Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.
Раскроем поле феноменологии. Два крайних полюса которыми именуется воображения. Один – универсальность воображения. Т.е. предвосхищение будущего результата это функция психики. Любое психическое явление включает в себя как бы элемент воображения. Как гештальтпсихологи к вниманию, относился Рубинштейн к воображению. Он считал, что зачем выделять воображение в качестве отдельного процесса, когда предвосхищение необходимо для любой деятельности. Другой полюс – уникальность воображения в высших проявлениях, когда оно творческое.
Что можно считать единицей воображения. Либо образ – это перцепт, индивидуальный образ восприятия. Сам процесс тогда назван мысленным оперированием наглядными образами. Либо имидж – обобщенный образ выполняющий функцию понятия. Здесь ведущим автором является Арнхейм. Он обсуждал проблемы мышления образами. Воображение как способ построения символов реальности.
Виды воображения идут от Т.Рибо. Сначала перцептивное воображение, т.е. преобразование индивидуально-конкретных образов. Затем воссоздающее воображение (воссоздание объекта по описанию, схеме, образцу). И позднее воображение. Третий вид творческое воображение (создающее). Здесь напрашивается определение, что это создание нового. Но признак новизны здесь далеко не самый главный. Да пожалуй, изобретательское творчество можно иметь как основной материал. Скажем, вы проснулись утром и решили создать картину. Художник это не поймет. Творчество послепроизвольный процесс. Инсайты не возникают по заказу. Когда же воображение с необходимостью творческое. Когда у субъекта нет способа представления реальности. Скажем, был, а потом утрачен (а может быть этого смысла жизни и не было?). Дело не в новизне, а в том, чтобы построить такой обобщенный образ (задачи, ситуации) и пусть это будет образ мира, такой чтобы эта реальность была понятной (чтобы в ней можно было жить). Среди художников были чемпионы субъектных преобразований. В живописи это Пикассо, который за время творческого роста сменил несколько жанров и каждый освоил с блеском. В музыке это Стравинский, который начинал от дотошного изучения классики, а закончил додекофонией и джазом.
Далее сравнение воображения с познавательными процессами. С восприятием. И слово здесь надо предоставить Д.Гибсону. Казалось бы как и восприятие воображение образная реальность без стимульного источника. Но Гибсон категорически разделяет их. Воображение ни в коем случае не восприятие. Пытается искать компромисс. Восприятие изъятие информации из объемлющего светового строя. То и воображение тоже, правда таких объектов, которые пока или уже не существуют. Как различить собственно перцептивный процесс и процесс воображения. Прежде всего проверки касаются приспособительных движений. Перцептивные образы можно исследовать, для чего глаз совершает приспособительные движения. При воображении нет аккомодации или конвергенции. Или есть вроде бы образная активность в сновидениях, но их невозможно проверить на реальность. Гибсон находит выход для включения воображения в психологическое исследование. Воображение становится актуальным за пределами восприятия, когда человек переходит к мышлению, к рациональному познанию. В мышлении возникает собственно познавательная активность (слова, категории, обобщения и т.д.). Там возникают средства, которые подчеркивались Выготским. Он говорит: житейская практика часто подсказывает нам, что есть мыслители визуального и вербального типа. А на самом деле такого противопоставления быть не должно, оно появляется но значительно позже. Он говоря о воображении подчеркивает роль знака.
Для воображения разумеется необходимы знаки. Когда мы беремся различать мышление и воображение, надо различить знак и символ. Совершенно ясно, мышление это оперирование знаками. Арнхейм, описывая особый вид мышления (визуальное, зрительное), подчеркивает, что единицами такового. Вслед за Арнхеймом визуальное мышление сочли особым. Вообразить ситуацию значит пользоваться символом. Понять ситуацию посредством образа. Знак безразличен по своей чувственной ткани к отображаемому им содержанию. Знак произволен, им может быть всё, о нём можно договориться. Знак нуждается в дешифровке, надо разъяснять. А символ также как и знак как бы заменяет выражаемое им содержание, но символ непосредственно связан с содержанием. Символ всегда более конкретен, чем выражаемое им содержание. И воображение есть построение символов в том смысле, что образ-символ есть способ представления реальности, решаемой задачи. А подчас символ есть основное средство и принцип решения задачи. Носителю символа нет необходимости его разъяснять. Но это непосредственная ясность обманчива.
В символе как способе решения задачи одновременно представлены и принцип и его реализация. Например, задача о 6 спичках. Принцип – выход в пространство. И реализация – тетраэдр. Если принцип соединить с его реализацией, то получится в результате образ-символ. Единственное что можно передать последователям, это знание. Передать понимания едва ли возможно и главное, в этом нет объективной необходимости. Потому что нельзя понять за другого. Последователь на своём материале должен решить задачу сам. В образе-символе содержится понимание реальности и вместе с тем они скрыты своими реализациями. Эту разницу чувствовали те, кто занимались творчеством самостоятельно. Образ-символ это одновременно и условие и средство познания.
Первый исследователь творческого воображения Т.Рибо. Он ставит во главу угла двигательный аспект. Воображение в интеллектуальном порядке соответствует воле в порядке движений. Как воля является возможностью управлять нашими движениями (воля это господин мускулов). Так воображение позволяет управлять интеллектуальными представлениями. Позволяет построить понятную, организованную и познаваемую картину мира. Воображение то, что позволяет создать образ реальности. Факторами разбирает составляющие творческого воображения. Первый фактор творческого воображения интеллектуальный. Ассоциации предшествует диссоциация. Диссоциацию можно назвать отвлечением от материала, анализом или разъятием на части. Разделить объект на части так, чтоб он потом мог быть восстановлен в новом виде.
Как мы помним о том, что когда-то происходило. Полный образ – точно повторяющий все индивидуальные свойства объекта. Неполным образ бывает в том смысле, что все детали удержать в памяти бывает сложно. Помимо образов полных существуют образы схематические (образы-представления). Исчезает детальность, но появляется возможность разделять и затем обобщать.
Способность обобщать значит ассоциировать, связи представлений по аспектам. Скажем ассоциации по сходству, по близости, по субъективной ценности. Ассоциация – это перенос схематического образа в новую ситуацию. Перенос, связанный с надеждой на то, что в новой ситуации это представление породит и новый результат. Встречаем это у многих авторов на уровне интуиции. Творческое воображение есть переструктурирование деталей, которое тесно связано с эмоциональной сферой. Появляется второй фактор – эмоциональный. Подчеркивается связь с мотивацией. С одной стороны все формы творческого воображения заключают в себе аффективные элементы.
Примерами для Рибо являются прежде всего изобретения, как результат переструктурирования деталей. Движущей причиной изобретательской деятельности всегда является та или иная потребность, то или иное желание. Нет развития внимания без развития мотивации, тоже самое и здесь. Создать новое это особая потребность по Рибо. Второй аспект эмоциональной сферы в том, что каковы бы ни были все аффективные переживания, содержат в себе элементы создающего воображения. Наличие аффективного переживания суть стимул к фантазии. У фантазера есть какая-то потребность.
В закономерностях воображения есть теоретические и практические законы. Теоретические – законы реинтеграции, восстановления явления. Идеальный случай полного восстановления. Лишь человек, который полностью преодолел свои аффективные состояния способен к полной реинтеграции (увидеть реальность в подлинном виде). Этот идеал сразу нужно уточнить. Реальная закономерность творческого воображения подчиняется собственной выгоде. Творческое воображение несомненно связано с развитием личности. Реальное воображение подчиняется законам выгоды, конструирование реальности согласно своим интересам, индивидуальным свойствам. Это есть например, рационализация в психоанализе. Как построение таких основ собственного существования, которые от самой реальной ситуации заведомо отличаются. Отрицание реальности как фантазирование. Активное воображение у Юнга это как бы восстановление подлинных основ личностной жизни субъекта. Знаки это возможности и средства лишь интеллектуальной деятельности. Подлинные же основы бессознательны. У интуитивной психической функции более обширные последствия и средства. Средствами интуиции являются образы.
Юнг советует посмотреть на предметы, которые находятся в собственной комнате. Весьма возможно, что эти предметы являются фундаментальными опорами нашего личностного существования. Может вдруг захочется что-то поменять. Скажем, какая-то картинка висела и её просто захочется убрать. Это активное воображение по Юнгу. Преподавателям интересно пройтись по рядам посмотреть в тетрадки студентов. Сидит человек слушает лекцию, а его рука автоматически что-то рисует (чертиков, куколок и др.). В данный момент студент выполняет упражнении на активное воображение по Юнгу – рисование каракулей. У Фрейда свободно ассоциируй и придешь к фундаментальной причине своего поведения. А у Юнга это рисование. Надо этот процесс развернуть, взять много бумаги. И беря листок за листом рука свободно заполняет их. И тогда в результате мы получили эскизы той картины, которую мы хотим написать. Разложили перед собой все эскизы. Произошла диссоциация, расчленение чего-то такого, что мы не знаем, но что является фундаментальным условием нашей жизни. А теперь надо все эскизы попытаться воссоздать вместе в одном и том же рисунке. Можно использовать краски, самые разные изменения, но нужно точно повторить то, что рука сначала вывела свободно. Из разных форм слагается какая-то картинка. И только после этого по Юнгу можно посмотреть и как-то это назвать.
Характеристики творческого продукта. Если рассматривать творчество как инстинкт, то несложно увидеть связь, например с игрой. Игры встречаем даже у животных. Игра как возможность переинтерпретации. Возможность несколько раз воспроизвести и каждый раз заново фундаментальные условия познания, а иногда и фундаментальные условия личностной жизни.
Продукт может быть не только не полным обобщением, но и неверным. Творческое открытие опирается на некоторую чувственную модалность. Людей иногда различают на тех, кому легче представить в зрительном образе, другим – в слуховых образах. Эйнтейшн сохранял принцип решения задач, которые ему удавались мышечно, в кинестетическом переживании. Обобщенный принцип должен иметь чувственную основу. Оно должна быть, но в принципе может быть любой. Леонтьев выразил это словом амодальность. В данном случае это не значит выход за рамки чувственного, а значит безразличие к данной конкретной модальности. Не верьте тем субъектам, которые легко говорят о том, как произошёл творческий акт, легко делят их на части, легко выделяет причины. Эти причины могут носить случайный характер. И субъекту приходится сохранять весь набор причин, и существенное и заведомо сопутствующее. И сидение под деревом, с которого ещё не упало яблоко, и лежание в ванной это случайные детали, но они с неизбежностью попадают в результат. То, что мне удалось однажды может оказаться важным и в следующий раз. Полная субъективная уверенность в результате работает как на стадии открытия, так и на стадии его воспроизводства. Творческий продукт может быть открыт заново, содержит резервы понимания. В старинных мексиканских орнаментах современный человек может увидеть некую математическую систему. При постройке египетских пирамид было использовано знания теоремы Пифагора. Содержалось ли в этих способах действия знание теоремы? Субъективно – нет, объективно – да.
Творческий продукт нуждается в доопределении. Перенос творческого продукта предполагает изменение субъекта. Его представлений о мире, расширение способов его действий. Творческий продукт обладает принципом преемственности. Можно спокойно листать какой-нибудь старинный журнал мод и относится к моделям одежды как к знакам и даже немножко удивляться тому, в какие странные формы пытались одеваться. До тех пор пока неожиданно вдруг знак превращается в символ. И никто уже не думает почему люди носили эти одежды, а вдруг та же модель начинает носиться сегодня. И интересует уже не почему носили это, а как достать выкройку. Монах Мендель делая опыты с горохом едва ли думал о возникновении генетики, однако результаты его объективно содержали такую возможность. И должен появиться человек, который эту возможность воспроизведёт. Творческий продукт создаётся по-крайней мере дважды и только дважды.
Поясняет К.Дункер. Предположим человек решил творческую задачу. Решая её, он сделал для себя открытие, именуемое функциональным решением, которое всегда закреплено в конкретном материале. И выделить принцип решения из этого материала – особая задача. Теперь этому же испытуемому дают задачу, которая решается по тому же принципу. Объективные характеристики говорят, что он не понимает этот принцип, иначе это был бы не творческий продукт, а алгоритм. Встречаюсь с новой ситуацией по принципу сходную с первой и веду себя как с совершенно новой. До тех пор пока не разрешаю. Разрешаю ситуацию и понимаю, что с принципиально подобной ситуацией уже сталкивался ранее. Сначала решаю, а потом понимаю сходство. Каждая новая задача психологически остаётся второй. Залог творчества в сохранении новых возможностей, новых реализаций.
Предположим что после определения характеристик творческого продукта хотим заниматься анализом творческого процесса. Возникает целый ряд возможных подходов к изучаемому процессу: 1. Диагностический; 2. Конструктивно-технологический; 3. Экспериментально-исследовательский или аналитический; 4. Реалистический. Что значит диагностика творчества. Способность будет ключевым словом. Скажем, способность к порождению оригинальных идей. Можно изучать, например, сколько идей порождает тот или иной испытуемый, говорить о частоте их встречаемости. Но у диагноста есть одно важное ограничение. Ему запрещено стимулировать испытуемого, он исследует но не формирует. В следующем подходе переход к формированию. Задача теперь – поиск объективированных внешних средств для усиления творческих способностей.
Скажем способность к порождению оригинальных идей. Можно изучать сколько идей порождает тот или иной испытуемый, можно говорить о частоте их встречаемости. У 1 подхода есть важное ограничение: диагносту запрещено стимулировать своего испытуемого. Во 2 подходе задачей является поиск объективированных внешних средств для усиления творческих способностей. Симвполом 3 подхода может являться К.Дункер. Испытуемый с необходимостью совершает творческий акт. В 4 подходе описываются условия творчества как таковые когда им занимается «художник». Путь от конструктора это создание алгоритма, которым могу пользоваться только я и мои ученики. Конструктор будет вынужден моделировать самого художника. И он построит миф, не имеющий общего с реальностью. А путь исследователя тоже с объективной проблемой. Он может изучать условия процесса, но их нельзя проверить.
Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)
ВООБРАЖЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
ВООБРАЖЕ́НИЕ, способность конструировать образы.
Воображение в истории философии
Понятие В. (греч. φαντασία ) как особой ментальной способности впервые введено Платоном. В. описывается в «Филебе» как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделённого от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (сам термин впервые появился в «Государстве»). Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые отпечатки прообразов-эйдосов, или идей, то и способность В. как создающая образы неизбежно вносит искажения в представляемое ею. Развёрнутую теорию В. впервые даёт Аристотель в соч. «О душе»: В. есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления; это состояние есть некоторая деятельность, следующая за деятельностью чувственного восприятия; В. является промежуточным между чувственным восприятием и дискурсивным мышлением, поскольку, с одной стороны, оно не может действовать вне и помимо тела (поэтому В. есть у большинства животных), с др. стороны, оно доставляет необходимый материал мышлению, уже неявно предполагая не просто представление свойств предмета, но и некоторое о нём суждение, что может явиться источником возможных ошибок. Намеченная у Платона иерархия познават. способностей подробно разрабатывается Аристотелем и позднейшими платониками: чувственное восприятие (αἲσϑησις, sensus), В. (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логич. мышление (διάνοια, ratio), предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νοῦς, intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в её полноте. Во многом под влиянием стоиков В. начинает пониматься как творч. продуктивное В. (Секст Эмпирик и др.). Концепция В. получает дальнейшую разработку и уточнение в неоплатонизме, особенно у Плотина и Прокла. Через Августина и Боэция понятие В. (imaginatio) как отд. познават. способности переходит в схоластику, где В. уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте).
Понятие В. играет заметную роль в философии Нового времени; наряду с разумом, памятью и чувствами оно является одной из функций «познават. силы», или способности души, для Р. Декарта. Учение Канта о способности В. (Einbildungskraft) во многом определило трактовку В. в последующей филос. традиции. Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) В. (подобное различение можно найти ещё у Христиана Вольфа). Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, В. определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» («Критика чистого разума», B 151). Продуктивное В. связывает воедино многообразие чувственного созерцания (с которым В. роднит способность наглядного представления предмета) в соответствии с категориями рассудка (с которым В. роднит спонтанность, т. е. самодеятельность). Репродуктивное В., напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori. Продуктом чистого В. является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой – с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временны́х определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием. Кроме того, согласно Канту, решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре В. и рассудка.
В. как творч. способность играет центр. роль у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого В. через противопоставление и взаимоограничение «я» и «не-я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое В. является источником действительности и в конечном счёте самой действительностью. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят своё наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. С понятием творческого В. тесно связано понятие гения (у Ф. Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. Гумбольдта и Шеллинга).
Понятие В. существенно для теории познания, развиваемой в рамках аналитической философии. Так, согласно Г. Райлу, В. как единая и отдельная познават. способность есть только фикция, к В. обыкновенно относят разнообразные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Оживлённо обсуждается вопрос о роли образов В. как наглядных представлений в познании.
В феноменологии Э. Гуссерля В. было описано как осн. механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологич. редукции» психологич. особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. М. Мерло-Понти и Ж. П. Сартр, пытавшиеся преодолеть замкнутость феноменологич. подхода рамками сознания, рассматривали образы В. не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Воображение в психологии и когнитивной науке
Согласно представлениям, разработанным в психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции В. состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего. Осн. различение в эмпирич. исследованиях В. проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, В. Процессы репродуктивного В. относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного В., лежащего в основе худож. и науч. творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) В. К числу феноменов непроизвольного В. иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Эксперим. изучение В. первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетич. образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов В. преобладали физико-химич. аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографич. отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов В. приостановилось до появления во 2-й пол. 20 в. когнитивной психологии. Совр. исследования В. показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физич. объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творч. В. показали ограничения, накладываемые на В. привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, напр. кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли В. в качестве мнемотехнич. стратегии, улучшающей запоминание (см. Мнемотехника). Чем необычнее образы, тем больше они способствуют запоминанию. В психометрич. исследованиях интеллекта оценки творч. В. входят в число осн. компонентов креативности. Методы, стимулирующие творч. В., разработаны в психотерапии (метод «активного В.», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что В. открывает путь к осознанию и интеграции бессознат. содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познават. развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм В., включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 мес), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (напр., в индивидуальную теорию психики, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психич. развития часто сказываются на особенностях В. ребёнка и взрослого. Напр., дети с аутизмом могут испытывать специфич. трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастич. объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений В. и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется В. для интерпретации воспринимаемого, в свою очередь, В. опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал В. как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – В. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и В., так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций В. наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем В. увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием.
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуется как процесс применения языковых средств для управления В., т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. Одним из множества подобных средств управления В. является обращение отношений фигуры и фона. Напр., формально похожие фразы «дерево рядом с домом» и «дом рядом с деревом» вызывают разные образы – во втором предложении дом как бы уменьшается в размерах по сравнению с огромным или каким-то особенным деревом.
В современных работах по моделированию процессов познания у человека понимание В. как фундам. механизма науч. мышления связано с работами основателя логико-математич. интуиционизма, Л. Э. Я. Брауэра, а также С. А. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров».
К особенностям худож. В. относится приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастич. содержания в реалистич. контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах худож. В. используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, напр. трансформация идентичности людей и предметов, увеличение и уменьшение их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
Визуализация и воображение. Скрытые механизмы влияния на окружающих
Визуализация и воображение
Образы, а точнее визуальные представления, активно используются нашей памятью. Образ может помочь вспомнить фразу, которая в свою очередь может вызвать в памяти другой образ. Создание образов — прекрасный способ запомнить необходимую информацию. Использование слов вместе с визуальными образами — достаточно эффективный метод запоминания.
Возьмем, к примеру, какой-нибудь научный текст. Большинство из них могут запросто вскипятить мозги неподготовленному читателю. К счастью, подобные тексты обычно разбавляются картинками с изображениями недоступных человеческому глазу явлений, вроде структуры бактерии или вируса. Таким образом, графические элементы упрощают понимание сложных научных концепций и идей.
* Создание образов — прекрасный способ запомнить необходимую информацию. Использование слов вместе с визуальными образами — достаточно эффективный метод запоминания.
Следователи обычно используют этот практический навык во время чтения рапортов с места преступления. Например, если в рапорте указано, что на полу было найдено разбитое стекло и капли крови, следователь представляет себе эти детали и запоминает. Эта способность представлять, каким было место преступления в момент происшествия, очень полезна при допросе подозреваемых и помогает собрать кусочки головоломки в единое целое.
Вот несколько методов, с помощью которых вы можете развить в себе образную память:
? Учитесь думать словами и образами одновременно. Во время чтения остановитесь на какое-то время и представьте, как могла бы выглядеть описанная в тексте сцена. Так вы сможете лучше запомнить прочитанное и заставите память работать всерьез. Представьте, например, разрушения, оставленные природной катастрофой. Как выглядят здания? Видны ли районы, которые не пострадали, или все до самого горизонта разрушено? По развалинам бродят люди и животные или кругом нет ни единой живой души?
? Пытаясь запомнить новые идеи, связывайте их с образом, значимым для вас. Другими словами, используйте в качестве вспомогательного материала то, что вы уже хорошо знаете. Например, вам нужно запомнить, как будет по-английски пляж. Для этого представьте себе, что стоите на золотом песочке любимого курорта или рядом с речкой неподалеку от родной дачи и повторяете «the beach, the beach…».
? Если вы читаете техническое руководство, представляйте, как выполняете все описанные действия собственными руками. Это еще называют живым чтением. Слова и предложения оживают вместе с применением их на практике.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Новое исследование обнаружило, что люди с афантазией могут испытывать проблемы с памятью и представлением будущего
Люди, не способные вызвать зрительные образы в воображении, могут страдать и от других когнитивных нарушений.
Не каждый человек после слов «Не думай о слонах» тут же представляет крупное животное с длинным хоботом, большими ушами и серой толстой кожей без шерсти. Надеемся, у вас это только что получилось. В противном случае, вам может грозить афантазия (не путать с эвтаназией) — неспособность видеть зрительные образы в голове, когда глаза закрыты либо «задумчиво смотрят вдаль невидящим взором».
Об отсутствии воображения ученый мир узнал относительно недавно — в 1800-е годы. Феномен до сих пор не изучен детально. Быть может, потому, что страдает этим расстройством малая часть населения земного шара — 2−5%.
Новое исследование, опубликованное в Scientific Reports, прорезает узкую полоску в темной коробке с этим явлением, чтобы пролить на него каплю света. Авторы утверждают, что афантазия связана не только с неспособностью визуализировать зрительные образы, но и с другими важными процессами мышления, такими как память. В ходе исследования были опрошены 667 человек, 267 из которых самостоятельно диагностировали у себя афантазию.
Добровольцам предложили пройти тест под названием Vividness of Visual Imagery, в котором нужно было оценить, насколько яркими по шкале от 1 до 5 были некоторые воспоминания. Один балл соответствовал уровню «не вижу образ/картинку, а только знаю, что помню это событие. Пять баллов участники выбирали, если «видели» воспоминание будто наяву, здесь и сейчас.
Люди с афантазией после теста сообщали, что не только не могли вообразить предложенные события, например, рассвет, но и плохо припоминали, когда в последний раз им удавалось наблюдать это событие. Также эти участники эксперимента отмечали у себя сниженную способность представлять будущее и мечтать. Люди с афантазией реже видят сны, а когда все-таки видят, образы размытые, блеклые и не изобилуют деталями.
Таким образом, любая когнитивная функция, основанная на умении вызывать в памяти зрительные образы, у людей с афантазией может быть снижена. Звучит довольно предсказуемо. Но, как тебе такое, господин Маск: некоторые добровольцы указывали также на сниженную способность вспоминать звуковые, тактильные, вкусовые и эмоциональные ощущения. Один из участников эксперимента сказал, что абсолютно не понимает, как в головах у людей может «играть» музыка. К сожалению или к счастью, фраза про «заевшую» песню ему совершенно непонятна.
Важно отметить, что не у всех участников со зрительной афантазией отсутствовали другие сенсорные представления, и были проблемы с памятью. Феномен все еще требует детального изучения. Возможно, в будущем, представить которое так сложно людям с афантазией, ученые смогут полностью открыть «коробку» с этим явлением и узнают что-то новое о работе сознания, в целом.
Как развить воображение и научиться фантазировать в любом возрасте: kirssdiana — LiveJournal
Вы можете представить себе колючий воротник шерстяного свитера или запах мандарина? Нарисовать в голове кресло мечты и крутить его, рассматривая с разных сторон? Навык фантазировать тренируется, как и мышцы в спортзале.
Развитое воображение — это карьерный рост, профилактика различных болезней мозга и хорошее настроение.
Давайте поговорим, как развить воображение и научиться фантазировать в любом возрасте.
Сегодняшний день и недалекое будущее
Мы уже давно смотрим фильмы в 5D и играем в очках виртуальной реальности. Учимся создавать человеческие органы и протезы с помощью 3D-принтера. В будущем самыми востребованными станут люди с развитым воображением. Способные создавать что-то практически из ничего силой разума.
Адаптироваться и жить счастливо в будущем поможет навык фантазировать, создавать реалистичные образы в голове. Особенно важно это для тех, кто обладает образным и абстрактным интеллектом от природы, — для обладателей зрительного и звукового векторов.
Для них развитие воображения — необходимость. Так они смогут успешно реализовать заданные природой свойства психики на благо всего общества и получать максимальное удовольствие от жизни. Рассмотрим, какие особенности развития воображения существуют в зависимости от возраста человека и на что обратить внимание для улучшения этого навыка.
Как развивать фантазию и воображение с детства
Детям легче всего — у них больше запас времени. Самый важный навык, который прививается с раннего детства, — это чтение. Сначала вслух читают родители, а потом и самостоятельное чтение.
Когда ребенку читают вслух, происходит развитие образного мышления. Малыш постепенно учится рисовать в голове то, что произносят мама или папа. То есть из слова создавать образ. Чем больше читают ребенку в раннем детстве вслух, эмоционально голосом окрашивая действие, тем ярче в маленькой голове прорисовываются образы.
Чтение — это основа. На нем строятся воспоминания, эмоции, возникает способность к состраданию. Главное — читать добрые произведения, где нужно сопереживать и жалеть героев. Это избавляет от страхов за себя и позволяет в будущем строить с людьми счастливые отношения.
Рисование прочитанного — естественное продолжение развития навыка фантазировать. Яркие образы ребенок переносит на бумагу, закрепляя эффект чтения.
Если говорить о системном развитии воображения, то сюда можно добавить поиск отличий по картинкам для развития внимания, пальчиковую гимнастику, лепку, конструктор для развития мелкой моторики, чтобы соединить воображение и создание чего-либо в реальности.
Как развивать фантазию и воображение у подростка
Подросткам тяжелее всего. Особенно тем, кто рос не на книгах, а на мультфильмах и компьютерных играх. Мультфильмы и фильмы, даже самые красочные, с крутыми спецэффектами — это уже готовый продукт. Его мозг просто «употребляет», не развиваясь при этом.
Поэтому ключевой момент в развитии воображения у подростка — все то же чтение. Ребенку, не привыкшему читать, этот навык дается тяжело. Потому что умственное напряжение — самое энергозатратное. Подростку проще обесценить все, что связано с чтением, чем начать читать.
Поэтому на первое место в развитии навыка создавать образы в голове выходит правильный подбор мотивации. Подумайте, что лучше всего побуждает вашего ребенка к действиям. Это может быть похвала, материальное поощрение или обеспечение условий для возникновения желания читать.
Собственный пример здесь работает эффективнее всего. Ходить перед ребенком с книгой в руках, тихонько посмеиваясь или вздыхая с грустным лицом, — хороший способ пробудить в нем интерес к книгам. Делитесь прочитанным, рассказывайте интересные истории, проводя параллели с жизненными ситуациями. Затронуть за живое могут истории успеха людей, которыми восхищается ребенок. Известные личности неоднократно упоминают о том, как им в жизни пригодилось чтение.
Говорите почаще о том, что в будущем он сможет стать успешным, если его воображение и фантазия будут развиты. Развитое воображение дает возможность намного эффективнее запоминать любые виды информации — это преимущество в подготовке к экзаменам.
Подготовить и разогреть мозг также помогает устный счет, пальчиковая гимнастика (упражнения, конечно, посложнее, чем для малышей), одновременное рисование двумя руками. Двигайтесь постепенно от простых к сложным упражнениям, каждый раз стремясь сделать чуть больше, чем в предыдущий.
Как развить визуализацию и воображение у взрослого
У взрослых нет проблем с мотивацией — это несомненный плюс. Однако развивать навык создания образов в голове придется практически как в детстве. Чтобы это стало привычкой, которая, как известно, дело наживное.
В нашем детстве не было смартфонов, зато были книги, классика советской и диснеевской мультипликации с классической музыкой, уличные игрища. Большинство взрослых — много читавшие в прошлом, но растерявшие этот навык в настоящем. Чтобы разогреть фантазию и научиться визуализировать желаемое, помимо чтения книг можно прокачать свои способности с помощью упражнений.
С чего начать
● Разогревайте мозг с помощью рук
Рисование и раскрашивание двумя руками, пальчиковая гимнастика для синхронизации работы полушарий мозга (сначала взрослые скрипят зубами от злости, но потом руки начинают слушаться, а картинки выходят лучше и лучше). Усложняйте постепенно, чтобы не потерять веру в себя.
● Устный счет
Повторение таблицы умножения еще никогда никому не вредило. Постепенно усложняйте — и сдачу в магазине будете считать мгновенно.
● Поиск отличий
Это детское упражнение тренирует внимание к деталям, через некоторое время вы увидите, что можете вспомнить картинку с максимумом подробностей.
● Эффективное чтение
Чтение «со шторкой», перевернутый текст, корректурная проба, чтение на скорость с ответами на вопросы — развивают внимательность и память, представлять и создавать образы в голове будет гораздо легче.
● Таблицы Шульте, «Пирамидки»
Эти упражнения развивают периферийное зрение — вы незаметно начинаете видеть множество подробностей в образах, которые ранее выпадали из поля зрения.
Как усилить навык
Тренируясь как можно чаще и усложняя упражнения, вы улучшите зрительную память. Усилить эффект позволит запоминание разных последовательностей (не только числовых) и иностранных слов. Запоминание информации с использованием мнемотехники позволяет прокачать ассоциативную память. Это то, что позволяет вашей фантазии разгуляться на полную катушку.
Придумывание историй, связанных ассоциациями, развивает воображение и усиливает навык визуализации. Представлять результат, желаемые объекты будет в разы легче. Это умение приходит постепенно, ждать быстрого результата не стоит — получайте удовольствие от самого процесса.
Развитие воображения и понимания окружающих — ваше преимущество в будущем
Развитие воображения и фантазии в любом возрасте нужно, чтобы с уверенностью смотреть в мир будущего высоких технологий. Умение придумывать и создавать что-то новое само по себе не так ценно, как умение этот навык применять для блага других людей.
Люди с образным и абстрактным интеллектом часто сталкиваются с тем, что окружающие кажутся им слишком приземленными. Чтобы избежать множества неприятных ситуаций и событий, можно развивать не только свое воображение, но и навыки общения с другими людьми.
Понимание других людей — основа для счастливой жизни. Все люди уникальны, каждый со своими врожденными психическими свойствами видит этот мир по-своему. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно узнать об устройстве психики человека все то, что позволит общаться с людьми максимально комфортно.
Понять, почему детей, у которых от природы бурная фантазия, нельзя пугать, чтобы их образное мышление достигло пика своего развития. Понять, как подобрать ключик к подростку, который погряз в компьютерных играх и не замечает красоту и перспективы этого мира. Понять, как получить работу мечты и применить свое воображение по максимуму.
Сделать первые шаги в этом направлении поможет ближайший цикл бесплатных занятий онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно здесь.
Автор Евгения Исакова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Страх общения с противоположным полом
Что значит сосредоточиться на других
Превратности судьбы, или Почему у меня не складывается личная жизнь
Негативное воображение | Журнал-И
Более подробно о воображении читайте здесь и здесь.
Виды воображения:
Функции и типы воображения:
1. Ассоциативное воображение – образы, возникающие при фиксации внимания на чем-либо, связанные с прошлым опытом либо с фантазиями.
Многие считают возникающие образы в голове бессознательной функцией воображения, но, на самом деле, это вполне сознательная функция, основанная на опыте либо догадках человека.
Если человек не умеет концентрировать внимание на определенных и нужных ему вещах, то складывается впечатление, что образы возникают сами собой.
Фактически человек не отдает себе отчета в том, на чем он концентрирует свое внимание.
Во сне уровень мозговой деятельности минимален, из-за этого внимание размыто и перетекает с одного образа на другой, отсутствует контроль. Люди с недостатком внимания могут ощущать себя в реальной жизни как во сне, оторванными от фактической реальности и событий.
Негативные последствия ассоциативного воображения:
1. Негативные мысли, не выходящие из головы.
2. Слабая логика, плохая память — недостаток ассоциативных связей.
Позитивные последствия ассоциативного воображения:
1. Улучшенная память, умение связывать большое количество образов в единую цепочку.
2. Обладание сильной логикой, умение вызывать причинно-следственные связи.
2. Эпизодическое воображение – фиксация и воспроизведение образов, как будто это происходит здесь и сейчас.
Негативные последствия эпизодического воображения:
1. Человек перестает воспринимать действительность и реальность, т.к. все внимание зафиксировано на событиях, произошедших в прошлом.
2. Остаточное ощущение страха вызванного прошлым, когда в действительности угрозы нет.
3. Прокрутка негативных переживаний снова и снова, что приводит к аналогичным ситуациям в действительности.
Позитивные последствия эпизодического воображения:
1. Человек вспоминает положительный опыт, прокручивая снова и снова успешные моменты, тем самым, настраиваясь на позитивный лад, что положительно сказывается на мотивации.
2. Улучшенная память и возможность мысленно детально воспроизводить произошедшие события.
3. Гипотетическое воображение – обоснованное предположение, построенное на образах.
Гипотеза всегда предполагает доказательство, любая мысль, сохраненная воображением в виде образа, является этим доказательством, также отвечает за планирование. Поэтому гипотетически человек может ехать в электрички, а мысленно ощущать себя на море, а потом действительно там оказаться.
Негативные последствия гипотетического воображения:
1. Выстраивание гипотетических воздушных замков, фантазирование, отсутствие попыток претворить что-либо в жизнь.
2. Неверные предположения относительно существующих вещей, заблуждения.
3. Отсутствие планирования.
Позитивные последствия гипотетического воображения:
1. Умение строить планы на день, год, множество лет..
2. Сильная логика, правдивый взгляд на вещи, без искажений, научный подход.
4. Имитационное воображение – способность моделировать и рассматривать образы под разными углами.
Отвечает за предсказания, выявление закономерностей между явлениями, способность моделировать различные ситуации и выявлять в них слабые и сильные стороны.
Негативные последствия имитационного воображения:
1. Неверно истолкованные факты могут привести к неправильной модели.
2. Недостаток знаний об объектах для дальнейшего моделирования.
Позитивные последствия имитационного воображения:
1. Умение создавать несуществующие модели и управлять ими.
2. Сильная логика, память, основанные на детальном знание объектов и моделей.
Источник: secretime.ru
ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения
19. Понятие
о воображении. Виды воображения и
механизмы создания образов воображения.
Воображение — это
психический процесс создания нового в
форме образа, представления или идеи,
на основе предыдущего опыта.
Человек может
мысленно представить себе то, что в
прошлом не воспринимал или не совершал,
у него могут возникать образы предметов
и явлений, с которыми о» раньше не
встречался. Будучи теснейшим образом
связанным с мышлением, воображение
характеризуется большей, чем при
мышлении, неопределенностью проблемной
ситуации.
Процесс воображения
свойствен только человеку и является
необходимым условием его трудовой
деятельности.
Воображение
всегда направлено на практическую
деятельность человека. Человек, прежде
чем что-либо сделать, представляет, что
надо делать и как он будет это делать,
Таким образом, он уже заранее создает
образ материальной вещи, которая будет
изготовляться в последующей практической
деятельности человека. Эта способность
человека заранее представлять конечный
итог своего труда, а также процесс
создания материальной вещи резко
отличает человеческую деятельность от
«деятельности» животных, иногда
очень искусной. А.В. Петровский относит
воображение к числу высших познавательных
процессов, рассматривает воображение
как основу творческой деятельности и
как основной компонент
программирования действия.
Он считает, что воображение отвечает
за создание программы поведения в тех
случаях, когда проблемная ситуация
характеризуется неопределенностью.
Вместе с тем воображение может выступать
как средство создания образов, не
программирующих активную деятельность,
но заменяющих ее
Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний из тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом
опыте. При этом простая актуализация
уже имеющихся временных связей еще не
ведет к созданию нового. Создание нового
предполагает такое сочетание, которое
образуется из временных связей, ранее
не вступавших в сочетание друг с другом.
При этом важное значение имеет вторая
сигнальная система, слово. Процесс
воображения представляет собой совместную
работу обеих сигнальных систем. Все
наглядные образы неразрывно связаны с
ним. Как правило, слово служит источником
появления образов воображения,
контролирует путь становления их,
является средством их удержания,
закрепления, их изменения.
Воображение всегда
есть определенный отход от действительности.
Но в любом случае источник воображения
— объективная реальность.
Сущность воображения
– преобразование представлений, создание
новых образов на основе имеющихся.
Механизмы создания
образов воображения.
Образы
формируются на основе предшествующего
опыта, на основе представлений о
предметах и явлениях объективной
реальности. Процесс создания образов
воображения из впечатлений, полученных
человеком от реальной действительности,
может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит
два основных этапа. На первом
этапе происходит своеобразное
расчленение впечатлений, или имеющихся
представлений, на составные части.
– Т.Рибо назвал это диссоциацией.
С этими образами далее могут осуществляться
преобразования двух основных типов.
Во-первых,
эти образы могут быть поставлены в новые
сочетания и связи. Во-вторых, этим образам
может быть придан совершенно новый
смысл. В любом случае с абстрагированными
образами производятся операции, которые
могут быть охарактеризованы как
синтез (процесс ассоциации).
Эти операции, составляющие суть
синтезирующей деятельности воображения,
являются вторым этапом формирования
образов воображения.
Простейшей
формой синтеза в процессе воображения
является агглютинация,
т. е. создание нового образа путем
присоединения в воображении частей или
свойств одного объект другому.
Примерами агглютинации могут служить:
образ кентавра и т. д.
Одним из
наиболее распространенных способов
переработки образов восприятия в образы
воображения является увеличение
или уменьшение
(гиперболизация)
объекта или его частей. Наиболее
существенными способами переработки
представлений в образы воображения, идущими
по пути обобщения существенных признаков,
являются схематизация и акцентировка.
Схематизация
может возникать в результате
неполного, поверхностного восприятия
объекта. В этом случае представления
схематизируются случайным образом,
причем в них иногда выделяются
второстепенные детали, случайно
обнаруженные при восприятии предмета.
В результате возникают искажения, которые
приводят к созданию образов воображения,
извращенно отражающих действительность.
Причиной схематизации может быть
сознательное отвлечение от
несущественных, или второстепенных,
сторон объекта.
Акцентирование
заключается в подчеркивании наиболее
существенных, типичных признаков
образа. Главной особенностью такой
переработки образов восприятия в образы
воображения является то, что, отражая
реальную действительность и типизируя
ее, художественный образ всегда дает
широкое обобщение, однако это
обобщение всегда отражено в конкретном
образе. Причем переработка представлений
при создании типического образа не
совершается путем механического
складывания или вычитания каких-либо
черт.
1.
Агглютинация
(склеивание) — это механистическое, не
реальное объединение частей или
свойств различных несовместимых объектов
(русалка, кентавр, минотавр, леший,
водяной; амфибия — лодка, самолет,
автомобиль).
2. Аналогия
— новые образы создаются по аналогии с
конкретно какими-то объектами. Пример:
многие орудия труда были созданы по
аналогии с руки человека — грабли,
молоток, клещи и т.д.
3.
Гиперболизация
(преувеличение) — это преувеличение
каких-то качеств, свойств, количества
элементов в создаваемом образе. (Шаржи
— пиноккио, или собака — хозяин).
4. Типизация
— это включение в создаваемый образ
наиболее типичных черт, характерных
для какой-либо группы объектов (амфора
— образ женщины).
Можно выделить
несколько видов воображения, среди
которых основные — пассивное и активное.
Пассивное в свою очередь делится на
произвольное (мечтательность, грезы) и
непроизвольное (гипнотическое состояние,
сновидовая фантазия). Активное воображение
включает в себя артистическое, творческое,
критическое, воссоздающее и антиципирующее…
Близко к этим видам воображения находится
эмпатия — способность понимать другого
человека, проникаться его мыслями и
чувствами, сострадать, сорадоваться,
сопереживать…
Активное
воображение
всегда направлено на решение творческой
или личностной задачи. Человек оперирует
фрагментами, единицами конкретной
информации в определенной области, их
перемещением в различных комбинациях
относительно друг друга. Стимуляция
этого процесса создает объективные
возможности для возникновения оригинальных
новых связей между зафиксированными в
памяти человека и общества условиями.
В активном воображении мало мечтательности
и «беспочвенной» фантазии. Активное
воображение направлено в будущее и
оперирует временем как вполне определенной
категорией (т.е. человек не теряет чувства
реальности, не ставит себя вне временных
связей и обстоятельств). Активное
воображение направлено больше вовне,
человек занят в основном средой,
обществом, деятельностью и меньше
внутренними субъективными проблемами.
Активное воображение, наконец, и
пробуждается задачей и ею направляется,
оно определяется волевыми усилиями и
поддается волевому контролю.
Воссоздающее
(репродуктивное) воображение
— один из видов активного воображения,
при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей в
соответствии с воспринятой извне
стимуляцией в виде словесных сообщений,
схем, условных изображений, знаков и
т.д. Главным образом воссоздающее
воображение — это процесс, в ходе которого
происходит рекомбинация, реконструкция
прежних восприятий в новой их комбинации.
Творческое
(продуктивное) воображение
— это такой вид воображения, в ходе
которого человек самостоятельно, создает
новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или общества
в целом и которые воплощаются
(«кристаллизуются» в конкретные
оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является
необходимым компонентом и основой всех
видов творческой деятельности человека..
Образы творческого воображения создаются
посредством различных приемов
интеллектуальных операций. Исследованием
творческого воображения занимался
Выготский Л.С.
Антиципирующее
воображение
лежит в основе очень важной и необходимой
способности человека — предвосхищать
будущие события, предвидеть результаты
своих действий и т.д. Этимологически
слово «предвидеть» тесно связано
и происходит из одного корня со словом
«видеть», что показывает важное
значение осознания ситуации и перенесения
определенных элементов ее в будущее на
основе знания или предугадывания логики
развития событий. У пожилых и старых
людей воображение больше ориентировано
на события прошлого.
Особую
форму воображения образует мечта.
Она обращена к сфере более или менее
отдаленного будущего и не предполагает
немедленного достижения реального
результата, а также его полного совпадения
с образом желаемого. Вместе с тем мечта
может стать сильным мотивирующим
фактором творческого поиска.
Пассивное воображение
подчинено внутренним, субъективным
факторам, оно тенденциозно. Пассивное
воображение подчинено желаниям, которые
мыслятся в процессе фантазирования
осуществленными. В образах пассивного
воображения «удовлетворяются»
неудовлетворенные, большей частью
неосознанные потребности личности.
Материалами пассивного воображения,
так же как и активного, являются образы,
представления, элементы понятий и другая
информация, почерпнутая с помощью опыта.
Непреднамеренное пассивное воображение
наблюдается при ослаблении деятельности
сознания, его расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне и т. д. Наиболее
показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при
которых человек воспринимают несуществующие
объекты. Как правило, галлюцинации
наблюдаются при некоторых психических
расстройствах. Сновидения можно
отнести к разряду пассивных и непроизвольных
форм воображения. По степени преобразования
действительности они могут быть или
репродуктивными или продуктивными.
Mental Imagery ~ The Imaginative Conservative
Я очень хорошо осознаю тот факт, что это выходные, посвященные возвращению домой — возвращение домой не только для выпускников, но и для меня. Я уехал из Сент-Джона далеко и давно — до Делавэра и целых год. Итак, я смотрю на место, где я провел ровно половину своей жизни в качестве космонавта в космосе, на очень маленькую планету, которая является домом. Это, вместе с характером сегодняшней темы, побуждает меня потратить пять минут на то, чтобы оглянуться назад.
Когда я пришел в колледж более четверти века назад, я вошел в свежий и головокружительный мир обучения, оставив позади то, что я чувствовал, а не понимал, как скучную унылую академию, академию десятилетия. тер Второй мировой войны. Колледж, который тогда существовал только в Аннаполисе, был меньше, чем на треть, чем сейчас в этом кампусе, и в нем был своего рода дух-хранитель, король философов, можно сказать (при условии, что кто-то сказал это с улыбкой), в Якобе Кляйне, декане.Мне было передано, что он описал меня как человека, который ведет себя как рыба в воде, и именно это я чувствовал — как тот, кто проявляет себя в своей стихии, к которому приходит понимание, когда она дышит. Я говорю об этом в основном для первокурсников из вас. Как бы то ни было, для меня оказалось, что нельзя вечно скользить в славе первокурсника — последовал печально известный спад второкурсника, принесший второкурснику трезвость, а с ним и второе начало, обмен невесомого возбуждения на более закрепленный интерес .Нельзя вечно валяться в своей стихии; наступает время, когда густые намеки на истину необходимо превратить в точные вопросы и проблемы. Сама программа предлагала путь: двадцать восемьсот лет комментариев по фундаментальным вопросам, не исключая вопроса о том, всегда ли они одинаковы, тонко или даже катастрофически различаются в разные эпохи.
Итак, как и большинство моих коллег по колледжу, я уделял современному положению дел лишь очень мимолетное и во многом отталкивающее внимание.(Я имею в виду интеллектуальные дела, поскольку очень долгое игнорирование политики — это то, что гражданин делает на свой страх и риск.) В конце сегодняшней лекции я хочу привести принципиальный аргумент в пользу жизни в изоляции от «современного мышления», от мод и тенденций. на долгое время. Тем не менее, в конце концов, настал момент и, к счастью, возможность наверстать упущенное. Я просто чувствовал некоторую жадность знать, что говорит мир. Я много читал, но, конечно, еще не начал осваивать этот вопрос — во всяком случае, никто не мог.Тем не менее, я думаю, что у меня есть определенные догадки относительно по крайней мере одной области и ее ассоциаций, к которым я подойду через минуту.
Однако позвольте мне повторить вам в самых общих и расплывчатых выражениях свои первые впечатления: наши современники обладают живостью и изысканностью. Немало из лучших, если не жалеть слов, очаровательных (или не очень обаятельных) умников. Их интеллектуальный стиль отличается ясностью, точностью и часто своего рода чистотой. Все возможности, которые раньше оставались тупо неучтенными в середине века, были сформулированы и проработаны.Двигатель изобретения работает все быстрее и быстрее, а мельница рациональной речи измельчает все тоньше и тоньше. Я слышал, что есть китайское проклятие: «Желаю тебе жить в захватывающие времена», а также греческое контр-проклятие: «Да ничего нового ты не услышишь». Что ж, мы страдаем на пути Китая и благословлены на пути Греции — по крайней мере, на первый взгляд. Сразу хочу заявить, что такое положение дел не может не привлечь в колледж. Это может и должно повлиять на программу только ограниченным образом, но я думаю, что это может поставить нас в новое положение по отношению к интеллектуальному миру, который я хочу позже обрисовать в широком и в некотором смысле непереваренным образом.Следовательно, моя лекция будет состоять из двух частей, которые я буду называть с большой простотой Психология и Философия, первая из которых излагает то, что я узнал за последний год, а вторая будет для нас своего рода кодой выводов. Итак:
I. Психология
Опять же, я должен начать с небольшой интеллектуальной истории, как личной, так и общественной. Вот уже десять лет мои мысли крутятся вокруг темы воображения. На самом деле я собрал так много всего, что мои идеи начинают тонуть под его тяжестью — пора сделать некоторые выводы.Что касается самой темы, меня к ней привлекло несколько подходов — и, как я узнал, когда все дороги ведут в Рим, нужно идти в Рим.
Один из таких подходов — книжный. Воображение играет роль недостающей тайны в ряде философских текстов, под этим я подразумеваю, что способности с таким названием дается центральная задача, в то время как ее действие остается кроваво необъяснимым. Как говорит Кант, это: «скрытое искусство в глубине человеческой души». Я мог бы сказать здесь то, что в широком смысле подразумевается под воображением в философском смысле: это способность, которая предполагает, что так или иначе два мира объектов присутствуют для нас, один из которых кажется нам внешним, а другой внутри себя.Внутренний мир; в свою очередь, похоже, состоит из двух сфер, одна из которых, хотя и лишена определенной черты «присутствия», которая принадлежит внешнему миру, имеет по крайней мере одну характеристику, очевидно, но неуловимо схожую с ней: она сформирована, окрашена и короче, космический; другая сфера не сенсорная и похожа на слово. В философских текстах много говорится о роли воображения в познании, то есть в познании. В последнее время довольно много говорят о неразборчивости воображения, но с чем редко сталкиваются напрямую, так это с вопросом: «Как такая способность возможна?» И это меня интригует.
Другой подход — через политику. Воображение представляет собой загадку не только как универсальную когнитивную способность, но и как общий человеческий дар, которым можно злоупотреблять либо из-за гиперактивности, либо из-за отказа. Я пришел к убеждению, что большинство политических катастроф связано с недостатком воображения: неспособностью точно представить мельчайшие повседневные детали, которые может повлечь за собой любое большое видение. Итак, я заинтересовался тем, что можно было бы назвать «когерентностью воображения» или проективными силами воображения .
Третий и последний подход, который я упомяну, заключается в том, что воображение обычно рассматривается как источник выдуманных сфер, таких как сны и вымыслы. Поскольку, по моим подсчетам, я провожу около 62,5% своего дня между одним и другим из них, я хотел узнать кое-что о силе, которая стоит за этими несуществующими и всеми важными мирами. Но сегодня мне нечего сказать по этой теме.
В поисках разгадки своей темы я начал читать с полок прекрасной исследовательской библиотеки в Университете Делавэра, где я преподаю.Оказывается, существует новая и развивающаяся наука, которая называется когнитивный психоло гы , и в ней яростно борется область, называемая ментальные образы. Название сегодняшней лекции, «мысленные образы», означает перевод в новую науку старой тайны, касающейся внутренних пространственно-подобных репрезентаций («репрезентаций» в противоположность первоначальному внешнему представлению, хотя наши младшие сотрудники скоро узнают, что большая часть философы семнадцатого и восемнадцатого веков думают, что представления — это все, что у нас есть).
Новизна науки, изучающей ментальные образы, выражается в том факте, что большая часть того, что я собираюсь вам сообщить, было опубликовано в течение последних пяти лет. То, что это действительно наука , можно увидеть из ее метода: она мучает природу, как говорит Кант, или выявляет факты, как любят говорить психологи, с помощью простых, но умных экспериментов. Что касается скользкого и интригующего дела превращения философского вопроса в научную проблему — какие изменения претерпевает проблема на своем пути и какие усилия в конечном итоге направляют, — я надеюсь сказать кое-что об этом в конце.
Чтобы познакомить вас с когнитивной психологией и объяснить ее особый интерес к ментальным образам, к тому, что на самом деле происходит, когда мы видим образы перед мысленным взором, я должен в последний раз вернуться назад, чтобы дать вам эскиз, написанный на крошечном пальце. — истории психологии.
Состояние психологии представляло собой значительную часть вышеупомянутой интеллектуальной мрачности середины века. В течение полувека, который находится между 1910 и 1960 годами, в этой дисциплине доминировали две школы, так сказать, мягкая и жесткая.Первым был психоанализ . Фрейд предложил в качестве предварительной теоретической основы — в конечном итоге сводимой к биологии — модель или топографию души, в которой наиболее обширная территория отводится бессознательному, столпотворение антисоциальных страстей, которое опытный аналитик, тем не менее, мог бы выявить. в открытую и сделать менее вредным. Хотя его основатель не считал психоанализ в первую очередь терапевтическим, в конечном итоге он стал почти целиком прерогативой психиатров.Воображение сыграло важную роль в психоанализе, поскольку считалось, что интерпретация сновидений открывает доступ к бессознательному. Однако интерес заключался в создании символического толковательного словаря для терапевтического использования, и это оказалось научно мягким; иными словами, не поддаются всесторонней проверке. В то же время воображение, которое выполняло работу сновидения, превращало страсти в символические представления, не было само по себе центральным предметом исследования. Интерес к их символике подавлял интерес к изображениям.(У Фрейда также была теория происхождения воображения в инфантильной галлюцинации исполнения желаний.)
Жесткая школа бихевиоризма. Во многом это было вызвано тем, что постфрейдистские психологи называют своей неудержимой «завистью к физике». Его грубый, но убедительный принцип заключался в том, что для того, чтобы быть наукой, психология должна иметь дело с тем, что поддается достоверному наблюдению. Поэтому внутренние события, ipso facto , ненаблюдаемые и, в лучшем случае, известные из непроверяемых отчетов интроспекции, были исключены из области его исследования.Нет события более внутреннего, чем мысленный образ, и поэтому Ватсон, один из основателей школы, произнес свое пресловутое изречение, направленное на сообщения о «воспоминаниях-образах»: «Прикосновение, конечно, но полная чушь». Сэр Артур Эддингтон резюмировал этот образ мышления, который одновременно сбивает с толку и поддерживает науку, в сарказме, который вполне мог бы стать эпиграфом этой лекции: «Моя сеть не может поймать не рыбу».
В шестидесятых годах обе империи пришли в упадок, психоанализ, потому что как теория он не поддавался проверке, как терапия был дорогостоящим и как мировоззрение он утвердился.С другой стороны, бихевиоризм, подавленный огромным скоплением количественных экспериментальных результатов, не подтвержденных какой-либо интересной общей теорией, более или менее умер от скуки, хотя его метод тоже просочился в общее мнение.
Piaget
Но в основном их место занял новый и энергичный интерес, интерес к познанию, к временным стадиям обучения в детстве и к паттернам и процессам познавательных событий у взрослых. Пиаже, начавший первое исследование, названное «генетической эпистемологией», долгое время проявлял особый интерес к воображению, потому что считал его не врожденной способностью, а символической функцией, развивающейся на втором году младенчества, промежуточной между простыми восприятие и рациональность и отвечает за первую интериоризацию представлений.
Обеспокоенность образами в познании взрослых возникла из нескольких источников. Одно из них было воспоминанием об увлекательных исследованиях образов, предпринятых экспериментальными психологами в до-поведенческие времена. Другой была захватывающая новая дисциплина искусственного интеллекта, попытка написать программы, которые при запуске (иногда довольно случайно) на компьютере имитировали человеческое познание. Когнитивные функции, связанные с фигуративными особенностями, оказываются довольно непротиворечивыми для моделирования и теоретически интригующими.Эти усилия привели к очень давним философским дебатам о различии между пространством и мышлением, для которых современные компьютерные термины — я просто отброшу их на время — даны парой «аналоговый» и «цифровой».
Еще одним источником нового интереса к изображениям является растущая наука о мозге. Суть проблемы здесь в том, что, вопреки прежним ожиданиям, мозговые события, которые кажутся сопутствующими условиями когнитивной функции воображения или опосредуют ее, не показывают абсолютно никаких доказательств каких-либо образований того типа, который раньше назывался «Инграммы», образования, аналогичные изображениям, сообщаемым испытуемыми; иными словами, в нашем мозгу нет картинок, хотя все научное сообщество, за исключением и , предполагает, что в некоторых, часто довольно сложных, чувственных познаниях есть просто состояния и события мозга.(Обратите внимание, что когда я раньше говорил о компьютерах, просто имитирующих познание, а мозговые процессы просто опосредуют его, я говорил гораздо более консервативно, чем большинство когнитивных психологов.)
Наиболее подходящий источник, наконец, философский, но не в той мере, в какой признается способность к воображению, а именно в той мере, в какой она отрицается. В этом веке была написана первая полномасштабная тематическая трактовка воображения, известная мне в истории философии, а именно Жан-Поль Сартр.Он был во многом вдохновлен Эдмундом Гуссерлем, который основал феноменологию, философскую школу, которая заинтересована в описании переживаний как переживаний . Однако большинство когнитивных психологов принимает во внимание не эту работу, а разрозненную и, прежде всего, систематическую атаку Людвига Витгенштейна на возможность и значение познания через ментальные образы.
«Концепция разума» Райла «» — одна из тех смелых книг, которые маскируют неясность своей позиции резкой ясностью своей оппозиции.Райл атаковал то, что он определил как сущность картезианства, а именно саму идею внутренней ментальной репрезентации, о которой я говорил ранее: представление о том, что у нас есть что-то — идеи, мысли, символы или изображения — в нашем сознании или перед ним. Что Райл находил абсурдным в ментальных репрезентациях и поэтому отвергал по логическим соображениям, так это то, что они требовали мысленного взора, умственного человека, перед которым появлялся; он назвал это «призраком в машине разума». Внутри ментальных репрезентаций он возражал против отсутствия публичных свидетельств; здесь он следовал методологическим требованиям бихевиористов, но пошел дальше, превратив требование наблюдаемости в вывод о несуществовании.Во всем тусклый аргумент Эддингтона: то, что моя сеть не может поймать, просто нет. Естественно, в это уничтожение были включены мысленные образы.
Я хочу сделать здесь комментарий об отношении изучающих познание к обычному опыту. Их метод, основанный на методе, иногда заставляет их бесцеремонно относиться к тому, что они сегодня называют «народной психологией», имея в виду естественные предположения каждого, например, различие, которое мы все обычно проводим между собой и своим телом, и, самое главное, тот факт, что все мы просто кажется, что мы видим картинки в нашей голове.С моей стороны, не может быть правдоподобной теории, которая, уступая простой логической брезгливости, не начинается с почитания и заканчивается обоснованием того, что мы естественно говорим и во что верим.
Это, к счастью, гипотеза книги, из которой взято большая часть того, что сейчас следует (из нее, я бы сказал, с помощью примерно шестисот шестидесяти шести других текстов). Автор — Стивен Косслин, когнитивный психолог из Гарварда. Название книги, опубликованной в 1983 году, уместно: призраков в машине разума. Его толчком было ощущение того, что, несмотря на то, что Райл, у нас есть , а также используют мысленных образов, и что могут быть разработаны методы для проверки и извлечения правды о них из субъектов — короче говоря, чтобы сделать мысленные образы как-то наблюдаемыми. путем разработки экспериментов, которые сделают протоколы интроспекции более надежными. (Здесь я должен сказать, что Кослину удалось разработать подробную теорию структур и процессов, лежащих в основе ментальных образов, но было бы слишком далеко, чтобы попытаться описать это сегодня вечером.)
Задача состоит из трех частей. Сначала исследовалась часть: Используют ли люди ментальные образы для решения какой-либо проблемы? Если ответ был утвердительным, то вопрос: «Имеют ли люди мысленных образов?» получил бы косвенный ответ. Вторая часть заключалась в том, чтобы определить, каковы могут быть отличительные черты таких изображений. Третья часть, которая смутно переходила в философию, заключалась в определении сущности таких образов. Вы можете подумать, что это достаточно простые вопросы, но четко задавать их и продуктивно отвечать на них — дело, возможно, бесконечно сложное. .
Итак, первая проблема — есть ли у людей ментальные образы — была решена Гальтоном столетие назад с помощью наивно эмпирического метода рассылки круглых анкет для выдающихся людей с просьбой описать их столы для завтрака. Частично это было неожиданной реакцией ряда ученых из числа респондентов, отправивших объект в затмение — они утверждали, что у них нет таких изображений. В настоящее время никто не считает этот результат очень значительным; Эксперименты предполагают, что испытуемые могут следовать и следуют порядку: «Визуализировать (или представить) x»; результат экспериментов используется для подтверждения предположения.В семидесятых годах Алан Шепард и его соратники разработали серию экспериментов, направленных на выявление ментальных представлений субъектов путем проверки того, действительно ли они использовали образы при выполнении определенных задач.
(По ходу я хочу отметить два момента. Во-первых, людей, находящихся в условиях эксперимента, психологи называют «субъектами». Очевидно, что это главный вопрос, является ли субъект такой же протяженностью, как и полноценный человек. Во-вторых, по порядку Чтобы избежать отвлекающей суеты наглядных пособий, я выберу из множества экспериментов те, которые легче всего описать словами, и опущу некоторые из сложных элементов управления.)
Шепард представила испытуемым пары изображений несколько сложных трехмерных блоков. В половине пар две формы были немного разными, в другой половине они были одинаковыми, но по-разному ориентированы при увеличивающихся углах поворота. Испытуемых попросили посмотреть на картинки и затем оценить, были ли в каждой паре разные или одинаковые формы. Гипотеза заключалась в том, что время отклика будет линейной функцией угла поворота, то есть испытуемым потребуется больше времени для ответа пропорционально тому, как второй член пары будет повернут дальше от оригинала.Результаты поразительно подтвердили гипотезу и были интерпретированы как означающие, что субъект мысленно совершил вращение второго члена пары, чтобы увидеть, совпадет ли он с первым, что заняло вдвое больше времени для вдвое большего угла. Подумайте, насколько замечательно то, что участники, которые рассматривали простые рисунки, очевидно, мысленно вращали изображенные твердые тела не ровно в плоскости изображения, а через мысленное пространство, имитируя перспективу глубины.
(Я хочу указать здесь, что «время реакции» — это хлеб с маслом когнитивной психологии, которое используется в скучных случаях, чтобы увесить числами скучный факт, который никто не оспаривает, а в интересных случаях — для того, чтобы познавательные процессы раскрылись. Конечно, в наиболее показательных случаях испытуемые должны сообщать о каком-то ki netic аспекте заранее заданных изображений . Поскольку мне кажется, что когда мы сами по себе, наиболее захватывающие, наши способности к воображению имеют тенденцию самопроизведенных вневременных таблиц и преобразований, отсюда следует, что процессы воображения, синхронизируемые когнитивной психологией, составляют
.
Логика высказываний — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Логика высказываний — это формальная система математики и логики. Другие названия системы: исчисление высказываний и исчисление высказываний . Система состоит из набора предложений. Каждое предложение имеет значение истинности, будь то истинное или ложное. Предложения могут быть представлены заглавными латинскими буквами, такими как P {\ displaystyle P}, Q {\ displaystyle Q} и R {\ displaystyle R}, и объединяться с помощью логических связок для создания новых предложений.Примеры часто используемых логических связок: логические и (∧ {\ displaystyle \ land}), логические или (∨ {\ displaystyle \ lor}), логические если (→ {\ displaystyle \ rightarrow}), логические тогда и только тогда (↔ {\ displaystyle \ leftrightarrow}) и логическое НЕ (¬ {\ displaystyle \ lnot}). [1] [2]
Логика высказываний смотрит только на предложения и то, как они связаны, но не разлагает их. [3] Таким образом, предложение Все кошки — собаки, а земля — диск. состоит из двух утверждений: Все кошки — собаки и Земля — это диск .Они соединяются логической связкой AND.
Существуют и другие логические системы, основанные на логике высказываний. Одним из них является логика предикатов, которая определяет логические предикаты и рассматривает, как их можно применить к аргументам. Другая система называется модальной логикой. Он вводит два новых узла: возможно, что и необходимо, чтобы .
Простое логическое утверждение — это импликация (утверждение формы «Если P, то Q»).Например, «Если будет дождь в течение часа, то земля будет влажной». В этом примере P («если будет дождь в течение часа») является антецедентом, а Q («земля будет влажной») — следствием. Следствие должно обязательно следовать, если антецедент верен. Следовательно, утверждение «если-то» полностью ложно, если консеквент фактически не следует за антецедентом. Примером этого может быть: «Если бы собака съела всю еду, она бы голодала». В этом случае, если бы P было истинным, Q было бы ложным, и все утверждение было бы ложным.Вот таблица истинности для утверждения «если-то»:
п | Q | Общая истинная ценность |
---|---|---|
Верно | Верно | Верно |
Верно | Ложь | Ложь |
Ложь | Верно | Верно |
Ложь | Ложь | Верно |
Обратите внимание, что люди часто допускают две логические ошибки:
1) «Если Q, то P».В нашем примере это будет означать «Если земля мокрая, значит, уже час идет дождь». Однако земля может быть влажной по другим причинам, например, если таял снег или прорвался водопровод.
2) «Если не P, то не Q». В нашем примере это будет означать «Если дождь не шел уже час, значит, земля не мокрая». Однако земля все еще могла быть влажной по причинам, перечисленным выше.
Единственный правильный вывод, который можно сделать, — это «Если не Q, то не P». В нашем примере это означает: «Если земля не мокрая, значит, дождя не было уже час».
Еще одно простое логическое выражение — «P или Q». Например, «Либо я в Гонконге, либо в Лондоне».
- ↑ «Полный список логических символов». Математическое хранилище . 2020-04-06. Проверено 20 августа 2020.
- ↑ «Логика высказываний | Блестящая вики по математике и науке». brilliant.org . Проверено 20 августа 2020.
- ↑ «Логика высказываний | Интернет-энциклопедия философии». Проверено 20 августа 2020.
Средства массовой информации, связанные с логикой высказываний, на Викискладе?
.
пропозиционального откровения | Реформатские библейские исследования и молитвы на Ligonier.org
«Когда придет Помощник, которого Я пошлю к вам от Отца, Духа истины, исходящего от Отца, он засвидетельствует обо мне. И ты тоже будешь свидетельствовать, потому что ты был со мной с самого начала ».
— Иоанна 15: 26–27
Пример и учение Христа в Марка 7: 1–23 показывает нам, что какими бы полезными ни были наши традиции, мы не должны следовать им, если обнаружим, что они противоречат Слову Божьему.Священное Писание является единственным непогрешимым авторитетом в отношении христианской веры и практики, а это означает, что оно стоит выше всех других авторитетов. Как гласит Вестминстерское исповедание веры: «Верховный судья, которым должны разрешаться все религиозные споры, и все постановления соборов, мнения древних писателей, учения людей и личные души должны быть изучены и в приговор которого мы должны успокоить, не может быть никем иным, как Святым Духом, говорящим в Писании »(1.10). Теперь мы сделаем небольшой перерыв в нашем изучении Евангелия от Марка, чтобы изучить доктрину Священного Писания с помощью доктора Др.R.C. Серия учений Спрула Так говорит Господь в качестве нашего руководства.
Исторически сложилось так, что христиане всех богословских традиций исповедовали, что Библия — это Слово Божье. Однако за последнее столетие или около того многие мыслители стали рассматривать Писание как содержащее Слово Божье или как , превращающееся в Слово Божье при определенных условиях. Те, кто придерживается таких взглядов, часто проводят различие между пропозициональным и событийным откровением, говоря, что Господь открывает Себя через события, а не через предложения.Например, исход и распятие — это события, в которых Бог явил Себя; Библейские положения, описывающие и интерпретирующие эти события, не являются, строго говоря, божественным откровением, а являются указателями на откровение. Это средство, с помощью которого мы можем встретиться с Богом, стоящим за событиями, но сами слова не являются речью Господа.
Это резкое разделение между пропозициональным откровением и откровением событий глубоко проблематично. Он преуменьшает значение утверждений, составляющих Библию, и предполагает, что эти утверждения, которые интерпретируют события для нас, не являются необходимыми, строго говоря.Тем не менее, мы не можем узнать значение дел Божьих в истории, если Он не скажет нам, что они означают. В группе свидетелей распятия, которые не интерпретировали его для себя, будет столько же интерпретаций, сколько и свидетелей. Чтобы узнать истинный смысл дел Господа, мы должны объяснить их нам с помощью предложений, поскольку именно так общаются люди. Таким образом, откровение Бога о Себе состоит не только из событий, но также из Его интерпретации и объяснения этих событий.Его пропозициональное откровение всегда сопровождает Его явное откровение.
Корам Део
Само по себе нечто вроде пустой гробницы — просто диковинка. Без вдохновенного пропозиционального откровения Писания, объясняющего это событие, мы не узнали бы, что пустая гробница означает воскресение Христа для оправдания всех, кто верует в Него. Нам нужны положения Писания. Эти предложения — слова, обращенные к нам Богом, которые объясняют, что Он для нас сделал.
Отрывки для дальнейшего изучения
Второзаконие 18:18
Иоанна 16: 12–14
.
Моральное воображение — этика без упаковки
Посмотреть серию → Без упаковки
36 коротких иллюстрированных видеороликов объясняют концепции поведенческой этики и основные принципы этики.
Просмотреть серию → Определение этики (Глоссарий)
51 анимационный видеоролик — от 1 до 2 минут каждое — определяет ключевые термины и концепции этики.
Просмотр серии → Этика в фокусе
Коллекция уникальных видеороликов, в которых освещаются этические аспекты различных тем.
Просмотреть серию → Голосовать за ценности
В 8 коротких видеороликах представлены 7 принципов лидерства, основанного на ценностях, из книги « Голосовать за ценности» Мэри Джентиле.
Просмотреть серию → In It To Win
Документальный фильм и шесть коротких видеороликов раскрывают предубеждения в отношении этики поведения в истории суперкадра Джек Абрамофф.
Просмотреть серию → Иллюстрированные скандалы
30 видеороликов — по одной минуте каждое — рассказывают в новостях о недавних скандалах и дают этические идеи.
Все не относительно
Присвоение и присвоение
Быть лучшим собой, часть 1: Моральное сознание
Быть лучшим собой, часть 2: Принятие моральных решений
Быть лучшим собой, часть 3: Моральное намерение
Быть лучшим собой, часть 4: Моральные действия
Ограниченная этичность
Причинение вреда
Когнитивный диссонанс
Конфликт интересов
Смещение соответствия
Этическое увядание
Этическое лидерство, часть 1: Опасность наверху
Этическое лидерство, часть 2: Лучшие практики
Обрамление
Основная ошибка атрибуции
Фундаментальная моральная единица
Неявное смещение
Поощрительные игры
Инкрементализм
Введение в этику поведения
Юридические права и этические обязанности
Неприятие потерь
Моральный агент и субъект морального достоинства
Моральные эмоции
Моральное равновесие
Моральное воображение
Моральная немота
Моральная близорукость
Повиновение властям
Самоуверенный уклон
Представительство
Ролевая мораль
Самостоятельное смещение
Систематический моральный анализ
Материальный и абстрактный
Альтруизм
Поведенческая этика
Ограниченная этичность
Конфликт интересов
Смещение соответствия
Консеквенциализм
Корпоративная социальная ответственность
Коррупция
Деонтология
Распространение ответственности
.