Методическая разработка по теме: Аттестационная работа по психологии «Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе»
Аттестационная работа
педагога- психолога МБОУ НОШ №17 г.Бор Нижегородской области Кулагиной Ирины Леонидовны
Тема работы : «Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе».
Февраль 2010 г.
Тема: «Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе».
План.
1.Описание образовательного учреждения. Тема работы школы. Приоритетные направления работы педагога-психолога.
2.Межличностные отношения в семье.
а) Семья как социальный институт.
б) Особенности общения с ребенком в семье.
В )Стили семейного воспитания.
г) Диагностика межличностных отношений в семье.
д) Организация профилактической и коррекционной развивающей работы.
3.Межличностные отношения в школе со сверстниками и учителями.
а) Особенности взаимоотношений в школе с учениками и учителями.
б) Организация диагностической работы.
в) Профилактическая и коррекционная развивающая работа.
4.Приложения.
5.Литература.
1. Описание образовательного учреждения. Тема работы школы. Приоритетные направления работы педагога-психолога.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа№17 находится по адресу:г.Бор,ул.Баринова,д.6
В школе обучается 196 человек,8 классов(1А,1Б,2А,2Б,3А,3Б,4А,4Б).
Количество семей , имеющих учащихся школы 194.
Из них 31 семья является неполной. Асоциальных, педагогически несостоятельных и ведущих аморальный образ жизни семей нет.
Обучение в школе осуществляется в 2 смены.
Педагогический состав:12 постоянных и 3 совместителя. Школа полностью укомплектована педагогическими работниками(1педагог-психолог, социальный педагог, вожатая, школьный библиотекарь).
Для полноценного обучения в школе есть учителя-предметники(учитель музыки, физической культуры, английского языка, информатики).
Все учителя имеют высшее и среднее специальное образование.
Тема работы школы на 2009-2010 уч.год:
Нравственное воспитание младшего школьника, как основа развивающейся личности.
Приоритетные направления работы педагога-психолога.
Согласно общей темы работы школы, основной целью работы психолога является:
-создание благоприятных психологических условий для эффективного развития и обучения учащихся школы, повышения качества обучения.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
-отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
-содействие средствами практической психологии полноценному психическому и личностному развитию ребенка;
-сохранение психологического здоровья детей.
Перспективными направлениями работы психолога являются:
1)психологическое просвещение родителей;
2)психолого-профилактическая и психолого-диагностическая деятельность:
-исследование межличностных отношений детей в семье , в классе с учащимися и учителями ,исследование отношения ребенка к самому себе ( самооценка ) в 3 классах;
-исследование личностного развития ( отношения с окружающими взрослыми , сверстниками , к самому себе) в 4 классах;
-исследование внимания , смысловой памяти ,структуры интеллекта у учащихся 4 классов при переходе в среднее звено;
3)коррекционная и развивающая работа.
— игровые упражнения с учащимися 3 классов,способствующие сотрудничеству во взаимодействии.
Подробный анализ работы за 2 года и план работы по всем направлениям за 3 года в Приложении.
Одним из направлений психолого-профилактической , коррекционной и развивающей работы является исследование межличностных отношений ребенка в школе и дома. Это направление и является темой данной работы. Цель этого направления : исследование и оказание помощи младшим школьникам в налаживании межличностных отношений.
2. Межличностные отношения в семье.
1)Семья как социальный институт.
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери ? Можно ли прожить полноценную жизнь , не имея семьи ? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий , сколько существует сама планета Земля. Семья-группа живущих вместе близких родственников.
Семья является объектом исследования многих наук-социологии , экономики , права , этнографии и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны фундамента. Экономика-потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ.Этнография-особенности жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Педагогика-воспитательные возможности семьи.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологии , которая позволяет избежать фрагментарности , случайности , интуитивности. Согласно основному методу семейные отношения представляют собой структурированную целостность , элементы которой взаимосвязаны. Это супружеские , родительско-детские , детско-родительские , детско-детские , прародительские отношения. Нас больше интересуют проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Эти взаимоотношения трансформировались на протяжении истории :
-инфантицидный тип – детоубийство , насилие ( с древности до 4 в. н. э. ) ;
— бросающий – ребенка отдают кормилице в чужую семью , в монастырь и пр. ( 4 – 7 в. в. ) ;
— амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи , им отказывают в самостоятельности , в случае сопротивления жестко наказывают ( 14 -17 в. в. ) ;
— навязчивый –ребенок становится ближе родителям , его поведение строго регламентируется ;
— социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни , дети – объект воспитания и обучения ( 19 – нач. 20 в. ) ;
— помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его особенностей ( середина 20 в. – настоящее время ).
В 19 веке появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи , которые были отражены в работах Фредерика Ле Пле.
В работах Ж. Пиаже , З. Фрейда и их последователей исслелования концентрируются на изучении взаимодействия , согласия , близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях , на организацию устойчивости семьи как группы.
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине 19 века.
В настоящее время проблемами семьи занимаются Ю. И. Алешина , В. Н. Дружинина , С. В. Ковалев , А. С. Спиваковская.
Семья прямо или косвенно отражает все изменения , происходящие в обществе , хотя и обладает устойчивостью. Несмотря на все изменения , потрясения , семья как социальный институт ослабило свое положение , что отрицательно повлияло как на семью , так и на общество в целом.
Семья – это часть общественной системы. Общество , влияя на семью , формирует определенный ее тип. Российские психологи выделяют несколько типов семей.
Семья патриархальная или традиционная.
Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Дети вырастают в такой семье с низкой самооценкой. У них не развивается интерес к проявлению собственного мнения , уничтожается чувство собственного достоинства.
Детоцентристская семья.
Возникший в середине 19 в. в Европе детоцентристский или современный тип семьи характерезуется возвышением частной жизни человека , чувственной стороны брака и интимности.
Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают удовлетворение всех потребностей человека , ограждают его от забот , усилий и трудностей. Дети страдают от отсутствия самостоятельности , инициативы , ответственности. Много проблем у детей и в школе , и за ее пределами. Ведь они любят повелевать ,командовать , в общении с друзьями у них часты истеричные нотки , хамство , грубость.
Постсовременная семья.
С середины 70 – х годов 20 в. формируется новый тип семьи, называемый супружеским или постсовременным. Норма семейной жизни меняется : родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями , но и идеалами , нравственно – этическими ценностями. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.
Главные ценности семьи- сочувствие, сопереживание, отзывчивость.
Важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными. Если слово родителей будет подкреплено делом, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.
Какая же она семья 21 века? Молодым людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: что такое семья для вас? В опросе участвовало 32 пары:
— 10 пар ответило, что семья для них-это любовь друг к другу;
-12 пар отметило, что главным и значимым критерием существования их семьи станет взаимопонимание;
— 8 пар определили, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу;
— 2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.
Из 32 пар 28 хотел бы иметь детей. Это тоже является отличительной чертой современной семьи. Некоторых, в первую очередь, больше интересует карьера. А многие не могут позволить себе иметь детей из-за материального недостатка. И это, конечно, не лучшим образом сказывается на нашей жизни.
-А. С. Макаренко считал , что духовный облик детей , формирование их характера определяется всем строем семейной жизни , который он назвал « общением , тоном семьи». Существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей : крепкая , истинная , нравственная емья воспитывает прямой и искренний характер.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Многие исследователи ( Р. Спитц , Д. Боулби ) отмечали , что отрыв ребенка от семьи вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка , что оставляет отпечаток на всю его жизнь. Л. С. Выготский считал , что отношение ребенка к миру зависит от его отношений в семье. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым , чтобы создать эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития личности.
2)Особенности общения с ребенком в семье.
Общение- многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности.
Три составляющие общения.
1. Общение как коммуникация(обмен информацией и переживаниями).
2. Общение как межличностное взаимодействие.
3.Общение как понимание людьми друг друга (взаимовосприятие).
Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать обратную связь с собеседником. В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений.Надо помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создает доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.
Потребность в общении, духовном контакте, когда «душа с душою говорит», эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества.
Искусство общения с людьми кроме, вести разговор включает в себя и умение внимательно слушать собеседника. Этому всему ребенок учится в семье.
« Если дети живут в обстановке критики , они учатся критиковать и осуждать других людей ;
Если дети живут в обстановке вражды и злобы ,они учатся быть злыми , учатся драться ;
Если дети живут среди насмешек , они становятся нерешительными и излишне скромными ;
Если дети живут в обстановке стыда и смущения , чувство собственного достоинства уступает место чувству вины». ( Дороти Нолт )
Для того , чтобы ребенок желал общаться с родителями , необходимо помнить , что его основой являются 6 принципов общения родителей с детьми , которые можно записать в виде рецепта : взять принятие , добавить к нему признание , смешать с определенным количеством родительской любви и доступности , добавить собственной ответственности , приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье.
Самым веским является принцип принятия ребенка.
Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает , что его любят , несмотря ни на что. Принятие – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и в своих силах. Ребенок должен чувствовать , что родители стараются понять все его поступки , даже неправильные , но при этом они ему не угрожают , не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины , а вместе с ним пытаются понять , что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства , недостатки искать не нужно , они , как правило , всегда на поверхности. Родители должны помнить , что недостатки поддаются исправлению только тогда , когда это делается без сарказма и иронии , издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности.
Во время психологических консультаций многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем , что им не хватает времени на общение с детьми , они много работают.
Быть доступным – это значит , в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела ,свою работу , чтобы пообщаться с ребенком.
Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является признание ими своего малыша. Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Признание ребенка предполагает одобрение , положительную реакцию семьи на любое , пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка , которое делает его лучше., добрее.
Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным
Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова , тем больше шансов на то , что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей , которые он должен выполнять ежедневно. При этом родители должны проявлять терпимость и терпение.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о родных и близких , окружающих людях , коллегах , поведение родителей в кругу семьи и вне его , поступки родителей , их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни , отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета. Существует много ложных оснований авторитета.
Авторитет подавления.
Родители по каждому поводу раздражаются , сердятся , повышают голос , прибегают к физическим методам воздействия.
При этом ребенок вырастет безвольным , забитым или , наоборот , самодуром , мстящим тоном , не терпящим возражений , слышат в разговоре только себе.
Авторитет родительского положения.
Некоторые родители , занимающие высокие посты , демонстрирует свое положение и заслуги на каждом шагу. Дети часто начинают пользоваться родительскими заслугами , становятся хвастливыми и высокомерными.
Авторитет педантизма.
Родители , не считаясь с мнением ребенка , отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети либо подчиняются , либо сопротивляются взрослым.
Авторитет назидания.
Ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Дети озлобляются , перестают слушать и слышать своих родителей.
Авторитет любви.
Это показная демонстрация родительской любви , заласкивание ребенка , выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В таких семьях чаще всего вырастают циники , агрессивные люди.
Авторитет доброты.
Послушание детей приобретается родительской добротой , мягкостью , уступчивостью , беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них , принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны , требовательны , командуют родителями.
Авторитет подкупа.
Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких – либо благ. В таких условиях дети , исходя из личной выгоды , лавируют , приспосабливаются.
Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно.
3) Стили семейного воспитания.
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того , в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я. А. Коменский , И. Г. Песталоцци , Ж.Ж/ Руссо и др.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку , применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия , которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние тип темперамента родителей , их совместимость , традиции , на которых воспитывались сами родители , научно – педагогическая литература , которую используют родители в воспитании своего ребенка , их образовательный уровень , нравственные устои семьи.
Попустительский стиль.
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную свободу. Взрослые часто заняты собой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка , они безразличны к его потребностям и запросам. Главный метод воспитания в такой семье- кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом , что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими , что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество , лесть , подхалимаж. В результате такого воспитания формируется конформный социально – психологический тип личности.
Дети такого типа не любят ни умственный , ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни.
Состязательный стиль.
При состязательном стиле семейного воспитания родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка от всех нападок они ставят на первое место , не обращая внимания при этом на то , прав их ребенок или не прав. Дети стараются демонстрировать свою эрудицию и способности , поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учащимися. В любой деятельности ребят привлекает результат. Они все делают , чтобы их заметили. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Учащиеся такого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического мышления , осмысления своих поступков в различных ситуациях.
Рассудительный стиль.
Родители предоставляют ребенку полную свободу действий , дают возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. В воспитании ребенка родители не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают , что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе , они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том , чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми , ни родственниками. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально – психологический тип личности.
Предупредительный стиль.
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально – психологический тип.
Такой стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами : одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства , а второй – особенности характера родителей.
Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности , родители сами определяют , что может быть интересно ребенку , сами являются инициаторами детских игр , сами регламентируют поведение детей в деятельности. Родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны , а также со стороны чужих взрослых и детей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль , попадая в ту или иную социальную группу , они следуют нравственным принципам той группы , слепо следуют чужому мнению. В детском коллективе такие дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером , либо за большинством. Такие учащиеся весьма прагматичны ; если они знают , что их ждет после выполнения какого – нибудь действия , то они с удовольствием пойдут на его выполнение , или откажутся от выполнения , если действие ничего им не сулит.
Контролирующий стиль.
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется « тревожный» социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины :
— ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов , и они жестоко обращаются с ним ;
— ребенок длительное время находится без родителей ;
— сами родители воспитывались в семьях , в которых к детям относились достаточно жестоко .
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать свои лучшие качества.
Поскольку родители всегда не довольны поведением своего ребенка , дети растут неуверенными , не знают , как и где нужно себя вести. Они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе , что приводит к тому , что они становятся в классе изолированными детьми.
Сочувствующий стиль.
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально – психологический тип личности.
Условием формирования такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье , отсутствие духовной близости членов семьи , отсутствие в семье одного из родителей.
В семьях такого стиля воспитания ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность , активно помогая своим родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то , что им приходится много работать. Попадая в детский коллектив , ребенок ведет себя настороженно , долго присматривается к окружающим людям , не желает говорить о себе и своей семье. Родители любят своего ребенка , но никогда его не балуют. Дети хорошо это видят и понимают своих родителей. Одним из недостатков таких учащихся является отсутствие инициативы , они не умеют постоять за себя , могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.
Гармоничный стиль.
Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности. Ребенок в семье рождается , воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Они умеют дружить верно , в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы , всегда откровенны и правдивы , всегда открыто делятся своими проблемами , не скрывают своих истинных чувств и желаний. Личностные качества таких учащихся отличаются послушанием и уступчивостью , ответственностью и самоконтролем.
Нельзя сказать , что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы , и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике. Однако , многое из того , что сказано , поможет педагогу , психологу построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее , избежать ошибок и неудач в воспитательной работе , предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь в их преодолении.
В семьях детей, с которыми я работаю, наблюдаются все стили семейного воспитания. Из 25 семей в 10 семьях преобладает гармоничный стиль, в 5 семьях- состязательный стиль, в 4 семьях- рассудительный стиль, в 3 семьях- предупредительный стиль, в 1 семье- контролирующий, сочувствующий и попустительский стили. Есть семьи, в которых сочетаются несколько стилей.
Дети из семей, в которых преобладают попустительский, контролирующий, предупредительный и состязательный стили, имеют проблемы во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и с родителями. Нередко в этих семьях бывает нервозная обстановка, что отрицательно сказывается на самочувствии ребенка, на его успеваемости, на его психическом состоянии.
Поэтому я, как учитель и психолог, прикладываю все усилия, чтобы изменить обстановку в семье в лучшую сторону. Для этого я провожу индивидуальные консультации и беседы с родителями и детьми .А знание стилей семейного воспитания помогает мне понять причины трудностей, возникающих в семьях моего класса, с которым я работаю третий год.
4) Диагностика межличностных отношений в семье
Проблемой межличностных отношений в семье в нашей школе я начинаю заниматься во 2 классе. Для этого я использую проективный тест «Рисунок семьи». При групповом выполнении теста время ограничивают 15 – 30 минутами.
Применение теста предполагает использование дополнительных заданий , выраженных в следующих инструкциях :
Инструкция 1:
«Нарисуй свою семью , где все заняты обычным делом».
Инструкция 2 :
«Нарисуй свою семью , как ты ее себе представляешь».
Инструкция 3 :
«Нарисуй свою семью , где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа».
Инструкция 4 :
«Нарисуй свою семью в виде метафоры , некоего образа , символа , который выражает особенности вашей семьи».
Ребенку дают для выбора 6 ситуаций , 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи , 3 – позитивные.
Для интерпретации надо знать :
— возраст ребенка ;
— состав его семьи , возраст братьев и сестер ;
— сведения о поведении ребенка в семье , в школе.
Обработка теста проводится по следующей схеме : размер рисунка , размеры членов семьи , расстояние между членами семьи, вид изображения , степень проявления положительных эмоций.
Интерпретируя тест , на основании особенностей изображения можно определить :
1) степень развития изобразительной культуры ;
2) особенности состояния ребенка во время рисования ;
3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.
Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым предложен вариант методики , состоящий из 2 заданий. Для выполнения 1 ребенку нужно нарисовать в 4 «комнатах» , расположенных на «2 этажах» , по одному из членов семьи , включая себя. Второе задание – выполнение рисунка в свободной форме без каких – либо дополнительных инструкций.
В 3 и 4 классе ребята по исследованию межличностных отношений в семье продолжается. Причем добавляется работа по исследованию межличностных отношений в школе со сверстниками и учителями. Для этого мы используем «Тест незаконченных предложений».
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей.Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям , к братьям , сестрам , к группам детей , учителям , школе , своим способностям , а также на выявление целей , ценностей конфликтов и значимых переживаний.
Социальную позицию ребенка исследует предложения , направленные на изучение его отношения к группе сверстников , учителям , родителям. Случаи , когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности , конфликта , должны привлекать внимание психолога , т. к. дезадаптация во всех сферах межличностных отношений являются симптомом аномального развития личности.
Для исследования межличностных отношений в семье также можно использовать метод Кормана и метод Бернса ( кинетический рисунок семьи КРС ).
Эффективность работы с родителями страдает прежде всего от того , что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи , ее психологического состояния , особенностей родительского отношения к детям , типов семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания – от бесед с родителями до рисунков и сочинений детей о семье. Однако дефицит времени и трудоемкость разнообразных методов затрудняют их использование. Р. В. Овчаровой был разработан метод экспресс – диагностики родителей , который можно проводить со всеми родителями сразу в течение 20 – 30 минут и получать из него основную информацию о семье.
Эта методика состоит из 2 частей :
— самодиагностика типового семейного состояния ;
— самодиагностика родительского отношения к детям.
Описание и интерпретация всех перечисленных тестов есть в Приложении.
5) Организация профилактической и коррекционной развивающей работы.
После проведенной диагностической работы следует профилактическая и коррекционная развивающая работа. Во 2 классе мною были исследованы межличностные отношения в семье. Во 2 «А» классе близкие семейные отношения были отмечены в 25 семьях(100%), во 2 «Б» классе_ в 20 семьях(77%), в 6 семьях(23%) не было сплоченности и близости среди членов семьи. С целью улучшить обстановку в проблемных семьях мною было проведено родительское собрание на тему «Взаимоотношения в семье» ( содержание см. в Приложении ).
Затем были проведены индивидуальные консультации, на которых мы пытались с родителями выяснить причины сложностей во взаимоотношениях и определить план действий.
В 3 классе было проведено повторное исследование межличностных отношений ребенка в семье (а также в школе). Было выявлено, что в3 «А» и 3 «Б» классах близкие семейные отношения преобладают во всех семьях. Положительный результат есть, что не может не радовать. Но работу необходимо продолжать, т. к. в некоторых семьях есть проблемы во взаимоотношениях с папами( связано с разводом, а также детям не нравится то, что папы их часто ругают). Поэтому в 3 классе также проводится родительское собрание по теме «Межличностные отношения в семье и в школе с учащимися и учителями» ( см.в Приложении )и индивидуальные консультации.
Мною были изучены различные типовые программы по проблеме межличностных отношений. Их обзор я предлагаю в данной работе.
Изучив с помощью экспресс – метода большое количество проблемных семей младших школьников и обобщив их типичные трудности , была разработана адресная программа коррекции недостатков семейного воспитания. В программе использованы материалы С. С. Столина , О. В. Карбановой.
Цель программы : ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям , гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.
Задачи коррекции :
— повышение сензитивности к ребенку ;
— выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях ;
— ликвидация психолого – педагогической неграмотности ;
— продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Предметы коррекции:
1) межличностные отношения в семье;
2) авторитарное подавление ребенка;
3) равнодушие родителей к проблемам ребенка;
4) гиперсоциализация в отношении к ребенку.
Очень интересной и содержательной является программа Содержание программы в Приложении.
Очень заинтересовала меня программа «Школа родительской любви» ( в Приложении ).
Помочь родителям сознательно строить и совершенствовать родительско – детские отношения – такова цель программы.
Данный курс рассчитан на родителей , искренне заинтересованных в улучшении и совершенствовании своих отношений с детьми. Программа ориентирована не только на приобретение готовых психологических знаний и советов , но и осознание родителями необходимой творческой работы над собой. Занятия в «Школе родительской любви» дадут возможность определить направление поисков в творческом воспитании и преобразовании семьи. Самостоятельная работа с рекомендуемой литературой поможет их самообразованию.
Программа содержит 2 раздела:
1. Психологическая информация ( беседы , краткие сообщения , экспресс- консультации , справки ).
2. Практические занятия ( тренинги , игры , творческие задания).
Для эффективной работы в группах необходимо выполнение принципов:
— принцип добровольного участия;
— принцип диалогизации взаимодействия;
— принцип самодиагностики.
Система занятий «Школы родительской любви» помогает родителям лучше узнать особенности своих детей и регулировать уровень своих требований и ожиданий , лучше понять чувства своего ребенка и свои собственные , обогатить свой эмоционально – чувственный опыт , что дает возможность более глубоко понять ребенка , его нужды и потребности , правильно строить свои отношения с членами семьи.
Некоторые занятия из этой программы я провожу в рамках родительских собраний в 3 классе и планирую на следующий год в 4 классе. Эффективность этих занятий уже есть, т.к. многие родители стали более открытыми и у них появилось желание заниматься самообразованием.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги.
Тренинги – это активная форма работы с теми родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье , хотят изменить свое взаимодействие с ребенком , сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой , состоящей из 12 – 15 человек. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат , он должен включать в себя 5-8 занятий.
Тренинг проводится психологом или человеком , который имеет право дать возможность родителям на время ощутить себя ребенком , пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
В тренинге могут участвовать и дети. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир , в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.
Содержание игрового тренинга в Приложении.
3.Межличностные отношения в школе со сверстниками и учителями.
1) Особенности взаимоотношений в школе с учениками и учителями.
Справка по результатам психологического обследования ребенка на тему детско-родительских отношений.
Справка по результатам обследования ребенка.
Время проведения обследования – ноябрь 2017 года.
Цель: выявление представления ребенка о семье и о своем положении в ней, а также особенностей внутрисемейных отношений. Определить психологическое отношение ребёнка к семейной среде, в частности, к каждому из родителей.
Используемые методики:
— детский тест-игра «Почта» (модификация теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье» авторы Е. Бене и Д. Антони ).
-тест — опросник родительского отношения ОРО (А.Я.Варга и В.В.Столин).
Место проведения: МБОУДОД ЦДОД.
Для оценки семейных отношений существует ограниченное количество методик, которые доступны детям раннего возраста. Психологическое развитие ребенка в норме. Однако он тяжело раскрывается, плохо идет на контакт. Хотелось бы отметить, что у ребенка такого возраста для принятия решения мало жизненного опыта, личностной зрелости, сформированного самосознания, он может находиться под влиянием установок взрослых. Несовершеннолетний уже понимает, что произошло, но еще не в силах выстроить адекватные причинно-следственные связи.
Интерпритация теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье» показывает, что ребенок включает в свою семью маму, папу, себя, бабушку и дедушку. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.
положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других.
Для более тщательного анализа ниже приводится текст опросника. Данные утверждения ребенок отдает тому члену семьи, которому они соответствуют больше всего.
(… — место для имени ребенка) — Артур
Положительные чувства, исходящие от ребенка
1. … думает, что ты хороший. Кто хороший?
2. … любит тебя. Кого любит …?
3. … нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть …?
4. … любит целовать тебя. Кто любит целовать …?
5. … любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть …?
6. … нравится быть твоим малышом. Чей малыш …?
7. … любит играть с тобой. С кем любит играть …?
8. … нравится гулять с тобой. Кто должен брать … на прогулки?
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
10. … думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
11…. не любит тебя. Кого не любит …?
12. … думает, что ты плохой. Кто плохой?
13. … хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать …?
14. … хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать …?
15. … ненавидит тебя. Кого ненавидит …?
16. … думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
17. Ты злишь … Кто злит…?
Положительные чувства, получаемые ребенком
20. Ты любишь играть с … Кто любит играть с …?
21. Ты любишь целовать … Кто любит целовать …?
22. Ты улыбаешься … Кто улыбается …?
23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
24. Ты любишь обнимать …? Кто любит обнимать …?
25. Ты любишь … Кто любит …?
26. Ты милый с … Кто мил с …?
27. Ты думаешь, что … — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что … милый(ая) мальчик (девочка)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком
30. Ты шлепаешь … Кто шлепает …?
31. Ты делаешь … грустным. Кто делает … грустным?
32. Ты бранишь … Кто бранит …?
33. Ты доводишь … до слез. Кто доводит … до слез?
Исходящие
позитивные утверждения
Исходящие
негативные утверждения
Получаемые
позитивные утверждения
Получаемые
негативные утвержде
ния
Степень
вовлеченности
Папа
1,2,4,6,7
11,12,13,14,17
20
33
12
Мама
5
21,25
26
4
Артур
3
1
Бабушка
8
16
2
Дедушка
10,15
22,23,24,
27,30,31
8
Таким образом, мы видим, что ребенок отдает больше всего выборов отцу и дедушке. Но эти утверждения разделяются в равной степени, как положительные, так и отрицательные. Маме он отдает меньше выборов, но к ней нет отрицательных чувств, исходящих от ребенка.
По наблюдениям при обследовании можно сделать вывод о том, что у Артура с Ириной Валентиновной близкое психологическое отношение. Он видит защиту в данном человеке, испытывает нежные чувства по отношению к маме. Для полной диагностики особенностей внутрисемейных отношений необходимо, чтобы при обследовании присутствовал биологический отец несовершеннолетнего. Но в данной ситуации мы не можем увидеть взаимоотношений с отцом и отношения отца к ребенку.
Тест — опросник родительского отношения ОРО (А.Я.Варга и В.В.Столин) был проведен только с одним из родителей –Ириной Валентиновной. Получены следующие результаты:
Шкала «Кооперация» свидетельствует о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Шкала «Контроль» говорит о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Существует психологическая дистанция между родителем и ребенком. Это может быть обусловлено тем, что мама работает в г. Волгодонске и не находится с ребенком в полной мере.
Шкала «Отношение к неудачам ребенка» свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Контакты с родителем, проживающим отдельно, зависят от близости их отношений до конфликта, выраженности родительского конфликта и ряда других факторов. От частых контактов с отдельно проживающим родителем обычно выигрывают те дети, у которых с ним до этого были хорошие отношения. В конкретном случае этого не наблюдалось. Общение с отцом может иметь как положительный, так и отрицательный оттенок. Повторное обследование, даст более точный результат.
Педагог-психолог Маркова Н. В.
Диагностика родительско-детских отношений
Перечень
методик
Методика
«Рисунок семьи» (КРС)Методика
«Семья животных»Методика
«Незавершенные предложения»Опросник
родительских отношений Варги-Столина
(ОРО)Опросник
эмоциональных отношений в семье Е.И.
Захаровой (методика ОДРЭВ)Опросник
для изучения взаимодействия родителей
с детьми И. Марковской (ВРР)Опросник
стиля родительского воспитания АСВ
Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Опросник
родительского отношения к детям –
«зеркало» для АСВ
1. Методики для детей (подростков)
1.1. Методика «Рисунок семьи» (крс)
Методика
«Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса
и С. Кауфмана
дает
богатую информацию о семейной ситуации
так, как ее субъективно
переживает
сам ребенок. Тест помогает выявить
взаимоотношения в семье,
вызывающие
тревогу у ребенка, обнаружить, как он
воспринимает других
членов
семьи и свое место среди них [7, 21].
Используя
методику КРС, следует иметь в виду, что
каждый рисунок
является
творческой деятельностью, не только
отражающей восприятие
семьи,
но и позволяющей ребенку анализировать,
переосмысливать семей-
ные
отношения. Поэтому рисунок семьи не
только раскрывает настоящее и
прошлое,
но также направлен на будущее: при
рисовании ребенок интер-
претирует
ситуацию, по-своему решает проблему
семейных отношений.
Методика
КРС состоит из двух частей: рисование
всей семьи и бесе-
да
после рисования. Для выполнения ребенку
дается стандартный лист бу-
маги,
карандаш и ластик.
Процедура
проведения обследования
Инструкция:
«Пожалуйста, нарисуй свою семью так,
чтобы ее члены
(члены
семьи) были чем-то заняты». На все
уточняющие вопросы следует
отвечать
без каких-либо разъяснений: «Можешь
рисовать, как хочешь».
Во
время рисования записывайте все
спонтанные высказывания ре-
бенка,
следите за его мимикой, жестами, а также
фиксируйте последова-
тельность
рисования. После того как рисунок
закончен, с ребенком прово-
дится
беседа по следующей схеме.
1.
Кто нарисован на рисунке, что делает
каждый член семьи?
2.
Где работают и учатся члены семьи?
3.
Как в семье распределяются домашние
обязанности?
4.
Каковы твои (ребенка) взаимоотношения
с отдельными членами
семьи?
Психолог
может задать и более нацеленные вопросы,
интересующие
его
в данной ситуации.
Порядок
и последовательность обработки данных
В
системе количественной оценки КРС
учитываются формальные и
содержательные
особенности рисунка. Формальными
считаются качество
линий,
расположение объектов рисунка, стирание
всего рисунка или от-
дельных
его частей ластиком, затушевывание или
заштриховывание от-
дельных
частей рисунка. Содержательной
характеристикой рисунка явля-
ется
изображаемая деятельность членов семьи
и людей на рисунке.
5
При
интерпретации КРС основное внимание
обращается на следую-
щие
аспекты.
1.
Анализ структуры рисунка семьи (сравнение
состава реальной и нари-
сованной
семьи, расположение и взаимодействие
членов семьи на рисунке).
2.
Анализ особенностей рисунка отдельных
членов семьи (различия в
стиле
рисования, количество и прорисовка
деталей, схема тел отдельных
членов
семьи).
3.
Анализ процесса рисования (последовательность
рисунка членов
семьи,
вербальные комментарии и реплики, паузы,
эмоциональные реак-
ции
во время рисования).
Интерпретания
результатов обследования осуществляется
по сле-
дующим
основациям.
1.
Ребенок не всегда рисует всех членов
семьи. Обычно он не рисует
тех,
с которыми находится в конфликтных
отношениях. Кроме того, рас-
положение
членов семьи на рисунке часто показывает
их взаимоотноше-
ния.
Например, важным показателем психологической
близости является
расстояние
между членами семьи. Иногда между ними
рисуются различ-
ные
объекты, которые служат как бы преградой.
Общая деятельность всех
членов
семьи обычно свидетельствует о хороших,
благополучных семей-
ных
отношениях. Часто общая деятельность
соединяет лишь некоторых
членов
семьи. Это указывает на наличие семейных
микрогрупп.
Некоторые
дети изображают себя на нижней части
листа. Это может
свидетельствовать
о чувстве неполноценности в семейной
ситуации. На
некоторых
рисунках преобладают не люди, а вещи,
чаще всего мебель. Это
также
отражает эмоциональную озабоченность
ребенка.
2.
Считается, что ребенок наиболее
детализирует, дольше всего рисует и
тщательнее
всего разукрашивает фигуру самого
любимого члена семьи. И на-
оборот,
если он отрицательно относится к
кому-либо, то рисует этого человека
неполно,
без деталей, иногда даже без основных
частей тела. Когда межлично-
стные
отношения ребенка конфликтны, тревожны
и эмоционально окрашены
или
хотя бы неоднозначны, он часто использует
штриховку в изображении то-
го
члена семьи, с которым у него сложились
конфликтные связи. О том же мо-
гут
свидетельствовать стирание и перерисовка
фигур некоторых членов семьи.
3.
В рисунках, особенно детей дошкольного
и младшего школьного
возраста,
можно наблюдать несколько стилей
рисования. Так, часто одним
стилем
рисуются отец и братья, а другим – мать
и сестры. Особенно отли-
чается
тип прорисовывания волос и одежды. По
тому, как ребенок рисует
себя,
можно понять, с кем он больше идентифицирует
себя (с матерью или
отцом),
адекватно ли это полу ребенка.
4.
Анализ процесса рисования дает богатую
информацию не только о
внутрисемейных
отношениях ребенка, но и вообще о стиле
его жизни и о его
личности.
Когда дети, особенно младшего и среднего
школьного возраста,
отговариваются
тем, что они не умеют рисовать, это вполне
нормально и по-
6
нятно.
Успокойте их, скажите, что тут не столько
важно красиво нарисовать,
сколько
придумать деятельность для членов
семьи. Но бывает так, что мно-
гочисленные
отговорки, а также манера загораживаться,
прикрывать рукой
нарисованное
могут свидетельствовать о неуверенности,
неверии ребенка в
свои
силы, о его потребности в поддержке со
стороны взрослого.
5.
Чаще всего дети начинают свой рисунок
с изображения того члена
семьи,
к кому они действительно хорошо относятся.
Могут возникнуть
паузы
перед тем, как ребенок начинает рисовать
одну фигуру. В отдельных
случаях
это может свидетельствовать об
эмоционально неоднозначном или
даже
негативном отношении ребенка. В
комментариях также может про-
звучать
его отношение к родственникам, но во
время выполнения теста
лучше
не вступать в разговор.
Для
методики КРС разработана система
количественной оценки.
Выделяются
пять симптомокомплексов: 1) благоприятная
семейная ситуа-
ция;
2) тревожность; 3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценно-
сти
в семейной ситуации; 5) враждебность в
семейной ситуации.
О
наличии соответствующего симптомокомплекса
свидетельствуют
следующие
симптомы в рисунке (см. таблицу 1).
Таблица
1
Симптомы
пяти симптомокомплексов методики КРС
Симптомокомплекс
Симптом Балл
I.
Благоприятная се- 1 . Общая деятельность
всех членов семьи 0,2
мейная
ситуация 2. Преобладание людей на
рисунке 0,1
3.
Изображение всех членов семьи
0,2
4.
Отсутствие изолированных членов семьи
0,2
5.
Отсутствие штриховки 0,1
6.
Хорошее качество линий 0,1
7.
Отсутствие показателей враждебности
0,2
8.
Адекватное распределение людей на листе
0,1
9.
Другие возможные признаки 0,1
II.
Тревожность 1. Штриховка
0,1
2.
Линия основания – пол 0,1
3.
Линия над рисунком 0,1
4.
Линия с сильным нажимом 0,1
5.
Стирание 0,1
6.
Преувеличенное внимание к деталям
0,1
7.
Преобладание вещей 0,1
8.
Двойные или прерывистые линии
0,1
9.
Подчеркивание отдельных деталей
0,1
10.
Другие возможные признаки 0,1
7
III.
Конфликтность в 1. Барьеры между фигурами
0,2
семье
2. Стирание отдельных фигур
0,1
3.
Отсутствие основных частей тела у
отдельных 0,2
фигур
4.
Выделение отдельных фигур
0,2
5.
Изоляция отдельных фигур
0,2
6.
Неадекватная величина отдельных фигур
0,2
7.
Несоответствие вербального описания
рисунка 0,1
8.
Преобладание вещей 0,1
9.
Отсутствие на рисунке некоторых членов
семьи 0,2
10.
Член семьи, стоящий спиной
0,1
11.
Другие возможные признаки
0,1
IV.
Чувство непол- 1. Автор рисунка
непропорционально маленький 0,2
ноценности
в семей-
2.
Расположение фигур в нижней части листа
0,2
ной
ситуации
3.
Линия слабая, прерывистая
0,1
4.
Изоляция автора от других
0,1
5.
Маленькие фигуры 0,1
6.
Отсутствие автора 0,2
7.
Автор стоит спиной 0,1
8.
Другие возможные признаки
0,1
V.
Враждебность в 1 . Одна фигура на другом
листе или другой сторо- 0,2
семейной
ситуации не листа
2.
Агрессивная позиция фигуры
0,1
3.
Зачеркнутая фигура 0,2
4.
Деформированная фигура
0,2
5.
Обратный профиль 0,1
6.
Руки раскинуты в стороны
0,1
7.
Пальцы длинные, подчеркнуты
0,1
8.
Другие возможные признаки
0,1
БЛАНК
РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
(заполняется
психологом)
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата
рождения_____________________________________________________________
Дата
исследования__________________________________________________________
Сумма
баллов по симптомокомплексам
Благоприятная
Тревожность в Конфликтность в Чувство
Враждебность в
семейная
семье семье неполноценности
семейной
ситуация
в семейной ситуации
ситуации
8
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ — Студопедия.Нет
ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»
Цель: Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива
Ответ
- “а” — 5 баллов,
- “б” — 4 балла,
- “в” — 3 балла,
- “г” — 2 балла,
- “д” — 1 балл,
- “е” — 0 баллов.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
- 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
- 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
- 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
- 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
ДВА ДОМИКА»
Цель: выявить симпатии и антипатии к членам коллектива
Стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.
Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это…
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…
3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…
4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…
5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…
6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…
7. Ребята, которые мне неприятны, это…
8. Ребята, которых я избегаю, это…
1. «ФОТОГРАФИЯ КЛАССА»
Цель: оценить взаимоотношения учащихся друг с другом и с классным руководителем
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
СОЦИОМЕТРИЯ»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания. Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок. Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии. Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?
Первый класс | TeachingEnglish | British Council
Даже опытные учителя часто нервничают в первый же день с новой группой, и многие утверждают, что адреналин действительно помогает классу идти хорошо. Так что не паникуйте, если почувствуете в животе несколько бабочек.
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы сделать первый день менее утомительным и обеспечить, чтобы урок прошел гладко. Во-первых, четко обозначьте свои цели.
- Обычно они включают:
- Знакомство с именами студентов
- Познакомление студентов с вами и вами с ними
- Оценка уровня английского языка в классе
- Если Вы выходите из первого класса и можете вспомнить имена некоторых учеников, немного информации о некоторых из них и у вас есть какое-то представление об их уровне английского языка, вы хорошо учились! Не будьте слишком амбициозны с планом первого урока.Сделайте это простым и достижимым.
- Если у вас есть возможность, узнайте как можно больше о студентах заранее. Спросите о них других учителей, и они могут помочь вам определить их уровень и какие ученики могут нуждаться в особом внимании.
- Постарайтесь произвести хорошее первое впечатление в первый же день. Носите самую элегантную одежду и выглядите профессионально! Не переусердствуйте и убедитесь, что вам удобно, но первое впечатление имеет значение. Уверенная улыбка на первом занятии поможет создать в комнате приятную атмосферу.
- Сделайте свой план на первый день очень простым и убедитесь, что вам удобно заниматься запланированными мероприятиями. Запишите их своими словами на листе бумаги, чтобы вы могли обратиться к ним, если у вас ничего не получится. Вот несколько идей для первоклассных занятий, которые можно использовать для всех уровней и возрастных групп. Они должны помочь вам достичь трех перечисленных выше целей.
Изучение имен
Очень важно выучить имена своих учеников как можно скорее.В начале курса уделите время их изучению и приложите для этого сознательные усилия. Гораздо проще наладить хорошие отношения с классом и призвать учеников отвечать на вопросы, если вы знаете их имена.
- Ярлыки или бирки с именами
Отнесите клейкие ярлыки в первый класс и попросите учащихся написать свои имена и носить наклейки. Наденьте ее сами, чтобы им было комфортно с ними. В качестве альтернативы учащиеся могут сделать бирки с именами на квадратах карточки, сложить их пополам и повесить на парты перед собой.Преимущество тегов в том, что если у вас большая группа, вы можете попросить их разместить их в первых нескольких уроках, пока вы не узнаете имена всех.
- Концентрация
Переместите стулья в замкнутый круг и сядьте в нем вместе со своими учениками. Во-первых, научите движения руки на коленях (обе руки на коленях), хлопать, щелкать левой кнопкой мыши, щелкать правой кнопкой мыши. Когда они научатся этому, добавьте эти слова вовремя к ритму: «Концентрация, концентрация, сосредоточение сейчас начинается, вы готовы? Если так, поехали! » При первом щелчке пальцем вы произносите свое имя, а при втором щелчке — имя кого-то из круга.Вы передали ход номинанту, щелкнув вторым пальцем. Затем они произносят свое имя при первом нажатии и имя другого ученика при втором. Начните с обхода по кругу, затем перебросьте имена.
- Добавьте прилагательное
После первоначального введения скажите студентам, что вы хотите попытаться выучить их имена. Представьтесь, сказав: «Меня зовут Джо, и я ревную». (Замените Джо своим именем, а слово «ревнивец» — прилагательным с той же первой буквой). Подчеркните тот факт, что прилагательное начинается с той же буквы, что и ваше имя, подчеркнув произношение обоих звуков.Предложите студентам представиться таким же образом. Это упражнение действительно может помочь вам быстро узнать имена. Однако вы можете обнаружить, что прилагательные запоминаются лучше, чем имена!
Знакомство друг с другом
Ваши ученики, вероятно, захотят получить информацию о вас. Также важно узнать о них, чтобы вы могли адаптировать свои будущие занятия к ним лучше. Например, если вы обнаружите, что в вашем классе есть несколько поклонников одной и той же поп-группы, вы можете решить использовать песню группы в будущем классе.Если у вас есть группа футбольных фанатов, вы сможете воспользоваться этим интересом на более позднем этапе курса.
Вот два очень простых действия для этого.
- Персональная звезда
Нарисуйте на доске звезду и внутри нее поставьте 5 или 6 ответов на вопросы о себе. (Мои ответы: Блю, Оливер, 22 ноября 1974 г., Бразилия, Корнуолл, и 111).Скажите студентам, что звездочка содержит информацию о вас. Спросите их: «Какие вопросы?» Если они не понимают, приведите пример.Скажите им: «Мой любимый цвет — синий. Какой вопрос вам нужно задать, чтобы узнать эту информацию? » Спросите у них: «Какой ваш любимый цвет?» и вычеркните из звезды слово «синий». Они должны уметь задавать вам вопросы, чтобы устранить остальные подсказки. У них может возникнуть соблазн спросить: «Кто такой Оливер?» например. Поощряйте их правильно задать вопрос, прежде чем вычеркивать информацию. Если ваши ученики борются с этим, вы можете решить сконцентрироваться на формах вопросов позже.
Когда они зададут вам все вопросы, разделите учащихся на пары. Попросите их нарисовать свою личную звезду и вложить внутрь 5 элементов информации о себе. В парах они могут задавать друг другу вопросы, чтобы узнать о своем партнере. Если ваши ученики уже хорошо знают друг друга, предложите им рассказать о разных вещах, которые их партнер не знает. Например, они могут указать имя домашнего животного или любимого актера. Когда они все закончат, попросите их как группу рассказать другим, что они узнали о своем партнере.
- Верно или неверно?
Напишите на доске 3 утверждения о себе: 2 верных и 1 ложное. Оценивайте утверждения в зависимости от уровня класса. Для новичков я положил:- Я занимаюсь йогой три раза в неделю
- У меня две сестры
- Моя любимая певица — Dido
(в настоящее время все просто)
- Для более продвинутого уровня вы можете указать:
- I ездил на слоне
- Однажды я прыгнул с тарзанки
- Ненавижу ждать в очередях
(смесь времен)
- Попросите учащихся угадать, какое из них ложное.У них может быть классовое голосование, чтобы посмотреть, смогут ли они угадать. Затем они, вероятно, попросят вас подробнее рассказать о полученной информации. Затем попросите учащихся сделать то же самое и написать 3 предложения о себе. В небольших группах или в группе студенты зачитывают свои предложения, а остальные угадывают ложное.
На этом этапе урока вы можете иметь некоторое представление об уровне группы. Было бы неплохо попросить студентов написать для вас отрывок в начале курса, чтобы вы могли найти типичные ошибки для работы на будущих уроках.Один из способов сделать это — написать вашему классу письмо (или открытку, или электронное письмо), представив себя. Затем попросите их ответить вам с информацией о себе. Вы сможете узнать больше об отдельных студентах. Вы можете попросить их включить информацию о тех областях, которые им легко или сложно в английском языке, и областях, которые они хотели бы улучшить в ваших классах.
Надеюсь, это дало вам несколько идей для вашего первого занятия.
Сделайте глубокий вдох перед тем, как войти, и попробуйте насладиться этим.Удачи!
Автор Jo Budden
Впервые опубликовано в 2008 г.
.
% PDF-1.5
%
2781 0 объект
>
endobj
xref
2781 90
0000000016 00000 н.
0000003938 00000 н.
0000004065 00000 н.
0000004954 00000 н.
0000005073 00000 н.
0000005192 00000 н.
0000005311 00000 н.
0000005430 00000 н.
0000005550 00000 н.
0000005673 00000 н.
0000005797 00000 н.
0000005921 00000 н.
0000006045 00000 н.
0000006170 00000 п.
0000006295 00000 н.
0000006420 00000 н.
0000006545 00000 н.
0000006670 00000 н.
0000006795 00000 н.
0000006920 00000 н.
0000007045 00000 н.
0000007170 00000 н.
0000007295 00000 н.
0000007420 00000 н.
0000007545 00000 н.
0000007670 00000 н.
0000007795 00000 н.
0000007920 00000 н.
0000008045 00000 н.
0000008170 00000 н.
0000008295 00000 н.
0000008420 00000 н.
0000008545 00000 н.
0000008670 00000 н.
0000008795 00000 н.
0000008920 00000 н.
0000009045 00000 н.
0000009170 00000 н.
0000009295 00000 н.
0000009420 00000 н.
0000009545 00000 н.
0000009670 00000 н.
0000009795 00000 н.
0000009920 00000 н.
0000010045 00000 п.
0000010170 00000 п.
0000010295 00000 п.
0000010420 00000 п.
0000010545 00000 п.
0000010670 00000 п.
0000010795 00000 п.
0000010920 00000 п.
0000011045 00000 п.
0000011170 00000 п.
0000011295 00000 п.
0000011420 00000 п.
0000011545 00000 п.
0000011670 00000 п.
0000011795 00000 п.
0000011920 00000 п.
0000012098 00000 п.
0000012262 00000 п.
0000012434 00000 п.
0000012675 00000 п.
0000012975 00000 п.
0000013211 00000 п.
0000013777 00000 п.
0000013999 00000 п.
0000014583 00000 п.
0000014822 00000 п.
0000014846 00000 п.
0000015029 00000 п.
0000016311 00000 п.
0000017417 00000 п.
0000017446 00000 п.
0000017572 00000 п.
0000017998 00000 н.
0000019156 00000 п.
0000020396 00000 п.
0000021577 00000 п.
0000022667 00000 п.
0000023943 00000 п.
0000025325 00000 п.
0000067172 00000 п.
0000067243 00000 п.
0000127223 00000 н.
0000127464 00000 н.
0000127796 00000 н.
0000003703 00000 п.
0000002096 00000 н.
трейлер
] / Назад 681260 / XRefStm 3703 >>
startxref
0
%% EOF
2870 0 объект
> поток
hV [Pg> U (V% jMbI # J ^ H HPP {[DtF;: mgj; v> nad: ms |
.
Построение крепких семейных отношений | Совместное расширение
Построение крепких семейных отношений
Наше общество процветает за счет крепких семей.
Наша семья учит нас, как действовать в этом мире. Он должен дарить любовь и тепло всем своим членам. Сильная семья оказывает своим членам поддержку, необходимую им в самых трудных жизненных ситуациях.
В крепких семьях хорошо общаются.
В крепких семьях есть открытые линии общения, где все члены семьи чувствуют себя услышанными и уважаемыми.Один из лучших способов укрепить свою семью — это улучшить свои навыки слушания и навыков других членов семьи. Пока мы не услышим друг друга, мы не сможем построить прочные отношения.
Чтобы построить крепкие семейные отношения, внимательно слушайте друг друга.
- Уделите человеку все свое внимание, выключите телевизор или отложите то, что вы делаете.
- Сосредоточьтесь на том, что вам говорит человек, а не думайте о своей реакции или ответе на то, что говорится.(На это будет время.)
- Слушайте, что чувствует другой человек, и передайте то, что, по вашему мнению, он говорил, и что он чувствует. ―Я слышал, ты говоришь, что не любишь свою сестру. Ты выглядишь довольно злой. что-то случилось?
- Не поддавайтесь советам или своей реакции, пока не будете уверены, что полностью поняли, что вам говорил этот человек
Во время разговора используйте сообщения «я», а не «я».
- Сообщения I сложнее, потому что они требуют, чтобы мы четко понимали наши собственные мысли и чувства.Однако они увеличивают шансы на то, что наше сообщение будет услышано, и уменьшают шансы начала драки.
- «Я не люблю все эти ссоры. Меня расстраивает, что вы двое не ладите». Вместо того, чтобы … «Что с вами двое? Ты сводишь меня с ума! Ты никогда не сможешь поладить?»
- Научите всех в вашей семье как можно больше разговаривать с помощью «я» — сообщений. -Я чувствую…. (расстроен), когда я вижу тебя (играешь в видеоигры перед тем, как закончить домашнее задание).
- Сообщения «Ты» не должны поощряться, потому что они часто приводят к плохим настроениям и усилению борьбы. — Сообщения «Вы» редко решают проблему.
Призовите всех членов семьи поделиться своими мыслями и чувствами.
Крепкие семьи позволяют всем членам семьи, независимо от того, молоды они или малы, говорить о своих мыслях и чувствах. Это не означает, что члены не уважают друг друга, а скорее, что уважают чувства и идеи.
Ожидается, что каждый будет выражать себя соответствующим образом — например, с помощью «Я» сообщений. Когда люди чувствуют себя услышанными и уважаемыми, они чувствуют себя лучше, они более открыты для решения проблем и с большей вероятностью позволят другим выразить свое мнение.
Крепкие семьи проводят время вместе.
В сегодняшнем загруженном мире семьям может быть трудно найти время, чтобы побыть вместе. Внимание нужно уделять всем отношениям, в том числе семье в целом.
Семейные ритуалы могут предложить семьям определенное время, чтобы собраться вместе и уделить друг другу необходимое внимание. Семейный ритуал — это просто время, которое регулярно отводится семье, чтобы собраться вместе. Это может означать совместный ужин, совместное празднование праздника, совместное посещение церкви или совместную прогулку. Важно, чтобы семейный ритуал был предсказуемым и чтобы другие действия не могли его нарушить.
Семейные ритуалы помогают определить, кто мы как семья.Это дает семье время собраться вместе, поделиться опытом друг с другом и восстановить связь друг с другом. Знание о том, что семья будет проводить время вместе, может помочь нам справиться с теми временами, когда мы расстаемся. Хотя родители могут работать, дети могут знать, что каждый вечер, каждые выходные (или когда это работает для вашей семьи) у них будет какое-то — «особое время» с вами.
Каждый ребенок особенный, и каждому ребенку нужно особое время, когда он может иметь своего родителя целиком.
Уделите ребенку «особенное время», чтобы установить с ним близкие отношения. Если вы сможете сделать ритуал предсказуемым, ваш ребенок сможет положиться на него — и с нетерпением ждет этого времени вместе с вами. Убедитесь, что это «особое время» нелегко прервать другими делами. Например, не отвечайте на звонок в это время.
Позвольте вашему ребенку помочь вам решить, как провести это время. Вы можете читать книги, петь песни, гулять, играть в игры — или что угодно, что нравится вашему ребенку.Чем больше вы сможете проводить с ребенком «особого времени», тем крепче будут ваши отношения.
Ищите возможности для общения со своим ребенком.
Хотя уделять время ребенку важно, также ищите небольшие моменты, которые вы можете использовать для общения с ним. Исследователи говорят, что частое и короткое время (всего 1-2 минуты) на занятиях, предпочитаемых детьми, — одна из самых важных вещей, которые могут сделать родители.Вы можете вместе сочинять истории, выполняя работу по дому, говорить о проблемах по дороге в продуктовый магазин, вместе читать книгу в ожидании окончания ужина. Мы часто думаем, что нам нужно дождаться «особого времени», но все эти маленькие моменты помогают нам оставаться на связи между более запланированными временами.
Сильные семьи справляются со своими конфликтами справедливо.
Конфликты есть во всех семьях — это естественная часть человеческих взаимоотношений. Сильные семьи могут преодолевать разногласия, сосредотачиваясь на проблемах, а не «разрушая друг друга».«
.
Семейные отношения | Лаборатория кибер-прослушивания ESL Рэндалла
Уровень: | Тема: | Спикеры: | Длина: |
легкий | семей | двое мужчин | 01:10 |
Упражнение перед прослушиванием
Какие пять вопросов вы могли бы задать кому-нибудь о его или ее семье (например, чем занимается ваш отец?)?
Идиомы
«попасть под чью-то кожу» = раздражать или беспокоить кого-то
« Мой брат проникает мне под кожу, когда входит в мою комнату, не постучав .”
«Домохозяйка» = мать, у которой нет работы вне дома.
« Моя сестра находит удовлетворение в том, чтобы быть домохозяйкой ».
Упражнение на аудирование
A. Прослушайте запись и ответьте на вопросы.
Панчо: Франциско, но все мои друзья и семья в Перу зовут меня Панчо. (Можно предположить, что он из Перу; он не говорит ни о какой другой стране.)
Продолжить >>
Сколько братьев и сестер у Панчо?
Панчо: Ну, у меня семь братьев и шесть сестер.
Продолжить >>
Чем занимается его отец?
офицер полиции
таксист
зубной врач
Панчо: Мой отец работает таксистом в Лиме, Перу. Это тяжелая работа, но он много работает, чтобы содержать семью.
Продолжить >>
У нее небольшой семейный магазин.
Она владеет салоном красоты.
Она работает в хлебной лавке.
Панчо: Она помогает управлять небольшим семейным магазином с некоторыми из моих старших братьев и сестер.
Продолжить >>
Кто работает в семейном бизнесе?
Панчо: Она помогает управлять небольшим семейным магазином с некоторыми из моих старших братьев и сестер.
Продолжить >>
Частное: семейные отношения
Отлично.
Поделитесь своими результатами:
Facebook
Твиттер
Частное: семейные отношения
Хорошо.
Поделитесь своими результатами:
Facebook
Твиттер
Частное: семейные отношения
Попробуйте еще раз.
Поделитесь своими результатами:
Facebook
Твиттер
Поделитесь этой викториной, чтобы увидеть свои результаты.
ПОПРОБУЙТЕ СНОВА!
Практика словарного запаса
Выполните опросы по словарю со словами из разговора, чтобы получить больше практики:
Упражнение после прослушивания
Задайте партнеру пять вопросов о его или ее семье. Затем представьте своего партнера другому ученику, используя информацию, которую вы узнали об этом человеке.Кому вы ближе всего в семье: к матери, отцу, брату, сестре или другому родственнику? Зачем?
.