Психические явления делят следующим образом: Природа и классификация психических явлений

Характеристика психических явлений — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ

Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. – СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического.
Характеристика психических явлений.

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индиви­ду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.

Не подлежит сомнению, что так, как нам бывает дано нечто в непосредствен­ном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой – музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испы­тал бы, если бы сам их пережил. Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта – это его мысли, его чувства, это его переживания – кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.

Если принадлежность индивиду, субъекту является первым существенным признаком психического, то отношение его к независимому от психики, от со­знания объекту – другая не менее существенная черта психического. Вся­кое психическое явление дифференцируется от других и определяется как та­кое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание – это осознанное бытие.

Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический факт – это и кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной сто­роной бытия и его отражением – единством реального и идеального*.

* Впоследствии С.Л. Рубинштейн глубоко и оригинально проанализировал философско-психологическую проблему идеального. По его мнению, характеристика психического как идеального относится, строго говоря, лишь к продукту или результату психической деятельности, а не ко всему психическому в целом (см. его философско-психологический труд «Бытие и сознание» М., 1957. Гл. II. § 2. О психическом как идеальном. С. 41–54). В советской литературе это первая большая работа, в которой в рамках философско-психологической теории систематически разработана категория идеального. (Примеч. сост.)

С двойной соотнесенностью психического, присущего индивиду и отражаю­щего объект, связано сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строе­ние психического факта, наличие в нем самом двух аспектов: всякое психиче­ское явление – это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент органи­ческой жизни индивида и, с другой, отражение окружающего его внешнего мира. Эти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элемен­тарных психических образованиях, все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на более высоких ступенях развития – у человека, по мере того как с развитием общественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окру­жающего и соотносящегося с ним.

Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, кото­рый отражается в психике. Переживание это первично, прежде всего – психи­ческий факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специ­фическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид стано­вится личностью и его переживание приобретает личностный характер.

Переживанием психическое образование является, поскольку оно определя­ется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и мотивов. Они определяют смысл пережи­того как чего-то со мной происшедшего. В переживании на передний план вы­ступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, по­знается, а его значение в ходе моей жизни – то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодо­лены трудности, с которыми я столкнулся. Переживание определяется личност­ным контекстом, как знание (см. дальше) – предметным; точнее, оно является переживанием, поскольку определяется первым, и знанием, поскольку оно опре­деляется вторым. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него.

С этим связано положительное содержание термина переживание, которое обычно вкладывается в него, когда говорят, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало для него переживанием. Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало переживанием человека, это озна­чает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности вошло как опрделяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто субъек­тивным, поскольку оно, во-первых, обычно является переживанием чего-то и поскольку, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпа­дение его из объективного плана, а включение его в определенный объективный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом.

Два психических явления могут быть отражением одного и того же внешне­го явления или факта. Как отражение одного и того же, они эквивалентны, рав­нозначны. Они – знание или осознание данного факта. Но одно из них – например, то, в котором данный факт был впервые осознан во всем своем зна­чении, – могло сыграть в силу тех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности. То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности, выделяет его, придает ему неповторимость, делающую его переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление, которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специ­фичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в спе­цифическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности.

Декарт до конца дней своих помнил особое чувство, охватившее его в то утро, когда, лежа в постели, он впервые представил себе основные очертания развитой им впоследствии концепции. Это было значительное переживание в его жизни. Каждый человек, живущий сколько-нибудь значительной внутренней жизнью, оглядываясь на свой жизненный путь, всегда находит воспоминания о таких моментах особенно напряженной внутренней жизни, озаренных особо ярким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко входя в его жизнь, стали для него переживаниями. Художники, изображая психологию сво­его героя, недаром склонны бывают особенно осветить его переживания, т. е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индиви­дуальный путь его развития, как бы поворотные пункты его. Переживания чело­века – это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.

Таким образом, понятие переживания выражает особый специфический ас­пект сознания; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом – знанием, особенно су­щественным для сознания.

Вместе с тем мы выделяем переживание и как особое специфическое образо­вание. Но и в этом последнем случае переживание является переживанием чего-то и, значит, знанием о чем-то. Оно выступает как переживание не потому, что другой аспект – знания – в нем вовсе отсутствует, а потому, что витальный, или личностный, аспект в нем является господствующим. Таким образом, всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания. Вместе с тем знание – даже самое абстрактное – может стать глубочайшим личност­ным переживанием.

В первичной зачаточной форме момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, поскольку всякий психический процесс является отражением объективной реальности, но знанием в подлинном, специфическом смысле слова – познанием, все более глубоким активным познавательным про­никновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность. Знание – существенное качество сознания; неда­ром в ряде языков понятие знания включается в качестве основного компонента в самый термин сознания (con-science).

Однако сознание и знание не только едины, но и различны. Различие это выражается двояко:

1) в сознании отдельного индивида зна­ние обычно представлено в некоторой специфической для него ограниченности,
2) оно в сознании индивида обрамлено и пронизано рядом дополнительных мотивационных компонентов, от которых знание, как оно представлено в системе науки, обычно отвлекается.

В сознании отдельного индивида, поскольку он остается в рамках своей инди­видуальной ограниченности, знание объективной реальности часто выступает в специфически ограниченных, более или менее субъективных формах, обуслов­ленных зависимостью их не только от объекта, но и от познающего субъекта. Знание, представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного.*

* В дальнейшем С.Л. Рубинштейн значительно углубил свою трактовку субъективного (см. его «Бытие и сознание». Гл. II. §3. О психическом как субъективном. С. 54 – 70). (Примеч. сост.)

