Рабочая программа на тему: ПРОГРАММА Социально-психологической службы в школе
МБОУ «Сакмарская СОШ»
Утверждаю
директор ________ Горбунова Л.М.
Приказ № _____ от «____»_____200__г
ПРОГРАММА
Социально-психологической службы
в школе
Пояснительная записка.
Социально — психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально — психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Цель работы социально — психологической службы:
Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
- 1.создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- 2.выявить индивидуальные качества личности ребенка;
- 3.оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
Структура работы службы:
Директор школы – общее руководство по реализации программы.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет,методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.
Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе воспитательного процесса.
Психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.
Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с городскими организациями социальной защиты, правоохранительными органами.
Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.
Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения «трудных» учащихся, умение грамотно общаться с ними.
Руководители ШМО – организация в методическом объединении работы по подбору материала и созданию методической базы для детей, имеющих трудности в обучении и развитии.
Функции службы:
- Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
- Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
- Анализирует состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
- Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
- Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
- Организует социально — психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
- Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
- Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Принципы работы службы:
- доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
- своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
- индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
- комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
- эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
- преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
- многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
- интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
- оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
- репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
- адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Методы работы:
1.Наблюдение;
2. Психологические и педагогические методики;
3. Психолого-педагогический анализ;
4. Социально-психологические методы.
Этапы реализации программы работы службы.
I этап – 2012 – 2013 учебный год.
II этап – 2013 – 2014 учебный год.
III этап – 2014 – 2015 учебный год– анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.
Планируемый результат:
- 1.Повысить социально — психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- 2.Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
- 3.Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.
План работы социально-педагогической службы в школе на 2012-2013
Вид деятельности | Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Социальная работа с многодетными и социально незащищенными семьями | 1.Сбор информации о детях из многодетных семей 2. Сбор информации о социально незащищенных семьях 3. Организация бесплатного питания для детей из многодетных и социально-незащищенных семей | сентябрь | классные руководители, социальный педагог, психолог |
4. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по социальным , социально -психологическим вопросам | В течении года | социальный педагог, психолог | |
Социально-психологическая работа с детьми, находящимися под опекой | 1.Сбор информации об учащихся, находящихся под опекой | сентябрь | социальный педагог |
2. Составление контрольных актов обследования жилищно-бытовых и социально психологических условий проживания несовершеннолетних | Октябрь, май | социальный педагог, классные руководители | |
3. Индивидуальные консультации для опекунов , испытывающих затруднения в воспитании детей | В течении года по запросу опекунов | социальный педагог, психолог | |
4. Организация бесплатного питания для учащихся находящихся под опекой | сентябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Организация досуга учащихся | 1. Рекламная кампания по привлечению учащихся в кружки, студии, спортивные секции школы и города | сентябрь | социальный педагог, классные руководители, завуч по УВР, педагоги дополнительного образования |
2. Оформление банка данных учреждений внешкольного образования города и кружков школы | В течении года | завуч по УВР | |
3. Изучение занятости учащихся во внеучебное время | октябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Профориентационная работа с учащимися | 1. Оформление банка данных об учреждениях профессионального образования Иркутской области | В течении года | завуч по УВР и научной работе |
2. Групповая диагностика учащихся 9-х классов: – мотивация достижения успеха; – мотивация личностной акцентуации | Ноябрь октябрь | социальный педагог, психолог | |
3. Индивидуальные профориентационные консультации для учащихся 9–11-х классов | В течении года | социальный педагог, психолог, Завуч по научной работе | |
4. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке классных часов, посвященных проблеме профессионального выбора личности | В течении года | завуч по научной работе | |
Диагностико-коррекционная и профилактическая работа с социально-дезаптированными учащимися | 1.Выявление учащихся с различными формами социальной дезадаптации | сентябрь | социальный педагог, психолог |
2. Посещение семей выявленных учащихся с целью изучения жилищно-бытовых условий и психологического климата в семье | октябрь | социальный педагог, классные руководители | |
3. Психолого-педагогическая диагностика учащихся (при согласии родителей) с целью разработки программы коррекционной работы | В течении года | Социальный педагог, психолог | |
4. Учет динамики успеваемости социально-деза-даптированных учащихся | В течении года | социальный педагог, завуч по УВР | |
5. Индивидуальные встречи с родителями | В течении года | социальный педагог, классные руководители | |
Психолого-педагогическое сопровождение классов | 1. Наблюдение за учащимися классов КРО | В течении года | психолог |
2. Диагностика сформированности мотивации учащихся классов КРО | октябрь | психолог | |
3. Учет динамики успеваемости учащихся классов КРО | В течении года | социальный педагог, классные руководители | |
4. Анализ занятости учащихся классов КРО | В течении года | классные руководители, завуч по УВР | |
5. Участие в родительских собраниях классов КРО | В течении года | психолог, социальный педагог, классные руководители | |
Работа с педагогическим коллективом | 1. Совещание классных руководителей | 1 раз в месяц | завуч по УВР, социальный педагог, психолог |
2. Выступление на тематических педагогических советах, родительских собраниях и психолого-педагогических консилиумах по результатам текущей диагностики , коррекционной и психопрофилактической деятельности | В течении года | завуч по УВР, социальный педагог, психолог | |
Научно-методическая работа | Организация и проведение консультаций для классных руководителей 1–4х ; 5–11х классов «Проблемный ребенок в классе, школе, семье», «Одаренный ребенок» | декабрь | социальный педагог, психолог, завуч по научной работе |
Литература:
- Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61–72
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология – Академия, 2008.
- Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота – Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
- Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога – ГИЦ Владос, 2007.
- Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы – Москва: ВАКО, 2008.
- Кулинич Г.Г. Классные часы – Москва: ВАКО, 2007.
- Овчарова В.В.Справочник социального педагога – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
- Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения – Аркти, 2006.
- Семенов С.Г. Методика работы социального педагога – Москва: Школьная пресса, 2006.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога – Академия, 2007.
Школьная психологическая служба: зачем, как, для кого
Отрицать необходимость психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса бессмысленно. Школа — это тот социальный институт, который обязателен для подрастающего поколения, и именно в школьный период вершится становление юного человека как личности и полноправного члена общества.
Мне довелось побывать в американской школе. Там вопрос о необходимости психолога в школе не стоит вообще. Психолог обязателен в школе. У меня была возможность познакомиться с работой моего американского коллеги. Оказывается, самое главное в деятельности психолога — это не удовлетворение запросов администрации и педагогов, а работа с запросами юных людей.
К психологам школьники обращаются по разным причинам, чаще всего у детей возникают вопросы личностного характера: почему меня не любят, почему меня не понимают, почему на меня не обращают внимания, как понравиться и так далее. Существенно реже причиной обращения являются проблемы в обучении. И это вполне нормально, я думаю. Становление личности юного человека — процесс многогранный. И успеваемость в школе может быть не самой главной проблемой в жизни подростка, юноши и девушки.
Меня удивило, что и для родителей американских школьников обращение к психологу является естественным и необходимым. У нас далеко не так. Мы сильно отстали в этом от цивилизованного общества.
Когда в 90-е годы прошлого столетия стали вводить психологов в школу, я незамедлительно обратился в Министерство образования к ведущему психологу Асмолову. Мне рекомендовали получить переподготовку по психологии в Москве и Ярославле. Поехал в Ярославль, как-то добился допуска к экзаменам для поступления на факультет школьной практической психологии. Вступительные испытания выдержал и приступил к учёбе. Занятия проходили в большей своей части в тренинговом режиме. То есть с 8.00 и до 17.00 мы в круге поднимали, рассматривали, решали проблемы школьной действительности. Процесс обучения очень увлекал, мы практически все время пребывали, если так можно выразиться, в состоянии психологии.
Вернувшись в школу, приступил к созданию системы психологической помощи. Определил приоритеты в работе.
Повышение психологической культуры учителей
Понимал, что это задача не простая. Меня несколько лет в коллективе знали как учителя. Но с осторожностью отнеслись ко мне в роли психолога. Поэтому взять на себя обязательство учить учителей, откровенно сказать, не решался. Но понимал, что это необходимо.
Обратился к известному психологу из вуза Е. Морозовой. Она-то и помогла мне своим профессионализмом замотивировать учителей на принятие меня уже как психолога.
Нами было подготовлено практическое пособие для учителя «Познайте себя и своих учащихся».
Я, работая в школе в новом качестве, довольно быстро понял, что непременное условие для успешной деятельности психологической службы в школе — это заинтересованность и поддержка со стороны администрации школы. И, конечно, чтобы психолог был принят педагогическим коллективом как равноправный участник образовательного и воспитательного процесса.
Следующее направление работы — это изучение особенностей ребят, приходящих учиться в первый класс
Познать, чтобы помочь
Помочь, в первую очередь, учителю получить представление об особенностях и степени готовности ребёнка к обучению в школе.
Для этого нами была разработана совместно с педагогами определённая система приёма в первый класс. Речь не идёт о том «годен» или «не годен», «способный» или «не очень способный». Ребёнок поступает в школу, и мы с распростёртыми объятиями его принимаем. Но чтобы помочь ему и его родителям начать новый этап в жизни без излишних переживаний, мы основательно пытаемся познакомиться с ним на школьном старте.
За время работы в качестве практического психолога в школе я убедился в особой важности для развития ребёнка периода начальной школы. Именно в этом возрасте (младший школьник) формируются так называемые базовые основания психики ребёнка:
1. Личностно-активное отношение к новому.
2. Отношения «Я-другой».
3. Произвольность деятельности.
Эти основания, стихийно сложившиеся или неправильно воспитанные у ребёнка в период начальной школы, чаще всего сохраняются в своих специфических особенностях и в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста.
Задача первого знакомства с будущим первоклассником состоит в том, чтобы в максимально короткое время диагностировать уровень познавательных процессов, отследить личностные особенности ребёнка. Это очень непросто, но необходимо. Разумеется, полученные данные о ребёнке в ходе первого знакомства — это всего лишь исходный материал для дальнейшего, более обстоятельного знакомства и работы с ребёнком. И чтобы этот исходный материал в большей степени соответствовал истине, первое знакомство проводим в присутствии родителей.
Еще одна важная часть работы школьного психолога — психологическая профилактика
Это текущая работа по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Занятия по повышению уровня познавательных процессов у детей, посещение уроков в целях уточнения тактики работы с тем или иным учащимся, определение ведущих каналов восприятия у детей с последующим рассмотрением возможностей и так далее.
Регулярными в нашей практике являются психолого-педагогические консилиумы по проблемам успеваемости, поведения конкретных учащихся.
Психолого-педагогические консилиумы проводятся по инициативе учителей, родителей по мере необходимости. Психологическая служба готовит данные о психологических возможностях учащегося, медицинские работники представляют сведения о состоянии здоровья, классный руководитель представляет данные о фактической успеваемости и поведении учащегося. Приглашаются также сам ребенок и его родители.
Ведется обсуждение путей помощи ученику с учетом его возможностей. Начинаем разговор с того, что задаём вопрос ученику: «Как ты думаешь, чем можно тебе помочь в учёбе? Сам какие трудности видишь в освоении учебного материала?» Затем высказываются учителя, психолог. Цель – выработать оптимальные меры помощи ребенку. К примеру, психолог приглашает потренировать соответствующие познавательные процесс (память, мышление, воображение), учитель предлагает консультации индивидуальные и так далее. Договариваемся, когда вернёмся к вопросу снова, предварительно проанализировав результаты помощи. Следующая часть консилиума проходит в отсутствии ребенка. Анализируем медицинские данные о состоянии здоровья, знакомимся подробнее с данными психологического обследования. Советуемся с родителями по поводу отслеживания результатов. Практика показала, что эффективность подобных встреч достаточно высокая.
В рабочем режиме ведутся консультации родителей по психологическим проблемам детей и самих родителей, работает телефон доверия (три часа в неделю).
Значительный объём работы — это психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащегося
Это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств.
Не секрет, что и семья, и школа нередко становятся причиной появления функциональных неврозов у детей. И если вовремя не выявить состояние тревожности, то это может привести к серьёзным последствиям. Диагностика помогает определить истинное состояние ребёнка.
Но недостаточно выявить отклонение, например, в уровне познавательных процессов или в поведении, важно помочь ребёнку. Это уже практическая индивидуальная, коррекционная работа психолога с ребенком.
И, наконец, насущной проблемой для учащихся является выбор будущей профессии. С этой целью ведётся работа по профессиональной ориентации. Эта работа осуществляется в союзе с классными руководителями и родителями. Задача психологической службы, в первую очередь, — диагностирование и выработка рекомендаций. Именно рекомендаций, а не директивных установок.
Психологическая служба также работает по запросам классных руководителей и родителей. В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам.
Цели и задачи психолого — педагогической службы школы
Цели и задачи психолого – педагогической службы в школе
Психологическая служба в общеобразовательной школе появилась в конце 80-х годов двадцатого века. Психологическая служба в школе -форма практической деятельности психолога, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы. Психолог в Российской общеобразовательной школе был необходим всегда. В помощи психолога нуждаются все участники учебного процесса. Ученикам психолог может оказать помощь в решении личностных проблем, проблем общения, профориентации и др. Родителям учащихся он может дать советы по воспитанию детей в семье. Особенно в помощи психолога нуждаются учителя: им важно получить совет психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными группами учащихся, — отмечает Е. Василевская.
Чтобы работа психолога в школе была заметна и полезна, необходимо создание системы и программы работы психологической службы. В прошедшие два десятилетия появилось много работ, в которых обсуждаются вопросы, связанные с организацией работы школьной психологической службы. Работа психолога обсуждается в монографиях, в пособиях по педагогике и психологии, а также в статьях, специально посвященных этой проблеме.
Авторы работ сходятся в том, что главная цель деятельности психологической службы школы — это психологическое здоровье детей. Задачи школьного психолога — реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание условий для их психологического здоровья и личностного развития. Е.А. Ямбург полагает, что психологическая служба общеобразовательной школы должна обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, максимально возможную самореализацию его личности. Автор отмечает, что при правильной организации работы психологической службы школы возможно преодолеть узкопрофессиональное отношение педагогов к ребенку. Кроме задач, связанных с развитием личности ребенка перед школьным психологом ставятся задачи взаимодействия с учителями: создание условий для их психологической поддержки, оказание помощи в решении профессиональных и личностных проблем, а также проблем эмоционального перенапряжения учителей.
Организация работы психологической службы может осуществляться в виде индивидульных и групповых форм таких, как тестирование, беседа с учащимися, родителями и педагогами, мониторинг психического развития, в виде определенных терапевтических приемов, тренингов и др.
Большое количество работ посвящено рассмотрению видов деятельности психолога. Наиболее полно виды деятельности школьного психолога раскрыты М. Битяновой, И.В. Дубровиной, О.Н. Истратовой, Р.В. Овчаровой, а также А.А. Осиповой и др. Авторы выделяют несколько видов деятельности школьного психолога: психопрофилактика, консультативно — просветительская работа, психодиагностика, с последующей психологической коррекцией и раскрывают их сущность.
Психопрофилактика — специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства. Она предполагает:
— ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка;
— своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
— предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Авторы отмечают, что психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми и группами детей, так и с педагогами, родителями и теми, кто оказывает влияние на развитие ребенка.
Психопрофилактика в чистом виде применяется весьма редко. Выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии и предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень предполагает использование психодиагностики.
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми. И.В. Дубровина выделяет проблемы, с которыми обращаются к психологу взрослые. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей — как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.
Автор выделяет два типа консультирования: прямое и непрямое. В непосредственном контакте с учащимися психолог обычно использует прямое консультирование: работает над решением возникающих у них проблем. Иногда прибегает к непрямому, опосредованному консультированию воспитателей, учителей, родителей. В работе с учителями психолог должен получить информацию обо всех ведущих психических свойствах личности ребенка, о встающих перед ним трудностях, о положительных и отрицательных моментах его жизни. Учитель же часто в своей свободной характеристике ученика описывает некоторые особенности его поведения и успеваемость. Между тем, оценки личностных свойств детей педагогами бывают недостаточно полными, а иногда ошибочными и предвзятыми. В беседе с учителем психологу следует выяснить, какие факты подтверждают его собственные выводы о ребенке. Психолог обязательно работает с родителями детей, встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к знаниям психологии ребенка, помогает осознать, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Важность консультирования участников учебного процесса подчеркивают и другие авторы.
Получив консультацию квалифицированного психолога педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корригируя его развитие. Консультирование может проходить не только в форме консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, но и в форме просветительской работы со всеми участниками учебного процесса. Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки для построения взаимоотношений со школьниками и коллегами; осознания и осмысления себя в профессии. Психологическое просвещение родителей может быть направлено на ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. Психологическое просвещение школьников возможно как во время индивидуального консультирования, так и через организацию кружковой работы и факультативных занятий по психологии. Существуют и другие формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы. Правильно организованная консультативно-просветительская работа школьной психологической службы вносит существенный вклад в повышение эффективности образования.
Третьим направлением в деятельности психолога общеобразовательной школы является психодиагностика_с последующей психологической коррекцией — выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ЗУН, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. и последующее активное воздействие на процесс формирования личности с целью исправления недостатков психологии или поведения ребенка с помощью специальных средств психологического воздействия при сохранении ее индивидуальности.
Психодиагностика помогает ответить на конкретный вопрос, установить причину определенного психологического явления. Поэтому психолог не просто ставит диагноз, но и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей учащихся, следит за выполнением рекомендаций и осуществляет часть коррекционно — развивающей работы, которая состоит из нескольких этапов:
— изучение практического запроса;
— формулировка психологической проблемы;
— выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
— выбор метода исследования;
— использование метода;
— формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз в двух направлениях: при условии, что с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и при условии, что такая работа своевременно проведена не будет.
Выделим наиболее важные моменты в каждом этапе. Запрос психологу может поступать от учителей, родителей учащихся, администрации и других участников учебного процесса. Чаще всего, это просьбы о помощи в обучении или воспитании ребенка. В беседе с психологом формулируется психологическая проблема. Это может быть проблема несоответствия педагогического воздействия учителя психологическому развитию ребенка; проблема психологической готовности ребенка к сознательному обучению; проблема социальной адаптации и тревожности и др. (в настоящее время последняя из указанных проблем, стоит наиболее остро).
В соответствии с проблемой психолог выдвигает гипотезу о причинах наблюдаемых явлений: неправильное воспитание в семье, недостаточный уровень психического развития, личностные проблемы ребенка и др.
Для организации психологической коррекции психологу необходимо выбрать методы исследования. Это может быть наблюдение, анкетирование, эксперимент и др. Наблюдение психолог может провести во время посещения уроков и различных классных и школьных мероприятий. Важное место занимает анкетирование, причем как учащихся, так и всех участников учебного процесса. Это дает возможность определить уровень эффективности педагогического воздействия, как на отдельного ребенка, так и на учащихся класса или школы в целом. Особая роль может отводиться психологическому эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Продуктивным, а порой необходимым является изучение психологом школьной документации. Это позволяет выявить изменения, которые произошли с ребенком за определенный период времени. Анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований, ученических тетрадей служит дополнительными источниками информации об особенностях познавательной сферы ребенка (тонкая моторика, внимательность, утомляемость и др.).
Чаще всего объектом психологической диагностики становится уровень умственного развития ученика, его личностные характеристики, темперамент, социальный статус. По мнению А.Б. Боровкова, с помощью групповой диагностики психолог может изучать индивидуальные особенности учеников с первого по одиннадцатый класс.
Важное значение при получении информации о конкретных учащихся и целых классах имеют экспертные опросы педагогов и родителей. Эти опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения ребенка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ним в различных жизненных ситуациях. Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации, он позволяет:
— выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;
— выявить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушениями поведения.
Опрос родителей может рассматриваться как вспомогательный метод получения информации об отношении ребенка к школе, о некоторых аспектах его учебной деятельности, психологическом состоянии.
Итак, психологическая диагностика позволяет получить информацию, о тех особенностях каждого ученика, которые скрыты от непосредственного наблюдения: система отношения к миру, к себе и важным видам деятельности; особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.
Психологическая диагностика помогает организовать индивидуальную работу с учащимися, которая, может начинаться еще до их поступления в первый класс. Участвуя в приеме ребенка в первый класс, психолог пытается понять его прошлое, условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего развития. По результатам обследования психолог дает индивидуальные советы родителям по подготовке ребенка к школе, общению с ним, его развитию.
Взаимодействию психолога со всеми участниками учебного процесса также уделяется важное место в системе работы школьного психолога. Психолог в школе существует достаточно продолжительное время. Между тем, часто он работает изолированно, оторван от педагогического коллектива. Это связано с его особым положением в школе: его считают узким специалистом, а не педагогом. Ему приходится самому искать и определять свое место в педагогическом коллективе. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях образовательного процесса, их ценностными ориентациями, установками по отношению к детям. Поэтому на начальном этапе своей деятельности психолог должен сформировать у педагога желаемый образ психолога, обрести эмоциональный статус и авторитет профессионала. Кроме того, ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях и при каких условиях он может быть полезен. В дальнейшем он находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения на основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков.
Психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов и до определенной степени корректора ошибок, допущенных в воспитании конкретного ребенка. Это выдвигает повышенные требования к личностным качествам психолога и способности установить доброжелательные, доверительные отношения со всеми, кто к нему обращается. И.В. Дубровина, обсуждая взаимодействие психолога с учителем, отмечает, что успех этого взаимодействия во многом зависит от позиции психолога: не допустимы назидательность в общении, поучающий тон. «Трудности учителя в отношениях с ребенком, — пишет автор, — не повод для того, чтобы упрекать педагога, а сигнал для совместной работы по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку. Любой успех педагога в работе с ребенком является поводом поддержать педагога, похвалить, вселить веру в самого себя». Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогают психологу завоевать доверие в педколлетиве, — отмечает Р.В. Овчарова.
По мнению Н.В. Клюевой, взаимодействие педагога с психологом должно строиться на добровольных основаниях. Важным моментом в работе психолога является определение им своей позиции и донесении ее до каждого педагога, — подчеркивает автор. Если между психологом и педагогом устанавливаются доверительные отношения, возможно посещение уроков психологом и проведение их психолого-педагогического анализа. В этом случае психолог может способствовать профессиональному развитию педагога.
Важность сотрудничества психолога с классным руководителем подчеркивает М. Р. Битянова. Такое сотрудничество, — по ее мнению, — является самым коротким и эффективным путем профессионального погружения психолога в образовательную среду школы. Благодаря классному руководителю психолог узнает, что происходит в классе: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Автор подчеркивает, что сотрудничество школьных психологов с классными руководителями влияет на своевременность и адекватность деятельности психологов. Е.А. Ямбург отмечает, что сотрудничество психолога с классными руководителями способствует включению психолога в школьное сообщество, поэтому он из узкого специалиста превращается в сотрудника школы, звено школьной системы отношений. В ходе взаимодействия педагогов между собой и психологами постепенно вырабатывается согласованный язык, формируется общий для всего педагогического коллектива контекст, позволяющий преодолевать объективное, узкопрофессиональное отношение к ребенку.
Важной и продуктивной формой взаимодействия психолога с педагогами может стать психологическое сопровождение учащихся — система деятельности психолога и педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Эта система включает следование за естественным развитием ребенка, создание условий для самостоятельного освоения детьми системы отношений с миром и самим собой. Цель сопровождения — создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Поскольку сопровождение ребенка в школе осуществляется педагогическими средствами через педагогические формы учебного и воспитательного взаимодействия, педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка.
Психологическое сопровождение включает три компонента. Во-первых, предполагается систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка. Начиная с первых минут нахождения его в школе, бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах его психической жизни. При этом психолог четко определяет, что именно он должен знать о ребенке. Во-вторых, создаются социально — психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения на основе данных психодиагностики и разработки программы их развития. В-третьих, создаются специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, психического самочувствия и др. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.
Все вопросы, касающиеся психологического сопровождения учащихся, могут рассматриваться на психологическом консилиуме, который является перспективной формой взаимодействия психолога с педагогами и «представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психологической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения». Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги. Учителя, классные руководители и школьный психолог на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывают и реализуют общую линию его дальнейшего развития и обучения. Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций:
— диагностическая — заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учеников, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;
— воспитательная включает в себя разработку проекта педагогической поддержки и коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю — предметнику, ученическому активу и др.;
— реабилитирующая предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные условия. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и преодолении состоянии психологической незащищенности у учащихся.
Задача психолога в психологическом консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, вскрыть проблемы самооценки, мотивации и др., а главное — обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Психологу важно показать педколлективу ребенка с разных сторон, подчеркнув его положительные стороны и добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, чтобы пробудить у учителя сомнения в верности его оценки ребенка и в правильности своих педагогических воздействий и выработать понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребенка. Сделать это бывает порой непросто. Из-за своей загруженности или недостаточной профессиональной компетентности учителя склонны к однозначной оценке того или иного ученика. Оценив его внутренне, для себя, они ведут себя по отношению к ребенку соответственно этой оценке, не задумываясь о том, как это может отразиться на настроении и самочувствии школьника. Психолог на консилиуме помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, построить совместную с педагогами программу действий, направленную на выявление и устранение проблем конкретного школьника, тем самым, снимая всякую оценку ребенка. Психологический консилиум помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педколлектива.
Таким образом, ученые подчеркивают полезность сотрудничества психолога с учителями и классными руководителями, как для педагогов, так и для самих психологов.
Психологическая служба школы может оказать существенную помощь педколлективу в организации индивидуальной работы с учащимися. Наличие в современной общеобразовательной школе большого количества трудных учеников, учеников с личностными проблемами, а также учащихся из социально неблагополучных семей делает проблему индивидуальной работы с учащимися крайне актуальной. Поэтому остановимся на ее обсуждении подробнее.
Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который «задают» программы, и реальными возможностями школьников, — подчеркивает Российская педагогическая энциклопедия. При этом «индивидуализация обучения» она конкретизируется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика
Ученые рассматривают индивидуализацию как один из важнейших принципов педагогического процесса. В рамках индивидуализации обучения возможно решить следующие задачи:
— повышение эффективности процесса обучения;
— развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
— развитие дополнительных возможностей учеников.
В педагогике широко используется выражение «индивидуальный подход в обучении». Если индивидуализация обучения — понятие, которое относится к организации учебного процесса, то под индивидуальным подходом понимается особый подход в обучении, при котором учитель учитывает индивидуальные особенности данного учащегося: его темперамент, характер, способности, склонности, мотивы действий, интересы и т.д. Индивидуальный подход является важным условием эффективности педагогического процесса. Поскольку индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательности, активности, склонностей и дарований каждого ученика, обеспечивает работу каждого учащегося, стимулирует развитие его способностей.
Ученые-педагоги выявляют условия успешности индивидуализации обучения. К таким условиям относятся: многообразие средств и приемов в ходе всего учебного процесса, а также использование учащимися рациональных видов деятельности. Необходимость разумного сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.
Учеными-дидактами разработана целая система средств индивидуализации обучения: активизация познавательной деятельности учащихся; проблемное обучение; индивидуальная самостоятельная работа учащихся; индивидуальное домашнее задание; работа учащихся в малых группах; использование дифференцированных заданий; учет индивидуальных особенностей учащихся и др. Кроме этого, выделяются отдельные приемы индивидуализации. Наиболее эффективными средствами индивидуализации обучения являются организация групповой работы и ее сочетание с индивидуальной; использование индивидуальных дифференцированных заданий; активизация познавательной деятельности учащихся.
Кроме названных способов индивидуализации обучения, в литературе описан еще один способ организации индивидуализации обучения — учет индивидуальных особенностей нервной системы учащихся. М.К. Акимова, В.Г. Козлова выявили влияние типа нервной системы на особенности учебной деятельности учащихся. Их исследование строится на идеях Б.М. Теплова.
При организации индивидуального подхода к учащимся вполне естественно участие психолога. При любом индивидуальном подходе необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Но в школах, как правило, способы индивидуализации выбираются без согласования с психологом. Способ индивидуализации обучения, основанный на учете особенностей нервной системы учащихся обычно в школах не используется. Между тем, знание типа нервной системы учащегося крайне важно, так как именно оно может подсказать пути индивидуального подхода к ученику. Без психолога этот способ индивидуализации трудно осуществим, а с участием психолога он становится реальным.
Если учитель знает особенности проявления различных типов нервной системы учащихся, то, организуя учебную деятельность на уроке, он действует не интуитивно, а опирается на знание психологии. Это позволяет ему создать на уроке оптимальную познавательную среду сразу для всех учащихся класса.
Основываясь на идее особенностей нервной системы учащихся, Н.М. Зверева, С.А. Гапонова и И.В. Ильичева разработали технологию учета индивидуальных особенностей школьников.
Поскольку психолог диагностирует тип нервной системы учащихся и информирует об этом педагогов, учитель, прежде всего, выделяет учащихся группы риска, требующих индивидуальной помощи и поддержки. Соотнесение поведения ученика с особенностями его нервной системы дает учителю возможность оптимально учитывать их при организации индивидуальной работы.
Для того, чтобы педагогу не нужно было каждый раз восстанавливать в памяти и анализировать проявления типа нервной системы учащегося в поведении и учебных ситуациях, авторы предлагают использовать составленные ими рекомендации для представителей каждого типа нервной системы. Эти рекомендации состоят из двух частей, условно называемых «советы» и «запреты». В «советах» предложены те учебные ситуации, которые наиболее предпочтительны для учеников данного типа; в «запретах» внимание акцентируется на крайне нежелательных для таких учащихся моментах.
Подведем итог. Психолог и школьная психологическая служба заняли прочное место в российской школе. На эффективность работы психологической службы оказывает влияние взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса: учителями, учащимися, их родителями. Это взаимодействие способствует решению не только непосредственно поставленных перед психологической службой задач, но и оказывает сильнейшее влияние на деятельность учителя. По мнению Е. Василевской, методическая и психологическая службы становятся единомышленниками, работающими в тесном контакте. Это тот случай, когда использование технологии индивидуального подхода невозможно без психологической диагностики, когда учителю приходится обращаться за помощью к психологу, чтобы сделать обучение комфортным для детей и продуктивным для учителя и школы в целом. Индивидуальный подход к учащимся можно считать зоной пересечения психологической и методической служб школы. При этом очень важна согласованность их действий, общее видение обеими службами перспектив работы и путей ее реализации.
Психологическая служба в школе: для чего?
На правах рекламы
По отношению к системе образования в целом, психологическая служба в школе существует пока еще не так давно, хотя взаимосвязь психологии и педагогики очевидна. Однако для многих родителей сегодняшних школьников остается открытым вопрос о том, что именно делает психологическая служба и за что отвечает школьный психолог.
Мы обратились к нормативным документам Министерства образования Российской Федерации и в письме от 27 июня 2003 года № 28-51513/16 нашли следующую формулировку: «Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)».
Но как обеспечить нормальное развитие ребенка в школе и за ее пределами при всем многообразии и насыщенности сегодняшней социальной среды, когда точки зрения на норму развития разнятся не только у родителей и педагогов, но и у исследователей, создающих вполне эффективные теории и концепции развития? Как выбрать точку зрения, какой линии придерживаться?
Для начала попробуем разобраться, какие «линии поддержки» или направления психологической работы вообще существуют в школьной практике. С кем работает школьный психолог и для чего?
Школа взросления
Не секрет, что каждая школа индивидуальна и обладает своим неповторимым обликом, и прежде всего это касается атмосферы, в которой находится ребенок вместе с педагогами во время учебного процесса и за его пределами – как в хорошем, так и в негативном смысле. Когда ребенок учится с удовольствием, успевает по всем предметам, с радостью спешит на занятия, мы часто не задумываемся, почему это так и за счет каких факторов школе удается быть интересной, полезной и привлекательной. Но если у ребенка возникли сложности, упала успеваемость, снизилось или пропало желание ходить в школу, нет друзей.… Вот тут мы и задумываемся о том, все ли в порядке в той среде, в которой наш ребенок проводит так много времени, зачастую делая это «через силу».
Чтобы школа, как социальная среда, была для ребенка полезной, привлекательной и развивающей, необходима комплексная работа педагогического состава, специалистов по внешкольной работе, родителей и, конечно же, школьной психологической службы – полномасштабной и с хорошей подготовкой в области детской и возрастной психологии. И именно тогда есть возможность выявить и развить действительную индивидуальность ребенка, научить его правильно использовать свои лучшие стороны, быть эффективным в учебе и творческой деятельности, и, что немаловажно, научить ребенка быть социально успешным, опираясь на собственные ресурсы и развивая их.
Сложная задача, не правда ли? Тем более что большинство из перечисленных выше возможностей относится к работе с личностными факторами – как ребенка, так и окружающих его взрослых. Психология, с одной стороны, помогает ребенку на протяжении всего периода школьного обучения выявить свои ресурсы и создать устойчивое, сильное внутриличностное пространство, воспитать готовность к переходу во внешкольную жизнь, развить социальную и эмоциональную компетентность. С другой стороны, психологическая служба (оговоримся – «правильная психологическая служба») помогает родителям и педагогам распознать и понять особенности личности ребенка, его состояний, возможностей и способностей и, в том числе, помогает правильно строить коммуникацию. Это означает, что взаимодействие с ребенком становится легче даже в так называемых «трудных периодах».
Мы уверены, что трудный возраст бывает не у детей, а у тех, кто не знает, что с этим делать.
Для достижения таких комплексных эффектов в работе с детьми, их родителями и педагогами необходимо четко выделить направления усилий и воздействия школьной психологической службы. Чтобы точно определить успешные формы психологической работы в школе, мы обратились за практическим советом к А.М.Красильникову, руководителю кафедры психологии и руководителю психологической службы гимназии «Альма Матер», известной не только в Санкт-Петербурге, но и за его пределами благодаря особому подходу к развитию и обучению детей. При этом психологическая поддержка учебного процесса и всей воспитательной работы в гимназии всегда направлена на выявление и развитие индивидуальности ребенка, его лучших сторон и качеств – в любом возрасте, в любом классе, даже если ученик пришел в гимназию после так называемых «сложных» ситуаций в других школах.
Работа в команде
Конечно, необходимо сотрудничество в рамках учебного процесса – с педагогами – и в рамках внешкольной работы – с родителями учащихся. Как мы уже говорили выше, социальная среда школы многообразна. И ребенок, независимо от возраста, должен уметь не только верно ориентироваться в ней и последовательно становиться гармоничной, успешной и развивающейся личностью, но и переносить свои навыки и возможности во внешкольную социальную среду. Это и есть ключевая цель каждой квалифицированной психологической службы в школе.
За счет чего удается психологам гимназии «Альма Матер» достигать реализации этой непростой цели? Прежде всего, за счет многосторонней и комплексной работы на всех трех уровнях: с каждым ребенком, с коллективом педагогов и с родителями учащихся.
На каждом из этих уровней (или направлений) психологической работы происходит объединение усилий и синергия возможностей.
В работе с детьми и педагогами центральными факторами успеха психологической поддержки являются индивидуализация и дифференциация образования в зависимости от познавательных особенностей каждого ребенка: выявление способностей и ограничений, распределение по учебным группам, рекомендации по повышению эффективности.
В работе с учениками на индивидуальных и групповых занятиях основной фокус внимания направлен на сохранение психологического здоровья учащихся, развитие самопознания, гармонизацию каждой отдельной личности, взаимоотношений между детьми и психологической атмосферы в гимназии в целом.
Работа, направленная на создание условий развития, потенциала для будущей самореализации требует участия не только ученика и педагогов, но и родителей, членов семьи. В данном случае психолог способствует формированию мировоззрения ребенка, вместе с родителями и педагогами закладывая фундамент эффективной самореализации. Это относится, в том числе, и к профориентационным мероприятиям, и к созданию мотивирующей среды в школе и дома, и к развитию особого отношения ученика и его родителей к успехам ребенка, к его школьной жизни как к части большого жизненного пути.
Каким образом надо организовать процесс психологического сопровождения, чтобы наиболее эффективно добиваться поставленных задач? По мнению А.М.Красильникова, прежде всего, необходимо увеличение временного ресурса психолога. Один психолог, даже очень талантливый и квалифицированный, просто не сможет охватить весь объем необходимой деятельности. Судите сами: все классы и их параллели, все родители и весь педагогический состав. Это действительно большой объем работы и по времени, и по загруженности. Поэтому для эффективной комплексной поддержки необходима полномасштабная служба из нескольких профессиональных психологов.
На сегодняшний день уже никого не удивляет наличие, например, кафедры иностранных языков в школе или кафедры словесности, где численность преподавателей позволяет охватить весь объем учащихся и дать им необходимые знания. Так и с психологической службой: это полноценная кафедра, которая не только занимается диагностикой проблем и рекомендациями, но и проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися, консультирует родителей, детей и педагогов, активно способствует созданию творческой и развивающей атмосферы в гимназии. Это действительно эффективно, ведь мир вокруг нас меняется так стремительно, и наши дети должны быть готовы к своим будущим успехам и свершениям, а мы должны уметь понять их и поддержать.
Психологическая служба в школе (стр. 1 из 2)
МИНЕСТЕРСТВО ОБАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОУ Волжский институт экономики педагогики и права
Факультет заочного обучения
Кафедра психологии и педагогики
Психологическая служба в образовании
Психологическая служба в школе.
Контрольная работа
Выполнила студентка группы
3зУПП-2: Головлёва А.Г.
Проверила: Шматкова Л.В.
Волжский 2007г.
Содержание:
1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.
2. Стратегии психологической работы в школе
2.1 Соотношение психологической коррекции и проектирования
1. Цели, содержание, принципы организации деятельностипсихологической службы школы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.
Цель психологической службы — обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.
Содержание:
1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
3. Психоконсультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
5. Психокоррекция — устранение отклонений.
Основная идея психологической службы — идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
Главный принцип организации психологической службы — системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)
2. Стратегии психологической работы в школе
В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или «конструирование»).
Проектирование деятельности.
Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.
Консультирование.
Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.
Можно сказать, что если при консультировании цель психолога — максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.
Проектировочная деятельность.
Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, — все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой — является составляющей многих сложных комплексных задач.
Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.
2.1 Соотношение психологической коррекции и проектирования
Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление — психологическое консультирование, — наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции.
Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологической службы является некоторая «смещенность» роли клиента. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух «клиентов»: реального — учителя и потенциального — ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.
Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).
2. Психологическая служба в школе. Основные направления работы.
Психологическая
служба школы
—
специализированное подразделение в
системе народного образования, основной
задачей которого является обеспечение
условий, способствующих полноценному
психическому и личностному развитию
каждого ребенка, нарушение которых
мешает своевременной реализации
возрастных и индивидуальных возможностей
учащихся и ведет к необходимости
психолого-педагогической коррекции.
Цели
и задачи психологической службы можно
определить в соответствии с «Положением
о службе практической психологии в
системе Министерства образования
Российской Федерации ».
Целями
службы являются:
содействие
администрации и педагогическим
коллективам образовательных
учреждений в создании социальной
ситуации развития, соответствующей
индивидуальности обучающихся и
обеспечивающей психологические условия
для охраны здоровья и развития
личности;содействие
в приобретении учащимися образовательных
учреждений психологических знаний,
умений и навыков, необходимых для
получения профессии, развития
карьеры, достижения успеха в жизни;оказание
помощи обучающимся в определении своих
возможностей, исходя из способностей,
склонностей, интересов, состояния
здоровья;содействие
педагогическим работникам, родителям
(законным представителям) в воспитании
обучающихся, а также в формировании
у них принципов взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности
и уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию
без ущемления прав и свобод другой
личности.
Задачи
службы:
психологический
анализ социальной ситуации развития
в образовательных учреждениях, выявление
основных проблем и определение причин
их возникновения, путей и средств
их разрешения;содействие
личностному и интеллектуальному
развитию обучающихся, воспитанников
на каждом возрастном этапе развития
личности;формирование
у обучающихся, воспитанников способности
к самоопределению и саморазвитию;содействие
педагогическому коллективу в гармонизации
социально-психологического климата в
образовательных учреждениях;психологическое
обеспечение образовательных программ
с целью адаптации их содержания и
способов освоения к интеллектуальным
и личностным возможностям и
особенностям обучающихся, воспитанников;профилактика
и преодоление отклонений в социальном
и психологическом здоровье;содействие
распространению и внедрению в практику
образовательных учреждений достижений
в области отечественной и зарубежной
психологии;
Основные направления работы психолога.
Работа
школьного психолога традиционно
организуется по следующим направлениям:
просветительская
работа;профилактическая
работа;диагностическая
работа;консультативная
работа.коррекционно-развивающая
работа;
Просветительская работа психолога в школе.
В
педагогических коллективах, как и в
семьях, часто случаются различные
конфликты, в основе которых —
психологическая глухота взрослых людей,
неумение и нежелание прислушаться друг
к другу, понять, простить, уступить,
посочувствовать и пр. Поэтому практическому
психологу очень важно повысить уровень
психологической культуры всех тех
людей, которые работают с детьми.
Психологическое
просвещение
— это приобщение взрослых — учителей,
родителей — и детей к психологическим
знаниям.
Основной
смысл психологического просвещения
заключается в следующем:
ознакомить
учителей и родителей с основными
закономерностями и условиями
благоприятного психического развития
ребенка;популяризировать
и разъяснять результаты новейших
психологических исследований;формировать
потребность в психологических знаниях,
желание использовать их в работе с
ребенком или в интересах развития
собственной личности;знакомить
учащихся с основами самопознания,
самовоспитания;достичь
понимания необходимости практической
психологии и работы психолога в детском
учебно-воспитательном учреждении.
Формы
психологического просвещения могут
быть самыми разными: лекции, беседы,
семинары, выставки, подборка литературы
и пр. При этом совсем необязательно всю
эту работу проводить самому психологу
— можно приглашать других специалистов.
Однако
содержание всех этих форм работы
обеспечивает психолог: важно, чтобы
лекции, беседы, семинары не проходили
на абстрактно-теоретическом уровне, а
имели предметом своего обсуждения
конкретные проблемы данной школы,
данного контингента детей, т. е. наглядно
показывали бы, что психологические
знания имеют непосредственное отношение
к решению конкретных проблем обучения
и воспитания детей.
Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в современной школе требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Эти задачи призвана решать психологическая служба в школе.
Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив. Главными направлениями работы психологической службы в школе являются:
· изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
· оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
· оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
· осуществление работы по профессиональной ориентации;
· организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.
Психологическая служба выполняет в школе три основные функции: психодиагностика(получение психологической информации), психокоррекция (внедрение психологической информации) и психологическое просвещение. Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса. Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от других людей. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект личностного подхода, базирующегося на изучении условий включения детей в систему отношений с взрослыми и сверстниками, учителями. Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется и как изменяется его положение в системе межличностных отношений, какие изменения претерпевает в этой связи личность школьника.
В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в достоверной психологической информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и психологическая диагностика личности и коллектива. Получение психологической информации, т.е. логика изучения психологических свойств личности и коллектива требует придерживаться следующей последовательности этапов:
· определение базовых и рабочих понятий;
· выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных непосредственному измерению;
· постановка задач исследования;
· подбор методик исследования;
· анализ и интерпретация полученных данных.
Итогом психологической диагностики должна быть информация о психологических ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива как основа для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.
Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо актуальная в связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания создаются не только знания, умения, навыки, привычки, но и потенциал психического развития человека – обучаемость, воспитуемость, способности (Б.Г. Ананьев). А это имеет не меньшее значение, чем обученность, образованность и воспитанность человека в определенный момент жизни.
Работа психологической службы в школе немыслима без формирующего педагогического воздействия на личность и коллектив. По итогам психодиагностики учитель в содружестве со школьным психологом может определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции. Б.Ф. Ломов указывал, что использовать психологические знания напрямую, по принципу «короткого замыкания» не эффективно. Они должны послужить основой для создания таких условий жизнедеятельности, в рамках которых у человека будут формироваться необходимые (в соответствии с полученной психологической информацией) психологические качества. Для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся.
Помимо этого психокоррекционная работа осуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия.
Одна их важнейших функций психологической службы в школе — просветительная, без нее информация, получаемая педагогами и родителями в ходе консультирования и по итогам диагностики, останется лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Без специальных лекций, семинаров и тренингов нельзя сориентировать этих заинтересованных людей в том, чем и как им может помочь школьный психолог. Знания о закономерностях психической деятельности человека, основах психогигиены, научной организации труда, самовоспитания необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения учащихся. Для того чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели психологического просвещения учащихся: пробудить интерес к собственной личности и личности другого человека, помочь стать психологом для самого себя.
Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:
&Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — М.: «Педагогика», 1991.
&Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. — М.: «Знание», 1986.
&Чернышев А.С., Дымов Е.И., Корнев А.В., Елизаров С.Г., Сарычев С.В. и др. Организация психологической службы в школе: Методические рекомендации. — Курск, 1989.
Центр Психологических Услуг | УМасс Амхерст
Общая психотерапия взрослых
Мы предоставляем как краткосрочную, так и долгосрочную психотерапию в амбулаторных условиях. Мы работаем с полным спектром психических расстройств, за исключением людей, которым требуется экстренное или неотложное вмешательство. Наши специальности включают поведенческую активацию / когнитивно-поведенческую команду по лечению депрессии. Эта команда в первую очередь принимает клиентов, которые справляются с депрессией, но мы также принимаем тех, кто испытывает ряд тревожных симптомов, сопутствующую депрессию и тревогу или общие проблемы адаптации к жизни, которые влияют на настроение.Клиницисты PSC могут также использовать психодинамический / межличностный и интегративный подходы к психотерапии. Мы обслуживаем клиентов, которые испытывают симптомы тревоги (например, социальная тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое накопление / беспорядок, паническое расстройство, генерализованная тревога и посттравматическое стрессовое расстройство), депрессивные симптомы (депрессия, биполярное расстройство, сезонная депрессия), отношения или семейные трудности, семейные проблемы, а также общие проблемы с психическим здоровьем и проблемы жизненного стресса.
Детская, подростковая, семейная и парная психотерапия
Мы проводим терапию для детей, подростков и семей. Наши услуги могут быть сосредоточены на индивидуальной психотерапии для детей и подростков, консультировании по поддержке родителей и обучении родителей, школьных консультациях, семейной терапии или интеграции любого из вышеперечисленных. Мы обслуживаем детей, страдающих депрессией, поведенческими трудностями, синдромом дефицита внимания / гиперактивности и симптомами тревоги. Мы также можем помочь с проблемами воспитания, конфликтами между родителями и детьми / родителями и подростками, трудностями со сверстниками, трудностями в школе, трудностями в преодолении стрессовых событий, проблемами с самооценкой, семейными проблемами / конфликтами, тяжелой утратой, проблемами с туалетом и синдромом Туретта.Коллектив нашей клиники детской терапии возглавляет доктор Ребекка Стоу.
.
Центр психологических услуг Safran
Safran
Центр психологических услуг — это некоммерческая учебная клиника по оказанию психологических услуг, которая помогает студентам, обучающимся по программе клинической психологии Новой школы социальных исследований, развивать необходимые навыки и компетенции.
для успеха в качестве клинических психологов.
Центр обеспечивает индивидуализированную, тщательно контролируемую базовую подготовку по психотерапии и психодиагностической оценке для клинических докторантов посредством тщательного практического применения приобретенных навыков под тщательным контролем, обеспечивая при этом невысокую плату за психологическую помощь.
услуги для студентов Новой школы и окружающего сообщества.Узнайте больше о доступных психотерапевтических услугах.
Центр Safran также сотрудничает с Консультационным центром Новой школы для оценки права учащихся Новой школы на различные условия проживания. В рамках оплачиваемого практикума обучаются докторанты клинической психологии второго курса.
в образовательной и психодиагностической оценке когнитивных функций, нарушений обучения и развития, нарушений внимания / исполнительного функционирования и психических состояний, которые могут влиять на успеваемость.
В соответствии со структурой «ученый-практик», терапевтическая модель обучения Центра включает систематический сбор самоотчетов от клиентов, которые будут использоваться для повседневного мониторинга и обеспечения качества. Эта модель соответствует американскому психологическому
Новые стандарты аккредитации (SoA) Ассоциации (APA), включая учебный план, оценку компетенций и требования к надзору. Поскольку SoA требует непосредственного или записанного наблюдения за учениками, каждое занятие Safran Center записывается на видео.
с согласия как студента, так и клиента, что позволяет внимательно следить за работой студентов и, вероятно, улучшить результаты для клиентов.Центр Safran получил одобрение Программы защиты человеческих исследований (HRPP) на создание данных
репозиторий, который может использоваться в исследовательских целях преподавателями психологии и студентами Новой школы социальных исследований.
Персонал Центра Safran
Директор, главный руководитель
Ришель Аллен, доктор философии
Старший руководитель факультета
Дэниел Газтамбид, доктор философии
Менеджер программы
Донна Малкахи
.