Субъективные отношения личности — Студопедия
До сих пор речь шла о направленности как системообразующем свойстве личности в связи с анализом ее целей, мотивационной сферы и потребностей. Но это свойство имеет также и другие формы проявления. Анализируя психологический склад личности, вряд ли можно обойтись без рассмотрения ее ценностных ориентаций, привязанностей, симпатий, антипатий, интересов и ряда других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним.
На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше характеристики личности (и ряд других, не перечисленных здесь), является понятие «субъективные отношения личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «Отношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности.
Понятие «субъективные отношения личности» близко по содержанию к понятиям «установка», «личностный смысл» и «аттитюд». Но, с нашей точки зрения, оно является по отношению к ним родовым. Понятие «установка», раскрываемое как центральная модификация личности (Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; «личностный смысл» – их связь с общественно-выработанными значениями; «аттитюд» – их субъективность. ‹… ›
Субъективные отношения конкретной личности, конечно, не исчерпываются только теми, основанием которых являются отношения экономические. В процессе жизни у личности формируются также определенные субъективные отношения к научным открытиям, явлениям культуры и искусства, политическим событиям, идеологической жизни общества и т. д.
Как уже не раз отмечалось, личность в своем развитии включается во многие как большие, так и малые общности людей. Участие в жизни каждой из них формирует у нее и определенные субъективные отношения как к той, в которую она включена, так и к другим общностям. При этом иногда возникают те или иные «перекосы» в развитии личности, которые выражаются в том, что некоторые из ее частных отношений начинают доминировать над общими, интересы какой-либо группы она ставит выше интересов общества. К таким перекосам относятся национализм, шовинизм, групповщина, корпоративность, протекционизм и др.
В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая – многомерная, многоуровневая и динамическая – система субъективно-личностных отношений. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.). Эти измерения и представляют собой то, что Э. Эриксон называл «радиусами значимых отношений». «Субъективное пространство» далеко не всегда совпадает с «пространством» общественных отношений, в которые личность включена объективно. Нередко можно встретить факты «смещения» субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она включена объективно.
Вопрос о взаимоотношениях объективного и субъективного «пространств» личности, так же как и вопрос о перекосах в ее развитии, требует специального психологического исследования. Их конструктивное решение имеет исключительно большое значение для воспитательной работы.
Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и ее субъективных отношений. Если этого не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад». ‹… ›
В самом широком смысле слова субъективность отношений означает их принадлежность личности как общественному субъекту. Они формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Ими характеризуется жизненная позиция личности в обществе. Их детерминация общественными отношениями иногда создает у личности впечатление, что ее субъективные отношения сильнее ее самой (переживание их навязанности). Пожалуй, нигде, как в этих отношениях, не проявляется так отчетливо кумулятивный характер детерминации. Было бы неверно субъективность, пристрастность связывать обязательно с искажениями или иллюзорностью этих отношений. Субъективность и субъективизм – это не одно и то же. Если отношения личности адекватны прогрессивным тенденциям развития общества, то их субъективность не только не является препятствием во взаимоотношениях с другими людьми, но, напротив, способствует развитию этих взаимоотношений. Однако при определенных условиях пристрастность может выступить и в форме субъективизма (предрассудков, предвзятости, ригидности в поведении и мнениях и т. п.), препятствующего нормальным взаимоотношениям личности с другими людьми, а значит, и ее собственному развитию.
Являясь интегральными свойствами личности, субъективные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы (более широко: на все психические явления). Особенно отчетливо это выражается в их эмоциональном тоне, а также в тех звеньях процессов, которые связаны с выбором и принятием решений.
В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Складывается также определенная система образов, в которых с позиций данной личности, т. е. субъективно и пристрастно, репрезентируются различные стороны и компоненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и т. д.).
Субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности.
В процессе их развития формируются также определенные привычки, стереотипы поведения, способы взаимодействия с другими людьми (например, то, что принято называть чувством такта) – короче, стиль поведения личности в целом.
О системе «личность»[25]. Б. И. Додонов
Правильное, соответствующее системному подходу определение такой функции требует прежде всего рассмотрения личности как компонента другой, более высокой системы, как «частицы» общества, функция которой не может быть оторвана от жизни последнего. В то же время личность отнюдь не такой компонент системы высшего ранга, каким, скажем, является винтик для машины…
Зададимся же вопросом: какие содержательные характеристики личности могут влиять на способ ее общественного бытия? Очевидно, таких характеристик будет всего три: это, во-первых, ее общественный статус, это, во-вторых, ее социально значимые физические особенности и это, в-третьих, ее психологический склад. Таков, надо думать, и есть основной «морфологический» состав системы «личность».
Социальный статус характеризует личность как компонент, зависимый от общества. Психологический склад и физические особенности, напротив, принадлежат личности как относительно самостоятельной системе, способной к определенному выбору доступных для нее общественных ролей и индивидуально-своеобразному их исполнению. Они (психологический склад и физические особенности) репрезентируют управляющую и исполнительную подсистемы социализированного индивида.
Поскольку же все поведение человека непосредственно определяется управляющей подсистемой, субъективно отражающей в себе и его социальный статус, и его физические возможности, именно психологический склад личности станет предметом нашего дальнейшего анализа. Для этого сначала надо выделить те элементы, из которых «строятся» непосредственно составляющие его более сложные психологические образования.
«Идеальные содержания» личности как элементы ее основных психологических образований…В роли основного ряда компонентов психологического склада личности в нашей модели будут выступать функциональные объединения определенных содержаний личности…
Основные классы идеальных содержаний личности.В основу выделения элементов идеального содержания личности должен быть положен не онтологический, а логический принцип. Следуя ему, прежде всего разделим все идеальные содержания на мотивирующие и ориентирующие. Затем первые – опять-таки на те, что несут в себе готовые цели, определяя инициативное поведение личности, и те, что представляют собой закрепившиеся эмоциональные оценки действительности, обеспечивающие ситуативные реакции на разные жизненные обстоятельства. Вторые – на понятийно-образную информацию о мире и сложившиеся в опыте жизни «схемы» умственных действий, управляющие извлечением, преобразованием, приумножением и практическим использованием этой информации. Четыре выделенных таким путем разных класса идеальных содержаний нашей психики, согласно обычной терминологии, представляют собой опредмеченные потребности во всех их модификациях, устойчивые психологические отношения, знания и умения. Первый класс элементов мы будем называть также блоком целевых программ, а третий – блоком операторов.
‹…› Если рассмотреть каждый класс идеальных содержаний как отдельный их блок и задаться вопросом о дифференцировке элементов содержания внутри него, то одним из важнейших их различий будет степень широты и устойчивости. Знания человека могут касаться самых общих законов природы, общества и человеческого мышления и могут относиться к более частным сферам его жизни или даже к совсем незначительным фактам его бытия. Целевые программы могут быть программами жизни человека и программами сегодняшнего вечера и т. д. Иначе говоря, каждый блок содержаний (независимо от их реального вхождения в те или иные функциональные образования психологического склада личности) имеет «многоэтажное», иерархическое строение. Верхние «этажи» его при этом беспрестанно достраиваются и перестраиваются, но чем ближе мы будем подходить к их основанию, тем со все более прочными, фундаментальными содержаниями личности будем иметь дело. Именно вследствие этого зрелая личность диалектически сочетает в себе и крайнюю динамичность, и нередко исключительную устойчивость. Она, как дерево, которое каждый год выпускает новые побеги и покрывается новой листвой, но которое обычно сохраняет почти неизменным главное: корни, ствол и ветви.
Компоненты психологического склада личности.Наряду с тем разграничением идеальных содержаний личности, о котором говорилось выше, их следует разделить еще по одному принципу: в зависимости от того, относятся они к внешнему миру или к самому индивиду. В связи с этим в системе психологического склада личности нами выделяются экстраверсивная и интроверсивная подсистемы.
Подсистема экстраверсии.Можно, очевидно, установить отнюдь не случайную аналогию между «регуляционными механизмами», которые осуществляют регуляцию поведения людей со стороны общества, и собственными управляющими механизмами личности. И те и другие обеспечивают три вида ориентаций, необходимых для успешного функционирования как общества в целом, так и отдельного индивида. Эти ориентации суть следующие: 1) общее понимание той действительности, в «пространстве» которой приходится действовать; 2) целевая ориентация и 3) ориентация, обеспечивающая быстрое реагирование на разного рода типичные ситуации и обстоятельства жизни.
В системе самой личности функции регулятора поведения выполняют ее мировоззрение, направленность и характер.
…Первый из компонентов личности – мировоззрение– представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий.
…Направленность личности– это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Иначе говоря, это то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта.
Еще один из упомянутых нами компонентов психологического склада личности – ее характер. С наших позиций характер– это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ними стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации…
Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируясь под сильным воздействием мировоззрения и особенно направленности человека, ни в коей мере не перекрывает их, он определяет реактивное, а не инициативное первичное поведение личности. Другое дело, что сама вызванная внешним импульсом реакция характера может послужить началом формирования новой целевой программы, которая затем войдет в состав направленности личности…
Три описанных выше компонента психологического склада личности представляют собой регуляторы нашего поведения с готовым информационным содержанием, но личность нуждается в постоянном притоке все новой информации из внешнего мира и извлечении уже имеющихся знаний о нем из «хранилищ памяти». Она нуждается также в анализе этой информации, ее преобразовании, перекодировке и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Этой цели служит четвертый, самый сложный компонент психологической системы человека – его способности. Способности (как, впрочем, и другие компоненты личности) можно характеризовать по их проявлению – и тогда их удобно называть качествами, особенностями и т. п. и можно рассматривать как некоторые структуры идеальных содержаний, «вложенный» в сами схемы функциональных систем процессов – и тогда их лучше определять как образования личности…
Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как их простая сумма, а как их определенная система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Неслучайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т. е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид» (А. В. Петровский, 1982). Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во-первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом – склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которыми ребенок уже рождается. В-третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Способности – это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.
Интроверсивная подсистема, или «Я» личности.Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующая система. Объектом ее внимания и деятельности служит поэтому не один лишь внешний мир, но и она сама. Феноменально это проявляется в чувстве своего «Я».
«Я» личности не следует понимать как некоего гомункулуса, стоящего над всеми другими ее компонентами и обладающего по отношению к ним «верховной властью». Его образующие – это некоторые части содержания все тех же личностных структур, которые уже были нами рассмотрены. «Я», таким образом, включает в себя и, так сказать, «самовоззрение» (представления о себе и свою самооценку), и программы своего самосовершенствования, и привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, и способности самонаблюдения, самоанализа и саморегуляции. Именно через «Я», которое дает возможность человеку ориентироваться в себе, как и во внешнем мире, в наибольшей степени осуществляются объединение всех компонентов личности в единое целое и постоянная гармонизация (согласование) его компонентов.
Но «Я», повторим, не есть какой-то особый верховный решатель судеб личности. Рефлексируя, человек оценивает себя с позиции своего общего мировоззрения и направленности.
Субъективное отношение — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Субъективное отношение
Cтраница 1
Субъективное отношение к полезности часто прямо зависит от ее уровня.
[1]
Но субъективное отношение правонарушителя к совершенному им действию ( и его возможному результату), с одной стороны, и отрицательную оценку правонарушения в целом — с другой, — подчеркивает Г.К. Матвеев, — нельзя отрывать друг от друга. При решении вопроса об ответственности правонарушителя принимаются во внимание оба эти момента. Важно отметить, что момент оценки ( осуждения) правонарушения проходит всегда двойную стадию: абстрактную, когда государство выражает свое отрицательное отношение к противоправному поступку в законе ( например, к хулиганству или к причинению ущерба одним лицом другому), и конкретную, когда суд либо другой государственный орган осуждает определенное правонарушение, совершенное данным лицом. И закон, и суд, осуждая эти антиобщественные действия, подразумевают определенную психическую связь их с лицом, совершившим эти действия; последние являются плодом его сознания и воли.
[2]
Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру ( перцепция — это восприятие, аффект — эмоция), который характеризуется эстетическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их проявления, этическим освоением.
[3]
Понятие субъективного отношения личности близко по содержанию к понятию установки или аттитюда.
[4]
Практический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; поступочный компонент ( структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением.
[5]
Модальные слова выражают субъективное отношение говорящего к высказываемой в предложении мысли. Модальные слова имеют значение предположения, сомнения, вероятности, уверенности говорящего в мысли, выраженной в предложении. Модальные слова выполняют функцию вводного члена предложения и обычно относятся ко всему предложению в целом.
[6]
Модальные слова выражают субъективное отношение говорящего к высказываемой в предложении мысли. Модальные слова имеют значение предположения, сомнения, вероятности, уверенности говорящего в мысли, выраженной в предложений. Модальные слова несут функцию вводного члена предложения и обычно относятся ко всему предложению в целом.
[7]
Компонента ас отражает субъективное отношение человека к риску. Она служит мерой эквивалентности между изменениями безопасности и качества жизни ( в определенных пределах, см. разд. Иначе а-можно назвать социальной компонентой цены ущерба. Соответственно величина Y может быть определена как социально-экономический ущерб.
[8]
Определяя вину как субъективное отношение лица к содеянному, нельзя не отметить связь между виной и наличием у лица, совершившего то или иное деяние, сознания и воли. Однако с учетом того, что субъектами налоговых правонарушений и ответственности наряду с физическими лицами выступают организации, их также необходимо наделить такими качествами. С этой целью законодатель установил, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия ( бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
[9]
По выделенным параметрам субъективного отношения к природе легко дать характеристику всем типам отношений.
[10]
Следует учитывать, что субъективное отношение к СИЗ определяется у большинства людей удобством или неудобством использования. Поэтому обучение правилам безопасности должно быть связано с разъяснением потенциального вреда и потенциальной опасности при пренебрежении применением СИЗ. Необходимо учитывать, что для человека характерна недооценка маловероятных опасностей, так как заболевание или повреждение случается не у каждого и не обязательно в тот самый день, когда работающий не использовал СИЗ.
[11]
Потребность, опредмечиваясь как объективное и субъективное отношение, тяготение к своему предмету, определяет деятельность общественного организма и в этом смысле выступает мотивом. Она, осознаваясь в качестве мотива, приводит к выработке цели — образа предмета, создаваемого деятельностью и способностью удовлетворить носителя потребности. Поскольку мотив побуждает к действию благодаря осознанию отношений между потребностями и возможными результатами их удовлетворения, то он, в общем плане, выступает целью.
[12]
Рассмотрим далее, является ли субъективное отношение к средствам производства фактором, определяющим производительность труда. По мнению большинства экспертов, принимавших участие в эксперименте, стимулирующее воздействие на эффективность труда оказывает не столько субъективное отношение к средствам производства, сколько подобное отношение к результатам своего труда. Отношение же к средствам производства оказывает, в основном, влияние на субъективное чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне, которое, в свою очередь, зависит от общей стабильности экономической ситуации в стране. При этом для неустойчивой ситуации субъективная уверенность в завтрашнем дне будет тем выше, чем в большей степени средства производства воспринимаются как свои.
[13]
Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности.
[14]
Мотив — это осознанное личностью ее субъективное отношение к объектам и фактам социальной действительности. Мотивы тесно связаны с потребностями человека. Иначе говоря, объекты потребностей являются реальными мотивами деятельности. Это будет видно из последующего анализа мотивов изобретателей и рационализаторов, которые побуждают их к техническому творчеству.
[15]
Страницы:
1
2
3
4
Психологические материалы — Направленность личности. Субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов
Б. Ф. Ломов
см также «краткая биография. Б. Ф. Ломов«
Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии».М., 1984. С 310-331.
Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «основная жизненная направленность» (Ананьев), «динамическая организация сущностных сил чело¬века» (Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, способностей, одаренности, характера, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т. д.
Действительно, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие.
То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. <…>
Мотивы и цели деятельностей принадлежат личности, которая их выполняет. Соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться; тогда, завершив данную деятельность, личность начинает другую (или же реализует этот мотив в общении). В процессе деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность (ее программа, структура, состав действий и т. д.). <…>
<…> Мотивационная сфера личности в целом неразрывно связана с потребностями, которые объективно закономерным образом детерминируют поведение человека. Мотив является субъективным отражением потребностей, опосредованным положением личности в обществе. <…>
<…> Потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности все же частично; является как бы исходным ее звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели личности. < …>
Субъективные отношения личности.
До сих пор речь шла о направленности как системообразующем свойстве личности в связи с анализом ее целей, мотивационной сферы и потребностей. Но это свойство имеет также и другие формы проявления. Анализируя психологический склад личности, вряд ли можно обойтись без рассмотрения ее ценноценностных ориентаций, привязанностей, симпатий, антипатий, интересов и ряда других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним.
На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше характеристики личности (и ряд других, не перечисленных здесь), является понятие «субъективные от¬ношения личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «От-ношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности.
Понятие «субъективные отношения личности» близко по содержанию к понятиям «установка», «личностный смысл» и «аттитюд». Но, с нашей точки зрения, оно является по отношению к ним родовым. Понятие «установка», раскрываемое как центральная модификация личности (Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; «личностный смысл» — их связь с общественно-выработанными значениями; «аттитюд» — их субъективность. <…>
Субъективные отношения конкретной личности, конечно, не исчерпываются только теми, основанием которых являются от ношения экономические. В процессе жизни у личности формируются также определенные субъективные отношения к научным открытиям, явлениям культуры и искусства, политическим событиям, идеологической жизни общества и т. д. Как уже не раз отмечалось, личность в своем развитии включается во многие как большие, так и малые общности людей. Участие в жизни каждой из них формирует у нее и определенные субъективные отношения как к той, в которую она включена, так и к другим общностям. При этом иногда возникают те или иные «перекосы» в развитии личности, которые выражаются в том, что некоторые из ее частных отношений начинают до¬минировать над общими, интересы какой-либо группы она ставит выше интересов общества. К таким перекосам относятся национализм, шовинизм, групповщина, корпоративность, протекционизм и др.
В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая — многомерная, многоуровневая и динамическая — система субъективно-личностных отношений. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.). Эти измерения и представляют собой то, что Э. Эриксон называл «радиусами значимых отношений». «Субъективное пространство» далеко не всегда совпадает с «пространством» общественных отношений, в которые личность включена объективно. Нередко можно встретить факты «смещения» субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она включена объективно.
Вопрос о взаимоотношениях объективного и субъективного «пространств» личности, так же как и вопрос о перекосах в ее развитии, требует специального психологического исследования Их конструктивное решение имеет исключительно большое значение для воспитательной работы.
Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и ее субъективных отношений. Если этого не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад». <…>
В самом широком смысле слова субъективность отношений означает их принадлежность личности как общественному субъекту. Они формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Ими характеризуется жизненная позиция личности в обществе. Их детерминация общественными отношениями иногда создает у личности впечатление, что ее субъективные отношения сильнее ее самой (переживание их навязанности). Пожалуй, нигде, как в этих отношениях, не проявляется так отчетливо кумулятивный характер детерминации. Было бы неверно субъективность, пристрастность связывать обязательно с искажениями или иллюзорностью этих отношений. Субъективность и субъективизм — это не одно и то же. Если отношения личности адекватны прогрессивным тенденциям развития общества, то их субъективность не только не является препятствием во взаимоотношениях с другими людьми, но, напротив, способствует развитию этих взаимоотношений. Однако при определенных условиях пристрастность может выступить и в форме субъективизма (предрассудков, предвзятости, ригидности в поведении и мнениях и т. п.), препятствующего нормальным взаимоотношениям личности с другими людьми, а значит, и ее собственному развитию. Являясь интегральными свойствами личности, субъективные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы (более широко: на все психические явления). Особенно отчетливо это выражается в их эмоциональном тоне, а также в тех звеньях процессов, которые связаны с выбором и принятием решений.
В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Складывается также определенная система образов, в которых с позиций данной личности, т. е. субъективно и пристрастно, репрезентируются различные стороны и компоненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и т. д.).
Субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности.
В процессе их развития формируются также определенные привычки, стереотипы поведения, способы взаимодействия с другими людьми (например, то, что принято называть чувством такта) — короче, стиль поведения личности в целом.
—————————
см также:
Общественные отношения как общее основание свойств личности.
Субъективные отношения личности — Мегаобучалка
До сих пор речь шла о направленности как системообразующем свойстве личности в связи с анализом ее целей, мотивационной сферы и потребностей. Но это свойство имеет также и другие формы проявления. Анализируя психологический склад личности, вряд ли можно обойтись без рассмотрения ее ценностных ориентаций, привязанностей, симпатий, антипатий, интересов и ряда других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним.
На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше характеристики личности (и ряд других, не перечисленных здесь), является понятие «субъективные отношения личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «Отношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности.
Понятие «субъективные отношения личности» близко по содержанию к понятиям «установка», «личностный смысл» и «аттитюд». Но, с нашей точки зрения, оно является по отношению к ним родовым. Понятие «установка», раскрываемое как центральная модификация личности (Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъективно‑личностных отношений; «личностный смысл» – их связь с общественно‑выработанными значениями; «аттитюд» – их субъективность. ‹… ›
Субъективные отношения конкретной личности, конечно, не исчерпываются только теми, основанием которых являются отношения экономические. В процессе жизни у личности формируются также определенные субъективные отношения к научным открытиям, явлениям культуры и искусства, политическим событиям, идеологической жизни общества и т. д.
Как уже не раз отмечалось, личность в своем развитии включается во многие как большие, так и малые общности людей. Участие в жизни каждой из них формирует у нее и определенные субъективные отношения как к той, в которую она включена, так и к другим общностям. При этом иногда возникают те или иные «перекосы» в развитии личности, которые выражаются в том, что некоторые из ее частных отношений начинают доминировать над общими, интересы какой‑либо группы она ставит выше интересов общества. К таким перекосам относятся национализм, шовинизм, групповщина, корпоративность, протекционизм и др.
В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая – многомерная, многоуровневая и динамическая – система субъективно‑личностных отношений. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно‑личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.). Эти измерения и представляют собой то, что Э. Эриксон называл «радиусами значимых отношений». «Субъективное пространство» далеко не всегда совпадает с «пространством» общественных отношений, в которые личность включена объективно. Нередко можно встретить факты «смещения» субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она включена объективно.
Вопрос о взаимоотношениях объективного и субъективного «пространств» личности, так же как и вопрос о перекосах в ее развитии, требует специального психологического исследования. Их конструктивное решение имеет исключительно большое значение для воспитательной работы.
Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и ее субъективных отношений. Если этого не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад». ‹… ›
В самом широком смысле слова субъективность отношений означает их принадлежность личности как общественному субъекту. Они формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Ими характеризуется жизненная позиция личности в обществе. Их детерминация общественными отношениями иногда создает у личности впечатление, что ее субъективные отношения сильнее ее самой (переживание их навязанности). Пожалуй, нигде, как в этих отношениях, не проявляется так отчетливо кумулятивный характер детерминации. Было бы неверно субъективность, пристрастность связывать обязательно с искажениями или иллюзорностью этих отношений. Субъективность и субъективизм – это не одно и то же. Если отношения личности адекватны прогрессивным тенденциям развития общества, то их субъективность не только не является препятствием во взаимоотношениях с другими людьми, но, напротив, способствует развитию этих взаимоотношений. Однако при определенных условиях пристрастность может выступить и в форме субъективизма (предрассудков, предвзятости, ригидности в поведении и мнениях и т. п.), препятствующего нормальным взаимоотношениям личности с другими людьми, а значит, и ее собственному развитию.
Являясь интегральными свойствами личности, субъективные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы (более широко: на все психические явления). Особенно отчетливо это выражается в их эмоциональном тоне, а также в тех звеньях процессов, которые связаны с выбором и принятием решений.
В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Складывается также определенная система образов, в которых с позиций данной личности, т. е. субъективно и пристрастно, репрезентируются различные стороны и компоненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и т. д.).
Субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности.
В процессе их развития формируются также определенные привычки, стереотипы поведения, способы взаимодействия с другими людьми (например, то, что принято называть чувством такта) – короче, стиль поведения личности в целом.
О системе «личность»[25]. Б. И. Додонов
Правильное, соответствующее системному подходу определение такой функции требует прежде всего рассмотрения личности как компонента другой, более высокой системы, как «частицы» общества, функция которой не может быть оторвана от жизни последнего. В то же время личность отнюдь не такой компонент системы высшего ранга, каким, скажем, является винтик для машины…
Зададимся же вопросом: какие содержательные характеристики личности могут влиять на способ ее общественного бытия? Очевидно, таких характеристик будет всего три: это, во‑первых, ее общественный статус, это, во‑вторых, ее социально значимые физические особенности и это, в‑третьих, ее психологический склад. Таков, надо думать, и есть основной «морфологический» состав системы «личность».
Социальный статус характеризует личность как компонент, зависимый от общества. Психологический склад и физические особенности, напротив, принадлежат личности как относительно самостоятельной системе, способной к определенному выбору доступных для нее общественных ролей и индивидуально‑своеобразному их исполнению. Они (психологический склад и физические особенности) репрезентируют управляющую и исполнительную подсистемы социализированного индивида.
Поскольку же все поведение человека непосредственно определяется управляющей подсистемой, субъективно отражающей в себе и его социальный статус, и его физические возможности, именно психологический склад личности станет предметом нашего дальнейшего анализа. Для этого сначала надо выделить те элементы, из которых «строятся» непосредственно составляющие его более сложные психологические образования.
«Идеальные содержания» личности как элементы ее основных психологических образований…В роли основного ряда компонентов психологического склада личности в нашей модели будут выступать функциональные объединения определенных содержаний личности…
Основные классы идеальных содержаний личности.В основу выделения элементов идеального содержания личности должен быть положен не онтологический, а логический принцип. Следуя ему, прежде всего разделим все идеальные содержания на мотивирующие и ориентирующие. Затем первые – опять‑таки на те, что несут в себе готовые цели, определяя инициативное поведение личности, и те, что представляют собой закрепившиеся эмоциональные оценки действительности, обеспечивающие ситуативные реакции на разные жизненные обстоятельства. Вторые – на понятийно‑образную информацию о мире и сложившиеся в опыте жизни «схемы» умственных действий, управляющие извлечением, преобразованием, приумножением и практическим использованием этой информации. Четыре выделенных таким путем разных класса идеальных содержаний нашей психики, согласно обычной терминологии, представляют собой опредмеченные потребности во всех их модификациях, устойчивые психологические отношения, знания и умения. Первый класс элементов мы будем называть также блоком целевых программ, а третий – блоком операторов.
‹…› Если рассмотреть каждый класс идеальных содержаний как отдельный их блок и задаться вопросом о дифференцировке элементов содержания внутри него, то одним из важнейших их различий будет степень широты и устойчивости. Знания человека могут касаться самых общих законов природы, общества и человеческого мышления и могут относиться к более частным сферам его жизни или даже к совсем незначительным фактам его бытия. Целевые программы могут быть программами жизни человека и программами сегодняшнего вечера и т. д. Иначе говоря, каждый блок содержаний (независимо от их реального вхождения в те или иные функциональные образования психологического склада личности) имеет «многоэтажное», иерархическое строение. Верхние «этажи» его при этом беспрестанно достраиваются и перестраиваются, но чем ближе мы будем подходить к их основанию, тем со все более прочными, фундаментальными содержаниями личности будем иметь дело. Именно вследствие этого зрелая личность диалектически сочетает в себе и крайнюю динамичность, и нередко исключительную устойчивость. Она, как дерево, которое каждый год выпускает новые побеги и покрывается новой листвой, но которое обычно сохраняет почти неизменным главное: корни, ствол и ветви.
Компоненты психологического склада личности.Наряду с тем разграничением идеальных содержаний личности, о котором говорилось выше, их следует разделить еще по одному принципу: в зависимости от того, относятся они к внешнему миру или к самому индивиду. В связи с этим в системе психологического склада личности нами выделяются экстраверсивная и интроверсивная подсистемы.
Подсистема экстраверсии.Можно, очевидно, установить отнюдь не случайную аналогию между «регуляционными механизмами», которые осуществляют регуляцию поведения людей со стороны общества, и собственными управляющими механизмами личности. И те и другие обеспечивают три вида ориентаций, необходимых для успешного функционирования как общества в целом, так и отдельного индивида. Эти ориентации суть следующие: 1) общее понимание той действительности, в «пространстве» которой приходится действовать; 2) целевая ориентация и 3) ориентация, обеспечивающая быстрое реагирование на разного рода типичные ситуации и обстоятельства жизни.
В системе самой личности функции регулятора поведения выполняют ее мировоззрение, направленность и характер.
…Первый из компонентов личности – мировоззрение– представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий.
…Направленность личности– это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Иначе говоря, это то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта.
Еще один из упомянутых нами компонентов психологического склада личности – ее характер.С наших позиций характер– это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ними стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации…
Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируясь под сильным воздействием мировоззрения и особенно направленности человека, ни в коей мере не перекрывает их, он определяет реактивное, а не инициативное первичное поведение личности. Другое дело, что сама вызванная внешним импульсом реакция характера может послужить началом формирования новой целевой программы, которая затем войдет в состав направленности личности…
Три описанных выше компонента психологического склада личности представляют собой регуляторы нашего поведения с готовым информационным содержанием, но личность нуждается в постоянном притоке все новой информации из внешнего мира и извлечении уже имеющихся знаний о нем из «хранилищ памяти». Она нуждается также в анализе этой информации, ее преобразовании, перекодировке и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Этой цели служит четвертый, самый сложный компонент психологической системы человека – его способности.Способности (как, впрочем, и другие компоненты личности) можно характеризовать по их проявлению – и тогда их удобно называть качествами, особенностями и т. п. и можно рассматривать как некоторые структуры идеальных содержаний, «вложенный» в сами схемы функциональных систем процессов – и тогда их лучше определять как образования личности…
Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как их простая сумма, а как их определенная система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Неслучайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т. е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид» (А. В. Петровский, 1982). Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во‑первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом – склад книжной макулатуры. Во‑вторых, от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которыми ребенок уже рождается. В‑третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Способности – это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.
Интроверсивная подсистема, или «Я» личности.Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующая система. Объектом ее внимания и деятельности служит поэтому не один лишь внешний мир, но и она сама. Феноменально это проявляется в чувстве своего «Я».
«Я» личности не следует понимать как некоего гомункулуса, стоящего над всеми другими ее компонентами и обладающего по отношению к ним «верховной властью». Его образующие – это некоторые части содержания все тех же личностных структур, которые уже были нами рассмотрены. «Я», таким образом, включает в себя и, так сказать, «самовоззрение» (представления о себе и свою самооценку), и программы своего самосовершенствования, и привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, и способности самонаблюдения, самоанализа и саморегуляции. Именно через «Я», которое дает возможность человеку ориентироваться в себе, как и во внешнем мире, в наибольшей степени осуществляются объединение всех компонентов личности в единое целое и постоянная гармонизация (согласование) его компонентов.
Но «Я», повторим, не есть какой‑то особый верховный решатель судеб личности. Рефлексируя, человек оценивает себя с позиции своего общего мировоззрения и направленности.
Субъективизм | Личное, субъективное отношение к чему-либо; субъективно-ограниченное суждение о чем-либо; субъективность 12 букв |
Субъективизм | Личное, субъективное отношение к чему-нибудь 12 букв |
Чувство | Эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях чувствами также называют ощущения 7 букв |
Правоотношение | Урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей 14 букв |
Оценка | Отношение субъективного к объективному 6 букв |
Эмоция | Эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений 6 букв |
Правосознание | Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми 13 букв |
Вкусовщина | Оценка явлений, основанная на субъективном, пристрастном отношении к ним 10 букв |
Вкусовщина | Оценка каких-нибудь явлений с точки зрения своего, субъективного вкуса 2 10 букв |
Сенсуальный | Основанный на субъективных чувствах, ощущениях 11 букв |
субъективное отношение — это… Что такое субъективное отношение?
- субъективное отношение
General subject: personalism
Универсальный русско-английский словарь.
Академик.ру.
2011.
- субъективное определение
- субъективное ощущение
Смотреть что такое «субъективное отношение» в других словарях:
ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ — экономическая и этическая категория, характеризующая как объективное отношение человека к средствам производства, и потребления (форма собственности), так и субъективное отношение людей к предметам общественного богатства. О. к с. неразрывно… … Словарь по этике
Субъективное вменение — принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние. Содержание 1… … Википедия
отношение межгрупповое — в психологии совокупность социально психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика… … Большая психологическая энциклопедия
Отношение юридическое — Право имеет своей целью разграничение интересов людей, живущих в обществе. Оно определяет сферу и границы власти личности в области обладания (владения, пользования и распоряжения) жизненными благами, установляя организованную защиту этого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Отношение юридическое — Право имеет своей целью разграничение интересов людей, живущих в обществе. Оно определяет сферу и границы власти личности в области обладания (владения, пользования и распоряжения) жизненными благами, установляя организованную защиту этого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Субъективное право — в противоположность объективному, или юридическим нормам (см.), означает право в применении к личности обладателя вытекающих из него правомочий и обязанностей (см. Отношение юридическое). Его определяют как область независимого господства частной … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ — экономическая и этическая категория, раскрывающая как объективное положение трудящихся в производственном процессе, форму их участия в общественном труде, так ц субъективное их отношение к своей общественно полезной деятельности. В экономическом… … Словарь по этике
Пиковое отношение сигнала к шуму — (англ. peak signal to noise ratio) обозначается аббревиатурой PSNR и является инженерным термином, означающим соотношение между максимумом возможного значения сигнала и мощностью шума, искажающего значения сигнала. Поскольку многие сигналы… … Википедия
ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Их характерные признаки и особенности: 1. П. о. представляет собой … Энциклопедический словарь конституционного права
ВИНА СТРАХОВАТЕЛЯ — субъективное отношение лица к своему противоправному поведению и его возможным последствиям, что нередко является причиной наступления ущерба (вреда) … Большой экономический словарь
УБЕЖДЕННОСТЬ — субъективное отношение человека к своим поступкам и убеждениям, в к ром проявляется его уверенность в собственной правоте. Являясь одной из форм нравственного самосознания. У. представляет собой идейно психологическую основу для развития в… … Словарь по этике
Книги
- Игра жизни. Таро. 21 способ. Символика Таро (количество томов: 3), Ошо. `Игра жизни. Таро в духе дзен`. Чем бы вы ни занимались — астрологией, составлением гороскопа, хиромантией, гаданием на И-Цзин или Таро, — это, как и все, что касается будущего, является,… Подробнее Купить за 999 грн (только Украина)
- Игра жизни. Таро. 21 способ. Символика Таро (количество томов: 3), Ошо. «Игра жизни. Таро в духе дзен» . Чем бы вы ни занимались — астрологией, составлением гороскопа, хиромантией, гаданием на И-Цзин или Таро, — это, как и все, что касается будущего, является,… Подробнее Купить за 772 руб
- Бригада. 15 серий (2DVD), Сидоров Алексей. Культовый российский многосерийный фильм удостоенный престижных премий «Тэфи» и»Золотой орёл» . Гангстерская сага подытожившая эпоху» бандитского беспредела 90-х», времени, когда каждый… Подробнее Купить за 356 руб
Другие книги по запросу «субъективное отношение» >>
Субъективизм | Личное, субъективное отношение к чему-либо; субъективно-ограниченное суждение о чем-либо; субъективность 12 букв |
Субъективизм | Личное, субъективное отношение к чему-нибудь 12 букв |
Субъективный | Пристрастный, предвзятый, лишенный объективности 12 букв |
Субъективный | Присущий только данному субъекту, лицу 12 букв |
Берклианство | Разновидность субъективного идеализма 12 букв |
Инкорпорация | (лингвистика) объединение в одно морфологическое целое двух и более семантем, представляющих собой подвижные компоненты с обособленными лексическими значениями; количество и порядок этих компонентов каждый раз обусловлены содержанием высказывания, а отношения между ними соответствуют отношениям синтаксическим 12 букв |
Антисемитизм | Одна из форм национальной нетерпимости — враждебное отношение к евреям, искусственно создаваемое в целях разжигания национальной розни 12 букв |
Вертикальный | Отвесный, перпендикулярный по отношению к горизонту 12 букв |
Гибридизация | Скрещивание организмов, разнородных в наследственном отношении 12 букв |
Касательство | Причастность к чему-нибудь, отношение к кому-чему-нибудь 12 букв |
субъективное отношение — это … Что такое субъективное отношение?
ATTITUDE — Le mot position vient du latin aptitudo. Son sens primitif appartient au domaine de la plastique: «Manière de tenir le corps. [Avoir] de belles position », dit Littré. Du Physique le terme se transpose au моральный: «L’attitude du уважение»; puis il…… Encyclopédie Universelle
Поляризация отношения — Поляризация отношения, также известная как поляризация убеждений, возникает, когда люди, у которых есть убеждения или установки, выборочно интерпретируют свидетельства за или против этого убеждения / отношения таким образом, чтобы показать предвзятость в пользу их текущего взгляда.[Хорошо…… Википедия
субъективный — субъективный [səbˈdʒektıv] прил 1.) субъективное утверждение, отчет, отношение и т. Д. Зависит от личного мнения и поэтому может быть несправедливым ≠ ↑ объективно ▪ Как критик, он слишком далеко субъективно. ▪ очень субъективная точка зрения…… Словарь современного английского
субъективное — прилагательное 1 субъективное утверждение, отчет, отношение и т. Д. Зависит от личного мнения и, следовательно, может быть несправедливым: как критик его текст слишком субъективен.противоположная цель 2 (1) 2 (без сравнения) существует только в вашем уме… Словарь современного английского языка Longman
работа, субъективный опыт — В отличие от относительно стабильных идеологий, составляющих трудовую этику, социология также изучает то, как работа на самом деле переживается отдельными людьми и группами. Сюда входят ориентация на работу, отношение к работе, мотивация работы и… Словарь по социологии
чертеж — / чертеж инг /, н.1. действие человека или вещи, которая рисует. 2. графическое изображение объекта или идеи линиями, как карандашом; очертание формы без привязки к цвету. 3. эскиз, план или дизайн, особенно. одна сделана ручкой, карандашом… Универсал
Muḥāsibī, al- — родился с 781, Аль Бахра умер 857, Багдадский суфийский богослов. Он вырос в Багдаде в зажиточной семье. Он разработал рационалистическое богословие, продвигая свои идеи в дидактических беседах со своими учениками и в книгах, написанных в форме…… Универсалиума
Симфония No.11 (Шостакович) — Симфония № 11 соль минор (Опус 103; подзаголовок 1905 года) Дмитрия Шостаковича была написана в 1957 году, а премьера симфонического оркестра СССР под управлением Натана Рахлина состоялась 30 октября 1957 года. Симфония была задумана как популярная штука и…… Википедия
Эго-футуризм — русское литературное движение 1910-х годов, развитое в рамках русского футуризма Игорем Северяниным и его ранними последователями. Эго-футуризм зародился в 1911 году, когда Северянин опубликовал небольшую брошюру «Пролог» («Эго-футуризм»).Северянин…… Википедия
Номинальная группа (язык) — В английском языке именная группа обычно состоит из существительного, окруженного другими элементами (словами), которые все так или иначе характеризуют это существительное. Внутри предложения номинальная группа функционирует так, как если бы это существительное, которое упоминается как глава; …… Википедия
Номинальная группа (функциональная грамматика) — Эти пять прекрасных блестящих яблок Джонатана, сидящих на стуле. В системной функциональной грамматике (SFG) именная группа — это группа слов, которые выражают сущность.Номинальная группа широко рассматривается как синоним именной группы в других…… Wikipedia
.
Отношение к переговорам и поведение — от неудач к успеху
Поведение при переговорах в первую очередь определяется ментальными установками. Если мы хотим преуспеть в переговорах, как и в других сферах деятельности, мы должны копнуть глубже, чем сам процесс. Если мы изучим процесс, мы сможем стать более компетентными водителями автомобилей, среднестатистическими игроками на гитаре, бегунами на 15-мильную дистанцию или сносными ораторами после ужина. Если вы довольны достижением 45%, 50% или 55% того, что лежит на столе, тогда вы можете удобно устроиться в своей зоне комфорта.Достижение совершенства требует, чтобы мы отошли от границ наших зон комфорта и изменили свое умственное отношение.
Психологические установки в основном устанавливаются целями наших переговоров. Если мы видим цель переговоров как «достижение соглашения, которое удовлетворяет потребности обеих сторон и которым обе стороны довольны» , то наше умственное отношение существенно не проявляется. Нам не нужно искать дальше, чем изучать процесс и совершенствовать методы, которые просто привносят новые навыки ведения переговоров в наше нынешнее поведение.Мы могли бы прочитать книгу, посетить однодневный семинар, заключить сделку лучше, чем наша минимальная позиция, почувствовать себя хорошо, что мы сохранили отношения с другой стороной, и почувствовать тепло, зная, что мы договорились о «принципиально и этичным образом ».
Но что, если наши цели намного амбициознее? Например: «наша цель на переговорах — отобрать 100% того, что есть на столе, независимо от счастья обеих сторон». Я предполагаю, что это сразу бросает вызов социальным и психологическим взглядам читателя.Возможно, вы визуализируете грубую жадность, плохие предчувствия, резкие слова, эксплуатацию и разрушенные отношения. Я не возражаю, но это действительно так, что касается коммерческих переговоров (я подчеркиваю коммерческие, потому что политические, личные и профсоюзные переговоры имеют разные ограничения и приоритеты): что стремление капитализма состоит в максимизации прибыли, а не в получении туманная «справедливая» прибыль , и что достижение личного счастья в переговорах важно для Ребенка, а не для Взрослого, и что вашему Ребенку нет места за столом переговоров.
Я возражаю против последнего подхода к переговорам по реалистическим, а не этическим соображениям. Плохое чувство обычно ведет к плохому бизнесу. У другой стороны обычно есть Дитя, которое может быть как разрушительным, так и склонным к сотрудничеству. Что, если мы будем стремиться к , «взяв 100% того, что есть на столе, и оставим другую сторону довольной сделкой?» Это действительно бросает вызов нашим ценностям, психологическим установкам и поведению при ведении переговоров.
Очень важно также, что за более чем пятнадцать лет анализа поведения на переговорах, особенно в коммерческой среде, я обнаружил набор неадекватных установок и связанного с ними поведения, которые имеют первостепенное значение для исхода переговоров.Эти результаты иллюстрируют другие важные ключи к успеху и неудаче в переговорах. Список этих неуместных состояний ума приводится ниже:
САМООГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Мы планируем неудачу еще до того, как сядем за стол. Мы можем быть рабами ожиданий.
Позиции
- «Это всегда заканчивается по рыночной цене». .
- «У нас паршивое дело».
- «Я знаю, что он собирается сказать, так что на самом деле нет смысла спрашивать.”
- «Это будет дорого».
- «У него лучшая позиция».
- «Он мог бы пойти к любому из наших конкурентов».
- «У нас нет ничего особенного».
- «Немцы / японцы / арабы всегда кажутся лучшими переговорщиками, чем мы».
Поведение
- Очень робкие требования.
- Готов пойти на уступки.
- Просто придумываю движения.
В поисках комфорта
Наше избегание стресса позволяет нам обосноваться в комфортном среднем диапазоне или принять их первое предложение…
Позиции
- «Если я буду выдвигать слишком высокие требования, это разрушит отношения».
- «Я буду казаться слишком жадным, если попрошу слишком многого».
- «Меня тошнит, когда я настаиваю на этом еще немного».
- «Да, я с радостью разделю разницу.”
- «Это, наверное, справедливо для нас двоих»
Поведение
- Не встречает требований.
- Слишком упрощенные уступки
- Последняя минута уступок.
- Завершить дела как можно быстрее.
ИНЕРЦИЯ
Старший брат ищущего утешения.
Позиции
- «Всегда есть еще одна приятная сделка, еще один день».
- «Нет смысла вспотевать.”
Поведение
- Просто лень просто.
- Конкретная недостаточная подготовка.
- Легко уступить уступки.
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ
Слишком многие люди смотрят на деньги компании как на совершенно иное животное, чем на личные деньги. Симптомы — это зависимость от расходов и удобств, оплачиваемых компанией.
Позиции
- «Черт возьми, это не так уж много денег, учитывая, сколько оборачивается моя компания.”
- «Ну, это не мои деньги».
- «Какой будет один процент, если я выиграю сделку?»
- «Торг ведется слишком недооцененно».
Поведение
- Очень благотворительные уступки.
- Показывает символы статуса, оплачиваемые компанией.
- Небрежное отношение к деньгам: тысячи как «г» или «к» , или даже миллионы как «мил» .
- Игнорирует последнюю 1% возможность.
ОТСУТСТВИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основной навык успешных переговорщиков — это просто контролировать себя.
Позиции
- «Что сказать несколькими или несколькими словами?»
- «Как это может навредить, если я раскрою нашу срочность?»
- «Какая разница, если я опаздываю всего на несколько минут?»
Поведение
- Неконтролируемый разговор (особенно в стрессовом состоянии).
- Делает нескромные комментарии.
- Безудержное невербальное общение.
- Незапланированное опоздание.
ПРИВОДЫ
Я постоянно удивляюсь тому, как часто люди считают, что кажутся «управляемыми». — это положительный атрибут. На мой взгляд, человек либо за рулем, либо за рулем. Управляемые люди могут совершать великие подвиги, но редко могут игнорировать драйв.
Позиции
- «Я получу эту распродажу, если это последнее, что я сделаю».
- «Это сделает меня лучшим продавцом на переговорах.”
- «Я должен заставить его оценить мое положение».
- «Я еще ни разу не терял клиента».
Поведение
- Отсутствие самоконтроля.
- Необходимо доминировать.
- Неспособность сохранять тишину.
- Принуждение к объяснению.
- Конкурентоспособность (конкурентоспособными людьми относительно просто манипулировать).
САМОПОГЛОЩЕНИЕ
95% людей проводят 95% своей жизни в одиночестве в своей голове.Переговоры проникают в голову другого человека.
Позиции
- «Я действительно должен заключить эту сделку».
- «Я должен заставить его понять мою позицию».
- «Важна моя повестка дня переговоров»
- «Как я могу понять, что он думает?»
Поведение
- Отсутствие внимания к потребностям, приоритетам, срочным и слабым сторонам партнера.
- Не задает вопросов.
- Начинаем торги с учетом нашей самой низкой позиции, а не их.
- Не показывает чувствительность.
- Предполагается, что другая сторона смотрит на переговоры так же, как и мы.
ЭГО
В переговорах так много внимания уделяется питанию эго, а не заключению наилучшей возможной сделки, что обычно требует оставить эго за дверью. Эго другого человека может быть нашей самой большой возможностью или самой большой угрозой.
Позиции
- «Эти парни должны увидеть, кто главный.”
- «Я лучше проиграю эту сделку, чем буду считаться слабым».
- «Это даст мне уведомление в зале заседаний».
Поведение
- Контроль первого слова.
- Последнее слово за вами.
- Ошибка разговора для доминирования.
- предвзято.
- Belligerent.
- Не умеет слушать.
- Не проявляет чувствительности.
- Стремясь унизить другую сторону.
- Склонен к лести.
- Зацикленный на выигрыше символов победы.
- Дает деньги как символ важности.
- Невозможно выполнять подчиненную роль в командных переговорах.
ПОДЧИНЕНИЕ
Мы превозносим небольшое число успешных, готовых к риску хозяев деловой вселенной. Мы забываем о том, что 90% тех, кто занимается бизнесом, — это люди, которые могут управлять, не поднимая головы, чтобы защитить свою работу, выплатить жилищный кредит и обеспечить свои пенсии.
Позиции
- «Лучше не раскачивать лодку».
- «Слишком много требований вызовут у них гнев».
- «Существуют правила, которые определяют, сколько мы можем просить».
- «Они имеют преимущество».
- «Я уверен, что могу оправдать свои требования».
- «Давайте не будем ставить под угрозу отношения».
- «Мой босс убьет меня, если я нарушу эту сделку.”
Поведение
- Сдерживают страхи.
- Неспособность противостоять своим страхам.
- Неспособность защититься от социальной обусловленности.
- Подчиняется властям (часто фиктивным).
- Требовать самооправдания.
- Отсутствие амбициозных требований.
- Оборонительный.
- Нужно нравиться.
- Склонен к робости.
- Можно бояться.
- Двигается по течению.
- Представляет уступки взамен.
- Нет способности вести командные переговоры.
В заключение хочу сказать, что мы принимаем с собой во время переговоров довольно много мыслей, которые противоречат нашим потребностям. Они рождены страхами, запретами, социальной обусловленностью, механизмами выживания, эго и побуждениями. Их идентификация важна для их контроля. Только когда это будет сделано, мы сможем эффективно приобрести навыки процесса, которые помогут нам достичь совершенства в переговорах.
Джонатан Симс, директор Центра человеческого развития (HDC), ведет семинар по навыкам ведения переговоров с 1989 года.
.
Выбери свои слова: Vocabulary.com
Предположим, что и предполагают, что оба означают верить во что-то до того, как это произойдет, но когда вы предполагаете , вы не совсем уверены. Если кто-то постучит в вашу дверь посреди ночи, вы можете принять (и надеяться!), Что это ваш сумасшедший сосед. Если ваш сосед стучится в вашу дверь каждую ночь в 6:30, в 6:29 вы можете предположить, что она придет через минуту.
– предположить, что — это предположить или верить чему-либо без каких-либо доказательств.Это также означает взять на себя ответственность, обычно обязанности и обязанности, такие как работа, или принять внешний вид или отношение:
Во-первых, исходя из вашего вопроса, мы предположим, что вы недавно закончили колледж. ( USA Today )
Не получив ответа, через три дня он отправил второе письмо, в котором предположил , что его первое письмо было ошибочным. ( Элизабет С. Кайт )
«Я не хочу его», — сразу сказал сэр Генри, его глаза приняли свое самое креветочное выражение.( Мэри Чолмондели )
Предположим, что происходит от латинского pre «до» и sumere «принимать», как будто принимать что-то как должное. Это значит быть в чем-то уверенным до того, как это произойдет. Когда вы предполагаете, вы предполагаете что-то без доказательства, основываясь на вероятности:
В своем последнем видео Бритни Спирс прибывает на Землю — инопланетянин, мы предполагаем — для распространения идеи потребительства.( Вашингтон пост )
Я предпочитаю последнее объяснение, также известное как разумная предполагаемая истина, точно так же, как я считаю, что Уильям Шекспир написал несколько пьес в свое время. ( Время )
Людям не нравится, когда вы предполагаете , основываясь на запоминающейся фразе, которая называет вас задницей, потому что вы в основном делаете предположение. Когда вы предположили, что , это ваша соседка стучит в вашу дверь, и вы сказали ей уйти, вы позже узнали, что это была ваша мама! В отношении и предположения о нет забавной фазы, потому что обычно вы правы.
.