Принцип обучения принцип наглядности: «Значение принципа наглядности в обучении»

Содержание

Принципы обучения. Принципы наглядности, сознательности и активности — Организация учебного процесса


Робот Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть


Продолжение статьи. Читать сначала

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.
Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности;
— использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме.
— используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;
— при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;
— тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;
— в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:
— использовать возможности взаимообучения;
— организовывать соревнование и партнёрство учащихся;
— обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;
— вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;
— учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;
— использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

В статье использованы материалы учебного задания, выполненного студенткой 2 курса факультета Истории и права Ириной Петровой


Робот списокРобот пришёл к выводу, что со статьёй «Принципы обучения. Принципы наглядности, сознательности и активности» тематически связаны:


Для ссылки:
Принципы обучения. Принципы наглядности, сознательности и активности [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-180 (дата обращения: 11.08.2020).


Принцип наглядности в обучении

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель математики и информатики

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

424937

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Научные принципы наглядности и правила обучения :: SYL.ru

Дидактика — отрасль педагогики, которая зародилась еще в XVII веке, но не утратила своего значения и по сей день. Социальные исторические изменения, конечно, вносят в содержание обучения и воспитания нового поколения свои дополнения и поправки. Однако к этой науке педагоги обращаются каждый раз, когда возникают вечные вопросы: чему, зачем, когда и как учить ребенка?

Когда обучение результативно

Высокую эффективность обучения обеспечивают такие факторы:

  1. Информация или учебный материал, доступные для понимания и усвоения по содержанию, количеству и качеству. Для этого разработаны (или разрабатываются инновационные) способы изложения — методы, приемы.
  2. Качественный уровень организации процесса обучения: а) на уроках он зависит от оснащенности и условий, правильного выбора организационной формы, профессионализма педагогов, контроля результатов и др.; б) во внеурочное время гарантируется своевременным контролем и достаточной помощью учащемуся со стороны взрослых и сверстников, использованием дополнительной литературы, организацией самостоятельной работы.
  3. Обучаемость учеников — групповая и индивидуальная на уроках и вне уроков, их способность усвоить определенный объем познавательного материала в установленное время. Зависит от существующего уровня подготовки, способности к обучению, наличия воли к учебному труду, работоспособности, мотивации.
  4. Затраты времени на уроках и на самоподготовку.

принцип наглядности в обучении

Результативность процесса обучения определяется по объему усвоенного учеником теоретического материала, по сформированности практических навыков и умений и по тому, как он использует их в соответствующих жизненных ситуациях.

Что такое дидактические правила и принципы

Цели обучения достижимы, если педагог владеет методикой и технологией преподавания дисциплины. Основоположник дидактики Я. А. Коменский (1592-1670, Чехия) разработал и пропагандировал научный подход к обучению и воспитанию детей. Его основные идеи реализуются и в современной системе образования.

Как и любой процесс, обучение имеет свои законы, правила и принципы.

принцип научности наглядности

Правила описывают необходимые действия педагога, которые способствуют реализации принципа. Например, принцип наглядности в обучении требует от учителя при подборе и использовании наглядного материала учитывать возраст детей, его соответствие целям обучения, размер, обеспечение достаточной освещенности и очередность доступа к материалу, если планируются практические действия.

Принципы указывают, как достичь цели, желаемого результата с учетом закономерностей обучения и через правильный выбор его методов, приемов, форм. Принципы наглядности, сознательности и активности, например, реализуются через контроль знаний, повторение пройденного материала, организацию использования теории на практических уроках.

Цели определяют пути их достижения

Главное в обучении — правильный выбор его задач с учетом особенностей обучающихся, а затем форм и средств осуществления учебного процесса.

Многовековой опыт, исследования корифеев науки доказали, что соблюдение классических принципов и правил организации воспитательно-образовательного процесса гарантирует достижение поставленных целей.

правила принципа наглядности

Принципы

Правила и условия соблюдения

Принцип сознательности и активности в усвоении материала

Обеспечение высокой мотивации обучения. Яркое, эмоциональное, доступное изложение материала, его значение для практического использования. Опора на личный опыт учащихся. Поощрение стремления делиться знаниями и опытом с другими.

Принцип наглядности

К восприятию зрительных образов подключать другие органы чувств. Достаточное, обоснованное количество качественного наглядного материала. Привлечение учащихся к его подготовке и изготовлению.

Принцип систематичности и последовательности

Раскрывать логическую связь нового материала с предыдущим, взаимовлияние раскрываемых процессов, избегать больших перерывов в изучении. Упражнять учащихся в рассуждениях, умозаключениях. Показывать им наглядные схемы развития научных изысканий, иллюстрировать примерами, фактами. Использовать различные способы закрепления пройденного материала в памяти.

Принцип доступности

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития учащихся, стимулировать их природное любопытство и потребность в познавательной деятельности. Использовать наглядные, практические методы обучения, примеры из литературных произведений, кино. Подталкивать к самостоятельным рассуждениям и выводам.

Принцип прочности

Прочность запоминания обеспечивается логичным, конкретным, кратким, эмоциональным изложением нового с опорой на разные рецепторы и на интерес учащихся. Интенсивное закрепление материала сразу после изложения с использованием различных приемов стимулирует его припоминание и понимание. Избегать умственной и эмоциональной перегрузки, дозировать информацию с учетом особенностей аудитории, разнообразить задания и упражнения, вводить опытную работу.

Принцип научности

Излагаемый материал должен быть научно достоверным. Предлагать учащимся освоить научные методы исследования, опыты, эксперименты, помогая затем сделать правильные обобщения и выводы. Знакомить с новыми направлениями и достижениями в различных областях науки.

Принцип связи теории с практикой

Организация производительной деятельности учащихся, их профориентации. Обозначение связей науки с потребностями людей и возможностей научной рационализации труда. Обучение анализу и планированию учебной и трудовой деятельности, стимулирование самообразования.

Современная дидактика разрабатывает новые принципы и правила обучения с опорой на новейшие достижения науки и педагогической практики.

Принципы опережающего и развивающего обучения

Разработаны известным советским психологом и учеником Л. С. Выготского Занковым Л. В., опробованы в длительном массовом эксперименте, проведенном в различных школах, в различных регионах страны в 60-80 гг прошлого века.

принципы наглядности сознательности и активности

Не отрицая необходимости учета актуального уровня развития ученика, Л. С. Выготский доказывал, что учение должно идти впереди сегодняшних его достижений и пробуждать пока не проснувшиеся способности, ориентировать на завтрашние знания, подготавливать к появлению новых навыков и умений. Этим у ученика стимулируется «зона ближайшего развития».

Л. В. Занков, опираясь на исследования своего учителя, разработал следующие дидактические принципы:

  • теория имеет преобладающее значение по сравнению с практикой;
  • быстрый темп обучения и опережающий, но посильный уровень его трудности активизируют мыслительную деятельность ученика;
  • воспитание осознанного отношения к учебе — это своего рода внутренний стимул к самоообразованию и стремлению к знаниям.

Кроме того, Занков Л. В. указывал на необходимость не только обучения, но и развития каждого — и сильного, и слабого — ученика. Оно подразумевает обогащение его нравственного мира способностями чувствовать, переживать, испытывать духовные потребности, стремиться к использованию знаний в нравственных целях.

Наиболее благоприятным периодом развития ребенка Занков Л.В. считал время обучения его в начальной школе, когда наиболее интенсивно формируется личность и ее основные качества. Педагогические ошибки в этом возрасте приводят к трудному, порой безуспешному, процессу перевоспитания.

Педагогическое творчество

Образовательная практика требует творческого использования принципов и правил дидактики, поскольку каждый учебный предмет специфичен, как и условия его преподавания. Например, суть принципа наглядности состоит в демонстрации объектов. Предметы разнообразны: астрономические объекты, предметы искусства, живые и микроскопические объекты и т. п. Поэтому и правила принципа наглядности будут в каждом отдельном случае особыми.

Как правило, необходимые условия успешного образовательного процесса реализуются комплексно, а не в отрыве друг от друга. Принципы научности и наглядности связаны необходимостью дать слушателям зрительные образы тех научных объектов, которые невозможно ощутить ни одним органом чувств.

суть принципа наглядности

Что такое атом, как он выглядит, какие функции выполняет? Рисунки, схемы и модели строения помогут детям найти ответы на эти вопросы.

Широкий кругозор педагога и творческий подход к работе помогут ему в выборе и рациональном комбинировании разнообразных способов и средств воздействия на сознание и воображение обучающихся. Знание фактов мировой, национальной науки и культуры, региональных достижений позволят сделать самую сухую теорию жизненной и запоминающейся.

Подведем итоги

Дидактические принципы и правила — это своего рода правила организации следования ребенка из пункта А (начальный уровень развития) до пункта Б (высокий уровень развития). Результаты их игнорирования педагогом не менее трагичны, чем нарушения правил дорожного движения, хотя имеют отдаленные последствия.

Низкий уровень знаний, умений и навыков, несформированность важных личностных качеств — любознательности, трудолюбия, культуры, отсутствие духовных потребностей закрывают перспективы социального благополучия и роста вчерашнего ученика.

Ответственность педагога за результаты работы должна стимулировать его стремление к мастерскому владению всеми тонкостями своего ремесла.

Педагогика — Принцип наглядности в обучении

Принцип наглядности в обучении считается производным от принципа доступности: чем насыщеннее наглядности занятия, тем доступнее будет объяснение новой темы. Сущность этого принципа можно передать выражением: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Он опирается на ведущую роль зрительных анализаторов в восприятии внешнего мира (ведь с их помощью человек получает от 80 до 90 процентов информации). Поэтому учебный материал нужно подавать в наиболее наглядной форме. 

Основатель этого принципа Я. В. Коменский утверждал, что необходимо получать мудрость не из книг, а из неба, земли, дубов и буков, а если мы намерены передавать ученикам истинные и достоверные знания, то должны обучать с помощью личного наблюдения и чувственной наглядности.

Основные правила принципа наглядности:

четко определить цель использования средств наглядности;

комплексно использовать следующие виды наглядности, которые давали бы наибольший эффект, но ни в коем случае не злоупотреблять ими;

активно привлекать субъектов обучения к работе со средствами наглядности;

руководить наблюдениями субъектов учения;

отбрасывать все лишнее, чтобы не вызывать дополнительных ассоциаций;

применять наглядность на всех этапах учебного процесса;

демонстрировать средства наглядности последовательно по мере представления учебного материала;

обеспечивать содержательность и эстетичность их оформления;

наглядность должна соответствовать психологическим закономерностям восприятия;

не использовать средства наглядности как самоцель, а удачно дополнять материал, который изучается;

не переоценивать и не недооценивать роль наглядности в обучении и тому подобное.

Во время обучения необходимо применять различные виды наглядности – натуральной, образную, словесно-образную наглядность (динамическую и статическую, плоскую и объемную).

Наглядность выполняет следующие функции: 

– способствует умственному развитию субъектов обучения; 

– помогает выявить связи между научными знаниями и жизнедеятельностью, теорией и практикой; 

– облегчает учебно-познавательную деятельность учащихся и способствует формированию у них интереса к профессиональных знаний; 

– помогает воспринимать предмет, который изучается, в его многообразии; 

– способствует формированию мотивации познания окружающей действительности и тому подобное.

Итак, принцип наглядности можно определить как «совокупность норм, которые вытекают из закономерностей процесса обучения и касаются познания действительности на основе наблюдения, мышления и практики на пути от конкретного к абстрактному, и наоборот».

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ — Студопедия

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к досто­верным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к ис­точнику познания.

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если че­ловек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых дан­ных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприя­тии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе сво­ей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил учитель.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, бе­седы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал. Более то­го, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использо­вать его возможности.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоцио­нального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама на­турная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Постановка натуры заключается не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помо­гала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живо­писи. В школе натура часто устанавливается с учетом только компо­зиционного, эстетического содержания. Этого недостаточно. Безус­ловно, красивая постановка имеет большое значение, так как этим повышается интерес к ней. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоя­тельно прийти к выводам.



Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте устано­вить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и пря­мом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет

выделить главное и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко меняют пластическую выразитель­ность формы, а вместе с тем и учебные задачи, в одном случае облег­чая их, в другом — усложняя. Педагогу надо внимательно следить за этими моментами при постановке натуры и ее освещении.


Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюде­ния и анализа натуры, что существенным образом влияет на правиль­ность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на каче­ство построения изображения. Особенно большое значение нагляд­ность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного ма­териала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными. Например, мы знакомим детей с ос­новными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисун­ке — это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уров­не находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это мож­но продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в ок­но, затем привстанут, присядут — и увидят, как вместе с ними опуска­ется и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.

Здесь же надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перей­ти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полу­открытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления пер­спективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, например, вида на железнодорожные пути (рис. 60) или пейзажа (рис. 61), где будут видны и явления воз­душной перспективы. После этого знакомим детей с основными за­конами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры:

1. Величина предметов изменяется по мере удаления их от глаз ри­сующего: чем дальше предмет от рисующего, тем он кажется меньше. (Обращаем внимание детей на телеграфные столбы, деревья, шири­ну рельсов на первом плане и на втором.)

2. Все прямые, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку, которая находится на линии горизонта. Обращаем внимание детей на телеграфные провода, рельсы и т. д. Все они сходятся в од­ной точке, поэтому эта точка в перспективе называется точкой схо­да. Точка схода указывает место, куда устремлен взор рисующего, поэтому она всегда находится на линии горизонта, т. е. на уровне глаз рисующего.

60. Вид на дорогу (перспектива).

61. К.Д. Фридрих. «Горный пейзаж «.

Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспектив­ных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.

Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона, плекси­гласа), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характер­ные особенности. Например, при рисовании с натуры геометричес­ких тел дети не могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Устанавливая рядом с гипсовым слепком проволочную модель, мы помогаем им правильно понять конструктивную закономерность строения формы.

На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показы­вать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния. Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке либо на примерах работ художников по репродукциям. Хорошим наглядным примером изменения цветовых и тоновых отношений в разное время суток может служить таблица Н. П. Крымова «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток» (см.: Крымов — ху­дожник и педагог. М., 1960).

При объяснении колористического единства в живописи и поня­тий теплые и холодные цвета можно использовать таблицу «Цветовое единство колорита» (см.: Беда Г. В. Живопись. М., 1971. С. 32).

На уроках декоративного рисования в качестве наглядного ма­териала могут с успехом быть использованы: иллюстрации, табли­цы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись — хохломская, городецкая, жостовская) и т. п.

Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства — рисунку и жи­вописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры: схематические рисунки и таблицы (рис. 62), гипсовые модели геометрических тел, слепки с классичес­ких образцов скульптуры; модели из проволоки, плексигласа и карто­на, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры; специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени; рисунки и таблицы методической последо­вательности работы над изображением; репродукции картин и рисун­ков мастеров; кинофильмы, раскрывающие технику работы каранда­шом и кистью; специальные приборы — «Цветовой круг» и «Тоновой круг» для развития у детей чувства цвета и тона, используемые пока

62. Таблица для объяснения явлений перспективы.

только в экспериментальных школах; наборы цветных слайдов для ознакомления детей с элементарными законами цветоведения.

Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру — ее форму, структуру, цвет и фактуру.

63. Прибор для демонстрации изменения тона.

Например, при раскрытии понятия «тон» педагог может проде­лать опыт с кусочками картона различной окраски и фактуры. Ос­вещая их одним источником света, он может показать, как меня­ется тон под различными угла­ми освещения в зависимости от расстояния до источника света. Стоит только на прибо­ре (рис. 63) немного изменить положение плоскости (угол падения луча света), как изме­нится и тон. Можно показать изменение тональных отноше­ний с помощью изменения фо­на: натура на светлом и на тем­ном фоне.

И все же наилучшим средст­вом наглядного обучения явля-

ется рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.

Наглядность, как правило, оказывает более эффективное дейст­вие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский .про­возгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

Например, мы объясняем принципы построения форм кувшина с помощью вспомогательных линий. Показывая местоположение вспомогательных линий, мы замечаем, что многие учащиеся не сов­сем ясно себе представляют, как они располагаются по форме. Когда же мы начинаем рисовать и наглядно показывать, по каким узловым точкам проходят эти линии в рисунке и где их можно представить, глядя на натуру, ученикам становится ясна и вся конструктивная схе­ма строения формы, и местоположение линий в рисунке.

Несколько слов об изготовлении наглядных пособий. Специаль­ных мастерских, которые изготовляли бы полные наборы учебно-ме­тодических пособий и моделей, в настоящее время не существует. Каждый педагог сам изготавливает их, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика, что намного снижает качество преподавания. В период обучения рисованию с натуры тре­буются проволочные и гипсовые модели, оптические приборы и т. п., причем заменить эти модели ничем другим нельзя. Наглядные учеб­ные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущер­ба для качества преподавания. Среди работ учителей встречаются очень оригинальные и интересные пособия. Однако это доступно не каждому учителю, поэтому наиболее распространенным видом на­глядных пособий в настоящее время стали методические таблицы и плакаты.

Часто в школах демонстрируются самодельные таблицы, объяс­няющие последовательность работы над рисунком, но их методиче­ские установки разноречивы, а иногда и просто неправильны, так как учителя иногда заимствуют их из таких изданий, которые нельзя рекомендовать.

Иногда методическую последовательность работы над рисунком рассматривают как механическое расчленение целого на части или как процесс постепенного вырисовывания формы (вроде проявле­ния фотопластинки), что ошибочно. Последовательность работы над рисунком надо рассматривать как раскрытие конкретных учебных задач. Рекомендуя ученикам методическую последовательность вы­полнения рисунка и иллюстрируя этапы работы таблицами, мы со­средоточиваем внимание не на внешнем характере изображения, а на тех учебно-аналитических задачах, которые нужно решить на данных

стадиях. Например, на таблице дано линейно-конструктивное изоб­ражение вазы. Это означает, что ученик, наметив общий характер формы и пропорции, должен приступить к конструктивному анали­зу формы предмета. Он должен мысленно разложить сложную форму вазы на простейшие (цилиндры, шар, усеченный конус и т. д.) и ус­тановить, вернее, понять конструктивную взаимосвязь этих форм. Он должен определить, как образуется объемная форма предмета и как ее правильно изобразить в перспективе, т. е. продемонстрировать усвоение законов перспективы.

Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как оп­ределенный комплекс учебных задач, о чем подробно сказано в руко­водстве по этому предмету. При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графи­чески выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица на­глядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.

2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усво­ить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.

3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты пост­роения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каж­дая последующая логически вытекает из предыдущей.

4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таб­лицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообраз­но даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняю­щим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.

6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядно­го обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстриру­ет перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выра­жения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисун­ка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложе­ния учебного материала. Главным в данном случае должны быть по­яснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

К педагогическому рисунку мы относим рисунок мелом на класс­ной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка учени­ка или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправ­ление работы ученика рукой педагога.

Первый вид рисунка — работа на классной доске — является пре­красным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиден­ное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на «золотое правило обучения», Я. А. Комен-ский писал: «Следовательно, о том, что надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует за­рисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении» ‘. А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя не­достаточно используют возможности рисования на классной доске.

Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графиче­ского языка учитель дает возможность детям ясно понять и предста­вить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Простота и лаконичность изображения диктуются прежде всего необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры челове­ка (рис. 64), при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками (рис. 65). На такие рисунки учитель затрачивает не более одной-двух минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности закончен­ный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10—15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.

‘Коменский Я. А. Избр. пед. соч. С. 269.

Чтобы овладеть педагогичес­ким рисунком и понять его спе­цифику, нужна большая трени­ровка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в педагогических вузах. При должной настойчивос­ти рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми.

На рисунках 66—67 показаны работы студентов МГПУ, выпол­нявшиеся на практических заня­тиях по методике рисования.

Второй вид рисунка — это за­рисовка учителя на полях рисун­ка школьника. Такими зарисов­ками мы пользуемся в том слу­чае, когда ошибка в рисунке за­мечена лишь у одного-двух уче­ников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

64. Схемы движения человека. Рису­нок на классной доске.

65. Схематические рисунки деревьев на доске. Рисунок на классной доске.

66, 67. Учебные рисунки на классной доске.

Третий вид педагогического рисования — это исправление оши­бок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты катего­рически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи уча­щимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Лич­ная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое обра­зовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старает­ся делать так, как показал педагог.

Академик В. Н. Яковлев, вспоминая занятия у В. Н. Мешкова, пи­сал: «Такой метод показа я лично считаю и самым трудным и самым доходчивым. Ничто так не раскрывает глаза, как наглядный показ. А все эти разговоры, что поправлять ученику рисунок — это значит ли­шать его индивидуальности, ведутся теми педагогами, которые не умеют так делать. Мы же все и теперь с благодарностью вспоминаем эти чудесные часы».

Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем.

В нашей практике мы иногда наблюдаем, как учитель рисования выступает перед учеником в роли «маэстро», перестает обучать, увле­ченный своим искусством. В этом отношении очень поучительными для нас могут быть воспоминания пианиста А. Зилоти о занятиях с А. Рубинштейном:

«Он придвинулся к инструменту — и заиграл… Играл он так, как, может быть, редко когда в своей жизни играл. Учиться тут нечему бы­ло, и я как пианист перед ним совсем не существовал или существо­вал где-нибудь в третьей комнате, в углу, в кучке мусора. Я помню, что впечатление у меня было такое: «Оставьте меня все в покое, я брошу заниматься музыкой!» Но, кроме сознания полной ничтожно­сти, было и чувство какой-то обиды. Я невольно вспомнил уроки Ни­колая Рубинштейна, который нам всегда так играл, чтобы мы все-та­ки не теряли из вида ближайшей точки к идеалу, то есть он сообра­жался со способностями каждого данного ученика и играл настолько хорошо, чтобы этот ученик не терял надежды когда-нибудь достиг­нуть этой точки. Н. Г. Рубинштейн играл каждому ученику иначе, то есть чем лучше был ученик, тем он лучше играл, и наоборот.

После этого урока последовали еще такие же уроки, от которых у ме­ня до сих пор еще осталось впечатление какого-то тяжелого кошмара. Я чувствовал, что А. Рубинштейну было в высшей степени безразлич­но, как и что я играю. Конечно, ни о каком удовольствии ни ему ни мне и речи быть не могло. Он, собственно, ничего мне не дал, а только иг­рал эти вещи архигениально хорошо, и если он не убил во мне желание учиться, то это только благодаря моему счастливому характеру, давше­му мне возможность смотреть на эти уроки как на временное несчастье. Помню, что и на Н. С. Зверева это производило такое же впечатление, так как он после каждого урока как-то странно со мной разговаривал, точно извинялся, что заставил меня учиться у такого педагога» ‘.

Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.

Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои заня­тия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик мог сказать о своем учите­ле так, как говорил о Ференце Листе А. Зилоти: «Он был каким-то

3 и л о т и А. Мои воспоминания о Ф. Листе. // Наука и жизнь. 1970. N 11. С. 115— 116.

68. Таблица из пособия В.В. Пукирева.

солнцем, когда стоял среди нас; чувство было такое, что раз он с на­ми, нам весь мир ничто, и каждый раз от него мы уходили счастли­вые, радостные, с сияющими лицами, и наши губы сами собой рас­плывались в восторженную улыбку» ‘.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет де­монстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматри­вая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой вы­разительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого сможет достичь уче­ник, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерст­вом сыграет колоссальную роль.

На примерах работы выдающихся художников можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами доби­ваться эмоциональной выразительности.

Не меньшую роль в раскрытии учебных задач могут сыграть хоро­шо изданные иллюстрации из методических пособий, как это было в старинных пособиях по рисунку (рис. 68 и 69).

1 См.: Наука и жизнь. 1970. N11. С. 117.

69. Таблица из пособия В.В. Пукирева.

Говоря о наглядности обучения, необходимо отметить и такую форму наглядности, как кино. Учебное кино способно оказывать не­оценимую услугу в обучении рисунку. С помощью кино можно про­демонстрировать методическую последовательность выполнения ри­сунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. Быст­рые процессы — движения руки, нанесение штриховки, приемы ра­боты кистью и пр. — можно показать в замедленном темпе, длитель­ные же процессы представить быстро протекающими.

Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести де­ло так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на приме­рах применение тех или иных законов и правил рисования.

Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип на­глядности должен пронизывать всю систему обучения изобразитель­ному искусству.

Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть за­кономерность строения натуры, помочь детям понять процесс пост­роения изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале построения изображе­ния рисунок наносится легким касанием карандаша, но на практике у него это не получается. Учитель показывает, как это делается. Дру­гой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и, в конце концов, протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог пока­зывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и неправильно намеченные линии.

Однако одной наглядности для успешного усвоения на практике законов рисунка мало. К ней надо присоединить активность самого ученика. При показе наглядных пособий ученик получает известные зрительные образы, которые помогают ему многое уяснить. Но при этом он остается только зрителем, его роль сводится к созерцанию того, что показывает педагог. Насколько школьник усвоил учебный материал, может показать только его самостоятельная и активная ра­бота, когда он сам начинает проверять на практике то, что ему пока­зал преподаватель. Отсюда вытекает принцип активности и созна­тельности обучения.

Статья » Принцип наглядности и его значение в обучении у младших дошкольников в историко-педагогических исследованиях различных ученых и педагогов

Теоретики, практики и педагоги неизменно подчеркивают важность и актуальность принципа наглядности в обучении детей младшего дошкольного. Это находит отражение в одном из основных принципов дидактики, к которому относится наглядный метод обучения.

Наглядные методы обучения – это такие методы, где от использования учебных пособий и технических средств обучения непосредственно зависит овладение дошкольником познаваемого материала в образовательном процессе. К одному из основополагающих положений дидактики относится применение наглядных средств обучения для развития у детей дошкольного возраста образных понятий, становление представлений об абстрактных связях и установление взаимозависимости между ними. Именно поэтому, большое значение имеет использование демонстрационных пособий и медийных (технических) средств обучения на занятиях в дошкольных учреждениях.

В образовании применение принципа наглядности имеет долгую историю. К нему еще за несколько веков до нашей эры обращались педагоги в Китае, Древнем Египте, Греции, Риме и других странах. Идею наглядности, которая стоит в основе принципа обучения, прежде всего, связывают с именем великого древнегреческого ученого и философа Аристотеля.

Я.А. Коменский (1592-1670гг.), чешский педагог – гуманист, одним из первых теоретически давал обоснование принципу наглядности в педагогической практике. Он называл его «фундаментом успешности всякого обучения» и считал, что наглядность является «золотым правилом обучения». Характеризуя этот принцип, он очень часто цитировал известную эмпирическую фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Обучение появилось за несколько тысяч лет до Я.А. Коменского и было бы не правильным думать, что когда — то детей учили, не опираясь на наглядные пособий, что ребенок не мог представить себе то, о чем ему говорил учитель. Тщательно изучив достижения народной педагогики, именно педагог Я.А. Коменский определил средство, облегчающее дошкольнику изучение материала.

Наличие рисунка и картины в книге – это именно те средства, опираясь на которые ребенок дошкольного возраста имеет возможность свободно представить изучаемые объекты, события и явления. Чешский педагог был первым, кто вывел наглядность на уровень главного вопроса дидактики и наработал конкретную теорию наглядности. На ранней стадии общественного развития, когда обучение было неразрывно связано с трудом взрослого, дети без особых затруднений представляли и понимали себе то, чему их учили.

В то время методы обучения носили практический и познавательный характер, как для взрослого, так и для ребенка. Процесс обучения стал более сложным и затруднительным с момента появления книг и письменности. Это дало почву для зарождения противоречия между личным опытом самого ребенка и опытом общества, отражающимся в книгах, потому что опыт детей носит ограниченный характер, и они не всегда понимают то, о чем говорится в книгах. Для детского понимания книги необходимо сопоставить ее содержание с теми явлениями, предметами и событиями, которые ему знакомы. Надо отметить, что получается это далеко не всегда, в результате чего дети начинают механически запоминать, т.е. «зубрить».

Я.А. Коменский считал, что «именно наглядность является важным и предопределяющим фактором обучения, потому что она выражает чувственное познание, которое выступает источником знаний». По мнению древнегреческого педагога, «чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, а, соответственно, разум развивается лучше» [15, с. 98].

Я.А. Коменский давал следующее определение понятию «наглядность», ее значению и задачам:

1. «Надобно приучать детей к истинному, цельному и прочному познаванию вещей посредством личного наблюдения, чувственного доказательства»;

2. «Образовательные учреждения должны давать возможность детям чувствовать личностно, т.е. он сам должен видеть, слышать, осязать, обонять и вкушать все то, что ребенок может и должен видеть, изведывать и т.д., исходя из этого, они избавят природу человека от нескончаемых неясностей и миражей»;

3. «О вещах необходимо знать то, что должно быть обучаемо при помощи их самих, т.е. дети должны созерцать, осязать, слушать, изведывать и т.п. сами вещи или замещающие их изображения»;

4. Чешский ученый выделял основную задачу наглядного обучения, это использование:

— настоящих предметов и осознаваемое наблюдение за ними;

— в случае, если это невозможно по каким — либо причинам необходимо использовать модели и копии (муляжи) предметов;

— работа с картинками, на которых изображены предметы или явления.

Швейцарский педагог Г. Песталоцци (1746-1827г.г.) освящал в своих трудах принцип наглядности. Он считал, что органы чувств сами по себе предоставляют нам неупорядоченные сведения об окружающем мире, но именно обучение имеет возможность уничтожить эту «хаос» в наблюдениях, может разграничивать предметы, а близкие по значению наоборот соединять, т.е. формировать у детей устойчивые понятия.

По мнению В.Ф. Зуева (1754-1794г.г.), профессора, автора первого отечественного учебника по естественной истории познаваемый материал не механически запоминается, а усваивается ребенком сознательно. Он считал, что нужно ввести обучение, основывающееся на предметности и наглядности, а таблицы, картины и другие средства можно применять только в тех случаях, когда нет возможности предоставить натуральные предметы природы.

К.Д. Ушинский, выдающийся педагог и методист в области дошкольного образования, давал наглядности глубокое психолого-педагогическое истолкование. Он определял ее не только «как непосредственное знакомство ребенка с окружающей природой, но и как широкое применение на занятиях пособий: картинок, глобусов, карт, обучающих плакатов, коллекций, макетов и т.д., помогающим детям спроектировать в своем сознании верный образ предмета или явления. Ученый придерживался мнения, что «демонстрационные пособия характеризуются как средство для усиления мыслительной работы и становления чувственного образа дошкольника». Следовательно, не сама наглядность, а «чувственный образ, сформировавшийся на основе наглядного пособия и является ведущим в процессе образования». К.Д. Ушинский занимался разработкой способов и методов работы с наглядными пособиями и значительно обогатил методику наглядности в образовании [44, с. 27].

К примеру, методист-естественник Герд отмечал, что «наглядное обучение обязательно должно соотноситься действительному процессу детского познания, так как дети при помощи органов чувств получают эмоции, «впечатляются». Восприятие ребенка переходит в представления и определенные понятия».

Последователь К.Д. Ушинского, педагог-методист начальной школы В.П. Вахтеров (1853 – 1924) с критикой относился к устному обучению и предлагал педагогам при изучении природы с дошкольниками акцентировать внимание на опытах, наблюдениях, демонстрации объектов природы.

В.А. Артемов считал, что «необходимо формировать у дошкольников понятие о природе как о едином целом». Он рекомендовал уделять больше внимания доступности и систематичности наглядности обучения. Под наглядностью он понимал «не только демонстрационные пособия, но и проведение самими воспитанниками простых опытов и наблюдений» [5, с. 188].

К.А. Дрозд в своей работе «Принцип наглядности – основополагающий принцип обучения» утверждал, что наглядное пособие способствует образованию четкости представлений в сознании детей о предметах и явлениях природы. Он писал «наглядные пособия особенно необходимы при изучении предметных явлений, недоступных для непосредственного восприятия их органами чувств» [14, с. 34].

В настоящее время вопросами наглядности занимаются такие специалисты, как Н.Б. Попова, Н.М. Шахмаев, В.И. Евдокимов, Л.В. Занков, Г.Ф. Суворова, Л.П. Прессман и многие другие.

О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк отмечали, что «освоение знаний в любой образовательной области зависит не только от личности педагога, но и от тех учебных средств, которыми он может свободно распоряжаться, потому что без них у него нет возможности обеспечивать многие педагогические требования к знаниям» [13, с. 204].

В.И. Евдокимов придерживается мнения, что «основное значение наглядности в том, что она формирует соответствующие понятия, поэтому значение принципа наглядности при обучении и воспитании дошкольников достаточно большое» [17, с. 190].

Знания, полученные ребенком от воспитателя, т.е. сложившиеся понятия, заученные правила и другая информация, частично забываются. Это естественный процесс, некая закономерность в жизни. Прочность знаний определяется временем и заключается в умении человека отобрать и сохранить самое основное из полученных знаний, в «пластичности» знаний, т.е. умении самостоятельно использовать приобретенные ранее знания для решения новых задач.

Советский психолог Л.С. Выготский считал, что прочные знания надолго сохраняются в памяти и ребенок способен воспроизвести их в любое время. Педагог должен уметь продуманно приостановить процесс забывания, используя для этого разные методы, приемы и средства обучения на занятиях.

Н.Е. Веракса считал, что «прочность знаний в педагогической практике определяется широким использованием различных видов наглядности. Грамотные педагоги обогащают опыт дошкольников применением на занятиях всевозможных натуральных предметов и их изображений: макеты, муляжи, картинки, плакаты, схемы и т.д. Материал для детей становится более понятным м доходчивых, а значит более прочно ими запоминается, чем словесное объяснение педагога» [10, с. 289].

По мнению Л.В. Занкова, «одной из основных причин, по которым возникают определенные трудности в усвоении знаний и отсутствие интереса со стороны детей является недостаток наглядности или ее отсутствие вообще». Он писал: «Воспитанники любят занятия по окружающему миру, потому что только на них дети наблюдают, проводят опыты и исследуют».

Наличие материально — технической базы, обеспечивающей совершенствование наглядных представлений дает возможность комбинировать чувственное восприятие предметов с формированием определенных понятий. Занимаясь любым видом деятельности, дети должны что-либо увидеть, иногда взять в руки, исследовать и проделать какую- либо манипуляцию с тем или иным материалом [20, с. 176].

Выбор методов обучения зависит от выбранных средств обучения, но не надо забывать, что построение занятия тесно связано с путями формирования понятий, намеченными педагогом при подготовке к занятию, потому что методически правильное применение наглядности развивает наблюдательность и увлеченность детей.

Н.Б. Попова считала, что «материальная база обучения предоставляет возможным более широко использовать исследовательские приемы в процессе овладения знаниями» [37, с. 89].

Современная трактовка принципа наглядности, по мнению А.В. Хуторского, имеет следующие условия:

1. «Наглядность – это формирование чувственного запаса знаний ребенка, его представлений и личного опыта. Если педагог будет делать на это упор, то можно добиться успешности обучения.

2. К одной из главных сторон формирования чувственного познания относится применение в процессе обучения наглядных пособий. Образы предметов и явлений передаются детям в виде изображений на картинках, рисунках, иллюстрациях, в форме чучела и муляжа, при помощи фотографии, видеослайдов, познавательных мультфильмов и т.д. Вследствие чего ребенок имеет возможность представить себе реальный мир, что на порядок повышает осознанность получаемых знаний и интерес к образовательному процессу» [49, с. 332].

Л.С. Выготский писал «результативность образовательного процесса напрямую зависит от степени привлечения всех органов чувств ребенка, т.е. чем многообразнее и нагляднее предоставляемый материал на занятиях, тем эффективнее его усвоение» [12, с. 296].

При чем надо отметить, что еще чешский педагог Я.А. Коменский вывел это золотое правило – «к обучению необходимо привлекать все органы чувств», а И.Г. Песталоцци, к примеру, в своих работах показал и доказал важность применения наглядности в развитии формируемых понятий.

Педагог К.Д. Ушинский объяснил значимость наглядных ощущений для развития речи детей, а В.А. Артемов аргументировал место наглядности в выборе методов обучения. Профессор Л.В. Занков предложил возможные варианты сочетания слова и наглядности, способствующие развитию детей, а Г.М. Коджаспирова выделила средства обучения, учитывая их роль в процессе обучения.

Л.В. Занков определяет следующие общие правила применения средств наглядности:

1. «При выборе на занятия того или иного вида наглядного материала нужно грамотно продумать место его использования, ориентируясь на его дидактические возможности.

2. Слова педагога и выбор форм комбинирования наглядности подчиняется поставленным учебным задачам. Благодаря наглядным пособиям можно устанавливать связь между фактами и явлениями, которые недоступны непосредственному наблюдению. Слово воспитателя имеет силу побуждения к наблюдению и способно направлять детей на понимание смысла, истолкование проведенных наблюдений. Также источником знания может выступать наглядное пособие, а слово будет приводить в исполнение функцию руководства восприятием учеников.

3. При закреплении изученного материала источником знания о предметах, явлениях, их связях между собой выступает слово педагога. Функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного повествования берет на себя наглядность, она же будет отправным пунктом сообщения, которое содержит информацию о явлениях и связях, скрытых от прямого восприятия.

4. На всех этапах получения знаний по окружающему миру и познавательному развитию необходимо применять средства наглядности» [20, с. 178].

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наглядного обучения имеет большое значение. Вопрос состоит лишь в том, как оно реализуется на практике.

Понятие наглядность относится к различным видам восприятия. По своей значимости наглядные пособия не имеют преимуществ, они равны между собой. Ведущее место занимаю натуральные объекты и их изображения. Применение наглядных средств должно носить целенаправленный характер и, как показывает педагогическая практика, они в обязательном порядке должны сочетаться со словами педагога.

По мнению Я.А. Коменского способы сочетания слов и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм:

1. Словесные сообщения педагога руководят наблюдением, которое ведется ребенком, а знания о внешнем облике предмета, его строении, взаимосвязях дошкольники получают из наблюдаемых объектов.

2. К другой форме сочетания относятся знания о предметах и процессах, которые воспитанники получают из словесных объяснений педагога, а наглядные средства конкретизируют или подтверждают их словесные сообщения. Педагог сам объясняет и демонстрирует свойства наблюдаемого объекта или предмета.

Я.К. Коменский считал, что «первая форма сочетания является наиболее результативной как для усвоения знаний, так и для становления наблюдательности дошкольников. К использованию второй формы сочетания прибегают при сравнительно «грубом» анализе объектов» [26, с. 246].

В.Э. Штейнберг писал «если педагог дошкольного учреждения знает и грамотно ориентируется в этих формах сочетания слова и средств наглядности и их вариантов, то это дает возможность творчески использовать наглядные средства обучения в соответствии с поставленной педагогической задачей и особенностями обучающего материала и другими конкретным условиями» [53, с. 67].

Таким образом, анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод о значимости применения наглядных средств обучения на занятиях. Они позволяют:

1. увеличить результативность занятий;

2. сделать образовательный процесс более занимательным и наглядным;

3. формирует познавательную способность воспитанников;

4. способствует самостоятельности дошкольников.

2.4. Принцип наглядности обучения.

Многолетний опыт
обучения и специальные психолого-педагогические
исследования показали, что
эффективность обучения зависит от
степени привлечения к восприятию всех
органов чувств человека
.
Чем более разнообразны чувственные
восприятия учебного материала, тем
более прочно он усваивается. Эта
закономерность уже давно нашла свое
выражение в дидактическом принципе
наглядности
.
Название этого принципа происходит от
слов — взгляд, осмотр, глядеть, смотреть.

Идея
наглядного обучения

начала распространяться в 17 веке, когда
под влиянием демократических движений
и Реформации резкой критике подвергалась
школа средневековья с ее догматизмом
и вербально-абстрактным стилем
преподавания. Эту
идею представляли

известные просветители М.Монтегю (1533 —
1592) и Ф.Бэкон (1562 — 1626), но более конкретно
ею занимались создатели дидактики как
науки: В.Ратке (1571 — 1635), который использовал
принцип наглядности в преподавании
языков, и, прежде всего Я.Коменский,
который развил его в “Великой дидактике”
и применил в других произведениях.

Коменский
впервые теоретически обосновал принцип
наглядности.
Как
известно, процесс познания действительности
традиционно отождествляется с ее
наблюдением и восприятием с помощью
одного или более чувств. Коменский
обращал большое внимание на значение
полисенсорности и сформулировал
золотой принцип дидактики “
:
“ Пусть это будет золотым принципом
для учащихся, чтобы всё, что могли,
отдавали чувствам, т.е. предметы видимые
— взгляду, слышимые — слуху, запахи
обонянию, а ес- ли что-то можно охватить
неск. чувствами, следует допустить сразу
несколько чувств “.

Коменский,
а затем и Песталоцци противопоставляли

наглядность схоластическому вербальному
преподаванию. Ее использование должно
было облегчить учащимся овладение
любыми знаниями, как научными, так и
практическими. Коменский
утверждал
,
что “людей надо учить разносторонне,
не из книг черпать мудрость, а с неба,
земли, с дубов и буков“, он заботился о
том, чтобы учащиеся “наглядно познавали
духовные и несуществующие предметы“,
например ангелов, души и т.п. Наряду с
конкретными восприятиями Коменский
придавал большое значение также
деятельности разума, отмечая, что при
его бездействии наглядность вместо “
ожидаемой муки даст опилки и высевки
”.

Развивая идеи
Коменского о наглядности в обучении,
Песталоцци

переоценивал наглядность, ошибочно
считая ее абсолютной основой всякого
познания.

К.Д.Ушинский
подчеркивал
,
что наглядность отвечает психологическим
особенностям детей, мыслящих “ формами,
красками, ощущениями “. Наглядное
обучение “ строится не на отвлеченных
представлениях и словах, а на конкретных
образах, непосредственно воспринятых
ребенком: будут ли эти образы восприняты
при самом ученье, под руководством
наставника или же прежде, самостоятельным
наблюдением ребенка, так что наставник
находит в душе дитяти уже готовый образ
и на нем строит ученье “.

Такой ход
учения от конкретного к абстрактному,
отвлеченному, от представления к
мышлению, а не наоборот Ушинский считал
единственно правильным
,
естественным, основывающимся на ясных
психологических законах.

Подтверждая и
развивая мысли Коменского и Песталоцци
о необходимости использования возможно
большего количества органов чувств в
восприятии конкретной действительности,
Ушинский говорил о необходимости
сочетания

наглядного обучения с мыслительной
деятельностью учащихся, имея в виду,
что наша мыслительная способность
всегда имеет дело с материалами,
почерпнутыми из реального мира.

Образную речь
учителя он соотносил к средствам
наглядности, а наглядность считал одним
из путей сближения учителя с классом,
подтверждая это тем, что даже молчаливые
дети под влиянием удачно выбранных
средств наглядности говорят свободно
и непринужденно.

Современная
дидактика исходит из единства чувственного
и логического
,
считает, что наглядность обеспечивает
связь между конкретным и абстрактным,
содействует развитию абстрактного
мышления, во многих случаях служит его
опорой.

Степень
использования наглядности и характер

различны на различных ступенях обучения.
Наиболее полно используется она в
начальных классах, где довольно широко
применяется индуктивный путь приобретения
знаний. В средних и особенно старших
классах наглядность сочетается с
теоретическими положениями, которые
излагаются учителем или формулируются
в учебнике и играют роль исходного
начала в обучении.

Психологические
исследования и изучение опыта

работы учителей говорят о том, что
принцип наглядности может иметь не
только положительное, но и отрицательное
значение.

Чрезмерное
увлечение
наглядностью
и неправильное ее использование
затрудняет формирование понятий, так
как отвлекает внимание учащихся от
существенных признаков наблюдаемых
предметов или явлений и усиливает
второстепенные по сущности, но иногда
более заметные по внешнему признаки,
приводит к ошибочным обобщениям и
выводам. Далеко не всегда точное
воспроизведение предметов, о которых
говорит на уроке учитель, способствует
пониманию и усвоению материала. Так,
например, при изучении математики,
особенно в начальных классах, не следует
увлекаться внешней стороной оформления
наглядных средств, изображая их
схематически и обращая больше внимания
на установление логических связей между
ними.

Учитель всегда
должен помнить о том, что
наглядность — не цель, а средство успешного
обучения.

Различают
следующие виды наглядности:

1) Натуральная.

— или естественная
наглядность, представляющая собой
реальные предметы или процессы, с
которыми учащиеся знакомятся на занятиях
(объекты и явления, демонстрируемые
учителем, раздаточный материал) или вне
занятий (во время экскурсий, практ.).

2) Изобразительная
наглядность.

— чертежи, рисунки,
схемы, графики, картины, диаграммы,
проекционные изображения (кино- и
диафильмы) и др.

3) Объемная
наглядность.

— геометрически
е фигуры и тела, муляжи.

4) Условная и
символическая наглядность.

— карты, глобус.

5) Различные
модели и специальные приборы.

Некоторые авторы
выделяют в особую
группу звуконаглядные средства
,
к которым относят звукозаписывающие и
воспроизводящие звук приборы (магнитофоны
и др.), а также словесную наглядность,
применение в обучении художественного
слова.

Средства
наглядности используются

на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении
знаний, формировании умений и навыков,
при выполнении домашних заданий, при
проверке усвоения учебного материала.

Принцип
наглядности обучения способствует

приобретению осознанных знаний, вызывает
познавательную активность учащихся,
помогает достижению прочности знаний,
осуществлению связи теории с практикой,
доступности обучения и других дидактических
принципов.

Практические принципы совершенства в преподавании и обучении

Девять новых принципов совершенства в преподавании и обучении служат отправной точкой для тщательного анализа вашей профессиональной практики.

Новые практические принципы совершенствования преподавания и обучения — это рекомендуемый подход для школ, который заменил Принципы обучения и преподавания (PoLT).

На этой странице

Практические принципы

Практические принципы формулируют, как учителя могут преподавать учебный план и вовлекать студентов.
Они предназначены для непосредственной связи с задокументированной школьной программой преподавания и обучения, в которой описывается, чему следует учить, и подход к оценке, который помогает учителям определять потребности учащихся в обучении и то, как учащиеся могут продемонстрировать свой уровень понимания. Каждый принцип подкреплен теорией действия, которая описывает, как работа учителей может улучшить обучение учащихся с течением времени. В нем объясняются конкретные изменения, которых можно ожидать, и дается краткий научно обоснованный синопсис.

Принцип 1. Завышенные ожидания от каждого ученика способствуют интеллектуальной вовлеченности и самосознанию.

Действие 1.1

Учителя возлагают большие надежды на обучение, усилия и заинтересованность всех учащихся

Действие 1,2

Учителя вместе со студентами разрабатывают амбициозные цели

Действие 1,3

Учителя обеспечивают признание и учет культурных особенностей, потребностей и способностей всех учащихся в учебной программе

Действие 1.4

Учителя повышают способность учащихся отслеживать и оценивать свой прогресс и достижения

Ссылка на FISO

Принцип 1: высокие ожидания связаны с, FISO: Приоритет: Позитивный климат для обучения

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 2: Благоприятная и продуктивная учебная среда способствует вовлечению и сотрудничеству

Действие 2.1

Учителя строят качественные отношения, которые повышают вовлеченность учащихся, уверенность в себе и их рост как учащихся

Действие 2.2

Учителя обеспечивают признание и учет культурных особенностей, потребностей и способностей всех учащихся в учебной программе

Действие 2.3

Учителя развивают у учащихся способность к сотрудничеству

Действие 2,4

Учителя поддерживают энергичную и целенаправленную среду обучения

Ссылка на FISO

Принцип 2: высокие ожидания связаны с, FISO: Приоритет: Позитивный климат для обучения

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 3: голос, свобода действий и лидерство учащихся расширяют возможности учащихся и создают чувство гордости за школу

Действие 3.1

Учителя дают учащимся возможность иметь демократический голос в управлении сообществами, в которых они учатся

Действие 3.2

Учителя предоставляют ученикам возможность проявить подлинную свободу воли в собственном обучении

Действие 3.3

Учителя предоставляют возможности для лидерства

Действие 3.4

Учителя создают в школе чувство гордости и единства

Ссылка на FISO

Принцип 3: высокие ожидания связаны с, FISO: Приоритет: Позитивный климат для обучения

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 4: Планирование и реализация учебной программы привлекают всех учащихся и ставят перед ними задачи.

Действие 4.1

Учителя ставят потребности учащихся в центр планирования и реализации программ

Действие 4,2

Учителя совместно разрабатывают и реализуют объем и последовательность обучения

Действие 4.3

Учителя регулярно пересматривают и обновляют учебные программы в соответствии со школьными учебными планами

Ссылка на FISO

Принцип 4, ссылка на FISO: Приоритет: Превосходство в преподавании и обучении

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 5: глубокое обучение побуждает учащихся создавать и применять новые знания.

Действие 5.1

Учителя разрабатывают учебные программы, чтобы явно развивать глубокие уровни мышления и применения

Действие 5.2

Учителя помогают студентам исследовать процесс построения знаний

Действие 5.3

Учителя помогают ученикам размышлять, задавать вопросы и самоконтролировать учеников

Ссылка на FISO

Принцип 5, ссылки на FISO: Приоритет: Превосходство в преподавании и обучении

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 6: практика строгой оценки и обратная связь помогают обучению и обучению

Действие 6.1

Учителя разрабатывают аутентичные, соответствующие целям оценки, отражающие программу обучения и цели

Действие 6.2

Учителя используют данные оценок для диагностики потребностей учащихся в обучении и планирования обучения

Действие 6.3

Учителя регулярно информируют учащихся об их успехах в достижении индивидуальных целей обучения и стандартов учебной программы

Действие 6.4

Учителя анализируют данные об успеваемости учащихся, чтобы улучшить свою практику

Ссылка на FISO

Принцип 6 ссылки на, FISO: Приоритет: Превосходство в преподавании и обучении

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 7: стратегии, основанные на фактах, способствуют улучшению профессиональной практики

Действие 7.1

Учителя оценивают влияние преподавания на обучение, анализируя несколько источников данных

Действие 7.2

Учителя определяют и целевые области для профессионального обучения

Действие 7.3

Учителя опираются на текущие исследования и используют цикл усовершенствования запросов

Действие 7,4

Учителя бросают вызов и поддерживают друг друга, чтобы улучшить практику

Ссылка на FISO

Принцип 7 ссылки на, FISO: Приоритет: Превосходство в преподавании и обучении

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 8: Глобальное гражданство воспитывается в реальных условиях обучения.

Действие 8.1

Учителя помогают ученикам исследовать свою роль как граждан мира

Действие 8.2

Учителя моделируют и упрощают использование цифровых инструментов и ресурсов для доступа, использования и совместного использования обучения

Действие 8.3

Учителя и студенты совместно разрабатывают обучение, которое связано с контекстами реального мира

Действие 8.4

Учителя и ученики сотрудничают в образовательном партнерстве в школе и за ее пределами

Ссылка на FISO

Принцип 8, ссылка на FISO: Приоритет: участие сообщества в обучении

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Принцип 9. Партнерские отношения с родителями и опекунами способствуют обучению учащихся.

Действие 9.1

Учителя устанавливают открытое и постоянное общение с родителями / опекунами

Действие 9.2

Учителя ищут и используют знания и отзывы родителей / опекунов

Действие 9,3

Учителя способствуют вовлечению родителей / опекунов в обучение в классе, школе и за ее пределами

Ссылка на FISO

Принцип 9, ссылка на FISO: Приоритет: участие сообщества в обучении

Доказательства, мероприятия по взаимодействию и ресурсы

Чтобы узнать больше об этом Принципе, обратитесь к печатным ресурсам, доступным в конце страницы.

Руководство для печати

Практические принципы для достижения совершенства в преподавании и обучении

Государственные школы и учителя штата Виктория могут
Закажите печатные копии Руководства по практическим принципам на странице ресурсов для государственных школ штата Виктория.

Плакат с принципами практики

На этом плакате представлены принципы практики в удобной для печати обзорной таблице.

A3 Плакат с принципами практики (pdf — 126.08kb)

Принципы и FISO

Принципы сосредоточены на трех общегосударственных приоритетах Рамочной программы по улучшению результатов обучения (FISO).

  • Позитивный климат для обучения
  • Превосходство в преподавании и обучении
  • Участие сообщества в обучении.

Чтобы узнать больше о FISO, см .:
Рамки для улучшения результатов учащихся

Диагностические инструменты

Диагностические инструменты предназначены для поддержки учителей и руководителей школ в размышлении о Принципах практики и участии в совместном развитии практики.

Следующие инструменты в настоящее время доступны для использования в школах:

  • Занятия по рефлексии в рамках всей школы
  • Занятия саморефлексией под руководством учителя.

Чтобы получить доступ к инструментам, загрузите:

Дополнительные диагностические инструменты в настоящее время разрабатываются для Практических принципов для достижения совершенства в преподавании и обучении и будут опубликованы на этой странице в 2018 году.

Основные ресурсы

Рекомендации по профессиональной практике 8 ресурсов
Заметка о профессиональной практике 13 ресурсы
FISO и тематические исследования

Примеры из практики

Начальная школа Фэрфилда

Начальная школа Фэрфилда, и.о. директора начальной школы Фэрфилда, обсуждает, как они используют Принципы практики в качестве общего языка для достижения совершенства в своей педагогической практике:

Начальная школа Брайтона

В этом видео представители начальной школы Брайтона рассказывают о том, как они внедряют практические принципы и высокоэффективные стратегии обучения в свои основные бизнес-практики:

Принципы и VEYLDF

Учителя, работающие в начальных классах начальной школы, также будут ссылаться на Практические принципы викторианской системы обучения и развития дошкольного образования (VEYLDF), которые обеспечивают согласованность нашей системы образования и обеспечивают непрерывность обучения во всех образовательных учреждениях и в процессе развития. этапы.

Чтобы узнать больше о VEYLDF, см .: Victorian Early Years Learning and Development Framework

Первые годы обучения в школе:
Соединение VEYLDF с практическими принципами для достижения совершенства в преподавании и обучении

Связаться с нами

Практические принципы совершенствования преподавания и обучения в настоящее время выпущены в виде проекта. Для получения дополнительной информации и обратной связи обращайтесь:
[email protected]

.

Что такое принципы дизайна? | Фонд дизайна взаимодействия

Принципы проектирования — это широко применимые законы, руководства, предубеждения и конструктивные соображения, которые дизайнеры применяют по своему усмотрению. Специалисты из многих дисциплин — например, поведенческой науки, социологии, физики и эргономики — заложили основу для принципов дизайна благодаря своим накопленным знаниям и опыту.

Принципы дизайна — законы с Leeway

Принципы дизайна — f фундаментальные советы по созданию простых в использовании, приятных дизайнов .Вы применяете их, когда выбираете, создаете и систематизируете элементы и функции в своей работе. Принципы дизайна представляют собой накопленный опыт исследователей и практиков в области дизайна и смежных областях. Применяя их, вы можете предсказать, как пользователи отреагируют на ваш дизайн. «KISS» («Keep It Simple Stupid») — это пример принципа, согласно которому вы разрабатываете для неспециалистов и, следовательно, сводите к минимуму любую путаницу, которую могут испытывать пользователи.

Контрольный список дизайна Franks Spillers — это пример набора индивидуальных принципов дизайна для дизайна мобильного взаимодействия с пользователем (UX).

В дизайне взаимодействия с пользователем (UX) это s жизненно важно для минимизации пользователей когнитивных нагрузок и времени принятия решений . Авторы окончательной работы Универсальные принципы дизайна государственные принципы дизайна должны помочь дизайнерам найти способы улучшить юзабилити, повлиять на восприятие, повысить привлекательность, обучить пользователей и принимать эффективные дизайнерские решения в проектах . Чтобы эффективно применять принципы проектирования, вам необходимо сильное понимание пользователей проблем и хорошее видение того, как пользователи воспримут ваши решения .Например, вы не используете автоматически соотношение веса заголовка и текста 3: 1, чтобы соблюдать принцип хорошей иерархии. Это соотношение является стандартным правилом . Вместо этого, руководство , которое вы могли бы использовать для реализации хорошей иерархии: « текст должен быть легко читаемым » . следует проявлять осмотрительность всякий раз, когда вы применяете принципы дизайна, чтобы предвидеть пользователей нужно — например, вы судите, как направлять взгляд пользователя, используя симметрию или асимметрию.Следовательно, вы, , адаптируете принципы для каждого случая и создаете надежный опыт по мере удовлетворения потребностей пользователей с течением времени .

«Дизайн — это не монолог; это разговор. »

—Уитни Хесс, коуч по эмпатии и консультант по UX-дизайну.

Типы принципов дизайна

Дизайнеры используют такие принципы, как видимость , находимость и обучаемость для решения основных проблем человеческого поведения.Мы, , используем некоторые принципы проектирования, чтобы направлять действия . Воспринимаемые возможности , такие как кнопки, являются примером. Таким образом, мы даем пользователям полный контроль над .

Повелитель юзабилити Якоб Нильсен выделил десять «заповедей»:

  1. Держите пользователей в курсе о состоянии системы с постоянной обратной связью.
  2. Установить информацию в логическом естественном порядке .
  3. Убедитесь, что пользователи могут легко отменять / повторять действия .
  4. Поддерживайте согласованные стандарты , чтобы пользователи знали, что делать дальше, не изучая новые наборы инструментов.
  5. По возможности предотвращать ошибки ; везде, где это невозможно, предупреждает пользователей, прежде чем они совершат какие-то действия.
  6. Не заставляйте пользователей запоминать информацию — оставьте параметры и т. Д. видимыми .
  7. Сделайте системы гибкими , чтобы новички и эксперты могли выбрать , чтобы делать с ними больше или меньше.
  8. Дизайн с эстетикой и минимализмом — не загромождайте ненужными предметами.
  9. Предоставлять сообщения об ошибках на понятном языке для выявления проблем и возможных решений.
  10. Предложите простые в поиске ресурсы по устранению неполадок , если это необходимо.

Эксперт по эмпатии Уитни Хесс добавляет:

1. Не прерывайте и не создавайте препятствий пользователям — проложите очевидные тропы, которые обеспечат легкую поездку.

2. Предложите несколько вариантов — не мешайте пользователям полезными вещами; вместо этого дайте им необходимые альтернативы.

3. Избавьтесь от отвлекающих факторов — позвольте пользователям выполнять задачи последовательно, а не одновременно.

4. Кластер связанных объектов вместе.

5. Иметь удобную для сканирования визуальную иерархию, которая отражает потребности пользователей , с легко доступными часто используемыми элементами.

6. Упростите поиск.

7. Покажите пользователям, откуда они пришли и куда они направляются, с помощью указателей / подсказок.

8. Обеспечьте контекст — покажите, как все взаимосвязано.

9. Избегайте жаргона .

10. Делайте проекты эффективными и оптимизированными.

11. Используйте значения по умолчанию с умом — предлагая заранее определенные, хорошо продуманные варианты, вы помогаете минимизировать количество решений пользователей и повысить эффективность.

12. Не задерживайте пользователей — обеспечьте быстрый отклик интерфейса.

13. Сосредоточьтесь на эмоциях — удовольствие от использования так же важно, как и простота использования; пробуждать у пользователей желание повысить вовлеченность.

14. Используйте «меньше значит больше» — сделайте все возможное в дизайне. Если функциональные и эстетические элементы не улучшают пользовательский опыт, забудьте о них.

15. Соответствовать навигационным механизмам , организационной структуре и т. Д., чтобы сделать конструкцию стабильной, надежной и предсказуемой.

16. Произведите хорошее первое впечатление .

17. Будьте заслуживающими доверия и заслуживающими доверия — идентифицируйте себя с помощью своего дизайна, чтобы убедить пользователей и устранить неопределенность.

Страница «О себе» IDF служит примером хорошей иерархии, простоты навигации, использования пробелов и т. Д. При установлении доверия.

Подробнее о принципах дизайна

В Interaction Design Foundation есть курсы по эффективному использованию принципов дизайна: https: // www.interaction-design.org/courses

Whitney Hess изучает принципы дизайна здесь: https://uxmag.com/articles/guiding-principles-for-ux-designers

Проницательный взгляд на принципы дизайна с примерами: https://www.smashingmagazine.com/2018/01/universal-principles-ux-design/

Полезная статья, посвященная важности принципов дизайна для мобильных устройств: https://uxplanet.org/mobile-ux-design-key-principles-dee1a632f9e6

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.