Природные предпосылки психики человека: Предпосылки развития психики — Студопедия

Содержание

Предпосылки развития психики — Студопедия

В современной отечественной психологии принято выделять два понятия, описывающие соотношение наследственности и среды в развитии.

1. Предпосылки развития – это природные свойства организма человека, без которых человек не может стать человеком. К ним относится, во-первых, человеческий мозг.

Как известно, самые близкие наши «родственники» в животном мире — человекообразные обезьяны. Наиболее покладистые и понят­ливые из них — шимпанзе. Их жесты, мимика, поведение порой пора­жают сходством с человеческими. Шимпанзе, как и другие человеко­образные обезьяны, отличаются неистощимым любопытством. Они могут часами изучать попавший им в руки предмет, наблюдать пол­зающих насекомых, следить за действиями человека. Высоко развито у них подражание. Обезьяна, подражая человеку, может, например, подметать пол или смачивать тряпку, отжимать ее и протирать пол. Другое дело, что пол после этого почти наверняка останется гряз­ным — все кончится перемещением мусора с места на место. Как показывают наблюдения, шимпанзе использует в разных си­туациях большое количество звуков, на которые реагируют сородичи. В экспериментальных условиях многим ученым удавалось добиться от шимпанзе решения довольно сложных практических задач, требую­щих мышления в действии и включающих даже употребление предме­тов в качестве простейших орудий. Так, обезьяны путем ряда проб строили пирамиды из ящиков, чтобы достать подвешенный к потолку банан, овладевали умением сбивать банан палкой и даже составлять для этого одну длинную палку из двух коротких, открывать запор ящика с приманкой, употребляя для этого «ключ» нужной формы (палку с треугольным, круглым или квадратным сечением). Да и мозг шимпанзе по своему строению и соотношению размеров отдельных частей ближе к человеческому, чем мозг других животных, хотя и сильно уступает ему по весу и объему.



Все это наталкивало на мысль: что, если попытаться дать детены­шу шимпанзе человеческое воспитание? Удастся ли развить у него хотя бы некоторые человеческие качества? И такие попытки делались неоднократно.

Отечественный зоопсихолог Н. Н. Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему предоставлялись самые разнообразные человеческие вещи и игрушки, «приемная мама» вся­чески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться с помощью речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировался в дневнике.


Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего воз­раста также вели самые тщательные наблюдения. В результате появилась на свет книга «Дитя шимпанзе и дитя человека» (1935). Что же удалось установить, сравнивая развитие обезьяны с развитием ребенка? При наблюдении обоих малышей обнаруживалось большое сход­ство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выявилось и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освободить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не приводит к правильному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается только внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони, подражая, часто пытался забить гвоздь мо­лотком. Однако он то не прилагал достаточно силы, то не удерживал гвоздь в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую практику, Иони так никогда и не смог забить ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной трениров­ке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — супругами Келлог.

Значит, без человеческого мозга не могут возникнуть и человече­ские психические качества. Но достаточно ли только мозга для того, чтобы человек стал человеком?

В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил из­вестие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четвереньках. Их удалось выследить. Однажды Сингх с группой охотников спрятались у волчь­ей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки — одна примерно восьми, дру­гая — полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспи­тать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая — Амала — умерла через год. Старшая — Камала — прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала, по существу, так и не овладела — с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего 40 слов. Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни. Таким образом, и определенное строение мозга, и определенные условия жизни, воспитания необходимы, чтобы стать человеком. Од­нако их значение различно. Примеры с Иони и Камалой в этом смыс­ле очень хар

Предпосылки развития психики — Студопедия

Биологические предпосылки. Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.

Во второй половине XIX в. и в первой половинеXX в. научным сознанием философов, биологов, психологов овладел сформулиро­ванный Э. Геккелем биогенетический закон (1866 г.). Согласно этому закону каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии

(онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: «Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений»49. Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно вос­производит путь филогенетического развития, т.е. происходит повто­рение развития предков от общего корня, к которому данный орга­низм относится.

Согласно Э. Геккелю, быстрое повторение филогении (рекапи­туляция) обусловлено физиологическими функциями наследственно­сти (воспроизведения) и приспособляемости (питания). При этом особь повторяет важнейшие изменения формы, через которые прошли ее предки в течение медленного и длительного палеонтологического развития по законам наследственности и приспособления.

Э. Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином, который впервые поста­вил проблему соотношения между онтогенезом и филогенезом еще в «Очерке 1844 года». Он писал: «Зародыши ныне существующих по­звоночных отражают строение некоторых взрослых форм этого большого класса, существовавших в более ранние периоды истории Земли»50. Однако Ч. Дарвин отмечал также и факты, отражающие явления гетерохронии (изменения во времени появления признаков), в частности случаи, когда некоторые признаки возникают в онтогенезе потомков раньше, чем в онтогенезе предковых форм.



Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон был вос­принят современниками и следующими поколениями ученых как не­преложный5‘.

Э. Геккель проанализировал строение человеческого тела в кон­тексте всей эволюции животного мира. Э. Геккель рассматривал онто­гению человека и историю его происхождения. Раскрывая генеалогию (филогению) человека, он писал: «Если бесчисленные растительные и животные виды не сотворены сверхъестественным «чудом», но «разви­лись» путем естественного превращения, то «естественная система» их будет родословным древом»52. Далее Э. Геккель переходил к описа­нию сущности души с точки зрения психологии народов, онтогенети­ческой психологии и филогенетической психологии. «Индивидуаль­ный сырой материал детской души,- писал он,- качественно уже заранее дан от родителей и прародителей путем наследственности;


воспитанию представляется прекрасная задача превратить эту душу в пышный цветок интеллектуальным обучением и нравственным воспи­танием, т.е. путем приспособления»53. При этом он с признательно­стью ссылается на труд В. Прейнера о душе ребенка (1882), который анализирует наследуемые ребенком задатки.

Вслед за Э. Геккелем детские психологи стали проектировать этапы онтогении индивидуального развития от простейших форм до современного человека (Ст. Холл, В. Штерн, К. Бюлер и др.). Так,

К. Бюлер указывал, что «индивиды приносят с собой задатки, а план их осуществления состоит из суммы законов»54. В то же время К. Коффка, исследуя феномен созревания в соотношении с обучени­ем, отмечал: «Рост и созревание — это такие процессы развития, те­чение которых зависит от унаследованных особенностей индиви­дуума, так же как и законченный при рождении морфологический признак… Рост и созревание, правда, не вполне независимы от внешних воздействий…»55

Развивая идеи Э. Геккеля Эд. Клаперед писал о том, что сущность детской природы «в стремлении к дальнейшему развитию», при этом «чем продолжительнее детство, тем длиннее период развития»56.

В науке в период наибольшего доминирования какой-либо новой идеи обычно происходит крен в ее сторону. Так случилось и с ос­новным принципом биогенетического закона- принципом рекапи­туляции (от лат. recapitulatio — сжатое повторение бывшего прежде). Так, С. Холл пытался объяснить развитие с точки зрения рекапиту­ляции. Он находил в поведении и развитии ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи. Следы от древней эпохи — боязнь от­дельных предметов, частей тела и т.д. «…Боязнь глаз и зубов… объ­ясняется отчасти атавистическими пережитками, отзвуками тех дол­гих эпох, когда человек боролся за свое существование с животны­ми, имевшими большие или странные глаза и зубы, когда далее ве­лась долгая война всех против всех внутри человеческого рода»57. С. Холл производил рискованные аналогии, не подтверждавшиеся реальным онтогенезом. В то же время его соотечественник Д. Бол-дуин с тех же позиций объяснял генезис робости у детей.

Многие психологи детства называли стадии, через которые дол­жен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития (С. Холл, В. Штерн, К. Бюлер).

Идеей Э. Геккеля был заражен и Ф. Энгельс, который также при­нял онтогению как факт быстрого прохождения филогении в облас­ти психического.

По-своему силу биологических предпосылок понимал 3. Фрейд, который разделил самосознание человека на три с

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ — Мегаобучалка

Биологические предпосылки. Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.

Во второй половине XIX в. и в первой половинеXX в. научным сознанием философов, биологов, психологов овладел сформулиро­ванный Э. Геккелем биогенетический закон (1866 г.). Согласно этому закону каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии

(онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: «Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений»49. Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно вос­производит путь филогенетического развития, т.е. происходит повто­рение развития предков от общего корня, к которому данный орга­низм относится.

Согласно Э. Геккелю, быстрое повторение филогении (рекапи­туляция) обусловлено физиологическими функциями наследственно­сти (воспроизведения) и приспособляемости (питания). При этом особь повторяет важнейшие изменения формы, через которые прошли ее предки в течение медленного и длительного палеонтологического развития по законам наследственности и приспособления.

Э. Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином, который впервые поста­вил проблему соотношения между онтогенезом и филогенезом еще в «Очерке 1844 года». Он писал: «Зародыши ныне существующих по­звоночных отражают строение некоторых взрослых форм этого большого класса, существовавших в более ранние периоды истории Земли»50. Однако Ч. Дарвин отмечал также и факты, отражающие явления гетерохронии (изменения во времени появления признаков), в частности случаи, когда некоторые признаки возникают в онтогенезе потомков раньше, чем в онтогенезе предковых форм.

Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон был вос­принят современниками и следующими поколениями ученых как не­преложный5‘.

Э. Геккель проанализировал строение человеческого тела в кон­тексте всей эволюции животного мира. Э. Геккель рассматривал онто­гению человека и историю его происхождения. Раскрывая генеалогию (филогению) человека, он писал: «Если бесчисленные растительные и животные виды не сотворены сверхъестественным «чудом», но «разви­лись» путем естественного превращения, то «естественная система» их будет родословным древом»52. Далее Э. Геккель переходил к описа­нию сущности души с точки зрения психологии народов, онтогенети­ческой психологии и филогенетической психологии. «Индивидуаль­ный сырой материал детской души,- писал он,- качественно уже заранее дан от родителей и прародителей путем наследственности;

воспитанию представляется прекрасная задача превратить эту душу в пышный цветок интеллектуальным обучением и нравственным воспи­танием, т.е. путем приспособления»53. При этом он с признательно­стью ссылается на труд В. Прейнера о душе ребенка (1882), который анализирует наследуемые ребенком задатки.

Вслед за Э. Геккелем детские психологи стали проектировать этапы онтогении индивидуального развития от простейших форм до современного человека (Ст. Холл, В. Штерн, К. Бюлер и др.). Так,

К. Бюлер указывал, что «индивиды приносят с собой задатки, а план их осуществления состоит из суммы законов»54. В то же время К. Коффка, исследуя феномен созревания в соотношении с обучени­ем, отмечал: «Рост и созревание — это такие процессы развития, те­чение которых зависит от унаследованных особенностей индиви­дуума, так же как и законченный при рождении морфологический признак… Рост и созревание, правда, не вполне независимы от внешних воздействий…»55

Развивая идеи Э. Геккеля Эд. Клаперед писал о том, что сущность детской природы «в стремлении к дальнейшему развитию», при этом «чем продолжительнее детство, тем длиннее период развития»56.

В науке в период наибольшего доминирования какой-либо новой идеи обычно происходит крен в ее сторону. Так случилось и с ос­новным принципом биогенетического закона- принципом рекапи­туляции (от лат. recapitulatio — сжатое повторение бывшего прежде). Так, С. Холл пытался объяснить развитие с точки зрения рекапиту­ляции. Он находил в поведении и развитии ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи. Следы от древней эпохи — боязнь от­дельных предметов, частей тела и т.д. «…Боязнь глаз и зубов… объ­ясняется отчасти атавистическими пережитками, отзвуками тех дол­гих эпох, когда человек боролся за свое существование с животны­ми, имевшими большие или странные глаза и зубы, когда далее ве­лась долгая война всех против всех внутри человеческого рода»57. С. Холл производил рискованные аналогии, не подтверждавшиеся реальным онтогенезом. В то же время его соотечественник Д. Бол-дуин с тех же позиций объяснял генезис робости у детей.

Многие психологи детства называли стадии, через которые дол­жен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития (С. Холл, В. Штерн, К. Бюлер).

Идеей Э. Геккеля был заражен и Ф. Энгельс, который также при­нял онтогению как факт быстрого прохождения филогении в облас­ти психического.

По-своему силу биологических предпосылок понимал 3. Фрейд, который разделил самосознание человека на три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Согласно 3. Фрейду, «Оно» — вместилище врожденных и вытеснен­ных побуждений, заряженных психической энергией и требующих выхода. «Оно» руководствуется врожденным принципом удовольст­вия. Если «Я» — сфера осознанного, «Сверх-Я» — сфера социального контроля, выражаемая в совести человека, то «Оно», являясь врож­денным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы58.

Идея о том, что врожденные особенности, наследственность явля­ются ключом к земной судьбе человека, начинает заполонять не толь­ко ученые трактаты, но и обыденное сознание людей.

Место био

Определение прир. предп. психики человека, определение психкики, влияение прир. предп. на псих. развитие.

Во второй половине 19 в. и первой половине 20 в. благодаря Геккелю в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества. В рамках этого подхода называются и ищутся природные предпосылки развития психики.

 

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Природная предпосылка психики человека — это попытка вывести предпосылки развития психики человека из его естественной, биологической природы, под ними понимаются те факторы, от которых зависит психологические особенности человека.

 

В качестве природных предпосылок развития психики рассматривается устройство и работа организма человека, генотип человека, конституция человека, пол человека, а так же может рассматриваться естественная природа окружающая человека. Когда говорят о природных предпосылках развития психики предполагают, что психическое развитие зависит от природы, которая его окружает или от устройства и работы организма (генотипа).

Какие именно психические качества появляются у ребенка зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт. Без мозга не могут возникнуть психические качества. Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для отражения окружающего мира, но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность.



Необходим определенный уровень биологической организации, человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей. Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

 

Не являясь движущими силами развития, природные особенности оказывают известное влияние на психическое развитие:

 Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе свойства нервной системы человека не определяют никаких психических свойств личности. Ни один нормальный ребенок не является «природно предрасположенным» быть смелым или трусливым. На базе любого типа нервной системы можно выработать при правильном воспитании общественно ценные черты характера.


Во-вторых, природные особенности могут влиять и на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. Так, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей, будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется гораздо больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками.

 

Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы.

Способности формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания.

Природные предпосылки темперамента – это процессы происходящие в организме человека. Природные предпосылки способностей – процессы, связанные с генотипом человека, его мозгом.

Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека.

 

Принцип целостности в гештальтпсихологии

Предпосылки развития психики — МегаЛекции


Биологические предпосылки

Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.

Во второй половине XIX в. и в первой половине XX в. научным сознанием философов, биологов, психологов овладел сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон (1866 г.). Согласно этому закону каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: «Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений»(СНОСКА: Геккель Э., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон // Избр. работы. -М.;Л., 1940.-С. 169.). Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, т.е. происходит повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится.

Согласно Э. Геккелю, быстрое повторение филогении (рекапитуляция) обусловлено физиологическими функциями наследственности (воспроизведения) и приспособляемости (питания). При этом особь повторяет важнейшие изменения формы, через которые прошли ее предки в течение медленного и длительного палеонтологического развития по законам наследственности и приспособления.

Э. Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином, который впервые поставил проблему соотношения между онтогенезом и филогенезом еще в «Очерке 1844 года». Он писал: «Зародыши ныне существующих позвоночных отражают строение некоторых взрослых форм этого большого класса, существовавших в более ранние периоды истории Земли»(СНОСКА: Дарвин Ч. Сочинения.-М., 1939.-Т. 3.-С. 215.). Однако Ч. Дарвин отмечал также и факты, отражающие явления гетерохронии (изменения во времени появления признаков), в частности случаи, когда некоторые признаки возникают в онтогенезе потомков раньше, чем в онтогенезе предковых форм.


Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон был воспринят современниками и следующими поколениями ученых как непреложный(СНОСКА: См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — М., 1957. — С. 70; Сёлли Дж. Очерки по психологии детства. 2-е изд. — М.; СПб., 1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. — М., 1911. — Т. 1-2; Клаперед Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. — Пг., 1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924; Коф-фка К. Основы психического развития. — М.; Л., 1934.)

. Геккель проанализировал строение человеческого тела в контексте всей эволюции животного мира. Э. Геккель рассматривал онтогению человека и историю его происхождения. Раскрывая генеалогию (филогению) человека, он писал: «Если бесчисленные растительные и животные виды не сотворены сверхъестественным «чудом», но «развились» путем естественного превращения, то «естественная система» их будет родословным древом»(СНОСКА: Геккель Э. Мировые загадки. — М., 1935.-С. 137.) Далее Э. Геккель переходил к описанию сущности души с точки зрения психологии народов, онтогенетической психологии и филогенетической психологии. «Индивидуальный сырой материал детской души,- писал он,- качественно уже заранее дан от родителей и прародителей путем наследственности; воспитанию представляется прекрасная задача превратить эту душу в пышный цветок интеллектуальным обучением и нравственным воспитанием, т.е. путем приспособления»(СНОСКА: Там же.-С. 159.). При этом он с признательностью ссылается на труд В. Прейнера о душе ребенка (1882), который анализирует наследуемые ребенком задатки.

Вслед за Э. Геккелем детские психологи стали проектировать этапы онтогении индивидуального развития от простейших форм до современного человека (Ст. Холл, В. Штерн, К. Бюлер и др.). Так, К. Бюлер указывал, что «индивиды приносят с собой задатки, а план их осуществления состоит из суммы законов»(СНОСКА: Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.-С.71.) В то же время К. Коффка, исследуя феномен созревания в соотношении с обучением, отмечал: «Рост и созревание — это такие процессы развития, течение которых зависит от унаследованных особенностей индивидуума, так же как и законченный при рождении морфологический признак… Рост и созревание, правда, не вполне независимы от внешних воздействий…» (СНОСКА: Коффка К. Основы психического развития.-М.; Л., 1934.-С.29.)

Развивая идеи Э. Геккеля Эд. Клаперед писал о том, что сущность детской природы «в стремлении к дальнейшему развитию», при этом «чем продолжительнее детство, тем длиннее период развития» (СНОСКА: Клаперед Эд Психология ребенка и экспериментальная педагогика — СПб 1911 -С 75)

В науке в период наибольшего доминирования какой-либо новой идеи обычно происходит крен в ее сторону. Так случилось и с основным принципом биогенетического законапринципом рекапитуляции (от лат. recapitulatio — сжатое повторение бывшего прежде). Так, С. Холл пытался объяснить развитие с точки зрения рекапитуляции. Он находил в поведении и развитии ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи. Следы от древней эпохи — боязнь отдельных предметов, частей тела и т.д. «…Боязнь глаз и зубов… объясняется отчасти атавистическими пережитками, отзвуками тех долгих эпох, когда человек боролся за свое существование с животными, имевшими большие или странные глаза и зубы, когда далее велась долгая война всех против всех внутри человеческого рода»(СНОСКА: Холл С Исследование о страхе Собрание статей по педологии и педагогике -М,1912 -С 384-385)С. Холл производил рискованные аналогии, не подтверждавшиеся реальным онтогенезом. В то же время его соотечественник Д. Бол-дуин с тех же позиций объяснял генезис робости у детей.

Многие психологи детства называли стадии, через которые должен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития (С. Холл, В. Штерн, К. Бюлер).

Идеей Э. Геккеля был заражен и Ф. Энгельс, который также принял онтогению как факт быстрого прохождения филогении в области психического.

По-своему силу биологических предпосылок понимал 3. Фрейд, который разделил самосознание человека на три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Согласно 3. Фрейду, «Оно» — вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженных психической энергией и требующих выхода. «Оно» руководствуется врожденным принципом удовольствия. Если «Я» — сфера осознанного, «Сверх-Я» — сфера социального контроля, выражаемая в совести человека, то «Оно», являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы(СНОСКА: Фрейд 3 «Я» и «Оно» Труды разных лет — Кн 1 -Тбилиси 1991)

Идея о том, что врожденные особенности, наследственность являются ключом к земной судьбе человека, начинает заполонять не только ученые трактаты, но и обыденное сознание людей.

Место биологического в развитии — одна из основных проблем возрастной психологии. Эта проблема еще будет прорабатываться в науке. Однако сегодня о многих предпосылках мы можем говорить вполне уверенно.

Можно ли стать человеком, не имея человеческого мозга?

Как известно, самые близкие наши «родственники» в животном миречеловекообразные обезьяны. Наиболее покладистые и понятливые из них — шимпанзе. Их жесты, мимика, поведение порой поражают сходством с человеческими. Шимпанзе, как и другие человекообразные обезьяны, отличаются неистощимым любопытством. Они могут часами изучать попавший им в руки предмет, наблюдать ползающих насекомых, следить за действиями человека. Высоко развито у них подражание. Обезьяна, подражая человеку, может, например, подметать пол или смачивать тряпку, отжимать ее и протирать пол. Другое дело, что пол после этого почти наверняка останется грязным — все кончится перемещением мусора с места на место.

Как показывают наблюдения, шимпанзе использует в разных ситуациях большое количество звуков, на которые реагируют сородичи. В экспериментальных условиях многим ученым удавалось добиться от шимпанзе решения довольно сложных практических задач, требующих мышления в действии и включающих даже употребление предметов в качестве простейших орудий. Так, обезьяны путем ряда проб строили пирамиды из ящиков, чтобы достать подвешенный к потолку банан, овладевали умением сбивать банан палкой и даже составлять для этого одну длинную палку из двух коротких, открывать запор ящика с приманкой, употребляя для этого «кляч» нужной формы (палку с треугольным, круглым или квадратным сечением). Да и мозг шимпанзе по своему строению и соотношению размеров отдельных частей ближе к человеческому, чем мозг других животных, хотя и сильно уступает ему по весу и объему.

Все это наталкивало на мысль: что, если попытаться дать детенышу шимпанзе человеческое воспитание? Удастся ли развить у него хотя бы некоторые человеческие качества? И такие попытки делались неоднократно. Остановимся на одной из них.

Отечественный зоопсихолог Н. Н. Ладынина-Коте воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему предоставлялись самые разнообразные человеческие вещи и игрушки, «приемная мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться с помощью речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировался в дневнике.

Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения. В результате появилась на свет книга «Дитя шимпанзе и дитя человека» (1935). Что же удалось установить, сравнивая развитие обезьяны с развитием ребенка?

При наблюдении обоих малышей обнаруживалось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выявилось и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освободить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не приводит к правильному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается только внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони, подражая, часто пытался забить гвоздь молотком. Однако он то не прилагал достаточно силы, то не удерживал гвоздь в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую практику, Иони так никогда и не смог забить ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — супругами Келлог.

Значит, без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

Другая проблема возможности человеческого мозга вне свойственных людям условий жизни в обществе.

В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни зам

Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.

Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.

Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

§ 2. Предпосылки развития психики

Биологические
предпосылки
.
Предварительные условия развития
психики принято называть предпосылками
развития. К предпосылкам относят
природные свойства организма человека.
Ребенок проходит закономерный процесс
развития на базе определенных предпосылок,
созданных предшествующим развитием
его предков на протяжении многих
поколений.

Во
второй половине XIX
в. и в первой половине XX
в. научным сознанием философов, биологов,
психологов овладел сформулиро­ванный
Э. Геккелем биогенетический закон (1866
г.). Согласно этому закону каждая
органическая форма в своем индивидуальном
развитии (онтогенезе) в известной мере
повторяет черты и особенности тех форм,
от которых она произошла. Закон читается
так: «Онтогения есть краткое и быстрое
повторение филогении»49.
Это значит, что в онтогенезе каждый
индивидуальный организм непосредственно
вос­производит путь филогенетического
развития, т.е. происходит повто­рение
развития предков от общего корня, к
которому данный орга­низм относится.

Согласно
Э. Геккелю, быстрое повторение филогении
(рекапи­туляция) обусловлено
физиологическими функциями наследственно­сти
(воспроизведения) и приспособляемости
(питания). При этом особь повторяет
важнейшие изменения формы, через которые
прошли ее предки в течение медленного
и длительного палеонтологического
развития по законам наследственности
и приспособления.

Э.
Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином,
который впервые поста­вил проблему
соотношения между онтогенезом и
филогенезом еще в «Очерке 1844 года». Он
писал: «Зародыши ныне существующих
по­звоночных отражают строение
некоторых взрослых форм этого большого
класса, существовавших в более ранние
периоды истории Земли»50.
Однако Ч. Дарвин отмечал также и факты,
отражающие явления гетерохронии
(изменения во времени появления
признаков), в частности случаи, когда
некоторые признаки возникают в онтогенезе
потомков раньше, чем в онтогенезе
предковых форм.

Сформулированный
Э. Геккелем биогенетический закон был
вос­принят современниками и следующими
поколениями ученых как не­преложный51.

Э.
Геккель проанализировал строение
человеческого тела в кон­тексте всей
эволюции животного мира. Э. Геккель
рассматривал онто­гению человека и
историю его происхождения. Раскрывая
генеалогию (филогению) человека, он
писал: «Если бесчисленные растительные
и животные виды не сотворены
сверхъестественным «чудом», но
«разви­лись» путем естественного
превращения, то «естественная система»
их будет родословным древом»52.
Далее Э. Геккель переходил к описа­нию
сущности души с точки зрения психологии
народов, онтогенети­ческой психологии
и филогенетической психологии.
«Индивидуаль­ный сырой материал
детской души, — писал он, — качественно
уже заранее дан от родителей и прародителей
путем наследственности; воспитанию
представляется прекрасная задача
превратить эту душу в пышный цветок
интеллектуальным обучением и нравственным
воспи­танием, т.е. путем приспособления»53.
При этом он с признательно­стью
ссылается на труд В. Прейнера о душе
ребенка (1882), который анализирует
наследуемые ребенком задатки.

Вслед
за Э. Геккелем детские психологи стали
проектировать этапы онтогении
индивидуального развития от простейших
форм до Современного человека (Ст. Холл,
В. Штерн, К. Бюлер и др.). Так, Бюлер
указывал, что «индивиды приносят с собой
задатки, а план их осуществления состоит
из суммы законов»54.
В то же время К. Коффка, исследуя феномен
созревания в соотношении с обучени­ем,
отмечал: «Рост и созревание — это такие
процессы развития, те­чение которых
зависит от унаследованных особенностей
индиви­дуума, так же как и законченный
при рождении морфологический признак…
Рост и созревание, правда, не вполне
независимы от внешних воздействий…»55

Развивая
идеи Э. Геккеля Эд. Клаперед писал о том,
что сущность детской природы «в стремлении
к дальнейшему развитию», при этом «чем
продолжительнее детство, тем длиннее
период развития»56.

В науке
в период наибольшего доминирования
какой-либо новой идеи обычно происходит
крен в ее сторону. Так случилось и с
ос­новным принципом биогенетического
закона — принципом рекапи­туляции (от
лат. recapitulatio
сжатое
повторение бывшего прежде). Так, С. Холл
пытался объяснить развитие с точки
зрения рекапиту­ляции. Он находил в
поведении и развитии ребенка многочисленные
атавизмы: инстинкты, страхи. Следы от
древней эпохи — боязнь от­дельных
предметов, частей тела и т.д. «…Боязнь
глаз и зубов… объ­ясняется отчасти
атавистическими пережитками, отзвуками
тех дол­гих эпох, когда человек боролся
за свое существование с животны­ми,
имевшими большие или странные глаза и
зубы, когда далее ве­лась долгая война
всех против всех внутри человеческого
рода»57.
С. Холл производил рискованные аналогии,
не подтверждавшиеся реальным онтогенезом.
В то же время его соотечественник Д.
Бол­дуин с тех же позиций объяснял
генезис робости у детей.

Многие психологи
детства называли стадии, через которые
дол­жен пройти ребенок в процессе
своего онтогенетического развития (С.
Холл, В. Штерн, К. Бюлер).

Идеей
Э. Геккеля был заражен и Ф. Энгельс,
который также при­нял онтогению как
факт быстрого прохождения филогении в
облас­ти психического.

По-своему
силу биологических предпосылок понимал
3. Фрейд, который разделил самосознание
человека на три сферы: «Оно», «Я» и
«Сверх-Я».

Согласно
3. Фрейду, «Оно» — вместилище врожденных
и вытеснен­ных побуждений, заряженных
психической энергией и требующих выхода.
«Оно» руководствуется врожденным
принципом удовольст­вия. Если «Я» —
сфера осознанного, «Сверх-Я» — сфера
социального контроля, выражаемая в
совести человека, то «Оно», являясь
врож­денным даром, оказывает мощное
влияние на две другие сферы58.

Идея
о том, что врожденные особенности,
наследственность явля­ются ключом к
земной судьбе человека, начинает
заполонять не толь­ко ученые трактаты,
но и обыденное сознание людей.

Место
биологического в развитии — одна из
основных проблем возрастной психологии.
Эта проблема еще будет прорабатываться
в науке. Однако сегодня о многих
предпосылках мы можем говорить вполне
уверенно.

Можно ли стать
человеком, не имея человеческого мозга?

Как
известно, самые близкие наши «родственники»
в животном мире — человекообразные
обезьяны. Наиболее покладистые и
понят­ливые из них — шимпанзе. Их жесты,
мимика, поведение порой пора­жают
сходством с человеческими. Шимпанзе,
как и другие человеко­образные
обезьяны, отличаются неистощимым
любопытством. Они могут часами изучать
попавший им в руки предмет, наблюдать
пол­зающих насекомых, следить за
действиями человека. Высоко развито у
них подражание. Обезьяна, подражая
человеку, может, например, подметать
пол или смачивать тряпку, отжимать ее
и протирать пол. Другое дело, что пол
после этого почти наверняка останется
гряз­ным — все кончится перемещением
мусора с места на место.

Как
показывают наблюдения, шимпанзе
использует в разных си­туациях большое
количество звуков, на которые реагируют
сородичи. В экспериментальных условиях
многим ученым удавалось добиться от
шимпанзе решения довольно сложных
практических задач, требую­щих мышления
в действии и включающих даже употребление
предме­тов в качестве простейших
орудий. Так, обезьяны путем ряда проб
строили пирамиды из ящиков, чтобы достать
подвешенный к потолку банан, овладевали
умением сбивать банан палкой и даже
составлять для этого одну длинную палку
из двух коротких, открывать запор ящика
с приманкой, употребляя для этого «кляч»
нужной формы (палку с треугольным,
круглым или квадратным сечением). Да и
мозг шимпанзе по своему строению и
соотношению размеров отдельных частей
ближе к человеческому, чем мозг других
животных, хотя и сильно уступает ему по
весу и объему.

Все
это наталкивало на мысль: что, если
попытаться дать детены­шу шимпанзе
человеческое воспитание? Удастся ли
развить у него хотя бы некоторые
человеческие качества? И такие попытки
делались неоднократно. Остановимся на
одной из них.

Отечественный
зоопсихолог Н. Н. Ладынина-Коте воспитывала
ма­ленького шимпанзе Иони с полутора
до четырех лет в своей семье. Детеныш
пользовался полной свободой. Ему
предоставлялись самые разнообразные
человеческие вещи и игрушки, «приемная
мама» вся­чески пыталась ознакомить
его с употреблением этих вещей, научить
общаться с помощью речи. Весь ход развития
обезьянки тщательно фиксировался в
дневнике.

Через
десять лет у Надежды Николаевны родился
сын, которого назвали Рудольфом (Руди).
За его развитием до четырехлетнего
воз­раста также вели самые тщательные
наблюдения. В результате появилась на
свет книга «Дитя шимпанзе и дитя человека»
(1935). Что же удалось установить, сравнивая
развитие обезьяны с развитием ребенка?

При
наблюдении обоих малышей обнаруживалось
большое сход­ство во многих игровых
и эмоциональных проявлениях. Но вместе
с тем выявилось и принципиальное
различие. Оказалось, что шимпан­зе не
может овладеть вертикальной походкой
и освободить руки от функции хождения
по земле. Хотя он и подражает многим
действиям человека, но это подражание
не приводит к правильному усвоению и
совершенствованию навыков, связанных
с употреблением предме­тов обихода
и орудий: схватывается только внешний
рисунок дейст­вия, а не его смысл. Так,
Иони, подражая, часто пытался забить
гвоздь молотком. Однако он то не прилагал
достаточно силы, то не удерживал гвоздь
в вертикальном положении, то бил молотком
ми­мо гвоздя. В результате, несмотря
на большую практику, Иони так никогда
и не смог забить ни одного гвоздя.
Недоступны для дете­ныша обезьяны и
игры, носящие творческий конструктивный
харак­тер. Наконец, у него отсутствует
какая бы то ни было тенденция к подражанию
звукам речи и усвоению слов, даже при
настойчивой специальной тренировке.
Примерно такой же результат был получен
и другими «приемными родителями»
детеныша обезьяны — супруга­ми Келлог.

Значит,
без человеческого мозга не могут
возникнуть и человече­ские психические
качества.

Другая
проблема — возможности человеческого
мозга вне свойст­венных людям условий
жизни в обществе.

В
начале XX
столетия индийский психолог Рид Сингх
получил известие, что около одной деревни
замечены два загадочных суще­ства,
похожие на людей, но передвигающиеся
на чет

Натуральных продуктов для борьбы с насекомыми, имеющими значение для здоровья человека — исследование взаимосвязи «структура-активность»

Многие насекомые влияют на производство продуктов питания и здоровье человека, и в попытке контролировать этих насекомых широко распространено использование синтетических инсектицидов. Однако это привело к развитию устойчивости у этих организмов, заболеваниям человека, заражению пищевых продуктов и загрязнению окружающей среды. Было показано, что натуральные продукты растений и компоненты эфирных масел, такие как терпены и фенилпропены, обладают значительным потенциалом для борьбы с насекомыми.Однако молекулярные свойства, связанные с их инсектицидной активностью, изучены недостаточно. Цель этого обзора — представить обзор токсичности терпеновых соединений против трех насекомых, важных для здоровья человека: вшей, тараканов и клопов Triatominae, а также оценить, какие молекулярные дескрипторы важны для биологической активности терпенов. Для изученных насекомых были проведены исследования количественной взаимосвязи структура-активность (QSAR), чтобы предсказать инсектицидную активность терпеновых соединений.Полученные модели QSAR показали, что активность этих соединений зависит от их способности достигать целей и взаимодействовать с ними. QSAR-анализ может использоваться для прогнозирования биоактивности других структурно связанных молекул. Наши результаты могут внести важный вклад в поиск новых соединений с инсектицидной активностью.

1. Введение

Поскольку многие насекомые влияют на производство продуктов питания и здоровье человека, для борьбы с насекомыми часто используются синтетические инсектициды.Однако ненадлежащее использование этих инсектицидов связано с развитием устойчивости у вредителей, болезнями человека и загрязнением как пищевых продуктов, так и окружающей среды [1–4]. Следовательно, биологическое действие натуральных продуктов, обладающих инсектицидной активностью, является очень важной альтернативой, которая позволяет экологически безвредно бороться с насекомыми-вредителями без ущерба для здоровья людей.

Растения продуцируют самые разные соединения, участвующие в их химической защите. Среди

.

