Психолог фрейд зигмунд: Зигмунд Фрейд, психолог, психиатр

Содержание

Зигмунд Фрейд, психолог, психиатр

Годы жизни: 6 мая 1856 г. — 23 сентября 1939 г.

В одной из лекций, которые легли в основу «Введения в психоанализ», Зигмунд Фрейд рассказывает историю о мальчике, который боялся темноты. Лежа ночью в кровати, мальчик кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, мне страшно!» Но тетя спросила: «Какой в этом смысл, ты же все равно меня не видишь?» На что мальчик ответил: «Когда кто-то говорит со мной, становится светлее». Эта лекция Фрейда посвящена природе страха, но слова мальчика могут быть прекрасной метафорой для психоанализа и терапии в целом. Разбираясь в себе и в мотивах своих поступков, проговаривая проблемы и страхи со специалистом, мы разгоняем тьму внутри нас и начинаем видеть, что, как и почему происходит в нашей душе.

Проницательность Фрейда и его неоднозначное видение мира и сегодня сильно влияют на наше осмысление жизни. И хотя основатель психоанализа открыл свою практику более ста лет назад, он до сих пор остается самой известной, влиятельной и противоречивой фигурой в сфере психологии. Вряд ли многие задумываются о психоанализе, произнося фразы вроде «Подсознательно я хотел именно этого» или используя шутливое выражение «оговорочка по Фрейду». Но именно Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное, именно он сообщил миру, что наши неосознаваемые порывы определяют тот выбор, который мы каждый день совершаем на сознательном уровне.

С идеями и теориями Фрейда многие спорят и сейчас. Но в то время, когда он только начинал практиковать, его идеи часто вызывали отторжение и даже отвращение. Фрейда считали зацикленным на сексуальности человеком, чьи методы работы могут представлять серьезную опасность для пациентов. То, как Фрейд схематизировал сознание человека, стало вызовом общественным условностям. Но его работа смогла кардинальным образом изменить наше представление о себе. Как Фрейд пришел к своему методу, что его мотивировало и вдохновляло? Ответ на этот вопрос, пользуясь методом самого Фрейда, стоит искать в его детстве и юности.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городе Фрайберг в Австро-Венгрии (сейчас — Пршибор, Чехия). В 1859 году его семья переехала в Лейпциг, затем — в Вену, где молодой Фрейд с отличием окончил гимназию. Зигмунд был старшим из восьми детей и, по некоторым свидетельствам, был любимцем матери. Он любил учиться новому и много читал. Родители поощряли и поддерживали его интерес к учебе: младшим детям запрещалось шуметь и заниматься музыкой, когда Зигмунд занимался в своей комнате.

После окончания гимназии он задумался о выборе профессии, но с учетом антисемитских настроений в обществе выбор был не так уж и велик. Путь в политику был, по сути, закрыт. Та же ситуация была и с военным делом. Выбирая между коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной, образованный и интеллектуально развитый Зигмунд сделал выбор в пользу последнего варианта. При этом в течение жизни он не раз говорил, что никогда не чувствовал медицинского призвания и даже не считал себя настоящим врачом.

Зигмунд Фрейд

В Венском университете Фрейд познакомился с известным физиологом и психологом Эрнстом фон Брюкке, чьи лекции и идеи оказали большое влияние на будущего психоаналитика. Помимо этого Фрейд очень интересовался зоологией, которую преподавал Карл Клаус. Во время работы с Клаусом Фрейд получил возможность проводить исследования, и его первую статью опубликовала академия наук. Однако, получив должность стипендиата-исследователя в институте физиологии, Фрейд полностью посвятил себя работе с фон Брюкке. Именно фон Брюкке посоветовал ему после окончания университета не заниматься научной работой в надежде на получение должности, а начать практиковать медицину. Фон Брюкке знал, насколько тяжелы финансовые условия Фрейда, — отчасти этим был обусловлен его совет.

Для открытия частной практики ему не хватало опыта. Поэтому Фрейд отправился работать в городскую больницу, где успел поработать и хирургом, и неврологом, пока не перешел в психиатрическое отделение. Он целиком посвятил себя работе, выпустил несколько научных трудов («Случай кровоизлияния в мозг с комплексом основных косвенных симптомов, связанных с цингой» (1884), «К вопросу о промежуточном расположении оливовидного тела», «Случай атрофии мускулов с обширной потерей чувствительности (нарушение болевой и температурной чувствительности)» (1885), «Сложный острый неврит нервов спинного и головного мозга», «Происхождение слухового нерва», «Наблюдение сильной односторонней потери чувствительности у больного истерией» (1886).

В 1884 году Фрейд начал исследовать воздействие кокаина. Он пытался понять, можно ли его использовать в качестве анальгетика, или при лечении сердечных заболеваний, или для облегчения состояния больного, находящегося в зависимости от морфия. Поначалу Фрейд был в восторге от действия вещества: он писал, что кокаин позволяет проводить сложнейшие хирургические операции, употреблял его сам и советовал друзьям при различных болезнях. Даже когда стали появляться свидетельства об опасности, которую представлял собой кокаин, Фрейд продолжал использовать его в качестве анестезии при операциях. В результате сам Фрейд столкнулся с зависимостью от кокаина и вплоть до 1890 года страдал от последствий его употребления в виде страшных головных болей, носовых кровотечений и сердечных приступов.

В 1885 году Фрейд отправился в Париж на стажировку к известному психиатру Жану Шарко, который в то время занимался исследованием и лечением истерии. Сам Фрейд рассматривал это как уникальную возможность, о чем и писал своей невесте Марте, обещая вернуться в Вену великим ученым, немедленно жениться на ней и вылечить «всех неизлечимых нервнобольных». В 1986 году Фрейд вернулся в Вену и женился на Марте Берней. У них родились шестеро детей: Матильда (1887—1978), Мартин (1889—1969), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1966), Софи (1893—1920) и Анна (1895—1982).

Фрейд открыл частную практику, занимался лечением невротиков, используя методы гипноза. Но через некоторое время он понял, что гипноз помогает далеко не всегда, а в некоторых случаях даже усугубляет состояние больного. Именно тогда Фрейд задумался о необходимости нового метода, который позволит помочь таким пациентам. Метод свободных ассоциаций, который он начал использовать, впоследствии лег в основу психоанализа. Суть метода заключалась в том, что пациент проговаривает все мысли, которые приходят ему в голову касательно предложенной врачом темы. Фрейд был убежден, что ни одна мысль не возникает случайно. И что если дать мыслям течь свободно, то сознание так или иначе направит их поток к тому, что по-настоящему важно, что действительно глубоко тревожит пациента.

Зигмунд Фрейд

В 1895 году была опубликована книга «Исследования истерии». Многие до сих пор называют это днем рождения психоанализа как такового. В этой книге Фрейд рассуждает о концепции переноса и подробно рассматривает историю пациентки Анны О. Ее случай послужил основой для представлений об инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе.

Идеи Фрейда о том, что в основе многих психологических проблем лежат подавленные воспоминания сексуального характера, настроили против него многих специалистов. Эта мысль казалась им возмутительной и неприличной. Отвергнутый интеллектуальной элитой, Фрейд чувствовал себя крайне одиноким. Это чувство усугубилось, когда в октябре 1896 года умер его отец, Якоб Фрейд. Зигмунд очень тяжело переживал утрату отца.

Чувствуя, что его душевное состояние ухудшается, он решил применить метод психоанализа на самом себе. Используя свободные ассоциации, Фрейд занялся анализом собственного детства. Но одного этого оказалось недостаточно, и он прибег к изучению своих сновидений. Совокупность этих методов в результате позволила Фрейду сформулировать те научные теории, на которые мы во многом опираемся сегодня.

В 1900 году Фрейд выпустил книгу, которую сам до конца жизни считал важнейшим трудом своей жизни: «Толкование сновидений». Научное сообщество восприняло ее без особого энтузиазма, однако Фрейд сумел найти сторонников своих взглядов. Он организовал клуб «Психологическое сообщество по средам». Встречи проводились каждую неделю в течение нескольких лет. Психоанализ начал становиться все более популярным направлением. В это время Фрейд опубликовал несколько книг, в том числе «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

Его идеями стали интересоваться за рубежом. В частности, именно тогда он начал переписываться с Карлом Густавом Юнгом, который высоко ценил идеи Фрейда. Юнг прислал ему свою работу. Фрейд был очень доволен мыслями зарубежного коллеги, и они переписывались в течение многих лет. Но самым важным толчком к развитию психоанализа стало приглашение Фрейда прочесть курс лекций в США в Университете Кларка (Массачусетс) в 1909 году. Лекции произвели настоящий фурор, Фрейда наградили почетной степенью доктора. К нему начали обращаться пациенты со всего мира.

Фрейд вернулся в Вену, где продолжал практиковать и публиковать научные статьи и книги. Но со временем его последователи и ученики начали ссориться между собой и оспаривать идеи самого Фрейда. Существует мнение, что некоторые из них — например, Альфред Адлер и Карл Юнг — боролись за положение «любимчика» учителя. И дело было не только в принципе, но и в материальной стороне вопроса. Ведь их финансовое благополучие во многом зависело от пациентов, которых к ним направлял учитель.

Адлер первым покинул круг приближенных Фрейда. Юнг, который был не согласен со многими идеями учителя, окончательно разошелся с ним в 1912 году. Для Фрейда это был тяжелый удар, поскольку именно в Юнге он видел своего преемника, именно ему хотел передать дело своей жизни — развитие психоанализа.

Зигмунд Фрейд

С началом Первой мировой войны положение Фрейда сильно осложнилось. Пациентов было крайне мало, и он снова сконцентрировался на науке, выпустив несколько работ, которые впоследствии стали одними из самых важных его трудов. После войны положение не улучшилось. Одна из дочерей Фрейда умерла от гриппа. Все деньги, отложенные «на старость», пришлось потратить.

В 1923 году у Фрейда диагностировали злокачественную опухоль верхней челюсти, и операция едва не стоила ему жизни. После этого он жил с постоянными болями и перенес еще 32 операции. Из-за болезни и неудобного протеза Фрейд больше не мог читать лекции — слушатели просто не понимали его речь. Все это время о нем заботилась его дочь Анна. Она сопровождала отца на конференциях и конгрессах и зачитывала материалы, которые он писал.

Летом 1930 года Фрейд получил премию Гёте за вклад в науку и литературу. Благодаря этому он получил широкое признание, а психоанализ начал набирать популярность в Германии. Однако в это же время Фрейд потерял свою мать Амалию, которая умерла от гангрены. Мысли о собственной скорой смерти стали посещать его все чаще.

В 1933 году Адольф Гитлер стал канцлером Германии. Работы Фрейда попали в список запрещенной литературы, ассоциация психоаналитиков была распущена, а многие из ее участников преследовались новым правительством. Несмотря на предложения неравнодушных друзей, Фрейд наотрез отказывался покидать страну. Но после того как арестовали его дочь Анну, он решил уехать в Англию. Сделать это было крайне сложно: власти потребовали от него крупную сумму денег за возможность покинуть страну. Таких денег у Фрейда просто не было. Он обратился за помощью к влиятельным друзьям, которые помогли добиться разрешения на выезд. Долг перед правительством в итоге погасила принцесса Мари Бонапарт.

Летом 1939 года болезнь стала одолевать Фрейда. Он постоянно мучился от страшных болей. За его состоянием следил доктор Макс Шур, и Фрейд, будучи не в состоянии больше переносить эти мучения, напомнил ему о данном когда-то обещании: помочь прервать жизнь. Дочь Фрейда Анна, которая заботилась об отце до самого конца, была категорически против этой идеи. Но видя, как страдает отец, она уступила его просьбам. 23 сентября Макс Шур ввел ему смертельную дозу морфия. В три часа ночи Фрейд умер. Его тело было кремировано. Прах Зигмунда Фрейда поместили в вазу, которую ему подарила когда-то Мари Бонапарт — его давняя подруга, пациентка и ученица. Она впоследствии и начала распространять учение психоанализа во Франции.

Автор Фрейд Зигмунд — Страница 1

 

Зигмунд Фрейд — известен, как основоположник психоанализа. Написал массу книг по психиатрии, неврологии, социологии и антропологии. Фрейд родился в 1856 году в австрийском городе Фрайберге в еврейской семье. Он был первенцем у Амалии и Якоба, так что родители полагали на сына большие надежды. 

Жизненный путь Зигмунда Фрейда

Мать признавала у Зигмунда исключительные способности и только ему одному из своих многочисленных детей была предоставлена отдельная комната. Мальчик не подвёл, окончил школу блестяще. Уже в то время Фрейд заметил, что сильная любовь и привязанность матери к своему чаду играет ключевую роль в эмоциональном развитии.

Зигмунд был уверен, что в его дальнейших жизненных победах была «виновата» мама. С детства проницательный, подстрекаемый родителями честолюбию и почестям, он больше всего на свете хотел стать известным. Как ни странно, своей профессией он выбрал медицину.

Как позже сам объяснял Фрейд, он просто выбрал эту не любимую сердцу науку методом исключения, отвергнув юриспруденцию и бизнес. Традиционным врачом Зигизмунд всё же не стал. Он пытался понять природу человека и часами засиживался в лаборатории, изучая гистологию.

После окончания в 1881 году медицинского университета встал вопрос об академической карьере. Но Фрейд решил, что это не сможет его хорошо обеспечивать и по совету своего преподавателя становится невропатологом. Попрактиковавшись в психиатрическом институте, Фрейд получил блестящие рекомендации от видных медицинских светил.

До тридцати лет Зигизмунд сторонился всех женщин, считая, что вполне обойдётся без ни. Роковая встреча с Мартой Бейрнарс изменила его планы насчёт женитьбы. С ней в браке у Зигмунда родилось пятеро детей. Между тем он совершенствовался в сфере невропатологии.

Научные работы Фрейда

Он публикует ряд статей об исследовании нейронных связей слухового нерва, о чувствительных нервах и мозжечке и другие научные статьи. Исследовательские работы шли параллельно с изучением мужской истерии и гипнотизма, что не одобряли его коллеги.

Непонимание привело к разрыву с медицинским сообществом. В 1895 году Зигмунд Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Его суть состояла в том, что пациентам предлагалось отбросить контроль над телом и мышлением и говорить, что первое взбредёт в голову.

Таким образом, свободная ассоциация приводила, по мнению доктора, к давно забытым, но важным в жизни событиям, которые больной вновь остро переживал. Благодаря тому, что пациент находился не под гипнозом, а в в здравом уме, он мог контролировать себя, прорубая путь к выздоровлению.

Этот процесс Зигмунд Фрейд окрестил психоанализом. Практиковал он также разгадывание сновидений. В 1900 году вышла его работа «Толкование сновидений», а в 1905 книга «Три очерка по теории сексуальности». В нашей электронной библиотеке можно прочитать онлайн бесплатно такие его книги:

Многие учёные отвергают научность его трудов, но находились и последователи, например, Карл Юнг. Вместе они сотрудничали вплоть до 1912 года, но потом их взгляды перестали совпадать и они разошлись. Умер Зигмунд Фрейд летом 1939 года, введя смертельную дозу морфия в ослабленный от болезни организм. Ему было 83 года.


 

Книга Опасные желания. Что движет человеком?

Читать книгу О книге

Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – два величайших представителя аналитической психологии XX века. Фрейд был основателем этого течения, оказавшего огромное влияние на философию, социологию, антропологию, литературу и искусство двадцатого столетия. Интерес к теории Фрейда не угасает и в наши дни.

Карл Юнг был верным учеником Зигмунда Фрейда и считался его «престолонаследником», однако затем между ними произошел конфликт, в результате которого Юнг покинул Фрейда. Причиной конфликта стало различное понимание мотивов поведения человека – Фрейд считал, что в его основе лежат главным образом подавленные сексуальные желания; Юнг отводил сексуальности гораздо меньшую роль. Согласно представлениям Юнга, поведение человека более зависит от «архетипических образов» и «коллективного бессознательного», чем от сексуальной энергии «либидо».

В книге, представленной вашему вниманию, содержатся наиболее значимые произведения Фрейда и Юнга, в которых дается ответ на вопрос, что движет человеком в его поведении. Кроме того, приводятся воспоминания Юнга о Фрейде, где читатель найдет любопытные сведения об этом великом психоаналитике, а также познакомится с тем, как Юнг объясняет причины произошедшего между ними конфликта.

Книги Фрейд Зигмунд страница 2

Фрейд Зигмунд

102 книги

Рекомендации

  • Новинки
  • Рекомендации
  • Популярное за месяц

только полные версии книг

полная версия

Психология бессознательногоОпасные желания. Что движет человеком?Общая философия

Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – два величайших представителя аналитической психологии XX века. Фрейд был основателем этого течения, оказавшего огромное влияние на философию, социологию, антропологию,…

ПодробнееВступ до психоаналізуЗарубежная образовательная литература

Найвідоміший твір засновника психоаналізу!

Запропонований твір – це популярний, та аж ніяк не спрощений виклад психоаналітичної теорії вустами її автора. Ця книжка справила величезний вплив на…

ПодробнееПо ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческого «Я»Классики психологии

Работы выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» и «Психология масс и анализ человеческого «Я»» развивают центральную в учении «отца психоанализа» теорию…

ПодробнееЗигмунд Фрейд. Знаменитые случаи из практикиКлассики психологии

В книге собраны описания шести самых известных терапевтических случаев, к которым имел отношение З. Фрейд. Изложение драматических обстоятельств жизни и хода лечения пациентов, прокомментированное…

Подробнее«Сценарий жизни». Комплекс детских травм Классики психологии

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психоаналитик, основатель психоанализа, много времени потратил на изучение различных психических травм, получаемых в детстве. По мнению Фрейда, каждый человек…

Подробнее

полная версия

Характер и анальная эротикаПсихология

В книге излагаются основные принципы психоанализа Зигмунда Фрейда, введение в технику психоаналитического метода, основные его приложения в детской психиатрии, при неврозах, в социальной психологии и…

ПодробнееВведение в психоанализ. ЛекцииСамые остроумные афоризмы и цитатыКультура. Искусство

Данное издание представляет собой собрание фрагментов из наиболее интересных работ основателя психоанализа, австрийского психолога, невролога, психиатра Зигмунда Фрейда (1856–1939 гг.). Его…

ПодробнееТеория психоанализа и «эго-психология» Образовательная литература

«Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу…

ПодробнееПсихопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе Классики психологии

Зигмунд Фрейд – знаменитый австрийский ученый, психиатр и невролог, основатель психоанализа. Его новаторские идеи, критиковавшиеся в научном сообществе, тем не менее оказали огромное влияние…

ПодробнееИмпульс влечения. С комментариями и объяснениями Общая философия

Зигмунд Фрейд с юных лет мечтал изменить мир, мечтал о победе разума и пьедестале славы. И действительно, творческие личности, деятели науки, простые обыватели прошлого столетия с азартом поддались…

ПодробнееЧеловек по имени МоисейРелигиоведение

Последней работой стопроцентного атеиста и отца психоанализа стала невероятная психоистория «Человек по имени Моисей». Зигмунд Фрейд поставил перед собой амбициозную задачу: проанализировать целый…

ПодробнееСверхчеловек против супер-эго Общая философия

Фридрих Ницше – немецкий философ, поставивший под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Главное понятие в философской теории…

ПодробнееБольшая книга психики и бессознательного. Толкование сновидений. По ту сторону принципа удовольствияКлассики психологии

Знаменитые работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, выдержавшие рекордное количество переизданий, остаются одними из главных научных бестселлеров столетия! Самое полное и точное введение…

ПодробнееПсихоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, ДостоевскийКлассики психологии

В сборник произведений всемирно известного австрийского врача и мыслителя Зигмунда Фрейда включены работы, связанные общей темой – психоанализом художественного творчества. Фрейд дает оригинальные…

ПодробнееБолезнь культурыПять историй болезниПсихотерапия и консультирование

В книге собраны описания пяти самых известных пациентов отца психоанализа. Изложение драматических обстоятельств жизни и хода лечения пациентов, написанное З. Фрейдом, является яркой иллюстрацией…

ПодробнееПсихоаналитические этюдыЗападная философия

«Психоаналитические этюды». Произведение, в котором теория психоанализа, созданная «великим венцем», выступает скорее в практической форме, а общее уступает место частному. Однако, такая детализация…

ПодробнееОговоркиАфоризмы и цитаты

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на…

Подробнее

Зигмунд Фрейд — Психологос

​​​​​​​

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Биография

Собственно жизнеописание смотри →

Учение З.Фрейда

Фрейд заявил, что поведением человека управляет не идеалы, не разум и не правила приличия, а инстинкты: инстинкт секса и страх смерти. Он утверждал, что в основе всех наших действий лежат тайные желания, комплексы и неврозы. Узнать о них можно, проанализировав свои сны. По Фрейду, не сознание, а бессознательное управляет поведение человека. Смотри →

Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению: это влечения жизни, сексуальные влечения, влечения смерти. Смотри →

Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Смотри →

Фрейд повлиял на всю европейскую культуру: на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З.Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно. От творчества З.Фрейда пошли:

Публикации

Зигмунд Фрейд в свое время писал стихи, в психологии свои исследования начинал скорее как физиолог и нейропсихолог, но прославился своими исследованиями как основатель психоанализа: «Исследования истерии» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Моисей и монотеизм» (1939), «Очерк психологии» (1940, незакончен), «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «О сновидении», «О психоанализе», «Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений».

Современная оценка наследия З.Фрейда

При том, что психоанализ стал «священной коровой» в психологии, к науке психоанализ прямого отношения не имеет, это больше поэзия, мифология и практичный подход. Научных данных, как либо подтверждающих его положения о ведущей роли сексуальных влечений — нет. Эффективность его в сравнении с поведенческим и гуманистическим подходом — невысокая. Смотри →

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

11.5 фактов об основателе психоанализа Зигмунде Фрейде, которых вы никогда не знали

1. Свою научную карьеру Фрейд начал с изучения сексуальной жизни угрей и поиска их половых органов

В 17 лет в 1873 году Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета. Отучившись там два года, он приступил к изучению зоологии по руководством профессора Карла Клауса. Старый учёный поручил юному Фрейду амбициозное исследование: изучить половую систему угрей и обнаружить у самцов семенники. Дело в том, что долгое время процесс размножения угрей был покрыт тайной. Почти 2000 лет со времен Аристотеля  считалось, что они самозарождаются из ила болот или трутся о камни, а из оторванных кусочков кожи появляются новые угри. Лишь в 1777 году анатомам удалось обнаружить яичники у самок угря, однако вплоть до 1877 года было доподлинно неизвестно, есть ли у самцов семенники.

Фрейд принялся за поставленную задачу с рвением молодости. Дважды он посещал опытную станцию в Триесте, где препарировал более 400 угрей и изучал с помощью микроскопа их дольчатый орган. Однако с уверенностью доказать, что это семенники, он так и не смог. Приоритет в обнаружении семенников угря в итоге достался польскому учёному Сирскому. Для Фрейда это был серьёзный удар, поколебавший его уверенность в себе и честолюбие.

2. Фрейд заложил основу нейронной теории строения нервной системы и придумал новые методы окрашивания нервных тканей

С 1883 по 1885 годы Фрейд работал в лаборатории Теодора Мейнерта. Российский ученик Мейнерта Ливерий Даркшевич опубликовал в 1884 году статью «Новый способ окрашивания микроскопических препаратов для исследования волокон в центральной нервной системе». В действительности описанное открытие полностью принадлежало молодому Зигмунду. Он изобрёл способ окраски препаратов нервной ткани хлористым золотом, благодаря которому смог детально изучить строение нервной системы речного рака. Дело в том, что в конце XIX века в физиологии господствовала теория континуитета, гласящая, что нервная система представляет собой некую единую сеть. Лишь гораздо позже было доказано, что в реальности она состоит из отдельных обособленных клеток — нейронов. На основе своих экспериментов Фрейд высказывал аналогичные предположения, однако они не получили широкого распространения.

3. Фрейд увлекался изучением лечебных и анестезирующих свойств кокаина, а также употреблял его сам по меньшей мере 13 лет

В 1884 году Фрейд прочёл исследование о влиянии кокаина на здоровье баварских солдат, после чего незамедлительно приступил к экспериментам с этим веществом на себе. В то время свойства кокаина (особенно наркотические) были почти неизвестны. Зигмунд регулярно принимал небольшие дозы наркотика для борьбы с депрессией,  снятия утомления, поддержания оптимального тонуса и работоспособности при чрезмерных нагрузках. Кокаин помогал Фрейду преодолеть и проблемы с пищеварением и болями в животе. В отдельных письмах и работах Фрейд называл его «прекрасным афродизиаком». Вот одно из его признаний:  «В гостях можно было лопнуть от скуки, если бы не крохотная доза кокаина».

Всего Фрейд опубликовал четыре научные работы об эффектах кокаина, однако впоследствии исключил их из всех своих прижизненных собраний сочинений. Фрейду принадлежит приоритет в использовании кокаина как анестизирующего препарата, особенно при операциях на глазах, но, как и в случае с окрашиванием нервной ткани, австрийца обошли его более резвые коллеги. Так, друг Фрейда Карл Коллер воспользовался идеями своего товарища, поставил системный, полностью задокументированный научный эксперимент и стал известен как первооткрыватель кокаиновой анестезии по всему миру.

4. Фрейд ежедневно выкуривал более 20 сигар, что привело к раку челюсти, мучившему его до конца дней

Ежедневно Фрейд посещал табачную лавку неподалёку от своего дома, где закупал большой запас сигар. Считается, что Фрейд курил почти беспрерывно, употребляя от 20 и более сигар за день. Австрийский психолог верил, что курение повышает его продуктивность и творческие способности. Эта пагубная привычка привела к возникновению у него рака челюсти в 1923 году, после чего он пережил серьёзную операцию. Впоследствии Фрейд подвергался хирургическим вмешательствам ещё 33 раза за 16 лет и мучился от постоянных нестерпимых болей. Тем не менее курить он так и не бросил до самой смерти.

5. Бежать от нацистов из Австрии Фрейду помог бывший американский посол в СССР и прототип булгаковского Воланда Уильям Буллит

Уильям Буллит был первым послом США в Советском Союзе. По мнению культуристорика Александра Эткинда, Буллит послужил прототипом для персонажа Воланда, а Весенний бал полнолуния (Бал ста королей) — это не более чем преломлённые в художественном восприятии Булгакова приёмы в американском посольстве, отличавшиеся роскошью и разгулом. В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии, Буллит находился в Париже. Благодаря его ходатайству перед президентом Франклином Рузвельтом, активным переговорам и финансовой помощи, Фрейд и его семья получили разрешение и возможность покинуть Вену.

6.  Фрейд мог забрать из оккупации даже домохозяйку, однако оставил четырёх своих младших сестёр в Австрии, где все они были замучены в концентрационном лагере

На момент эвакуации у Фрейда была возможность вывезти почти всех своих еврейских родственников, однако по неизвестным причинам он не забрал с собой младших сестер. В 1939-м всех их насильственно забрали из дома (как только у них закончились деньги, чтобы откупаться от нацистов) и поместили в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В 1942 году все четыре сестры поочерёдно погибли. 

7. Фрейд разработал теорию детского психосексуального развития, но за все время клинической практики у него был всего один пациент-ребёнок

В работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика»  (1907—1908, опубликована в 1909-м), больше известной как «Случай маленького Ганса», Фрейд описывает проблемы сынишки своего друга, композитора и историка музыки Макса Графа. 

У Ганса развилась фобия: он очень боялся покидать дом, так как опасался, что его покусает белая лошадь. По мнению Фрейда, образ лошади — это символ его отца, Макса, к которому мальчик относился как к конкуренту за внимание матери (Эдипов комплекс). Фрейд считал, что малыш желал смерти отцу, но при этом боялся быть кастрированным им. Именно этот страх трансформировался в опасение быть укушенным, а желание смерти проявилось в рассказе о падении лошади. 

Самое интересное в этой истории, что Фрейд не общался напрямую с мальчиком, а получал информацию через его беседы с отцом.

8. Смерть Фрейда могла быть суицидом, в котором ему помог друг-врач

В 1939 году боли от раковой опухоли стали совершенно невыносимыми для Фрейда. При этом новую операцию ему делать отказывались. 21 сентября Фрейд обратился к своему лечащему врачу и другу Максу Шуру: «Вы обещали не удерживать меня, когда моё время придёт. Сейчас нет ничего, кроме пытки, которая делает бессмысленным всё остальное». После чего Шур, получив согласие дочери Фрейда Анны, ввёл ему большую дозу морфия, отчего основатель психоанализа впал в кому, а спустя два дня умер.

9. Воры пытались похитить прах Фрейда

После смерти Фрейда его тело сожгли, а прах поместили в древнегреческую урну. Затем, когда скончалась его жена Марта в 1951 году, её прах также был добавлен туда. В течение многих лет урна выставлялась в лондонском крематории Голдерс-Грин, расположенном напротив еврейского кладбища и неподалёку от знаменитого Хайгейтского кладбища. В январе 2014 года, по сообщению полиции, некие неизвестные лица пытались похитить прах четы Фрейд. Их затея провалилась, но они серьёзно повредили урну возрастом более 2300 лет. 

10.  В Библиотеке Конгресса США хранятся восемь ящиков с корреспонденцией Фрейда, которые никогда не будут открыты

Всего на хранении там находится 153 ящика с письмами Фрейда, его семьи, пациентов, коллег, а также с черновиками и прочими записями. Содержание почти всех уже давно изучено. 9 из оставшихся пока запечатанными ящиков будут открыты последовательно в 2020-м, 2050-м и 2057 году. Корреспонденцию из восьми последних коробок, согласно особому пункту завещания, не будут извлекать и изучать никогда.

11. Знаменитая кушетка из кабинета Фрейда на Берггассе, 19 находится вовсе не там

А в Лондоне. Как и большинство других личных вещей доктора. Поэтому, чтобы увидеть аутентичные предметы быта отца психоанализа, надо ехать не в Венский музей Фрейда, а в Лондонский.

11.5 Правильное произношение фамилии знаменитого психолога вовсе не Фрейд, как мы все привыкли, а Фройд. Зигмунд Фройд.

каким на самом деле был лучший психолог в истории — Рамблер/новости

Из всех психологов самым известным до сих пор остается Зигмунд Фрейд. Мир пережил настоящий культ психоанализа, что сильно девальвировало и исказило учение великого авcтрийца.

Человек-волк

Самым известным пациентом Зигмунда Фрейда был русский эмигрант Сергей Панкеев, написавший книгу о знаменитом психоаналитике. Из-за того, что Панкеев рассказывал Фрейду о виденных им во сне волках, в целях анонимности Фрейд называл Панкеева «Wolfsmann», что традиционно стало переводиться как «человек-волк».

Панкеев был «недолеченным» Фрейдом пациентом. Известный исследователь Фрейда Александр Эткинд связывал это с тем, что австрийский психоаналитик не смог преодолеть языковой барьер, из-за чего его интерпретация сновидений Панкеева пошла по неверному пути.

Дело в том, что Панкеев увидел волков на дереве, а именно «на орехе». Эту деталь Фрейд оставил без интерпретации, хотя, возможно, в ней и была скрыта причина невроза пациента.

В русском языке существует чрезвычайно распространенная идиома «Получишь на орехи!», или «Вот сейчас дам тебе на орехи!». Обычно её говорят родители, когда хотят пригрозить ребенку наказанием. Выражение алогично: буквально его можно трактовать скорее как «получишь деньги, чтобы купить орехи», но его угрожающий смысл идиоматичен и совершенно не переводим.

Александр Эткинд в своей книге «Эрос невозможного» пишет: «Вероятно, что двух-трехлетний Сергей, нежно любивший, как считал Фрейд, свою няню и мстивший ей непослушанием за отвержение его порывов, слышал от нее то и дело: „Сейчас получишь на орехи!“. В устной речи это выражение неотличимо от другого падежного варианта: „Получишь на орехе!“. Аллея грецких орехов росла, по воспоминаниям Сергея, прямо за окном его спальни».

В анализе невроза Панкеева Фрейд пишет, что примерно в эти годы Сергей играл со своим пенисом в присутствии няни, «что, как и многие случаи, когда дети не скрывают своей мастурбации, должно рассматриваться как попытка соблазнения». В ответ, насколько было известно Фрейду, няня заявила мальчику, что у детей, которые так делают, на этом месте возникает «рана».

Эткинд и современные психоаналитики иначе трактуют сон Панкеева, связывая его с вероятной сценой, когда няня грозит ребенку «дать ему на орехи» за увиденное «баловство».

Справляясь с возникшим страхом и чувством вины, мальчик гадает, что же это ужасное происходит там, на орехе, и видит сон, в котором получает самый понятный ответ. Таким образом, сон Панкеева, понятый в свете этой идиомы, может быть интерпретирован как реализация страха наказания. С учётом всего того, что известно о детстве Панкеева от Фрейда, этот сон может быть понят как отражение страха кастрации, исходившего от няни, на которой было сосредоточено его либидо.

Фрейд и Моисей

Последней работой Зигмунда Фрейда был цикл статей «Моисей и монотеизм», в котором австрийский психоаналитик сделал шокирующее предположение о том, что Моисей был не евреем, а высокопоставленным египтянином времен правления Эхнатона.

По мнению Фрейда, после падения популярности фараона и его монотеистической религии, Моисей, желая сохранить свою веру в единого бога Солнца — Атона, становится вождём живущего на периферии Египта племени рабов-семитов.

Здесь Моисей вводит принятый у свободных граждан Египта обряд обрезания, и, благодаря периоду безвластия в стране, осуществляет беспрепятственный исход евреев с территории Египта.

Фрейд также предположил, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию затем поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, евреи привносят этико-религиозные элементы атонизма в предшествующий ему культ бога вулканов — Яхве и развивают идею Мессии — воскресшего Отца. Имя Атона приобретает звучание Адонай — ивр. ‏אדני‏‎‎‎, «Господь».

Даёт Фрейд и свою оригинальную трактовку антисемитизма. Он предположил, что евреев ненавидят не как убийц Мессии, а как народ, давший Мессию. Фрейд был убежден в том, что христианский мир всегда возмущался слишком большими моральными требованиями, которые предъявил Йешу. Христиане вымещали своё возмущение и отчаяние на евреях, которые, предъявив миру эти требования — как через свою религию, так и через Йещу, — стали «больной совестью» всего западного мира.

Самым известным учеником Фрейда был Карл Юнг. Среди учеников мэтра он был одним из немногих и самым известным неевреем.

Фрейд по этому поводу говорил единомышленникам: «Коллеги арийского происхождения нам совершенно необходимы, иначе психоанализ станет жертвой антисемитизма».

Считается, что отношения Фрейда и Юнга расстроились из-за расхождения во взглядах на либидо, однако между двумя великими психологами встала женщина — Сабина Шпильрейн, русская еврейка, приехавшая лечить свой невроз к Юнгу.

Она не просто лечилась у Юнга, но и вступила с ним в любовную связь. В письмах Фрейду она делилась с ним своими фантазиями о сыне Зигфриде, которого она родила бы от Юнга и который мог бы стать вторым спасителем человечества, потому что соединял бы в себе достоинства арийской и еврейской рас.

11 декабря 1911 года Сабина Шпильрейн была принята в члены Венского психоаналитического общества. Это произошло на том же заседании, на котором Фрейд исключил из Общества Адлера и пятерых его сторонников.

С этого времени в истории психоаналитического движения начинается полоса расколов и мучительной борьбы. Фрейд последовательно изгонял из своего мира то одного, то другого «сына» и наследника, и становился все более зависимым от череды «приемных дочерей», которых было не меньше десятка— от Евгении Сокольницкой, которая, несмотря на пройденный психоанализ у Фрейда, покончила с собой в 1934 году, до княгини Мари Бонапарт и нескольких подруг Анны Фрейд.

После разрыва с Юнгом Фрейд выпустил статью «Заметки о любовном переносе», где обрисовал историю взаимоотношений Юнга и Шпильрейн, не назвав настоящих имен.

В своей работе он обстоятельно, с изрядной долей сарказма доказывал, что любовь между пациенткой и врачом произошла не вследствие личностных качеств последнего, а лишь как перенос на него эротических фантазий больной.

Карл Юнг пытался убедить Фрейда в своей правоте и хотел наладить отношения, при этом он не брезговал откровенным запугиванием и внушал бывшей любовнице страх за жизнь ребенка, которым она была беременна в то время от своего мужа.

Шпильрейн еще долгое время автономно поддерживала отношения с Фрейдом и Юнгом и даже пыталась помирить поссорившихся друзей. Хотя во многих случаях она вела себя куда благороднее обоих, в конфликте обвиняли прежде всего именно ее.

Фрейд и Троцкий

Лев Троцкий был увлекающимся человеком. Когда красный вождь обладал властью и влиянием, все его увлечения приобретали государственный масштаб. Так, еще до октябрьской революции, побывав в Вене, Троцкий увлекся психоанализом Фрейда. С этого момента у Льва Давидовича, кроме мирового капитала, появился еще один враг — эдипов комплекс. Именно он, согласно Зигмунду Фрейду, являлся корнем в образовании всех невротических заболеваний.

А как может мировая революция победить с революционерами-невротиками?

В результате, после прихода к власти большевиков, Советская Россия стала настоящим полигоном для психоаналитических экспериментов. По всей стране появлялись детские интернаты, в которых психологи-экспериментаторы организовывали «свободное половое развитие детей».

В 1921 году, с благословения Троцкого и Фрейда, был открыт знаменитый Детский дом-лаборатория «Международная солидарность», целью которого было создать «нового человека».

Честь преодолеть эту напасть первоначально выпала детям большевистской номенклатуры (к примеру, начальное половое образование здесь получал сын Сталина Василий).

Главным условием этого воспитания было абсолютное исключение родителей из процесса. Правда, родственные чувства высокопоставленных родителей все же взяли верх, и в 1925 году Дом ребенка был закрыт с формулировкой «неудавшегося эксперимента».

Исаак Дойчер, автор трехтомной биографии Троцкого, писал: «Троцкий занимался вопросами психоанализа глубоко и систематически и поэтому знал недостатки этого метода».

Сам Троцкий также пытался скрестить в Советской России учение физиолога Павлова и фрейдизм. По этому поводу «демон революции» писал: «И Павлов, и Фрейд считают, что „дном“ души является ее физиология. Но Павлов, как водолаз, опускается на дно и кропотливо исследует колодезь снизу вверх. А Фрейд стоит над колодцем и проницательным взглядом старается сквозь толщу вечно колеблющейся, замутненной воды разглядеть или разгадать очертания дна».

К фрейдизму Троцкий относился с огромным интересом. «Попытка объявить психоанализ „несовместимым“ с марксизмом и попросту повернуться к фрейдизму спиной слишком проста или, вернее, простовата. Но мы ни в коем случае не обязаны и усыновлять фрейдизм. Это рабочая гипотеза, которая может дать и, несомненно, дает выводы и догадки, идущие по линии материалистической психологии».

Фрейд и Буллит

Интересные взаимоотношения были у Зигмунда Фрейда и Уилльяма Буллита, первого посла США в СССР. Буллит был очень занимательной личностью. Культурной общественности он известен как устроитель знаменитого весеннего бала в резиденции американского посла Спасо-хаус в апреле 1935 года.
Михаил Булгаков, который был гостем на этом балу, впоследствии превратил свои впечатления в феерический бал Воланда.

Буллит был близко знаком с Фрейдом. Его жена Лиза Брайнт была пациенткой психоаналитика. Сохранилась большая переписка Фрейда и Буллита. Американский дипломат имел возможность довольно часто приезжать в Вену и навещать Фрейда. Они даже вместе написали книгу — психологическую и интеллектуальную биографию 28 президента США Вудро Вильсона, необыкновенно враждебную в отношении своего героя.
Наконец, Буллит сыграл критически важную роль в спасении Фрейда от нацистов в 1938 году после аншлюса Австрии. Он сумел через Рузвельта передать распоряжение сотрудникам посольства. Один из них непосредственно присутствовал при обыске, который гестаповцы устроили в квартире Фрейда.

Пред Буллитом встала задача выкупит Фрейда у гестапо. Он сам внес деньги и связался с Мари Бонапарт, богатой греческой принцессой и психоаналитиком. Вместе они сумели собрать достаточно денег, чтобы выкупить Фрейда. Таким образом были собраны деньги, и была обеспечена дипломатическая поддержка.

Уже сильно больному Зигмунду Фрейду удалось переехать в Лондон, однако его состояние отсавляло желать лучшего. Летом 1939 года Фрейд напомнил своему врачу Максу Шуру о данном ранее обещании помочь ему умереть. 23 сентября Шур ввёл Фрейду несколько кубиков морфия. В три часа утра Зигмунд Фрейд скончался.

Читать книгу «Введение в психоанализ» онлайн полностью — Зигмунд Фрейд — MyBook.

Часть первая
Ошибочные действия
1916 [1915]

Предисловие

Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzüge der Psychoanalyse, 1914; Régis et Hesnard. La psychoanalyse des névroses et des psychoses, Paris, 1914; Adolf F. Meijer. De Behandeling van Zenuwzieken door Psycho-Analyse. Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и неспециалистам обоего пола.

Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание читатель, объясняется условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить бесстрастность научного трактата. Более того, перед лектором стоит задача удержать внимание слушателей в течение почти двух часов. Необходимость вызвать немедленную реакцию привела к тому, что один и тот же предмет обсуждался неоднократно, например в первый раз в связи с толкованием сновидений, а затем в связи с проблемами неврозов. Вследствие такой подачи материала некоторые важные темы, как, например, бессознательное, нельзя было исчерпывающе представить в каком-то одном месте, к ним приходилось неоднократно возвращаться и снова их оставлять, пока не представлялась новая возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о них.

Тот, кто знаком с психоаналитической литературой, найдет в этом «Введении» немногое из того, что было бы ему неизвестно из других, более подробных публикаций. Однако потребность дать материал в целостном, завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.

Вена,

весна 1917 г.

Фрейд

Первая лекция
Ведение

Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих лекций – «Элементарное введение в психоанализ» – предполагает, что вы ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример, показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки. Естественно, у нас есть веские основания для такого как будто бы неправильного подхода к больному, в чем вы, видимо, позднее сможете убедиться сами.

Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как с этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли прийти сюда во второй раз. Для этого сразу же хочу показать вам, какие несовершенства неизбежно присущи обучению психоанализу и какие трудности возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам, как вся направленность вашего предыдущего образования и все привычное ваше мышление будут неизбежно делать вас противниками психоанализа и сколько нужно будет вам преодолеть, чтобы совладать с этим инстинктивным сопротивлением. Что вы поймете в психоанализе из моих лекций, заранее сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав их, вы не научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение. Если же среди вас найдется кто-то, кто не удовлетворится беглым знакомством с психоанализом, а захочет прочно связать себя с ним, я не только не посоветую это сделать, но всячески стану его предостерегать от этого шага. Обстоятельства таковы, что подобный выбор профессии исключает для него всякую возможность продвижения в университете. Если же такой врач займется практикой, то окажется в обществе, не понимающем его устремлений, относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него все скрытые темные силы. Возможно, кое-какие моменты, сопутствующие войне, свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое представление о том, что сил этих – легионы.

Правда, всегда найдутся люди, для которых новое в познании имеет свою привлекательность, несмотря на все связанные с этим неудобства. И если кто-то из вас из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда снова, я буду рад приветствовать его. Однако вы все вправе знать, какие трудности связаны с психоанализом.

Во-первых, следует указать на сложность преподавания психоанализа и обучения ему. На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите анатомический препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести операцию. В той же психиатрии осмотр больного дает вам множество фактов, свидетельствующих об изменениях в мимике, о характере речи и поведении, которые весьма впечатляют. Таким образом, преподаватель в медицине играет роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы сами вступаете в непосредственный контакт с объектами и благодаря собственному восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.

В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом. Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает объяснения и наблюдает за реакциями приятия или неприятия, которые он таким образом вызывает у больного. Необразованные родственники наших больных, которым импонирует лишь явное и ощутимое, а больше всего действия, какие можно увидеть разве что в кинематографе, никогда не упустят случая усомниться:

«Как это можно вылечить болезнь одними разговорами?» Это, конечно, столь же недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые люди убеждены, что больные «только выдумывают» свои симптомы. Когда-то слова были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга. Не будем же недооценивать использование слова в психотерапии и будем довольны, если сможем услышать слова, которыми обмениваются аналитик и его пациент.

Но даже и этого нам не дано. Беседа, в которой и заключается психоаналитическое лечение, не допускает присутствия посторонних; ее нельзя продемонстрировать. Можно, конечно, на лекции по психиатрии показать учащимся неврастеника или истерика. Тот, пожалуй, расскажет о своих жалобах и симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику, он может дать лишь при условии особого расположения к врачу; однако он тут же замолчит, как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного к нему. Ведь эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни, ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться даже самому себе.

Таким образом, беседу врача, лечащего методом психоанализа, нельзя услышать непосредственно. Вы можете только узнать о ней и познакомитесь с психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке. К собственному взгляду на психоанализ вам придется прийти в необычных условиях, поскольку сведения о нем вы получаете как бы из вторых рук. Во многом это зависит от того доверия, с которым вы относитесь к посреднику.

Представьте себе теперь, что вы присутствуете на лекции не по психиатрии, а по истории и лектор рассказывает вам о жизни и военных подвигах Александра Македонского. На каком основании вы верите в достоверность его сообщений? Сначала кажется, что здесь еще сложнее, чем в психоанализе, ведь профессор истории не был участником походов Александра так же, как и вы; психоаналитик, по крайней мере, сообщает вам о том, в чем он сам играл какую-то роль. Но тут наступает черед тому, что заставляет нас поверить историку. Он может сослаться на свидетельства древних писателей, которые или сами были современниками Александра, или по времени жили ближе к этим событиям, т. е. на книги Диодора, Плутарха, Арриана и др.; он покажет вам изображения сохранившихся монет и статуй царя, фотографию помпейской мозаики битвы при Иссе. Однако, строго говоря, все эти документы доказывают только то, что уже более ранние поколения верили в существование Александра и в реальность его подвигов, и вот с этого и могла бы начаться ваша критика. Тогда вы обнаружите, что не все сведения об Александре достоверны и не все подробности можно проверить, но я не могу предположить, чтобы вы покинули лекционный зал, сомневаясь в реальности личности Александра Македонского. Ваша позиция определится главным образом двумя соображениями: во-первых, вряд ли у лектора есть какие-то мыслимые мотивы, побудившие выдавать за реальное то, что он сам не считает таковым, и, во-вторых, все доступные исторические книги рисуют события примерно одинаково. Если вы затем обратитесь к изучению древних источников, вы обратите внимание на те же обстоятельства, на возможные побудительные мотивы посредников и на сходство различных свидетельств. Результаты вашего исследования наверняка успокоят вас насчет Александра, однако они, вероятно, будут другими, если речь зайдет о таких личностях, как Моисей или Нимрод [1]. О том, какие сомнения могут возникнуть у вас относительно доверия к лектору-психоаналитику, вы узнаете позже.

Теперь вы вправе задать вопрос: если у психоанализа нет никаких объективных подтверждений и нет возможности его продемонстрировать, то как же его вообще можно изучить и убедиться в правоте его положений? Действительно, изучение психоанализа дело нелегкое, и лишь немногие по-настоящему овладевают им, однако приемлемый путь, естественно, существует. Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности. Это не совсем то, что называется самонаблюдением, но в крайнем случае психоанализ можно рассматривать как один из его видов. Есть целый ряд распространенных и общеизвестных психических явлений, которые при некотором овладении техникой изучения самого себя могут стать предметами анализа. Это дает возможность убедиться в реальности процессов, описываемых в психоанализе, и в правильности их понимания. Правда, успешность продвижения по этому пути имеет свои пределы. Гораздо большего можно достичь, если тебя обследует опытный психоаналитик, если на собственном Я испытываешь действие анализа и можешь от другого перенять тончайшую технику этого метода. Конечно, этот прекрасный путь доступен лишь каждому отдельно, а не всем сразу.

Другое затруднение в понимании психоанализа лежит не в нем, а в вас самих, поскольку вы до сих пор занимались изучением медицины. Стиль вашего мышления, сформированный предшествующим образованием, далек от психоаналитического. Вы привыкли обосновывать функции организма и их нарушения анатомически, объяснять их химически и физически и понимать биологически, но никогда ваши интересы не обращались к психической жизни, которая как раз и является венцом нашего удивительно сложного организма. А посему психологический подход вам чужд, и вы привыкли относиться к нему с недоверием, отказывая ему в научности и отдавая его на откуп непрофессионалам, писателям, натурфилософам и мистикам. Такая ограниченность, безусловно, только вредит вашей врачебной деятельности, так как больной предстает перед вами прежде всего своей душевной стороной, как это и происходит во всех человеческих отношениях, и я боюсь, что в наказание за то вам придется поделиться терапевтической помощью, которую вы стремитесь оказать, с самоучками, знахарями и мистиками, столь презираемыми вами.

Мне ясно, чем оправдывается этот недостаток в вашем образовании. Вам не хватает философских знаний, которыми вы могли бы пользоваться в вашей врачебной практике. Ни спекулятивная философия, ни описательная психология, ни так называемая экспериментальная психология, смежная с физиологией чувств, как они преподносятся в учебных заведениях, не в состоянии сказать вам что-нибудь вразумительное об отношении между телом и душой, дать ключ к пониманию возможного нарушения психических функций. Правда, в рамках медицины описанием наблюдаемых психических расстройств и составлением клинической картины болезней занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами высказывают сомнения в том, заслуживают ли их описания названия науки. Симптомы, составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему происхождению, механизму и взаимной связи; им соответствуют либо неопределенные изменения анатомического органа души, либо такие изменения, которые ничего не объясняют. Терапевтическому воздействию эти психические расстройства доступны только тогда, когда их можно обнаружить по побочным проявлениям какого-то иного органического изменения.

Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую базу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического нарушения с психическим. Для этого психоанализ должен избегать любой чуждой ему посылки анатомического, химического или физиологического характера и пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями – вот почему я опасаюсь, что он покажется вам сначала столь необычным.

В следующем затруднении я не хочу обвинять ни вас, ни ваше образование, ни вашу установку. Двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и вызывает к себе его неприязнь; одно из них наталкивается на интеллектуальные, другое – на морально-эстетические предрассудки.

Не следует, однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы, побочный продукт полезных и даже необходимых изменений в ходе развития человечества. Они поддерживаются нашими аффективными силами, и бороться с ними трудно.

Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни.

Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология – наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что психоанализ – фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Вам же, уважаемые слушатели, пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как «психическое есть сознательное», я считаю предрассудком, вы, может быть, также не догадываетесь, что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.

Вы даже не подозреваете, какая тесная связь существует между этим первым смелым утверждением психоанализа и вторым, о котором речь пойдет ниже. Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.

По собственному опыту знаю, что неприятие этого результата психоаналитического исследования является главным источником сопротивления, с которым оно сталкивается. Хотите знать, как мы это себе объясняем? Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения. Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого; больше того, из воспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от всей этой области. Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату исследований психоанализа и охотнее всего стремится представить его отвратительным с эстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с точки зрения морали. Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные результаты научной работы. Если уж выдвигать возражения, то они должны быть обоснованы интеллектуально. Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. Итак, общество выдает нежелательное за неправильное, оспаривая истинность психоанализа логическими и фактическими аргументами, подсказанными, однако, аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки, несмотря на все попытки их опровергнуть.

Смею вас заверить, уважаемые дамы и господа, что, выдвигая это спорное положение, мы вообще не стремились к тенденциозности. Мы хотели лишь показать фактическое положение вещей, которое, надеемся, мы познали в процессе упорной работы. Мы и теперь считаем себя вправе отклонить всякое вторжение подобных практических соображений в научную работу, хотя мы еще не успели убедиться в обоснованности тех опасений, которые имеют следствием эти соображения.

Таковы лишь некоторые из тех затруднений, с которыми вам предстоит столкнуться в процессе занятий психоанализом. Для начала, пожалуй, более чем достаточно. Если вы сумеете преодолеть негативное впечатление от них, мы продолжим наши беседы.

Зигмунд Фрейд | Институт психоанализа

Перейти к основному содержанию

Переключить навигацию

  • твиттер
  • facebook

меню пользователя

  • Вход для участников
  • Свяжитесь с нами

Форма поиска

Искать

Искать

  • Дом
  • Психоаналитическая помощь
    • О психоаналитической помощи
      • Психоаналитики
      • Стоимость и время
      • Диван
      • Встреча с психоаналитиком
    • Найдите ближайшего аналитика
    • Клинические услуги
      • О наших клиниках
      • Консультации в лондонской клинике
      • Клиническая служба Север
      • Психоанализ с низкой оплатой
      • Услуги для детей и подростков
      • Наша Политика конфиденциальности
      • Связаться с клинической службой
  • О нас
    • Кто мы
    • Наши авторы и теоретики
      • Зигмунд Фрейд
      • Элла Шарп
      • Эрнест Джонс
      • Мелани Кляйн
      • Джоан Ривьер
      • Рональд Фэйрбэрн
      • Марджори Бриерли
      • Анна Фрейд
      • Майкл Балинт
      • Дональд Вудс Винникотт
      • Уилфред Бион
      • Роджер Мани-Кирл
      • Эстер Бик
      • Адам (Амедео) Лиментани
      • Анри Рей
      • Герберт Розенфельд
      • Чарльз Райкрофт
      • Бетти Джозеф
      • Сосны динора
      • Ханна Сигал
      • Лесли Сон
      • Эрик Бренман
      • Дональд Мельцер
      • Гарольд Стюарт
      • Эгле Лауфер
      • Нина Кольтарт
      • Джозеф Сандлер
      • Андре Грин
      • Моисей Лауфер
      • Рут Ризенберг-Малькольм
      • Элизабет Спиллиус
      • Эдна О’Шонесси
      • Энн Мари Сандлер
      • Рон Бриттон
      • Джульетта Митчелл
      • Джон Штайнер
      • Ирма Бренман Пик
      • Патрик Кейсмент
      • Невилл Симингтон
      • Майкл Фельдман
      • Роберт Хиншелвуд
      • Кристофер Боллас
      • Грегорио Кохон
      • Присцилла Рот
      • Игнес Содре
      • Майкл Парсонс
      • Дана Биркстед-Брин
      • Марго Уодделл
      • Дэвид Такетт
      • Ян Абрам
      • Джонатан Склар
      • Каталина Бронштейн
      • Дэвид Белл
      • Розин Перельберг
      • Питер Фонаги
      • Стивен Гросс
      • Даниэль Пик
    • 100 лет истории
    • Наше международное присутствие
      • Текущие международные события
      • Недавняя международная деятельность наших членов
    • Список членов общества
    • Статус благотворительной организации
      • Равные возможности
      • Устойчивость
    • Этика и профессиональные стандарты
      • Обеспокоенность и жалобы
    • Подключенные организации
    • Контакты для прессы
    • Вакансий
  • Образование
    • Обучение в Институте психоанализа
      • О нашем обучении
        • Персональный анализ обучения
        • Теоретические и клинические семинары
        • Контролируемый психоанализ
      • Опыт обучения — видеоролики
      • Карьера и возможности
      • Перед подачей заявки
      • Учебные маршруты
        • Схема нового входа

.

Стадии сексуального развития психолога Зигмунда Фрейда

  1. Образование
  2. Психология
  3. Стадии сексуального развития психолога Зигмунда Фрейда

Адам Кэш

Модель психолога Фрейда, по которой люди растут и по которым люди растут, предлагает серию стадий полового развития. созревают. Удовольствие, к которому стремятся ваши врожденные инстинкты, сосредоточено на сексуальном желании и удовлетворении посредством надлежащей стимуляции каждой эрогенной зоны.При правильной стимуляции вы продвигаетесь к вершине психосексуального пика Фрейда, сексуальной и психологической зрелости. В противном случае вы зациклены на этой конкретной зоне и застряли на этой конкретной стадии.

Вот этапы по возрасту:

  • Оральный: От рождения до 18 месяцев

  • Анал: От 18 месяцев до 3 лет

  • Фаллический: От 3 лет до 7–8 лет

  • Латентный период: 7–8 лет до полового созревания

  • Генитальный: От полового созревания до взрослого возраста

Устный этап

Устная стадия — первая стадия развития личности Фрейда.С рождения до 18 месяцев жизнь младенца сосредоточена на его губах. Основная задача этого этапа — удовлетворить оральное желание за счет стимуляции эрогенной зоны рта. Младенцы рождаются с очень хорошо развитым чувством вкуса, а их рот — это наиболее изощренный инструмент, который у них есть для исследования своего мира.

Если младенца не удается отлучить от груди или отнимают резко или не полностью, он может зациклиться на оральной стадии. У него разовьется устный характер , в котором его доминируют чувства зависимости и беспомощности.Младенцы не могут обеспечить себя автономным удовлетворением; пока они находятся на оральной стадии, они полностью зависят от матери.

Анальный этап

Вторая стадия развития личности Фрейда связана с эрогенным фокусом анальной стадии . Фрейд подчеркивал, что человек контролирует дефекацию как центр удовольствия от 18 месяцев до 3 лет. Главный конфликт малышей — это контроль! Дети на этой стадии хотят иметь возможность какать, когда они хотят и где хотят.

Кто и что лишает удовольствия покакать по своему желанию? Наши родители и ограничения реальности делают. Фактически, некоторые из ваших взрослых характеристик могут быть следствием того, как ваши родители относились к вашему приучению к туалету. Согласно Фрейду, ваша креативность и продуктивность являются показателями того, насколько хорошо вы успешно прошли анальную стадию.

Если вы застряли на анальной стадии, в вас преобладает анальное удовлетворение. Это удовлетворение может быть получено одним из двух способов:

  • Если вы неряшливы, небрежны или небрежны, это указывает на изгнание против родительского контроля.

  • Если вы сдержанны, упрямы и одержимы аккуратностью, вы научились контролю в ответ на свой опыт приучения к туалету.

Фаллический этап

Как только вы подумали, что все ваши черты личности были описаны, Фрейд приходит к своей третьей стадии: фаллической стадии . Ребенок от 3 до 5 лет ориентирован на эрогенную стимуляцию области гениталий, в частности полового члена и влагалища. На фаллической стадии удовлетворение начинается с мастурбации.

Потребность в удовлетворении вскоре обращается к нашим родителям, обычно родителям противоположного пола. По мере увеличения сексуального удовлетворения ребенок оказывается в сфере одного из самых противоречивых и странных вкладов Фрейда в изучение личности — Эдипова комплекса, который, по сути, утверждает, что ребенок мужского пола видит свою мать как сексуальный объект желания, вызывая неизбежный конфликт с собственным отцом конечно.

Задержка

При успешном разрешении конфликтов каждой предыдущей стадии дети вступают в более спокойное время психосексуального развития, называемое задержкой . Либидо ослабляет контроль над личностью, и сексуальные импульсы перестают доминировать. Дети находят больше свободы в изучении и расширении навыков, полученных на каждом последующем этапе.

Латентный период длится примерно с шести лет до полового созревания. Вещи, так сказать, остывают. Нет соперничества с родителем противоположного пола. Нет борьбы за контроль над удовлетворением. Это время для элементарных социальных исследований, таких как заведение друзей и формирование социальных групп.

Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости плавность латентного периода снова становится турбулентной.Вспыхивает пламя прежних конфликтов. Желание снова начинает доминировать в картине на генитальной стадии , , но на этот раз все по-другому. Эгоцентричный, ищущий удовольствий ребенок на ранних стадиях уступает место более зрелой форме удовлетворения.

Забота об удовольствии других начинает формировать направление психосексуального развития, и теперь ребенок открыт для обучения тому, как вступать в взаимно удовлетворяющие любовные отношения.

Фрейд никогда не предлагал, чтобы все люди достигли этой точки полной зрелости.Это скорее идеал, к чему нужно стремиться, проект на всю жизнь. Но если кому-то это не удастся (по крайней мере, в какой-то степени), он может легко вернуться к эгоистичному фаллизму, который, кажется, вызывает в воображении образы эгоистичного любовника, которому наплевать на удовольствие своего партнера: пока он получает то, что хочет, он в порядке.

,

Психоанализ — Зигмунд Фрейд

ПСИХОАНАЛИЗ — ЗИГМУНД ФРЕЙД

Психоанализ — это теория и метод, возникшие в результате работы, проведенной Зигмундом Фрейдом (1856-1939) над его пациентами, которые не ответили удовлетворительным образом (с помощью катартической техники). гипноз) в основном использовал его коллега Йозеф Брейер. Основные принципы психоанализа, разработанные Фрейдом, сильно отличались от принципов, принятых в предыдущих методах лечения; до Фрейда истерию и неврозы обычно лечили гипнозом или даже электросудорожной терапией.

Фрейд ввел много новых техник, среди которых метод лечения, в значительной степени основанный на разговоре. Он предлагал своим пациентам лечь и расслабиться на кушетке — техника, которая должна была стать одной из наиболее широко известных и отличительных черт аналитического метода, — а затем позволял им говорить свободно, ссылаясь на любые мысли, приходящие им в голову. С помощью этого метода Фрейд попытался обойти властную цензуру традиций, морали и нравов общества, которая могла помешать раскрытию внутреннего мира пациента, и, таким образом, истинные мысли человека были легче выявлены.Этот метод «свободных ассоциаций», который требует, чтобы мысли пациента выражались открыто, без влияния рациональной логики, приводит к трансформации в слова того, что присутствует в самых глубоких уголках разума.

Эта самая глубокая область психики, которую Фрейд называл бессознательным, составляющая часть модели, которая должна была стать, возможно, его величайшим вкладом в современную мысль, является наиболее труднодоступной частью нашего разума. Он генерируется и продолжает развиваться на протяжении всей жизни посредством механизма вытеснения.Этот последний защитный механизм удаляет из нашего сознания болезненные и неприемлемые мысли, которые настолько невыносимы, что разум в конечном итоге полностью их запрещает, отправляя их в зону подсознания. Таким образом, человек теряет их осознание, и ум больше не беспокоит, или, по крайней мере, временно. Позже действительно может случиться так, что вытесненные травмы — хотя и не доступны непосредственно сознательному разуму, но в любом случае все еще присутствуют и потенциально активны в бессознательном — порождают тревогу и негативные чувства, которые затем оказывают патологическое влияние на поведение человека.

Фрейд также ввел концепцию переноса, которую можно описать как эмоциональную связь, установленную между пациентом и аналитиком и посредством которой пациент переносит на аналитика чувства и мысли, относящиеся к прошлым важным отношениям. Согласно концепции Фрейда, отношение переноса было незаменимым для излечения его пациентов, поскольку оно наделяло их активной ролью в терапевтическом процессе, помогая им самостоятельно обнаружить, как лучше всего разрешить свои травмы.На момент своего появления это была удивительная концепция, поскольку раньше пациенты считались пассивными элементами терапевтического процесса.

Структурная модель человеческого разума, разработанная Зигмундом Фрейдом, состоит из трех основных структурных компонентов или функций:

  • Эго. Это «сознательный субстрат». Это то, что мы знаем. Эго выполняет функцию посредника между Ид, Супер-Эго и внешней реальностью;

  • Идентификатор.Это бессознательная часть, которая собирает и хранит огромное количество информации, удаленной от раннего детства до смерти. Ид также является резервуаром как сексуальных, так и агрессивных влечений и инстинктов;

  • Супер-Эго. Это «цензор» человеческого разума. Он рациональный и содержит все моральные нормы; он резко противостоит содержанию Ид, которое, напротив, иррационально и инстинктивно.

В нормальной ситуации подавленные воспоминания, оставшиеся в Ид, блокируются Супер-Эго и неспособны достичь Эго, однако, когда любому сознательному элементу удается повторно пробудить подавленный объект, возникает конфликт между «возвращением». подавленного материала и сопротивления Супер-Эго.
Фрейд называл такую ​​ситуацию неврозом или психозом в тех случаях, когда изменение психического функционирования настолько серьезно, что истинный контакт с реальностью полностью нарушается и порождается гораздо более серьезное состояние.

Классический психоаналитический метод основан на идее, что неврозы происходят из неспособности Эго овладеть подавленным материалом и взять на себя управление им; Другими словами, Фрейд считал, что знание причины страдания само по себе представляет собой элемент лечения.Конечно, вытесненные объекты неизвестны, и их невозможно вывести на поверхность, если мы не используем метод свободных ассоциаций, с помощью которого пациент получает полную свободу действий и может говорить обо всем, что проходит через его или ее разум. освобожденный от ига правил, норм или суждений.

В любом случае психоанализ не следует рассматривать как школу мысли, строго основанную на вероучениях и догмах академического учреждения. Следуя нововведениям, внесенным Фрейдом, различные другие авторы продолжали его идеи, развивая модели, которые также довольно значительно отличаются от исходных концепций, однако все они основаны на фундаментальных принципах психоанализа, как описано выше.После смерти великого мастера Карл Густав Юнг (1875-1961), на какое-то время один из учеников Фрейда, разработал аналитическую психологию, которая еще больше расширяет понятие бессознательного, вводя идею коллективного бессознательного, области подсознания. идеи, разделяемые всем человеческим видом и в которых обитают «архетипы» (например, фигуры «героя», «мудрого старика», «хорошей матери» и т. д.). Как и Фрейд до него, Юнг также принял концепцию либидо, но в то время как для Фрейда «либидо» было коллективным понятием сексуальных тенденций человека, для Юнга этот термин был синонимом психической энергии.Более того, в зависимости от того, направлено ли либидо в основном вовнутрь или вовнутрь, Юнг затем различал интровертный и экстравертный типы личности. Согласно Юнгу, конечной целью развития была самореализация. Для достижения этой цели необходимо, чтобы различные структурные компоненты личности дифференцировались и полностью развивались. Здоровая и полностью интегрированная личность может быть достигнута, только если каждый компонент достигнет высшей степени дифференциации и развития.

.

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда

Многие считают Зигмунда Фрейда величайшим психологом в истории. Мнения по поводу справедливости этого сильно расходятся, хотя все должны согласиться с тем, что он является одним из самых известных психологов в истории. Он был хорошо известен своими исследованиями в области науки о разуме и известен своими теориями о функциях разума и человеческой психики. Одна из самых известных теорий Фрейда — это его взгляды на человеческую личность и различные психологические элементы, которые на нее влияют.

Модель айсберга часто используется для описания понимания психики Фрейдом. Сознание — это верхушка айсберга, едва над водой. Он состоит из наших мыслей и восприятий. Это все, о чем мы знаем. Подсознание находится прямо под водой. Он состоит из наших воспоминаний, накопленных знаний, страхов и сомнений. Мы сознательно не осознаем предсознательное, но мы можем в любой момент извлечь из него информацию в свое сознание. Бессознательное — это самая большая часть глубоко под водой.Бессознательное состоит из наших эгоистичных побуждений, агрессивных желаний и наших социально неприемлемых желаний. Согласно Фрейду, состав бессознательного — это основные факторы, управляющие нашими сознательными действиями.

Зигмунд Фрейд предположил, что личность каждого человека является продуктом борьбы трех взаимодействующих сил — ид, эго и суперэго.

Ид, эго и суперэго — три теоретические конструкции, в терминах активности и взаимодействий которых можно описать психическую жизнь и сформировать сложное человеческое поведение.Следовательно, эти три компонента структуры личности являются функциями разума, а не частей мозга.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *