Профессионально значимые качества педагога: Статья: Профессионально значимые качества личности педагога

Содержание

Статья на тему: Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное  учреждение

«Арский агропромышленный профессиональный колледж»

        Выступление на методическом совете.

        Тема: «Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества».

                           Выполнил мастер производственного обучения:

                                                          Фазлыев Ф.Н.

2015г.

Личность педагога профессионального обучения

Профессионально важные качества

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление.

Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А.Мижериков, М.Н.Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

Способность не теряться в экстремальных ситуациях для педагога очень важна, особенно для мастера производственного обучения. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть неожиданные ситуации.

К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности,

привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры.

Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Оно подразумевает отношение к человеку       как высшей ценности на земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Веселый педагог обучает лучше угрюмого, т.к. в его арсенале — шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон.

Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.

Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики

интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Психофизиологические свойства личности.

В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характеризующие особенности психофизиологической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения. К таким свойствам относятся: зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюдательность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявляемом сочувствии к переживаниям учащихся. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.

Кроме того, одним из педагогически значимых индивидуально-психологических свойств является ригидность, проявляющаяся как привязанность к однотипным способам действия и восприятия или относительная неспособность изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия.

Педагогически значимым является такое свойство, как эмоциональная устойчивость. Данное свойство характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Постоянное психическое напряжение отрицательно сказывается на продуктивности педагогической деятельности.

Большое значение имеет внимание. Умение контролировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу. Важно уметь не только концентрировать внимание на объектах, но и распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех обучающихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением.

Нейротизм (невротизм) — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, венегативными расстройствами.

С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности. Педагогическая наблюдательность — это прежде всего способность проникать во внутренний мир человека, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, проявление интереса к окружающей действительности.

Глазомер и зрительно-двигательная координация особенно важны для педагога профессионального обучения, которому приходится работать с измерительными приборами, станками, промышленным оборудованием, аппаратами, автомобилями и т.д., где нужны точность и четкость движений, четкая координация движений, быстрота реакции.

Интеграция также играет важную роль в педагогической деятельности. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуации, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение. Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности.

Мимика, пантомимика, умение пользоваться выразительными средствами (речью, жестами) в деятельности педагога должны присутствовать, от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности. Умение пользоваться выразительными средствами во многом зависит от психофизиологических особенностей личности.

Педагогу нужно помнить, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.

Словарь основных понятий

Педагогическое призвание — означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Направленность личности — это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Профессиональный педагогический долг — это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника итребовательности к нему.

Профессиональная честь — предписывает нормативные требования к поведению и

предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслуживает со

стороны всех участников педагогического процесса — взрослых и детей.

Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

        

Профессионально значимые качества личности педагога





⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 26Следующая ⇒

Независимо от выбора своей будущей профессии люди должны стремиться к выработке в себе таких личностных качеств, которые позволили бы им не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм чело­веческой морали, но и качественно решать задачи про­фессиональной деятельности. Трудно представить какое-либо позитивное человеческое качество, которое было бы лишним в перечне качеств, присущих педагогу. Однако каждая профессия предъявляет специфические требова­ния к личностным качествам работника. Естественно, пе­дагогическая профессия не является исключением.

Под профессионально значимыми качествами личности педагога понимаются характеристики умственной и эмо­ционально-волевой сторон личности, влияющие на продук­тивность профессионально-педагогической деятельности пе­дагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

В педагогической науке существует ряд мнений отно­сительно набора личностных качеств педагога, трактуе­мых как профессионально значимые. Остановимся на наи­более характерных.

Ф.Н. Гоноболин выделил как профессионально значи­мые следующий ряд качеств личности учителя: педагоги­ческий такт, способность «реконструировать» учебный материал, доступно излагать его, способность убеждать лю­дей и организовывать их, способность к творческой рабо­те, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к препо­даваемому предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Он также выделяет такие личностные каче­ства, призванные обеспечивать эффективность педагоги­ческой деятельности, как: убежденность, целенаправлен­ность, настойчивость, выдержка, находчивость.

Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию про­фессионально значимых личностных качеств, в которой он объединил выделенные им качества в три группы: лич­ностные, связанные с учебной деятельностью, связанные с воспитательной работой.

Исходя из положения о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин выделяет три группы качеств личности учителя, а именно: способность понимать внут­ренний мир ребенка, способность к активному воздействию на ученика, эмоциональную устойчивость.



К.М. Левитан предлагает следующую шкалу основных про­фессионально значимых личностных качеств: высокий уро­вень владения предметом, умение передавать знания и навы­ки, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелатель­ность, педагогический такт, умение организовать интерес­ный урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, любовь к детям, справедливость, стремле­ние к совершенствованию, чувство юмора, принципиаль­ность, общительность, хорошая дикция, музыкальные спо­собности, эмоциональность, умение организовать внекласс­ную работу, добросовестность, умение использовать ТСО.

Т.Н. Мальковская выделяет качества, затрудняющие вза­имодействие учителя с учащимися: вспыльчивость, прямо­линейность, торопливость, резкость, обостренное самолю­бие, самоуверенность, упрямство, отсутствие чувства юмо­ра, излишняя мягкость, нерешительность, простодушие, обидчивость, сухость, медлительность, неорганизованность. Я.Л. Коломинский добавляет к этому перечню непони­мание учащихся, несправедливость, раздражительность, ма­лую или излишнюю требовательность, педантизм, навязы­вание своего мнения, противоречие между словами и дела­ми, нечестность, недостатки в преподавании.

В научно-педагогической литературе встречаются, хотя и довольно редко, попытки создания типологии личнос­ти педагога. Обычно выделяют «логотропов» — учителей, направленных на преподаваемый предмет, и «педотропов», учителей, ориентированных на взаимодействие с детьми. Ряд зарубежных исследователей выделяют три типа учи­телей.

Первый тип — учителя, стремящиеся прежде всего раз­вить личность ребенка, опираясь на эмоциональный и социальный факторы. Такой учитель придерживается гиб­кой программы, не замыкается на содержании изучаемо­го предмета, ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход к ученикам, дру­жеский тон. Его антипод — отчужденный, эгоцентричный, дистанцированный учитель.




Учитель второго типа заинтересован только в умствен­ном развитии учащегося, строго придерживается изучае­мого материала, работает по последовательно и подробно разработанной программе. Он предъявляет высокие тре­бования к усвоению учениками учебного материала. Его антипод — неорганизованный, небрежный учитель.

Третий тип учителя характеризуется творческой, изоб­ретательской жилкой. Он старается увлечь хотя бы отдель­ных учеников, пробудить в них силу и способность пол­ностью раскрыть свои творческие потенции (возможнос­ти). Такой учитель не заботится о развитии умственных спо­собностей учеников в ограниченном, традиционном смысле, к ученикам часто относится субъективно. Его антипод — су­хой, скучный, слишком традиционный учитель.

Любые из указанных типов личности педагогов редко встречаются в «чистом» виде, правомерно говорить толь­ко о доминирующих качествах, обязательно присутствую­щих у хороших учителей.

Дж.Б. Керрол считает, что на одном «полюсе» существу­ют учителя — консерваторы-традиционалисты, которые уверены в том, что они все делают совершенным образом, и не желают менять старые, проверенные приемы деятель­ности на новшества. На другом «полюсе» находятся «впе­чатлительные авантюристы», которые поддаются любой моде и перепробуют все на свете. Как подтип таких учите­лей Керрол выделяет «любителя технических усовершен­ствований». Основная же масса учителей располагается меж­ду этими двумя «полюсами».

В.Н. Сорока-Росинский выделял четыре основные «по­роды» учителей: педагоги-теоретисты, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.

Таким образом, различные авторы дают различные клас­сификации профессионально значимых качеств в личности учителя. Однако в настоящее время нет общепринятого мнения ни относительно того, какие качества характеризу­ют педагогов высшего профессионального уровня, ни того, каковы предпосылки их успешного формирования, ни от­носительно того, каковы методы их выявления.

Обилие информации о профессиональных качествах личности учителя создает необходимость выявления ус­тойчивых комбинаций этих качеств характеризующих раз­ные уровни успешности работы. Кроме того возникает потребность в проверке значимости ранее описанных в педагогической литературе личностных качеств педагогов с позиции настоящего времени.

Контент-анализ приведенных выше позиций ученых по­зволил автору данных строк создать классификацию профес­сионально значимых качеств личности с точки зрения степе­ни их значимости, согласно которой было выделено четыре группы качеств: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые (противопоказания).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуще­ствления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятель­ности, однако способствуют ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эф­фективности педагогического труда, а профессионально недо­пустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств под­робнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность и способность содей­ствовать решению общественных проблем в сфере про­фессионально-педагогической деятельности.

2. Целеустремленность — умение направлять и использо­вать все качества своей личности для достижения по­ставленных педагогических задач.

3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками — получение ду­ховного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагоги­ческие решения и действовать в соответствии с ними.

6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса:

7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.

8. Справедливость — способность действовать бесприст­растно.

9. Современность — осознание учителем собственной при­надлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифи­цированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубоки­ми познаниями в области преподаваемого предмета.

12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особен­ностей.

13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его спо­собности.

Периферийные качества

1. Доброжелательность.

2. Приветливость.

3. Чувство юмора.

4. Артистичность.

5. Мудрость (наличие жизненного опыта).