Психология человеческого поведения | Великие курсы

С помощью электронного подарка вы можете мгновенно отправить отличный курс другу или любимому человеку по электронной почте. Все просто:

  1. Найдите курс, который вы хотели бы сделать электронным подарком.
  2. В разделе «Выберите формат» нажмите «Загрузка видео» или «Загрузка аудио».
  3. Нажмите «Отправить электронный подарок»
  4. Заполните детали на следующей странице. Вам понадобится адрес электронной почты вашего друга или члена семьи.
  5. Продолжите процесс оформления заказа как обычно.

После того, как вы оплатите заказ, ваш друг или близкий получит электронное письмо, в котором сообщается, что на сайте TheGreatCourses.com их ждет подарок. Этот подарок будет добавлен в их мою цифровую библиотеку, когда они войдут в систему и нажмут, чтобы использовать его.

Зачем нужно указывать электронную почту получателя?

Мы отправим этому человеку электронное письмо, чтобы уведомить его о вашем подарке.

Если они уже являются покупателями, они смогут добавить подарок в свою электронную библиотеку и мобильные приложения.

Если они еще не являются клиентами, мы поможем им создать новую учетную запись, чтобы они могли наслаждаться своим курсом в своей цифровой библиотеке или через наши бесплатные мобильные приложения.

Как мой друг или член семьи узнают, что у них есть подарок?

Они получат электронное письмо от The Great Courses с уведомлением о вашем электронном подарке. Письмо направит их на сайт TheGreatCourses.com.

Что делать, если мой друг или член семьи не получает электронное письмо?

Если уведомление по электронной почте отсутствует, сначала проверьте папку со спамом.В зависимости от вашего почтового провайдера, он мог быть ошибочно отмечен как спам. Если он не найден, напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Как я узнаю, что они получили мой электронный подарок?

Когда получатель нажимает на свой адрес электронной почты и выкупает свой электронный подарок, вы автоматически получаете уведомление по электронной почте.

Я не хочу отправлять загрузки. Как подарить DVD или CD?

eGifting распространяется только на цифровые продукты.Чтобы купить версию курса на DVD или CD и отправить ее другу, позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Ой! Получатель уже владеет подаренным мной курсом. Что теперь?

Великие умы думают одинаково! Мы можем обменять курс eGifted на другой курс равной стоимости. Для получения помощи позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412.

Могу ли я выбрать дату в будущем для отправки электронного подарка?

Извините, эта функция пока недоступна.Мы работаем над его добавлением в будущем.

Что делать, если электронная почта, связанная с eGift, не относится к моей обычной учетной записи Great Course?

Напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните в нашу службу поддержки по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи. У них есть возможность обновить адрес электронной почты.

Почему мне нужно создавать учетную запись при покупке подарка кому-то?

Это сделано по двум причинам. Во-первых, вы можете отслеживать покупку заказа в разделе «История заказов», а также позволить нашей команде обслуживания клиентов отслеживать вашу покупку и человека, который ее получил, если возникнет такая необходимость.

Могу ли я вернуть или обменять подарок после покупки?

Поскольку подарок отправляется немедленно, лицо, сделавшее подарок, не может его вернуть или обменять. Получатель может обменять подарок на другой курс равной или меньшей стоимости или оплатить разницу на более дорогой предмет

.

Виром человека | The Scientist Magazine®

Спектр вирусов

Теперь исследователи могут идентифицировать присутствующие вирусы с помощью метагеномного анализа. Это достигается путем сравнения генетической информации, полученной при секвенировании клинических образцов следующего поколения, с геномами всех известных вирусов. К ним относятся вирусы, поражающие все отрасли жизни, от людей до растений и бактерий. Когда образец содержит ранее идентифицированный вирус, его генетические последовательности могут показывать более 80 процентов сходства с вирусными последовательностями в общедоступных базах данных, таких как Национальный центр биотехнологической информации и Европейский нуклеотидный архив.Такие сходства легко обнаружить с помощью вычислений.

Большой скачок в геномных науках позволил исследователям обнаруживать вирусы, живущие в человеческом теле и на нем, — все вместе называемые виромом человека.

Более сложными являются новые вирусы, чей геном ДНК или РНК не имеет существенного совпадения с геномом каких-либо известных вирусов. В этих случаях исследователи могут переводить вирусные гены в белки in silico и выполнять компьютерный поиск связанных последовательностей вирусных белков.Из-за избыточности генетического кода и необходимости поддерживать основные белковые структуры и активные центры, белковые последовательности эволюционируют медленнее, чем их гены, и, следовательно, узнаваемы в течение более длительного времени эволюции.

Благодаря этой новой способности быстро характеризовать вирусные геномы сбор данных опережает наше понимание роли вирусов в здоровье и болезнях. Несколько лет назад было известно, что только два полиомавируса могут инфицировать людей. Используя подходы метагеномики, исследователи идентифицировали 13 известных штаммов полиомавируса человека и связали некоторые из них с заболеваниями, начиная от неврологических или почечных повреждений у пациентов с иммуносупрессивным трансплантатом и пациентов со СПИДом до рака кожи. 1 Большинство этих полиомавирусов инфицируют большинство людей в детстве и затем незаметно переносятся, пока ослабленная иммунная система не высвободит их, чтобы нанести ущерб.
Такая случайная патогенность типична для семейств вирусов, обнаруженных у человека. Например, некоторые вирусы папилломы человека обнаруживаются на коже большинства здоровых взрослых людей и остаются незамеченными, 2 , в то время как некоторые специфические вирусы папилломы могут вызывать рак шейки матки или анального канала (теперь их можно предотвратить ранней вакцинацией). Точно так же герпесвирусы являются почти универсальными инфекциями у взрослых, где они на протяжении всей жизни бессимптомно оседают в нейронах или клетках иммунной системы.В более позднем возрасте или после иммуносупрессии латентные герпесвирусы могут реактивировать и вызывать различные заболевания, от герпеса до менингита, лимфомы или саркомы Капоши.

Случайный возбудитель: Вирусы папилломы человека могут вызывать кожные инфекции и рак шейки матки, но многие штаммы обычно встречаются на коже здоровых людей. Диаметр вируса примерно 55 нм. © JAMES CAVALLINI / SCIENCE SOURCE Редко изучаемая группа вирусов, называемых анелловирусами, может претендовать на премию как наиболее распространенная вирусная инфекция человека; их можно обнаружить в крови почти 100 процентов взрослых людей. 3 Анелловирусы передаются очень скоро после рождения, и несколько штаммов могут вызывать стойкую виремию у одного и того же человека. Из-за своего уровня генетического разнообразия — самого высокого среди всех вирусных семейств — анелловирусы могут инфицировать разные ткани с разными последствиями. И, как и в случае с папилломавирусами, возможно, что только подгруппа анелловирусов может стать патогенной.

Влияют ли такие распространенные и стойкие вирусы на здоровье, еще предстоит выяснить. Частым последствием хронической и острой вирусной инфекции является гиперстимуляция иммунной системы.Возрастающая концентрация анелловирусов, наблюдаемая у лиц с ослабленным иммунитетом, указывает на то, что анелловирусы остаются под иммунологическим контролем и, следовательно, могут приводить к хроническому воспалению низкого уровня, которое, как известно, приводит к множеству проблем со здоровьем. (См. «Является ли это патогеном?» Здесь.)

Несмотря на этот потенциал воздействия на здоровье, пока нет прямых доказательств того, что анелловирусные инфекции вредны. Их повсеместность и отсутствие острой патогенности указывает на долгую и успешную совместную эволюцию с людьми.Однако, поскольку анелловирусы заражают почти всех, их потенциальное влияние на здоровье особенно трудно определить. К счастью, ученые недавно обнаружили анелловирусы у обезьян и грызунов, предоставив средства для изучения патогенности этих вирусов на этих животных моделях как отдельно, так и вместе с другими распространенными инфекциями.

Помимо почти универсальных вирусов, передающихся через кровь, описанных выше, в образцах респираторных органов и фекалий здоровых людей, особенно детей, можно обнаружить изобилие других недавно открытых вирусов.Эти вирусы включают растущее число астровирусов, парвовирусов, пикорнавирусов, пикобирнавирусов и других, роль которых в здоровье и болезнях также остается в значительной степени неизвестной. (См. Иллюстрацию здесь.)

Этот поток новой информации о нашем вироме указывает на то, что, даже когда мы совершенно здоровы, мы хронически инфицированы несколькими типами вирусов и часто временно заражаемся другими. Таким образом, представление о том, что каждый человеческий вирус вызывает болезнь, уступает место гораздо более сложной биологической реальности.

ЭТО ПАТОГЕН?

Финансирование исследований, как правило, отслеживало фактическое или ожидаемое бремя болезней, вызванных явно патогенными вирусами, такими как ВИЧ, ВГС или, в последнее время, вирус Зика. Учитывая большое количество вирусов, обнаруженных у здоровых хозяев, вполне вероятно, что некоторые из вирусов, первоначально обнаруженных у больных хозяев, являются просто безобидными случайными инфекциями. Таким образом, прежде чем новые охарактеризованные вирусы будут признаны патогенными и, следовательно, достойными государственных или коммерческих инвестиций, их болезнетворная способность должна быть тщательно проверена.

Для оценки патогенности исследователи по-прежнему полагаются на четыре постулата патогенности, установленные немецким врачом и микробиологом Робертом Кохом в конце 1800-х годов: 1) агент обнаруживается только у людей с этим заболеванием, 2) агент может быть изолирован от больных людей, 3) прививка возбудителем вызывает заболевание, и 4) вирус может быть повторно изолирован от привитых людей.

Но удовлетворить эти постулаты для вирусов человека — непростая задача. Во-первых, многие вирусы невозможно очистить и выращивать в культуре.Более того, поскольку прививки человеку неэтичны, исследователям необходимо использовать модели на животных, таких как макаки-резусы и мыши, а многие человеческие вирусы заражают только людей.

В качестве альтернативы исследователи могут попытаться продемонстрировать, что вирус реплицируется в месте патологии: например, в печени при гепатите или в головном мозге при энцефалите. Обнаружение только одного вируса в пораженных тканях — подвиг, который стал возможен благодаря глубокому секвенированию — также может предоставить подтверждающие доказательства его виновности.Но этот подход также имеет свои ограничения, поскольку вскрытия человека являются дорогостоящими и поэтому выполняются редко, часто оставляя кровь в качестве единственного доступного типа ткани для исследования. В таких случаях измерение появления ответа антител на новый вирус, чтобы показать, что время вирусной инфекции соответствует началу иммунного ответа, может помочь выявить вероятного виновника.

Исследования «случай-контроль», в которых сравниваются уровни выявления вирусов у пациентов или животных с аналогичными симптомами и у здоровых людей в контрольной группе, могут предоставить убедительные доказательства связи вируса с заболеванием.Такие исследования контролируют возраст, географическое происхождение, пол, социально-экономический статус и даже время года сбора образцов, оставляя только болезненное состояние, чтобы различать две группы. Большинство вирусов не являются ни неизменно патогенными, ни всегда безвредными, а скорее могут приводить к различным результатам в зависимости от здоровья и иммунологического статуса их хозяев. Чем менее патоген вирус — чем меньше процент инфицированных людей, которые заболевают — тем масштабнее должны быть такие исследования «случай-контроль» для выявления различий между группами.

Использование наших вирусов

Вирусные инфекции в молодом возрасте могут помочь нашей иммунной системе развиваться должным образом, обеспечивая защиту от последующих инфекций и предотвращая чрезмерные иммунные реакции, ведущие к аллергии. В настоящее время известно, что вирусные инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта здоровых младенцев являются обычным явлением и часто бессимптомны, вероятно, благодаря защите материнскими антителами, доставляемыми через плаценту и с грудным молоком.Такие ослабленные инфекции могли бы обеспечить форму естественной вакцинации против более поздних инфекций родственными, более патогенными вирусами. Так же, как правильное развитие кишечника и иммунной системы человека у младенцев зависит от наличия бактериального кишечного микробиома, недавнее исследование показало, что ранняя кишечная вирусная инфекция может иметь аналогичный положительный эффект у мышей. 4 В частности, норовирус мышей, комменсальный родственник общего патогена человека, восстановил морфологию кишечника и иммунологическую функцию, которые были нарушены у новорожденных мышей, свободных от микробов или леченных антибиотиками. 5

Вирусы Комменсала могут также обеспечивать защиту от патогенных инфекций, вызываемых другими вирусами. Неожиданно было сообщено, что вирус из того же семейства, что и вирус гепатита С (ВГС), Зика и денге, смягчает последствия ВИЧ-инфекции. Этот вирус, известный как пегивирус C или GBV-C, был первоначально обнаружен в необъяснимом случае острого гепатита, 6 , но впоследствии исследователи показали, что это обычная инфекция, не связанная с этим заболеванием. Подсчитано, что три четверти миллиарда человек постоянно инфицированы пегивирусом С, в то время как еще больше имеют антитела от ранее вылеченных инфекций. 7 Многочисленные исследования показали, что пациенты с ВИЧ, инфицированные пегивирусом С, как правило, живут дольше, чем ВИЧ-инфицированные субъекты без коинфекции. 8 Механизм этого явления неизвестен, но может включать блокирование взаимодействий с рецепторами на поверхности клетки или внутриклеточными компонентами, необходимыми для репликации ВИЧ.
Еще одно потенциальное преимущество резидентных вирусов связано с их предпочтением быстро делящимся клеткам. Отдельные наблюдения за спонтанной регрессией рака, совпадающей с вирусными инфекциями, показали, что вирусы могут преимущественно инфицировать раковые клетки, и для борьбы с опухолями человека разрабатываются несколько многообещающих онколитических вирусных методов лечения. 9,10 Являются ли вирусные инфекции и лизис раковых клеток обычным естественным явлением, остается интригующим вопросом. 11

Вирусы в нашей ДНК

Помимо вирусов, которые могут заразить нас, люди (и все другие позвоночные) имеют следы прошлых вирусных инфекций, интегрированные в наши собственные геномы. Около 8 процентов генома человека состоит из последовательностей ретровирусной ДНК, которые внедрились в зародышевую линию человека, где некоторые из их функций были адаптированы для выполнения важных функций для выживания и развития их хозяина. 12

ВИРОМ ЧЕЛОВЕКА: можно обнаружить различные вирусы, смешанные с человеческими и бактериальными клетками внутри и на теле людей. Ученые только начинают понимать, как эти вирусы помогают и когда они могут стать патогенными.
См. Полную инфографику: WEB | PDF человек: ISTOCK.COM/ILBUSCA. ВИРУСЫ, ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ Сверху: OPHABINIA REGALIS; CHAPMAN, M.S., ROSSMANN, M.G .; МАНУЭЛЬ АЛЬМАГРО РИВАС; BRUCEBLAUS; ВОССМАН; ВСЕ WIKIMEDIA COMMONS

Экспрессированные белки таких эндогенных ретровирусов могут связываться с клеточными рецепторами и блокировать их, которые в противном случае могли бы использоваться экзогенными патогенными ретровирусами. 13 Активность слияния мембран некоторых эндогенных ретровирусов также стала существенной для определенных клеточных функций хозяина. Например, эндогенные белки оболочки ретровирусов ответственны за слияние клеток трофобласта со структурами плаценты млекопитающих, которые обеспечивают обмен питательными веществами и газами между системами матери и плода. 14 Недавно исследователи обнаружили, что один из этих вирусных белков, необходимых для развития плаценты, называемый синцитином, также усиливает слияние клеток миобластов во время формирования мышечных волокон: самцы мышей, но не самки, лишенные этого ретровирусного гена синцитина, показали 20-процентное слияние клеток миобластов. уменьшение мышечной массы. 15 Тот же ген, произошедший от вируса, участвующий в формировании плаценты, также вовлечен в половой диморфизм (большая мышечная масса у мужчин), типичный для плацентарных животных.

Позвоночные также кооптировали ряд интегрированных ретровирусных промоторов, чтобы обеспечить средства для жесткого, скоординированного контроля экспрессии множества генов на раннем этапе эмбрионального развития. 16 Очевидно, что наша очень долгая эволюционная история в среде, богатой бактериями и вирусами, привела к адаптации человека ко многим таким инфекциям, от клеточного уровня — одомашнивание ретровирусных генов и гиперреактивной иммунной системы — до культурного: адаптации, предназначенные для уменьшения бремя инфекционных заболеваний.

Будущее вирусов человека

ВИРУСЫ В ГЕНОМЕ: Эндогенные ретровирусные белки необходимы для событий слияния клеток, которые происходят во время развития плаценты млекопитающих. Недавнее исследование также показало, что этот же белок, называемый синцитином, увеличивает слияние клеток миобластов у самцов мышей, помогая им набирать мышечную массу. (Здесь показана электронная микрофотография многоядерного синцитиотрофобластного слоя плаценты с усилением цвета.) более полный каталог вирусных геномов, заражающих человека.Возможность анализировать каплю крови, респираторный мазок или образец кала и сообщать о его полном вирусном содержании в течение нескольких часов или даже минут может позволить работникам общественного здравоохранения быстро понять и лучше контролировать вспышки инфекционных заболеваний, и может однажды стать стандартной практикой в ​​диагностике. лабораториях или даже напрямую потребителями. Быстрая идентификация известных вирусных патогенов может снизить ненужное использование антибиотиков и соответствующее распространение устойчивости бактерий к антибиотикам.

Геномные подходы также позволят проводить крупные молекулярно-эпидемиологические исследования, чтобы точно измерить, какие вирусы связаны с какими заболеваниями в разных географических регионах.Эта информация определит, какие вирусы несут ответственность за наибольшее бремя болезней, и поможет определить наиболее эффективные вакцины и меры по снижению передачи. Также разрабатываются амбициозные планы по секвенированию всех вирусов у всех видов млекопитающих и предсказанию того, какие из них с наибольшей вероятностью попадут на человека. Человеческие вирусы также могут стать более патогенными в результате мутации или рекомбинации с вирусами животных. Лучшее понимание того, что делает некоторые вирусы патогенными, наряду с постоянным мониторингом человеческого вирома в состоянии здоровья и болезни, особенно в горячих точках взаимодействия человека и животного, может обеспечить ранние предупреждающие признаки следующей большой вирусной пандемии.

Эрик Делварт — старший научный сотрудник Исследовательского института систем крови и адъюнкт-профессор кафедры лабораторной медицины Калифорнийского университета в Сан-Франциско, где он исследует виромы человека и животных.

Ссылки

1. J.A. ДеКаприо, Р.Л. Гарсеа, «Рог изобилия полиомавирусов человека», Nat Rev Microbiol , 11: 264-76, 2013.
2. V. Foulongne et al., «Микробиота кожи человека: высокое разнообразие ДНК-вирусов, идентифицированных на кожа человека путем высокопроизводительного секвенирования », PLOS ONE , 7: e38499, 2012.
3. S. Spandole et al., «Анелловирусы человека: обновление молекулярных, эпидемиологических и клинических аспектов», Arch Virol , 160 (4): 893-908, 2015.
4. К. Кэдвелл, «Расширение роль вирома: комменсализм в кишечнике », J Virol , 89: 1951-53, 2015.
5. Э. Кернбауэр и др.« Кишечный вирус может заменить полезную функцию комменсальных бактерий », Nature , 516: 94-98, 2014.
6. J. Linnen et al., «Молекулярное клонирование и ассоциация болезни вируса гепатита G: агент, передающийся при переливании крови», Science , 271: 505-08, 1996 .
7. E.T. Чиверо, Дж. Т. Стэплтон, «Тропизм пегивируса человека (ранее известный как вирус GB C / вирус гепатита G) и иммуномодуляция хозяина: понимание очень успешной вирусной инфекции», J Gen Virol , 96: 1521-32, 2015.
8. C Schwarze-Zander et al., «Роль GB вируса C в модулировании ВИЧ-инфекции», Expert Rev Anti Infect Ther , 10: 563-72, 2012.
9. MC Браун, М. Громейер, «Онколитическая иммунотерапия посредством опухолеспецифической трансляции и цитотоксичности полиовируса», Discov Med , 19: 359-65, 2015.
10. A. Marchini et al., «Онколитические парвовирусы: от базовой вирусологии до клинического применения», Virol J , 12: 6, 2015.
11. T.G. Phan et al., «Новый протопарвовирус в образцах кала человека и кожных Т-клеточных лимфомах (грибовидный микоз)», Virology , 496: 299-305, 2016.
12. D.J. Гриффитс, «Эндогенные ретровирусы в последовательности человеческого генома», Genome Biol , 2: reviews1017.1, 2001.
13. Р. Малфавон-Борха, К. Фешотте, «Тушение пожара с помощью огня: оболочки эндогенных ретровирусов как факторы рестрикции. , ” J Virol , 89: 4047-50, 2015.
14. S. Mi et al., «Синцитин — это белок оболочки ретровирусов, вовлеченный в морфогенез плаценты человека», Nature , 403: 785-89, 2000.
15. F. Redelsperger et al., «Генетические данные». которые захватили синцитины ретровирусной оболочки способствуют слиянию миобластов и половому диморфизму мышц у мышей », PLOS Genet , 12: e1006289, 2016.
16. С. Шлезингер, С.П. Гофф,« Ретровирусная регуляция транскрипции и эмбриональные стволовые клетки: Война и мир , ” Mol Cell Biol , 35: 770-77, 2015.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.