Проблема акселерации ускорения психического развития амплификация психического развития: Материал на тему: Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.

Содержание

Материал на тему: Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.

Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.

Акселерация  — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей(в среднем на 1-2 года)

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом

благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В

редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь

выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах

психической деятельности

Амплификация психического развития — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.

Искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудно-искоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра – это пустая потеря времени, детское творчество – наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц – досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна – она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития – т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям.  Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами ,не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а
наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этомвозрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть еесамому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка
будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность ,уверенность в себе, умственные способности.

Путь, основанный на амплификации детского развития, – значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Акселерация и амплификация – два пути детского развития

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпо­сылки для следующего.

Поэтому наиболее фундаментальное, оп­ределяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмо­ционального общения младенца со взрослым является необхо­димой предпосылкой становления предметной деятельности и по­знавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи.

Развитие речи создает возможности для пе­реименования предметов, которое открывает перспективу сим­волических игровых замещений и становления игровой деятель­ности.

В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план дей­ствия, творческая инициативность и пр.), необходимые в даль­нейших формах деятельности ребенка.

Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появле­ние новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и де­формациями возрастного развития. Однако на практике возра­стная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме.

Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство, соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал ампли­фикацию детского развития — т. е. его обогащение за счет мак­симально полного проживания возраста.

Каждый этап возраст­ного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических фор­мах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соот­ветствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ре­бенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструиро­вание, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умствен­ные и познавательные способности и пр. Эффективное и пол­ноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевремен­ное и максимально полное использование их возможностей.

Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселера­ции. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собствен­ных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детс­кие желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358.

Акселерация и амплификация развития

Акселерация, или акцелерация (от
лат. acceleratio – ускорение), – это
ускорение роста и развития детей и
подростков по сравнению с предшествующими
поколениями. Явление акселерации
наблюдается прежде всего в экономически
развитых странах.

Термин
«акселерация» был введен в научный
обиход Е. Кохом. Большинство исследователей
под акселерацией понимали ускорение в
основном физического развития детей и
подростков. Впоследствии это понятие
было существенно расширено. Акселерацией
стали называть увеличение размеров
тела и наступление созревания в более
ранние сроки.

Традиционно длина тела, объем груди
и масса тела рассматривались как наиболее
важные признаки физического развития.
Но, учитывая, что морфологические
особенности организма тесно связаны с
его функциональной деятельностью, ряд
авторов в качестве признаков физического
развития стали рассматривать жизненную
емкость легких, силу отдельных мышечных
групп, степень окостенения скелета (в
частности, кисти), прорезывание и смену
зубов, степень полового созревания.
Кроме того, к существенным признакам
стали относить и пропорции тела.

В
настоящее время понятие акселерации
стало столь широким, что, имея в виду
акселерацию, говорят как об ускорении
физического развития детей и подростков,
так и об увеличении размеров тела
взрослых, более позднем наступлении
климакса. Поэтому нередко пользуются
таким понятием, как секулярный тренд
(вековая тенденция), понимая под ним
тенденцию, которая наблюдается примерно
в течение века, к ускорению физического
развития всего организма – от
внутриутробного периода до взрослого
состояния.

Наиболее
заметно акселерация проявилась у детей
во второй половине ХХ в. Так, масса тела
стала удваиваться в более раннем возрасте
(в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в
1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила
более ранняя смена молочных зубов на
постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в
1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки
полового созревания. Так, возраст
наступления менструаций в ХХ в. уменьшался
каждые 10 лет примерно на четыре месяца
и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет.
Происходило ускорение развития вторичных
половых признаков. У детей и подростков
наблюдалась более ранняя морфологическая
стабилизация. Весь процесс окостенения
заканчивался у мальчиков на два, a y
девочек на три года раньше, чем в 1930-е
гг.

В связи с акселерацией раньше происходит
и завершение роста. В 16–17 лет у девушек
и в 18–19 лет у юношей завершается
окостенение длинных трубчатых костей
и прекращается рост в длину. Московские
мальчики возраста 13 лет за последние
80 лет стали выше на 1 см, а девочки –
на 14,8 см. Таким образом, в результате
ускоренного развития детей и подростков
наблюдается достижение ими более высоких
показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются
сведения и об удлинении детородного
периода: за последние 60 лет он увеличился
на восемь лет. У женщин в Центральной
Европе за последние 100 лет менопауза
сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране
это время приходится в среднем на 50 лет,
а в начале века приходилось на 43,7 года.

Амплификация психического
развития — всемерное использование
потенциала возможностей развития
психики на каждой возрастной стадии за
счет совершенствования содержания,
форм и методов воспитания. Основой
концепции амплификации является
признание уникальности и качественного
своеобразия ступеней возрастного
развития ребенка, абсолютного значения
психологических новообразований,
возникающих на ранних возрастных стадиях
для всего последующего развития личности
(А.В. Запорожец). Противостоит подходу,
в котором обосновывается необходимость
искусственной акселерации развития,
т. е. форсирования темпа развития
ребенка.

Методическая разработка «Акселерация и амплификация как два пути развития ребенка»

Методическая разработка

Возрастная психология

На тему: Амплификация и акселерация как два пути развития ребенка

Исполнитель: Медведенко Н.П.

2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АКСЕЛЕРАЦИИ

2.1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ

2.2 ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ

2.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АСПЕКТОВ АКСЕЛЕРАЦИИ

ГЛАВА 3 АМПЛИФИКАЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребёнка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Так, развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичны формы мышления и речи.

     Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой деятельности.

     В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка.

     Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развитии все чаще искажается.

     В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

     Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

     За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

     Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

    

Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к задержке роста и более позднему развитию». Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.

В настоящее время фазы развития организма все более и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения. Подобное явление и носит название акселерация.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Возрастное развитие

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.[6]

Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.

I. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности.

Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста или находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?

Термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде всего онтогенез. Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза – она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л.С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше фонологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его фонологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АКСЕЛЕРАЦИИ

2.1 Физиологическая акселерация

Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) – отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение (в среднем на 1-2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником психологических коллизий – возникновения смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX в., сданными 30-х гг. XIX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран.[5]

Причины акселерации остаются малоизученными. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.

Физиологические признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см, масса – на 100-300 г. Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2-5 месяцев. Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела – на 0,5 кг. у детей 5–7 лет длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10–15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1–2 года.

2.2 Гипотезы возникновения акселерации

В обоснование акселерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

— Прежде всего, нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

— Гипотезы связанные с биологическим отбором, с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков – гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности, а также другие гипотезы о конcтитуциальном отборе – к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

— Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох в 1935 г. предложил термин `акселерация`, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения.

Трейбер в 1941 г. связывал акселерацию с влиянием радиоволн – хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс в 1950 г. – с повышением температуры атмосферы Земли.

Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.[14]

2.3 Взаимодействие аспектов акселерации

Акселерация, зачастую, это результат не только физиологических, но и социокультурных факторов. Чаще всего она в разной степени проявляется с физиологической и психологической стороны. Но акселерация может быть и гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только физической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.[15]

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности, но, по мнению некоторых специалистов, эти данные скорее свидетельствуют о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против «искусственной акселерации», когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи.[10]

Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем акселерации. Различают паспортный (хронологический) и биологический возраст, характеризующий фактическое развитие ребенка. У части детей эти возраста совпадают, однако большинство детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития. Причем дети небольшого роста могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться инфантильность психического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития.

Вопрос о степени синхронности ускорения физического и психического развития современных детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физической зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития.

В целом акселерация представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои,

индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.

Воздействие акселерации на биосоциальный статус и здоровье человека оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением “социального созревания”, что создает определенные сложности в становлении личности. И наоборот, не по годам умственно развитый ребенок может отставать от своих сверстников в физическом плане. Крайние различия в темпах психического, физического и социального взросления вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма (“синдром напряжения”) и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности (о дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще И.И. Мечников). [3]

ГЛАВА 3 АМПЛИФИКАЦИЯ

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста

Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Основу теории амплификации детского развития составляют выводы ученых о том, что отдельным психическим функциям свойственно не  самостоятельное и автономное развитие, они взаимосвязаны и являются результатом получения общественного опыта во время собственной деятельности вашего ребенка и его общения с окружающим миром.

.
Акселерация, на данном этапе развития человеческого общества, процесс, без которого трудно представить себе развитие современного подростка. Довольно трудно четко установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть определено четкой границей. Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.

В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности. Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом «возмужалом», наблюдаются внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости».

Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального: сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом, зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение, хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Заключение

В целом, можно прийти к следующему выводу, что акселерация не результат влияния какого-то одного фактора (психологического физического или социального), а результат их взаимодействия. Ускорение одного аспекта развития, влечет за собой ускорение другого. Физическая акселерация не может не повлечь за собой психологическую акселерацию, а за ней и социальную. Если этого не происходит, возникает диссонанс, о котором говорилось выше.

Нынешняя система образования и воспитания непременно должна считаться с тем, что современная жизнь предъявляет к психике более высокие требования, чем несколько десятилетий назад. Поток информации стал более интенсивным, темп жизни более ускоренным. Необходимо вырабатывать методы и способы борьбы с негативными последствиями акселерации, чтобы предотвратить расстройства детской неокрепшей психики и воспитать психически и физиологически здоровых людей. Особое внимание надо уделить борьбе с соматическими заболеваниями подростков: алкоголизму, наркомании, курению. В тоже время система образования должна поощрять и поддерживать всячески положительные последствия акселерации, которых, на мой взгляд, очень немного.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – Москва, 1990.

  2. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений. В 6 т.; т. 4. – Москва: Изд-во «Педагогика», 1984.

  3. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – Москва: Изд-во «СпецЛит», 2001.

  4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – Москва, 1979.

  5. Кондаков И. Психологический словарь. – М., 2000.

  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

  7. Лисецкий К.С., Березин С.В. Психология ранней наркомании. Москва-Самара, 2000.

  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Москва, 1981.

  9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Москва: Изд-во «Тривола», 1995.

  10. Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Изд-во «Советская Россия», 1988.

  11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – Москва: Изд-во «Педагогика», 1989.

  12. Эриксон. Детство и общество. – СПб., 2000

  13. Янгирова Г.Ф., Янгирова А.А. Методическое пособие по возрастной психологии.

  14. http://www.it-med.ru/library/a/akseleratchiy.htm

  15. http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=36&article_id=29

Размещено на Allbest.ru

акселерация и амплификация — Студопедия

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности. развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка. В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.





Пути психического развития дошкольников: Аксилерация, Амплификация, симплификация.










ТОП 10:










⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство, соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками).



Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал ампли­фикацию детского развития — т. е. его обогащение за счет мак­симально полного проживания возраста. Каждый этап возраст­ного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических фор­мах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соот­ветствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ре­бенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструиро­вание, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности; как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умствен­ные и познавательные способности и пр. Эффективное и пол­ноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевремен­ное и максимально полное использование их возможностей.

Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселера­ции. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собствен­ных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детс­кие желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

 

5. Психологическая характеристика периода новорожденности и младенчества(соц.ситуация развития , ведю деятельность, псих-ие новообразования, кризис)




Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с но­ворожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрос­лым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составля­ет период новорожденности. Этот период характеризуется ката­строфическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необ­ходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Может быть, это про­исходит потому, что это раздражитель, который чаще всею на­ходится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживле­ния. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До это­го движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В ком­плексе зарождается координация движений. Комплекс оживле­ния — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реак­ция, это попытка воздействовать на взрослого.

Комплекс оживления — основное новообразование кри­тического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — младенчества. Поэтому по­явление комплекса оживления представляет собой психологи­ческий критерий конца кризиса новорожденности. Физиологи­ческий критерий конца новорожденности — появление зритель­ного и слухового сосредоточения, возможность появления ус­ловных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Стадия младенчества.Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого содержит в себе противоречие, ребенок максимально нуж­дается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на про­тяжении всего периода младенчества.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приво­дит к возникновению нового типа деятельности — непосредствен­ного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятель­ности — другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле сло­ва, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-по­ложительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоци­онально-положительный характер. Тем самым у ребенка созда­ется эмоционально-положительный тонус, что служит призна­ком физического и психического здоровья

Социальная ситуация психического развития ребенка мла­денческого возраста — ситуация неразрывного единства ребен­ка и взрослого, социальная ситуация комфорта.

К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок от­деляет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребен­ка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное ново­образование младенческого возраста, знаменующее собой раз­рыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста — по­явление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение пред­метных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла об­щение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуа­тивная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близ­ким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

Новообразования: первые шаги и первые слова. Ведущая деятельность: непосредствен­ное эмоциональное общение ребенка и матери.

Кризис одного года. Ребенок переходит к предметно-манипулятивной деятельности с предметами, но эта деятельность может успешно осуществляться только совместно со взрослыми. Кризис проявляется в том, что ребенок хочет действовать сам, но не владеет предметными действиями.

 

 











Акселерация и амплификация — два пути детского развития

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности. Так, развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи.

Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой деятельности.

В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка.

Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста.

Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соот­ветствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

 

Рекомендуемая литература: Смирнова Е.О. Детская психология М. ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358

Психические расстройства

Бремя психических расстройств продолжает расти со значительными последствиями для здоровья и серьезными социальными, правозащитными и экономическими последствиями во всех странах мира.

Депрессия

Депрессия — распространенное психическое расстройство и одна из основных причин инвалидности во всем мире. По оценкам, во всем мире от депрессии страдают 264 миллиона человек. 1 Пострадало больше женщин, чем мужчин.

Депрессия характеризуется грустью, потерей интереса или удовольствия, чувством вины или низкой самооценкой, нарушением сна или аппетита, усталостью и плохой концентрацией внимания.Люди, страдающие депрессией, также могут иметь множественные физические жалобы без видимых физических причин. Депрессия может быть длительной или повторяющейся, существенно снижая способность людей функционировать на работе или в школе и справляться с повседневной жизнью. В самом тяжелом случае депрессия может привести к самоубийству.

Профилактические программы снижают депрессию как для детей (например, посредством защиты и психологической поддержки после физического и сексуального насилия), так и для взрослых (например, посредством психологической помощи после стихийных бедствий и конфликтов).

Существуют также эффективные методы лечения. Легкую и умеренную депрессию можно эффективно лечить с помощью разговорной терапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия или психотерапия. Антидепрессанты могут быть эффективной формой лечения депрессии от умеренной до тяжелой, но не первой линией лечения депрессии легкой степени. Их не следует использовать для лечения депрессии у детей и они не являются первой линией лечения подростков, среди которых их следует применять с осторожностью.

Ведение депрессии должно включать психосоциальные аспекты, включая выявление факторов стресса, таких как финансовые проблемы, трудности на работе, физическое или психическое насилие, а также источники поддержки, такие как члены семьи и друзья. Важное значение имеет поддержание или повторная активация социальных сетей и социальной активности.

Биполярное расстройство

Этим расстройством страдают около 45 миллионов человек во всем мире 1 . Обычно он состоит из маниакальных и депрессивных эпизодов, разделенных периодами нормального настроения.Маниакальные эпизоды включают повышенное или раздражительное настроение, чрезмерную активность, быструю речь, завышенную самооценку и снижение потребности во сне. Люди, у которых есть маниакальные приступы, но не испытывают депрессивных эпизодов, также классифицируются как страдающие биполярным расстройством.

Существуют эффективные методы лечения острой фазы биполярного расстройства и предотвращения рецидивов. Это лекарства, стабилизирующие настроение. Психосоциальная поддержка — важная составляющая лечения.

Шизофрения и другие психозы

Шизофрения — тяжелое психическое расстройство, от которого страдают 20 миллионов человек во всем мире 1 .Психозы, включая шизофрению, характеризуются искажениями в мышлении, восприятии, эмоциях, языке, самоощущении и поведении. Общие психотические переживания включают галлюцинации (слышание, видение или ощущение вещей, которых нет) и бред (фиксированные ложные убеждения или подозрения, которые прочно удерживаются, даже если есть доказательства обратного). Расстройство может затруднить нормальную работу или учебу людям.

Стигма и дискриминация могут привести к ограничению доступа к медицинским и социальным услугам.Кроме того, люди, страдающие психозом, подвергаются высокому риску нарушения прав человека, например, длительного содержания в учреждениях.

Шизофрения обычно начинается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Эффективно лечение медикаментами и психологическая поддержка. При соответствующем лечении и социальной поддержке пострадавшие люди могут вести продуктивную жизнь и интегрироваться в общество. Содействие проживанию с уходом, поддерживаемым жильем и поддерживаемой занятостью может выступать в качестве основы, на которой люди с тяжелыми психическими расстройствами, включая шизофрению, могут достичь многочисленных целей выздоровления, поскольку они часто сталкиваются с трудностями в получении или сохранении места проживания и нормальной работы.

Деменция

Во всем мире деменцией страдают около 50 миллионов человек. Деменция обычно носит хронический или прогрессирующий характер, при котором наблюдается ухудшение когнитивной функции (то есть способности обрабатывать мысли) сверх того, что можно было бы ожидать от нормального старения. Это влияет на память, мышление, ориентацию, понимание, расчет, способность к обучению, язык и суждения. Нарушение когнитивной функции обычно сопровождается, а иногда и предшествует ухудшению эмоционального контроля, социального поведения или мотивации.

Деменция вызывается различными заболеваниями и травмами, поражающими мозг, такими как болезнь Альцгеймера или инсульт.

Хотя в настоящее время не существует лечения для лечения деменции или изменения ее прогрессирующего течения, многие методы лечения находятся на различных стадиях клинических испытаний. Однако многое можно сделать для поддержки и улучшения жизни людей с деменцией, их опекунов и семей.

Расстройства развития, включая аутизм

Расстройство развития — это общий термин, охватывающий умственную отсталость и распространенные нарушения развития, включая аутизм.Расстройства развития обычно начинаются в детстве, но, как правило, сохраняются в зрелом возрасте, вызывая нарушение или задержку функций, связанных с созреванием центральной нервной системы. Обычно они протекают стабильно, а не в периоды ремиссий и рецидивов, характерных для многих психических расстройств.

Умственная отсталость характеризуется нарушением навыков во многих областях развития, таких как когнитивные функции и адаптивное поведение. Низкий интеллект снижает способность адаптироваться к повседневным требованиям жизни.

Симптомы распространенных нарушений развития, таких как аутизм, включают нарушение социального поведения, общения и языка, а также узкий круг интересов и действий, которые являются уникальными для человека и выполняются повторно. Расстройства развития часто возникают в младенчестве или раннем детстве. Люди с этими расстройствами иногда проявляют некоторую степень умственной отсталости.

Участие семьи в уходе за людьми с нарушениями развития очень важно.Знание того, что вызывает у пострадавших людей как страдания, так и их благополучие, является важным элементом ухода, так же как и выяснение того, какая среда больше всего способствует лучшему обучению. Структура повседневного распорядка дня помогает предотвратить ненужный стресс, выбирая определенное время для еды, игр, обучения, общения с другими и сна. Необходимо обеспечить регулярное наблюдение со стороны медицинских служб как за детьми, так и за взрослыми с нарушениями развития и их карьерой.

Сообщество в целом должно сыграть свою роль в уважении прав и потребностей людей с ограниченными возможностями.

Кто подвержен риску психических расстройств?

Детерминанты психического здоровья и психических расстройств включают не только индивидуальные атрибуты, такие как способность управлять своими мыслями, эмоциями, поведением и взаимодействием с другими людьми, но также социальные, культурные, экономические, политические и экологические факторы, такие как национальная политика, социальные защита, уровень жизни, условия труда и поддержка сообщества.

Стресс, генетика, питание, перинатальные инфекции и воздействие опасных факторов окружающей среды также являются факторами, способствующими возникновению психических расстройств.

Здравоохранение и поддержка

Системы здравоохранения еще не отреагировали должным образом на бремя психических расстройств. Как следствие, разрыв между потребностью в лечении и его предоставлением велик во всем мире. В странах с низким и средним уровнем доходов от 76% до 85% людей с психическими расстройствами не получают лечения от своего расстройства. 2

Еще одна усугубляющая проблема — это низкое качество ухода за многими из тех, кто все же проходит лечение.

Помимо поддержки со стороны медицинских служб, люди с психическими заболеваниями нуждаются в социальной поддержке и уходе. Они часто нуждаются в помощи в доступе к образовательным программам, которые соответствуют их потребностям, а также в поиске работы и жилья, которые позволят им жить и быть активными в своих местных сообществах.

Ответные меры ВОЗ

План действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 годы, одобренный Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2013 году, признает важную роль психического здоровья в достижении здоровья всех людей.План включает 4 основные цели:

  • более эффективное руководство и управление в области психического здоровья;
  • предоставление комплексных интегрированных услуг в области психического здоровья и социальной помощи в условиях общины;
  • реализация стратегий по продвижению и профилактике; и
  • усиленные информационные системы, доказательства и исследования.

Программа ВОЗ по устранению пробелов в области психического здоровья (mhGAP), запущенная в 2008 г., использует научно обоснованные технические руководства, инструменты и учебные пакеты для расширения услуг в странах, особенно в странах с ограниченными ресурсами.Он фокусируется на приоритетном наборе условий, направляя наращивание потенциала неспециализированным поставщикам медицинских услуг в рамках комплексного подхода, который способствует укреплению психического здоровья на всех уровнях оказания помощи.

Список литературы

  1. GBD 2017 Заболеваемость и травматизм, а также соавторы. (2018). Глобальная, региональная и национальная заболеваемость, распространенность и годы, прожитые с инвалидностью для 354 заболеваний и травм в 195 странах и территориях, 1990–2017 гг .: систематический анализ для исследования глобального бремени болезней, 2017 г.Ланцет. DOI: https: //doi.org/10.1016/S0140-6736 (18) 32279-7
  2. Wang et al., (2007). Использование служб психического здоровья при тревожных расстройствах, расстройствах настроения и психических расстройствах в 17 странах, согласно всемирным опросам ВОЗ по психическому здоровью. Ланцет.

.

Психическое здоровье и психологическая устойчивость во время пандемии COVID-19

По мере того как пандемия коронавируса (COVID-19) распространяется по всему миру, она вызывает повсеместное беспокойство, страх и стресс, и все это является естественной и нормальной реакцией на изменяющуюся и неопределенную ситуацию, в которой оказался каждый.

«Проблема Каждый из нас сталкивается с тем, как справляться со стрессовой ситуацией, которая так быстро разворачивается в нашей жизни и в обществе, и реагировать на нее. Здесь мы можем использовать замечательную силу и сотрудничество, которыми мы, к счастью, обладаем как люди.И именно на этом мы должны сосредоточиться, чтобы наиболее эффективно отреагировать на этот кризис как отдельные лица, члены семьи и сообщества, друзья и коллеги », — сказал д-р Hans Henri P. Kluge, директор Европейского регионального бюро ВОЗ.

ВОЗ очень серьезно относится к воздействию кризиса на психическое здоровье людей и отслеживает ситуацию вместе с национальными властями, предоставляя информацию и рекомендации правительствам и общественности.

На брифинге для прессы 26 марта д-р Kluge вместе с д-ром Aiysha Malik, техническим сотрудником Департамента психического здоровья и токсикомании, штаб-квартира ВОЗ, и д-ром Dorit Nitzan, исполняющим обязанности директора по чрезвычайным ситуациям, ЕРБ ВОЗ, ответили на вопросы о проблемы психического здоровья в контексте COVID-19 и предложили идеи об инструментах, методах и вмешательствах для их решения.

«Поскольку разрушительные эффекты COVID-19, включая социальное дистанцирование, в настоящее время доминируют в нашей повседневной жизни, важно, чтобы мы проверяли друг друга, звонили и общались в видеочате, а также были внимательны и внимательны к уникальным потребностям психического здоровья. тех, о ком мы заботимся. Нашу тревогу и страхи следует осознавать и не игнорировать, а лучше понимать и решать отдельными лицами, сообществами и правительствами », — отметил д-р Ханс Клюге.

Многие вопросы касались конкретных групп населения, включая детей и пожилых людей.

Каким образом кризис COVID-19 может повлиять на психическое здоровье детей?

Это действительно беспрецедентное время для всех нас, особенно для детей, которые сталкиваются с огромными потрясениями в своей жизни. Дети, вероятно, будут испытывать беспокойство, беспокойство и страх, и это может включать типы страхов, которые очень похожи на те, которые испытывают взрослые, такие как страх смерти, страх смерти своих родственников или страх того, что они означает получить лечение. Если школы закрываются в рамках необходимых мер, тогда у детей может больше не быть того чувства структуры и стимулирования, которое обеспечивается этой средой, и теперь у них меньше возможностей быть со своими друзьями и получить ту социальную поддержку, которая необходима для хорошего психическое благополучие.

Пребывание дома может подвергнуть некоторых детей повышенному риску инцидентов, связанных с защитой детей, или стать их свидетелями, или сделать их свидетелями межличностного насилия, если их дом не является безопасным местом. Это очень беспокоит.

Хотя все дети восприимчивы к изменениям, маленькие дети могут счесть произошедшие изменения трудными для понимания, а дети младшего и старшего возраста могут выражать раздражительность и гнев. Дети могут обнаружить, что они хотят быть ближе к своим родителям, предъявлять к ним больше требований, и, в свою очередь, некоторые родители или опекуны сами могут оказаться под чрезмерным давлением.

Простые стратегии, которые могут решить эту проблему, могут включать в себя предоставление молодым людям любви и внимания, которые им необходимы, чтобы разрешить свои страхи, и быть честным с детьми, объясняя происходящее так, чтобы они могли понять, даже если они молоды. Дети очень восприимчивы и будут моделировать реакцию своих опекунов. Родители также нуждаются в поддержке в управлении собственными стрессовыми факторами, чтобы они могли быть образцом для своих детей. Помощь детям в поиске способов самовыражения посредством творческой деятельности и обеспечение структуры дня — если это возможно — путем установления распорядка дня, особенно если они больше не ходят в школу, могут быть полезными.

Должны существовать службы психического здоровья и психосоциальной поддержки, а службы защиты детей должны адаптироваться, чтобы гарантировать, что уход по-прежнему доступен для детей из семей, которые в нем нуждаются.

Каково психологическое воздействие этого заболевания на пожилых людей?

Что касается пожилых людей, а также людей с сопутствующими заболеваниями, которые были определены как более уязвимые к COVID-19, и вам сказали, что вы очень уязвимы, это может быть чрезвычайно пугающим и очень внушающим страх.Психологические последствия для этих групп могут включать беспокойство и чувство стресса или гнева. Его последствия могут быть особенно тяжелыми для пожилых людей, которые могут испытывать снижение когнитивных функций или деменцию. А некоторые пожилые люди могут уже быть социально изолированными и испытывать одиночество, что может ухудшить психическое здоровье.

Положительным моментом является то, что есть много вещей, которые пожилые люди могут инициировать самостоятельно или при поддержке опекуна, если это необходимо, для защиты своего психического здоровья в это время.К ним относятся многие стратегии, которые мы пропагандируем среди всего населения, например, физическая активность, соблюдение распорядка или создание нового, а также участие в деятельности, которая дает ощущение достижения. Также важно поддерживать социальные связи. Некоторые пожилые люди могут быть знакомы с цифровыми методами, а другим может потребоваться руководство по их использованию. Еще раз, службы психического здоровья и психосоциальной поддержки, а также другие услуги, относящиеся к этой группе населения, должны оставаться доступными в это время.

Воздействие COVID-19 на пожилых людей будет в центре внимания следующего брифинга ВОЗ, который состоится в 11:00 по центральноевропейскому времени в четверг, 2 апреля, и будет транслироваться в прямом эфире на странице Европейского регионального бюро ВОЗ в Facebook и на канале YouTube.


,

Физическое, умственное, психическое и духовное ⋆ One Education

Обзор

Если вы стремитесь развиваться физически, умственно, психологически и духовно, то это шанс научиться ежедневным практикам для духовного, умственного, психологического и физического благополучия и получить максимум от себя!

Этот курс Ultimate Personal Development: физический, умственный, психический и духовный курс знакомит с некоторыми важными навыками саморазвития, которые помогут вам построить сильную личность и подготовить вас к тому, чтобы с уверенностью смотреть в лицо миру.

На протяжении всего курса вы будете понимать свой умственный и физический разум, чтобы развивать свое духовное «я», включая факторы, которые еще больше улучшают вашу концентрацию и приведут к замечательному и удивительному позитиву в вашей жизни.

Вы также научитесь контролировать свое физическое и психическое здоровье, управляя собственными эмоциями. Более того, вы получите больше самосознания, разовьете больше эмоционального интеллекта, поймете концепцию логики и станете более оптимистичными и продуктивными с точки зрения саморазвития.

Курс-дизайн

Курс проводится через нашу онлайн-платформу обучения, доступную через любое подключенное к Интернету устройство. Нет никаких официальных сроков или расписания преподавания, что означает, что вы можете изучать курс в своем собственном темпе.

Вас учат с помощью комбинации

  • Видеоуроки
  • Учебные материалы онлайн
  • Пробные экзамены
  • Оценка с множественным выбором

Как оценивается курс?

Для успешного завершения курса вы должны пройти автоматическую оценку с несколькими вариантами ответов.Оценка проводится через нашу онлайн-платформу обучения. Вы получите результаты своей оценки сразу после завершения.

Получу ли я сертификат об окончании курса?

После успешного завершения вы будете иметь право на профессиональную квалификацию, признанную в Великобритании и на международном уровне, и вы можете сделать свое достижение формальным, получив сертификат PDF стоимостью 9 фунтов стерлингов и сертификат твердой копии за 15 фунтов стерлингов.

Зачем изучать этот курс

Независимо от того, являетесь ли вы практикующим специалистом или начинающим профессионалом, этот курс расширит ваши знания и расширит ваше резюме за счет ключевых навыков и аккредитованной квалификации, подтверждающей ваши знания.

Окончательный курс личного развития : физическое, психическое, психическое и духовное открыт для всех без каких-либо формальных требований для поступления. Все, что вам нужно, это страсть к обучению, хорошее понимание английского языка, математические навыки и информационные технологии и быть старше 16 лет.

,

Ментальные образы> Ментальное вращение (Стэнфордская энциклопедия философии)

Психическое вращение

Шепард и Метцлер (1971) представили концепцию психического
вращение в когнитивную науку с тем, что стало одним из
самые известные эксперименты в этой области. Эта слава частично может быть
ведь эксперимент связан с набором памятных
графические изображения (например, рисунок 1), некоторые из которых попали на
Обложка номера Science , где он был впервые опубликован.Однако это также удивительно элегантный эксперимент, в результате которого
некоторые поразительно четкие результаты. Выводы, казалось, прямо опровергали
доктрины бихевиоризма, все еще пользующейся значительной властью среди
психологов в то время, что мыслительные процессы полностью зависят
по языку. Предполагая, что аналоговые представления имеют
важную роль в мышлении, выводы также подняли
на первый взгляд трудности (хотя и не обязательно
непреодолимые) для (цифровой) компьютерной модели разума
лежащих в основе новой области когнитивных
наука (Блок, 1983а).


Рисунок 1
Некоторые стимулы
пары фигур, использованные Шепардом и Метцлером (1971).
А-
Одинаковые объекты, отличающиеся поворотом в плоскости страницы.

B — Идентичные объекты, различающиеся поворотом по глубине

C — Объекты зеркального отображения (также повернутые по глубине)

Shepard & Metzler представили своим испытуемым пары рисунков.
трехмерных асимметричных сборок кубов, как показано на
рисунок 1 A, B и C.В каждой паре правая картинка либо
показал сборку, идентичную показанной слева, но повернутую
от исходного положения на определенную величину, иначе он показал
сборка, которая не только вращалась, но и являлась зеркальным отражением
одного слева (рисунок 1 C). Экспериментальная задача заключалась в том, чтобы
как можно быстрее (нажатием кнопки) сказать,
изображенные объекты были фактически идентичны (за исключением вращения), или
были зеркальными отражениями. Гипотеза Шепарда заключалась в том, что задача будет
делается путем формирования трехмерного мысленного образа одного из
изображенные объекты, и вращая все это изображение в воображении,
чтобы увидеть, можно ли привести его в соответствие с другим
картина.Результаты экспериментов ясно подтвердили эту идею,
потому что было обнаружено, что для каждого предмета время, затраченное на
подтвердить, что оба объекта пары были фактически идентичны,
увеличивается прямо пропорционально разности углов поворота
между ними. Как будто испытуемые вращали свои мыслительные
изображение с постоянной скоростью (хотя это может быть разным для каждого
предмет), так что чем дальше им приходилось идти,
в соответствии с эталонным изображением, тем дольше он будет
забери их.При постэкспериментальном опросе большинство испытуемых
подтвердили, что действительно так они считали, что они сделали
задание. (Интересно, что не имело значения, будет ли поворот
находился в плоскости страницы или в глубине.)

Несмотря на изящество этого эксперимента и четкие результаты
(красивые линейные графики зависимости времени реакции от угла поворота),
Интерпретация Шепардом этого как свидетельства неснижаемости аналогов и
внутренне пространственные процессы в мышлении, и для того, что он назвал
«Изоморфизм второго порядка» между изображением и объектом
(Шепард, 1975, 1978b, 1981, 1984), конечно, не пошел
непререкаемый.Некоторые исследователи оспорили утверждение Шепарда о том, что
его результаты показывают, что изображения поворачиваются целиком, а не
их части сравниваются по частям (Hochberg &
Геллман, 1977; Пилишин, 1979а; Юилле, 1983). Более радикально, некоторые
сомневались, действительно ли задача поворота включает в себя изображения
(Marks, 1999). Ведь в отличие от экспериментов с образами
мнемоники, испытуемым никогда прямо не говорили использовать изображения в
выполнение задачи сравнения и альтернативные объяснения
результат (я.е., линейная зависимость между временем реакции и углом
вращение) мыслимы. Например, Just & Carpenter (1976;
Карпентер и Джаст, 1978), которые отслеживали движения глаз испытуемых.
пока они выполняли версию задачи Шепарда и Метцлера,
что линейное увеличение времени реакции возникло не из-за внутреннего
поворот изображения, но из-за необходимости делать больше движений глаз
между двумя изображениями (чтобы сравнить их характеристики)
больше они были повернуты относительно друг друга.В иконофобии
культура, которая все еще преобладала в психологии в начале 1970-х гг.
«Безобразная» интерпретация результатов все еще была очень
намного более живой вариант. Конечно, это означало, что любые претензии субъектов
формировать и вращать мысленные образы нужно было отбрасывать, но
Бихевиоризм давно научил психологов давать очень мало
вес для такого рода субъективных, интроспективных
данные. [1]

Однако аргументы в пользу мысленного вращения основываются не только на этом.
один знаменитый эксперимент.Шепард и его ученики (особенно Линн
Купер) впоследствии смогли продемонстрировать умственное вращение и
другие связанные эффекты в большом количестве различных экспериментальных
конструкции (см. Shepard & Cooper и др. ., 1982) в основном
предназначен для блокирования альтернативных интерпретаций результатов, которые
позволит избежать необходимости постулировать вращающиеся образы. Большинство из них
другие эксперименты не включали сравнения двух
одновременно видимые картинки, не оставляя места для сортировки
объяснения движения глаз, предложенного Just & Carpenter.Например, Купер и Шепард (1973) представили своим испытуемым
буква алфавита повернута из нормального вертикального положения
ориентации и снова попросил их указать, действительно ли буква
был в своей нормальной форме или в зеркальном отражении (в обратном направлении) (см. рисунок 2).
И снова было обнаружено, что время отклика увеличивается по мере увеличения
стимулирующее письмо было повернуто из вертикального (хотя по причинам,
не нужно задерживать нас, отношения не были столь четко линейными, как в
предыдущий эксперимент). Подразумеваемое объяснение состоит в том, что испытуемые
повернуть свое изображение неправильной буквы, которую они показывают, в
его каноническая вертикальная ориентация, чтобы сравнить его с их
память о том, как письмо обычно выглядит.


Рисунок 2
Повернутые буквенные стимулы
сорт, используемый Cooper & Shepard (1973).