6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества

1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «лю­бимчиков» и «постылых», публичное выражение сим­патий и антипатий по отношению к воспитанникам.

2. Неуравновешенность — неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.

3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.

4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.











Профессионально-значимые качества педагога профессионального образованя

КАЛГАНОВА Е. В.

ГБПОУ МО «Колледж «Коломна», преподаватель

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросу о том, каким должен быть современный педагог посвящено огромное количество статей, книг, очерков. Реализация ФГОС среднего профессионального образования, а так же профессиональный стандарт педагога предъявляет к личности преподавателя достаточно высокие требования. Эти требования носят объективный характер. Они включают требования к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют его отношение к обучающимся и педагогической деятельности в соответствии с нормами современного общества. Именно на педагога возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, руководителем и частью этой среды.

Среди факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит личности педагога. Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности.

Независимо от специфики труда представителей педагогической профессии основные функции их деятельности заключаются в образовании, воспитании и обучении. Реализация этих функций требует тот педагога наличия следующих личностных качеств:

— потребность и способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

— тактичности, терпеливости и терпимости в отношениях с обучающимися, родителями, педагогическими работниками, готовности принимать и поддерживать их;

— понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

— умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты;

— знание особенностей психического развития;

— способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Совокупность многих из перечисленных свойств можно назвать коммуникативной компетентностью. Многогранность и сложность педагогического общения требует высокого уровня развития следующих умений: слушать, четко излагать свои мысли, давать и получать обратную связь, вести диалог. Проблема совершенствования коммуникации приобретает свою актуальность в связи с широким внедрением в учебный процесс дискуссионных методов проведения занятий, интерактивных технологий. Педагоги используют сеть Интернет для коммуникаций через электронную почту, социальные сети (социальная сеть работников образования http://nsportal.ru), форумы и т.д.

Важным аспектом продуктивного общения является отсутствие коммуникативных барьеров, педагог должен воспринимать обучающегося как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность. Наиболее распространенными барьерами в общении педагога с обучающимися являются авторитарность, неумение слушать и слышать обучающихся, неумение управлять дискуссией и др. Данные противоречия можно разрешить путем повышения квалификации и непрерывного самообразования педагогов.

В рамках изучения данной проблемы было проведено анкетирование обучающихся структурного подразделения № 1 ГБПОУ МО «Колледж «Коломна» и студентов 1 курса технологического факультета (отделение «Профессиональное обучение») ГОУ ВО МО «ГСГУ». По полученным данным можно сделать следующий вывод: обучающиеся хотят видеть интеллектуальных, справедливых, отзывчивых, уравновешенных, коммуникабельных современных педагогов обладающих чувством юмора.

Подводя итог необходимо отметить, что педагогическое общение является квинтэссенцией образовательного процесса, средством и целью личностного взаимодействия между обучающимися и педагогами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА — Студопедия

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24), «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» (Там же. С. 20). Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.



Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность (Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. С.20). Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».


Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно Педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. С. 16).

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, Характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина).

СХЕМА 5

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание (см. схему 5).

Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым (Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 86—89) и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трём важным в данном пособии аспектам:

1. Психологические черты личности как индивидуальности:

а)сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

г) требовательность;

д) добросердечие и отзывчивость;

е) гипертимность.

2.Педагог в структуре межличностных отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и

коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3.Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и

специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.

Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества (Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: 1998, С. 42—43).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.

Профессионально-значимые качества педагога дополнительного образования

Сегодня в современном обществе образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием, широтой кругозора, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, его стремлением к самообразованию и самосовершенствованию. Одним из важных факторов, способствующих такому развитию личности, является дополнительное образование.

 В  Федеральном Законе «Об образовании Российской Федерации»  от 21.12.2012 года сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование кульсоциокультурно и физически.

И чтобы это дерево как можно лучше зеленело, чтобы с него раньше времени не осыпалась листва, и чтобы плодов на нем было как можно больше нужен умный садовник.

Профессионально компетентный педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы его деревья плодоносили, а плоды радовали окружающих.

Давайте обратимся к понятию «профессиональная компетентность педагога».

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в России в 90-е годы прошлого века.

Слово «компетентный» происходит от лат. competentis – «соответствующий, надлежащий, способный».

Компетентность – интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков и опыта.

Профессиональная компетентность – это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде.

Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-педагогическую компетентность трех составляющих труда педагога:

·      Педагогическую деятельность

·      Педагогическое общение

·      Личностное развитие педагога

Таким образом, психолого-педагогическая компетентность – это совокупность  профессиональных, коммуникативных и личностных качеств педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности таких профессионально-педагогических умений как:

  • Гностические – познавательные умения в области приобретения профессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.
  • Организационно-методические – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации обучения, организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся, формирования коллектива, организации самоуправления.
  • Конструктивные – умения разработки технологических процессов, учебной документации и технологических карт, тестов.
  • Проектировочные – умение применять сформированные компетенции, видеть перспективы собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности.
  • Коммуникативные – умения строить общение с различными участниками образовательного процесса, регулировать процесс общения, организовывать обмен профессионально-значимой информацией или участвовать в нем.
  • Специальные умения  педагога – узкопрофессиональные умения в рамках своего предмета (умения петь, танцевать, шить, вязать, мастерить игрушки и т.д.)

Профессиональная компетентность анализируется методом самооценки педагогом своего уровня компетентности по «Карте профессионально-значимых качеств педагога д/о».

Цель данного самоанализа заключается в отслеживании и определении квалификационного уровня и качества своей профессиональной деятельности, а также в фиксации ее характерных особенностей.

Стратегическая же цель самоанализа – это конструктивное изменение отношения педагога к собственной педагогической деятельности, к себе, как к субъекту профессиональной деятельности.

Тактическая цель – самоанализ как современная форма аттестации и механизма профессионального саморазвития.

 

Давайте рассмотрим уровень сформированности профессионально-педагогических умений педагогов в нашем коллективе.  Вы оценивали себя по 10-бальной шкале и показали высокую степень оценки собственной деятельности.

Гностические умения

Педагоги систематически пополняют свои знания путем самообразования (6,8) и изучения опыта коллег (7,3),  умеют добывать знания из собственной педагогической практики (7). Отлично  знают своих воспитанников и их способности (7,8). Умеют анализировать и перестраивать свою педагогическую деятельность (8,6), а также умеют методически анализировать и оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения (8)

 Проектировочные  умения

Педагоги обладают высоким уровнем планирования системы воспитательно-образовательной работы (8,3) и индивидуальной работы с детьми с учетом результатов диагностики (8,5). Умеют видеть и фиксировать изменения в развитии ребенка, имеют высокую сформированность  перспективного видения развития каждого воспитанника (8). В совершенстве умеют определять наиболее рациональные виды деятельности по овладению ЗУНами  по различным видам программы (8

Конструктивные  умения

Педагоги умеют выбирать наиболее оптимальные приемы и способы работы с воспитанниками с учетом общих и частных целей педагогического процесса (8), отбирать и дозировать материал с учетом уровня развития воспитанников, а также рационально распределять различные виды деятельности по времени (8,1).  Умеют сделать учебный материал доступным для усвоения (8,5) и самостоятельно определить способы контроля усвоения данного материала (7,6). Педагоги заранее могут предусмотреть возможные затруднения воспитанников и в соответствии с ними выбрать формы работы (7,6)

Организационно-методические умения

Здесь у нас тоже высокие оценки в  умении организовывать собственную педагогическую деятельность  и рационально сочетать коллективную, групповую и индивидуальную деятельность (8). И выше среднего мы оценили свои  умения организовывать деятельность родителей и включать их  в педагогический  процесс (6,6).

 

Коммуникативные умения

Педагоги умеют строить общение с различными участниками образовательного процесса: с воспитанниками (8,3), с коллегами (8,5), с родителями (7,5).  Могут осуществлять обмен мнениями и профессионально-значимой информацией (8,1), умеют поддерживать деловые контакты с коллегами  (8,6), умеют слушать и слышать (8,8), оказывать эмоциональную поддержку (9,1), регулировать процесс общения и разрешать конфликтные ситуации (8,3).

Педагог должен не только уметь, но и обладать определенными знаниями, которые вы  оценивали  по следующим составляющим: общая культура педагога (7,5),  знание базовой программы по профилю (9,6), знание педагогических технологий и инноваций (7), методики воспитания и образования детей (8), знание диагностических методик (8),  а также знание возрастной психологии (7,3) и индивидуальных особенностей своих воспитанников (8).

 

Решающая роль в формировании психолого-педагогической компетентности принадлежит  личности педагога, его личностным качествам.  В работе педагога важно, чтобы способы были адекватны целям и опирались на высшие ценности личности. Когда человек начинает действовать как личность, то он руководствуется уже не тем, что «хочется», не своими желаниями и предпочтениями, а тем, что «должно», что «следует», исходя из высших целей, мотивов и ценностей.

Сейчас я предлагаю вам немного поработать, подумать и составить «Личностный портрет педагога дополнительного образования».

Слева в таблице перечислены личностные качества педагога, которые надо правильно распределить, какие из них относятся к чертам характера человека, какие к направленности личности, а какие к способностям.

Но прежде, чем начать давайте обратимся к понятиям.

Черты характера – это естественные  способы поведения человека, т.е.  отражают то, как он действует. В чертах характера отражается отношение человека к людям, труду, вещам, себе.

 Направленность личности  — это мотивы и направленность поведения человека, т.е. то, ради чего он действует.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой – либо деятельности.

В заключение, хочется еще раз сказать, давайте не будем забывать, что профессиональная компетентность является основой для формирования и развития личности ребенка. Ведь только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству.  Поэтому мы тоже должны все время самосовершенствоваться  и  развиваться и тогда на наших деревьях будет много плодов. Всего вам доброго!

 Приложение 

«Личностный портрет»  

педагога дополнительного образования

 

Любовь к детям

 

 

 

 

Черты характера

  естественные  способы поведения человека, т.е.  отражают то, как он действует. В чертах характера отражается отношение человека к людям, труду, вещам, себе.

 

Открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка)

Вера в силы и возможности своих воспитанников

Интерес к внутреннему миру ребенка

Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих воспитанников

Ценность красоты, гармонии – эстетическая направленность

Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность

Творчество в педагогическом процессе

Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство обучения и воспитания)

Любовь к своей профессии

Потребность в передаче знаний

 

 

 

Направленность личности   мотивы и направленность поведения человека, т.е. то, ради чего он действует.

Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей

Доброжелательность

Жизнерадостность, оптимизм

Общительность

Искренность

Чуткость

Требовательность

Чувство такта

Эмоциональная уравновешенность

Инициативность

Ответственность и добросовестность

Настойчивость

Справедливость

Уверенность в себе

 

 

 

Способности

индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в

какой – либо деятельности.

 

Терпеливость

Самокритичность, рефлексия

Порядочность

Чувство юмора

Ясность и критичность ума

Развитое воображение

Эмпатия – способность сопереживать, чувствовать переживания другого

Гибкость мышления, поведения

Творческие способности

Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция

Способность сделать учебный материал доступным, умение просто и ясно излагать материал

Наблюдательность, внимание

Артистические способности

 

Статья «Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения «

Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения

Аннотация: в статье представлены результаты исследований, проводимых с целью выявления профессионально значимых качеств будущих педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: профессионально значимые качества, личностные качества, профессиональные качества, педагог профессионального обучения, исследование.

Изучение проблемы подготовки педагога профессионального обучения (ПО) позволяет говорить о том, что данный вопрос является недостаточно разработанным в научной и учебной педагогической литературе. Так, следует отметить, что на сегодняшний день нет единства в понимании того, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать будущий педагог ПО – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения. В связи с этим для всестороннего изучения и решения вышеизложенной проблемы представляется необходимым определить перечень профессионально значимых качеств будущих педагогов ПО.

При этом под профессионально значимыми (важными) качествами мы будем понимать «любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности» [1, с. 482], или «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [2, с. 394].

Обратившись к педагогической литературе, мы заметили, что современные исследователи выделяют достаточно широкий перечень личностных и профессиональных качеств, которыми, по их мнению, должен обладать будущий педагог. Однако стоит сказать, что, во-первых, изложенные качества способны решать главным образом задачи школьных учителей и, естественно, не учитывают специфики работы педагога профессионального обучения; во-вторых, позиция авторов достаточно субъективна и не отражает современные аспекты педагогической деятельности.

На наш взгляд, профессионально значимые качества будущих педагогов ПО можно обобщенно представить через требования к специалисту:

1) со стороны общества и государства;

2) со стороны сферы труда;

3) со стороны субъектов образования;

4) со стороны самого специалиста.

Основываясь на вышеобозначенной структуре, мы провели исследования и определили, какие личностные и профессиональные качества педагога ПО являются значимыми в его профессиональной деятельности. 

Со стороны общества и государства требования к специалисту, в том числе к педагогу ПО, представлены в Законе РФ «Об образовании», в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине образования в РФ, в проекте «Российское образование – 2020», а также в программных и нормативных документах, опубликованных за период до 2012 г.

Так, в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [3]. В Национальной доктрине образования в РФ отмечается, что образовательная система призвана обеспечить «формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда» [4]. Запрос общества и государства на подготовку педагога ПО отражается и в модели «Российское образование – 2020» в которой говорится, что «интересы национального капитала (работодателей) – получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [5].

Наряду с требованиями, предъявляемыми государством, педагогу в своей деятельности необходимо ориентироваться на то, что ждет от него ближайшее окружение – администрация, обучающиеся, он сам и т.д.

В связи с этим нами были проанализированы требования к специалисту со стороны сферы труда.Для этого среди руководителей начального и среднего профессионального образования г. Челябинска было проведено анкетирование с целью выявления наиболее значимых профессиональных и личностных качеств педагогов ПО. Руководителям необходимо было оценить по 10-балльной шкале более 25 профессиональных и личностных качеств молодых специалистов-педагогов ПО. Анализ результатов показал, что среди профессиональных качеств руководители образовательных учреждений отдают предпочтение таким, как профессионально-педагогическая мотивация, владение различными педагогическими форма-ми и методами обучения, толерантность, готовность к воспитательной работе. Среди личностных качеств руководители выделяют коммуникабельность, справедливость, целеустремленность, стрессоустойчивость, обязательность, креативность и некоторые другие качества.

В результате такого исследования формируются четкие представления о том, какие специалисты – педагоги ПО оказываются востребованными на рынке труда.

Для определения требований к педагогу ПО со стороны субъектов образования был проведен опрос среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Результаты опроса показали, что учащиеся хотят видеть доброго, спокойного, коммуникабельного педагога, умеющего разрешать конфликты, справедливого, готового к пони-манию и совместному преодолению возрастных проблем подростка, а также владеющего нетрадиционными формами и методами обучения.

Для определения требований к педагогу ПО со стороны самого специалиста был проведен опрос среди студентов IV–V курса Челябинского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». Мы остановили свой выбор на студентах старших курсов не случайно. Эти студенты уже прошли педагогическую практику, что помогло им почувствовать себя в роли преподавателей и понять, какие качества являются наиболее значимыми для педагога ПО. Студентам было предложено перечислить те качества, которые, по их мнению, необходимы педагогу ПО. Среди профессиональных качеств студенты выделили такие как профессионально-педагогическая мотивация, интерес к профессии, владение нетрадиционными формами и методами обучения, ораторские способности. Среди личностных качеств студенты выделили справедливость, ответственность, доброжелательность, креативность, стрессоустойчивость.

Как видно, мнение будущих педагогов ПО по большинству показателей совпадает с мнением руководителей образовательных учреждений, субъектов образования, а также государства в целом, что в своей совокупности составляют перечень профессионально значимых качеств педагога.

Таким образом, на основе проведенных исследований были определены личностные и профессиональные качества будущих педагогов ПО. Обобщая выявленные качества, можно сказать, что педагог ПО должен обладать:

1) профессионально-педагогической мотивацией и интересом к выбранной профессии;

2) целеустремленностью, самостоятельностью, от-ветственностью, коммуникабельностью, креативностью, умением разре-шать конфликты;

3) знанием нетрадиционных методов и форм обучения, а также умением применять их в своей педагогической деятельности.

Стоит заметить, что выделенные нами профессионально значимые качества являются общепедагогическими, т.к. они необходимы каждому педагогу, независимо от преподаваемого им учебного предмета.

Обобщенный перечень профессиональных и личностных качеств составляет портрет идеального педагога ПО. В связи с этим выделенные качества должны быть сформированы у будущих педагогов ПО для обеспечения успешности их профессиональной деятельности.

Вместе с тем не стоит забывать, что никакое отдельно взятое исследование, даже очень сложное, не может дать адекватного представления об изучаемом объекте. Именно поэтому предложенные в настоящей статье профессионально значимые качества будущих педагогов ПО нельзя назвать единственно достаточными. 

Список используемой литературы

1. Педагогика: БСЭ / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Соврем слово, 2005. – 720 с.
2. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПМ, 1999. – 440 с.
3. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессионально обра-зовании». – М., 2005. – 46 с.
4. Национальная доктрина образования в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.of.ru/isiorao/default.asp?ob_no=30263.
5. Российское образование – 2020: модель образования для эконо-мики, основанной на знаниях / под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина: Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39 с.

 

Профессионально-педагогические качества личности — Студопедия

При рассмотрении педагога как субъекта деятельности иссле­дователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственноличностные. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагоги­ческое целеполагание, педагогическое (практическое и диагно­стическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогичес­кий оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определя­ет. Например, «педагогическое целеполагание… это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих соб­ственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» [129, с. 20]; «педагогическая наблюдательность… это способность по выразительным движениям читать человека слов­но книгу» [129, с. 24] (перцептивные способности). Существен­но, что многие из этих качеств (способностей) соотнесены непо­средственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значи­мые качества педагога (педагогическую направленность, педаго­гическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогиче­скую рефлексию, педагогический такт), Л.М. Митина [142] со­относит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивны­ми. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пяти­десяти личностных свойств учителя (как профессионально-зна­чимых качеств, так и собственно личностных характеристик). При­ведем список этих свойств [142, с. 21]: вежливость, вдумчи­вость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, вни­мательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, граж­данственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеж­денность, инициативность, искренность, коллективизм, критич­ность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настой­чивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, политическая сознательность, порядочность, патри­отизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотри­тельность, принципиальность, самостоятельность, самокритич­ность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство но­вого, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологический





портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого пор­трета являются собственно личностные качества: направлен­ность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями,

предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне могут обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

1. Правильно оценить тенденции политического, социального и

экономического развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет ответить на такие два вопроса:

3. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу?

4. Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу?

Начнем с обсуждения первого из сформулированных вопросов. Главная тенденция современного прогрессивного развития общества — демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.

Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.

Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?

Прежде всего — умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой — отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

Передача или утрата власти одной стороной предполагаетеепринятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени,— сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

знаков профессионализма в учителе | Работа

Стейси Зейгер Обновлено 1 июля 2018 г.

Как учитель, вы играете решающую роль в помощи молодым людям в достижении успеха в классе. Профессиональное поведение показывает, что вы серьезно относитесь к своим обязанностям. Неспособность действовать профессионально — это плохой пример и может привести к потере доверия и уважения студентов. Продемонстрируйте профессионализм во всех аспектах своей карьеры, чтобы дать своим ученикам лучшее образование.

Аккуратный внешний вид

Внешний вид учителя играет роль в проявлении профессионализма. Учитель-мужчина должен носить классические брюки и рубашку-поло или рубашку на пуговицах, добавляя галстук или пиджак для особых случаев. Учителя-женщины должны носить подходящую для класса одежду, избегая коротких юбок и открытых топов. Во многих школах учителям не разрешается демонстрировать пирсинг на лице, татуировки и ярко окрашенные волосы на работе. Кроме того, учителя должны воздерживаться от употребления алкоголя или курения в присутствии учеников, а также избегать нецензурной лексики или ненадлежащих действий по отношению к коллегам в поле зрения или в пределах слышимости учеников.

Позитивное взаимодействие со студентами

Когда дело доходит до взаимодействия с учениками, учителя должны понимать, что существует тонкая грань между заботливым взрослым и другом. Профессиональные учителя не позволяют, чтобы их желание нравиться ученикам мешало соблюдению правил в классе и школе. Они не проявляют фаворитизма и не дискриминируют студентов. Преданные учителя считают, что все ученики способны учиться и добиваться успеха. Чтобы это произошло, тщательно подбираются планы и материалы уроков.

Продуктивное взаимодействие с коллегами

Профессиональные учителя стремятся эффективно взаимодействовать друг с другом. Преподаватели одного отдела могут сотрудничать, чтобы делиться стратегиями обучения, анализировать данные и обсуждать вопросы учебной программы. Те, кто обучает одних и тех же учеников, регулярно встречаются, чтобы обсудить способы повышения успеваемости учеников и установить связи между предметами. Стратегии разрабатываются для решения конкретных проблем поведения. Учителя, ориентированные на профессионализм, также озабочены школьным сообществом и тем, как они могут работать со своими коллегами для создания среды, которая максимизирует обучение и способствует достижению результатов.Профессиональные преподаватели не сплетничают и не разглашают конфиденциальную информацию ненадлежащим образом.

Постоянное профессиональное обучение

Многие штаты требуют, чтобы учителя участвовали в текущих программах повышения квалификации, чтобы сохранить свой сертификат. Учителя, приверженные профессионализму, с энтузиазмом участвуют в обучении, чтобы быть в курсе достижений в области технологий и новых тенденций в образовании. Они ищут информацию о передовых методах и стратегиях обучения для всех типов учащихся.Другие интересы включают чтение книг, журналов и блогов о лидерстве в образовании. Некоторые учителя проводят исследования, чтобы постоянно улучшать свои методы обучения и поддерживать успеваемость своих учеников. Кроме того, многие посещают образовательные конференции и принадлежат к профессиональным организациям, чтобы общаться с другими в этой области.

.

Качества грамотного учителя

01 июля 2012 г. | Издатель: Учитель Джовелин Салданья | Опубликовано в: Учителя для учителей

Учителя обладают большой силой в своей собственной способности направлять учащихся в становлении ответственными гражданами. Их совместный упорный труд выступает в качестве движущей силы, с помощью которой достигаются цели и задачи образовательной программы. Таким образом, необходимо учитывать качество учителей, чтобы эти цели были достижимы.

В ходе неструктурированных консультаций с некоторыми администраторами относительно способностей учителей они сочли манеру работы как наиболее благоприятную характеристику.Наибольшее влияние на формирование нравственных ценностей оказали личностные качества учителя. Студенты-респонденты отметили доступность и ответственность среди учителей как свои высшие приоритеты.

Вот некоторые аспекты компетентности учителей, которые нравятся администраторам:

  1. Знания, связанные с работой . Компетентный учитель полностью знает предмет, который преподает, и должен быть знаком с содержанием учебной программы. У нее есть энтузиазм и энтузиазм, чтобы исследовать / разрабатывать новые стратегии обучения, которые будут соответствовать уровню и темпам обучения ученика.Она стремится узнать своих учеников и умеет оценивать уроки.
  2. Коммуникативные навыки . Она красноречива и хорошо общается. Она относительно легко участвует в собраниях / семинарах. По возможности, она дает только конструктивную критику.
  3. Надежность . Учитель, который работает с минимальным контролем и выполняет поставленные задачи в течение определенного периода, действительно является активом любой системы. Она полностью поддерживает любую деятельность и старается изо всех сил.Кроме того, на нее можно положиться, если она будет быстро составлять график встреч и встреч.
  4. Инициатива . Компетентный учитель демонстрирует готовность брать на себя дополнительные задачи и даже добровольно выполняет другую работу помимо ее обычного преподавательского задания. У нее есть внутренняя полоса лидерства, и она может быть независимой в своей работе.
  5. Решение . Компетентный учитель принимает здравые и зрелые решения. Она применяет аналитический и рефлексивный подход к проблемам.Она пользуется осмотрительностью, чтобы не ставить под угрозу отношения с коллегами и начальством.
  6. Адаптивность . Она легко приспосабливается и приспосабливается к существующим ситуациям. Она открыта для отзывов и новых идей и охотно поддерживает изменения, когда это необходимо. Она также может быть гибкой по отношению к коллегам и начальству.
  7. Профессионализм . Хороший учитель придерживается правил, политики и процедур с высочайшей степенью профессионализма. Она уважает идеи и мнения других и проявляет тактичность в отношениях с другими.Она честно и преданно выполняет служебные обязанности.
  8. Межличностное общение . У нее теплый и поддерживающий характер, и она может гармонично работать с другими. Она умеет подстраиваться под разные личности и стремится к миру. Она также уважает другие культуры и религии.

Действительно, учитель — ключевой фактор в процессе обучения. На нее смотрят как на социальную и моральную модель, несущую определенную степень престижа и респектабельности, которую необходимо развивать.Она не просто занимается какой-либо профессией, но и выполняет миссию, то есть формирует целостную личность молодежи, которая завтра станет гражданами.

Последние сообщения Учителя Джовелин Салдана

.

2. Определение качества учителей | Тестирование кандидатов в учителя: роль лицензионных тестов в повышении качества учителей

to Do (NBPTS, 1994), Типовые стандарты для начинающих учителей лицензирования и развития (INTASC, 1992) и Стандарты, процедуры и политика для аккредитации профессиональных образовательных единиц (NCATE, 1997).

Темы из стандартов для учителей

Все три набора стандартов рассматривают преподавание в свете обучения.Они открыто признают, что действия или достижения учителей зависят от многих видов знаний и от склонности использовать эти знания и работать с другими для поддержки обучения и успеха всех учеников. Эти инициативы включают в себя знания об обучении и обучении, которые поддерживают представление о преподавании как о сложном, зависящем от потребностей и учебных целей учащихся и взаимном, то есть постоянно формируемом и изменяющемся реакцией учащихся на учебные мероприятия. Стандарты учитывают проблемы преподавания, которые ставит мультикультурный и многоязычный учащийся.Стандарты признают стили обучения студентов с особыми потребностями и студентов, которые обладают разными стилями обучения. Отражая новые стандарты по предметам для учащихся и потребности разных учащихся, а также ожидание того, что учителя должны сотрудничать с коллегами и родителями для достижения успеха, стандарты определяют преподавание как коллегиальную профессиональную деятельность, отвечающую рассмотрению предметов. содержание и студенты.

Три набора стандартов существенно связаны и представляют собой непрерывный процесс развития на протяжении карьеры учителя.Стандарты INTASC описывают знания, навыки, способности и склонности начинающих учителей. Стандарты NCATE предназначены для утверждения программ подготовки учителей и описывают знания и навыки кандидатов в учителя. Стандарты NBPTS описывают завершенное обучение. В следующем разделе описываются основные темы, возникающие в стандартах. Поскольку категории компетентности учителей в стандартах NBPTS шире и, следовательно, их меньше, комитет использовал их здесь для организации обсуждения тем.

Учителя привержены делу своих учеников и учеников

Центральная тема всех трех наборов стандартов заключается в том, что учителя должны быть привержены своим ученикам и их обучению. Учителя должны исходить из убеждения, что все учащиеся могут учиться, и должны разрабатывать и использовать учебные программы, которые побуждают учащихся видеть, задавать вопросы и интерпретировать идеи. Чтобы гарантировать, что все учащиеся действительно учатся, учителя должны понимать, как уровни развития их учеников влияют на обучение и как следует изменить обучение в классе, чтобы оно отражало потребности учеников.Они должны воспитывать у студентов чувство собственного достоинства, мотивацию, гражданскую ответственность и уважение к другим.

Чтобы приспосабливаться к потребностям всех своих учеников и реагировать на них, учителя также должны понимать и изменять инструкции, чтобы включить возможности обучения —

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *