юнгианские песочницы – главные свойства и отличия
Что имеют в виду под названием юнгианские песочницы? Как выяснилось, все что угодно. Я был гостем в различных клубах, кабинетах и студиях песочной терапии. Обычно я видел там одну песочницу классических размеров (50х70х8 см). Реже видел в кабинете 2 классических юнгианских песочницы. Иногда встречаются песочницы малых размеров – например, 40х50 см, или 30х40 см. Встречаются песочницы для групповой работы 70х100 см, и даже 100х140 см. Некоторые производители называют все размеры, в том числе и указанные выше 40х50 см, юнгианскими песочницами.
Малая песочница 40х50 см
Малые песочницы не являются классическими в строгом смысле, прежде всего потому, что у них соотношение сторон ближе к квадратной форме. То есть, у классических песочниц соотношение сторон равно 1,4, у малых (40х50 см) 1,25, а у самых малых (30х40 см) 1,33. Это означает, что сеанс песочной терапии в них проходит более центрировано. А меньшие размеры уменьшают поле для работы, в связи с чем работа принимает более укрупненную тенденцию, с меньшей детализацией. Но при всех этих отличиях малые песочницы очень удобны в некоторых ситуациях – например, маленькая площадь кабинета, возможность возить с собой в чемодане песочницу с песком.
Песочницы малых размеров (40х50 и 30х40 см) были впервые анонсированы магазином Песочный мир. Песочницы размера 40х50 см – в 2012 году, песочницы 30х40 см – в 2015 году. Выход на рынок с
Групповая песочница 70х100 см
песочницами такого размера был определенным риском, но он оправдал себя. Практически сразу эти песочницы стали популярными, и сейчас многие производители выпускают модели 40х50 см. Полагаю, читателю ясно, что юнгианскими песочницами можно называть только один размер песочниц – 50х70 см с бортами 8 см, выкрашенными изнутри в голубой цвет, дно выкрашено в синий цвет. Остальные песочницы не являются ни юнгианскими, ни классическими. Их можно называть только песочницами для песочной терапии, и не более. Но я никак не отрицаю полезность таких песочниц для расширения возможностей песочной терапии, адаптированности к реальным условиям работы, и в качестве еще одного инструмента работы.
Интересны песочницы размером 43,3х70 см. Эти песочницы следует выделить отдельно. Соотношение сторон их составляют 1,618. Это число примечательно тем, что является соотношением «золотого сечения». Чем же примечательно это золотое сечение? Его использовали в своих работах признанные гении, например Леонардо да Винчи. Это число постоянно возникает при вычислении пропорций природных объектов. Оно же всплывает в соотношениях частей человеческого тела. Использование этой пропорции в изобразительных работах делает их особенно привлекательными, и порой именно в использовании золотой пропорции кроется гениальность произведений искусства. Много писать про это не буду – достаточно сделать запрос в поисковике по теме золотого сечения, и изучить информацию подробнее.
Встречается много других размеров песочниц, но уже гораздо реже названных. Мне попадались даже квадратные песочницы. Были крашеные и некрашеные. Магазин Песочный мир предлагает даже шести- и восьми-угольные песочницы на заказ, и они тоже пользуются спросом.
Чем все эти песочницы интересны, чем они особенны при проведении сеансов песочной терапии?
В литературе, ставшей уже классическими основами песочной терапии, указываются размеры 50х70х8 см. Считается, что полноценный сеанс проходит именно в песочницах таких размеров. Основания для этого в том, что такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать песочницу взглядом целиком (Большебратская Э.Э. «Песочная терапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии»).
Есть другие доводы за прямоугольную форму песочницы. Вытянутая прямоугольная форма песочного поля вносит небольшой дискомфорт и провоцирует клиента на движение и преобразование. Говоря языком современных тренингов, такая форма мягко, исподволь выводит из зоны комфорта. В результате клиент направляется на активное решение своих задач в песочнице.
Более квадратная форма, а тем более симметричная 6-8-угольная или даже круглая (такие сейчас стали появляться на фестивалях песочной терапии) не способствуют движению к развитию ситуации на песочном поле, но направляют на структурирование и центрирование картины. Многоугольная форма часто применяется в детских клубах в качестве песочницы для групповой работы.
Симметричные размеры песочниц вполне могут быть использованы для работ по стабилизации личности, так как симметричная форма провоцирует движение к центру. Поэтому в таких песочницах эффективно было бы проводить работу по центрированию и стабилизации личности а так же гармонизации, закреплению каких-то результатов, подведению итогов, работе типа построения мандал.
Песочницы, занимающие промежуточное положение между симметричными и прямоугольными классическими песочницами, например, 40х50 см, будут полезны для диагностической или предварительной работы, связанной с фокусировкой запроса, о чем ранее я уже писал. Особенно для первых сеансов, когда клиент еще не встречался с песочной терапией или не готов глубоко войти в работу.
И в заключение я хочу отдельно поговорить о песочнице с соотношением размеров золотого сечения, или золотой пропорции.
Эта песочница имеет более удаленную от квадрата форму, чем классическая юнгианская песочница, и как следствие обладает еще меньшим децентризмом. Соотношение же золотого сечения добавляет этим песочницам свойство вселенской гармонии, на основе которой построена живая природа. Таким образом, элементом гармонизации является не только натуральный материал дерево, но и геометрическое соотношение размеров, равное золотой пропорции. Говоря словами известного песочного терапевта Галины Эль, «Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гармоничным образом и способствовать его целостности». То есть у прямоугольной песочницы появляются свойства симметричной песочницы, при этом сохраняются все её прежние преимущества. У песочницы, построенной по принципу соотношения золотой пропорции, есть множество интересных свойств. Очень интересно эти свойства описывает Галина Эль в своих работах и на своих семинарах.
В заключение отмечу, что магазином Песочный мир предлагается вся линейка песочниц для песочной терапии. И конечно же, эти песочницы самого лучшего качества, с длительной гарантией и невероятным сроком службы.
Качество наших песочниц постоянно растет, и мы всегда на пике современных достижений в конструкциях и технологиях песочниц.
Наш основной сайт www.buypsy.ru
Самые свежие новости и много интересной информации публикуются в нашей группе ВКонтакте.
Читайте новости, подписывайтесь на новостную рассылку и обновления группы.
Вопросы пишите сюда — самый быстрый способ получить печатный ответ. Или звоните — актуальные телефоны на сайте и в группе ВКонтакте.
Юнгианская песочная терапия | АССОЦИАЦИЯ ЮНГИАНСКОЙ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ РОССИИ
Евгения Трошихина
к.пс.н., доцент СПбГУ, песочный терапевт
Юнгианская песочная терапия
Безграничность и живость фантазии рождает многообразие методов и техник психотерапии. В качестве средств при работе с клиентами можно использовать рисование, лепку, игру, инсценировки, кукольный театр, теневой театр, музыку, танец, рассказывать и сочинять истории, применять притчи, сказки, создавать коллажи, мастерить кукол и многое другое. Психотерапевт и клиент совместно ищут соответствующие средства самовыражения. Для одних людей таким средством служит игра с песком, для других – драма, для третьих – инсценировка фантазий. Одних привлекает рисование, других – глина, а третьих – сочинение историй. В продуктах творчества находят символическое выражение трудности и проблемы, а в процессе регулярных встреч происходит продвижение образов фантазии и в результате возникает возможность разрешения конфликтов и исцеления. Как пишет Э.Ф. Эдингер, «настроения и чувства сотрясают нас до тех пор, пока не образуют нечто зримое и осязаемое, и тогда мы уже вступаем с ними во взаимодействие как с реальными объектами».
Творчество открывает пространство для жизни образов, что переживается как ощущение глубокой реальности взаимодействия внутреннего и внешнего мира. Только символическая жизнь способна выразить повседневные чаяния души.
Песочная терапия корнями связана с символической игрой детей. Дети любят играть в песок. Летом мы часто наблюдаем, как они строят запруды у ручейков, песочные замки на пляже, а дети помладше лепят куличи в песочнице. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти.
Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.
Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Ловенфельд. Она использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”, в наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.
В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами. Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы». Джун Атертон, президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии, предпочитает использовать корзину, в которую клиент, разглядывая фигурки на полках, складывает те из них, которые его притягивают. Она говорит об этом так: «клиентом выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать. Клиент может просто расположить их на песке, а может создать картину».
Набор фигурок и предметов отражает, по-возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д.
В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Он слуга процесса.
По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».
Интегрирование бессознательного материала приводит к усилению чувства целостности, внутренней силы Эго.
Д. Калфф считает, что Эго ребенка начинает развиваться с самого рождения, что Эго черпает силу из глубокого внутреннего ощущения единства младенца с матерью, которое развивается постепенно и достигает пика во второй – третий год жизни ребенка. Дискретная связь с матерью травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. В условиях терапии специалист создает «свободное защищенное пространство», что является условием появления ощущения единства у обоих участников, по своей природе похожего на взаимоотношения «мать – ребенок», и тогда клиент имеет возможность проживания заново эмоционального отношения в переносе и достижения психической интеграции.
При построении в песке проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует.
М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Например, издревле мамы играют со своими детьми в хорошо всем известную игру «Ку-ку», когда мать прячется за тканью или спинкой кроватки, и, спустя некоторое время, появляется снова. С течением времени у маленького ребенка накапливается опыт возвращения матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, коврик над кроваткой, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.
Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.
Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».
Метод песочной терапии подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствует, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями».
В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ. Исключение составляют лишь психотические больные.
Песочная терапия – это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сам поднос является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.
К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.
О методе — Sandplay. Юнгианская песочная терапия
1. О методе в целом.
Песочная терапия (Sandplay) один из самых интересных методов аналитической психологии, основанный на идеях М. Левенфельд, Д. Калф, К.Г. Юнга. Именно на эту методологическую основу указывает в своем Регламенте работы Международное общество Сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии).
Это увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Все мы нуждаемся в развитии диалога с собой, в освоении внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете свой мир, а терапевт позволяет справиться с возникающими чувствами, понять смысл, связать с реальными проблемами и сложностями в жизни.
Это творческий процесс, который помогает соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я», возвращает человека к его травматическим переживаниям, прокладывает мост между внутренней и внешней реальностью, что способствует движению к целостности и развитию личности.
2. Немного истории.
В 20-е годы прошлого столетия английский врач Маргерет Ловенфельд использует в своей работе два цинковых подноса с водой и песком и миниатюрные фигурки. И, совместно со своими маленькими пациентами, она создает «технику мира», которая становится предметом ее увлекательного исследования.
В 50-е годы Дора Калфф, юнгианский аналитик обучается у Ловенфельд, развивая идеи, соединяя технику с юнгианскими идеями и восточной философией, так рождается песочная терапия (Sandplay).
Таким образом , «песочная терапия» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.
Сначала этот метод применялся в детском психоанализе, так как детям сложно словами описать свои переживания, как это, обычно, могут делать взрослые. Но вскоре он стал использоваться и в работе с взрослыми клиентами, помогая выразить тяжелые переживания, боль от потерь, внутренние конфликты и какие-то непереносимые чувства, о которых невозможно было говорить. Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития.
Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.
3. Что необходимо для работы
В песочной терапии используются два деревянных лотка — с сухим и мокрым песком, выкрашенные в голубой цвет, как модель воды и неба. Вода и коллекция миниатюрных фигурок. Они должны быть как природные (ракушки, шишки, желуди, камни, веточки), так и сделанные руками человека из разных материалов ( железа, стекла, глины, пластмассы…), которые будут отображать всю сферу жизни человека и окружающую среду ( люди, дома, машины, животные, деревья, цветы, инструменты, предметы обихода, мифологические образы и многое другое). Важно присутствие как красивых светлых и добрых образов, так и страшных темных и ужасных. Чем больше фигурок, тем больше возможностей у клиента себя выразить.
Обычно, терапевт не дает никаких инструкций. Клиент может строить свой уникальный мир в песке с помощью фигурок, может наливать воду и моделировать различные ландшафты своей души или создавать образы из мокрого песка. А можно, просто, играть с сухим песком, создавая волны, дорожки, ветер, бурю в пустыне, песочный дождь.
Прикасаясь к сухому песку, можно ощутить забытые прикосновения заботливых материнских рук или другого, очень близкого человека и наполниться любовью и успокоением. У каждого будут свои чувства, в зависимости от их детского опыта и их травмы. Можно восполнить эти чувства и наполниться ими, если их, по каким-то причинам, не удалось пережить раньше, создавая образ заботящейся внутренней матери. Это видно по детям из детских домов, как они буквально целиком хотят погрузиться в этот песок с блаженством на лице. А других он пугает, и они долго не хотят к нему прикасаться, пока не произойдет доверие к миру в образе терапевта.
Песочная терапия обеспечивает безопасное пространство для проработки бессознательного материала в игровой форме. Она уменьшает сопротивление клиента в способе выражения собственных аффектов и помогает их связать с образами, за счет символизации.
Памятка «Оборудование для песочной терапии» — в частности, какие должны быть фигурки >>>
4. Где применяется:
Родной дом песочной терапии — юнгианский анализ. Но, со временем, интерес к методу растет и продвигает его по новым путям развития.
Благодаря простоте манипуляций и огромным возможностям метод находит применение в самых разных областях и не только психотерапии. Педагоги и социальные работники используют песочную терапию для развития творческих способностей и навыков. Невероятно красиво смотрится песочная живопись. Песочные шоу и создание скульптур из песка стали отдельным видом искусства.
Песочная терапия используется в консультировании, краткосрочных методах психотерапии, как вид арт-терапии, в работе с семьями. Парами. Клиентами практически всех возрастов.
И конечно метод успешно развивается в родном пространстве аналитической психологии.
Песочные картины можно сопоставить с серией сновидений, о которых, к сожалению, мы часто забываем. Картины, как сны наяву, которые можно анализировать, сфотографировать, а потом наблюдать как за изменением содержания самих картин, так и за динамикой изменений в психике их создателя.
В песочных картинах детей, часто можно наблюдать спроецированное бессознательное их родителей, которым заполнен ребенок, что не дает ему спокойно развиваться. С помощью образов и последующего их выражения на песке он освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, чтобы наполнить его своими помогающими и поддерживающими фигурами (внутренними объектами). В песке, без страха, уничтожается старый мир и создается новый мир. С персонажами песочной картины можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции и смотреть, как будут к этому относиться окружающие персонажи, то, что не решаются сделать в обычной жизни. Здесь можно проиграть много ролей, и выбрать для себя подходящую твоему внутреннему состоянию и твоему подлинному «Я».
Постепенно боль потери, разрушения и травмы становиться меньше, так как в психику встраивается внутренний образ героя, создателя, творца своего мира, своей жизни. Этому способствует уникальная идея Песочной терапии.
5. О песочных терапевтах:
Для песочного терапевта очень важно развивать в себе способность быть в хорошем контакте с детской частью, понимать и разговаривать на забытом языке образов. Уметь ориентироваться в символическом поле помогает знание мифологии фольклора, литературы по аналитической психологии. Этот с виду простой метод требует постоянного профессионального и личностного развития. Помимо соблюдения Этического закона помнить про особую бережную позицию по отношению к клиенту и его работе. Личный опыт работы в песочнице, осознание собственного процесса индивидуации дает возможность создавать для своих клиентов свободное, защищенное пространство. Дора Калфф пишет, что именно при таких условиях возможно активизация архетипа Самости, который и ведет по пути индивидуации.
6. Обучение.
Развитие в этом направлении предполагает постоянный процесс развития.
Обучение в школе аналитической психологии дает базу для понимания процесса песочной терапии:
— структуры и динамики психики;
— механизма психокорекционного воздействия;
— теории комплексов и архетипов.
Далее, конечно, обучающие программы непосредственно по Песочной терапии, где мы можем через знакомство с подходом разных специалистов почувствовать и двигаться к собственному способу использования песочницы, ведь мы имеем дело с творческим методом, где копирование убивает идею. Важно знакомиться с другими арт-методами, методами аналитической психологии работы с образами, такими как активное воображение, амплификация. Для развития символического мышления очень важно изучать культурологию, мифологию, фольклор.
Подробные требования к обучению песочных терапевтов в ISST >>>
Программы по песочной терапии в рамках нашего проекта >>>
Личная терапия и супервизии позволяют на собственном опыте прожить и осознать историю в пространстве песочнице, понять трудом своей души.
*****
В завершение, хотелось бы сказать, что использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.
Виктория Андреева
Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты
юнгианская песочница своими руками – выбор материала
У многих песочных терапевтов, особенно начинающих, возникает архиважный вопрос — юнгианская песочница своими руками, можно ли это сделать, как сделать и из чего сделать. При этом считается, что будет существенная экономия на стоимости песочницы. Часто процесс сопровождается надеждой на то, что конечный результат будет хорошего качества, так как песочница будет делаться своими руками.
Так выглядит песочница в процессе изготовления.
Вариант готовой песочницы
Давайте разберемся подробнее.
Чтобы сделать хорошую песочницу, необходимо прежде всего приобрести приличный материал. Из какого материала можно делать песочницы для песочной терапии?
Дно песочницы обычно делается из фанеры 6 или 8 мм. Другие варианты (оргалит) будут недостаточно прочные и стойкие к воздействиям, или же избыточны (массив древесины в качестве дна добавит лишние несколько килограммов к песочнице).
Борта песочницы можно делать из разных материалов. Именно борта придадут песочнице итоговый вид – красивый, качественный, аккуратный.
Самый простой материал для бортов – обычная доска. Наиболее распространенные в продаже доски хвойных пород: сосна, ель. Ель предпочтительнее, так как в ней размер сучков значительно меньше, чем в сосновых досках. Но если есть возможность, то можно выбрать пару досок почти без сучков, и затем вырезать заготовки из наиболее чистых отрезков.
Плюсы: легкость обработки, легкодоступность материала.
Минусы. Сучки после обработки рельефно выделяются, после усыхания выделяются еще сильнее, часто попадаются сгнившие сучки, которые надо заделывать. Другой минус – относительная мягкость материала, в результате чего песочница становится очень нежной – любое неаккуратное воздействие жестким предметом приводит к вмятине, и песочница через небольшое время использования выглядит неопрятной и старой. Отдельное свойство досок — всегда имеется вероятность растрескивания досок, если использовать их целиком.
Материал 2. Мебельный щит хвойных пород. Очень удобный материал. Продается уже готовыми плитами различной ширины и стандартной толщины 18 мм.
Плюсы: можно сделать качественное изделие, так как сам материал представляет собой качественную заготовку.
Минусы. Прежде всего уже упомянутая мягкость хвойных пород – после изготовления песочница все равно будет мягкой и уязвимой для механических воздействий. В структуре этих мебельных щитов часто попадаются выбитые сучки, что потребует шпаклевку, а это повлечёт отдельную шлифовку, что усложнит изготовление. Использование мебельного щита приводит к небольшому удорожанию по сравнению с досками.
Материал 3. Березовая доска. Найти её в продаже сложнее.
Плюсы: легче найти доски без сучков, прочное и достаточно твердое дерево по сравнению с хвойными породами.
Минусы. Сложнее в обработке. Сложная волокнистая структура усложняет шлифовку и покраску.
Материал 4. Березовая фанера. Очень удобный для изготовления песочниц материал. Можно выбрать фанеру нужной толщины – 15 или 18 мм для бортов. Рекомендуется применять шлифованную фанеру. Это немного дороже, но избавляет от необходимости дополнительного выравнивания поверхности и упрощает шлифовку.
Плюсы: устойчивость готовой песочницы к механическим воздействиям, относительная простота изготовления и обработки.
Минусы. Необходимость особенно внимательно обрабатывать торцы и срезы фанеры. Необходимость вырезать заготовки нужных размеров из большого листа – чтобы это сделать ровно, требуется навык и оборудование. При некоторых операциях требуется аккуратность в связи с риском расслаивания, а так же постоянный визуальный контроль для отбраковки деталей с расслоением фанеры (иногда такое попадается).
Материал 5. Древесина твердых пород. Очень хороший, но дорогой материал.
Плюсы. Есть возможность сделать по-настоящему качественное изделие, которое будет отлично выглядеть без наружной покраски. Вспомните музейную мебель из массива дуба, ясеня, ореха, вишни – вот какое качество возможно в потенциале.
Минусы. Сложное и трудоемкое изготовление, требующее профессионализма и хорошего инструментария. Песочницы на выходе будут очень дорогими даже при самостоятельном изготовлении. Если при изготовлении будут небольшие огрехи, их придется скрывать шпаклевкой, что в итоге потребует трудоемких операций для сокрытия этой шпаклевки или же покраски – и красивая древесина тогда будет скрыта под слоем краски (тогда зачем применять такой дорогой материал?).
Выводы.
Самый простой и быстрый способ сделать песочницу – это делать из досок хвойных пород, но изделие получится недолговечное.
Самое прочное и долговечное изделие будет при использовании цельного массива дорогой твердой древесины, но изделие будет трудозатратно и дорого.
Золотая середина. Вполне надежное изделие получается из березовой фанеры, но требуется навык и дополнительная обработка торцов, а так же внимательный контроль качества материала.
В следующей статье обсудим изготовление и сборку песочниц — особенности и подводные камни.
Песочный Мир производит песочницы с 2012 года, и мы всегда на пике современных достижений в конструкциях и технологии изготовления песочниц. Все наши песочницы имеют гарантию 1 год и срок службы не менее 5 лет.
С 2018 года каждая песочница маркируется индивидуальным номером, по которому можно узнать точную информацию о применяемых материалах и индивидуальных особенностях ее изготовления.
Недавно создано сообщество ВКонтакте, где мы делимся последними компетенциями по изготовлению песочниц. Рекомендую вступить туда, так как там часто публикуется наиболее актуальная информация по технологиям изготовления песочниц.
Самые свежие новости и много интересной информации публикуются в нашей группе «Песочный мир».
Вопросы можно писать сюда — самый быстрый способ получить печатный ответ. Или звоните — актуальные телефоны на сайте и в группе «Песочный мир» ВКонтакте.
Наш основной сайт www.buypsy.ru
Читайте новости, подписывайтесь на новостную рассылку и обновления группы.
Домашняя «ЧУДО-песочница» юнгианская без ручек + выдвигающаяся крышка
В комплекте:
1. «ЧУДО-песочница» с голубым дном и бортами (70-50-10 см)
Материал: Берёзовая фанера. Покрытие: водостойкий лак.
2. Кварцевый песок фракции 0,4 мм — 7 кг на выбор: натуральный или цветной
3. Выдвижная крышка из берёзовой фанеры
4. Бумажное пособие — подборка игр с песком для дошкольников
5. Гребень 4в1 для создания узоров и выравнивания песка
6. Методика рисования на песке. Развивающие занятия (по QR-коду на гребне)
В набор «ЧУДО-песочница» юнгианская с крышкой без ручек входит:
1. ЧУДО-песочница с голубым дном и бортами (70-50-10 см) — идеальный размер для юнгианской песочной терапии.
Песочница сделана из берёзовой фанеры, покрыта специальным влагостойким лаком, что позволяет работать с влажным песком.
2. Кварцевый песок фракции 0,4 мм — 7 кг на выбор: натуральный или цветной (укажите при заказе желаемый цвет песка).
Наполнение 7 кг — это 2 см в высоту. Высота бортиков 10 см.
3. Выдвижная крышка из берёзовой фанеры.
4. Бумажное пособие — подборка игр с песком для дошкольников.
5. Гребень 4в1 для создания узоров и выравнивания песка.
6. Методика рисования на песке. Развивающие занятия (по QR-коду на гребне)
Symbol — Юнгианское определение и использование
Symbol . Лучшее возможное выражение чего-то неизвестного. (См. Также конструктив и окончательный .)
Каждое психологическое выражение является символом, если мы предполагаем, что оно заявляет или означает нечто большее и отличное от себя, что ускользает от наших нынешних знаний. [«Определения», CW 6, пар. 817.]
Юнг различал символ и знак. Например, знаки отличия на униформе — это не символы, а знаки, которые идентифицируют владельца.При работе с бессознательным материалом (сны, фантазии и т. Д.) Образы можно интерпретировать семиотически, как симптоматические знаки, указывающие на известные или познаваемые факты, или символически, как выражающие что-то по существу неизвестное.
Интерпретация креста как символа божественной любви семиотическая, потому что «божественная любовь» описывает этот факт лучше и точнее, чем крест, который может иметь много других значений. С другой стороны, интерпретация креста является символической , когда она ставит крест за пределы всех мыслимых объяснений, считая его выражением пока неизвестного и непостижимого факта мистического или трансцендентного, т.е.е., психологическая, природа, которая просто наиболее уместно представлена на кресте. [Там же, пар. 815.]
Интерпретируется ли что-либо как символ или как знак, зависит главным образом от позиции наблюдателя. Юнг связывал семиотический и символический подходы соответственно с причинной и конечной точками зрения. Он признал важность обоих.
Психическое развитие не может быть достигнуто только намерением и волей; ему необходимо притяжение символа, чей квант значения превышает значение причины.Но формирование символа не может произойти до тех пор, пока ум не сосредоточится достаточно долго на элементарных фактах, то есть до тех пор, пока внутренние или внешние потребности жизненного процесса не вызовут преобразование энергии. [«О психической энергии», CW 8, пар. 47.]
Символическая установка в основе конструктивна , поскольку она отдает приоритет пониманию значения или цели психологических явлений, а не поиску редуктивного объяснения.
Конечно, есть невротики, которые рассматривают свои бессознательные продукты, которые в основном являются болезненными симптомами, как символы высшей важности.
Однако, как правило, этого не происходит. Напротив, современный невротик слишком склонен рассматривать продукт, который действительно может иметь большое значение, как простой «симптом». [«Определения, CW 6, п. 821.]
Главный интерес Юнга к символам заключался в их способности преобразовывать и перенаправлять инстинктивную энергию.
Как мы можем объяснить, например, религиозные процессы, природа которых по сути является символической? В абстрактной форме символы — это религиозные идеи; по форме действия они представляют собой обряды или церемонии.Они являются проявлением и выражением избыточного либидо. В то же время они являются ступеньками к новым видам деятельности, которые следует называть культурными, чтобы отличать их от инстинктивных функций, выполняющих свой обычный ход в соответствии с законами природы. [«О психической энергии», CW 8, пар. 91.]
Формирование символов происходит постоянно в душе, проявляясь в фантазиях и снах. В анализе, после того как исчерпаны редуктивные объяснения, формирование символов подкрепляется конструктивным подходом.Цель состоит в том, чтобы сделать инстинктивную энергию доступной для полноценной работы и продуктивной жизни.
© из книги Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.
.
логотипов — юнгианские концепции
логотипы . Принцип логики и структуры, традиционно связанный с духом, миром-отцом и образом Бога. (См. Также animus и Eros .)
Нет сознания без различения противоположностей. Это отцовский принцип, Логос, который вечно пытается освободиться от первичного тепла и изначальной тьмы материнской утробы; Одним словом, от бессознательного. [«Психологические аспекты архетипа матери», CW 9i, пар.178.]
В более ранних работах Юнга он интуитивно отождествлял мужское сознание с концепцией Логоса, а женское сознание — с концепцией Эроса. Либо один может быть доминирующим в конкретном мужчине или женщине из-за комплексов контрасексуалов.
Под Логосом я имел в виду различение, суждение, понимание, а под Эросом я имел в виду способность относиться. Я рассматривал обе концепции как интуитивные идеи, которые не могут быть определены точно или исчерпывающе. С научной точки зрения это прискорбно, но с практической точки зрения это имеет свою ценность, поскольку эти две концепции выделяют область опыта, которую одинаково трудно определить.
Поскольку мы вряд ли когда-либо сможем сделать психологическое предположение без немедленной его отмены, примеры обратного сразу бросаются в глаза: мужчины, которых не волнуют различение, суждение и понимание, и женщины, которые демонстрируют почти чрезмерно мужественные навыки в это уважение. … Везде, где это существует, мы находим насильственное вторжение бессознательного, соответствующее исключение сознания, специфичного для любого пола, преобладание тени и контрасексуальности.[«Персонификация противоположностей», CW 14, пар. 224f.]
В своих более поздних работах по алхимии Юнг описал Логос и Эрос как психологически эквивалентные солнечному и лунному сознанию, архетипическим идеям, аналогичным восточным концепциям ян и инь — различным качествам энергии. Это не изменило его взгляда на то, что Эрос более «специфичен» для женского сознания, а Логос — для мужского. Поэтому он приписал Эрос в мужчине влиянию анимы, а Логос в женщине — влиянию анимуса.
У мужчины это лунная анима, у женщины — солнечный анимус, который в наибольшей степени влияет на сознание. Даже если мужчина часто не осознает своей собственной одержимости анимой, у него, по вполне понятным причинам, тем более отчетливо возникает впечатление одержимости анимусом своей жены, и наоборот. [Там же, пар. 225.]
© из книги Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.
.
Что такое песочница? Определение Webopedia
Главная »СРОК» S »
Мера безопасности в среде разработки Java. Песочница — это набор правил, которые используются при создании апплета, который предотвращает выполнение определенных функций, когда апплет отправляется как часть веб-страницы. Когда браузер запрашивает веб-страницу с апплетами, апплеты отправляются автоматически и могут быть выполнены, как только страница поступает в браузер. Если апплету разрешен неограниченный доступ к памяти и ресурсам операционной системы, он может нанести вред кому-либо со злым умыслом.Песочница создает среду, в которой существуют строгие ограничения на то, какие системные ресурсы апплет может запрашивать или получать к ним доступ. Песочницы используются, когда исполняемый код поступает из неизвестных или ненадежных источников и позволяет пользователю безопасно запускать ненадежный код.
Песочница Java основана на трехуровневой защите. Если какой-либо из этих трех элементов выходит из строя, модель безопасности полностью скомпрометирована и уязвима для атак:
- -байт-код верификатора — это один из способов, которым Java автоматически проверяет ненадежный внешний код, прежде чем ему будет разрешено выполнение.Когда исходная программа Java компилируется, она компилируется до независимого от платформы байтового кода Java, который проверяется перед запуском. Это помогает установить базовый набор гарантий безопасности.
- загрузчик классов апплета — Все объекты Java принадлежат классам, а загрузчик классов апплета определяет, когда и как апплет может добавлять классы в работающую среду Java. Загрузчик классов апплета гарантирует, что важные элементы среды выполнения Java не будут заменены кодом, который апплет пытается установить.
- диспетчер безопасности — Диспетчер безопасности запрашивается кодом в библиотеке Java всякий раз, когда должна быть выполнена опасная операция. Менеджер безопасности имеет возможность наложить вето на операцию, создав исключение безопасности.
НОВОСТИ ВЕБОПЕДИИ
Будьте в курсе последних событий в терминологии Интернета с помощью бесплатного информационного бюллетеня Webopedia.Присоединяйтесь, чтобы подписаться сейчас.
.
Невроз — определение Юнга
Невроз . Психологический кризис из-за состояния разобщенности с самим собой, или, более формально, легкая диссоциация личности из-за активации комплексов (см. Также адаптация , конфликт и саморегуляция личности). психика .)
Любая несовместимость характеров может вызвать диссоциацию, а слишком большой разрыв между мышлением и чувственной функцией, например, уже является легким неврозом.Когда вы не полностью согласны с самим собой… вы приближаетесь к невротическому состоянию. [«Тавистокские лекции», CW 18, пар. 383.]
Каждый невроз характеризуется диссоциацией и конфликтом, содержит комплексы и показывает следы регресса и упадка. [«Аналитическая психология и образование», CW 17, пар. 204.]
Юнг считал, что вспышка невроза носит целенаправленный характер, дает возможность осознать, кто мы есть, а не то, кем мы себя представляем. Работая над симптомами, которые неизменно сопровождают невроз — тревогой, страхом, депрессией, чувством вины и особенно конфликтом — мы осознаем свои ограничения и обнаруживаем свои истинные сильные стороны.
Во многих случаях мы должны сказать: «Слава Богу, он решил, что он невротик». Невроз — это действительно попытка самолечения. … Это попытка саморегулирующейся психической системы восстановить баланс, ничем не отличающаяся от функции сновидений — только более сильная и решительная. [«Тавистокские лекции», CW 18, пар. 389.]
Я сам знал более чем одного человека, который всей своей полезностью и причиной существования был обязан неврозу, который предотвратил все худшие безумия в его жизни и заставил его жить так, чтобы развить его ценные возможности.Их можно было бы задушить, если бы невроз железной хваткой не удерживал его там, где он был. [«Проблема типа отношения», CW 7, пар. 68.]
При любом нарушении сознательного функционирования происходит регресс энергии и бессознательное содержимое активируется в попытке компенсировать односторонность сознания.
Неврозы, как и все болезни, являются симптомами дезадаптации. Из-за какого-то препятствия — конституционной слабости или дефекта, неправильного образования, плохого опыта, неподходящего отношения и т. Д.- человек уклоняется от трудностей, которые приносит жизнь, и, таким образом, снова оказывается в мире младенца. Бессознательное компенсирует этот регресс, создавая символы, которые при объективном понимании, то есть посредством сравнительного исследования, реактивируют общие идеи, лежащие в основе всех таких естественных систем мышления.
Таким образом происходит изменение отношения, которое устраняет диссоциацию между человеком таким, какой он есть, и человеком, каким он должен быть. [«Философское древо», CW 13, пар.473.]
Юнг назвал свое отношение к неврозу энергетическим, или final , поскольку оно основывалось на потенциальном развитии энергии, а не на причинных или механистических причинах ее регресса. Эти две точки зрения не являются несовместимыми, но скорее дополняют друг друга: механистический подход обращается к прошлому в поисках причины психического дискомфорта в настоящем; Юнг сосредоточился на настоящем с прицелом на будущие возможности.
Я больше ищу причину невроза не в прошлом, а в настоящем.Я спрашиваю, какую необходимую задачу пациент не выполнит? [«Психоанализ и невроз», CW4, пар. 570.]
При психических расстройствах далеко не во всех случаях достаточно просто довести до сознания предполагаемые или реальные причины. Лечение включает интеграцию содержимого, которое отделилось от сознания. [«Философское древо», CW 13, пар. 464.]
Юнг не оспаривал теорию Фрейда о том, что эдиповы фиксации могут проявляться как невроз в более поздней жизни.Он признал, что определенные периоды жизни, особенно младенчество, часто имеют постоянное и определяющее влияние на личность. Но он обнаружил, что это недостаточное объяснение для тех случаев, в которых не было никаких следов невроза до момента срыва.
Сексуальная теория невроза Фрейда основана на истинном фактическом принципе. Но он ошибается, будучи односторонним и исключительным; также он совершает неосмотрительность, пытаясь овладеть необъяснимым Эросом грубой терминологией секса.В этом отношении Фрейд — типичный представитель материалистической эпохи, который надеялся разгадать загадку мира в пробирке. [«Теория Эроса», CW 7, пар. 33.]
Если фиксация действительно реальна [то есть первичная причина], мы должны ожидать, что ее влияние будет постоянным; Другими словами, невроз на всю жизнь. Очевидно, что это не так. Психологическая детерминация невроза лишь частично обусловлена ранней детской предрасположенностью; это должно быть вызвано какой-то причиной и в настоящем.И если мы внимательно исследуем вид детских фантазий и событий, к которым привязан невротик, мы будем вынуждены согласиться с тем, что в них нет ничего специфически невротического. Нормальные люди имеют примерно одинаковые внутренние и внешние переживания, и могут быть привязаны к ним в поразительной степени без развития невроза. [«Психоанализ и невроз», CW4, пар. 564.]
Что же тогда определяет, почему один человек становится невротиком, а другой в аналогичных обстоятельствах — нет? Юнг отвечает, что индивидуальная психика знает как свои пределы, так и свой потенциал.Если первое превышено, или второе не реализовано, происходит сбой. Сама психика действует на исправление ситуации.
Есть огромные массы населения, которые, несмотря на свою пресловутую бессознательность, никогда не приближаются к неврозу. Те немногие, кого постигла такая судьба, на самом деле являются людьми «высшего» типа, которые по тем или иным причинам слишком долго оставались на примитивном уровне. Их природа в конечном итоге не терпит упорства в том, что для них является неестественным оцепенением.В результате их узкого сознательного мировоззрения и тесноты они экономят энергию; мало-помалу он накапливается в бессознательном и в конце концов взрывается в виде более или менее острого невроза. [«Функция бессознательного», CW 7, пар. 291.]
Взгляд Юнга на невроз радикально отличается от классического редуктивного подхода, но не меняет существенно то, что происходит в анализе. Активированные фантазии еще предстоит выявить, потому что к ним прикреплена энергия, необходимая для жизни.Однако цель состоит не в том, чтобы выявить предполагаемую первопричину невроза, а в том, чтобы установить связь между сознанием и бессознательным, которая приведет к возобновлению роста энергии.
© из книги Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.
.