Высших ступеней объективности, поднимающей знание до уровня научного познания, оно достигает лишь как общественное познание, как система научных знаний, развивающихся на основе общественной практики. Развитие научного знания – продукт общественно-исторического развития. Лишь в меру того, как индивид включается в ход общественно-исторического развития научного по­знания, он может, опираясь на него, и сам собственной своей познавательной научной деятельностью продвинуть научное познание на дальнейшую, высшую ступень. Таким образом, индивидуальное познание, как оно совершается в созна­нии индивида, всегда совершается как движение, отправляющееся от обществен­ного развития познания и снова возвращающееся к нему; оно вытекает из обще­ственного познания и снова вливается в него. Но процесс развития познания мира индивидом, совершаясь внутри общественного развития познания, все же отличается от него; мысли, к которым приходит индивид, даже те, которые, про­двигая на высшую ступень общественное познание, переходят в систему или историю самой науки, в индивидуальном сознании и в системе научного знания иногда могут быть даны в разных контекстах и потому отчасти в различном содержании.

Мысли ученого, мыслителя, писателя имеют, с одной стороны, то или иное объективное значение, поскольку они более или менее адекватно, полно и совер­шенно отражают объективную действительность, а с другой – тот или иной психологический смысл, который они приобретают для их автора в зависимости от условий их возникновения в ходе его индивидуальной истории. В некоторых случаях ограниченность горизонтов личного сознания автора, обусловленная индивидуальным ходом его развития и историческими условиями, в которых оно совершалось, бывает такова, что вся полнота объективного содержания мыс­лей, которые запечатлены в его книгах, произведениях, трудах, раскрываются лишь в дальнейшем историческом развитии научного познания. Поэтому автора иногда можно понять лучше, чем он сам себя понимал. Для тех, кто затем рас­сматривает мысли какого-нибудь автора в связи с той общественной ситуацией, в которой они возникли, с тем объективным контекстом исторического развития научного познания, в который они вошли, они в этих новых связях раскрывают­ся и в новом содержании. В системе знания, в историческом контексте общественного познания раскрывается их значение для познания действительности и выделяется их объективное содержание; в индивидуальном сознании, в зависи­мости от конкретного пути развития данного индивида, его установок, замыслов, намерений, они наполняются иным конкретным содержанием и приобретают иное конкретное значение: те же самые положения, формулы и т. д. имеют в одном и другом случае то же и не то же самое значение, или, сохраняя одно и то же объективное предметное значение, они приобретают у разных субъектов в зависимости от их мотивов и целей различный смысл.

Сознание конкретного реального индивида – это единство переживания и знания.

В сознании индивида знание не представлено обычно в «чистом», т.е. абст­рактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.

Сознание конкретной живой личности – сознание в психологическом, а не в идеологическом смысле слова – всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно осве­щенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого созна­ние выступает, никогда, однако, не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживаниях, – так же как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании.

Всякое переживание дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то. Внут­ренняя природа его выявляется в его отношении к внешнему. Осознание пере­живания – это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано. Осознание переживания, таким образом, всегда и неиз­бежно – не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром.

Для того чтобы осознать свое влечение, я должен осознать предмет, на кото­рый оно направлено. Человек может испытывать неопределенное чувство не­приятного беспокойства, истинной природы которого он сам не осознает. Он обнаруживает нервозность; с меньшим, чем обычно, вниманием следит за рабо­той, от времени до времени, ничего специально как будто не ожидая, поглядывает на часы. Но вот работа окончена. Его зовут обедать; он садится за стол и с несвойственной ему поспешностью начинает есть. Неопределенное чувство, о котором первоначально трудно сказать, что оно собственно собой представляет, впервые определяется из этого объективного контекста как ощущение голода. Утверждение, что я ощущаю голод или жажду, есть выражение моего пережива­ния. Никакое описание или опосредованная характеристика переживания не сравнится с самим переживанием. Но определение этого переживания как пере­живания голода или жажды включает утверждение о состоянии моего организ­ма и о тех действиях, посредством которых это состояние может быть устранено. Вне отношения к этим фактам, лежащим вне внутренней сферы сознания, пере­живание не может быть определено; вне отношения к этим фактам невозможно определить, что мы испытываем. Установление «непосредственных данных» моего сознания предполагает данные, устанавливаемые науками о внешнем, пред­метном мире, и опосредовано ими. Собственное переживание познается и осо­знается человеком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Сознание субъекта несводимо к голой субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание – единство субъективного и объек­тивного. Отсюда понятным становится истинное взаимоотношение сознатель­ного и бессознательного, разрешающее парадокс бессознательной психики.

Навряд ли у человека какое-либо психическое явление может быть вовсе вне сознания. Однако возможно неосознанное, «бессознательное» переживание. Это, конечно, не переживание, которое мы не испытываем или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанным является собственно не самое переживание, а его связь с тем, к чему оно относится, или, точнее, переживание является неосознан­ным, поскольку не осознано, к чему оно относится; пока не осознано, пережива­нием чего является то, что я переживаю, я не знаю, что я переживаю. Психиче­ское явление может быть осознано самим субъектом лишь через посредство того, переживанием чего оно является.

Бессознательным часто бывает молодое, только что зарождающееся чувство, в особенности у юного, неопытного существа. Неосознанность чувства объясня­ется тем, что осознать свое чувство значит не просто испытать его как пережива­ние, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое оно направляется. Чувство основывается на выходящих за пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различ­ной мерой полноты и адекватности. Поэтому можно очень сильно переживать какое-нибудь чувство и не осознавать его – возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное или неосознанное чувство – это, само собой разумеется, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесе­но или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично настроение часто создается вне контроля сознания – бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не осознает того, что и как он осознает; это означает лишь, что человек часто не осознает именно этой зависимости, и неосознанность его переживания заключается именно в том, что она как раз не попадает в поле его сознания. Точно так же, когда говорят, что человек поступает несознательно или что он несознательный, это означает, что человек не сознает не свой поступок, а последствия, которые его поступок должен повлечь, или, точнее, он не осознает свой поступок, поскольку он не осознает вытекающих из него последствий; он не осознает, что он сделал, пока не осознал, что означает его поступок в той реаль­ной обстановке, в которой он его совершает. Таким образом, и здесь «механизм» или процесс осознания во всех этих случаях в принципе один и тот же: осозна­ние совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие*.