Купер (например, 1975, 1976) также провел несколько экспериментов по психическому
вращение сложных неправильных многоугольников, таких как на рисунке 3,
и некоторые из этих работ зависели от предметов, которые были явно указаны
формировать и вращать мысленные образы многоугольников (чью форму они
ранее запомнил). И снова линейная зависимость
время реакции на угол было обнаружено, предполагая плавное, регулярное
поворот изображения.Преимущество явных изображений
инструкции, используемые в этих экспериментах, заключаются в том, что он создает более
явная связь между измеренными результатами и образами как осознанная
опыт под добровольным контролем. С другой стороны, открывается
вполне реальная возможность того, что результаты могут быть объяснены как
результат «экспериментального спроса» (по сути,
субъекты сознательно пытаются добиться результатов, которые, по их мнению,
экспериментаторы хотят, независимо от реальных когнитивных
вовлеченных процессов — см. Приложение: Проблема характеристик спроса в экспериментах с изображениями).Психологам хорошо известно, что это очень
реальная проблема во многих областях экспериментального психологического исследования
(Orne, 1962), и было показано, что это особенно проблематично в
такого рода исследования изображений (Intons-Peterson, 1983). Однако когда
эти эксперименты Купера взяты вместе с другими
эксперименты по вращению, в которых не использовались явные инструкции к изображениям,
и не дали возможности экспериментальному спросу повлиять на
результаты (например, Shepard & Metzler, 1971; Shepard & Cooper,
1973) (и другие эксперименты, не обсуждаемые здесь: см. Shepard &
Купер и др. ., 1982) они приводят веские доводы в пользу
реальность и устойчивость феномена умственного вращения.

Рисунок 3
Примеры использования неправильных многоугольников
в экспериментах Купера с мысленным вращением (1975, 1976).

Эксперименты по мысленному вращению оригинальных Shepard & Metzler
(1971) дизайн (или его варианты) почти уникальны среди изображений
экспериментов в том, что они не зависят ни от устных отчетов от
субъектов, а также явных словесных инструкций по использованию изображений в
выполнение экспериментальной задачи.Таким образом, они могут быть адаптированы для использования
с животными, что увеличивает возможность прямого
свидетельства появления образов у ​​животных, не относящихся к человеку.
результаты попыток сделать это, однако, с птицами (голубями) и
различные виды обезьян были смешаны, мягко говоря, и
в значительной степени разочаровывает (Hollard & Delius, 1982; Rilling &
Neiworth, 1987, 1991; Georgopoulos et al. , 1989; Хопкинс
et al. , 1993; Vauclair et al. , 1993; Делиус и
Холлард, 1995; Köhler et al., 2005; Burmann и др.
и др.
, 2005; Нековарова и др. , 2013). Примечательно, что
наиболее правдоподобное свидетельство того, что любые животные могут использовать умственное вращение
стратегия, а значит, и образы опыта, возникают в результате работы с
морские львы (Mauck & Dehnhardt, 1997; Stich et al. ,
2003).

С другой стороны, эффект, похоже, не зависит конкретно
на визуальных изображениях : это было продемонстрировано врожденно
слепые люди (Marmor & Zaback, 1976; Carpenter &
Eisenberg, 1978), которые, как принято считать, не испытывают визуального
ментальные образы и, таким образом, предположительно вращаются тактильно или кинестетически.
изображений.Способности к умственному вращению также изучались у младенцев.
(Örnkloo & von Hofsten, 2007), пожилые люди (Dror et al.
al
., 2005), а также у людей с неврологическими проблемами (Courbois
и др. ., 2004; Hinnell & Virji-Babul, 2004), а также возраст, пол,
и даже различия в его исполнении, связанные с сексуальной ориентацией
были исследованы (например, Richardson, 1994 ;; Terlecki &
Ньюкомб, 2005; Левин и др. ., 2005; Quaiser-Pohl et al.
ал,
. 2006; Мэйлор и др. ., 2007; Joanisse et al.
al
., 2008). Кроме того, концепция умственного вращения была
применяется к практическим вопросам, начиная от улучшения хирургического
техники (Конрад и др. ., 2006) к пониманию и
лечение дислексии (Russeler et al ., 2005).

Споры по поводу основных механизмов психического
вращение (как изображения в целом), но недавно
исследованы несколькими нейробиологическими методами, такими как глаз
измерения движения (de’Sperati, 2003), прямая запись с
электроды, имплантированные в мозг (Georgopoulos et al .,
1989), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) (например, Cohen
et al., ., 1996; Richter и др. , 2000; Creem и др.
al
., 2001; Кошино и др. ., 2005; О’Бойл и др.
al
., 2005), ЭЭГ (Prime & Jolicoeur, 2010) и транскраниальные
магнитная стимуляция (Ganis et al ., 2000). Некоторые из этого
исследования были сосредоточены на «моторных образах» (Jeannerod,
1994), а не визуальные образы. Действительно, было высказано предположение, что
моторные процессы и моторные области мозга могут быть вовлечены в умственную
вращение в целом (Kosslyn, 1994; Wexler, Kosslyn &
Бертоз, 1998; Wohlschläger, 2001; Томасино и др. .,
2005; Аморим и др. ., 2006; Eisenegger et al ., 2007;
но см. Flusberg & Boroditsky, 2011).

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *