«Личностные и профессиональные качества педагогического работника»
Критерий 4. «Личностные и профессиональные качества педагогического работника»
4.1. Показатель «Профессиональная культура педагогического работника».
Для выявления профессиональной культуры педагогического работника использована «Методика ГОКК (групповая оценка коммуникативной компетентности» М.И.Лукьяновой.
Эмпатичность Бланк 1
Коммуникативные качества педагога | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Хорошо понимает настроение ребёнка | + | |||||
2. Внимателен к ребёнку и его проблемам | + | |||||
3. Проявляет любовь и уважение к детям | + | |||||
4. Внимателен к настроению ребёнка | + | |||||
5. Учитывает эмоциональное состояние ребёнка на уроке | + | |||||
6. Готов эмоционально откликнуться на проблемы собеседника | + | |||||
7. Сочувствует ребёнку при его неудачах | + | |||||
8. Демонстрирует уважение к личности ребёнка | + | |||||
Общая сумма баллов | 40 | |||||
Средний балл по качеству | 5 |
Способности к рефлексии Бланк 2
Коммуникативные качества педагога | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Интересуется и принимает во внимание мнение детей | + | |||||
2. Умеет сдерживаться, даже когда дети неправы | + | |||||
3. Может публично признать свои ошибки | + | |||||
4. Принимает во внимание интересы и склонности ребят | + | |||||
5. Учитывает свои прежние ошибки | + | |||||
6. В трудных ситуациях проявляет спокойствие и выдержку | + | |||||
7. Стремится постоянно получать обратную связь | + | |||||
8. Критически относится к своим поступкам, действиям | + | |||||
Общая сумма баллов | 40 | |||||
Средний балл по качеству | 5 |
Общительность Бланк 3
Коммуникативные качества педагога | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1.Говорит о своих трудностях и переживаниях партнёрам по взаимодействию | + | |||||
2. Легко устанавливает контакт с большинством детей | + | |||||
3.Проявляет готовность к обсуждению с собеседником различных вопросов | + | |||||
4.Стремится к у становлению доверительных отношений с детьми | + | |||||
5.Интересуется личными проблемами детей | + | |||||
6.Проявляет интерес к собеседнику и его информации | + | |||||
7.Проявляет открытость в общении | + | |||||
8.Стремится поддерживать многочисленные контакты с разными субъектами | + | |||||
Общая сумма баллов | 38 | |||||
Средний балл по качеству | 4,7 |
Гибкость личности Бланк 4
Коммуникативные качества педагога | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Не демонстрирует своего превосходства над детьми | + | |||||
2. Признает за ребёнком право на собственную точку зрения | + | |||||
3. Проявляет требовательность и строгость | + | |||||
4. Проявляет готовность к пересмотру собственной точки зрения | + | |||||
5. Владеет разными способами организации занятия | + | |||||
6. Признает равенство позиций педагога и воспитанника | + | |||||
7. Умеет анализировать общественные события и процессы | + | |||||
8. Творчески, неординарно относится к своей педагогической деятельности | + | |||||
Общая сумма баллов | 38 | |||||
Средний балл по качеству | 4,7 |
Способности к сотрудничеству, контакту Бланк 5
Коммуникативные качества педагога | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Привлекает к себе высокой эрудицией | + | |||||
2. Охотно поддерживает конструктивную инициативу ребят | + | |||||
3. Проявляет расположенность к собеседнику | + | |||||
4. Умеет разрешить конфликтную ситуацию | + | |||||
5. Вдохновляет других на творческую деятельность | + | |||||
6. Побуждает учащихся к дискуссии, к активности в беседе | + | |||||
7. Умеет слушать и слышать другого | + | |||||
8. Проявляет искренний интерес к детям | + | |||||
Общая сумма баллов | 36 | |||||
Средний балл по качеству | 4,5 |
Эмоциональная привлекательность Бланк 6
Коммуникативные качества педагога | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Располагает к себе манерой поведения | + | |||||
2. Проявляет вежливость | + | |||||
3. Располагает к себе внешним видом | + | |||||
4. Тактично обращается к детям на занятияхи вне их | + | |||||
5. Вызывает уважение окружающих | + | |||||
6. Интересен в беседе | + | |||||
7. Имеет широкий круг интересов и увлечений | + | |||||
8. Проявляет доброжелательность | + | |||||
Общая сумма баллов | 38 | |||||
Средний балл по качеству | 4,7 |
Функция влияния Бланк 7
Владение коммуникативными функциями | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Умеет создать на занятии благоприятный психологический настрой | + | |||||
2. Справедлив и внимателен по отношению ко всем детям | + | |||||
3. Рационально организует собственное время и деятельность | + | |||||
4. Не допускает брани в адрес детей | + | |||||
5. Проявляет в работе творческую активность | + | |||||
6. Заражает ребят интересом к какому-либо делу | + | |||||
7. Может аргументировано убедить ребят в необходимости какого-либо дела, поступка | + | |||||
8.Является для большинства ребят референтным (значимым) человеком | + | |||||
Общая сумма баллов | 40 | |||||
Средний балл по функции | 5 |
Функция организации Бланк 8
Владение коммуникативными функциями | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Умеет найти к ребёнку индивидуальный подход | + | |||||
2. Умеет вызывать на занятии интерес к изучаемому материалу | + | |||||
3. Часто подбадривает детей в затруднительных ситуациях | + | |||||
4. Умеет объединить ребят вокруг общей идеи, задачи, цели | + | |||||
5. Называет детей чаще всего по именам | + | |||||
6.Умеет снять напряжение и усталость на занятии | + | |||||
7. Поощряет высказывание детьми собственной точки зрения на проблему | + | |||||
8. Вовлекает ребят в работу на занятии | + | |||||
Общая сумма баллов | 40 | |||||
Средний балл по функции | 5 |
Функции передачи информации Бланк 9
Владение коммуникативными функциями | Частота проявления, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
1. Демонстрирует хорошее знание предмета | + | |||||
2. Излагает материал ясно и доступно | + | |||||
3. Умеет поддержать разговор на разные темы | + | |||||
4. При изложении материала побуждает ребят к размышлению над ним | + | |||||
5. Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу | + | |||||
6.Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости | + | |||||
7. Аргументировано и убедительно говорит | + | |||||
8. Обладает культурой речи | + | |||||
Общая сумма баллов | 38 | |||||
Средний балл по функции | 4,7 |
Личностные качества человека не могут быть диагностированы с высокой точностью в силу своей изменчивости, динамичности, зависимости от сложившейся ситуации. Кроме того, как отмечает, М.И. Лукьянова, компетентность специалиста в педагогическом общении условно определена здесь как выраженность нескольких компонентов. Предлагаемый вариант представляет собой лишь один из возможных подходов и не обеспечивает универсальности диагностики этой сложной интегративной характеристики. Поэтому уровни коммуникативной компетентности относятся только к педагогической совокупности качеств и умений.
Данная методика, с одной стороны, исполняет роль диагностического инструментария, а с другой – начального этапа работы психолога образовательного учреждения по развитию психолого-педагогической компетентности.
Приложение
Методика ГОКК (М.И. Лукьянова)
По методике ГОКК (групповая оценка коммуникативной компетентности) каждому эксперту предлагается рассмотреть шесть профессионально значимых качеств (ПЗЛК) педагога и три коммуникативных функции. Характеристика каждого из них складывается из восьми показателей, которые эксперт должен оценить определённым количеством баллов. В пронумерованных регистрационных бланках названия качеств и коммуникативных функций не даны. Бланк № 1 служит для оценки эмпатичности, № 2 – способности к рефлексии; № 3 – общительности; № 4 – гибкости личности (в мышлении, поведении) № 5 – способности к сотрудничеству, контакту; № 6 – эмоциональной привлекательности педагога; № 7 – функции влияния; № 8 – функции организации; № 9 – функции передачи информации. Уровень проявления конфликтности в отношениях определяется показателями №№ 2, 4, 5
Каждое качество и функция оценивается по 6 – балльной шкале:
Часто, ярко выражено – 5
Чаще проявляется, чем нет – 4
Непостоянно, ситуативно – 3
Очень редко – 2
Никогда – 1
Не могу оценить – 0.
Время для ответов не ограничивается.
Для получения объективного мнения о проявлении педагогом ПЗЛК и уровне его коммуникативной компетентности необходимо, чтобы экспертов от каждой группы (педагогов, родителей) было не менее 15.
Обработка и интерпретация результатов
Если некоторые пункты опросника эксперт оставил без ответа или оценил в 0 баллов, то при обработке результатов такие бланки должны изыматься из обращения и считаться недействительными.
Обработка результатов проводится по двум обобщённым показателям, заложенным в методике.
1. Выраженности каждого качества у педагога (средний балл указывается в нижней части бланков № 1 – 6)
2. Степени овладения педагогом коммуникативными функциями влияния (средний балл указывается в бланке № 7), организации (средний балл подсчитывается в бланке № 8), передачи информации (средний балл – в бланке № 9).
По каждому качеству и каждой коммуникативной функции педагог максимально может набрать 40 баллов (в бланках эта цифра записывается в графе «Общая сумма баллов». Затем определяется средний балл (самый высокий равен 5), который будет соответствовать мнению одного эксперта.
Необходимо подсчитать совокупный средний балл для всех экспертов по каждому качеству отдельно.
На основе сопоставления полученных результатов с диагностическими нормами (таблица 1) делается вывод об уровне выраженности ПЗЛК педагога и уровне владения основными коммуникативными функциями.
Уровни выраженности ПЗЛК педагога и уровни владения основными коммуникативными функциями
Диагностируемые показатели | Уровень, баллы | |||
Относи-тельно высокий | Несколько выше среднего | Относи-тельно средний | Относи-тельно низкий (меньше) | |
Эмпатичность | 4.7 – 5,0 | 4.3 – 4, 6 | 3,4 – 4, 2 | 3.3 |
Рефлексивность | 4,6 – 5, 0 | 4.2 – 4,5 | 3,5 – 4.1 | 3,4 |
Общительность | 4,7 – 5,0 | 4,0 — 4,6 | 3,3 – 4.1 | 3,4 |
Гибкость личности | 4.7 – 5,0 | 4,2 – 4,6 | 3,3 – 4,1 | 3,2 |
Способность к сотрудничеству | 4,8 – 5,0 | 4,4 – 4,7 | 3,5 – 4,2 | 3,4 |
Эмоциональная привлекательность | 4,8 – 5,0 | 4,5 – 4,7 | 3,8 – 4,4 | 3,7 |
Функция влияния | 4,7 – 5,0 | 4,3 – 4,6 | 3,6 – 4,2 | 3,5 |
Функция передачи информации | 4,8 — 5,0 | 4,4 – 4,7 | 3,7 — 4,3 | 3,6 |
Коммуникативная компетентность | 4,7 – 5,0 | 4,3 – 4,6 | 3,6 – 4,2 | 3,5 |
Профессиональные умения и личностные качества педагога — Студопедия
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:
педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;
педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).
Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
Консультация для молодых педагогов: «Личностные качества педагога»
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 50 г. Оренбурга
Личностные качества
Педагога
Подготовила: Краснова Ирина Ивановна воспитатель высшей квалификационной категории.
- Василий Сухомлинский подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личности.
Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения?
Любовь к детям – одно из важнейших качеств воспитателя.
Высокие нравственные качества.
Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
Доброта и терпение.
А ещё справедливость, милосердие, понимание. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя
Трудолюбие.
Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
Организаторские способности.
Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
Позитивный настрой.
Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
Профессиональное мастерство
Воспитатель должен иметь глубокие знания по:
и оказанию первой помощи;
дошкольного воспитания.
Воспитатель ДОУ должен:
и развития детей;
Среди профессионально важных качеств воспитателя
специалисты выделяют:
в сфере обучения и воспитания детей;
Широкая эрудиция;
Педагогическая интуиция;
Высокий уровень интеллекта;
Высокоразвитая нравственная культура.
Современный воспитатель
Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.
Современный воспитатель — это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Необходимые качества современного воспитателя — терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Задача современного воспитателя:
Воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова, и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
Консультация по теме: Личностные качества педагога
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №10 г. Липецка
Выступление на педсовете
на тему: «Личностные качества
педагога».
(из опыта работы)
Воспитатель:
Косых Е.Н.
г. Липецк
ноябрь 2013 г.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки должны быть его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать педагог в педагогическом сотрудничестве с детьми, а также его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.
Из собственного опыта работы могу сказать, что к некоторым детям нужен особый подход. Они очень трудно находят общий язык с коллективом. Появление агрессии, конфликтности и непослушания, является не чем иным как привлечением внимания к себе. Чтобы всего этого избежать необходимо проводить работу с родителями, объяснять как правильно реагировать на проявление агрессивности, конфликтности и непослушания детей. Некоторые мои советы помогали исправить ситуацию.
Если ребёнок агрессивный, то нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, можно надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята.
Давать ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешать ему поколоть подушку или разорвать «портрет» его врага и можно увидеть, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
Показывать родителям ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускать при нём вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Ребёнок в каждый момент времени должен чувствовать, что его любят, ценят и принимают его. Не стесняться лишний раз его приласкать или пожалеть. Он должен видеть, что он нужен и важен.
Если ребёнок не слушается и становится зачинщиком конфликтов то нужно сдерживать стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури». Но не стоит стремиться прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Надо стараться объективно разобраться в причинах её возникновения.
После конфликта обговорить с ребёнком причины ссоры, определить неправильные действия своего ребёнка, которые привели к конфликту. Постараться найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации. Драка и порча чужих игрушек не лучший вариант. Хотя не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Если педагог будет иметь любовь к своему делу, он будет хороший педагог. Если имеет любовь к своим воспитанникам, как отец и мать, то он будет лучше того педагога, что прочёл все книги.
Педагог должен быть компетентен во всех областях:
— обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
— поддерживать индивидуальность и инициативу детей;
— устанавливать правила поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
— в построении развивающего образования ориентированного на зону ближайшего
развития каждого ребёнка;
— во взаимодействии с родителями.
Выступление на педагогическом совете на тему «Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы»
«Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы».
Качество, а главное результат учебного
процесса определяется личностью педагога.
В.И.Ленин
Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого человека эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей – эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие.
В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удалось не только сделать обучения и воспитания более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, можно выделить следующие:
принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности;
позитивное самовосприятие;
стремление к максимальной гибкости , спонтанность поведения;
ответственность;
способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;
умение придать личностную окраску преподаванию;
владение стилем доверительного (неформального) общения
с учащимися;эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.
Профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
Чтобы сделать из ленивого ученика активного и ответственного необходимо учителю мастерство, повышенное чувство долга и повышенную ответственность.
В Википедии записано: «По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.
Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя:
1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
3. Педагогическое мастерство.
4. Установка на постоянное самосовершенствование.
5. Культура поведения и общения, педагогический такт.
6. Личностная самостоятельность учителя.
7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
Качества необходимые для эффективной работы:
1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя:
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе -методичный.
Педагог, предпочитаемый детьми:
1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.
Закончить свое выступление хотелось бы словами Л. Н. Толстого «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Литература:
1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж: НПО «Модэк», 2001.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.
Каковы качества великого учителя
Каковы качества великого учителя
Если я попрошу вас рассказать мне о вашем любимом учителе в школе, вы, вероятно, скажете такие вещи, как будто он слушает меня и обращается со мной как с настоящим человеком. Она была невероятно добра и щедра. Он сделал обучение веселым и интересным. Она была увлечена этой темой и вдохновила меня.
Итак, что нужно, чтобы быть действительно хорошим учителем?
Большинство студентов подчеркивают личные качества, увлеченность предметом, доброта и щедрость и внимательность к студентам.Знание предмета имеет решающее значение. Кроме того, чтобы преподавать свой предмет, вам необходимы навыки преподавания. Итак, здесь я разделил качества великого учителя на 3 категории.
- ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
- ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ
- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ
Личные качества:
- Страсть — это личное качество
- И хорошо с людьми
- Культурная компетентность — еще одно личное качество
- Кроме того, способность к саморефлексии — еще одно качество хорошего учителя.
Быть страстным
Чтобы стать учителем, вам нужно увлекаться обучением и образованием.Вы должны проявлять энтузиазм, творческий подход, трудолюбие и гибкость и уметь вдохновлять своих учеников на их занятия.
Но вы также должны сохранять чувство реализма и чутко реагировать на потребности студентов, которые могут меняться на протяжении урока или курса.
Хорошо обращаться с людьми
Вы также должны хорошо ладить с людьми, ведь личные коммуникативные навыки важны. Скорее всего, вы работаете в команде учителей, и когда вы в классе, вы должны уметь составлять отчет со своими учениками, поощрять их и подчеркивать вместе с ними.
Культурно компетентный
Вы также должны быть культурно компетентными. Вам необходимо признать свой этноцентризм. Нормы вашей страны могут не соответствовать нормам страны, в которой вы преподаете.
Вам также необходимо знать биографию ваших учеников, иметь готовность подключаться к сообществам и понимать более широкий контекст, в котором вы преподаете.
Самоотражающий
Вы должны быть саморефлексивными.Учителя должны стремиться к саморазвитию и быть готовы никогда не прекращать учиться. Преподавание требует постоянного роста и развития ваших навыков, чтобы вы всегда были в курсе и как учитель.
Знание предмета:
- Понимание грамматики — предметное знание
- знание языковой терминологии
- Сильные лексические знания
- Знание английского произношения
Понимание грамматики
Учителя также должны хорошо разбираться в предметах.Понимание грамматики английского языка позволит нам объяснить ее нашим ученикам и помочь им выявлять закономерности в языке.
Знает языковую терминологию
Нам нужно знать языковую терминологию, которую очень сложно преподавать английскому языку, не понимая таких слов, как существительное, глагол, прилагательное.
Сильные лексические знания
Нам также нужны сильные лексические знания. Все дело в словах. Нам нужно знать, что означает слово, которому нам нужно учить.
Знает английское произношение
Нам также необходимо знать английское произношение. Понимание произношения позволяет нам лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются наши ученики при произношении слов.
Итак, если наши личные навыки приносят нам очки с нашими учениками и коллегами, а наши предметные знания — это то, что нам действительно нужно преподавать, то действительно результаты дают педагогические навыки.
Навыки преподавания:
- Возможность подбора подходящих материалов
- Использование методов обучения ESL
- Возможность управлять своим классом
- Умение планировать урок
Учителя английского языка должны уметь выбирать подходящие материалы, использовать современные методики преподавания, уметь управлять классом и уметь планировать содержательные и эффективные уроки.
Итак, чтобы быть учителем номер 1, вам необходимы фантастические личные качества, знание предмета и навыки преподавания.
Связано: 25 важных правил для учителей в школе
Вывод:
Была ли статья полезной? Пожалуйста, не стесняйтесь писать свой отзыв о статье в разделе комментариев ниже. Более того, каковы, по вашему мнению, качества великого учителя? Прокомментируйте их ниже.
.
Каковы некоторые личные навыки учителя? | Работа
Шелли Фрост Обновлено 25 июля 2018 г.
Вы думаете о карьере в сфере образования, но есть ли у вас личные качества и навыки, которые помогут вам добиться успеха? Ваш учебный курс поможет вам изучить такие вещи, как планирование уроков, управление классом и лучшие практики преподавания. Личные качества, которые вы привносите в карьеру, могут помочь вам добиться успеха в реализации этих стратегий.
Имеет личные организационные способности
Вам не обязательно быть профессиональным организатором, чтобы быть эффективным учителем, но наличие некоторых организационных навыков помогает.У учителей есть много дел с документами и делопроизводством. Вам также необходимо придерживаться своего распорядка дня. Организованность помогает вам эффективно преподавать, поэтому вы можете с пользой использовать свое время. Организационная система также помогает в управлении классом и позволяет детям узнать, как работает класс.
Находчивый и креативный
Учителя работают с очень ограниченным бюджетом, поэтому креативность и находчивость — два личных навыка, которые помогают быть эффективными.Большой размер класса делает еще более изобретательным. Вам нужно выяснить, как преподавать иногда сложные темы детям с разными стилями обучения и базовыми знаниями, при этом растягивая материалы. Наряду с находчивостью полезно проявлять гибкость и иметь возможность переключать передачи, когда это необходимо, чтобы помочь учащимся хорошо учиться.
Обладает сильными коммуникативными навыками
Как учитель, вы будете общаться с разными группами. Большую часть дня учитель проводит в общении со студентами.Чтобы добиться успеха, вам нужно понимать, как общаться с детьми и передавать информацию, которую они должны изучить. Это может означать изменение вашего стиля общения в зависимости от типа студентов, с которыми вы работаете. Учителя также добиваются успеха, когда слушают учеников и улавливают язык их тела, чтобы понять, что происходит и как помочь ученикам.
Учителя также проводят много времени, общаясь с другими сотрудниками. Вы можете сотрудничать с другими учителями вашего класса или области содержания для планирования уроков.Вам также может потребоваться работать с учителями специального образования или с классными учителями, если вы учитель специального образования, чтобы оказывать необходимую поддержку учащимся с особыми потребностями.
Вы также будете общаться с родителями ваших учеников. Сюда может входить общее общение, например рассылка информационных бюллетеней или электронных писем, адресованных всем. Учителя также общаются с родителями один на один, иногда по негативным причинам, требующим деликатного обращения, например, из-за проблем с поведением или плохой успеваемости учащихся.
Поскольку учителя общаются с очень большим количеством разных групп, им нужно понимать, как адаптировать это общение для разных аудиторий. Вы не общаетесь с первоклассниками так, как общаетесь с их родителями. Взаимодействие с родителями будет отличаться от взаимодействия с другими педагогами.
Имеет терпение и выносливость
В сфере образования вы отвечаете за детей разного происхождения. Вы будете иметь дело с поведенческими проблемами и с детьми, у которых привычки и манеры отличаются от других учеников.Обучение также требует терпения, когда детям трудно усваивать новый материал. Выносливость вступает в игру с терпением. Работа в сложных ситуациях может быть утомительной для ума. Работа учителем также требует, чтобы вы были на ногах, двигались и не отставали от детей в течение всего дня с небольшими перерывами.
вдохновляет и мотивирует
Обычно учителя положительно относятся к образованию, но дети не всегда так думают. Некоторые ученики не хотят ходить в школу или им кажется, что все учиться скучно.Детям, которым сложно учиться в школе, может не хватать мотивации, или они могут не захотеть пытаться, потому что считают работу слишком сложной. Учителя, которые вдохновляют и знают, как мотивировать учащихся из разных слоев общества, часто могут быть более эффективными учителями. Когда вы увлечены преподаванием, эта страсть проявляется в том, как вы взаимодействуете со своими учениками и мотивируете их.
.
Какие личные качества важны для учителя английского языка | ITTT
Блог /
Обучающие идеи
»
Какие личные качества важны для учителя английского языка
Личные качества учителя играют огромную роль в успехе их учеников! Одна из лучших вещей, которые я узнал из этого курса, — это то, что делает хорошего учителя, и что хороший учитель должен знать при преподавании английского языка как иностранного.В зависимости от того, кого вы спрашиваете или какой веб-сайт вы просматриваете, вы получите разные мысли и мнения о качествах, которыми должен обладать учитель английского языка. В этом эссе я собираюсь поговорить о личных качествах, которые я считаю наиболее важными, и о том, почему.
Этот пост написала Сара Р., выпускница нашего сертификата TEFL. Обратите внимание, что этот пост в блоге не обязательно отражает убеждения или мнения ITTT.
Уход
Главное качество учителя английского языка — забота о своем обучении и своих учениках.Если учителю не все равно, он будет постоянно стараться быть лучшим учителем. Они также будут мотивировать своих учеников заботиться об обучении.
Мотивируйте
Хороший учитель должен воодушевлять и уметь мотивировать своих учеников. В блоке 10 я просмотрел два видео с двумя уроками английского языка как иностранного. Когда я смотрел первое видео, я осознавал негатив и недостаток внимания со стороны учителя. Я подумал, что учитель предпочел бы быть где-то еще. Из-за этого у студентов не было мотивации, и они в конце концов отказались от попыток.Задача учителя — создать дружелюбную среду, в которой ученики чувствуют себя комфортно, экспериментируя с языком. Учитель должен быть позитивным и проявлять желание быть рядом!
Учащиеся заинтересованы в увлекательных и творческих занятиях. Уроки EFL легко могут стать очень скучными, если не будет разнообразия. Учителя английского должны быть веселыми и творческими, меняя вещи, когда это возможно.
Также читайте: Как моя страсть к испанскому языку заставила меня стать учителем английского языка за границей
Управление
Хороший учитель должен быть хорошим менеджером, а хороший менеджер должен быть гибким.Часто занятия идут не так, как планировалось, или некоторые занятия кажутся не очень эффективными. Вот где можно использовать часть этого творчества. Гибкость и способность справляться с различными ситуациями
.
Чтение EAP
Чтение EAP
Личные качества учителя
Здесь я хочу попытаться дать вам ответ на вопрос: Какие личные качества
желательны в учителе? Наверное, нет двух людей, которые составят абсолютно одинаковые
списки, но я думаю, что следующие будут общепринятыми.
Во-первых, личность учителя должна быть приятно живой и привлекательной.
Это не исключает людей, которые физически просты или даже уродливы, потому что
многие из них обладают большим личным обаянием.Но это исключает такие типы, как
чрезмерно возбудимый, меланхоличный, фригидный, саркастический, циничный, разочарованный и чрезмерно самонадеянный:
Я бы сказал также, что он исключает всю тупую или чисто отрицательную личность.
Я все еще придерживаюсь того, что сказал в своей предыдущей книге: школьники, вероятно,
«больше страдают от зануд, чем от животных».
Во-вторых, учителю не только желательно, но и необходимо иметь
подлинная способность сочувствовать — в буквальном смысле этого слова; емкость
настроиться на умы и чувства других людей, тем более, что большинство
Учителя — это школьные учителя для ума и чувств детей.Близко
с этим связана способность быть терпимым — а не к тому, что неправильно,
но о хрупкости и незрелости человеческой природы, которые побуждают людей, и снова
особенно дети, чтобы делать ошибки.
В-третьих, я считаю важным, чтобы учитель умел и
морально честный. Это не значит быть гипсовым святым. Значит, он будет
осознавать его интеллектуальные силы и ограничения, и будет думать
о моральных принципах, которыми должна руководствоваться его жизнь, и принял решение о них.Нет никакого противоречия в том, что я говорю, что учитель должен немного
актера. Это часть методики обучения, которая требует, чтобы каждый
время от времени учитель должен уметь разыграть игру — оживить урок,
исправить ошибку или наградить похвалой. Дети, особенно маленькие, живут
в мире, который больше, чем жизнь.
Учитель должен сохранять бдительность. Он не попадет в профессию, если у него низкий интеллект, но это слишком легко даже для людей
интеллекта выше среднего, интеллектуальная стагнация, а это означает ухудшение
интеллектуально.Однако учитель должен быстро адаптироваться к любой ситуации.
маловероятно (они случаются!) и можно импровизировать, если необходимо, менее чем за
момент уведомления. (Здесь я должен подчеркнуть, что использую «он» и «его» на протяжении всего
книга просто ради условности и удобства.)
С другой стороны, учитель должен обладать бесконечным терпением. Это,
Я могу сказать, что это в основном вопрос самодисциплины и самообучения; мы
никто из нас не родился таким. Он должен быть довольно выносливым; обучение делает великое
требует нервной энергии.И он должен быть в состоянии принять бесчисленное множество
мелкие раздражения, которые должен терпеть любой взрослый, имеющий дело с детьми.
Наконец, я думаю, что учитель должен иметь такой ум, который всегда хочет
продолжать учиться. Обучение — это работа, в которой никогда не добиться совершенства; там
всегда есть что-то еще, чтобы узнать об этом. Есть три основных объекта
of study: предмет или предметы, которые преподает учитель; методы
с помощью которых они могут лучше всего обучаться конкретным ученикам в классах, которые он
учит; и — безусловно, самое важное — дети, молодежь или взрослые
кому они должны научиться.Два кардинальных принципа британского образования
сегодня таковы, что образование — это образование для всего человека, и что это лучшее
приобретенный в результате полного и активного сотрудничества между двумя людьми, учителем
и ученик.
(из Преподавание как карьера, Х. К. Дента)
.