Развитие восприятия в онтогенезе: Статья по теме: Статья «Развитие восприятия в онтогенезе».

Содержание

Статья по теме: Статья «Развитие восприятия в онтогенезе».

Шемякинская Елена Васильевна
учитель ГБСКОУ №613

Развитие восприятия в онтогенезе.

 Благодаря развитию ощущений детям становится доступным мир красок, форм, звуков. Ощущения включены в процесс восприятия, они взаимосвязаны с речью и деятельностью личности.

 Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

 Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно — исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни. Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно — исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

 Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

 После второго-третьего месяца восприятие в виде зрительного и слухового сосредоточения становится достаточно длительным. Благодаря этому ребенок может проследить за движущимся предметом. В 4 месяца ребенок не просто видит и слышит, но уже смотрит и слушает, то есть активно реагирует, ориентируясь во многих параметрах объектов. Младенцев привлекают яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. Поэтому так важно, чтобы удовлетворялась потребность ребенка в новых впечатлениях. Психологи давно доказали, что эмоциональное и познавательное развитие (в первую очередь развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.

 К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Первыми элементами поведения ребенка являются: фиксирование предмета глазами, поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия.

К началу раннего детства дети начинают воспринимать свойства окружающих их предметов, улавливать простые связи между предметами и использовать их в манипуляциях. Восприятие в период раннего детства еще весьма несовершенно (Виноградова А. Д., 1985).

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Первыми элементами поведения ребенка являются: фиксирование предмета глазами, поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия. Но годовалый ребенок не может последовательно изучить предмет, выявить его различные свойства. Как правило, он выхватывает какой-то один самый заметный признак и реагирует только на него, по нему опознает предмет (Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., 1964).

С этим связана особенность восприятия детей на втором году жизни — узнавание предметов на рисунках, а так же на контурных изображениях, передающих лишь отдельные характерные детали предмета (например, морду коровы или собаки). На самом деле, это не так. Дети второго года жизни не воспринимают рисунки как изображения предметов. Если ребенок называет предмет и его изображение одинаково, то это значит, что ребенок воспринимает их как одно и то же. Такое отождествление становится возможным, потому что и в предмете и в изображении выделяется какая-либо одна деталь, которая привлекла внимание ребенка. То, что ребенок, воспринимая предметы, ориентируется на отдельные их признаки, проявляется и в его безразличии к пространственному положению воспринимаемого или его изображения (Люблинская А.А., 1959).

Зрительные действия в  период первого и второго года жизни, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет для узнавания предметов никакого значения. Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с величиной, формой, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве (Запорожец А. В., Неверкович И. Я., 1965).

Овладение внешними ориентировочными действиями происходит далеко не сразу, и зависит о того, с какими именно предметами манипулирует ребенок и, в какой мере помогают ему взрослые. Значительная часть игрушек для детей этого возраста создана так, что в их устройство как бы уже вложена необходимость примеривать части друг к другу — без правильного подбора их получить нельзя (Венгер Л.А., 1969).

Внешние ориентировочные действия, направленные на выделение свойств предметов, складываются у ребенка не только при овладении соотносящими, но и при овладении орудийными действиями. Так, пытаясь достать удаленный предмет при помощи палки, ребенок может взять слишком короткую палку, и, убедившись, что она не годится, взять более длинную. Таким образом, ребенок соотносит удаленность предмета с длиной орудия (3апорожец А. В., 1986).

От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий, ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Овладение новыми действиями обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет действие без предварительного примеривания. В результате этого, ребенку двух-трех лет становится доступным зрительный выбор по образцу, когда из двух предметов, различающихся по форме (величине, цвету), он может по просьбе взрослого подобрать точно такой же предмет, как третий, который дан в качестве образца. Причем сначала дети начинают выполнять выбор по форме, потом по величие и в последнюю очередь по цвету.

У детей раннего возраста возникают трудности в управлении своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу в случае, если им предлагают для выбора не два, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму (Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., 1964).

Восприятие ребенка на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определять форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие может быть весьма расплывчатым и неточным. Знакомясь со свойствами различных предметов — различными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями,- ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для дальнейшего развития восприятия и психического развития в целом (Левитов Н.Д., 1964).

Параллельно со зрительным восприятием в раннем детстве развивается и слуховое восприятие. Основная деятельность детей раннего возраста, связанная с восприятием звуков,- речевое общение. Поэтому именно в этот период развивается фонематический слух. От восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов, отличающихся друг от друга особенностями ритмического строения и интонации, ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны — усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует уже не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Основой познания ребенка дошкольного возраста является восприятие. Именно о того, как сформировано у дошкольника восприятие, зависят его познавательные возможности (Немов Р.С., 2001).

Развитие восприятия в дошкольном детстве идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, систем фонем родного языка, звуковысотного ряда). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней. Именно деятельность ставит пред восприятием определенные задачи, которые заставляют совершенствовать способы обследования и усваивать все новые и новые системы эталонов (Леонтьев А.Н., 1976).

К началу четвертого года жизни восприятие нормально развивающегося ребенка достигает сравнительно высокого уровня: выделение свойств и отношений объектов может происходить не только практически, но и зрительно, с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а так же некоторые пространственные отношения между ними. Исключив «конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно (Люблинская А.А., 1971, стр.162).

Восприятие активно включается в деятельность, дает ребенку возможности при выполнении посильных, знакомых по характеру задач, предъявляемых взрослым или встречающихся в быту, находить решение значительно быстрее, эффективнее, чем раньше (Леонтьев А.Н., 1976).

В среднем дошкольном возрасте (пятый год жизни) дети усваивают уже многие сенсорные эталоны, но пока еще бессистемно. В старшем (шестой — седьмой год) дошкольном возрасте, наряду с усвоением отдельных эталонов, происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны, происходит усвоение систем, в которые эти эталоны включены. До тех пор пока эталоны остаются разрозненными (например, дети знают только названия отдельных цветов), у детей при восприятии незнакомых свойств наблюдается смешение их со знакомыми, которое без специального обучения может задержаться надолго (Запорожец А. В., Неверкович И. Я., 1965).

Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста могут произвести обобщение на основе выделенного свойства, определить место предмета или признака в ряду других. Например, они расставляют матрешек по росту и вставляют в этот ряд недостающую, на глаз правильно определив ее место в ряду, т. е. осуществляют перцептивную систематизацию. Усвоение систем сенсорных эталонов связано в дошкольном возрасте с усвоением слов — названий, фиксированием эталонов. Слова — названия делают представления о свойствах и отношениях предметов более четкими, более четкими, более обобщенными и одновременно дифференцированными, облегчают их использование. Эталон, незакрепленный   словом,   зачастую   оказывается   расплывчатым,   приводит   к смешению свойств и не может быть вызван в памяти ребенка с другим человеком. Например, если мы говорим ребенку: «Нарисуй солнышко желтым карандашом», а он не знает слово «желтый» и берет любой карандаш — слово не вызвало у него нужного представления (Мухина В.С., 1985).

К концу дошкольного возраста дети в норме обычно знают название, соответствующее всем основным сенсорным эталонам. Овладевая восприятием свойств и отношений предметов, ребенок — дошкольник, в то же время приобретает представление о пространстве, у него развивается пространственная ориентировка, которая возникает на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов.

Одновременно изменяется и восприятие отдельных предметов. Оно становится целостным — более четким и в то же время расчлененным: ребенок не только хорошо знает общие очертания предметов, но и умеет выделять его существенные части, правильно представлять себе их форму, соотнесение по величине, пространственное расположение. Это дает детям безошибочно складывать разрезные картинки (кубики), узнавать целое по части, дорисовывать предметы, собирать их из готовых форм и т.п. Развитие целостного восприятия лежит так же в основе возникновения и развития предметного рисунка (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Для ребенка отражение времени — значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено, прежде всего, самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей.

Дети преддошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму,  т.е.   распределен  по   времени,  то  трех-, четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает день и ночь (3апорожец А.В., Лисина М.Г., 1966).

Вскоре к этим бытовым показателям присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени: «Утро (зимой) — еще не совсем светло», «Вечер — уже темно, солнца нет». Дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей, поэтому, правильно употребляя некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности (Левитов Н.Д., 1964).

Первой дифференцировкой времени служит введение слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого» в рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки). Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я.Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела) (Виноградова А. Д., 1985).

Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной
речью, в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А. Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют направление, подчеркивает А.А. Люблинская, — тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка» (Люблинская А.А., 1959, стр.275).

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому — низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения (3апорожец А. В., 1986).

Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие учета. Нужно отметить, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве времени.

Восприятие обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Развитие восприятия в онтогенезе | Понятия и категории

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ (от греч. ontos — сущее + genesis — происхождение). Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития. Так, с момента рождения и до 1,5- 2 лет происходит реализация генетически заложенных программ, которые предопределяют восприятие отдельных свойств окружающей среды. Р. Франц разработал «метод зрительного предпочтения», при помощи которого было вы-явлено, что младенец изначально способен к различению физических характеристик актуальной ситуации (Франц Р. Восприятие формы // Восприятие: механизмы и модели. М., 1974). В частности, было показано, что уже в первые часы жизни младенец способен выделять человеческое лицо в зрительном поле. В исследованиях Э. Гибсон и Р. Уока с использованием метода «зрительного обрыва» (стекло, горизонтально положенное на стол, имеющий достаточно широкую прорезь) было показано, что с самого рождения младенцы могут воспринимать глубину. Кроме того, в этот период проявляются те программы, которые были сформированы на стадии пренатального развития (как, например, ориентировка на сердечный ритм матери). Показано, что развитие восприятия в значительной мере определяется степенью обогащенности окружающей среды информацией. Так, в экспериментах К. Блэкмора и Г. Купера котята сразу после рождения помещались в особые условия. Они проводили основное время в темноте, но на 5 часов в сутки помещались в специально сконструированные цилиндры, на стенках которых были нанесены либо горизонтальные, либо вертикальные полосы. В дальнейшем те котята, которые не видели горизонтальных линий, в жизни также их не воспринимали, но адекватно реагировали на вертикальные, а лишенные вертикальных образцов, наоборот, не могли воспринимать вертикальные. В исследованиях Р. Хельда и А. Хайна была показана роль активных действий в развитии восприятия. Котят, которые еще не начали активно двигаться, содержали в темноте. Затем их объединяли в пары, каждая из которых ежедневно проводила 3 часа в освещенном аппарате, называемом каруселью. Один котенок из двух был активен, а второй — пассивен, все действия активного котенка транслировались через механическую передачу пассивному, так что оба видели одинаковые элементы окружающей среды. После эксперимента тестировали двух котят каждой пары с помощью тестов на рефлекторное вытягивание лапы по направлению к предмету, моргание при приближающемся объекте и восприятие глубины при прохождении «визуального обрыва». Обнаружено заметное отставание пассивных котят. Правда, это отставание преодолевалось, если их помещали на 48 часов в освещенное помещение, где они могли самостоятельно двигаться. В дальнейшем в развитии ребенка основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий, становятся практические действия по преобразованию предметов окружающей среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и др.). При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом, как показано в исследованиях А. В. Запорожца, решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Еще до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учеб-ной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Т. И. 

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 483-484.

Литература:

Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978;

Ямщиков А. Н. Зрительное восприятие формы младенцами // Вопросы психологии. 1978. № 4;

Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981;

Сергиенко Е. А. Проблемы психического развития: некоторые острые вопросы и пути их решения // Психологический журнал. 1990. № 1.

Развитие восприятия в онтогенезе | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов



Шемякинская Елена Васильевнаучитель ГБСКОУ №613
Развитие восприятия в онтогенезе.
Благодаря развитию ощущений детям становится доступным мир красок, форм, звуков. Ощущения включены в процесс восприятия, они взаимосвязаны с речью и деятельностью личности.
Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.
Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно — исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни. Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, ко

Л.А. Венгер. Развитие восприятия в онтогенезе

Часть II
ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Л.А. Венгер. Развитие восприятия в онтогенезе

Перцептивные действия не являются врожденными. Их возникновению предшествует период отработки реакций анализаторов, когда сенсорные процессы функционируют более или менее автономно, обеспечивая эффекты ориентировочного различения и идентификации раздражителей, но не обеспечивая построения перцептивных образов.

Первые перцептивные действия формируются в результате включения этих сенсорных процессов в осуществление элементарных практических действий ребенка. Они представляют собой отображение свойств предметов в единицах двигательных возможностей самого ребенка.

Общее направление дальнейшего изменения перцептивных действий можно охарактеризовать как совершенствование их средств и операций, ведущее к возможности решения все более сложных перцептивных задач, к повышению ортоскопичности образов, все более полному и адекватному отображению в них объективных свойств и отношений.

Совершенствование средств осуществления перцептивных действий заключается в переходе от сенсомоториых предэталонов к предметным, представляющим свойства в том виде, в каком они существуют в реальных единичных предметах, и, наконец, к абстрактным общепринятым эталонам, фиксирующим общественно-исторический опыт выделения и использования свойств предметов в различных видах человеческой деятельности.

В связи с этим переходом осуществляется изменение в систематизации эталонов, постепенное овладение их расчленением и взаимосвязями, характерными для нормативных систем.

Совершенствование перцептивных операций состоит в их отделении от средств осуществления перцептивных действий, уточнении и универсализации, а далее их объединении внутри системных перцептивных действий.

Соответственно стадиям совершенствования перцептивных действий формирующиеся в результате этих действий образы восприятия вначале являются фрагментарными, содержащими главным образом особенности предметов, обращенные к ребенку и его двигательным актам, затем приобретают объективно-предметный.

Четный, но глобальный, малодифференцированный характер и, наконец, становятся полными и расчлененными, адекватно отображая внешний облик предметов.

В действиях хватания и локомоции свойства предметов выступают в их прямом отношении к самому ребенку, к его двигательным возможностям, принудительно определяя характер взаимодействия движения и предмета. Уровень восприятия, достаточный для их ориентирования, оказывается неадекватным по отношению к предметным действиям, особенно к действиям соотносящего и орудийного типа. Благодаря опосредствованному характеру этих действий учет свойств предметов должен происходить в них совсем по-другому. На первый план выдвигается значение свойств для установления взаимодействий самих предметов. Поэтому предметное действие и предъявляет к восприятию требование выделять свойства предметов в их отношении к другим свойствам предметов. В свою очередь продуктивная деятельность в отличие от предметной предусматривает не просто учет, а воспроизведение предметных свойств и отношений. Последние превращаются в фактор, детерминирующий весь ход действия, выступая в качестве основной характеристики продукта, который должен быть получен. Поскольку воссоздание образа в лепке, аппликации, конструировании осуществляется при помощи дискретной системы операций, Восприятие должно производить его расчленение на элементы, соответствующие отдельным операциям, а в случае аппликации и конструирования — единицам имеющегося материала, и устанавливать связь элементов, от которой зависит построение всей системы операций.

Свойство теперь выступает не только в его отношении к свойствам других предметов, но и в его становлении и изменении, во взаимопереходах его разновидностей.

С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, в контексте которых осуществляется перцептивное развитие, но также изменение удельного веса практических и познавательных задач внутри этих видов деятельности. Познавательные задачи (а следовательно, и познавательные действия) начинают выделяться в особое звено в предметной деятельности и при соответствующем обучении занимают важное место в продуктивных деятельностях, выступая как задачи ознакомления с объектом, подлежащим изображению, образцом продукта деятельности (например, конструкции), соотнесения этого образца с имеющимся материалом т.п.

Выделение познавательных задач внутри характерных для ребенка видов деятельности дает возможность выносить их из контекста конкретной деятельности и ставить перед ребенком в виде особых игровых, а затем и учебных заданий, добиваясь к концу дошкольного детства формирования элементарных форм учебной деятельности. Значение разрешения ребенком познавательных задач «на Восприятие», не связанных непосредственно с конкретными видами предметной и продуктивной деятельности, заключается в том, что, применяясь в новых условиях, перцептивные действия, сформировавшиеся в этих конкретных видах деятельности, теряют свой «утилитарный» характер и по-новому объединяются между собой, подчиняясь логике развивающейся познавательной деятельности в целом. Особенно важным с точки зрения перцептивного развития является происходящий при этом процесс формирования и систематизации представлений о свойствах и отношениях предметов.

Хотя, совершенствование восприятия детерминировано извне, оно проходит ряд ступеней, причем каждая предыдущая ступень является необходимой предпосылкой перехода к последующей. Это и дает нам основания говорить о перцептивном развитии как процессе, отличающемся от усвоения тех или иных средств и операций перцептивного действия.

На каждом возрастном этапе формирование перцептивных действий определенного типа обусловлено характером деятельности ребенка. Но существует и другая сторона, которая заключается в том, что возможность овладения новыми видами деятельности (или новыми типами действий) в значительной мере зависит от достигнутого ребенком уровня перцептивного развития. Этот уровень должен быть достаточным для того, чтобы ребенок оказался в состоянии обучаться выполнению нового для него вида действий, пользуясь хотя бы самыми несовершенными способами (например, практическими пробами). Так, в нашем исследовании развития восприятия формы было установлено, что дети, не овладевшие перцептивными действиями, соответствующими уровню предметной деятельности, не могут овладеть продуктивным действием преобразования фигуры по образцу, так как оказываются не в состоянии отличить правильный результат от ошибочного. Следовательно, у них не возникают и условия для овладения более высоким типом перцептивных действий, соответствующих данному виду продуктивной деятельности.

Таким образом, между уровнями перцептивного развития, формирующимися в контексте разных видов деятельности, обнаруживается связь, состоящая в том, что предыдущий уровень, неадекватный по отношению ко вновь усваиваемым типам действия, ориентирует на первоначальное выполнение путем проб, а в ходе самого усвоения этих новых типов действия формируется и новый, адекватный им уровень перцептивного ориентирования.

Такая — косвенная — связь ступеней совершенствования восприятия через деятельность дополняется прямой связью, которая заключается в том, что формирование новых типов средств осуществления перцептивных действий происходит при помощи старых, уже сформировавшихся типов. Предметные предэталонные первоначально возникают в результате обследования объектов предметных действий посредством сенсомоторных предэталонов что же касается абстрактных общепринятых эталонов, то их усвоение происходит в результате преобразования и включения в но вые связи предэталонов предметного типа.

Преемственность между разными типами эталонов наглядно обнаруживается в том факте, что на позднейших возрастных этапах они не только сосуществуют, но во многих случаях заменяют друг друга и переходят друг в друга при усвоении и выполнении церцептивных действий.

Последовательность и преемственность ступеней перцептивного развития позволяет поставить вопрос о возрастных особенностях восприятия. По ходу характеристики изменений, происходящих в перцептивных действиях ребенка, мы в некоторых случаях обозначали примерный возраст, в котором возникают новообразования или наиболее явно обнаруживаются те или иные особенности восприятия. Следует, однако, отметить, что жестких возрастных границ здесь нет и не может быть, они сдвигаются в зависимости от особенностей предметного окружения ребенка, наличия и характера обучения его различным видам деятельности и типам действий, специальной работы по сенсорному обучению и т.п.

Кроме того, в зависимости от характера индивидуального опыта ребенок может находиться на разных ступенях перцептивного развития, т.е. владеть перцептивными действиями разных типов применительно к разным содержаниям.

При определенных условиях воспитания могут наблюдаться длительные задержки в перцептивном развитии, сохранение таких особенностей, как, например, синкретизм, до конца дошкольного детства и даже в школьном возрасте. Так, Б.И. Хачапуридзе установил, что синкретизм восприятия обнаруживается у 50 процентов старших дошкольников.

Попытаемся все же ориентировочно указать, в какие возрастные периоды, по нашим данным (т.е. в обычных условиях воспитания, существующих в наших яслях и детских садах), наблюдаются основные сдвиги в перцептивном развитии.

Формирование перцептивных действий с применением сенсо-моторных средств начинается со второй половины первого года жизни. Этот тип перцептивных действий является доминирующим в течение всего второго и в начале третьего года жнзни. На третьем году жизни ребенок начинает овладевать перцептивными действиями с применением предметных предэталонов. Усвоение систем общепринятых эталонов и формирование сложных системных перцептивных действий падает в основном на возраст от 5 лет и старше.

Рассмотрение перцептивного развития в контексте развития деятельности ребенка впервые дает возможность обнаружить качественные новообразования, закономерно возникающие на определенных возрастных этапах, и содержательно охарактеризовать ступени становления человеческого восприятия.

Даже в самых детально разработанных зарубежных концепциях мы не находим попыток выделить такие ступени. Процесс перцептивного развития предстает перед нами как накопление количественных изменений, не ведущее к появлению нового качества. Так, гештальтпсихология фактически не усматривает в этом процессе ничего, кроме прогрессирующего расчленения первоначальных и приобретения новых структур. В концепции Д.Э. Гибсон перцептивное развитие сводится к выделению все новых и новых инвариант информации при помощи остающихся в основных чертах неизменными перцептивных действий. Ставится лишь вопрос об улучшении «стратегии» обработки отличительных признаков, но и он не получает определенного решения. И даже Ж. Пиаже, уделяющий столько внимания характеристике стадий интеллектуального развития ребенка, не находит этих стадий в развитии перцептивном, ограничиваясь указанием на совершенствование перцептивной деятельности, улучшение ее ориентирования со стороны интеллекта, образование все новых перцептивных схем и т.п.

Это и не удивительно, так как все указанные авторы рассматривают перцептивное развитие как автономный процесс и тем самым закрывают путь к выявлению специфических особенностей восприятия на разных возрастных этапах, являющихся выражением общих особенностей практического взаимодействия ребенка с предметным миром.

Вместе с тем определение ступеней перцептивного развития имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое значение, так как дает возможность наметить рациональные пути воспитания восприятия, максимально используя возможности каждой ступени.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969, с.285-291  

развитие восприятия в онтогенезе — это… Что такое развитие восприятия в онтогенезе?



развитие восприятия в онтогенезе
Этимология.

Происходит от греч. оntоs — сущее + genesis — происхождение.

Категория.

Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития.

Специфика.

Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий.


При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.

  • разветвленное программированное обучение
  • развитие движений в онтогенезе

Смотреть что такое «развитие восприятия в онтогенезе» в других словарях:

  • развитие восприятия —      качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом… …   Большая психологическая энциклопедия

  • предметность восприятия — Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности… …   Большая психологическая энциклопедия

  • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Предметность Восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических… …   Психологический словарь

  • Детская психология —         отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… …   Большая советская энциклопедия

  • Выготский Лев Семенович — (1896–1934) российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭМОЦИИ —         (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически …   Философская энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЕ — система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СЪЕЗДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — конгрессы психологические международные, начали проводиться с поел. четв. 19 в., когда достаточно чётко обозначились черты психологии как самостоят. науки, основанной на эксперименте, и стали ясны широкие возможности практич. приложения её данных …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Эмоции — (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную)         субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… …   Большая советская энциклопедия

развитие восприятия в онтогенезе

Этимология.

Происходит от греч. оntоs — сущее + genesis — происхождение.

Категория.

Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития.

Специфика.

Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Поделитесь на страничке

2.4. Феномены восприятия

Феномены восприятия
лучше всего описаны представителями
научной школы гештальтпсихологии.
Основными принципами объединения
восприятий являются:

  1. Принцип
    фигуры и фона
    : то, что имеет для нас
    смысл, воспринимается как фигура на
    некотором менее структурированном
    фоне. Это относится к зрению, слуху,
    обонянию. Вся картина восприятия
    перестраивается, как только какой-либо
    элемент фона становится в свою очередь
    значимым. Психологически грамотно
    организованное общение «врач-пациент»
    построено на сложных взаимоотношениях
    фигуры и фона. В восприятии врача фигурой
    может стать информация, которую пациент
    упоминает вскользь или вообще не
    упоминает. В этом случае врач может с
    помощью специальным образом организованного
    расспроса направлять рассказ пациента
    так, чтобы выделить фигуру из фона.

  2. Принцип
    заполнения пробелов
    : фрагментарное
    изображение сводится к простой фигуре
    с полным контуром. Например, когда врач
    наблюдает 2 – 3 признака определенной
    болезни, но для полной диагностической
    картины не хватает еще нескольких
    признаков, врач их додумывает,
    «выспрашивает» у пациента.

  3. Принцип
    объединения (группировки) элементов
    :
    элементы объединяются по признаку
    близости, сходства, непрерывности
    (воображаемой), симметрии. Во врачебной
    практике принцип объединения в группы
    лежащих рядом симптомов и установление
    на основе этого диагноза болезни иногда
    может приводить к постановке неверного
    диагноза.

2.5. Развитие восприятия в онтогенезе

Восприятие не
является врожденной характеристикой.
Новорожденный ребенок не в состоянии
воспринимать окружающий его мир в виде
целостной предметной картины. Способность
предметного восприятия у ребенка
появляется значительно позже. О
первоначальном выделении ребенком
предметов из окружающего мира и их
предметном восприятии можно судить по
разглядыванию ребенком этих предметов,
когда он не просто на них смотрит, а
рассматривает, как бы ощупывая их взором.

Признаки предметного
восприятия у ребенка начинают проявляться
в раннем младенческом возрасте (два-четыре
месяца), когда начинают формироваться
действия с предметами. К шести-семи
месяцам у ребенка отмечается возрастание
случаев фиксации взора на предмете,
которым он оперирует. В дальнейшем
восприятие продолжает развиваться, и
этот процесс продолжается вплоть до
старшего школьного возраста.

При переходе от
преддошкольного к дошкольному возрасту
под влиянием игровой и конструктивной
деятельности у детей складываются
сложные виды зрительного анализа и
синтеза, включая способность мысленно
расчленять воспринимаемый объект на
части в зрительном поле, исследуя каждую
из этих частей в отдельности и затем
объединяя их в одно целое.

В процессе обучения
ребенка в школе активно происходит
развитие восприятия, которое в этот
период проходит несколько этапов. Первый
этап связан со становлением адекватного
образа предмета в процессе манипуляции
этим предметом. На следующем этапе дети
знакомятся с пространственными свойствами
предметов при помощи движений рук и
глаз. На следующих, более высоких ступенях
психического развития дети приобретают
способность быстро и без каких-либо
внешних движений узнавать определенные
свойства воспринимаемых объектов,
отличать их на основе этих свойств друг
от друга. При этом в процессе восприятия
уже не принимают участия какие-либо
действия или движения.

Вопросы для
самоконтроля:

  1. Определите понятие
    восприятия. Какова физиологическая
    основа восприятия?

2. Перечислите
классификации восприятия.

3. Раскройте свойства
восприятия.

4.Дайте характеристику
феноменам восприятия. Как они

проявляются в
практической деятельности врача?

5. Как развивается
восприятие в ходе онтогенеза?

Периодизация онтогенеза, Пренатальный период, Гуморальная связь …

Периодизация онтогенеза

Итак, в процессе онтогенеза каждое животное проходит несколько периодов развития. Каждый период развития, состоящий из ряда фаз, характеризуется определенными взаимоотношениями организма с окружающей средой. Между фазами есть поворотные точки, называемые критическими периодами , , которые характеризуются особой чувствительностью к полностью определенным внешним воздействиям.

Существует ряд классификаций периодов (стадий) развития, которые несколько отличаются друг от друга. Продолжительность отдельных стадий развития может различаться как у животных разных видов, так и у особей.

В онтогенезе поведения выделяют два основных периода: пренатальный и постнатальный. Это разделение позволяет рассмотреть общие закономерности развития высших позвоночных. Каждый из периодов в свою очередь делится на ряд более мелких стадий, продолжительность которых может существенно различаться у представителей разных таксономических групп.

Пренатальный период

Развитие поведения животных и человека начинается уже в эмбриональном периоде . Развиваясь в утробе матери или в яйце, теленок производит множество движений, которые являются элементами будущих двигательных актов, но все же лишены соответствующего функционального значения. Как показали исследования, внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной активностью, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного.Этот процесс особенно важен для маленьких детей. Итак, новорожденные ягнята и малыши не могут устать бегать два часа подряд. Такая возможность связана с тем, что в процессе эмбриогенеза с помощью физических упражнений сформировалась координация всех функций, в том числе необходимых для выполнения столь интенсивной деятельности в самом начале постнатального развития.

Эксперименты известного американского ученого Цин Ян Куо, проведенные на куриных эмбрионах, признаны классическими экспериментами по развитию поведения в эмбриональном периоде.

Чтобы иметь возможность непосредственно наблюдать за перемещением эмбрионов, он разработал и выполнил поистине виртуозные операции: перемещение эмбриона внутри яйца, вставка окон в скорлупу и так далее. Благодаря этому можно было наблюдать сначала появление, а затем изменение движений эмбриона.

Куо был одним из первых, кто убедительно показал, что уже в процессе эмбриогенеза происходит тренировка зачатков будущих органов, постепенное развитие и улучшение двигательных функций путем накопления «эмбрионального опыта» или «эмбрионального обучения».» Он определил, что первые движения куриного эмбриона — это движения головы к груди и от груди. В течение дня голова начинает поворачиваться в стороны, и эти новые движения головы вытесняют прежние. По мнению ученого, таким образом формируются движения клевания.Ко пришел к выводу, что генетически закрепленные предпосылки для формирования поведения могут реализовываться по-разному в зависимости от конкретных условий развития эмбриона, но расшифровка генетической информации, отношение эмбрион в окружающую его среду играет решающую роль в этом процессе.Куо подчеркивает, что эмбриональное обучение не следует рассматривать в традиционном аспекте, поскольку самостимуляция играет значительную роль в развитии поведения эмбриона.

Эмбриональное обучение происходит не с нуля, а является развитием и модификацией определенной генетической предрасположенности, воплощением и реализацией в индивидуальной жизни опыта отдельного вида, накопленного в процессе эволюции. Многие ученые считали данные, полученные Куо, доказательством необходимости тренировок даже для таких реакций, которые обычно считаются врожденными.Факт «эмбрионального обучения» делает бессмысленным извечный спор о «врожденном и приобретенном». В период эмбриогенеза происходит интенсивная подготовка к последующим постнатальным этапам формирования поведения, а отчасти формирование элементов поведения новорожденного за счет, с одной стороны, развития генетически детерминированных компонентов активности, а с другой — формирования элементов поведения. С другой стороны, накопление эмбрионального опыта.

Гуморальная связь между матерью и плодом у млекопитающих

Постоянная связь между развивающимся эмбрионом млекопитающего и материнским организмом через плаценту создает особые условия для развития эмбрионального поведения у этой группы животных.Новым и очень важным фактором является возможность воздействия на этот процесс со стороны материнского организма, особенно гуморального пути . Многочисленные исследования показали, что введение мужского полового гормона беременным женщинам способствовало проявлению мужского поведения у родившихся женщин за счет нормального женского сексуального поведения. Эксперименты, в которых беременные женщины регулярно вызывали тревожные состояния, привели к рождению более пугливых и возбудимых детенышей. На данный момент роль различных гуморальных влияний изучена достаточно хорошо.Данные исследований убедительно показывают роль влияния материнского организма на формирование поведения молодняка в эмбриональном периоде. Соответственно, можно сделать практические выводы о том, что любую беременную женщину следует защищать от возможных вредных воздействий со стороны окружающей среды, в том числе психических стрессов.

Акустический контакт птенцов с родителями птиц

У многих видов птиц в последние дни инкубации мать начинает акустический контакт с еще не вылупившимися птенцами.Так, птенцы, гнездящиеся на птичьих рынках, кайра, учатся отличать голос матери от голосов других кайр, гнездящихся в непосредственной близости за три-четыре дня до вылупления. Аналогичные результаты были получены для других видов птиц, в частности, от близкого родственника кайры — птиц, у многих видов уток, куликов и других племенных птиц. Выяснилось, что инкубационные самки в ответ на определенные сигналы, подаваемые птенцами в яйцах, поднимаются на гнездо, начинают перекатывать яйца из стороны в сторону, набухают или сдавливают перья, регулируя тем самым температуру инкубации и т. Д.Показано, что взрослые птицы кормят птенцов звуковым сигналом в нужное время, стимулируя реакцию птенцов у птенцов и синхронность их выхода из скорлупы.

Фактически, к моменту вылупления птенца и инкубационной особи уже существует развитая система связи. Кроме того, акустическая связь в течение последних

.

Развитие памяти в онтогенезе, аналитической и синтетической деятельности

Развитие памяти в онтогенезе

У детей развитие памяти начинается с появления первых условных рефлексов. Самый ранний условный рефлекс, возникающий у младенца в первые недели жизни, — это его пищевые реакции. Это появление искажающих движений головы, сосущих движений, открывания рта при подборе «положения под грудью».Примерно со второго месяца жизни доступно формирование условнорефлекторных связей с участием всех анализаторов. В этот период ребенок начинает узнавать окружающих людей и предметы. К 5 месяцам латентный (латентный) период узнавания — временной интервал между двумя восприятиями, при котором возможно распознавание — составляет несколько дней, на второй год достигает нескольких недель, на 3-м году жизни увеличивается до нескольких месяцев, до 4 лет — до одного года, а к 7 годам — ​​около трех лет.После появления реакции узнавания появляются первые воспоминания о пропавших без вести и предметах. К концу первого года жизни они отмечаются у детей в наиболее отчетливой форме: при вызове знакомого предмета ребенок начинает искать его глазами, поворачивая голову в ту сторону, где обычно находится этот предмет. , На 2-3-м году жизни в связи с переходом к активной, самостоятельной речи воспоминания становятся более определенными и полными, поскольку речь служит средством для закрепления связей.Наблюдается постепенное увеличение латентного периода размножения: на втором году жизни это несколько дней, на третьем — несколько недель, на четвертом — несколько месяцев. Основной причиной столь короткого латентного периода распознавания и воспроизводства у детей первых лет жизни является отсутствие достаточно сильных систем связей в раннем детстве, в которые могли бы быть включены новые связи (системы опыта), а также небольшая дифференциация временных связей.Это связано с недостаточностью и неопределенностью первых детских воспоминаний, а также с быстрым забыванием впечатлений раннего детства. Чаще всего некоторые противоречивые воспоминания детства относятся только к 4-5 году жизни и только в отдельных случаях при ярких эмоциональных воздействиях могут возникать в более раннем возрасте. Связанные и последовательные воспоминания о детстве обычно возникают с 5-7 лет, а иногда с 9-10 лет.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память характеризуется непреднамеренным и непроизвольным поведением.В этом возрасте перед ребенком еще не стоит задача вспомнить что-то для воспроизводства в будущем. Маленький ребенок точно помнит, что для него актуально в данный момент и связано с его непосредственными жизненными интересами и потребностями или с тем, что оказывает сильное эмоциональное воздействие. Появление первых элементов произвольного запоминания можно увидеть только в середине дошкольного возраста, примерно в 4-5 лет жизни. Их появление связано с быстрым развитием второй сигнальной системы и повышением ее роли в регулировании поведения ребенка.Намеренное запоминание и воспроизведение возникают в первую очередь в тех случаях, когда эти процессы напрямую связаны с ведущей деятельностью ребенка этого возраста — с игрой. Игровая деятельность эмоционально насыщена, что создаст сильное эмоциональное подкрепление памяти, тем самым облегчая процессы осознанного запоминания.

Характерная черта памяти детства — зрительно-образный характер. Ребенку легче запоминать предметы и картинки, а при изложении словесного материала легче запоминать образные и эмоционально действующие рассказы и описания.А вот абстрактных понятий и рассуждений дошкольники практически не могут вспомнить. Наряду с зрительно-образной памятью у детей быстро развивается словесная память, но для ее развития требуется постоянное подкрепление со стороны объективных раздражителей.

В дошкольном возрасте видно, что все типы детской памяти развиты слабо, при этом продуктивность произвольной и непроизвольной памяти примерно одинакова, но социально обусловленные типы памяти — произвольная, опосредованная и логическая — интенсивно развиваются в условиях влияние воспитания и образования.К моменту поступления в школу процессы памяти достигли достаточного уровня развития для успешного усвоения школьной программы. В процессе развития от младшего школьного возраста до подросткового возраста продуктивность естественных типов памяти (непроизвольной, прямой и механической) растет быстрее, чем продуктивность типов социальной памяти, которые выходят на первые позиции в старшем школьном возрасте и определяют овладение навыками. будущая профессия и уровень социальных достижений.

Аналитическая и синтетическая деятельность

По мере взросления вместо тотального восприятия внешних воздействий, связанных с излучением возбуждения, у ребенка появляется способность воспринимать отдельные стороны явлений и предметов с их последующей оценкой. На основе этих способностей мыслительная деятельность детей переходит от частной к общей. Физиологический механизм этого процесса обусловлен развитием аналитико-синтетической активности коры полушарий головного мозга.

Анализ (аналитическая деятельность) — это способность организма разделять, расчленять стимулы внешнего мира (образы), воздействующие на тело, на простейшие элементы, свойства и атрибуты.
Синтез (синтетическая деятельность) — это процесс, противоположный анализу, который заключается в выделении среди простейших элементов свойств и атрибутов наиболее значимых и важных и интеграции их в сложные системы и комплексы.

С помощью сенсорных систем организм различает, т. Е. Анализирует все существующие внутренние и внешние раздражители и на основе этого анализа формирует (синтезирует) представление о них. Это единство аналитико-синтетической деятельности мозга.

ВНД можно рассматривать как аналитическую и синтетическую деятельность коры головного мозга и ближайших подкорковых образований, позволяющую отделить определенные элементы от окружающей среды, объединить их в комплексы и системы, соответствующие биологической значимости явлений окружающий мир.В детстве и юности формирование аналитико-синтетической деятельности является важной основой интеллектуального развития и обучения и определяется, с одной стороны, генетически врожденными предпосылками (наследственный компонент интеллектуальных способностей), с другой стороны, — формирующее влияние окружающей среды.

Для оптимального формирования аналитической и синтетической активности

.

Лекция 9

Тема: Онтогенез. Биология развития. Типы и периоды онтогенеза. Старение и смерть.

План лекции:

1. Определение онтогенеза и филогенеза.

2. Теория онтогенеза: Преформационная теория и теория эпигенеза.

3. Типы и периоды онтогенеза.

4. Эмбриональный период. Эмбриональная индукция.

5. Постэмбриональный период.

6.Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Геронтология и гериатрия.

1. Онтогенез (греч. Онтогенез, генезис — развитие) — индивидуальное развитие организма, которое начинается с фермилизованной яйцеклетки спермой, а зигота формируется путем слияния сперматозоидов и яйцеклетки до самой смерти.

Филогенез (греч. Филогенез, поколение, генезис — развитие) — это историческое развитие организма или вида.

2. Многие ученые 17–900–35– гг. Считали, что либо сперматозоид, либо яйцеклетка содержат полностью сформированного, хотя и миниатюрного человека. В Древней Греции Гиппакрат (известный врач) думал, что внутри яйца образовалось маленькое существо. Они считали, что все части уже присутствуют, поэтому эмбрион должен только вырасти в размерах. Эта концепция известна как теория преформации .

Противоположная точка зрения, теория эпигенеза (греч .: epi после, генезис — развитие), получила экспериментальную поддержку по мере разработки более совершенных методов исследования.Сторонниками этой теории являются Аристотель в Старой Медицине, русский академик К. Вольф.

Эта теория утверждала, что эмбрион развивается из недифференцированной зиготы и что структура тела возникает в упорядоченной последовательности, развивая свои характерные формы только по мере того, как они наждак.

Сегодня мы знаем, что развитие во многом эпигенетично. Никакой невидимый человечек не ждет ни в одной гамете. Развитие идет от одной клетки к миллиардам, от бесформенной массы клеток к сложному, высокоспециализированному и организованному организму, точно закодированному в форме химических характеристик в ДНК генов.

Развитие — это сбалансированное сочетание трех процессов: роста, морфогенеза и клеточной дифференцировки.

Рост эмбриона включает как рост клеток, так и митоз. Точные и сложные клеточные движения, которые вызывают форму многоклеточного организма с его сложным рисунком тканей и органов, составляют морфогенез .

На раннем этапе развития клетки начинают дифференцироваться друг от друга, биохимически и структурно специализируясь на выполнении определенных задач.Процесс, с помощью которого клетки становятся специализированными, известен как клеточная дифференцировка .

Типы онтогенеза : прямой и косвенный.

Косвенный тип предполагает развитие личинки. Одинаковые виды (а именно насекомые), характеризующиеся наличием в жизненном цикле одной или нескольких личиночных стадий. Развитие имаго происходит при полном (имаго личинки личинки (взрослый)) или неполном метамофозе (имаго личинки яйца (взрослый)).

Прямой тип имеет место у яйцекладущих и живородящих животных. Яйцекладущие животных, откладывающих яйца (земноводные, рептилии, птицы). Живородящие: таких животных рожают детенышей, которые получают питание от матери, например плацентарные млекопитающие.

.

Онтогенез — Википедия

Die Anfangsstadien der menschlichen Embryogense.

Unter Ontogenie или Ontogenie (altgriechisch ὀντογένεση онтогенез; Kompositum aus altgriechisch ὄν on, deutsch ‚das Seiende‘ und altgriechisch γνεσι eines einzelnen Organismus verstanden, in Abgrenzung zur Stammesentwicklung (Филогенез). Der zeitliche Verlauf der Individualualentwicklung wird auch Entwicklungsgeschichte genannt.Diese beschreibt die einzelnen Stadien der Entwicklung, beginnend mit der Keimesentwicklung bis zum voll entwickelten Lebewesen im Adalten Stadium, und schließt auch die Stadien der altersbedingten Rückbildung mit ein. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] Die beiden Begriffe gehen auf Ernst Haeckel (1866) zurück, [8 ] der sich bereits einige Jahre vor dem Erscheinen seines Buches mit der Lehre Charles Darwins befasst hat und diese mit in sein Werk aufnahm. [8]

Die Individualualentwicklung beginnt bei den Metazoa, zu denen auch der Mensch gehört, mit der befruchteten Eizelle und endet mit dem Tod. Eine besondere Fragestellung ergibt sich für die Entwicklung anderer Lebewesen, insbesondere der Einzeller, vgl. dazu die Systematik der Biologie. Die frühere Einteilung в Metazoa und Protozoa ist heute überholt, sie wurde durch neue Einteilungen abgelöst (→ Reiche). Einzeller können sich in der Regel unendlich fortpflanzen. Da die Mutterzelle bei der Zellteilung in den Tochterzellen aufgeht, bleibt kein sterblicher Elternorganismus übrig.Darum besteht bei Einzellern eine Potenzielle Unsterblichkeit . Bei Organismen, die sich an der Schwelle von der Einzur Mehrzelligkeit befinden (siehe Volvox), endet der Individualuelle Lebenszyklus mit dem Tod. Ernst Haeckel sprach nicht von Mehrzellern, sondern von der Entwicklungsgeschichte organischer Individual (1906, S. 165). [8] [9] Онтогенез bedeutet daher in der von Haeckel naturwissenschaftlich verstandenen Auffassung nicht etwa die Entstehung des Lebens überhaupt, wie die Wortbedeutung etwa vermuten lassen könnte.Der Begriff bezieht sich vielmehr auf bereits vorhandenes Leben (Einzeller als mindestes Stadium der Entwicklung). Die ersten wissenschaftlich -ontgenetischen Experimente wurden daher 1888 von Wilhelm Roux an Froscheiern im zweizelligen Furchungsstadium durchgeführt. [10] [11]

Фон Эрнст Геккель (1834–1919) wird auch die Philosophie auf das Prinzip der Entwicklung gegründet. Haeckel fasste seine Lehre als Monismus zusammen. Es gibt für ihn keine a priorischen Erkenntnisse, sondern nur durch Erfahrung früherer Generationen konstitutionell gewordene Fähigkeiten. [6] Der Monismus sollte jedoch insbesondere auch zum besseren Verständnis der Ontogense beitragen. In den dargestellten Entwicklungsprozessen, die Haeckel auf vergleichendem und «genetischem» Wege gewann, erkannte er ein allgemeines Lebensprinzip. Геккель верстанду «genetisch» nicht im Sinne der Mendelschen Regeln, обволь Грегора Менделя и «Vater der Genetik» seine Ergebnisse im gleichen Jahr (1866) veröffentlichte wie auch Haeckel seine «Generelle Morphologie». Haeckel verstand unter «genetisch» vielmehr die aus der vergleichenden Zusammenstellung vieler einzelner Erfahrungen индуктив «ableitbaren »allgemeinen Gesetze und Erkenntnisse, daher sein Buchtitel Generelle Morphologie .Diese Erkenntnisse gewann er aufgrund biologisch verwandten und somit ähnlichen Beobachtungsmaterials. Mit August Schleicher diskutierte er Analogien in der Linguistik, dieser in seinen sprachvergleichenden Untersuchungen festgestellt hatte. [12] Haeckel war überzeugt, dass seine «Gesetze» nicht nur auf Pflanzen und Tiere, sondern insbesondere auch auf den Menschen und das menschliche Seelenleben übertragen bzw. generalisiert werden konnten (1909, S. 27–29). [8] Diese Sicht wurde beispielsweise von Konrad Lorenz (1903–1989) aufgegriffen, vgl.Kap. Выкуп .

Versteht man von der Wortbedeutung her betrachtet unter «Ontogense» die Herstellung einer Beziehung zwischen Sein und Zeit , so ist man damit u. а. auch an die Fundamentalontologie von Martin Heidegger erinnert und an seine Hinwendung zur Metaphysik als Grundlagenwissenschaft. [13] [14] Wird Entwicklung mit Schöpfung gleichgesetzt, so ergibt sich damit auch der Gedanke der Epigenese. [15]

Gestaltpsychologie [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Entsprechend dem umfassenden Geltungsanspruch der Haeckelschen Lehre (Materialistischer Monismus) hat sich u.а. die Gestaltpsychologie mit dem Prinzip der Entwicklung befasst. Dabei nahm man an, dass es durch Differenzierung zu einer Spezialisierung durch Ausgliederung von eher diffusen Teilfunktionen kommt und durch Zentralisierung zu einer Neuordnung und Vereinheitlichung von gestaltgebau Organization durch. Anstelle eines Monismus hat die Gestaltpsychologie den vereinheitlichenden Begriff des Feldes vertreten. [16]

Психоанализ [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Die von Sigmund Freud (1856–1939) начал Психоаналитический ist verständlicherweise schon aus zeitgeschichtlichen Gründen dem Gedanken der Entwicklung aufgeschlossen.Seit 1874 War Freud mit naturwissenschaftlichen Arbeiten beschäftigt. Nach einer ersten zoologischen Arbeit bei Carl Claus im Jahr 1876 promovierte Freud unter der Leitung von Ernst Wilhelm Brücke am Physiologischen Institut in Wien mit einer neurophysiologischen Arbeit. [17] Über seine Ausbildung und seine Beziehung zum Beruf des Arztes schreibt Freud:

«Eher bewegte mich eine Art von Wißbegierde, die sich aber mehr auf menschliche Verhältnisse als auf natürliche Objekte bezog und auch den Wert der Beobachtung als eines Hauptmittels zu ihrer Befriediganntnisse …Die damals aktuelle Lehre Darwins zog mich mächtig an, weil sie eine außerordentliche Förderung des Weltverständnisses versprach […] ».

— Зигмунд Фрейд: Selbstdarstellung . [18]

Freud hat selbst für die Individual Entwicklung jedes Menschen als Einzelwesen vier charakteristische Phasen herausgearbeitet. Sie sind Bestandteil seiner Lehre von der infantilen Sexualität.

Грэнвилл Стэнли Холл (1846–1924) war einer der ersten Psychologen, welche die Psychoanalyse als wissenschaftliches Forschungsprogramm anerkannten.Das psychogenetische Grundgesetz wurde 1904 von ihm beschrieben. Er bezog sich dabei auf das biogenetische Grundgesetz von Ernst Haeckel. Während sich Haeckel auf die biologische Stammesgeschichte bezieht, beruft sich Hall auf die Völkerkunde (Ethnologie). Холл войны Шюлер фон Вильгельм Вундт (1832–1920), der bereits Werke über die Völkerpsychologie verfasst hatte. [19]

Analytische Psychologie [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Карл Густав Юнг (1875–1961) verwendete den Begriff «онтогенетический», um damit die Kollektivpsyche zu verdeutlichen.Er sah das Unbewusste nicht nur als Produkt der Verdrängungsmechanismen an, sondern auch als schöpferische Instanz. Nimmt man an, dass die Entwicklung der Gehirne in der Menschheit einen gewissen durchschnittlichen Grad an Differenzierung erreicht hat, так что kann dies nicht nur als Resultat der Ontogense betrachtet werden, sondern müssensengine der. Es handelt sich um Entwicklungsstufen, die der Menschheit kollektiv gemeinsam sind. Bereits die äußere Ähnlichkeit der Gehirne als Organe lässt diese Annahme vermuten.Die Kollektivpsyche stellt somit den festen, sozusagen automatisch ablaufenden, ererbten und überpersönlichen Anteil der Individualuellen Seele dar. Es handelt sich um das, был Пьером Жане (1859–1947) als die «unteren Anteile» ( party inférieures ) der Psychischen Funktionen dargestellt hat. Die oberen Anteile der seelischen Funktionen ( supérieures ) werden durch das Bewusstsein und das persönliche Unbewusste wahrgenommen. [20] [21]

Юнг войны аллергены auch bemüht, die methodischen Unterschiede zwischen verschiedenen Richtungen der Psychotherapie und zugleich ihre Gemeinsamkeiten zu erfassen.Insbesondere während der Zeit des Dritten Reichs und der politischen Ausgrenzung der Psychoanalyse fühlte er sich dazu veranlasst. Es kam ihm dabei entgegen, dass er seit 1934 как Vorstandsmitglied der schweizerischen Gruppe der Internationalen Allgemeinen Ärztlichen Gesellschaft für Psychotherapie tätig war. In seiner Begrüßungsansprache zum 10. Internationalen Ärztlichen Kongress für Psychotherapie in Oxford im Jahre 1938 gab Jung bekannt, dass das schweizerische Komitee des Verbandes versuchte, all jene Punkte aufzustellentherapixen de la Psychotherapien de dénélénéné nénénéné en dénénénéné en dénénénéné en dénénénéné é.Unter diesen Punkten waren gemäß Zentralblatt des Verbands 1933 genannt: 1. ärztliches Vorgehen, 2. Psychogenese, 3. Диагностика, 4. Исследование, 5. Материал (sprachliche und nichtsprachliche Ausdrucksformen), 6. Ätiologie, 7. das Unbewusste, , 9. Bewusstmachen, 10. Analyze und Deutung, 11. Übertragung, 12. die hentgenetische Reduktion, 13. die phylogenetische Reduktion, 14. Therapie. [22]

Онтогенетическое сокращение как Rückführung von Befinden auf zeitlich zurückliegende Ereignisse der Lebensgeschichte ist damit als wichtige Methode der Psychotherapie herausgestellt. [23] Zu den methodischen Unterschieden sei auf den von Jung beschriebenen Reduktionismus der Psychoanalyse verwiesen, der durch synthetische Betrachtungsweisen Jungs ergänzt wurde (vgl. A. → Deutung auf der Objektstst.). [21]

In der Entwicklungsbiologie und Medizin wird unter Ontogense die Entwicklung des einzelnen Lebewesens von der befruchteten Eizelle zum erwachsenen Lebewesen (nach Ernst Haeckel 1866) verstanden. [8] [3] [2] Diese Definition in engerem Sinne ist in einer weiter gefassten Annahme Ernst Hackels, der biogenetischen Grundregel, enthalten.Diese besagt, dass die «Ontogense eine Rekapitulation der Phylogenese» darstelle. Dies bedeutet, dass bei der Entwicklung des Einzelwesens Stadien durchlaufen werden, die mit entsprechenden Entwicklungsstufen seiner Stammesentwicklung übereinstimmen. So nimmt die Entwicklung eines Menschen (die Menschwerdung [24] ) z. B. ihren Ausgang von der befruchteten Eizelle (Zygote). In dieser Betrachtungsweise sind die Eizelle, das Spermium und die Zygote einzellige Lebewesen, die stammesgeschichtlichen Entwicklungsstufen von Einzellern entsprechen.In der aufsteigenden Entwicklungsreihe bestehen bei der Individualualentwicklung viele Gemeinsamkeiten mit der Höherentwicklung der Tierstämme bis hin zu den Vertebraten, Säugetieren, Primaten. Diese Entwicklungsreihe wird demnach von jedem Einzelwesen durchlaufen. [5] In ihrer allgemeinen Form umfasst die Theorie Haeckels auch die ethnologische Entwicklung, wie sich sich beispielsweise in evolutionistischen Geschichtsauffassungen zur Zeit der Kolonialisierung im England des frühents 19. Jäurhundererung. [25] Heute gilt diese Theorie nur noch bedingt. Verallgemeinert kann man unter Ontogense in der Entwicklungsbiologie die Geschichte des Strukturellen Wandels einer biologischen Einheit verstehen, so (z. B. die Organogense).

Соматогенез [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Beim Embryo Differenzieren sich totipotente Zellen zu verschiedenen spezialisierten Zelltypen. Diese bilden jeweils Gewebe für bestimmte Organanlagen, aus denen die Organe entstehen.

Биогенез [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Die biologische Ontogense eines vielzelligen Organismus lässt sich in die Phasen Zeugung → Blastogenese → Embryogense → Fetogense → Geburt → Säuglingsphase → Kleinkindphase → Juvenilstadium → Pubeszenz → Adoleszenz → Klimakzentezterium.

Zu Lebzeiten Haeckels [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Bereits zu Lebzeiten Haeckels war die Rezeption seines Werks nach anfänglichem Verschweigen seiner Thesen (1906, Vorwort S. III) lange Zeit umkämpft. [8] Haeckel selbst führte dies zum Teil auf seine eignen überwiegend spekulativen Betrachtungen zurück. Er entschied sich daher zu verschiedenen eher populärwissenschaftlich gefassten Ausgaben seiner Lehren, so seine Natürliche Schöpfungsgeschichte (1868).Diese erreichte bis 1902 insgesamt 10 Auflagen. Haeckel wandte sich gegen die nach seiner Auffassung vielfach unreflektierte Anwendung seiner Forschungsergebnisse, da ihm das synthetische Verhältnis zwischen Naturwissenschaft und Philosophie wichtigung war und ihm eine Desk Einseitrs. Dabei berief er sich auch auf Johannes Müller (1906, S. 11). [26] Haeckel empfand seine Grundsätze Seitens Karl Ernst von Baer (1792–1876) и Маттиас Якоб Шлейден (1804–1881) getreu rezipiert.Offenbar konnte er sich aber auch auf ihre vorausgehenden Arbeiten beziehen, so z. B. auf Schleiden zu Fragen der Methodik (1906, S. 30). [27] [28] [29] Heute ist der von Haeckel verwendete Begriff der Entwicklung von der Entwicklungsbiologie neu Definiert.

Posthume Rezeption [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Конрад Лоренц (1903–1989) hat die von Haeckel geforderte Untersuchung einer vergleichenden Psychologie anhand von Tierreihen in Angriff genommen, siehe Kap. Философия . Der Begriff Ontologie wird dabei Allerdings in seinem hier zitierten Werk ohne ausdrücklichen Bezug auf das Werk Haeckels verwendet. [30] Lorenz unterschied in Anlehnung an Heinrich Ernst Ziegler (1858–1925) das angeborene Triebverhalten der Tiere von erworbenen Verhaltensweisen wie Dressurleistungen und verstandesmäßigen Handlungen. [31] Diese Bestimmungen eines späteren Verhaltens von Tieren durch äußere Beeinflussung (hauptsächlich seitens der Artgenossen zu einem ganz bestimmten Zeitpunkt der Ontogense) приносит с собой nach Lorenghaltenz dievörön de Entwickrlungen.Diese Analogie ist in der Genetik als Induktion bekannt. Lorenz bezieht sich dabei auf Hans Spemann (1869–1941). Spemann ist bekannt durch Versuche der Verpflanzung von Ektodermzellen, die sich in ein Stück Rückenmark entwickelten, während sie sonst zu einem Stück Bauchhaut geworden wären. Eine Rückverpflanzung bewirkte Allerdings dann keine erneute Induktion, da das Gewebe inzwischenterminiert war. Es entwickelte sich dann ein Monstrum. [32] [33] Lorenz weist darauf hin, dass es eine unter Biologen und Psychologen weit verbreitete Auffassung sei, Triebhandlungen bzw.instinktgesteuertes Verhalten als Vorläufer dessen zu betrachten, был wir als erlernt oder verstandesmäßig ansehen.

Sowohl theologisch, philipschichtlich, soziologisch als auch aus biologischer Sicht hat die Theorie Haeckels Kritik hervorgerufen. Es stehen sich vor allem kreationistische und epigenetische Auffassungen gegenüber. Als Vertreter des Kreationismus sei hier Erich Blechschmidt angesehen. [34] Gegen den Begriff der Entwicklung gab esphiluschichtliche und rein logische Einwände.Der Soziologe Reimer Gronemeyer weist auf die Kritiker Otto Rank und Pierre P. Grassé hin. Deren Kritik richtet sich gegen die marktwirtschaftlichen Grundannahmen zu Lebenszeiten von Charles Darwin (1809–1882) и их беденкенозе Übertragung auf die Biologie. Die natürliche Zuchtwahl sei mit der künstlichen verwechselt worden. В Англии sei seit 1750 mit der künstlichen Zuchtwahl in der Viehwirtschaft Experimentiert worden. Das einseitige Ziel sei die rücksichtslose Ertragssteigerung gewesen.Ein derartiges Motiv könne aber der Natur nicht unterschoben werden. Andererseits wurden Gedanken des Überlebens des Tauglichsten bereits durch Empedokles (ок. 483–424 v. Chr.) Geäußert. Es war umstritten, ob die Entwicklung der Artenvielfalt in der Natur auf ein Ziel gerichtet sei. Naturwissenschaft kann keine teleologischen Fragen beantworten. Ontogense beschreibt demnach, wie verschiedene Entwicklungsstadien auseinander hervorgehen, nicht aber immer zweifelsfrei warum. Gleiches gilt dann auch für die phylogenetische Artenvielfalt.Weitere kritische Einwände richten sich gegen die nachweisbare Existenz von Zwischengliedern der Entwicklung. Итак, könne z. B. Archäopteryx nicht als Bindeglied zwischen Reptilien und Vögeln gelten, da beide schon zu gleicher Zeit lebten. Ein kritischer Einwand gegen die Selektionslehre bestehe weiter darin, dass Arten mit niedriger organisierten Eigenschaften heute noch überleben, obgleich sie durch den Kampf ums Dasein doch unterlegen sein müssten. [35] Dieser Einwand War Allerdings auf ein mangelhaftes Verständnis von Darwins Theorie zurückzuführen, Денн Дарвин самостоятельно берет на себя адаптивную теорию радиации, durch die eine dauerhafte Koexistenlestlés Unterschiedat.

  1. Онтогенез. В: Норберт Босс (Hrsg.): Roche Lexikon Medizin. 2. Auflage. Urban & Schwarzenberg, München 1987, ISBN 3-541-13191-8, S. 1273 (gesundheit.de/roche).
  2. а б онтогенез, онтогенез. В: Герман Трипель, Bearbeitet von Robert Herrlinger: Die Anatomischen Namen. Ihre Ableitung und Aussprache. 26. Auflage. Verlag von J. F. Bergmann, München 1962, S. 51.
  3. a b Онтогенез, Онтогенез. В: Герберт Фолькманн (Hrsg.): Guttmanns Medizinische Terminologie. Ableitung und Erklärung der gebräuchlichsten Fachausdrücke аллер Zweige der Medizin und ihrer Hilfswissenschaften. Urban & Schwarzenberg, Берлин 1939, Sp. 682.
  4. Онтогенез, Онтогенез. In: Willibald Pschyrembel: Pschyrembel. Klinisches Wörterbuch. 154. – 184. Auflage. Walter de Gruyter & Co., Берлин 1964, с. 629.
  5. a b Онтогенез. In: Helmut Ferner: Entwicklungsgeschichte des Menschen. 7. Auflage. Рейнхардт, Мюнхен 1965, С. 12.
  6. a b онтогенетический. In: Georgi Schischkoff (Hrsg.): Philosophisches Wörterbuch. 21. Auflage. Альфред-Крёнер, Штутгарт 1982, ISBN 3-520-01321-5, S. 503. (zum Lemma «Haeckel, Ernst», S. 254).
  7. Онтогенез. В: Zetkin-Schaldach: Wörterbuch der Medizin . dtv, München 1980, ISBN 3-423-03029-1, S.1008.
  8. a b c d e f Эрнст Геккель: Generelle Morphologie der Organismen . Allgemeine Grundzüge der Organischen Formen-Wissenschaft, Mechanisch Begindet durch die von Charles Darwin remierte Descendenz-Theorie. Георг Реймер, Берлин 1866 2 Bde. (Teilweiser Neudruck 1906 онлайн)
  9. Beginn des Daseins bei mehrzelligen Lebewesen. В: Отто Гроссер, Bearb. фон Рольф Ортманн: Grundriß der Entwicklungsgeschichte des Menschen. 6. Auflage. Шпрингер, Берлин, 1966, С. 1.
  10. ↑ Wilhelm Roux: nach: Dietrich Starck: Embryologie . Штутгарт: Thieme-Verlag 1955.
  11. ↑ Фридрих Фогель: Allgemeine Humangenetik . Спрингер, Берлин, 1961 г .; С. 232.
  12. ↑ Август Шлейхер: Die Darwinsche Theorie und die Sprachwissenschaft. Offenes Sendschreiben an Herrn Dr. Ernst Haeckel. Х. Бёлау, Веймар 1863 г.
  13. ↑ Мартин Хайдеггер: Sein und Zeit .1926, Макс Нимейер-Верлаг, Тюбинген 15 1979, ISBN 3-484-70122-6.
  14. ↑ Мартин Хайдеггер: Был ли это метафизик? [1929] Витторио Клостерманн, Франкфурт 10 1969; zu Stw. «Biologische Metapher zur Kennzeichnung der Metaphysik: Grund – Wurzel – Stamm – Zweige»: S. 7.
  15. ↑ Фридрих Людвиг Бошке: Die Schöpfung ist noch nicht zu Ende . Экон-Верлаг, 1962.
  16. Entwicklung. В: Peter R. Hofstätter (Hrsg.): Psychologie.Das Fischer Lexikon. Fischer-Taschenbuch, Франкфурт-на-Майне 1972, ISBN 3-436-01159-2, S. 102, 164 f.
  17. ↑ Зигмунд Фрейд: Über das Rückenmark niederer Fischarten. Promotionsarbeit bei Ernst Wilhelm Brücke, Wien 1879.
  18. ↑ Зигмунд Фрейд: Selbstdarstellung. Schriften zur Geschichte der Psychoanalyse. Fischer Taschenbuch Verlag, Франкфурт-на-Майне 1971, ISBN 3-596-26096-5, S. 40.
  19. ↑ Wilhelm Wundt: Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythos und Sitte. 10 Bände. Энгельманн, Лейпциг, 1900–1920.
  20. ↑ Pierre Janet: Les Névroses . 1909
  21. a b Карл Густав Юнг: Zwei Schriften über Analytische Psychologie. Gesammelte Werke. Walter-Verlag, Düsseldorf 1995, Мягкая обложка, Sonderausgabe, Band 7, ISBN 3-530-40082-3; (a) S. 155, § 235; S. 284, § 455 — zu Stw. «Ontogenetisch»; (b) S. S. 92, § 130 — zu Stw. «Abgrenzung der analytischen und Synthetischen Methode» ;.
  22. Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete .IX / 1–2, Лейпциг 1933, С. 2.
  23. ↑ Карл Густав Юнг: Zivilisation im Übergang. Gesammelte Werke. Walter-Verlag, Düsseldorf 1995, Мягкая обложка, Sonderausgabe, Band 10, ISBN 3-530-40086-6; S. 619, § 1072, Fußnote 1
  24. ↑ Роман Гиппели, Гундольф Кейл: Zehn Monde Menschwerdung. Ein Schöpfungsbericht «Vom Ei bis zur Geburt». Gezeichnet, erzählt und ausgeschmückt mit Themen aus der Reihe Ars phanatomica . Basotherm, Biberach an der Ris, 1982; 4.Auflage ebenda 1984.
  25. evolutionistische Geschichtsauffassung . В: Клаус Дёрнер: Bürger und Irre. Zur Sozialgeschichte und Wissenschaftssoziologie der Psychiatrie . (1969). Fischer Taschenbuch, Bücher des Wissens, Франкфурт / М. 1975, ISBN 3-436-02101-6; С. 110 ф.
  26. ↑ Johannes Müller: Handbuch der Physiologie des Menschen . Группа II. (1837–1840) С. 522.
  27. ↑ Карл Эрнст фон Бэр: Über Entwicklungsgeschichte der Tiere .Beobachtung und Reflexion. 1828.
  28. ↑ Маттиас Якоб Шлейден: Beiträge zur Phytogenesis. In: Archiv für Anatomie, Physiologie und wissenschaftliche Medicin. 1838, С. 137–176.
  29. ↑ Маттиас Якоб Шлейден: Grundzüge der wissenschaftlichen Botanik nebst einer methodologischen Einleitung als Anleitung zum Studium der Pflanze . 2 Teile. Лейпциг 1842, 1843 u. 1850, spätere Auflagen unter dem Titel Die Botanik als индуктивная Wissenschaft bearbeitet ; Nachdruck: Olms, Hildesheim / Zürich / New York 1998, ISBN 3-487-10530-6.
  30. ↑ Конрад Лоренц: Über tierisches und menschliches Verhalten . Bd. 1, Дт. Buchgemeinschaft, Берлин 1967, Piper & Co. München 1965, zu Stw. «Онтогенез»: S. 117, 230, 247, 252, 275, 573, 575, 584, 586, 594.
  31. ↑ Генрих Эрнст Циглер: Der Begriff des Instinktes einst und jetzt . Йена 1920.
  32. ↑ Hans Spemann: Experimentelle Beiträge zu einer Theorie der Entwicklung . Шпрингер, Берлин, 1936 г.
  33. ↑ Hans Spemann, Hilde Mangold: Über Induktion von Embryonalanlagen durch Implantation artfremder Organisatoren. В: Arch. mikr. Анат. und Entw. механ. Band 100, 1924, S. 599–638.
  34. ↑ Erich Blechschmidt: Ontogense des Menschen . Kinetische Anatomie. Verlag Kiener, 2012, ISBN 978-3-943324-03-7.
  35. ↑ Reimer Gronemeyer: Ohne Seele, ohne Liebe, ohne Haß . Econ, Düsseldorf 1992, ISBN 3-430-13531-1, S. 75–84.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *