Проблема установки в психологии: ПРОБЛЕМА УСТАНОВКИ. Общая психология

Содержание

ПРОБЛЕМА УСТАНОВКИ. Общая психология

ПРОБЛЕМА УСТАНОВКИ

Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.

Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия[29]. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной.

Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.

Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Таким образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. См.:

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4 х т. – Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, 1978.

2. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Проблема установки «Общая психология»

Сознание

Проблема установки

Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.

Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия[1]. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной.

Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.

Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Таким образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. См.:

  1. бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4‑х т. — Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, 1978.
  2. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.

[1] Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд. АПН Груз. ССР, 1961.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ — Студопедия

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ

2. АТТИТЮД: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

3. АТТИТЮДЫ И РЕАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ

 

Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.



Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

В концепции Узнадзе «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии.


Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего, этот круг вопросов обсуждался В. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами, объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

При формировании личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и дает возможность прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях и по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

С этим понятием можно связать и идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных значений внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос о направлении ожидаемого поведения (деятельности) личности в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для нее предмет деятельности. Предпринята попытка интерпретировать социальную установку в этом контексте как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели».

Проблемы установки в социальной психологии. Структура социальной установки. Феномен Лапьера

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки

Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так же как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

2. Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.

А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Важной отраслью научных социально-психологических исследований является поиск регуляторов социального поведения человека. Традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации и др. Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению и имеет название аттитюд .


Аттитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную функцию в отношении поведения индивида.

 

Парадокс Лапьера — феномен в социальной психологии, заключающийся в несоответствии установок и реального поведения человека. Феномен был обнаружен Ричардом Лапьером , психологом Стэнфордского университета, в результате его ставшего классическим эксперимента.

Предшествующее исследование

Во второй половине 1920-х годов Ричард Лапьер, специализировавшийся на теме расовых предрассудков, проводил исследование отношения к темнокожим людям в Англии и Франции. Материал для исследования собирался с помощью заранее подготовленных вопросов, вплетённых в якобы случайную беседу, в предприятиях обслуживания (в том числе в гостиницах), распределённых по обеим странам. Приводя ответы на вопросы, полученные от владельцев гостиниц, Лапьер одновременно процитировал студента-индийца, проходившего обучение в Англии. По словам студента, у него никогда не возникало сложностей в получении гостиничного номера в этой стране. По-видимому, результаты этого исследования послужили толчком к новому, проведённому в начале 1930-х годов[1].

Эксперимент

Эксперимент проводился в два этапаНа первом этапе Лапьер в течение нескольких лет (1930—1933) путешествовал по США со своими друзьями — молодой супружеской парой китайской национальности. Они посетили 252 американских заведения (68 отелей и 184 ресторана и кафе), и практически в каждом из них (за исключением одного отеля) им был оказан тёплый приём — в заселении не было отказано, персонал обращался с ними вежливо, обслуживание в ресторанах соответствовало стандартам.


  1. Второй этап проводился спустя 6 месяцев после завершения путешествия. Лапьер разослал письма в те же заведения, которые посетила группа (67 отелей и 184 ресторана — за исключением единственного отеля, где им отказали в заселении на первом этапе, обосновав отказ расовыми предрассудками), в которых содержалась просьба ответить, готова ли администрация заведения принять гостей китайской национальности. Ответ пришел из 128 заведений: 92 % отелей и 91 % ресторанов и кафе ответили отказом, остальные использовали уклончивые формулировки, и лишь из одного отеля пришло письмо с согласием.

Таким образом, Лапьер обнаружил явное несоответствие между установками персонала отелей и их реальным поведением. Это повлияло на статус изучения установок в психологии — возник вопрос о целесообразности их изучения, если они, как оказалось, не влияют на поведение[3].

 

34ПОВЫШЕНИЕ СИЛЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦ .УСТАНОВОК

 

Наши установки зачастую спят, когда мы действуем автоматически, без остановки, не раздумывая. Мы поступаем согласно своему привычному шаблону, не задумываясь над тем, что делаем. Встречая знако-мых, мы автоматически говорим «привет!». В ресторане на вопрос «По-нравилась ли вам наша кухня?» мы отвечаем «Она просто чудесная!», даже если находим ее отвратительной. Такая бездумная реакция является адаптивной. Она дает возможность нашему уму заниматься другим делом. Как говорил философ Алфред Норт Уайтхед, «цивилизация продвигается вперед, расширяя число операций, которые мы можем осуществлять, даже не задумываясь».

Наши установки предопределяют наши поступки, если:

другие влияния уменьшены; установка соответствует действию;

установка сильна, потому что что-то напоминает нам о ней; потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет наше восприятие событий и реакцию на них, или же потому, что мы поступили именно так, как было необходимо для усиления установки

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюды за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком – нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект

Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации – бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.

Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению».

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайд ер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения атгитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.

Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен «как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми» (Шихирев, 1976. С. 282). Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их. Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода также недостаточно анализа лишь изменившихся условий «встречи» потребности с ситуацией ее удовлетворения.

Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.

Эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в выборе мотива поведения?

 

Исследования социальной установки в общей психологии

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки (Обуховский, 1972). Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1901). Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так же как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии. Такие попытки делались неоднократно (Надирашвили, 1974). Однако нас интересует сейчас различие в самих основаниях подхода к проблеме в школе Д.Н. Узнадзе и в ряде других концепций, связанных с разработкой аналогичной проблемы.

Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960. С. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович (Божович, 1969). При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции – предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

С этим понятием можно связать и идеи А.Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности. Не вдаваясь сейчас в подробное обсуждение вопроса о месте проблемы установки в теории деятельности, скажем лишь, что предпринята попытка интерпретировать социальную установку в этом контексте как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели» (Асмолов, Ковальчук, 1977). Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как, впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе (Асмолов, 1979), Поэтому дальнейшее выяснение специфики социальной установки в системе социально-психологического знания можно осуществить, лишь рассмотрев совсем другую традицию, а именно: традицию становления этого понятия не в системе общей психологии, а в системе социальной психологии.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

Вопрос 5. Понятие социальной установки. Проблема установки в зарубежной и отечественной психологии.

Социальная
установка: понятие, структура, функции

Формирование
социальных установок Личности отвечает
на вопрос: как усвоенный социальный
опыт преломлен Личностью и конкретно
проявляет себя в ее действиях и поступках?

Понятие, которое
в определенной степени объясняет выбор
мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие
установка и аттитюд – социальная
установка.

Установка
рассматривается общепсихологически –
готовность сознания к определенной
реакции, бессознательный феномен
(Узнадзе).

Аттитюд в ХХ в.
(1918 г.) предложили Томас и Знанецкий.
Психологическое переживание человеком
ценностей, значения, смысла социальных
объектов. Способность обобщенно оценивать
окружающий мир.

Традиция изучения
социальных установок сложилась в
западной социальной психологии и
социологии. В западной социальной
психологии для обозначения социальных
установок используется термин «аттитюд».

Понятие аттитюда
было определено как «психологическое
переживание индивидом ценности, значения,
смысла социального объекта», или как
«состояние сознания индивида относительно
некоторой социальной ценности».

Аттитюд понимался
всеми как:

— определенное
состояние сознания и НС;

— выражающее
готовность к реакции;

— организованное;

— на основе
предшествующего опыта;

— оказывающее
направляющее и динамическое влияние
на поведение.

Таким образом,
были установлены зависимость аттитюда
от предшествующего опыта и его важная
регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

Приспособительная
(утилитарная, адаптивная) – аттитюд
направляет субъекта к тем объектам,
которые служат достижению его целей.

Функция знания –
аттитюд дает упрощенные указания
относительно способа поведения по
отношению к конкретному объекту.

Функция выражения
(ценности, саморегуляции) – аттитюд
выступает как средство освобождения
субъекта от внутреннего напряжения,
выражения себя как личности.

Функция защиты –
аттитюд способствует разрешению
внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение
установок происходит социализация.

В 1942 г. М. Смитом
была определена трехкомпонентная
структура установки:

Когнитивный
компонент – осознание объекта социальной
установки (на что направлена установка).

Эмоциональный.
компонент (аффективный) – оценка объекта
установки на уровне симпатии и антипатии.

Поведенческий
компонент – последовательность поведения
по отношению к объекту установки.

Идея выявления
особых состояний, которые предшествующих
ее реальному поведению, присутствует
во многих исследований.

В концепции В.Н.
Мясищева используется категория
отношений как система временных связей
человека как личности-субъекта со всей
действительностью или с ее отдельными
сторонами.

В теории Л.И. Божович
при анализе процессов формирования
личности используется понятие
направленности, которое также может
быть интерпретировано как своеобразная
предрасположенность действовать
определенным образом в отношении сфер
жизнедеятельности.

В теории А.Н.
Леонтьева близким к социальной установке
является понятие «личностный смысл»,
которое рассматривается как отношение
мотива и цели предполагаемой деятельности.

Традиция исследования
социальных установок — аттитюдов в
западной психологии

Исследование
социальных установок было начато в 1918
г. социологами У.Томасом и Ф.Знанецким.

У. Томас и Ф.
Знанецкий показали, что изменение
условий жизни по большей части вело к
смене представлений о значимости
социальных объектов и их оценки людьми,
т.e. к смене социальных установок. В
случаях, когда определение ситуации
индивидами не совпадало с групповыми
(социальными) ценностями, могли возникать
и развиваться конфликты, приводящие в
свою очередь к дезадаптации людей, а в
конечной итоге — к социальной дезинтеграции.
В качестве причин, побуждающих к изменению
социальных установок, назывались четыре
основных желания (потребности) человека:
новый опыт, безопасность, признание и
господство.

Предполагалось,
что аттитюд удовлетворял эти желания
человека через изменение отношения к
ценностям (определенным социальным
объектам) в, соответствие с нормами,
принятыми в данном социуме.

Социальная психология (отношение): введение, особенности, формирование и проблема

Социальная психология (отношение): введение, особенности, формирование и проблема!

Содержание эссе:

  1. Введение в социальное отношение
  2. Отличительные черты отношения
  3. Формирование и изменение отношения
  4. Проблема изменения отношения
  5. Групповое обсуждение и групповое решение

1. Введение в социальные Отношение:

Отношение означает приспособление человека к какому-либо избранному человеку, группе или учреждению.Формируя отношение к какому-либо аспекту окружающей среды, человек проявляет готовность реагировать. В ходе экспериментов по времени реакции было обнаружено, что время реакции различается в зависимости от отношения человека. Оно задумано как состояние подготовки к различению раздражителей (сенсорная установка) или как состояние подготовки к как можно более быстрой реакции на возникновение определенного стимула (двигательная установка).

Таким образом, отношение приводит к состоянию подготовки или состоянию готовности реагировать определенным образом при определенных обстоятельствах.Позиция определяет определенное ожидание; если события соответствуют этим ожиданиям, тогда есть удовлетворение. Но если события противоречат настроению, будет недовольство.

Отношение может формироваться как к социальным, так и к несоциальным аспектам окружающей среды. Сейчас нас интересуют только социальные установки, то есть установки, сформированные в связи с ситуациями социальных стимулов. Таким образом, в обществе может формироваться отношение к отдельным лицам или группам лиц к продуктам человеческого взаимодействия.

У людей в разных культурах сформировалось определенное отношение к тому, что желательно, а что нежелательно. Другими словами, социальные установки включают ценности. Есть готовность делать или не делать определенные вещи. Например, люди в разных культурах имеют определенное отношение к тому, что нужно есть и в какое время следует принимать пищу. Таким образом, установка настраивает человека за или против людей, групп, вещей и институтов.

Таким образом, отношение определяет, что следует предпочитать, ожидать и желать, а что желательно и чего следует избегать.Таким образом, установка целенаправленна по своим последствиям. Установки можно отнести к социогенным мотивам. Установки возникают в результате социализации человека в группе. Следует подчеркнуть, что мы не можем соблюдать отношения. Социальные установки можно вывести только из речи и поведения людей. Некоторые социальные психологи называют установки «согласованным поведением».

Точно так же, если мы встанем возле храма и понаблюдаем за реакцией людей, проходящих мимо храма на улице, мы обнаружим, что очень большое количество индуистов остановится на секунду и вознесет молитву, а очень небольшое количество будет просто пройдите мимо.Такое соответствие социальным нормам основано на развитии социальных установок.


2. Отличительные черты отношения

:

Отношение, которое определяет характерный или последовательный способ поведения по отношению к определенному аспекту окружающей среды, является внутренним фактором. Каковы критерии, которые отличают отношения как внутренние факторы от других внутренних факторов? Шериф привел несколько критериев, которые помогают не только отличать отношения как внутренние факторы от других внутренних факторов, но и узнать о характеристиках самих отношений.

Согласно Шерифу, следующие отличительные черты отношений:

1. Отношения не являются врожденными:

Они формируются или усваиваются

.

Отношение | психология | Britannica

Отношение , в социальной психологии, познание, часто с некоторой степенью отвращения или влечения (эмоциональная валентность), которое отражает классификацию и оценку объектов и событий. Хотя установки логически являются гипотетическими конструкциями (т.е.они предполагаются, но не наблюдаются объективно), они проявляются в сознательном опыте, вербальных отчетах, явном поведении и физиологических показателях.

Подробнее по этой теме

общественное мнение: Составляющие общественного мнения: установки и ценности

Сколько людей на самом деле формируют свое мнение по данному вопросу, а также какие мнения они формируют, частично зависит от их непосредственного отношения…

Концепция отношения возникает из попыток объяснить наблюдаемые закономерности в поведении отдельных людей. Например, кто-то склонен объединять других в общие классы (т.е.все люди в этой комнате носят баскетбольную форму). Один также классифицирует такие объекты, как картины, или события, такие как сражения.

О качестве отношения судят по наблюдаемым, оценочным ответам. В то время как можно обращаться к внутреннему опыту как к доказательству собственного отношения, только публичное поведение может подвергаться объективному изучению.По этой причине исследователи в значительной степени полагаются на поведенческие индексы отношения — например, на то, что люди говорят, на то, как они отвечают на анкеты, или на такие физиологические признаки, как изменения частоты сердечных сокращений.

Другие исследователи считают, что отношение человека к любой категории будет коррелировать с тем, насколько хорошо эта категория соответствует его собственным ценностям. Например, человека могут попросить оценить определенные ценности, такие как здоровье, безопасность, независимость или справедливость. Затем человека просят оценить степень, в которой определенный класс (например, политики, врачи или полиция) склонен способствовать или препятствовать каждой ценности.Сумма произведений этих двух оценок дает представление об отношении человека к группе. Таким образом, если справедливость высоко ценится, но человек относит политиков к категории лиц, препятствующих правосудию, то отношение этого человека к этому классу людей считается отрицательным.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Установки иногда рассматриваются как лежащие в основе предрасположенности, а мнения — как их явные проявления.Более редкое различие отождествляет отношения с бессознательными и иррациональными тенденциями, но приравнивает мнения к сознательной и рациональной деятельности. Другие считают отношения значимыми и центральными, но считают мнения более второстепенными и несущественными. Еще более популярное различие сравнивает отношение к вопросам вкуса (например, предпочтения определенной кухни или типа музыки), а мнения — к вопросам фактов (например, следует ли субсидировать общественный транспорт). ( См. Также вкус, критика и суждение в эстетике.)

Некоторые авторитетные источники проводят критическое различие между установками и рядом других связанных терминов. Они могут быть организованы в иерархию в зависимости от степени их специфичности или исключительности. Говорят, что «ценности» представляют очень широкие тенденции этого типа, «интересы» немного менее всеобъемлющи, а «настроения» еще более узкие; «Установки» рассматриваются как еще более узкие предрасположенности, причем «убеждения» и «мнения» постепенно становятся наиболее специфическими членами этой иерархии.Согласно этой терминологии, разница скорее в степени, чем в роде.

Некоторые применяют термин «знание» к тому, что считается определенностью, и «отношение» к тому, что является неопределенным, даже используя их для обозначения «истинных» и «ложных» убеждений, соответственно. Другое предположение состоит в том, что отношения относятся к убеждениям, побуждающим к действию, в то время как знания более интеллектуальны и пассивны.

Изучение изменения отношения — то есть процессов, посредством которых люди приобретают новые отношения — было основным направлением социально-психологических исследований с середины 20 века, и работа в этой области привела к теоретическим разработкам (например,д., когнитивный диссонанс) и в практических приложениях (например, в политике и рекламе).

.

Отношения

Социальные психологи изучают мысли, чувства и действия людей в социальных ситуациях или, наоборот, влияние других людей на эти мысли, чувства и действия. Социальная психология занимается групповым поведением, а также поведением людей в группах.

Установки — это устойчивые модели убеждений и мнений, которые предрасполагают реакции к объектам, событиям и людям. Отношения также могут служить кратким составом чьих-либо убеждений.(Например, путем обобщения те, кто боится своего отца, могут сначала испытать страх при встрече с любым пожилым мужчиной.) Отношения могут быть количественно оценены с помощью показателей самооценки или шкалы отношения , такой как популярная шкала Лайкерта (названная в честь Роберта Лайкерта), в котором испытуемых спрашивают, насколько они согласны или не согласны по каждой теме. Общий балл отношения получается путем суммирования показателей. Другой подход к измерению использует скрытых измерений , наблюдение за поведением, таким как выражение лица, тон голоса и язык тела.(Последним показателям может не хватать достоверности, поскольку в некоторых ситуациях люди отслеживают такое скрытое поведение.) Стратегии оценки также включают измерения физиологического возбуждения , например, с помощью лицевого электромиографа (ЭМГ) (для регистрации активности лицевых мышц) ) или электроэнцефалограф (ЭЭГ) (для измерения активности мозга). Такие меры, которые могут обнаруживать реакции, которые человек, возможно, пытается скрыть, получают, когда субъект слышит словесный материал, предназначенный для возбуждения и с которым он может согласиться или не согласиться.

Компоненты отношения. Отношения состоят из когнитивных, поведенческих и аффективных компонентов.

  • Когнитивный компонент состоит из убеждений человека об объекте отношения, например, убеждения в том, что все пожилые люди старческие.

  • Поведенческий компонент состоит из предрасположенности определенным образом реагировать на объект отношения, например, разговаривать со старым человеком, как если бы разговаривать с ребенком.

  • Аффективный компонент относится к эмоциям, вызываемым объектом отношения, например, постоянное сочувствие к пожилому человеку.

Формирование отношения. Формирование отношения происходит через классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование (обучение через наблюдение). Реклама в значительной степени полагается на моделирование, когда она показывает, как известный человек использует продукт и ему нравится. Далее следуют некоторые теории, описывающие формирование отношения.

  • Теория баланса , предложенная Фрицем Хайдером, основана на предпосылке, что люди стараются сохранять последовательность в своих взглядах. Если возникает непоследовательность в отношении, например, когда все пожилые люди верят в дряхлость, но встречает более умного и умственно активного пожилого человека, человек, который придерживается этой позиции, пытается восстановить последовательность, либо изменяя отношение, либо изменяя восприятие пожилого человека. как умный.

  • Сторонники теории реактивного сопротивления утверждают, что на отношения влияют ограничения поведения, на которые люди реагируют.Степень реакции связана с восприятием человеком относительной важности поведения. Если поведение, хотя и ограниченное, не считается важным, реакция будет незначительной. Однако, если действие считается важным, а ограничение несправедливым, то само ограничение делает его еще более привлекательным. Например, если подросток хочет встречаться с человеком, которого родители не одобряют и запрещают ей видеться, он может найти этого человека еще более желанным в результате и пойти на свидание тайком.

  • Теория когнитивного диссонанса (разработанная Леоном Фестингером) утверждает, что неприятное физиологическое состояние часто существует, когда два познания несовместимы друг с другом. Несовместимость создает напряжение, которое человек пытается снять. Например, студент, который выступает за честность, но обманывает на экзамене, должен либо изменить свою самооценку или самооценку, либо рационализировать обман, чтобы снизить напряжение.

  • Теория самовосприятия (представленная Дэрилом Бемом) предполагает, что люди делают выводы о своем отношении на основе наблюдения за своим собственным поведением (ями).Обычно честный студент, который обманывает на экзамене, может сделать вывод об отношении к нему по поведению, думая: «Быть ​​первым для меня важнее честности» или «Я считаю, что цель оправдывает средства».

Изменение отношения. Изменение отношения может происходить посредством использования убеждения , процесса намеренной попытки изменить отношение. Убеждение включает в себя варианты источника (источник сообщения), сообщения (переданная информация) и получателя сообщения.Убеждение, вероятно, будет более эффективным, если человеку нравится, а не не нравится источник, и если источник рассматривается как заслуживающий доверия и заслуживающий доверия. Способ представления сообщения (например, на повседневном языке, а не на технической терминологии), а также характеристики получателя (например, подросток, а не средний возраст) влияют на легкость изменения отношения.

,

Отношение и поведение — изменение отношения к изменению поведения, изменение поведения с целью повлиять на отношение — методы когнитивной терапии, подростковый возраст, социальное состояние и конструкции

Отношение — это чувство, убеждение или мнение одобрения или неодобрения чего-либо. Поведение — это действие или реакция, возникающая в ответ на событие или внутренние стимулы (например, мысль).

У людей сложная взаимосвязь между установками и поведением, которые еще больше усложняются социальными факторами, влияющими на них обоих.Поведение обычно, но не всегда, отражает устоявшиеся убеждения и отношения. Например, мужчина, который твердо верит в воздержание до брака, может остаться девственником до своей брачной ночи. При других обстоятельствах этот же мужчина может заниматься добрачным сексом, несмотря на свои убеждения, после того, как на него повлияли социальные сообщения о том, что его мужественность зависит от сексуальной активности.

В идеале позитивное отношение проявляется в хорошо приспособленном поведении. Однако в некоторых случаях здоровое отношение может привести к вредному поведению.Например, кто-то может оставаться в оскорбительной и потенциально смертельной семейной ситуации, потому что он отрицательно относится к разводу .

На поведение может влиять ряд факторов, помимо отношения, в том числе предубеждения о себе и других, денежные факторы, социальное влияние (что говорят и делают сверстники и члены сообщества) и удобство. Кто-то может быть твердо убежден в улучшении системы государственных школ в своем городе, но если это означает значительное повышение налогов на недвижимость, они могут проголосовать против любых улучшений из-за возможных денежных потерь.Или они могут просто не голосовать, потому что их избирательный участок находится слишком далеко от дома, или из-за плохой погоды в день выборов.

Исследования показали, что в некоторых случаях указание на несоответствие между установками и поведением может изменить поведение. В случае со школьным помощником демонстрация того, что его действия (например, отказ от голосования, отказ от посещения собраний родительской организации) наносят вред, а не помогают усилиям по улучшению образования в их городе, может повлиять на него, чтобы переоценить свое поведение, чтобы оно отражало их отношение.

Для тех, кто нуждается в психологической помощи, существует несколько терапевтических подходов, направленных на изменение отношения с целью изменить поведение. Когнитивная терапия и когнитивно-поведенческая терапия — два из этих методов. Когнитивная терапия пытается изменить иррациональное мышление. Когнитивно-поведенческая терапия пытается исправить возникшее в результате ненадлежащее поведение.

Изменение отношения к изменению поведения

Отношение и поведение вплетены в ткань повседневной жизни.Исследования показали, что люди регистрируют немедленную и автоматическую реакцию «хорошо» или «плохо» на все, с чем они сталкиваются, менее чем за секунду, даже до того, как они осознают сформировавшееся отношение. Реклама, политические кампании и другие убедительные информационные сообщения построены на предпосылке, что поведение следует за отношением, и на отношение можно повлиять с помощью правильного сообщения, доставленного правильным образом.

Области социальной и поведенческой психологии широко исследовали взаимосвязь между установкой и поведением.Чем лучше психологи смогут понять взаимосвязь между отношением и поведением и факторами, которые влияют на оба эти фактора, тем более эффективно они смогут лечить психические расстройства и участвовать в диалоге по важным социальным проблемам, таким как расизм , гендерное предубеждение и дискриминация по возрасту ,

Концепция «социального маркетинга» сочетает когнитивно-поведенческие компоненты психологии с социальными науками и методами коммерческого маркетинга для поощрения или сдерживания поведения путем изменения отношения, которое его вызывает.Это также ключевая часть инициатив по санитарному просвещению, особенно в случае профилактической медицины. Кампании, пропагандирующие позитивное отношение к дородовому уходу, воздержание от употребления наркотиков, отказ от курения, использование солнцезащитных кремов, донорство органов, безопасный секс, скрининг на рак и другие инициативы в области здравоохранения, — все это примеры социального маркетинга в действии. По сути, социальный маркетинг «продает» взгляды и убеждения и в идеале влияет на соответствующее поведение.

Изменение поведения с целью повлиять на отношение

В 1955 году клинический психолог и педагог Джордж Келли представил свою психологию личностных конструктов.Конструкции Келли были основаны на идее, что каждый человек смотрит на мир через свой собственный уникальный набор предвзятых представлений о нем (т. Е. Конструктов). Эти конструкции изменяются и адаптируются по мере того, как человек подвергается воздействию новых и различных ситуаций. В основе теории Келли лежит идея о том, что люди могут искать новый опыт и практиковать и адаптировать новое поведение, чтобы изменить свое отношение (или конструкции) к миру. Он рекомендовал терапевтам поощрять своих пациентов пробовать новые модели поведения и стратегии выживания; он и другие его последователи часто обнаружили, что пациенты адаптируют эти полезные новые модели поведения и впоследствии меняют свое отношение.

Когда поведение несовместимо с отношением, это иногда является результатом социального давления или давления со стороны сверстников . В то время как поведение взрослых обычно следует из устоявшихся позиций, у детей установки часто формируются наблюдаемым поведением. С самого раннего возраста дети копируют действия других и в некоторой степени строят свои взгляды и убеждения на этом усвоенном поведении. Когда дети вырастают до подросткового возраста , поведение их сверстников может иметь значительное влияние. Иногда этот фактор давления со стороны сверстников может быть использован с пользой.Одно исследование показало, что кампании по борьбе с курением, нацеленные на подростков, могут иметь более высокий уровень успеха, если в качестве инструкторов используются сверстники-подростки.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.