*Развивая впоследствии эту идею о «механизме» осознания, С.Л. Рубинштейн следующим обра­зом конкретизировал ее в отношении мышления: исходный всеобщий «механизм» мышления как процесса состоит в том, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках; из объекта тем самым как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства (подробнее см.: Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С. 98 – 99; его же. Бытие и сознание. С. 278). (Примеч. сост.)

Но совершенно очевидно, что число этих связей принципиально бесконечно; поэтому не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Ни одно пережива­ние не выступает вне всяких связей и ни одно не выступает в сознании сразу во всех своих предметных связях, в отношении ко всем сторонам бытия, с которыми оно объективно связано. Поэтому сознание, реальное сознание конкретного ин­дивида никогда не является «чистой», т. е. абстрактной, сознательностью; оно всегда – единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознатель­ного, взаимопереплетенных и взаимосвязанных множеством взаимопереходов. Поскольку, однако, человек как существо мыслящее выделяет существенные связи, ведущим в этом единстве оказывается у человека его сознательность. Ме­ра этой сознательности бывает все же различной. При этом осознанное и неосоз­нанное отличается не тем, что одно лежит целиком в «сфере» сознания, а другое вовсе вне его, и не только количественной мерой степени интенсивности или ясности осознания. Осознанный или неосознанный, сознательный или несозна­тельный характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, что имен­но в нем осознается. Так, я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществил то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несоз­нательным, если осознана цель этого действия. Но действие назовут несозна­тельным, если не осознано было существенное последствие или результат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть. Когда мы требуем сознательного усвоения знаний, мы не предполагаем, что знания, усвоенные – пусть несознательно, нахо­дятся вне сознания так или иначе освоившего их индивида. Смысл, который мы вкладываем при этом в понятие сознательности, иной: то или иное положение усвоено сознательно, если оно осознано в системе тех связей, которые делают его обоснованным; не сознательно, механически усвоенные знания – это прежде всего знания, закрепленные в сознании вне этих связей; не осознано не само по себе положение, которое мы знаем, а обосновывающие его связи или, точнее: то или иное положение знания не осознано, или усвоено несознательно, если не осознаны объективные связи, которые делают его обоснованным. Его осозна­ние совершается через осознание того предметного контекста, к которому он объективно относится. Для того чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо осознать те связи, которые его обосновывают. Это первое. И второе: когда мы говорим о сознательном усвоении знаний, мы имеем в виду такое усвоение знаний, при котором именно результат усвоения является созна­тельной целью индивида, в отличие от тех случаев, когда усвоение знаний проис­ходит в результате деятельности, исходящей из посторонних мотивов, как-то: получение какой-либо награды и т. п., так что усвоение знаний, будучи результа­том деятельности индивида, не осознается им как ее цель. Поскольку данный личностно-мотивационный план не затрагивает непосредственно предметно-смыслового содержания знаний, можно, пожалуй, сказать, что здесь решающим является то, как нечто осознается, хотя и в данном случае в конечном счете речь идет все же о том, что именно оказывается осознанным.

Недаром сознательным в специфическом смысле слова называют человека, способного осознать объективную, общественную значимость своих целей и мо­тивов и руководствоваться именно ею.

Мы наметили, таким образом, «механизм» осознания. Бессознательное влече­ние переходит в осознанное, когда осознан объект, на который оно направляется. Осознание влечения происходит, таким образом, опосредованно через связь с предметом влечения. Точно так же осознать свое чувство значит не просто ис­пытать связанное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направляется. Таким образом, наши собственные переживания познаются и осо­знаются опосредованно через отношение их к объекту. Этим объясняется и то, что данные интроцепции (см. дальше) остаются обычно «подсознательными». Но осознание одного и неосознание другого содержания имеет обычно за собой те или иные мотивы, а не объясняется только неопытностью, незнанием и т. п. негативными основаниями. Неосознание (или неадекватное осознание) именно данного влечения, чувства, поступка и т.п. обусловлено обычно тем, что его осо­знанию противодействуют динамические тенденции, силы, исходящие из того, что оказывается значимым для индивида, включая нормы идеологии и обще­ственные оценки, которыми руководствуется индивид. Заключенные в пережи­ваниях тенденции, зависящие от того, что оказывается значимым для личности, контролируют таким образом в той или иной мере избирательный процесс их осознания.

Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений

Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности.Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.Психика осуществляет функциюориентации и регуляции деятельности, поведения человека.



Психика человека приобретает особую форму – формусознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессыформирования идеальных (психических)образов и процессыпсихической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образыидеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.


Психические образы могут бытьпервичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играютдвигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможностьсхематизации,концептуализации действительности. Психические образымногомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда – как буква В. Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.

Психические образыпластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира.Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2)

.

Рис. 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы «видим» даже несуществующие грани треугольников.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак,психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, аконцептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себясо знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа:инстинкты – индивидуальное научение.

2.Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человекаформируется в его активнойдеятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психикаопосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

I. Определение психологии как науки

Психология
как наука

Психология
– это наука о психических процессах,
психических состояниях и психических
свойствах индивида. Она изучает
закономерности развития и функционирования
психической деятельности человека.

II. Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.

Психика
это
свойство высокоорганизованной живой
материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира,
в построении субъектом неотчуждаемой
от него картины этого мира и регуляции
на этой основе поведения и деятельности

  1)
психика — это свойство только живой
материи; 2) главная особенность психики
заключается в способности отражать
объективный мир.

2.
Психическое отражение

– это: 1) активное отражение мира; 2) при
психическом отражениипоступающая
информация подвергается специфической
обработке, и на ее основе создается
психический
,
т. е. субъективный по своей природе и
идеалистический (нематериальный) по
своей сути образ,
который с определенной мерой точности
является копией материальных объектов
реального мира; 3) это всегда субъективное
избирательное отражение объективного
мира
,
так как принадлежит всегда субъекту,
вне субъекта не существует, зависит от
субъективных особенностей.

Психика
– это субъективный образ объективного
мира.

Психическое
отражение не является зеркальным,
механически пассивным копированием
мира (как зеркало или фотоаппарат), оно
сопряжено с поиском, выбором, в психическом
отражении поступающая информация
подвергается специфической обработке,
т.е. психическое отражение – это активное
отражение мира в связи с какой-то
необходимостью, с потребностями, это
субъективное избирательное отражение
объективного мира, так как принадлежит
всегда субъекту, вне субъекта не
существует, зависит от субъективных
особенностей. Психика
– это «субъективный образ объективного
мира»
.

Психические
явления соотносятся не с отдельным
нейрофизиологическим процессом, а с
организованными совокупностями таких
процессов, т.е. психика
– это системное качество мозга
,
реализуемое через многоуровневые
функциональные системы мозга, которые
формируются у человека в процессе жизни
и овладения им исторически сложившимися
формами деятельности и опыта человечества
через собственную активную деятельность.
Таким образом, специфически человеческие
качества (сознание, речь, труд и пр.),
человеческая
психика формируются у человека только
прижизненно, в процессе усвоения им
культуры, созданной предшествующими
поколениями
.
Таким образом, психика человека включает
в себя по меньшей мере три составляющих:
внешний
мир
,
природу, ее отражение – полноценную
деятельность мозга – взаимодействие
с людьми, активную передачу новым
поколениям человеческой культуры,
человеческих способностей
.

Психическое
отражение

– это всеобщее свойство материи,
заключающееся в воспроизведении
признаков, свойств и отношений отражаемого
объекта.

Психическое
отражение характеризуется рядом
особенностей:

  • оно
    дает возможность правильно отражать
    окружающую действительность, причем
    правильность отражения подтверждается
    практикой;

  • сам
    психический образ формируется в процессе
    активной деятельности человека;

  • психическое
    отражение углубляется и совершенствуется;

  • обеспечивает
    целесообразность поведения и деятельности;

  • преломляется
    через индивидуальность человека;

  • носит
    опережающий характер.

Важнейшей
функцией психики является регуляция
поведения и деятельности, 
благодаря
чему человек не только адекватно отражает
окружающий объективный мир, но имеет
возможность его преобразования в
процессе целенаправленной деятельности.
Адекватность движений и действий
человека условиям, орудиям и предмету
деятельности возможна только в том
случае, если они правильно отражаются
субъектом.

III.
Свойства психики (психического отражения)
.

1.
Активность.
Психическое
отражение не зеркально, не пассивно,
оно связано с поиском и выбором адекватных
условиям способов действий,
это активный процесс.

2.
Субъективность.
Другой
особенностью психического отражения
является его субъективность: оно
опосредовано прошлым опытом человека
и его индивидуальностью. Это выражается
прежде всего в том, что видим мы один
мир, но предстает он для каждого из нас
по-разному.

3.
Объективность
. В
то же время психическое отражение дает
возможность строить «внутреннюю картину
мира», адекватную объективной реальности,
и здесь необходимо отметить еще одно
свойство психического –
его объективность. Только
благодаря правильному отражению возможно
познание человеком окружающего мира.
Критерием правильности является
практическая деятельность, в которой
психическое отражение постоянно
углубляется, совершенствуется и
развивается.

4.
Динамичность.
 Процесс,
называемый психическим отражением,
имеет свойство претерпевать со временем
значительные изменения. Меняются
условия, в которых действует индивид,
меняются сами подходы к преобразованиям.
Не следует забывать и о том, что каждая
личность обладает яркими индивидуальными
характеристиками, собственными желаниями,
потребностями и стремлением к развитию.

5.
Непрерывность
. Психическое отражение
– процесс непрерывный.

6.
Опережающий характер
. Еще
одной важной особенностью психического
отражения является его опережающий
характер, 
оно
делает возможным предвосхищение в
деятельности и поведении человека, что
позволяет принимать решения с определенным
временно-пространственным опережением
в отношении будущего.

IV.
Структура
психики человека (формы психического
отражения)
.

Обычно
выделяют три крупные группы психических
явлений, а именно: 1) психические процессы,
2) психические состояния, 3) психические
свойства.

1.
Психические процессы –
динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений.
Психический процесс – это течение
психического явления, имеющего начало,
развитие и конец, проявляющееся в виде
реакции.

1)
Познавательные
психические процессы: ощущение и
восприятие, представление и память,
мышление и воображение;

2)
Эмоциональные
психические
процессы: активные и пассивные переживания;

3)
Волевые
психические
процессы: решение, исполнение, волевое
усилие и т.д.

2.
Психическое состояние –
относительно
устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности
личности.

Психические
состояния имеют рефлекторную природу:
они возникают под влиянием обстановки,
физиологических факторов, хода работы,
времени и словесных воздействий (похвала,
порицание и т. п.).

Наиболее
изученными являются:

1)
общее психическое состояние, например
внимание, проявляющееся на уровне
активной сосредоточенности или
рассеянности,

2)
эмоциональные состояния, или настроения
(жизнерадостное, восторженное, грустное,
печальное, гневное, раздражительное и
т.д.).

3)
творческое состояние личности, которое
называют вдохновением.

3.
Психические свойства человека –
устойчивые образования, обеспечивающие
определенный качественно-количественный
уровень деятельности и поведения,
типичный для данного человека
.

Высшими
и устойчивыми регуляторами психической
деятельности являются свойства личности.

Каждое
психическое свойство формируется
постепенно в процессе отражения и
закрепляется в практике. Оно, следовательно,
является результатом отражательной и
практической деятельности.

V.
Психика
и особенности строения мозга
.

Левое
полушарие обладает огромным запасом
энергии и жизнелюбия. Это счастливый
дар, но сам по себе он непродуктивен.
Тревожные опасения правого, очевидно,
действуют отрезвляюще, возвращая мозгу
не только творческие способности, но и
саму возможность нормально работать,
а не витать в эмпиреях.

Каждое
полушарие вносит свой вклад: правое
лепит образ, а левое подыскивает для
него словесное выражение, что теряется
при этом (вспомним тютчевское: «Мысль
изреченная есть ложь») и что приобретается,
как происходит взаимодействие полушарий
при обработке «правды природы» в «правду
искусства» (Бальзак).

3. Понятие о психике. Основные виды психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты.

ПСИХИКА
это системное
свойство высокоорганизованной материи,
заключающееся в активном отражении
субъектом объективного мира, построении
неотчуждаемой от него картины этого
мира, и саморегуляции на этой основе
своего поведения и деятельности.

В каждом определении
существует родовое и видовое понятие.
Родовая категория – активное отражение.
Бывает не психическое отражение.
Отражение вообще свойство материи. Есть
физическое отражение.

Существует мир, в
восприятии каждого человека существует
образная модель этого мира или образная
реальность. Люди все очень разные,
поэтому и образные картины этого мира
будут очень сильно различаться.

По одной из
классификаций, можно разделить людей
на визуалов, аудиалов и киностетиков.
У визуалов образная модель мира будет
в картинках, у аудиалов в звуках, у
киностетиков в ощущениях.

Еще существует
рациональная модель мира, которая
определяется особенностями ментальных
процессов, в частности, мышления. У
людей есть пять стратегий мышления. И
у всех существуют разные способы
преобразовывать информацию. Например,
один ищет общие явления, другой частные,
третий новые. Четвертый традиционные
явления, практик – практичные, и так
далее.

На формирование
модели мира существенно влияет
индивидуальная история. Вот и получается,
что у каждого человека своя трактовка
этой реальности.

Внутренняя реальность
также сложна. В одном человеке индивид
отражает одно, субъект другое, личность
третье.

У нас нейропсихизм
– аксиома и мы говорим только о
высокоорганизованной материи.

Что означает слово
«системное»! Философы говорят о
существовании трех видов свойств. Есть
свойства структурные, но мозг работает
целостно. В психологии было направление,
которое пыталось структурно изучать
человека и его мозг. Есть свойства
функциональные. Системный подход
объемнее. Он предусматривает одновременное
учитывание и структуры и функции, и
влияние подсистем и надсистем.

Отражение у нас
активное.

Теперь, «неотчуждаемой
от него картины мира». Что это означает?
В коммуникации есть два человека, и у
каждого своя картина мира. Они могут
передать ее друг другу в словах, метафорах,
жестах. Проблема состоит в том, чтобы
быть понятым. «Не думай, что я внимательный,
я отзывчивый». Э. Фромм говорил, что мы
стремимся к слиянию, с одной стороны; а
с другой стороны, мы отдельные от объекта.

И еще! У нас есть
некая картина мира, которую мы как
субъекты сложно организованные, активно
сформировали в процессе нашей
жизнедеятельности. На основе этой
картины мы и адаптируемся к жизни. Но,
в определении не сказано, что это
отражение реалистично! Оно в равной
степени может быть окрашено и нашим
прошлым опытом, и нашими иллюзиями и
заблуждениями. Соответственно мы можем
адаптироваться правильно, и не правильно.
Задача психолога как раз и состоит в
коррекционной работе, направленной на
улучшение саморегуляции и изменение
поведения.

Психика человека
вне времени, потому что есть память.

Когда эта сложно
организованная система сформировалась,
она может быть разной степени осознанности.
Осознание и
понимание себя так же работа психолога.

гелуг Читтаматра — Изучение буддизма

Существующие и несуществующие явления делятся на три типа характеризуемых явлений ( mtshan-nyid gsum , санскр. трилакшана ):

  • феноменов, характеризующихся как полностью концептуальные ( kun-brtags-pa’i mtshan-nyid , санскр. parikalpita-lakshana , воображаемые объекты),
  • явлений, характеризуемых как зависимые ( gzhan-dbang-gi mtshan-nyid , санскр. паратантра-лакшана , явления другой силы, относительные явления),
  • явлений, характеризуемых как полностью установленные ( yongs-su grub-pa’i mtshan-nyid , санскр. parinishpanna-lakshana , совершенные объекты).

Эти три типа называются «охарактеризованными явлениями», потому что каждый из них имеет свои специфические определяющие характеристики ( mtshan-nyid , санскр. lakshana ). Назовем их для краткости «полностью концептуальными явлениями» ( kun-brtags ) ), «Зависимые явления» ( gzhan-dbang ) и «полностью установленные явления» ( thins-grub ).

Совершенно концептуальные явления

Полностью концептуальные феномены определяются как феномены, не установленные как окончательные феномены ( don-dam-par ma-grub-pa ), но, тем не менее, установленные как имеющие сущностную природу концептуальных познаний их ( rang-‘dzin rtog-pa ‘i ngo-bor grub-pa ).

Есть два типа полностью концептуальных объектов:

  • Существующие полностью концептуальные объекты ( yod-pa’i kun-brtags ), а именно все статические явления, кроме пустотности, такие как категории и пространства.Их также называют «счетными полностью концептуальными объектами» ( rnam-grangs-pa’i kun-brtags ), потому что их можно перечислить среди достоверно познаваемых объектов — другими словами, они могут быть причислены к объектам, которые могут быть достоверно познаны.
  • Несуществующие полностью концептуальные объекты ( med-pa’i kun-brtags ), такие как единороги и невозможные способы существования. Их также называют «полностью концептуальные объекты, полностью отделенные от определяющих» ( mtshan-nyid yongs-su chad-pa’i kun-brtags ).

Зависимые явления

Зависимые явления ( gzhan-dbang , санскр. paratantra , явления с другой силой) — это те явления, которые возникают в зависимости от силы других явлений как их причин и условий. Таким образом, они охватывают все нестатические явления.

Зависимые явления определяются как затронутые явления ( ‘dus-byas , составные явления) — то есть явления, на которые влияют причины и условия, — которые являются объектами концептуального познания ( rnam-par rtog-pa’i spyod-yul ) и локус ( gnas , обитель) — другими словами, базы вменения ( gdags-gzhi ) — для полностью концептуальных явлений, как существующих, так и несуществующих.

  • Зависимые явления — это задействованные объекты концептуального познания и то, что появляется ( snang-ba ) в этих познаниях. Хотя существующие полностью концептуальные объекты являются появляющимися объектами ( snang-yul ) концептуального познания, приписываемыми этим зависимым явлениям, они фактически не появляются, поскольку не имеют никакой формы.

Есть две разновидности зависимых явлений — очищенные ( dag-pa ) и неочищенные ( ma-dag-pa ), каждая из которых включает все три типа нестатических явлений: формы физических явлений, способы познания чего-либо. , и нестатические абстракции.

  • Очищенные зависимые явления ( dag-pa’i gzhan-dbang ) не способствуют сохранению сансары. К ним относятся, например, различные типы неконцептуального глубокого осознавания ( rtog-pa med-pa’i ye-shes ), такие как впоследствии достигнутое глубокое осознавание арьи ( ‘phags-pa’i rjes -thob ye-shes , мудрость периода пост-медитации арьи) — а также физические характеристики тела форм Будды ( gzugs-sku , санскр. rupakaya , Form Body).
  • Неочищенные зависимые явления ( ma-dag-pa’i gzhan-dbang ) увековечивают сансару. К ним относятся получение совокупностей ( nyer-len-gyi phung-po ) сансарных существ, а именно совокупных факторов, проистекающих из неосознавания (незнания) пустотности, которые смешиваются с этим неосознаванием и закрепляют это неосознавание.

Среди форм физических явлений гелуг включает как сенсибилию (чувственные данные) — моменты цветных форм, звуков, запахов, вкусов и физических ощущений — так и объекты здравого смысла ( ‘jig-rten-la grags-pa ), такие как таблицы и апельсины, которые пронизывают сенсибилию некоторых органов чувств и сохраняются с течением времени.

Тщательно установленные явления

Тщательно установленные явления включают оба типа отсутствия невозможной «души» ( bdag-med , безидентичность, бескорыстие). Эти недостатки невозможных душ — другими словами, эти пустоты (пустоты) или отсутствие невозможных способов существования — являются статическими явлениями, но не полностью концептуальными. Есть два типа недостатка:

  • Отсутствие невозможной души у человека ( gang-zag-gi bdag-med , безличность человека, самоотверженность человека),
  • Отсутствие невозможной души явлений ( chos-kyi bdag-med , безидентичность всех явлений, бескорыстие всех явлений).

Отсутствие невозможной души у человека включает два уровня невозможной души, которой условно существующий человек лишен существования как:

  • Грубое отсутствие невозможной души человека ( bdag-med rags-pa ) — это отсутствие у человека (пустотности) существования, установленного как статическая, монолитная сущность, независимая от совокупностей, которым она приписана ( rtag-cig rang-dbang-can-gyis grub-pa ).
  • Тонкое отсутствие невозможной души человека ( bdag-med phra-mo ) — это отсутствие у человека существования, установленное по существу как самодостаточно познаваемый феномен ( rang-rkya thub-pa’i rdzas-yod -kyis grub-pa , существование установлено как самодостаточно познаваемый феномен).

Что касается отсутствия невозможной души явлений, Читтаматра не представляет собой грубого уровня. Тонкий уровень имеет две точки:

  • Отсутствие форм физических явлений и действительные познания, которые принимают эти формы физических явлений в качестве своих когнитивных объектов, происходящих из различных натальных источников ( gzugs-dang gzugs-‘dzin-pa’i tshad-ma rdzas-gzhan -gyis stong-pa ). Другими словами, отсутствие форм физических явлений, существующих в виде внешних явлений ( phyi-don ).
  • Отсутствие форм физических явлений, существование которых установлено индивидуальными определяющими характеристическими знаками как основанием, на котором крепится звук слов «формы физических явлений» ( гзугс гзугс-жес-па’и сгра ранг-ги ‘джог-гжир ранг-ги мтшан-нйид-киис grub-pas stong-pa ). Кроме того, отсутствие форм физических явлений, существование которых установлено индивидуальными определяющими характерными признаками как основанием, на котором цепляются концептуальные познания, которые принимают эти формы физических явлений в качестве своих когнитивных объектов ( gzugs gzugs-‘dzin-pa’i rtog- па’и чжэнь-гжир ранг-ги мтшан-нйид-кйис груб-па стонг-па ).Это последнее отсутствие иногда считается третьим типом отсутствия невозможной души явлений.

Вышеупомянутые досконально установленные явления называются «досконально установленные явления, являющиеся объектами познания» ( yul-gyi yongs-grub ). Более подробно они будут рассмотрены позже в этом эссе.

Существуют также «приобретенные полностью установленные феномены» ( thob-pa’i yongs-grub ), а именно все истинные остановки (‘ gog-bden , истинное прекращение) и все нирваны ( myang-’das ).И тщательно установленные феномены, являющиеся объектами познания, и те, которые приобретаются, составляют «неизменные, полностью установленные явления» ( ‘gyur-med yongs-grub ). Все они статические явления, и статические явления не меняются.

Существуют также «полностью установленные феномены, которые актуализируются» ( sgrub-pa’i yongs-grub ), такие как глубокое осознавание полной поглощенности арьи пустотностью ( ‘phags-pa’i mnyam-bzhag ye-shes , мудрость медитативного равновесия арьи).Это способы осознания чего-то, что вызывает или «актуализирует» два предыдущих типа полностью установленных феноменов. Их также называют «непротиворечивыми, полностью установленными феноменами» ( phyin-ci ma-log-pa’i yongs-grub ), потому что эти глубокие осознания неконцептуально познают таким образом, который не противоречит действительному способу, которым вещи существуют. Хотя такие явления входят в число тщательно установленных, на самом деле они не являются полностью установленными явлениями.Тщательно установленные явления — это незатронутые явления ( ‘dus-ma-byas , несоставной) — явления, на которые не влияют причины и условия: другими словами, статические явления.

.

Конструктивные, деструктивные и неопределенные явления — Study Buddhism

Асанга расширяет представление Васубандху и перечисляет тринадцать категорий конструктивных явлений. Согласно комментарию Гьялцаба Дже, они делятся на конструктивные явления, которые случаются время от времени ( gnas-skabs-can-gyi dge-ba ), и конструктивные явления, классифицируемые в зависимости от случая, в котором они происходят ( de’i gnas-skabs -kyi dge-ba ).

Конструктивные явления, которые случаются время от времени, включают четыре, которые являются затронутыми явлениями ( ‘dus-byas ; собранные явления) и одно, которое является незатронутым явлением (‘ dus ma-byas ; несобранное явление).Четыре затронутых конструктивных явления, которые случаются время от времени:

1. Явления, конструктивные по своей сущности ( ngo-bo-nyid-kyis dge-ba ) — одиннадцать конструктивных умственных факторов: вера в факт ( dad-pa ) и т. Д.

2. Явления, конструктивные благодаря соединению ( ‘brel-bas dge-ba ) — первичное сознание и другие ментальные факторы, которые соответствуют естественно конструктивным ментальным факторам.

3.Явления, созидающие, будучи продолжением ( rjes-su ‘brel-bas dge-ba ) — кармические привычки созидательных действий, а именно их положительная кармическая сила ( bsod-nams ; заслуга), которая приняла на себя важные природа кармической тенденции

4. Конструктивные явления через их мотивирующие эмоции или психическое состояние ( kun-slong-bas dge-ba ) — действия, мотивированные одним из одиннадцати конструктивных умственных факторов.

Иногда возникают следующие незатронутые конструктивные явления:

5.Глубочайшие конструктивные явления ( don-dam-pas dge-ba ) — пустотность

Конструктивные явления, классифицируемые в зависимости от обстоятельств, в которых они происходят, делятся на те, которые являются затронутыми явлениями, те, которые не являются затронутыми явлениями, и те, которые являются затронутыми явлениями, полученными, полагаясь на них ( de-la brten-nas thob-pa’i ‘dus-byas ). Пострадавшие конструктивные явления, классифицируемые в зависимости от случая, в котором они происходят, включают два, классифицированных в соответствии с конкретными различиями ( dbye-ba ) и четыре в соответствии с действием ( byed-pa ).Эти два вида классифицируются в соответствии с конкретными различиями:

6. Конструктивные феномены, полученные от рождения ( skye-ba thob-pas dge-ba ) — будучи чрезвычайно знакомы с конструктивными явлениями, такими как вера в Дхарму, в предыдущих жизнях, затем, однажды обретя отличительное человеческое тело, конструктивные явления, такие как вера в Дхарму, которые возникают просто из силы этой предыдущей тесной связи и знакомства, без аналитического осознания ее индивидуальных особенностей

7.Конструктивные явления (полученные) через связь ( sbyor-bas dge-ba ) — конструктивные явления, такие как желание достичь состояния Будды, которое, хотя и не порождено знакомством с прошлыми жизнями, порождается усилием в этой жизни благодаря поддержке благоприятных обстоятельств. Эти обстоятельства зависят от надлежащего духовного наставника, слушания его или ее учений, правильного рассмотрения ( tshul-bzhin yid-la byed-pa ) этих учений и практики методов, которые способствуют достижению такого желания достичь состояния будды. .

Четыре, классифицируемые в зависимости от их действия:

8. Явления, созидающие через установку чего-либо впереди ( mdun-du byas-pas dge-ba ) — установка перед человеком символа для почитания, такого как статуя или изображение Будды, ступа, текст Дхармы, и так далее, или движение перед таким символом или действительной эманацией Будды — это такие действия, как вознесение хвалы и подношение. Также сюда входит создание новых картин или статуй Будд, строительство ступ и написание текстов Дхармы.

9. Явления, созидательные благодаря тому, что они помогают ( phan-‘dogs-pas dge-ba ) — действия, приносящие особую пользу другим, например, помощь ученикам четырьмя способами сбора других ( bsdu-ba rnam-pa bzhi ): щедрость; говорить о Дхарме в понятной и приятной манере; действовать осмысленно, чтобы поощрять духовную практику; и вести себя в соответствии с тем, чему мы учим

10.Явления, созидающие через их заботу (о будущем возрождении) ( yongs-su ‘dzin -pas dge-ba ) — действия, такие как проявление щедрости или соблюдение этической самодисциплины, которые позволяют нам обрести тело или материальные качества. более высокого статуса перерождения ( mtho-ris ) или для достижения определенного совершенства ( nges-legs ) освобождения или просветления

11. Явления, конструктивные благодаря тому, что они являются противниками ( gnyen-pos dge-ba ) — состояния ума, которые напрямую противостоят ( dngos-gnyen ) дискордантным факторам или которые являются состояниями ума, из которых эти факторы были извлечены ( rnam-par ‘byin-pa ).Те, которые прямо противодействуют, известны как «сознание пути противника» ( gnyen-po’i lam ), определяемое как состояния ума, которые осознают недостатки чего-то и противодействуют им чем-то другим. Путь врага включает в себя (а) подавление оппонентов ( rnam-par gnon-pa gnyen-po ), например сосредоточение внимания на уродстве, чтобы преодолеть привязанность, (b) дистанцирование противников ( thag-srid-pa gnyen-po ), такие как высшие состояния психической устойчивости ( bsam-gten , санскр. dhyana ), некоторые из которых отдаляют ум от испорченных чувств, и (c) разделительные противники ( bral-ba gnyen-po ), такие как неконцептуальное познание отсутствия истинной идентичности людей, которые полностью разделяют ум из вложения.

Незатронутые конструктивные явления, классифицируемые в зависимости от случая, в котором они возникают, включают:

12. Явления, созидательные благодаря своему умиротворению ( nye-bar zhi-bas dge-ba ) — истинные остановки ( ‘gog-bden ; истинные прекращения), нирвана архатов Хинаяны с остатком ( lhag-bcas-kyi mya-ngan-‘das ) испорченных совокупностей, нирвана хинаянских архатов без остатка ( lhag-med-kyi mya-ngan-‘das ) и ненасытная нирвана ( mi-gnas-pa’i mya- ngan-‘das ) Будды, который не пребывает ни в крайней навязчивой сансаре, ни в крайней апатичной нирване.Их называют просто «конструктивными», но они не являются конструктивными по определению явлениями, поскольку они незапятнаны и статичны.

Конструктивные явления, классифицируемые в зависимости от обстоятельств, в которых они возникают, и которые являются феноменами влияния, полученными путем опоры на явления, конструктивные благодаря их умиротворению, следующие:

13. Созидательные явления, поскольку они подобны своим причинам ( rgyu-mthun-pas dge-ba ) — обычные хорошие качества ( ‘jig-rten-pa’i yon-tan ; мирские хорошие качества), такие как экстрасенсорное осознавание ( mngon-shes ; продвинутое осознавание) и необычайно хорошие качества ( ‘jig-rten-las’ das-pa’i yon-tan ; трансмирские хорошие качества) состояния будды.

Таким образом, как и в случае его представления о двенадцати типах деструктивных явлений, Асанга утверждает, что существует множество переменных, которые могут заставить нас действовать конструктивно, а не только естественные конструктивные эмоции и отношения. Например, уверенная вера в Дхарму может возникнуть у молодого человека просто в силу тесной связи с Дхармой в предыдущей жизни, без какого-либо аналитического исследования учений Будды в этой жизни.

Некоторые конструктивные явления возникают без предшествующего кармического потенциала.Например, когда кто-то впервые развивает цель бодхичитты, чтобы достичь просветления на благо всех остальных, этот человек не имеет предшествующих кармических потенциалов бодхичитты, развившихся в предыдущей жизни. Первое развитие бодхичитты возникает в результате положительного влияния квалифицированных духовных учителей, слушания их учений о бодхичитте, правильного рассмотрения их и медитации на них. Разумеется, они должны быть дополнены большой сетью положительной силы, созданной из другого конструктивного поведения, совершенного в этой и предыдущих жизнях.

Асанга также утверждает, что некоторые действия конструктивны в силу того, что они оказывают особую помощь другим. Он определяет здесь помощь ученикам четырьмя способами сбора других ( bsdu-ba rnam-pa bzhi ) — щедрость; говорить о Дхарме в понятной и приятной манере; действовать осмысленно, чтобы поощрять духовную практику; и вести себя в соответствии с тем, чему мы учим. Поскольку поведение, соответствующее Дхарме, исключает возможность собирать учеников по отрицательной причине, такой как эксплуатация их для денег, власти или сексуальных услуг, а также по неуказанной причине, например, просто для того, чтобы заработать себе на жизнь. эти действия, которые имеют особую помощь, могут быть только конструктивными.

Однако действия, которые просто помогают другим, такие как приготовление еды для других, не обязательно конструктивны, так как они могут быть мотивированы неопределенным состоянием ума, например необходимостью зарабатывать деньги, работая поваром в ресторане. или деструктивными эмоциями, такими как гнев, например, при приготовлении отравленной пищи, чтобы кого-то убить.

Кроме того, некоторые действия являются конструктивными, поскольку создают условия для развития других конструктивных состояний ума или поведения, такие как подготовка книг Дхармы, изготовление статуй Будды и возведение ступ.Но они конструктивны только тогда, когда сопровождаются конструктивными эмоциями или отношением.

.

психических феноменов в фразе

Следовательно, причина галлюцинаций связана с нарушением гипотетического механизма, который контролирует или «отслеживает» соответствующий самогенерируемый ментальный феномен .

Это беспокойство не просто ментальное явление , но основано на физически пережитом ощущении различия.

Сон был не единственным ментальным феноменом , который в ту эпоху отображался с помощью кинематографических уловок.

Это тоже имеет подкорковое происхождение, но нам кажется, что это ментальный феномен .

В таких исследованиях, как правило, преобладают проблемы и методы когнитивной психологии, и они часто имеют ограниченное представление об осознании как об отдельном человеке и психическом феномене .

Среди исследователей сознания широко распространена тенденция обращаться к семантике термина «сознание» (и родственных ему) при исследовании ментального феномена , сознания.

Каждый ментальный феномен , каждый психологический акт имеет содержание, направлен на объект («интенциональный объект»).

Extrait de

Википедия

Этот пример предоставлен Википедией и используется повторно по лицензии CC BY-SA.

Мир появляется в том виде, в каком он появляется, как ментальный феномен .

.

психических феноменов w zdaniu | Przykłady zdań z Cambridge Dictionary

Следовательно, причина галлюцинаций связана с нарушением гипотетического механизма, который контролирует или «отслеживает» соответствующий самогенерируемый ментальный феномен .

Это беспокойство не просто ментальное явление , но основано на физически пережитом ощущении различия.

Сон был не единственным ментальным феноменом , который в ту эпоху отображался с помощью кинематографических уловок.

Это тоже имеет подкорковое происхождение, но нам кажется, что это ментальный феномен .

В таких исследованиях, как правило, преобладают проблемы и методы когнитивной психологии, и они часто имеют ограниченное представление об осознании как об отдельном человеке и психическом феномене .

Среди исследователей сознания широко распространена тенденция обращаться к семантике термина «сознание» (и родственных ему) при исследовании ментального феномена , сознания.

Каждый ментальный феномен , каждый психологический акт имеет содержание, направлен на объект («интенциональный объект»).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *