуть вскользь. Если уделять внимание излишней детализации, можно заставить собеседника скучать. Талантливый оратор умеет сжимать информацию, словно скульптор, отсекающий от камня лишнее.
Если речь идет о публичном выступлении — лучший способ лаконично подать информацию – заранее составить план. Важно не только проработать материал, но и спланировать последовательность изложения. Именно в процессе составления плана обычно и выявляется наиболее значимая информация, на которой нужно сделать акцент, чтобы максимально заинтересовать аудиторию.
4. Избавляйтесь от просторечия и слов-паразитов
Не у всех есть филологическое образование. Но это плохое оправдание для использования слов-паразитов, полностью убивающих красоту речи. Возможно, вы обращали внимание, насколько портится впечатление об известных людях, если они, давая интервью, используют большое количество таких слов.
Лучший способ избавиться от слов-паразитов и просторечия – послушать себя со стороны. Просто проговорите любую речь, записав её на диктофон, прослушать и отметить все ошибки. Переписывайте запись, пока совсем не избавитесь от слов-паразитов.
Также не позволяйте себе «экать» и «эмкать». Небольшая пауза в речи звучит гораздо приятнее, чем попытка заполнить её нечленораздельными звуками. Не стесняйтесь показать, что некоторые вопросы или рассуждения заставляют вас задуматься на секунду-другую. Зато вы продемонстрируете себя как рассудительный человек, который сначала думает, а потом говорит.
5. Читайте
Регулярное чтение значительно повышает грамотность устной и письменной речи, а также расширяет словарный запас. Рекомендуется читать классическую литературу и книги, посвященные особенностям русского языка.
Обязательно прочтите «Слово живое и мёртвое» советской переводчицы и литературоведа Норы Галь, «с» детского писателя и поэта Корнея Чуковского. Много интересного о происхождении и значении слов можно узнать также из книги «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа.
Старайтесь не просто читать перечисленные книги, а пересказывать небольшие участки, чтобы убедиться, что вы правильно поняли и запомнили всё, что хотел передать автор. И обязательно выписывайте важные и интересные цитаты в блокнот.
6. Упражняйтесь с подбором синонимов
Иногда оратору приходится делать выбор между тем, чтобы позволить себе тавтологию или допустить незначительную потерю смысла. Синонимы – это мощный инструмент, позволяющий разнообразить речь и избегать тавтологий, не искажая смысл сказанного.
Изучение синонимов – отличный способ расширить словарный запас. Вы можете найти специальное приложение для своего смартфона и упражняться в этом 5-10 минут ежедневно. Уже через 3-4 недели вы почувствуете, что подбирать слова на ходу стало гораздо проще.
7. Работайте над мимикой и жестами
Не обязательно размахивать руками для убедительности. Но умелое использование мимики и жестов всегда привлекает внимание к говорящему. Тренироваться лучше всего перед зеркалом. Уже через несколько минут вы определите особенности своей жестикуляции или мимики, которых не замечали много лет. После этого следует поработать над тем, чтобы избавиться от нежелательных движений и научиться жестикулировать ненавязчиво, но выразительно.
Заключение
Грамотная речь – ценный инструмент, позволяющий убедительно высказывать свою позицию и производить хорошее впечатление на людей. Она необходима в профессиональной деятельности и личной жизни. К счастью, научиться красиво говорить может каждый, главное – поставить себе цель и методично выполнять все советы, данные в этой статье.
Фрагмент урока на тему «Из чего состоит наша речь»
Фрагмент урока на тему «Из чего состоит наша речь?»
Цель урока: дать понятие предложения; познакомить с пунктуацией в конце повествовательного предложения.
Ход урока
1. Актуализация знаний о понятии «речь»
Рассмотрим иллюстрацию.
— Кто изображен на картинке?
— Что делает учитель и дети?
— Когда люди разговаривают – они …
— С помощью чего они общаются?
— Вот мы с вами общаемся, что мы используем?
Учащиеся отвечают на вопросы.
(Общаются)
(Речь.)
2. Сообщение темы
— Сегодня на уроке мы узнаем, из чего состоит наша речь.
3. Традиционный подход (от предложения к тексту)
— Мы хотим рассказать об осени, что мы сначала сделаем?
— Что рождается в голове, когда мы думаем?
— Для того, чтобы выразить мысль, что мы используем?
— Если мы остановимся на полпути, будет понятно?
— Подумайте, как вы провели лето?
— Выразите мысль через предложение.
— Из чего состоит наша речь?
— Что выражает предложение?
(Подумаем.)
(Мысль.)
(Предложение.)
(Нет. Мысль должна быть закончена.)
(Из предложений.)
(Наши мысли.)
2 ВАРИАНТ
1. Актуализация знаний
Актуализация знаний о понятии «речь»: Общение – речь – предложение.
2. Сообщение темы
Сегодня на уроке узнаем, из чего состоит наша речь.
3. Продуктивный подход (от текста к предложению)
— Послушайте мою речь (сплошной поток предложений):
Осень прошла. Наступила зима. На улице выпал снег. Какая красота в лесу.
— Трудно ли слушать?
— Почему?
— А теперь послушайте мою речь (тот же текст с интонацией):
Осень прошла. Наступила зима. На улице выпал снег. Какая красота в лесу!
— Как звучит моя речь теперь?
— Я останавливаюсь, делаю паузы. Можно ли сказать, что речь делится на части?
— Что вам помогло понять это?
— Наша речь делится на части и эти части называются предложением.
— Из чего состоит наша речь?
— Что выражает предложение?
Ответы учащихся.
(Паузы.)
(Из предложений.)
(Наши мысли.)
Знаете ли вы из чего состоит наша речь? Слова, словосочетания, предложения, стили и культура речи
Первобытным людям самим приходилось придумывать слова, чтобы обозначить тот или иной предмет. Так появилась речь, что позволило человеку вырваться из мира одиночества и неведения. Позже была создана письменность, и человечество получило возможность передавать свои знания. С момента создания первого слова прошло много времени. Чтобы ответить на вопрос о том, из чего состоит наша речь, нужно перечислить множество составляющих.
Введение
Основной составляющей языка является слово. Из слов строят предложения, с помощью которых можно вести беседу, писать сочинения. Существует две разновидности речи – устная и письменная. Каждая из них имеет свои средства выражения. По мере взросления человека «растет» его речь, то есть в процессе обучения каждый узнает больше новых слов, что позволяет ему делать свою речь более яркой и насыщенной.
Во времена, когда еще не была изобретена письменность, люди слагали красивые легенды, истории, рассказы, песни и пересказывали их друг другу. Таким образом, даже в наши дни сохранилось культурное наследие, которое принято называть устным народным творчеством. Тогда в учебных заведениях детей учили писать только то, что важно в повседневной жизни. И пускай с тех пор прошло много времени и уже сложно кратко описать, из чего состоит наша речь, но основные ее принципы и составляющие остались прежними.
Слово
Одной из составляющих речи является слово. Это наименьшая лексическая единица, обозначающая определенный предмет или действие. Слова могут употребляться отдельно или в языковой лексической связке. Проще говоря, из слов составляют предложения. Это один из важнейших элементов речи, который имеет ряд свойств:
- Слово имеет главное ударение.
- Несет в себе определенное значение.
- В форме лексического значения выражает действительность.
- Является самостоятельной единицей, которую человек воспроизводит, а не изобретает самостоятельно.
- Свободно располагается в предложении и может употребляться как отдельное высказывание.
- Состоит из морфем (наименьших единиц языка, которые не разрываются какими-либо элементами).
- Обладают цельнооформленной структурой.
- Сочетаются друг с другом установленными грамматическими законами.
- Передают определенные знания и существуют в материальном виде.
Предложение
Человек может в разговорном тексте оперировать разными словами, однако если употреблять их отдельно, без какой-либо тематической связки, то никому не удастся полностью передать нужную информацию. К примеру, можно сказать: «Среда, море, поезд, семья». Это будет всего лишь набор слов, которые обозначают разные сегменты человеческой жизни. Но если связать их вместе, добавив несколько предлогов и глагол, то получим: «В среду семья поехала поездом на море». То есть получится полноценное информационное сообщение. Такие сообщения называются предложениями, языковыми единицами, что представляют собой грамматически организованное соединение слов.
Словосочетание и простое предложение
Предложения бывают простыми и сложными. Прежде чем приступить к их характеристикам, нужно уделить внимание такому понятию, как словосочетание. Это соединение нескольких грамматически связанных слов, которые являются составляющими предложения.
Однако словосочетаниями не являются:
- Подлежащее и сказуемое.
- Однородные члены предложения.
- Фразеологизмы.
Часто словосочетания путают с простыми предложениями. Простые предложения отличаются от сложных наличием только одной грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Сложные предложения имеют несколько грамматических основ. Проще говоря, сложные предложения состоят из нескольких простых. Собственно, это все, из чего состоит наша речь, в плане структуры.
Стиль
Речь состоит из предложений. Но это еще не все. В зависимости от контекста, предложения меняют свое звучание и способ передачи информации. Так, одинаковые по смыслу предложения могут быть воспроизведены разными методами. Такие методы называются стилями речи. Проще говоря, это речевые средства, возникнувшие в процессе развития. Применяются в разных сферах общения. Основные стили речи — это:
- Научный стиль – применяется для передачи сообщений научного содержания. Авторы этого стиля- ученные или специалисты в определенной области.
- Официально—деловой тиль – используется в деловом общении, в официальной обстановке. Посредством этого стиля оформляют документы. Также для стиля характерны речевые клише.
- Публицистический стиль – встречается в СМИ (статьи, репортажи, очерки, интервью и т. д.). Для стиля характерно присутствие общественно-политической лексики, эмоциональность воспроизведения.
- Разговорный стиль — служит для обмена информацией в неформальной обстановке. Речь живая и экспрессивная.
- Художественный стиль – встречается в художественной литературе. Основная его особенность – выражать простые вещи посредством множества языковых средств.
Можно сказать, что слова и стили речи составляют основной аппарат общения. Но для полноценного информационного обмена сообщениями необходимо знать о правилах и культуре речи. И неплохо было бы упомянуть о средствах речи как основном элементе, что придает общению красочность.
Выразительность языка
Под средствами языковой выразительности подразумевают те инструменты, что делают речь, будь то разговор или письменное произведение, яркой, красочной, лексически и эмоционально выразительной. Такими инструментами выступают стилистические фигуры и тропы.
Тропами называют речевые обороты, которые позволяют употреблять слова и словосочетания в переносном смысле. Их образуют путем соединения двух и более явлений, которые хоть в чем-то являются близкими, и признаком одного явления можно описать другое, создавая о нем более яркое представление. Таким образом, в речи появляются новые словосочетания с другими значениями. Например, поэт сказал «белеет парус одинокий», вместо «плывет корабль».
Тропы бывают простыми и сложными. К простым относят:
- Сравнение – сопоставление предметов или явлений, выражается посредством употребления союзов «как», «словно» и т. д.
- Эпитет – определения, что придают большую образность и эмоциональность.
Сложных троп существует больше:
- Метафора — замена одного слова другим, схожим по свойствам («мертвая тишина»).
- Метонимия — названия меняются по смежности.
- Синекдоха – употребляют часть предмета как название и наоборот.
- Аллегория – способ выразить некоторые понятия художественными образами, например весы олицетворяют правосудие.
- Ирония – насмешка. Слово употребляется таким образом, что приобретает противоположное значение.
- Гипербола – поэтическое преувеличение.
- Литота – сильное преуменьшение.
- Перифраз – замена слов или словосочетаний во избежание повторений.
Что касается стилистических фигур, то это зафиксированные в стилистике словообороты.
Культура речи
В разговорном тексте не так часто используются средства языковой выразительности, однако и здесь не обходится без правил. По тому, как человек общается, можно определить его характер. Речь способна оттолкнуть собеседника или же привлечь его симпатию. Помимо красивого слога, человек должен уметь слушать и не перебивать своего собеседника.
Этикет, связанный с речью, намного сложнее, чем может показаться. Основные правила речи заключаются в следующем:
- Краткость – лучше не путать собеседника избытком слов, которые не несут полезной информации.
- Цель – прежде чем начать разговор, нужно определить, с какой целью это делается.
- Разнообразие – одну и ту же историю можно рассказывать разным людям, но при этом нужно учитывать индивидуальный подход.
- Нельзя отвечать грубостью на грубость.
- Лучше сохранять свои речевые привычки, человек, перенимающий манеру разговора, теряет свое «Я».
Заключение
В статье дан ответ на вопрос: «Из чего состоит наша речь?» Основные составляющие общения — слова и предложения, с помощью которых люди обмениваются информационными сообщениями. Кроме того, речь, будь она письменной или устной, должна быть богатой, яркой. Потому и используются специальные речевые средства, придающие сухому информационному фону эмоциональное наполнение. И третья составляющая речи – ее культура. Правда, это чисто субъективный фактор, имеющий индивидуальное проявление.
Три части речи Рона Куртуса
SfC Home> Написание или устная речь> Написание речи>
, Рон Куртус (2 марта 2013 г.)
Каждое выступление состоит из трех основных частей . Первая часть — это вступление или вступление, в котором докладчик привлекает внимание аудитории и представляет предмет.
Вторая часть самая большая. Это тело и состоит из содержания речи.Заключительная часть выступления — заключение, которое завершает то, что было объяснено в речи.
Вопросы, которые могут у вас возникнуть:
- Что составляет начало речи?
- Какова основная часть речи?
- Что в заключении?
Этот урок ответит на эти вопросы.
Открывалка
Начало или введение речи начинается с комментариев, чтобы привлечь внимание аудитории, пробуждает интерес к предмету речи и переходит в основную часть речи.
Основной текст
Основная часть вашей речи состоит из содержания и информации, которую вы пытаетесь представить аудитории.
Обычно тело состоит из трех основных частей, включая подпункты, примеры, аргументы и истории. Они должны следовать требованиям для достижения цели вашего выступления.
Заключение
В заключение вы резюмируете моменты, затронутые в основной части выступления, а затем делаете несколько заключительных замечаний.
Если целью выступления было побудить аудиторию, вы можете сделать призыв к действию.Если целью выступления было развлечение, можете завершить мое изложение забавным замечанием, например
Сводка
Речи состоят из трех основных частей: вступление или введение, тело и содержание речи и заключение, завершающее то, что было объяснено в речи.
Напишите в обращении
Ресурсы и ссылки
Полномочия Рона Куртуса
Сайтов
Ресурсы по написанию речи
Книги
Книги по письму с самым высоким рейтингом
Вопросы и комментарии
Есть ли у вас какие-либо вопросы, комментарии или мнения по этой теме? Если это так, отправьте свой отзыв по электронной почте.Я постараюсь вернуться к вам как можно скорее.
Поделиться страницей
Нажмите кнопку, чтобы добавить эту страницу в закладки или поделиться ею через Twitter, Facebook, электронную почту или другие службы:
Студенты и исследователи
Веб-адрес этой страницы:
www.school-for-champions.com/speechwriting/
three_parts_of_a_speech.htm
Пожалуйста, включите его в качестве ссылки на свой веб-сайт или в качестве ссылки в своем отчете, документе или диссертации.
Авторские права © Ограничения
Где ты сейчас?
Школа чемпионов
Темы по написанию речи
Три части речи
.
Как структурировать презентацию с примерами
Обновлено 3 августа 2018 г. — Dom Barnard
Для многих мысль о проведении презентации является сложной задачей и вызывает много нервов. Однако, если вы потратите некоторое время на то, чтобы понять, как устроены эффективные презентации, а затем примените эту структуру к своей собственной презентации, вы будете выглядеть более уверенно и расслабленно.
Вот наше полное руководство по структурированию вашей презентации с примерами в конце статьи, чтобы продемонстрировать эти моменты.
Почему так важно структурировать презентацию?
Если вы когда-либо читали отличную презентацию, у вас останется чувство вдохновения или информации по данной теме. Это не потому, что оратор был самым знающим или наиболее мотивирующим человеком в мире.Напротив, это потому, что они знают, как структурировать презентации — они составили свое сообщение логичным и простым способом, который позволяет аудитории не отставать от них и уносить ключевые сообщения.
Исследования подтвердили это: исследования показали, что аудитория сохраняет структурированную информацию на 40% точнее, чем неструктурированную.
На самом деле, структурирование презентации важно не только для понимания аудитории, но и для вас как докладчика.Хорошая структура поможет вам сохранять спокойствие, не отвлекаться от темы и избегать неловкого молчания.
Что повлияет на структуру вашей презентации?
Вообще говоря, существует естественный поток, которому будет следовать любая достойная презентация, о которой мы вскоре поговорим. Однако вы должны знать, что все структуры презентации будут отличаться по-своему, и это будет связано с рядом факторов, в том числе:
- Нужны ли вам демонстрации
- Насколько осведомлена аудитория по данной теме
- Сколько взаимодействия вы хотите от аудитории
- Любые ограничения по времени для вашего выступления
- Какая у вас настройка
- Ваша способность использовать любые визуальные подсказки
Прежде чем выбирать структуру презентации, сначала ответьте на следующие вопросы:
- Какова цель вашей презентации?
- Кто публика?
- Какие основные моменты ваша аудитория должна помнить впоследствии?
Читая приведенные ниже пункты, подумайте критически о том, какие факторы могут немного изменить структуру вашей презентации.Вы можете добавить определенные элементы и уделить больше внимания определенным моментам, если это лучше подходит для вашей речи.
Какова типичная структура презентации?
Это обычный поток презентации, который охватывает все жизненно важные разделы и является хорошей отправной точкой для вас. Это позволяет вашей аудитории легко следить за ней и устанавливает прочную структуру, в которую вы можете добавлять свой контент.
1. Поприветствуйте аудиторию и представьтесь
Прежде чем вы начнете выступать с речью, представьтесь аудитории и объясните, кто вы и в какой области вы нуждаетесь.Это не обязательно должно быть длинным или невероятно подробным, но это поможет наладить непосредственные отношения между вами и аудиторией. Это дает вам возможность вкратце рассказать о своем опыте и о том, почему вас стоит послушать. Это поможет сформировать ваш дух, чтобы аудитория больше доверяла вам и думала, что вы заслуживаете доверия.
Прочтите наши советы о том, как эффективно начать презентацию
2. Введение
Во введении вам необходимо объяснить предмет и цель вашей презентации, вызывая интерес и уверенность аудитории.Иногда полезно думать о своем введении как о форме воронки, чтобы помочь отфильтровать вашу тему:
- Представьте вашу общую тему
- Объясните свою тематику
- Укажите проблемы / проблемы в этой области, которую вы будете исследовать
- Укажите цель вашей презентации — это основа вашей презентации, поэтому убедитесь, что вы предоставили заявление, объясняющее, как будет рассматриваться тема, например, «Я буду утверждать, что…» или, может быть, вы «сравните», «проанализируете», «оценить», «описать» и т. д.
- Укажите, на что вы надеетесь, результатом презентации будет, например: «Я надеюсь, что это даст вам …».
- Предварительный просмотр организации вашей презентации
В этом разделе также объясните:
- Продолжительность разговора.
- Укажите, хотите ли вы взаимодействия с аудиторией — некоторые докладчики предпочитают, чтобы аудитория задавала вопросы повсюду, тогда как другие выделяют для этого отдельный раздел.
- Если это применимо, проинформируйте аудиторию, нужно ли делать заметки или вы будете раздавать раздаточные материалы.
То, как вы структурируете свое введение, может зависеть от количества времени, которое вам было предоставлено для презентации: коммерческое предложение может состоять из быстрой презентации, поэтому вы можете начать с вывода, а затем предоставить доказательства. И наоборот, докладчику, представляющему свою идею изменения в мире, лучше было бы начать с доказательств, а затем сделать вывод, что это значит для аудитории.
Имейте в виду, что главная цель введения — привлечь внимание аудитории и установить с ней связь.
3. Основная часть вашего выступления
Основная часть вашего выступления должна соответствовать обещаниям, данным во введении. В зависимости от характера вашей презентации четко сегментируйте различные темы, которые вы будете обсуждать, а затем продвигайтесь по ним по очереди — важно, чтобы все было организовано логически, чтобы аудитория могла полностью понять.Есть много разных способов организовать ваши основные моменты, например, по приоритету, теме, хронологическому и т. Д.
- Основные моменты следует рассматривать один за другим с подтверждающими доказательствами и примерами.
- Перед тем, как перейти к следующему пункту, вы должны сделать небольшое резюме.
- Связи между идеями должны быть четко указаны, и вы должны ясно дать понять, когда переходите к следующему пункту.
- Дайте людям время сделать соответствующие заметки и придерживаться заранее подготовленных вами тем, а не отходить слишком далеко от темы.
Планируя презентацию, напишите список основных моментов, которые вы хотите высказать, и спросите себя: «Что я говорю аудитории? Что они должны понять из этого?» Уточнение ответов таким образом поможет вам сформулировать четкие сообщения.
4.Вывод
В презентациях заключение часто недоработано и лишено цели, что очень жаль, поскольку это лучшее место для подкрепления ваших сообщений. Как правило, ваша презентация преследует конкретную цель — она может заключаться в том, чтобы превратить некоторое количество членов аудитории в клиентов, привести к определенному количеству запросов, чтобы люди были осведомлены о конкретных ключевых моментах или мотивировали их к общей цели.
Независимо от того, что это за цель, обязательно кратко изложите свои основные моменты и их значение.Это проясняет общую цель вашего выступления и подкрепляет причину вашего присутствия.
Выполните следующие действия:
- Сообщите, что презентация почти подошла к концу, например: «По мере того, как мы завершаем / завершаем доклад…»
- Переформулируйте тему и цель вашей презентации — «В этом выступлении я хотел сравнить…»
- Обобщите основные моменты, включая их значение и выводы
- Укажите, что будет дальше / призыв к действию / наводящий на размышления вывод
- Перейти к последнему разделу
5.Поблагодарите аудиторию и предложите вопросы
Завершите выступление, поблагодарив аудиторию за потраченное время и предложите им задать любые вопросы, которые могут у них возникнуть. Как упоминалось ранее, на структуру вашей презентации влияют личные обстоятельства.
Многие докладчики предпочитают сделать сессию вопросов и ответов ключевой частью своего выступления и стараются ускорить рассмотрение основной части презентации. Это совершенно нормально, но все же лучше сосредоточиться на предоставлении какой-то начальной презентации, чтобы задать тон и темы для обсуждения в вопросах и ответах.
Прочие общие структуры представления
Выше было описание базовой презентации, вот еще несколько конкретных макетов презентации:
Демонстрация
Используйте демонстрационную структуру, если у вас есть что-то полезное. Обычно это используется, когда вы хотите показать, как работает продукт. Стив Джобс часто использовал эту технику в своих презентациях.
- Объясните, почему продукт ценный.
- Опишите, почему этот продукт необходим.
- Объясните, какие проблемы он может решить для аудитории.
- Продемонстрируйте, что продукт поддерживает то, что вы говорите.
- Сделайте предложения по поводу других вещей, которые он может сделать, чтобы заинтересовать аудиторию.
Решение проблемы
Эта структура особенно полезна для убеждения аудитории.
- Кратко опишите проблему.
- Подробно рассмотрите проблему, объяснив, почему это такая проблема. Используйте для этого логотипы и пафос — логичные и эмоциональные призывы.
- Предложите решение и объясните, почему это также поможет аудитории.
- Призыв к действию — то, что вы хотите, чтобы аудитория сделала, но прямолинейно и уместно для решения.
Рассказ
Помимо включения историй в презентацию, вы можете организовать всю презентацию как рассказ. Вы можете использовать множество различных типов сюжетных структур — популярным выбором является мономиф — путешествие героя. В мономифе герой отправляется в трудное путешествие или принимает вызов — он движется от знакомого к неизвестному. Столкнувшись с препятствиями и в конечном итоге добившись успеха, герой возвращается домой измененным и с обретенной мудростью.
Еще один популярный вариант использования истории для структурирования вашей презентации — это media ras (в середине). В этом типе историй вы начинаете действовать, предоставляя фрагмент / тизер того, что происходит, а затем начинаете объяснять события, которые привели к этому событию. Это увлекательно, потому что вы начинаете свой рассказ с самой захватывающей части, которая заинтересует аудиторию — они захотят узнать, как вы к этому пришли.
Остаточный метод
Оставшаяся структура метода хороша для ситуаций, когда вы представляете свою точку зрения на спорную тему, по которой мнения людей разделились.
- Кратко опишите проблему.
- Подробно разобраться в проблеме, показывая, почему это такая проблема — используйте логотипы и пафос.
- Опровергните решения ваших оппонентов — объясните, почему их решения могут быть полезны, потому что аудитория сочтет это справедливым и, следовательно, подумает, что вы заслуживаете доверия, а затем объясните, почему вы считаете эти решения недействительными.
- После того, как вы представили все альтернативы, дайте свое решение, оставшееся решение.Это очень убедительно, потому что похоже на выигрышную идею, особенно если аудитория считает вас честным и заслуживающим доверия.
Переходы
При проведении презентаций важно, чтобы ваши слова и идеи текли, чтобы ваша аудитория могла понять, как все взаимосвязано и почему все это актуально. Это можно сделать с помощью речевых переходов, которые представляют собой слова и фразы, которые позволяют плавно переходить от одной точки к другой, чтобы ваша речь текла и ваша презентация была единой.
Переходы могут быть одним словом, фразой или полным предложением — существует много разных форм, вот несколько примеров:
Переход от введения к первой точке
Сообщите аудитории, что теперь вы начнете обсуждение первого основного вопроса:
- Теперь, когда вы ознакомились с обзором, давайте начнем с …
- Во-первых, начнем с…
- Я сперва накрою …
- Моя первая точка охватывает …
- Для начала давайте посмотрим на …
Переход между похожими точками
Переход от одной точки к аналогичной:
- Аналогично …
- Аналогично…
- Равно …
- Это похоже на …
- Аналогично …
Внутренние сводки
Внутреннее резюмирование состоит из резюмирования перед переходом к следующему пункту. Необходимо сообщить аудитории:
- Какую часть презентации вы рассмотрели — «Мы рассмотрели первую часть выступления… «
- Ключевые моменты — «Как именно …»
- Как это соотносится с общей презентацией — «Итак, это контекст …»
- То, к чему вы переходите — «Теперь я хотел бы перейти ко второй части презентации, в которой рассматривается …»
Физическое движение
Вы можете перемещать свое тело и стоять при переходе в другую точку.Зрителям легче следить за вашей презентацией, а движение повысит их интерес.
Общий метод включения движения в вашу презентацию:
- Начните свое выступление, стоя в центре сцены.
- Чтобы получить первое очко, вы стоите на левой стороне сцены.
- Вы снова обсуждаете вторую точку зрения из центра.
- Вы стоите на правой стороне сцены и набираете третье очко.
- Вывод происходит по центру.
Ключевые слайды для презентации
Слайды — полезный инструмент для большинства презентаций: они могут значительно помочь в доставке вашего сообщения и помочь аудитории следить за тем, что вы говорите. Ключевые слайды включают:
- Вступительный слайд с изложением ваших идей
- Сводный слайд с основными моментами, которые нужно запомнить
- Высококачественные слайды с изображениями, дополняющие то, что вы говорите
Некоторые докладчики предпочитают вообще не использовать слайды, хотя это большая редкость.Слайды могут быть мощным инструментом при правильном использовании, но проблема в том, что многие этого не делают. Вот несколько золотых правил, которым нужно следовать при использовании слайдов в презентации:
- Не переполняйте их — ваши слайды помогут вашей речи, а не будут в центре внимания. У них должно быть как можно меньше информации, чтобы не отвлекать людей от вашего разговора.
- Картинка говорит тысячу слов — вместо того, чтобы заполнять слайд текстом, вместо этого сосредоточьтесь на одном или двух изображениях или диаграммах, чтобы помочь поддержать и объяснить то, что вы обсуждаете в это время.
- Сделайте их удобочитаемыми — в зависимости от размера вашей аудитории некоторые могут не видеть мелкий текст или изображения, поэтому сделайте все достаточно большими, чтобы заполнить пространство.
- Не спешите просматривать слайды — дайте аудитории достаточно времени, чтобы переварить каждый слайд.
Гай Кавасаки, предприниматель и автор, предлагает, чтобы слайд-шоу соответствовали правилу 10-20-30:
- Должно быть максимум 10 слайдов — люди редко вспоминают после этого более одного понятия, поэтому нет смысла перегружать их ненужной информацией.
- Презентация не должна длиться более 20 минут, так как это оставит время для вопросов и обсуждения.
- Размер шрифта должен быть минимум 30 пунктов, потому что аудитория читает быстрее, чем вы говорите, поэтому меньше информации на слайдах означает, что меньше шансов отвлечь аудиторию.
Вот несколько дополнительных ресурсов по дизайну слайдов:
Групповые презентации
Групповые презентации структурированы так же, как и презентации с одним докладчиком, но обычно требуют дополнительных репетиций и тренировок.Четкое переключение между выступающими очень важно для создания хорошей презентации. Один из способов сделать это состоит из:
- Кратко напомните о том, что вы рассмотрели в своем разделе: «Итак, это было краткое введение о том, что такое беспокойство о здоровье и как оно может повлиять на кого-то»
- Представьте следующего докладчика в группе и объясните, что он будет обсуждать: «Теперь Эльназ расскажет о распространенности беспокойства о здоровье.«
- Затем закончите, посмотрев на следующего говорящего, указав на него и произнеся его имя: «Эльназ».
- Следующий оратор должен быстро подтвердить это: «Спасибо, Джо».
Из этого примера вы можете увидеть, как различные разделы презентации связаны друг с другом, что упрощает отслеживание аудитории и постоянное участие.
Пример отличной структуры презентации и подачи
Примеры отличных презентаций помогут вдохновить ваши собственные структуры. Вот несколько таких примеров, каждый по-своему уникален и вдохновляет.
Как работает Google — Эрик Шмидт
Эта презентация экс-генерального директора Google Эрика Шмидта демонстрирует некоторые из наиболее важных уроков, которые он и его команда извлекли из работы с некоторыми из самых талантливых людей, которых они наняли. Упрощенный, но целостный стиль всех слайдов стоит ценить.Они относительно просты, но добавляют силы и ясности повествованию презентации.
Начнем с того, почему — Саймон Синек
С момента выхода в 2009 году эту презентацию посмотрели почти четыре миллиона раз по всему миру. Само сообщение очень мощное, однако это не та идея, которую раньше не слышали.Что делает эту презентацию настолько мощной, так это простое сообщение, которое он передает, а также прямая и понятная манера, в которой он его передает. Также обратите внимание, что он не использует никаких слайдов, только доску, на которой он рисует простую диаграмму своего мнения.
Мудрость бросившего школу третьего класса — Рик Ригсби
Вот пример презентации, сделанной относительно неизвестным человеком, который хочет вдохновить следующее поколение выпускников.Презентация Рика во многих отношениях уникальна по сравнению с двумя вышеупомянутыми. Примечательно, что он не использует визуальных подсказок и много юмора.
Однако похожая структура, которую он использует. Сначала он представляет свое сообщение о том, что самый мудрый человек, которого он знал, бросил школу в третьем классе. Затем он переходит к основной аргументации и, в конце концов, завершает свое сообщение. Эта мощная речь держит зрителя вовлеченным на протяжении всего фильма благодаря смеси теплых чувств, действенных жизненных советов и увлекательного юмора.
Как вы можете видеть из приведенных выше примеров и как уже было сказано повсюду, отличная структура презентации означает анализ основного сообщения вашей презентации. Определитесь с ключевым сообщением, которое вы хотите передать аудитории, а затем разработайте увлекательный способ его доставки.
Подготовив прочную структуру и заранее потренировавшись в выступлении, вы можете уверенно войти в презентацию и донести содержательное сообщение до заинтересованной аудитории.
Итого
Важно, чтобы презентация была хорошо структурирована, чтобы оказать наибольшее влияние на вашу аудиторию. За неструктурированной презентацией может быть трудно следить, и даже слушать ее может быть неприятно. Суть вашей речи — это ваши основные тезисы, подтвержденные доказательствами, и ваши переходы должны способствовать перемещению между пунктами и прояснять, как все связано.
Исследования показывают, что аудитория запоминает первое и последнее, что вы говорите, поэтому ваше вступление и заключение имеют жизненно важное значение для подкрепления ваших позиций.По сути, убедитесь, что вы потратили время на структурирование своей презентации и проработку всех разделов.
.